Виды деонтологии. Медицинская этика и деонтология

Медицинская деонтология

Это наука о взаимоотношениях врача и больного, о врачебном долге и обязанностях врача, его моральном, эстетическом и интеллектуальном облике.
Существует внутренняя связь деонтологии с этикой (учением о морали), поскольку представления о добре и зле, долге, справедливости, достоинстве, совести и чести являются категориями этическими.

Предмет изучения этики

является понятие нравственности - совокупности принципов и норм поведения, определяющих отношение людей друг к другу, к семье, обществу, государству,
которые поддерживаются традициями, воспитанием, личными убеждениями, силой мнения всего общества.

По высказыванию академика А.Ф. Билибина, понятие врачебной деонтологии следует расширить таким образом, чтобы деонтология вырисовывалась как универсальный нравственный регулятор
врачебной деятельности. Можно сказать, что деонтология - это нравственная стратегия и тактика врача.

Представление об исключительной важности комплекса моральных, этических вопросов в деятельности врача сложилось еще в древние времена, за тысячелетия до появления термина “деонтология”.
В одном из древнейших медицинских папирусов, найденных в Египте, содержались наставления врачам. Еще за 1000 лет до рождения Гиппократа, выдвинувшего знаменитый лозунг
“не навреди”, в законах Хаммурапи устанавливались жестокие наказания за вред, причиненный пациенту врачом.

Деонтология

Это не застывший свод правил и установок.

История деонтологии в России

Уже первые русские клиницисты С.Г. Зыбелин, Д.С. Самойлович, И.Е. Дядьковский писали о проблемах врачебного долга,обязанностях врача. Этим вопросам посвящались многочисленные
выступления Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина, С.П. Боткина и других крупных клиницистов, вся жизнь и труд которых пронизаны высокими принципами медицинской деонтологии, в представлении
которых врач - это не только профессия, а призвание.
Деонтология отечественными медиками понималась не как сухой свод правил о профессиональном поведении врача, а как учение о долге, гражданских обязанностях врача - не только перед
больными, но и перед всем обществом. Об этом замечательно сказал академик И.П. Павлов: “Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, насколько позволяют мне мои силы, прежде
всего моему отечеству”.
История российской медицины полна примеров профессиональных подвигов. С.И. Андриевский, Д.С. Самойлович, Н.Ф. Гамалея, Г.Н. Габричевский, В.В. Фавр проводили опыты на себе,
подвергая свое здоровье и жизнь серьезной опасности. В последующем эту традицию продолжили советские врачи и ученые - М.П. Покровская и Н.Н. Жуков-Вережников, М.П. Чумаков,
З.В. Ермольева, Н.И. Латышев и мн. др.
Врачи добровольно направлялись на самые трудные и опасные участки. Профессор М.Я. Мудров добровольно поехал из Москвы в Петербург на борьбу с эпидемией холеры, где погиб при исполнении профессионального долга. С.П. Боткин добровольно ушел на фронт защищать Севастополь сразу после окончания медицинского факультета. Будущий академик Н.Н. Бурденко добровольно отправился на Русско-японскую войну, где вскоре был награжден Георгиевским крестом за оказание помощи раненым под огнем. Поражает воображение короткая надпись “Спешите делать добро” на надгробии доктора Ф.П. Гааза, который посвятил свою жизнь лечению каторжан. Поистине великий подвиг совершили наши медики в годы Великой Отечественной войны.

Компоненты формирования врача

Считается, что для формирования врача необходимы 3 основных компонента:
1) врачебные знания,
2) врачебные умения - овладение практическими навыками, медицинской диагностической техникой, клиническим мышлением,
3) морально-этический, деонтологический потенциал - высокие моральные качества, гуманизм, сострадание, чувство долга.

Аспекты медицинской деонтологии

Медицинская деонтология охватывает многообразные аспекты деятельности и отношений врача, среди которых основными являются следующие.
1. Врач и больной (моральные вопросы взаимоотношений и взаимодействий).
2. Врач и общество, государство, закон и право. Врачебная тайна.
3. Врач и его отношения с другими врачами, с медицинскими работниками.
4. Врач и ближайшее окружение пациента (родственники, друзья, сотрудники, соседи).
5. Врач и его самооценка.
6. Ятрогении как последствия нарушений различных аспектов деятельности врача. Врачебные ошибки.

Доверие между врачом и пациентом

Основой взаимоотношений больного и врача является прежде всего доверие. Доверие может быть к медицине вообще, но главным рычагом успешного лечения является доверие больного к
врачу.
Доверие к данному врачу создается не только уровнем знаний врача. По выражению академика Б.Е. Вотчала, знающий врач и хороший врач - не синонимы. Крайне важно умение подойти к
больному. Внимание к больному является основой психотерапевтического воздействия, необходимого в лечении каждого пациента.
Чрезвычайно ответственный момент для установления контакта с больным - расспрос больного.

Врачебная тайна.

Врачебная тайна. Одним из важнейших принципов медицинской деонтологии является обязанность сохранения профессиональной тайны всеми медицинскими работниками, в том числе
средним и младшим медицинским персоналом.

