Краткие отглагольные прилагательные примеры. Как отличить причастие от прилагательного

В русском языке причастие может переходить в отглагольное прилагательное в связи с ослаблением свойств глагола. Иными словами, причастие постепенно теряет свойства временные и приобретает качества постоянные. Соответственно, при этом изменяется правописание "нн" в причастиях и отглагольных прилагательных. Важно знать, что в причастиях пишется удвоенная "нн" , помимо слов: смышленый, названый , а в прилагательных - одна "н" , кроме слов: нежданный, негаданный, невиданный, желанный и других.

Свойства частей речи

Для того чтобы различать страдательное причастие и отглагольное прилагательное, нужно знать их свойства. Свойства причастия и прилагательного:

Прилагательное характеризуется еще двумя признаками:

  1. Оно может входить в ряд однородных членов (воспитанна и застенчива).
  2. Оно может иметь переносное значение (потерянный взор).

Причастие и отглагольное прилагательное

У причастия есть свои специфические аффиксы, используемые для образования. К примеру, хлорсоставляющая - не причастие, потому что глагола "хлорсоставлять" не существует, нежданный - не причастие в связи с тем, что слова "неждать" в языке не бывает.

Для различения данных двух категорий нужно:


Таким образом, если слово соответствует хотя бы одному из названных пунктов, оно является причастием, значит, нужно писать "нн"; если слово не соответствует ни одному пункту, то это отглагольные прилагательные ("н" и "нн" в каких случаях писать, мы уже выяснили), нужно писать одну букву. При необходимости определить частеречную принадлежность написанного слово с двумя буквами будет являться причастием, с одной - нет.

Зависимость от смыслового значения

Что касается суффиксов анализируемых частей речи, следует отметить правописание отглагольных прилагательных. Например, такие слова, как масленые блины и масляная краска. Здесь мы разграничиваем причастия и прилагательные не по правилу, а в соответствии со смыслом. В первом словосочетании это отглагольное прилагательное, образованное от глагола "маслить", а во втором - прилагательное, образованное от существительного "масло". А в словосочетании, например, "масленные утром блины" масленные - причастие. Другими словами, когда слово употребляется в значении «сделанный из масла или работающий на масле» - в нем пишется суффикс -ян. Если в значении «пропитанный маслом», то суффикс - -ен.

Слово раненый имеет двоякое написание. Например, в предложении «Оставаясь раненным, он приступил уже к сборам в поход» в слове раненным - удвоенное "нн" , хотя нет приставки и нет зависимого слова, образовано от глагола «ранить» несовершенного вида, слово не оканчивается на -ованный, -еванный . Удвоенное "нн" объясняется тем, что слово несет в себе глагольное значение, то есть обозначает временный признак и является причастием. Отглагольное прилагательное не обозначает действие и отвечает на вопрос: какая? какой?

Краткая и полная формы

Наличие одной или двух "н" в слове зависит от формы: полной или краткой. Так, в кратких прилагательных пишется столько "н" , сколько в полных. А в кратких причастиях всегда пишется только одна "н" . Девушка была избалованна (избалованна - краткое прилагательное, обозначает постоянный признак). Мальчики, наверно, были избалованы жизнью (избалованы - причастие, обозначает временный признак).

Суффиксы отглагольных прилагательных имеют свои особенности. Следует добавить, что в некоторых сочетаниях повторяющихся слов, таких как: латаный-перелатаный, стираный-перестираный , несмотря на наличие приставки пере- во второй части сочетаний пишется одна. Сочетания имеют значение степени качества и относятся к прилагательным.

Изменение лексического значения

В случаях, когда причастие переходит в прилагательное, у него может измениться лексическое значение. Например, причастие "прощенный" в словосочетании "прощенный человек" означает «человек, которого простили», но прилагательное прощеный в словосочетании «прощеное воскресенье» приобретает иной смысл и означает название дня недели перед большим православным постом.

Сложные отглагольные прилагательные "н" и "нн" типа: малосоленый, гладкобеленый, свежекрашеный , пишутся с одной "н" . Но: гладковыбеленный, свеженакрашенный, малозасоленный пишутся с удвоенной "н" , так как вторая часть этих слов образуется от глаголов с приставками.

Суффиксы существительных

Существительные, образующиеся от причастий страдательного типа и от отглагольных прилагательных, могут писаться и с одной "н" , и с двумя "нн" . Все зависит от основы слова, от которого оно образовано. Например, ставленник - от прилагательного ставленый , но производящий глагол ставить совершенного вида, поэтому пишем с двумя "нн" . Мороженое - от причастия "мороженное" , но, так как производящая основа морозить (что делать?) - несовершенного вида, то пишем одну "н" . То же самое относится и к правописанию производных наречий.

