Изменения 223 фз в году. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Кузнецов Кирилл Владимирович ([email protected])

Эксперт-практик в сфере закупок, руководитель Центра эффективных закупок Tendery.ru , автор большого числа положений о закупках, а так же тренингов и семинаров по закупкам для заказчиков, поставщиков и контролеров

В 2018 году правила закупок значительно изменяются и во многом определяются поправками, внесенными в Закон №223-ФЗ федеральным законом от 31.12.17 № 505-ФЗ. И хотя пакет этих поправок , внесенный еще летом 2015 г., был в итоге существенно переработан, до сих пор ряд предусмотренных им решений вызывает вопросы.

Итак, поправки вступают в силу с 1 июля 2018, за исключением отдельных, вступающих с момента официального опубликования закона.

Среди таких норм немедленного действия выделяются следующие:

1. Из сферы применения закона выведены закупки у взаимозависимых лиц . В целом, это не принципиально меняет сегодняшнее положение дел, так как у большинства заказчиков, имеющих дочерние и зависимые юрлица, положения о закупке обычно предусматривают возможность проведения закупки у единственного поставщика, если им является взаимозависимое лицо.

Теперь такие закупки просто «уходят в тень» и не фигурируют в закупочной отчетности по Закону № 223-ФЗ. Соответственно, открываются возможности по уводу закупок заказчика из сферы регулирования Закона № 223-ФЗ (например, при организации его снабжения через дочернюю структуру, таким субъектом не являющуюся).

Также исключены и закупки заказчиков, зарегистрированных за рубежом (в целях осуществления их деятельности на зарубежной территории), что как раз вполне оправдано. На самом деле, эти нормы написаны довольно расплывчато, что позволяет не только неоднозначно и прописывать в Положении о закупке, но и применять, злоупотребляя, выводя значительную долю закупок из сферы Закона № 223-ФЗ.

2. Учредитель бюджетного или автономного учреждения, собственник имущества унитарного предприятия или уполномоченный исполнительной властью орган вправе утвердить типовое положение о закупке и круг обязанных его применять «подведомственных» заказчиков. В таком положении определяется и дата, до наступления которого положения заказчиков должны быть приведены в соответствии с типовым. При этом вопрос применимости типовых положений «подведомственных» иной формы собственности (например, акционерных обществ) не урегулирован . Следует отметить, что такое типовое положение о закупке не является положением о закупке в классическом понимании термина, а перечнем обязательных для включения в положение о закупке заказчика правил и требований.

3. «Дочки» и «дочки дочек» могут присоединиться к положению о закупке «материнской» компании . Такое решение размещается в ЕИС как положение о закупке. При изменении положения о закупке можно принять решение о присоединении к изменениям. К сожалению, норма очень проблемная: например, для акционерных обществ, собирать у каждой дочки совет директоров для утверждения решения о присоединении к изменениям в положение о закупке, да еще в пятнадцатидневный срок - малореально.

4. Если заказчик не разместил в установленные сроки утвержденное положение о закупке (или решение о присоединении к положению о закупке), на него распространяются основные положения (с исключениями - ранее предполагалось, что будут распространяться все требования указанного закона, теперь – только перечисленные.) Закона № 44-ФЗ до выполнения им указанных действий.

5. Введено понятие ведомственного контроля закупочной деятельности (однако, в отличие от Закона № 44-ФЗ, он никак не регламентирован).

6. Определяется порядок использования региональных, муниципальных и корпоративных информационных систем в сфере закупок.

7. Казначейство ведет в ЕИС реестр заказчиков.

8. Новые ограничения по размещению информации в ЕИС . Правительство может установить перечни/группы ТРУ (товары, работы, услуги), закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о которых не размещаются в ЕИС. Заказчик также вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке ряда финансовых услуг, аренды и других договоров, предусматривающего переход прав владения/пользования недвижимостью.

9. Изменения в порядке обжалования : жаловаться можно на любые нарушения закона и положения о закупке. При этом обжалование нарушений, совершенных после окончания срока подачи заявок, возможно только теми участниками закупки, которые подали заявки. Однако рассмотрение жалобы должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования .

Но все это – «цветочки». C 1 июля 2018 вступают в силу и остальные, можно сказать, революционные поправки. Рассмотрим их подробнее.

1. Положением о закупке должны будут предусматриваться конкурентные и неконкурентные закупки, а так же устанавливаться порядок осуществления таких закупок. Конкурентные закупки по умолчанию – в электронной форме , но допустимо предусмотреть в положении их проведение и в «бумажной» . Однако конкурентные закупки с участием СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства) – только в электронной форме (причем только на площадках, соответствующих требованиям Закона № 44-ФЗ и отобранных Правительством РФ).

2. Участником закупки является любое физическое или юридическое лицо (и объединения первых или вторых). При этом более не действует ограничение, что такие лица должны также соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положение о закупке. Что открывает новые возможности для обжалования со стороны «закупочных рейдеров» (ранее были неоднократные случаи отказов контролирующих органов в принятии жалобы от «не участника» закупки – подателя, не соответствующего требованиям положения о закупки, например, не выразившего ранее заинтересованности в участии путем подачи заявки или запроса разъяснений). Тем не менее, как и раньше, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

3. НМЦД (начальная (максимальная) цена договора) указывается одним из следующих способов :

  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота),
  • формула цены и максимальное значение цены договора,
  • цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

4. Вводятся ограничение на использование товарных знаков (знаков обслуживания и т.п.), близкие к установленным в правилах контрактной системы. В случае указания на товарный знак необходимо использование слов «или эквивалент» (за некоторыми исключениями). Следует обозначить одну проблему, которая многократно возникала перед заказчиками, использовавшими ранее подобную формулировку: если указываешь «или эквивалент», – не забывай определять параметры эквивалентности , причем желательно – не фиксированные (точное значение), а диапазонные (от… до…).

5. Облегчаются и становятся более разумными требования к документам закупки : для запросов котировок не требуется документация о закупке, а для закупки у единственного поставщика – извещение и документация (в остальных случаях конкурентных закупок, как и прежде, требуется извещение + документация + проект договора).

6. Устанавливается порядок проведения конкурентной закупки , включая ряд обязательных требований к ее срокам и документообороту , а также особенности для такой закупки в электронной форме.

