Образовательная программа «Основы риторики в детском саду. Рабочая программа по курсу "риторика общения" для дошкольников

Мы стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы они легко вступали в диалог, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, чтобы они владели невербальными средствами общения.

Маленький человек очень восприимчив ко всему, что его окружает. Он покоряет нас своей искренностью и непосредственностью. Ч ем раньше начнется знакомство его с правилами общения, тем более осознанными и естественными будут те речевые средства, которые ребенок сможет использовать в конкретной ситуации общения.

Занятия, игры, упражнения с детьми призваны как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕМА: «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ»

ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОЦЕНКЕ РЕЧЕВОГО ПОСТУПКА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

ЗАДАЧИ: УЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ ВИДЕТЬ В СЛОВЕ НЕ ТОЛЬКО СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ, НО И СПОСОБ ВЛИЯТЬ НА СОБЕСЕДНИКА УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ С СОБЕСЕДНИКОМ В РАЗНЫХ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ВЕРБАЛЬНЫЕ (РЕЧЕВЫЕ) НЕВЕРБАЛЬНЫЕ (НЕРЕЧЕВЫЕ) СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: МИМИКА, ЖЕСТЫ ЗАКРЕПИТЬ С ДЕТЬМИ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ ОБОГАЩАТЬ И АКТИВИЗИРОВАТЬ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИВАТЬ КУЛЬТУРУ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ.

Планируемые результаты: Ребенок 5-6 лет оценивает собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так можно говорить-так говорить нельзя); Ориентируется в разных ситуациях общения; Владеет своим голосом, понимает, когда нужно говорить громко-тихо, быстро-медленно; Внимательно слушает собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего; Соотносит речевые и неречевые средства общения; Знает и употребляет слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, просьбы.

медленно Тема: «Для чего нужна речь?» Загадки Эзопа Что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, выражать радость. А что на свете хуже языка? При помощи языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, обманывают Хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, может оскорблять. А что ты думаешь о языке?

Какие пословицы о языке и речи ты знаешь? Назови и объясни Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит Хорошее слово всегда к месту Слово скажет – рублем подарит Недоброе слово больней огня жжет От худого слова – да навек ссора Худое слово доведет до дела злого

тишина Что такое общение? Для чего люди общаются? Тема: «Общение»

молвит Правила общения Не кричите слишком громко. Тише можно говорить! За твоим языком не поспеешь босиком. Объясни это правило общения Упражнения Что и как говорит тишина? Произнеси эти слова Доброй ночи - Доброй ночи – молвит тишина, Каждому она сейчас слышна; Говорит бесшумными словами: - Спите, я всю ночь останусь с вами А. Кондратьев Внимательно слушать собеседника

Произнеси стихотворение так, Чтобы все услышали, как грохочет гром Гром Скажи погромче Слово «гром» – Грохочет слово, Словно гром. А. Барто Научись произносить эти чисто-скороговорки м едленно и быстро У Ивашки рубашка, У рубашки кармашки Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы – домой.

м Средства общения (несловесные) Мимика Скажи, с кем бы ты хотел общаться? Почему? Объясни. Из какой сказки эта картинка?

Жесты Игра «Я и дедка, я и репка, я и Жучка, я и внучка » Взрослый просит ребенка изобразить жестами, движениями героев выбранной сказки, стараясь передать их характер. Можно обсудить с малышом характер изображаемых героев. Поиграем!

Тема: «Речевой этикет» Приветствие. Какие ты знаешь приветствия? Здравствуйте! Рад видеть Вас! Привет! Добрый день (вечер)! Какие приветствия звучат теплее? Привет девчонкам! Привет дяденькам! Здравствуй, Настенька! Здравствуй, Фёдор! Рада тебя видеть! Доброе утро!

Прощание. Какие слова прощания ты знаешь? До свидания Всего хорошего! До завтра! Всего доброго! До встречи! Доскажи словечко! Катя пупсика Игнатку У ложила спать в кроватку – Больше он играть не хочет, Говорит… («Спокойной ночи!») Спокойной ночи! Встречая друзей и знакомых, С улыбкой в глаза им гляжу, Быть вежливым очень легко мне, Я… («здравствуйте») первым скажу.

Благодарность. Извинения. Просьба. Поздравление. «Это слово говорят, Если вас благодарят…» Какое это слово? Спасибо! Большое спасибо! Благодарю! Чрезвычайно признателен! Озвучь рисунок

Методические рекомендации педагогам: - Игры и упражнения с детьми – это общение педагога с детьми. Воспитатель – собеседник детей, он должен делиться своими мыслями, знаниями, прислушиваться к мнению детей, советовать, как лучше поступить и что сказать в конкретной речевой ситуации. Он должен радоваться успехам вместе с детьми, огорчаться, если у них что-то пока не получается. - Во время игр должен быть визуальный контакт с детьми. - Играя и занимаясь с детьми, можно использовать р азличные виды театров и театральных кукол для включения дошкольников в конкретную ситуацию общения и речевую д еятельность. - Предлагая определенный вид заданий, использовать такие формы организации деятельности, как работа в парах, в группах. - Игры и упражнения с детьми должны проводиться еженедельно

Вывод Мы стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы они легко вступали в диалог, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, чтобы они владели невербальными средствами общения. Маленький человек очень восприимчив ко всему, что его окружает. Он покоряет нас своей искренностью и непосредственностью. Ч ем раньше начнется знакомство его с правилами общения, тем более осознанными и естественными будут те речевые средства, которые ребенок сможет использовать в конкретной ситуации общения. Занятия, игры, упражнения с детьми призваны как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Литература З.И. Курцева Программа дошкольной подготовки по риторике «Ты – словечко, я – словечко…» Баласс 2001 Г.И.Сорокина И.В. Сафонова Н. В. Ладыженская Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. Просвещение 1995


Как часто мы говорим кратко и по делу, слушаем и действительно вдумываемся в то, что говорит собеседник? Получается это редко и не у всех. Научиться хотя бы основам красивого говорения можно, но с небольшой вероятностью, поскольку мозг взрослого человека хуже усваивает новую информацию.

