Рассказать детям 4х лет о сретении. Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Сретение господне» для детей старшей группы

По благословению Митрополита Рязанского Марка Московский Центр для детей и родителей «Рождество» представляет…

«Праздники православной церкви в жизни современной семьи»

– В студии – священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати апостолов в Ховрине, отец 4-х детей. (Анастасия Абрамова)

– И культуролог – Анастасия Абрамова.

Сегодня мы будем говорить о празднике Сретение Господне.

— О том, как рассказать детям о празднике, что пояснить, на что обратить внимание, что почитать дома, что послушать, в чем разобраться.

— Будем говорить о том, что можно сделать своими руками вместе с детьми, как порадовать близких к празднику.

— И о том, как не ошибиться и не свести Сретение к той вехе народного календаря, когда весна с зимой встречаются. Как нам не подменить подлинные христианские его смыслы и в то же время как можно символически связать образы зимы и весны с духовными напутствиями праздника. (Илья Боярский)

– Итак, как же рассказать нашим детям о празднике Сретение?

От Рождества до Сретения

Для начала вслушаемся вместе с детьми в само слово «сретение» и скажем, что это слово обозначает «встреча». У нас в Москве есть улица Сретенка, есть Сретенский монастырь – все эти географические места связаны со словом «встреча». Когда-то Сретенский монастырь возник на том месте, где икону Владимирской Божией матери встречали москвичи. Вот поэтому он Сретенский. Но праздник Сретение Господне совсем о другой встрече. Сретение Господне – это встреча с Христом. Как правило, такая встреча происходит в жизни каждого человека. Но начало празднования положило одно важное событие: оно произошло в Иерусалиме на сороковой день после рождения младенца Христа. (Анастасия Абрамова)

– Да, Сретение всегда празднуется на сороковой день после Рождества, 15 февраля. Но что же произошло до этого? Будем стараться связать воедино евангельский рассказ в представлении детей. Мы вместе с ними мысленно вернемся к празднику Рождества Христова, который ведь был совсем недавно. И дети обычно этот праздник очень эмоционально переживают. Хорошо устроимся вместе поуютнее, зажжем свечу, а, может быть, лампу, откроем детскую Библию обязательно с картинками, с хорошими картинками, и вспомним с детьми, какие события произошли уже после Рождества Христова.

Это был приказ Ирода об убийстве всех младенцев в Вифлееме. Потом это было явление ангела Иосифу, который повелел спасти младенца и бежать вместе с Божией Матерью в Египет. Потом уже известие о смерти царя Ирода и возвращение домой. И вот так вот, перелистывая евангельские страницы, мы потихонечку дойдем до рассказа о Сретении и, естественно, до иллюстраций этого события. (Илья Боярский)

– Конечно, для того, чтобы вместе вглядеться в событие Сретение, нам может помочь не только детская Библия, но и икона праздника. И вот тут икона станет для нас как бы самой книгой. Будем учить детей читать икону как книгу, чтобы можно было, войдя в храм, оглянуться по сторонам и увидеть знакомые сюжеты, понять, о чем они нам рассказывают, что они означают.

Диалоги у иконы праздника

И вот, давайте будем вместе с детьми вглядываться в иконописное изображение и построим диалог (не будем сразу рассказывать, что ребенок должен увидеть , а наведем нашими вопросами на то, чтобы он мог действительно увидеть — самому вглядеться, разглядеть и даже, может быть, спросить, что непонятно).

Будем задавать вопросы о том, что происходит на иконе и искать ответы на них. «Давай сначала мы найдем, – скажем мы детям, – Младенца Христа. Вот где Он, у Кого он на руках?» – «На руках у Пресвятой Богородицы». «Да. Верно». (Анастасия Абрамова)

– «А кто сопровождает Пресвятую Богородицу с Младенцем?» – «Праведный Иосиф ее сопровождает». (Илья Боярский)

– Конечно, дети узнают и Богородицу, и Иосифа – ведь совсем недавно мы разглядывали их на иконе Рождества… А дальше обратим внимание, что к ним некто обращен навстречу:

— Кто это?

Дети скажут: «Это какой-то человек».

— А что его отличает?

— Он такой седовласый, седобородый и руки протягивает навстречу Марии и младенцу Христу..

— Верно, это старец, и он вышел навстречу…. А где он стоит? Давайте посмотрим…

— Он на ступенях…

— Что же это за ступени?…(И вот тут уже только мы можем подсказать детям, что это — ступени большого храма в городе Иерусалиме).