  • Даны определения всех предусмотренных законом способов закупки ;
  • Минимальные сроки на размещение извещения и документации в ЕИС: конкурс, аукцион – 15 дней, запрос котировок (только извещение) – 5 рабочих дней, запрос предложений – 7 рабочих дней. (для закупок у СМСП – сроки короче).
  • Документация закупки разрабатывается всегда, кроме запроса котировок. Уточнены и требования к содержанию извещения и документации.
  • Для конкурентной закупки обязательна комиссия (соответственно, для неконкурентной закупки ее может и не быть).
  • Только одна заявка от участника , которую можно изменить или отозвать до окончания срока подачи. А значит, заказчики, привыкшие работать с подачей альтернативных предложений, должны эту возможность аккуратнее регламентировать (основное и альтернативное предложение – в составе одной заявки).
  • Отмена проведения закупки заказчиком допустима только до окончания срока подачи заявок (решение – в ЕИС в день его принятия). Позднее – только в случае обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с ГК РФ. Или, разумеется, предписания ФАС России или решения суда.
  • Ответ на запрос разъяснений (с указанием предмета запроса, но не его автора) – в течение 3 рабочих дней с размещением в ЕИС, право заказчика не разъяснять, если запрос позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи. При этом разъяснения не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
  • В случае внесения изменений – информация в ЕИС в течение 3 дней со дня принятия решения, а оставшийся срок подачи должен составлять не менее половины начального (при необходимости – продление) .
  • Конкурентные закупки могут быть многоэтапными.
  • Легализован механизм, лежащий в основе «прейскурантных» и «зонтичных» закупок – по итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки .
  • Установлены требования к содержанию протоколов (составляемому в ходе закупки (по результатам этапа) и итоговому).
  • Срок хранения протоколов, заявок, документации, извещения, изменений, разъяснений – не менее 3 лет .
  • Обеспечение заявки не устанавливается , если НМЦД не превышает 5 млн. руб., в остальных же случаях оно не может быть более 5% от НМЦД . Такое обеспечение удерживается при уклонении от заключения договора или непредставлении обеспечения исполнения договора.
  • По итогам конкурентной закупки возможно заключение нескольких договоров.
  • Договор – не ранее 10 и не позднее 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола (при необходимости одобрения органом управления заказчика или обжаловании – 5 дней с даты таких решений).

7. Определяются особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме .

  • Документооборот закупки , от подачи заявки до формирования проектов протоколов обеспечивается электронной площадкой.
  • Вводится определение оператора электронной площадки
  • Для участия в закупке участнику необходима аккредитация , порядок определяет оператор электронной площадки.
  • В документообороте используется усиленная квалифицированная электронная подпись .
  • Оператор размещает информацию и направляет уведомления в течение часа (изменения, разъяснения и др.)

8. Определены требования к конкурентной закупке закрытым способом .

  • Закрытые конкурентные закупки в случае государственной тайны или соответствующего решения Правительства РФ.
  • Информация о такой закупке не размещается в ЕИС. Остальные правила – как для конкурентных закупок, к участию адресно приглашаются не менее 2 участников, способных выполнить договор.
  • Правительство РФ определяет особенности документооборота, аккредитации и операторов при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме.

9. Детально регламентированы особенности конкурентной закупки в электронной форме только для СМСП .

10. Требования к закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и исчерпывающий перечень случаев ее проведения устанавливается положением о закупке .

Разумеется, многие из перечисленных выше нововведений нуждаются в более подробном раскрытии. Ниже мы рассмотрим некоторые нюансы, которые касаются уже рассмотренных новелл, а именно:

1) применения типового положения о закупке;

2) использования региональных, муниципальных и корпоративных информационных систем в сфере закупок;

3) изменений в порядке обжалования;

4) новых полномочий Правительства РФ;

5) особенностей применяемых способов закупок;

6) описания предмета закупки, в том числе указания на товарные знаки;

7) особенностей конкурентных закупок среди СМСП.

Итак…

1. Типовое положение о закупке

Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении своих положений заказчиками:

1) порядок подготовки/осуществления закупки;

2) способы закупок и условия их применения;

3) срок заключения договора по результатам конкурентной закупки.

Оно также должно предусматривать особенности участия СМСП в закупках

Типовое положение и изменения в него размещаются в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения.

Изменение в типовое положение – обязательно для применения всеми заказчиками, у которых положения о закупке утверждены в соответствии с типовым. При изменении типового должен указываться срок для таких изменений, не менее 15 дней с даты размещения изменений в ЕИС.

Важно: типовое положение – не есть положение о закупке в классическом понимании, а лишь набор требований, включаемых в свое положение заказчиками.

2. Региональные, муниципальные и корпоративные информационные системы в сфере закупок

В соответствии с поправками стало возможным размещение заказчиками информации через взаимодействующие с ЕИС:

  • корпоративные информационные системы;
  • созданные в соответствии с Законом № 44-ФЗ региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок.

Однако в случае выявления противоречий в информации приоритет остается за информацией, размещенной в ЕИС. Исчисление сроков осуществляется также с момента размещения информации в ЕИС.

3. Изменения в порядке обжалования

Со дня вступления в силу поправок меняется перечень случаев для обжалования. Он теперь включает в себя:

  • осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ и (или) порядка подготовки/осуществления закупки в положении о закупке заказчика ;
  • неразмещение в ЕИС положения о закупке и изменений в него, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, иной информации, подлежащей размещению по закону или нарушение сроков такого размещения;
  • предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
  • осуществление заказчиками закупки в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке без применения отдельных положений Закона № 44-ФЗ;
  • неразмещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки у СМСП.

С 01.07.2018 также можно будет обжаловать нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки ТРУ требований, установленных Законом № 223-ФЗ.

Кроме того, обжалование (а так же обращение в суд) может быть инициировано в адрес заказчиков, в отношении которых проводится мониторинг соответствия либо оценка соответствия Корпорацией развития МСП и органами исполнительной власти.

Единственным светлым для заказчика пятном в подобном расширении возможностей для обжалования является то, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования . Однако в любом случае, обжаловать решения ФАС России на том основании, что рассмотрение предмета жалобы не входит в ее компетенцию, будет уже намного сложнее.

4. Дополнительные полномочия Правительства РФ

Права Правительства РФ по установлению дополнительных правил для закупок по Закону № 223-ФЗ существенно расширились и будут дополнительно включать следующие:

  • среди особенностей участия СМСП в закупке отдельных заказчиков оно может предусмотреть обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только СМСП;
  • для закупок, которые не размещаются в ЕИС по решению Правительства РФ (перечни и группы продукции), могут быть устанавлены особенности, в том числе:


  • особенности их осуществления в электронной форме;
  • особенности электронного документооборота;
  • порядок работы с обеспечением заявки;
  • перечень операторов электронных площадок, единые требования к электронных площадкам, их функционированию и их операторам.
  • Разумеется, на сегодняшний день главной интригой остается перечень операторов электронной площадки.

5. Способы закупки

С 01.08.2018 все закупки по Закону № 223-ФЗ официально разделятся на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком путем размещения в ЕИС извещения и документации закупки или посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке (в случаях, предусмотренных законом);

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением специальных требований, установленных в Законе № 223-ФЗ для конкурентных закупок.

При несоблюдении этих условий закупка является неконкурентной.

В числе способов осуществления конкурентных закупок:

1) торги (кроме классических конкурса (открытый, закрытый и в электронной форме) и аукциона (открытый, закрытый и в электронной форме), к ним относятся теперь так же запрос котировок (закрытый и в электронной форме) и запрос предложений (закрытый и в электронной форме). Напомним, что излюбленными способами конкурентного выбора поставщика для заказчиков ранее были запрос предложений и запрос котировок, так как, считая их не торгами , можно было обоснованно, например, предусмотреть необязательность заключения договора с победителем и другие удобные для заказчика условия. Теперь данная «лазейка» закрывается.

