Сознательное самовнушение. Секреты аутотренинга

Самовнушении и аффирмациях знают тысячи людей, используют сотни, результаты получают десятки. Почему так происходит, если информация об этом доступна и в книгах, и в интернете? Скорее всего, это связано с неумением ею пользоваться или нехваткой терпения.

Психологи определяют проблему современного человека как зависимость от наличия учителя, который должен направлять и наблюдать за ним до достижения успеха в поставленной цели. Взятие ответственности за свою жизнь в целом или за карьерный рост, здоровье и личные отношения многие люди перекладывают на врачей, психоаналитиков или начальников, хотя современные психологические методики позволяют всего достичь самостоятельно, бесплатно и без больших усилий. Единственное требование, которое следует выполнять, - это регулярность действий при работе по изменению мышления.

Великий фармацевт

Эмиль Куэ не был первым, кто стал применять самовнушение для достижения своих целей, но и он не сразу пришел к выводу, что, воздействуя на сознание и бессознательное, можно в корне изменить субъективную реальность.

Эмиль очень хотел стать врачом, но, будучи сыном небогатых родителей, смог поступить в университет только по специальности "фармацевт". Получив в 1876 г диплом, он открыл в Париже свою аптеку и стал постепенно обрастать клиентурой.

Для привлечения посетителей и борьбы с конкурентами Эмиль Куэ стал при каждой продаже лекарств уверять их, что именно его пилюли и настойки им помогут. Вскоре молодой фармацевт стал замечать взаимосвязь между его пожеланием и состоянием здоровья его клиентов. Открыв, что его уверенность в действенности изготовленных им препаратов передается людям, и их выздоровление происходит намного быстрее, он стал осознанно влиять на их сознание.

Известен случай, который Эмиль Куэ позже привел как пример в своей книге. Он дал клиентке флакончик с дистиллированной водой, уверив ее, что этот препарат - самый действенный при ее заболевании из всех существующих. Какого было его удивление, когда она пришла через несколько дней и поблагодарила за столь эффективное средство, так быстро принесшее ей выздоровление!

После этого случая фармацевт решил изучать психологию, особенно все, что касается вопросов воображения, бессознательного и подсознания. Вскоре он закрывает свою аптечную практику и переезжает жить в Нанси, где основывает клинику психотерапии. Благодаря этому переезду родился ставший впоследствии знаменитым на весь мир метод Куэ по сознательному самовнушению. Сегодня этого французского психолога мало кто знает, хотя его разработки легли в основу многих методов лечения заболеваний с помощью позитивного мышления.

Клиника бывшего фармацевта

В начале 20 века многие богатые и не очень люди стали обращаться в клинику, которую основал Эмиль Куэ. Сознательное самовнушение - это метод, который разработал и которому обучал бывший фармацевт своих пациентов. И несмотря на то что большинство врачей того времени резко критиковали его метод и называли шарлатанством, даже они не могли не признать, что клиенты врача-самоучки выздоравливали один за другим.

Свою клинику Куэ называл школой самообладания, в основе которой лежит позитивная психотерапия. Еще будучи фармацевтом, он заметил, что клиенты, настроенные скептически и не верившие в то, что лекарства могут им помочь, действительно продолжали болеть.

Те же пациенты, которые верили в его слова, что завтра им непременно станет легче, действительно чувствовали себя лучше. Так французский психолог пришел к выводу, что в основе выздоровления человека лежит его воображение, подкрепленное верой в результат.

Что же предлагал своим пациентам Куэ?

  • Во-первых , он вместе с ними исследовал их мысли в той сфере жизни, которую они желали изменить. Как правило, ему удавалось указать клиенту на взаимосвязь его негативного мышления с той реальностью, в которой он жил.
  • Во-вторых , Куэ помогал пациентам составить новые установки, перестраивавшие их сознание. Индивидуальная психотерапия, которую он с ними проводил, легла в основу будущей поведенческой терапии, при которой в сознании человека выстраивались новые линии поведения. Например, агрессия постепенно переводилась в добродушие, азарт заменялся спокойствием, а жадность - щедростью.
  • В-третьих , Эмиль Куэ первым предложил метод контроля над мыслями, благодаря которому многие люди смогли качественно изменить свою жизнь.

Таким образом, этот великий человек еще на заре развития психотерапии разработал методики, в основе которых лежит работа с подсознанием и бессознательным.

Вера как исцеляющая сила

Много внимания Куэ уделял такому малоизученному, но наиболее сильному феномену человеческой психики, как вера. О чудесах исцеления с ее помощью можно читать в а также можно было видеть их в реальной жизни.

