Крестовые походы – общая характеристика. Крестовые походы – общая характеристика В какие настольные игры играли крестоносцы

Попробуем дать общую характеристику крестовых походов, описав главные особенности их военной стратегии, черты созданных на Востоке по их итогам государств и влияния, которым подвергались христиане в мусульманской Азии.

Крестовые походы были военными экспедициями христиан, организованными папой, главой всего католического мира; всякий крестоносец был вооруженным паломником, которому церковь в награду за это паломничество прощала все заслуженные им церковные наказания. Участники крестовых походов собирались большими ополчениями вокруг короля, могущественного сеньора или даже папского легата, но они не были подчинены никакой дисциплине, они свободно переходили из одного ополчения в другое или даже совсем покидали экспедицию, когда считали свой обет исполненным. Таким образом, крестоносная армия представляла собой не что иное, как совокупность отрядов, избравших один и тот же путь. Они продвигались в беспорядке и медленно, верхом на тяжелых конях, обремененные обозом, множеством слуг и мародеров, вынужденные перед каждым сражением надевать тяжелую кольчугу.

Участники крестовых походов тратили целые месяцы на прохождение Византийской империи и на войны с тюркскими всадниками Малой Азии. В степях и пустынях, где не было воды или где нельзя было добыть съестных припасов, люди и лошади падали от голода, жажды и усталости. На стоянках недостаток ухода, лишения и посты, сменяемые часто излишествами в употреблении пищи и напитков, порождали заразы, истреблявшие крестоносцев тысячами. Лишь ничтожная часть тех, кто выступал в крестовый поход, достигала Сирии. Таким образом, на пути в Святую землю, особенно в XII в., погибло огромное количество людей. В конце концов, крестоносцы отказались от этой пагубной сухопутной дороги; в XIII в. все шли уже морским путем; итальянские суда в течение нескольких месяцев перевозили их в св. землю, где и начиналась настоящая война. Эта перемена пути коренным образом изменила сам характер крестовых походов.

В сражениях с мусульманами крестоносцы при равном числе обычно одерживали верх: на своих крупных конях и в непроницаемых доспехах они образовывали плотные батальоны, которых сарацины на своих малорослых конях и вооруженные луками и саблями не могли прорвать. Правда, победы крестоносцев не имели прочных результатов; победители возвращались в Европу, и мусульмане вновь становились господами страны.

Армии крестовых походов, время от времени появлявшиеся в Святой земле, могли завоевать ее, но они не были в силах удерживать ее за собой. Но вместе с крестоносцами, отправлявшимися в св. землю только для того, чтобы поклониться святым местам, сюда являлись и рыцари , стремившиеся приобрести деньги, и купцы, искавшие наживы; для них-то и было важно сохранить за собой страну. Им крестовые походы обязаны всем своим успехом, так как они воспользовались минутной силой, какую представляли массы паломников, для прочных завоеваний. Они руководили военными действиями, строили осадные машины, брали города и укреплялись в них, чтобы быть в состоянии дать отпор неприятелю, когда он вернется. Сами крестоносцы были совершенно неспособны вести войны в отдаленных странах; пышные экспедиции, предводимые государями, все до одной кончались самым плачевным образом. Единственные крестоносные армии, которые добились действительного успеха (первый крестовый поход , приведший к завоеванию Сирии, и четвертый , результатом которого было завоевание Византии), были руководимы – одна итальянскими норманнами, другая – венецианцами. Энтузиазм и храбрость крестоносцев представляли собой слепую силу, которая нуждалась в руководстве опытных людей. Таким образом, религиозные энтузиасты крестовых походов были лишь орудиями; истинными же основателями христианских государств были искатели приключений и купцы, которые, подобно эмигрантам нашего времени, отправлялись на Восток, чтобы прочно осесть там.

