Кризис среднего возраста. "десятилетие роковой черты" Поиск новых ценностных оснований жизни

Кризис середины жизни. Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют “десятилетием роковой черты” и “кризисом середины жизни”. Её главной характеристикой является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью. Заполняя опросники, люди 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как “есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу”. Вместо этого они констатируют: “Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере”. В 20 и 30 лет человек может быть “подающим надежды” - люди могут сказать о нем: “Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор”, но после 40 так уже никто не скажет - это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, депутатом, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того - что он никогда не станет вице-президентом или незначительным писателем. Освобождение от иллюзий, которое не является чем-то необычным для 35 или 40 лет может оказаться угрожающим для личности. Данте так описал своё собственное смятение в начале десятилетия роковой черты: “Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины”. Элеонора Рузвельт шесть дней спустя после своего 35-летия выразила свое ощущение хотя и не так поэтично, но не менее сильно. “Не думаю, что я ещё когда-нибудь испытаю столь странные чувства как в минувшем году... Вся моя самоуверенность исчезла вдруг...”. Анализ жизни художников и артистов почти в каждом случае обнаруживает те или иные драматические изменения в их творчестве где-то около 35 лет. Некоторые из них, как например Гоген, начали творческую работы в это время. Другие, наоборот, около 35 лет утратили свои творческие способности и мотивации, а многие из них умерли. Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами ненормально возрастает. Те же из них, кто переживает роковые черты, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импульсивность уступает место более свободному и зрелому творчеству. Действительно, одна из причин кризиса середины жизни у артистов и художников в том, что “импульсивный блеск” молодости требует больших жизненных сил. Хотя бы отчасти это физические силы, так что никто не может сохранять их беспредельно. В 35 и 40 лет ведущий напряженную жизнь артист (или руководитель, или профессор) должен изменить темп своей жизни и не так “выкладываться”. Таким образом, проблема убывающих физических сил неизбежно возникает в жизни человека любой профессии. Главные проблемы. Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе; средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Истории красивых и очаровательных женщин, борющихся с разрушительным действием времени, стали банальностью. Стихийное бедствие падающих физических сил людей неожиданно широкого круга профессий, включая, художников и артистов. Университетские профессора с сожалением вспоминают свою способность в студенческие годы проводить несколько дней без сна, если того требовало важное дело. Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать. Хотя хорошо продуманная программа ежедневных упражнений и соответствующая диета оказывает своё действие, большинство людей в среднем возрасте начинают всё больше и больше полагаться на “мозги”, а не на “мышцы”. Они находят новые преимущества в знании, аккумулирующем жизненный опыт, приобретают мудрость. Второй главный вопрос среднего возраста - это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе. Согласие в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает “способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельности к деятельности. Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того как умирают родители, подрастают, и покидают дом дети. Неспособность к эмоциональной отдаче по отношению к новым людям и новым занятиям ведет к такого рода застою, который описал Эриксон. Другой вид гибкости, который тоже необходим - это “духовная гибкость”. Среди людей зрелого возраста существует известная тенденция к растущей ригидности в их взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эта умственная закрытость должна быть преодолена или она перерастает в не­терпимость или фанатизм. Кроме того, жёсткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Стабилизация. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг, друзья и дети приобретают всё большее значение, тогда как собственное Я всё более лишается своего исключительного положения. Наблюдается всё более усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь. В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области. В среднем возрасте они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял её или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может испытывать горечь и упадок духа. Другие могут перестроить свою систему приоритетов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной деятельности. Например, некоторые люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше - профессиональному развитию.

Текущая страница: 31 (всего у книги 48 страниц) [доступный отрывок для чтения: 32 страниц]

Шрифт:

100% +

10.3
Стадии и кризисы на этапе взрослости: возрастной подход

Первая проблема, с которой сталкиваются исследователи, работающие в русле возрастного подхода, – это проблема периодизации взрослости. Предлагаемые решения многообразны: критерии построения периодизации, число выделяемых периодов, временны́е рамки отдельных периодов по-разному определяются в различных классификациях взрослого этапа жизни (см. [Ананьев, 1980; Гамезо, Герасимова и др., 1999; Крайг, 2000; Эриксон, 2000] и др.).

