Конспект НОД индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука [К] в слогах и словах по теме: « В гости к бабушке»
Подготовила Пугач Рамиля Миннигараевна, учитель-логопед
Возрас т 4-5 лет.
Речевое нарушение : ФН, ФФН, алалия.
Цель: Автоматизация звука [К] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-обучающие: развивать навык произношения звука [К] в слогах, словах.
Закрепить правильное артикуляционное положение звука.
Коррекционно-развивающие :
Развивать фонематических слух и фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй речи.
Развивать внимание, мышление и память.
Развивать словарный запас.
Развивать мелкую и речевую моторику.
Коррекционно-воспитательные: активировать мотивацию к занятию, воспитывать самоконтроль.
Оборудование : шляпа; картинки: сюжетные «Лес»; игрушка, пальчиковая или перчаточная кукла, бабушка; карточки с дикими животными- белка, волк, ежик, кукушка, сорока, кабан; с домашними животными -куры, утки, индюки; овощей- картошка, лук, морковка, яблоко, капуста; картина с лесенкой(или макет лесенки).
Описание : выполнять артикуляционное упражнение «Горка» по словесной инструкции логопеда, произносить слоги по показу, следить за точностью, чёткостью проговаривание слогов и слов.
Ход занятия .
Огр. Момент.
Л огопед: «Посмотри какая у меня шляпа, кто ее оденет и улыбнется тот в сказке окажется. (одевают шляпу и улыбаются). Ой мы уже с тобой в сказке, посмотри кто нас встречает?(появляться кукла игрушка или пальчиковая) Я знаю ее, это веселая девочка Катя. Она очень любит кататься с горки. А мы тоже с тобой умеем делать горку и кататься. Давай покатаемся.
Упражнение «Горка»
1). Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек.
2).Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику, а теперь зубками постучим по горке, примнем ее, чтобы лучше катилось с нее.
Спинка язычка сейчас cтанет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки. Удерживать позу под счет до 5.
Логопед. « Накаталась наша Катя с горки . А мама и спекла пирожки и попросила отнести их бабушке. Ой какие пирожки горячие, давай их немножко остудим.
Дыхательное упражнение. «Подуй сильно и тихо».
Бабушка жила далеко. Кате нужно пройти через весь лес и мы ей поможем. Девочка взяла корзинку с гостинцами, побежала по лесенке и запела песенку». Повторяй за мной.
/ребенок двумя пальцами «проходит» по нарисованной лесенке с проговариванием слогов/
Ка-ка-ка, ка-ка-ка, Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Ку-ку-ку, ку-ку-ку и т.д. Повторить 2-3 раза.
Логопед: « Катя пела песенку, а по дороге ей встретился маленький, пушистый зверек. Посмотри кого она там встретила? Ребенок называет животное /слово кот/, звук находится в начале или в конце слова? И вот она очутилась в лесу. В лесу живут звери и птицы. Катя видела много зверей и птиц, но сейчас они спрятались от нас. Если ты справишься с заданием, то они появятся. Хлопни в ладоши если услышишь слово со звуком [К](сова, бел ка, дятел, ка бан,заяц, куку шка, соро ка , ворона, вол к , лиса, еж ик)».
Пальчиковая гимнастика - Физ.минутка
Логопед: «Долго шла Катя по лесу, устала, села на пенек отдохнуть. Давай и мы с тобой отдохнем».
- «Пирожки» (по типу Ладушки)
Ладушки, ладушки. Прихлопывание ладошек,потирание ладошек.
Были мы у бабушки.
Испекли мы пирожки с разною начинкой:
И с капустой пирожок,
поочерёдное загибание пальцев
И с картошкой пирожок,
И с морковкой пирожок, и с луком пирожок, и с яблоком /и т.д./
Логопед: « Отдохнула Катя и дальше пошла. Услышала Катя песенку птички Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Что эта за птица? (ответ ребенка) И тоже начала петь ее песенку. Послушай, правильно она повторяет за птицей?
Ду-ду-ду, ду-ду-ду (ответ ребенка). Покажи, как кукушка поет? Ку-ку..
Вот и дошла до бабушкиного дома. А у бабушки во дворе гуляют куры и цыплята. Посмотри у курочки цыплята разбежались. Давай поможем курочке созвать всех цыплят. Покажи пожалуйста, как курочка кудахчет?
«Ко-ко-ко!»«Ко-ко-ко!» «Куд-куда! Мы зовем вас всех сюда!» Повторить 2раза.