В истории человечества много примеров, когда люди обретали здоровье, прикоснувшись к религиозной реликвии или посетив святые места. По определению ученых, вера - это непреложная истина, или догмат, воспринимаемая человеком как факт, не требующий доказательств. Это также очень сильное психологическое и эмоциональное состояние, при котором в сознании человека складывается картина мира, в основе которой лежат его мысли и представления об окружающей действительности.

Одним из ярких примером веры, который был задокументирован свидетелями, стал случай с потерпевшими кораблекрушение. Несколько человек оказались в шлюпке посреди океана без воды и еды. Если без последнего они еще могли бы обойтись некоторое время, то смерть от обезвоживания настигла бы их за пару дней.

Так как, кроме как на Бога, им уповать было не на кого, они отдались воле волн, а сами встали на колени вдоль бортов шлюпки и стали молить Творца, чтобы вода вокруг нее из морской превратилась в пресную. Желание жить и вера были так велики, что действительно спустя некоторое время не только структура воды изменилась, но и даже ее цвет.

Когда через неделю их наконец-то нашли, спасатели были удивлены, что застали всех живыми и здоровыми. Жидкость, окружающую лодку взяли на экспертизу, и оказалось, что это чистейшая родниковая вода.

Психологические методы Куэ были основаны на том же принципе. Люди с помощью самовнушения записывали в подсознание новую информацию, которая впоследствии становилась для них непреложной истиной и картиной их мира. При этом совершенно не важно, была она правдивой в начале работы или нет.

Метод Эмиля Куэ

Пациентам своей клиники бывший фармацевт предлагал 3 раза в день проводить следующие процедуры:

  • расслабить полностью тело и сознание, приняв для этого удобное положение сидя либо лежа;
  • 20 раз спокойным и монотонным голосом произнести ключевую фразу.

В этих простых действиях заключаются методики Куэ, вернувшие многим людям не только здоровье, но и смысл жизни.

На самом деле внутри них лежит глубокое понимание автором того, как работает наше подсознание. Оно воспринимает всю получаемую информацию как непреложную истину. Это сознание ворчит, что все, что говорит человек, не соответствует действительности, а для подсознания высказанная даже в шутку мысль является правдой. Именно поэтому многие люди не могут достичь результатов - они «ведутся» на скепсис сознания и просто перестают действовать, так как не понимают процессов, которые происходят в их мозге.

Когда человек спокойно и внятно произносит вслух необходимую установку, он тем самым не дает сознанию права голоса, направляя сказанное напрямую в место назначения. Если условия не позволяют говорить вслух, то можно делать это беззвучно, но шевеля губами. Это помогает человеку пребывать в состоянии осознанности.

Лучшее время для проведения этой процедуры - непосредственно после пробуждения или перед сном, когда вся информация поступает напрямую в подсознание.

Нюансы метода Куэ

Некоторых людей удивляет, почему новые установки необходимо произносить спокойно и как бы даже отрешенно, а не подключать к этому процессу позитивные эмоции. На самом деле последние играют большую роль в технике визуализации, которая работает на сознательном уровне. Создавать лишнее напряжение и тратить энергию при работе с подсознанием нецелесообразно, так как оно этого «не воспримет».

Психологические методы Куэ в начале 20 века были революционными, но после его смерти в 1926 г. и из-за многочисленных трагических событий в последующие годы его работы либо были забыты, либо раскритикованы, либо признаны ненаучными. О них вспомнили много позже, когда в психиатрии стали разрабатывать техники самовнушения. Тогда-то и был заново «открыт» Эмиль Куэ. Книги автора начали снова издавать и переводить на многие языки, и они стали доступны широкой публике.

«Я» сознательное и бессознательное

Индивидуальная психотерапия, которую проводил Куэ со своими пациентами, состояла из нескольких этапов:

  • Во-первых, он обучал людей полностью сосредотачиваться на выполняемом действии, будь то расслабление мышц или напряжение некоторых из них. Он считал важным, чтобы его клиенты могли управлять своим телом.
  • Во-вторых, Куэ объяснял им разницу между тем «я», которое они привыкли воспринимать как свою личность, и тем, которое на самом деле управляет их жизнью.
  • В-третьих, доктор составлял с пациентами простые для восприятия фразы касаемо той сферы жизни, в которой они хотели произвести изменения, и работал с ними, обучая технике сознательного самовнушения.

Одной из самых значимых задач, которую ставил перед собой Куэ, была психологическая консультация, посвященная разделению сознательного и бессознательного «я». Для многих людей само существование второго было шокирующим.

Сам автор методики объяснял, что бессознательное - это воображение, которое собирает всю информацию из внешнего мира, даже самую незначительную, а затем на ее основе составляет собственное мнение о нем. Сюда входят также данные мыслительных процессов самого человека. Например, если у того кольнуло в боку, и он решил, что это больная печень, бессознательное переработает эту информацию, и чем чаще человек будет думать о мнимой болезни, тем быстрее она у него образуется.