Врачебная тайна соблюдалась уже с глубокой древности. “Что бы при лечении, а также и без лечения я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной”, - гласит знаменитая клятва Гиппократа (V-VI вв. до н. э.).

По закону врачебная тайна включает в себя 3 вида сведений:

1) о болезнях, 2) об интимной жизни, 3) о семейной жизни больного, которые стали известны врачам или другим медицинским работникам в связи с исполнением ими профессиональных обязанностей и не подлежат разглашению не только посторонним лицам, но и знакомым, родным и близким.

Врач не должен распространяться о болезнях своих пациентов, доверивших ему как врачу интимные стороны своей жизни.
Анамнез рекомендуется’ собирать в отдельной комнате при отсутствии посторонних лиц. На обходах, осмотрах, консилиумах в общих палатах не рекомендуется проводить какие-либо обсуждения,
обмен мнениями, которые должны выноситься в другое помещение.
Распространение сведений о больных посторонним лицам, вынесение их за пределы лечебного учреждения могут повлечь за собой нежелательные последствия в личном, деловом,
общественном плане.
Однако принцип соблюдения врачебной тайны не должен возводиться в абсолют. В отдельных конкретных условиях закон устанавливает обязанность медицинских работников извещать
поликлиники, санитарные организации о заразных болезнях, угрожающих здоровью окружающих.
Врач также обязан давать всю требуемую информацию о больном судебно-следственным органам.
Сохранение врачебной тайны иногда может нанести вред самому больному, когда ему необходима помощь родных и близких.
Своевременное информирование их о его болезни может существенно помочь врачам в лечении.

Ятрогении

Проблема ятрогенных заболеваний - ятрогений (от гр. jatros - врач) - заболеваний, вызванных врачом.

В современном представлении ятрогении охватывают широкий круг вопросов, относящихся к экономической, социальной, медицинской и правовой проблемам в условиях развивающегося
обязательного и добровольного страхования.
В настоящее время под ятрогенными заболеваниями (ятрогениями) понимают патологические процессы, состояния, необычные реакции, возникновение которых обусловлено медицинским воздействием в ходе обследования, лечения больных, выполнения диагностических или профилактических процедур. Иными словами, ятрогении - это причинение вреда здоровью в связи с проведением диагностических, лечебных, профилактических мероприятий.
При такой трактовке даже при условии самого добросовестного и грамотного врачевания существует потенциальный риск медицинского вмешательства, который может стать причиной ятрогении.

Виды ятрогений

диагностические:
а) обусловленные ошибочным диагнозом,
б) издержками диагностического процесса - отрицательная реакция на диагностический метод, погрешности выполнения диагностической манипуляции, неисправность аппаратуры, некаче-
ственность реактивов и пр.;

лечебные:
а) лекарственные - непереносимость лекарств, неадекватное или ошибочное их применение, некачественные препараты,
б) хирургические - ошибки исполнения оперативных вмешательств и анестезии, риск оперативных вмешательств и анестезии,
в) физические - индивидуальная непереносимость физического метода лечения, неправильное проведение метода, отсутствие учета противопоказаний к проводимому методу и пр.,
г) реанимационные - патология, вызванная реанимационными мероприятиями, постреанимационный синдром;

психогенные (психоэмоциональные);
профилактические (отрицательная реакция организма на профилактические манипуляции - введение вакцин, сывороток, ошибки в проведении профилактических мероприятий;
информационные (ошибочное информирование пациента, издержки популяризации медицинских знаний);
ятрогении нелечения (неоказание или несвоевременное оказание медицинской помощи).
Мощным фактором психологического воздействия на человека является слово. “Слово лечит, слово и калечит” - гласит народная пословица.

Врачебные ошибки

В обобщенном виде врачебные ошибки принято делить
- на диагностические - нераспознавание или ошибочное распознавание болезни;
- лечебно-тактические - неправильный выбор тактики лечения (неправильное определение показаний к операции, лучевой терапии и т. п.);
- лечебно-технические - применение несоответствующих медикаментов, неправильное использование диагностических средств, медицинской техники и пр.;
- организационные - нарушения организации транспортировки больных, оформления документации и пр.;
- деонтологические - нарушение принципов медицинской деонтологии.

Деонтологические ошибки

нередко приводят к психогенным ятрогениям и являются наиболее частыми причинами конфликтов, возникающих между врачом и больным или его родственниками.
Они же могут повлиять на диагностические, тактические и технические ошибки.
Правильная и своевременная диагностика - первостепенная задача врача, поскольку от нее в первую очередь зависят выбор тактики лечения и его эффективность. В силу этого диагностические ошибки коренным образом влияют на качество лечения и прогноз течения и исхода болезней и в большинстве случаев могут
повлечь за собой все другие виды ошибок, в том числе и деонтологические.
С позиций возможностей врача диагноз следует считать ошибочным, если по клиническим данным и по результатам дополнительных исследований на современном уровне знаний в конкретной
ситуации можно было (и должно) поставить правильный диагноз.

Причины диагностических ошибок делятся на 2 большие группы.