Так, не лучше ли учиться красивой речи с самых малых лет? Ведь именно детская риторика закладывает фундамент к успешным переговорам в будущем. Для этого создано множество учебников, рабочих тетрадей и подготовительных курсов. Заниматься с ребёнком можно самостоятельно или отводить на занятия в группе.

Материалы по риторике для дошкольников

  • О.С. Сорокко «Риторика для маленьких». Учебник предназначен для детей 5–7 лет. Более маленьким он тоже подойдёт. Задания, представленные Сорокко, малыш сможет выполнять самостоятельно. Они помогут овладеть основами общения со сверстниками и взрослыми и познакомят с культурой речи.
  • О.М. Ельцова «Риторика для дошкольников». Это пособие уже посерьёзнее, чем у Сорокко, и подойдёт воспитателям детских подготовительных групп. Представленный материал поможет старшим дошкольникам приобщиться к основам риторики и расскажет, каковы свойства и признаки красноречия.

Родители могут по этим учебникам составить программу занятий самостоятельно, но лучше отдать ребёнка на подготовительные курсы по развитию устной речи. Ведь работа в группе для малышей очень важна.

Материалы для уроков по теме: «Риторика для детей»

У Ладыженской выпущена серия учебников для детей с 1-го по 8-ой класс. Они понравятся не только родителям и учителям, но и детям, потому что помимо текста там присутствует много рисунков. Данная программа соответствует ФГОСу.

  • Т.А. Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках». Учебные пособия для 1–4 класса идут одной серией на несколько лет обучения для начальной школы. По словам автора, учебники научат ребёнка слушать собеседника, письменной и устной речи, успешному общению, основам написания красивых текстов. К каждому пособию предусмотрена рабочая тетрадь.
  • Т.А. Ладыженская «Школьная риторика. 5–8 класс». По этой программе ребёнок узнает о признаках ярких текстов, правильного говорения, познакомится с психологией общения. Есть множество заданий с использованием аудио - и видео-материалов. В учебниках для детей постарше подробно говорится о составлении аргументированного текста и делового письма. Рабочие тетради имеются к каждому пособию.

Для удобства учителей к курсу Ладыженской прилагаются методические рекомендации по ведению урока. В них вы найдёте пояснительную записку о целях пособия, особенности организации урока, информацию о литературе и материалах для занятий.

  • Презентация к уроку риторики в 3 классе по теме «Слушаем и вдумываемся», которая ответит, почему так важно умение слушать, что зависит от понимания звучащего текста и как показать собеседнику, что ты внимательно слушаешь. Такие презентации служат учителям опорой и интересны маленьким детям.
  • Детская риторика важна, но и для читателей постарше есть учебник А.К. Михальской – «Основы риторики. 10–11 класс». С его помощью старшеклассники научатся правильно составлять конспекты, мастерству публичного выступления, искусству красноречия, ведения беседы и спора. Также учебник Михальской научит кратко и чётко излагать мысли и расскажет о свойствах и основах риторики в русской речи, как влиять на группы людей и как подготовиться к презентации себя.

Михальская поможет познакомиться с основами риторики и взрослым людям.

Обучение по перечисленным программам будет интересно ученикам. Задания в учебниках и рабочих тетрадях, сложность которых постепенно увеличивается, разовьют у них красноречие, умение писать, слушать и читать. А пояснительные записки и конспекты из методических материалов помогут вам лучше составить план урока.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста

«Риторика для малышей»

Направленность программы: коррекционно-развивающая

Подготовил:

Учитель-логопед:

Еще древний мудрец Аристотель сказал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит» А Наполеон Бонапарт «Кто не умеет говорить, тот карьеры не делает» "Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить, как следует, и они проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью" Т. Шибутани "Слово - самое сильное оружие человека" Аристотель В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, младшими ребятами, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Разумеется, в разных ситуациях речевое поведение ребенка должно быть неодинаковым. В любом из указанных случаев нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, поблагодарить, обратиться с просьбой и т. д.

Можем ли мы всему этому обучать дошкольников? Предвидим возражения тех, кто считает, что все это - дело семьи. Конечно! Однако ритм сегодняшней жизни не позволяет большинству из нас проводить подобную работу целенаправленно и постоянно. Поэтому предлагаемый курс, надеемся, окажет немалую помощь в воспитании интеллигентного человека.

Пояснительная записка.