К счастью, этот процесс обратим. Как можно внушить себе любое заболевание, так же легко от него можно избавиться, давая бессознательному новые данные о состоянии здоровья.

Самовнушение

Чтобы пациенты смогли ощутить воздействие тайного «я» на их поступки и жизнь в целом, а также научились не слепо ему подчиняться, а управлять им, большую часть времени в процессе обучения именно этому посвящал Эмиль Куэ. Самовнушение - процедура, требующая полного сосредоточения на действии, но примененная один раз в какой-либо сфере жизни, она может быть использована в любой ситуации.

Самая быстрая и эффектная демонстрация воздействия на бессознательное происходит на уровне тела. Пациенты, видевшие, как оно реагирует на команды, направленные на те или иные части тела, начинают его чувствовать внутри себя и работать с ним напрямую.

Например, Куэ просил человека дать установку телу, будто его ноги «привинчены» к полу, и куда бы он ни наклонялся, они останутся неподвижными. Когда тот начинал произносить эту установки спокойным и монотонным голосом, а затем наклонялся вперед или назад, его ступни действительно оставались на месте.

Следующим этапом было внушать 2-3 раз в день бессознательному необходимую информацию и просто наблюдать за изменениями, происходящими в организме или жизни.

Позитивное мышление

Перевод мыслей с минуса в плюс Куэ воспринимал, как дополнительный источник для достижения цели. Позитивная психотерапия проводилась им с каждым пациентом, настолько важной частью процесса он считал качество мышления. На заре 20 века большинство врачей воспринимали это как еще один признак шарлатанства, так как считали, что хорошим настроением человека не вылечить.

Куэ тоже это понимал, но он был уверен, что способствовали ускорению всех качественных изменений в той сфере, в которой проводилась работа.

Медитационное расслабление

Еще одним важным условием для получения результата является расслабленное состояние. Отсутствие напряжения в теле создает оптимальную среду для «доставки» новой информации непосредственно в бессознательное. В мире существует множество техник, посвященных этому процессу, но одной из лучших является медитация. При этом происходит последовательное расслабление каждой части тела с помощью мысленных установок и релаксирующей музыки, которая, в свою очередь, влияет на мозговые волны, успокаивая их.

Работы Куэ в современной психотерапии

Сегодня психологические методы Куэ лежат в основе большинства техник, посвященных работе с подсознанием и позитивным мышлением. Например, их активно использовал в своих аутотренингах психиатр В своих работах «Искусство быть собой» и «Приручение страха» он применил Куэ, расширив и адаптировав ее под мышление современного человека.

Любая психологическая консультация у специалиста сегодня строится на основе работы с бессознательным «я» человека, отвечающего за все его поступки и повседневные привычки. Так же поступал в свое время Куэ.

Сознательное самовнушение по Куэ — это лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Куэ утверждал, что все люди находятся во власти силы своего собственного воображения. Все очень просто. Такова же и техника внушения.

Внушение старо как мир. Словесное воздействие на психику больных использовали с лечебной целью Платон, Аристотель, Гиппократ. Долгое время внушение было окружено ореолом таинственности, загадочности и мистического страха. В настоящее время выяснена физиологическая основа механизмов внушения и самовнушения.

Отмечено, что чем активнее реагирует человек на эмоциональные воздействия, чем он более впечатлителен, тем легче он поддается внушению. Чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны и внушаемы дети. Они чувствительны к эмоциональной обстановке в семье. Дети, по сравнению со взрослыми, живее реагируют на происходящее вокруг, больше радуются и огорчаются.

Как пишет большой знаток знахарства в слаборазвитых странах Г. Райт, «психологическое порабощение одних людей другими старо, как мир. На земле всегда были люди, жаждавшие власти. Но искусная, хорошо продуманная практика овладения человеческим сознанием, контроля над ним, практика превращения этого сознания в глину, из которой можно вылепить все, что угодно, — это вклад, которому общество обязано прежде всего знахарям».

Всегда и везде, когда люди испытывали дефицит знаний, в их среде появлялся знахарь, который хоть чем-то мог заполнить зияющие бреши в представлениях о природе. Главное оружие знахарей, которое позволяет им господствовать над окружающими людьми — способность к внушению.

Самовнушением и внушением можно добиться и объективно регистрируемых общих изменений в организме. Так у человека, которому внушается чувство голода или сытости, изменяется состав крови. Соответственно уменьшается или увеличивается количество содержащихся в ней лейкоцитов.

Внушая чувство переохлаждения, можно вызвать появление «гусиной кожи» и повышение газообмена. При некоторой тренировке это оказывается доступным многим. Если же тренировке посвятить значительное количество времени, то, подобно йогам, можно научиться управлять многими функциями своего организма.

