Кузнецов Кирилл Владимирович ([email protected])
Эксперт-практик в сфере закупок, руководитель Центра эффективных закупок Tendery.ru , автор большого числа положений о закупках, а так же тренингов и семинаров по закупкам для заказчиков, поставщиков и контролеров
В 2018 году правила закупок значительно изменяются и во многом определяются поправками, внесенными в Закон №223-ФЗ федеральным законом от 31.12.17 № 505-ФЗ. И хотя пакет этих поправок , внесенный еще летом 2015 г., был в итоге существенно переработан, до сих пор ряд предусмотренных им решений вызывает вопросы.
Итак, поправки вступают в силу с 1 июля 2018, за исключением отдельных, вступающих с момента официального опубликования закона.
Среди таких норм немедленного действия выделяются следующие:
1. Из сферы применения закона выведены закупки у взаимозависимых лиц . В целом, это не принципиально меняет сегодняшнее положение дел, так как у большинства заказчиков, имеющих дочерние и зависимые юрлица, положения о закупке обычно предусматривают возможность проведения закупки у единственного поставщика, если им является взаимозависимое лицо.
Теперь такие закупки просто «уходят в тень» и не фигурируют в закупочной отчетности по Закону № 223-ФЗ. Соответственно, открываются возможности по уводу закупок заказчика из сферы регулирования Закона № 223-ФЗ (например, при организации его снабжения через дочернюю структуру, таким субъектом не являющуюся).
Также исключены и закупки заказчиков, зарегистрированных за рубежом (в целях осуществления их деятельности на зарубежной территории), что как раз вполне оправдано. На самом деле, эти нормы написаны довольно расплывчато, что позволяет не только неоднозначно и прописывать в Положении о закупке, но и применять, злоупотребляя, выводя значительную долю закупок из сферы Закона № 223-ФЗ.
2. Учредитель бюджетного или автономного учреждения, собственник имущества унитарного предприятия или уполномоченный исполнительной властью орган вправе утвердить типовое положение о закупке и круг обязанных его применять «подведомственных» заказчиков. В таком положении определяется и дата, до наступления которого положения заказчиков должны быть приведены в соответствии с типовым. При этом вопрос применимости типовых положений «подведомственных» иной формы собственности (например, акционерных обществ) не урегулирован . Следует отметить, что такое типовое положение о закупке не является положением о закупке в классическом понимании термина, а перечнем обязательных для включения в положение о закупке заказчика правил и требований.
3. «Дочки» и «дочки дочек» могут присоединиться к положению о закупке «материнской» компании . Такое решение размещается в ЕИС как положение о закупке. При изменении положения о закупке можно принять решение о присоединении к изменениям. К сожалению, норма очень проблемная: например, для акционерных обществ, собирать у каждой дочки совет директоров для утверждения решения о присоединении к изменениям в положение о закупке, да еще в пятнадцатидневный срок - малореально.
4. Если заказчик не разместил в установленные сроки утвержденное положение о закупке (или решение о присоединении к положению о закупке), на него распространяются основные положения (с исключениями - ранее предполагалось, что будут распространяться все требования указанного закона, теперь – только перечисленные.) Закона № 44-ФЗ до выполнения им указанных действий.
5. Введено понятие ведомственного контроля закупочной деятельности (однако, в отличие от Закона № 44-ФЗ, он никак не регламентирован).
6. Определяется порядок использования региональных, муниципальных и корпоративных информационных систем в сфере закупок.
7. Казначейство ведет в ЕИС реестр заказчиков.
8. Новые ограничения по размещению информации в ЕИС . Правительство может установить перечни/группы ТРУ (товары, работы, услуги), закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о которых не размещаются в ЕИС. Заказчик также вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке ряда финансовых услуг, аренды и других договоров, предусматривающего переход прав владения/пользования недвижимостью.
9. Изменения в порядке обжалования : жаловаться можно на любые нарушения закона и положения о закупке. При этом обжалование нарушений, совершенных после окончания срока подачи заявок, возможно только теми участниками закупки, которые подали заявки. Однако рассмотрение жалобы должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования .
Но все это – «цветочки». C 1 июля 2018 вступают в силу и остальные, можно сказать, революционные поправки. Рассмотрим их подробнее.
1. Положением о закупке должны будут предусматриваться конкурентные и неконкурентные закупки, а так же устанавливаться порядок осуществления таких закупок. Конкурентные закупки по умолчанию – в электронной форме , но допустимо предусмотреть в положении их проведение и в «бумажной» . Однако конкурентные закупки с участием СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства) – только в электронной форме (причем только на площадках, соответствующих требованиям Закона № 44-ФЗ и отобранных Правительством РФ).
