Презентация на тему профилактика заболеваний ротовой полости. Презентация на тему "профилактика стоматологических заболеваний у беременных женщин"

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Презентацию на тему "Профилактика стоматологических заболеваний у беременных женщин" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Статистические данные

Известно, что при физиологическом течении беременности распространенность кариеса составляет 91,4%, заболевания пародонта встречаются в 90% случаев, поражение ранее интактных зубов, преимущественно с острым течением кариозного процесса - у 38% пациенток. Вторичный кариес, прогрессирование кариозного процесса, гиперестезия эмали встречаются у 79% беременных. Клинической особенностью течения кариозного процесса у беременных женщин является быстрое его распространение не только по периферии, но и в глубину тканей зуба, что в короткие сроки приводит к развитию осложненного кариеса. К концу второй половины беременности поражение тканей пародонта составляет 100%.

Слайд 3

Медицинские данные

У беременных определяется повышенная чувствительность интактных зубов к химическим термическим механическим раздражителям, а также некариозные поражения в виде клиновидных дефектов и вертикальной патологической стираемости зубов.

Слайд 4

Потребность в терапевтической стоматологической помощи беременным женщинам возникает в 94,7% случаев, ортопедической - в 56,1%, экстренные хирургические вмешательства - у 2,2% от общего числа беременных. Отмечено, что в период беременности повышение стоматологической заболеваемости обусловлено не только изменениями, происходящими в организме женщины в целом, но и ухудшением состояния твердых тканей зубов, что связано с: изменением микрофлоры полости рта понижением резистентности эмали зуба к воздействию кислот.

Слайд 5

Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта у беременных преследует двойную цель: улучшить стоматологический статус женщины осуществить антенатальную профилактику кариеса зубов детей. Мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний во время беременности должны быть организованы с учетом степени тяжести стоматологических заболеваний и течения беременности.

Слайд 6

Здоровье матери во время беременности влияет на развитие зубов ребенка, особенно в период 6-7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов. Исследования зачатков зубов показали, что при патологическом течении беременности минерализация эмали зубов плода замедляется, а нередко приостанавливается на стадии начального обызвествления

Слайд 7

Выделяют группу факторов, действие которых нарушает полноценное формирование зубочелюстной системы. К ним относятся: наличие экстрагенитальной патологии у матери; осложнения беременности (токсикозы первой и второй половины); раннее искусственное вскармливание. стрессовые ситуации во время беременности; заболевания новорожденных и детей грудного возраста;

Слайд 8

Уже в ранние сроки беременности происходят ухудшения состояния твердых тканей зубов и пародонта на фоне неудовлетворительного гигиенического состояния полости рта и сдвигов в составе ротовой жидкости. Это обуславливает необходимость проведения профилактических мероприятий на протяжении всего срока беременности.

Женщинам рекомендуется выполнять комплекс общих профилактических мероприятий, включающих в себя: правильный режим труда и отдыха, полноценное питание витаминотерапию. Полноценный сон до 8-9 часов пребывание на свежем воздухе в сочетании с дозированной физической нагрузкой способствует поступлению в организм кислорода.

Слайд 10

Питание должно быть разнообразным, с необходимым количеством витаминов и микроэлементов. В первой половине беременности организм женщины нуждается в непрерывном поступлении белка. Во второй половине возрастает потребность в витаминах, микроэлементах и минеральных солях. Овощи, фрукты должны быть постоянными ингредиентами пищевого рациона. Основными источниками витаминов должны являться продукты питания, а также прием поливитаминных препаратов - "Декамевит", "Ундевит", "Гендевит" и др.

Слайд 11

Поливитамины

Поливитаминный препарат с минеральными добавками "Прегновит", содержащий витамины А, Д2, В1, В2, В6 гидрохлорид, В12 цианокомплекс, пантотеновокислый кальций, фурамат железа, безводный фосфат кальция назначают в следующих дозировках: до 4-х месяцев беременности - по 1 капсуле с 5 до 7 месяцев - по 2 капсулы с 8 до 9 месяцев - по 3 капсулы в день. Препарат особенно эффективен при железодефицитной анемии, к развитию которой может привести снижение поступления в организм железа с пищей, нарушение его всасывания, многоплодие, продолжительное вскармливание ребенка грудью

Слайд 12

Стоматологу

Для достижения максимального эффекта необходима диспансеризация женщин в течении всего срока беременности и координация работы гинеколога и стоматолога, к которому женщина должна быть направлена при первом посещении женской консультации. В стоматологическом кабинете необходимо организовать: обучение рациональной гигиене полости рта с контролируемой чисткой зубов, помощь в подборе основных и дополнительных средств гигиены; санацию полости рта; профессиональную гигиену; проведение реминерализующей терапии с целью повышения резистентности эмали зубов.

Слайд 13

Пропаганда медицинских знаний

Особо значимой является организация просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний и мотивации по уходу за зубами детей сразу после их прорезывания. Кроме того, стоматологическое просвещение должно включать: пропаганду грудного вскармливания до достижения ребенком 12-месячного возраста рекомендации по ограничению в питании детей сахара (до 20 г в сутки) правилам пользования соской-пустышкой. Осуществление комплекса лечебно- профилактических мероприятий, несомненно, улучшает состояние стоматологического уровня здоровья как матери, так и будущего ребенка.

Слайд 14

Схема профилактики стоматологических заболеваний у беременных женщин:

ТАКТИКА. АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА При первом визите в женскую консультацию направить женщину к стоматологу. Объяснить необходимость обучения рациональной гигиене полости рта, лечения зубов, проведения профессиональной гигиены.

Слайд 15

СТОМАТОЛОГА 1. Осмотр полости рта, индивидуальные рекомендации по уходу за зубами. 2. Обучение рациональной гигиене полости рта. 3. Профессиональная гигиена с интервалом в 2-3 месяца. 4. Мотивация женщин к уходу за зубами детей сразу после их прорезывания. 5. Рекомендации по ограничению в питании детей сахара до 20 г в сутки и использованию соски-пустышки.

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Постнатальная профилактика стоматологических заболеваний – это комплекс мер, проводимых после рождения ребёнка с целью предупреждения развития у него патологии органов и тканей полости рта. Данное направление должно быть приоритетным в современной стоматологии. Говоря о профилактике в раннем возрасте, нужно проводить работу в первую очередь с родителями, особенно с будущей матерью. Она должна получить информацию по правилам и методам индивидуальной гигиены полости рта, как у себя, так и у ребенка. Осознать всю мотивационную значимость гигиены полости рта у новорожденного и профилактики стоматологических заболеваний и аномалии развития с момента рождения и на протяжении всей последующей жизни. Понимать преимущества грудного вскармливания для ребёнка.


Сознавать пользу от рационального питания во время беременности и после рождения ребёнка. Сознавать вред от избыточного и неправильного потребления легкоферментируемых углеводов, особенно сахара. Осознать, что мать, родители – это первые и самые главные люди, от которых зависит здоровье их ребенка, и стоматологическое, в том числе. После рождения ребенка происходит разделение профилактических мероприятий на: - мероприятия, направленные на восстановление и поддержание стоматологического здоровья матери; - мероприятия по предупреждению развития зубочелюстных аномалий и основных стоматологических заболеваний у новорожденного и у ребенка, в период его последующего роста. Постнатальная профилактика осуществляется с момента рождения ребёнка и её содержание зависит от возраста.