Как объясняется феномен самовнушения с позиций науки? Самовнушение — это процесс внушения, адресованный самому себе. Самовнушение позволяет вызывать у самого себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями. Сущность самовнушения, по И. П. Пaвлoву, заключается в концентрированном раздражении определенной области коры головного мозга, которое сопровождается сильнейшим торможением остальных отделов коры, представляющих функции всего организма, его целости и существования.

В исключительных случаях при самовнушении даже уничтожение организма может происходить без малейшей физической борьбы с его стороны. Действие самовнушения, согласно теории А. А. Ухтомского, объясняется концентрированным раздражением определенного участка коры, то есть возникновением доминанты на фоне сниженного коркового тонуса.

Психические представления, образы, эмоции и установки оказывают значительное и прямое воздействие не только па психологическое состояние человека, но и на его физиологические и соматические процессы. Образы, мысли (например, мысли об опасности) вызывают в нервной системе и далее на телесном уровне ту же реакцию, что и объективные ситуации того же содержания.

Методика самовнушения по Эмилю Куэ
Использование самовнушения в лечебных целях стало особенно популярным в Европе 20-х годов прошлого века. Немало интересного опубликовали в это время Куэ, Бодуэн и Пирс. Что касается Эмиля Куэ, прославившегося на весь мир благодаря успехам руководимой им клиники самовнушения в Нанте, то, начав скромным фармацевтом, он затем не просто глубоко изучил психофизиологию, но и выдвинул целый ряд оригинальных концепций, имевших в Европе широкий резонанс.

Свою систему лечебных приемов он назвал «школой самонаблюдения путем сознательного самовнушения». Об этих приемах он читал лекции на родине и в Англии, а позднее издал свои лекции небольшой книгой. Куэ заметил, что даже внушаемый человек не восприимчив к внушению, если противится ему и не претворяет его в самовнушение. Главной тезис Куэ: нет внушения, есть только самовнушение.

Он полагал, что главной причиной заболевания является болезненное воображение, в котором проявляются бессознательные импульсы. Куэ сравнивал силу воображения с горным потоком, который в своей стихийной безудержности сносит все на своем пути, но который можно «приручить» — тогда он сможет вырабатывать положительную энергию. Он утверждал, что все люди находятся во власти силы своего собственного воображения и что больной человек, «вооружившись правильным представлением, может снова достичь своего душевного равновесия».

Сознательное самовнушение по Куэ — это лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Куэ сравнивал болезненные представления с застрявшими в бессознательном «Я» штифтами, которые можно постепенно выбить и, в конце концов, заменить другими, соответствующими желаемым представлениям. Таким путем, например, желчность и сварливость можно превратить в их противоположность — добродушие и миролюбие.

Кто не хотел «блистать» именно в тех областях, перед которыми он испытывает страх? Как известно, Демосфен страдал дефектом речи (шепелявостью), но хотел стать оратором. Этот человек был полон веры в себя, брал уроки ораторского мастерства, упражнялся с камнями во рту и стал, по свидетельству современников, непревзойденным оратором. Речь его производила на слушателей впечатление бури и грозы.

Пример Демосфена, по мнению Куэ, наглядно иллюстрирует одно из важных его теоретических положений: «Успех приносит не столько сила воли, сколько сила собственного воображения». Действительно, как хорошо известно из лечения расстройств речи, чем больше сознательных волевых усилий тратит больной для излечения недуга, тем хуже результат.

Известный петербургский врач Георг Раух говорил в этой связи об «ошибке напряжения воли» и демонстрировал эту ошибку с помощью следующего примера. Одна супружеская пара изматывала себя взаимными ссорами и претензиями. Обычно ссору начинал он, а она плакала, защищаясь ответными упреками, что только распаляло ее холерический темперамент. Жена пыталась добиться душевного равновесия с помощью силы воли, внушая себе: «Я не хочу ссориться с Оскаром».

Результатом явилась прямая противоположность: чем больше волевых усилий она прилагала, тем больше было ссор, и именно она сама накаляла обстановку. Это происходило, согласно учению Куэ, именно благодаря ее воле. Раух объяснил ей ошибку и посоветовал внушить себе формулу по методике Куэ: «Я отношусь к Оскару спокойно». Через некоторое время ссоры практически прекратились.

Согласно Куэ, лечебные представления по своей сути являются констатацией факта. Он назвал их формулой самовнушения. Такой является главная формула Куэ: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». Формула внушения — это предложение, составленное в настоящем времени. Причем совершенно безразлично, соответствует ли оно действительности, так как фраза адресуется подсознательному «Я», которое отличается легковерием. Подсознательное «Я» принимает эту фразу за истину и начинает ее осуществлять.