2. Участником закупки является любое физическое или юридическое лицо (и объединения первых или вторых). При этом более не действует ограничение, что такие лица должны также соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положение о закупке. Что открывает новые возможности для обжалования со стороны «закупочных рейдеров» (ранее были неоднократные случаи отказов контролирующих органов в принятии жалобы от «не участника» закупки – подателя, не соответствующего требованиям положения о закупки, например, не выразившего ранее заинтересованности в участии путем подачи заявки или запроса разъяснений). Тем не менее, как и раньше, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
3. НМЦД (начальная (максимальная) цена договора) указывается одним из следующих способов :
4. Вводятся ограничение на использование товарных знаков (знаков обслуживания и т.п.), близкие к установленным в правилах контрактной системы. В случае указания на товарный знак необходимо использование слов «или эквивалент» (за некоторыми исключениями). Следует обозначить одну проблему, которая многократно возникала перед заказчиками, использовавшими ранее подобную формулировку: если указываешь «или эквивалент», – не забывай определять параметры эквивалентности , причем желательно – не фиксированные (точное значение), а диапазонные (от… до…).
5. Облегчаются и становятся более разумными требования к документам закупки : для запросов котировок не требуется документация о закупке, а для закупки у единственного поставщика – извещение и документация (в остальных случаях конкурентных закупок, как и прежде, требуется извещение + документация + проект договора).
6. Устанавливается порядок проведения конкурентной закупки , включая ряд обязательных требований к ее срокам и документообороту , а также особенности для такой закупки в электронной форме.
7. Определяются особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме .
8. Определены требования к конкурентной закупке закрытым способом .
9. Детально регламентированы особенности конкурентной закупки в электронной форме только для СМСП .
10. Требования к закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и исчерпывающий перечень случаев ее проведения устанавливается положением о закупке .
Разумеется, многие из перечисленных выше нововведений нуждаются в более подробном раскрытии. Ниже мы рассмотрим некоторые нюансы, которые касаются уже рассмотренных новелл, а именно:
1) применения типового положения о закупке;
2) использования региональных, муниципальных и корпоративных информационных систем в сфере закупок;
3) изменений в порядке обжалования;
4) новых полномочий Правительства РФ;
5) особенностей применяемых способов закупок;
6) описания предмета закупки, в том числе указания на товарные знаки;
7) особенностей конкурентных закупок среди СМСП.
Итак…
1. Типовое положение о закупке
Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении своих положений заказчиками:
1) порядок подготовки/осуществления закупки;
2) способы закупок и условия их применения;
3) срок заключения договора по результатам конкурентной закупки.
Оно также должно предусматривать особенности участия СМСП в закупках
Типовое положение и изменения в него размещаются в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения.
Изменение в типовое положение – обязательно для применения всеми заказчиками, у которых положения о закупке утверждены в соответствии с типовым. При изменении типового должен указываться срок для таких изменений, не менее 15 дней с даты размещения изменений в ЕИС.
Важно: типовое положение – не есть положение о закупке в классическом понимании, а лишь набор требований, включаемых в свое положение заказчиками.
2. Региональные, муниципальные и корпоративные информационные системы в сфере закупок
В соответствии с поправками стало возможным размещение заказчиками информации через взаимодействующие с ЕИС:
Однако в случае выявления противоречий в информации приоритет остается за информацией, размещенной в ЕИС. Исчисление сроков осуществляется также с момента размещения информации в ЕИС.
3. Изменения в порядке обжалования
Со дня вступления в силу поправок меняется перечень случаев для обжалования. Он теперь включает в себя:
С 01.07.2018 также можно будет обжаловать нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки ТРУ требований, установленных Законом № 223-ФЗ.
Кроме того, обжалование (а так же обращение в суд) может быть инициировано в адрес заказчиков, в отношении которых проводится мониторинг соответствия либо оценка соответствия Корпорацией развития МСП и органами исполнительной власти.
Единственным светлым для заказчика пятном в подобном расширении возможностей для обжалования является то, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования . Однако в любом случае, обжаловать решения ФАС России на том основании, что рассмотрение предмета жалобы не входит в ее компетенцию, будет уже намного сложнее.
4. Дополнительные полномочия Правительства РФ
Права Правительства РФ по установлению дополнительных правил для закупок по Закону № 223-ФЗ существенно расширились и будут дополнительно включать следующие:
5. Способы закупки
С 01.08.2018 все закупки по Закону № 223-ФЗ официально разделятся на конкурентные и неконкурентные.
Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком путем размещения в ЕИС извещения и документации закупки или посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке (в случаях, предусмотренных законом);
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением специальных требований, установленных в Законе № 223-ФЗ для конкурентных закупок.
При несоблюдении этих условий закупка является неконкурентной.
В числе способов осуществления конкурентных закупок:
1) торги (кроме классических конкурса (открытый, закрытый и в электронной форме) и аукциона (открытый, закрытый и в электронной форме), к ним относятся теперь так же запрос котировок (закрытый и в электронной форме) и запрос предложений (закрытый и в электронной форме). Напомним, что излюбленными способами конкурентного выбора поставщика для заказчиков ранее были запрос предложений и запрос котировок, так как, считая их не торгами , можно было обоснованно, например, предусмотреть необязательность заключения договора с победителем и другие удобные для заказчика условия. Теперь данная «лазейка» закрывается.
