Поколение хиппи: независимая коммунистическая субкультура в ссср. Какими были неформалы в ссср Как музыка связывает людей

Как уже известно, мода циклична, поэтому все тренды постепенно возвращаются. Стиль 90-х снова на пике популярности. Свитеры и жакеты «оверсайз», штаны-«бананы» и «советские» олимпийки вернулись к нам из недалекого прошлого.

Одежда

Неотъемлемой частью гардероба 90-х была одежда в стиле диско, рока, панка и рэпа. Вспомните группу «Кар-Мэн», певцов Виктора Цоя и Богдана Титомира и обратите внимание на то, как они одевались. Среди тогдашних модников и модниц были популярны цветные лосины , резиновые кроссовки, объемные пуховики, треники, вареные юбки , джинсы и косухи. Чтобы полностью проникнуться стилем 90-х, можно посмотреть нидерландский фильм «Новые Парни Турбо», где эксцентричные герои одеты по всем правилам олдскула.

Джинса

В те времена особое значение уделяли джинсовой одежде - в ней не ходили только ленивые. Заядлые модники умудрялись надевать джинсы с джинсовыми рубашками, сумками и ботинками. Стиль 90-х можно смело назвать «джинсовым», так как подобная вещь имелась у каждого человека не в одном экземпляре.

Влияние музыки

Стиль унисекс в 90-х полюбился всему миру. Его главными атрибутами были кроссовки, широкие футболки и джинсы. Каблуки заменились массивной спортивной обувью. Комбинезоны «оверсайз» носили как девушки, так и парни. Стиль гранж появился, когда возросла популярность группы Nirvana. Музыкант Курт Кобейн носил старую рваную одежду, которая вызывала шок у многих владельцев модных домов. Его бунтарский вид имел несколько элементов хиппи и панка: длинные спутавшиеся волосы, рваные джинсы и грубые ботинки. Чтобы сейчас примерить подобный образ, достаточно зайти в любой магазин масс-маркет класса и подобрать для себя актуальные модели стиля 90-х.

Мода

В 90-е годы главными модными столицами были Париж, Милан, Лондон и Нью-Йорк. Мода делает безумно популярными двух уже известных дизайнеров: Gucci и Prada . Для них это время стало началом завоевания мира. От минимализма стиль одежды переходит в урбанистический вид. Вещи теперь предназначаются больше для улицы , нежели для светского приема. Хулиганский образ русские девушки примеряли на себя под влиянием музыкального направления «хип-хоп» . Для него были характерны широкие штаны, большая куртка или худи, кепка и кроссовки.

Прически

В России 20 лет назад были популярны пышные прически . Длинные распущенные волосы, приподнятые у корней, - вот основной тренд стиля 90-х годов. Певица Мадонна часто носила прическу «конский хвост». Ее образы повлияли на внешний облик русских модниц. Старые сериалы также диктовали моду на прически. Ровные и гладкие каре, тугие узлы и прямые челки были главными атрибутами стиля бизнес-леди 90-х.

Как одеться?

Чтобы одеться в стиле 90-х, не нужно прилагать особых усилий. Сейчас в ассортименте магазинов присутствуют модели «из прошлого». Джинсы-варенки актуальны уже не один сезон. На зиму подойдут приглушенные оттенки синего с эффектом мелких разводов, на лето - светлые «варенки» с градиентными переходами. Сделать подобный декор можно с помощью отбеливателя и кипятка. Длинные юбки из джинсы можно смело достать из старого маминого гардероба. В те времена были актуальны модели с вертикально расположенными пуговицами. Чтобы осовременить такую ретро-вещь, отбелите низ юбки, и смело носите летом.

Косуха

«Косуха» - важная деталь гардероба в стиле 90-х. Несколько лет назад она перестала быть «униформой» только рокеров и байкеров. В настоящий момент классические черные «косухи» отходят, уступая место пастельным оттенкам. Чтобы освежить образ в стиле 90-х добавьте в свой гардероб мятную или нежно-лимонную куртку подобного кроя. «Косуха» универсальна , поэтому носить ее можно практически с любыми вещами. Летом в прохладную погоду наденьте ее поверх легкого платья, а весной или осенью - с джинсами, кедами и свитером.

Лосины и леггинсы

Первое, что вспоминается из стиля 90-х, - это яркие лосины . Сейчас их все чаще называют леггинсами и относят к чисто женскому предмету гардероба. Лосины из эластичных тканей снова в моде. Отличительная их особенность, сохранившаяся с того времени - принты . Популярная swag-культура вознесла в женском образе облегающие пикантные места. Принты с космосом, черепами, геометрическими фигурами и природно-животными мотивами - тренды настоящего сезона.

Свитера

Бесформенные свитера с орнаментом - писк сезона. Размер «оверсайз» актуален уже несколько лет, но многие до сих пор боятся вернуться в «лихие 90-ые», а зря! Свитер унисекс с орнаментальными и геометрическими узорами - это настоящая находка для тех, кто хочет уюта и тепла. Его форма способна скрыть все недостатки фигуры, а если вы, наоборот, желаете подчеркнуть тонкую талию, наденьте сверху кожаный ремень . Чтобы заиметь подобный свитер в стиле 90-х, отправляйтесь в местные секонд-хенды или развалы.

Стиль хиппи

Этническая тема в 90-ые года была популярна среди самой продвинутой молодежи. Одежда в стиле хиппи представляла собой длинные наряды из хлопчатобумажных тканей: просторные платья, сарафаны «в пол», юбки-макси, брюки клеш, удлиненные блузы, майки и футболки. Чтобы выглядеть как «дети цветов», потребуются не только покупные вещи, но и изделия, сделанные своими руками. Фен Хиппи принесли в моду тайфун новых стилей и красок, которых никогда раньше не было

Мир устроен таким образом, что в тот или иной период возникает поколение бунтарей, людей свободолюбивых, активно выражающих протест против строгих устоев общества. Рождаются целые молодежные течения с новым восприятием мира, новым призывом к обществу. Субкультура хиппи, рожденная в середине двадцатого столетия, — яркое подтверждение существующей закономерности. Это глобальное явление, которое в свое время пропагандировало собственную философию, не боясь осуждения. Многие восхищались неординарными, слегка чудаковатыми людьми, кто-то откровенно осуждал такой образ жизни, но равнодушным к ним точно никто не остался. Ясно одно: хиппи в СССР, Америке и Европе всегда имели стойкую жизненную позицию, а это, согласитесь, достойно уважения. Осколки течения нашли свое отражение в современном мире, подарив свободу, возможность самовыражаться, стремление к индивидуальности. Хиппи подготовили весь мир к тому, что человек может и должен быть личностью, смело демонстрировать альтернативное видение жизни.

История движения

Своему появлению субкультура обязана весьма печальному периоду в мировой истории — Вьетнамской войне. Молодые люди с активной жизненной позицией выходили на улицы, призывая остановить кровопролитие, побуждая заниматься любовью, но не войной. Первое упоминание о «хиппи» прозвучало в одной из нью-йоркских телепередач. Ими была названа небольшая группа молодых людей, одетых в яркие майки, джинсы, с длинными прическами. Они первыми организовали марш-протест против войны во Вьетнаме.

Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами «Мир, дружба, жвачка»

По одной из официальных версий термин является производным от английского сленгового слова «hip», что в переводе означает «врубаться, понимать, находиться в курсе событий».

Как все начиналось

Название, придуманное журналистом, ассоциировалось с грандиозными переменами в социуме, отказом от насилия, философией, смысл которой заключался в миролюбии, человеколюбии. Пик расцвета движения пришелся на 60-е годы прошлого столетия, активно проникая во все сферы жизнедеятельности. Хиппи — образ жизни, мышления, музыкальные предпочтения, мода, отношения между людьми. История субкультуры создавалась волнообразно: первая волна пришлась на конец 60-х годов, вторая — начало 80-х. Третий раз хиппи активно заявили о себе уже в 90-х годах двадцатого века.


Независимо от пола –носили длинные волосы причесывали на прямой пробор и особую лента вокруг головы

В это время в Америке наблюдался экономический рост, поэтому приверженцами движения стали в большинстве своем представители привилегированных семей, богатые наследники, обеспеченная молодежь. Они имели финансовую свободу, уделяли много времени танцам, творчеству, переворачивая устоявшиеся представления о жизни «с ног на голову». Многие до сих пор считают хиппи тунеядцами, бездельниками, на самом деле эти люди были созданы непосредственно обществом, которому требовались радикальные перемены. Сегодня движение хиппи не так популярно, поскольку субкультура переживает закат, но ее представителей и сегодня можно встретить во многих странах.


Хиппи жили насыщенной, сумбурной жизнью

Собратья американских представителей неординарной субкультуры были и в СССР, что является фактом. Яркое, несколько скандальное, непривычное строгому советскому социуму течение хиппи появилось в конце 60-х годов. Впервые они громко заявили о себе в 1967 году, в центре Москвы на Пушкинской площади, призывая выйти и присоединиться к маршу против войн и насилия. Интересно, что «костяк» советского хиппарского движения составляли представители элиты, дети так называемых выездных родителей. Молодые люди, одетые по американской моде, тусовались в людных местах, создавая целые коммуны. Многим, кто впервые слышал «хиппанутых», было сложно понять сленг, на котором они общались между собой. Употребление модных словечек на основе арго и английского языка стали главной «фишкой» в общении. Многие из них остались популярными и сегодня, например флэт, вписка, олдовый, герла, пипл, знаменитая битловская жизнеутверждающая фраза «Let It Be».