1. Объективные - не зависящие или почти не зависящие от врача.
2. Субъективные - зависящие от врача.
Причинами объективных диагностических ошибок являются:
- недостаточный уровень медицинской науки, нечеткие описания симптоматики болезней, несовершенство методик их распознавания;
- недостаточная техническая оснащенность лечебного учреждения, отсутствие приборов, аппаратов для углубленного специализированного исследования;
~ длительное бессимптомное и атипичное течение некоторых заболеваний, редкость заболевания;

Тяжесть состояния больного, крайне затрудняющая его обследование;
- кратковременность пребывания больного в стационаре;
- ошибки лабораторно-инструментальных исследований;
- низкий уровень подготовки врачебных кадров, в том числе по вопросам общей теории врачебной диагностики, ее структуры, методологии и логики.
Субъективные причины диагностических ошибок:
- низкая квалификация, общая методологическая неподготовленность врача (недостаточное знание симптомов заболевания, отсутствие плана, системы обследования пациента, неудовлетворительное владение техникой, приемами, методикой клинического наблюдения);
- несоблюдение деонтологических принципов (небрежность, невнимание, неумение завоевать доверие больного и пр.);
- тип нервной деятельности, несобранность, растерянность, волнение врача;
- увлечение “быстрыми диагнозами” по интуиции с поспешным, поверхностным обследованием больного;
- чрезмерная самоуверенность врача, отказ от совета консультанта, консилиума;
- чрезмерная вера в лабораторно-инструментальные методы исследования или, напротив, недооценка их результатов, неумение связать с особенностями течения заболевания у конкретного
больного;
- пренебрежение необычными симптомами;
- игнорирование доступного и информативного метода исследования;
- логические ошибки диагностики - формальные, когда диагностическое заключение не следует логически из посылок умозаключения, однако врач расценивает диагноз как достоверный, и
материальные - когда из ошибочных посылок (вследствие неквалифицированного клинического наблюдения) врач выводит диагноз, который рассматривает как достоверный.

Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо Эппкур

Каждый специалист, работающий со здоровыми и больными людь­ми, должен приобрести знания и навыки общения с ними, навыки педагога и воспитателя. Особенно важное значение приобретает это по­ложение, если речь идет об общении врача, воспитателя (педагога) с бальными или инвалидами. По сути, в этих,целях вполне приемлемо использовать основные принципы медицинской деонтологии и этики Цели медицины органически включают в себя нравственные оцен­ки не только потому, что предполагают этические нормы взаимоотно­шений врача и больного, по и потому, что соблюдение деоптологичес- ких норм медиками само по себе дает лечебный эффект.

11.1. Основы и принципы медицинской деонтологии

Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают Ф. Бэкон Деонтология (греч. deon, deontos - должное, надлежащее + logos - учение) - совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей (БМЭ, т.7, с. 109, 1977). Термин «деонтология» был введен в обиход этики в начале XIX в. английским философом Бентамом. Некоторые авторы отождествляют понятия врачебной этики и деонтологии. На самом деле эти понятия тесно связаны между собой, но не тождественны, так как деонтология - это учение о правилах поведения врача, вытекающих из принципов вра­чебной этики и па них построенных. Предметом медицинской деонтологии являются главным образом вопросы разработки этических норм и правил поведения медицинского работника при его общении с больными. Однако, несмотря на то, что понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» нетожде­ственны, они должны рассматриваться в диалектической взаимосвязи, «...под медицинской деонтологией мы... должны разуметь учение о прин­ципах поведения медицинского персонала» (Н.И. Пирогов). Нормы и принципы врачебной деонтологии и этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной дея­тельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Только тогда они будут теоретически осмысленными и най­дут широкое признание. Великий врач далекого прошлого Гиппократ писал: «Врач - философ, он равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что имеется для муд­рости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, сове­стливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необ­ходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха «перед Богами», божественное превосходство». Соблюдение моральных норм является одной из необходимых сто­рон в деятельности любого специалиста, работающего с людьми. Важ­нейшей чертой их морального долга является то, что все их поступки и действия выступают как должное. А.П. Чехов говорил, что «профессия врача - подвиг, она требует самоотверженности, чистоты души и чис­тоты помыслов». Медицинская деонтология - паука о должном, разрабатывает прин­ципы поведения медицинского персонала, направленные на достиже­ние максимального лечебного и оздоровительного эффекта посредством строгого выполнения медиками этических норм и правил поведения. Принципы поведения врача вытекают из сущности его гуманной дея­тельности. Поэтому недопустим бюрократизм, формальное бездушное отношение к больному человеку (инвалиду). Основные принципы, регламентирующие нравственный облик вра­ча, формировались на протяжении столетий. Уже в индийском своде законов Ману «Веды» детально перечислены правила поведения врача, понимаемые как этические нормы. В античном мире медицинские воззрения, как правило, были не­посредственно связаны с философскими, этическими и социальными доктринами. Выдающаяся роль в определении основных проблем меди­цины как пауки и как нравственной деятельности принадлежит осно­воположнику научной медицины Гиппократу. Непосредственное отно­шение к проблемам медицинской деонтологии имеют разделы сборни­ка Гиппократа «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприятном пове­дении». Здесь Гиппократ сформулировал рад деонтсшогических норм. Обя­занности врача по отношению к больному Гиппократ сформулировал в знаменитой «Клятве»: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство... В какой бы дом ни вошел, я пойду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливо­го и пагубного... Что бы я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной...®. В средневековой медицине врачам также не были чужды нормы ме­дицинской деонтологии. Например, они были изложены в «Салернском кодексе здоровья» и в «Каноне врачебной пауке» и «Этике» Ибн Сины. В эпоху Возрождения получили признание гуманные заветы великих античных медиков. Известный врач и химик Т. Парацельс писал: «Сила врача - в его сердце, работа его должна руководиться Богом и осве­щаться естественным светом и опытностью; величайшая основа ле­карства - любовь». Русские клиницисты (М.Я. Мудров, С.П. Боткин, А.А. Остроумов и др.) строго придерживались принципов деонтологии в своей про­фессиональной деятельности. Большое влияние па формирование оте­чественной медицинской деонтологии оказали передовые обществен­ные деятели, гуманисты А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышев­ский и др. Заслуга введения в практику советского здравоохранения термина «медицинская деонтология» и раскрытия его содержания принадлежит Н.Н. Петрову, который определил ее как «...учение о принципах поведе­ния врача пе для достижения индивидуального благополучия и почес­тей, но для максимального повышения суммы общественной полезно­сти и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы». Строить свою деятельность в соответствии с требованиями меди­цинской деонтологии может только врач, избравший свою профессию по призванию. Любить свою профессию - это значит любить человека, стремиться помочь ему, радоваться его выздоровлению. Ответственность за больного и его здоровье - главная черта нрав­ственного долга врача. Вместе с тем в задачу врача входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного. В создании оптимальной обстановки в лечебных учреждениях, вы­сокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают ме­дицинские сестры. Высокая культура и опрятность, сердечность и за­ботливость, тактичность и внимательность, самообладание и беско­рыстие, человечность - основные качества, необходимые медицинс­кой сестре. Она должна хорошо владеть искусством слова в общении с больными и их родственниками, соблюдать чувства меры и такта, при­лагать максимум усилий для создания обстановки доверия между боль­ным и врачом. Отношения между врачами, сестрами и младшими медицинскими работниками должны быть безукоризненными и основываться па абсо­лютном взаимном доверии. В лечебных учреждениях должна быть созда­на такая обстановка, которая бы максимально щадила психику боль­ных и порождала атмосферу доверия к врачу.

Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны. Проблема долга -- одна из основных проблем медицинской этики; соответственно медицинская деонтология является отражением этических концепций, но она имеет более прагматический и конкретный характер. Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной врачебной специальностью (не существует отдельно этики терапевта, этики хирурга и т.д.), то медицинская деонтология обрела черты специализации, обусловленные ее прикладным характером, взаимосвязью с той или иной медицинской профессией (различают деонтологию хирурга, педиатра, онколога, рентгенолога, венеролога и т.д.).

Клинический этикет - (от греческого etos- нрав, обычай, характер), это традиционный церемониал, традиционные внешние правила поведения медицинского персонала, способствующий повышению качества лечебного процесса и улучшению его результатов. Клинический этикет включает в себя внешний вид врача, медсестры, стиль речи, на котором врач общается с больным и т.п.

Биоэтика решает этические проблемы, возникающие в результате прогресса биологии и медицины а также при медико-биологических исследованиях. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»). Биоэтика представляет собой важную точку философского знания.

Метаэтика (аналитическая этика) - направление этических исследований, анализируюшее саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа.

Основы и принципы медицинской деонтологии.

Деонтология (греч. deon, deontos -- должное, надлежащее + logos -- учение) -- совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей.

Предметом медицинской деонтологии являются главным образом вопросы разработки этических норм и правил поведения медицинского работника при его общении с больными.

Нормы и принципы врачебной деонтологии и этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной деятельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Только тогда они будут теоретически осмысленными и найдут широкое признание.

Медицинская деонтология -- наука о должном, разрабатывает принципы поведения медицинского персонала, направленные на достижение максимального лечебного и оздоровительного эффекта посредством строгого выполнения медиками этических норм и правил поведения. Принципы поведения врача вытекают из сущности его гуманной деятельности. Поэтому недопустим бюрократизм, формальное бездушное отношение к больному человеку (инвалиду).

Строить свою деятельность в соответствии с требованиями медицинской деонтологии может только врач, избравший свою профессию по призванию. Любить свою профессию -- это значит любить человека, стремиться помочь ему, радоваться его выздоровлению.

Ответственность за больного и его здоровье -- главная черта нравственного долга врача. Вместе с тем в задачу врача входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного.

В создании оптимальной обстановки в лечебных учреждениях, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медицинские сестры. Высокая культура и опрятность, сердечность и заботливость, тактичность и внимательность, самообладание и бескорыстие, человечность -- основные качества, необходимые медицинской сестре. Она должна хорошо владеть искусством слова в общении с больными и их родственниками, соблюдать чувства меры и такта, прилагать максимум усилий для создания обстановки доверия между больным и врачом.