Девочка и бабушка увидели друг друга обрадовались, обнялись. Катя угостила ее своими пирожками. Давай посмотрим какие у нее в корзинке пирожки?» /ребенок достает из корзины предметные картинки и проговаривает /Пирожок с чем? Пирожок с картошкой (с луком, с морковкой, с яблоком, с капустой). Сели они пить чай с пирожками.
Вот и закончилась сказка. Пора возвращаться обратно, будем снимать шляпу и улыбаться.
Итог занятия : Тебе понравилось. Скажи как звали девочку? Какой звук сегодня много раз повторяли?(ответ ребенка) Правильно. Ты сегодня хорошо постаралась, четко и правильно произносить звук [К]. Молодец!
Цель занятия : осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Посуда».
Обучающие задачи занятия :
Развивающие задачи занятия :
Воспитательные задачи занятия :
Коррекционные задачи занятия :
Оборудование: зеркало, материал для формирования правильного выдоха, профили артикуляции звука, слоговые и звуковые дорожки, предметные и сюжетные картинки, графическая модель (фишки), касса букв.
Речевой материал : стеклянный стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, масленка, салатница, салфетница, самовар.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети стоят вокруг логопеда. Логопед показывает картинки и просит назвать одну лишнюю:
помидор, лук, стакан, слива;
яблоко, сковорода, груша, слива;
волк, медведь, кастрюля, лиса;
лебедь, утка, солонка, журавль.
Пирамидка, мяч, салфетница, кукла.
Дети объясняют, почему данная картинка - лишняя. Тот, кто дал ответ, садится на место. Затем садятся остальные.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед предлагает детям посмотреть на картинки на фланелеграфе.
Давайте вместе назовем их. (Называем). Какой звук мы слышим в начале этих слов? (Звук С) Правильно. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться правильно, произносить звук С.
Дети определяют, какой звук повторяется во всех этих словах.
3. Анализ артикуляции звука.
Детям предлагаетсярассмотреть положение губ, зубов, языка, голосовых связок; определить характер воздушной струи.
А теперь посмотрим на себя в зеркало и произнесем вместе «С-с-с».
Губы в улыбке. Зубы разомкнуты. Язык упирается в нижние зубы.
4. Характеристика звука.
А теперь давайте вспомним:
Звук С – гласный или согласный? Почему?
Звук С - звонкий или глухой?
Звук С – Твердый или мягкий? Почему?
Звук С какой? Это согласный звук. Потому, что язык соприкасается с нижними зубами.
(Согласный, твердый, глухой).
5. Закрепление звука в изолированном виде.
Мама включила воду, чтоб помыть посуду и вода засвистела: С-С-С
Дети длительно произносят звук С.
6. Связь звука с буквой.
Звук С обозначаем буквой С. На что похожа буква С?
На месяц, на сосиску, на половину бублика.
7. Развитие фонематического слуха.
Ребята, мы уже с вами знаем, что все звуки любят прятаться. Где они от нас прячутся, ребята?
Они от нас прячутся в слогах и в словах.
Правильно. Вот и звук С очень любит прятаться.
Поймайте звук С, я буду называть звуки, а вы если услышите звук С - хлопните в ладоши.
Сейчас я буду называть слоги и слова, а вы, если в слове есть звук С, поднимете синий кружочек. Если нет – то кружок поднимать не надо.
Ам, ош, ос, та, зы, су, ус, ыш, ес; дом, нос, сок, рот, тапки, сын, майка, маска, сахар, пирог, кашка, ковер, каска, шутки, сутки, одеяло, сундук, олени, мальчик, кресло, помидор, капуста, морковь, сапоги, подснежник
Дети хлопают в ладоши когда слышат звук С.
8. Закрепление звука в слогах.
Дети прочитываются слоги:
обратные – АС, УС,ОС, ЫС, ИС;
прямые – СА, СО, СУ, СЫ.
Дети отраженно, сопряжено и индивидуально произносят слоги с изучаемым звуком с опорой на слоговые дорожки.
Проводится звуко-буквенный анализ слога СА и УС и графическая запись слогов.
Дети выкладывают фишками слоги, выделяя первый звук в слоге, потом последний звук в слоге.
9. Закрепление звука в словах.
Детям предлагаются слова по лексической теме «Посуда»: стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, масленка, салатница, салфетница, самовар.
Проводится звуко-слоговой анализ и графическое отображение слова: стакан.
Дети проводят звуко-слоговой анализ и выполняют графическое отображение слова: стакан.
