Тесты для диагностики аутизма у детей. Расположение игрушек рядами, по линии

Пожалуйста, ответьте на вопросы о Вашем ребёнке. При ответах учитывайте, как обычно ведёт себя ребёнок. Если Вы замечали у ребёнка поведение несколько раз, но обычно он/она так себя не ведёт, то, пожалуйста, ответьте «нет».
Пожалуйста, обведите в каждом вопросе «да» или «нет». Спасибо.

Инструкция по использованию
M-CHAT-R можно использовать в рамках профилактического осмотра ребёнка, также им могут пользоваться другие специалисты или профессионалы для оценки риска Расстройства Аутистического Спектра (РАС).
Основная идея M-CHAT-R — максимальная чувствительность, что означает выявление настолько большого количества случаев РАС, насколько это возможно. Поэтому существует высокая доля ложноположительных результатов, это означает, что не у каждого ребёнка, у которого выявлен риск, будет диагностировано Расстройство Аутистического Спектра (РАС). Для решения этой проблемы, мы разработали дополнительное пошаговое интервью (M-CHAT-R/F). Использующим тест нужно знать, что даже с дополнительным пошаговым интервью значительному числу детей, у которых M-CHAT-R показал положительный результат, не будет диагностировано Расстройство Аутистического Спектра (РАС); тем не менее у этих детей есть высокий риск иных нарушений или задержек развития, следовательно, оценка любого ребёнка, у которого выявлен положительный результат, имеет под собой основание.

Нажмите кнопку рассчитать

Алгоритм подсчёта
Ответ «НЕТ» по всем пунктам, за исключением 2, 5 и 12, указывает на риск РАС; ответ «ДА» для пунктов 2, 5 и 12 указывает на риск РАС. Следующий алгоритм максимизирует психометрические свойства M-CHAT-R:

  • НИЗКИЙ РИСК: Количество баллов 0-2; если ребёнок младше 24 месяцев, то проведите повторное тестирование по достижению им 2 лет. Никаких дополнительных действий не требуется, если наблюдение не выявляет риск РАС.
  • СРЕДНИЙ РИСК: Количество баллов 3-7; используйте дополнительное пошаговое интервью (второй этап M- CHAT-R/F) для получения дополнительной информации об ответах, указывающих на риск РАС. Если количество баллов M-CHAT-R/F составляет 2 и выше, то результат тестирования положительный.
    Рекомендованные действия: обратиться за диагностикой и оценкой необходимости раннего вмешательства. Если количество баллов этапа дополнительного пошагового интервью составляет 0-1, то результат тестирования отрицательный. Никаких дополнительных действий не требуется, если наблюдение не выявляет риск РАС. Ребёнок должен быть повторно обследован на будущих профилактических осмотрах.
  • ВЫСОКИЙ РИСК: Количество баллов 8-20; допустимо пропустить этап дополнительного пошагового интервью и немедленно обратиться за диагностикой и оценкой необходимости раннего вмешательства.

(© 2009 Diana Robins, Deborah Fein, & Marianne Barton)

Аутизм – заболевание, которое может возникнуть в зрелом возрасте. Данное психическое расстройство значительно снижает степень социализации и адаптации человека. Выявить патологию в детские годы довольно проблематично из-за специфичности некоторых проявлений. В более зрелом возрасте, подобные признаки получают более глубокую выраженность, что отражается на поведенческой модели больного. Несмотря на то что природа этой патологии до сих пор не изучена, специалисты нашли несколько способов её диагностики. В данной статье мы предлагаем поговорить о том, как определить аутизм у взрослого человека.

Аутизм взрослых людей представляет собой серьезное расстройство психики, которое резко снижает их уровень адаптации и социализации в окружающем мире

Своевременное обнаружение патологии позволяет предупредить развитие возможных осложнений. Однако некоторые симптомы имеют настолько специфическое проявление, что могут быть ошибочно признаны индивидуальными особенностями поведения. Аутизм проявляется в виде зацикленности, патологической любви к порядку и социальной изоляции. Наличие данных признаков, является одним из сигналов о необходимости консультации с неврологом. Также важно обратить внимание на то, что симптомы заболевания обладают индивидуальной выраженностью. Это означает, что проявление патологии у разных больных могут значительно отличаться.

Одним из самых сложных типов заболевания принято считать болезнь Каннера. Этот синдром практически не поддается медицинской коррекции. Болезнь Аспергера является одной из самых простых форм патологии, поскольку существует высокая вероятность успешной адаптации больного в обществе. Синдром Ретта – редкая форма заболевания, распространенная среди представительниц прекрасного пола. Согласно статистическим данным, средняя продолжительность жизни пациентов с этим диагнозом составляет около двадцати пяти лет.

Симптомы различных форм аутизма имеют схожее проявление. Они выражаются:

  • скупостью жестов и мимики;
  • зацикленных действий, имеющих сходство с выполнением ритуалов;
  • отсутствие эмоционального восприятия чувств других людей;
  • слабовыраженные эмоции в сочетании со скудным словарным запасом;
  • чрезмерная агрессия в ответ на нарушение привычного порядка.

Полностью избавиться от аутизма на сегодняшний день - невозможно.

Методика терапевтического воздействия строится на основе выраженности симптомов и индивидуальных особенностей пациента . Современная медицина имеет богатый запас различных методов коррекции состояния больного. Специальные массажные техники, когнитивно-поведенческая терапия, трудотерапия, психотерапевтическая коррекция и медикаментозное воздействие позволяют значительно улучшить качество жизни аутистов.