От рождения до прорезывания первых молочных зубов (0-6 мес.) - выявление врожденной патологии в челюстно-лицевой области; - профилактика острых гнойных заболеваний у новорожденного; - рассечение укороченной уздечки языка; - правильное кормление грудью; -организовать своевременный докорм, продуктами с соответствующей консистенцией и жесткостью; правильное искусственное вскармливание ребёнка (поза, подбор соски); -вовремя перевести ребенка на приём пищи из ложки; - проводить гигиену полости рта после каждого приёма пищи – используя мягкую махровую тряпочку, смоченную в кипячёной воде комнатной температуры или зубную щётку напальчник из мягкого латекса, или специальные салфетки для гигиены полости рта, содержащие ксилит (Spiffies – Tooth wipes).


Период формирования молочного прикуса (6 мес.- 3 года) - наблюдение за прорезыванием зубов (сроки и последовательность, парность, количество, симметричность, форма, положение, тип смыкания); - также пластика укороченной уздечки (если не было ранее); - сбалансированное питание, использование при жевании твёрдой пищи; - предупреждение соматических заболеваний; - санация дыхательных органов – формирование правильного носового дыхания; - профилактика вредных привычек (сосания пальцев, пустышки, соски, посторонних предметов), языка, щёк, профилактика неправильной осанки и позы; - наблюдение за функцией языка при глотании (зубные ряды сомкнуты, кончик языка располагается в области верхних передних зубов с небной стороны); - нарушение функций зубочелюстной системы жевания, глотания, дыхания, речи; - профилактика кариеса и его осложнений.


Сбалансированное питание Пластические процессы, происходящие в организме ребёнка, требуют больших энергетических затрат. Прибавка массы тела идёт особенно активно в 1-й год жизни. К 4-5 мес. масса тела удваивается, а к мес. утраивается. Рост увеличивается за первый год на 25 см. Источники энергии – это углеводы, жиры, белки. Правильное соотношение белки – жиры – углеводы Суточная потребность в энергии у ребёнка должна удовлетворяться на 50-60% за счёт углеводов, содержащихся в зерновых продуктах, овощах и фруктах, на 15-20% за счёт белков, на 25-30% за счёт жиров. месяцы белки жиры углеводы,5 От 1 года 114


Грудное вскармливание детей раннего возраста – можно рассматривать как один из видов профилактики. Женское молоко содержит основные питательные вещества – белки, жиры, углеводы в наиболее благоприятном для усвоения детским организмом в соотношении 1:3:6. Грудное вскармливание является важным психологическим фактором для формирования нормальной психики ребёнка и его отношения к матери. Кормящая мать должна ежедневно получать грамм мяса, 50 грамм масла, 1 яйцо, 800 грамм овощей и фруктов, не более 500 грамм хлеба. Если ребенку дают соску то, при сосании (она обычно имеет легко растягивающееся отверстие) мышцы щёк, губ выдвигающих нижнюю челюсть получают меньшее напряжение. Тоническое напряжение мышц падает. Эффективность грудного вскармливания снижается. Ребёнок с большим удовольствием сосёт из бутылочки. Это приводит к недоразвитию мышц выдвигающих нижнюю челюсть. Происходит сдвиг нижней челюсти, формируется аномалия в виде дистального сдвига нижней челюсти. Частое и длительное нахождение соски, пустышки в полости рта формирует привычку сосания для успокоения ребёнка. Поэтому на втором и третьем году жизни вредная привычка сосания соски или других предметов (взамен соски) нарушает правильное формирование челюстей, формируется открытый прикус.


Если ребёнку первого года жизни нужно дополнительное питание, то пищу надо давать с помощью пипетки, чайной ложки, небольшой чашки. В настоящее время множественный кариес временных зубов у детей трехлетнего возраста рассматривают как результат действия 3-х основных факторов: патология беременности или родов, высокая степень инфицированности полости рта стрептококками и неправильное питание в первые годы жизни ребёнка. Такой кариес получил название – кариес молочной бутылочки. Он возникает у ослабленных детей, часто сосущих сладкое питьё из соски между основными кормлениями и в течение ночи. Отсюда понятна роль грудного вскармливания. Нарушение питания является одной из причин формирования различных патологических процессов в тканях и органах. Понятие «рациональное питание» включает введение в рацион основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов в оптимальных соотношениях. Современные дети стали есть меньше молочных продуктов, балластных веществ, меньше пьют чай, молоко, питьевую и минеральную воду, больше употребляют колбасных изделий, много едят сладкого, выпечки, конфет; пьют сладкие напитки, лимонады, йогурты. Это ведёт к повышению веса и кандидозу.


Надо знать 10 правил приёма пищи для здоровых детей: Принимать пищу 4 раза в день. Не отказываться от жесткой пищи. Долго грызть и жевать твёрдые овощи, фрукты и орехи. Откусывать пищу передними зубами. Измельчать пищу только боковыми зубами. Снимать пищу с ложки губами, не засовывая ложку в рот. Пережевывать пищу тщательно, глотать пищу измельчённой, не запивая. Заканчивать приём пищи твёрдыми овощами и фруктами (морковь, яблоко, груша), сыром. Полоскать рот водой после каждого приёма пищи (использовать не менее половины стакана). Не есть сладкое между приёмами пищи. Разрешить себе сладости 1- 2 раза в неделю в небольшом количестве, после чего прополоскать рот водой. Употреблять ежедневно молочные продукты. Пить соки через трубочку.


Главное надо соблюдать режим питания. Чтобы пища была разнообразной. Использовать рациональные способы кулинарной обработки продуктов. Иметь знания о биологической и химической ценности продуктов. Знать о потребностях ребёнка в пищевых веществах зависимых от возраста. Питание должно быть 4-х разовым, кратность приёма пищи 4 часа. Обычно это: Завтрак, обед, полдник, ужин. Или завтрак, второй завтрак, обед, ужин. Завтрак и ужин должны составлять 50% суточной калорийности (завтрак 35-40%, ужин 10-15%). Желательно иметь фиксированные часы приёма пищи.


В рацион ребёнка как источник медленно всасываемых углеводов 4 раза в сутки должны быть включены зерновые культуры. 1 раз в виде каши и 3 раза в виде хлеба. Каши преимущественно из «тёмных» круп – геркулес, греча. Или смеси «белых» и «тёмных» - (геркулес и манная крупа, рис и греча). В «тёмных» крупах больше витаминов группы В и железа. Также предпочтительно употреблять ржаной хлеб, так как он содержит больше клеточных оболочек. 4 раза в сутки должны быть использованы овощи. Предпочтительнее употреблять темно-зелёные, жёлтые и оранжевые овощи и фрукты. Использование овощей 2 раза в сутки считается минимальным: 1 раз в виде салата, 2-й раз в виде гарнира. Картофель относится к углеводам (легкоусвояемым). Фрукты - 2 раза в сутки – яблоки местного произрастания или любые зелёные яблоки, зрелые фрукты и ягоды. Белковые продукты желательно использовать 4 раза в сутки, яйцо 1 шт. (при отсутствии аллергических реакций), мясо ежедневно, рыбы минимум 3 раза в неделю, творог 3-4 раза в неделю. Молоко может быть представлено и в виде кисло-молочных продуктов 2 раза в сутки. В рацион обязательно должно входить растительное масло как источник жиров класса омега – 6 и витамина Е; сливочное масло – витамин А.