К хиппи относились такие популярные группы как Битлз

Взаимодействие политической номенклатуры в СССР и движения хиппи было сложным, противоречивым. Свобода слова, самовыражение были в то время, мягко говоря, не в почете, но это не мешало советским хиппарям тусоваться, одеваться на американский манер, слушать музыку в стиле рок-н-ролл, вести праздный образ жизни.

Хиппи в СССР

Одним из хипповых занятий являлось аскерство (от английского слова «ask» — просить) — выпрашивание денег у проходящих советских граждан. Это весьма опасным развлечением, так как преследовалось законом. Течение зародилось на заре периода «хрущевской оттепели», когда гайки в поведении уже были не столь закручены. Но учитывая дефицит модной одежды, музыкальных записей и других важных атрибутов хиппи, движение было немногочисленным. В отличие от раскованной и свободолюбивой Америки, хиппари в СССР ассоциировались скорее с бездельниками, аполитичными и бездарными личностями, всегда противопоставлялись «портрету настоящего советского гражданина».

Чем жили хиппи в советское время

Статьи в центральной прессе о представителях асоциальной и неформатной в то время субкультуры носили только негативный, критический характер.


Хиппи стали одним из самых значительных молодежных движений в мировом масштабе

Идеология

Интересно, что все идеи миролюбивых бунтарей, которые в прошлом веке считались скандальными, утопическими, сегодня являются нормой, прочно вошли в менталитет современного человека.


Хиппи получили известность и за то, что нередко селились в глуши своими обособленными коммунами

В чем феноменальная идеология субкультуры?

  • Ненасилие. Имеется ввиду не только физическое насилие, но и моральное. Для истинного хиппи неприемлемы какие-либо ограничения, которые навязываются обществом. Любые попытки навязать моральные устои, нравственность и стыд, способ одеваться или предпочтения в музыке всячески отвергаются.

Пацифизм, борьба против войн и любого насилия — основной аспект идеологии хиппи. Они устраивали сидячие забастовки, фестивали, рок-концерты под главным лозунгом Make Love, Not War.

  • Отношения. В любви и всевозможных ее проявлениях у представителей течения были свои принципы. Понятие «свободная любовь» многими понимается, как распущенность. На самом деле хиппи призывали открыто выражать свои чувства, пропагандировали искренность в отношениях, это касалось не только любви мужчины и женщины, но и дружбы.
  • Наркотики. Те, кто создал субкультуру, перепробовали все, не признавая ограничений. На заре наркотики считались способом расширить сознание, что позже привело к катастрофическим последствиям. Последующие поколения, включая современных представителей субкультуры, призывают к отказу от наркотиков и всего, что может навредить здоровью. Поэтому отождествлять хиппи с наркоманами в корне несправедливо и неэтично!
  • Духовное развитие. Молодежь стремилась к самопознанию, активно изучала различные духовные практики. Именно поэтому в философии тесно переплелись оккультизм, шаманизм и спиритизм, этнические традиции народов мира, смешение религий, важнейшие догмы, которые в итоге сформировали символ веры. Истина заключается в том, что тот или иной жизненный выбор человек делает не случайно, за ним стоят долгие размышления, путь к самопознанию через духовное развитие.

С ними связан огромный пласт литературы, музыки, искусства и философии
  • Творчество. Ошибочно считается, что хиппи — бездельники. На самом деле они много времени уделяли творчеству, раскрытию талантов, будь-то музыка, художественное искусство, литература или рукоделие.
  • Естественность. Она проявлялась во внешнем образе, поведении, образе мышления. Абсолютная непосредственность, спонтанность, желание быть ближе к природе сформировали главную традицию — жить в общине хиппи вдалеке от цивилизации. Выразив таким образом пассивный протест, они полностью отказывались от прошлой жизни, создав новую семью, обретя новых друзей, даже взяв новое имя.

Хиппи — романтики, любят все яркое, оригинальное

Идеология хиппи состоит в отказе от потребительского способа жизни, уничтожения природы, агрессии, нарушении стереотипов, уничтожении рамок, жизни в мире и согласии, осуждении любого проявления насилия.

The Beatles — Twist And Shout (subtitulado)

Символика

Внешние признаки хиппи проявляли через ряд символов, которые даже спустя многие годы остаются узнаваемыми во всем мире.


Хиппи были проповедниками нового отношения к любви

Остановимся подробнее на самых ярких символах течения:

  • Старый микроавтобус марки «Фольксваген». Это был не просто транспорт для перемещения коммуны. Расписанный кислотными цветами и лозунгами автобус символизировал отказ от роскоши и потребительского развития цивилизации.

Автомобили раскрашивали в яркие цвета и психоделические узоры, чаще всего с изображением цветов, символов мира
  • Цветы. Многие знают о том, что хиппи – дети цветов, так их называли во всем мире. Это не случайно, ведь молодые люди всегда носили с собой цветы, дарили их окружающим, вставляли в дула ружей, украшали длинные прически венками из живых цветов. Ничто не могло выразить в большей мере их чувства и намерения, как цветок, стремящийся прямо к солнцу.

Популярность движения детей цветов охватила весь мир, пропагандируя свои взгляды
  • Знак «Пацифик». Он напоминает лапку в круге и является символом мира во всем мире. Такой значок рисовали на майках, делали символические украшения, через его призму призывали отказаться от насилия и разрушений.

Пацифик («лапка») - символ мира,используемый и для антивоенных демонстраций
  • Мандала гармонии мироздания, или Дао. В старинной даосской философии знак трактовался как Жизненный Путь, символ личностного развития.

В субкультуре хиппи было увлечение медитацией и даосизмом
  • Фенечки. Плетеные из ниток, бисера или кожаных шнуров браслетики — не просто украшение в стиле хиппи, но и символ дружбы. Цветовое сочетание фенечек не было случайным, каждый оттенок имел свое значение.

Разнообразные плетеные браслеты, которые можно дарить как символ дружбы

Для истинных последователей культуры хиппи и просто поклонников ярких и жизнерадостных «детей цветов и солнца» символика имеет решающее значение. Сегодня характерные кислотные оттенки, символика, призывные лозунги используются в создании модной одежды и аксессуаров.

Эпоха Хиппи

Образ настоящего хиппи

Не случайно первых представителей субкультуры именуют крестоносцами моды. Что это означает? Через манеру одеваться хиппи показывали всем окружающим, что мир не серый и однообразный, а яркий и многогранный. Эффект разорвавшейся бомбы мода хиппи произвела в Советском Союзе, где было не принято и даже вызывающе открыто отличаться от всех, подчеркивать индивидуальность через одежду.

Небольшой экскурс современникам, как выглядел настоящий хиппи:

  • Яркие и пестрые цвета преобладали в одежде. Этнические узоры, цветочные принты, эффект «ветхости» в виде ярких заплаток, рваных и потертых деталей.

Внешность хиппи всегда была узнаваема — свободная одежда с психоделическими узорами, рваные джинсы

Излюбленная одежда хиппи — расклешенные брюки или джинсы. Такой фасон считался «унисекс», надевали их как женщины, так и мужчины.

Наряды украшались бисером, вышивкой, бахромой и другими элементами декора. Чем оригинальнее был наряд, тем ярче человек выражал свою индивидуальность. Настоящему хиппи важен комфорт, поэтому свободные струящиеся силуэты, удобная обувь — главные предпочтения в одежде.


Яркую обувь с вышивкой,очень любили носить хиппи
  • Прическа. Тут важна естественность, принцип «чем проще, тем лучше». Как правило, женщины и мужчины носили длинные прически, волосы свободно распущены, специальные средства для укладки никогда не использовались, ее делал легкий ветерок.

Прическа в стиле хиппи

Из украшений использовались венки из полевых цветов и хайратники — ленты, перехватывающие вверху волосы. Образ мужчины хиппи несколько иисусоподобен: свободно спадающие волосы до плеч и борода.


Хиппи носили длинные волосы обвязанные лентой (зачем обрезать то, что дает природа)
  • Аксессуары. Фенечки, значки с призывными к миру лозунгами, всевозможные украшения в этно-стиле, вышитые кушаки, шляпы, вместительные сумки — все это идеально подчеркнет образ хиппи.

Неспроста хиппи называют крестоносцами моды:яркие очки,браслеты,серьги
  • Музыка. Субкультура многогранна, музыка — важная составляющая жизни хиппи. Они не только слушают ее, они умеют ее создавать. Знаменитые слеты, которые уже вошли в историю, состоялись именно на музыкальных фестивалях Вудствок, Rainbow Gathering, Монтерей и многих других. С течением неразрывно связанны такие музыканты, как The Doors, Pink Floyd, Джон Леннон и The Beatles, Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс.

Звезды рок-н-ролла, такие как Джимми Хендрикс, появлялись на публике в цветастых костюмах всех сортов

В СССР хедлайнерами тематических фестивалей выступали группы Аквариум и первый советский хиппи Васин Коля.

Советский хиппи Васин Коля

Любовь к природе, сохранность экологии являлись важными составляющими, хиппи были уверены, что они в ответе за все живое на Земле.