В раннем возрасте это заболевание довольно сложно диагностировать

Приобретенная форма аутизма

По мнению специалистов, возникновение аутизма в зрелом возрасте связано с затяжной депрессией, имеющей хроническую форму. Для того чтобы защититься от негатива и стресса, человек погружается в собственный, выдуманный мир. Важно обратить внимание на то, что симптомы взрослой патологии значительно отличаются от признаков болезни у детей. Специальный тест на аутизм у взрослых позволяет выявить форму и степень тяжести заболевания. Также следует упомянуть о том, что в случае с легкой степенью аутизма сохраняется высокая степень социальной адаптации. Данная категория больных может с успехом самореализоваться в различных видах научной деятельности и других сферах.

Сохранение трудоспособности не гарантирует отсутствия трудностей при взаимодействии с окружающими. По словам специалистов, приобретенный аутизм резко возникает и стремительно развивается. Эта особенность заболевания существенно осложняет проведение диагностических мероприятий. «Взрослый» аутизм проявляется в виде отсутствия эмоций, частых припадков, низкой чувствительности, равнодушия и зацикленности движений.

Среди распространенных симптомов следует выделить:

  • отсутствие эмоциональной окраски речи;
  • частый повтор одинаковых слов;
  • трудности, связанные со взаимодействием с малознакомыми людьми;
  • нарушение общепринятых правил и норм, установленных в обществе.

Клинические проявления болезни тесно связаны с формой аутизма. Предсказать возможный путь развития болезни практически невозможно. Основной опасностью приобретенной формы аутизма является высокая вероятность действий больного, представляющих угрозу для его окружения. Основываясь на этом факте, можно выделить важность своевременной терапии.

Диагностические мероприятия

Диагностика аутизма подразумевает определение степени взаимодействия с социумом. Люди с этой патологией, стремятся изолироваться от окружающего мира, поскольку часто сталкиваются с непониманием своей проблемы. Большинство детей с данной болезнью часто страдают от различных эмоциональных расстройств. В зрелом возрасте аутизм подразумевает стремление к ведению «закрытой» жизни. Особенностью «взрослой» болезни является ярко выраженная агрессия при диалоге, имеющем резкую форму.


Больные аутизмом люди склонны к изоляции из-за отсутствия должного понимания среди окружающих людей

Громкая эмоциональная речь может вызвать грубость со стороны больного. В этой ситуации, велика вероятность возникновения болевого синдрома в области живота. Больные аутизмом отличаются низким уровнем интереса к различным аспектам социальной жизни. Этот нюанс является основной причиной трудностей в освоении различных навыков. Некоторые проявления аутизма имеют высокую степень сходства с параноидальным расстройством психики. Схожесть этих заболеваний, объясняет важность правильного подхода к диагностическим мероприятиям.

Одним из главных диагностических инструментов, выявляющим аутизм, является тест AspieQuiz. Данный метод позволяет определить степень развитости интеллекта и адаптации к социуму. Помимо этого, проведение этого теста позволяет определить качество восприятия поступающей информации. Для выявления патологии у подростков используется методика RAADS-R. Этот тест основывается на изучении поведенческих особенностей конкретного индивида и проводится исключительно в клинических условиях. TAS-20 - отдельный метод тестирования, позволяющий определить уровень эмоционального восприятия чувств окружающих людей.

Развитие аутизма должно протекать под четким медицинским контролем, для того, чтобы избежать появления повышенной агрессивности и стремления к изоляции. Стратегия лечения определяется в индивидуальном порядке и основывается на особенностях организма больного . Положительным результатом терапии является успешная взаимосвязь с окружающими людьми и правильное восприятие объективной реальности.

Аутизм – это расстройство психики, вызванное патологиями головного мозга, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

При заболевании наблюдается: отставание умственного развития, небольшой словарный запас вплоть до отсутствия речи, проявление агрессии и многое другое. Симптомы заболевания проявляются в раннем детстве. Тест на аутизм позволит диагностировать заболевание и своевременно начать лечение.

  1. Синдром Каннера – больной изолируется от окружающих людей. Речь слаборазвита.
  2. Синдром Аспергера – общение сведено к минимуму, больной плохо владеет мимикой и жестами. Отличается отличным логическим мышлением.
  3. Синдром Ретта – встречается только у девочек. Первые признаки обнаруживаются на 7–8 месяце жизни. Весь организм ребенка слабо развит. Лечение практически не дает результата.
  4. Атипичный аутизм – характерен для подростков и взрослых. Причиной является тяжелое поражение головного мозга из-за травмы или болезни. Характерно нарушение речи, беспорядочные движения и отсутствующий взгляд.

Тесты для диагностики аутизма

Диагностика аутизма проводится по определенным критериям, в сравнении с которыми лечащий врач может оценить поведение и состояние пациента. Ранняя диагностика и своевременное лечение даст возможность улучшить качество жизни. Результативность лечения отслеживается с помощью теста АТЕК.

Для выявления специфического отставания в развитии проводятся различные тесты на аутизм для детей, подростков и взрослых. Любой тест можно пройти самостоятельно (например, онлайн-тест в Интернете) – для этого заполняется опросник, и по количеству набранных баллов определяется результат. Полученные данные не являются окончательным диагнозом.

Виды тестов на аутизм:

  1. Скрининговые (M-CHAT, CARS, ASSQ).
  2. Диагностические (ADOS, ADI-R, ABC).
  3. Оценка контрольных показателей заболевания (ATEC).

Скрининговые тесты

Тесты на аутизм требуются для выявления признаков заболевания у детей, подростков и взрослых. Они предназначены для объективной самодиагностики и определения необходимости обращения к специалисту.