2) иные способы, установленными положением о закупке (а значит там вновь можно приоткрыть «лазейку», введя вместо запроса предложений, например, «редукцион» и «тендер»).

Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

6. Описание предмета закупки (техническое задание). Товарные знаки

При конкурентной закупке заказчик в описании предмета закупки указывает при необходимости:

  • функциональные характеристики (потребительские свойства);
  • технические и качественные характеристики;
  • эксплуатационные характеристики.

При этом в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении

  • товарных знаков;
  • знаков обслуживания;
  • фирменных наименований;
  • патентов, полезных моделей, промышленных образцов;
  • наименование страны происхождения товара,

а так же требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Исключение составляют случаи, если «не имеется другого способа , обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки». Эти формулировки были явно позаимствованы из действующих правил контрактной системы (хотя интересным нюансом стало то, что последние правки в закон №44-ФЗ данную формулировку исключают). Например, таким случаем может быть изготовление уникального оборудования.

В случае обоснованного использования товарного знака необходимо указывать слова «(или эквивалент)». Исключения составляют:

  • несовместимость товаров с другими товарными знаками и необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком;
  • закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (отметим, что именно технической документацией, а не условиями гарантии );
  • закупки товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта ;
  • закупки с указанием конкретных товарных знаков и т.п., если это предусмотрено условиями международных договоров РФ или условиями договоров заказчиков, в целях исполнения ими обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами (но не с физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями).

7. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме среди СМСП

Данную категорию нововведений по праву можно назвать основной, радикально меняющей правила работы заказчиков, которые обязаны проводить закупки среди СМСП (напомним, что эта обязанность существует далеко не у всех заказчиков).

1. Закупки проводятся на площадках, отобранных в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ и дополненными Правительством РФ (в настоящее время по Закону № 44-ФЗ определено 6 площадок). Сам перечень соответствующих площадок утверждается Правительством РФ. Таким образом, ошибочным является бытующее мнение о том, что закупки среди СМСП будут проходить только на площадках «госзакупочной шестерки». Вполне вероятно, что итоговый перечень заметно расширится .

2. При подобных закупках заказчик может использовать закрытый перечень способов закупки, устанавливаются и сроки размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок:

  • конкурс в электронной форме (не менее 7 дней, если НМЦД не превышает 30 млн. руб., 15 дней – если превышает);
  • аукцион в электронной форме (7 и 15 дней соответственно);
  • запрос предложений в электронной форме (5 рабочих дней, НМЦД не может превышать 15 млн. руб.);
  • запрос котировок в электронной форме (4 рабочих дня, НМЦД не может превышать 7 млн. руб.).

3. Определены возможные этапы конкурса в электронной форме:

1) проведение заказчиком обсуждения с участниками закупки условий исполнения договора в целях уточнения требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых ТРУ или обсуждение заказчиком предложений, содержащихся в заявках участников, в целях уточнения требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых ТРУ (в законе данный пункт технически представлен двумя этапами, но они не проводятся совместно);

2) рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе, содержащих окончательные предложения;

3) проведение квалификационного отбора;

4) сопоставление дополнительных ценовых предложений о снижении цены договора, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, услуг (в этом случае участники информируются о наименьшем ценовом предложении).

При этом соблюдается определенная в законе последовательность этапов, определяются в документации сроки каждого этапа, по результатам каждого этапа – составляется отдельный протокол, итоги оформляются итоговым протоколом. При уточнении документации – подача окончательных предложений.

4. Аукцион в электронной форме может включать в себя этап проведения квалификационного отбора (с установлением в извещении сроков проведения). «Шаг» аукциона – от 0,5% до 5% НМЦД, снижение только в пределах «шага», нельзя подавать предложение о цене, равное уже сделанному участником, или большее.

5. При запросе котировок в электронной форме в заявке, в том числе, должно быть предложение по цене договора и согласие на его выполнение.

6. При запросе предложений в электронной форме допускается проведение квалификационного отбора.

7. Обеспечение заявок на участие – путем внесения денежных средств на специальный счет в банке из перечня , определенного Правительством РФ, или предоставления банковской гарантии , по выбору участника закупки.

8. Аккредитация участника закупки на электронной площадке – в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.

9. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Заявка на участие в электронных конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из 2 частей:

  • описание продукции (без раскрытия сведений об участнике закупки, за раскрытие – отклонение заявки (до последних изменений в законе №44-ФЗ формулировки были мягче – там не предполагались санкции за раскрытие подобной информации и в первой части заявки. Хотя очевидно, что ничто не мешает заинтересованному участнику закупки и сейчас неофициально информировать о своем участии заказчика (от прямого сообщения до характерных информационных пометок в заявке (нюансы форматирования и др.).));
  • сведения об участнике (включая соответствие единым квалификационным требованиям), окончательном предложении и других условиях исполнения договора.

10. Договор по результатам конкурентной закупки с участием СМСП заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью. Предусматривается возможность составления протокола разногласий и обязанность заказчика указывать причины отказа учесть замечания.

Разумеется, формат данного обзора позволяет указать и прокомментировать лишь ключевые изменения, упуская технические подробности и частные моменты нововведений. Вполне возможно, что некоторые из отмеченных проблем еще будут устранены до вступления соответствующих норм в силу, в чем мы тоже постараемся принять участие.

Так же, другим законом , устанавливаются особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) рядом заказчиков-субъектов 223-ФЗ.

Отметим в заключение, что в соответствии с рассмотренным законом всем заказчикам необходимо откорректировать положения о закупке не позднее 1 января 2019 года .

В ночь на 1 января 2019 года «карета превратится в тыкву»: несоответствующие изменениям в законе положения о закупке считаются неразмещенными. А значит, заказчик до размещения нового положения должен будет работать по основным положениям Закона № 44-ФЗ.

Однако рекомендуется учесть, что ряд изменений в закон уже вступили в силу (а значит правильным было бы для заказчика уже их отразить в своем положение о закупке), другие же вступят в силу с 01.07.2018 – а значит к этому моменту так же следует откорректировать положение о закупке. Понятно, что на практике далеко не все заказчики имеют возможность таких правок (например, в крупных акционерных обществах заседания совета директоров проводятся достаточно редко и с весьма насыщенной повесткой).

31.12.2017 г. был опубликован Законопроект № 821534-6 . Часть содержащихся в нем изменений действует с момента опубликования. Что касается другой части поправок, то они вступят в силу 01.07.2018 г. У государственных заказчиков остается время на приведение положения о закупках в соответствие с оговоренными изменениями. Сделать это необходимо до 1 января 2019 г. Закупки, извещения по которым опубликованы в Единой Информационной Системе до того, как было размещено положение о закупке, где учтены изменения Закона № 223 , необходимо проводить по правилам, которые действовали на дату размещения в ЕИС извещения.

Применение Закона № 223: новые особенности

1. Положения закона будут распространяться на государственные закупки для коммерческого использования. Это значит, что точка зрения, высказанная ранее Минэкономразвития РФ, получила законодательное подтверждение. Причем будет исключена возможность ее другого толкования.