Переход причастия в прилагательное

Если причастие переходит в прилагательное, то оно перенимает его признаки:

От него образуется простая сравнительная степень (удивленный, удивленнее ).

Оно может сочетаться со словами менее и более (менее удивленный ).

У него появляются синонимы и антонимы из прилагательных (воодушевленное настроение , то есть веселое - синоним, грустное - антоним).

Некоторые части речи очень похожи по целому ряду признаков. Часто можно спутать прилагательные с причастиями: на первый взгляд обе части речи отвечают на вопрос «какой?» и играют похожие роли в качестве членов предложения. Важно разграничивать прилагательные и причастия на письме: это позволяет верно изложить мысль. Чтобы понять, чем отличаются эти части речи, рассмотрим и сравним их особенности.

Что характерно для прилагательных и причастий?
Прилагательное всегда обозначает признак, свойство, принадлежность имени существительного и тесно связано с ним. Оно отвечает на вопросы какой? (каков? ) или чей? Так же, как и существительное, прилагательное имеет род, число, склонение (т.е. изменяется по падежам). Прилагательное никогда не бывает связано с существительным действием, процессом.

Причастие является особой формой глагола. Она обозначает действие (как и глагол), но это действие выступает как признак предмета (как у прилагательного). Значит, вопрос к причастию может быть таким: что делающий? что сделавший? и т.д.

Есть особая группа прилагательных, которые называют отглагольными . Они теряют типичные признаки глагола (вид, залог, время), утрачивают возможности глагольного управления. Они образуются от причастий, так как:

  • у предмета действия возникает новое значение: изысканный вкус (не от глагола «изыскать», а близко по значению прилагательным «утонченный», «изящный»), заслуженный артист, начитанный мальчик ;
  • у слова возникает переносное значение: натянутые отношения, блестящие способности ;
  • причастие означает, что предмет или явление подвергается какому-либо воздействию: потрепанный вид .
Иногда отглагольные прилагательные очень отличаются по значению от причастий, хотя на первый взгляд наблюдается полная омонимия. Сравните: избитый (кем-либо) человек, избитая фраза . У отглагольных прилагательных не бывает приставок (как у причастий), равно как и зависимых слов.

Отличительные признаки
Итак, у прилагательных и причастий может быть много общего. Но есть и очень характерные признаки.

  • Причастие указывает не на качество (как прилагательное), а на совершаемое действие. Светлый (прилаг.) – светящий (прич.) .
  • Причастие вместе со всеми зависимыми от него словами обособляется, т.е. выделяется запятыми, когда находится после существительного, с которым связано. Сосед, расположившийся на скамейке под деревом, приветливо помахал мне рукой .
  • У причастия, в отличие от прилагательного, всегда есть глагольные признаки:
    • время – настоящее (делающий ), прошедшее (делавший );
    • залог – действительный (ведущий ) и страдательный (ведомый );
    • вид – совершенный (начатый ) и несовершенный (начинающийся ).
  • В отличие от прилагательных, у причастий может быть возвратный суффикс -ся : читать – читающий + -ся читающийся ; строить – строивший + -ся строившийся .
  • И, наконец, наиболее наглядный признак – суффиксы, которых у прилагательных не бывает:
    • -ащ- (-ящ-) : держащий, висящий ;
    • -ущ- (-ющ-) : пишущий, дергающий ;
    • -ш- (-вш-) : несший, делавший ;
    • -т- : сжатый, открытый ;
    • -ом- (-ем-) : ведомый, рекомендуемый ;
    • -им- : движимый, невидимый ;
    • -енн- (-ённ-) : купленный, испечённый ;
    • -нн- : увиденный, прочитанный .

Внимание: краткие причастия пишем с одним н : увидено, прочитано , у кратких прилагательных в суффиксе столько же н , сколько в полной форме: пустынный – пустынно, зеленый – зелено .


Последние примеры могут вызвать недоумение, ведь у прилагательных тоже может быть суффикс в виде удвоенной н . Посмотрим примеры: лиственный, каменный, карманный . Все эти слова образованы от существительных и не говорят о каком-либо действии – только о признаке. Поэтому суффиксы не должны вводить в заблуждение.

Итак, несмотря на то, что причастие имеет ряд свойств, характерных для имен прилагательных, у него достаточно собственных признаков, позволяющих отличить его от прилагательного. Эти признаки необходимо запомнить.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Шацкова Татьяна Викторовна

МОУ СОШ № 43 г. Волгограда

Интерактивная доска Smart Board

Тема «Причастие как часть речи».

Тема урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных

прилагательных».

урока в теме: 18

Урок применения знаний, умений и навыков, ориентирован на общеобразовательный класс.

