Что такое эманация в философии. Эманация – что это простыми словами

] высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия].

Идея эманации генетически восходит:

  1. к гносеологическим моделям досократической натурфилософии , основанным на презумпции истечения из объекта «модельных копий», вызывающих в чувственном восприятии [человека] соответствующие ощущения (Эмпедокл , Левкипп , Демокрит и др.);
  2. к пониманию Блага в философии Платона , как иррадиирующего («излучающего») и бытие как таковое (апорройя , др.-греч. ἀπόρροια - истечение, выделение), и его имманентный смысл, что делает возможным его познание ;
  3. к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящей в движение все уровни Универсума;
  4. к стоической концепции истечения творческого Логоса как «первоогня», убывающе-пронизывающего своими «потоками» - огненной пневмой (πνεῦμα ) - всё бытие, вплоть до «холодной» неорганической природы.

В основе собственно термина («истечение», «распространение») лежит употребительный в традиции платонизма метафорический образ истока, дающего начало реке, но неисчерпаемого; или образ Солнца, изливающего из себя лучи, но остающегося таким же светлым.

Наиболее полное развитие концепция эманации получила в неоплатонизме . Эманация здесь мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира; эта избыточность проявляется в непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии Единого (Блага) [вовне собственного бытия] (ср. с креативной семантикой «сперматического логоса » в стоицизме). Плотин указывает:

«Представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения. И представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным [само], а началом многообразия ».

В процессе эманации как ступенчатого нисхождения Абсолюта (Единого) образуется множественный мир «иного», т.е. низшие уровни Бытия (нус , νόος , мировые души и т.д.), а на самом низшем уровне - материя как «небытие» (меон , μείων ).

Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым и низшими уровнями Бытия управляется двумя главными принципами, фундаментальными закономерностями. Во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе эманации и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому преодолению оторванности от истока. У Плотина это положение зафиксировано постулатом «восхождения к Единому» и передается термином «экстаз», у Прокла в «Первоосновах теологии» формулируется тезисом «всё, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе». В этом смысле постижение и самопознание, высшей формой которого является экстаз, является компенсацией, восполнением, другой ипостасью самой же эманации.

Парадигма эманации (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи : наличие

Довольно часто слова и выражения из научного и философского оборота попадают в разговорную речь. Там они могут кардинально поменять свое значение, вплоть до противоположного. Так, например, произошло со словом «эманация». Его часто употребляли русские писатели в весьма ироничном смысле, например Салтыков-Щедрин. Когда он писал о том, что находясь в обществе, не следует портить воздух, он иносказательно говорил об «эманациях заднего двора». Да и в других случаях многие полагают, что эманация - это запах. Поэтому данное слово произносят в одной фразе с глаголом «ловить». В смысле, «поймать запах» или веяние, исходящее откуда-нибудь.

Но каково же истинное значение этого термина? Попробуем провести небольшое расследование.

Перевод и научные трактовки

И в самом деле, если мы откроем латинский словарь, то обнаружим, что эманация - это слово, означающее истечение и распространение чего-либо. Энциклопедии и научные толкования говорят нам, что речь идет о каком-то веществе или явлении, которое, возникая, стало таким вследствие истечения откуда-либо. Еще один смысл слова "эманация" - это выделение каких-то элементов из более сложной субстанции. Поэтому в физике данный термин применяется в теории так называемого С точки зрения этой концепции, эманация - это когда особые вещества в процессе такого разложения испускают лучи или выделяют газы. В химии такого названия удостоился элемент радон, хотя сейчас в основном так именуют его изотопы.

Компьютерные игры

Популярное слово не осталось и без внимания геймеров. Например, эманация - это элемент онлайновой стратегической игры-фэнтези «Небеса». С помощью данного артефакта участники могут изготавливать предметы. Поскольку в этой игре есть несколько культов или классов персонажей, то и эманаций существует соответственное количество. Они носят разные названия. Например, «эманация хаоса» - наиболее популярная среди игроков - является частью такого артефакта, как «совершенная реликвия Разрушителя». Есть и другие подобные элементы. «Эманация любви» относится к так называемому культу Девы. Ее можно получить, разобрав «совершенную реликвию» одноименного класса. А «эманация силы» относится к культу Защитника. Все эти можно купить, обменять на «бриллианты» или же получить, разбирая «совершенные реликвии».