2) иные способы, установленными положением о закупке (а значит там вновь можно приоткрыть «лазейку», введя вместо запроса предложений, например, «редукцион» и «тендер»).
Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
6. Описание предмета закупки (техническое задание). Товарные знаки
При конкурентной закупке заказчик в описании предмета закупки указывает при необходимости:
При этом в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении
а так же требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Исключение составляют случаи, если «не имеется другого способа , обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки». Эти формулировки были явно позаимствованы из действующих правил контрактной системы (хотя интересным нюансом стало то, что последние правки в закон №44-ФЗ данную формулировку исключают). Например, таким случаем может быть изготовление уникального оборудования.
В случае обоснованного использования товарного знака необходимо указывать слова «(или эквивалент)». Исключения составляют:
7. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме среди СМСП
Данную категорию нововведений по праву можно назвать основной, радикально меняющей правила работы заказчиков, которые обязаны проводить закупки среди СМСП (напомним, что эта обязанность существует далеко не у всех заказчиков).
1. Закупки проводятся на площадках, отобранных в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ и дополненными Правительством РФ (в настоящее время по Закону № 44-ФЗ определено 6 площадок). Сам перечень соответствующих площадок утверждается Правительством РФ. Таким образом, ошибочным является бытующее мнение о том, что закупки среди СМСП будут проходить только на площадках «госзакупочной шестерки». Вполне вероятно, что итоговый перечень заметно расширится .
2. При подобных закупках заказчик может использовать закрытый перечень способов закупки, устанавливаются и сроки размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок:
3. Определены возможные этапы конкурса в электронной форме:
1) проведение заказчиком обсуждения с участниками закупки условий исполнения договора в целях уточнения требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых ТРУ или обсуждение заказчиком предложений, содержащихся в заявках участников, в целях уточнения требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых ТРУ (в законе данный пункт технически представлен двумя этапами, но они не проводятся совместно);
2) рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе, содержащих окончательные предложения;
3) проведение квалификационного отбора;
4) сопоставление дополнительных ценовых предложений о снижении цены договора, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, услуг (в этом случае участники информируются о наименьшем ценовом предложении).
При этом соблюдается определенная в законе последовательность этапов, определяются в документации сроки каждого этапа, по результатам каждого этапа – составляется отдельный протокол, итоги оформляются итоговым протоколом. При уточнении документации – подача окончательных предложений.
4. Аукцион в электронной форме может включать в себя этап проведения квалификационного отбора (с установлением в извещении сроков проведения). «Шаг» аукциона – от 0,5% до 5% НМЦД, снижение только в пределах «шага», нельзя подавать предложение о цене, равное уже сделанному участником, или большее.
5. При запросе котировок в электронной форме в заявке, в том числе, должно быть предложение по цене договора и согласие на его выполнение.
6. При запросе предложений в электронной форме допускается проведение квалификационного отбора.
7. Обеспечение заявок на участие – путем внесения денежных средств на специальный счет в банке из перечня , определенного Правительством РФ, или предоставления банковской гарантии , по выбору участника закупки.
8. Аккредитация участника закупки на электронной площадке – в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.
9. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Заявка на участие в электронных конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из 2 частей:
10. Договор по результатам конкурентной закупки с участием СМСП заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью. Предусматривается возможность составления протокола разногласий и обязанность заказчика указывать причины отказа учесть замечания.
Разумеется, формат данного обзора позволяет указать и прокомментировать лишь ключевые изменения, упуская технические подробности и частные моменты нововведений. Вполне возможно, что некоторые из отмеченных проблем еще будут устранены до вступления соответствующих норм в силу, в чем мы тоже постараемся принять участие.
Так же, другим законом , устанавливаются особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) рядом заказчиков-субъектов 223-ФЗ.
Отметим в заключение, что в соответствии с рассмотренным законом всем заказчикам необходимо откорректировать положения о закупке не позднее 1 января 2019 года .
В ночь на 1 января 2019 года «карета превратится в тыкву»: несоответствующие изменениям в законе положения о закупке считаются неразмещенными. А значит, заказчик до размещения нового положения должен будет работать по основным положениям Закона № 44-ФЗ.
Однако рекомендуется учесть, что ряд изменений в закон уже вступили в силу (а значит правильным было бы для заказчика уже их отразить в своем положение о закупке), другие же вступят в силу с 01.07.2018 – а значит к этому моменту так же следует откорректировать положение о закупке. Понятно, что на практике далеко не все заказчики имеют возможность таких правок (например, в крупных акционерных обществах заседания совета директоров проводятся достаточно редко и с весьма насыщенной повесткой).