10. Закрепление звука в предложении.
Составьте предложение со словом стакан с использованием предлогов: на, под, с, со.
Дети составляют предложения со словом и анализируют его.
11. Закрепление звука в тексте.
Давайте поможем Незнайке разобраться с посудой. Он говорит: Я сначала буду варить суп в сковороде. Потом его из сахарницы посолю. Положу его в салатник. Справа от него поставлю салфетницу с сухарями.
Дети, исправляют предложения и составляют правильный рассказ. Затем выделяют слова со звуком С из текста.
12. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились. Дайте характеристику звука С. Какие слова со звуком С запомнили.
Дети характеризуют звук, анализируют артикуляцию, произносится звук изолированно, в слогах, словах, предложениях.
13. Оценка деятельности детей.
Молодцы ребята. Все были внимательные и поэтому справились с заданиями хорошо.
Комплекс индивидуальных занятий по формированию звукопроизношения предназначен для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия) и составлен в соответствии с методическими рекомендациями классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико - грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями данного комплекса являются максимальное включение слуховых, зрительных, двигательных анализаторов и максимальное использование дидактических средств.
Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.
Цель данного комплекса - разработать систему занятий, включающих все этапы работы над звуком К, с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
Комплекс решает следующие задачи:
Комплекс состоит из 6 занятий и включает в себя следующие разделы:
У детей с тяжелыми нарушениями речи этапы формирования артикуляционной моторики (артикуляционного уклада) и автоматизации звука проходят более длительный и трудный путь. Крайне важно разнообразить этот процесс, вызвать и сохранить мотивацию, поддержать интерес детей на протяжении всего периода коррекционно-логопедического воздействия. Этой цели служат презентации, включенные в структуру занятия.
В связи с тем, что старые условно - рефлекторные связи у детей со сложной речевой патологией очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Отсюда частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость детей, проводиться частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Занятие 1
Цель:
подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К, закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К, развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадывать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся.
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок
Покатился (Колобок)
К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем показывать движения наших язычков.
1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ:
чередование движений
А-И, А-У, А-О и обратно; для языка: (Презентация1).
«Лопаточка
«Киска сердится»:
«Кто сильнее?»
соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)
«Катушка»
: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)
«Горка» 1
: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). (5 раз.)
«Горка» 2:
то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)
«Горка « 3
: то же со шпателем или зондом. (5 раз)
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).
Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко». Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко». А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.
«У мамы болит горлышко, и она кашляет: «К-К-К-К»
2.Основная часть. Постановка звука К
1) По подражанию
. Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит: «К-К-К-К»»
- развитие речевого дыхания:
какое сейчас время года? Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»
Механический способ (является преобладающим)
Основный принцип его - от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ - КА-КА-КА.
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
2) Уточнение артикуляционного уклада:
как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать: « К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.
Характеристика звука:
согласный (так как воздушная струя встречает преграду), глухой (так как голосовые связки не напряжены), твердый, обозначать мы его будем синим квадратом.
3. Закрепление правильного произнесения звука.
Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»
АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК
ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК
УК-УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК
ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК
ИК - ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК
Знакомство с буквой К
Послушайте стихотворение про букву К
Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке: "Кыш! "
Это всё на К, малыш.
На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? (Приложение 1)
Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.
Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.
Занятие 2.
Цель:
автоматизировать звук К в обратных слогах и словах, формировать фонематический слух, закрепить понятия « буква», «звук», развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Колобок написал нам письмо
«Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем»
- Отправимся в гости?
- Да
По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем.
Упражнение « постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок)
Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К.
Артикуляционная гимнастика:
«Лопаточка
»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);
«Киска сердится»:
рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)
«Катушка»
: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.(5раз)
«Змейка»
раз.
1. Проговори слоги и слова (2-3 раза):слуховое внимания слуховая память
УК-ЫК-АК-ОК
ЫК-УК-ОК-АК
ОК- АК- УК-ЫК
АК-АК-АК - МАК ЫК-ЫК-ЫК - БЫК
ОК-ОК-ОК - ОПЕНОК ИК-ИК-ИК - ВЕНИК
УК-УК-УК - ПАУК
2. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К. (фонематический слух)Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом, назови слова с этим звуком:
Котя, котенька, коток,
Котя острый коготок
Выучить потешку наизусть: произнести потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук. А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять.
3. Закрепление звука К в предложениях: вставь слова со звуком К (Презентация 2)
У Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс)
Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке.