M-CHAT – Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста. Используется для обследования на выявление детей с риском развития заболевания в возрасте от 1,5 до 2,5 лет. Может проводиться как во время медицинского осмотра, так и на приеме специалиста. С помощью теста ставится предварительный диагноз.

Тест состоит из 23 вопросов, ответы на которые могут быть получены из наблюдения родителей за ребенком. К каждому вопросу есть несколько вариантов ответа. Два и более совпадения с предложенными вариантами являются серьезным поводом для получения консультации у специалиста данного профиля.

CARS – Диагностическая шкала раннего детского аутизма. Это один из наиболее распространенных тестов на аутизм в США. Служит для начального скрининга признаков заболевания и степени тяжести. Основанием для ответов служит поведение ребенка, его общение и игры.

Тест рекомендован для детей от 2 до 4 лет. Вопросы разделены на 15 групп. К каждому из них дается 4 варианта ответа с разным количеством баллов, позволяющих полнее выявить картину отклонения. В тестировании необходимо участие всего близкого окружения ребенка.

Полученная сумма баллов определяет тяжесть заболевания:

  • 15–30 – аутизм исключен;
  • 30–36 – аутизм в легкой или средней форме;
  • cвыше 36 – тяжелая степень аутизма.

При прохождении теста несколькими людьми (родители, старшее поколение, воспитатели) берется средняя сумма баллов. Для подтверждения диагноза требуется обратиться к врачу и пройти дополнительные исследования, исключающие органическое поражение мозга.

ASSQ – используется для обнаружения признаков аутизма у детей и подростков с 6 до 16 лет. На вопросы отвечают родители или пациент для самодиагностики. Тест состоит из 27 вопросов, охватывающих общение со сверстниками, поведение, игры. На каждый из вопросов дается 3 ответа.

Результат определяется по сумме баллов:

  • до 19 – отсутствие заболевания;
  • 19–22 – есть вероятность болезни;
  • от 22 и выше – аутизм.

Диагностические тесты

Тесты на аутизм используются для определения степени заболевания и общего нарушения уровня развития и навыков речевого общения. Подходят для всех возрастных групп.

ADOS – Шкала наблюдения для диагностики аутизма. Данная методика рекомендуется для диагностики заболевания независимо от возраста пациента и его развития речевого общения. Тест ADOS состоит из 4 модулей, на выполнение каждого из них необходимо около 40 минут.

Определение нужного модуля индивидуально и зависит от возраста и навыков речи пациента:

  • 1 модуль – для детей, говорящих отдельными словами;
  • 2 модуль – для детей, использующих предложения из нескольких слов;
  • 3 модуль – для свободно общающихся детей;
  • 4 модуль – для свободно общающихся подростков и взрослых.

При проведении 1 и 2 модуля ребенок и врач передвигаются по комнате. Тестирование проходит в игровой форме.
Для подростков и взрослых достаточно беседы за столом.

ADI-R – интервью для диагностики аутизма. Это опросник, ответы на который дают всю информацию, необходимую для обнаружения характерных для аутизма черт развития. Для проведения процедуры нужен опытный психолог и представитель пациента (родители, опекун, воспитатель), которому хорошо известна история развития и поведение испытуемого. Ограничением проведения интервью является уровень умственного развития (не меньше 2 лет). На проведение интервью и подведение итогов требуется 1,5–2 часа.

ATEC – тест для оценки эффективности лечения аутизма. Этот онлайн-тест предназначен для оценки результата от любой методики. Вопросы АТЕК разделены на 4 части (речь и коммуникативность, социализация, сенсорика и познавательные способности, здоровье и поведение), баллы набираются в зависимости от ответа на них.

Также подсчитывается общее количество баллов. Итоги теста:

  • 10–15 – аутизм отсутствует;
  • 15–30 – небольшая задержка развития;
  • 30–40 – легкая степень аутизма;
  • 40–60 – средняя степень;
  • 60 и выше – тяжелая степень.

Отслеживание эффективности лечения требует последовательного введения новых методик. Для мониторинга процесса лечения необходимо заполнять до 10 форм АТЕК с периодичностью в 2–3 месяца. Оказать влияние на результат терапии может применение медикаментов для лечения сопутствующих заболеваний. Их введение также должно быть постепенным и тщательно отслеживаться.

Аутизм – это болезнь с невыясненной этиологией. Относительно генетических основ ее возникновения споры продолжаются, но последние изыскания позволили выявить гормональные, биохимические и интоксикационные механизмы формирования аутичных расстройств.

У взрослых возникают некоторые особенные синдромы, но сохраняется большинство признаков, характерных для детей – узость, шаблонность, ограниченность мышления и интересов, прямолинейность и отсутствие эмоционального компонента.

Аутическое расстройство приводит к феноменальному поведению взрослого человека. Заостренность на одном действии, невозможность концентрации внимания на нескольких событиях – это первые признаки заболевания.

Феномен аутизма тщательно не изучен и не установлены его этиологические факторы, но при анализе состояния взрослых людей удается установить некоторые общие симптомы нозологии.

Основные признаки

Проявления аутизма разделяются категории:

  1. Одиночество – это не избегание общества, а способ устранения от непонимания поведения и речи окружающих людей. Эмоциональные расстройства отмечаются у детей первого года жизни, а у взрослых изолированность от окружающих – это сложное явление, так как всегда требуется человек, ухаживающий за больным;
  2. Проблемы с речевым развитием сохраняются длительное время. Для взрослого аутиста характерна агрессивность при громком обращении, болевой синдром живота под воздействием внешних триггеров. Речевые расстройства сохраняются на протяжении всей жизни, что объясняет возможность влияния наследственности на течение заболевания.

