XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Тринадцатый международный конкурс артистов балета и хореографов прошел в большом театре Международный конкурс артистов балета

Из истории московского международного конкурса артистов балета

I международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Нина Сорокина (СССР)
- Юрий Владимиров (СССР)
- Франческа Зюмбо (Франция)
- Патрис Барт (Франция)
- Малика Сабирова (СССР)
- Михаил Барышников (СССР)

II международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Надежда Павлова (СССР)

Золотые лауреаты:

Ампаро Брито Гонсалес (Республика Куба)
- Александр Годунов (СССР)
- Вячеслав Гордеев (СССР)

III международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Алла Михальченко (СССР)
- Нина Семизорова (СССР)
- Михаил Крапивин (СССР)
- Данило Радоевич (Австралия)

IV международный конкурс артистов балета
Москва, 1981 год, 11 - 26 июня,
Большой театр.

Гран-при:

Ирек Мухамедов (СССР)

Золотые лауреаты:

Алла Артюшкина-Ханиашвили (СССР)
- Маргарита Перкун-Бебезиче (СССР)
- Янис Пикиерис (Республика Венесуэла)

V международный конкурс артистов балета
Москва, 1985 год, 12 - 26 июня,
Большой театр.

Золотые лауреаты:

Хулио Бокка (Аргентина)
- Нина Ананиашвили (СССР)
- Марина Леонькина (СССР)
- Александр Ветров (СССР)
- Вадим Писарев (СССР)

VI международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Кристина Мак Дермот (Швейцария)
- Галина Степаненко (СССР)
- Владимир Малахов (СССР)

1993 г, VII международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

- Елена Князькова (Россия)

Бернар Курто де Бутейе (Франция)

Морихиро Ивато (Япония)

1997 г, VIII международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Андрей Баталов (Россия)

Золотые лауреаты:

Мария Александрова (Россия)

Чжань Цзянь (Китай)

Герман Корнехо (Аргентина)

Николай Цискариздзе (Россия)

2001 г, IX международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Оксана Кучерук (Россия)

Ван Циминь (Китай)

Пинто Тьяго Суареш (Бразилия)

Леонид Сарафанов (Украина)

2005 г, X международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Денис Матвиенко (Украина)

Золотые лауреаты:

Анастасия Матвиенкко (Украина)

Образцова Евгения (Россия)

Ищук Виктор (Украина)

Саленко Ярослав (Украина)

Ольга Лепешинская, председатель Организационного комитета II, III, IV, V, VI, VII, VIII конкурсов.

Галина Уланова, Председатель жюри Первого Международного конкурса артистов балета.
Юрий Григорович, Председатель жюри II, III, IV, V, VI, VII, VIII конкурсов.

ЮРИЙ ГРИГОРОВИЧ

Юрий Григорович, выдающийся русский хореограф, воспитанник Петербургской школы русского классического балета, начинал как солист Мариинского театра, затем осуществил на его сцене свои первые хорео-графические работы - "Каменный цветок" С.Прокофьева и "Легенду о любви" А.Меликова. Эти спектакли открыли Григоровича-балетмейстера и на десятилетия вперед определили художественные поиски русского ба-летного искусства.
С 1964 года более 30 лет Юрий Григорович являлся главным ба-летмейстером Большого театра России. Это время наивысшего художест-венного расцвета труппы, завоевания ею мирового признания и авторите-та. Под его руководством труппа Большого балета более 90 раз совершала международные турне, закрепив повсеместно в мире лидерство русской классической школы балета и выдвинув на мировую сцену ярчайшую ар-тистическую плеяду.
В Москве Григоровичем созданы балеты, принесшие ему мировую славу: "Щелкунчик" П.Чайковского (1966), "Спартак" А.Хачатуряна (1968), "Иван Грозный" на музыку С.Прокофьева, (1975), "Ангара" А.Эшпая (1976), "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева (1979), "Золотой век" Д.Шостаковича (1982).
Им даны новые хореографические редакции шедевров прошлого - "Спящая красавица" (1963, 1973) и "Лебединое озеро" (1969) П.Чайковского, "Раймонда" А.Глазунова (1984), "Баядерка" (1991) и "Дон Кихот" (1994) Л.Минкуса, "Жизель" (1987) и "Корсар" (1994) А.Адама.
Юрий Григорович осуществил также постановки в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена, Вены, Милана, Хельсинки, Анкары, Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула. Он автор принципиаль-ных балетных проектов в римском Колизее, лондонском Альберт-холле, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции, на спортив-ной арене Лужников (Олимпийские игры, 1980).
Длительное время Юрий Григорович возглавляет жюри междуна-родных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине, а также Приза "Benois de la Danse" под па-тронажем ЮНЕСКО. С 1975 по 1989 гг. - президент Комитета танца Ме-ждународного института театра, в настоящее время его почетный президент.