31.12.2017 г. был опубликован Законопроект № 821534-6 . Часть содержащихся в нем изменений действует с момента опубликования. Что касается другой части поправок, то они вступят в силу 01.07.2018 г. У государственных заказчиков остается время на приведение положения о закупках в соответствие с оговоренными изменениями. Сделать это необходимо до 1 января 2019 г. Закупки, извещения по которым опубликованы в Единой Информационной Системе до того, как было размещено положение о закупке, где учтены изменения Закона № 223 , необходимо проводить по правилам, которые действовали на дату размещения в ЕИС извещения.
1. Положения закона будут распространяться на государственные закупки для коммерческого использования. Это значит, что точка зрения, высказанная ранее Минэкономразвития РФ, получила законодательное подтверждение. Причем будет исключена возможность ее другого толкования.
2. Перечень отношений, на которые действие Закона № 223 не распространяется, расширится. В частности, в этот список войдут закупки, проводимые у юридических лиц, которые в соответствии с Налоговым Кодексом России взаимозависимы с заказчиком. Перечень таких компаний необходимо будет не только отразить в положении о закупке, но и представить обоснование причин включения в это положение каждой компании.
3. В типовом положении нужно будет приводить дату, до наступления которой указанные предприятия и учреждения обязаны привести своё положение о закупках в полное соответствие с типовым. Утвержденное положение надо будет размещать в ЕИС. Изменения такого положения будут размещаться в этой системе аналогичным образом.
4. Законодательно закрепят типовое положение о закупках. Принимать этот документ и устанавливать круг заказчиков, которые обязаны его применять в ходе утверждения либо изменения своих положений о закупках, вправе орган власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя автономного либо бюджетного учреждения. Это право также есть у организации или органа власти, которые выполняют функции собственника унитарного предприятия.
1. Положение о закупке будет предусматривать неконкурентные и конкурентные методы закупок. Проводить конкурентные закупки нужно будет в электронной форме (при условии, что заказчик не оговорил в положении о закупке иное). Конкурентные госзакупки, в которых имеют право принимать участие исключительно субъекты СМП, будут проводиться лишь в электронной форме.
2. Проведение конкурентных закупок можно будет осуществлять в виде аукционов, конкурсов, запросов предложений и котировок. Заказчики получат право предусматривать другие конкурентные способы, но только при их соответствии нормам Закона № 223.
3. Предусмотрят порядок проведения конкурентных закупок. К примеру, участники получат право направлять запросы о необходимости разъяснения положений документации о закупке. В течение трех дней (рабочих) от даты поступления запроса государственный заказчик обязан будет на него ответить и разместить ответ в ЕИС. Заказчик вправе отменить конкурентную закупку, если срок подачи заявок не окончен. По истечении срока и до того, как будет заключен договор, отмена конкурентной закупки возможна лишь при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
4. Порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме, а также особенности их проведения среди субъектов СМП, установят отдельно. Проводиться они будут на ЭТП.
5. Положение о закупке должно будет содержать способы осуществления неконкурентных закупок, порядок, а также перечень случаев, когда государственные закупки могут проводиться у единственного поставщика.
6.Закрепят правила описания предметов закупки. Так, документация должна будет содержать их качественные, технические и функциональные характеристики. Если при описании предмета закупки используют товарный знак, его указание необходимо сопровождать словосочетанием «или эквивалент». Это правило можно не соблюдать в ряде случаев, к примеру, при проведении закупок запасных частей к оборудованию.
С начала 2018 года стало можно обжаловать действия или бездействие не только заказчиков, но и операторов ЭТП, а также закупочной комиссии. Расширился перечень случаев, при возникновении которых возможно обращение с жалобой в антимонопольный орган. В этот перечень добавлены новые пункты:
2. Появилась норма, на основании которой при совершении обжалуемого действия либо бездействия после окончания установленного срока подачи заявок, их может обжаловать лишь подавший заявку участник закупки.
3. Установлено правило о том, что при рассмотрении жалобы антимонопольный орган будет ограничен лишь доводами, которые составляют предмет обжалования.
1. В документации и извещении вместо информации о начальной цене договора может быть установлена цена единицы товара (услуги, работы), максимальная цена договора или формула определения цены контракта, а также её максимальное значение.
10.01.2018
В рамках прошедшего вебинара нам удалось рассмотреть только часть изменений в 223-ФЗ, применять которые нужно с начала этого года.
И об этих нововведениях будем подробно говорить в ходе дистанционного курса обучения закупкам в соответствии с 223-ФЗ: «Организация закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ» (с учетом новой редакции № 223-ФЗ). Подготовьтесь заранее чтобы успеть подкорректировать ваш закупочный процесс.
В конце 2017 года было принято сразу четыре федеральных закона о внесении изменений в закон № 223-ФЗ:
Кроме того, с нового года вступают в силу два постановления Правительства РФ о поддержке субъектов МСП:
Основным законом, который вносит изменения в закон № 223-ФЗ, является Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Данный закон является новым этапом реформы 223-ФЗ. Основная часть норм вступит в силу с 1 июля 2018 года.