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально - творческого потенциала личности. В основе развивающего обучения лежит развитие ребенка , обеспечивая становление его коммуникативной, духовно - нравственной сферы личности, нравственно - эстетическое становления, ориентирующего педагога на индивидуальные особенности. Данные задачи нашли отражение в программе «Риторика для малышей". Развивающий курс органически дополняет образовательную программу ДОУ, "Развитие речи", "Чтение художественной литературы ", "Азбука вежливости ", «Культура речи» а также является продолжением работы по обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника, развитию восприятия, памяти, фантазии, внимания, воображения, а также могут развить в ребенке способность выразить себя не только словом, но и мимикой, жестом и др. Данная программа является образовательно-развивающей и направлена на речевое развитие ребенка, его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того, представленная программа способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи ребенка. Занятия по программе позволят решить ряд проблем, касающихся детей 2-5лет (развитие речи, формирование коммуникабельности и др.). Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества (гуманизация и индивидуализация педагогического процесса) и является значимой и актуальной в настоящее время, так как дошкольники, испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения - это проявление общей культуры человека. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку. Все выше перечисленное подтверждает необходимость создания данной программы, которая направлена на достижение цели.

ЦЕЛЬ КУРСА:

Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и навыков и природных задатков.

ЗАДАЧИ КУРСА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

выявление и развитие речевых способностей детей;

дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;

научить владеть основными элементами правильной точной речи;

формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.

формирование творческой личности через приобщение ребенка к риторической деятельности;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм;

развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;

развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации;

развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;

развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;

развитие коммуникативных качеств ребенка.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета , добра и позитивного мировосприятия;

воспитание чувства уважения и гордости родного языка;

создание детям условий для их духовно-нравственного роста.

Волшебная сила слова – показать детям, насколько речь влияет на чувства и поступки людей. Сила голоса, как можно развеселить словом, огорчить или утешить. Различать приятный голос и сердитый. Умение менять голос в зависимости от роли.

Вежливое приветствие, диалоги – учимся вежливо знакомиться и поддерживать беседу с друзьями. Разыгрываем диалоги между сказочными героями и в обычных ситуациях.

Как встречать гостей, поздравлять, благодарить – учимся произносить приветствия с различными интонациями, как приглашать в гости, вступать в разговор, участие в играх: «В гостях», «Новенький», «День рождения» и т. д.

Чистоговорки – произносим четко и правильно слова. Речевые игры, лото, скороговорки, считалки. Вырабатываем хорошую дикцию, учимся правильно расходовать воздух при произнесении слов и фраз.

Описание игрушки – узнавать по описанию и уметь самим описывать предметы, учимся задавать вопросы о назначении предмета, его характере и свойствах.

Пальчиковый театр – развитие мелкой моторики рук. (Помните: речевой центр находится в зоне двигательного центра в коре головного мозга. Развивая моторику рук – мы развиваем речь).

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования (игры с массажными мячиками, с крупными бигуди , с бусами, с прищепками, с шестигранными карандашами и т. д

«Теневой театр» способствует развитию жестов. Учимся рассказывать истории словами и «руками». У ребенка не будут руки зажаты в карманах, во время речи он научится ими пользоваться.

Учимся рассказывать и обыгрывать сказки – формируем умение последовательно рассказывать историю. Как иногда бывает – начал ребенок говорить и перескочил с одного на другое. Формируем умение выкладывать цепочку событий, держать связь в сюжете. Закрепляем навыки устной речи.

Наши сказки – формируем «копилку» наших сказок. Ролевые игры с известными сказками и сочинение собственных. Развиваем активный словарь. Используем жесты и мимику в рассказах. Умение продолжить и завершить сказку. Чему учит сказка?

Логопедические сказки для самых маленьких.

Уроки творчества – развиваем логическое мышление, развиваем воображение. Учим секретам сочинительства – как подбирать рифмы.

Конкурс стихов – учимся выразительно читать стихи, чтобы вас дети радовали, когда выступают на утренниках и на праздниках. Знакомство детей с темпом речи. Игра – «Угадай, кто говорит?» - узнавание голоса по тембру.

Помогаем Маше с Мише говорить:

Загадки на основе звукоподражания.

Рифмованные загадки на договаривание слов, рифмованные двустишия на договаривание слов, обозначающие действия.

Учим Машу и Мишу произносить звуки:

Артикуляционные «подражалки»

Звуки вокруг нас

Как животных я люблю

Игры со звучащими инструментами

Игры на координацию речи с движением

Все содержание работы по развитию риторических умений распределены
по четырем БЛОКАМ:
1. Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных
способностей).
2. Речевой этикет в разных ситуациях общения.
3. Развитие вербального и невербального средств общения.
4. Культура слушания.
Все подобранные игры-занятия и речевой материал, включенные в
каждый из этих блоков, предлагаются детям постепенно по мере усвоения
предыдущего материала, содержание многих игр основывается на содержаниипредыдущих игр, т. е. присутствует вариативность и усложнение одного и того же вида игр. Реализация содержания блоков происходит во взаимосвязи одного блока с другим в соответствии календарно-тематическим планированием .

Теоретический курс обучения

№ п/п

Основные понятия
(разделы)

Темы занятий.
Инструментальные знания.

I.

Риторика повседневного общения

Вводное занятие.

Знакомство с риторикой.

Чему учит риторика.

II.

Общение. Виды общения

Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение.

Общение в быту (повседневное): по телефону, за столом, на прогулке и др.

Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.

III.

Речевой этикет

В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).

Вежливо-невежливо-грубо.

Приветствие, прощание, благодарность, поздравление.

V.

Речевая деятельность

Слушание. Слушать и слышать.

Слушали - услышали. Правила для слушающего (учимся слушать друг друга, педагога и др.)

Слушаем и стараемся понять. Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов.

V.