Отношения между врачами, сестрами и младшими медицинскими работниками должны быть безукоризненными и основываться па абсолютном взаимном доверии. В лечебных учреждениях должна быть создана такая обстановка, которая бы максимально щадила психику больных и порождала атмосферу доверия к врачу.

Наиболее важные принципы врачебной этики.

  • 1. Гуманное отношение к больному (инвалиду), выражающееся в готовности всегда прийти на помощь каждому нуждающемуся, в необходимости соблюдать гиппократовскос требование -- не вредить, щадить психику больного (инвалида), стараться не причинять ему боли.
  • 2. Соответствие поступков врача общественной функции, целям и задачам медицины, согласно которым врач ни под каким предлогом не может участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья и жизни.
  • 3. Обязанность врача -- бороться за физическое и психическое совершенство людей. Самопожертвование и героизм во имя здоровья и жизни человека должны быть правилом врачебного поведения.
  • 4. Обязанность врача -- помогать всем независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений.
  • 5. Принцип солидарности и взаимопомощи между всеми врачами.
  • 6. Принцип сохранения врачебной тайны.

Многие из перечисленных принципов универсальны, т.е. характерны для деятельности любых специалистов, общающихся с людьми, в том числе с больными и инвалидами.

Проблема отношений врача и больного (инвалида) была всегда важной проблемой медицины на всех этапах ее развития.

Вопросы врачебной этики занимали видное место и в истории русской медицины. Честность, правдивость, душевная чистота, чувство моральной ответственности перед своей совестью, коллективом, обществом -- это главное, чем измеряются требования к любому специалисту, чем определяется мера их ценности, понимание ими своего долга.

Вопросы деонтологии надо рассматривать в плане выполнения принципов поведения тех или иных специалистов в своей профессиональной деятельности.

В основе поведения любого специалиста должны находиться требования гуманизма. Отсюда высший моральный долг его должен найти свое проявление в бескорыстном служении людям. В моральном долге должна быть выражена необходимость любви к человеку. При этом в деятельности любого специалиста особенно важно, чтобы исполнение долга органически сочеталось с внутренней убежденностью, переходящей в привычное повседневное поведение. «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» (Паскаль).

Исполнение врачебного долга предполагает убеждение в необходимости подчинить свои личные желания требованиям долга. В жизни бывает и так, что врачу приходится поступаться личными интересами, если это нужно для спасения жизни других. Н.А. Добролюбов говорил: «Не того надо назвать человека истинно нравственным, кто только терпит над собой веление долга, как какое-то тяжелое иго, как нравственные вериги, а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями существа своего, кто старается переработать и свою плоть, и кровь внутренним процессом самосознания и самовоспитания так, чтобы они не только сделались истинно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение».

Авторитет врача играет большую роль в установлении оптимального психологического контакта с больным, а следовательно, во многом определяет эффективность лечения. На всех этапах врачевания исключительно важное значение имеет хороший контакт, установленный между больным и врачом. Отсутствие такого контакта может быть одной из основных причин неверной диагностики и безуспешного лечения. Врачу надо верить безраздельно. Лечить сомневающегося пациента очень трудно. В.В. Вересаев указывал, что «врач может обладать замечательным распознавательным талантом, уметь улавливать самые тонкие детали своих назначений и все это останется бесплодным, если у него нет способности подчинить себе душу больного». Таким образом, несомненно, что психологическая совместимость врача и пациента играет ведущую роль в процессе врачевания.

В этой связи большое значение приобретает необходимость завоевать доверие больного. Предпосылки возникновения положительных психологических отношений между врачом и пациентом являются, несомненно, квалификация, опыт и искусство врача. Однако квалификация служит только инструментом, применение которого с большим или меньшим эффектом зависит от других сторон личности врача. Это вытекает из доверия к врачу. Ведь «врач -- тот единственный человек, которому мы, не смущаясь, смеем говорить все о себе» (Мур).

Доверие к врачу -- это динамическое, положительное отношение больного к врачу, когда больной видит, что врач имеет не только способности, но и желание помочь ему наилучшим образом. В процессе лечения больной должен стать союзником врача. М.Я. Мудров в своей работе «Слово о способе учить и учиться медицине» писал: «Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного, по ведай, что и больной испытал тебя и знает, каков ты. Из сего ты можешь заключить, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, чтобы выиграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее».

Разумеется, что любой специалист должен обладать хорошими знаниями и большим профессиональным опытом. Высокий профессионализм требует большого и систематического труда. Вся жизнь любого специалиста представляет собой постоянное совершенствование своих знаний. Однако развитие и образование ни одному человеку не могут быть дамы или сообщены. Поэтому всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Польский медик Ксланович пишет, что врача, который не заглядывает в книги, следует остерегаться больше болезни. Важная задача в процессе обучения - научить человека мыслить. A.M. Горький говорил: «Знания необходимы не только для того, чтобы знать, но осмысленно действовать».