2. Перечень отношений, на которые действие Закона № 223 не распространяется, расширится. В частности, в этот список войдут закупки, проводимые у юридических лиц, которые в соответствии с Налоговым Кодексом России взаимозависимы с заказчиком. Перечень таких компаний необходимо будет не только отразить в положении о закупке, но и представить обоснование причин включения в это положение каждой компании.

3. В типовом положении нужно будет приводить дату, до наступления которой указанные предприятия и учреждения обязаны привести своё положение о закупках в полное соответствие с типовым. Утвержденное положение надо будет размещать в ЕИС. Изменения такого положения будут размещаться в этой системе аналогичным образом.

4. Законодательно закрепят типовое положение о закупках. Принимать этот документ и устанавливать круг заказчиков, которые обязаны его применять в ходе утверждения либо изменения своих положений о закупках, вправе орган власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя автономного либо бюджетного учреждения. Это право также есть у организации или органа власти, которые выполняют функции собственника унитарного предприятия.

Закупочный процесс: изменения

1. Положение о закупке будет предусматривать неконкурентные и конкурентные методы закупок. Проводить конкурентные закупки нужно будет в электронной форме (при условии, что заказчик не оговорил в положении о закупке иное). Конкурентные госзакупки, в которых имеют право принимать участие исключительно субъекты СМП, будут проводиться лишь в электронной форме.

2. Проведение конкурентных закупок можно будет осуществлять в виде аукционов, конкурсов, запросов предложений и котировок. Заказчики получат право предусматривать другие конкурентные способы, но только при их соответствии нормам Закона № 223.

3. Предусмотрят порядок проведения конкурентных закупок. К примеру, участники получат право направлять запросы о необходимости разъяснения положений документации о закупке. В течение трех дней (рабочих) от даты поступления запроса государственный заказчик обязан будет на него ответить и разместить ответ в ЕИС. Заказчик вправе отменить конкурентную закупку, если срок подачи заявок не окончен. По истечении срока и до того, как будет заключен договор, отмена конкурентной закупки возможна лишь при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.

4. Порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме, а также особенности их проведения среди субъектов СМП, установят отдельно. Проводиться они будут на ЭТП.

5. Положение о закупке должно будет содержать способы осуществления неконкурентных закупок, порядок, а также перечень случаев, когда государственные закупки могут проводиться у единственного поставщика.

6.Закрепят правила описания предметов закупки. Так, документация должна будет содержать их качественные, технические и функциональные характеристики. Если при описании предмета закупки используют товарный знак, его указание необходимо сопровождать словосочетанием «или эквивалент». Это правило можно не соблюдать в ряде случаев, к примеру, при проведении закупок запасных частей к оборудованию.

Как изменятся нормы Закона № 223 об обжаловании

С начала 2018 года стало можно обжаловать действия или бездействие не только заказчиков, но и операторов ЭТП, а также закупочной комиссии. Расширился перечень случаев, при возникновении которых возможно обращение с жалобой в антимонопольный орган. В этот перечень добавлены новые пункты:

  • проведение заказчиком закупок с нарушением положения о закупке или (и) норм Закона № 223;
  • нарушение оператором ЭТП Закона № 223 при проведении закупки (вступает в силу с 01.07.2018 г.).

2. Появилась норма, на основании которой при совершении обжалуемого действия либо бездействия после окончания установленного срока подачи заявок, их может обжаловать лишь подавший заявку участник закупки.

3. Установлено правило о том, что при рассмотрении жалобы антимонопольный орган будет ограничен лишь доводами, которые составляют предмет обжалования.

Другие положения законопроекта

1. В документации и извещении вместо информации о начальной цене договора может быть установлена цена единицы товара (услуги, работы), максимальная цена договора или формула определения цены контракта, а также её максимальное значение.

10.01.2018

В рамках прошедшего вебинара нам удалось рассмотреть только часть изменений в 223-ФЗ, применять которые нужно с начала этого года.

И об этих нововведениях будем подробно говорить в ходе дистанционного курса обучения закупкам в соответствии с 223-ФЗ: «Организация закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ» 
(с учетом новой редакции № 223-ФЗ). Подготовьтесь заранее чтобы успеть подкорректировать ваш закупочный процесс.

Часть 1. Изменения в 223-ФЗ в 2018 году


В конце 2017 года было принято сразу четыре федеральных закона о внесении изменений в закон № 223-ФЗ:

  • Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, с нового года вступают в силу два постановления Правительства РФ о поддержке субъектов МСП:

­
  • постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1383;
  • ­постановление Правительства РФ от 19.08.2016 № 819.

Основным законом, который вносит изменения в закон № 223-ФЗ, является Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Данный закон является новым этапом реформы 223-ФЗ. Основная часть норм вступит в силу с 1 июля 2018 года.

Особое внимание следует обратить на часть 3 статьи 4 закона № 505-ФЗ, согласно которой положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями новой редакции закона о закупках отдельными видами юридических лиц не позднее 1 января 2019 года. Это означает, что до 2 января 2019 года заказчики могут применять в закупочной деятельности действующую редакцию закона № 223-ФЗ и своих положений о закупках. Извещение о проведении закупки в течение этого срока также можно будет осуществлять по старым правилам, пока не будет утверждена новая редакция положения о закупке.

Поскольку эти нововведения еще не актуальны, рассмотрим подробнее уже вступившие в силу изменения.

I. Исключения из сферы действия 223-ФЗ

Во-первых, расширен перечень исключений из 223-ФЗ: в части 4 статьи 1 Закона о закупках появились новые пункты 8, 12, 13, 14, которые вступили в силу с 31 декабря 2017 года. Во-вторых, внесены изменения в пункт 9 части 4 статьи 1; новая редакция вступила в силу с 9 января 2018 года. Пункты 8, 12, 13, 14 части 4 статьи 1 закона № 223-ФЗ применимы по отношению к крупным государственным компаниям и госкорпорациям.

Статья 1 Закона № 223-ФЗ о закупках:

4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:

8) заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения

электрической энергии и (или) мощности;

9) осуществлением кредитной организацией и государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками;

12) исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации;

13) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и перечень которых определен правовыми актами, предусмотренными частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и регламентирующими правила закупок. В таких правовых актах указывается обоснование включения в указанный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации;

14) закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства.

Однако есть одно изменение, которое касается практически всех заказчиков по 223-ФЗ.

Важно!

Пункт 8 части 4 статьи 1 исключает из-под действия закона отношения, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности.

Этот пункт распространяется на каждого заказчика, у которого есть взаимоотношения с гарантирующим поставщиком электрической энергии по договору энергоснабжения или договору купили-продажи электрической энергии.

Почему появилась эта норма?

По всей видимости, при разработке закона стояла цель избавить определенных крупных заказчиков от необходимости регистрировать договоры участников оптового рынка электроэнергетики в Единой информационной системе. Но в тексте закона была применена очень неудачная формулировка, и в результате получилось, что новая норма распространяется не только на участников оптового рынка электроэнергетики, но и на участников розничных рынков. А участниками розничных рынков электроэнергетики являются все заказчики, имеющие договоры с гарантирующими поставщиками электрической энергии.