Цели урока: повторение и проверка знаний учащихся по данной теме;

выявление глубины понимания темы и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках; развитие орфографических умений и навыков сравнивать, обобщать, конкретизировать.

Развитие речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему; работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях; знаки препинания при причастном обороте.

Задачи урока: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формировать навыки работы со Smart Board .

Структура урока:

I. Оргмомент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Сообщение темы и целей урока.

ІV. Активизация пройденного материала.

V. Обобщение теоретического материала.

VІ. Тренировочные упражнения на умение различать причастия и отглагольные прилагательные.

VІІ. Контроль полученных знаний.

VIІІ. Домашнее задание.

ІX. Рефлексия.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Проверяется готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

От данных глаголов образуйте и запишите действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Проп...тать, запр...тить, опл...тить, выр...стить, и...ти, полить, перес...дить,

взрыхлить, до...стрелить, ог...родить, ск...сить, засеять, вовлеч(?), и...топить,

понять, поднять, начать.

У доски работают три ученика.

Первый выписывает слова с пропусками, графически объясняя вставленные орфограммы.

Второй – записывает действительные причастия прошедшего времени, образованные от данных глаголов.

Третий - записывает страдательные причастия прошедшего времени, образованные от этих же глаголов.

Класс в это время работает устно, отвечая на вопросы:

Какие орфограммы встретились в данном упражнении?

При помощи каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия? (-ущ-(-ющ), -ащ-(-ящ), -вш-,-ш-, -ем- (-ом-), -им-, -нн-, -енн-(ённ),-т)

От какого глагола вы не образовали страдательное причастие? Почему?

(От глагола идти несов. вида).

Затем проверяется задание, которое было выполнено на доске.

Внимание на произношение следующих причастий. Рис.1(приложение 2)

Рис.1

III. Сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных». Рис.2(приложение 2)

Сообщение целей урока.

Рис.2

IV. Активизация пройденного материала.

1.Синтаксическая пятиминутка. Рис.3 (приложение 2)

Повторение знаков препинания при причастном обороте; умение употреблять причастия в устной речи, составлять схемы.

Задание: переделайте предложение, вставив в каждую его часть причастный

оборот; затем запишите предложение, составьте его схему, графически объясните знаки препинания.

Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.

Один ученик, используя электронное перо, записывает предложение, составленное им, на интерактивной доске.

С помощью пера выделяет грамматическую основу предложения, составляет его схему. Все остальные ученики выполняют задание на местах.

Затем следует проверка.

Рис.3

2. Орфографическая работа. Рис.4 (приложение 2)

Повторение орфограммы «Гласные перед одной и двумя н в страдательных причастиях». Работа с орфоэпическими нормами.

Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка.

В объектах-буквах красного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик, работающий у доски, выбирает нужную букву и вставляет её в слова; делает вывод.

Орфоэпическая работа со словом запломбиро́ванный. Выясняется лексическое значение слова, составляется с ним словосочетание.

Другие ученики на местах выполняют разбор слов по составу:

1 вариант - размешанный,

2 вариант - продуманный.

Затем слова записываются на интерактивной доске другими учениками. Используя разные цвета электронного пера, ученики выделяют морфемы в словах.

Рис.4

V. Повторение теоретических знаний, необходимых для формирования умений и навыков по данной теме.

Фронтальная беседа.

Назовите признаки прилагательного у причастия.

Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

Какие причастия не образуются от глаголов совершенного вида?

(Действительные причастия настоящего времени; страдательные причастия настоящего времени.)

От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия?

Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного? Рис.5

В каких случаях пишется одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных? Вспомните слова – исключения. Рис.6

Ученики должны дать ответ на каждый из вопросов в форме рассказа на лингвистическую тему. Слова – исключения записываются в тетрадь, берутся в рамку.

По мере ответов учащихся учитель опускает шторку «Сдвинь шторку-увидишь ответ», которая закрывает таблицы по данной теме. Рис.5,6 (приложение 2)

Таблицы заранее подготовлены учителем.

Рис.5

Рис.6

VI. Следующая группа упражнений направлена на выявление учащимися степени усвоения данной темы, уровня сформированнности навыков правописания одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных; умения различать эти части речи.

1. Рис.7 (приложение 2) Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране...ый боец - изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука,

стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова,

дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Рис.7

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. Рис.8 (приложение 2). Далее делаются выводы.

Рис.8

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Рис.9 (приложение 2)

Найдите словосочетания: прич.+ сущ., прил.+ сущ., в которых главное слово существительное.

Напуга...ая лошадь, гашё...ая известь, непогаше...ый костёр, вытка...ый ковёр, копчё...ая колбаса, тка...ая скатерть, асфальтирова...ая дорога, кова...ый меч, подмоче...ая репутация.