Дж. Биррен, один из исследователей развития человека [Ананьев, 1980], подразделяет весь цикл взрослости на следующие периоды: ранняя зрелость (17–25 лет); зрелость (25–50 лет); поздняя зрелость (50–75 лет); старость (старше 75 лет). С точки зрения Б. Г. Ананьева , более совершенной и пригодной для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути является периодизация Д. Бромлей. В соответствии с ней жизненный путь человека состоит из пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости, старения. Каждый из указанных циклов, в свою очередь, делится на различные стадии. Взрослость состоит из четырех стадий: ранняя взрослость (21–25 лет), средняя взрослость (25–40 лет), поздняя взрослость (40–55 лет), предпенсионный возраст (55–65 лет). Пятый цикл, старение, состоит из трех стадий: удаление от дел (65–70 лет), старость (от 70 лет и более), дряхлость (болезненная старость и смерть).

Согласно схеме возрастной периодизации, разработанной на специальном международном симпозиуме, посвященном данной проблеме, во взрослой жизни выделяют следующие возрасты и периоды [Ананьев, 1980].

1. Средний (зрелый) возраст включает два периода:

а) 22–35 лет для мужчин и 21–35 лет для женщин;

б) 36–60 лет для мужчин и 36–55 лет для женщин.

2. Пожилой возраст: 61–74 года для мужчин и 56–74 года для женщин.

3. Старческий возраст: 75–90 лет для мужчин и женщин.

4. Долгожители: старше 90 лет.

Поскольку трудно (если вообще возможно) точно указать границы стадий развития взрослых людей, основываясь исключительно на возрасте [Крайг, 2000], обычно весь этап взрослости условно подразделяют на три периода :

1) ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);

2) средняя взрослость (от 40 до 60 лет);

3) поздняя взрослость (от 60 лет и старше).

На эти периоды мы и будем опираться в дальнейшем при рассмотрении возрастных особенностей взрослого человека.

Сторонники возрастного подхода, утверждая стадиальность развития человека, его не линейный, а скачкообразный характер, неизбежно приходят к выводу о существовании нормативных кризисных периодов , которые «необходимо возникают на жизненном пути большинства людей» [Ниемеля, 1982, с. 133] и которые важны для нормального поступательного развития личности. Кризисы развития возникают тогда, когда человек встает перед необходимостью оценить жизненную ситуацию и свое место в жизни; подтвердить или переоценить прежде поставленные цели и сделанные выборы, принять решение, обусловливающее его развитие в следующий жизненный период. Между тем не все исследователи, утверждая стадиальность развития человека в период взрослости, придерживаются модели кризиса , которая подразумевает «заведомо негативный компонент: слабость в противостоянии изменившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болезненное переживание неудовлетворенности» [Шаповаленко, 2004, с. 293]. Некоторые считают более подходящей модель перехода , когда совершается переход на новый этап развития без особых кризисных переживаний.

Как указывает Б. С. Братусь , кризисы взрослости существенно отличаются от кризисов детства:

Они не столь привязаны к возрасту;

В большей степени зависят от социальной ситуации развития;

Проходят достаточно осознанно;

Протекают более скрыто, недемонстративно.

Кроме того, решающая роль в преодолении кризисных периодов взрослости принадлежит самому человеку – субъекту собственной жизни и связана с необходимостью активной внутриличностной работы по осмыслению своего «Я» и своей жизни.

В настоящее время в мировой психологической литературе наиболее подробно описаны кризисы взрослости (или переходы), связанные со следующими периодами жизни: 17–22 года, около 30 лет (28–32 года), 40–45 лет (кризис середины жизни), 55–60 лет [Ливехуд, 2000; Слободчиков, Исаев, 2000; Шихи, 1999].

Коротко охарактеризуем каждый из них, памятуя, что временны́е границы нормативных возрастных кризисов даны достаточно условно и у разных авторов они неодинаковы.

Кризис юности (17 -22 года) .1
Название кризисных периодов из работы Слободчикова, Исаева .

Важными вопросами этой фазы являются вопросы: «Кто я?», «Чего я хочу?», «Что я могу?». На них еще нет ответа, человек только учится принимать самого себя и нести ответственность за свой выбор и решения [Ливехуд, 2000]. «В этой ситуации “сила страстей” ускоряет и интенсифицирует развитие. В связи с отсутствием опыта и упорным сопротивлением реальности возникает дефицит чувства реальности, приводящий к тому, что любой приговор выносится безапелляционно и отвергается любой компромисс… Отсюда склонность к скоропалительным решениям в суждениях и поведении» [Ливехуд, 2000, с. 151]. Полагая, что постепенный отход от семьи и поиск себя – суть пере хода к ранней взрослости, Г. Шихи называет данный кризис «отрывом от родительских корней ». Это время, когда человек одинаково активно хочет проявить себя в идеологии, мировоззрении, сексе и будущей профессиональной деятельности. В результате появляется чувство, что реальная жизнь находится за пределами семьи и школы и «ждет встречи со мной», возникает желание оставить родительское гнездо, начинается процесс разрыва эмоциональных связей с домом.

