Николай кун. Легенды и мифы древней греции

Никола́й Альбе́ртович Кун (21 мая 1877 года — 28 декабря 1940) — русский историк, писатель, педагог; автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (1922), выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках.

Появился на свет в мае 1877 года в семье ученого и пианистки. Родители Николая происходили из старинных дворянских родов, имели глубокие русские, англо-шотландские и немецкие корни, благодаря чему мальчик получил хорошее домашнее образование, рано научился свободно читать и изъясняться на нескольких языках.

Получив в 1903 году диплом историко-филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Кун устроился преподавателем в Тверскую женскую учительскую семинарию имени П. П. Максимовича, а два года спустя был приглашен продолжить образование в Берлинском университете. Возвратившись в Тверь в 1906 году, Николай Альбертович возглавил Тверское частное реальное училище. Вскоре женой Куна стала Елена Францевна Роупер, англичанка высокого происхождения, ради союза с начинающим ученым навсегда рассорившаяся с родителями, отказавшаяся от наследства и сменившая вероисповедание.

Научная карьера Николая Куна была стремительной и впечатляющей — еще в молодом возрасте звание профессора ему присвоили сразу несколько ведущих университетов Москвы и Нижнего Новгорода. Кроме чтения лекций, посвященных истории культуры, религий, античного искусства, древних цивилизаций и ряда других дисциплин, Николай Альбертович также трудился редактором в Большой и Малой советских энциклопедиях, создав для них сотни заметок и статей по древней истории.

Последние годы Куна прошли в Черкизовском парке, на даче, где он скончался в возрасте шестидесяти трех лет 28 декабря 1940 года. Похоронен писатель и великий популяризатор исторического знания на Черкизовском кладбище.

За долгие годы плодотворного труда Николай Кун стал автором таких книг, как «Боги и герои», серии «Персей», труда «Магомет и магометанство», вошедшего в сборник «Пророк Мухаммад», а также множества других пересказов и оригинальных произведений. Но наибольшей известностью пользуется книга Куна, первоначально озаглавленная «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях» и впервые опубликованная в 1914 году, которая по сей день массовыми тиражами переиздается под названием «Легенды и мифы Древней Греции». Произведения этого издания включены в образовательную программу средней школы и, по словам читателей, отличаются от других интерпретаций древнегреческих преданий доступностью и увлекательностью авторского языка, полнотой и глубиной представленного материала.

Издал перевод «Писем тёмных людей» (1907), написал книги «Сказки африканских народов» (1910), «Магомет и магометанство» (1915), «Италия в 1914 г.» (1915), два тома «Сказки цыган» (1921 и 1922), «Предшественники христианства (восточные культуры в Римской империи)» (1922), «Первобытная религия» (1922), «Сказки народов островов Великого океана» (1922). Однако наибольшей известностью до сих пор пользуется книга, написанная в 1914 году «для учениц и учеников старших классов средних учебных заведений, а также для всех тех, кто интересуется мифологией греков и римлян». Под своим первоначальным названием «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях» книга был издана в 1922 году, 1937 и 1940 году. После 1940 года (последнее прижизненное издание подписано к печати 17 сентября 1940 года) она неоднократно переиздавалась массовыми тиражами, но уже с внесенными изменениями под названием «Легенды и мифы Древней Греции».

), выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках. Профессор МГУ.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Кун Николай Альбертович "Легенды и мифы древней Греции: боги" (АУДИОКНИГИ ОНЛАЙН) Слушать

    ✪ 2000085 Chast 1 Аудиокнига. Кун Николай Альбертович. «Легенды и мифы древней Греции: боги»

    ✪ Кун Николай Альбертович "Легенды и мифы древней Греции: Одиссея" (АУДИОКНИГИ ОНЛАЙН) Слушать

    Субтитры

Биография

Отец, Альберт Францевич, был человек образованный, увлекался наукой, хорошо знал русскую культуру; имел глубокие немецкие и англо-шотландские корни. Мать, Антонина Николаевна, - из старого дворянского рода Игнатьевых , была очень способной пианисткой, ученицей Рубинштейна и Чайковского.

После окончания в 1903 году с дипломом первой степени и престижной премией им. Сазиковой за реферат, историко-филологического факультета Московского университета , его оставляли при университете, но из-за участия его в студенческом движении представление не было утверждено попечителем Московского учебного округа и он начал работать в Тверской женской учительской семинарии им. П. П. Максимовича . В 1905 году работал в Берлинском университете у профессора Мейера и в музее народоведения. В конце 1906 года вернулся в Тверь; был избран председателем совета Тверского частного реального училища. С открытием в Твери Народного университета в январе 1907 года читал в нём лекции по истории культуры.

