Презентация на тему профилактика заболеваний ротовой полости. Презентация на тему "антенатальная профилактика стоматологических заболеваний"

«Правила ухода за зубами» - Выбор зубной щетки и пасты. Полезные советы. Как правильно чистить зубы. Строение зуба. Правила чистки зубов. Гигиена зубов. Изучить правила чистки зубов. Зубная щетка располагается вертикально, направление движения от десны. Час здоровой улыбки. Заканчивают чистку зубов круговыми движениями. Изучить строение зуба.

«Детские зубы» - Стоматология детского возраста. Эффективность метода серебрения зубов не доказана во время обширных. Заблуждения о детской стоматологии. Как ухаживать за зубами. Молочные зубы. Лучший способ лечения кариеса. Детские зубы. Зубки малыша. Боли в зубах. Кариозные зубы. Брекет-системы. Неправильный прикус.

«Профилактика кариеса у детей» - Профилактика кариеса у детей школьного возраста. Роль питания в профилактике кариеса. Сколько зубов должно быть у человека. Зубные пасты. Врач-стоматолог. Гигиена полости рта. Курс ортодонтического лечения. Флоссинг. Как предотвратить развитие кариеса. Здоровье зубов ребенка. Личная гигиена полости рта.

«Красивые и здоровые зубы» - Продукты. Больной зуб. Курить - зубам своим вредить. Сколько раз в году нужно менять зубную щетку. Сладости. Проверяйтесь у врача стоматолога. Какой зуб здоровый, а какой больной. Пользуйтесь только качественными пастами. Игра. Здоровые зубы. Отгадай загадки.

«Здоровые зубы» - При письме свет должен падать… Чистить зубы надо… Жевательные поверхности зубов: Проверь себя: Как правильно чистить зубы? Зубную щетку располагают горизонтально и производят чистящие движения. Хороший результат так же дает применение жевательной резинки без сахара. Назови 1 продукт растительного происхождения.

«Кариес» - Стоматологические заболевания. Кариес зубов. Факторы риска кариеса. Кариес молочных зубов. Факты. Недостаток фторидов. Бутылочный кариес. Местные факторы риска кариеса. Увеличение продолжительности грудного вскармливания. Грудное вскармливание. Стратегия профилактики. Международный День стоматолога.

Всего в теме 14 презентаций

Работу выполнила Студентка группы №4508 ГабидуллинаАлия

Слайд 2

К кариесу приводит не только любовь к сладостям и плохая гигиена полости рта, но и такой, казалось бы, безвредный «процесс», как поцелуй. Причина в том, что во время него человек передает часть своих бактерий, в том числе и кариесогенных. Забота о близких - хороший повод следить за здоровьем своих зубов. Ещё один фактор риска возникновения кариеса имеют правши, так как во время чистки зубов они уделяют больше внимания именно правой стороне челюсти. Странно, но у левшей такая особенность не наблюдается.

Слайд 3

Ка́риес (лат. caries — гниение) — сложный, медленно текущий патологический процесс в твёрдых тканях зуба, развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Слайд 4

Основная причина заболевания - кариесогенные микроорганизмы (Streptococcusmutans, Streptococcussanguis и пр.). Они питаются углеводами и выделяют продукты жизнедеятельности в виде органических кислот и токсинов. Именно кислоты «разъедают» эмаль, то есть нарушают ее целостность, в результате чего формируется кариозная полость. Конечно, вредоносные бактерии обитают в ротовой полости любого человека. Но почему же одни люди постоянно страдают от кариеса, а другие совсем не нуждаются в помощи стоматолога? Все дело в том, что микробы активизируются только при воздействии внешних и внутренних неблагоприятных факторов.

Слайд 5

Местные факторы.

Наличие зубных отложений Плохая гигиена, нерегулярная и некачественная чистка зубов приводят к скоплению отложений. В них сконцентрировано большое количество кариесогенных бактерий. Мягкий бактериальный налет со временем переходит в твердый зубной камень, который плотно прилегает к эмали. Его уже невозможно снять с помощью обычной зубной щетки, поэтому приходится обращаться к стоматологу.

Слайд 6

Нарушение состава, свойств и pH слюны

У взрослого человека выделяется примерно 2 литра слюны в сутки. Эта жидкость смывает налет с поверхности эмали и нейтрализует действие кислот за счет щелочной среды. Она также содержит полезные иммуноглобулины (белки, уничтожающие вирусы и бактерии). Различные функциональные нарушения слюнных желез приводят к недостаточной выработке слюны, изменению ее состава или уровня pH. Все это повышает кариесвосприимчивость зубной поверхности.

Слайд 7

Особенности строения зубов

Кариесу больше подвержены зубы, имеющие колбообразные фиссуры, это естественные бороздки на жевательной поверхности. В таких ямках быстро скапливаются частички еды, и формируется микробный налет.

Слайд 8

Неправильный прикус

Из-за скученности зубов тяжело проводить должный гигиенический уход, поэтому во рту создаются условия для скопления частичек пищи. Кроме того, неправильная окклюзия (смыкание челюстей) приводит к повышенной жевательной нагрузке на отдельные зубы, что ускоряет кариозный процесс. Сюда же можно добавить привычку пережевывать пищу на одной стороне челюсти.

