Сочинение по произведению на тему: Образ «маленького человека» (по повести «Станционный смотритель»).

Повесть «Станционный смотритель » - это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем - Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса.

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь - милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.

Горе потрясло старика , но не сломило - он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и пробрался к нему. Но старика выбросили из дома. не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали. Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер. Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия. Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба «маленького человека», мастерски изображенная Пушкиным. Вопрос о его судьбе ставит остро и драматично. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы.

В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обращается к теме «маленького человека». Вначале произведения автор знакомит нас с жизнью станционных смотрителей, с тяжестями и унижениями, которые им приходится терпеть каждый день:

  • «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?.. Покою ни днем, ни ночью… В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».

Но несмотря на то унизительное отношение, которое они терпят от других, эти «люди мирные, от природы услужливые…». Далее автор рассказывает нам историю смотрителя Самсона Вырина. Это был добрый человек, единственная радость которого заключалась в его дочери - красавице Дуне. Но однажды у смотрителя в доме остановился гусар. Он притворился больным и дочь Вырина ухаживала за ним. За доброту смотрителя гусар отплатил подлостью: он соблазнил и увез без ведома отца Дуню. Правда, мы не можем утверждать, что гусар злой человек. По всему видно, что Дуня уехала по собственному желанию и счастлива с ним. Но ведь этого не может знать бедный отец. Зато он хорошо знает другое - как в таких случаях обычно бывает:

  • «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

То, чего боится Вырин , - реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.


Повесть А.С.Пушкина «Станционной смотритель» о двух судьбах, отца и дочери. После смерти жены, Самсон Вырин ушел отставку, получив чин четырнадцатого класса и должность станционного смотрителя. Вырин служит на маленькой почтовой станции, чтобы прокормить себя и дочь. Однажды проезжий гусар Минский тайно увозит в Петербург совсем еще молодую дочку, которой пошел пятнадцатый год. Для воплощения своего плана богатый ротмистр три дня притворялся больным, а отзывчивая Дуня ухаживала за ним. Самсон Вырин, не заподозрив ничего дурного, разрешил молодому гусару проводить дочку в церковь. Дуня не вернулась домой к несчастью для бедного старика. Вечером на станцию приехал пьяный ямщик, рассказав, что Дуня плакала всю дорогу, но уехала добровольно.

Смотритель, виня себя в беспечности и недальновидности, рисует себе страшные картину будущей жизни Дуни в незнакомом городе. Он уверен, что гусар натешится девушкой, а потом ее бросит.

Дуня не только обладает красотой, но и природным обаянием. Несмотря на свой юный возраст она очень умна, может поддержать любой разговор с проезжающими. Она держится уверенно, не робеет. Белкин характеризует Вырину, как маленькую кокетку, видевшую свет. Дуня давно заметила, какое сильное впечатление она производит на постояльцев. Мужчины делают ей комплименты, а барыни дарили подарки. Девушка очень открытая, добрая, временами наивная и доверчивая.

В повести «Станционный смотритель» среди главных героев нет однозначно положительных персонажей. До самого конца произведения трудно поверить, что такая чистая, добрая и милая девушка могла так жестоко обойтись с родным отцом. В течение нескольких лет после побега она не только не приехала повидаться с Вырином, но даже не соизволила написать ему короткое письмо, что жива и здорова. Ведь самым страшным для смотрителя была неизвестность: не зная реального положения дочери, в его воображении представлялась несчастная брошенная Дуня, которая вынуждена мести улицы Петербурга, что заработать кусок хлеба.

Князь Минский очень противоречивый персонаж. Ему с первого взгляда понравилась Дуня. Ради того, что остаться в доме смотрителя на несколько дней, он пошел на хитрость, разыграв болезнь. За это время открытая и доверчивая девушка привязалась к веселому и красивому гусару. Молодой человек увез Дуня против воли отца, оставив ее без родительского благословения. Он дважды прогнал нечастного Вырина из своего шикарного дома, не разрешив ему даже увидеться с дочерью, откупившись от него деньгами. Только в самом конце повести из подлеца Минский превращается в благородного и любящего человека, который все-таки женился на бедной и незнатной Дуне. Такой вывод можно сделать по запоздалому приезду Дуни с детьми к умершему отцу. Молодая женщина приехала в родной дом не униженная и несчастная, а с гордо поднятой головой, как победительница, которая выиграла битву с судьбой.

Дуня девушка без приданного и не дворянка, а Минский богатый князь. Разница в социальном положении между ними огромная, поэтому Самсон Вырин не надеется, что хитрый и легкомысленный ротмистр женится на ней. Он уже считает ее обманутой и опозоренной.