Правильная и хорошая речь

Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка). Нормы - что это такое. Зачем нужны нормы

Выразительность речи. Богатство языка.

VI.

Речевые жанры. Текст.

Что такое текст.

Основная мысль и заголовок текста.

Ключевые (опорные слова).

Сжатый пересказ.

Подробный пересказ.

Описание предмета.

Практический курс обучения

№ п/п

Основные понятия
(разделы)

Темы занятий.
Инструментальные знания

I.

Общение. Виды общения

Риторический анализ словесного (вербального) и несловесного (невербального) общение.

А. Барто "Я люблю ходить вдвоем"

Выполнение речевых задач общение в быту (повседневное): по телефону, за столом, на прогулке и др. (К. Чуковский "Телефон")

Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. (сказка К. Чуковского "Цыпленок")

II.

Речевой этикет

Аукцион вежливых слов.

Карусель поговорок. Речевые задачи по стихотворению В. Бокова "Доброе слово"

Анализ речевых ситуаций: приветствие, прощание, благодарность, поздравление.

III.

Речевая деятельность

Правила для слушающего(учимся слушать друг друга, воспитателя и др.)

Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов. "Скрюченная песенка" (в пер. К. Чуковского)

IV.

Правильная и хорошая речь

Выразительность речи. Богатство языка. Сочини загадку. Рифма. (Д. Чиарди "Об удивительных птицах")

V.

Речевые жанры. Текст.

Что такое текст.

Основная мысль и заголовок текста. Ключевые (опорные слова). Составление текста по сюжетным рисункам.

Сжатый пересказ.

Подробный пересказ.

Описание предмета.

Курс обучения риторике построен на групповой форме работы с детьми. Занятия проходят на базе детского сада.

Процесс обучения должен идти совершенно естественно в соответствии с
возрастным развитием детей. Успешность занятий зависит от умения педагогасоздать комфортные условия, где каждый ребенок почувствовал бы себя благополучным, принятым, любимым, уверенным в себе.
Таким образом, благоприятная образовательно – развивающая среда будет
способствовать своевременному развитию у ребенка психических и творческих процессов.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо помнить о том, что
каждый ребенок (и даже самый маленький),- это Личность, которая имеет право на свой собственный, уникальный путь развития. И роль взрослого заключается в помощи раскрыться возможностям и способностям детей.
Педагог находится в позиции организатора развивающей среды. Он
исследователь и наблюдатель, который уважает право детей быть непохожими на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность.
При обучении дошкольников необходимо использовать игровые технологии,
формы групповой и индивидуальной работы, методы наблюдения, обучения.

Структура занятий состоит из компонентов, наиболее приемлемыми из которых являются:
1. Ритуал приветствие педагога с детьми.
2.Вхождение в тему.
3.Речевая гимнастика.
4.Погружение в тему.
5.Проведение риторических речевых игр.
7.Физкультминутка
8. Дополнительные задания, так называемые сквозные виды работ.
9.Закрепление изученного.
10.Итог занятия.
11.Ритуал прощание с детьми.
Поставленные задачи решаются в комплексе на каждом встрече с детьми через заявленные виды деятельности .

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ознавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007

2. Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. . Самара, 2008

3. Ушакова дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010

4. Виды работ по развитию речи. - М.: Министерство просвещения, 2003

5. , Мирясова игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2002

6. Львов: Учеб. пособие.- М.: Академия. 1995

7. , Анисимова педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007

8. Капшук и сказкотерапия:развиваемся играя.-Ростов. Феникс 2011.

9. Ковалец эмоций.-М.: Владос,2004.

Новиковская зарядка для язычка:игры для развития речи.-СПб.:Апрель,2009

10. Чистякова. под редакцией.-М. Просвещение 1990

11. ,Лукина слушать и слышать. СПб.,2004.

12. Матвеева задержки речевого развития у детей 2-3 лет. М.,2005.

13. Савельева и жестовые игры в стихах для дошкольников –СПб:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010

14. Боросенко говорить СПб Паритет 2004.

Руководитель: Лахина Л.Г Участники: дети 4 -7 лет

1. Введение.

Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о подготовке и публичном произнесении своей речи. Первые учебники по риторике в России появились в 18-19 веках, но в середине 19 века риторика подверглась резкой критике и была вытеснена другими предметами. Возрождение риторики началось в середине 20 века, когда стало ясно, что людям нужны не только знания о языке, но и общение.

2. Пояснительная записка.

Актуальность - низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций. Почему?

Не смотря на то, словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад, по статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

Современные дети уже с первых лет жизни смотрят телепередачи и видеофильмы, слушают радио, используют компьютер, слышит речь разных стилей. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме, а современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.

Формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми, поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т.д. Решению этих и других вопросов сможет помочь риторика для дошкольников.

Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость.

Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут - тактичность, т.е. умение понять одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.

Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ритм современной жизни не позволяет родителям

целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка.

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.

Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что " речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры". В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Курс детской риторики поможет ребёнку:

Познать природу живого слова;

Преодолеть застенчивость;

Развивает уверенность в себе;

Научит общаться со взрослыми и сверстниками;

Откроет секреты выразительной и грамотной речи;

Поможет освоить формулы речевого этикета.

Все выше перечисленное подтверждает необходимость проведения с детьми кружковых занятий по риторике. А чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар - дар слова, тем раньше сделаем все, чтобы, по выражению В.И. Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов.

И в этом нам поможет современная риторика. Ведь центром риторики является обучение эффективному общению.