Слайд 9

Углеводы (углеводные остатки пищи)

Запомните формулу: углеводы + бактерии = кислоты. Как уже отмечалось выше, кариесогенные бактерии (стрептококки, лактобактерии, актиномицеты) питаются углеводами. Как результат - начинается процесс брожения во рту. Наиболее интенсивно происходит брожение сахарозы, это простой углевод, который содержится в кондитерских изделиях и сладких газированных напитках. Крахмал и фруктоза - менее опасны.

Слайд 10

Общие кариесогенные факторы.

Биологические Системные заболевания организма. Доказано, что хронические болезни ЖКТ, эндокринной и сердечно-сосудистой системы повышают риск возникновения кариеса. Генетическая предрасположенность. Мы наследуем от родителей структуру твердых зубных тканей, а также их стойкость к неблагоприятному воздействию.

Слайд 11

Прием медикаментов. Некоторое лекарства (антигистаминные, успокоительные препараты, антидепрессанты) вызывают сухость во рту, что способствует размножению кариесогенных бактерий. Состояние иммунитета. У людей с высоким иммунитетом наблюдается низкая активность патогенной микрофлоры во рту. Стресс

Слайд 12

Влияние внешней среды

Климат, инсоляция (облучение солнечным светом) также влияют на возникновение кариеса. Люди, проживающие в северных регионах, где преобладает пасмурная погода, чаще сталкиваются с проблемой разрушения зубов. Еще важен показатель жесткости воды (концентрация солей кальция и магния) и насыщенность ее фтором. При снижении количества минералов повышается риск кариозных процессов. В норме содержание фтора в воде составляет 0,8-1,2 мг/л. Нужно учитывать и загрязнение воздуха. В сельской и горной местности, где воздух абсолютно чистый, уровень стоматологических проблем на 20% ниже, чем в городе.

Слайд 13

Социальные факторы

Рацион питания. Частые перекусы, фаст-фуд, а также употребление исключительно мягкой пищи способствует образованию «дырок» в зубах. Профессия. В зоне риска находятся люди, работающие на предприятиях, где производят кислоты, щелочи, токсические препараты, а также сотрудники кондитерских. Возраст. В возрасте от 2-х до 11-ти лет динамика образования кариеса увеличивается на 60%, она начинает снижаться только после 40-ка лет.

Слайд 14

Пол. У женщин чаще портится эмаль, но в основном это связано с периодом беременности и лактации, когда наблюдается дефицит кальция и фтора в организме. Происхождение (раса). Статистика показывает, что представители негроидной расы менее подвержены кариесогенным процессам, по сравнению с людьми белого цвета кожи, которые проживают на той же территории. Страна проживания. В США 99% населения страдает от кариеса, а в Нигерии - только 2%. Почему так происходит? Скорее всего, на это влияет содержание минералов в почве и воде, а также культура употребления пищи (еда в США не самая полезная и натуральная).

Слайд 15

Кариесогенная ситуация в полости рта-стечение всех необходимых и достаточных факторов риска развития кариеса, которое в конечном результате приведет к развитию деминерализации твердых тканей зуба.

Слайд 16

О.В.Удовицькая (1987) выделяет 7 основных признаков риска кариеса: 1) вязкая слюна; 2) кислая реакция среды полости рта; 3) склонность к поверхностному отложению зубного налета при нормальном гигиеническом режиме; 4) гипоплазия эмали зубов как показатель порочного развития эмали; 5) преждевременное прорезывания зубов (на полгода и больше — временных, на год и больше — постоянных); 6) и наследственная склонность; 7) токсикоз и беременность матери. Действие этих факторов легче выяснить, если нормальное состояние эмали рассматривать как динамическое равновесие между постоянными процессами де- и реминерализации. В том случае, когда в зубных тканях процессы деминерализации преобладают над реминерализацией, возникает участок деминерализации в виде кариозного пятна. Последующий прогресс процесса деминерализации эмали и дентина приводит к образованию кариозной полости.

Слайд 17

Способы устранения кариесогенной ситуации

Одним из перспективных направлений повышения эффектив-ности противокариозных мероприятий является выделение групп риска, которые нуждаются в большем объеме кариеспрофилактических воздействий. Наряду с гигиеной полости рта и фторизацией используются средства и методы, повышающие общую со-противляемость организма, включающие закаливание и спорт, физиотерапевтические и медикаментозные средства.

Слайд 18

Рекомендации паци-ентам по снижению кариесогенного потенциала питания: необходимость уменьшения общего потребления сахаров; польза снижения частоты потребления сахаров; значение уменьшения времени пребывания сахаров в полости рта; важность замены легко метаболизируемых сахаров на неметаболизируемые (сахарозаменители). В рекомендациях по рациональному питанию не следу-ет забывать о роли пищи как фактора самоочищения пол-ости рта, естественного процесса освобождения от остат-ков пищи и мягкого зубного налета. Одним из путей повышения самоочищения полости рта является прием твердой пищи (сырые овощи, твердые фрук-ты). Хорошая тренировка зубочелюстной системы проис-ходит при употреблении твердой сухой пищи, требующей обильного слюноотделения и длительного пережевывания

Слайд 19

Кариесрезистентность эмалиМетоды исследования.

Для определения резистентности эмали зубов к кариесу применяют тест эмалевой резистентности (ТЕР-ТЕСТ); В. Г. Окушко, Л. И. Косарева, 1983р.) Он позволяет установить функциональную резистентность эмали относительно кислоты. Тест может быть использован в качестве первично-диагностического, а также для объективной оценки эффективности реминерализующей терапии во время диспансерного наблюдения и лечения больных.