Происхождение термина

Впервые появилось это слово в античной стали употреблять его, пытаясь определить происхождение нашего мира из единого божественного Универсума. Иными словами, того, как бытие попало с небес на землю, и почему оно приобрело именно такой вид. Даже вышеописанная онлайновая игра имеет некоторое, хотя и очень опосредованное отношение к этой первоначальной концепции. Недаром она называется «Небеса». Элементы понятия «эманация» можно найти еще в досократической философии. Когда Демокрит или Эмпедокл задумывались о том, как происходит процесс познания, они полагали, что всякий объект испускает некоторые «образцы», копии, которые воздействуют на чувства человека и, таким образом, вызывают ощущение «модели» в голове субъекта. Переходная концепция данной теории появилась у Платона и Аристотеля.

Классики античной философии

Связь эманации с происхождением мира появляется опосредованно в термине «апорройя». Он принадлежит Платону и тоже означает «выделение». Как известно, греческий философ представил мир в образе своеобразной пирамиды, на вершине которой находится понятие «Благо». Оно словно бы испускает или излучает из себя само бытие и возможность понимания всего существующего. Благо порождает мир идей, своеобразными «эманациями» которых являются вещи этого мира. Аристотель же относит смысл этого термина к понятию особого рода энергии. Божественный универсум, с точки зрения Ареопагита, это Перводвигатель. Он излучает энергию, которая, распространяясь из первоисточника, словно «заводит» весь механизм Вселенной.

Развитие понимания термина

Традиция платонизма, сложившаяся в античной философии, породила специфические школы мышления. Их представители создали очень стойкую метафору теории эманации, понимаемой как исхождение из некоего неисчерпаемого источника, который постоянно продуцирует нечто, но остается вечным. Например, они сравнивали Универсум с началом реки, которое порождает воды, но не иссякает. Или с солнцем, испускающим лучи, но не теряющим света. Несколько больше развили это понимание стоики уже в эпоху Древнего Рима. Они взяли греческое понятие «Логос» за творческую первооснову мира. Стоики считали, что этот «изначальный огонь» испускает свое дыхание - пневму - которая, постепенно остывая и охлаждаясь, порождает органическую природу.

Однако всемирную известность данному термину обеспечили неоплатоники. Они же создали и современное философское значение слова. Один из крупнейших представителей этой школы - Плотин - представил Абсолютное Благо, Универсум как источник творческой энергии, находящийся в постоянном преизбытке. То есть, Благо настолько исполнено своей креативностью, что постоянно переполняется ею. Истекающая из Универсума творческая энергия создает наш мир непроизвольным и естественным образом. Однако чем дальше удаляется от своего источника этот божественный свет, тем более он меркнет и слабеет, пока не гаснет совсем. Поэтому и мир делится на различные уровни - согласно своей близости к первоначалу. Чем дальше от источника - тем меньше блага и, соответственно, больше зла (которое является недостатком добра). Таким образом, эманация в философии - это, прежде всего, концепция утраты совершенства в процессе ступенчатого излияния энергии Абсолюта, вплоть до небытия, под которым в неоплатонизме понимается материя.

Восприятие христианства

Неоплатоническая теория изначально противостояла новой, нарождающейся в Римской империи, религии. В христианстве творение мира через акт Божьей воли было концепцией, абсолютно противоположной идее «естественного истечения» блага вследствие природы Универсума. Ведь Библия полагает, что все, созданное Яхве - «хорошо весьма», а испорченность - это следствие нарушения воли Господа. Однако позже теория эманации была в некоторых своих элементах позитивно воспринята христианскими мыслителями и апологетами. К примеру, идею «оскудевания блага» в творении и зла как недостатка добра развил Фома Аквинский, основав на этом католическую теодицею. Он же рассуждает о том, что Бога можно постепенно познать через его творения, ссылаясь на тот же принцип. ввел теорию эманации в канон христианской веры и создал трактат
о небесной иерархии.