Цель и задачи.

Главной целью курса «Риторика для дошкольников» является обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.

Задачи курса:

Образовательные:

1. Выявление и развитие речевых способностей детей;

2. Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;

3. Научить владеть основными элементами правильной точной речи;

4. Познакомить детей с нормами русского литературного языка;

5. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях;

6. Помочь детям усвоить формулы речевого общения;

7. Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка;

Развивающие:

2. Развитие коммуникативных качеств ребенка.

3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

4. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;

5. Развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

Воспитательные:

1. Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;

2. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

3. Содержание программы

Темы, разработанные в программе «Риторика для дошкольников», соотнесены с четырьмя блоками:

1. Азбука общения;

2. Речевой этикет

3. Техника речи

4. Речевые жанры.

Курс риторики имеет в основном практическую направленность, уделяется внимание формированию коммуникативных, риторических умений и навыков.

Практический раздел курса направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.

4. »

(старшая группа) 64 часа

Азбука общения

Темы. Речь как важнейшее средство общения. Наш голос – это «музыкальный инструмент». Речь как средство воздействия на мысли, чувства, поведение людей. Неязыковые средства общения (мимика и жесты)

Речевой этикет

Темы. Различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации. Приветствие в конкретной речевой ситуации. Потребление различных форм выражения извинения. Словесные формы обращения с просьбой. Понятие «вежливый человек». Правила вежливости у разных народов. Примеры употребления различных форм вежливости в художественной литературе (речевой этикет и художественное слово). Правила поведения во время разговора. Правила речевого поведения во время телефонного разговора. Как вести себя в гостях и дома, когда пришли гости.

Техника речи

Темы. Громкость как важное свойство устной речи. Изменение громкости в зависимости от ситуации или от содержания высказывания. Темп (скорость) речи. Тембр (окраска) голоса. Роль скороговорок в совершенствовании речи детей. Тон высказывания. Различные оттенки основного тона высказывания. Секреты волшебницы Речи (итоговое).

Речевые жанры

Темы. Использование различных средств выразительности устной речи при пересказе. Словесное творчество: сочинение сказки с заданным началом. Сочинения-миниатюры по теме. Беседа – диалог по тексту рассказа. Составление плана рассказа и пересказ

по нему. Пересказ текста от третьего лица. Бином фантазии. Творческое рассказывание.

Программа кружка «Риторика для дошкольников »

(подготовительная группа) 64 часа

Азбука общения

Темы. Понятие «риторика». Представление о риторике как науке. Пауза во время разговора. Русское живое слово. Понятие «слово-сорняк». Помощники устной речи. Непонятные слова. Употребление слов в точном соответствии с их значением. Объяснение значения слова. Словообразование. Понятие «словарь». Виды словарей.

Речевой этикет

Темы. Извинение и ответ на него. Выражение благодарности и ответ на него. Употребление этикетных формул в конкретных речевых ситуациях. Прощание, пожелание при прощании. Этикетный диалог. Комплимент и ответ на него. Оценка правдивости комплимента. Разговор по телефону. Звонок раздаётся в доме. Звонки на работу. Правила междугороднего телефонного разговора. Этикетные выражения в ситуации знакомства.

Техника речи

Темы. Логическое ударение. Средства выразительности устной речи. Темп речи как важное свойство устной речи.

Речевые жанры

Темы. Придумывание сказок путём изменения сюжета известных сказок. Бином фантазии. Сказка в заданном ключе.

Программа кружка «Риторика для дошкольников »

(средняя группа) 64 часа

Речевые жанры

Темы. Использование различных средств выразительности устной речи при пересказе. Словесное творчество: сочинение сказки с заданной темой. Сочинения-миниатюры по теме. Беседа – диалог по тексту рассказа. Пересказ текста от третьего лица. Игры-драматизации, инсценировки. Чтение и беседа по сказкам.

Речевой этикет

Темы. Различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации. Доброе слово лечит, а плохое калечит. Выразительное чтение и заучивание стихов о вежливых словах. Правила поведения во время телефонного разговора, в общественных местах, за столом.

Азбука общения

Темы. Общение при инсценировании стихов- диалогов. Неязыковые средства общения (мимика и жесты).

Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления дошкольников. Занятия проводятся в группах наполняемостью не более 10 человек, на базе детского сада в специально отведенном для этого помещении (кабинет «Речевичок») два раза в неделю по 30 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы.

Чтобы легко было общаться, стулья ставим полукругом

Обязательный элемент занятий - дыхательная гимнастика, артикуляционная и речевая разминки, которые подготавливают речевой аппарат к говорению, упражнения для развития диапазона голоса, его силы, интонационные упражнения, упражнения на развитие мимики и жестов, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

На занятиях используются различные наглядные средства : раздаточный изобразительный материал, звуковые пособия (магнитофонные записи, диски со сказками, литературными произведениями, детскими песнями), сигнальные карточки.

Все тематические занятия снабжены иллюстративными материалами для работы. Дидактическое сопровождение включает так же тематические подборки стихов, чистоговорок, скороговорок, считалок, пословиц, поговорок, загадок.

Рассматривая темы, связанные с выразительностью устной речи, можно использовать диски со сказками "Три медведя", "Красная Шапочка" и др. (тема "Окраска голоса"), маршевых, колыбельных песен (тема "Темп, скорость речи") и др.