Скромный Самсон Вырин привык к унижениям и оскорблениям от значительных лиц, поэтому не пытается найти управу на бессовестного возлюбленного Дуни, не верит в справедливость, потому в жизни сталкивался с несправедливыми упреками господ, так и не нажив себе покровителей, способных заступиться за него.

Для того чтобы выручить дочь, смотритель приезжает в Петербург. Он униженно молит Минского вернуть Дуню. Он готов простить его за поруганную честь дочери, лишь бы тот вернул ее обратно.

Когда Самсон получает от князя деньги, первым его чувством является негодование. Но даже это негодование он не способен выразить открыто своему обидчику, и вместо того, чтобы бросить деньги Минскому в лицо, он бросает их на землю. В душе Вырина бушуют большие страсти, но соответствующих поступков и действий он не совершает. Борьба происходит внутри. Причем история с деньгами на этом не заканчивается: Вырин возвращается за ними, но видит как, поймав извозчика, быстро скрывается хорошо одетый господин, предположительно нашедший ассигнации. Даже здесь смотритель теряется и не пускается в погоню. Бесправный и униженный Самсон Вырин может только угождать и молча сносить побои и оскорбления.

Только в самом конце повести мы узнаем, что судьба Дуни решилась удачно. Она стала барыней с тремя детьми и кормилицей, приехав на шестерке лошадей в родные места. За это время смотритель умер, а станцию закрыли. Дуня навещает кладбище и долго лежит на могиле. Этот эпизод показывает, что новоиспеченная барыня любит отца и чувствует себя виноватой. Дуня прожила много лет в роскоши и богатстве, но это не значит, что ее судьба была решена. Скорее всего, Минский не мог сразу же жениться на девушки. По-видимому, мешали обстоятельства: - во-первых, Дуня не дворянка и бесприданница, противостоять этого браку могли родные гусара. - Во-вторых, князь служил в армии, чтобы устроить свадьбу - нужно было выйти в отставку. В-третьих, Минский плохо знал девушку. Он ей увлекся, но для развития такого серьезного чувства как любовь необходимо время. Я думаю, что сам ротмистр, подвозя молодую девушку в церковь, еще не знал чем закончиться это легкомысленное приключение. А Дуня хотела вырваться из захолустья в красивый город Петербург. Она мечтала о любви. Она надеялась на счастье, пусть и недолгое. Девушка стыдилась своего поступка настолько, что боялась даже написать отцу о причинах, которые ее подтолкнули к этому.

Я уверена, что в смерти и пьянстве Самсона Вырина виноват не только жестокий князь, не позволивший забрать дочку, но и Дуня, которая любимого отца оставила умирать в одиночестве. Одно письмо, даже одна строчка раскаянья стала бы надеждой для смотрителя. Она вселила бы уверенность, что он когда-нибудь обнимет свою дочь, прижмет к себе внуков. Но Авдотья Вырина будто бы стеснялась своего происхождения и хотела забыть свою прежнюю жизнь на маленькой почтовой станции. Родители всегда поймут своих детей и найдут оправдание их поступкам, поэтому лучше прийти с повинной к живым родителям, чем приходить на кладбище, принося свое раскаянье мертвым. Этим их не воскресить. Самсон Вырин делал все для своей дочери: служил смотрителем и выносил упреки и унижения, чтобы одеть и накормить свою дочь. Он не проклял ее, как было принято в русских семьях позапрошлого века за позорное бегство из дома. Он ждал и надеялся, что Дуня вернется. Он простил ее давно, в тот самый момент, когда узнал, что она убежала. Самсон Вырин умер от горе и одиночества, потому что страдал от неизвестности. Его сердце разрывалась от боли за единственную любимую дочь.

/ / / Нравственная проблематика повести Пушкина «Станционный смотритель»

В повести автором затронута очень обширная тема. Пушкин показывает на примере героев, как может измениться моральный облик человека. Какие порой безумные поступки совершают люди, не думая о последствиях и своих родителях.

В основу сюжета заложена история жизни станционного смотрителя Самсона Вырина и его единственной дочери Дуни. Овдовевший мужчина не мог нарадоваться на своего ребенка, настолько она была доброй и послушной девочкой, к тому же во всем помогала отцу.

Однажды, когда на станцию заехал молодой гусар и «гостил» у них несколько дней, девушка решилась на очень несвойственный ей поступок. Она бросила отца и уехала вместе с гусаром в неизвестном направлении. Уже по дороге девушка поняла, какую ошибку, возможно, она совершает, но возвращаться домой не захотела. Девушка, продолжила путешествие с Минским, не понимая всю циничность и эгоистичность своего поступка. Не понимая, что бедный и уже пожилой отец, может просто не выдержать такого горя.