Мистические и неортодоксальные трактовки

Идея ступенчатого излияния блага и энергии в мир с их постепенным охлаждением и оскудением не только сделалась популярной, но и стала предметом споров. Ее разделяли многие мистические течения христианства и ислама, а также неортодоксальные, так называемые еретические направления. К примеру, понятие эманации было очень популярно в античном гностицизме, но здесь оно смешивается с христианской концепцией непослушания Богу и выпадения из высшего мира «плеромы». Такое диссидентское христианское движение, как катаризм, в лице одного из своих лучших философов, Джованни де Луджио, сохранило платоновскую метафору о солнце, испускающем лучи, но в то же время возразило, что такой свет может оскудевать в своем свечении. Недаром в Евангелии сказано, что речь идет не о земном сиянии, а о таком, которое «тьма не объемлет». Как бы там ни было, концепция эманации прочно вошла в парадигму европейской культуры и стала частью современной философии, литературы и даже эзотерики. На основе данной теории построил свои взгляды, к примеру, Карлос Кастанеда.

Но все же едино с ней. Наука учит, что эволюция физиологически является видом зарождения, где зародыш, который развивается в утробный плод , уже до того существует в родителе, причем развитие и конечная форма, и особенности этого зародыша устанавливаются в природе; и что в космологии этот процесс осуществляется бессознательно посредством соотношения элементов и их различных составляющих. Оккультизм отвечает, что это лишь кажущийся порядок, настоящий процесс является Эманацией руководимой разумными Силами в соответствии с непреложным Законом. Следовательно, поскольку оккультисты и теософы полностью верят в учение об Эволюции, как оно дано Капилой и Ману, они скорее эманационисты, чем эволюционисты. Доктрина Эманации некогда была всеобщей. Ей учили как александрийские, так и индийские философы, египетские, халдейские и эллинские Иерофанты, а также евреи (в своей Каббале и даже в "Бытии"). Ибо лишь вследствие преднамеренно неправильного перевода еврейское слово асдт в Септуагинте переведено как "ангелы", тогда как оно означает Эманации, Эоны: точно так же, как у гностиков . Действительно, во "Второзаконии" (XXXIII, 2) слово асдт, или ашдт, переведено как "огненный закон", тогда как правильный перевод этого отрывка должен быть "из его правой руки исходил (не огненный закон, но) огонь в соответствии с законом"; т.е. огонь одного пламени передается и подхватывается другим, словно по следу легко воспламеняющейся субстанции. Именно это и есть эманация. Как показано в "Разоблаченной Изиде": "В Эволюции, как теперь начинают понимать, во всей материи предполагается существование импульса к достижению более высокой формы, - предположение, ясно выраженное Ману и другими индусскими философами самой седой древности. Древо философов иллюстрирует это в случае растворения цинка. Разногласия между последователями этой школы и эманационистами можно коротко выразить следующим образом: эволюционист прекращает все исследования у пределов "Непознаваемого", эманационист же верит, что ничто не может эволюционировать (be evolved) - или, согласно значению этого слова, выйти из утробы, родиться - если оно сперва не было запроектировано (been involved), тем самым указывая, что жизнь, прежде всего, происходит от духовной силы."

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Оккультисту и чела нет надобности объяснять разницу между Энергией и Эманацией. Санскритское слово «Шакти» непереводимо. Это может быть Энергией, но происходящей сама собою, а не вследствие действительной или сознательной воли того, кто ее производит. «Первородный», или Логос, не есть Эманация, но Энергия, присущая Парабрахману, Единому, и совечная с Ним. «Зохар» говорит об эманациях, но приберегает это слово для семи Сефиротов, которые эманируют из первых трех – образующих одну триаду – Кэтер, Хокма и Бина. Что касается этих трех, «Зохар» объясняет разницу, называя их «имманациями», чем-то присущим, одновозрастным с постулируемым предметом, или, другими словами, «Энергиями».

Одни только эти «Помощники», Ауфаним, получеловеческие Праджапати, Ангелы, Зодчие под Водительством «Ангела Великого Совета» вместе с остальными Строителями Космоса других народов, – могут объяснить несовершенство Вселенной. Это несовершенство является одним из аргументов Тайной Науки в пользу существования и деятельности этих «Сил». И кто знает лучше, чем некоторые философы наших цивилизованных стран, как близок к истине был Филон, приписывая происхождение зла примеси низших сил в формировании материи, и даже в формировании человека – задаче, доверенной божественному Логосу.