Эти эмигранты никогда не были настолько многочисленны, чтобы заселить страну; они представляли собой военный лагерь среди туземцев. В каждом из христианских княжеств господствующий класс до конца состоял из нескольких тысяч французских рыцарей и итальянских купцов. Княжества, созданные в результате крестовых походов , никогда не могли достигнуть прочности европейских государств, заключавших в себе целую нацию. Они походили на те государства, какие основывали арабские или турецкие вожди, где население оставалось индифферентным к тому, кто управляет им, и где государство сливалось с армией и погибало вместе с ней. Эти княжества просуществовали около двух веков, то есть дольше, чем многие из восточных государств. Лишь могучая эмиграция могла бы дать им силу удержаться в борьбе с мусульманской Азией и Византией; но средневековая Европа не могла питать такой эмиграции.

Государства крестоносцев на Востоке

В течение полувека созданным по итогам крестовых походов христианским государствам приходилось воевать лишь с мелкими князьями Сирии и с мосульским Атабеком; египетские мусульмане жили в мире с ними. Это было время их расцвета. Но когда место Каирского халифата , разрушенного Саладином , заняло военное государство мамелюков, христиане, теснимые со стороны Египта, не могли долго противостоять, как доказывают победы Саладина . Если остатки крестоносных государств держались еще целое столетие, то лишь потому, что султаны не делали попыток разрушить их. Как для мусульман, так и для христиан, эта война была, без сомнения, священной, которая часто прерывалась перемириями в несколько лет. Не следует также думать, будто все христианские князья сплотились против всех мусульманских князей. Политические интересы обычно превозмогали религиозную ненависть. Беспрерывно шли войны христиан против христиан, мусульман против мусульман. Нередко даже какой-нибудь христианский князь заключал союз с мусульманским вождем против другого христианского князя.

В христианском лагере никогда не господствовало полное согласие. Религиозный энтузиазм, объединявший участников крестовых походов, не заглушал в них ни торгового соперничества, ни расовой ненависти; между князьями различных государств, между французами, немцами и англичанами, между генуэзскими и венецианскими купцами, между тамплиерами и госпитальерами шли вечные пререкания, не раз приводившие к вооруженным стычкам. В 1256 г. в Сен-Жан д"Акре вспыхнула война между венецианцами и генуэзцами из-за монастыря, построенного на холме, который разделял их кварталы. Госпитальеры, каталонцы, анконцы и пизанцы стали на сторону генуэзцев; тамплиеры, тевтонские рыцари , провансальцы, Иерусалимский патриарх и король Кипра поддерживали Венецию. Генуэзцы разрушили башню пизанцев, венецианцы сожгли генуэзские корабли и взяли штурмом их квартал. Эта война продолжалась два года.

Те же вечные ссоры шли между крестоносцами, приходившими из Европы, и сирийскими франками. Живя среди сарацин, поселившиеся на Востоке после крестовых походов франки переняли их обычаи, бани, развевающиеся одежды; они организовали у себя легкую кавалерию, вооруженную по-турецки, и принимали на службу мусульманских солдат (туркополы); они были склонны относиться к мусульманским князьям как к соседям и не нападать на них без причины. Западные рыцари, приносившие с собой из Европы закоренелую ненависть против неверных, хотели бы всех их истребить и возмущались этой терпимостью. Лишь только войска нового крестового похода высаживались на берег, они бросались на мусульманскую территорию, в жажде битв и грабежей, часто вопреки советам туземных христиан, лучше знакомых с характером восточной войны. Западные писатели средних веков смотрят на христиан Святой земли, как на предателей, и приписывают им вину за гибель сирийских государств.

Справедливы ли эти обвинения? Без сомнения эти франкские авантюристы, быстро обогатившись и живя в роскоши среди развращенного населения, должны были заразиться многими из их пороков, особенно те, которые родились в Сирии (их называли poulains) . Но не европейским крестоносцам было судить их. Они сами, благодаря своей близорукости и отсутствию дисциплины, сделали больше вреда, чем сирийские христиане – своей изнеженностью.

Государства крестоносцев

Между 1098 и 1109 гг. крестоносцы основали четыре государства в Восточном Средиземноморье: Эдесское графство (графство Эдесса), Антиохийское княжество (княжество Антиохия), Иерусалимское королевство и графство Триполи.