Классическая аутическая триада определяется следующими характеристиками – замкнутость, ограничение интересов, цикличность поведенческих реакций. Пациент получает удовольствие от ежедневного повторения стереотипных движений, пребывания в привычной обстановке.

Человек с трудом налаживает социальное сотрудничество, контакты с окружающими людьми. Для пациентов не характерна стойкая коммуникабельность. Знакомство не поддерживается более нескольких дней, так как непонимание требований собеседника «напрягает» аутиста.

Некоторые больные отвергаются обществом за счет личностных дефектов – слабоумия или отсутствия слуха. Они чувствуют дискомфорт из-за отвержения обществом.

Взрослые люди с аутическим расстройством не понимают обращений окружающих, сложно реагируют на внешние раздражители, вызывающие у них сильную агрессию и тревожность. Специалисты называют данную категорию «аутисты поневоле». Затруднения при общении, постоянные конфликты приводят к асоциальному поведению, при котором взрослые скрываются от окружающих. Единственным выходом из агрессивного состояния является изоляция в привычной комнате с обычными вещами. Даже новая рубашка способна спровоцировать дискомфорт.

Дефектность речи при аутизме сохраняется с детских времен. Дефектные разговоры приводят к психическому отграничению от общества. Скудная речь с недостатками во взрослом возрасте вызывает неприязнь окружающих.

М-CHAT является открытым тестом и распространяется бесплатно

Пособие для родителей, семьи и друзей

© Diana Robins, Deborah Fein & Marianne Barton

© Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход», 2014

Тест на аутизм. Как самостоятельно проверить состояние ребёнка

Аутизм относится к категории врожденных заболеваний, при котором у детей появляются трудности в общении с окружающими людьми. Они не способны понять эмоции близких и знакомых и выразить свои личные эмоции. У них ярко выражены затруднения в разговорной речи, вплоть до снижения интеллекта.

Основные симптомы этого заболевания появляются чаще всего в раннем детстве. К явным симптомам заболевания относятся: задержка умственного развития, отсутствие интереса к родителям и окружающим его людям, маленький словарный запас при общении, а иногда и полное отсутствие речи, агрессивное поведение и другие.

Диагностика аутизма у детей с помощью тестов.

Для диагностики аутизма пользуются определенными критериями, согласно которым лечащий врач оценивает поведение и состояние ребенка. Ранняя диагностика аутизма и его своевременное лечение позволят быстрее восстановить потенциал больного. Чтобы определить специфику отставания в развитии больного, лечащий врач применяет разнообразные тесты на аутизм у детей.

Можно самостоятельно проверить состояние развития вашего ребенка:

  1. При выявлении признаков аутизма родители должны обратиться к врачу-специалисту за помощью. Лечащим врачом будет назначено соответствующее обследование и проведены определенные тесты, которые помогут в диагностике аутизма у ребенка. Ранняя и своевременная диагностика психических расстройств поможет при дальнейшем ухудшении состояния, уменьшит проявления симптомов в будущем.Малыш не выделяет маму из окружающих его людей, он не фокусирует взгляд на матери или на каком-нибудь взрослом. Но в то же время может остановить взгляд на картинах на стене, на очень ярких предметах. Он не может смотреть в глаза, а если и смотрит, то совсем недолго и как-то случайно. Такие отклонения в развитии можно обнаружить уже в шесть месяцев, а иногда и раньше.
  2. Ребенок реагирует на внешние раздражители - яркость, громкость. Если мама начинает громко смеяться, то он пугается, а не радуется.
  3. На руках у матери не может принять комфортную позу. Ребенок либо очень напряжен, либо слишком расслаблен.
  4. У малыша наблюдается ненормальное двигательное поведение. Он иногда бывает безразличным и заторможенным, или, наоборот, вертлявым и слишком возбужденным.
  5. Появляются монотонные, навязчивые движения: вращения ручками, раскачивания из стороны в сторону. И все это совершается при умении ходить и сидеть.
  6. У ребенка может быть гиперпривязанность к матери или же он полностью безразличен к ее присутствию.
  7. Ребенок не стремится повторять движения за взрослыми. Он полностью безразличен к обучению, не машет рукой в ответ, не повторяет звуки и слова.

Специалисты одной из Бостонских детских клиник разработали тест для диагностики детского аутизма. При этой методике используется специальное медицинское оборудование. Электроэнцефалограф записывает электрическую активность головного мозга при помощи специальных электродов.

В данном обследовании приняли участие тысяча детей (в возрасте от двух до двенадцати лет). Учеными были выявлены тридцать три последовательности, которые связаны с наличием детского аутизма. Повторялось обследование десять раз. Точность постановки диагноза - 90%. Таким образом энцефалограмма, в некоторых случаях, способна выявить наличие аутизма.

Скрининговые тесты на аутизм у детей и взрослых.

Существует группа тестов на аутизм, которая предназначена для определения аутистических черт у взрослых и детей (скрининг). Эти тесты не заменяют официальную диагностику, но самодиагностику делают более объективной.