ЭМАНАЦИЯ

ЭМАНАЦИЯ
(позднелат. emanatio - истечение) - термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. генетически восходит: 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соответствующие ощущения (Эмпедокл, Левкипп, Демокрит и др.); 2) к семантической фигуре Блага в философии Платона, иррадиирующего и бытие как таковое (греч. aporroia - распространение), и его имманентный смысл, делающий возможным его познание (ср. с исходной семантикой Софии в античной культуре); 3) к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящий в движение все уровни универсума; 4) к стоической концепции истечения творческого Логоса как ‘первоогня’, пронизывающего своими потоками - огненной пневмой - все бытие, вплоть до ‘холодной’ неорганической природы. В рамках системы неоплатонизма Э. мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира, проявляющейся в его непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии вовне (ср. с креативной семантикой ‘сперматического логоса’ в стоицизме): ‘представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения, и представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным, а началом многообразия’ (Плотин). (В более позднем гностицизме идея спонтанности Э. будет трансформирована в идею Э. как сознательно целеположенного волевого акта, актуализирующего исходное желание ‘дерзости’ - tolma.) Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым (Благом) и низшими уровнями бытия управляются двумя фундаментальными закономерностями: во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе Э. и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому импульсу преодоления оторванности от истока: у Плотина это фиксировано постулатом ‘восхождения к Единому’ и передается термином ‘экстаз’, у Прокла в ‘Первоосновах теологии’ формулируется тезисом: ‘все, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе’ (ср. с концепцией любви и красоты у Платона, основанной на гносеологической фигуре ‘припоминания’ душой созерцаемых некогда в мире идей совершенных форм и неудержимом ‘эросе’ - стремлении - к ним при узнавании их в сотворенном). Таким образом, Э. понимается в неоплатонизме как нисходящее движение (‘истечение от верховного светоча’), предполагающее обратный вектор восходящего экстаза, что позднее в рамках теизма будет переосмыслено как излияние отцовской любви Творца на творение (вектор вниз) и неизбывная сыновья любовь твари к Творцу (вектор вверх) и задаст в контексте мистики идею стремления души к воссоединению с Богом как своим источником: ‘искра Божья’ в душе человеческой и ее ‘устремление к соединению с Божественным светом’ у Амальрика Бенского в христианстве; ‘капля, стремящаяся в океан’ у ал-Газали в исламе и т.п. Парадигма Э. (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи: наличие зла обусловливается семантически вытекающей из идеи Э. иерархией совершенства мироздания (поскольку каждый последующий уровень Э. как порождение Единого отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, поскольку зло есть не что иное как недостаток (в экстремуме - отсутствие) блага. Концепция Э. глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры, войдя в качестве фундаментальной идеи в христианский канон (‘Ареопагитики’ и трактовка Духа Святого в Символе веры) и оказав принципиальное содержательное воздействие и на развитие теологии как в апофатической (Э. как непостижимый след трансценденции), так и в катафатической (Э. как основа принципа ‘аналогии бытия’, открывающего для познания путь постижения Бога через постижение его творения) ее версиях, и на развертывание европейской философской традиции, задав специфическое структурное оформление как средневековым схоластике (Иоанн Скот Эриугена) и мистике (Экхарт), так и актуализирующей божественность человека гуманистической философии Ренессанса (Николай Кузанский, Бруно). Наряду с семантическим влиянием концепции Э. на европейскую культуру, могут быть зафиксированы ее следы и в символической системе последней, - прежде всего, это касается световой символики, красной нитью прошедшей сквозь весь семиотический ряд культурных универсалий Европы и изначально восходящий к фундировавшей эманационную модель неоплатонизма метафоре Платона, сравнивающей иррадиирующее Благо с излучающим свет Солнцем (‘Государство’, VI). Всеобъемлющая световая символика неоплатоников имманентно входит в систему символов христианства, фундируя собою как теологическую (линия Псевдо-Дионисия Ареопагита), так и мистическую традиции: душа праведника, преисполненная любви к Господу, метафорически фиксируется в образе светильника с огнем внутри (например, у Бернара Клервоского), свет которого стремится к воссоединению с источником света. Символы света характерны также и для иудаизма: явление Яхве Моше ‘из среды огня’ (Танах), концепция индивидуальной души как искры, стремящейся к воссоединению с Божественным светом в хасидизме (ср. с христианским амальриканством). Аналогично - в ортодоксальном исламе (кораническая сура ‘Солнце’); в концепции ишракийа (арабск. ‘ишрак’ - сияние), где Бог мыслится как эманирующий свет (‘Сияющий’ у Сухраварди); символико-метафорическая система суфизма фиксирует в качестве ценностей ‘свет реальной веры, свет искренней преданности, свет мудрости, свет милосердия, свет повиновения, свет понимания и бездонный свет таухид’ (Абу-л-Хасан-Харакани), а состояние единения души мистика с Абсолютом (таухид) передает посредством универсально распространенной метафоры бабочки, сгорающей в пламени свечи. Световая символика лежит в основе практически всех дуалистических вероучений, центрирующихся вокруг семантико-аксиологической оппозиции темного и светлого начал, символизирующих, соответственно, материальный субстрат и Бога, прозреваемого сквозь мрак материи: зороастризм, манихейство, гностицизм и др. (см., например, гностическое понятие Pistis Sophia, отождествленное со светом). В когнитивной сфере метафора света использовалась для обозначения истинного знания (Э. как истечение бытия и одновременно его умопостигаемого смысла, освещающего мир Божьим светом); начиная с Ренессанса, метафора света как знания и образованности прочно входит в светскую культуру (см. этимологию понятия ‘Просвещение’).