Философия хиппи заслуживает внимания и в современном мире. Да, представителей субкультуры можно редко встретить на улицах, ведь Система духовных общин с годами прекратила свое существование. Однако поклонники движения все же остались, ведь «дети цветов» учат главному — жить в мире без войны, быть добрее и ценить любовь во всех ее проявлениях.

Борис Крылов


Московский рок-н-ролл. О жизни хиппи 90-х годов

О чем и зачем последующий текст

Даже мои старшие друзья на момент повествования были еще очень молоды. У всех из нас есть родители, многие их которых были не посвящены, в наши секреты. А еще было место, где родителей вечно нет. Запретов нет. А мы в нем есть. Точнее были.
Вот об этом КУЛЬТОВОМ для нас МЕСТЕ, под кодовым названием “Чехов”, о населявших его ЛЮДЯХ, данный рассказ. Еще я знаю о том, что когда я стану совсем взрослым, я обязательно поеду в Питер, и куплю себе настоящую широкополую шляпу. Но это совершенно другая тема…
О фактах данного рассказа: Были в реальности такие факты.
Мои друзья много раз удивленно спрашивали: А кому это может быть интересно кроме нас самих? Да в рассказе есть специфика 90-х годов. Но он же не сказочный рассказ.
Данный текст может являться возможностью время от времени побывать в любимом нам месте, с любимыми нами людьми, которых в реальности уже нет.

Данный рассказ не претендует на фундаментальность, его целью является показать читателю темы повествования, такими как они, были или есть. На солнце бывают пятна, розы имеют шипы, а многие люди не моют руки после туалета, хотя всячески пытаются это скрывать. Армия это здорово, это школа мужества, но там еще иногда убивают. Но об этом не гласит красивый рекламный плакат военкомата. В данном рассказе мне не хочется, что-то скрывать под розовым бантом, как это делают многие вроде социально успешные люди, вспоминая свою молодость, а то и придумывая эту часть своих биографий. Возможно в результате данной откровенности, вы найдете в данном рассказе отражение СВОИХ историй.
Кроме того, жизнь сообщества, объединенного идеями духовного поиска и хиппизма достаточно медленно меняется от поколения к поколению на протяжении последних 20-ти лет. Если читать отклики молодых хиппи в Интернете или съездить в Крым дикарем, становится ощутимо видным ежегодный приток неофитов в русло данных явлений.
Поэтому данный текст может быть интересен для тех, кто завез саночки на вершину годы и только готовится с нее съезжать…Тех кто как говорил классик: шалун ПОКА ЛИШЬ отморозил пальчик, ему и больно и смешно, и мать грозит ему в окно.

Кстати, в 21 веке данная особенность мироощущения медленно отмирает, но в прошлом веке ЛЮДИ, их странные, запутанные, страшные и вместе с тем прекрасные и романтичные истории, а не их шикарные машины или тщательно скрываемая зарплата, являются центральным аспектом тех или иных остающихся в памяти событий. Со временем конкретные люди и истории, конечно, начинают стираться из памяти, но это неизбежный процесс. И говорил поэт того времени о своих друзьях, о своей молодости:

Ушли “Аббатская дорога”,
Ушли “Орбита” и “Сайгон”.
Нам остается так не много,
От наших сказочных времен.

Но по ночам вновь вижу лица,
И вновь не властен циферблат.
Боюсь проснуться, если снится,
Тот, кто мне раньше был как брат…


В создании данного текста принимал участие более чем один человек.
Много людей объединяют много сходных историй. Отличаются лишь детали, которые и являют так любимую нам уникальность наших знакомых и друзей. Поэтому количество Я, в данном рассказе, весьма относительно. Хотя если читатель читает от первого лица, закономерно от него и вести рассказ.

***********************************

Поколение 90-х еще не растеряло друг друга в просторах бескрайней земли

Начало 90-х годов.
На проигрывателе крутится пластинка “Аквариума” “Радио Африка”.
Наверное, самый странный из альбомов “Аквариума”. Вместе с тем, в не зависимости от альбома, мы близки к тому, чтобы поверить, что Гребенщиков бог и от него сияние исходит. В это время “Асса” на многих производит большое впечатление.
Поколение 90-х еще живет, общается и готовит на тех самых незабвенных кухнях, плавно переходящих в комнату-кровать. В этот вечер, как обычно, МЫ будем, следовать одной из песен БГ: “Гармония мира не знает границ, Сейчас мы будем пить чай”.
Если вы хотите ПРОЧУСТВОВАТЬ данную атмосферу сейчас - съездите в Харьков.
Он очень похож на Москву двадцатилетней давности. Правда, со своим, “Чижовским” звучанием, но очень-очень близко. Там хочется любить, там есть возможность чувствовать себя вечно молодым, там можно есть с лозы заснеженный, ноябрьский виноград.

Таня курит очередную сигарету. Внушительная гора окурков “Столичных” в пепельнице неудержимо растет. Под БГ часто тянет на философские разговоры. Но все серьезное обсуждается в неудержимо шутливом тоне:

Я вчера подумала: Почему мусульманские женщины не попадают в рай?
-Постаралась себе представить почему?
-Вот скажем концепция мусульманского рая для мужчин – гашиш, вино и каждую ночь десять тысяч девственниц. А на утро они опять девственницы.
Это получается, если бы я попала в мусульманский рай то вино, гашиш и каждую ночь десять тысяч девственников!? А на утро они опять девственники!?
На фиг, мне такой рай!?

Я…Я раньше я жил в соседнем доме. Таня - подруга моей сестры, на некоторое время взявшая надо мной шефство в умении думать. Они старше меня на поколение, но мне с ними интересно, как это часто бывает. Мне дают интересные книги. До сих пор помню, что мне грозит, если я верну книгу без красивой обложки “София-пресс”. Книги, кассеты, пластинки представляют немалую материальную ценность данного времени.

В воздухе ощутимо витают идеи саморазвития. Не всегда важно, как ты это делаешь, но ты ДОЛЖЕН, куда то идти и куда то расти. Втянувшись, ты понимаешь, что тебе этого ХОЧЕТСЯ и это становится вечным фоном твоей жизни.
Я узнаю о йоге, учении Карлоса Кастанеды, Холотропном дыхании.
В возрасте 15 лет подобные источники информации о том, что мир может быть устроен иначе, не могут не произвести на человека значительных впечатлений.
Я мало задумываюсь о том, что учение без учителя это как учебник по управлению подводной лодкой, а книга это повод для размышления, а не инструкция к действию.
Но…человек не ведает, что творит и в этом сила вида.

“В этот самый момент я услышал необычайный грохот.
Я вскочил, а дон Хуан начал смеяться. Грохот был подобен грому лавины. Прислушавшись к нему, я сделал забавное заключение, что воспринимаемые мною звуки определенно происходили в кино. Низкий гул, который я слышал, походил на звуковой трюк кино, когда целая сторона горы рушится в долину.
Дон Хуан держался за бока, как будто они болели от смеха. Грохочущий гуд потрясал землю, где я стоял. Я отчетливо услышал удар чего-то, что, казалось, было увесистым булыжником, который катился вниз. Я услышал ряд сокрушительных ударов, что создало у меня впечатление, что валун неумолимо катился ко мне. Я испытал момент крайнего замешательства. Мои мускулы напряглись; все мое тело было готово к бегству.
Я взглянул на дона Хуана. Он пристально смотрел на меня. Затем я услышал самый ужасающий удар, какой я когда-либо слышал в моей жизни. Как будто огромный валун приземлился прямо позади дома. Все содрогнулось, и в этот момент у меня возникло наиболее необычное ощущение. На мгновение я действительно «увидел» валун величиной с гору прямо позади дома. Это не было образом, наложенным на картину дома, на который я смотрел. Это также не было видом настоящего булыжника. Это было, скорее, тем, как если бы шум создавал образ валуна, катящегося на своих огромных боках. Я действительно «видел» шум. Необъяснимый образ моего восприятия привел меня к глубокому отчаянию и замешательству. Никогда в жизни я не представлял себе, что мои чувства могли воспринимать таким образом. На меня напал рациональный страх, и я решил спасаться бегством, чтобы сохранить свою жизнь. Дон Хуан схватил меня рукой и повелительно приказал мне не убегать и также не оглядываться, но повернуться лицом в направлении, куда ушел дон Хенаро.”

Ничего было не понятно, но страшно интересно….
Конечно, многие искатели ограничивается историями за кружкой чая:
“ Мы были в Крыму и на небе были тучи. Паша сел в позу лотоса и тучи расступились.
Я загорала как королева. А еще я стала искать свои руки во сне, но мне никак не удается пройти мимо седьмых врат сновидения. И вообще когда ты мне девятый том Кастанеды дашь почитать?”
Не известно, где заканчивается правда и начинается желаемое, людям свойственно, во что-либо верить и что–то искать. Может быть, догматичные почитатели того же Кастанеды выглядят нелепо, поливая из бутылочки любимое дерево, не взирая на грозовые тучи и начинающийся дождь, но грандиозная буря в Москве, когда валило деревья, рвало плакаты и зонты, случайно совпавшая с днем смерти Кастанеды, есть объективный факт.