Особое внимание следует обратить на часть 3 статьи 4 закона № 505-ФЗ, согласно которой положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями новой редакции закона о закупках отдельными видами юридических лиц не позднее 1 января 2019 года. Это означает, что до 2 января 2019 года заказчики могут применять в закупочной деятельности действующую редакцию закона № 223-ФЗ и своих положений о закупках. Извещение о проведении закупки в течение этого срока также можно будет осуществлять по старым правилам, пока не будет утверждена новая редакция положения о закупке.
Поскольку эти нововведения еще не актуальны, рассмотрим подробнее уже вступившие в силу изменения.
Во-первых, расширен перечень исключений из 223-ФЗ: в части 4 статьи 1 Закона о закупках появились новые пункты 8, 12, 13, 14, которые вступили в силу с 31 декабря 2017 года. Во-вторых, внесены изменения в пункт 9 части 4 статьи 1; новая редакция вступила в силу с 9 января 2018 года. Пункты 8, 12, 13, 14 части 4 статьи 1 закона № 223-ФЗ применимы по отношению к крупным государственным компаниям и госкорпорациям.
Статья 1 Закона № 223-ФЗ о закупках:
4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:
8) заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения
электрической энергии и (или) мощности;
9) осуществлением кредитной организацией и государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками;
12) исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации;
13) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и перечень которых определен правовыми актами, предусмотренными частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и регламентирующими правила закупок. В таких правовых актах указывается обоснование включения в указанный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации;
14) закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства.
Однако есть одно изменение, которое касается практически всех заказчиков по 223-ФЗ.
Важно!
Пункт 8 части 4 статьи 1 исключает из-под действия закона отношения, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности.
Этот пункт распространяется на каждого заказчика, у которого есть взаимоотношения с гарантирующим поставщиком электрической энергии по договору энергоснабжения или договору купили-продажи электрической энергии.
Почему появилась эта норма?
По всей видимости, при разработке закона стояла цель избавить определенных крупных заказчиков от необходимости регистрировать договоры участников оптового рынка электроэнергетики в Единой информационной системе. Но в тексте закона была применена очень неудачная формулировка, и в результате получилось, что новая норма распространяется не только на участников оптового рынка электроэнергетики, но и на участников розничных рынков. А участниками розничных рынков электроэнергетики являются все заказчики, имеющие договоры с гарантирующими поставщиками электрической энергии.
Дело в том, что в соответствии Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442) гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) с любым обратившимся к нему потребителем.
Что это означает?
В результате этой неточности в тексте закона получается, что практически все договоры поставки электрической энергии и договоры энергоснабжения с гарантирующими поставщиками выведены из-под действия 223-ФЗ. Соответственно, с 31 декабря 2017 года закон № 223-ФЗ не распространяется на эти отношения, а такие договоры не подлежат включению в планы закупки, не регистрируются в ЕИС и так далее. Для заказчиков по 223-ФЗ это значительно упрощает заключение и исполнение договоров с гарантирующими поставщиками электроэнергии.
В часть 1 статьи 3 закона № 223-ФЗ внесены уточняющие изменения о том, что теперь действие закона распространяется на закупки, связанные с коммерческим использованием товаров, работ, услуг. Эта норма вступила в силу с 31 декабря 2017 года и носит чисто технический характер.
Дело в том, что некоторые заказчики пытались вывести эти закупки из-под действия 223-ФЗ, аргументируя свою позицию тем, что закупки товары, работ и услуг для целей коммерческого использования входят в сферу закона. Теперь если заказчик, закупая товары, работы, услуги для коммерческого использования, хочет вывести такие закупки из-под 223-ФЗ, у него есть два варианта:
Что такое закупки через взаимозависящих юридических лиц?
Пункт 13 части 4 статьи 1 закона № 223-ФЗ выводит из-под действия закона отношения, связанные с осуществлением закупок через взаимозависимых с заказчиком юридических лиц, перечень которых указан в положении о закупке.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой (пп. 1 п. 1 ст. 20 НК РФ).
То есть речь идет об аффилированных юридических лицах.
Также понятие взаимозависимых лиц содержится в п. 2 статьи 105.1 НК РФ.
Существует мнение, что заказчики будут активно использовать данное положение для ухода от положений 223-ФЗ. Однако спикер не может согласиться с этим утверждением, поскольку с точки зрения налогового законодательства для большинства заказчиков в таких действиях нет никакого смысла, так как совершение сделок между взаимозависимыми лицами во многих случаях влечет налоговый контроль, предусмотренный главой 14.5 Налогового кодекса РФ (статьи 105.17, 105.18).
Основное изменение, на которое следует обратить внимание всем заказчикам по 223-ФЗ, — это изъятие из-под действия закона договоров энергоснабжения и купли-продажи электроэнергии с гарантирующими поставщиками. Такие закупки теперь не относятся ни к 223-ФЗ, ни к 44-ФЗ, а проводятся в рамках обычного договора и нигде не учитываются.