История философии . 2008 .

Альтернативные описания

Особое состояние, предшествующее приступам эпилепсии, истерии, мигрени

В магии поверхность астрального тела либо само это тело, считается проявлением души и духа человека

Биополе, психическая энергия человека

В религиозной мистике и изобразительном искусстве ореол, сияние в форме нимба над головой святого или бога

Непосредственный предвестник эпилептического припадка, истерии, мигрени и некоторых других психических расстройств

В изобразительном искусстве - нимб, ореол

Гипотетическое поле, создаваемое живым организмом

Изображаемое как нимб, ореол, сияние вокруг головы, тела, представляемое как проявление души, духа

Невидимая защитница человека

Обстановка, атмосфера, создаваемая кем-либо

Проявление духовного состояния в виде особого ореола (религ., мист.)

Проявление души и духа человека

Что получает пробоину при сглазе

Богиня легкого ветерка

Оптический феномен

. «дуновение ветерка»

Цвет чакр, что виден третьим глазом

Экстрасенсорный ореол

Нимб, ореол

. «свечение души»

Поле, ощупываемое экстрасенсом

Богиня легкого ветерка в древнеримской мифологии

Поле биологических организмов

Симптомы приближения припадка эпилепсии, истерии (медиц.)

Биополе, нимб, сияние

Сияние, нимб вокруг человека

Состояние перед приступом эпилепсии

Биополе человека

Сияние, излучаемое святыми

Особое поле человека

Поле души вокруг тела

То самое биополе

Сияющий облик человека

Божественное сияние

. «оболочка» души

. «сияние» души

Биополе в парапсихологии

Сияние святого

Светящееся кольцо в оптике

Видна экстрасенсу

Оболочка человека

Биополе

Поле для экстрасенса

. «душевная» оболочка

Сонм флюидов

Обстановка, атмосфера

Ореол, сияние вокруг тела

Биополе, «излучающее» флюиды

Невидимая оболочка человека

Наша невидимая оболочка

Незримая оболочка любого человека

Энергетическая оболочка

Богиня легкого ветерка в древнегреческой мифологии

. «душевное» поле вокруг тела

Проявление души, духа

Атмосфера человека (образн.)

Ореол души

Невидимый нимб тела человека

Экстрасенсорный ореол человека

Ее изучает экстрасенс

Греческое «веяние»

Ореол-невидимка вокруг человека

Римская богиня утреннего ветерка

Ореол, видный экстрасенсу

Ореол на взгляд экстрасенса

Ореол святости

Ореол вокруг тела человека

Ее видит экстрасенс

Богиня легкого ветра

Подсветка вокруг тела

Ореол вокруг человека

Река в Финляндии

Нимб души

Ореол, видимый экстрасенсом

Вибрации души наблюдаемые парапсихологами

Сияние вокруг тела

Биополе организма

В римской мифологии богиня ветерка

Римская богиня ветерка, воздуха

Биополе человека

Так называют биополе человека

Особое поле, создаваемое биологическими организмами

Состояние перед приступом эпилепсии