МАРИНА СЕМЕНОВА
XI Международный конкурс артистов балета в Москве посвящён Марине Тимофеевне Семеновой, великой балерине XX века. Марина Семенова – легенда русского балета, выдающаяся танцовщица и столь же великий педагог, человек столетия в искусстве хореографии, чей талант вне времени.
Семенова родилась и училась, когда еще можно было увидеть на сцене спектакли императорского театра, получить из первых рук школу и традиции его классического танца, и до совсем недавнего времени репетировала со своими ученицами – звездами сегодняшней балетной сцены. Она была первой и любимой ученицей великого педагога, основательницы современной методики преподавания Агриппины Яковлевны Вагановой. От нее балерина получила великолепную школу, став олицетворением новой эпохи исполнительского искусства. Своим появлением на сцене молодая Семенова не оставила никаких сомнений в жизнеспособности классического танца, переживавшего в то время кризис. Она лишила его манерности, придала естественность, оставив неприкасаемыми точность и виртуозность исполнения движений.
Семенова восхищала публику безупречной техникой, царственной осанкой и балеринским апломбом. В ее творчестве соединились традиции академичной ленинградской школы, московская яркость чувств и мощь собственного актерского дарования, способного завораживать публику в зале.
Семенова-педагог на протяжении полувека преподавала и оттачивала мастерство своих учениц – в Большом театре, в Государственном институте театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства), хореографическом училище. Она как никто умела увидеть и отшлифовать индивидуальность. Семеновские классы воспитывали выносливость, формировали безупречные позы и линии, прекрасно готовили к спектаклям. Среди ее учениц такие известные танцовщицы как М.Плисецкая, Н.Бессмертнова, Н.Сорокина, М.Кондратьева, Н.Тимофеева, Г.Степаненко.
Недавно Марина Тимофеевна Семенова отметила свой столетний юбилей.

XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Фото – Игорь Захаркин

Этот балетный смотр возникает в Москве раз в четыре года, начиная с 1969 года.

Он проводится в три тура по двум возрастным группам: младшей (до 18 лет включительно) и старшей (19 – 27 лет). В каждой группе соревнуются соло и дуэты.

Московский конкурс достаточно консервативен, в первую очередь он ориентирован на балетные традиции, хотя и современность не игнорирует.

Конкурсантам на первом туре предложена обязательная программа (вариации или па-де-де из классических балетов), плюс фрагмент из классики по собственному выбору.

Во втором туре участники, кроме классики, исполняют современный номер или фрагмент из балетов, поставленных не ранее 2005 года. В третьем туре – снова классику.

В конкурсе хореографов участвуют только номера, специально поставленные для московского смотра, причем в любом из стилей хореографии.

Награды этого года очень щедры: Grand Prix в размере 100000 долларов, (для сравнения, на прошлом конкурсе Гран-при был оценен в 15 тысяч и никому не достался), и по три премии в каждой категории, от пяти до тридцати тысяч. Впрочем, любая награда может не присуждаться. Или ее могут разделить между исполнителями.

По итогам отборочного тура (видеозаписи) к участию в конкурсе было допущено 126 участников в номинации “Артисты балета” и 30 участников в номинации “Хореографы”. Из 27 стран. Казалось бы, картина безоблачная. На самом деле есть проблемы, возникающие уже не в первый раз.


Денис Захаров. Фото – Игорь Захаркин

География этого международного конкурса во многом складывается из азиатских стран и стран СНГ. В Москву не приезжают представители европейских балетных держав – Франции или Дании, например. В этом году большая делегация прибыла из Бразилии. Есть представители Украины и США.

Но Большой театр, на сцене которого проходит конкурс, его фактически проигнорировал. А балетная труппа Мариинского театра не была представлена в своем лучшем виде.

Много и организационных недоработок. Причем они перманентные, кочующие с конкурса на конкурс. Например, постоянные ошибки в объявляемых именах хореографов.

Нет, ударения ставятся правильно. Но сочиненное в классике одним мастером запросто приписывалось другому. Если речь шла о мужских вариациях в классических балетах, поставленных или кардинально отредактированных в советское время.