Слайд 20

Методика проведения теста

Проводят профессиональную гигиену ротовой полости -коронки зубов обрабатывают дистиллированной водой и ватным тампоном, высушивают -на вестибулярную поверхность центрального верхнего резца наносят каплю 1% раствора хлористоводородной к-ты диаметром не более чем 2мм. -через 5с. кислоту смывают дистиллированной водой -коронку зуба высушивают ватным тампоном -на поверхность коронки наносят тампон, смоченный в 1% водном р-ре метиленового синего -одним движением ватного тампона снимают краситель с поверхности эмали -оценивают тест по специальной 10-ти бальной цветовой шкале -на зону деминерализации наносят фторсодержащий лак.

Слайд 21

Согласно 10-ти бальной шкале синего цвета определяют степень резистентности зубов к кариесу:

1-3 балла -участок окрашен в бледно-голубой цвет, который определяет значительную структурно-функциональную резистентность эмали и высокую стойкость зубов к кариесу. 4-6 баллов - участок окрашен в голубой цвет, который определяет среднюю структурно-функциональную резистентность эмали и среднюю стойкость зубов к кариесу 7-9 баллов участок окрашен в синий цвет, который определяет снижение структурно-функциональной резистентности эмали и высокую степень риска возникновения кариеса 10 баллов- участок окрашен в темно-синий цвет, который характеризует крайне сниженную структурно-функциональную резистентность эмали и максимальный риск возникновения кариеса.

Слайд 22

Методы исследования CRT (colour reaction time) - время цветной реакции (Уолтер, 1958; Мэйволд, Джейжер, 1978)

Цель: изучение скорости растворения эмали в кислоте. Способ: изучают время, необходимое для нейтрализации стан-дартного количества кислоты ионами, более или менее активно выходящими из апатитов эмали, растворяемых этой кислотой. Переход от кислой среды к нейтральной определяют при помо-щи кислотно-основного индикатора Материал и оборудование 1Н раствор соляной кислоты. Микропипетка. Диск фильтровальной бумаги диаметром 3 мм, пропитанный в течение 30 с 0,02% водным раствором кристалл-виолета, который в кислом рН имеет желтый цвет, в нейтральном - фио-летовый. Секундомер

Слайд 23

Методика Зуб 12 изолируют от слюны, очищают от налета щеткой и высушивают. На вестибулярную поверхность помещают диск бумаги, на него при помощи микропипетки наносят 1,5 мкл 1Н HCI (после проведения теста обязательно нанесение реминерализующихсредств!) Регистрация результатов Засекают время, в течение которого происходит изменение цвета диска от желтого до фиолетового Интерпретация результатов CRT > 60 с - растворимость низкая, кариесрезистентность вы-сокая; CRT < 60 с - растворимость высокая, кариесрезистентность

Слайд 24

Лазерная рефлектометрия (Грисимов В.П.,1991)

Цель: Определить плотность кристаллической решетки поверх-ности эмали. Способ основан на различиях в оптических свойствах рези-стентной и лабильной эмали: хорошо минерализованная, плот-ная эмаль больше отражает свет и меньше его поглощает (т.е. диффузно рассеивает), чем рыхлая кариеслабильная эмаль Материал и оборудование Гелий-неоновый лазер ЛГН-105 с длиной волны 0,63 мкм. Устройство для фотографии света лазера, отраженного эмалью. Измеритель характеристик отраженного света МетодикаЗуб очищают, высушивают, на него направляют пучок лазерного света. Отраженный эмалью пучок света фотографируют Регистрация результатов Характеристикиотраженного света сравнивают со стандартной шкалой, рассчитывают долю невозвращенного, т.е рассеянного света (диффузную компоненту) от исходного пучка Интерпретация результатов Диффузная компонента составляет меньше 0,24 - эмаль кариесрезистентна; более 0,30 - кариеслабильна

Слайд 25

Электрометрия (Иванова ГГ., 1984; Жорова И.А., 1989)

Цель: определить плотность кристаллической решетки эмали зуба. Способ основан на том, что зрелая здоровая эмаль с плотной кристаллической структурой является диэлектриком для посто-янного тока (ее электропроводность равна нулю), но чем более рыхлую структуру имеет эмаль, тем больше в ней носителей тока и, соответственно, выше ее электропроводность. Электро-проводность эмали определяется как сила тока в цепи посто-янного тока, элементом которой является зуб Материал и оборудование Гальванометр с ценой деления 0,11х106 А, с активным электро-дом (капиллярная стеклянная трубка) и пассивным электродом, размещаемым в преддверии полости рта; на электродах созда-ется постоянное напряжение 3 В. Раствор электролита 10% NaCI, обеспечивающий электропро-водный контакт между активным электродом и эмалью

Слайд 26

Методика Исследуемую поверхность очищают, высушивают, изолируют. Капилляр активного электрода заполняют электролитом (для этого конец трубки помещают в раствор, после чего устанавли-вают его на исследуемой поверхности) Регистрация результатов При помощи гальванометра определяют величину силы посто-янного тока, проводимого эмалью Интерпретация результатов Электропроводность эмали до 3-5 мА и более свидетельствует о ее незавершенной минерализации и, соответственно, низкой кариесрезистентности или о кариозной деминерализации эмали