Следующий большой блок изменений касается порядка размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок.
Во-первых, в новой редакции закона часть 15 статьи 4 устанавливает перечень информации, которую заказчики вправе не размещать в ЕИС. Норма вступила в силу с 31 декабря 2017 года. Существует ряд случаев, когда заказчики вправе не размещать информацию о закупках в ЕИС. Теперь наряду со сведениями о закупках, стоимость которых не превышает 100/500 тыс. рублей, заказчики могут также не размещать в единой информационной системе сведения:
Договоры, которые есть у любой организации — это договоры на расчетно-кассовое обслуживание. Теперь информацию о таких договорах заказчики могут не размещать в ЕИС (то есть не показывать такие закупки ни в планах закупки, ни в реестре договоров). У большинства заказчиков есть также договоры аренды недвижимого имущества. В отчетности об общем количестве и стоимости заключенных договоров такие закупки следует указывать, но информацию о самой закупке (извещение, документацию, протокол) размещать в ЕИС не нужно. Такое нововведение существенно облегчает закупочную деятельность обычных заказчиков. Норма не распространяется на договоры, заключенные до 31 декабря 2017 года.
Часть 16 статьи 4 закона № 223-ФЗ дополнена пунктами 3 и 4, которые вступили в силу с 31 декабря 2017 года и расширяют полномочия Правительства РФ в части определения информации, не подлежащей размещению в ЕИС.
Статья 4 Закона № 223-ФЗ о закупках:
16. Правительство Российской Федерации вправе определить:
3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;
4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.
В феврале 2018 года Россию ожидают очередные санкции со стороны США и ряда других западных государств, под которые попадут и некоторые крупнейшие российские заказчики по 223-ФЗ. Правительство РФ, очевидно, вводит дополнительные меры для того, чтобы такие заказчики могли не размещать информацию о закупках и контрагентах, которые в противном случае могут также попасть под санкции. Большинства заказчиков эта норма не коснется.
Перечень документов, размещаемых в ЕИС, дополнен решениями о присоединении к положению о закупке, о присоединении к изменениям в положение о закупке органов управления дочерних хозяйственных обществ. Нормы закреплены в частях 4 и 5 статьи 2 закона № 223-ФЗ и вступили в силу с 31 декабря 2017 года.
Данными поправками легализована практика, которая существует в ряде крупных государственных компаний и корпораций, когда дочерние организации присоединяются к положению о закупке головной организации или материнской компании.
Обратите внимание. Теперь в ЕИС размещается не само положение о закупке, утвержденное органом правления дочерней организации, а решение о присоединении к положению о закупке или решение о присоединении к изменениям в положение о закупке. Срок на размещение решения органа управления дочерней организацией в ЕИС составляет 15 календарных дней со дня его принятия.
С 31 декабря 2017 года расширен перечень оснований для административного обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок в ФАС России, а также круг лиц, которые могут подавать такие жалобы.
Было
В прошлом году Президиум Верховного суда РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой жаловаться на действия заказчика можно только по тем основаниям, которые указаны в части 10 статьи 3 закона № 223-ФЗ. Соответственно, до 31 декабря 2017 года действовал ограниченный перечень случаев обжалования действия (бездействия) заказчиков, что позволяло отменять большую часть решений антимонопольных органов о признании таких действий незаконными.
Стало
Новая редакция части 10 статьи 3 закона № 223-ФЗ устанавливает следующие основания для обжалования:
Принципиальным изменением является первый пункт об обжаловании любого нарушения 223-ФЗ или положения о закупке.
Также с 31 декабря 2017 года Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», а также органы исполнительной власти субъектов РФ и созданные ими организации получили право обжаловать закупки заказчиков, в отношении которых они проводят мониторинг соответствия или оценку соответствия (в порядке ст. 51 Закона № 223-ФЗ), если при проведении таких закупок нарушаются права участников — субъектов МСП.
Что это означает? Существуют распоряжения Правительства РФ, по которым Корпорация МСП и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют контроль в отношении определенных заказчиков, указанных в этих распоряжениях. Теперь Корпорация и такие органы власти вправе подавать жалобы на действия этих заказчиков.
Практические последствия изменений
Перечень случаев обжалования в рамках 223-ФЗ теперь является закрытым . В этот перечень не входит ряд требований, установленных законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе нарушение антимонопольных требований к торгам согласно части 1 статьи 17 данного федерального закона. Соответственно, нарушение статьи 17 закона № 135-ФЗ теперь не может рассматриваться в рамках части 10 статьи 3 закона № 223-ФЗ. Рассмотрение обращений участников закупки о нарушении статьи 17 закона «О защите конкуренции» должно осуществляться только в рамках рассмотрения дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Определен общий порядок подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, а также установлены особенности его применения.
В новой редакции части 10 статьи 3 закона № 223-ФЗ говорится: любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
То есть, общий порядок рассмотрения жалоб изложен в статье 18.1 закона № 135-ФЗ, особенности — в статье 3 закона № 223-ФЗ.