Можно даже сказать, что оно воспринимает ее как задание, которое необходимо выполнить. Подсознательное «Я», которое влияет на все функции нашего организма, принимается за работу и в результате выполняет свое задание, прокладывая путь к исцелению и ускоряя его, но в пределах возможного, то есть в поставленных самой природой оптимальных пределах. Это значительно больше того, что может сделать бессознательное «Я» при воздействии на него только силой воли.

Еще один пример Георга Рауха. Тридцатилетний чертежник получил при катании на лыжах перелом ноги, ему сделали операцию. Поскольку в детстве у него был рахит, срок излечения затягивался, что для него, жившего только на заработную плату, означало финансовую катастрофу. В результате у него развилась депрессия. Раух посоветовал ему мобилизовать свои внутренние силы: «Теперь в вашем распоряжении весь день, чтобы снова и снова представлять себе самый лучший ход исцеления своей ноги, видеть себя здоровым и все время себе напоминать, что вы с помощью своих внутренних сил скоро будете хорошо бегать. Я убежден, что если вы с этого момента будете как можно чаще внушать себе приятные мысли, например, что вы скоро будете счастливо работать в своем бюро, то врачи будут еще изумляться, как быстро вам удалось поправиться».

Так и случилось. Излечение было достигнуто за поразительно короткое время, и врачи были изумлены. Пример показывает, насколько просто выглядит самовнушение по методике Куэ. Чертежник представлял себе, как он скоро будет снова работать в бюро. Он помещал будущее событие в близкое настоящее, даже более близкое, чем ожидали врачи. Его бессознательное «Я» восприняло это представление как истину и реализовало ее.

Куэ первым досконально изучил природу внушения и сформулировал ряд важнейших принципов, главный из которых носит название «закон обратного эффекта». «Если человек, мечтая о достижении какой-то цели, думает про себя: «вот бы хорошо этого добиться, но… наверное, ничего у меня не получится», то сколько бы ни прилагал он усилий, результат будет нулевым», — писал ученый.

Открытие Куэ в полной мере объясняет ту роковую роль, которую играет в подсознательном лексиконе злосчастное «постараюсь»: в самом этом слове как бы изначально заложено сомнение, ожидание неудачи. Поэтому, наметив цель, ни в коем случае не «старайтесь» к ней приблизиться; верьте — вы непременно ее достигнете!

Закон обратного эффекта наглядно демонстрируется простым примером. Представьте себе, что на земле лежит четырехметровая доска шириною в 30 см; очевидно, любой из нас пройдет по ней, и глазом не моргнув. Положите ее концами на два стула: задача усложнится совсем ненамного, потребуется лишь чуть большей осторожности. А теперь представьте себе, что та же доска соединяет крыши двух десятиэтажных домов… То-то же: ступить на нее действительно будет опасно — страх высоты приведет в действие закон обратного эффекта, а значит, падение почти неминуемо.

Бодуэн иллюстрирует закон обратного эффекта примером с начинающим велосипедистом. Почему, спрашивается, так часто мы врезаемся то в дерево, то в другое какое-нибудь незначительное, казалось бы, препятствие? Да потому только, что изо всех сил именно этого препятствия пытаемся избежать!

«Когда воля и воображение вступают в конфликт, — писал Куэ, имея в виду извечный спор сознания с подсознанием, — последнее неизменно одерживает победу».

С современных позиций некоторые теоретические рассуждения Куэ кажутся упрощенными. В настоящее время метод Куэ чаще применяется в комплексе с другими методами суггестивной психотерапии, самостоятельно он теперь используется редко, поскольку уступает по эффективности другим методам психической саморегуляции, пришедшим ему на смену.

Техника самовнушения по Куэ
Для произвольного самовнушения, как утверждает Куэ, характерно отсутствие в нем чего-либо насильственного. Все очень просто. Такова же и техника внушения. Оно должно осуществляться «без всякого усилия», как можно более «простым, детским, механическим способом». Приведенную выше формулу Куэ надо произносить каждое утро после пробуждения и каждый вечер, лежа в постели, закрыв глаза — причем произносить так, чтобы вы могли ее слышать.

Это последнее условие Куэ считает непременным. Формулу надо повторять примерно 20 раз. Произносить ее монотонно, не фиксируя внимание на том, что говорится. Формула должна совершенно механически через уши проникнуть в подсознательное «Я», «и как только она туда проникнет, она начнет работать».

Чтобы не отвлекать свое внимание на счет при двадцатикратном повторении формулы, Куэ рекомендует использовать шнур с двадцатью узелками, которые перебирают как четки. Отработка формулы «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше» занимает около одной минуты.