Сейчас из книг и телевизоров мы знаем, что правильный поиск смысла жизни это когда яппи паркует свою машину, у уютного фитнесс – зала, садится на циновки, берет в руки зеленый чай и внимательно слушает фигуристую инструкторшу.
К сожалению, в начале 90-х столь ценная информация была нам недоступна.
Мы наивно предполагали, что для этого надо быть ближе к природе и учиться у других интересных людей, и воплощали эти принципы в жизнь. Человек являлся для человека другом и источником интересной информации, в том числе своего личного опыта в тех или иных дебрях эзотерических учений. В силу того, что данная информация требует доверия, тусовка обычно делилась на учителей и учеников. Ученики учатся и агитируют других учеников за правильных учителей, как носителей информации, хотя большинство людей скрытые перебежчики и уже успели поучиться у многих других. Но это извечный процесс.

Вместе с моими наставниками я постигаю мир Фэнтэзи и путешествую вместе с волшебником средиземноморья. Это делает окружающий мир еще более ИЛЛЮЗОРНЫМ. Довершает, начатый коварным БГ процесс.
Москва этого времени является еще СПОКОЙНЫМ местом и, глядя в окна, слушая колокол можно отчетливо видеть перед глазами его приключения:

Проведи меня сквозь стены,
Сквозь проходы лабиринта,
Мимо Черной Стражи смены,
Через горы, через рвы.
Я хочу увидеть солнце,
Я хочу услышать море,
Пробежаться по поляне
Свежескошенной травы.

О, Волшебник Стран Далеких,
Молчаливый и свободный,
Подаривший чудо света
Юной жрице вечной тьмы!
Я устала от заветов
И сокровищ Подземелья,

Где-то там есть дождь и ветер,
Где-то там тропа уводит
За гранитные холмы.

Если быть вдвоем и вместе,
Мы, быть может, сможем скрыться,
Мы еще споем о прошлом,
Убежав от темноты.
Мы с тобой переберемся
За гранитную границу,
Дай мне руку, Светлый Рыцарь,
Будем вместе: я и ты.

Кстати, слыхали ли вы как ласкает себя звуком колокол, как нежно он касается себя и нежно гудит не затихая, а переходя во все новое и новое состояние звучания?
Он не разрывается на куски, он мягко блаженствует, производя и меняя массу звучаний в каждый отдельно взятый и ничтожный промежуток времени. Идите за ним...
Мы все были безумно романтичны. А когда на экраны вышел фильм “Три мушкетера”, с Боярским в главной роли, общество быстро поделилось на роялистов и кардиналистов, Марины превращались в Мэри, смело дописывались г-ну Дюма новые главы его рассказа.

Тот самый, слон. Тот самый вкус (Диалог двух муравьев. 20-ть лет спустя)

Дорога в Чехов начинается с долгого ожидания электрички.
Иногда еще на перроне тебе может повезти встретить друзей и знакомых, которые едут в том же направлении. А если не повезет, то дорога будет длиться дольше и ты как, кто-то уставший от долгой дороги напишешь на картонной стене дома красным карандашом:
“Чтоб куда-то по рельсам проехать, надо прежде по шпалам пройти.”


Как люди попадают в Чехов? У тех кто приезжают в Чехов есть друзья, а так же друзья друзей. Кто-то банально приезжает передать привет. Непременно, по приезду, попробовать чая с капуцилом. Затем узнает под всеобщий смех, что капуцил это рвотное, и остается на много последующих лет. А еще бывают люди, приехавшие за компанию, родственники, друзья приехавших за компанию и т.п. Впрочем иногда дом совершенно пустой и берет передышку в ожидании новых гостей. Частенько на гостей шаманят и заинтересовано ждут сопутствующих появлению гостей примет.

В доме тебя всегда ждут хозяева дома Лариса (Крыса) и Андрей (Змий).
Андрей получает пенсию по инвалидности (Да. Вот так бывает). Она маленькая.
Поэтому большинство гостей привозит с собой продукты или безропотно идет отбывать повинность на огород. Андрей и Лариса практически круглый год, не могут оставить данное хозяйство, дом, огород, животных. Они здесь постоянно живут. Частью круга забот Ларисы, с некоторых пор, является Андрей. Сколько они уже здесь живут есть тайна покрытая мраком, но люди старше меня на пять-десять лет тоже затрудняются дать данный ответ.
Каждый раз, когда я приезжаю в гости я привожу с собой несколько пачек “Кэмела”. Я знаю, что Ларисе нравится данный вид сигарет. Еще Лариса не переносит телефон. Может быть, действительно не переносит, а может быть любит желанных гостей.

В доме всегда тепло. В доме стоит настоящая русская печь, и многие гости с наслаждением рубят дрова, и подкладывают поленья в огонь.
Над старым телевизором висят разнообразные шаманские елочки и травки, на стене у печки - жизнеутверждающий шаманский ковер.
На полках вдоль стены стоят книги, журналы и фотографии. Все книги имеют характерную особенность: все они имеют темно-коричневые водяные разводы.
Начиная от “Техники молодежи” до Раджа-йоги и приключений старого наркомана Дона Хуана.
В большинстве случаев первый вопрос, которым задает вновь приехавший: «А кто еще здесь сейчас живет?» Редко–редко в доме живут только хозяева. Часто наплыв гостей достигает десяти-пятнадцати человек…Гости, как правило, сидят и спят на полу, ибо в доме всего одна кровать.

Какие люди приезжают? Всякие. Разные.
Если слегка расширить описание гостей, начало которому было положено в предыдущих главах, то надо слегка вспомнить о том, что в ТЕ времена общество делится на хиппи, коммерсантов, мажоров и муфлонов. Кто такие мажоры может поведать Костя Шевчук, коммерсант - это любой человек, у которого водятся деньги, добытые как праведным, так и неправедным путем, а муфлон - это такая коза. Очень жирная, аморфная и тупая.
Тусовка очень любит Крым. Его свежее морское дыхание, его дикарскую свободу и неспелый виноград. По итогам лета тусовка делится на две категории: ездили в этом году в Крым, и не ездили в этом году в Крым…
Потные дяди в Крымском кафе долго мнутся. Потом решаются заговорить с небритыми хиппи, сидящими за соседним столом. Они явно жаждут новых жизненных впечатлений.
- Скажите, вы правда индейцы?
- В смысле?
- А… голая жопа и килограмм риса на месяц.
- Да. А вы правда муфлоны?
- В смысле?
- Цивильные отдыхающие.
- Да мы правда муфлоны.

Отношения коммерсантов с хиппи отличаются той же теплотой.
Люберцы. Стриженный под ноль пацан в клетчатых брюках достает из шкафа пулемет “Максим”, бережно смазывает, заправляет патроны. Достает пакетик конопли, раскрывает окно…Хиппи, хиппи, хиппи, хиппи…

Характерной особенностью тусовки является, что люди могут приезжать годами, оставаться неделями и так и не пересекаться между собой. Спустя десять-пятнадцать лет, с большим удивлением они узнают об этом и начинаются долгие, пространные рассказы
- А помнишь?
- А помнишь?
Есть и те, кого можно причислить к старожилам, те кто прожили в Чехове в общей сложности по году, или оставались в нем месяцами. Однако всего обо всем конечно никто никогда не узнает. Даже те кто в нем непрерывно жил много лет.
Большинство судеб и даже обстоятельств появления людей на свет сильно запутаны.
Кто-то пережил смерть сестры-близнеца, кто-то родился 29 февраля, или как мы с Ларисой 13 числа. Мистика как добрая так и злая и в дальнейшем сопровождает жизнь практически каждого из нас.

Если вы ходите СЕЙЧАС пережить атмосферу данной тусовки – езжайте дикарями в Крым. У вас не окажется спичек, у соседей воды или дров, и незаметно вы будете танцевать после приготовленного совместными усилиями плова странные танцы вдоль лунной дорожки. А в Чехове ту же роль может выполнить (извините, могла) ночь на Ивана Купала.