— Зачем же Иосиф и Пресвятая Богородица несли туда в этот день младенца Христа? (И расскажем, что так делали все родители тогда. Для чего? Для того чтобы поблагодарить Бога за дарование сына-первенца на сороковой день после его рождения)

Продолжим вглядываться в изображение. (Анастасия Абрамова)

– Что же у Иосифа в руках? У Божией Матери – Младенец Христос. А Иосиф идет в храм не с пустыми руками, он что-то несет в благодарность Богу… (Илья Боярский)

– И ребята разглядят, увидят двух белоснежных горлиц. Да, он идет не с пустыми руками, в благодарность Богу несет двух голубков. Но кто же принимает Младенца из рук Богородицы? (Анастасия Абрамова)

– Да, кто же тот седовласый старец? Как кажется, сколько ему лет? Кто-то скажет: «Восемьдесят. Сто…». А тут мы отвечаем: «Нет. 360». Потому что, по преданию, этот старец – Симеон, и он был когда-то священником Иерусалимского храма, очень образованный и богословски, и филологически. И вот, он стал одним из 72-х ученых-переводчиков, которым египетский правитель Птолемей II поручил перевести Священное Писание, Ветхий Завет, с еврейского на греческий язык. И вот, по промыслу Божиему,Симеону выпал жребий переводить одну из книг Ветхого Завета — «Книгу Пророка Исаии». И когда Симеон дошел до известного пророческого места рождения Мессии, где сказано, что «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил», то глубоко задумался над словом «Дева» и недоумевал, как передать его в переводе? По одной версии этого предания он хотел было уже стереть это слово «Дева» и заменить его выражением «жена» (в смысле — женщина), потому что только жёны, будучи замужем, могут родить дитя. Но в это время, когда он размышлял и хотел сделать такую правку в тексте, появился ангел. Ангел удержал его от исправления пророчества и даже, как бы мы сейчас сказали, наказал, вразумил, сказал, что Симеон не увидит смерти, пока сам не встретит Христа, рожденного от Девы.

– Да, но это ожидание и послушание слову Божиему и воле Божией, переданное через ангела, было вознаграждено. Потому что Симеондождался не только увидеть Богомладенца Христа Спасителя, но и держать Его на руках. И вот так, достигнув глубокой старости, уже после встречи с Тем, Кто рожден от Девы, праведный Симеон преставился ко Господу, увидев Спасителя мира.

Но мы продолжим рассматривать икону. Вот, скажем мы детям: «Смотри, ведь здесь не только старец Симеон встречает младенца Христа. Здесь есть еще кто-то, кто ещё сорадуетсяБогомладенцу. Кого ты видишь?» Дети говорят: «Здесь есть какая-то еще женщина». «Да, – скажем мы, – эта женщина — пророчица. И ее имя известно — Анна».

Анна была благочестивой вдовой из Иерусалима, и она достигла тоже глубокой старости. Она не отходила от храма и постом и молитвой служила Богу день и ночь (рассказывает нам «Евангелие от Луки»). И после того, как СимеонБогоприимец произнес благословение Младенцу Христу, Анна так же славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавление в Иерусалиме. Что для нас здесь важно? Что два премудрых человека, старец и старица, принимают среди множества притекавших к Иерусалимскому храму родителей с детьми, выделяют одного, принимают его как Мессию, как Спасителя. (Анастасия Абрамова)

– На что еще можно обратить внимание на иконе? Например, как держит Симеон Младенца Христа. Так, что Тот оказывается прямо над престолом, он как бы опускает Христа на Его престол. Что это за знак? О чем он говорит? Престол – чье это место? Это место Бога. Это самое святое место в храме, куда немыслимо помещение какого-либо обычного младенца. И вот нам знак: кто Тот младенец, которого держит в руках старец Симеон? — Богомладенец, сам Спаситель, сам Бог, ставший человеком. (Илья Боярский)

– Продолжим разговор о празднике Сретение с нашими детьми…

Симеоново пророчество

«Да, – мы скажем, – Симеон Богоприимец – праведный человек, который до глубочайшей старости ждал встречи с тем, кто станет Спасителем для людей, и он сразу узнал Христа. И, что очень важно, сказал слова, которые приоткрывают для нас духовный смысл праздника Сретение». И тут надо предложить детям от иконы обратиться к Евангелию и там найти эти слова. Они очень важные, в них открывается духовный смысл происшедшей встречи, происшедшего события. Что же говорит Симеон? (Анастасия Абрамова)

– «Вот, – говорит Симеон, – лежит Сей на падение и на восстание многих» (Илья Боярский)

– И это очень важные слова. Что же они обозначают? Давайте поразмышляем вместе с детьми. (Анастасия Абрамова)

– В этих пророческих словах открываются два пути в жизни каждого: принять Христа или его отвергнуть. Нельзя остаться равнодушным после встречи со Христом. Нет третьего пути: либо ты со Христом, либо ты против Него. (Илья Боярский)

– И каждый человек сам выбирает, идти ему навстречу Богу, либо топтаться на месте или вовсе спиною к Нему повернуться. И надо сказать, что так ко Христу относятся многие вплоть и до наших дней: одни – с верою, с любовью, другие – с неверием, с ненавистью даже. И этими словами «Лежит Сей на падение и на восстание многих и в предмет пререканий, споров» продолжает пророчествовать и нам старец Симеон. (Анастасия Абрамова)

– Да, встреча со Христом – это всегда нравственный выбор. (Илья Боярский)

– И тут очень важно этот момент не пропустить, проговорить, поразмышлять с детьми. Вообще что значит — принять Христа? Серьезный вопрос. Конечно, он не для трехлеток, а для детей, которые уже в состоянии действительно вместе размышлять, которые уже к исповеди приходят…

Что значит следовать за Христом в нашей обычной жизни? Вот это вопрос, на который действительно нужно подумать, не формально пробежать глазами строки Евангелие… Можно сказать детским языком, что всего-навсего стараться следовать заповедям Божиим, стараться, изо всех сил стараться любить, учиться прощать, помогать, думать не только о себе, учиться не судить других. И вот тут нужны не общие слова в разговоре с детьми, а (конечно, это творческое дело родителей) конкретный опыт на знакомые детям примеры из жизни: из семейной, школьной…(Анастасия Абрамова)

(00:13:15 – 00:14:15 – звучит музыка, отрывок песни «Всего-то навсего: полюби, кого-то малого приголубь!..»)