Дело в том, что в соответствии Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442) гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) с любым обратившимся к нему потребителем.

Что это означает?

В результате этой неточности в тексте закона получается, что практически все договоры поставки электрической энергии и договоры энергоснабжения с гарантирующими поставщиками выведены из-под действия 223-ФЗ. Соответственно, с 31 декабря 2017 года закон № 223-ФЗ не распространяется на эти отношения, а такие договоры не подлежат включению в планы закупки, не регистрируются в ЕИС и так далее. Для заказчиков по 223-ФЗ это значительно упрощает заключение и исполнение договоров с гарантирующими поставщиками электроэнергии.

II. Закупки для коммерческого использования

В часть 1 статьи 3 закона № 223-ФЗ внесены уточняющие изменения о том, что теперь действие закона распространяется на закупки, связанные с коммерческим использованием товаров, работ, услуг. Эта норма вступила в силу с 31 декабря 2017 года и носит чисто технический характер.

Дело в том, что некоторые заказчики пытались вывести эти закупки из-под действия 223-ФЗ, аргументируя свою позицию тем, что закупки товары, работ и услуг для целей коммерческого использования входят в сферу закона. Теперь если заказчик, закупая товары, работы, услуги для коммерческого использования, хочет вывести такие закупки из-под 223-ФЗ, у него есть два варианта:

  1. осуществление закупок через так называемых взаимозависимых юридических лиц;
  2. включение таких закупок в перечень случаев закупки у единственного поставщика.

Что такое закупки через взаимозависящих юридических лиц?

Пункт 13 части 4 статьи 1 закона № 223-ФЗ выводит из-под действия закона отношения, связанные с осуществлением закупок через взаимозависимых с заказчиком юридических лиц, перечень которых указан в положении о закупке.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой (пп. 1 п. 1 ст. 20 НК РФ).

То есть речь идет об аффилированных юридических лицах.

Также понятие взаимозависимых лиц содержится в п. 2 статьи 105.1 НК РФ.

Существует мнение, что заказчики будут активно использовать данное положение для ухода от положений 223-ФЗ. Однако спикер не может согласиться с этим утверждением, поскольку с точки зрения налогового законодательства для большинства заказчиков в таких действиях нет никакого смысла, так как совершение сделок между взаимозависимыми лицами во многих случаях влечет налоговый контроль, предусмотренный главой 14.5 Налогового кодекса РФ (статьи 105.17, 105.18).

Основное изменение, на которое следует обратить внимание всем заказчикам по 223-ФЗ, — это изъятие из-под действия закона договоров энергоснабжения и купли-продажи электроэнергии с гарантирующими поставщиками. Такие закупки теперь не относятся ни к 223-ФЗ, ни к 44-ФЗ, а проводятся в рамках обычного договора и нигде не учитываются.

Часть 2. Изменения в работе в ЕИС в 2018 году


Следующий большой блок изменений касается порядка размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок.

I. Информация, которую заказчики вправе не размещать в ЕИС

Во-первых, в новой редакции закона часть 15 статьи 4 устанавливает перечень информации, которую заказчики вправе не размещать в ЕИС. Норма вступила в силу с 31 декабря 2017 года. Существует ряд случаев, когда заказчики вправе не размещать информацию о закупках в ЕИС. Теперь наряду со сведениями о закупках, стоимость которых не превышает 100/500 тыс. рублей, заказчики могут также не размещать в единой информационной системе сведения:

  1. о закупках ряда финансовых услуг, которые перечислены в законе (п. 2 ч. 15 ст. 4 ФЗ-223): ­
    • услуги по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;
    • ­предоставление кредитов и займов;
    • ­услуги по выдаче банковских гарантий и поручительств;
    • ­услуги по открытию и ведению счетов, включая аккредитивы;
    • ­брокерские услуги;
    • ­услуги депозитариев.
  2. о закупках услуг по доверительному управлению имуществом (п. 2 ч. 15 ст. 4 ФЗ-223);
  3. о закупках, связанным с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом (п. 3 ч. 15 ст. 4 ФЗ-223);
  4. о закупках, связанных с заключением и исполнением любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества (договоры купли-продажи, аренды, субаренды недвижимого имущества и пр.) (п. 3 ч. 15 ст. 4 ФЗ-223).

Договоры, которые есть у любой организации — это договоры на расчетно-кассовое обслуживание. Теперь информацию о таких договорах заказчики могут не размещать в ЕИС (то есть не показывать такие закупки ни в планах закупки, ни в реестре договоров). У большинства заказчиков есть также договоры аренды недвижимого имущества. В отчетности об общем количестве и стоимости заключенных договоров такие закупки следует указывать, но информацию о самой закупке (извещение, документацию, протокол) размещать в ЕИС не нужно. Такое нововведение существенно облегчает закупочную деятельность обычных заказчиков. Норма не распространяется на договоры, заключенные до 31 декабря 2017 года.

II. Информация, не подлежащая размещению в ЕИС

Часть 16 статьи 4 закона № 223-ФЗ дополнена пунктами 3 и 4, которые вступили в силу с 31 декабря 2017 года и расширяют полномочия Правительства РФ в части определения информации, не подлежащей размещению в ЕИС.

Статья 4 Закона № 223-ФЗ о закупках:

16. Правительство Российской Федерации вправе определить:

3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;

4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

В феврале 2018 года Россию ожидают очередные санкции со стороны США и ряда других западных государств, под которые попадут и некоторые крупнейшие российские заказчики по 223-ФЗ. Правительство РФ, очевидно, вводит дополнительные меры для того, чтобы такие заказчики могли не размещать информацию о закупках и контрагентах, которые в противном случае могут также попасть под санкции. Большинства заказчиков эта норма не коснется.

III. Перечень документов, размещаемых в ЕИС

Перечень документов, размещаемых в ЕИС, дополнен решениями о присоединении к положению о закупке, о присоединении к изменениям в положение о закупке органов управления дочерних хозяйственных обществ. Нормы закреплены в частях 4 и 5 статьи 2 закона № 223-ФЗ и вступили в силу с 31 декабря 2017 года.

Данными поправками легализована практика, которая существует в ряде крупных государственных компаний и корпораций, когда дочерние организации присоединяются к положению о закупке головной организации или материнской компании.

Обратите внимание. Теперь в ЕИС размещается не само положение о закупке, утвержденное органом правления дочерней организации, а решение о присоединении к положению о закупке или решение о присоединении к изменениям в положение о закупке. Срок на размещение решения органа управления дочерней организацией в ЕИС составляет 15 календарных дней со дня его принятия.

Часть 3. Новый порядок обжалования закупок по 223-ФЗ в 2018 году

I. Перечень оснований для административного обжалования

С 31 декабря 2017 года расширен перечень оснований для административного обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок в ФАС России, а также круг лиц, которые могут подавать такие жалобы.