В доме много животных. Животным здесь нравится. В доме живут собаки и кошки, именно собаки и кошки, потому что я их никогда не помнил по именам и их популяция непрерывно обновляется. В особо холодное время в дом берут козу.
Также в доме живет белая мышь. Точнее жила до моего приезда.
Я удобно сижу на полу и глажу вынутую из клетки белую мышку, которая быстро-быстро шевелит ушками и глядит бусинками. Она забавная.
Мимо ходят коты. Когда они проходят мимо, я поднимаю руку выше, но спустя некоторое время успокаиваюсь, видя, что коты не реагируют на мышь.
Меня это удивляет, и я подношу мыша к носу кота. Кот обнюхивает ее, его ноздри жадно раздуваются, но он не шевелится.
Я поднимаю мышь выше, и кот отходит. Удивительно! Он “Том и Джерри” не смотрел?
Я подношу мышь к его носу еще раз. Как ему это удалось?!
У мыши сломан позвоночник. Кот намертво вонзился ей в загривок, и я не могу его оторвать. Вроде я кричу и пытаюсь разжать его зубы…Мышь, судорожно подрагивая, умирает под кроватью. Кот невозмутимо сидит в другом конце комнаты и шумно дышит.
До сих пор стыдно за этот глупый поступок, но мыша уже не вернуть.
Еще животные порождают запах. В доме пахнет ВСЕ. Пол, стены, одеяла, телогрейки и чеснок на веранде. От этого запаха никуда не спрятаться, а по приезду домой, часто одежда тут же с отвращением кидается в стирку. Запах дюжины животных является визитной карточкой данного пространства.
Правда можно залезть по приставной лестнице на крышу, далеко-далеко, от запаха, от мелочных сиюминутных проблем и с наслаждением созерцать бесконечность …

*******************************************

Игрушки на елке

Моя сестра первый раз берет меня с собой, и мы едем указанным ранее путем.
С тех пор осталась чудная фотография. Черно-белая, правда. Молодая, стройная девушка стоит на фоне реки, елок и трансформаторов с кучей фенек, и в замечательных красных штанцах. Данные штанцы, собственно, порождают ее несравненно важное желание сидеть на подвесном и шатком мосту и медитировать в одиночестве, а я иду своим путем.
Я перехожу реку, устремляюсь в лес, объедаюсь малиной и, замечтавшись, падаю в густые малиновые заросли. На сгибе руки у меня остаются яркие, длинные царапины.
Тут же забываю об этом, но вечером мои родители долго-долго пытают меня, применяя разные экзотические пытки – что я делал в этом притоне наркоманов, и что у меня с рукой?? Им не внушают доверия мои вялые объяснения про малину и моральный облик моих новых друзей.
Следует заметить, что про данное место можно подозревать, в чем угодно, ибо дом живет своей собственной странной жизнью: “Сто пятьдесят лет назад, в одном из сел под г. Чехов был построен трактир. Трактир оказался очень крепким и пережил и гг. Ленина и Сталина и прочих вождей. При каком-то из вождей трактир был закрыт, и с тех пор превратился в обычный жилой дом (о котором, собственно, идет речь в данном рассказе), однако в особо темные ночи пьяный дух оживал и вселялся в души живущих в нем людей…” Согласитесь, неплохое начало для страшилок?

Когда я был ребенком, я проводил новый год с родителями, позже - с сестрой и ее друзьями, позже уже со СВОЕЙ семьей. В Чехове я тоже бывал на Крещение или новый год.
В Чехове мне подарили палатку, с которой я ПЕРВЫЙ раз ездил в Крым, а через пару лет коньки, на которых я намотал немало гордых кругов.

В ночь на Крещение Геша готовит еду. Приготовив салат, он отдает мне его на пробу, приговаривая “Кушайте молодой человек капусту. Капусту едят козлы и кролики”.
Я не знаю, шутит ли он, учитывая 12-ть лет его пребывания у хозяина, или говорит всерьез о любящих капусту скотах. В отличие от многих других, Геша появился и стал неотъемлемой частью данного места, ревниво исполняя мужские функции от колки дров до развешивания тренделей. Он очень гордится своим погонялом – Клетчатый, а купола на груди дополняют его колоритный типаж.
Отличительной чертой Геши является то, что никогда не понятно, шутит он или нет.
Помню, зашел разговор об астрале и йоге. Так вот, Геша йог.
Может быть, не пластилиновый любитель шпагатов, но могет.
А как он рассказывал про его астральные путешествия! Упасть и не встать!
Правда на том месте рассказа, где к нему к хозяину приехали хмурые люди в погонах и попросили не лазить в запретные слои астрала, закралось смутное подозрение, что он хоть и йог, но все-таки в данном случае он нагло врет.

Еда была уже готова, и мы погрузили в уазик Сусанина канистры и отправились за водой на Крешенскую прорубь. Андрей остался дома.
Прим: Сусанин, когда еще носил обычное человеческое имя, отправился в спелеологическую экспедицию и на вопрос товарищей - куда идти в глубь пещеры?
Имел неосторожность махнуть в каком то из направлений рукой. Только спустя трое суток его простили и разрешили подойти к костру с едой, благостно предложив – Ну иди сюда, Сусанин…
Мы набрали холоднющей воды в канистры, искупались и поехали обратно в дом.
Позже мы сидели и разговаривали. Смотрели “Калину красную” которые мои друзья помнили наизусть и предвосхищали каждую реплику. Народ к разврату готов…
В этот момент я видел рядом с собой людей сложной судьбы, но по-своему счастливых людей. Может быть, действовала Крещенская атмосфера, в любом случае этой зимой и парой других, я был с ними искренне счастлив и рад….

*************************************

Андрей и Лариса

На момент нашего знакомства, у Андрея парализована правая часть тела. Я познакомился с ним позднее, но в шкафу за стеклом стоит фотография недавних времен, на которой он беззаботно болтает здоровыми ножками, лежа читая книгу на поле из ромашек. На самом деле не важно, за сколько лет до моего приезда это произошло.
Не важно как это произошло.
Важно то, что в этот момент многие его друзья, Лариса от него не отступились, присматривали за домом, навещали его в больнице, благодаря чему он оправился на сколько это было вообще возможно. Когда я только с ним познакомился, мы сравнили мускулы на его здоровой руке с моими, и я понял, что мне еще расти и расти.

Он носит очки с толстыми линзами, а резинка от очков не дает растрепаться его хайру, то бишь длинным волосам. У него часто болят зубы. Все эти досадные мелочи перекрываются его вселенским обаянием.
Он очень любит рассказывать о том, как дела у всех его многочисленных знакомых, интересоваться твоими делами, и как дела у знакомых тебе общих друзей.
Каждый приезд гостя для него событие. Андрей заваривает чай, достает “Беломор” и каждого гостя ждет долгий и обстоятельный рассказ…
Я тоже езжу и рассказываю. Возвращаюсь с Алтая с соревнований и ему первому привожу свои фото на страницах районных газет. Кому-то я никогда не покажу, сочтут понтами, а ему приятно и интересно. Он ко всему испытывает интерес.
Мы любим его. Когда Андрей оступился и вылил барону за шиворот чайник кипятка,
Барон всего лишь сказал – Андреич, ты не прав. Достаточно показательный пример.

Он часто горделиво улыбается, отставив на бок голову.
Он прекрасный рассказчик. Тема рассказа абсолютно не важна.
Чаще всего она забывается, но остаются его жесты и мимика.
Иногда он намеренно забывает, как называются те или иные кусочки мироздания, в особенности если учесть, что он заново учился говорить, и на свет рождаются …”ну эти” …кусательный жест щепоткой пальцев..”жужелицы что ли?”
В отдельных случаях, когда ему не удается заснуть Ларису может постигнуть его недовольное ворчание о смысле всего сущего и ссущего. С равным успехом он может в подобной ситуации часами гладить одну из собак, ласково приговаривая “манда ты”.

Лариса (она же Крыса) красива, энергична и независима. По ее собственной версии, которую она любит рассказывать: “Когда у людей проблемы, куда они едут – к друзьям, психоаналитику? Ко мне они едут”. Могу подтвердить.
Так же Лариса это центр координации работ по дому и на подсобном участке.
В качестве центробежной силы Лариса любит использовать свою женскую привлекательность. Взять хотя бы ее день рождения…

Все чинно, мирно, очень благостное застолье. Нас человек пятнадцать.
Постепенно в кругу гостей начинаются мелкие стычки, ибо Лариса играючи подогревает к себе мужское внимание. Спустя два часа господа офицеры уже разбились на пары и дружно порываются идти на разбор. Кажется три или четыре пары.
В этот момент Лариса поступает в духе “Кармен” П. Мериме. Кто читал, тот поймет.
(Лексика Проспера Мериме)
“А чего вы вообще сюда шуметь приперлись? Шумят тут!
Господа офицеры Вы мне надоели. Идите прочь. Все прочь!”
Ее взгляд замирает на мне, который прикрылся от происходящего стальной броней полутора - двукратной разницы в возрасте. “Ты” ..ее лицо озаряется раздумьем. “И ты отсюда до кучи тоже прочь!”. Мы улыбаемся, друг другу, и Лариса уходит во двор, где уже построена в направлении автобусной остановки шеренга идущих прочь.
Никто конечно никуда не уехал. Но слушались беспрекословно.

Москва, Матвеевское.
Я иду из института, в толпе своих однокурсников и на остановке стоит Андрей!
“А тут Ларка в роддоме рожает!”
Сказать, что я потрясен, значит, ничего не сказать. Оказывается, я очень долго их не видел. В нашей возбужденной беседе незаметно летит время, и я провожаю Андрея к нему домой. Андрей волнуется, но когда ему звонят друзья, бодро отвечает:
“Уже побрили, значит скоро!” Он волнуется, мерно тикают часы.
Около трех часов ночи Андрей уже вымотался и спит, трубку берет его мама – родила.
Мальчик – Андрей Андреевич. Все дела!
На следующее утро я показываю водителю грузовика с песком дорогу на нашу дачу, водитель съезжает двумя колесами с моста в реку и начинается мастер-класс.
Повсеместно распространенных мобильников в это время еще нет, машина стоит раком, народа в радиусе 3-х километров нет. Техническая помощь приехала пол второго ночи. Пока вытаскивали этого чудака, порвали два троса. В Москве мы были только в четыре.
Однако на утро я еду в роддом. Везу цветы и прочие приятные радости.
Лариса улыбается и машет из окна. В окнах отражается ласковый солнечный свет.

****************************************

Московский рок-н-ролл

“Кто-то из тех, о ком я вам спел - выбился в люди, кто-то сел на иглу,
И все это Московский рок-н-ролл!”.