В углу стоит (веник, ведро)
С потолка спускался (паук, пчела)
У ворот стоял огромный (бык, верблюд).
Назови слова со звуком К: мак, опенок, веник, паук, бык.
4.Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рукпоочередно.
5.
Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.
6. Итог занятия. Прощание с Колобком.
Занятие 3
Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки.
1.Подготовительная часть.
1. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка:
«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);
«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.
Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6раз.
2.Основная часть.
1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар»
В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки.
Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции:
Широко открыть рот.
Спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек.
Постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К.
Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.
Громко и отчетливо, многократно произнести звук К.
Характеристики звука: согласный, глухой, твердый.
Развитие фонематического слуха
К : К, Р, Г, М, К, Ж, К, Л, К, Х, К
Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : КА, ГА, КЫ, МУ, АК, КО, ХА, КУ
Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА, ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ.
Запомни, повтори слоги:
КА-КА-КА КА-КО-КУ-КЫ
КО-КО-КО КО-КУ-КЫ-КА
КУ-КУ-КУ КУ-КЫ-КА-КО
КЫ-КЫ-КЫ КЫ-КА-КО-КУ
Проговори слова (по 2 раза):
кабан банка ком
кабина будка кон
кабинет бука конь
кайма ветка кофе
камень майка ковать
канава нотка комета
капитан утка конфета
Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что в словах есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К.
Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь
Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец)
Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения (картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (Приложение 2).
1. Соба (ка) тяв (ка)ла на рыба (ка).
2. (Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка)
3. Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка).
4. Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла.
5. Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой.
6. Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка).
Звуковой анализ : твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки - красным цветом:
Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок»
Нарисуй петелькой собаку возле будки.
Занятие 4.
Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Развитие дыхания
Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе - шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос - шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик. Дышим медленно.
Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз.
Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка.
Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения в медленном темпе.
Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока»
на длительном речевом выдохе произносим слоги:
[Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк];
Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко артикулируя гласные.
Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки»
Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.
Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом.
Ка - ка, Ка - ка, Ка - ка,
Каша, камень, камера.
ка - Ка, ка - Ка, ка - Ка,
цветка, индюка, молотка
Ко - ко, Ко - ко, Ко - ко,
Кот, котик, комок
ко - Ко, ко - Ко, ко - Ко,
высоко, широко, велико.
Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.
Курица, куры, кумушка
Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку.
Глазику, ротику, носику.
«Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря.
Назови картинки, в названиях которых есть звук [К].
(теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь)
(теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему?
В этом слове нет звука (К).
Составь предложение с одни из слов.
Катя кормит цыпленка.
Сколько слов в предложении.
Игра «4 лишний» (Презентация 3 )
Итог
Чем мы сегодня занимались?
Как правильно произносить звук [К]?
Положение губ;
Положение зубов;
Положение языка;
Какая воздушная струя.
Вспоминает виды деятельности;
правильную артикуляцию звука [К].
Занятие 5
Цель : автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это?
Зелена я, как трава
Моя песенка: «Ква-ква».
Отгадай загадку. Обведи отгадку.
Тянем губы прямо к ушкам, получается - лягушка
Артикуляционная гимнастика:
«Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка»
«Чистим нижние зубки», «Катушка», « Качели»
Анализ артикуляции:
Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам
Автоматизация звука [к]в слогах.
Ква-кво-кву |
Ска-ско-ску |
Кво-кву-квы |
Ско-ску-скы |
Кву-квы-ква |
Ску-скы-ска |
Квы-ква-кво |
Скы-ска-ско |
Квакушка - квадрат -квартира
Скамейка -сказка - коляска.
Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку)
Развитие просодии.
Как квакает большая лягушка? Как маленькая?
Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце каждого стихотворения.
Кто на себе свой домик тащит
В темной темнице,
Красна девица,
Без нитки, без спицы,
Вяжет вязаницы.
(бабочка)
Пляшет крошка —
Всего одна ножка.
«Автоматизация произношения звука [ К ] в слогах и словах»
Цель: отработка произношения [ К ] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепление звука К;
Развитие артикуляционного аппарата;
Развитие общей речевой культуры.
Коррекционно-воспитательные:
Усидчивости, дисциплины,
Коррекционно-развивающие:
Развитие мелкой моторики, памяти, внимания;
Развитие умения работать с картинками.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Логопед: Сегодня на занятие к нам пришел гость. Я расскажу тебе о нем, а ты попробуйте отгадать, кто это?