Слайд 27

Определение количества кальция и фосфора в золе эмали

Цель: определить количественное содержание Са и P в составе эмали методами химического количественного анализа эмали invitro Материал и оборудование Муфельная печь. Наборы реактивов для количественного анализа. Лабораторная посуда МетодикаЭмаль озоляют в печи при t=500°. 10 мг полученной золы раство-ряют в 0,5 мл концентрированной HCI и доводят дистиллирован-ной водой до объема, необходимого для химического анализа Регистрация результатов Результаты получают при помощи комплексонометрического, фотоколориметрического, спектрофотометрического и других методов количественного анализа Интерпретациярезультатов Результаты наиболее информативны в сравнительном аспекте

Слайд 28

Биопсия эмали (определение прижизненной растворимости эмали); (Леонтьев В.К., Дистель В.А., 1974)

Цель: количественный анализ минерального состава (Са, P) эмали, а точнее - той части ее апатитов, которые вступают в реакцию с кислотой). Способ основан на версии о том, что насыщенная кальцием эмаль может в относительно больших количествах, чем кариес-лабильная, отдавать ионы этого элемента для нейтрализации кислоты, сохраняя при этом структуру апатита. Эмаль изучают invivo Материал и оборудование Солянокислый буферный раствор (97 мл 1Н HCI и 50 мл KCI) смешивают и дополняют до 200 мл дистиллированной водой; для вязкости добавляют глицерин 1:1. Микрошприц для аппликации буферного раствора и аспирации кислотного биоптата эмали

Слайд 29

Методика Зуб изолируют от слюны, очищают, высушивают. На поверх-ность эмали наносят каплю деминерализующего буферного раствора объемом 3 мкл. По истечении 1 мин весь объем капли (биоптат) забирают микрошприцем, переносят биоптат в про-бирку с 1 мл дистиллированной воды и используют для количе-ственного химического анализа Регистрация результатов Результаты получают при помощи комплексонометрического, фотоколориметрического, спектрофотометрического и других методов количественного анализа Интерпретация результатов Методика позволяет оценить состояние эмали в сравнитель-ном аспекте, поэтому активно используется для изучения сте-пени риска развития кариеса у одних людей по сравнению с другими, для изучения изменений в эмали, происходящих под влиянием минерализующей профилактики и т.д. (важно пом-нить, что при увеличении кариесрезистентности эмали за счет образования в ней фторапатитов растворимость эмали снижа-ется, количество кальция в биоптате падает)

Слайд 30

Спектрометрия

Цель: точное количественное определение минерального состава эмали удаленных зубов при помощи спектрального анализа Материал и оборудование Алмазный диск для подготовки образцов эмали. 10% формалин. Клей на основе углерода, сканирующий электронный микро-скоп со спектрометром Методика Удаленные зубы промывают дистиллированной водой, фик-сируют в формалине, распиливают в вестибуло-оральном на-правлении, обезжиривают, приклеивают на предметный столик токопроводящим клеем, помещают на ваккумный пост, где на образцы напыляют угольную пленку для получения токопрово-дящего слоя Регистрация результатов Изучают количественное содержание в эмали кальция, фосфо-ра, железа, углерода, натрия, кремния, хлора, хрома, фтора, магния, алюминия, цинка, меди, титана Интерпретация результатов Результаты наиболее информативны в сравнительном аспекте

Слайд 31

Минерализующий потенциал слюны

Считают, что слюна питает зуб в той же мере, как кровь питает тело. Эмаль представляют как кристаллы, находящиеся в растворе собственных ионов. Судьба кристаллов — их растворение, стабильность или восстановление - определяется степенью насыщенности слюны ионами кальция, фосфатов и гидроксильных групп, а это в свою очередь зависит от концентрации ионов в слюне и от ее кислотности.

Слайд 32

Концентрация ионов в слюне является гомеостатическим фактором и тщательно контролируется нейрогуморальными механизмами. Полагают, что содержание минералов в слюне зависит от возраста и является относительно более низким у детей. Обычно среднее содержание кальция в слюне взрослых составляет 1,7 ммоль/л (в плазме крови — 2,5 ммоль/л), содержание фосфатов — в слюне 5,5 ммоль/л, в плазме крови около 1 ммоль/л. Из-за различных соотношений концентраций кальция и фосфора выходит, что кровь пересыщена гидроксиапатитом в 2—3 раза, а слюна — в 4,5 раза, благодаря чему слюна обладает большим минерализующим потенциалом. Пересыщенные растворы не выпадают в осадок благодаря тому, что ионы «переслоены» белками-статеринами, связаны с белками, богатыми пролином и в значительной степени (около 45% ионов кальция и 6% фосфатов) вовлечены в состав мицелл.

Слайд 33

Из пересыщенного раствора ионы легко внедряются в гидратную оболочку апатитов эмали и создают в ней депо, из которого затем медленно проникают по градиенту концентрации вглубь, в структуру кристаллов. Таким образом, пересыщенное состояние слюны организует минерализацию и реминерализацию эмали, а недосыщенное — обратный процесс, т.е. деминерализацию твердых тканей. В присутствии некоторых микроэлементов-акселераторов, самым известным из которых является фторид, процессы минерализации и реминерализации протекают более результативно: их скорость возрастает, происходят качественные изменения в апатитах эмали (ионы магния, хлора и гидроксилы заменяются фторидами), приводящие к созданию кристаллов менее растворимых, чем оригинальные.