Формула носит общий характер, и хотя Куэ рекомендует произносить все слова монотонно, с одинаковым ударением, он тем не менее считает необходимым сделать внутренний акцент на смысловой группе «во всех отношениях». Это необходимо, чтобы избежать такого явления: у человека где-нибудь в удаленном уголке мозга прячется, например, мысль: «Да, во всех отношениях мне это поможет, но моя печень — с ней все равно уже ничего не сделаешь».

Почувствовав недомогание, необходимо найти максимально уединенное место, закрыть глаза и в высшей степени быстро повторять: «Мое заболевание проходит, проходит, проходит…» и т. д. После нескольких тренировок удается заставить нервное расстройство или физическую боль исчезнуть через 25-30 секунд. Наряду с общими формулами существует большое количество представлений, предназначенных для лечения специфических заболеваний.

Согласно Рауху, это — краткие формулы для внушения, которые программируют наше бессознательное«Я» на выполнение специфического задания. Например, для укрепления веры в свои силы: «Я могу, я могу, я могу», или для преодоления дефекта речи: «Я говорю бегло и свободно, оставаясь спокойным». В. М. Кандыба в некоторых случаях рекомендует и более расширенные формулы.

Например, в условиях групповой зависимости от алкоголя или наркотиков пациент внушает себе: «Мое решение победить тягу к спиртному (наркотикам) окончательное. Какой бы предлог ни выставляли друзья и как бы меня ни уговаривали, в любом случае не поддамся уговорам, не изменю своему решению». Все эти формулы внушаются так же, как и общая формула Куэ. Их проговаривают утром и вечером, а в случае необходимости — и в течение дня, монотонно, с закрытыми глазами, уединившись в тихом месте.

Формулы должны быть «детскими», как говорил Куэ. Они предназначаются не для нашего сознательного, критически настроенного «Я», а исключительно как представление, как программа для бессознательного «Я». Оно же предпочитает как раз детские формулы.

Бонус

ЭМ И ЛЬ КУЭ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ САМОВНУ ШЕНИЕ КАК ПУТЬ К ГОСПОДСТВУ НА Д СОБОЙ Авторизованный перевод с французского и предисловие Мих. Кадиш

Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.

Предисловие1

Сознательное и бессознательное «Я»8

Воля и воображение9

Внушение и самовнушение12

Как научиться применению сознательного самовнушения?16

Применение внушения для лечебных целей19

Как практически применять сознательное самовнушение?22

Преимущества метода23

Как действует внушение?25

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.26

Несколько случаев излечения28

Заключение32

Что достигается самовнушением?32

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ37

Мысли и изречения Эмиля Куэ49

Советы и указания ученикам и последователям55

На «сеансах» у Эмиля Куэ58

Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года66

Все обо всем!68

Чудо внутри нас72

Каким должно быть воспитание детей?76

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача - сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, - во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно с вульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате - благодаря извращенному толкованию и неправильному применению - подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l"autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода - его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, - он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, - но, во всяком случае, сам метод, как таковой, - с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов - заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили»

больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, - повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, - продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода - быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

***

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ - совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, - Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал - и продолжает давать - на десятках тысяч - примеров

доказательство высокой практической ценности нового метода.

Его цель - помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Долгое время - свыше 15 лет - Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко - в кругу близких друзей и родных, - потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он

В книге «Сознательное самовнушение» описан разработанный Куэ метод лечения самых разных болезней, получивший название метода сознательного (преднамеренного), или произвольного, самовнушения, и позволяющий больному управлять заложенными в каждом человеке силами воли и воображения.

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача — сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, — во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно с вульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате — благодаря извращенному толкованию и неправильному применению — подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода — его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, — он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, — но, во всяком случае, сам метод, как таковой, — с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов — заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили» больного от врача.

Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, — повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, — продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода — быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ — совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, — Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал — и продолжает давать — на десятках тысяч — примеров доказательство высокой практической ценности нового метода.

Его цель — помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Долгое время — свыше 15 лет — Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко — в кругу близких друзей и родных, — потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он продолжал оказывать в Нанси свою активную и бескорыстную помощь.

Расцветом его славы было появление в 1918—19 гг. книги профессора Ш.Бодуэна. Выдающийся ученый, профессор Женевского института Жан-Жака Руссо, он собрал в своем труде все достижения нового метода, подверг строгому научному анализу его основные предпосылки и установил его взаимоотношение с другими видами психотерапии. Книга проф. Бодуэна имела огромный успех: ее переводы на английский и другие языки вызвали большую литературу. Имя Куэ стало сразу популярным в Старом и Новом Свете.

Внушая себе самому что-нибудь, мы влияем на дисциплину мышления. Но при этом необходимо помнить, что в каждый момент времени наш мозг способен удержать только одну подкрепляющую нашу цель мысль. Краткое, позитивное утверждение (6-7 слов = два-три предложения), которое нетрудно произнести и повторить закрепляется в нашем сознании и работает как самовнушение и обладает силой воображения, как плацебо.