Только в труде, в преодолении препятствий формируются профессиональные знания и навыки, настоящий характер, воспитывается на всю жизнь высокая нравственность. Человек должен заниматься самовоспитанием. Только тогда вырабатывается постоянная осмысленная психологическая готовность поступать так, как велит совесть, диктует чувство долга. Разумеется, что необходим прочный слой профессиональных знаний и опыта. «Ум заключается не только в знании, но и в уменье прилагать знание на деле» (Аристотель).

Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен и если его манера поведения -- настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Особые требования к нему предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой.

Уравновешенная личность врача является для больного комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в его выздоровлении. В целом можно сказать, что больной теряет доверие, а врач теряет свой авторитет в том случае, если у больного создается впечатление, что врач является тем, что называют «плохой человек». Не о таких ли врачах Вольтер говорил: «Врачи прописывают лекарства, о которых они мало что знают, от болезней, в которых они разбираются еще хуже, и пичкают ими людей, о которых им вообще ничего неизвестно».

Обстоятельства работы вынуждают врача быть своего рода актером. Что ни больной, то для врача не только новое, неповторимое в деталях заболевание, но и особая личность. Какая гамма темпераментов, характеров; у каждого свой склад ума. И врач должен иметь к каждому особый подход. В этом отношении весьма созвучны слова К.С. Станиславского: «...Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования».

Врачу очень важно знать те реакции личности больного, которые формируются во время болезни. Поэтому врачи должны быть хорошими психологами и психотерапевтами. Нет сомнения, что болезнь влияет в определенной степени на психику больных. Каждый больной имеет свою психологию, свое отношение к окружающим, себе и своей болезни. Не случайно академик Миротворцев как-то сказал, что «нет ведь больших эгоистов, чем больные...». Следовательно, если психические факторы имеют такое большое значение в лечебной деятельности, то необходимо заниматься и методами их познания. Как говорил Г.А. Захарьин: «...врач должен сиять психологический портрет больного».

Придавая большое значение состоянию нервной системы и психики в сопротивлении болезнетворным воздействиям, надо бережно относиться к больным. Рекомендуется не травмировать и не пугать боль- пых, успокаивать возбужденную нервную систему и подчинять больного своему психотерапевтическому влиянию.

Больной человек ждет ласки и утешения, а порой и нежности. Вместе с тем быть гуманным к людям, к больному -- это дело не только сердца, но и разума. Интересны рассуждения Цвейга о различных видах сострадания. Он пишет: «...есть 2 рода сострадания. Одно -- малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, торопящегося избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья, это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий больного. Но есть и другое сострадание -- истинное, которое требует действий, а не сентиментальных переживаний, оно знает чего хочет и полон решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их».

Больной человек в значительно большей степени, чем здоровый, восприимчив к различного рода внушающим влияниям. Даже неосторожный жест врача может вызвать у больного искаженное представление о тяжести болезни, а ободряющее слово может вселить веру в выздоровление.

Авторитет любого специалиста во многом выигрывает, если он не боится ответственности. Тот, кто боится ответственности, не может решать судьбы людей. Наивысшего успеха человек достигает тогда, когда он подает хороший пример. Никто не должен давать другим тех советов, которым он сам не следует. Личный пример врача всегда воздействует сильнее, чем проповедь. «Следуйте моим делам, а не словам» (Тит Ливий). В этом отношении вполне справедливы слова о том, что учитель не тот, кто учит, а у кого учатся.

Большое значение приобретает умение устранять свои ошибки и недостатки. Авторитет во многом выигрывает, если своевременно признаются, исправляются и не повторяются ошибки. Следует помнить, что от мелких ошибок легко перейти к крупным порокам. Сознание своей ошибки -- одно из главных средств самовоспитания и урок для других. Мыслящий человек черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. Упрямство -- это нежелание исправлять свои ошибки и прислушиваться к мнению других людей.

Условия, способствующие оптимальному психологическому контакту врача с больным (инвалидом).

К числу этих условий относятся:

1. Авторитет специалиста, которому надо верить безраздельно. Специалист обязан не только рассеять сомнения и страх больного (инвалида), обнадежить, но и уметь скрыть свое огорчение и недовольство, проявить спокойствие и самообладание. В отношении каждого больного (инвалида) реакция специалиста должна быть быстрой, иногда почти моментальной, а решение вопроса -- предельно точным. Авторитет специалиста -- результат не только высоких профессиональных и нравственных качеств, но и большой культуры.

Специалист, общаясь с больными (инвалидами), являющимися представителями различных слоев населения, должен быть всесторонне подготовлен, чтобы всегда найти общую тему для разговора, которая могла бы стать предпосылкой успешного контакта.

Случаи конфликтной ситуации во взаимоотношениях специалиста и больного (инвалида), к сожалению, еще встречаются. Конфликтный процесс обычно двусторонний. Иногда могут быть виновны и больные (инвалиды). Если специалист воспитанный и образованный человек, если он хороший психолог, то ему должно хватить благоразумия и такта в общении с так называемыми конфликтными больными (инвалидами). И наоборот, если он не находит с больным (инвалидом) общего языка, конфликтует, если на него жалуются, то это прямое свидетельство Того, что в его образовании или воспитании имеются серьезные проблемы.