Как правило, за всех авторов отдувался классик девятнадцатого века Мариус Петипа, который давно уже носит в профессиональных кругах кличку “коллективный псевдоним”. Реплика в условиях конкурса (о любом из стилей хореографии) часто оборачивалась боком: раз жюри важен только год создания, а не признаки современного танца, значит, конкурсантам можно гонять ту же классику на пуантах и в современном номере.

Но самое удручающее – и это тоже традиция – было на конкурсе хореографов. Конкурс не минул организационный скандал. Соискателя Дмитрия Антипова внезапно сняли с показов, он вышел на сцену, чтобы протестовать, но протест заглушили радиобъявлением.

Ответственный секретарь жюри Сергей Усанов объявил зрителям, что Антипов и двое его коллег уволены за нарушение регламента: их постановки уже были показаны ранее. О чем организаторам любезно сообщили конкуренты наказанных.

Формально награды постановщикам розданы. Причем их получили шесть человек. Но реально из череды пластически безликих и однотипных номеров по-настоящему запомнился только золотой медалист, чилиец со звучным именем Андрес Эдуардо Хименес Зунига.

Он умеет и слышать музыку, и нетривиально передавать ее движением. Это показал и номер “Кинжал”, в котором солист в черном увлекательно балансировал между серьезностью и пародией, под повторяемые испанские слова сладкой песни о любви.

И “Архипелаг” – триумф женского начала на музыку Шуберта, где три современных грации в майках и шортах образовывали собственный внутренний мир. Прочие, в том числе и российские участники, в который раз подтвердили, что многолетний кризис хореографов в мире продолжается. Даже второй золотой лауреат-хореограф, Вен Сяочао (Китай), в дуэтном номере “Через невзгоды” не вышел за рамки иллюстрации названия.


Иван Сорокин. Фото – Игорь Захаркин

Три тура для исполнителей принесли и хорошее, и плохое. На третьем туре внезапно сошел с дистанции способный Александр Омельченко: он упал на сцене и получил травму.

Юное чудо конкурса – Иван Сорокин из Сыктывкара – прошел в финал, но не смог выступить, так как не подготовил вариации для третьего тура. Почему? Потому что мальчик не верил, что сумеет так далеко продвинуться!

Поскольку канонический текст классических вариаций на этом конкурсе не утвержден, многие танцевали, кто что хотел, вплоть до наборов па, явно поставленных педагогом под индивидуальные способности ученика. Выбор вариаций тоже не раз озадачивал: кто не умел хорошо вращаться, выходил с танцем на вращение, кто не прыгал – отмечался в прыжковой вариации. Вот зачем?

С пониманием музыки, даже незамысловато-балетной, тоже не все слава богу: замедление темпов стало стихийным конкурсным бедствием. Самое грустное, что многие вообще не танцуют, а просто выполняют отдельные движения, без особого смысла, пытаясь похвалиться техникой в ущерб образу. Часто номинантам не хватало индивидуальности. И в какой-то момент конкурс начал сливаться в некий поток из более или менее профессионально ловких соискателей. Лишь к третьему туру картина, как всегда, стала проясняться.


Ли Субин. Фото – Игорь Захаркин

Несмотря на юный возраст, Субин Ли – совершенно состоявшаяся, очень незаурядная балетная актриса. Для автора этих строк она стала безусловным лидером.

Совсем юная американка Элизабет Бейер, мило похожая на длинноногого жеребенка, прекрасно, до мелочей, выученная балетным премудростям классики. Марк Чино и Денис Захаров, будущие премьеры-принцы. Крепкая японская пара, с пониманием стилей хореографии работающая в Казани – Мидори Терада и Коя Окава. И ряд неплохих танцовщиков из Китая и Бразилии.

Перечислять можно долго, но лучше обратиться к именам лауреатов. По старшей группе ими стали: в дуэтах женщины – умело вертящая тройные туры Аманда Гомес Мораес (Бразилия) со вторым местом (первую премию не дали никому), а Мидори Терада (Япония) и Ао Динвэн (Китай), с ее отличной устойчивостью, стали третьими.


Кая Окава и Мидори Тэрада. Фото – Игорь Захаркин

У мужчин – Коя Окава (Япония) взял золото, старательный Эрнест Латыпов из Мариинского театра получил вторую премию, а Ван Джанфын (Китай) – третью. У женщин лучшей назначена Эвелина Годунова из Латвии, в финале конкурса лихо, с высоким прыжком, станцевавшая Китри из “Дон Кихота”, вторая премия не присуждена.