Кроме того, нами используются разные игрушки (например,кукла, лучше предназначенная для кукольного театра, так как она может двигаться), которые стимулируют детей к активному, заинтересованному включению в речевую ситуацию.

Особая роль на занятиях отведена Буратино (театральной кукле), герою-неумехе, который был непосредственным участником многих занятий. Буратино является посредником между детьми и руководителем кружка. Он провоцирует дошкольников на активное, заинтересованное включение в конкретную ситуацию общения. Дети со свойственной им доверчивостью, доброжелательностью и некоторой наивностью сразу принимают эту игру и считают Буратино равноправным учеником, у которого далеко не все получается. На первых порах гораздо проще давать советы, делать замечания кукле, нежели своему товарищу.

Занятие, как форма речевой работы с детьми

1. НАЧИНАТЬ ЗАНЯТИЕ С МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ЗАДАЧИ.

Используются:

приёмы (создание проблемной ситуации, загадки, соревнования)

Словесные игры

игровые ситуации

2. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

дидактический материал

наглядные пособия

Таблицы

Модели

Игрушки

Репродукции……

3. На занятиях обязательны смена мизансцен и движения.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ:

1. Развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.)

2. Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера).

3. Этюды

4. Импровизации

5. Чтение художественных произведений.

6. Рассказ педагога и рассказы детей

7. Сочинение историй

8. Беседы.

9. Мини-конкурсы, игры – соревнования.

Модель занятия по риторике

1. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

Артикуляционная гимнастика

Чтение чистоговорок

Чтение скороговорок

Чтение долгоговорок

Чтение потешек

Чтение стихов

Чтение четверостиший

2. НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Способы подачи:

*использование театрализованных фрагментов

*беседы – диалоги

*сказочный зачин

*приглашение к путешествию…

3. МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ

Решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театрализованных игр.

Коммуникативно – лингвистические игры

Игры на развитие мимики

Игры на развитие пантомимики

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

К основным видам деятельности на занятии относятся:

Игровая деятельность;

Показ воспитателем особенностей речевой деятельности;

Риторический анализ текстов различных речевых жанров;

Рассматривание изобразительного материала;

Риторические игры;

Пятиминутки речевой гимнастики;

Импровизационные игровые задачи;

Психолого – эмоциональная разгрузка (физкультминутки)и др.

Художественно – эстетическая деятельность на занятиях по риторике включает в себя:

Выразительное чтение и рассказывание сказок, стихов, стихов – диалогов, потешек, загадок, считалок;

Инсценирование эпизодов из сказок;

Сочинение сказок, небылиц, загадок, считалок;

Выразительное чтение и рассказывание детьми;

Участие в инсценировании в качестве актёра, используя средства выразительности устной речи.

МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

1. МЕТОДЫ, способствующие осуществлению ребёнком правильных поведенческих действий.

 Приучение.

 Упражнение.

Воспитывающие (провокационные) ситуации.

2. МЕТОДЫ, активизирующие позитивные действия ребёнка или предостерегают его от негативных поступков.

Пример для подражания.

 Поощрение.

 Наказание.

3. МЕТОДЫ словесные, помогающие осознанному изучению поведенческих правил.

 Рассказ.

 Разъяснение.

 Беседа.

4. Репродуктивные методы

Прослушивание аудиокассет и дисков с художественными произведениями (русские народные сказки, песни, стихи в исполнении народных артистов)

6. Описание планируемых результатов. Контроль и оценка результатов.

В целом к предполагаемым результатам можно отнести:

1.Успехи ребят в развитии речи (проговаривают слова более четко, внятно и с интонацией; пользуются голосом различной громкости, исчезают из речи «мусорные слова», выразительно читают стихи, поддерживают разговор, активно развивают его);

2. Устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.

3. Желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой коллективной деятельности.

4. Появление и реализация собственных (совместно со взрослыми) творческих проектов.

5. Сформированность у дошкольников культуры речи и определенного культурного кругозора. Ребенок учится, как поприветствовать знакомого; как пригласить в гости; как поздравить именинника, как поговорить по телефону и т.д.

6. Формируются навыки и умения эффективного общения со сверстниками и взрослыми дать ему возможность пойти вперёд в овладении умением общаться;

7. У детей появляется чувство ответственности к занятиям, повышается самооценка, они становятся активными.

Контроль

Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью обучающихся как в процессе деятельности, так и «контрольных точках» - творческих событиях и др. Кроме того, можно провести тестирование (на предмет развития творческих речевых способностей, знание формул речевого этикета и др.).

Результаты словесной творческой деятельности детей представляются родителям, выставляются на стенде «Словесное творчество» и создаётся книга творческих работ кружковцев.

7. Условия для реализации программы по риторике

Главным условием для реализации программы является сам педагог – воспитатель. Он выступает в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.

Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности

Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является примером для обучающихся.

Для успешной работы кружка по риторике и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:

1. Уютное эстетическое пространство для занятий. Это кабинет «Речевичок»

2. Комплекты раздаточного дидактического материала (сюжетных рисунков и др.)

3. Библиотека детских стихотворений, сказок и рассказов.

4. Учебные пособия (библиотека научно-методической литературы по риторике, а также книги по развитию речи).

5. Медиатека по данному направлению деятельности (диски с музыкальными произведениями – детские песни, потешки; русские народные сказки и т.д.)

6. Конспекты инсценировок сказок, занятий, развлечений.