Бегство от кризиса в этом возрасте, стремление восстановить безопасность и комфорт, пассивно приняв семейную традицию или присоединившись к сильному человеку (например, вступив в брак), только задерживает развитие. Молодые люди, которые достойно принимают кризис, т. е. не уходят от вопросов: «Кто я?», «Как мне воплотить мои мечты?», «Какой путь выбрать?», «Куда я иду?», «Кто может мне помочь?», «Как добиться цели?» – обычно становятся сильнее и способны управлять своей судьбой [Шихи, 1999].

Кризис молодости (28–32 года). Несмотря на то что человек относительно доволен жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что какие-то вещи переоценил в своей жизни, а что-то недооценил; появляется ощущение, что жизнь разваливается. Подводятся первые итоги и происходит переоценка своих прежних ценностей и выборов (супруга(и), карьеры, жизненных целей), что иногда приводит к смене профессии, пересмотру отношений с окружающими людьми, к разводу. Одинокий человек начинает искать партнера; женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится заняться своей карьерой; бездетные родители хотят завести детей; в работе происходят большие перемены, в основном связанные со стремлением что-то изменить, желанием профессионального роста, большего успеха. Как указывает Г. Шихи , появляется стремление начать все сначала в 30 лет, причем изменения сопровождаются сомнениями, чувством растерянности и недовольства. Лейтмотив этого кризиса – побег . Человек уходит с работы, бежит из семьи, меняет профессию, уезжает. Он бежит от кризиса, следовательно, от самого себя, но лучше не становится. Задача данного кризиса – коррекция жизненного плана. Должен быть сделан новый выбор или проанализирован и подтвержден прежний; необходимо превратить свою мечту в определенные цели или отказаться от нее и заменить новой; должны измениться или углубиться внутренние ориентиры, принятие тех частей «Я», которые были оставлены без внимания в 20 лет; необходима духовная работа по осознанию своего призвания и места в жизни.

Кризис взрослости часто описывается как «кризис середины жизни», «взрыв в середине жизни» (40–45 лет) или «десятилетие роковой черты» (35–45 лет). Это время приспособления к пониманию, что ты больше не молод и твое будущее не несет безграничных возможностей; человек впервые осознает, что не будет жить вечно. Если в 20 и 30 лет человек может быть подающим надежды, то после 40 лет наступает время исполнения обещаний. Человек оказывается перед «пропастью, которая разделяет наше представление о себе в двадцатилетнем возрасте, и реальность жизни, которую мы ощущаем к сорока годам» [Шихи, 1999, с. 301]. Происходит освобождение от иллюзий, осознание того, что время уходит, чтобы сократить разрыв между мечтами и действительностью; человек встает перед необходимостью пересмотра своих планов, замыслов и соотнесения их с оставшимся временем жизни. В этот период человек энергично ищет правду о себе, чтобы увидеть мир в правильной перспективе [Там же]. «Психически эта фаза характеризуется сомнениями, отсутствием ориентиров и склонностью к принятию иллюзорных решений, причем могут наступить короткие мгновения ощущения счастья. В духовном смысле эти годы означают борьбу с пустотой: кажется, что потеряли почву под ногами и еще не обрели новую» [Ливехуд, 1994, с. 178]. Нередко люди в этом возрасте охвачены паникой, страхами и депрессией, они определяют свое состояние как «жизнь в подвешенном состоянии». Это время, когда перед человеком встают проблемы, связанные со смыслом жизни, период, обозначенный Б. Ливехудом как кризис ценностей или переход к новой доминанте ценностей.

Истоки кризиса середины жизни Е. И. Головаха видит в ограниченности жизненной перспективы, когда юноши и девушки, собираясь в среднем прожить до 70–80 лет, устанавливают границу самореализации между 30 и 40 годами [Головаха, Кроник, 1984]. Р. А. Ахмеров называет три наиболее общих кризиса взрослого периода жизни.