Вырину лишь вечером стало известно, что Дуня уехала по своей воле с гусаром. Это известие очень ранило мужчину, так как такого поведения от дочери, они не ожидал.

Смотритель станции пытался отыскать «оступившуюся» Дуню, но когда ему это удалось, его просто выставили за дверь.

На примере данного произведения можно четко увидеть как практически разрушается моральный образ девушки в глазах отца. Однако мужчина все еще ждет возвращения Дуни и надеется на то, что с ней до этого момента ничего плохого не случится. А если уже случилось, то от нее все равно не откажется.

И у Дуни на самом деле дела обстоят лучше некуда. Однако у девушки и мысли не возникает навестить или хотя бы послать весточку страдающему от горя отцу.

Постепенно мужчина начинает искать утешения в употреблении алкоголя. Он заливает свою боль и обиды, свои страшные думы. Через некоторое время ему становится абсолютно, безразлична ее прошлое, настоящие и будущее. Мужчина очерствел к девушке душой, лишь изредка в воспоминаниях возвращался к ее «невинному» образу.

Через несколько лет после смерти смотрителя , преодолев страхи перед отцом и прочие предрассудки, решает навестить его. Судя потому, что у женщины трое детей, опасения покойного Самсона оказались напрасными. Женщина была счастлива в браке, жила в достатке и даже имела няню и собачку. Однако то обстоятельство, что она без благословения отца покинула родной дом, терзало ей душу.

Когда-то девушка смогла «перешагнуть» через нравственные и моральные рамки. Она отвечала на поцелую малознакомых мужчин, которые останавливались на станции, а потом, с одним из них просто сбежала в неизвестность. В погоне за богатой и вольной жизнью, Дуня чуть не «растеряла» свою индивидуальность.

Дуня не успела попросить прощение у родителя. Теперь в ее силах было только заказать ему в церкви молебен и отнести цветы на кладбище. На могиле, она, наконец-то раскаялась в своем непослушании, многолетнем молчании, и предательстве. Ведь именно ее поведение практически сразу лишило отца жизни. Жизни, которую он посвятил своей дочери - ангелу душевной красоты и скромности…

Повесть «Станционный смотритель» входит в пушкинский цикл рассказов «Повести Белкина», изданный в качестве сборника в 1831 году.

Работа над повестями велась в знаменитую «болдинскую осень» - время, когда Пушкин приехал в родовое имение Болдино побыстрее решить финансовые вопросы, а остался на целую осень из-за разразившейся в окрестностях эпидемии холеры. Писателю казалось, что не будет времени скучнее, но внезапно явилось вдохновение, и повести стали выходить из-под его пера одна за другой. Так, 9 сентября 1830 года завершилась повесть «Гробовщик», уже 14 сентября был готов «Станционный смотритель», а 20 сентября закончил «Барышню-крестьянку». Затем последовал небольшой творческий перерыв, и в новом году повести были изданы. Повести переиздали в 1834 году под подлинным авторством.

Анализ произведения

Жанр, тема, композиция

Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.

Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:

  • тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле),
  • тема поиска счастья,
  • тема отцов и детей,
  • тема «маленького человека» - величайшая тема для последователей Пушкина, русских реалистов.

Тематическая многоуровневость произведения позволяет назвать его миниатюрным романом. Повесть гораздо сложнее и выразительнее по смысловой нагрузке, чем типичное сентиментальное произведение. Здесь затронуто много проблем, помимо генеральной темы любви.

Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями - вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение. То, как начинается

«Станционный смотритель» (рассуждение-зачин, в стиле сентиментального путешествия), свидетельствует о принадлежности произведения к сентиментальному жанру, однако позже в конце произведения присутствует суровость реализма.

Белкин сообщает, что станционные служащие - это люди нелегкой доли, с которыми обращаются невежливо, воспринимают как слуг, жалуются и грубят им. Один из смотрителей, Самсон Вырин, был симпатичен Белкину. Это был мирный и добрый человек, с печально сложившейся судьбой - родная дочь, устав жить на станции, убежала с гусаром Минским. Гусар, по мнению отца, мог сделать её только содержанкой, и теперь, спустя 3 года после побега, он не знает, что и думать, ибо страшна судьба у соблазненных молоденьких дурочек. Вырин ездил в Петербург, пытался найти дочь и вернуть её, но не смог - Минский выпроводил его. То, что дочь живет не с Минским, а отдельно, явно указывает на её статус содержанки.