Большую роль в профилактике стом. заболеваний играет гигиена полости рта. С момента появления первых временных зубов, родители должны чистить зубы детям, используя, в начале щётку напальчник с минимум зубной пасты (булавочная головка на 1-3 зуба) и постепенно увеличивать дозу, чтобы к моменту полного формирования зубов молочного прикуса её количество не превышало 0,5 см. Родители чистят зубы сами до 2-х лет. К этому времени ребёнок должен привыкнуть к гигиенической процедуре. С 2-х лет можно заменить щётку напальчник на обычную щетку для детей младшего возраста. В 2 года ребёнок должен начать учиться пользоваться зубной щёткой самостоятельно. Первый год под непрестанным родительским контролем. Если хорошо чистит сам, то родители чистят 2-3 раза в неделю. Родители должны перечищать ребёнку зубы ежедневно до тех пор, пока не приучать его проводить эту процедуру самостоятельно. К 4-м годам ребёнок должен свободно управляться щёткой, но всё ещё под контролем взрослых. Только после 5-ти лет следует несколько ограничить контроль периодическим наблюдением. Вообще постоянно контролировать ребёнка необходимо до 8-ми лет.


Начиная с момента появления первого зуба можно использовать лечебно-профилактические зубные пасты, рассчитанные на детей до 2-х лет. Надо использовать хорошие зубные пасты, чтобы не отбить желание чистить зубы. Лучше использовать гелевые пасты. Зубная щётка для ребёнка тоже должна быть специфичной. У зубной щётки: ручка должна быть чем больше, тем лучше, но, при этом головка должна быть маленькая.




Следует напомнить, что ребёнок 2-4-х лет при самостоятельной чистке зубов заглатывает до 70% пасты, а от 5-7-ми лет 50-60%, больше 8-ми лет 30%, взрослые 7% пасты. Рекомендуемые зубные пасты: Rocs, Elmex, Новый жемчуг, Colgate, Silka, Сплат и другие. Зубные щётки фирм: Новый жемчуг, Oral-B, Colgate. Ребёнку до 2-3-х лет рекомендуются зубные пасты без фтора, а ополаскиватели без спирта. ОПОЛАСКИВАТЕЛИ ДЛЯ ПОЛОСТИ РТА Изготовлены на основе натуральных компонентов. Содержат экстракт ламинарии, который обладает ранозаживляющим и противовоспалительным действием. В состав включены соединения кальция, фосфора и магния, которые являются основными структурными компонентами твердых тканей зубов. Не содержат: фтор, спирт, лаурилсульфат натрия, антисептики.


Средства эндогенной профилактики кариеса. Эндогенное использование препаратов фтора. В регионах с пониженным содержанием фтора, начиная с 2-х лет ежедневно следует давать фторсодержащие препараты. Исключением являются регионы с низким содержанием йода (например г. Иркутск), т.к. эндогенное применение фтора блокирует усвоение йода в организме. В Иркутске содержание фтора в среднем равно 0,3 – 0,4 мг/л (микрограмм на литр). «Витафтор» Применяют с 1-го года, по ½ чайной ложке, однократно во время еды 1 месяц. Перерыв 2 недели, курс повторяют через 2 недели. Повторные курсы 4-6 раз в год. Содержит: натрия фторид; витамины А, В, С. Противопоказания: гипервитаминоз А и Д; фтора больше 1,5 мг/л. Натрия фторид (таблетки 1,1 и 2,2 мг) или Натриум флюоратум (таблетки для рассасывания 1 мг) Состав: в 2,2 мг содержится 1 мг фтора. Дозировка: Если фтора меньше 300 мкг/кг в питьевой воде: - до 2-х лет – 250 мкг 1 раз в сутки; года – 500 мкг 1 раз в сутки. Дозировка: фтора мкг/кг в питьевой воде: - до 2-х лет – 125 мкг 1 раз в сутки; года – 250 мкг 1 раз в сутки. Противопоказания: если фтора больше 700 мкг/кг.


«Д-флюореттен 500» Состав: витамин Д, натрия-фторид. Дозировка: с конца первой недели жизни и ежедневно. «Анти-кариес» Состав: натрий фтористый, глюконат кальция, цветочная пыльца. Дозировка: дети от 3-х до 6-ти лет по ½ таблетке в день. Если в воде меньше 0,3 мг - с 6 мес. до 2-х лет. – 0,25 мг., 2-4 года – 0,5 мг., лет 1 грамм. Если в воде содержится 0,3 – 0,7 мг/л – то фтора с 2-х лет 0,25 мг. Если больше 0,7 мг вообще нельзя принимать.


Эндогенная профилактика при дефиците кальция. Рекомендуемая дозировка: года 600 мг. кальция лет 800 мг. Кальция. Используются следующие препараты: Кальцинова - до 1-го года 0,5 ст. ложки в гранулах - с 1-го до 2-х лет 1 ст. ложка года 2 ст. ложки или 2-3 таблетки - с 4-х лет 4-5 таблеток Кальцид - от 0 до полугода 1 таблетка 1 раз - полгода-год 1,5 таблетки 1 раз лет 1 таблетка 2 раза - Алфавит Наш малыш витаминно-минеральный комплекс, созданный специально для детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Выпускается в форме порошков. Принимается по 1 порошку 3 раза в день. Гипоаллергенность комплекса обеспечена за счет разделения веществ. Обеспечивает % от рекомендуемых суточных норм. Назначается на месяц, повторное назначение возможно через дней перерыва. Кальцемин, Сa-D3-Никомед, Витрум-Сa-D3, Кальцевит и другие препараты кальция. Также используются комплексы витаминов и минералов где есть фтор и кальций. Например, Цыгапан детский с 3- х лет, Мультитабс, Компливит, Алфавит, Санасол, Киндер-биовиталь, Алвитил и другие.


Применение средств местной профилактики. а) Средства направленные на подавление микрофлоры. Источником микробов для ротовой полости ребёнка являются матери или другие ухаживающие за ним взрослые. Поэтому нельзя целовать ребёнка в губы, облизывать соску. Способом снижения числа микроорганизмов в полости рта является использование различных форм хлоргексидина (в виде зубных паст, ополаскивателей, гелей, лаков). Их применение возможно и у матери, и у ребёнка. При сравнивании использования хлоргексидина- и фторидсодержащего геля оказалось, что уровень S. mutans значительно снижался после обработки зубов хлоргексидинсодержащим гелем (через 4 недели), а фторид через 12. Оптимальным является использование биклюконата хлоргексидина в виде 1-но минутной ротовой ванночки. Хороший результат дает применение лака «Cervitek», содержащего 1% раствора хлоргексидина и тимола. Местная аппликация различных средств, обладающих антимикробными свойствами перспективна для стабилизации и профилактики раннего кариеса. Следует отметить, что средства содержащие хлоргексидин нельзя применять долго. Кратность и длительность процедур назначает стоматолог. б) Средства направленные на повышение резистентности зубов. Стимуляция процессов реминерализации чрезвычайно важна как для интактных зубов пациента, имеющего высокий риск развития кариеса, так и для имеющих разную степень поражения зубов пациента с высоким уровнем интенсивности кариеса. В этой связи необходимо обратить внимание на новые реминерализирующие системы, удобные для применения у самых маленьких детей.


«Tooth Mouss» Состоит из казеинфосфопептида, получаемого их коровьего молока. Он хорошо связывается с твердыми тканями зубов. У детей 3-х лет аппликации геля проводится с помощью индивидуальной ложки для ремтерапии, у самых маленьких втирается пальцем в поверхности зубов. Гель «R.O.C.S» Является источником кальция, фосфора и магния. Детям старшего возраста проводится с помощью индивидуальной ложки на ночь, маленьким – после традиционной гигиены наносится на зубы другой щеткой, втирается и оставляется на ночь. Является источником кальция, фосфора и магния. Детям старшего возраста проводится с помощью индивидуальной ложки на ночь, маленьким – после традиционной гигиены наносится на зубы другой щеткой, втирается и оставляется на ночь. «Белагель Кальций-фосфор» Содержит кальций, фосфор, магний. Желательно применение с каппой. Также возможно применение 5% раствора глюконата кальция и 2,5% раствора кальция глицерофосфата в виде аппликаций.