В 1908 году был избран профессором всеобщей истории московских Высших женских педагогических курсов Д. И. Тихомирова, где читал лекции до закрытия курсов в 1918 году. Одновременно читал лекции в Московском обществе народных университетов, преподавал историю в учебных заведениях Москвы (в 1915 году по данным ежегодника «Вся Москва» преподавал в гимназии им. Г. Шелапутина).

В 1911-1912 годах руководил экскурсиями российских учителей в Риме , читал лекции в римских музеях по истории античного искусства, римского Форума, Палатина . С 1915 года - профессор Московского городского университета им. А. Л. Шанявского по кафедре истории религий. С 1916 года он - профессор Нижегородского городского народного университета .

С 1920 года Н. А. Кун - профессор факультета общественных наук Московского государственного университета . Одновременно преподавал историю культуры в 1-м Московском педагогическом институте (1918-1925). В 1920-х годах Н. А. Кун преподавал также в Московском государственном музыкальном техникуме им. Римского-Корсакова, так называемой «Народной консерватории», в поселке Черкизове .

С 1935 года и до конца жизни состоял профессором .

С 1933 года был редактором отдела древней истории Большой советской энциклопедии и Малой советской энциклопедии , написал несколько сотен статей и заметок.

Женат Н. А. Кун был на Елене Францевне Роупер (1871-1961). Она происходила из старинного англо-шотландского рода. Будучи двенадцатым ребёнком в семье, Елена Францевна жила с престарелыми родителями; вела обширную деловую переписку своего отца на английском, французском и немецком языках. Брак с начинающим учёным оказался не по душе родителям Елены Францевны, и они пригрозили ей лишением наследства. Перед бракосочетанием, Елена Францевна перешла из англиканской церкви в православие и на следующий день после тайного венчания молодые супруги вместе написали отказ от наследства.

Последние годы Н. А. Кун провёл на даче в Черкизовском парке . Умер он перед чтением своего доклада «Возникновение культа Сераписа и религиозная политика первых Птолемеев», ставшего его последней работой.

Эту книгу подарили сыну на день рождения. Я сначала переживала, что он маловат для такой серьезной литературы, всего 8 лет. Но муж переубедил. Сказал, что сам он вообще в первом классе ею зачитывался и воспринимал на тот момент как интересную сказку про героя-супермена. С годами пришло понимание, и ценность книги в его глазах совершенно поменялась. Начали вечерние чтения подвигов перед сном, и сын каждый день с нетерпением ждет этого часа. Читаем книгу Куна уже по второму кругу, но интерес ребенка только увеличивается. Очень много вопросов задает по тексту, каждый раз тщательно рассматривает иллюстрации. Геракл - это теперь его кумир. Знакомые удивляются, ведь у их детей кумиры - человек-паук, бетмен и тому подобные существа, к культурному воспитанию не имеющие никакого отношения. И вот уже многие, глядя на нас, тоже начинают читать детям классику. Так что даже восьмилеткам такие книги вполне по плечу, особенно если мама читает и обсуждает с ребенком все, что ему не понятно.

Читать полностью

Екатерина

Наткнулась на эту книгу Куна и в памяти сразу всплыли воспоминания о том, как в детстве я обожала эти рассказы о великом древнегреческом герое. А сейчас спрашиваю одиннадцатилетнюю племянницу о том, кто такой Геракл и чем знаменит. А в ответ тишина. А ведь в мои дни и картинок ярких не было, и качество печати хуже было. А сейчас - я пролистала это издание и ахнула. До чего же чудесные иллюстрации, от страниц вкусно пахнет свежей типографской краской. А начнешь читать - не оторвешься. Приключения сильного, отважного Геракла приобретают новый колорит в таком оформлении.
С племянницей недоразумение уже устранила. Подарила я ей именно эту книгу. Ребенок с удовольствием прочитал, и в школе на классном часе продемонстрировала книгу одноклассникам. А заодно и рассказала вкратце, о чем это повествование. И ребятня заинтересовалась, уже очередь из желающих прочитать выстроилась. Нельзя забывать такие произведения, они во все времена будут актуальны. Вот эти пятиклашки, как пример, при должной демонстрации с удовольствием читают эту замечательную книгу.

Читать полностью

Читала книгу Николая Куна в свои школьные годы и она была у нас дома в родительской библиотеке, но со временем куда-то потерялась. Но детские впечатления от нее остались очень сильные. Все-таки классика всегда актуальна и не теряет своей актуальности. Так что сейчас, когда мой сын заканчивает начальную школу и не смотря на всеобщее увлечение планшетами, которые мешают детям приучиться читать, начал все-таки проявлять интерес к чтению, я решила купить ему эту книжку, которая так увлекала меня в моем детстве. Тем более, что через два года она будет у него проходить по школьной программе. Я видел эту книгу в разных изданиях, но хочется купить именно это, так как серия «Классика в школе» наиболее полно соответствует той программе по которой мы будем учиться в шестом классе. Да и в полиграфическом плане она издана очень качественно, в хорошем переплете и с разумным соотношением цены и качества.