1. Кризис нереализованности : то, что человек наметил в молодости, он не смог осуществить либо недооценивает свои успехи и достижения.

2. Кризис опустошенности : все, что человек наметил, достигнуто, или те цели, к которым он стремился, теряют свою актуальность и значимость, перестают быть желанными; у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей; доминирующим становится переживание, что он – «уже выкуренная сигарета».

3. Кризис бесперспективности : отсутствие будущего в картине жизни; рисуется картина безнадежного застоя, гарантированной скуки, человек не видит путей развития или самореализации.

Успешное решение кризиса среднего возраста включает обычно выработку нового образа «Я», переосмысление жизненных целей, их переформулировку в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения, внесение коррекции во все области привычного существования. В этот момент идет процесс, который Б. Ливехуд описывает как «духовное созревание». Решающим является вопрос, можно ли высвободиться из преувеличенного плена «Я», как называет это К. Юнг .

Кризис зрелости (55–60 лет). Этот критический период характеризуется как время подведения итогов , которые не всегда удовлетворяют человека, поскольку не все его желания и цели реализованы. Установка на будущее изменяется радикально: люди данного возраста начинают понимать, что не имеют времени на все, что хотели бы сделать. Это стадия старения, решающим фактором здесь является приближающийся конец или, по крайней мере, реальность ухода на пенсию. «С растущим страхом понимаешь, что, может быть, сделаешь меньше, чем думал. Прожитое проходит перед тобой, непонятно, как тратил так много драгоценного времени на какие-то пустяки. Кто-то думает: “Если бы впереди у меня еще было время, которое я раньше пропускал как песок сквозь пальцы”. В этой жизни больше нет большого будущего, что же останется наперекор всему? В определенном отношении развитие жизни к 63 годам предварительно завершилось» [Ливехуд, 2000, с. 191]. Именно потому этот период описывается как время внутреннего конфликта : необходимо изменить привычный жизненный стереотип, создать новый образ жизни. Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным переход от состояния максимальной активности, присущей периоду акме, к ее постепенному свертыванию и ограничению. Начинает ухудшаться здоровье, становится меньше сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании и внутреннем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в 55–60 лет субъективно не ощущает себя старым [Гамезо, Герасимова и др., 1999].

У некоторых людей появляется чувство неизбежности преодоления нового трудного этапа, опять необходимо пройти через «умри и восстань»: «Теперь самое время подготовиться к тому, что еще хочешь сделать, выделить то, что можно оставить, и взяться за то, что еще хочешь завершить» [Ливехуд, 2000, с. 191].

Контрольные вопросы

1. Что изучает акмеология?

2. Каковы особенности развития взрослого человека?

3. Раскройте подходы к исследованию развития взрослого человека (биографический, возрастной и др.).

4. В чем отличие нормативных событий жизни от ненормативных? Приведите примеры.

5. В чем заключаются проблемы возрастной периодизации на этапе взрослости?

6. Охарактеризуйте стадии и кризисы на этапе взрослости.

7. В чем отличие кризисов взрослости от кризисов детства?

8. В чем заключается разница между моделью кризисов и моделью переходов?

9. Каковы особенности проявления кризиса молодости? Какая основная задача данного кризиса?

10. В чем суть кризиса середины жизни? Раскройте варианты проявления кризиса середины жизни.

Тестовые задания
Рекомендуемая литература

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 96–105.

Ананьев Б. Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 115–121.

Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 442–449.

Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 389–409.

Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 122–126.

Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 420–426.

Шихи Г. Предсказуемые кризисы зрелого возраста // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 427–433.

Эриксон Э. Г. Восемь возрастов человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 366–371.

Глава 11
Ранняя взрослость
11.1
Задачи развития ранней взрослости

Период ранней взрослости (приблизительно 20–35/40 лет) характеризуется завершением перехода от юности к статусу взрослости. Но по крайней мере в современном обществе достижение взрослого статуса не имеет точных общепринятых критериев [Кле, 1991]. Переход к взрослости представляет собой постоянно усложняющийся процесс, за которым стоит важный период индивидуального развития. Этот переход отмечен определенным числом событий: окончание учебы, включение в рынок труда, уход из родительского дома, поиски партнера и создание интимных отношений, однако порядок и последовательность которых, время их протекания меняются в ходе общественно-исторического развития социальных формаций в целом. Достижение взрослого статуса также меняется в зависимости от эпохи и культуры; в современном обществе оно не институциализировано и определяется по изменчивым и нормативным критериям [Там же]. Кроме того, молодой человек усваивает систему «взрослых» ролей разновременно, в разной последовательности, поэтому он может видеть себя в одних отношениях уже взрослым (например, в трудовой деятельности), а в других (например, в отношениях с другими людьми) еще нет [Кон, 1984]. Понятие взрослости, согласно И. С. Кону, подразумевает, с одной стороны, адаптацию, освобождение от юношеского максимализма и приспособление к жизни, а с другой – творческую активность, самореализацию.