8. Материально – техническое обеспечение:

Магнитофон;

Кассеты, диски с русскими народными сказками, логоритмическими занятиями (Е. и С. Железновы), детскими песенками;

Альбомы, цветная бумага, карандаши и другие средства для творческой изобразительной деятельности.

9. Методическое и дидактическое обеспечение:

Программа;

Подборка информационной литературы по темам занятий (из журналов периодической печати, интернетресурсы);

Конспекты занятий;

Стихи, сценарии сценок

10. Список литературы:

1. Ельцова О.М.

Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

С.Пб.; Детство – Пресс, 2009.- 208с.

2. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова

Азбука общения

(методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста)

С.Пб., Детство – Пресс, 2000.

3. А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Р.В.Иванкова, Е.С.Рычагова

Истоки диалога. 3-5 лет

М., Мозаика – Синтез, 2003.

4. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина

Учим детей общению

Ярославль, Академия развития, 1996.

5. О.С.Ушакова

Придумай слово

М., ТЦ СФЕРА, 2010.

6. И.Асташина

Развиваем речь и дикцию

(логопедические игры и упражнения для детей)

М., РИПОЛ КЛАССИК, 2010.

7. И.Н.Курочкина

Путешествие в страну хороших манер

М., Просвещение, 2007

8. Галина Шалаева

Правила поведения и этикет за столом.

М.: АСТ: СЛОВО, 2010. – 36 с.

9. Ольга Александрова Уроки вежливости для малышей

М., ЭКСМО, 2012.

10. Уроки этики или поучительные истории о поступках хороших и поступках плохих. Сост. Дорофеев Ю.Г. - М.: Синтез, 1998.

11. Иванова Н.В. Азбука этикета: 33 правила хорошего тона. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.

12. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник

Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 80 с.

13. Е.А.Алябьева. Дни этики в детском саду: планирование, игры, сказки, стихи. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.

14. Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова, Н.В.Ладыженская. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. – М.: Просвещение, 1995.

15. Составитель Т.Л.Мирилова. – Воспитание хороших манер. – Волгоград, Издательско-торговый дом «Корифей»

16. М.Р.Львов. – Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах. – М.: Издательство «Дидакт», 1993.

Развитие детской речи – важнейшая задача, стоящая перед родителями. Очень важно не упустить момента, в противном случае наверстать будет очень нелегко. Бесценную помощь окажет риторика для детей – такие занятия можно проводить с дошкольного возраста. Предлагаем познакомиться с их особенностями и правилами проведения.

Что такое риторика и зачем она детям?

Под риторикой, или ораторским искусством, понимается умение четко и правильно излагать свои мысли, высказываться таким образом, чтобы у собеседников не возникало вопросов. Такое умение очень пригодится в дальнейшей жизни – в учебном процессе, на работе.

Выполнять упражнения для развития способности хорошо говорить можно с 5 лет. К счастью, разработаны специальные методики, которые окажутся полезными малышам, но не сильно утомят их.

Кроме того, возможность четко излагать свои мысли сделает любого ребенка приятным собеседником, у него появится много новых друзей и знакомых, что благоприятным образом скажется на самооценке. Некоторые приемы риторики помогают овладеть наукой убеждения, что в современной жизни просто бесценно.

Многие родители могут сомневаться в целесообразности занятий по риторике, полагая, что дошкольники и младшие школьники еще не должны постигать основ красноречия, что это умение придет само с возрастом, а небольшой словарный запас все равно не позволит превзойти Цицерона.

Однако такая позиция считается неверной. И причин тому несколько:

  • Чем раньше начнется знакомство крохи с богатствами родного языка, тем более грамотной и гармоничной личностью он вырастет.
  • Овладение приемами риторики поможет ребенку в процессе обучения, избавит от стрессов и волнений, станет помощником в получении отличных оценок. Нередки ситуации, когда ребенок знает ответ на вопрос, но не может его сформулировать. Учитель недоволен, обвиняет ученика в том, что тот не готов, а такая несправедливость вдвойне обидна. В результате из-за неспособности управлять своей речью ребенок может утратить интерес к учебе.
  • Из-за неумения разговаривать ребенок может стесняться общаться с ровесниками, заслужит репутацию нелюдимого буки, у него не будет друзей.

Не стоит думать, что занятия не подходят по возрасту. Есть множество упражнений, которые вполне по силам дошкольникам и младшим школьникам, их можно смело использовать.

Польза

Какие же коммуникативные навыки способны развить упражнения по риторике?

  • Задавать вопросы и четко формулировать ответы на них.
  • Использовать интонацию, мимику, жесты для того, чтобы более четко донести свою идею до слушателя.
  • Проработать дикцию.
  • Обрести уверенность в себе.
  • Улучшить навык выразительного чтения.
  • Делать публичные выступления более яркими и интересными.
  • Научиться общаться.

Таким образом, занятия по ораторскому мастерству не только ценны сами по себе, но и помогут формированию самодостаточной и духовно развитой личности. Тренировки речи вполне способны раскрыть творческий потенциал.

Как заниматься?

Такой предмет, как риторика, преподают отнюдь не во всех учебных заведениях, что не отменяет его важности. Именно поэтому проводить уроки можно и нужно дома. Кроме того, можно записать ребенка в театральный кружок, там также будет уделяться внимание развитию ораторских способностей.