Песнь Симеона

– И еще одни важные слова старца Симеона могут зазвучать нам со страниц Евангелия. Скажем детям постарше: «Взяв на руки Младенца Христа, старец Симеон произнес слова, которые вошли в наше православное богослужение, и ты их можешь слышать каждый раз, когда вечером приходишь в храм, или утром после литургии в конце благодарственных молитв, после причащения Святых Христовых Тайн. Что это за слова? Давай найдем… Это молитва «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей». (Илья Боярский)

– Да, это так называемая Песнь Симеона. Ведь Симеону было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти,покане узрит Христа Господня. И вот, узнав Младенца Иисуса обещанного Мессию, он произносит эти свои благодарственные слова к Богу. Что значит «пред лицем всех людей»?и кто эти все люди? (Анастасия Абрамова)

– «Пред лицем» – это такая древняя формулировка. Она означает находиться непосредственно, то есть присутствовать лично. (Илья Боярский)

– Давайте вместе с детьми тогда переведем, чтобы каждое словечко было понятно. Играем вместе «в переводчика». (Анастасия Абрамова)

– «Теперь ты отпускаешь меня, раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, потому что увидели глаза мои спасение всех людей, которое Ты приготовил. Свет для просвещения язычников и славу народа израильского». (Илья Боярский)

– Да, старец Симеон знает, что пришло его время отойти ко Господу, но он совсем не печалится, так как именно ради этого момента он и жил. Он как путник, который совершил долгий трудный путь по пустыне и достиг, наконец, зеленого оазиса с живительным источником, о котором он так давно мечтал. Ему не надо больше ни о чем заботиться, его земное странствие, его путешествие завершено. (Анастасия Абрамова)

– Да, а молитва, священная песня Симеона Богоприимца звучит в церкви уже в течение веков, она и читается, и поется. (Илья Боярский)

– Да. И среди множества таких певческих исполнений, конечно, сияет «Ныне отпущаеши» из «Всенощного бдения» композитора Сергея Васильевича Рахманинова. И Рахманинов однажды о Всенощной так сказал: «Больше всего я любил там один фрагмент из гимна (он так назвал Песнь Симеона) «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». И я бы хотел, чтобы именно его исполнили на моих похоронах». Тот образ, который сложился в этом песнопении в музыке Рахманинова, очень-очень светлый – и это важный момент, потому что здесь преподается подлинное отношение верующего человека к смерти, которая есть только переход – переход к Сретению, ко встрече с Тем, кто наш Отец небесный. Послушайте вместе с детьми, например, как светло поет «Ныне отпущаеши» Иван Семенович Козловский, великий русский тенор, и вы поймете, почему Рахманинов хотел проститься с миром именно этим песнопением. (Анастасия Абрамова)

(00:18:04 – 00:19:02 – звучит музыка, отрывок молитвы «Ныне отпущаеши»)

– Тут самое время связать молитву «Ныне отпущаеши» — Песнь Симеона, с нашим личным опытом участия в Богослужении: открыть разные стороны важные для детей. Например, почему именно Песнь Симеона читается в конце Литургии после Причастия. Вот, например, как на это отвечает митрополит Вениамин (Федченков): «Люди причастились Господа. В древности даже принимали Хлеб в свои руки. И это так естественно напоминает нам святого СимеонаБогоприимца, сподобившегося взять младенца в объятия свои. Потому так уместна здесь и песнь его «Ныне отпущаеши». Затем Симеон уходит от этой жизни, и причастники исходят из храма, и для них совершается Богом отпуст. Наконец, чувство мира, пережитое Богоприимцем, так близко и причастникам». (Илья Боярский)

Сретение в поэзии

– Надо сказать, что отголоски величия Сретения, встречи с Богом запечатлены и в поэзии не богослужебной. И с детьми, готовясь к празднику Сретения, готовясь порадовать в день Сретения родных или друзей, можно почитать, например, знаменитое стихотворение Иосифа Бродского «Сретение». А можно найти и вместе посмотреть мультфильм по этому стихотворению -там, где текст читает протоиерей Александр Шмеман, а музыка митрополита Илариона. И, кстати, там, конечно, тоже звучит и поэтическое переложение слов «Ныне отпущаеши», и величественно передано шествие старца Симеона в вечность:

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он - Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем».– Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась…

Сретение и весна

Надо сказать, что часто в сценариях детских праздников ко Дню Сретения, в житейских разговорах можно встретиться с таким расхожим представлением, что Сретение – это день, когда зима встречается с весной. Это, конечно, подмена. Подмена христианского смысла праздника сезонно-календарными мотивами земледельческого народного календаря. И, конечно, этого надо избегать.