Автор, лично знавший Дуню еще 14-летней девочкой, сопереживает отцу. Вскоре он узнает, что Вырин умер. Еще позднее, посетив станцию, на которой когда-то работал покойный Вырин, он узнает, что дочь приезжала домой с тремя детьми. Долго плакала на могиле отца и уехала, наградив местного мальчишку, указавшего ей дорогу к могиле старика.

Герои произведения

Основных героев повести двое: отец и дочь.

Самсон Вырин - старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.

Самсон - типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона - смирение. Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте - девушкам они сулят только грехопадение и опасность.

Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери - важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.

Дуня

В противовес своему отцу, Дуня - более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару - это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной). Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок. Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней - видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья - она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться. Единственное, чего она никогда себе не простит - это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.

Характеристика произведения

Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.

Таким образом, станционный смотритель - это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.

Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома - это «Возвращение блудного сына». Станционный смотритель жаждал только одного - воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде. Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».

«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина - глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.

Пушкин «Станционный смотритель» - сочинение на тему «Ответственность родителей и детей друг перед другом».

В повести «Станционный смотритель» А. Пушкин рассказывает историю бедного чиновника низшего класса - Самсона Вырина. В основу сюжета положена трагедия жизни этого «маленького» человека, который, несмотря на тяжелые жизненные условия и унизительный труд, вполне счастлив и не жалуется на судьбу, ведь он не привык получать от нее подарки. В этом произведении писатель поднимает вечную общечеловеческую проблему взаимоотношений родителей и их детей.

Вырин воспитывает четырнадцатилетнюю дочь и работает станционным смотрителем. Работа героя довольно сложная, ведь все жалобы, обиды и ругань проезжающих обрушиваются именно на него. Злость, накопленную в дороге, путники срывают на Самсоне, иногда избивая его. Единственной радостью в жизни смотрителя является его любимая дочка. Дуня при возможности помогает отцу, сглаживая конфликты с приезжими. Однажды в размеренную жизнь смотрителя врывается проезжавший мимо офицер Минский, который влюбился в Дуню и увез ее втайне от отца.

Девушка оказывается в Петербурге, а Вырин в это время не находит себе места и заболевает. Тоска по дочери и осознание вины перед ней не дает ему покоя. Самсон чувствует, что не уберег дочь. Тогда он решается найти ее и вернуть, но Минский дважды прогоняет его. Вырин увидел, что Дуня живет в хороших условиях, но от этого ему только больней за дочь - он уверен, что гусар рано или поздно бросит ее, ведь они принадлежат к разным социальным сословиям. Для Самсона любовь гусара к простой девушке не представляется возможной, поэтому он искренне жалеет дочь, изводя себя изо дня в день. Вырин от горя спивается и вскоре умирает. Писатель не осуждает героя за узость его взглядов, а лишь пытается понять и объяснить природу его поведения.

А. Пушкин воплотил в образе смотрителя жизнь «маленьких людей», бесправную и полную страданий. В повести глубоко раскрывается мотив вины родителя перед ребенком и ребенка перед родителем. Писатель не наделил главного героя каким-то определенным пороком, но наивный Самсон целиком сосредоточен на своем маленьком счастье. Он эгоистичен в своем желании избегать любых конфликтов, пользуясь привлекательностью дочери. Ему хочется жить в уюте и спокойствии, но герой забывает об ответственности перед дочкой. Вырин не пренебрегает возможностью использовать ее обаяние для смягчения гнева приезжих. Так Дуня привыкает ко лжи, к услужливости перед всеми, чей социальный статус выше ее. Конечно, вскоре это оборачивается против отца. Простодушный смотритель ждет возвращения своей дочери, он готов простить ее, ведь в ней заключается весь смысл его жизни. Но несчастный, обиженный отец остался в одиночестве. Счастливая жизнь Дуни с детьми не оправдывает ее поведения, а раскаяние приходит к ней с запозданием - решившись проведать отца, она застает лишь его могилу. Всю оставшуюся жизнь ее спутником будет чувство вины.

А. Пушкин поднимает тему благодарности и ответственности детей перед своими родителями. Трогательная любовь Самсона к своей единственной дочери и ее неблагодарное поведение в ответ стало для героя трагедией, погубившей его. Дуня любила отца и не забыла о нем, но все-таки уехала, оставив его одного и ни разу не проведав. Писатель призывает нас быть гуманными, не забывать о своих детях и родителях, ведь человеческий долг заключается в том, чтобы заботиться друг о друге независимо от обстоятельств.