Он зеленый без хвоста
Любит мокрые места
Глаза на макушке
Кто это? (Лягушка)
Лягушка-квакушка, принесла нам на занятие много разных игр, но сначала она хочет что бы ты вспомнила какой звук мы учились произносить на прошлом занятии?
Правильно,звук К.
II . Артикуляционная гимнастика:
Лошадка, Горка, Часики, Лопатка, чистим зубки.
III . Постановка звука:
К – согласный звук, трудно выговариваемый. При произношении этого звука язык поднимается к заднему нёбу, смыкается – размыкается.
Повторяй за мной:
КА-ка-ка ко-ко-ко ку-ку-ку кы-кы-кы
ка-ко-ку-кы
ко-ку-кы-ка
ку-кы-ка-ко
кы-ка-ко-ку
ак-ок-ук-ык
ок-ук-ык-ак
ук-ык-ак-ок
ык-ак-ок-ку
ак-ак-ак- бак, мак, так;
ок-ок-ок- ток, бок, сок, док;
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук;
ык-ык-ык- бык;
ик-ик-ик- пик, веник, финик;
ек-ек-ек- век, бег, снег;
як-як-як- маяк, як.
А теперь давай с тобой немного поиграем и поможем Лягушке-Квакушке, распределить кувшинки по болотцам.
Какие ты видишь здесь кувшинки? (Большие и маленькие)
Значит большие надо посадить на большое болотце,а маленькие на маленькое.
Сколько всего кувшинок растет на двух болотцах? А на маленьком? А на большом?
Лист с картинками. Назови что здесь изображено?
IV . Динамическая пауза:
Видим, скачут по опушке (Прыг-скок, прыг-скок)
Две зеленые лягушки (Прыгать с пятки на носок)
Ручками хлопали,
Вправо-влево наклонялись
Утром рано умывались,
И обратно возвращались.
Полотенцем растирались,
Вот здоровья в чем секрет.
Ножками топали,
Всем друзьям физкульт-привет!
V . Автоматизация звука [к] в словах.
Бак, мак, так, маховик, паук, индюк, тук, бук внук, бык, бок, док, табак, поток, опенок, паек, веник, ботинок, дубок, моток, охотник, молоток, тюбик, финик, путник, пик, як, маяк, каюк, тупик.
Игра « Один-много».
Один бак – много баков
одна буква – много букв
Один мак – много маков
одна тыква – много тыкв
Один бук – много буков
одно окно – много окон
Один паук – много пауков
один маяк – много маяков
Один бык – много быков
один индюк – много индюков
Один дубок – много дубков
один веник – много веников
Игра «Доскажи словечко»:
1. Мчусь, как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед
Да мелькают огоньки
Кто несет меня? (коньки)
2. Кто альбом раскрасит нам?
Ну конечно... (карандаш)
3. «Я в зеленку угодил!» -
горько плачет... (крокодил)
VI . Развитие мелкой моторики.
А теперь давай с тобой из цветной бумаги сделаем лягушку.
VII .Итог. Молодец, ты сегодня очень хорошо выполняла все задания. Какой звук мы сегодня учились произносить? А поделку забирай домой подаришь маме, и дома выполняй дз.
«Улыбнёмся друг другу,
Пожелали мысленно удачи
И всё у нас сегодня получится».
Постарайтесь на занятии работать так, чтобы и у вас, и у меня было хорошее настроение, а для этого нам надо стараться красиво говорить и активно работать. -Сегодня у нас не простое занятие, а необычное, мы отправимся на прогулку по городу. И первая остановка это переулок артикуляции. На этом переулке нам надо с вами подготовить речевой аппарат: губки, язычок, щёчки, поэтому мы выполним дыхательную и артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения.
Дыхательные упражнения:
вдох и выдох через рот;
вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями;
вдох через нос, выдох через рот толчками двумя неравными порциями.
Артикуляционная гимнастика:
"Домик открывается"
"Улыбочка" - "Трубочка" - чередовать
"Заборчик" - "Рупор" - чередовать
"Чистим нижние зубки»
«Катушка»
Что вы видите на картинке? Что изображено вокруг?
Отгадайте где мы сегодня проведём занятие?
Правильно, в кафе.
А как вы думаете, кто хозяин этого заведения? Подумайте и скажите, почему кафе так называется?
Правильно, хозяин Крош. Сегодня мы с вами побываем в гостеприимном кафе под названием «У Кроша». Познакомимся с разными посетителями, с меню в кафе. И продолжим учиться различать и произносить звуки [к]и[к, ].
Прежде чем мы посетим это заведение, давайте вспомним
Как произносится звук [к] и [к"].
Но прежде - перед вами стоят копилки и фишки. Слушайте внимательно слова и повторяйте их. Если вы произнесёте слова правильно, берите фишку и бросайте её в копилочку. Чем больше слов вы правильно произнесёте, тем больше фишек вы получите. А потом мы посмотрим, сколько фишек вы собрали.
Артикулема звука: - Закройте глаза и произнесите звук [к] ,[к"]. Послушайте свой язычок. Поднесите ладошку к губам. Открываем глаза. Смотрим в зеркало (индивидуальные зеркала на каждой парте).
Где живет звук [к] и [к"]?
Итак, когда мы произносим звук [К]
Кончик языка опущен, отодвинут вглубь ротовой полости. Задняя часть спинки языка круто выгорблена вверх и смыкается с поверхностью на границе твёрдого и мягкого нёба. На ладошке, ощущается теплый ветерок.
Звук [к"]
Язык продвинут вперёд, кончик языка касается нижних резцов. Средняя и задняя часть спинки языка подняты вверх и смыкаются с задней и средней частью твёрдого нёба.
Вы молодцы, а теперь проверим слышат ли ваши ушки звук [к]-[к, ]
Игра"Поймайте звук"
из ряда звуков, хлопните в ладоши тогда, когда услышите звук [к]
Т К П М К Г В Х К Т ГМ С К
ка, ха, ка, го, хо, ка, кы, гы, хы
Автоматизация звука в слогах, словах.
Угадай слово, начав его звуком [к] и [к"]
(найти соответствующую картинку к слову) Запишим по 2 слова в тетрадь
Рот, ...ольцо, ...нига, ...ость,
…ит, ..исть, …ино, …ирка.
Молодцы. За правильно названные слова можете опустить фишку в копилочку.
Вернёмся в наше кафе.
Посмотри внимательно на картинку, как вы видите, сегодня здесь не пусто. Назови всех, кто пришёл сегодня в гости к Крошу.
В кафе сегодня много посетителей. Кто что заказал можно узнать, если мы пройдём по дорожке, ведущая от каждого посетителя к кухне, где повара уже приготовили все заказанные блюда.
Каждый повар должен уметь работать со скалкой и тестом. Покажите, как умеете это делать вы.
«Скалка»
«Добываем огонь»
«Печём пирог»
«Массажисты»
Игра «Что изменилось?»:
Из ряда картинок выбрать лишнюю, найти что поменялось, какая новая картинка появилась.
Посмотрите. Перед вами лежат 4 тарелочки. На каждой из них нарисована картинка. Назови их.
Посмотри на них внимательно, подумай и скажи какая картинка лишняя и почему?
Каша, котлеты, картофельное пюре, гуляш
Какие ещё слова мы можем положить в нашу копилочку? Почему?
А теперь помогите Крошу накормить всех гостей. Для этого нам необходимо назвать все заказанные блюда во множественном числе.
пирожок- (пирожки)
крендель- (крендельки)
коржик - (коржики)
котлета - (котлеты)
Гостям очень понравились заказанные блюда. А теперь помогите подобрать больше слов -признаков к словам.
Каша---какая? (молочная, гречневая, манная)
Каравай--- какой?(мягкий, душистый, праздничный)
Кулич---какой? (сладкий, пасхальный, сдобный, мягкий)
Кисель---(фруктовый, абрикосовый, сладкий, ягодный, кислый)
- Закончи предложения
Каркуша взяла вкусную… .
Копатыч пьёт ягодный … .
У Карлсона.
Крош угощает шоколадным …
Давайте вспомним, где мы сегодня проводили занятие?
Произношение, каких звуков мы сегодня закрепляли?
Сколько фишек у вас в копилочке?
Вспомните за какие слова вы положили фишки.
Произношение, каких слов у вас вызвало затруднения?
Мы каждое занятие будем пополнять нашу копилочку знаний.
Как бы вы оценили себя?
Перед вами лесенка успеха.
Если вы считаете, что у вас всё получилось, то надо раскрасить верхнюю ступеньку зелёным цветом. Если у вас были затруднения в том или ином задании, раскрасьте вторую ступеньку жёлтым цветом. Если у вас ничего не получилось, и вы не справился с заданиями, то раскрасьте нижнюю ступеньку красным цветом.