В последние годы для профилактики кариеса зубов применяется метод глубокого фторирования, предложенный профессором Кнаппвостом с помощью ЭГЛ и ДГЛ. ЭГЛ и ДГЛ обладают длительным дезинфицирующим и реминерализирующим действием на твердые ткани. В результате реакции образуется высокомолекулярный полимер кремниевой кислоты с субмикроскопическими кристалликами фтористого кальция и фтористой меди. Нанофториды сохраняются в воронках дентинных канальцев от 6 до 12 месяцев постепенно выделяя фтор. А при обработке ЭГЛ образуются кристаллики фторида- кальция, фторида-магния, фторида-меди. Эти кристаллики создают оптимальную среду ионов фтора, которые в совокупности с минеральными солями слюны обеспечивают долговременную реминерализацию, усиливая её почти в 100 раз. Наличие ионов меди обладающих постоянно возобновляющейся бактерицидной активностью, значительно уменьшает способность микробов образовывать зубной налёт, что также играет немаловажную роль в профилактике кариеса. В Росси создан аналог этого препарата «Глуфторэд». Эти препараты дают хороший результат при проведении профилактики и лечении кариеса. В нашей поликлинике совместно с кафедрой ГИДУВА стоматологии детского возраста начали применять ЭГЛ и ДГЛ с 2007 года для лечения кариеса у детей раннего возраста.




Дополнительно были даны рекомендации по питанию, режиму питания (отказ от ночного питья из бутылочки подслащенных напитков и по гигиене), назначены витаминно-минеральные комплексы. Дети наблюдались в течение года 3 раза. Через 12 месяцев у пациентов не отмечается прироста кариеса, не отмечены случаи осложнения кариеса и удаления зубов по поводу осложнений. Таким образом подтверждена эффективность метода глубокого фторирования для предупреждения кариеса и развития его осложнений при лечении детей дошкольного возраста. Детям раннего возраста можно проводить герметизацию фиссур СИЦ – кемфилом. В ходе проводившегося диспансерного наблюдения детей раннего возраста установлено, что обращение к врачу стоматологу на первом году жизни ребёнка является оптимальным возрастом для проведения индивидуальной медицинской профилактики кариеса временных зубов. Сроки обращения - после прорезывания первых зубов. Последовательное и обоснованное проведение лечебно-профилактических процедур в полости рта позволяет существенно снизить заболеваемость кариесом у детей дошкольного возраста, а также в 4 раза сократить частоту возникновения пульпита и периодонтита, в зубах, пораженных гипоплазией эмали, осложнённой кариесом. Таким образом, необходимым условием профилактики стоматологических заболеваний у детей является своевременное обращение ребёнка к стоматологу.




Слайд 2

Антенатальная профилактика – воздействие на организм ребенка до его рождения через организм матери.

Слайд 3

Беременные женщины представляют собой особую группы пациентов: во время беременности у женщины ухудшается состояние полости рта (кариес и другие заболевания). Считается, что все предрасположенности к заболеваниям закладываются во внутриутробном развитии.

Слайд 4

Цели стоматологической помощи беременным:

Улучшить стоматологический статус самой беременной женщины Осуществить антенатальную профилактику кариеса у детей

Слайд 5

Нарушение стоматологического статуса у беременной женщины связано с:

  • Слайд 6

    1. Риск развития кариеса во второй половине беременности. В связи с изменением обмена кальция в организме. В норме это проходит незаметно, но если женщина страдает частыми токсикозами (гистозами), заболеваниями ЖКТ, хроническими заболеваниями почек, тогда распределение кальция более заметно: кости более порозни, меньше кальция в слюне, эмаль кальция недополучает, активное развитие кариозного процесса. Строительства скелета плода начинается после 20 недели беременности.

    Слайд 7

    2. Заболевания пародонта. Гингивиты и пародонтиты. Включают в себя патологию десны, костной ткани и цемента корня. Эти изменения связаны с нарушением гормонального фона.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Отмечается повышенный выброс гормона гипофиза и половых желез. Увеличивается выработка гонадотропного и тиреотропного гормона, это приводит к отеку кожи и слизистых оболочек (в том числе и ПР). Прогестерон и эстроген усиливают ороговение слизистой ПР и провоцируют отек. На слизистой накопление больших пластов слушенного эпителия – это благоприятно для развития патогенной микрофлоры в ПР.

    Слайд 10

    В результате гипертрофия и гиперемия десен, далее развитие пришеечного кариеса в связи с длительным воспалением десны. Активизируются процессы чрезмерного образования тканей десны. Опухолеподобные образования – эпулисы. Наросты десны в виде сосочков или грибов.

    Слайд 11

    Признаки активизации кариозного процесса:

    Характерно для людей с заболеваниями обмена веществ, подростки, беременные женщины. Появление белых пятен на эмали (кариес в стадии белого пятна - очаговая деминерализация эмали).

    Слайд 12

    Появление новых кариозных полостей за короткий промежуток времени. Быстрое выпадение пломб. При соблюдении всех технологий мы можем наблюдать рецидив вокруг пломбы, сколы пломб и т.д. Кариозный процесс протекает достаточно активно.

    Слайд 13

    Факторы, способствующие развитию стоматологических заболеваний у беременной женщины:

    Слайд 14

    Общесоматическая патология -нарушение обмена веществ, хронические заболевания ЖКТ, хронические энтероколлиты и заболевания желчевыводящих путей, заболевания почек (пиелонефрит) и щитовидной железы (гипотиреоз).

    Слайд 15

    Наличие зубочелюстных аномалий (сужение верхнего и нижнего зубного ряда (скученность зубов), аномалии уздечек (короткие уздечки языка и губ – натяжение их приводит к ишемии тканей десны), мелкое преддверье ПР (натяжение тканей, переходной складки, ишемия десны, воспаление). Неудовлетворительная гигиена полости рта.

    Слайд 16

    Исследования показали, что у 94% беременных женщин возникает необходимость в терапевтическим лечении и 54% нуждаются в ортопедической помощи.

    Слайд 17

    Особенности внутриутробного периода развития зубочелюстной системы:

  • Слайд 18

    4 – 5 неделя – происходит формирование челюстных костей плода и мягкие ткани лица. Воздействие агрессивных факторов приводит к формированию расщелин.

    Слайд 19

    Слайд 20

    6 – 7 неделя – закладка зачатков временных зубов, зубы могут не заложиться или сверхкомплектные зубы.

    Слайд 21

    17 – 18 неделя – начинается закладка зачатков постоянных зубов. Может развиться адентия или сверхкомплектные зубы

    Слайд 22

    Слайд 23

    20 неделя – начинается минерализация зачатков молочных резцов. Эмаль может быть слабоминерализованной, будущие зубы кариесвосприимчивые. Могут формироваться некариозные поражения такие как гипоплазия эмали.

    Слайд 24

    Слайд 25

    28 неделя – начинают минерализоваться зачатки молочных клыков и моляров. Идет активная минерализация скелета плода.

    Слайд 26

    32 – 34 неделя – начинается минерализация зачатков первых постоянных моляров. 38 неделя – начало минерализации первых постоянных резцов.