Иерусалимский король считался первым среди властителей остальных латинских государств, однако на деле он не имел каких-либо преимуществ перед тремя другими государями. Правители Триполи, Антиохии и Эдессы де-факто были независимы от Иерусалимского королевства. По большому счету их даже нельзя было назвать его вассалами, хотя они и приносили вассальную присягу (оммаж) королю. В действительности король Иерусалима был скорее номинальным главой конфедерации крестоносных государств: в своих странах князья Антиохии, графы Триполи и Эдессы имели такую же власть, какой в Иерусалимском королевстве располагал их «сюзерен».

В соответствии со средневековыми порядками эти феодальные государства подразделялись на более мелкие единицы феодального владения – баронии; эти последние, в свою очередь, дробились на еще более мелкие – рыцарские феоды, или лены, и так далее.

Примечательно дело обстояло и с подданными этих властителей. Вот что пишет в своей работе «Эпоха крестовых походов» известная российская исследовательница Ольга Добиаш-Рождественская: «За исключением небольшого числа акклиматизировавшихся семей, население Палестины было колеблющимся и изменчивым. До самого конца XII в. и отчасти еще в XIII в. сюда приливали новые насельники, увлекаемые религиозным одушевлением, желанием устроить свою судьбу или жаждой приключений. Обратная волна уносила в Европу удовлетворенных или разочаровавшихся. С обновлявшимся непрерывно населением обновлялись нравы, понятия и привычки; в восточную почву просасывались те изменения, которые совершались на почве Европы» .

Эдесское графство (Северо-Западная Месопотамия) . До появления крестоносцев в междуречье Тигра и Евфрата существовало армянское княжество Эдессы. В 1031 г. Эдесса вошла в состав Византии, а в 1071-м, после поражения византийских войск при Манцикерте, Эдесса оказалась отрезанной от территории империи вторгшимися в Малую Азию сельджуками. При этом в городе сохранилась византийская администрация в главе с дукой?. Основой экономики Эдессы была караванная торговля.

В конце XI в. Эдесса, управляемая куропалатом? Торосом, смогла добиться автономии. Однако положение княжества было крайне шатким, что требовало либо сильного союзника, либо могущественного покровителя. В это непростое время в Приевфратье появляется младший брат Готфрида Бульонского Балдуин Булонский со своими рыцарями. Матфей Эдесский в своей «Хронографии» так описывает эти события:

«Пришел некий граф по имени Балдуин и с сотней всадников взял город, именуемый Тилбашар. Узнав об этом, находившийся в городе Эдессе князь ромеев Торос сильно обрадовался. Он обратился к графу франков в Тилбашар с призывом прийти на помощь против своих врагов, ибо он был тесним соседними эмирами. Граф Балдуин явился в Эдессу с шестьюдесятью всадниками. Городская толпа вышла ему навстречу и с большой радостью привела его в город. Все верующие ликовали. Куропалат Торос заключил с графом большую любовь и союз, дал ему много подарков» .

Торос Эдесский, по всей видимости, под давлением 12 ишханов – представителей городской верхушки, не только приглашает Балдуина в город, но и вскоре усыновляет его, разделяя с ним власть.

По поводу дальнейших событий вновь дадим слово Матфею Эдесскому:

«После того как в Эдессу прибыл граф Балдуин, коварные и злоумышленные люди заключили с графом соглашение с целью убить куропалата Тороса. Такое не подобало Торосу, оказавшему столько благодеяний [городу], ибо благодаря его уму и мудрости, его искусной изобретательности и большому мужеству Эдесса была избавлена от положения данника и слуги алчного и жестокого племени арабов. В эти дни сорок человек вступили между собой в иудин сговор. Ночью они пошли к графу Балдуину, брату герцога Готфрида, и вовлекли [его] в свои злые умыслы и обещали отдать ему Эдессу. Последний одобрил их злое намерение. Они вовлекли [в это дело] и армянского князя Константина и на пятой неделе Великого поста подняли всю городскую толпу против куропалата Тороса. В воскресенье они разорили дома всех его вельмож, захватили верхнюю крепость, в понедельник напали на нижнюю крепость, где находился [Торос], и дали ему жестокий бой. Находясь в безвыходном положении, [Торос] попросил их поклясться в том, что не тронут его, и обещал сдать им крепость, город и удалиться со своей женой в город Самосату. Он дал им святые кресты [монастырей] Вараг и Макеноц, на которых граф в церкви Апостолов поклялся, что не тронет его. Он поклялся также именем ангелов, архангелов, пророков, святых апостолов, святых патриархов, сонмом всех мучеников; [текст] этой клятвы Торос в письменном виде отправил графу, который поклялся всеми святыми, после чего Торос сдал ему крепость. Балдуин и все вельможи города вошли в крепость. Во вторник, в праздник святых сорокамучеников, горожане жестоко напали на [Тороса], мечами и дубинами сбросили со стены [крепости] в огромную толпу, которая все как один набросилась на него, нанесла ему мечами множество ударов, убила его мучительной смертью. Они совершили превеликий грех перед Богом. Связав его ноги веревкой, позорно таскали его по площади города. В этот день они стали клятвопреступниками. И после этого они отдали Эдессу Балдуину» .

В марте 1098 г. Балдуин объявил себя графом Эдессы и подчинил себе большинство городов и крепостей Осроены?, создав, таким образом, первое из четырех латинских государств на Востоке. Эдесское графство не имело выхода к морю и граничило на западе с Антиохийским княжеством и Киликийским царством, на севере и юге с государством Сельджукидов. Населяли графство христиане армяне и сирийцы, значительно уступали им по численности православные греки и мусульмане. В 1100 г., после смерти Готфрида Бульонского, правитель Эдессы Балдуин Булонский унаследовал титул правителя Иерусалимского королевства. Эдесса перешла к его двоюродному брату – Балдуину де Бурку (Балдуин Второй). Всего на престоле Эдессы успело побывать пять правителей и два регента.

Последним графом Эдессы стал Жослен III. В 1144 г., воспользовавшись отсутствием Жослена, Зенги (прозвище знаменитого сельджукского полководца Эмад ад-Дина, 1084–1145) после месяца осады взял город. Не допустив разграбления Эдессы, он отдал христианам Востока латинские церкви. 15 сентября 1146 г. Зенги был убит при осаде сирийской крепости, и в этом же году оставшиеся в Эдессе армяне и европейцы подняли восстание. Город был взят Нур ад-Дином, сыном Зенги, армяне изгнаны или убиты, а Эдесское графство прекратило свое существование.

Антиохийское княжество (Северная Сирия) . Второе по времени возникновения государство крестоносцев располагалось на северо-восточном побережье Средиземного моря и граничило с Эдессой, Триполи, Киликийским царством и государством Сельджукидов.

В октябре 1097 г. «пилигримы» осадили Антиохию. В городе проживало много христиан – армян и сирийцев. Антиохия была одной из мощнейших твердынь Средиземноморья: город окружала мощная стена с 450 башнями, длина которой превышала 10 километров. Толщина стены была такова, что по ней спокойно могла проехать четверка лошадей. Внутри, за стеной, находилась сама крепость, чьи стены протяженностью более 400 метров возвышались над городом.

Семь месяцев продолжалась безуспешная осада. Голод и раздоры поселились среди крестоносцев: взять Антиохию с помощью лишь военной силы не представлялось возможным. «В то время, пока она осаждалась нами, – сообщал Урбану II в письме от 11 сентября 1098 г. один из предводителей Первого крестового похода Боэмунд, князь Тарентский, – мы претерпели много бедствий от схваток, [происходивших] близ города с турками и язычниками, которые нередко и в большом числе нападали на нас, так что едва ли не можем сказать, что скорее сами были осаждены теми, которых держали запертыми в Антиохии. В конце концов… я, Боэмунд, сговорился с одним турком, который предал мне этот город» .

В результате предательства Антиохия была взята, ограблена, а жители нехристиане перерезаны. Отчаяние мусульман было тем сильнее, что Антиохия пала всего за два дня до прихода огромной армии мосульского эмира Кербоги, который шел на выручку.