Ученику, работающему у интерактивной доски, необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор; определить части речи.

В объектах красного цвета (части речи) и в объектах - буквах зелёного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик выбирает нужную часть речи и букву (н и нн) и вносит в текст. Делается вывод о строении словосочетаний, определяется их вид (подчинительные словосочетания). Учитель следит за работой класса.

Проводится орфоэпическая работа со словом асфальти́рованный. Выясняетсяего лексическое значение, составляется с ним словосочетание.

Рис.9

3 . Упражнения на развитие речи:

3.1. «Восстанови пословицу». Рис.10 (приложение 2)

Задание: закончите предложение и напишите, о чём говорят:

Не ладно скроен... (, но ладно сшит).

Стреляного воробья... (на мякине не проведёшь).

Пуганая ворона… (куста боится).

Повинную голову… (меч не сечёт).

Используется приём скрытого текста, правильные ответы спрятаны за шторкой.

Затем следует самопроверка. «Сдвинь шторку – увидишь ответ». Озвучивается смысл пословиц. Ученики рассказывают, в каких ситуациях можно употребить эти пословицы; объясняют подчёркнутые орфограммы и пунктограммы.

Рис. 10

3.2. Определите значение метафоры. Рис.11(приложение 2)

Составьте предложение с данным словосочетанием (подмоченная репутация).

Используется приём скрытого текста. Ученики работают на местах.

Рис.11

Задание проверяется устно. Выясняется значение метафоры подмоченная репутация (испорченная репутация). Рис.12(приложение 2). Один из учеников опускает шторку для того, чтобы узнать правильный ответ. Ученики зачитывают составленные ими предложения.

Рис.12

4. Гимнастика для глаз.

Цель: снятие зрительного утомления.

1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.

2. Горизонтальное вправо – влево.

3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.

4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

VII. Самостоятельное применение знаний и умений . Рис.13(приложение 2)

1. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. Записи делаются на доске с помощью маркеров. Отработка умения образовывать от данных глаголов прилагательные и причастия.

Почему от глагола купить образуются только причастия?

(Это глагол совершенного вида).

Рис.13

2. Тест по теме «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных».

Этот тест дает возможность проанализировать сформированность знаний учащихся по данной теме и отработать навыки правописания н и нн в причастиях и прилагательных, умение различать эти части речи. Учащиеся должны выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Затем работы

сдаются на проверку. Рис.14(приложение 2)

Рис.14

Рис.14

3. После сдачи работ проводится проверка теста с целью акцентировать внимание учащихся на орфограммах, связанных с данной темой. Проверка «по цепочке» с объяснением своего выбора.

Используется затемнение экрана.

Ученики комментируют, а учитель работает с интерактивной доской, последовательно открывая шторку . Рис.15(приложение 2)

Рис.15

Рис.15

VIII. Творческое домашнее задание. Рис.16 (приложение 2)

Проверка – на следующем уроке.

Рис.16

Упражнение 124.

Задание: при списывании вставьте пропущенные запятые и замените неопределённую форму глагола полными или краткими страдательными причастиями. Объясните употребление н и нн в суффиксах.

Напишите продолжение в публицистическом стиле, используя причастия и отглагольные прилагательные, объясняя, как надо себя вести в общественных местах.

Есть немало ребят, которые сч…тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк… или шапк… с (ра…пустить) болта…щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не) хватает, ботинки не (чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(…)ся и такие, которые сч…тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и троллейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

IΧ. Рефлексия.

Цель: способствовать формированию и развитию умения анализировать собственную деятельность

Учитель предлагает оценить степень достижения поставленной цели в начале урока каждым учеником, проанализировав психологическое состояние по трём уровням.

Рис.17(приложение 2)

Рис.17

Дети осуществляют итоговую самооценку.

Задаются вопросы, побуждающие учащихся к анализу своей деятельности на уроке:

Чем данный урок был полезен для вас?

Какие пробелы в знаниях помог восполнить?

Чем хотели бы заняться на следующем уроке?

Как хотели бы работать?

Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?

Дети отвечают на вопросы, тем самым, подводя итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на этом уроке.

Учитель благодарит учеников за работу, выставляет оценки.

На интерактивную доску проецируется слайд. Рис.18 (приложение 2)


Рис.18

Вам понадобится

  • Текст с причастиями и прилагательными;
  • Знание правил образования причастий;
  • Знание сходств и различий у обеих частей речи;
  • Знание образований адъективных прилагательных;
  • Знание исключений из правил.