Первооткрыватель самовнушения , Эмиль Куэ (Coue E) прожил 69 лет (Франция,Труа,26. 02. 1857- 02.07. 1926,Нанси). Он с отличием закончил фармакологическую школу в 1882 году. Работая аптекарем Эмиль заметил, что если давать лекарство, с добавлением похвалы, то его эффективность повышается. Это стало сенсацией.
Э.Куэ рассматривал нарушения здоровья как следствие аутосуггестии и неправильного воображения. Он считал, что для достижения поставленной цели выздоровления - главное оформить своё желание в виде позитивного утверждения и воображения. Поэтому для выздоровления Куэ рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет. Эта и другие предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли.
Куэ обнаружил, что его пациенты быстрее выздоравливали принимая проданные им лекарственные препараты, если каждое утро после пробуждения и каждый вечер перед сном повторяли простое утверждение: "Каждый день я чувствую себя лучше и лучше". Две минуты утром и две минуты вечером. И всё! Документально подтверждено излечение тысяч людей по методу Э.Куэ.

Эмиль Куэ. Сознательное самовнушение как путь к господству над собой
Материал http://nkozlov.ru/library/psychology/d4233/#.UdvfoTtM8aY
Нашими поступками управляет не воля , а воображение .
Одно из основных положений метода Куэ, согласно которому «в конфликте между волей и воображением всегда побеждает последнее», и потому автор предлагает исключить из процесса самовнушения какие-либо волевые усилия. В связи с этим необходимо разобраться в том, что именно вкладывает Куэ в понятие воли, считая её отрицательным фактором.
Если мы примем определение воли как «психической способности человека, заключающейся в сознательном управлении своими поступками», то поймём, что без усилия воли невозможно выполнить ни одного требования данного метода. Необходимо отметить, что сам Эмиль Куэ был человеком недюжинной воли, иначе он не смог бы помогать людям своей мощной психической энергией, пробуждая в них собственные силы, способствующие выздоровлению.
Думается, что говоря о мешающей воле, Куэ имел в виду прежде всего волю хаотическую, которая преобладает в сознании людей и допускает такие негативные эмоции, как страх, раздражение, уныние и др. Много ли найдётся людей, которые могли бы сказать о себе, что они способны контролировать свои мысли и чувства в полной мере? Возможно, что «волей» Куэ называл также излишне критическое мышление, которое способно вселять в сознание человека сомнение, неуверенность в себе и тем мешать утверждению оптимизма и здоровья. Понимая, что человеку далеко ещё до умения управлять собой, Э.Куэ интуитивно находит «обходной путь», который заключается в ритмичном и почти автоматическом произнесении очень простых формул положительного, утвердительного характера, полагая, что подсознание, в обход «воле», воспримет эти формулы и сделает своё дело. Вероятно, когда-нибудь наступит и такое время, когда человек научится искусству мышления, научится владеть собой, своими чувствами и мыслями. И тогда будет возможно не только понять, но и осуществить данное некогда мудрое утверждение: «Воля многое может, воля может всё, когда призвана сознательно» (Искры Света. Вып. 8. Новосибирск, 2004). В настоящее время метод Куэ используется во многих направлениях психологии и психотерапии без упоминания имени его автора, поскольку этот метод пережил уже второе столетие и стал всеобщим достоянием. Разнообразные модификации не уменьшают его первоначальной ценности. То зерно, которое посеял Эмиль Куэ, названный во Франции «другом человечества», продолжает расти, давать всходы и помогать множеству людей, стремящихся к здоровью физическому и духовному.