Однозначно в тему, ибо крайне точно отражает суть происходящих событий….
Идут годы. Сюда, как и в любое интересное место приезжает много молодых, симпатичных девушек, хотя отдельные люди считают, что часто в Чехове собирался сугубо мужской коллектив.
Некоторые из них, находят здесь свою судьбу, а признанным местом для развития романов является тот же самый малинник, куда я упал.
Иногда начавшийся прекрасный роман может быть сломан на время, отложен неумолимой милицией или судьбой, если вопрос обзаведения хозяйством пытаются решить кратчайшим, прибыльным, но, в большинстве случаев ведущим в тюрьму путем.
Тогда очень хочется крикнуть - это не нормально, не нормально, не нормально. Так не должно быть! Так хочется, что бы все остановилось, закончилось, пропало!
Однако любители Кастанеды и галлюциногенных грибов под это быстро подводят логический базис. Тюрьма это классный путь самосовершенствования, усмирения гордыни, победы над индульгированием и парой-тройкой мелких тиранов!
Хотя данный пример не догма. Многие в подобной ситуации решают идти иным, социально-правильным путем. Я вот, к примеру, еще и на машинке умею вышивать.
Показателен пример Барона, который на удачу сделал коллекцию из глины, которая настолько заинтересовала крупнейшего Ирландского мастера в этом деле, что Барон немедленно получил выгодный и денежный заказ на продолжение своих работ.

Многие люди независимо друг от друга считают, что в не зависимости от мелких досадных подробностей именно семья, любовь позволила и Ларисе с Андреем прожить долго и счастливо много сложных лет, многих других семья и дети удержали на плаву, уберегли от различных фатальных и пагубных поступков.
Выбился в люди…растить детей, оберегать мужа / жену от многочисленных жизненных бед это почетная, и очень сложная, достойная повести о настоящем человеке (пипле) задача.

С учетом национальных традиций невдалеке находится церковь, где служит черный монах. У него бесполезно спрашивать глупые вопросы: “Зачем мы здесь, почему господь так не объективен?”. У него на все один ответ: “Нечего заниматься ерундой, надо верить”.
За пределами церкви мы часто видим его довольно сидящего с удочкой.
Похоже, он нашел своего господа.
С течением времени, однако кто-то находит своего бога и призвание, вторую половину, кто-то нет.

Существует много статей и мнений об особенностях национального русского хиппизма 80-х, 90-х годов. Большинство исследователей сходятся в том, что водка и хиппизм перемешались, создав неповторимый и во многом пагубный для людей национальный колорит. Из этих статей можно узнать, что во многом в мироощущении людей сыграло роль перекрестие социалистических принципов НЕ ВАЖНОСТИ денег и идеи хиппизма о том, что деньги это ЗЛО. Следствием данного, возведенного в квадрат перекрестия идей явилось, то, что если люди не смогли найти себя в искусстве или различных духовных путях они так и не смогли вернуться в обычную нормально- неприметную жизнь.
В настоящее время, основной идеей нормально-неприметной жизни являются деньги ради денег, а деньги с подобной впитанной в кровь идеологией это вещь в теории полезная, но если честно, не вызывающая интереса, и редкостное зло.
И вот в этом случае, как раз водка и появляется как испытанное средство для разрешения
всех жизненных противоречий, что влечет за собой закономерный финал…

Постепенно Чехов становится преимущественно прибежищем тех кто своего бога так и не нашел. Становится естественно здесь это. Водку пить и черного ворона петь. Огромнейший релакс. Конечно можно просто приехать по лесу погулять, в речке покупаться, друзей давних радостно встретить. Водки с ними испить.
Извините…действительно получается замкнутый круг.
С течением времени на территории хозяйства увеличивается количество разбросанной алкогольной тары. Как правило, уже пустой. Привозимая тара в скором времени так же становится пустой. Зачастую хозяевами и активистами вводится мораторий на алкоголь, который, однако, быстро нарушается, вследствие неконтролируемой популяции гостей.

Становится достаточно одной бутылки и желающих петь черного ворона, чтобы страшные байки про трактирный дух обрели материальную реальность.
Кажется, ничего не предвещает бури, все улыбаются. Однако вечером, после водки, в доме вспыхивает тот самый витающий огонек трактирного безумия.
Желающие могут прыгать с моста, резать вены большим кухонным ножом, или в припадке эпатажа душить себя куском железного провода…

Можно много было бы написать о негативном, можно проставлять даты, приводить мнения очевидцев. Однако я думаю, что у каждого, без исключения человека, есть моменты о которых он до конца жизни неизбежно будет сожалеть.
Вместе с тем, проститутка Мария Магдалина, разбойник и будущий буддийский мастер, убивший 32 человека, мытарь Матфей…У каждого человека в жизни есть маленький шанс. А судить кого то, не входит в круг задач данного рассказа.

*************************************

Неизбежный финал

Лариса в Москве, занята ребенком. Андрей в Чехове.
Я собирался примерно в это время к нему съездить, но не успел. Это часто бывает.
Он умер. Это был достаточно неизбежный, учитывая его здоровье, финал.
Мы хоронили его на Пасху. Есть поверье, что господь на Пасху призывает к себе наиболее любимых людей. Как бы там ни было, он ушел.
На похоронах был редкий случай, когда большая часть многолетней тусовки была собрана воедино. Помню, что люди обменивались его фотографиями, обещали его маме чаще заезжать…

Если вспомнить про “Московский рок-н-ролл”, людей собравшихся его провожать, можно поделить только на две категории, и данная разница с годами все больше очевидна.
Некоторые владеют заводами и пароходами, бывшие хиппи, которые ранее запасали впрок бычки в трехлитровой банке, живут в центре города, имеют домработницу и домашнюю виртуальную сеть. А если и не имеют то, как правило, они счастливы в браке и растят своих чудесных детей.
Намного больше народу успело посидеть в тюрьме или психушке (тоже под Чеховом, недалеко), много милых мальчиков и девочек болеют гепатитом и иными неприятностями, а некоторые из старых ушли, как и Андрей.
Что касается меня…в начале этого года я встретил в гостях одного из людей, бывавших в данном месте. Когда я сказал ему, где мы познакомились, он долго и пристально меня разглядывал, а затем недоверчиво сказал: - Для представителя Чеховской тусовки ты неплохо сохранился. Наверное. Ведь я был вечный младший брат.

Иногда на улицах мы замечаем странных людей, которые резко выделяются из общей массы. У них другая одежда, странный макияж либо полное его отсутствие, что вызывает некоторое недоумение у современных дам, привыкших к правильности дневного и вечернего облика. Возможно, эти странные люди говорят на своём языке, смеются над понятными только им шутками. Кто они? Это представители какой-либо субкультуры, то есть они представляют целое внутри целого. Субкультура хиппи появилась невероятно давно, но её актуальность осталась прежней, так как трудно найти столь приятный стиль, позволяющий оставаться собой и радоваться мелочам.

Откуда идёт начало?

История субкультуры хиппи началась ещё в 60-х годах минувшего века. В США представителей называли «детьми цветов», отмечая таким образом их идеологию, любовь к натуральным украшениям и цветочным узорам. Кроме того, хиппи всегда агитировали свободную любовь, лояльность ко всему живому, отрицали первенство материальных ценностей и противились насилию и войнам. Можно сказать с уверенностью, что классическую молодёжную субкультуру хиппи характеризуют романтизм и культурная возвышенность. Невероятно удобный, добрый и фантазийный стиль стал весьма популярен и незаметно пробрался во все сферы жизни человека.

В особенности хиппи полюбили в музыке и кино. Классикой рока стала Дженис Джоплин, чей голос со знаменитой хрипотцой совмещал красоту смысла и силу подачи. А что же говорить о художественной литературе или поэзии? Естественно, были люди, отрицающие свою приверженность к какой-либо субкультуре, но основные моменты прослеживаются сразу. Хиппи любят свободу, выступают за мир во всём мире, во главу угла ставят любовь и превосходство морального над материальным. На сегодняшний день самым молодым хиппи, заставшим рассвет культуры, уже перевалило за 40, но это вовсе не означает ее своеобразный закат. Скорее, происходит некоторое изменение основных моментов течения, и хиппи остаются. Из последних творческих представителей советских хиппи можно выделить московскую поэтессу Умку, а вот современные деятели перечислению просто не поддаются.

Культура как таковая

Каждое общество характеризуется своей культурной целостностью, но отнюдь не однородностью. Культура города, к примеру, явно отличается от сельской, официальная имеет резкие различия с народной. Даже по возрастному критерию различаются культуры, ведь редкий взрослый человек будет хорошо и стильно смотреться в костюме с изображением мультипликационных героев, в то время как для детей это мода. Таким образом, любая культура являет собой целый мир, охватывающий все сферы, тенденции и традиции. Развитое общество не может обойтись без деления на субкультуры, так как в основе этого лежит сам факт развитых социальных отношений, а это процесс здоровый и нормальный, позволяющий осваивать прогрессивные формы и явления.

Субкультура хиппи также не смогла за прошедшие годы обойтись без перемен и потому впитала и переосмыслила возможные пути развития. Попытки запрета и цензуры порождают наиболее страшные формы сообществ, агрессивные группы и движения. Но это скорее отклонение от правил, а в целом появление субкультур способствует обогащению и омоложению общества.