Период ранней взрослости насыщен значимыми событиями, так или иначе влияющими на ход жизни. В этой возрастной фазе человек заканчивает учебу, приобщается к трудовой деятельности, вступает в брак, заводит детей, определяет общий стиль жизни и конкретные задачи на будущее, устанавливает круг друзей различной степени близости, корригирует ценностные ориентации в соответствии с новым «взрослым» статусом и новыми жизненными планами. Во всех сферах проявляется стремление к экспансии и достижениям [Юнг, 1993]. На этом возрастном этапе человек должен развить в себе соответствующую «порцию творческих способностей» [Ливехуд, 2000], чтобы построить свое будущее. Главная цель молодости, по мнению А. В. Толстых , заключается в реализации возможностей саморазвития .

Опыта взрослой жизни еще мало, поэтому молодой человек поступает иногда импульсивно, необдуманно, совершает ошибки, принимает неправильные решения и делает неправильные выборы [Кулюткин, 1985].

Согласно модели развития взрослых, разработанной американским геронтологом Р. Хейвигхерстом [Крайг, 2000], задачами ранней взрослости являются:

Выбор супруга(и);

Подготовка к супружеской жизни;

Создание семьи;

Воспитание детей;

Ведение домашнего хозяйства;

Начало профессиональной деятельности;

Принятие гражданской ответственности;

Нахождение соответствующей социальной группы.

Человек в период ранней взрослости стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем. По мнению Э. Эриксона , главная проблема, требующая своего разрешения, – противоречие между близостью и изоляцией . Близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком, которые возможны лишь при достижении идентичности, когда не возникает риск потерять себя при единении с другим. Если человек на данной стадии не способен установить глубокие личные связи, достичь взаимности, то, чувствуя барьер между собой и другими, он будет переживать изоляцию.

Л. А. Регуш выделяет следующие главные проблемы психического развития, с которыми можно столкнуться в ранней взрослости:

Близость против изоляции (одиночество как образ жизни);

Проблемы, связанные с развитием познавательной деятельности;

Проблемы, актуализирующиеся по мере развития семейной жизни (проблемы родителей-одиночек);

Проблемы, связанные с профессиональной деятельностью.

Согласно исследованию американского психолога Д. Левинсона [Крайг, 2000], чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами , возникающими в процессе развития:

1) увязать мечты с реальностью;

2) найти наставника;

3) обеспечить себе карьеру;

4) наладить интимные отношения.

На первом этапе периода ранней взрослости мечты слабо связаны с реальностью, но их наличие очень важно для развития, поскольку их самый важный аспект – способность вдохновлять мужчину в выбранной им деятельности. В идеальном случае молодой человек начинает строить свою взрослую жизнь, учитывая реальность, он относится ко всему с разумным оптимизмом. Беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, так же как и полное отсутствие мечты, не способствуют развитию. В осуществлении мечты огромную помощь может оказать наставник, способный вселить уверенность в молодого человека, одобряя мечту и передавая мастерство и жизненный опыт. Основная функция наставника состоит в том, чтобы обеспечить переход от отношений «родитель – ребенок» к отношениям на равных «взрослый – взрослый». Решение задачи построения карьеры выходит далеко за рамки простого выбора профессии и связано с достижением самоопределения в период взрослости. Установление близких отношений также очень важно для молодого человека: он пополняет свой багаж знаний о себе и об отношениях с женщинами, выясняет свои сильные и слабые стороны. Крайне важны, согласно Д. Левинсону, близкие отношения с «особенной женщиной», той, которая помогает ему при вступлении во взрослый мир, поощряя его надежды, способствуя осуществлению мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем [Крайг, 2000].