Было

В прошлом году Президиум Верховного суда РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой жаловаться на действия заказчика можно только по тем основаниям, которые указаны в части 10 статьи 3 закона № 223-ФЗ. Соответственно, до 31 декабря 2017 года действовал ограниченный перечень случаев обжалования действия (бездействия) заказчиков, что позволяло отменять большую часть решений антимонопольных органов о признании таких действий незаконными.

Стало

Новая редакция части 10 статьи 3 закона № 223-ФЗ устанавливает следующие основания для обжалования:

  1. осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в размещенном в ЕИС положении о закупке;
  2. неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, иной информации, подлежащей размещению в ЕИС, или нарушение сроков такого размещения;
  3. предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
  4. осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения отдельных положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», включая нарушение порядка применения указанных положений;
  5. неразмещение в ЕИС или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП.

Принципиальным изменением является первый пункт об обжаловании любого нарушения 223-ФЗ или положения о закупке.

Также с 31 декабря 2017 года Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», а также органы исполнительной власти субъектов РФ и созданные ими организации получили право обжаловать закупки заказчиков, в отношении которых они проводят мониторинг соответствия или оценку соответствия (в порядке ст. 51 Закона № 223-ФЗ), если при проведении таких закупок нарушаются права участников — субъектов МСП.

Что это означает? Существуют распоряжения Правительства РФ, по которым Корпорация МСП и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют контроль в отношении определенных заказчиков, указанных в этих распоряжениях. Теперь Корпорация и такие органы власти вправе подавать жалобы на действия этих заказчиков.

Практические последствия изменений

Перечень случаев обжалования в рамках 223-ФЗ теперь является закрытым . В этот перечень не входит ряд требований, установленных законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе нарушение антимонопольных требований к торгам согласно части 1 статьи 17 данного федерального закона. Соответственно, нарушение статьи 17 закона № 135-ФЗ теперь не может рассматриваться в рамках части 10 статьи 3 закона № 223-ФЗ. Рассмотрение обращений участников закупки о нарушении статьи 17 закона «О защите конкуренции» должно осуществляться только в рамках рассмотрения дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

II. Общий порядок подачи жалобы

Определен общий порядок подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, а также установлены особенности его применения.

В новой редакции части 10 статьи 3 закона № 223-ФЗ говорится: любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

То есть, общий порядок рассмотрения жалоб изложен в статье 18.1 закона № 135-ФЗ, особенности — в статье 3 закона № 223-ФЗ.

Особенности применения статьи 18.1 закона «О защите конкуренции»

  1. Если обжалуемые действия (бездействие) совершены после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, то обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке (часть 11 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках). То есть если лицо жалуется на положения документации о закупке после окончания подачи заявок, но он заявку не подавал, то его жалоба не подлежит рассмотрению.
  2. Рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться доводами, составляющими предмет обжалования (часть 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках). Это означает, что антимонопольный орган должен рассматривать только те доводы, которые приведены в первоначальной жалобе участника. Если антимонопольный орган выносит решение по доводам, которые не были указаны в жалобе (в том числе самостоятельно выявляет какие-либо нарушения и указывает их в своем решении), то такое решение является незаконным.
    Дело в том, что в статье 18.1 закона № 135-ФЗ есть норма о том, что антимонопольный орган не ограничен доводами жалобы и может выявлять иные нарушения, в том числе не указанные в жалобе. С 31 декабря 2017 года это положение о рассмотрении жалобы на действия заказчика по 223-ФЗ не действует. Антимонопольный орган лишен полномочий рассматривать доводы, не указанные в первоначальной жалобе.

Внимание!

Самой актуальной проблемой обжалования в рамках ч. 10 ст. 223- ФЗ с 31 декабря 2017 года становится вопрос, как истолковывать в ней фразу «любой участник закупки вправе обжаловать» — по отдельности либо в привязке к ее продолжению: «любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ»?

Следует обратить внимание на то, что на данный момент в соответствии с частью 2 статьи 18.1 закона «О защите конкуренции» жалоба на действия (бездействие) заказчика может быть подана только двумя категориями заявителей:

2-я категория заявителей: «иные лица» (например, участники закупки, не подававшие заявки, корпорация развития МСП, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации) вправе обжаловать нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении закупки, порядка подачи заявок на участие в закупке, если в результате нарушения порядка организации и проведения закупки могут быть нарушены их права и законные интересы.

Таким образом, если мы рассматриваем фразу полностью: «любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ», то обжаловать действия заказчика могут только участники закупки, подавшие заявки.

Если же толковать норму так, как это будет делать ФАС России, то обжаловать действия заказчика может любой участник.

Таким образом, вскоре в правовой практике создастся проблема, когда антимонопольные органы будут принимать жалобы у всех заявителей, а заказчики будут пытаться доказать, что жалобы можно принимать только от участников, подавших заявки на участие в закупке.

Часть 4. Ужесточение контроля за закупками по 223-ФЗ в 2018 году


Следующий блок изменений направлен на усиление контроля государственных органов и органов местного самоуправления за закупками подведомственных бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий.

I. Типовые положения о закупке

С 31 декабря 2017 года вступили в силу части 2.1 — 2.7 статьи 2 закона № 223-ФЗ, и теперь для бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий могут приниматься обязательные для применения типовые положения о закупке их учредителем или собственником, то есть органом государственной власти, который выполняет функции учредителя или собственника. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований типовые положения могут утверждаться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, уполномоченным органом местного самоуправления.

Что такое типовое положение о закупке?

Типовое положение о закупке — это не само по себе положение о закупке, а требования учредителя, собственника, уполномоченного органа, которые обязательны для заказчика при разработке положения о закупке, его утверждении или внесении в него изменений.

Типовое положение о закупке должно содержать:

  1. Перечень конкретных подведомственных заказчиков — бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным (часть 2.1 статьи 2 223-ФЗ).
  2. Указание на дату, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке в соответствии с этим типовым положением (часть 2.2 статьи 2 закона № 223-ФЗ). Не подлежащие изменению при разработке и утверждении подведомственными заказчиками положения о закупке следующие сведения: ­
    • порядок подготовки и (или) осуществления закупки;
    • ­способы закупок и условия их применения;
    • ­срок заключения по результатам конкурентной закупки договора (ч. 2.3 статьи 2 закона № 223-ФЗ).
  3. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (ч. 2.4 статьи 2 закона № 223-ФЗ).

Типовое положение о закупке устанавливает только строго определенный перечень пунктов, которые должны содержаться в положении о закупке заказчика: порядок подготовки и осуществления закупки, способы закупки и условия их применения, срок заключения договора по результатам конкурентной закупки.

Обратите внимание, здесь не регламентируется порядок исполнения договоров и некоторые другие вопросы, касательно которых учредитель не вправе устанавливать требования в типовом положении.

Теперь для того чтобы типовое положение было обязательным для подведомственных заказчиков, в том числе для заказчиков Москвы и Московской области, это типовое положение должно быть размещено в ЕИС утвердившим его органом в течение 15 календарных дней с даты его утверждения. При внесении изменений в типовое положение о закупке они также должны быть размещены в ЕИС в течение 15 календарных дней со дня их утверждения уполномоченным органом.