Сретение – не праздник встречи весны и зимы. Но при этом символически образ весны, зимы, солнца могут нам пригодиться как метафора, как зримое выражение торжества жизнинад смертью. Ведь неслучайно во многих церковных песнопениях Христос называется «Солнце правды», пост называется «Весна», «Весна покаяния», пост – обновление сил души, весна духовная, покаяние — как зеленеющая ветвь, как раскрывающийся цветок, и Христос Великим постом узнается нами как «Податель света». А ведь после Сретения вот-вот уже и Великий пост. Совсем немного и дорога к Светлому Воскресению Христова – к победе над смертью, торжество жизни. Еще немного и на масленичной неделе мы будем петь прекрасную стихиру приветствия посту:(Анастасия Абрамова)

– Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеколюбче. (Илья Боярский)

«Сретенский букет»

– Что же можно делать в этом смысле вместе с детьми? Предлагаем сделать такой своеобразный букет из найденных на февральской прогулке ветвей дерева с крупными почками.

Вот идем по дорожкам, смотрим – лежит веточка. Казалось бы, спит вечным сном, казалось бы, жизнь совсем ушла из нее. Возьмем одну такую веточку, другую – столько, сколько в нашей семье человек. Хорошо, если, например, это будут веточки тополя…

Поставим эти ветви в воду на светлое место. На каждую веточку повяжем ленты разного цвета, чтобы различить, где чья веточка. Папина -синяя ленточка, мамина – красная, Ванина – зеленая и так далее. И будем день ото дня наблюдать. И вот, оказывается, в веточках есть жизнь. Чудо.

Смотрим – вода и солнце питают эту веточку и только нужно подливать воду и солнце не закрывать. Чем ближе от Сретения к Воскресению Христову, тем больше будут набухать на веточках почки и пробьются зеленые листочки. И к Пасхе в доме будет целый зеленый букет стоять из оживших веток. И тут, конечно, просится сопутствующая тема для разговоров с детьми. (Анастасия Абрамова)

– Например, о чем тут можно поговорить с детьми? Что слово Божие, молитва так же необходимы для питания человеческой души, как вода для растений. Ведь без воды все растения засохнут, умрут. Так же человеческая душа: без молитвы, без слова Божьего, без этого источника жизни, становится слабой и чахнет, и может дажесовсем погибнуть. И как ветви тянутся к солнцу как источнику тепла и света, так и мы, наши души должны стараться тянуться к Богу всеми своими силами. (Илья Боярский)

(00:27:33 – 00:29:14 – звучит музыка, отрывок песни «В феврале мокрый ветер сбивает мороз…»)

Личная встреча с Богом

– Вернемся к Сретению Господню. О чем же еще можно поговорить с детьми? (Анастасия Абрамова)

– О личной встрече с Богом в жизни каждого из нас. Ведь у каждого человека раноилипозднопроисходит такая встреча. И она человека меняет, преображает, дает ему новые смыслы, новое понимание себя и своего жизненного пути. Можно взять как пример встречу с Богом апостола Павла. Когда он был ещё Савлом, шел в Дамаск, чтобы бороться против христиан, бросать их в темницы, что с ним произошло на дороге? Встреча. Встретился ему Христос, спросивший: куда идёшь, зачем гонишь Меня?.. И как потом кардинально поменялась жизнь Савла – он стал Павлом, стал апостолом и все свои силы, всю свою жизнь отдавал служению Богу.

Встреча с Господом не может не поменять — иногда даже очень кардинально — нашу жизнь. И ведь каждого из нас еще ждет и другая встреча – встреча за порогом этой земной жизни, там, куда мы стремимся, где встретимся с Небесным Отцом… (Илья Боярский)

– Да, и тут нам могут помочь и литературные примеры. Например, знаменитое стихотворение Ивана Бунина «И цветы, и шмели, и колосья». Это как раз про встречу там .

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Можно спросить у родных -в канун, или в день праздника: а как в твоей жизни, мама, папа, бабушка, дедушка, как произошла эта встреча с верою, с церковью, с Богом, как эта встреча произошла и что принесла в твою жизнь? И хорошо рассказать детям о своем пути, как я пришел к вере, как состоялась моя встреча с Богом. (Анастасия Абрамова)

– Еще очень важная тема, где мы можем встретить Христа в этой жизни, – это Церковь, это Таинства. Прежде всего, таинство Святого Причастия, но и другие Таинства, где благодать Божия нас меняет, возвышает…(Илья Боярский)

(00:32:19 – 00:33:09 – звучит музыка, отрывок песни «Мы без Тебя, как поле без дождя…»)

– Да, можно здесь обратить внимание детей и на слова молитвы перед исповедью, когда прямо говорится: вот, Господь встречает нас. Вот – встреча: (Анастасия Абрамова)

– «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». (Илья Боярский)

– Да, и о том, что Христос посреди нас.

Надо сказать, что уместно поговорить и о тех встречах, которые здесь, на нашем земном пути происходят — о тех встречах, которые стали знаковыми для нас, о встречах человека с человеком. О таких встречах, которые меняют жизнь. И вообще о значении встречи. Например… (Анастасия Абрамова)

– Папа встретил маму, дедушка встретил бабушку. Или, может быть, встреча с каким-нибудь человеком, которая изменила твои взгляды — может быть, это учитель в школе, в институте… (Илья Боярский)

– Да-да. Или встреча с другом тоже…

Опыт таких встреч важно и уместно вспомнить, когда мы проводим теплый семейный вечер в День Сретения Господня.