Исследования Д. Левинсоном группы женщин показывают, что их вхождение во взрослость состоит из выполнения тех же четырех задач, что решают и мужчины, однако опыт женщин существенно отличается от мужского. Если мужские мечты о будущем в целом носят однородный характер и связаны с работой, то женским мечтам присуща расщепленность: они стремятся сочетать карьеру и замужество. Даже тогда, когда коллеги и члены семьи считают, что женщины добились успеха, сами они чувствуют, что жертвуют либо карьерой, либо семьей. Хотя наличие наставника важно и для карьеры, и для устройства жизни, женщинам редко удается найти того, кто помог бы им реализовать мечту. Женщины также позже по сравнению с мужчинами устраивают свою карьеру, долго находясь в периоде профессионального ученичества.

"Легче всего поскользнуться на склоне лет."
Валентин Домиль

Однажды, едва разменяв пятый десяток, мой давний знакомый пустился в замысловатую авантюру длиною в несколько лет, которая едва не привела к краху и его семью, и его бизнес, и его собственное здоровье. О, если бы это был банальный адюльтер или, хотя бы, запой, но нет! Это был тотальный разнос по всем фронтам, живая классика теории катастроф.

Он и сам не заметил, как из состояния "все еще будет" впал в настроение "мой поезд ушел". И если прежде ему казалось, что с годами жизненный запал будет лишь набирать оборотов, подобно тому, как молодое вино превращается в благородный, выдержанный херес, то теперь был сражен наповал собственным открытием: метаморфоза не удалась и то, что некогда было игристым, прямо сейчас превращается в скучный, прокисший уксус.

"Ах, как я жил? Зачем я жил? На что потратил лучшие годы? Пока не поздно, нужно все менять!".

И он менял. Умную, добрую, верную жену - на дюжину пассий в диапазоне от юных студенток до солидного возраста дам. Представительский BMW - на спортивный мотоцикл Honda. Состоявшийся бизнес - на нудистские пляжи. Здравый смысл и уверенную жизненную позицию - на душевную истерику, вопиющий эгоизм и безответственность.

В тот период его жизни многое изменилось, утекли реки слов, слез, женщин и денег, но так и не выкристаллизовался новый скелет, на костях которого должна была зародиться плоть его новой, "другой жизни".

Внезапно и стремительно он, как в крутое пике, вошел в зону турбулентности, разрушив все, что имел, почти до основания и просто чудом на этих руинах нам сообща удалось восстановить его сильно пошатнувшееся душевное здоровье и эмоциональное равновесие. Едва вынырнув из бездны хаоса на поверхность здравого смысла, он оправдывал происшедшее кризисом среднего возраста…

Так что же это за "страшный и неизбежный диагноз", крушащий судьбы, оправдывающий безумные и бездумные деяния и неизменно обеспечивающий толстый слой масла на утренней булочке целых поколений психоаналитиков?

Если верить психологам, кризисы неизменно преследуют нас всю жизнь:
Первые недели жизни – "кризис новорожденного"
Три года – "кризис самостоятельности"
Семь лет – "кризис школьника"
13-16 лет – "кризис формирующейся личности"
22-28 лет – "кризис амбиций"
30-35 лет – "кризис первой зрелости"
37-45 лет – "кризис середины жизни" (или "кризис среднего возраста")
50 и старше – "кризис старости" (или "узелковый период")

Полагаю, это далеко не весь "кризисный репертуар", воспетый в научных трудах психологами-эскулапами, но жить-то, спрашивается, когда? И с чего вдруг такое внимание среднему возрасту?

Считается, что этот "недуг" поражает большей частью мужчин, хотя в последнее время уже заговорили и о кризисе среднего возраста среди женщин…

Но известен ли вам тот факт, что до середины прошлого века люди ни о каком "кризисе среднего возраста" не слыхивали? А с тех пор, как в 1965 году никому не известного 48-летнего психоаналитика Эллиота Жака посетила светлая мысль опубликовать в "Международном журнале Психоанализа" статью под броским названием "Смерть и кризис середины жизни", которая привлекла внимание сообщества психоаналитиков и была впоследствии растиражирована в массы, состояние почти каждого мужчины, достигающего зрелости, считается болезнью, подлежащей лечению. И теперь сильная половина цивилизованного человечества с тревогой ожидает приближения "роковой черты" - момента, когда земля в сроковой раз обернется вокруг солнца, по каким-то мистическим причинам опасаясь даже праздновать этот юбилей.