Первопроходцы

В основном первыми субкультуры осваиваются молодыми людьми, восприимчивыми ко всему новому и заинтересованными в поиске себя. Молодёжь, в принципе, является представителем своей культуры и отличается от других групп. Обычно они общаются на своём языке, слушают понятную только им музыку и имеют своё представление о стиле. В основе деления молодёжи на группы стоит социальная позиция, образ жизни и даже альтернативное творчество. Есть у многих социологов свои взгляды на классификацию молодёжных культур.

Хиппи - это субкультура весьма романтичная и в некотором смысле новая, что роднит её с индеанистами, толкинистами и даже байкерами. Все перечисленные любят свободу, природу, приключения и умеют ценить перемены. Движение «хиппующих» имеет волновой характер, причём началось всё с конца 60-х годов. С 1989 года произошла корректировка численности приверженцев движения, но уже с середины 90-х субкультура хиппи вернула себе популярность. Преимущественно это школьники и студенты, стремящиеся к самопознанию и развитию.

Из мира фантазий

Многие противники появления каких-либо субкультур обосновывают своё категорическое невосприятие инфантильностей членов движения. Но ведь на самом деле человек, стремящийся уйти от материального и жить исключительно наслаждениями, вряд ли захочет планировать свою жизнь наперёд, уделять внимание выплате кредитов или прочим долговым обязательствам. "Дети цветов" не зря оказываются именно детьми, так как они любят всё яркое, красочное и по-детски непосредственное. Им чужды покупные украшения и одежда с модными лейблами. Хиппи не станут забивать себе голову пустяками, носить корректирующее белье и высокие шпильки, ведь главное - это удобство, которое лишь дополняется красотой, даже превалируя над ней.

Многие фильмы и песни написаны именно в этом волшебном состоянии и в тот период, когда авторы «хипповали». Потрясающий фильм «На гребне волны» рассказывает историю молодых и безбашенных экстремалов, которые «не желают дожить до тридцати» и стремятся попробовать всё в жизни. Их день проходит весело и невероятно быстро, потому что они не думают о работе, проводят свободное время в компании друзей, занимаются серфингом и прыгают с парашютом, чтобы снять стресс. При этом у ребят своя философия, вера в лучшее и желание оправдать все свои действия. Пусть в какой-то мере такое поведение является утопичным, но ведь здесь прослеживается субкультура хиппи в её основных положениях. Герои уходят от реальности и не понимают последствий своих поступков вплоть до того момента, когда проливается кровь.

Современные хиппи

Сейчас молодёжь немного изменилась, и, соответственно, культура стала другой. Можно сказать, что народ стал более прагматичным и менее романтичным. Зачем уходить к костру с ночёвкой, если дома есть центральное отопление, телевизор, безлимитный интернет и полный холодильник? Если есть желание, то всегда можно включить музыку и спеть песни в кругу друзей. А странным нарядом сейчас никого не удивишь, ведь именитые модельеры выпускают своих моделей в куртках со швами наружу, мятых брюках и джинсах, порванных по швам. Молодёжная субкультура хиппи стала схожа до степени смешения с популярным «гранжем», а это стиль, который считают равносильным абсолютному пренебрежению собственным внешним видом. В хиппи нет неряшливости или грязи, есть лишь удобство и простота. Быть стильным хиппи просто, если вдумчиво комбинировать подбираемые наряды. Рубашки и топы из натуральных тканей, брюки и юбки, которые так приятно льнут к телу, обувь, в которой нога отдыхает, а не сжимается, получая мозоли. Маленькие клатчи или абсурдно огромные сумки придуманы исключительно с целью создать интересный ансамбль, но с удобством они ничего общего не имеют. Поэтому сумки простые и вместительные.

Как музыка связывает людей

Нельзя полностью подчинить свою жизнь одной идее и оставить в стороне досуг. Несмотря на существующую генерационную замкнутость, молодёжь в стране живёт в общем с другими поколениями социокультурном пространстве. Поэтому субкультура пропитывает все сферы, растворяясь в них и связывая с другими движениями. Не так давно ярым представителем «хиппующей» молодёжи стала музыкальная группа «Чили», солистка которой с невероятно сильным голосом даже внешне оказалась в тренде. Её рыжие волосы до талии свободно падают вниз, лоб обхватывает плетёная повязка, цветастая юбка или платье не стесняют движений, а широкая улыбка тянет улыбнуться в ответ. И вдруг стиль стал популярен в стране, люди снова поняли прелесть свободы, любви и творчества.

В обществе

Хиппи презирают устоявшиеся понятия и замшелые традиции. Они критикуют ценности среднего класса, протестуют против войны и применения ядерного оружия. Хиппи довольно религиозны, они просвещают некоторые аспекты религий, отличающихся от иудаизма и христианства. Хиппи придерживаются свободных нравов в сексуальной области, они протолкнули сексуальную революцию, предложили легализовать употребление психоделических средств. Словом, для хиппи актуальна идеология ненасилия, свободная от доктрин, мир во всём мире, свобода личности. Мировая легенда - группа The Beatles - завоевала своими песнями весь мир, хотя самые выдающиеся исследователи признают, что их музыка слишком проста, а тексты граничат с примитивностью. Вот чем прелестна субкультура хиппи. Фото и видео с ними привлекают, зовут расслабиться и отрешиться от мира. В таком настроении и рождаются подлинные шедевры.

Тем не менее они сформировали свой язык самовыражения, уличные стили, моду, искусство, коммуникации, и самодостаточный меломанский рынок.

Хиппи

Расцвет движения основанного на меломанских психоделических и хардроковых пристрастиях, породившее всесоюзную систему вписок, лесных и пляжных лагерей, домашних концертов, а так же путешествий автостопом, пришелся на середину 70-х. К началу 80-х, мода на хиппи захлестнула столицы, в Москве коммуникация хиппи охватывала бульварное кольцо, Арбат и площадь Маяковского. Ряды движения пополнили студенты-битломаны, уличные барды и поколение детей советской интеллигенции, занимавшихся неофициальным творчеством.

Хиппи 1984 год


Хиппи. Недалеко от Туриста, 1988 год


Хиппи. У входа в Сайгон, 1987 год


Стиляги

В 1980-е годы движение возродилось благодаря интересу молодёжи к ретро-стилю. Эти группы фигурировали в Ленинграде под наименованием «секретистов» в Ленинграде, а в Москве назывались «бравистами» (по названиям групп Браво и Секрет)

Стиляги. Антон Тедди и товарищи, 1984 год. Фото Дмитрия Конрада


Стиляги. Рус Зиггель и Тедди бойз. Ленинград, 1984 год. Фото Дмитрия Конрада


Широкие Стиляги. Москва, 1987 год


Ньювейверы

Движение ньювейва получило в советском обществе достаточно размытое проявление. Изначально опиравшееся на меломанские предпочтения в виде электронных экспериментов и эстетику постпанковских «новых романтиков», отечественные ньювейверы компилировали свою внешнюю эстетику на базе «чистого стиля», прическами определенного вида и макияжа, с элементами вобранных из других уже сложившихся движений, начиная от брейкерских очков, кончая постпанковским «мрачным стилем».

После 85 года, вслед за частичной легализацией зарубежных нерадикальных стилей, популяризации диско и подъемом металлистической волны, общая масса «новой волны» разделилась на два лагеря. Дискотечные поклонники зарубежной эстрады и потреблявших брэндовые вещи и получившие ярлык «попперов» из-за увлечение поп-музыкой 80-х. И более продвинутые модники-ньювейверы, которые находились в плотном соприкосновении с творческим андеграундом, экспериментировавших в рамках модовских и постпанковских традиций.

Ньювейверы. Ленинград, 1984 год


Ньювейверы. Ньювейв в МИФИ, 1983 год


Ньювейверы. На Маяке, 1990 год


Брейкеры

В начале 80-х до советской молодежи докатились отголоски хип-хоперского движения, получили свое проявление в виде движения «брейкеров» (по самочинному местному определению танцевального стиля). Изначально представлявшее из себя стиль жизни комбинировавший скейтбординг и дискотечного танца, этот стиль был представлен немногочисленной студенческой модной средой и «золотой молодежью» Юга-Запада Москвы. Но уже к середине 80-х вслед за, открытием молодежных кафе и выходы фильма «Танцы на крыше», брейкеров представляли не иначе как танцевальную субкультуру, со своими экспериментами в области внешнего вида.

Брейкеры. Арбат, 1986 год. Фото Сергея Борисова


Брейкеры. Арбат, 1987 год. Фото Ярослава Маева


Брейк дэнс, 1987 год


Рокабиллы

Сам стиль, получил широкое распространение благодаря общеевропейскому возрождению классического рок-н-ролла и началу сайкобилли движения во второй половине 80-х. В Советском Союзе это проявление наложилось на ньювейверскую костюмную моду, но уже после 86 года обособилось, частично в Купчинском андеграунде (Ленинград), частично рокерском (Москва, МХАТ), и в среде фан клуба Элвиса Пресли (Москва) с тусовочными местами на ст. метро Площадь Революции и Катакомбах (руины Греческого зала)

Рокабиллы. Еж и Мавр, 1987 год


Рокабиллы. Ленинград, 1987 год


Рокабиллы. Рокабилли на Арбате, 1989 год


Рокеры

Термин «рокеры», появился в начале 80-х и распространялся изначально на советских поклонников рок-музыки. Но, уже начиная с 1984 года, ярлык «рокер» закрепился за поклонниками именно тяжелого рока, тяготеющих к внешнему стайлингу аналогичному британским «кофебар ковбоям» и американским байк-клубам. В сентябре 1984 года (в день рождения Ковердейла), этот термин был был поднят на флаг тусовкой поклонников тяжелого рока в ЦПКО им. Горького, и в дальнейшем распространился на первые мото гэнги Москвы «Black aces» и «Street wolfs», далее на все мото объединения вплоть до 1989 года.