У мужчин золото у Бактияра Адамжана (Казахстан), умело сочетающего артистизм с техникой, серебро у Ма Мяоюань (Китай), бронза – у Марата Cыдыкова (Кыргызстан), любителя балетных трюков.

По младшей группе в дуэтах: девушки Пак Сонми (Южная Корея) и Елизавета Кокорева поделили первую премию, а мастеровитая Екатерина Клявлина (Россия), у которой хорошо получается Принцесса Флорина из “Спящей красавицы”, взяла третью.

Денис Захаров победил у юношей в дуэтах, второй награды нет, третье место у бразильца Виктора Кайшета Гонкаувеса. У девушек соло лучшей жюри считает Элизабет Бейер, а Субин Ли удостоилась второй награды, как и китаянка Ли Сыи.

У юношей в разделе “соло” первым стал Марк Чино, вторым – не так уж и отличившийся Игорь Пугачев, для которого это место – аванс на будущее, а третьим – Карлис Цирулис (Латвия) честно говоря, ничем особо не поразивший.

Разбирать достоинства и недостатки лауреатов, как и правомочность решений жюри, можно долго. По мнению автора этих строк, младшая группа была на порядок интересней старшей, а наград слишком много. Не такой уж это был выдающийся конкурс. Да и иерархия награжденных в некоторых случаях вполне подлежит оспариванию. Но само за себя говорит то, что не все премии нашли хозяев. А Гран-при не присужден никому.

Как и любой другой, этот конкурс - смесь взрывных эмоций. Даже спорт с его очевидностью электронных табло дает повод для разночтений, а уж искусство танца с его эфемерностями и жесткой спайкой техники и артистизма тем более поле для разногласий. Но махать кулаками уже поздно: вчера на Исторической сцене Большого театра международное жюри во главе с российской балетной иконой Юрием Григоровичем огласило список победителей. Говорят, их не судят. А обсуждать тенденции конкурса нужно и даже полезно - следующий при благоприятном раскладе случится через четыре года, за это время в королевстве можно многое поправить.

Живущий с 1969 года фестиваль почти на десять лет моложе своих собратьев ММКФ и конкурса имени Чайковского, и хотя мотивы их создания были схожими, на балетном у хозяев всегда было много поводов для гордости. Балетный конкурс был передовым: в 1969 жюри признало лучшей роскошную пару из Гранд опера Франческа Зюмбо-Патрис Барт, а великая Плисецкая публично рассказала, что в балете секс есть. В новейшее время конкурс во многом утратил престиж, и организаторы нынешнего восстановили его радикальным способом, ухнув к двум Гран-при 200 тысяч долларов. Да и даты помогли: председатель жюри Юрий Григорович взял рубеж в 90 лет, а сам конкурс стал затактом официального "Года Русского балета и 200-летия Мариуса Петипа".

Что в конкурсе обычного: юные и уже не очень артисты танцуют либо лихо, либо точно. Есть, мягко говоря, проблемы с музыкальностью (не знаю, кто из конкурсантов справится в ближайшее время со Стравинским) и с долгим дыханием, позволяющим ровно провести номер от начала до конца. Про кантилену танца, когда участник именно танцует, а не склеивает промежуток между выгодными па, тоже все грустно. Но есть и хорошие новости: по итогам нынешнего года младшая группа оказалась намного интереснее старшей, а это значит, что при "поколении игрек" балетный театр будет интересным, и цифровая революция тому не помеха.

Главный тренд не нов, уже лет тридцать только набирает обороты - среди претендентов большую часть составляют танцовщики из Азии - Китая, Японии, Южной Кореи и примкнувших к ним Казахстана и Кыргызстана. Поперек плача о нехватке в балете мужчин на нынешнем конкурсе много солистов, пьедестал почета в мужском танце соло заняли Марат Cыдыков (Кыргызстан, 3 место), Ма Мяоюань (Китай, 2 место), Бактияр Адамжан (Казахстан, 1 место). У дам та же сольная иерархия Зайнигабдинова Лилия (Россия, 3 место) и Эвелина Годунова (1 место, Латвия), вторую премию решили не присуждать. Дуэт у мужчин, в целом не слишком галантный, удался у Ван Джанфын (Китай, 3 место), Окава Коя (Япония, 1 место) и артиста Мариинского театра Эрнеста Латыпова (2 мето), его партнерша из той же Мариинки аккуратная Екатерина Чебыкина получила лишь диплом - как и прославившаяся разоблачениями закулисной жизни американка Джой Вомак из Кремлевского балета. У женщин в дуэтах третий приз разделили японка и китаянка, первый не присужден, а второй повезет с собой в Казань танцующая в тамошнем театре взрывная бразильянка Аманда Моралес Гомес. На конкурсе хореографов пейзаж монотонный: второе место разделили россияне Нина Мадан и неутомимый Андрей Меркурьев, третье и одно из первых авторы из Китая, еще одним первым стал единственный запомнившийся хореограф, чилиец с бесконечным именем Зунига Хименес Эдуардо Андрес.