Сам же мсье Жак, оставивший нам в наследство эту "болезнь", похоже, не ощущал на себе никаких ее симптомов: вторую половину жизни с момента той самой, прославившей его, публикации и до своей смерти в без малого 90 лет, он занимался исследованиями в области менеджмента и лидерства, женился, вместе с женой основал консалтинговое агентство, написал 12 книг, консультировал Англиканскую церковь, американскую армию и великое множество компаний – одним словом, стабильно был бодр, деятелен, весьма успешен и никакими душераздирающими экзистенциями не страдал.

Не странно ли это? Что же такого особенного отличало старину Жака от большинства мужчин, так мучительно переживающих пресловутый "кризис середины жизни"?

Давайте посмотрим на "кризисы роста": они выглядят понятными хотя бы потому, что в процессе развития личности приходится растягиваться, учиться новому и сталкиваться с препятствиями. Но природа кризиса среднего возраста совершенно иная: ее суть в осознании приближающейся остановки, на которой беспристрастный кондуктор высадит тебя "в никуда".

Если человеком двигала погоня за успехом и к этому времени жизнь вполне состоялась, он вдруг понимает: морковка, к которой он стремился всю жизнь, вид имеет отнюдь не товарный и заметно горчит… И под грохот крушащихся мифов, первым из которых идет ко дну "успех принесет тебе счастье", он давит газ в пол только ради того, чтобы снова увидеть в своем отражении, как пляшут в глазах черти.

Что ж, кураж это святое, но лучше сделать небольшие изменения, прежде чем превращать свою жизнь в действующий вулкан на дне океана. Ведь, в конце концов, если дома кое-где нужно подкрасить к торжественному событию, мы не срываем паркет, не ломаем стены и не строим впопыхах фундамент заново. Так что, для начала, экстремальный тур в Камбоджу или экспедиция на Южный полюс вполне подойдет.

Человек, которым двигали "должен" и "надо", осознавая, что жизнь конечна, способен на не менее резкие виражи, ибо понимает: если он не предпримет что-то прямо сейчас, то дверка захлопнется безвозвратно и вот того вкусного варенья на верхней полке буфета он так и не попробует. Ну, или не варенья, а сладкой жизни. Или еще чего-нибудь сладенького. Он не знает, что именно хочет, но уверен, что готов все себе простить, все себе разрешить, и что-то такое свое, в конце концов, взять и сделать.

Да, может он занимался не тем, женился не на той, дружил не с теми, может он не такой яркий, храбрый и героический, каким хотел бы быть. Но это не повод с места в карьер пускаться во все тяжкие! И, раз уж до этого дошло, сначала придется определить свои цели. А пока можно сделать что-то менее радикальное – сказать боссу все, что о нем думал, перестать по инерции смотреть с друзьями безразличный футбол, ходить с женой на ненавистный шопинг и в освободившееся время выучить арабский язык или научиться, наконец, вышивать крестиком. Ведь, как говорил Дэниэл Левинсон "Расставание с иллюзиями - не повод для страданий, а повод для работы над ошибками".

Ну а человека, которым двигал вечный вызов и неиссякаемый интерес к жизни, вряд ли всерьез коснулась эта проблема, средний возраст не сулил ему ничего особенного, ведь вся его жизнь – бесконечный непрекращающийся поиск.

Он, как и мсье Жак, просто занимался любимым делом. Достигая, ставил новые цели. Жил в настоящем, планировал будущее и не особенно оглядывался на прошлое. Ни с кем себя не сравнивал, точно зная, кем он является. Ценил жизнь и знал себе цену. Был, а не казался. Не стыдился того, что чувствует. Радовался успеху, огорчался неудачам – но никогда не останавливался. Коварных "поедателей жизни" по имени Депрессия, Слабость и Тоска, вгонял в бессильную оторопь прогулками в парке, салатными листьями и изящными подсвечниками муранового стекла…

Он знал формулу счастья : преодоление постижимых барьеров на пути к известной цели . Знал, что убери из нее любой элемент, придающий смак, и смысл, и импульс – и очарование жизни исчезнет…

Завидная участь? Хотите такой же? Не репетируйте жизнь – живите! Живите каждым днем, каждой секундой - в настоящем! Идите к своим целям, занимайтесь своим делом, будьте собой !

И тогда вы, может быть, не заметите, как пух на розовых щеках пятнадцати сменит первая седина четвертого десятка, но уверяю вас, вы никогда не пожалеете о том, что в жизни сделали.