Вслушиваемся в праздничные церковные песнопения

А что же услышат дети на праздничном богослужении, какие праздничные песнопения и как они передают смысл происходящего в праздничный день? Послушаем вместе и разберем смысл. Вот, например, величание праздника. (Анастасия Абрамова)

(00:34:56 – 00:36:14 – звучат песнопения)

– Церковные величания легче всего учатся вместе с детьми, и дети радостно всегда подпевают их и дома на совместной молитве, и подтягивают, услышав величание в храме. Можно сделать так: распечатайте крупным шрифтом слова величания и праздничного тропаря на какой-нибудь красивый лист, прикрепите его рядом с иконным уголочком. Конечно, нужно обратить внимание на слова, которые могут быть не вполне понятны детям. Попробуем перевести на современный русский язык вместе. Играем «в переводчика». (Анастасия Абрамова)

(00:36:56 – 00:37:22 – звучат песнопения)

– Что мы слышим в словах тропаря?

«Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в свои объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение».

(Тексты церковных песнопений, а также авторских песен к празднику Сретения можно найти на нашем диске, а стихи, иконописные изображения и другие тексты – в буклете, в приложении к диску. В день праздника можно также вспомнить все, что мы узнали, о чем размышляли с помощью небольшой викторины. Она также приведена в нашем буклете). (Анастасия Абрамова)

Итоги. О чем напоминаем праздник Сретения Господня

– Итак, сегодня мы говорили о том, как можно подготовиться ко Дню празднования Сретения Господня. Подведем итоги, к чему же всех нас зовет праздник Сретение, о чем важном нам напоминает?

Во-первых, о том, что у каждого человека происходит его собственная встреча с Богом, такая встреча всегда должна изменять, преображать душу человека.

Во-вторых, о том, что важно определиться с кем ты, к чему, к кому стремишься, куда направляешь свой жизненный путь, каких встреч ты ищешь в своей жизни.

В-третьих, зовет сверять свою жизнь с тем, что Бог от тебя хочет, что ему угодно… Зовет понимать куда я иду, не топчусь ли на месте из-за своей лени или сомнений, не свернул ли я с верной дороги жизни или, может быть, вообще давно иду совсем в другую сторону.

В чем духовный смысл праздника? Ветхозаветный праведник Симеон принимает на руки Того, Кого так долго ждали. Эти упования оправдались. Обетование совершилось, и человек своими телесными очами видит так долго ожидаемого Спасителя, Творца всего видимого и невидимого. Сретение -и Бог отныне среди людей. Встретились Ветхий и Новый Завет в лице старца Симеона и Младенца Христа. Наступило время Нового Завета Бога и человека. Нам дарована удивительная близость с Богом. Иэто -наше время. (Илья Боярский)

(00:39:51 – 00:40:52 – звучат песнопения)

– На нашем диске вы можете увидеть церковные и авторские песнопения. Слушайте их и подпевайте. А после – небольшой серьезный разговор только для взрослых — пояснения и комментарии священника о том, в чем важно обязательно разобраться самим взрослым, и что затронуть в разговоре с подростками.

В студии был священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати апостолов в Ховрине, отец четырех детей. (Анастасия Абрамова)

– И культуролог Анастасия Абрамова. (Илья Боярский)

– С наступающим праздником. (Анастасия Абрамова)

(00:41:33 – 00:56:52 – звучат песнопения)

Пояснения священника. (Анастасия Абрамова)

– Праздник Сретение Господне. О чем тут важно сказать? Часто в Евангелиях или в житиях святых мы читаем о событиях, когда Богучаствует в нашей жизни, как о чем-то ярком, чудесном, невообразимом, когда совершаются удивительные знамения, земля трясется, все колеблется, страх нападает на одних людей, на других – радость и восторг. А праздник Сретение Господня такой простой, такой обыденный. Ведь ничего внешне не случилось торжественного. Ангелы не сходили с неба. Земля не содрогнулась…

Чем важен, особенно дорог именно этот праздник? Он настолько обычный, настолько будничный, как наша с вами жизнь. И, оказывается, во время такой простой жизни, в череде обычных дней, вдруг может произойти событие такого вселенского глобального масштаба. Тихо, спокойно, незаметно.

Ведь кто разве заметил ту Встречу? Симеон, Анна – всё. Иосиф, Мария и младенец Христос. Человек,Симеон, и в его лице все человечество, которое ждало этой встречи, увидел Спасителя. Он пришел. И это было так тихо, так спокойно, так буднично, так обыкновенно, как на самом деле часто встречаются настоящие чудеса.

Вот о чем важно подумать в этот праздник: что бывает в нашей жизни столько много таких встреч с Богом, простых, без фейерверков, без каких-то знамений удивительных. Но насколько они меняют всю нашу жизнь, наше сердце, наши все представления и смыслы. Мы совсем забываем, что настоящие чудеса не только, когда исцеления или мироточатиконы или еще что-то явно сверхъестественное происходит. Самые настоящие сильные чудеса – это какие-то простые встречи, какие-то слова, случайно сказанные, но которые преображают и меняют нашу жизнь, меняют нас с вами.