Куэ был аптекарь, а стал гипнотизер и развил свой метод сознательного самовнушения как более простой и более удобный метод лечения.
К нему обращались тысячи людей в течение тридцать лет в его бесплатной клинике в Нэнси.
Он научил людей, самовнушению и его любимой фразой было: "День за днем, во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше", причем произносить эту фразу необходимо 20 раз, низким голосом, утром и вечером, в состоянии релаксации и во время литания. Наше подсознание полностью перепрограммируется на позитивный приговор.
Его метод был основан на двух принципах:
1) когда сила воли и воображение вступают в конфликт, сила воображения побеждает;
2) воображению можно обучаться быстрее, чем силе воли.
В САМОВНУШЕНИЕ-это сила, которую мы имеем от рождения. Это сила, с очень большой силой реализации. Самовнушение позволяет заменить старые ментальные схемы (блокировки, опасений, страха) на новые положительные психологические схемы – то есть на положительную и большую уверенность в себе и в своём собственном потенциале. Можно добиться успеха в чем-то, если сам считаешь себя в состоянии его выполнить. Это естественный закон. Выражение: " Я могу ", будет действовать на наши способности, в точности, как же когда мы нажимам на выключатель, и тогда вдруг свет зажигается. С другой стороны, если не существует уверенности в себе и в своем положительном успехе на реализацию задуманного, то существует мало шансов для достижения положительного результата. По наблюдениям Эмиля Куэ всегда есть причинно-следственная связь между событием и тем о чём мы бессознательно думаем. Наши сознательные силы, к которой мы, как правило, адресуем себя, очень ограничены и быстро истощаются. С другой стороны, наши бессознательные силы являются практически неисчерпаемыми.
Куэ сформулировал психологические положения следующим образом:
1. ЭТО НЕ ВОЛЯ, А ВООБРАЖЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНOЙ СИЛОЙ В ЧЕЛОВЕКЕ.
2. ВООБРАЖЕНИЕ МОЩНЕЕ, ЧЕМ ВОЛЯ.
3. НАПРЯЖЕННАЯ МЫСЛЬ СИЛЬНЕЕ УСЛОВИЙ. Мы не жертвы, а просто мы плохие актеры.
4. КОГДА положительное ВООБРАЖЕНИЕ И ВОЛЯ БОРЯТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ТО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ВООБРАЖЕНИЕ.
5. КОГДА ВОЛЯ И ВООБРАЖЕНИЕ В ДОГОВОРЕ, ТО ОНИ ВМЕСТЕ УМНОЖАЮТ ДРУГ ДРУГА. Как только воображение и воля будут нацелены на одну и ту же цель то любое сопротивление будет преодолено.
МЕТОД " СИСТЕМА КУЭ " основанный на пяти принципах определенной, необходимой и достижимой для вас цели:
1. побороть страх изменений,
2. расслабится,
3. думать и визуализировать положительный исход (использовать зрительные образы, тактильные ощущения, запахи),
4. часто конкретизировать положительные образы,
5. делать положительные паузы в течение дня и не сомневаться в положительном результате исхода лечения (блокировать критичные мысли).
Главное необходимо узнать и сознать свои цели.
" В любой ситуации, даже драматической, всегда есть позитивная сторона. Главное нужно перестать бояться и найти уверенность в себе».
Эмиль Куэ: школа самообладания путем сознательного самовнушения
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/emil_kue_shkola_samoobladaniya_putem_soznatelnogo_samovnusheniya
В 20-е годы широкой популярностью пользовалась система французского целителя - аптекаря Эмиля Куэ, которую он сам назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Основной причиной любого заболевания Куэ считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления он предлагал своим пациентам ежедневно заниматься самовнушением формул улучшения состояния здоровья.
Основная формула, которую предлагал Эмиль Куэ, была: "Мои дела с каждым днем во всех отношениях становятся все лучше и лучше!"
Э.Куэ был уверен, что всякий, живущий с мыслью «Я достигну!», обязательно достигнет. Поэтому своим методом он лечил людей независимо от заболевания, за что и подвергался справедливой критике. Вместе с тем обучение больного тренировочным приемам самовнушения для активного участия в процессе выздоровления и в наши дни определяет высокую психотерапевтическую ценность этого метода.

Материал Википедии.
Э.Куэ - французский психолог и фармацевт, разработавший метод психотерапии и личностного роста , основанный на самовнушении.
Этот метод основывается на мантроподобном регулярном повторении простых фраз - подобных, например, такой: «С каждым днем мне во всех отношениях становится лучше и лучше». Регулярность занятий является важным условием лечения. Вопреки распространенному убеждению, что сильная воля формирует быстрейший путь к здоровью, Куэ считал, что решение некоторых проблем невозможно без изменения бессознательных мыслей. Куэ подчеркивал, что он не целитель, а тот, кто учит других исцелять себя самостоятельно.
Упоминание метода в произведениях искусства
Психически больной бывший инспектор Чарльз Дрейфус, в фильме «Розовая Пантера наносит новый удар», 1976 года, неоднократно использует фразу «Каждый день и во всех отношениях, я становлюсь лучше и лучше» по указанию своего психиатра.
Главный герой фильмЭмира Кустурицы«Помнишь ли ты Долли Белл?», 1981 года, часто повторяет мантру как результат изучения гипнотерапии и самовнушения.
Джон Голсуорсичасто ссылался на него в романе «Белая обезьяна» из его трилогии «Современной комедия».
Джон Леннон включил мантру Куэ в «Beautiful Boy» в альбоме Double Fantasy.

Публикации ·Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения/ La maitrise de soi-meme par l′autosuggestion consciente , (1922). (2010)ISBN 5-280-00035-3.
·Сознательное самовнушение как путь к господству над собой. Методы, техники, практика. (2012)ISBN 978-5-413-00687-0.