Особенности применения статьи 18.1 закона «О защите конкуренции»
Внимание!
Самой актуальной проблемой обжалования в рамках ч. 10 ст. 223- ФЗ с 31 декабря 2017 года становится вопрос, как истолковывать в ней фразу «любой участник закупки вправе обжаловать» — по отдельности либо в привязке к ее продолжению: «любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ»?
Следует обратить внимание на то, что на данный момент в соответствии с частью 2 статьи 18.1 закона «О защите конкуренции» жалоба на действия (бездействие) заказчика может быть подана только двумя категориями заявителей:
2-я категория заявителей: «иные лица» (например, участники закупки, не подававшие заявки, корпорация развития МСП, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации) вправе обжаловать нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении закупки, порядка подачи заявок на участие в закупке, если в результате нарушения порядка организации и проведения закупки могут быть нарушены их права и законные интересы.
Таким образом, если мы рассматриваем фразу полностью: «любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ», то обжаловать действия заказчика могут только участники закупки, подавшие заявки.
Если же толковать норму так, как это будет делать ФАС России, то обжаловать действия заказчика может любой участник.
Таким образом, вскоре в правовой практике создастся проблема, когда антимонопольные органы будут принимать жалобы у всех заявителей, а заказчики будут пытаться доказать, что жалобы можно принимать только от участников, подавших заявки на участие в закупке.
Следующий блок изменений направлен на усиление контроля государственных органов и органов местного самоуправления за закупками подведомственных бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий.
С 31 декабря 2017 года вступили в силу части 2.1 — 2.7 статьи 2 закона № 223-ФЗ, и теперь для бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий могут приниматься обязательные для применения типовые положения о закупке их учредителем или собственником, то есть органом государственной власти, который выполняет функции учредителя или собственника. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований типовые положения могут утверждаться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, уполномоченным органом местного самоуправления.
Что такое типовое положение о закупке?
Типовое положение о закупке — это не само по себе положение о закупке, а требования учредителя, собственника, уполномоченного органа, которые обязательны для заказчика при разработке положения о закупке, его утверждении или внесении в него изменений.
Типовое положение о закупке должно содержать:
Типовое положение о закупке устанавливает только строго определенный перечень пунктов, которые должны содержаться в положении о закупке заказчика: порядок подготовки и осуществления закупки, способы закупки и условия их применения, срок заключения договора по результатам конкурентной закупки.
Обратите внимание, здесь не регламентируется порядок исполнения договоров и некоторые другие вопросы, касательно которых учредитель не вправе устанавливать требования в типовом положении.
Теперь для того чтобы типовое положение было обязательным для подведомственных заказчиков, в том числе для заказчиков Москвы и Московской области, это типовое положение должно быть размещено в ЕИС утвердившим его органом в течение 15 календарных дней с даты его утверждения. При внесении изменений в типовое положение о закупке они также должны быть размещены в ЕИС в течение 15 календарных дней со дня их утверждения уполномоченным органом.
С 31 декабря 2017 года все действующие типовые положения о закупке формально не обязательны для применения, поскольку не размещены в ЕИС, так как на данный момент отсутствует сама возможность размещения типовых положений в ЕИС. Для того чтобы такая возможность появилась необходимо внести изменения в Положение о размещении информации о закупке в единой информационной системе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908, а также доработать функционал ЕИС. Поэтому спикер советует уполномоченным органам не торопиться с изданием типовых положений, поскольку пока нет возможности их размещения в ЕИС, а также по той причине, что основные изменения в 223-ФЗ вступят в силу только с 1 июля 2018 года.
Вступила в силу статья 6.1 закона № 223-ФЗ, которая возлагает на государственные органы и органы местного самоуправления обязанность по осуществлению ведомственного контроля за закупками подведомственных автономных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий.
Порядок осуществления ведомственного контроля закупочной деятельности должен быть установлен на уровне каждого публично-правового образования:
1) для федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий — Правительством РФ;
2) для государственных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта РФ — высшим органом исполнительной власти субъекта РФ;
3) для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий — местной администрацией.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1383 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с 1 января 2018 года существенно расширен круг заказчиков, которые обязаны осуществлять закупки у субъектов МСП, а также измена форма годового отчета о закупках у субъектов МСП.
Теперь обязанность поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства возлагается на всех заказчиков (за исключением автономных учреждений и заказчиков, являющихся субъектами МСП), годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн рублей.
Следует обратить внимание на то, что данная поправка распространяется на всех заказчиков, имеющих такой размер выручки, в том числе на унитарные предприятия и бюджетные учреждения при осуществлении закупок в рамках 223-ФЗ.
Также требование о поддержке СМП распространяется на заказчиков, являющихся кредитными организациями, величина активов которых по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн рублей, и на заказчиков, являющихся автономными учреждениями, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн рублей.