После непродолжительных споров между вождями крестоносцев город был отдан во владение Боэмунду. Образовалось второе государство крестоносцев – княжество Антиохийское.

Не успели крестоносцы как следует укрепиться, как 5 июня 1098 г. началась вторая осада Антиохии. Подошедшая мусульманская армия полностью блокировала город. Положение защитников становилось критическим, начинался голод. И тут, согласно хроникам, случилось чудо. Провансалец Пьер Бартелеми сообщил, что ему было видение – нужно начинать раскопки в храме Святого Петра. Ему поверили, начали копать и вскоре, 14 июня 1098 г., нашли реликвию – копье, которым Иисус Христос был ранен, будучи распятым на кресте. Находка воодушевила крестоносцев. 28 июня армия франков совершила победоносную вылазку из крепости. Враг был разбит, захвачены богатые трофеи – провизия армии эмира Кербоги.

Крестоносцы у найденной священной реликвии – креста, на котором распяли Иисуса. Художник Гюстав Доре

Несмотря на стабилизацию ситуации, положение Антиохийского княжества было сложным: с востока ему угрожал эмират Халеба, а на севере – Византия, пытавшаяся вернуть себе Антиохию. Антиохийские князья отбросили византийцев и заняли земли за рекой Оронт, а также обложили данью своих соседей – Халеб, Шайзар, Хаму и Хомс. В 1118 г. они даже навязали эмиру Халеба невыгодный договор, предоставляющий франкам взамен сборов преимущественное право на сопровождение и защиту идущих из Халеба в Мекку караванов с паломниками.

История Антиохийского княжества – это история постоянной борьбы за существование, история дипломатических компромиссов, династических союзов, открытой борьбы за престол среди наследников, вооруженного противостояния с Византией и сельджуками.

В середине XIII в. разгорелся конфликт из-за Сирии между мамлюками, которые тогда правили в Египте, и монголами. Правители Антиохийского княжества сделали ставку на монголов, даже заключили с ними вассальный союз и… проиграли. Антиохийское княжество прекратило свое существование в 1268 г., капитулировав перед войсками мамлюкского султана Бейбарса.

Иерусалимское королевство (Южная Сирия и Палестина) . Первоначально новое государство помимо Иерусалима включало лишь Яффу и Вифлеем с округами, позже в его состав вошли Хайфа, Кесария, Акра, Сидон, Бейрут, Тир.

После взятия крестоносцами города и освобождения Гроба Господня главой Иерусалимского королевства был избран номинальный глава Первого крестового похода Готфрид Бульонский. Правда, Готфрид наотрез отказался короноваться, заявив, что не желает носить земной венец там, где Иисус Христос был увенчан венцом терновым. Поэтому первый король Иерусалима королем был лишь де-факто, а де-юре носил титул «Защитник Гроба Господня». Впрочем, это продолжалось недолго – Готфрид Бульонский умер через год после захвата Иерусалима, а его младший брат и преемник Балдуин Булонский (к тому времени уже Балдуин Эдесский) принял титул «король Иерусалима».

Балдуин I, к тому времени уже создавший Эдесское графство, не посрамил свою репутацию и став королем. Он значительно расширил территорию, завоевав приморские города Акра, Бейрут и Сидон, при нем в целом и сформировались все особенности этой весьма нетипичной монархии.

Вот как описывает ее устройство известный советский исследователь М. Заборов:

«В Иерусалимском королевстве было четыре крупных владения: на севере Палестины – княжество Галилея (с центром в Тивериаде), на западе – сеньория Сайды [Сидона], Кесарии и Бейсана, а также графство Яффы и Аскалона (он был завоеван у Египта в 1153 г.), на юге – сеньория Крака де Монреаль и Сен-Абрахама. Сеньоры этих владений считались непосредственными вассалами короны. Каждый из них имел своих вассалов в лице более мелких владетелей, получивших от них в наследственное держание свои поместья (феоды): вассалом графа Яффы и Аскалона являлся сеньор Рамлы и так далее» .