Занятие должно включать в себя два блока:

  1. Общение. Детям следует рассказать о целях и задачах этого коммуникативного процесса, темпе и речевом тоне, роли мимики и жестов, позы. Также важно пояснить важность выслушивания собеседника.
  2. Речевые жанры. Это направление подразумевает рассказ о письменной и устной речи, различных жанрах (например, рассказе, заметке, статье).
  • Для младших школьников наиболее актуальным является отработка правильного и четкого произнесения звуков, поэтому им рекомендуется работать со скороговорками, считалками. Кроме того, полезно для них будет и обучение вежливому общению.
  • Детям постарше полезны будут тренинги по публичным выступлениям.

Все это поможет развитию риторических способностей детей.

Упражнения для красивой речи

Рассмотрим 7 основных видов упражнений для развития ораторского дара.

  • Подбор слов по теме. Родитель задает область – например, животные. Задача ребенка 7-8 лет – подобрать как можно больше подходящих слов. Если детей несколько, игра приобретает соревновательный элемент.
  • Поясни. Ребенок должен как можно подробнее описать загаданный родителем предмет.
  • Сделай словесную копию. Родитель зачитывает небольшое предложение из книги, подходящей по возрасту, задача ребенка – дословно повторить.
  • Подбор рифм к выбранному взрослым слову.
  • Разбор пословиц. Они учат меткости, образности, поэтому можно прочитать несколько подходящих по возрасту вариантов и обсудить смысл.
  • Найди перемену. Игра отлично развивает умение формулировать точные вопросы и доказывает их значимость. Суть такова: малыш осматривает комнату (или какую-то ее зону), стараясь по максимуму запомнить расположение предметов. Затем отворачивается, родитель вносит какое-либо изменение. Задача ребенка – при помощи наводящих вопросов вычислить, что же произошло.
  • Найди отличие. Ребенку дается задание – кратко и емко описать, чем отличаются два предмета, например воздушный шар и футбольный мяч.

Еще один эффективный прием – составление рассказа по картинке. Подойдет он для детей 10-12 лет и даже для ребятишек помладше. Задание простое – мама показывает иллюстрацию, ребенок должен как можно более подробно и точно ее описать. При необходимости можно задавать вопросы, чтобы подтолкнуть ребенка. Допустимо несколько отойти от рисунка, поинтересовавшись, что думает ученик по тому или иному фрагменту картинки.

Не стоит ругаться, если у ребенка пока получается плохо. С каждым занятием результат будет все лучше и лучше, словарный запас расширится, умение подбирать слова улучшится.

Чтобы домашние уроки действительно пошли во благо, необходимо учитывать советы специалистов:

  • Очень важно вызвать у ребенка неподдельный интерес к обучению, а не насильно заставлять его учиться.
  • Следует обращать внимание на характер и темперамент ученика. Если холерики и сангвиники сами нередко «рвутся в бой», то флегматикам и меланхоликам нужна поддержка.
  • Необходимо активно использовать современные приемы, в частности ролевые игры, тренинги, для детей помладше идеально подойдет кукольный театр.
  • Нужно постоянно репетировать дома публичные выступления, периодически меняясь с ребенком ролями – становясь то оратором, то публикой.
  • Стать живым примером. Авторитетом для младшего школьника выступают его родители, поэтому можно показать ребенку, как они владеют своей речью, прочитав выразительно небольшой текст.
  • Побольше импровизации. Следует включить в ритм жизни своей семьи домашние концерты, где каждый выступит со своим номером. Такие вечера не только сплотят родственников, но и помогут раскрепоститься, проявить творческое начало, поупражняться в умении работать на публику.
  • Следует предоставить ученику свободу в выборе материала. Если он хочет, пусть читает выразительно сказку. Если нет – пусть декламирует стихотворение.
  • Использовать средства записи. Многие смущаются, если приходится прослушивать или смотреть собственные выступления, а меж тем это отличный прием, позволяющий со стороны посмотреть на собственные ошибки и понять, как можно было их избежать.
  • Для полной достоверности мама или папа должны внимательно слушать выступление малыша, а не просто присутствовать. В противном случае интерес юного оратора быстро угаснет.

Надо постараться с детских лет приучить ребенка к чтению, поскольку оно поможет обогатить лексикон и сделать речь более грамотной.

Упражнения для навыков общения

Согласно определению, риторика – это ораторское искусство. Поэтому недостаточно просто знать большое количество слов и уметь составлять из них предложения. Важно уметь говорить так, чтобы собеседник хотел слушать.

И научить ребенка живому общению на практике оказывается гораздо труднее, чем раскрыть перед ним богатство родного языка. Следует проработать с такие моменты:

  • извинение и ответ на него;
  • комплимент и как на него ответить;
  • неязыковые средства общения (жесты, мимика).

Добиться желаемой цели помогут регулярные занятия. Важно обратить внимание на 3 главных правила:

  1. Побольше практики. Следует репетировать с ребенком телефонные переговоры, публичные выступления, ведение диалога различной тематики и различных жанров.
  2. Проведение уроков должно войти в привычку, регулярность – залог успеха.
  3. Развитие творческого потенциала. Лучше всего предложить ученику самому написать текст, например сказку, короткий рассказ или стихотворение.

Такие уроки помогут развитию гармоничной личности ребенка, сделают его уверенным в себе, коммуникабельным и успешным.

Мы рассмотрели понятие риторики и ее роль в жизни современного человека. Очень важно с детских лет прививать любовь к слову, умение пользоваться им, общаться с ровесниками и взрослыми. Регулярные занятия, в том числе и в домашних условиях, ведут к избавлению от страха публичных выступлений, что поможет в дальнейшей учебной и рабочей деятельности.