Слайд 34

Метод определения минерализующего потенциала слюны (Леус П.А., 1977).

Минерализующий потенциал слюны косвенно оценивается по тому, образуются ли кристаллы при медленном высыхании капли слюны. Для проведения исследования нужно иметь пипетку, предметное стекло и микроскоп. Со дна полости рта пипеткой набирают нестимулированную слюну и наносят на предметное стекло. Слюна высыхает на воздухе при комнатной температуре или в термостате. Высохшие капли рассматривают в микроскопе в отраженном свете при малом увеличении (2x6). .

Слайд 35

Характер рисунка на стекле оценивают следующим образом: 1 балл — россыпь хаотически расположенных структур неправильной формы; 2 балла — тонкая сетка линий по всему полю зрения; 3 балла — отдельные кристаллы неправильной формы на фоне сетки и глыбок; 4 балла — древовидные кристаллы средних размеров; 5 баллов — четкая, крупная, похожая на папоротник или паркет кристаллическая структура. Таким образом оценивают каждую каплю слюны из трех и рассчитывают среднюю величину МПС. Показатели МПС от 0 до 1 считают очень низкими, от 1,1 до 2,0 — низкими, от 2,1 до 3,0 — удовлетворительными, от 3,1 до 4,0 — высокими, от 4,1 до 5,0 — очень высокими

  • Слайд 2

    • Зуб - это орган человека, который имеет характерную форму и строение, занимает определенное положение в зубном ряду, построен из специальных тканей, имеет собственный нервный аппарат, кровеносные и лимфатические сосуды.
    • В норме у человека имеется 28-32 постоянных зуба.
  • Слайд 4

    Зубные пасты и щётки для детей

  • Слайд 5

    Правильная чистка зубов

  • Слайд 7

    Вредные продукты

    • Сладкие газированные напитки, жевательные таблетки, алкоголь, сладости, сухофрукты, белый хлеб, макароны, картофель фри, чипсы
  • Слайд 8

    Профилактический осмотр

    • Чтобы сохранить зубы здоровыми необходимо приходить на осмотр к врачу-стоматологу не реже двух раз в год.
  • Слайд 9

    Кариес зубов

    • Это длительный хронический процесс, который является очагом и источником инфекции, так как с пищей ребенок постоянно заглатывает большое количество микроорганизмов и продуктов разложения тканей зуба и пищи, задерживающейся в кариозной полости.
  • Слайд 10

    • У детей младшего и среднего школьного возраста кариес протекает безболезненно, в то время как у старшеклассников кариес дает о себе знать появлением неприятных ощущений при приеме сладкой и соленой пищи, при перепадах температур.
  • Слайд 12

    • Ночная пульсирующая самопроизвольная боль в зубе, имеющем кариозную полость или дефект пломбы, как правило, свидетельствуют о воспалении пульпы.
  • Слайд 13

    Вредные привычки

    • Прикусывание языка, нижней челюсти, губ, щек, предметов.
    • Привычка сосать пальцы, грызть ногти, игрушки.
    • Жевательная леность.
  • Слайд 14

    Влияние курения на зубы

    • Зубы – это первое, о чем следует говорить и думать, когда речь заходит о вреде курения.
  • Слайд 15

    • Именно с зубов и слизистой оболочки ротовой полости начинается весь этот вред (рак лёгких, инсульт и т.д.) и именно их табачный дым поражает больше всего и в первую очередь.
  • Слайд 16

    Правила для сохранения здоровых зубов:

    • 1. Не стоит грызть зубами то, для чего они не предназначены – колоть орехи, открывать пивные бутылки. Также следует быть осторожным с продуктами, содержащими твердую сердцевину.
    • 2. Газированные напитки лучше пить через трубочку-соломку, максимально избегая контакта напитков с зубами.
    • 3. Чаще поласкайте рот простой водой после принятия пищи, особенно богатой углеводами и кислотами.
    • 4. Не стоит чистить зубы сразу после употребления в пищу кислых продуктов. После воздействия кислоты эмаль зубов более уязвима к механическому воздействию. Правильнее прополоскать рот водой, а чистку осуществить спустя полчаса.
  • Cлайд 1

    Санация полости рта у детей и ее роль в профилактике стоматологических заболеваний. Диспансеризация детского населения у стоматолога.

    Cлайд 2

    ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА 1. Раннее своевременное выявление первых признаков заболевания в полости рта 2. Применение традиционных методов лечения заболеваний (терапевтических, хирургических) с целью предупреждения их прогрессирования.

    Cлайд 3

    Основные группы мероприятий вторичной профилактики 1. Общегосударственные: Санация полости рта детей и подростков Санация беременных женщин Диспансеризация детского населения 2. Индивидуальные: Регулярное снятие зубных отложений Лечение гингивита Лечение начальных форм кариеса Хирургические и ортодонтические мероприятия Физиолечение

    Cлайд 4

    Система санации – это регулярное проведение осмотров через определенное время и санация полости рта. Лечение всех зубов, пораженных кариесом и его осложнениями (постоянных и временных). Снятие над- и поддесневых зубных отложений. Замена нерациональных пломб Удаление разрушенных и не подлежащих лечению зубов и корней. Лечение заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта Выявление и лечение на ранних стадиях аномалий прикуса

    Cлайд 5

    В плановой санации должно быть охвачено все детское население. Санация проводится не реже 1 раза в год, проф.осмотры 2 раза в год. Санация должна включать весь комплекс мероприятий для каждого ребенка. Плановая санация сопровождается анализом заболеваемости, изучением динамики заболеваемости, учетом эффективности мероприятий. Гигиеническое воспитание детей, формирование у них навыков ухода за полостью рта.

