Варяги и древняя русь. Этногенез восточных славян и роль варягов в судьбе древнерусской цивилизации

Участие в морских торгово-грабительских и завоевательных походах, военная помощь стране-нанимателю

Время деятельности:

IX - XIII века

Группа в составе населения Древней Руси, этнический, профессиональный либо социальный характер которой вызывает многочисленные дискуссиии. Традиционные версии отождествляют варягов с выходцами из Скандинавии, наёмными воинами и торговцами в Киевской Руси (IX - XII вв.) и Византии (XI - XIII вв.).

Древнерусские летописи связывают с варягами-русью образование государства Русь ("Призвание варягов"). Вопрос о том, кого называли на Руси варягами, продолжает оставаться открытым. Ряд источников сближают понятия "варяги" со скандинавскими викингами , с XII века на Руси лексема "варяги" заменяется псевдоэтнонимом "немцы". Из византийских источников известны варяги (варанги) как особый отряд на службе у византийских императоров с XI века. Скандинавские источники также сообщают о том, что некоторые викинги вступали в отряды варягов (вэрингов), находясь на службе в Византийской Империи в XI веке.

Варяжский вопрос

Начиная с XVIII века, историки спорят о том, кто же были те легендарные варяги, основавшие Русь согласно летописной версии ("призвания варягов"). Если по древнерусским источникам варяги представляли собой наёмников "из-за моря" (с берегов Балтики), то византийцы вносят в название явный этнический оттенок с размытой географической локализацией этого этноса. Скандинавские источники заимствуют понятие варягов от византийцев, хотя большинство версий этимологии слова варяги исходит из германских языков.

Следует также отметить, что в рассказе о призвании варягов в "Повести временных лет" существует перечисление варяжских народов, в числе которых наряду с русью (предполагаемым племенем Рюрика) оказываются свеи (шведы), норманны (норвежцы), англы (датчане) и готы (готландцы): Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си.. Обращает на себя внимание и перечисление тех же народов вместе с варягами в списке потомков Иафета: Афетово же колѣно и то: варязи, свеи, урмане, готѣ,русь, аглянѣ...

В современной историографии наиболее часто отождествляют варягов как скандинавских "викингов" , то есть варяги - славянское наименование викингов . Существуют иные версии этнической принадлежности варягов - как финнов, немцев-пруссов, балтийских славян и варяги "руського" (то есть соляного) промысла Южного Приильменья.

Под "варяжским вопросом" принято понимать совокупность проблем:

  • этническая принадлежность варягов в целом и народа русь как одного из варяжских племён;
  • роль варягов в развитии государственности у восточных славян;
  • значение варягов для формирования древнерусского этноса;
  • этимология этнонима "русь".
Попытки разрешения сугубо исторической проблемы часто политизировались и привязывались к национально-патриотическому вопросу. С ответом на вопрос, какой народ принёс восточным славянам правящую династию и передал своё название - славянский, балтийский или германский - оппоненты могли связывать ту или иную политическую заинтересованность исследователя. В XVIII - XIX веках "германская" версия ("норманизм") полемически увязывалась с превосходством германской расы. В советское время историки были вынуждены руководствоваться партийными установками, в результате чего летописные и прочие данные отвергались как выдумки, если не подтверждали образования Руси без участия скандинавов.

Данные по варягам довольно скупы, несмотря на частое их упоминание в источниках, что позволяет исследователям строить различные гипотезы с упором на доказательство своей точки зрения. Данная статья полно излагает известные исторические факты, связанные с варягами, без углубления в решение варяжского вопроса.

Варяги на Руси

Варяги-русь

Повседневная одежда варяг.

В наиболее ранней из дошедших до нас древнерусских летописей, "Повести временных лет" (ПВЛ), варяги неразрывно связаны с образованием государства Русь, названном так по имени варяжского племени русь. Рюрик во главе руси пришёл в новгородские земли по призыву союза славяно-финских племён, чтобы положить конец внутренним раздорам и междоусобицам. Летописный свод начал создаваться во 2-й половине XI века, но уже тогда наблюдается противоречивость сведений о варягах.

Во вступительной части ПВЛ летописец даёт перечень известных ему народов по происхождению от библейских патриархов:

Новгородская летопись старшего (и младшего) изводов отмечают в 1201 году заключение новгородцами мира с варягами, завершившего крупную ссору на Готланде, видимо по торговым делам, несколькими годами ранее. Но локализация летописных варягов от 1201 года (относительно Старой Руссы и обратной сухопутной дороги в Новгород горою через село Коростынь) требует дальнейших исследований - " А Варягы пустиша без мира за море. Того же лъта срубиша в РусЂ город. А на осень приидоша Варязи горою на миръ. и да имъ миръ на всеи воли своеи". В летописях для озера Ильмень в направлении к Старой Руссе сохранилось и другое название - "Руское море". В русских источниках слово "варяжская" по отношению к церквям означало фактически "католическая".

С XIII века слово "варяги" вышло из употребления, так как было вытеснено псевдоэтнонимом "немцы", что нашло отражение в описании призвания Рюрика в поздних летописях: "Избрашася от немец три браты с роды своими…" Царь Иван Грозный писал шведскому королю: "В прежних хрониках и летописцех писано, что с великим государем самодержцем Георгием-Ярославом на многих битвах бывали варяги: а варяги - немцы" .

Варяги в Византии

  • См. основную статью: Варяжская гвардия

Варяжский отряд в Византии. Рисунок-реконструкция конца XIX века.

Византийский император Константин Багрянородный (945 - 959 гг.) оставил в своих сочинениях подробное описание государственного устройства Византии, но нигде не упомянул про варягов. Варяги также не упоминаются в византийских документах и при описании событий 2-й половины X века. Они появляются в источниках с XI века, иногда совместно с русами . Единственное употребление термина в более раннем времени относится к "Псамафийской хронике", документу 1-й половины X века, однако неясно, кем был употреблён термин φαραγοι (фараг) для названия телохранителя византийского императора - анонимным автором или переписчиком единственной греческой рукописи, утерянной к настоящему времени.

Наёмники

Впервые варяги на византийской службе отмечены в хронике Скилицы в 1034 году в Малой Азии (фема Фракезон), где они размещались на зимних квартирах. Когда один из варягов попытался силой овладеть местной женщиной, та в ответ заколола насильника его собственным мечом. Восхищённые варяги отдали женщине имущество убитого, а его тело выбросили, отказав в погребении.

В 1038 году варяги участвуют в боях с арабами на Сицилии, в 1047 действуют в южной Италии, в 1055 они совместно с русами обороняют итальянский город Отранто от норманнов . Около 1050 года византийский император послал в Грузию отряд в 3 тыс. варягов (варангов) на помощь византийскому союзнику в его междоусобной войне.

Как свидетельствует византиец Кекавмен, в 1-й половине XI века наёмники-варяги не пользовались особой благосклонностью императоров:

"Никто другой из этих блаженных государей не возводил Франка или Варяга [Βραγγοη] в достоинство патриция, не делал его ипатом, не поручал ему наблюдения за войском, а разве только едва кого производил в спафарии. Все они служили за хлеб и одежду."

Кекавмен в рассказе о знаменитом последнем викинге и будущем норвежском короле Харальде Суровом, служившем в варягах в 1030-е годы, назвал того сыном царя Варангии, что равнозначно византийскому пониманию в XI веке варягов как норманнов или норвежцев . Византийский историк XI века М. Пселл также говорил о варангах как о лицах, принадлежащих к племени, хотя без уточнения этнографической принадлежности или географической локализации. Современник Кекавмена и Пселла, хронист Скилица, вообще идентифицировал варягов как кельтов : "варанги, по происхождению кельты , служащие по найму у греков ".

О этническом понимании византийцами слова "варяги" свидетельствуют жалованные грамоты (хрисовулы) из архива Лавры св. Афанасия на Афоне. Грамоты императоров освобождают Лавру от воинского постоя, в них перечисляются контингенты наёмников на византийской службе. В хрисовуле № 33 от 1060 года (от императора Константина X Дуки) указаны варяги, русы , сарацины , франки . В хрисовуле № 44 от 1082 года (от императора Алексея I Комнина) список меняется - русы , варяги, кулпинги , инглины , немцы . В хрисовуле № 48 от 1086 года (от императора Алексея I Комнина) список значительно расширяется - русы , варяги, кулпинги , инглины , франки , немцы , болгары и сарацины . В старых изданиях хрисовулов соседние этнонимы "русы " и "варяги" не были разделены запятой (погрешность копирования документов), в результате чего термин ошибочно переводился как "русские варяги". Ошибка устранена после появления фотокопий оригинальных документов.

Гвардия императоров

В византийских источниках XII - XIII века наёмный корпус варягов часто именуется секироносной гвардией императоров (Τάγμα των Βαραγγίων). К этому времени сменился его этнический состав. Благодаря хрисовулам стало возможным установить, что приток в Византию англичан (инглинов) начался видимо после 1066 года, то есть после завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом . Вскоре выходцы из Англии стали преобладать в варяжском корпусе.

Норманский хронист XI века Готфрид Малатерра по поводу битвы 1082 года заметил: "англяне, которых называют варангами". Византийский писатель XV века Георгий Кодин при описании придворной трапезы сообщает: "варанги восклицают императору многая лета на своём отечественном языке, то есть по-английски". Из последнего свидетельства следует, что варяги приобрели привилегированное положение в византийском войске. Возможно авторы сделали обобщение, назвав язык варягов английским. Так Саксон Грамматик при описании визита датского короля Эрика в Константинополь в 1103 году отметил встречу короля с соотечественниками:

Призвание варягов. В. М. Васнецов.

"Между прочими, которые от города Константинополя жалованье получают, датского языка люди первую воинскую степень имеют, и их караулом царь здравие своё защищает. И когда он [Эрик I] в Константинополь прибыл, то варанги от императора получили позволение к королю своему прийти."

Чужеземцы и раньше использовались в качестве дворцовой стражи, но только варяги приобрели статус постоянной личной гвардии византийских императоров. Начальник варяжской гвардии именовался аколуфом , что означает "сопровождающий". В сочинении XIV века Псевдо-Кодина даётся определение: "Аколуф является ответственным за варангов; сопровождает василевса во главе их, поэтому и зовётся аколуфом".

Анна Комнина, дочь императора, высоко оценивает варягов, рассказывая о событиях 1081 года: "Что же до варягов, носящих мечи на плечах, то они рассматривают свою верность императорам и службу по их охране как наследственный долг, как жребий, переходящий от отца к сыну; поэтому они сохраняют верность императору и не будут даже слушать о предательстве." Анна характеризует варягов как отважных варваров, носящих обоюдоострые мечи на правом плече и имеющих большие щиты. В 1081 году весь отряд варягов под началом Намбита был истреблён в сражении итальянскими норманнами Роберта Гвискара.

"Сага о людях из Лососьей долины" несколько противоречит в хронологии "Саге о Ньяле", называя Болли в 1020-е годы первым исландцем в варягах:

"После того как Болли провёл зиму в Дании, он отправился в дальние страны и не прерывал своего путешествия, пока не прибыл в Миклагард. Недолго пробыл он там, как вступил в варяжскую дружину. Мы никогда не слышали раньше, чтобы какой-нибудь норвежец или исландец до Болли, сына Болли, стал дружинником короля Миклагарда [Константинополя]".

Болли в 1030 году вернулся в Исландию с богатым оружием и в роскошных одеяниях, поразивших его соплеменников.

Варяги в Константинополе:
1. Варяжский цирковой чемпион.
2, 3, 4 Английские варяги.
5. Варяжский личный гвардеец.
6. Византийская дама.

Одним из наиболее прославленных героев саг стал будущий норвежский король Харальд Суровый, воевавший в 1034 - 1043 гг. по всему Средиземноморью с отрядом в 500 варягов, а перед тем послуживший Ярославу Мудрому. Сага о Харальде Суровом из цикла "Круг Земной" сообщает легендарный обычай, позволявший варягам по смерти византийского императора уносить сокровища из дворца: "Харальд трижды ходил в обход палат, пока находился в Миклагарде. Там было в обычае, что всякий раз, когда умирал конунг греков, веринги имели право обходить все палаты конунга, где находились его сокровища, и каждый был волен присвоить себе то, на что сумеет наложить руку". Однако Харальд по сообщению той же саги был брошен в темницу по обвинению в присвоении имущества императора, а затем бежал в Русь. Харальд погиб в 1066 году в битве при Стамфордбридже, которой завершилась двухсотлетняя история вторжений скандинавских викингов в Англию.

Вопрос об образовании одного на Руси великого княжения (Киевского) приводит нас к вопросу о варягах-руси, которым приписывается водворение на Руси политического единства и порядка.

Кто же были эти варяги-русь, покорившие сперва Новгород, а затем и Киев? Вопрос этот возник в русской историографии уже давно, но исследования за 150 лет настолько осложнили его, что и теперь разрешать его нужно очень осторожно.

Заморские гости (варяги). Художник Николай Рерих, 1901

Остановимся прежде всего на двух местах летописи, местах важных, которые, в сущности, и породили варяжский вопрос: 1) летописец, перечисляя племена, жившие по берегам Балтийского моря, говорит: "По сему же морю Варяжскому (т. е. Балтийскому) седят Варязи"... "и то Варязи: Свей, Урмане (норвежцы), Готе, Русь, Англяне". Все это северогерманские племена, и варяги поставлены среди них, как их родовое имя среди видовых названий. 2) Далее в рассказе летописца о призвании князей читаем: "Идоша за море к варягам-руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь, яко се друзи зовутся Свеи, друзии же Англяне, Урмяне, друзии Готе тако и си". Таким образом, по словам летописи, из варягов одни назывались русью, другие англянами, урманами и т. д.; летописец, очевидно, думает, что русь есть одно из многих варяжских племен. На основании этих и других показаний летописей ученые стали искать более точных сведений и увидели, что варягов знал не только наш летописец, но и греки. Слово "варяг" писалось с юсом и, стало быть, произносилось как "варенг". Такое слово встречается и у греческих писателей и служит совершенно определенным понятием – у греков под именем Bapayjoi (варанги) разумелись наемные дружины северных людей, норманнов, служивших в Византии. С тем же значением северных дружин встречается слово Waeringer (варанги) и в скандинавских сагах; арабские писатели также знают варангов как норманнов. Следовательно "варанги" представляют собою нечто вполне определенное в смысле этнографическом – дружину норманского происхождения. В последнее время удалось, как кажется, определить точно и родину варягов, т. е. страну Варангию, благодаря одному известию, найденному и напечатанному профессором Васильевским в его статье "Советы и ответы Византийского боярина XI века". Этот византийский боярин, пересказывая известную скандинавскую сагу о Гаральде, прямо называет Гаральда сыном короля Варангии, а известно, что Гаральд был из Норвегии. Так отождествляются Норвегия и Варангия, норвежцы и варяги. Этот вывод очень важен в том отношении, что раньше была тенденция толковать слово варанги, как техническое название бродячего наемного войска (варяг – враг – хищник – бродячий); на основании такого понимания Соловьев нашел возможным утверждать, что варяги не представляли отдельного племени, а только сбродную дружину, и не могли иметь племенного влияния на славян.

Итак варяги – норманны . Но этот вывод еще не решает так называемого "варяго-русского" вопроса, потому что не говорит нам, кто назывался именем русь. Летописец отождествил варягов и русь; теперь же ученые их различают и для этого имеют свои основания. У иностранных писателей русь не смешивается с варягами и делается известной раньше варягов. Древние арабские писатели не раз говорят о народе русь и жилища его помещают у Черного моря, на побережье которого указывают и город Русию. В соседстве с печенегами помещают русь в Черноморье и некоторые греческие писатели (Константин Багрянородный и Зонара). Два греческих жития (Стефана Сурожского и Георгия Амастридского), разработанные В. Г. Васильевским, удостоверяют присутствие народа русь на Черном море в начале IX в., стало быть, ранее призвания варягов в Новгород . Ряд других известий также свидетельствует о том, что варяги и русь действуют отдельно друг от друга, что они не тождественны. Естественно было бы заключить отсюда, что имя руси принадлежало не варягам, а славянам и всегда обозначало то же, что оно значило в XII в., т. е. Киевскую область с ее населением. Так и склонен решать дело Д. И. Иловайский. Есть, однако, известия, по которым считать русь славянским племенным названием нельзя.

Первые из этих известий – Бертинские летописи, составлявшиеся в монархии Карла Великого . В них говорится, что в 829 г. цареградский император Феофил отправил послов к Людовику Благочестивому, а с ними людей: "Rhos vocari dicebant" – т. е. людей, назвавших себя россами и посланных в Византию их царем, называемым Хаканом ("rex illorum Chacanus vocabulo"). Людовик спросил у них о цели их прихода; они отвечали, что желают вернуться к себе на родину через его, Людовика, землю. Людовик заподозрил их в шпионстве и стал разузнавать, кто они и откуда. Оказалось, что они принадлежат к шведскому племени (eos gentis esse Sueonum). Таким образом в 839 г. русь относят к шведскому племени, чему в то же время как будто противоречит имя их царя – "Chacanus" – Хакан, вызвавшее много различных толкований. Под этим именем одни разумеют германское, скандинавское имя "Гакон", другие же прямо переводят это "Chacanus" словом "каган", разумея здесь хазарского хана, который назывался титулом "казан". Во всяком случае известие Бертинских летописей сбивает до сих пор все теории. Не лучше и следующее известие: писатель Х в. Лиутпранд Кремонский говорит, что "греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos – по месту жительства (а position loci)", и тут же перечисляет народы "печенеги , хазары, руссы, которых мы зовем норманнами". Очевидно, автор запутался: вначале он говорит, что русь – это норманны потому, что они живут на севере, а вслед за тем помещает их с печенегами и хазарами на юге России.

Таким образом, определяя варягов как скандинавов, мы не можем определить руси. По одним известиям, русь – те же скандинавы, по другим – русь живет у Черного, а не у Балтийского моря, в соседстве с хазарами и печенегами. Самый надежный материал для определения национальности руси – остатки ее языка – очень скуден. Но на нем-то главным образом и держится так называемая норманнская школа. Она указывает, что собственные имена князей руси – норманнские, – Рюрик (Hrurikr), Аскольд (Осколд, Hoskuldr), Трувор (Трувар, Торвард), Игорь (Ингвар), Олег , Ольга (Helgi, Helga; у Константина Багрянородного наша Ольга называется Ελγα), Рогволод (Рагнвальд); все эти слова звучат по-германски. Название Днепровских порогов у Константина Багрянородного (в сочинении "Об управлении империей") приведено по-русски и по-славянски, имена русские звучат не по-славянски и объясняются из германских корней (Юссупи, Ульворси, Генадри, Ейфар, Варуфорос, Леанти, Струвун); напротив, те имена, которые Константин Багрянородный называет славянскими, действительно славянские (Островунипрах, Неясит, Вулнипрах, Веруци, Напрези). В последнее время некоторые представители норманнской школы, настаивая на различии руси и славян, ищут Руси не на скандинавском севере, а в остатках тех германских племен, которые жили в первые века нашей эры у Черного моря; так, профессор Будилович находит возможность настаивать на готском происхождении Руси, а самое слово Русь или Рос производит от названия готского племени (произносится "рос"). Ценные исследования Васильевского давно шли в том же направлении и от их продолжателей можно ждать больших результатов.

К норманнской школе примыкает и оригинальное мнение А. А. Шахматова: "Русь – это те же норманны, те же скандинавы; русь – это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем потомки их стали оседать на менее привлекательном лесистом и болотистом славянском севере". И в самом деле, кажется, всего правильнее будет представлять дело так, что русью звали в древности не отдельное варяжское племя, ибо такого не было, а варяжские дружины вообще. Как славянское название сумь означало тех финнов, которые сами себя звали suomi, так у славян название русь означало прежде всего тех заморских варягов – скандинавов, которых финны звали ruotsi. Это название русь ходило среди славян одинаково с названием варяг , чем и объясняется их соединение и смешение у летописца. Имя русь переходило и на славянские дружины, действовавшие вместе с варяжской русью, и мало-помалу закрепилось за славянским Поднепровьем.

В таком состоянии находится ныне варяго-русский вопрос (доступнейшее его изложение в труде датского ученого Вильгельма Томсена , русский перевод которого "Начало русского государства" издан отдельной книгой и в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей" за 1891 г., книга 1). Наиболее авторитетные силы нашей научной среды все держатся воззрений той норманнской школы, которая основана еще в XVIII в. Байером и совершенствовалась в трудах позднейших ученых (Шлецера, Погодина, Круга, Куника, Васильевского). Рядом с учением, господствующим давно, существовали и другие, из которых большую пользу для дела принесла так называемая славянская школа . Представители ее, начиная с Ломоносова, продолжая Венелиным и Морошкиным, далее Гедеоновым и, наконец, Иловайским, пытались доказать, что Русь всегда была славянской. Оспаривая доводы школы норманнской, эта славянская школа заставила не раз пересматривать вопрос и привлекать к делу новые материалы. Книга Гедеонова "Варяги и Русь" (два тома: Пг., 1876) заставила многих норманнистов отказаться от смешения варягов и руси и тем самым сослужила большую службу делу. Что касается до иных точек зрения на разбираемый вопрос, то о существовании их можно упомянуть лишь для полноты обзора (Костомаров одно время настаивал на литовском происхождении руси, Щеглов – на происхождении финском).

Призвание варягов. Художник В. Васнецов

Знать положение варяго-русского вопроса для нас важно в одном отношении. Даже не решая вопроса, к какому племени принадлежали первые русские князья с их дружиною, мы должны признать, что частые известия летописи о варягах на Руси указывают на сожительство славян с людьми чуждых, именно германских племен. Каковы же были отношения между ними, и сильно ли было влияние варягов на жизнь наших предков? Вопрос этот не раз поднимался, и в настоящее время может считаться решенным в том смысле, что варяги не повлияли на основные формы общественного быта наших предков-славян . Водворение варяжских князей в Новгороде, затем в Киеве не принесло с собой ощутительного чуждого влияния на жизнь славян, и сами пришельцы, князья и их дружины, подверглись на Руси быстрой славянизации.

Кто такие варяги?

И рад бы в рай, да дверь то где?

Некрасов Николай Алексеевич

Кто такие варяги: славяне, норманны или кто-то еще? Однозначно ответить на этот вопрос практически не возможно. В зависимости от того, на какие исторические источники опираться, можно выделить два основных определения кто такие варяги. Большинство ученых считает, что варяги это нормандцы, выходцы из Скандинавии. Другая часть уверяет, что это славянское мореплаватели. Очевидно, что в этом вопросе все не столь однозначно, поэтому давайте разбираться.

Норманская теория

Согласно древним записям в русских летописях восточные славяне в давние времени называли Балтийское море не иначе, как Варяжским. Согласно сохранившимся записям господствовали в этом море представители трех народов: Дании, Швеции и Норвегии. Эти три нации у славянских племен назывались Норманнами или викингами. Они совершали морские походы, отличавшиеся особой жестокостью, которые наводили страх и ужас на всю Европу. В Европейских летописях осталось не мало упоминаний об этих воинах. При этом каждый народ называл их по-разному: англичане – датчанами, немцы – аскеманами, византийцы – варангами, а русские - варягами.

Варяжскими племенами правили вожди, которых называли конунгами . Родиной этих племен является Скандинавский полуостров, отличительной чертой которого можно назвать суровый северный климат. Вследствие чего там были не плодородные почвы. Отсутствие необходимой для жизни земли и заставляло местных жителей объединяться в дружины и отправляться на поиски богатств в далекие страны. Они были отличными мореплавателями и кораблестроителями, в следствие чего относились к кораблю не как представители других наций. Для них корабль был не просто средством передвижения, но еще и домом. В одном корабле могло разместиться до 150 воинов. При этом корабль не терял своей устойчивости и маневренности, благодаря чему они могли заходить в устья рек.

Именно по славянским рекам и проходил знаменитый путь из варяг в греки. Норманская теория, как бы, подводит нас к выводу, что викинги и варяги это одно и тоже. Русичи же по этой теории были не в состоянии управлять своими землями самостоятельно, поэтому и обратились к сильным норманом за помощью.

Славянская теория.

Получили ли мы ответ из предыдущей версии на вопрос, кто такие варяги? Навреное, нет, поскольку в этой версии много очень слабых мест, которые не выдерживают ни какой критики.

Есть и другая теория, согласно которой русские варяги не имеют ничего общего с викингами. По не многочисленным записям, сохранившимся в летописях, в том числе и в летописи Нестера, русские варяги преподносятся, как славянские разбойники! Время было не спокойное, отчетливых признаков государственности не было. Это и побуждало людей объединяться в дружины и заниматься морским разбойничьим промыслом. Более того, согласно этой теории, такие группы людей не только занимались морским разбоем, но и совершали это совместно с викингами. Именно они вместе с викингами совершали набеги по всей Европе (Германия, Англия, Ирландия, Италия, Византия и пр.), наводя ужас на местных правителей.

Восточные славяне в древности располагались вблизи Новгорода, что побуждало местных жителей подниматься на север. Ближе к морю. Именно по этой причине наши предки именовали Балтийское море Варяжским. Не из-за норманов, а из-за славянских разбойников. Оттуда же и пошло название торгового пути «путь из варяг в греки». Название этому пути дали не норманские викинги, а Варяжское море, которое служило началом этого пути. Знаменитый путь начинался от города Ладога. Вот здесь проявляется и еще один факт, который буквально сам наводит на мысль, что норманская теория сама по себе не состоятельна.

Викинги всегда славились своими морскими путешествиями. Да, у них были маневренные корабли, но пройти полностью путь из варяг в греки на них было не возможно, поскольку корабли были тяжелыми и не маневренные. Русские же в основном строили корабли для разбоя на реках, что позволяло их кораблям легко маневрировать в пологих реках.

Норманская теория имеет массу слабых мест, поскольку трудно представить, что российское государство добровольно позвало управлять собой правителей других стран (что по сути означает оккупацию), а также эта идея каким-то чудом просто взяла и объединила викингов и варяг, которые до этого в летописях описывалась, как отдельные народы.

В русском языке до сих пор слово «варяг» употребляется иногда в нарицательном значении, имеющем некоторый шутливый или ироничный оттенок. Так называют посторонних людей, которых приглашают для помощи в каком-либо деле, а также тех, которые непрошеными гостями вторгаются в размеренную жизнь местных жителей и ведут себя уверенно и независимо. Соответствует ли этот запечатленный в народной памяти образ истинному значению слова? И кто же они, эти загадочные варяги?

Еще в IX веке в торговых поселениях восточных славян, а также на торговых путях, которые через их земли шли на Византию, начали появляться «заморские пришельцы с Балтийского моря» (иногда его еще называли Варяжским морем). Славяне называли этих заморских гостей варягами.

Многие ученые-историки считают, что варяги скорее всего были родом из Скандинавии. Они приходили к славянам торговать, но часто предводители славян и сами приглашали их в свои военные дружины, потому что варяги славились силой и храбростью. А воевать приходилось много. Славян со всех сторон окружали враждебные племена, которые набегами опустошали их земли, убивали людей, уводили скот. Кроме того, славянские племена и сами не ладили друг с другом, не было среди них мира и согласия. Конечно, славяне и сами отличались завидной смелостью и силой, а вместе с варягами они представляли собой очень грозную силу.

А потом произошло то, что известный русский историк Николай Михайлович Карамзин называет «удивительным и едва ли не беспримерным случаем». Славяне отправляют за море к варягам своих послов, чтобы они сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, идите княжить и владеть нами».

Кто же откажется от такого заманчивого предложения? Не отказались и варяги. Три брата: Рюрик, Трувор и Синеус — собрали многочисленную дружину и прибыли к славянам, чтобы править ими. Старший брат, Рюрик, отправился в Новгород, младшие же: Синеус — на Белое озеро, а Трувор осел в Изборске (сейчас это Псковская область).

Через два года Синеус и Трувор умерли, а Рюрик присоединил их земли к своим. Потом эти земли стали называться Новгородской Русью.

К этому времени относится и другое важное событие. Предание гласит, что двое варягов, которые тоже прибыли с Рюриком в Новгород, Аскольд и Дир, отправились со своими товарищами из Новгорода дальше в Константинополь искать счастья. По дороге они увидели на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: чей он? Им ответили, что его построили три брата, которые к этому времени уже скончались. И что жители этого городка живут спокойно, ни с кем не воюют, только платят дань хазарам. Этим городком был Киев. Аскольд и Дир завладели им и стали там властвовать, подчинив себе еще и окрестные земли. Так, по преданию, возникла еще одна Русь — Киевская, во главе с теми же варягами.

Ответить на этот вопрос можно лишь, углубившись в историю. А, если быть конкретнее, то в начало новой эры. Именно с этих пор мы имеем хоть какую-то информацию о таинственных варяжских племенах.

Кого славяне называли варягами? Людей германского происхождения, которые проживали в Европе. Они служили византийским императорам. А с седьмого века начинаются активные походы варяжских племен на земли восточных славян . Вообще, варяги считались лучшими воинами в то время. Кроме того, они занимались торговлей. Славяне называли варягами норманнов, или викингов. Эти племена проживали в Скандинавии, Западной Европе в восьмом-одиннадцатом веках. Кроме того, их можно было встретить на берегах Балтийского моря и даже Средиземного.

Как называли землю славян варяги? Гардарики. Если переводить это название дословно, то получится «страна городов». Это название получило широкое распространение в эпоху Средневековья (особенно в конце двенадцатого века). А Великий Новгород считался столицей Гардарики. Изначально Русь варяги называли Гардар (в десятом веке).