Это очень важно, это очень важно нашим детям. Когда дети взрослеют, они начинают сравнивать, что они читали в житиях святых, что в Евангелии, иногда им приходит на мысль, что «это, наверное, как в сказке про Илью Муромца или про Али-Бабу»… Но именно на примере этого праздника можно показать реальность Божиего присутствия в мире, того, что необязательно Бог проявляет себя каким-то таким необыкновенным образом.

Вспомнить вместе с детьми Илью-пророка, его встречу с Богом, явление Бога: сначала ему явилась огненная буря, землетрясение, но Бога там не было, а потом – тихий ветер еле-еле заметный, и там был Бог. В тихом дуновении…

И вот такие тихие встречи в нашей жизни происходили, происходят и будут происходить, насколько они важны! Вот об этом обязательно надо в этот праздник подумать нам с вами и обратить на это внимание детей.(Илья Боярский)

– Программа подготовлена Центром для детей и родителей «Рождество». (Анастасия Абрамова)

Благодарности

Храм 12-ти апостолов в Ховрине (настоятель – Илья Боярский) www.hram12apostolov.ru

Благодарим общину храма Сергия Радонежского и храма-часовни архангела Гавриила на Ходынском поле (настоятель – протоиерей Василий Биксей) за оказанную подержку www.sergiy-hram.ru

Большое спасибо Людмиле Ершовой за предоставленные аудиоматериалы

Конспект занятия для малышей, 11.02.2018 г.

- Встреча с добрыми и хорошими людьми - это целое событие, которое может запомниться на всю жизнь. Знаете, как бывает, ждешь встречи очень долго, ждешь и не можешь дождаться.

А вам, дети приходилось кого-то долго ждать?

В переводе с церковнославянского языка «сретение» означает «встреча». А событие, которому посвящён этот христианский праздник, согласно Библии, произошло на сороковой день после рождения Христа.

По закону, принятому в церкви, первый сын в израильской семье посвящался Богу. Для этого маленьких мальчиков на сороковой день после рождения приносили в Иерусалимский храм, где над ними совершался обряд посвящения. Родители мальчиков должны были приносить жертву Богу: богатые - овец или быков, а бедные - голубей. Так поступили и Иосиф с Марией, родители Иисуса Христа.

Как Пресвятая Богородица и праведный Иосиф узнали день, когда нужно было принести первенца в храм?

(ПОСЧИТАЕМ ПО КАЛЕНДАРЮ)

При входе в храм их встретил старец Симеон. Бог сказал ему когда-то, что он не умрёт до тех пор, пока на землю не придёт Спаситель, а он уже был очень старый и устал жить.

СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ

Увидев Марию с младенцем, Симеон подошёл к ней, взял на руки Иисуса и обратился к Богу с благодарственными словами:

Теперь ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твоё, которое ты приготовил для всех людей...

ДЕВА МАРИЯ

Мария с изумлением слушала старца и хорошо запомнила его слова, которые потом, после распятия Христа, передала его ученикам, и они были записаны евангелистом Лукой. Затем Симеон, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут...»

ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА

Лука рассказывает и ещё об одном эпизоде, который произошёл во время этой встречи. В это время при храме жила бедная вдова по имени Анна, ей было 84 года. Она тоже подошла к маленькому Христу и благодарила Бога за то, что и ей довелось увидеть Спасителя.

Вот этому событию - встрече старца Симеона с младенцем Иисусом - и посвящается праздник - Сретение Господне. Он впервые был установлен Иерусалимской церковью в IV веке и отмечается 15 февраля, на сороковой день после Рождества Христова

Может быть, кто-то из вас видел и икону, посвящённую Сретению. На ней изображён старец Симеон, благоговейно держащий на руках младенца. Перед ним стоят Пресвятая Дева Мария, позади - пророчица Анна, а чуть поодаль - Иосиф с двумя голубями в руках, которых он должен принести в жертву.

РАССМАТРИВАНИЕ ИКОНЫ СРЕТЕНЬЯ ГОСПОДНЯ

Вместе с детьми вглядимся в изображение, будем разглядывать и задавать вопросы, и искать на них ответы. - Что за ступени? … Это здание большого храма в городе Иерусалиме.

Зачем Иосиф и Пресвятая Богородица несли туда в этот день Младенца Христа?.. Так делали все родители: благодарили Бога за дарование сына-первенца на сороковой день после его рождения…

Вот и Иосиф идет не с пустыми руками, что несёт он в благодарность Богу?... Двух голубков.

Кто же принимает Младенца из рук Марии?.. Старец. Он и прозван – Богоприимец. А его имя – Симеон. Симеон Богоприимец - праведный человек, он до глубочайшей старости ждал встречи с Тем, Кто станет Спасителем для людей. Он сразу узнал Христа и сказал о Младенце слова, приоткрывающие для нас духовный смысл праздника Сретения:

«Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих…»

Кто пришёл в храм?

Кто этот младенец?

Что держит в руках Иосиф?

Кто держит на руках маленького?

Кого мы называем старцем? Он очень старенький, седовласый. Как вы думаете, сколько ему лет? (З60 лет) Живут люди столько лет?

* * *

Сорок дней малютке-Богу. В храм младенца принесли, Соблюдая очень строго Ритуал родной земли.

Трёхсотлетний Симеон Очень долго ожидал, Что Христа увидит он. Наконец-то миг настал.