Инструкция

Часть речи, обозначающая свойство, принадлежность или признак другой части речи - имени существительного, но не связано с ним каким-либо процессом. Прилагательное есть зависимая от существительного часть речи, поэтому оно наследует все его признаки. Это значит, что имеет три рода: мужской, женский и средний, числа: единственное и множественное, и также изменяется по в соответствии с существительным, к которому оно относится. Прилагательное отвечает на вопрос «какой?» или «чей?».

«Масляной краски» (Р.п.)

«Промасленным блином» (Тв.п.)
4. Также причастие может иметь краткую форму как и прилагательное. Например: «сделан» (от «сделанный») –причастие, «светел» от «светлый».
5. Как члены предложения причастие и прилагательное являются .

Различия между причастиями и прилагательными
Теперь на примере рассмотрим причастий от прилагательных, которые характеризуют наличие у них (причастий) признаков глагола:
1. Совершенный вид – «пробежавший», «бегущий» – несовершенный вид.
2. Возвратная форма – «вращающийся», «вращающий» – невозвратная форма.
3. Время – «бегущий» (наст.вр.), «бежавший» (прош.вр.).
4. Действительное или страдательное значение разрывающий рубаху, разрываемая рубаха.
5. Переходность: читающий человек, читающий книгу.
Существуют в прилагательные, образованные из причастий. Их называют отглагольными прилагательными или прилагательными, адъективно образованными.

Образуются такие прилагательные по следующим причинам:
Возникновение у предмета действия нового значения, например «движущая сила»;

Возникновение у слова, являющегося причастием переносного значения, например «блестящее выступление»;

Если причастие обозначало предназначенность для выполнения какого-либо действия и стало постоянным сопутствующим словом для существительного, например «сгущеное молоко». Обратите внимние, в данном примере меняется даже написание слова, т.к. в случае причастия правильно было бы написать «сгущенное»;

Если причастие способность предмета подвергаться какому-либо воздействию, например «несклоняемое прилагательное».

Отличить причастие от прилагательного можно довольно простым способом. Попробуйте вставить в предложении слово после предполагаемого причастия или прилагательного, подходящее ему по смыслу. Например, в предложении «Мы увидели летящих птиц» можно вставить подходящее по смыслу слово «по небу». «Мы увидели летящих по небу птиц». Слово «летящих» в данном случае является причастием.
В предложении «Она подошла к нам летящей походкой» мы не можем вставить подходящего слова к слову «летящая», т.к. это – прилагательное и находится в прямой зависимости от существительного «походка»

Второй способ отличить прилагательное от причастия довольно непрост, т.к. основывается на знаниях по образованию причастий и прилагательных. В большинстве случаев причастия имеют в суффиксе двойное «н» в отличие от прилагательных, но в обоих этих правилах имеются исключения, которые необходимо знать.

Видео по теме

Полезный совет

В настоящее время существует много программных продуктов в виде грамматических словарей, позволяющих проверить свое правописание, а также разобрать предложение по частям речи и выявить как причастия, так и прилагательные.

Для того, чтобы найти причастие среди других частей речи, необходимо знать, что отличает его от них. Во-первых, это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Во-вторых, оно имеет признаки глагола и прилагательного.

Вам понадобится

  • 1. Слова
  • 2. Причастия

Инструкция

Посмотрите, какой имеет данное слово. Если это действительные причастия настоящего времени, то вам встретятся –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ. Например, выпускающий. Если это страдательные причастия настоящего времени, то это суффиксы -ем-, -им-. Например, выпускаемый.

Правильно определяйте действительные причастия прошедшего времени. Для них характерны суффиксы –вш-, -ш-. Например, читавший, принесший. Для страдательных прошедшего времени характеры суффиксы –нн-, -т-, -енн-. Например, нарисованный, обиженный, спетый.

Источники:

  • «Современный русский язык», Белошапкова В.А. 1989.

Причастия и деепричастия , равно как и причастные и деепричастные обороты, выполняют в предложении разные функции, исполняют разные роли. Они также имеют ярко выраженные морфологические отличия.

Инструкция

Причастие ( оборот) обязательно относится к определяемому слову – имени существительному или местоимению, зависит от него, изменяется по числам, родам и , имеет полную и – некоторые – краткую форму.
Например: улыбающийся человек; нас, подписавшихся под данным документом, …
В качестве определяемого слова могут выступать и другие именные части речи, если они в значении существительного.
Например: прибранная столовая; «154-й», попросивший посадку, ... (о ).Деепричастие или деепричастный оборот относится только к глаголу-сказуемому и обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. В отличие от причастия, деепричастие – неизменяемая словоформа.
Например: лежал, не шевелясь; мёрзли, стоя на ветру.