Читать полностью

От книги «Мифы Древней Греции» я просто в восторге! Потрясающее оформление и содержание, конечно, же))) Эту книгу приятно держать в руках. Большой формат, бархатная очень приятная на ощупь обложка, отличный переплет. Толстые, гладкие страницы. Крупный шрифт. И очень яркие, красочные иллюстрации Анны Власовой.
Эта книга, безусловно, является «жемчужиной мирового классического наследия» (С) и, кстати, не из-за оформления, а из-за содержания. Аннотации можно верить на 100%)
Давно мечтала об этой книге. Как-то в детстве нашла книгу Н.А. Куна у деда в библиотеке, и долго не могла от нее оторваться) Читала запоем. Та книжка не была так ярко оформлена, но читать ее было очень увлекательно. Безумно нравились греческие мифы в изложении Куна.
Книга может стать отличным подарком и для детей и для взрослых.

Действительно, легендарная книга. Конечно, нужно помнить, что адресована она школьникам, при этом учебником не является и не претендует на серьезный уровень. По сути, работа Куна - это кратчайшая история мифологии Древней Греции. Ключевое слово - "кратчайшая". Самые сливочки. Но с каким интересом она читается!

Книга разделена на три части - боги Олимпа, герои на Земле ну и плюс отдельно вынесена Одиссея. Причем, я считаю, что пересказ гомеровского эпоса у Куна получился великолепным и я бы рекомендовал сначала читать его, а потом уже погружаться в первоисточник. Вот такой парадокс.

Итак, о чем бы я узнал из этой книги, если бы читал ее вчера впервые:

1. О религии. То, что для древних мифы были собственно сводом религиозных верований, думаю, ни для кого не секрет. Но тут другое. Сравнение политеизма греков с современным монотеизмом. Вот смотрите: у верующих в единого Бога есть собственно он, куча ангелов и еще всякая свита. У Греков есть главный Зевс и куча мала богов поменьше и попроще. А теперь легкое сравнение-допущение. Если Зевс - это Бог-отец, то боги-покровители всяких моряков, хлебопашцев, беременных женщин, влюбленных и так далее - это те же современные святые Николай, Просковья, Николай Чудотворец, Анастасия Узорешительница и снова и так далее. Ну а боги на побегушках вроде радуги-Ириды или Гермеса - это ангелы и архангелы всякие. И внимание вопрос - так в чем разница???
Это я еще Тартар с адом не начал сравнивать, а ведь стонущие души и ослоногие черти там вообще такие же самые.

2. О политике. Власть - она и в Древней Греции власть. Сын свергает отца, подставляет друга, идет по головам и трупам. Разборки на Олимпе не прекращаются как и в любой Раде, Думе и Белом Доме. Постоянные преследования одним другого и всякие кражи - как пример, Гермес угнал коров у Аполлона, про Прометея и огонь Гефеса я вообще молчу.
Более того, частенько междусобойчики этих божков напоминали мне разборки новых русских в 90-е годы, с тем отличием, что олимпийцы, собственно, бессмертные.

3. О браке и изменах. О, это моя излюбленная тема в мифологии. Иногда говорят, что Бог - это и есть любовь, но греки, видимо, полагали, что и заниматься ею боги должны безостановочно. Не Олимп, а бордель какой-то. И самый активист сексуального фронта, конечно же, папаня Зевс. А его жена Гера только тем и занималась, что преследовала его очередную возлюбленную. Ту на гору загонит, ту на остров, ту в море или вообще к людям отправит. Вот чего было бы не подсыпать алмазной крошки в амброзию разок и всех делов? Ладно, он же главный. Да и опять же - бессмертный. Просто так хотелось детектив в мифологию всунуть, вот я и сказал.
Кстати, чтобы нимфа или богиня вышла замуж ее в 90% случаев должны похитить и принудить сходить в олимпийский ЗАГС. Нормальная дамочка в своем уме у них там так не поступает, потому что оставшиеся 10% - это сестры, вышедшие замуж за братьев. Ну ладно, 9%, оставим процент на случайность... Да, и колец у них там не надевали женам, а кормили их зернами граната - и все, уже супружница. Так что, девушки, не покупайте гранат у женатых продавцов!

4. О головной боли. Да, и об этом тоже. Всем известная богиня Афина родилась, когда у Зевса разболелась голова, ему ее раскроили мечом и оттуда вылезла эта прекрасная милитаристка и ткачиха. И вот, дорогие коллеги-мужчины, если у самого Зевса голова может быть беременная и-за воинственно настроенной женщины, то что говорить о нас, простых смертных!