    Cлайд 6

    Формы санации 1. Индивидуальная 2. Разовая 3. Плановая Методы санации 1. Централизованный 2. Децентрализованный

    Cлайд 7

    1. Централизованный Плюсы: Возможность проведения дополнительных методов обследования. Наличие младшего и среднего мед. персонала. Возможность проведения физиопроцедур Консультация врачей стоматологов других специальностей. Возможность удаления временных зубов Минусы: Необходимость сопровождения детей на санацию Отрыв школьников от учебы Ребенок устает, ожидая приема

    Cлайд 8

    Децентрализованный Плюсы: 100% охват санации Учащиеся не отрываются от занятий Нет необходимости в транспортировки детей и их сопровождение Врач не ограничен по времени Есть возможность проводить санитарно-просветительную работу Минусы: Нет возможности проведения дополнительных методов обследования и физиопроцедур Невозможность проведения удалений Нет возможности консультаций других специалистов Возможно недостаточное оснащение.

    Cлайд 9

    Документация 1. Карта санации, форма №267 Анамнез жизни, состояние здоровья ребенка, состояние гигиены полости рта, заполняет зубную формулу. 2. Журнал учета работы врача-стоматолога Ежедневный учет работы 3. Ежемесячный отчет работы врача-стоматолога

    Cлайд 10

    Количественные показатели санации 1. Процент детей, нуждающихся в санации из числа обследованных 2. Количество отсутствующих зубов на 1000 детей 3. Охват санации: кол-во санированных /кол-во нуждающихся в санации x 100% 4. Охват санации больных с неосложненным кариесом 5. Охват санации больных с осложненным кариесом, вылеченном в одно посещение. 6. Количество случаев осложненного кариеса во временных зубах, постоянных зубах на 1000 детей 7. Количество УЕТ, выполняемых врачом за день

    Cлайд 11

    Качественные показатели санации 1. Продолжительность лечения 2. Своевременность лечения 3. Полнота лечения 4. Исходы лечения

    Cлайд 12

    Диспансеризация- метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий комплекс оздоровительных мероприятий Это метод динамического наблюдения за состоянием здоровья практически здорового населения и больных хроническими заболеваниями

    Cлайд 13

    Диспансеризация детей первых 3 лет жизни. 1. Здоровые дети. 2. Здоровые дети, но имеющие факторы риска в возникновении кариеса. 3. Дети, имеющие пороки развития тканей зуба: гипоплазия, кариес зубов, сформированные к 3 годам нарушения прикуса.

    Cлайд 14

    Дошкольники и школьники 1. здоровые дети, не имеющие кариеса зубов и факторов риска его развития 2. здоровые дети с факторами риска развития кариеса 3. дети, имеющие поражение твердых тканей зубов, имеющие кариес, факторы риска его развития, КПУ=1-4 4. наличие кариеса, наличие факторов риска кариеса, КПУ=5-7 5. наличие кариеса, его осложнений, КПУ>8 Поражение кариесом иммунных зон, присутствие очагов деминерализации, прирост кариеса в год 3 и более

    Алябьева Дарья - 11 «а» класс

    Тема проекта: «»

    ЦО №1430, 11 «а» класс

    Аннотация

    Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

    Цель исследований

    Обучить гигиеническим навыкам чистки зубов детей младшего школьного возраста.

    Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по профилактике заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.

    1. Создано обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться на уроках природоведения, а также диск может использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.
    2. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта.
    3. Для учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему «Здоровые зубы».
    4. Проведено обследование учащихся группы наблюдения и группы сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкиной. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через 2 недели было проведено повторное обследование.
    5. Проведена обработка и анализ проведенных исследований.

    Выводы

    Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей среди младшего школьного возраста достаточно высока, огромное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

    Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны проводиться регулярно для обучения навыкам гигиены полости рта.

    Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья детей необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Форум юношеских талантов:

    Соревнование молодых исследователей

    программы “Шаг в будущее” в Центральном

    федеральном округе РФ,

    Московская открытая конференция

    школьников “ НТТМ Москва 2011 ”

    ПРОЕКТ

    «Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста»

    Научные консультанты: д.м.н., профессор Прохончуков Александр Алексеевич

    Научный руководитель: Алябьева Наталья Михайловна – учитель ИИТ

    Москва, 2011

    Тема проекта: « Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста »

    ЦО №1430, 11 «а» класс

    Аннотация

    Обоснование выбора направления

    Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

    Цель исследований

    Методы проведения исследования

    Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по профилактике заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.

    Результаты проведения исследования

    1. Создано обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться на уроках природоведения, а также диск может использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.
    2. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта.
    3. Д «Здоровые зубы».
    4. Проведено обследование учащихся группы наблюдения и группы сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкино й. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через 2 недели было проведено повторное обследование.
    5. Проведена обработка и анализ проведенных исследований.