Ознакомимся с некоторыми из этих тестов:

  • Психолог Саймон Барон-Коган из Кембриджского центра по изучению аутизма у взрослых создал шкалу для определения симптомов аутизма у взрослых, или, как его еще называют - коэффициент AQ. Тест AQ состоит из 50 вопросов и представляет собой шкалу определения аутизма. Расшифровка: AQ >= 26 - уровень аутистических черт повышен. При результате меньшего значения можно говорить о неаутичности исследуемого. AQ >=32 - уровень аутистических черт высокий, т. е. вероятность заболевания аутизмом высокая.
  • Тесты на когнитивные особенности. Эти тесты оценивают особенности мышления, помогают выявить способности реагирования на эмоции и мысли людей, способность контролировать поведение.
  • Тесты на сопутствующие расстройства. Эта группа тестов предназначена для обнаружения сопутствующих вторичных расстройств при синдроме Аспергера, таких как алекситимия (трудности понимания своих личных настроений и эмоций). По Торонтской шкале алекситимии можно определить способности обследуемого в проведении различий между телесными ощущениями и чувствами. Доказано, что 85% страдающих аутизмом алекситимичны.

А вот пример теста, который проводится в США детям до 15 лет, чтобы обнаружить возможные проблемы у ребенка и называется он: \\\»Проверка на аутизм для маленьких детей\\\» (СНАТ).

  • Нравится ли вашему ребенку, когда его держат на руках, укачивают или сажают на колени?
  • Любит ли ребенок играть с вами?
  • Проявляет ли интерес к другим детям?
  • Ваш ребенок имитирует действия в игре?
  • Использует ваш ребенок указательный палец, для определения предмета, который заинтересовал его?
  • Приносил ли ваш ребенок домой какой-либо предмет, чтобы показать его?
  • Попробуйте привлечь внимание ребенка, указав ему предмет вне поля зрения, при помощи пальца. Скажите \\\»Смотри\\\» или скажите название игрушки. Посмотрите на реакцию ребенка. Ребенок не должен следить за рукой. Он должен смотреть на предмет, который был указан вами.
  • Смотрит ли малыш в глаза незнакомому человеку?
  • Дайте ребенку ложку и чашку и попросите его приготовить вам чай. Ребенок играет в эту игру?
  • Показывает ли ребенок пальцем местонахождение того или иного предмета, если вы его об этом попросите?
  • Может ли ребенок построить из кубиков башенку?

При большинстве отрицательных ответов риск аутизма высок.

Чтобы судить о наличии аутизма у взрослого человека, можно провести следующие наблюдения:

  1. Наличие двух из приведенных признаков:
    • Отсутствие элементарных навыков общения (зрительных контактов, жестикуляции, мимики).
    • Отсутствуют отношения с окружающими.
    • Неспособность найти интересное занятие, развлечение.
    • Невозможность выразить понятие и эмоции.
  2. Наличие одного из приведенных примеров:
    • Отсутствует или задерживается развитие разговорной речи.
    • Отсутствует инициатива для начала разговора или поддержки беседы.
    • Слова и фразы постоянно повторяются.
    • Неспособность имитации каких-либо действий.
  3. Наличие одного из приведенных признаков:
    • Привязанность к определенным предметам, местам, стереотипам.
    • Проявление повышенного интереса к ритуалам, что не несет особого смысла.
    • Повторяющиеся движения руками или ногами, телом.
    • Заинтересованность лишь определенной частью предметов.

При диагностике аутизма важным моментом является способность отличить данное заболевание от различных других отклонений в развитии малыша, таких как генетические заболевания, детский церебральный паралич, которые тоже могут вызывать умственную отсталость у ребенка и т. д. Для установки диагноза назначается врачебная комиссия, включающая в свой состав лечащего педиатра, психолога, психиатра, невролога. В комиссию могут быть включены родители ребенка, учителя, которые обладают важной и необходимой информацией о ребенке с его рождения.

Аутизм относится к группе неизлечимых заболеваний, однако своевременное выявление болезни и начатая вовремя работа с заболевшим ребенком может позволить снизить симптомы аутизма, а это поможет малышу научиться общаться с другими людьми и полноправно жить в обществе.

Диагностика аутизма у детей и взрослых(тесты)

Чем вызвано заболевание?

В основе заболевания лежит нарушение в развитии головного мозга, которое выражается в замкнутости человека, ограниченности интересов и в повторении действий. Все эти симптомы выявляются у ребенка до 3 лет. Заболевание имеет генетическую основу. Есть приверженцы теории, связывающей возникновение болезни с вакцинацией в детском возрасте. Однако данная гипотеза должного подтверждения у ученых не получила.

По данным всемирного здравоохранения такой диагноз поставлен каждому 88-му ребенку на планете. При этом следует отметить, что частота заболеваемости у мальчиков намного выше (примерно в 4 раза). Число страдающих аутизмом выросло с 80-х годов ХХ столетия. Это объясняется изменившимися подходами при диагностировании заболевания. При этом так и непонятно насколько увеличилась распространенность этого расстройства.

Как диагностировать аутизм у себя?

Многие задаются вопросом, как диагностировать аутизм у себя? При подобном диагнозе налицо явные признаки, затрагивающие многие социальные и бытовые платы в поведении. Такие больные повторяют одни и те же действия, склонны к провождению ритуалов, прибегают к определенной последовательности при одевании, расположении вещей в свое комнате, опираясь на собственное представление. Но такая манера поведения иногда характеризует и абсолютно здоровых людей.

Так как же распознать симптомы аутизма самостоятельно? Для более точного определения заболевания предлагается пройти тест на аутизм у взрослых. Следует отметить, что таких тестов достаточно много, и у всех них есть свой принцип. Можно пройти любой тест на аутизм онлайн.

Давайте перечислим самые распространенные:

  • Aspie Quiz – выявляет черты аутизма у взрослого поколения. Он включает 150 вопросов.
  • Тест RAADS-R – шкала для вычисления болезненных черт. Его бесполезно проводить при наличии боязни общества, шизофрении, депрессивных расстройствах, неврозах навязчивого состояния, психопатиях, тревожных расстройствах, анорексии и наркомании.
  • Торонтская шкала алекситимии – может определить когнитивно-аффективные расстройства при описании личных переживаний и телесных ощущений, наличие низкого уровня символизации.
  • TAS20 – алекситимия. Больной не способен описать эмоцию другого человека или же свою. Выявляется отсутствие вербального плана. Неспособность передать чувство присуще 85% страдающим аутизмом.
  • Тест AQ - тест Симона Барон-Коэна. Его посредством возможно выявление коэффициента заболевания.
  • Тест EQ – шкала, помогающая выявить уровень эмпатии.
  • Тест SQ – оценивание уровня систематизации.
  • Тест SPQ - тест на уровень шизоидных черт.

Самые ранние признаки заболевания

Обычно первые признаки аутизма выявляются к возрасту 2 лет. До этого возраста любые отклонения от нормы могут сгладиться и измениться в лучшую сторону. Но в 2 года малыш должен обладать самыми простыми навыками и понимать речь взрослого. Об этом можно судить по его ответным реакциям.

Давайте попробуем отметить все отклонения в поведении малыша, которые должны насторожить родителей:

  • Ребенок не хочет смотреть вам в глаза.
  • Говоря о себе, употребляет 2 или 3-е лицо.
  • Постоянно повторяет одни и те же слова.
  • Начал говорить, но отмечено постепенное пропадание речи.
  • Отмечено мычание.
  • Отсутствие интереса к играм.
  • Отчуждение от ровесников.
  • Игнорирование родителей.
  • Постоянно трясет головой и качается.
  • Встает на носки.
  • Обгрызает пальцы и руки.
  • Агрессивен и истеричен.
  • Ударяет себя по лицу.
  • Незнакомые люди вызывают у него страх.
  • Боится звуков, вздрагивает от них.

Следует отметить, что если вы замечаете у своего ребенка некоторые из этих признаков, то это вовсе не означает обязательное наличие аутизма. Но все-таки обратите на ребенка внимание и покажите его специалисту.

Многие родители интересуются, как определить аутизм у ребенка самим. Существует небольшой диагностический тест в основу которого легли три вопроса:

  • Предпочитает ли ваш ребенок смотреть в одну точку, даже если вы пытаетесь показать ему что-то интересное?
  • Указывает ли ваш малыш на какой-то предмет не с целью его получения, а для того чтобы, разделить с вами интерес к нему?
  • Любит ли он играть с игрушками, повторяя жесты и реплики взрослых?

Если на все три вопроса вы отвечаете отрицательно, то это серьезный повод для подозрений. Если же вы ответили положительно, то, скорее всего, вы имеете дело с обычным отставанием в развитии речи, но никак не с аутизмом. Существует и американская практика выявления аутизма у детей. В США такое тестирование на аутизм проводится до 15 лет. Оно получило название «Проверка на аутизм для малышей».

  • Любит ли ваш ребенок сидеть на коленях или находиться на руках.
  • Насколько он увлечен играми.
  • Вступает ли в контакт с другими детьми.
  • Происходит ли имитация действий в игре.
  • Указывает ли он на предмет указательным пальцем.
  • Приносит ли какой-то предмет для того, чтобы показать родителям.
  • Укажите ребенку на предмет указательным пальцем и внимательно следите за его реакцией. Взор малыша не должен остановиться на вашем пальце. Ребенок должен взглянуть на предмет.
  • Пронаблюдайте, смотрит ли ваш малыш вам в глаза.
  • Попросите ребенка приготовить вам чай в игрушечной посуде. Насколько данное занятие вызвало в нем интерес.
  • Дайте малышу кубики и попросите построить башню.

Если при большинстве заданий вы получите отрицательный результат, то уровень аутизма оказывается достаточно высоким.

Существует ряд интересных тестов по картинкам.

7 thoughts on “ Диагностика аутизма у детей и взрослых(тесты) ”

Как прикротить аутизм

Не могу поймать этого дурацкого кота… (((

братья и сестры мои. у нас 1 болезнь - одна причина нашего нежелания жить, поэтому давайте держаться вместе!

почему так жесток снег? я спокойно шла сегодня,а он избил меня сегодня,со всей силой бил по лицу я даже заплакала. тяжело осознавать что никто в этом мире тебя не любит.

Привет, во всем признакам у меня диария с аппетитом на обед

Признаки аутизма у детей младше 3 лет

Проблема аутизма у малышей младшего возраста является одной из самых трудных в детской практике. В настоящее время в России практически не применяются различные диагностические тесты, которые бы позволяли уточнять диагноз до трехлетия ребенка. Тем не менее, ежегодно случаи впервые выявленного заболевания регистрируются у малышей дошкольного возраста. Знать об этой болезни следует всем родителям, чтобы вовремя распознать болезнь.

Характеристика

Впервые случай аутизма у детей был описан в 1943 году. Это открытие сделал Г. Аспергер. В последствии даже один из синдромов, при котором развиваются симптомы заболевания, был назван его именем - синдром Аспергера. Определение болезни было дано гораздо позже, после накопления статистических данных о заболевших.

Аутизм - это психическое заболевание, при котором происходят выраженные нарушения в коре головного мозга, приводящие к полному нарушению социальной адаптации и особому восприятию собственного внутреннего мира.

Заболевание может встречаться в любом возрасте, в том числе у новорожденных. Детки, которым установлен диагноз «аутизма», требуют к себе более внимательного отношения и применения специального подхода.

Причины

На сегодняшний день большинство ученых считают, что причиной заболевания становятся нарушения в генетическом аппарате или врожденная генетическая наследственность. Очень часто первые признаки болезни можно заметить у грудничков или малышей первого года жизни. Однако эти проявления часто списывают на особенность характера или темперамента ребенка.

У мальчиков аутизм встречается гораздо чаще. Соотношение - 4:1. Девочки болеют реже. Часто малышки имеют высокую предрасположенность к болезни, если у их близких родственников или родителей есть данное заболевание.

Наследуется болезнь по аутосомно-рецессивному признаку. Это означает, что даже если оба родителя будут больны аутизмом, то риск рождения здорового ребенка у них составляет 25%.

Не только наследственная предрасположенность может привести к появлению заболевания. Есть научные исследования, которые показали связь между воздействием некоторых провоцирующих факторов на развитие болезни. Как правило, такое действие происходит во время внутриутробного роста малыша.

К таким провоцирующим факторам относят:

Инфицирование беременной женщины различными бактериальными или вирусными инфекциями. Особенно опасно такое заражение плода в период первых 8 недель внутриутробного развития.

Воздействие на будущего ребенка различных токсических химических веществ. Обычно это происходит, если мамочка во время беременности работает на вредных производствах или промышленных предприятиях.

Сильное ионизирующее излучение. Встречается на различных производствах, где проводятся работы с ультразвуком или инфракрасными лучами. Все виды радиоактивных излучений также могут повлиять на строение нервной системы, и вызвать симптомы аутизма.

Классификация

Ранний детский аутизм может протекать в различных вариантах. Обычно врачи используют различные классификации, которые позволяют разделить формы болезни по сходным признакам.

Заболевание может быть легким, средней степени тяжести и тяжелым. В основе этой классификации лежит степень выраженности неблагоприятных симптомов.

  • При легкой степени тяжести нарушения интеллектуальных способностей у малыша не происходит. Такие дети практически не отстают в уровне психического развития от своих сверстников. При внимательном наблюдении за ребенком можно обнаружить некоторые особенности. Как правило, такая форма заболевания диагностируется в 3 года.
  • При аутизме средней степени тяжести проявляются уже более стойкие нарушения со стороны моторных функций, а также присоединяются речевые нарушения. Дети в 2 года практически не разговаривают. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова или фразы, но речевые обороты лишены смысла и являются только простым набором слогов.
  • Для тяжелого течения характерны выраженные нарушения мозговой деятельности. Дети практически не реагируют на окружающих, не отвечают на вопросы, к ним обращенные. Малыши в возрасте 1,5 года по развитию соответствуют 6-7 месячному ребенку. Эта форма болезни характеризуется неблагоприятным течением и сравнительно плохим прогнозом лечения.

Признаки аутизма

К основным проявлениям заболевания можно отнести следующие симптомы:

Обеднение эмоций. Малыши, не имеющие отклонений в психическом развитии, при любой улыбке или поглаживании испытывают положительные эмоции и реагируют в ответ. Дети,страдающие аутизмом, практически никак не отвечают. Физический или телесный контакт не вызывает у них никакого ответа. Ребенок остается безучастным или старается отвернуться.

Сосредоточенный взгляд. Обычно малыши первого года жизни начинают фиксировать взгляд на каком-то одном предмете. Чаще всего у детей с аутизмом можно наблюдать «отсутствующий» взгляд. Они никогда не смотрят собеседнику в глаза, зато часами могут рассматривать какую-то часть от игрушки или рисунок на стене. Часто кажется, что малыш просто погружен в себя.

Медленное приучение к горшку. Обычно для малышей, страдающих аутизмом, это становится очень трудной задачей. Часто только в возрасте 3-4 лет ребенок полностью отучается от подгузников и привыкает ходить в горшок.

Нарушения речи. Как правило, малыши-аутисты начинают говорить достаточно поздно. Даже после произнесения первых слов они могут замолчать на долгое время. Спустя несколько месяцев они снова начинают говорить, однако произносят всего несколько отдельных слогов или однотипных слов.

Многократные повторения слов. Малыши, страдающие аутизмом, очень часто повторяют несколько слов. На вопрос «будешь кушать?» они могут несколько десятков раз повторить «кушать, кушать, кушать». Это прекратиться, только когда кто-то из родителей скажет «кушать» после монолога ребенка. После этого он обычно замолкает.

Однотипные движения. Малышам-аустистам очень нравится повторять какое-либо действие много раз. Обычно они включают и включают свет или открывают водопроводный кран. Любые попытки сделать замечание, что так делать нехорошо или неправильно, ребенок не воспринимает адекватно и начинает повторять снова и снова.

Изменение походки. Довольно часто маленький аутист начинает ходить на цыпочках или сильно размахивает при ходьбе руками, как бы изображая птицу или бабочку. Некоторые малыши могут подпрыгивать при ходьбе.

Психологические особенности. Обычно малыш, страдающий аутизмом, становится более замкнутым. Такие дети часто испытывают серьезнейшие трудности в попытках завести новых друзей. Малыши обычно не играют с другими детьми в песочнице или уходят с детской площадки, избегая новых знакомых.

Любимые продукты питания. Обычно ребенок, страдающий аутизмом, имеет выраженную наклонность и любовь только к определенной пищи. Ввести в его рацион новые продукты становится чрезмерно сложной задачей для любой мамы. Малыш категорически отказывается от всего нового, требуя привычных для него блюд. Дети в возрасте 2-3 лет кушают только из знакомой для них посуды. Новые столовые приборы могут вызвать у малыша настоящий приступ паники.