В 1975 году Пол Массен вместе с 3-мя соавторами выпустил книгу: Basic and contemporary issues in developmental psychology.

«Кризис середины жизни. Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. […] Её главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные и эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью обнаруживающимся вдруг с устрашающей резкостью. Заполняя опросники, люди в возрасте 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как «есть ещё уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере» […]

В 20 и в 30 лет человек может быть «подающим надежды» - люди могут сказать о нём: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор», но после 40 так уже никто не скажет - это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, сенатором, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того - что он никогда не станет вице-президентом или известным писателем.

Освобождение от иллюзий, которое не является чем-то необычным для 35 или 40 лет, может оказаться угрожающим для личности. Данте так описывал свое собственное смятение в начале десятилетия роковой черты: «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины». Элеонора Рузвельт шесть дней спустя после своего 35-летия выразила своё ощущение хотя и не так поэтично, но не менее сильно: «Не думаю, что я ещё когда-нибудь испытаю столь странные чувства, как в минувшем году... Вся моя самоуверенность исчезла вдруг...». Адвокат Оливер Уэндель Холмс-младший порвал со своей юридической практикой. «Неужели это и будет моей жизнью и впредь, - спросил он себя, - год за годом?»

Анализ жизни художников и артистов […] почти в каждом случае обнаруживает те или иные драматические изменения в их творчестве где-то около 35 лет. Некоторые из них, как, например, Гоген , начали творческую работу в это время. Другие, однако, наоборот, около 35 лет утратили свои творческие способности или мотивации, и многие из них умерли. Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами ненормально возрастает . Те же из них, кто переживает это своё десятилетие роковой черты, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импульсивность уступает место более зрелому и свободному творчеству. Действительно, одна из причин кризиса середины жизни у артистов и художников в том, что «импульсивный блеск» молодости требует больших жизненных сил. Хотя бы отчасти это физические силы, так что никто не может сохранять их беспредельно. В 35 или в 40 лет ведущий напряжённую жизнь артист (или руководитель, или профессор) должен изменить темп своей жизни и не так выкладываться. Таким образом, проблема убывающих физических сил неизбежно возникает в жизни человека любой профессии.

Главные проблемы. Убывание физических сил и привлекательности - одна из многих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом […] Для тех, кто полагался на свои физические качества, когда был моложе, средний возраст может стать периодом тяжёлой депрессии. Истории красивых мужчин и очаровательных женщин, борющихся с разрушительным действием времени, стали банальностью. Стихийное бедствие падающих физических сил поражает людей неожиданно широкого круга профессий, включая, как мы видели, художников и артистов. Университетские профессора с сожалением припоминают свою способность проводить в студенческие годы несколько дней без сна, если того требовало важное дело. Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать. Хотя хорошо продуманная программа ежедневных упражнений и соответствующая диета оказывают свое действие, большинство людей в среднем возрасте начинают все больше и больше полагаться на «мозги», а не на «мышцы». Они находят новые преимущества в знании, аккумулирующем жизненный опыт; они приобретают мудрость.

Второй главный вопрос среднего возраста - это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе. С другой стороны, в художественной литературе встречается немало примеров того, как мужчина или женщина средних лет продолжают рассматривать каждого человека противоположного пола как потенциального сексуального партнера, взаимодействуя с ним только в одном измерении - «притяжения-отталкивания», а людей одного с ним пола рассматривают как «соперников». В более удачных случаях достижения зрелости другие люди принимаются как личности, как потенциальные друзья. «Социализация» замещает в отношениях с людьми «сексуализацию», и эти отношения нередко обретают «ту глубину взаимопонимания, которую прежняя, более эгоцентрическая сексуальная установка до известной степени блокировала». […]

Успешное разрешение кризиса среднего возраста (имеется в виду для нетворческих людей - Прим. И.Л. Викентьева) включает обычно переформулировку личных целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни всякого человека. Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное Я всё более лишается своего исключительного положения […] Наблюдается всё усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которых, скорее всего, никогда не удастся достичь. Отмечается отчётливая тенденция чувствовать свое собственное положение вполне приличным. Все эти изменения знаменуют собой следующую стадию развития личности, период «новой стабильности». […]

После 50 проблемы здоровья становятся более насущными и возникает растущее сознание того, что «время уходит».

Цитируется по: Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., «Аст»; «Астрель», 2009 г., с. 405-407.