Согласно постановлению Правительства РФ от 19 августа 2016 г. № 819, которое действует с 1 января 2018 года, годовой объем прямых закупок у субъектов МСП увеличен с 10 до 15 % (как планируемых, так и совокупном стоимостном объеме заключенных договоров).
Изменения в данном блоке носят имеют технический характер.
Ключевая задача законодательства — регулировать отношения, которые складываются в определенной сфере рынка. Изменения, запланированные на 2016 год, касаются создания типовых положений в работе, перечня способов закупки, реестра заказчиков и других особенностей взаимодействия участников этой ниши.
В определенных регионах сложилась практика, при которой органы исполнительной власти для собственных подведомственных или же работающих на их территории заказчиков утверждают типовые положения о закупках. В таком случае заказчики обязаны следовать им, не зависимо от своего желания. Это вызывало негодование со стороны последних, поскольку действующее законодательство не предусматривало подобных ограничений и передавало инициативу в руки заказчиков.
Теперь ФЗ № 223 о закупках (), последняя редакция 2016 года которого стала ближе к реальному рынку, предлагает следующий вариант отношений:
Основная особенность холдингов состоит в том, что в их составе имеется материнская организация и зависимые дочерние предприятия. Зачастую холдинги сталкиваются с такой проблемой, когда часть предприятий работает в соответствии с одними типовыми положениями, а остальные подразделения — с другими. В итоге отсутствует возможность систематизировать закупочные нормы.
Обновленное законодательство предполагает разработку типовых положений для основного материнского предприятия. Все остальные зависимые подразделения автоматически присоединятся к нему, независимо от уровня (дочерние или внучатые).
У зависимых подразделений теперь не будет выбора, хотят они присоединяться к типовым положениям головного предприятия или нет. Все шаблонные документы и требования типовых положений будут распространяться на них автоматически.
Отсутствие четких сроков, процедур закупок привело к тому, что многие заказчики злоупотребляют своими полномочиями, искусственно ограничивая конкуренцию, срывая закупки. Теперь законодательство четко регламентирует эти моменты, определяя следующие способы закупок:
Другие способы закупки могут быть использованы только в том случае, когда стоимость контракта превышает установленный государством размер. На сегодняшний день такой предел еще не установлен. Озвученная экспертами ожидаемая сумма составляет 200 млн рублей.
Не успели заказчики разобраться с планами инновационной продукции и новыми правилами закупок у СМП, а законодатели уже готовят новый пакет важных поправок. Например, все закупки о 223-ФЗ переведут в электронную форму и на специальные аккредитованные ЭТП.
Заказчикам ограничат возможность для самовольного расторжения договора. Разрешенные способы закупки будут перечислены в законе и их нельзя будет расширять. А МУП и ГУП готовятся вовсе вывести из-под действия Закона № 223-ФЗ. Чтобы вовремя внедрить новшества в закупочную работу, надо быть в курсе всех новостей. Здесь мы собрали интересные материалы про все изменения: вступившие в силу и грядущие.
Основной документ заказчика по Закону № 223-ФЗ - положение о закупке. Грамотный подход к его формированию поможет избежать жалоб участников и претензий со стороны контрольных органов. А если тщательно прописать в положении о закупке требования к участникам, способы закупок и порядок оценки заявок - можно сильно сэкономить на каждой закупке. Расскажем, как это сделать и не нарваться на штрафы ФАС.
Закон № 223-ФЗ обязал заказчиков размещать в план закупки. План закупки составляют на срок менее года. А кроме этого, в ЕИС надо направить план закупки инновационной продукции, план закупки высокотехнологичной продукции, план закупки лекарственных средств. Ведь с 1 января 2016 года заказчики обязаны заключать договоры только в строгом соответствии с планом закупки. Планируйте закупки правильно с материалами от наших экспертов.
Заказчики по Закону № 223-ФЗ регулярно отчитываются по договорам. Реестр договоров - это дополнительная форма контроля закупок. Мы собрали 6 лучших статей, которые позволят избежать распространенных ошибок при размещении ежемесячной отчетности и годовых отчетов.
Закон № 223-ФЗ не определяет порядок оценки и сопоставления заявок. Заказчик должен прописать в положении о закупке свои критерии оценки заявок участников. В положении нужно установить и баллы участников закупки, которые будет присуждать конкурсная комиссия. Мы подобрали статьи с примерами и рекомендациями по оценке заявок в закупках по 223-ФЗ.
Закон о корпоративных закупках имеет рамочный характер. Основные правила закупок заказчик должен установить в положении о закупках. А затем - следовать этим правилам, перенося их в конкурсную (аукционную) документацию и проекты контрактов. Большая свобода заказчиков влечет и множество ошибок. Чтобы правильно делать закупки по 223-ФЗ, надо изучать решения ФАС и постановления судов по жалобам на заказчиков. Здесь мы собрали самые интересные материалы о нарушениях Закона № 223-ФЗ. Изучите чужие ошибки, чтобы не совершать свои!