Строгая организация. Малыши-аутисты всегда стараются упорядочить свои игрушки или предметы. Они выстраивают своих кукол или животных по цвету, по размеру или по каким-то только им понятным критериям. Любое нарушение такого порядка может вызвать у малыша сильную апатию или же наоборот привести к агрессивному поведению.

Возможность самоагрессии. У малышей с аутизмом нарушаются границы восприятия внешнего и внутреннего мира. Довольно часто они чрезмерно болезненно воспринимают любые попытки вторгнуться в их личный мир. В этом случае они проявляют агрессию не по отношению к другому человеку, а к себе. Малыши могут себя нарочно кусать и даже стараются упасть из кроватки или манежа. Нужно отметить, что такие симптомы встречаются преимущественно при достаточно тяжелых формах болезни.

Диагностика

Определить аутизм - задача весьма сложная не только для родителей, но и даже для опытного врача. Проведение тестирования в домашних условиях не всегда позволяет получить точный вердикт о том, есть ли у ребенка заболевание. Такое исследование носит лишь вспомогательный характер. Если родители заметили, что у ребенка есть определенные особенности в поведении, то обязательно следует показать его врачу.

Для того, чтобы успешно диагностировать заболевание, требуется проведение нескольких тестов.

Обычно диагноз «аутизм» ставится коллегиально. Для этого создается комиссия из нескольких специалистов, обладающих достаточными знаниями по работе с такими детьми. В нее входят: врач-психотерапевт, медицинский психолог, логопед и реабилитолог.

Основные подходы к коррекции

На сегодняшний день специфического лечения заболевания не разработано. Генетическая предрасположенность болезни обуславливает невозможность создания одной уникальной таблетки, которая привела бы к полному выздоровлению.

Лечение аутизма - комплексное. Назначение лекарственных препаратов применяется только для устранения неблагоприятных проявлений болезни, которые не поддаются психологическому воздействию посредством применения других методов лечения. Обычно все лекарственные препараты назначает врач-психиатр. Такие лекарства являются достаточно серьезными и назначаются только на определенный короткий период времени для снятия острых негативных симптомов.

С малышами, которым установлен диагноз «аутизм», обязательно работают детские психологи. Цель этих занятий - улучшить социальную адаптацию ребенка, применяя различные психологические методики.

Психолог в игровой форме моделирует различные жизненные ситуации, которые могут нанести малышу психологическую травму или ухудшить его состояние. Во время таких игр кроха учится правильно реагировать на любые трудности и легче выстраивает межличностные контакты с другими людьми.

Посещение логопеда также является одним из важных этапов лечения. Для того, чтобы восстановить речь ребенка, требуются регулярные занятия со специалистом. Во время такого обучения малыши заметно расширяют свой словарный запас и меньше проговаривают однотипные предложения. Также такие занятия заметно улучшают процесс социальной адаптации ребенка. Малыши меньше бояться разговаривать с незнакомыми им людьми и быстрее идут на контакт.

Для того, чтобы маленький аутист практически не ощущал своей болезни, используются различные методы общеукрепляющих и развлекательных занятий. Маленьким аутистам рекомендуется иппотерапия или дельфинотерапия. Малыши охотно проводят время с животными. Такие занятия оказывают благоприятное действие на нервную систему ребенка и положительно влияют на весь процесс лечения и реабилитации в целом.

Определить болезнь в раннем возрасте - задача очень сложная, но необходимая. Чем раньше будет установлен диагноз и скорее начаты реабилитационные мероприятия, тем более шансов на лучшую адаптацию к условиям внешней среды у малыша, который болен аутизмом.

Такие детки требуют более внимательного и тщательного подхода. Только грамотное отношение со стороны окружающих и самых близких людей позволяет малышам лучше адаптироваться к жизни и достичь успеха.

Еще больше о раннем аутизме вы узнаете, посмотрев следующее видео.

Все права защищены, 14+

Копирование материалов сайта возможно только в случае установки активной ссылки на наш сайт.

Шкала оценки детского аутизма

Результат теста

Заполните форму до конца!

Пояснения

Для диагностики детского аутизма в соответствии с критериями DSM-IV необходимо наличие связанных со значительной дисфункцией особенностей по каждому разделу с оценкой «Умеренно выражено» или «Резко выражено».

Критерии DSM-IV предусматривают проявление нарушений, связанных с аутизмом, не позднее возраста 3х лет и дальнейшее их значительное ухудшение в одном из следующих:

  • Социальное взаимодействие
  • Символическая или воображаемая игра

Если эти требования соблюдены, то показатели могут соответствовать следующим определениям:

Нет аутизма

Невыраженный аутизм

Умеренно выраженный аутизм

> 150 = тяжелая форма аутизма

Приведенные выше цифры являются произвольными оценками и должны быть подтверждены исследованиями большой части населения, которые еще не выполнены.

Общее количество баллов не может свидетельствовать об аутизме, если нет дисфункций в каждом из трех разделов. Однако, если нет дисфункций, присутствующих во втором разделе «Речь и задержка языкового развития», но общий балл выше 60, то можно предположить синдром Аспергера.

Интерпретация опросника шкалы оценки аутизма должна выполняется опытным врачом с в присутствии обоих родителей. Интерпретация данных, полученных от родителей, заполнивших опросник без соответствующих инструкций и объяснений особенностей, может привести к диагностическим ошибкам.

Окончательный диагноз должен учитывать клинический опыт эксперта в связи с выше собранными данными.

Для диагностики специфических синдромов, например Аспергера или Ретта, пользуйтесь соответствующими критериями диагностики DSM-IV.