5. О словообразовании. Это так, мимо проходя - ого-го сколько международных слов являются чьими-то мифологическими именами! Эхо, Ямб, Океан, Арахна... Но это так - минутка информации.

6. О невинности. Напоследок. Девственность в мифологии - штука весьма необычная. Есть кто-то кто не слышал о прекрасной богине красоты Афродите? Вот.
Красавица. Спортсменка. Не комсомолка, понятно, ну так не в то время родилась просто. И девственница - навечно, что характерно. При этом у нее несколько детей и фигова туча любовников.
А знаете почему так? У богов все просто - если не замужем, значит девственница! Весьма удобно, на мой взгляд! А не замужем помните почему? Потому что не смогли украсть...

В общем, вот такая шикарная книга, которую можно читать как сказку, а можно найти пищу для размышлений на практически любую тему.

Отдельно я не могу не поблагодарить мою близняшку Леночку @bonita_senorita , которая подарила мне эту книжку в рамках "Тайного Санты". Причем в умопомрачительном оформлении! Благодаря тебе я не только с интересом перечитал мифы и истории от Владимира Куна, но и насладился репродукциями знаменитых мировых шедевров Врубеля, Боттичелли, Рубенса, Гойя и многих других. Спасибо тебе огромное! ☺

Годы жизни: с 01.01.1877 по 28.10.1940

Крупный отечественный ученый-историк, педагог, писатель. Автор многочисленных научных и научно-популярных работ, наибольшей известностью из которых пользуется книга «Легенды и мифы Древней Греции».

Происходил из обрусевшего немецкого рода. Отец Николая Альбертовича - Альберт Францевич - был человеком образованным, увлекался наукой, хорошо знал русскую культуру. Мать - Антонина Николаевна Игнатьева - из старого дворянского рода, способная пианистка, ученицей Рубинштейна и Чайковского.

Николай Альбертович окончил Московский университет в 1903 г. с дипломом первой степени. После окончания университета ученый уехал в Тверь, где начал работу в женской учительской семинарии им. П.П. Максимовича. В 1905 - 1906 гг. Николай Альбертович работал в Берлинском университете у выдающихся ученых по изучению классических древностей и в музее народоведения. В конце 1906 г. вернулся в Тверь, где его избрали председателем совета Тверского частного реального училища. В январе 1907 г. в Твери был открыт Народный университет и его председателем стал Кун, читавший лекции по истории культуры.

В 1908 году Н.А. Кун избирается профессором всеобщей истории Московских высших педагогических курсов им. Д.И. Тихомирова, где преподавал до их закрытия в 1918 г. Одновременно Н.А. Кун преподавал историю в учебных заведениях Москвы, читал лекции в Московском обществе народных университетов. В 1911 – 1912 гг. Николай Альбертович руководил экскурсиями российских учителей в Риме, в римских музеях читал лекции по истории античного искусства. Первое издание самой известной работы ученого – книги с первоначальным названием "Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях" вышло в 1914 году.

В 1915 году Н.А. Кун был избран профессором Московского городского университета им. А.Л. Шанявского по кафедре истории религий. Годом позже - профессором по кафедре всеобщей истории Нижегородского народного университета. Н.А. Кун совмещал педагогическую работу с просвещением - чтением лекций в городах средней России, на Урале, Украине. В 1920 г. Николай Альбертович был назначен профессором Московского государственного университета по кафедре История религии. С 1933 года Н.А. Кун преподает в Московском государственном институте истории, философии и литературы (МИФЛИ). Н.А. Кун принимал непосредственное участие в создании Большой и Малой Советских энциклопедий, с 1933 года он был бессменным редактором отдела Древней истории, на писал более 300 статей. 28 декабря 1940 года Николай Альбертович приехал в МИФЛИ читать доклад "Возникновение культа Сераписа и религиозная политика первых Птолемеев", однако чтение не состоялось, в час открытия заседания он скоропостижно скончался. Похоронен в Черкизове (станция Тарасовка Ярославской железной дороги), рядом с преждевременно ушедшими из жизни старшим сыном и двумя дочерьми.

Николай Альбертович отлично знал изобразительное искусство, сам рисовал, сам фотографировал, поэтому его книги отличаются продуманным и научно выверенным оформлением, он сам подбирал иллюстрации и рисовал заставки.

Николай Альбертович владел двадцатью языками - всеми европейскими, "мертвыми", классическими.

Библиография

Сказки африканских народов (1910)
(Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях) (1914)
Магомет и магометанство (1915)
Италия в 1914 г. (1915)
Сказки цыган" (1921 - 1922)
Предшественники христианства (восточные культуры в Римской империи) (1922)
Первобытная религия (1922)
Сказки народов островов Великого океана (1922)