Рокеры, 1987 год


Рокеры, на задворках МХАТа, 1988 год


Рокеры, Ночной выезд, 1988 год


Металлисты

Собственно сам термин «металлист», зародился на филофонических тусовках еще в начале 80-х, когда на рубеже десятилетий сменились ритмы у групп ранее по советским меркам проходившие как «тяжелый рок». Калькируемый с иностранных журналов слоган «хеви металл» изначально распространялся на «кисоманов» и иных поклонников «хардрока» начала 80-х.Но уже к середине десятилетия, после самоопределения части меломанов в «рокеры» и появления отечественных коллективов «99%», «Коррозия металла», «Э.С.Т.» и иных группы поклонников стали именоваться именно «металлистами»

Металлисты из Горького, 1987 год


Металлисты. ВДНХ, 1986 год


Металлисты. ХМР-89, Омск


Панки

Наиболее идеологизированное и, одновременно, аполитичное движение получило первые свои проявления на рубеже 80-х. Не обладая полнотой визуальной информации о зарубежных аналогах, но понимая эффективность артистического карикатурного лайфстайла, этот феномен проявился в виде пародийного уличного идиотничания, артистического юродства, постепенно обрастая несоветской атрибутикой, музицированием и художествами.

Будучи наиболее «обидным» для совноменклатуры общественными проявлениями (откровенно порочащими облик советского гражданина перед иностранными туристами), «советский панк» подвергался наиболее интенсивному прессингу со стороны комсомольцев, милиции и гопоты. Все это привело к радикализации; слиянию панков и рокеров, формированию хардкор, красти и киберпанк стилей, с первыми «ирокезами» на невменяемых головах носителей. К удивлению самих представителей советского панк-андеграунда, когда в «железном занавесе» обнаружились информационные бреши, обнаружилось что эти проявления совпали с передовыми общемировыми субкультурными тенденциями.

Панки. ДК Горбуново, 1987 год


Панки. Ленинград, 1986 год. Фото Наталии Васильевой


Панки. Москва, 1988 год


Моды

С подачи первых «новых стиляг» и получивший свой стартовый толчок то модовского движения 60-х, в СССР получил обратный вектор развития от советского панка к винтажным мотивам прошлого. При этом, нисколько не утратив радикализма, советский «мод стайлинг» периода авангардных художественных движений 80-х, стал визитной карточкой для многих участников музыкальных и художественных проектов, объединив разнородный артистический люд тяготевших к меломанской всеядности и пропускавших через себя все последние новинки от моды и музыки. Такие персонажи, пренебрежительно именуемые в арт среде «модниками» участвовали в большинстве ключевых показах и перформансах, были носителями последней модной и околокультурной информации и частенько эпатировали население пародийными на соцноменклотурные костюмами и панковскими выходками.

Моды. Москва, 1988 год


Моды. Москва, 1989 год. Фото Евгения Волкова


Моды. Челябинск, начало 80-х


Хардмоды

Кратковременное проявление этой промежуточной зарубежной стилистики 70-х, пришлось на конец 80-х, в связи со сплочением радикальных неформальных кругов во время противостояния прессингу и наплыва новой волны действительно маргинальных элементов, вслед за популяризацией неформальных движений на рубеже 87−88 года (аккурат после перелома в уличных баталиях с «люберами» и гопниками). Стоит отметить, что подобные проявления в карикатурном ироничном виде присутствовали на просторах нашей родины, когда радикальные неформалы рядились в протоскинхедовские наряды, из вредности стригли головы налысо, и толпились в людных местах. Пугая своим внешним видом милиционэров и обывателей, на полном серьезе внимавших советской пропаганде, что де все неформалы - это фашиствующие молодчики. Хардмоды же конца 80-х, являлись сублемацией из панковского, рокабильного и милитаристкого стиля, и конечно же ни разу не слышав про то как они должны по стилистической классификации именоваться, предпочитали самоназвание «стритфайтеры» и «милитаристы».

Хардмоды. Красная площадь, 1988 год


Хардмоды. Московский зоопарк, 1988 год


Сайкобиллы

Сайкобилли в большей степени проявился в Ленинграде на рубеже 90-х, вместе с группами Swidlers и Meantreitors, когда группы молодых людей оформили это направление музыкально, выделившись из рокабилльной среды. Но и до этого существовали отдельные персонажи выпадающие из рамок новых субкультурных лиг и предпочитавших полимелорманию рок-н-ролльного толка. В плане дресс-кода это тяготение было близко и панковской эстетике

Сайкобиллы. Во дворе рок-клуба, 1987 год. Фото Наталии Васильевой


Сайкобиллы. Ленинград, 1989 год


Сайкобиллы. Москвичи в гостях у ленинградцев, 1988 год. Фото Евгения Волкова


Байкеры

В ходе столкновений с гопниками и «люберами» в период с 1986 по 1991 год, в рокерской и хеви-металлической среде выделилась особые активные группы, которые на рубеже 90-х преобразовались из мотто гангов в первые мотто клубы. Со своей визуальной атрибутикой по образцу иностранных байк-клубов, и на тяжелых мотоциклах, модернизированных вручную или же вовсе послевоенные трофеиных образцах. Уже к 90-му году в Москве можно было выделить группировки «Hell Dogs», «Night wolves», «Сossacs Russia». Так же присутствовали менее долгосрочные мото объединения, такие как «мс Давыдково». Самоназвание байкеры, как символ отделения этого этапа от рокерского прошлого, сначала закрепилось за группой сплотившейся вокруг Александра Хирурга, и далее распространилось на все мотто движение постепенно охватывающее многие города постсоветского пространства

Байкеры. Хирург, 1989 год. Фото Петры Галл


Байкеры. Кимирсен, 1990 год


Байкеры. Ночные волки на Пушке, 1989 год. Фото Сергея Борисова


Байкеры. Тема, 1989 год


Битники

Явление не менее многогранное чем эстетика панка, советское битничество ведет свое происхождение из далеких 70-х, когда под этот термин попадали модные декаденты, посещающие злачные места, отрастившие волосы ниже плеч и разряженные в кожаные куртки и «битловки». Под этот термин попадали и «лабухи» -музыканты лабающие музыку на заказ в советских ресторациях, и просто люди вне каких то «лиг», ведущие обособленный и аморальный, с точки зрения советской эстетики, образ жизни. Такая тенденция к началу 80-х усугублялась небрежным внешним видом, вызывающим поведением и наличием какого то отличительного элемента в одежде. Будь то шляпа или шарф или яркий галстук.

Битники. Битнички, Тимур Новиков и Олег Котельников. Фото Евгения Козлова


Битники. Парад на первое апреля, Ленинград-83


Битники. Челябинск, конец 70-х


Фанаты

Движение, зародившееся в конце 70-х и состоявшее из «кузьмичей» (простых посетителей стадионов) и выездной элиты, сопровождавшей команды на матчах в других городах, уже к началу 80-х обрело своих районных лидеров, обросло «бандами», мерчендайзом и превратилось в околофутбольную коммуникацию. Вслед за быстрым стартом спартаковских фанатов (наиболее известным центром тусовки начала 80-х стал пивной бар «Саяны» на ст. метро Щелковской), проводивших свои городские акции и парады, так же быстро стали появляться «банды» вокруг других команд.

Фанаты. Москва, 1988 год. Фото Виктории Ивлевой


Фанаты. Москва-81. Фото Игоря Мухина


Фанаты. Приемка фаната Зенита в Днепропетровске-83


Любера

Своеобразное направление образовавшееся на стыке увлечения культуризма и программы по надзору за молодежью.

Изначально закрепленное за локальной группой лиц из Люберец, часто прибывающих в столицу в места отдыха молодежи, название «любера» уже с 87 года интерполировалось не только на разнородные группы не имеющих между собой связи, но и на более крупные группировки сконцентрировавшиеся в этот период в ЦПКО им. Горького и Арбате. Ждань, лыткаринские, совхозмосковские, подольские, карачаровские, набережночелновские, казанские - это неполный перечень «подмосковного братства», пытавшегося контролировать не только обозначенные территории, но и иные злачные места и привокзальные площади.

Изначально поощряемые властями надеявшихся поместить эти образования в канву «народной дружины», эти группы не имели общего дресскода кроме тяготения к спортивной одежде, но и имели противоречивые интересы консолидировавшиеся только в рамках агрессии против модников и «неформалов».

Любера. 1988 год


Любера. Африка и любера, 1986 год. Фото Сергея Борисова


Любера. Любера и подольские в ЦПКО им. Горького, 1988 год