Причастие и функции определения – одиночного или распространенного, согласованного или несогласованного, обособленного или необособленного.
Например: Успокоившиеся бесшумно и покорно роняли желтые .
Причастия в краткой форме употребляются только в качестве именной части составного сказуемого.
Напр.: Волосы посеребрены ранней сединой.Деепричастие и деепричастный оборот выступают в роли различных обстоятельств.
Бледнея, заря затихает (И. Никитин).

Формальными признаками, различающими причастия и деепричастия , являются суффиксы.
В школьных классах вся информация о суффиксах сведена в таблицы, которые размещены на . Для удобства их можно выписать, например, на обложку тетради.
Словообразовательные суффиксы действительных причастий: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ); -вш-, -ш-; страдательных: - ом-(-ем-), -им-; -енн-, -нн-, -т-.
Словообразовательные суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида: -а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

Причастие – это особая глагольная форма, имеющая одновременно свойства глагола и прилагательного. От глагола у причастия вид, переходность, возвратность и залог, а от прилагательного – изменение по падежам, числам и родам, а также согласование с существительным. Причастие, как и прилагательное, обозначает признак предмета.

Существительного и согласуется с ним в роде, числе и падеже. Например: «кипящий поток – кипящего потока – кипящему потоку – кипящие потоки; кипящая лава, кипящее молоко».

Виды и способы образования причастий

Лексическое значение – признак предмета по действию – складывается из грамматических особенностей этой части речи. К примеру: «поющие птицы» (те, которые поют сейчас), «певшие птицы» (те, которые пели в прошлом), «обсуждаемый вопрос» (тот, который кто-то обсуждает сейчас), «обсужденный вопрос» (тот, который уже обсудили).

Соответственно, в имеется 4 формы причастий: действительные настоящего и прошедшего времени, страдательные настоящего и прошедшего времени.

Первая группа причастий (действительные настоящего времени) образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-). Выбор суффикса зависит от глагола. Например: «плач-ут – плач-ущ-ий», «кол-ют – кол-ющ-ий» - I спряжение; «леч-ат – леч-ащ-ий», «кле-ят – кле-ящ-ий» – II спряжение.

Действительные причастия в прошедшем времени образуются от инфинитива путем замены суффиксов –ть, -ти на суффиксы –вш-, -ш-. К примеру: «бежа-ть – бежа-вш-ий», «нес-ти – нес-ш-ий».

Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов, стоящих в настоящим времени, при помощи суффиксов –ем- (I спряжение) и –им- (II спряжение): «леле-ем – леле-ем-ый», «хран-им – хран-им-ый».

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса –нн-, если глаголы оканчиваются на –ать, -еть. Глаголы на –ить получают суффикс –енн-, так же как и глаголы на –ти, -чь, а глаголы, оканчивающиеся на –оть, -уть-, -ыть-, получают суффикс –т-. Например: «написа-ть – написа-нн-ый», «захвати-ть – захвач-енн-ый», «сбере-чь – сбереж-енн-ый», «забы-ть – забы-т-ый».

Краткие причастия, так же как и краткие прилагательные, являются в предложении именной частью составного именного сказуемого.

Страдательные причастия имеют краткую форму с усеченными : -а, -о, -ы. Например: «прислан, прислан-а, прислан-о, прислан-ы».

Причастия и отглагольные прилагательные

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий , а с помощью суффикса -юч- - прилагательное горючий . Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им- ), различить их труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, «возникший в результате осуществления действия», «способный участвовать в действии»), ср.:

Она была воспитана в строгих правилах (=Её воспитали в строгих правилах ) - причастие;

Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная ).

2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн) - является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т.к. СВ).

3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами -им-, -ем - являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:

непромокаемые сапоги промокать в значении «пропускать воду» непереходный),

непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).

Для учителя. Переход слов в прилагательные

Употребление разных частей речи в роли прилагательных называется адъективацией (от лат. adjectivum - прилагательное). В разряд имён прилагательных переходит значительное количество причастий, особенно страдательных с суффиксами -нн; -енн- и -т-: сдавленный голос, приподнятое настроение, поношенное платье и др. При переходе в прилагательные причастия утрачивают свои основные глагольные признаки: время, вид и способность глагольного управления (см. об этом § 199). В разряд прилагательных переходят иногда и страдательные причастия с суффиксом -м-: невидимые слёзы, несклоняемые существительные, любимый цветок. Прилагательных, образованных из страдательных причастий при помощи суффикса -м- (-им-), в русском языке сравнительно немного. Уже во второй половине XVIII в. качественные прилагательные образовывались непосредственно от глагольных основ совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса -м- (-им-), минуя стадию образования причастий. В современном русском языке они чаще всего употребляются с частицей-приставкой не-: неистребимый, нерастворимый, неуловимый и др. Причастия, перешедшие в разряд прилагательных, приобретают иногда и характерные грамматические признаки качественных прилагательных: способность иметь полные и краткие формы (настроение приподнято, результат неожиданен), а также способность образовывать формы степеней сравнения (это приглашение было неожиданнее того) и др. Наблюдаются случаи перехода в разряд прилагательных и действительных причастий настоящего времени (блестящий ответ, знающий студент, потрясающие новости, следующий день, цветущее здоровье и др.), которые также утрачивают глагольные признаки и иногда приобретают некоторые черты, характерные для прилагательных (краткую форму, степени сравнения, форму субъективной оценки и т.п.). Например: Более блестящего ответа я ещё не слышал; Самым блестящим номером программы на концерте было чтение стихов В. Маяковского; Дела его были не очень блестящи. Ср. также употребление в книжном стиле (чаще всего, в авторском стиле) кратких форм причастий, перешедших в прилагательные: Взгляд... был что-то уже слишком пристален и испытующ (Дост.); Штык его остр и предостерегающ (А.Н. Т.). Значительно реже в прилагательные переходят действительные причастия прошедшего времени с суффиксами -ш- и -вш-, например: высохшие растения. Кроме причастий, в разряд прилагательных могут переходить и другие части речи. Так, в роли качественных прилагательных могут употребляться в условиях контекста некоторые местоимения, а также порядковые числительные. Ср., например: Год проходит и другой - нету вести никакой(П.). - Оратор я никакой, между двумя словами перерыв обеденный (Гран.). Или: Три клада в сей жизни были мне отрада. И первый клад мой честь была (П.). - Вскоре мальчик стал первым учеником в классе.

Причастия и прилагательные имеют много общих грамматических признаков, что способствует их смешению. Например, очень легко переходят в прилагательные действительные причастия настоящего времени на -щий (блестящие способности, одуряющий запах, раздражающий тон, начинающий писатель и т. п.). Не менее легко переходят в разряд прилагательных страдательные причастия: истощенный ребенок, ограниченный человек, изысканный вкус, рассеянный человек, избитая тема, любимый город, незабываемое впечатление

Эти причастия утратили глагольные признаки (не обозначают действия, времени, вида), в них усилилось качественное значение, сравните: летающий предмет то приближался, то удалялся – “летающий” – причастие, так как обозначает действие в процессе, происходящее в настоящем времени; Бабочки и стрекозы – это летающие насекомые – слово “летающие” утратило значение действия, которое протекает в определенное время, стало обозначать постоянный признак предмета, т. е. превратилось в прилагательное.

Тем не менее, по начальной, словарной форме слов избитый, рассеянный, блестящий невозможно определить, причастие это или прилагательное. Только в контексте проявляется разница между этими словами: Избитый до полусмерти, он несколько часов был без сознания – причастие; Не говори избитых фраз – прилагательное.

Как правило, причастия, перешедшие в разряд прилагательных, одиночны, они не имеют при себе пояснительных слов, легко заменяются синонимами, сравните: У него блестящие (великолепные) способности.

В некоторых случаях от правильности отнесения омонимичного причастия и прилагательного к тому или иному разряду зависит правильность их написания (Собака, брошенная хозяевами, бегала по улице и Брошеная собака жила в подъезде).

Причастия также могут переходить в разряд существительных (учащиеся, трудящиеся, заведующий и т. п.). Этот процесс называется субстантивация.

Признаки, по которым можно определить часть речи (отглагольное прилагательное или причастие):

1) Отглагольные прилагательные образуются только от глаголов несовершенного вида : кипяченое молоко от кипятить, жженая пробка от жечь.

Но есть целый ряд отглагольных прилагательных-исключений : деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный, недрёманное око.

Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это причастие: решенная задача от решить, брошенные вещи от бросить. Исключения: смышленый, названый - с одним н.

2) У отглагольных прилагательных нет приставок : жареная котлета, путаный ответ. Если к прилагательному прибавляется приставка не-, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известь - негашеная известь; глаженое белье - неглаженое белье.

У причастий могут быть приставки: под-жаренное мясо, за-путанные следы.

3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов : сушеные грибы, квашеная капуста. У причастий могут быть зависимые слова: сушенныена солнце грибы, квашеннаяна зиму капуста.

4) Отглагольные слова на -ованный, -еванный - прилагательные, они всегда пишутся с двумя н (прессованный, корчеванный).

Прилагательные кованый, жеваный , пишутся с одним н, так как-ов и-ев входят в корень, в чем убеждаемся, разобрав слова по составу.

Следовательно, если мы рассматриваем форму, образованную от глагола, которая не имеет приставки или зависимого слова, то прежде чем решить, причастие это или прилагательное, следует определить вид глагола, от которого эта форма образована.

Полезно сопоставить смешиваемые формы:

масляные (краски) - прилагательное, образованное от существительного масло с помощью суффикса -ян;

масленый (блин) - отглагольное прилагательное, образованное от глагола маслить; замасленный (фартук) - причастие, образованное от глагола замаслить.

В кратких прилагательных сохраняется столько н, сколько было в полных, акраткие страдательные причастия всегда пишутся с одним н.

Переход причастий в прилагательные и существительные

Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями?

Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.

Слова блестящий, выдающиеся, зависимое, замкнутый, образованный, воспитанный утратили указанные глагольные свойства и обозначают только признак. В данных примерах мы наблюдаем явление перехода причастий в прилагательные.

Какие условия необходимы для перехода причастий в прилагательные и происходят ли при этом изменения в лексическом значении слов? Подтвердите примерами

Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности) , отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества) , утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина) .

Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями.

Блестящий (прил.) успех – великолепный, превосходный, замечательный. Любящий (прил.) взгляд – добрый. Открытый (прил.) характер – искренний, прямой. Прыгающий (прич.) мальчик – мальчик, который прыгает.

Произведите подобную замену в следующих примерах: вьющиеся волосы, отравляющие вещества, волнующее зрелище, знающий специалист .

Вьющиеся волосы – волосы, которые вьются; кудрявые. Отравляющие вещества – вещества, которые отравляют; ядовитые. Волнующее зрелище – зрелище, которое волнует душу; тревожное. Знающий специалист – специалист, который много знает; грамотный, толковый, эрудированный.

Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща. Блестящий ответ – самый блестящий ответ. Угрожающее положение – опасное положение. Любимые цветы – самые любимые цветы. Выступить блестяще.

Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и антонимы из числа обычных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные

Наиболее употребительные слова с одним н – причастия, перешедшие в прилагательные: вареный, печеный, жареный, кипяченый, сушеный, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный .

Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака.

Упражнения для тренировки:

Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки.

Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, стеганая куртка, путаный ответ.

2. Превратить причастия в прилагательные.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, вымощенная улица, перегруженная машина, жаренная в масле картошка.

3. От данных глаголов образовать отглагольные прилагательные или причастия, подобрать к ним существительные.

Хвалить, решить, косить, лишить, пустить, пленить, точить, плести.

4. Превратить прилагательные в причастия, а причастия в прилагательные:

распиленное бревно - пиленый сахар, кованый меч - закованный в цепи.

Тканая скатерть, вязаный шарф, травленый волк, заштопанный рукав, нехоженая тропинка.

5. От прилагательных образовать полное и краткое причастия, подобрать к ним существительные: ломаная линия - сломанный карандаш, игрушка сломана.

Мороженая рыба, вареное яйцо, сеяные травы, путаный рассказ, неглаженая рубашка.

6. Объяснить правописание Н и НН.

а) Расчищенная дорожка, чищеные сапоги, чищенные сегодня ботинки, картошка не чищена, нечищеная обувь.

б) Крашеные полы, выкрашенные стены, некрашеные столы, крашенные белилами окна, полки покрашены.

в) Званый обед, вызванный ученик, незваный гость, званные к ужину гости.

7. Вставить Н или НН.

1) По стенам висели пучки засуше...ых трав, связки сморще...ых корешков и кухо...ая посуда (К. Паустовский).

2) Заплата...ые извозчичьи армяки с жестя...ыми номерами зарябили в глазах (К. Паустовский).

3) Наша бригада вошла в броше...ую жителями, разоре...ую и полувыжже...ую турецкую деревню (В. Гаршин).

4) На большие столы без скатертей поставили по нескольку деревя...ых краше...ых и золоче...ых мисок с жидкою пше...ою кашицей (В. Гаршин).

5) В этот странный час светлой и тума...ой осе...ей ночи запуще...ый парк казался печальным и таинстве...ым, как заброше...ое кладбище (А. Куприн).

6) Желтели стены, выкраше...ые масля...ой краской, захвата...ые гряз...ыми пальцами (К. Паустовский).

7) Их обогнал человек в рва...ом пальто и соломе...ой шляпе (А.Н. Толстой).

8) На пусты...ой улице показалась странная фигура испуга...ого человека (А. Н. Толстой).

9) Дворцы гляделись в Неву расстреля...ыми пусты...ыми окнами (А.Н. Толстой).

10) Он лежал в чьем-то овчи...ом зипуне, окруже...ый целой толпой народа (А. Куприн).

11) Армия таяла, как броше...ые в печь оловя...ые солдатики (А.Н.Толстой).

12) Стены выбеле...ы известкой, а снизу выкраше...ы коричневой масля...ой краской (А. Куприн).