Каждый больной (инвалид) имеет свою психологию, свое отношение к окружающему, к себе и своей болезни (инвалидности). Следовательно, каждый специалист, работающий с людьми, должен быть хорошим психологом. При несоблюдении этих принципов возникают врачебные ошибки и конфликтные ситуации. Нарушения принципа индивидуального подхода к больным (инвалидам) без учета их психологического портрета, особенно неосторожное слово, тон и тому подобное, могут быть источником так называемых ятрогенных заболеваний, т.е. заболеваний «рожденных врачом».

65575 0

Деонтология (греч. deon, deontos — должное, надлежащее + logos — учение) — совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей (БМЭ, т.7, с. 109, 1977).

Термин «деонтология» был введен в обиход этики в начале XIX в. английским философом Бентамом. Некоторые авторы отождествляют понятия врачебной этики и деонтологии. На самом деле эти понятия тесно связаны между собой, но не тождественны, так как деонтология — это учение о правилах поведения врача, вытекающих из принципов врачебной этики и на них построенных.

Предметом медицинской деонтологии являются главным образом вопросы разработки этических норм и правил поведения медицинского работника при его общении с больными. Однако, несмотря на то, что понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» нетождественны, они должны рассматриваться в диалектической взаимосвязи, «...под медицинской деонтологией мы... должны разуметь учение о принципах поведения медицинского персонала» (Н.И. Пирогов).

Нормы и принципы врачебной деонтологии и этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной деятельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Только тогда они будут теоретически осмысленными и найдут широкое признание. Великий врач далекого прошлого Гиппократ писал: «Врач — философ, он равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что имеется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха «перед Богами», божественное превосходство».

Соблюдение моральных норм является одной из необходимых сторон в деятельности любого специалиста, работающего с людьми. Важнейшей чертой их морального долга является то, что все их поступки и действия выступают как должное. А.П. Чехов говорил, что «профессия врача — подвиг, она требует самоотверженности, чистоты души и чистоты помыслов».

Медицинская деонтология — наука о должном, разрабатывает принципы поведения медицинского персонала, направленные на достижение максимального лечебного и оздоровительного эффекта посредством строгого выполнения медиками этических норм и правил поведения. Принципы поведения врача вытекают из сущности его гуманной деятельности. Поэтому недопустим бюрократизм, формальное бездушное отношение к больному человеку (инвалиду).

Основные принципы, регламентирующие нравственный облик врача, формировались на протяжении столетий. Уже в индийском своде законов Many «Веды» детально перечислены правила поведения врача, понимаемые как этические нормы.

В античном мире медицинские воззрения, как правило, были непосредственно связаны с философскими, этическими и социальными доктринами. Выдающаяся роль в определении основных проблем медицины как науки и как нравственной деятельности принадлежит основоположнику научной медицины Гиппократу. Непосредственное отношение к проблемам медицинской деонтологии имеют разделы сборника Гиппократа «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприятном поведении». Здесь Гиппократ сформулировал ряд деонтологических норм.

Обязанности врача по отношению к больному Гиппократ сформулировал в знаменитой «Клятве»: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство... В какой бы дом ни вошел, я пойду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного... Что бы я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной...».

В средневековой медицине врачам также не были чужды нормы медицинской деонтологии. Например, они были изложены в «Салернском кодексе здоровья» и в «Каноне врачебной науке» и «Этике» Ибн Сины.

В эпоху Возрождения получили признание гуманные заветы великих античных медиков. Известный врач и химик Т. Парацельс писал: «Сила врача — в его сердце, работа его должна руководиться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; величайшая основа лекарства — любовь».

Русские клиницисты (М.Я. Мудров, С.П. Боткин, А.А. Остроумов и др.) строго придерживались принципов деонтологии в своей профессиональной деятельности. Большое влияние на формирование отечественной медицинской деонтологии оказали передовые общественные деятели, гуманисты А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и др.

Заслуга введения в практику советского здравоохранения термина «медицинская деонтология» и раскрытия его содержания принадлежит Н.Н. Петрову, который определил ее как «...учение о принципах поведения врача не для достижения индивидуального благополучия и почестей, но для максимального повышения суммы общественной полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы».

Строить свою деятельность в соответствии с требованиями медицинской деонтологии может только врач, избравший свою профессию по призванию. Любить свою профессию — это значит любить человека, стремиться помочь ему, радоваться его выздоровлению.

Ответственность за больного и его здоровье — главная черта нравственного долга врача. Вместе с тем в задачу врача входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного.

В создании оптимальной обстановки в лечебных учреждениях, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медицинские сестры. Высокая культура и опрятность, сердечность и заботливость, тактичность и внимательность, самообладание и бескорыстие, человечность — основные качества, необходимые медицинской сестре. Она должна хорошо владеть искусством слова в общении с больными и их родственниками, соблюдать чувства меры и такта, прилагать максимум усилий для создания обстановки доверия между больным и врачом.

Отношения между врачами, сестрами и младшими медицинскими работниками должны быть безукоризненными и основываться на абсолютном взаимном доверии. В лечебных учреждениях должна быть создана такая обстановка, которая бы максимально щадила психику больных и порождала атмосферу доверия к врачу.

Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.

Говорят, что врач должен быть способен исцелять даже словом: после разговора с настоящим доктором пациенту становится лучше. К сожалению, далеко не все специалисты обладают таким талантом. Иногда неосторожные реплики докторов могут принести больше вреда, чем неправильно поставленный диагноз. Однако существует раздел этики, носящий название "деонтология". Именно деонтология регламентирует нормы отношений между медперсоналом и пациентом.

Что такое деонтология

Деонтология — это термин, произошедший от греческого слова Deontos, которое переводится как «необходимое». Она охватывает достаточно широкий круг вопросов, касающихся взаимоотношений между медперсоналом и пациентом. В частности, считается, что врач должен прикладывать все свои усилия, чтобы принести пациенту пользу, и отказываться от любых действий, которые могли бы навредить больному человеку. Деонтология регламентирует специфику общения не только с пациентом, но и с коллегами, младшим медицинским персоналом и родственниками больного.

История деонтологии

Термин «медицинская деонтология» предложил юрист из Великобритании Иеремией Бентам в XIX веке. Однако главные принципы этого важного раздела этики появились еще на заре появления медицинской науки. Например, в древнеиндийских врачебных трактатах рекомендовалось браться за излечение пациентов, которые могут быть исцелены: от безнадежных больных следовало отказываться. Целитель не должен был продолжать работать с пациентом, которому не смог вернуть здоровье в течение года.

Проблема взаимодействия врача и пациента поднималась еще в XIII веке: врач Абу-аль-Фарадж рекомендовал целителю и пациенту сотрудничать для того, чтобы победить болезнь. Он писал, что если пациент будет «держаться» за свой недуг, то врач будет вынужден сопротивляться сразу двум противникам. Если же врач и пациент будут работать заодно, то болезнь обязательно проиграет. Таким образом, деонтология - это не просто свод правил, а один из залогов успешной терапии.

Нельзя не упомянуть и Гиппократа. Его изречения «Врач-философ подобен Богу», «Не навреди» и «Где любовь к людям, так и любовь к своему искусству» стали базовыми принципами медицинской этики. Клятва Гиппократа в неизменном виде просуществовала несколько веков: лишь в 1967 году на Международном деонтологическом конгрессе, проводившемся в Париже, клятва была дополнена фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь».

Главные принципы медицинской этики

Деонтология — это раздел этики, включающий основные базовые принципы: милосердия, автономии, справедливости и полноты оказания помощи.

Принцип милосердия подразумевает чуткое отношение к потребностям пациента. Каждое действие врача или медсестры должно приносить благо, а не вредить.

Принцип автономии заключается в необходимости уважать личность пациента. Сюда входит правило анонимности и конфиденциальности, информирование о грядущем медицинском вмешательстве, а также предоставление пациенту возможности решать свою судьбу самостоятельно.

Принцип справедливости подразумевает оказание медицинской помощи всем нуждающимся вне зависимости от их профессии, социального положения и других обстоятельств.

Наконец, принцип полноты оказания помощи заключается в том, что каждому пациенту должна быть оказана необходимая ему помощь в полном объеме.

Общение врача и пациента

Деонтология в медицине — это свод правил, которые регламентируют правила отношений между пациентом и врачом. Тактика отношения врача к пациенту должна быть индивидуализирована. Она зависит от тяжести болезни пациента, его культурного уровня, образования и т. д. Некоторым пациентам требуется достаточно мягкое обращение, другим же больше подойдут строгость и даже командный стиль. При этом доктору следует помнить о том, что любому человеку важно ощущать личную заинтересованность медицинского персонала в успешном лечении.

Во всех случаях врач должен ставить пациента в известность о тяжести его состояния и потенциальных осложнениях. Исключение составляют пациенты, у которых обнаружены онкологические заболевания: следует отмечать любые, даже самые незначительные изменения в лучшую сторону. Необходимость информирования пациента о наличии у него онкозаболевания является дискуссионной. С одной стороны, любой человек имеет право знать свой диагноз. С другой стороны, информация о наличии рака может негативным образом сказываться на прогнозе, ведь многие люди уверены в том, что онкология не поддается лечению.

Ятрогенные заболевания

Деонтология в медицине очень важна: если врач и медицинский персонал не соблюдают этические принципы в отношениях с пациентами, то состояние последних может ухудшаться. Существует так называемые ятрогении, то есть расстройства, которые возникают вследствие некорректного поведения медперсонала. Ведь состояние больного человека и без того достаточно тяжелое: он чутко прислушивается ко всем словам врача, и любое неосторожное высказывание может привести к непредсказуемым последствиям.

Обычно ятрогении проявляются как невротические реакции или фобии (например, канцерофобия). У внушаемых пациентов могут возникать вегетативные дисфункции (аритмии, изменения давления, рвота, расстройства стула и т. д.). Деонтология — это наука, которая позволяет предотвратить развитие ятрогений или свести их появление к минимуму.

Медицинская этика и деонтология очень важны: доброжелательный индивидуализированный подход к пациенту, этичное отношение со стороны медицинского персонала и уверенность врача в успехе лечения дарят пациенту надежду на выздоровление.