По итогам нынешнего года младшая группа оказалась интереснее старшей

Младшая возрастная группа, трепетный балетный народ от 14 до 18 лет, порадовала больше. Общим любимцем стал уроженец города Сыктывкара и ученик неприметной тамошней гимназии Иван Сорокин, за которого, по слухам, в закулисье уже идет битва престижных балетных школ - всем хочется его доучить и вывести в театр под собственной маркой. Другой фаворит, напротив, поддерживает честь Московской школы - это выученный со всей тщательностью юный красавец Денис Захаров (первый приз в дуэте). Россиянка Лиза Кокорева и кореянка Пак Сонми разделили первое место, вторую премию жюри присуждать не стало. Третье место заняла Екатерина Клявлина. . Их сверстницы в соло - отвоевавшая первое место американка Элизабет Бейер, китаянка Сыи Ли и воплощенная точность и нежность Субин Ли из Южной Кореи заставляют подумать, что при всех конкурсных перекосах в пьедесталах почета есть и логика, и справедливость.

Победители разных лет

Московский конкурс прославил таких звезд, как Франческа Зюмбо и Патрис Барт, Михаил Барышников и Ева Евдокимова, Людмила Семеняка и Александр Годунов, Лойпа Араухо и Владимир Деревянко, Нина Ананиашвили, Владимир Малахов, Мария Александрова, Алина Кожокару, Наталья Осипова, Иван Васильев и других. Смена поколений в балете быстрая, и несколько победителей конкурса успели стать членами жюри: Вадим Писарев, Николай Цискаридзе, Хулио Бокка.

Истоки

У истоков московского балетного конкурса были легенды русского балета Галина Уланова, Игорь Моисеев, Ольга Лепешинская. В 1973 году конкурс возглавил Юрий Григорович, по сей день в свои 90 лет остающийся председателем жюри. В состав жюри в разные годы входили Марина Семенова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Владимир Васильев. А также представители балетной элиты мира - легенды французской школы Иветт Шовире, Клод Бесси, Шарль Жюд, Алисия Алонсо (Куба), Биргит Кульберг (Швеция), авторитетные критики Арнольд Хаскелл (Великобритания) и Аллан Фридеричиа (Дания).

26 марта на Новой сцене Государственного академического Большого театра России состоится гала-концерт IV Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Русский балет». Учредители Конкурса – Министерство культуры Российской Федерации и Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева, которая также является председателем оргкомитета конкурса.

Цель конкурса «Русский балет» – поддержка начинающих молодых российских исполнителей. В заочном региональном отборе приняли участие 34 участника из 11 регионов, к финалу же члены Оргкомитета конкурса допустили 27 из них, именно они поборются за призовые места.

В этом году в регламенте конкурса произошли изменения. Вместо трёх призовых мест жюри предстоит определить лауреатов первой, второй и третьей степеней в номинации «Классический танец» как среди юношей, так и среди девушек. Обладатель же главного приза конкурса – Гран-При получит статуэтку работы скульптора Ольги Горбачевой и право пройти стажировку в балетной труппе одного из четырёх ведущих театров Москвы или Санкт-Петербурга. Кроме того, Фондом социально-культурных инициатив учреждены денежные призы и для хореографических училищ, представители которых займут призовые места.

В состав членов жюри конкурса вошли народные артистки России Диана Вишнёва и Марина Леонова, народные артисты СССР Михаил Лавровский и Вячеслав Гордеев, народный артист России Борис Эйфман и другие знаменитые мастера танца. Жюри конкурса возглавит выдающийся балетмейстер, народный артист СССР Юрий Григорович.

У вас есть возможность увидеть онлайн-трансляцию красоты танца в исполнении будущих звезд балета мировой величины! Ждем Вас на нашем сайте 26 марта в 18 часов!