Правда ли то, что варяги создали государство у восточных славян?

На это счет существует много мнений и гипотез. Одной из самых известных является норманнская теория. Если верить ей, то пришедшие к славянам варяги окультурили эти дикие племена, сумели создать государство на их территории, установить определенный порядок. Но такое мнение вызывает абсолютное негодование у оппонентов. Последние же считают, что варяги стали лишь правящей верхушкой над восточнославянскими народами. Ведь государство невозможно создать за один месяц или год. Для этого необходимы десятки лет, постепенное накопление предпосылок. Таковыми у восточных славян стали племенные союзы, образованные в восьмом веке.

Антинорманнская теория, ставшая оппонентом норманнской, была предложена великим русским ученым Михаилом Ломоносовым. Она стала своеобразной реакцией на преувеличение заслуг варяг в жизни восточных славян. Однако она вовсе отрицает какое-либо участие варяг в становлении Киевской Руси. А нам доподлинно известно, что варяги имели место быть.

То есть норманнская гипотеза гласит:

  • Варяги сформировали на территории восточных славян государство (Древнерусское государство, или Киевская Русь). Последние просто не могли сделать этого самостоятельно.
  • Варяги способствовали формированию культуры у восточных славян, которые до этого ее фактически не имели.

Сегодня общепринято, что данная теория не имеет права на жизнь. Ведь у восточнославянских племен к девятому веку уже были свои социально-экономические и политические образования. Тогда какая теория правдива? Наверное, во всем нужно искать золотую середину. У каждой из гипотез есть «своя правда». Роль варягов в судьбе древнерусской цивилизации, конечно, не стоит преувеличивать. Но и преуменьшать не нужно.

Приход варягов на Русь

Когда появились варяги на землях, заселенных восточными славянами? Это произошло приблизительно в девятом веке или даже раньше. Причиной их появления стала торговля с Византией. А, как известно, через славянские территории проходил легендарный путь «из варяг в греки».

Обратимся к летописи Нестора «Повесть временных лет». Согласно ей, на Русь пришли три брата: Рюрик , Синеус и Трувор. А варягами считали скандинавских воинов (викингов), которые были наемными, то есть служили другим. Но есть и другое мнение на этот счет: варяги – это славяне, которые проживали на южном берегу Балтийского моря. Этих славян еще называли полабами и поморянами.

До того, как появилось Древнерусское государство, славяне, жившие в северных регионах, платили варягам дань. А в 859 году первым все это надоело. Варяги были изгнаны. Славяне для защиты от варягов построили на севере Новый город, который стал называться Новгородом. Располагался он неподалеку от озера Ильмень. Именно там и начал княжить Рюрик со второй половины девятого века. Все это запустило цепную реакцию: в Новгороде начались междоусобицы. Поэтому славяно-финские племена послали за князьями-варягами. Тогда пришли варяги, и Рюрик стал править в Новгороде. Именно он был основателем династии Рюриковичей, которая семь сотен лет была у престола.

Варягам было выгодно прийти на Русь. Она уже была достаточно прославленной и богатой. Поэтому вся сложившаяся ситуация сыграла им на руку. Таково мнение знаменитого историка Рыбакова.

Точка зрения, что варяги пришли на службу к восточным славянам, также является спорным вопросом. Ведь династия варягов, напротив, стала главенствующей в образованном государстве. Но, с другой стороны, в 943 году князь Игорь нанял варягов как воинов. Также пользовался их услугами Владимир Святославович. Он стал править в Киеве именно с помощью варяжской дружины.

В заключение

Варяги и восточные славяне, таким образом, находились в очень тесном контакте в седьмой-десятый века. Остается доказанным тот факт, что первые князья в Киевской Руси имели варяжские корни. Но то, что они сотворили из ничего государство восточных славян, является полным абсурдом. Кто-то думает, что варяги были высокоразвитым племенем. Но это совсем не так. В Скандинавии царила бедность, там было мало городов. Есть данные, что варяги отставали от славян на сотню лет.

Но не будем отрицать, что в этногенезе восточных славян достаточно часто упоминается о варягах. Только все время меняется их роль: купцы, наемные дружинники-воины, правящая династия, создатели государства...

Призвание варягов.Влияние норманнов на развитие русской цивилизации.