Особенностью этой вассальной службы было то, что, в отличие от Европы, сеньор имел право требовать ее выполнения не в течение ограниченного количества дней, а в течение всего года – в силу того, что королевство вело, в сущности, непрерывные войны, любому рыцарю следовало во всякое время быть готовым выступить в поход по приказу короля.

Однако и этого было недостаточно – еще одна особенность латинских государств состояла в фактическом отсутствии христианского крестьянского населения. В отличие от европейских монархий, экономической и административной основой которых были крестьянские деревни, новообразованные государства крестоносцев держались на городах и крепостях, где и были сосредоточены европейцы. Крестьянское население по-прежнему оставалось почти исключительно мусульманским, и жизнь в сельских районах изменилась мало. И хотя староста деревни – раис – считался подданным какого-нибудь рыцаря, которому была пожалована эта земля, правитель обычно жил где-нибудь в городе, ни во что особо не вмешиваясь. Крестьяне-мусульмане платили налоги, поставляли продовольствие, но по понятным причинам были освобождены от военной службы. Не обязаны были служить и многочисленные итальянцы, осевшие в приморских городах.

В силу этого Иерусалимское королевство испытывало хроническую нехватку военной силы – армия королевства, рекрутируемая из живущих в городах франков, всегда была очень немногочисленной, и дефицит этот не всегда покрывался за счет воинов из рыцарских орденов и рыцарей, прибывающих из Европы. Иерусалимские короли никогда не имели более 600 конных рыцарей, и изменяющийся состав крестоносцев, постоянные распри между собой их вождей делали оборону Святой земли делом сверхтрудным.

В силу того, что большинство влиятельных баронов вовсе не сидели в своих поместьях, а постоянно проживали в Иерусалиме, их влияние на короля было гораздо более сильным по сравнению с Европой. Королевскую власть сильно ограничивало «Высшее собрание» – состоящий из епископов и влиятельных баронов совет, являвшийся одной из ранних форм парламента. Именно они выбирали короля, решали вопросы о предоставлении ему денег, начале военных действий и тому подобное. Помимо административного, существовали и юридические ограничения – свод законов, называемый «Иерусалимские ассизы», кодекс феодального права государств крестоносцев.

Де-факто король должен был все свои действия согласовывать с ленниками короны и не имел права принимать решения без их санкции. Дело доходило до смешного – Балдуину I пришлось однажды отменить распоряжение об очистке иерусалимских улиц, потому что оно было отдано без согласования с баронами.

В общем, не случайно французский историк Морис Гранклод так определил политический строй Иерусалимского королевства: «Своеобразная феодальная республика во главе с королем, который существовал лишь постольку, поскольку феодальная пирамида нуждалась в вершине» .

Битва при Арсуфе. Художник Гюстав Доре

Важнейшую роль в государстве крестоносцев играла церковь. В Иерусалимском королевстве было создано пять архиепископств и девять епископств. К ним перешли бывшие владения православной церкви Иерусалимского и Антиохийского патриархатов, кроме того, крестоносцы сами основали множество монастырей (Сионский монастырь, аббатство Святой Марии в долине Иосафата и другие). Церковные владения были освобождены от налогов. Помимо обычных повинностей церковные феодалы собирали в своих владениях «десятину». Интересно, что архиепископы и епископы должны были, как и бароны, выставлять по приказу короля военные отряды, причем немалые: от иерусалимских патриархов короли требовали 500 воинов, от архиепископов назаретского, тирского и кесарийского – по 150.

После захвата Иерусалима Саладином? 2 октября 1187 г. (Аскалон, Тивериаду, Сидон, Бейрут и некоторые другие пункты крестоносцы потеряли еще раньше) Иерусалимское королевство фактически прекращает свое существование. Правда, в 1191 г. крестоносцы вернули себе порт Акру, ставшую столицей королевства, но эта узкая прибрежная полоса от Тира до Яффы была всем, что осталось от некогда обширного государства. А ровно через сто лет, в 1291 г., мамлюки под предводительством султана аль-Ашраф Халиля захватили Акру, и оставшиеся христиане эвакуировались на Кипр. Это станет концом государств крестоносцев.

Графство Триполи (Западная Сирия). Соседями, граничившими с Триполи, были Антиохия, Иерусалимское королевство и государство Сельджукидов. На востоке графство было окружено горами – хребтами Ансария и Ливан. Горная цепь обеспечивала надежную защиту, но со стороны Хомса графство было полностью открыто.

Традиция называет основателем графства Раймунда Тулузского, который умер во время осады Триполи в 1105 г., так и не дожив до получения реальной власти над городом. Первым же реально правившим графом Триполи стал граф Сердани Гильом Иордан, племянник Раймунда Тулузского. На момент, когда Гильом Иордан объявил себя графом Триполи, графство состояло из городов Тортоса (Тартус) и Джебейль, а город Триполи находился в руках сельджуков. И только летом 1109 г. крестоносцам удалось взять город при помощи короля Иерусалима Балдуина Первого и генуэзского флота. В штурме принимали участие и Гильом Иордан, и старший сын Раймунда – Бертран, присоединившийся к крестоносцам в 1108 г. Во время битвы Гильом Иордан был ранен.

Между тем Бертран Тулузский предъявил свои права на наследство отца. Тяжбу должен был решить король Иерусалимский Балдуин I, предложивший разделить графство на две части. Пока шло разбирательство, Гильом Иордан умер, и Бертран Тулузский стал единовластным правителем Триполи.

Зажатое между Антиохией и Иерусалимским королевством Триполи было самым маленьким владением крестоносцев на Ближнем Востоке и следовало в кильватере политики того или иного сильного государства, прежде всего княжества Антиохийского, в зависимости от которого графство находилось большую часть своей истории. Тем не менее пало оно последним, просуществовав на четверть века дольше своего сюзерена.

Последней правительницей графства Триполи была Люсия Трипольская, вторая дочь Боэмунда VI. Графство прекратило свое существование в 1289 г., покорившись египетскому султану Калауну аль-Алфи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у . В качестве возна-граждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.

1. Основные события Крестовых походов

Взятие Иерусалима в 1099 году. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век

15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, кото-рое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитате-лей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — граф-ство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское коро-левство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Афри-ки были отправ-лены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства кресто-носцев испытывали постоян-ную нехватку в защитниках.

В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окон-чился. В 1187 году , султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189-1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иеруса-лим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христиан-ский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участво-вать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Три-поли, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.

2. Как походы изменили отношение к войне


Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI век Wikimedia Commons

До Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться цер-ковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию послед-него англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложи-ли на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло иску-пить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спа-сение души и обеспечивала место в раю.

Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, воз-никшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанно-стью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплие-ры при-няли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.

3. Сколько стоило участие в походе

Готфрид Бульонский переходит через Иордан. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век Bibliothèque nationale de France

Долгое время считалось, что главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы так млад-шие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение за счет сказочных бо-гатств Востока. Современ-ные историки от-вергают эту теорию. Во-первых, сре-ди крестоносцев было немало богатых людей, которые поки-дали свои владе-ния на долгие годы. Во-вто-рых, участие в Крестовых похо-дах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также кор-мить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на воз-можность подработать в походе, а так-же на подаяния более обеспеченных кресто-носцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном сражении или после успешной осады быстро тра-тилось на провизию и другие необходимые вещи.

Исто-рики подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, дол-жен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульон-ский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.

Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дари-ли местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувший-ся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.

4. От чего умирали крестоносцы


Гибель Фридриха Барбароссы. Миниатюра из манускрипта «Саксонская всемирная хроника». Вторая половина XIII века Wikimedia Commons

Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не верну-лись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от получен-ных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка про-визии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Рим-ской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновид-ность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У дру-гого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.

5. Участвовали ли в походах женщины

Ида Австрийская. Фрагмент генеалогического древа Бабенбергов. 1489-1492 годы Участвовала с собственной армией в Крестовом походе 1101 года.
Stift Klosterneuburg / Wikimedia Commons

Да, хотя их количество сложно под-считать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во вре-мя Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 муж-чин приходилось 42 женщины. Неко-торые женщины участвовали в Кре-стовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались отно-сительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спа-сти душу, помолиться у Гроба Господ-ня, посмо-треть на мир, забыть о до-машних неурядицах, а также просла-виться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательни-цы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение кресто-носцы старались соблюдать целомуд-рие: внебрачные связи карались, а про-ституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.