С 31 декабря 2017 года все действующие типовые положения о закупке формально не обязательны для применения, поскольку не размещены в ЕИС, так как на данный момент отсутствует сама возможность размещения типовых положений в ЕИС. Для того чтобы такая возможность появилась необходимо внести изменения в Положение о размещении информации о закупке в единой информационной системе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908, а также доработать функционал ЕИС. Поэтому спикер советует уполномоченным органам не торопиться с изданием типовых положений, поскольку пока нет возможности их размещения в ЕИС, а также по той причине, что основные изменения в 223-ФЗ вступят в силу только с 1 июля 2018 года.

II. Ведомственный контроль

Вступила в силу статья 6.1 закона № 223-ФЗ, которая возлагает на государственные органы и органы местного самоуправления обязанность по осуществлению ведомственного контроля за закупками подведомственных автономных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий.

Порядок осуществления ведомственного контроля закупочной деятельности должен быть установлен на уровне каждого публично-правового образования:

1) для федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий — Правительством РФ;

2) для государственных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта РФ — высшим органом исполнительной власти субъекта РФ;

3) для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий — местной администрацией.

Часть 5. Изменения в закупках по 223-ФЗ у МСП в 2018 году

I. Круг заказчиков, обязанных закупать у МСП

Согласно постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1383 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с 1 января 2018 года существенно расширен круг заказчиков, которые обязаны осуществлять закупки у субъектов МСП, а также измена форма годового отчета о закупках у субъектов МСП.

Теперь обязанность поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства возлагается на всех заказчиков (за исключением автономных учреждений и заказчиков, являющихся субъектами МСП), годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн рублей.

Следует обратить внимание на то, что данная поправка распространяется на всех заказчиков, имеющих такой размер выручки, в том числе на унитарные предприятия и бюджетные учреждения при осуществлении закупок в рамках 223-ФЗ.

Также требование о поддержке СМП распространяется на заказчиков, являющихся кредитными организациями, величина активов которых по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн рублей, и на заказчиков, являющихся автономными учреждениями, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн рублей.

II. Годовой объем прямых закупок у МСП

Согласно постановлению Правительства РФ от 19 августа 2016 г. № 819, которое действует с 1 января 2018 года, годовой объем прямых закупок у субъектов МСП увеличен с 10 до 15 % (как планируемых, так и совокупном стоимостном объеме заключенных договоров).

Часть 6. Другие изменения 223-ФЗ в 2018 году


Изменения в данном блоке носят имеют технический характер.

  • I. Федеральное казначейство ведет Реестр заказчиков по 223-ФЗ, зарегистрированных в единой информационной системе в сфере закупок (часть 18.1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ действует с 31 декабря 2017 года). Регистрация заказчиков осуществляется и в настоящее время в реестре заказчиков в ЕИС. Теперь появится отдельное постановление Правительства РФ, которое установит порядок ведения реестра заказчиков в ЕИС по 223-ФЗ.
  • II. С 31 декабря 2017 года разрешено использование корпоративных, региональных и муниципальных информационных систем для размещения информации, которая подлежит размещению в ЕИС по 223-ФЗ (части 22-25 статьи 4 Закона № 223-ФЗ). Таким образом легализуется существующая в ряде субъектов РФ практика размещения информации о закупках через их региональные информационные системы. Также разрешается размещать информацию через корпоративные информационные системы. При этом информация, размещаемая в ЕИС, имеет приоритет по отношению к информации, размещаемой в таких системах.
  • III. Конкретизированы правовые последствия неразмещения в установленный законом срок заказчиком положения о закупке или решения о присоединении к положению о закупке головной организации (часть 5.1 статьи 8 Закона № 223-ФЗ). Раньше за неразмещение положения о закупке в ЕИС в установленный срок заказчик должен был осуществлять закупки по 44-ФЗ. Теперь заказчик в такой ситуации должен применять не все положения 44-ФЗ, а только те, которые перечислены в части 5.1 статьи 8 закона № 223-ФЗ:
    1. обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);
    2. выбор способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);
    3. осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частями 1 — 3, 5 — 8 статьи 30 закона № 44-ФЗ. При этом для целей настоящей части под совокупным годовым объемом закупок заказчика понимается совокупный объем цен договоров, заключенных заказчиком с 1 февраля до окончания календарного года;
    4. применение требований к участникам закупок;
    5. оценка заявок, окончательных предложений участников закупки;
    6. создание и функционирование комиссии по осуществлению закупок;
    7. определение поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфами 2 — 5 главы 3 закона № 44-ФЗ. При этом заказчики:
      • а) направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок и осуществляющий ведение реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом;
      • б) не проводят согласование применения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление такого согласования;
    8. осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ. При этом заказчики:
      • а) не проводят согласование с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в случае признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса или запроса предложений несостоявшимися;
      • б) не направляют в контрольный орган в сфере закупок уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
      • Жалобы на неприменение заказчиками отдельных положений 44-ФЗ, а также на нарушения порядка применения указанных положений 44-ФЗ, рассматриваются не в рамках 44-ФЗ, а в рамках ч. 10 ст. 3 закона № 223-ФЗ и ст. 18.1 закона № 135-ФЗ.

Ответы на вопросы


Почему нужно в ежемесячной отчетности показывать договоры на расчетно-кассовое обслуживание? В отличие от договоров на поставку электроэнергии с гарантирующими поставщиками договоры на расчетно-кассовое обслуживание не исключены из-под действия 223-ФЗ. Часть 15 статьи 4 дает возможность не размещать информацию о таких закупках за исключением ежемесячной отчетности о количестве и общей стоимости договоров и отчетности о количестве и общей стоимости договоров у единственного поставщика. Арендуем электросетевое оборудование — это движимое и недвижимое имущество. Такие договоры тоже теперь не размещаются? Такие закупки не исключены из-под действия 223-ФЗ, поэтому заказчик не имеет права не размещать в ЕИС информацию об аренде имущества. Нужно ли отчитываться об исполнении договора энергоснабжения в конце 2018 года? Если договор был размещен до 31 декабря 2017 года, то целесообразно разместить сведения об исполнении такого договора. Если мы сдаем в аренду муниципальное имущество, переданное нам учредителем в оперативное управление, мы тоже вправе не размещать информацию? Это не закупка. Сдавая такое имущество в аренду, следует руководствоваться правилами сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, установленными статьей 17.1 закона № 135-ФЗ и приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67. Если победитель определен в 2017 году, а заключение договора пришлось на 2018 год, то как показать в отчете такой договор, если заказчик попал под ПП РФ 1352 с 1 января 2018 года? По мнению спикера, поскольку закупка завершается заключением договора, то данную закупку целесообразно отнести к закупкам 2018 года и включить ее в объем закупок по ПП РФ 1352 за 2018 год. Если нам сейчас не нужно указывать поставщика в договоре, то как быть с протоколом? Договор кроме казначейства никто не видит, а протокол видят все. Какой смысл не размещать договор? Действительно, было приостановлено ведение реестра договоров, который ведется заказчиками в рамках 223-ФЗ в части размещения информации о поставщике (контрагенте) до 1 июля 2018 года. Эти меры государство предпринимает, чтобы подстраховаться от расширения санкций в феврале 2018 года в отношении крупнейших госкомпаний и госкорпораций, поскольку их контрагенты тоже могут попасть под эти санкции. Требования к содержанию протокола закупки устанавливаются положением о закупке заказчика и Положением о размещении в ЕИС информации, утвержденным ПП РФ 908. Там не указано, что информация о победителе должна включаться в протокол. Поэтому если в положении не предусмотрено иное, то можно указывать в протоколе не наименование победителя, а присвоенный ему порядковый номер. Закупки у единственного поставщика до 100 тыс. рублей включаются в отчет по СМП? Да, включаются. Если учредитель не разработает и не утвердит типовое положение о закупке, может ли автономное учреждение утвердить свое положение и работать по нему с 1 июля 2018 года? Автономное учреждение не может, а должно это сделать. В соответствии с ПП РФ 608 в новой форме годового отчета необходимо указать стоимостной объем оплаты в отчетном году с учетом объема оплаты в отчетном году договоров, срок исполнения которых превышает один календарный год. Что имеется в виду — фактическая оплата или сумма договоров? По мнению спикера, речь идет не о суммах фактической оплаты, а о суммах, которые указаны в заключенных договорах.