    Выводы

    Основная часть

    Обоснование выбора направления

    Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.

    Один из путей предупреждения стоматологических заболеваний - правильная чистка зубов.

    Цель исследований

    Обучить гигиеническим навыкам чистки зубов детей младшего школьного возраста.

    Задачи исследований

    1. Ознакомиться с методами профилактики заболеваний полости рта.
    2. Ознакомиться с методами правильной чистки зубов.
    3. Разработать санитарный урок гигиены полости рта.
    4. Провести обследование с помощью методов оценки гигиены полости рта по индексу гигиены Федорова-Володкиной.

    Актуальность проблемы

    По данным ВОЗ 92% населения Земного шара не умеет чистить зубы.

    Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%. Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта.

    Отсутствие профилактических мероприятий в дошкольных и школьных учреждениях, отсутствие школьных стоматологических кабинетов ведет к возникновению заболеваний полости рта.

    Научная статья

    Введение. Высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов и заболеваний пародонта обуславливает особую актуальность проблемы и профилактики этих заболеваний. Распространенность кариеса зубов у детей в разных регионах России колеблется от 60 до 95%. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта у детей школьного возраста достигает 80%. Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний.

    Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

    Материалы и методы. В рамках проекта был проведено обучение и тестирование учащихся вторых классов Центра образования №1430. Учащиеся в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему: «Здоровые зубы». Затем проведено обследование по индексу гигиены по Федорову-Володкиной . Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через две недели, а затем через месяц было проведено повторное обследование. Для работы использовался анализ социологический, технический, медицинской и научной литературы по диагностике и лечению заболеваний полости рта с использованием математического и социалогического методов.

    Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

    1) стоматологическое просвещение населения;

    2) обучение правилам рационального питания;

    3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

    4) эндогенное использование препаратов фтора;

    5) применение средств местной профилактики;

    6) вторичная профилактика (санация полости рта).

    Методы стоматологического просвещения – это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

    Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

    Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными.
    Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток – отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом.

    Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

    Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка.

    Обучение правилам рационального питания. Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты.

    Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания:

    Высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара;

    Увеличение частоты приема пищи;

    Уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»;

    Уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.

    Индивидуальная гигиена полости рта. Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

    Существует много методов чистки зубов. Один из них – стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

    При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 45º к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

    Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

    Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.

    Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов.

    Флюсы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов.

    Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

    Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

    Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием.

    В последнее время широко используют лечебно-профилактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др.).

    Жевательная резинка – средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

    Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

    Вывод. При отсутствии программ профилактики на популяционном уровне относительно невысокая поражаемость зубов кариесом и легкая степень заболевания пародонта у детей и подростков переходит у взрослых в достаточно тяжелую форму, что, в свою очередь, приводит к увеличению потребности в терапевтическом, хирургическом и ортопедическом лечении.

    Практическая часть

    1. Тема обучения профилактике стоматологических заболеваний актуальна для учащихся школ. По данной тематике был произведен полный информационный обзор, как библиотечного материала, так и Интернет материалов. Изучены достижения и перспективы. Самые интересные, с нашей точки зрения, аспекты представлены в мультимедийном обучающем пособии.

    Обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» создано в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, картинок, видео. Данное пособие может использоваться для профилактики и обучению навыкам гигиены полости рта.

    1. В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта. План и ход урока представлен в приложении 1.
    2. Д ля учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему «Здоровые зубы».
    3. Проведено обследование учащихся в группе наблюдения и в группе сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкино й. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через две недели было проведено повторное обследование. В качестве теста гигиенической очистки зубов используют окраску губной поверхности шести нижних передних зубов йод-йодидно-калиевым раствором (калия йодид – 2 г; йод кристаллический – 1 г; вода дистиллированная – 40 мл).

    Количественную оценку производят по пятибалльной системе:

    окрашивание всей поверхности коронки зуба – 5 баллов;

    окрашивание 3/4 поверхности коронки зуба – 4 балла;

    окрашивание 1/2 поверхности коронки зуба – 3 балла;

    окрашивание 1/4 поверхности коронки зуба – 2 балла;

    отсутствие окрашивания поверхности коронки зуба – 1 балл.

    Разделив сумму баллов на число обследованных зубов, получают показатель гигиены полости рта (индекс гигиены – ИГ).

    Расчет производят по формуле:

    ИГ= Ки (сумма оценок каждого зуба) / n

    где: ИГ – общий индекс очистки; Ки – гигиенический индекс очистки одного зуба;

    n – число обследованных зубов [обычно 6].

    Качество гигиены полости рта оценивают следующим образом:

    хороший ИГ – 1,1 – 1,5 балла;

    удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла;

    неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла;

    плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла;

    очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов.

    При регулярном и правильном уходе за полостью рта индекс гигиены в пределах 1,1–1,6 баллов; значение ИГ 2,6 и более баллов свидетельствует об отсутствии регулярного ухода за зубами.

    Рис.1. Определение индекса гигиены по Федорову-Володкиной.

    Результаты обследования, проводимые после проведения урока «Здоровые зубы» показал, что хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 2 учащихся. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 5 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 13 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 4 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 3 ребят. (Рис. 2)

    Рис.2. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе наблюдения сразу после проведения санитарного урока.