В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.

6. В какие настольные игры играли крестоносцы


Крестоносцы играют в кости у стен Кесарии. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. 1460-е годы DIOMEDIA

Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 го-ду они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, визан-тийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097-1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.

Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о свя-щенной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в ре-зультате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут поме-шать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, коро-лей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное раз-ре-шение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов мона-шеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть толь-ко в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпи-тальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).

7. С кем крестоносцы воевали


Альбигойский крестовый поход. Миниатюра из манускрипта «Большие французские хроники». Середина XIV века The British Library

Уже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не толь-ко на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим пред-лагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестонос-цев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство кресто-носцев не по-нимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погро-мы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.

С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только про-тив мусульман, но и против язычников, ерети-ков, православных и даже като-ликов. Например, так называемые Альби-гойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — сек-ты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с кресто-носцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Като-лик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых похо-дах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.

8. Какой поход был самым необычным


Фридрих II и аль-Камиль. Миниатюра из манускрипта Джованни Виллани «Новая хроника». XIV век Biblioteca Apostolica Vaticana / Wikimedia Commons

Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Кре-стовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он наконец-то отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нару-ше-ние обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фрид-рихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муазза-мом. Но ко-гда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иеру-салим. У му-сульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом ска-лы» и ме-четью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть насе-ления которой была арабоговорящей, говорил по-арабски сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Воз-вращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлу-ченным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.

Источники

  • Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья.
  • Лучицкая С. Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов.
  • Филипс Дж. Четвертый крестовый поход.
  • Флори Ж. Боэмунд Антиохийский. Рыцарь удачи.
  • Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива.
  • Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю.

Вконтакте

В конечном итоге эти земли были завоеваны мусульманами.

Целью крестового похода была провозглашена борьба с неверными за освобождение из-под их власти Гроба Господня в Иерусалиме, а первой жертвой крестоносцев стал правитель христианской Эдессы Торос, со свержением и убийством которого было образовано графства Эдесского - первое государства крестоносцев на Ближнем Востоке

Левант

Греция

Во время 4-го крестового похода Византийская империя была частично завоевана крестоносцами, которые основали на ее территории четыре государства.

  • Латинская империя
  • Королевство Фессалоники
  • Герцогство Афинское
  • Княжество Ахейское
  • Сеньория Негропонта

Кроме того на островах Эгейского моря венецианцы основали герцогство Архипелага (или герцогство Наксос).

Эти государства столкнулись с атаками греческих государств - приемников Византии.

Фессалоники и Латинская империя были отвоёваны греками в 1261 г.

Наследники крестоносцев продолжали править в Афинах и на Пелопоннесе, пока эти земли не были захвачены в XV в.

Средиземное море

Духовно-рыцарский орден госпитальеров обосновался в 1310 г. на острове Родос, и нескольких других островах Эгейского архипелага, в 1522 г. был изгнан турками-османами на Мальту.

Пруссия

Однако самое долговечное государство крестоносцам удалось создать не в Палестине, а в Восточной Европе.

В 1217 г. Папа Римский Гонорий III объявил поход против язычников-пруссов, а в 1225 г. польский князь Конрад Мазовецкий сам пригласил рыцарей Тевтонского ордена для того, чтобы они помогли ему в борьбе с неспокойными соседями.

В течение XIII в. орден захватил не только земли пруссов, но и часть земель недавних союзников-поляков.

На этой территории было создано теократическое католическое государство со столицей сначала в Мариенбурге (ныне Мальборк в Польше), позднее - в Кёнигсберге (ныне - Калининград в России).

В XV в. начался упадок ордена. В 1410 г. он потерпел поражение от объединённого польско-литовского войска (в состав которого входили и русские дружины из входивших в состав Великого княжества Литовского западно-русских земель).