    Слайд 27

    Нарушение внутриутробного периода развития приводит:

    Диспропорция роста и нарушение созревания органов и систем Морфологическая и функциональная незрелость тканей и органов зубочелюстной системы У ребенка формируется предрасположенность к кариесу и развиваются различные некариозные поражения твердых тканей зубов

    Слайд 28

    Факторы, нарушающие нормальное формирование ЗЧ системы:

    Хронические заболевания женщины (экстрагенетальная патология) Гистозы второй половины беременности, наследственные факторы Профессиональные вредности Хроническая стрессовая ситуация

    Слайд 29

    Программа стоматологической помощи беременным женщинам:

    Постановка беременной женщины на диспансерный учет (в первые 12 недель). Стоматолог разрабатывает кратность посещений. По стандарту: до 20 недели - 1 раз в месяц, с 20-32 недели- 2 раза в месяц, после 32 недели 3 раза в месяц. Но хотя бы появление один раз в триместр.

    Слайд 30

    Мероприятия:

    Санация полости рта (до беременности) Проводится лечение кариеса зубов Следить за заболеваниями пародонта. !Пародонтогенные токсины легко проходят гематоплацентарный барьер

    Слайд 31

    Особенности санационных мероприятий:

    Идеальное время лечения второй триместр (в другое время нельзя назначать рентгенодиагностику, антибиотики, идет органогенез; в третьем триместре стрессовый фактор может вызвать начало родовой деятельности, беременную женщину нельзя лечить лежа – матка с плодом может прижать нижнюю полую вену – падение АД, головокружение, частый пульс, потеря сознания, при необходимости лечат сидя, в крайнем случае полусидя.

    Слайд 32

    Противопоказаний к анестезии нет. Использовать артикаиновый ряд анестетиков, 1: 200 000 – содержание вазоконстриктора. Не назначаются антибиотики – тетрациклин (нарушение минерализации), не назначается аспирин – разжижение крови. Своевременное удаление разрушенных зубов

    Слайд 33

    Профилактические курсы, направленные на предотвращение кариеса и предотвращение заболеваний пародонта:

    Прогнозирование кариеса у беременной женщины (тест эмалевой резистентности, клиническое определение скорости реминерализации эмали и др.) высокий риск или низкий. Коррекция кальциевого обмена.

    Слайд 34

    Назначение препаратов кальция внутрь. Это спорный вопрос. С одной стороны это жизненно необходимый элемент. Суточная потребность здорового человека до 25 лет 1000 мг/сут, после 25 лет 800 мг/сут. У беременных 1500 мг/сут. У кормящих 2000 мг/сут. У детей 600 – 800 мг/сут.

    Слайд 35

    Препараты кальция: кальций Д3 никомед – беременность и лактация, содержит карбонат кальция; Кальциймид – из створок мидий, содержит цитрат кальция; Витрумкальциум – карбонат кальция; Гравинова; Кальцийсандесфорте. Глюконад и глицерофасфат кальция плохо всасываются в ЖКТ – они не назначаются. На первом месте цитрат на втором карбонат кальция. Назначаются во второй половине беременности, но посоветоваться лучше с акушером -гинекологом, наблюдающим врачом.

    Слайд 36

    Знать о хронических заболеваниях почек, хронические энтероколиты сопровождающиеся диареей. Пища, богатая фосфатами, ингибирует кальций, также крепкий чай и кофе.

    Профилактика стоматологических заболеваний у детей в возрасте от 6 до 12 лет Работу выполнил: студент 4 курса стоматологического факультета Сафарян Д.А. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М. Сеченова


    Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний. Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания


    Методы профилактики основных стоматологических заболеваний: Стоматологическое просвещение населения Обучение правилам рационального питания; Обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта; Эндогенное использование препаратов фтора; Применение средств местной профилактики;


    Методы стоматологического просвещения Беседы Лекции Семинары Уроки здоровья Игры и т.д. Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия. Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток – отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом. Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная. Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка. понимание => убеждение => навык => привычка.">


    Общая характеристика периода от 6 до 12 лет Продолжается прорезывание постоянных зубов и замена молочных. Это состояние называется "сменным" прикусом. У уже прорезавшихся зубов заканчивается (полностью к 14 годам) формирование корней (т.е. вначале они не сформированы, и зуб уже есть «на улице», а корень его в челюсти только продолжает свое формирование и через какое-то время закрывается его верхушка). Окончательно формируется и приобретает постоянный размер верхнечелюстная пазуха, т.к. в более раннем возрасте ее развитию "мешают" находящиеся в челюсти зачатки постоянных зубов. Уплотняется структура костной ткани челюстей.


    Типичные проблемы и симптомы периода Характерными проблемами данного возраста являются увеличение кариозных зубов за счет еще более плохой гигиены (дети идут в школу, им становится некогда качественно это делать по утрам, снижается и контроль со стороны родителей - детей школьного возраста уже принято считать самостоятельными).


    Типичные проблемы и симптомы периода Очень характерными в этом возрасте становятся и травмы: отломы коронок постоянных резцов (возможно при посещении спортивных секций либо во время самостоятельных прогулок на зимних горках). Сложности этих травм состоят в том, что при отломе коронки зуба часто обнажается пульпа зуба (сосудисто- нервный пучок внутри эмали и дентина), а удалить "нерв" и запломбировать канал в ряде случаев не представляется возможным, так как корень зуба еще не сформирован (не закрыта его верхушка в челюсти, и он представляет собой раструб, как бы открытую воронку, а не закрытый конус как у взрослых). Поэтому лечение таких зубов проводится под длительным и постоянным наблюдением, требует бережного контроля, врачи как бы доращивают корень зуба, и только потом при необходимости пломбируют канал.


    Типичные проблемы и симптомы периода Сформировываются патологии прикуса (сосание карандаша или ручки во рту во время учебы), открытый прикус (дети идут в школу, увеличивается нагрузка на иммунитет, учащаются простудные заболевания, как возможный результат невылеченных насморков – аденоиды и, соответственно, преимущественно ротовое дыхание, и в результате патологии прикуса). Если постоянные жевательные зубы не были герметизированы, то следующий за кариесом воспалительный процесс в пульпе (пульпит) также представляет сложность в лечении по причине несформированных еще корней (только жевательные зубы - это уже многокорневые зубы, т.е. еще более сложные в лечении при несформированных корнях в данном возрасте). Корни 6-х зубов окончательно формируются, как правило, к годам, корни резцов к 8-10 годам.


    Обучение правилам рационального питания Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания. Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зубов. Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания: - высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара; - увеличение частоты приема пищи; - уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»; - уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.


    Пасты и гели для чистки зубов зубные порошки ополаскиватели полости рта жевательные резинки, не содержащие сахара зубные щетки приспособления для очищения языка межзубные щетки (ершики) зубные нити зубочистки межзубные стимуляторы ирригаторы полости рта средства для ухода за съемными ортопедическими и ортодонтическими конструкциями красители для самостоятельного выявления зубных отложений Межзубные ершики, зубные нити, зубочистки, межзубные стимуляторы и однопучковые специальные зубные щетки можно объединить в группу интердентальных средств гигиены полости рта Средства для индивидуального ухода за полостью рта включают:


    Зубная паста это комбинации абразивного материала и отдушки, связанных между собой в когезионную массу; с помощью зубной щетки она используется для чистки доступных поверхностей зубов. Основными компонентами зубной пасты являются: абразивные (соскабливающие) гелеобразующие и пенообразующие вещества красители отдушки и вещества, улучшающие вкусовые качества активные реагенты, обеспечивающие лечебно-профилактические свойства пасты Зубные пасты


    Фторидсодержащие зубные пасты Зубные пасты Эльмекс-гель, содержащий мг/кг олафура, рекомендуется для использования один раз в неделю детьми в возрасте от 6 лет и старше с повышенным риском возникновения кариеса зубов под наблюдением взрослых. Применение геля показано также при использовании ортодонтических аппаратов. Гель, как и паста, используется для чистки зубов в течение 2 мин. Дети не должны проглатывать гель. После чистки следует прополоскать рот водопроводной водой.


    Фторидсодержащие зубные пасты Эффективность фторидсодержащих паст зависит от содержания в них фторида. Противокариозный эффект зубной пасты, усиливается при увеличении концентрации фторида до 2500 мг/кг. Увеличение содержания фторида на каждые 500 мг/кг противокариозный эффект возрастает на 6%. Противокариозное действие пасты начинается при содержании в ней 250 мг/кг F -. Европейской комиссией установлен предел для концентрации фторида, который не должен превышать 1500 мг/кг. Для профессионального местного использования фторида в стоматологии выпускаются гели с содержанием мг/кг F -. Зубные пасты


    Зубные пасты для детей Требования, предъявляемые к детским зубным пастам, следующие: Низкая абразивность. Для временных зубов и только что прорезавшихся постоянных зубов, а также при пониженной кислоторезистентности эмали оптимально использование гелевых паст. Значение RDA для детских паст не должно превышать SO. Отсутствие вкусовых добавок, способных вызвать желание ребенка есть пасту или приучить его к сладкому вкусу. Предпочтительно использование нейтральных, мятных или фруктовых ароматизаторов, которые не вызывают неприятия у ребенка. Привлекательный внешний вид и удобная для использования ребенком упаковка.


    Зубные пасты для детей Зубные пасты для детей 7-12 лет: Blend-a-med (Junior Gel) (NaF, фосфаты); Colgate junior (0,15 % NaF 680 ч/млн F -); Colgate junior super star (0,76 % Na 2 PO 3 F 1000 ч/млн F -); My first Colgate (NaF); Dental dream for children (0,5 % Na 2 PO 3 F 660 ч/млн F -, кальция лактат); Four Fruit (Na 2 PO 3 F, NaF); Mildfresh junior (0,76 % Na 2 PO 3 F ч/млн F -); Sanino Junior (Na 2 PО 3 F); Новый жемчуг Юниор 7-12 лет (0,76 % Na 2 PO 3 F 1000 ч/млн F -, масло чайного дерева); Детский жемчуг комплекс (Na 2 PO 3 F 500 ч/млн F -, кальция глицерофосфат); Каримед детский (NaF, кальция глюконат); Продент для подростков (NaF + Na 2 PО 3 F).


    Зубные пасты для детей При использовании зубных паст детьми, особенно в период обучения чистке зубов, необходим контроль со стороны родителей. Известно, что антибактериальное и реминерализирующее действие зубных паст осуществляется, когда паста находится во рту не менее 23 мин, что требует тщательной чистки зубов.




    Подушечка для чистки языка!!! Маленькая овальная головка щетки с окантовкой из мягкого материала Зона нанесения зубной пасты Многоуровневые щетинки Нескользкая, мягкая, объемная ручка с изгибом для большого пальца Зубная щетка для ухода за ротовой полостью детей старше 5 лет, у которых все еже остаются молочные и уже появились постоянные зубы. Для эффективной чистки зубов смешанного расположения и очистки языка Для приучения детей к правильной гигиене ротовой полости Для защиты десен Для нанесения рекомендованного количества зубной пасты Для более удобной и эффективной чистки зубов Для удобства и комфорта во время чистки зубов Colgate Smiles 5+ Colgate Smiles 5+






    Растворы для полоскания полости рта Для ежедневных полосканий применяют 0,05%, а для еженедельных 0,20% раствор фторида натрия. Растворы для полосканий рекомендуются как для индивидуального использования, так и в группах детей в школьных классах. Растворы для полоскания полости рта принято делить на две группы растворы, содержащие противомикробные средства первого и второго поколений. Большинство из выпускаемых в настоящее время растворов принадлежит к первому поколению, поскольку их активные компоненты способны блокировать рост микроорганизмов в течение всего лишь 30 мин, а некоторые из них действуют даже меньше 30 мин.


    Зубные щетки В настоящее время в продаже имеется множество моделей зубных щеток, отличающихся между собой по размеру и форме рабочей головки, длине и типу эластичных ворсинок, соотношения утла головки щетки по отношении к ее ручке и т.д. Различия в дизайне зубных щеток, а также химический состав и расположение ворсинок и их пучков послужили предметом многочисленных исследований и публикаций на тему выбора оптимального образца зубной щетки. литературе доминирует положение о том, что округленные на конце ворсинки щетки должны быть мягкими, сделанными из нейлона, и собраны в пучок на короткой головке. Каждая зубная щетка состоит из ручки и рабочей части-головки с посаженными в нее кустиками щетинок. В последнее время для изготовления щеток используется синтетическое волокно (нейлон, сетрон, перлон, дерлон, полиуретан и др.).


    Зубные щетки Существует 4 степени жесткости зубных щеток: жесткие, средней жесткости, мягкие и очень мягкие. Исключение составляют детские зубные щетки, которые изготавливаются из мягкой и очень мягкой щетины. Наиболее эффективны щетки средней жесткости и мягкие, так как их щетинки, будучи более гибкими, очищают десневую бороздку и лучше проникают в межзубные промежутки. Очень мягкие щетки рекомендуется использовать в период лечения заболеваний пародонта, когда состояние десны не позволяет проводить энергичную чистку зубов. При нормальном состоянии зубов и пародонта рекомендуется использовать щетки средней жесткости и мягкие.


    Зубные щетки Для детей до 12 лет рекомендуются мягкие щетки с рабочей головкой до 25 мм. Важно следить родителям за состоянием щетки. В зависимости от ее качества щетка может использоваться для чисток зубов, т.е. в течение 2 мес (Marthaler T.M., 1988; 1990). А – 3 ряда пучковБ – 4 ряда пучков Размеры и количество пучков ворсинок зубных щеток для детей в возрасте от 2 до 12 лет (А) и в возрасте старше 12 лет (Б)


    Зубные щетки При выборе зубной щетки следует руководствоваться следующими основными правилами (Marthaler T.M., 1990) : щетка должна иметь удобную ручку и не вращаться во время чистки конструкция щетки не должна определять ее движения щетка не должна способствовать горизонтальным движениям; (г) щетка должна соответствовать возрасту человека


    Уход за полостью рта с использованием зубной щетки компании (2 раза в день после еды чистите зубы не менее 2 мин, язык – 10 с) Внешнюю поверхность зубов очищают выметающими движениями в направлении от десны к краю зуба. Головку щетки располагают под углом в 45 0 к очищаемой поверхности Внутреннюю поверхность задних (жевательных) зубов следует очищать круговыми движениями, передних зубов – короткими вертикальными движениями Жевательную поверхность зубов чистят, перемещая щетку вперед-назад. Более высокая щетина на кончике щетки обеспечивает лучший доступ к задним зуба Для очищения языка используется уникальная подушечка на обратной стороне головки щетки, позволяющая удалить бактерии, вызывающие появление неприятного запаха изо рта


    Методы чистки зубов Методы чистки зубов, рекомендованные многими авторами, отличаются между собой по характеру движения зубной щетки по поверхности зубов, а именно вертикальные, горизонтальные, круговые, вибрирующие и выметающие. Детальный анализ имеющихся данных литературы свидетельствует о существенных разногласиях авторов в оценке их эффективности, за исключением круговой методметод Басc Методы чистки зубов кругового и Басс-метода, которые признаются большинством исследователей как наиболее эффективные для полноценного удаления зубного налета. Зубная щетка под углом 45° по отношению к длинной оси зуба круговыми выметающими движениями освобождает поверхность зуба от зубного налета.




    Зубные нити флоссы Основные цели применения нитей тщательное удаление налета с труднодоступных боковых поверхностей, а также удаление остатков пищи, застревающих между зубами. Применяют вощеную и невощеную нить, круглую и плоскую, независимо от этого при правильном пользовании нитью эффективность очистки одинаковая. Плоская и вощеная нить более удобна, так как она легче проходит сквозь контактные точки, не рвется и охватывает большую поверхность зуба. С этой целью можно использовать шелковую или суровую нить.






    Силанты (герметики) для фиссур эмали Следующим этапом профилактического лечения после пломбирования активных кариозных поражений является покрытие (запечатывание) фиссур и ямок силантами, представляющими собой пластичный материал, выполняющий функции физического барьера для кариесогенных бактерий. Силанты могут остановить кариозный процесс на ранних стадиях его развития. Методика применения силантов довольна проста, однако требует тщательного выполнения инструкции производителя и особенно по предотвращению попадания влаги в операционное поле.


    Фтористый лак В настоящее время на рынке доминируют фтористые лаки Duraphat, Duraflor, Fluor Protector, Cavity Shield (фирмы Colgate Oral Pharmaceuticals; Pharmascience, Montreal, Canada; Ivoclar/Vivadent и OMNII Oral Pharmaceuticals соответственно). Duraphat, Duraflor и OMNII содержат в своем составе 5% фторида натрия, a Fluor Protector 0,1% фторида натрия.


    Подкисленные фосфатом гели фторида натрия Аппликации подкисленных гелей необходимо проводить с особой осторожностью, предупреждает возможность его проглатывания, и в этой связи Комитет экспертов ВОЗ по стоматологии рекомендовал руководствоваться следующими правилами: количество геля, помещаемого в назубную каппу, не должно превышать 2 мл или 40% от ее объема для аппликации отдельных зубов в индивидуально изготовленные каппах следует использовать не более 5-10 капель геля пациент должен находиться в кресле в сидячем положении, а его голова слегка наклонена вперед следует постоянно использовать слюноотсос во время аппликации геля на зубы керамические коронки и элементы протезов необходимо покрывать вазелином удалить остатки слюны с помощью слюноотсоса по завершении аппликации длительность аппликации должна составлять не более 4 мин, после аппликаций пациенту не рекомендуется принимать пищу в течение 30 мин. При активном течении кариеса рекомендуется повторять аппликации геля каждые полгода не оставлять пациента без присмотра во время аппликации хранить гель в недоступном для посторонних месте


    Патогенетическая профилактика Реминерализующая терапия «Ремодент» «Остеовит» «Вита» Реминерализующие кальций-фосфатсодержащие гели Реминерализующие растворы, получаемые диализом раствора солей через полупроницаемые мембраны Фторпрофилактика Редукция кариеса Полоскания 0,02-0,20% растворами фторидов40% Аппликации 1-2% расвторами и гелями фтора53% Чистка зубов фторсодержащими пастами16-30% Электрофоретическое введение фторидов29% Фтористые лаки40-45% Изоляция фиссур зубовДо 90% Глубокое фторирование по Кнаппвосту95%






    Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов Метод аппликации фтористых гелей Необходимо принять все меры для минимального заглатывания геля пациентом. Ограничить количество геля до 2 мл, что составляет приблизи­тельно 40% объема индивидуальной ложки. Ограничить количество геля, помещаемого на губку, до 5-10 капель. Посадить пациента в сидячее положение с наклоненной вперед головой. Использовать слюноотсос в течение всей процедуры. После процедуры пациент должен сплевывать слюну или держать слюноотсос 30 секунд. Держите контейнер с гелем вдали от пациента. Не оставляйте пациента одного. Продолжительность процедуры не должна превышать четыре минуты.


    Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов Самостоятельно используемые гели Необходимо принять все меры для минимального заглатывания геля пациентом. ФТОРИСТЫЕ ГЕЛИ Концентрация F - Использование самостоятельное использование (ppm) профессиональное применение (12300 ppm) 2 раза в год профессиональные процедуры 1 раза в неделю домашнее использование


    Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов Фтористые лаки Лаки наносятся на зубы кисточкой или с помощью специального шприца. Эффективность лаков подтверждена в коммунальных программах профилактики кариеса зубов. В последнее время использование фторлаков как альтернативного метода профилактики кариеса зубов увеличивается в связи с небольшой трудоемкостью для персонала и небольшой затратой времени для пациента. Применение фторлаков рекомендуется 2-3 раза в год у пациентов, находящихся под риском возникновения кариеса. Противопоказаний нет.


    Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов ПОЛОСКАНИЯ РАСТВОРАМИ ФТОРИДОВ Ежедневно Еженедельно 0,05% раствор фторида натрия (230 ppm) хранить в местах, недоступных для детей 0,2% раствор фторида натрия (900 ppm) (или 2 раза в неделю) не рекомендуется детям до 6 лет ВОЗ, 1994


    ФТОРСОДЕРЖАЩИЕ ЗУБНЫЕ ПАСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ Фториды фторид натрия монофлюорофосфат натрия аминофторид Эффективность Дозы фтора Использование Качество 2500 ppm - опасны 25% при чистке зубов всю жизнь детивзрослые При использовании с очень раннего возраста возможны легкие формы флюороза зубов Не рекомендуется



    Жевательная резинка не воздействует непосредственно на кариесогенные факторы микроорганизмы зубного налета субстрат (углеводы пищи) дефицит фтора за исключением F-содержащих Жевательная резинка стимулирует секрецию слюны минеральные вещества микроэлементы буферные свойства бактерицидные свойства удаление остатков пищи Тактика стоматолога в отношении широко распространенной среди населения привычки жевания резинок



    Разделы: Биология

    Цели и задачи урока:

    1. Повторить материал прошедшего урока “Строение и функции органов ротовой полости”.
    2. Изучить строение зуба, рассмотреть основные ткани, их строение и выполняемые функции.
    3. Рассмотреть основные причины стоматологических заболеваний и их профилактику.
    4. Закрепить новый материал в ходе выполнения лабораторной работы “ Количество зубного налета до и после чистки зубов”. Сделать вывод о необходимости ухода за ротовой полостью.

    Оборудование урока:

    1. Таблицы “Строение ротовой полости”, “Строение языка”,” Строение зуба”,”Основные ткани зуба”.
    2. Пробы водопроводной воды разных улиц города, таблица с результатами исследований воды.
    3. Рентгеновские снимки зубов с различными стадиями кариеса.
    4. Выставка гигиенических средств по уходу за полостью рта.
    5. Выставка литературы по теме урока.
    6. Диапроектор,экран,микроскопы,предметные стекла с зубным налетом.

    Ход урока.

    1. Вступительное слово учителя о значении органов ротовой полости для процесса пищеварения.

    2. Повторение пройденного материала:

    Вопрос учителя: Рассказать о строении и функциях органов ротовой полости:

    • языка,
    • слюнных желез,
    • зуба.

    Рассказ ученика по таблице “ Строение языка”.

    Язык состоит из корня, тела, кончика, имеет вкусовые сосочки нитевидные, грибовидные, листовидные, желобоватые. Язык выполняет следующие функции: определяет температуру и вкус пищи, перемешивает пищу со слюной, обеспечивает акт глотания, участвует в артикуляции речи, Язычная миндалина участвует в иммунных процессах.

    Рассказ ученика по таблице “ Органы ротовой полости”.

    У человека выделяют 3 пары слюнных желез: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные и мелкие слюнные железы (губные, небные, язычные) Слюнные железы выделяют слюну для смачивания пищи и склеивания пищевого комка (содержит фермент муцин), расщепляет крахмал до дисахаридов (фермент амилаза),обеззараживает пищу (фермент лизоцим).

    Рассказ ученика по таблице “Строение зуба”.

    Зуб состоит из коронки, шейки, корня. Внутри зуба находится пульпа с нервами и кровеносными сосудами. У взрослого человека 32 зуба, они делятся на резцы, клыки, большие и малые коренные. Зубы служат для откусывания и механического измельчения пищи.

    Учитель: Формирование зубов начинается на 6-7 неделе внутриутробного развития. Появляются зачатки молочных зубов по 10 на каждой челюсти. На 17-18 неделе появляются зачатки постоянных зубов, идет процесс минерализации тканей зубов, который продолжается и после их прорезывания в течение нескольких лет. Первые зубы прорезываются в 6-7 месяцев и до 3 лет, первые зубы молочные, их 20. К 12-13 годам зубы меняются на постоянные, в 18-30 лет прорезываются “ зубы мудрости” Таким образом, поврежденные зубы не могут вновь восстанавливаться, так как они были сформированы в период эмбрионального развития.

    3. Изучение нового материала.

    • Строение тканей зуба – рассказ ученика по таблице “Основные ткани зуба”.

    Твердые ткани:

    1. эмаль – содержит 95% минеральных веществ,выдерживает нагрузку до 400 кг. на 1 мм 2 . Толщина эмали 0,01 -1,7 мм,
    2. дентин – 70% минеральных веществ,
    3. цемент – 70,4% минеральных веществ, покрывает зуб в области корня.

    Мягкие ткани:

    пульпа – содержит кровеносные сосуды, нервные волокна, клетки одонтобласты (клетки наружного слоя пульпы имеют длинные отростки, пронизывающие дентин и доходящие до эмали). Пульпа регулирует обменные процессы в твердых тканях, формирует дентин, нервы передают болевые ощущения от верхних слоев дентина к пульпе.

    Учитель: Эмаль состоит из эмалевых призм – граненых “ цилиндрических волокон” толщиной 4-7 мкм, которые идут радиально от дентина к поверхности зуба. Призмы образуются из клеток зубного зачатка, функция этих клеток завершается задолго до прорезывания зубов, поэтому разрушенная эмаль не восстанавливается. Эмаль проницаема для многих органических и неорганических веществ, которые могут проникать в нее из пульпы и из полости рта. Эмаль прорезавшихся зубов более проницаема, чем эмаль взрослых, и в течение ряда лет она “созревает”.

    Именно в этот период особенно опасно действие неблагоприятных (кариесогенных) факторов, приводящих к нарушению физиологических процессов, а значит, и к заболеванию зубов.

    • Кариесогенные факторы:

    1 . Недостаток ионов фтора (норма 0,8 - 1мг/л.).

    Действие фактора: эмаль становится менее прочная, в целях профилактики применяют фторирование водопроводной воды, прием фторида натрия 180-250 дней, применяют фторосодержащие зубные пасты.

    При рассмотрении этого фактора ученики сообщают результаты исследовательской работы “Определение содержания ионов фтора в водопроводной воде”. Были использованы пробы водопроводной воды разных улиц города.(если пробы не содержат ионов фтора,то рекомендуется использовать фторосодержащие зубные пасты).

    2. Остатки пищи – образуется зубной налет, который создает благоприятную среду для микроорганизмов, образования молочной кислоты, что вызывает растворение эмали. Для удаления зубного налета необходимо полоскать рот или чистить зубы после приема пищи, ограничить прием углеводной пищи, можно применять жевательную резинку.

    При рассмотрении этого фактора уместно разыграть небольшую сценку:

    Зуб с налетом пищи:”Опять этот зубной налет!”

    Вбегают кариозные монстры и начинают водить хоровод вокруг зуба, радостно напевая::

    “А, зубной налет! Какая прелесть! Есть чем поживиться!”

    В это время по очереди входят стакан с водой, зубная паста и щетка, жевательная резинка и уводят кариозных монстров.

    Стакан с водой:

    “ Я помогу тебе, зуб. Прополощи рот после еды!” (уводит одного монстра)

    Зубная паста и щетка: “ Чистите зубы после еды – это поможет!” (уводят двух монстров)

    Жевательная резинка: “ А я самая вкусная защита от кариеса!” (уводит одного монстра)

    3. Курение вызывает образование налета на эмали, из-за перепада температуры в ротовой полости на эмали образуются трещины.

    Желательно отказаться от курения или использовать зубные пасты, укрепляющие эмаль.

    • Этапы развития кариеса – рассказ учителя с демонстрацией рентгеновских снимков.
    1. Изменение внешнего вида эмали зуба (становится тусклая, меловидная).
    2. Образование полости в зубе.
    3. Пульпит – воспаление пульпы зуба в результате проникновения микроорганизмов в пульповую камеру через кариозную полость.
    4. Периодонтит – воспаление корневой оболочки зуба, что вызывает отек мягких тканей лица, увеличение и болезненность лимфатических узлов челюстно-лицевой области. Периодонтит может проявляться в форме:

      остеомиелита – воспаление челюстных костей,
      абсцесса, флегмоны – это гнойные очаги в мягких тканях зуба,
      гнойных воспалений в шее, абсцессы мозга, печени и других органов,
      возможен смертельный исход.

    5. Хронический периодонтит – поражение внутренних органов, снижение иммунитета, аллергические заболевания из-за деятельности микроорганизмов и вырабатываемых ими токсинов.
    6. Гингивит – воспаление десны из-за зубного налета, скопившегося у шеек зубов, на деснах, в зубодесневом кармане. Проявляется покраснением десны, кровоточивостью десен при чистке зубов.
    • Профилактика заболеваний – рассказ учителя по выставке гигиенических принадлежностей и литературе.
    1. необходимо вести здоровый образ жизни;
    2. производить фторирование водопроводной воды;
    3. систематически посещать стоматолога с целью профилактического осмотра полости рта;
    4. проводить гигиенический уход за полостью рта: чистка зубов (3мин.):

      зубная щетка (меняется не реже 1 раза в 3 месяца),
      зубная паста (гигиеническая, лечебная, лечебно -профилактическая),
      зубочистка,
      зубная нить,

    5. освежение и дезодорация:

    зубной эликсир,
    дезодорант для полости рта,
    жевательная резинка.

    Приложение.

    1. Карточка- инструктор по выполнению ученического эксперимента “Определение содержания ионов фтора в водопроводной воде”.

    Цели работы:

    1. Определить концентрацию ионов фтора в водопроводной воде;
    2. Провести характерные реакции на ионы фтора;
    3. По результатам эксперимента дать рекомендации учащимся о том, какой зубной пастой следует пользоваться.

    Выполнение работы:

    В 5-6 капель исследуемого раствора внести 5-6 капель 2н. раствора хлорида кальция. Если в растворе присутствуют ионы фтора, то образуется белый осадок фторида кальция. Отфильтруем осадок, взвесим, произведем расчеты и сравним полученные результаты с нормой- 0,8-1 мг/л.

    2. Карточка – инструктор лабораторной работы “ Определение количества зубного налета до и после чистки зубов”.

    1. Приготовление препарата: утром до чистки зубов и приема пищи снять зубочисткой зубной налет и нанести его на предметное стекло, вторым предметным стеклом накрыть первое.
    2. Повторить процедуру после чистки зубов.
    3. Рассмотреть первый препарат под микроскопом, зарисовать увиденное.
    4. Рассмотреть второй препарат, зарисовать увиденное.
    5. Сравнить количество зубного налета на первом и втором препарате, сделать соответствующие выводы о необходимости гигиенического ухода за полостью рта.

    Заключение: по результатам лабораторной работы №2 учащиеся делают вывод о том, что гигиена ротовой полости снижает риск стоматологических заболеваний.