Ключевая задача законодательства — регулировать отношения, которые складываются в определенной сфере рынка. Изменения, запланированные на 2016 год, касаются создания типовых положений в работе, перечня способов закупки, реестра заказчиков и других особенностей взаимодействия участников этой ниши.

Изменения, касающиеся типовых закупок.

В определенных регионах сложилась практика, при которой органы исполнительной власти для собственных подведомственных или же работающих на их территории заказчиков утверждают типовые положения о закупках. В таком случае заказчики обязаны следовать им, не зависимо от своего желания. Это вызывало негодование со стороны последних, поскольку действующее законодательство не предусматривало подобных ограничений и передавало инициативу в руки заказчиков.

Теперь ФЗ № 223 о закупках (), последняя редакция 2016 года которого стала ближе к реальному рынку, предлагает следующий вариант отношений:

  • утверждать типовые положения смогут только федеральные органы исполнительной власти, а заказчики будут обязаны работать в соответствии с ними;
  • перечень тех заказчиков, которых обязуют работать в соответствии с типовыми положениями, будет утвержден в отдельном постановлении.

Изменения, касающиеся холдингов.

Основная особенность холдингов состоит в том, что в их составе имеется материнская организация и зависимые дочерние предприятия. Зачастую холдинги сталкиваются с такой проблемой, когда часть предприятий работает в соответствии с одними типовыми положениями, а остальные подразделения — с другими. В итоге отсутствует возможность систематизировать закупочные нормы.

Обновленное законодательство предполагает разработку типовых положений для основного материнского предприятия. Все остальные зависимые подразделения автоматически присоединятся к нему, независимо от уровня (дочерние или внучатые).

У зависимых подразделений теперь не будет выбора, хотят они присоединяться к типовым положениям головного предприятия или нет. Все шаблонные документы и требования типовых положений будут распространяться на них автоматически.

Варианты способов закупки.

Отсутствие четких сроков, процедур закупок привело к тому, что многие заказчики злоупотребляют своими полномочиями, искусственно ограничивая конкуренцию, срывая закупки. Теперь законодательство четко регламентирует эти моменты, определяя следующие способы закупок:

  1. Конкурентные способы — запрос предложений или котировок, аукцион, конкурс. В законе будет прописано определение каждого из способов и будут указаны определенные сроки принятия заявок на участие в них, которые заказчик не имеет права изменять.
  2. Закупка у единственного, конкретного поставщика будет оставлена на усмотрение заказчика. При этом не будет никаких рекомендаций или условий для его применения.

Другие способы закупки могут быть использованы только в том случае, когда стоимость контракта превышает установленный государством размер. На сегодняшний день такой предел еще не установлен. Озвученная экспертами ожидаемая сумма составляет 200 млн рублей.

Не успели заказчики разобраться с планами инновационной продукции и новыми правилами закупок у СМП, а законодатели уже готовят новый пакет важных поправок. Например, все закупки о 223-ФЗ переведут в электронную форму и на специальные аккредитованные ЭТП.

Заказчикам ограничат возможность для самовольного расторжения договора. Разрешенные способы закупки будут перечислены в законе и их нельзя будет расширять. А МУП и ГУП готовятся вовсе вывести из-под действия Закона № 223-ФЗ. Чтобы вовремя внедрить новшества в закупочную работу, надо быть в курсе всех новостей. Здесь мы собрали интересные материалы про все изменения: вступившие в силу и грядущие.

Положение о закупках по Закону № 223-ФЗ

Основной документ заказчика по Закону № 223-ФЗ - положение о закупке. Грамотный подход к его формированию поможет избежать жалоб участников и претензий со стороны контрольных органов. А если тщательно прописать в положении о закупке требования к участникам, способы закупок и порядок оценки заявок - можно сильно сэкономить на каждой закупке. Расскажем, как это сделать и не нарваться на штрафы ФАС.

План закупок по Закону № 223-ФЗ

Закон № 223-ФЗ обязал заказчиков размещать в план закупки. План закупки составляют на срок менее года. А кроме этого, в ЕИС надо направить план закупки инновационной продукции, план закупки высокотехнологичной продукции, план закупки лекарственных средств. Ведь с 1 января 2016 года заказчики обязаны заключать договоры только в строгом соответствии с планом закупки. Планируйте закупки правильно с материалами от наших экспертов.

Реестр договоров по 223-ФЗ

Заказчики по Закону № 223-ФЗ регулярно отчитываются по договорам. Реестр договоров - это дополнительная форма контроля закупок. Мы собрали 6 лучших статей, которые позволят избежать распространенных ошибок при размещении ежемесячной отчетности и годовых отчетов.

Оценка заявок по Закону № 223-ФЗ

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок оценки и сопоставления заявок. Заказчик должен прописать в положении о закупке свои критерии оценки заявок участников. В положении нужно установить и баллы участников закупки, которые будет присуждать конкурсная комиссия. Мы подобрали статьи с примерами и рекомендациями по оценке заявок в закупках по 223-ФЗ.

Нарушения по Закону № 223-ФЗ

Закон о корпоративных закупках имеет рамочный характер. Основные правила закупок заказчик должен установить в положении о закупках. А затем - следовать этим правилам, перенося их в конкурсную (аукционную) документацию и проекты контрактов. Большая свобода заказчиков влечет и множество ошибок. Чтобы правильно делать закупки по 223-ФЗ, надо изучать решения ФАС и постановления судов по жалобам на заказчиков. Здесь мы собрали самые интересные материалы о нарушениях Закона № 223-ФЗ. Изучите чужие ошибки, чтобы не совершать свои!