Старец взял младенца в руки И пророчество изрёк: Прекратить людские муки Сына направляет Бог.

Старца праведного речи Поразили будто гром. Сретенье и значит «встреча»: Старец встретился с Христом.

В этих пророческих словах открывается два пути жизни каждого: принять Христа, или Его отвергнуть. И нет третьего пути. Каждый человек сам выбирает, идти навстречу Богу, или топтаться на месте, или вовсе повернуться к Нему спиной. Так относятся ко Христу вплоть до наших дней: одни - с верой и любовью, а другие - с неверием и ненавистью.

ПРОСМОТР ВИДЕО с 1.19

Я принёсла с собой «Копилку добрых знаний» (красивая коробочка, шкатулка). Давайте соберём наши знания в одну копилку. Я буду вам задавать вопрос, и если вы отвечаете правильно, то положим в эту Копилку красивый камешек. И так, слушайте первый вопрос:

С каким православным праздником вы познакомились? (Сретение Господне)

Что он обозначает? (встреча человека с Богом)

Как звали маму Иисуса Христа? (Мария)

Как звали старца, который очень долго ждал рождения Спасителя? (Симеон)

Что было в руках у Иосифа, когда они принесли Младенца в храм? (Два белых голубя)

В храме какого города произошла встреча младенца Христа со старцем Симеоном? (В городе Иерусалиме)

А как звали пророчицу в Храме Иерусалима, которая вместе с Симеоном прославляла Бога?

В каком месте встречаются все православные люди? (В храме)

Мы все, подобно Пресвятой Богородице и Иосифу Обручнику, приходя в храм, тоже приносим свой дар Богу: это и наша молитва, и наша благодарность Ему. А еще мы покупаем свечи. Сегодня я расскажу вам и покажу, как красиво раскрасить свечу.

Раскрашивание свечи

Преподаватель приходской Воскресной школы для малышей,
матушка Екатерина Кулькова

Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и само название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
Простолюдины западнорусского края сретенскими свечами на праздник Сретения имеют обычай поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли.
В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения сельские жители судят о наступающих весне и лете, особенно о погоде, урожае.

О весне судили так:
Какова погода на Сретение, такова будет и весна.
Ежели на Сретенье установится оттепель - весна ранняя теплая, коли холода завернут - весна холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне.
Если на Сретенье снег через дорогу несет - весна поздняя и холодная. Именно на этот день говаривали: солнце на лето - зима на мороз.
А еще: будет снежок - весной дрожжок.
Коли метель дорогу переметает - весна поздняя да холодная; ежели тепло - ранняя и тёплая.
На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних.
На Сретение капель - урожай пшеницы.

От имени праздника Сретения в нашем простонародье последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими.

На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись, и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон - для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья.
Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. В этот день в деревнях раньше проводили гулянья.

В день Сретения наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы - так называемую Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями - цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.
На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые - они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить животных от болезней. В этот день жглись костры, народ веселился ритуальными плясками.
Скучать в Сретение нельзя - бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.

СРЕТЕНИЕ

В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу. Согласно Евангелию, на сороковой день после Рождества Христова дева Мария вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим, чтобы, согласно обычаю, принести в Иерусалимский храм младенца Иисуса. По закону Моисея этот обряд был обязателен для всех мальчиков-первенцев. В качестве храмовой жертвы Мария с Иосифом принесли двух птенцов голубей.

Как произошло Сретение?

В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» - и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.

Благочестивый старец Симеон, которому была предсказана встреча с девой Марией и Спасителем, ждал исполнения обета около трехсот лет. Он и встретил в храме Святое семейство. Взяв на руки Иисуса, Богоприимец Симеон сказал, обращаясь к Богу-отцу: «Ныне отпускаешь раба твоего, владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение твое, которое ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа твоего».

Этими словами Симеон с радостью говорит: «теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».

Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35).

Сретение относится к числу Господских праздников, посвященных Иисусу Христу, но оно близко и Богородичным праздникам – в честь девы Марии. На иконе «Сретение» изображения Христа и Матери Божией равны по значительности: младенец Иисус, сидящий на руках старца Симеона, символизирующего Ветхий завет, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь и отдающая своего сына для спасения мира.

В этом двойственная природа праздника – радость Сретения и будущая страстная скорбь.

Сретение символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов. «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству», – писал епископ Феофан Затворник

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.

Что означает слово Сретение?

Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом.

Праздник Сретения Господня становится известен с IV века, а на Западе – с V века.

В народном календаре «сретенье» – это долгожданная встреча зимы с весной

В праздник Сретения перед началом божественной литургии на амвоне перед царскими вратами проводится освящение свечей, которые затем раздают верующим.

Сретенье в славянской традиции

У славянских народов сретение совпадает с последней фазой зимы и появлением на небе солнца. В народе сретение – это встреча зимы с весной.

Пословицы на сретение:

- На сретение зима с весною встретилась.

- В сретение солнце на лето – зима на мороз.

- Какова погода на сретение, такова и весна.

- Если на сретенье снег - весна поздняя и холодная.

Впрочем, снег на сретение считался хорошей приметой для будущего урожая.

Народные обычаи на сретение

- На сретенье кормят домашнюю птицу, курам дают овес, чтобы лучше неслись.

- Со сретения скотину можно выгонять из хлева в загон.

- На сретение начинали готовить семена к посеву.

- На сретение белили плодовые деревья.

- На сретение в деревнях делали расчеты хлебных запасов и кормов.

- На сретение в деревнях проводили гулянья и пекли блины, символизирующие Солнце.

ВОПРОСЫ:

    Какой это день после Рождества Христова? (40)

    Что необходимо было делать по ветхозаветному закону на 40 день рождения ребенка? (нести в храм, чтобы посвятить Богу).

    Это был обряд для всех детей? (нет. только для мальчиков-первенцев).

    В какой храм Мария принесла младенца? (Иерусалимский)

    Откуда пришли Мария и Иосиф из какого города? (из Вифлиема в Иерусалим).

    Что принесли они в качестве храмовой жертвы? (двух голубей)

    Кем был встречен младенец в храме? (праведным старцем Симеоном и Анной пророчицей)

    Кем был Симеон? (одним из образованнейших людей своего времени, одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык.)

    Сколько ему было лет? Сколько лет он ждал исполнения обета? (300 лет)

    Какое на какое слово хотел Симеон при переводе книги пророка Исаии заменить (дева на жена)

    Что ему сказал явившийся ангел? (не умрет, пока не увидит исполнения пророчества).

    Правда ли то, что Симеон держал на руках Богомладенца? (да)

    Правда ли, что Симеону Богоприимцу молятся о детях и при бесплодии? (да)

    Правда ли, что он предсказал будущее Пресвятой Богородице? (да)

    Кто, кроме Симеона, был ещё в храме? (Анна пророчица)

    Сколько лет было Анне пророчице (84 года)

    Что значит слово «сретение» (встреча Иисуса Христа и всего человечества в лице старца Симеона с Богом- отцом)

    С какого века известен этот праздник нам? (с 4 века).

    Что символизирует сретение (встречу Нового и Ветхого Завета)

    Что означает сретение по народному календарю (встреча зимы с весной)

    В чём заключается двойственная природа праздника? (радость Сретения и будущая страстная скорбь).

    Что совершает священник в этот день на Литургии? (на амвоне перед царскими воротами освящение свечей)

иосиф бродский Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: “Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он – Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем”. – Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. “Слова-то какие…”
И старец сказал, повернувшись к Марии:

В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око”.

Он смолк и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

В разговоре с детьми начнём рассказ о празднике со значения слова «сретение». Сретение – это встреча. Встреча со Христом. Как правило, такая встреча происходит в жизни каждого человека.

Сретение всегда празднуется 15 февраля, на сороковой день после Рождества. Хорошо устроиться поуютнее, зажечь свечу, открыть Детскую Библию с хорошими иллюстрациями, вспомнить, какие события произошли после Рождества Христова. То есть мысленно вернуться к празднику Рождества Христова, который дети совсем недавно очень эмоционально переживали. И вспомнить, что же было дальше. Так, перелистывая страницы, мы потихонечку дойдем до рассказа о Сретении и иллюстрации этого события.

Вместе с детьми вглядимся в изображение, будем разглядывать и задавать вопросы, и искать на них ответы. Мы обнаружим Младенца Христа на руках у Пресвятой Богородицы… Праведного Иосифа, сопровождающего Её… Седовласого, седобородого человека, протягивающего руки навстречу Марии и Младенцу Христу… Задавая вопросы, мы потихоньку расскажем ребенку о самом событии.

Что за ступени? … Это здание большого храма в городе Иерусалиме.

Зачем Иосиф и Пресвятая Богородица несли туда в этот день Младенца Христа?.. Так делали все родители: благодарили Бога за дарование сына-первенца на сороковой день после его рождения…

— Вот и Иосиф идет не с пустыми руками, что несёт он в благодарность Богу?… Двух голубков.

— Кто же принимает Младенца из рук Марии?.. Старец. Он и прозван – Богоприимец. А его имя – Симеон. Симеон Богоприимец — праведный человек, он до глубочайшей старости ждал встречи с Тем, Кто станет Спасителем для людей. Он сразу узнал Христа и сказал о Младенце слова, приоткрывающие для нас духовный смысл праздника Сретения:

«Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих…»

В этих пророческих словах открывается два пути жизни каждого: принять Христа, или Его отвергнуть. И нет третьего пути. Каждый человек сам выбирает, идти навстречу Богу, или топтаться на месте, или вовсе повернуться к Нему спиной. Так относятся ко Христу вплоть до наших дней: одни - с верой и любовью, а другие - с неверием и ненавистью.

Мы можем рассказать детям подробнее и о старце Симеоне, и о пророчице Анне, которую также изображают на иконе Сретения:

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона….
(«Сретение», Иосиф Бродский)

Разглядывая икону праздника, читая Библию, очень важно перебросить мостик и в сегодняшний день. А как эта Встреча произошла у папы? А у мамы? А когда самого ребенка первый раз принесли в храм?.. Разговор об опыте встречи с Богом, о ее ожидании, о том, что и почему нам так часто мешает, чтобы эта Встреча состоялась… О том, как мы готовимся к встрече со Христом в церковных таинствах: в таинстве исповеди, в таинстве Причастия…О словах молитвы перед исповедью: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твоё…» И о том, что Христос – посреди нас…