    В группе сравнения в день проведения санитарного урока было также проведено обследование учащихся. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 1 человека. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 5 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 11 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 8 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 2 ребят. (Рис. 3).

    Рис.3 . Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе сравнения в день проведения санитарного урока в группе наблюдения.

    Через 2 недели после проведения санитарного урока «Здоровые зубы» было проведено повторное обследование учащихся в группе наблюдения. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 5 учащихся. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 11 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 11 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла и очень плохой ИГ не были выявлены ни у кого из ребят. (Рис. 4).

    Рис.4. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе наблюдения через 2 недели.

    Через 2 недели после проведения санитарного урока «Здоровые зубы» было проведено повторное обследование учащихся в группе сравнения. Хороший показатель гигиены полости рта (ИГ) - 1,1 балла был определен у 2 человек. Оценку удовлетворительный ИГ – 1, 6 – 2,0 балла получили 6 учащихся. Неудовлетворительный ИГ – 2,1 – 2,5 балла был определен у 7 человек. Плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла зафиксирован у 8 человек. Очень плохой ИГ – 3,5 – 5,0 баллов – у 4 ребят. (Рис. 5).

    Рис.5. Оценка качества гигиены полости рта по Федорову-Володкиной в группе сравнения через 2 недели.

    Выводы. В результате проведения обследования можно утверждать, что дети в группе сравнения и в группе наблюдения не умеют правильно чистить зубы. В среднем у ребят зафиксирована плохая оценка гигиены полости рта.

    После проведения санитарного урока «Здоровые зубы» учащиеся группы наблюдения научились (не все!) правильно чистить зубы. Хотя есть дети с неудовлетворительным ИГ, но плохой ИГ – 2,6 – 3,4 балла и очень плохой ИГ не были выявлены ни у кого из ребят.

    Выводы и заключение

    Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей среди младшего школьного возраста достаточно высока, огромное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

    Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны проводиться регулярно для обучения навыкам гигиены полости рта.

    Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья детей необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.

    Список литературы

    1. Стоматология детского возраста под редакцией Т.Ф. Виноградовой. Москва, 1987.
    2. Руководство по терапевтической стоматологии под редакцией А.И. Евдокимова. Москва, 1967.
    3. Бажанов Н.Н. Стоматология. Москва, 1984.
    4. Рыбаков А.И., Платонов Е.Е. Терапевтическая стоматология. Москва, 1968.
    5. Рожновской А.В. Профилактика стоматологических заболеваний у детей. 2007.
    6. www.rusmg.ru.
    7. www.stomatolog-24.narod.ru.

    Приложение 1. План и ход санитарного урока «Здоровые зубы».

    Тема урока: Здоровые зубы.

    Цели урока:

    Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.

    Развитие познавательных интересов, навыков гигиены полости рта, самоконтроля.

    Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения

    Задачи урока:

    1. Рассказать учащимся о строении зуба;
    2. показать учащимся значение правильного ухода за зубами для здоровья, рассказать о роли пищи для сохранения зубов здоровыми, о пище, вредной для здоровья зубов.

    Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор,
    компьютеры, тест.

    План урока:

    Организационный момент.

    Изучение нового материала.

    Первичное закрепление изученного материала

    Итог.

    Домашнее задание.

    Ход урока:

    Организационный момент

    Приветствие, объяснение хода урока. Постановка целей и задач для учащихся.

    Объяснение нового материала. На доске нет темы урока.

    Просмотр презентации к уроку.

    [Слайд 1]. Сейчас нам предстоит разгадать загадку, а разгадав ее узнаем ключевое слово, это и будет тема урока.

    Ребята, а у вас болели зубы?

    [Слайд 2].Просмотр фрагмента мультфильма: «Храбрая птичка Тари».

    [Слайд 3] Ребята. Какие сказки вы знаете, в которых у главного героя болят зубы?

    Стихотворение Б.П.Корнилова (отрывок).

    После просмотра мультфильма проводится краткая беседа о том, что дети знают об уходе за зубами, умеют ли они ухаживать за зубами, о пище, которая полезна или вредна для зубов.

    [Слайд 5]. Строение зуба.

    [Слайд 6]. Индивидуальная гигиена.

    – это тщательное ежедневное удаление с поверхности зубов и десен зубных отложений с помощью различных средств гигиены. Зубы нужно чистить не менее 3 минут 2 раза в день – утром и вечером.

    [Слайд 7]. Правильная чистка зубов.

    Зубы необходимо чистить после каждого приема пищи. По данным Всемирной организации здравоохранения 92% населения Земли не умеет чистить зубы.

    [Слайд 8]. Зубные пасты.

    Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторидсодержащие зубные пасты. Фториды увеличивают устойчивость зубов к кислотам, которые образуются после приема пищи. Эти пасты рекомендуются детям и взрослым для профилактики кариеса зубов.

    Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют процессу формирования эмали зубов. Регулярный массаж десен активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение в тканях десны.

    [Слайд 9]. Всем ребятам следует помнить, что для поддержания стоматологического здоровья и предупреждения стоматологических заболеваний необходимы:

    1. эффективная гигиена полости рта;
    2. ограничение потребления сахарсодержащих продуктов;
    3. использование фторидов;
    4. регулярное посещение стоматолога.

    Подведение общего итога урока. Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:

    Домашнее задание. Подводятся итоги. Повторяются правила ухода за зубами.

    Предварительный просмотр:

    https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: