Какой навык вы считаете самым важным в своей профессии?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
Заполняя графу навыков и умений – люди часто указывают стандартные, шаблонные данные о своих способностях, поскольку не знают, как правильно подать себя в выгодном свете и не обращают внимания на позицию работодателя. Обычно это – целеустремленность, коммуникабельность и т.д. Давайте же разберемся подробнее в данном вопросе и научимся правильно писать в резюме свои умения!
Это приобретенный опыт, знания полученные в процессе работы по специальности, либо вам в жизни часто приходилось сталкиваться с определенными ситуациями и вы научились подчинять обстоятельства под свои нужды. Например:
Все путают два различных пункта, которые нужно писать в резюме: навыки и качества. Если профессиональный навык – это умение работать с документооборотом, то качество, это личная характеристика – скрупулезность, внимательность. Такие данные требуется вносить в графу: .
Давайте развернутую информацию по важным деталям, например:
Навык продаж – 8 лет в сфере продаж, из них 5 лет начальник отдела продаж.
Если нет опыта по каким либо обязанностям, напишите о своих теоретических знаниях, пример:
Знание основ ведения переговоров – Проходил специальные курсы.
Размещается данная графа после указанного , тем самым подтверждая какие навыки получены. Но для более успешного исхода, её следует размещать в самом начале – так менеджер по подбору сразу увидит вашу квалификацию и примет резюме для дальнейшего рассмотрения, пример:
Нужный сотрудник – максимально подходящий под возлагаемые на него обязанности. И что бы соответствовать представлению начальства о кандидатуре на выбранную вами должность – достаточно внимательно изучить вакансию и подать навыки и умения для резюме соответствующее запросам в объявлении.
Пример вакансии на руководящую должность:
Ваши ключевые навыки и умения должны незаметно повторять требования указанные работодателем, отталкиваясь от обязанностей , которые нужно будет выполнять. Например так:
Мнение эксперта
Наталья Молчанова
Менеджер по подбору персонала
По факту все что нужно сделать, для заполнения графы – это перефразировать работодателя, конечно учитывая собственные способности.
Видео по теме:
В зависимости от профессии – подходящие компетенции отличаются друг от друга! Заполняя данный раздел – отдавайте себе отчет на значение вакансии, ведь профессиональные навыки и умения подходящие для юриста, не подходят продавцу.
Переписывать графу необходимо каждый раз, когда меняете направление деятельности.
Знания данной сферы сугубо индивидуальны для разных профессий, указывайте навыки опираясь на опыт и требования в вакансии, но есть несколько факторов объединяющих техников
Важным пунктом резюме, на который обращают внимание все работодатели, является графа о главных профессиональных умениях. Ни образование, ни опыт работы не скажет о вашей личной экспертизе в определенных вопросах. Поэтому стоит посмотреть примеры ключевых навыков в резюме, чтобы грамотно заполнить соответствующий раздел. Это поможет показать работодателю, что именно вы умеете делать.
Сложно подобрать какие-то «типовые» умения. Ведь в каждой профессии выдвигаются свои требования и соискатель должен им соответствовать. Если вы не знаете, что именно можно написать, то можно указать следующие:
Но все же желательно подбирать умения в зависимости от требований к кандидатам. Обычно работодатель сам указывает, что он хочет от будущего сотрудника. Соискателю можно просто перефразировать его требования и указать их в ключевых навыках.
В первую очередь разобраться, что такое ключевые навыки для резюме важно тем, кто претендует на должность руководителя. К потенциальным управленцам всегда предъявляют повышенные требования и их кандидатуры проверяются более скрупулезно.
В качестве навыков можно указать такие умения:
Важно уметь отличать свои умения от личных качеств. Первые приобретаются в процессе работы и обучения, а вторые характеризуют вас как личность.
Также в список можно добавить многозадачность, способность приспосабливаться к различным условиям, передавать часть полномочий и следить за надлежащим выполнением поставленных задач.
Отдельно стоит отметить, какие следует указывать навыки, если вы претендуете на должность продавца, менеджера или консультанта. Например, можно указать следующие навыки продавца-консультанта в резюме:
Если вы знаете, что компания работает с зарубежными клиентами, то неоспоримым плюсом станет знание иностранных языков. Претендуя на вакансию менеджера по продажам, также укажите, если это, конечно, соответствует действительности:
А вот для преподавателей, учителей, ведущих семинаров и тренингов предъявляются несколько иные требования. Они должны обладать такими навыками:
Общим для всех этих профессий является главное умение — наладить контакт с людьми.
Выбирать необходимые навыки для технических специалистов не менее просто. Основной задачей, например, для системного администратора является контроль работы всей компьютерной сети. Поэтому он должен обладать такими ключевыми умениями и навыками:
По указанным необходимым умениям для этой должности видно, насколько специфика работы влияет на то, что необходимо указывать в резюме. Отдельно стоит отметить, что в некоторых отраслях профессиональные умения настолько тесно переплетены, что их сложно отделить.
Если вы претендуете на должность специалиста по учету, то вначале лучше ознакомиться с предъявляемыми требованиями. Примеры ключевых навыков в резюме для бухгалтера можно взять прямо из описания требований к кандидатам. Они должны:
К сотрудникам правового отдела выдвигаются несколько иные требования. Для юриста можно указать:
В каждой специальности должны быть свои навыки, но вы можете выбрать что-то подходящее для вашей будущей работы из всех представленных перечней.
Дополнительным подспорьем в поиске правильных и уместных характеристик может стать такое размышление: представьте себя руководителем, которому требуются сотрудник на заинтересовавшую Вас должность. Что бы Вы ожидали от кандидата на работу?
Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.
Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.
Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.
Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.
Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.
Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.
Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.
Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.
До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.
Как формируются навыки - схема
Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.
Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.
Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.
Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.
Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:
Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.
Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.
Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.
Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:
Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет).
У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.
Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.
В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы. Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.
Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.
Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение. Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути. Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.
Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.
При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.
Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.
Похожие материалы
Ученые до сих пор не договорились о том, что первично: навыки формируются на основе умений или, наоборот — умения на основе навыков. Пока спорят ученые-теоретики, мы попробуем усвоить, чем отличается навык от умения на практике. А для тех, кто занимается воспитанием детей, обучением специалистов в любой области деятельности, важно знать, как же быстро и правильно сформировать у них жизненные и трудовые навыки и умения.
Словосочетание «умелый работник» произносится уважительно по отношению к тому, кто быстро и правильно выполняет свою работу, проявляет смекалку, решая возникшие производственные проблемы. Такой работник подготовлен теоретически и практически к выполнению определенных действий и творчески относится к работе.
Чем отличается навык от умения? Умение требует:
То есть умение — это такой способ выполнения какого-то действия, который основан как на твердо сформированных навыках, так и на конкретных знаниях об объекте работы, о его свойствах, о возможных способах работы с ним. Навыки - основа формирования умений.
Тогда чем отличается навык от умения, что является более прочным?
Навык — это доведенный до автоматизма способ выполнения каких-то действий. Умение и навык отличаются друг от друга тем, что второй стереотипен, не требует особой теоретической подготовки, творчества.
Алгоритм выполнения конкретной операции не изменяется, мыслительные и физические действия согласованы и не требуют дополнительного обдумывания, предварительного планирования.
Например, обучая ребенка самостоятельным действиям ложкой, мать фиксирует его внимание на последовательности и правилах действий с нею (в какой руке и как держать, как правильно черпать еду, подносить ко рту). По мере формирования навыка указаний становится все меньше, ребенок усваивает действия и автоматически начинает правильно их выполнять в любой обстановке.
Двигательное умение и навык отличаются друг от друга степенью их осмысления и управляемости человеком. Умение также предполагает его творческое развитие и совершенствование.
Определение вида навыка связано с деятельностью человека. Из четырех видов навыков (сенсорные, двигательные, интеллектуальные, коммуникативные) наибольшим и частым изменениям подвергаются коммуникативные, поскольку правила общественной жизни быстро меняются самими людьми в соответствии с социально-историческими изменениями в стране и в мире.
Смешанные навыки сочетают в себе несколько видов: работа на компьютере требует сочетания интеллектуальных навыков (чтение и запись текста), двигательных (печатание). Особо выделяются общеучебные.
Сначала они вырабатываются в процессе обучения какому-либо предмету, но затем используются во многих сферах деятельности. В быту, например, мы свободно пользуемся вычислительными действиями, сформированными на уроках математики.
Ряд умений используется в узких сферах деятельности (специализированные умения): в медицине, в научной работе.
Умения могут быть:
Список навыков и умений, необходимых современному человеку, обширен. Он отличается от тех, которые необходимы были, например, современникам Пушкина.
Внимательный анализ любого вида деятельности показывает, что он представляет собой сумму разных видов умений и навыков — отсутствие одного из них не позволяет человеку получить желаемый результат. Это влечет за собой ухудшение качества жизни, душевный дискомфорт.
Несформированность двигательных навыков лишает человека свободы передвижений и действий, общения, вызывает излишнюю затрату сил, времени и материальных средств.
Умственная деятельность невозможна без наблюдения и запоминания информации, сравнения, анализа, без управления собственным вниманием, состоянием. Она тесно связана с развитием сенсорных навыков восприятия информации на слух, зрительно, осязательно. Чувствительность к запахам необходима химику, повару, врачу и многим другим специалистам.
Коммуникативные навыки считаются особо важными и формируются на основе знания правил поведения в различных ситуациях, позволяют человеку занять достойное место в обществе, стать его полноправным членом.
Любая сфера деятельности требует от человека конкретных алгоритмов действий: чем отличается навык от умения у танцора — правильно двигаться в соответствии с рисунком танца и звучанием музыки, не думая о движениях. У водителя — умения правильно реагировать на дорожную обстановку и вождения автомобиля конкретного типа; от педагога — навыков работы с литературой, с коллективом детей определенного возраста, с родителями, умения правильно ориентироваться в непредвиденных коммуникативных ситуациях.
Формирование навыка следует проводить на основе многократного закрепления в памяти последовательности и способа действия, доведения самого действия до автоматизма.
То есть упражнение — метод формирования навыка, который гарантирует качество выполняемого действия (работы) и ведет к формированию умения осознавать цель и выбирать нужную последовательность необходимых действий для ее достижения.
Немаловажный вопрос — учет индивидуальных способностей обучаемого. Качество и скорость мыслительных и двигательных влияют на сроки и качество формирования умений и навыков.
Таким образом, методы и приемы обучения человека осознанному отношению к процессу труда, предварительному планированию, обдумыванию вариантов предполагаемых действий и предвидению конечных их результатов лежат в основе формирования его навыков и умений.
Posted On 15.12.2017
Любая компания стремится найти лучшего работника на каждую должность, которая требует ряд обязательных профессиональных навыков. К счастью, большинство соискателей в той или иной форме обладают такими умениями. Работодатели определяют возможности кандидатов по представленному ими списку умений, а также указанным преимуществам/недостаткам. Таким образом, каждый соискатель должен подготовить себя к поиску работы, учитывая все средства связи, на которые обращает внимание работодатель. Необходимо учесть следующие средства связи: ваше резюме, сопроводительное письмо и собеседование.
Вы можете представить в лучшем свете свои умения и подтвердить их предыдущим опытом работы. В этой статье мы привели примерный список требуемых профессиональных навыков, которые необходимо указать в резюме. Вы можете отредактировать этот список и добавить дополнительные умения в ваше резюме в соответствии с вашими потребностями. Ниже приведена таблица с примерами профессиональных навыков, которые вы можете указать в вашем резюме. Таблица разделена на основные профессии и требуемые ими умения.
Умения и навыки | Ведущий менеджер | Продажи и маркетинг, обслуживание клиентов | Программисты, дизайнеры, Исследования и разработки, учителя |
Навыки управления временем | + | + | |
Навыки управления людьми | + | ||
Навыки личностного общения | + | + | |
Навыки делового общения | + | + | |
Навыки устной речи | + | + | |
Навыки управления бизнесом | + | + | |
Стратегическое мышление | + | ||
Творческое мышление | + | + | + |
Организационные способности | + | + | |
Эффективные навыки слушания | + | + | + |
Умение принимать решение | + | + | + |
Умение решать проблемы | + | + | + |
Умение вести переговоры | + | + | |
Способность работать в команде | + | + | |
Умение проводить тренинги | + | ||
Способность обучать других | + | ||
Способность к быстрому обучению | + | + | |
Эффективные навыки обучения | + | + | |
Аналитические способности | + | + | |
Способность принимать рисковые решения | + | + | |
Навыки продаж | + | + | |
Изобретательность | + | + | |
Ответственность | + | + | + |
Надежность | + | + | + |
Творческие способности | + | + | + |
Решительность | + | + | + |
Деловая этика | + | + | |
Навыки критического мышления | + | ||
Навыки обслуживания клиентов | + | + | + |
Усидчивость | + | + | |
Многозадачность | + | + | |
Тактичность | + | + |
Ниже представлены примеры навыков иумений, которые можно указать в резюме.
Устное и письменное общение, умение налаживать контакт с партнерами и клиентами, развитие бизнеса, высокий уровень обслуживания клиентов, внимание к деталям и организованность, самодостаточность и активность, гостеприимность, оказываемая клиентам и партнерам, профессиональные ораторские навыки и опыт проведения презентаций, способность проводить эффективные тренинги с другими.
Другие умения:
Ключевые навыки для руководителей проектов
Ключевые навыки для преподавателей
Ключевые навыки для бухгалтеров
Ключевые навыки для обслуживания клиентов
Вконтакте
Одноклассники
Качества, о которых вы хотите рассказать своим работодателям, должны быть чётко сформулированы, а не быть просто «брошены на ветер». Коммуникабельность / ответственность и креативность — всё это, конечно, прекрасно, но содержательно бесполезно.
Итак, пройдёмся по навыкам, о которых вы всё время забываете упомянуть. Если не знаете что писать в графе «навыки», для вас есть еще один материал!
Сразу напоминаем вам, что навыки, о которых вы расскажете своему работодателю, должны иметь непосредственное отношение к позиции, на которую вы претендуете. Краткость и конкретика — первое правило резюме.
Конечно, это важный навык для всех, кто связан с управлением в компании или даже с работой в команде — каждый её член рано или поздно столкнётся с необходимостью проявить инициативу. Так вот, если вы знаете, что может быть лидером в команде в какой-то момент, то об этом качестве всегда можно упомянуть (и даже нужно!).
Пишем:
умеете решать конфликты в команде, готовы помогать коллегам, прислушиваетесь к критике, готовы вести за собой, берёте ответственность за решения команды… — всё звучит конкретнее, чем «обладаю лидерскими качествами».
С лидерством непосредственно связано и это качество-навык. Дело в том, что с людьми нужно не только уметь общаться, но и понимать, что должен быть между вами фактор деловых отношений и взаимовыгоды. Когда вы пишете «коммуникабельный», не нужно думать о том, что у вас классные друзья и вы здорово дружите с коллегами.
Пишем:
нетворкинг, знание техники «холодных» звонков, выстраивание отношений с клиентами, умение работать в команде.
Хорошо (замечательно, отлично, цены вам нет), если каждый навык, который вы упоминаете, будет подкреплён в резюме примером, который доказывает, что он у вас есть. Например, сравним «коммуникабельного» Ивана или Ивана, который занимается организацией мероприятий и привлёк известных спикеров, используя своё умение общаться и искать контакты.
Во-первых, на русском языке «организация» может иметь два смежных значения: вы организованы, пунктуальны, понимаете, что такое «системный» подход, а может быть вы понимаете, как организовать множество людей и заставить шестерёнки крутиться. Так что в данном случае мы бы посоветовали вам:
Пишем:
организация мероприятий, контроль встреч, составление расписания, планирование (отличное слово для резюме!), тайм-менеджмент
Упоминают это только те люди, которые хотят просто сказать работодателю «мне можно доверять!». Но есть гораздо более правильные способы доказать, что вы — ответственный работник, например, упомянув о том, что вы занимались проектной деятельностью или что занимались серьёзными финансовыми расчётами — всё, что имело конкретный результат будет полезно отметить вместо «ответственный».
Пишем:
проектная деятельность (завершено n.
проектов), работа с клиентом n., создание рекламной компании n.
Мы все обучаемы. Иначе не могли бы разговаривать, писать, есть, ходить. Это нормальный навык не только для человека, но и животных. Ещё одно лишнее и слишком «общее» слово для вашего резюме.
Пишем:
самостоятельно изучил программу n., освоил язык программирования n., активное посещение тренингов, создание личного сайта, желание использовать навыки в разных отделах
Вы знаете, что у нас нынче каждый — кино-критик.
Но что на деле — когда нужно проявить навыки настоящего аналитика, что-то сказать после презентации, у всех вдруг пропадают мысли.
Пишем:
поиск информации, умение анализировать n. в n., создание отчётности в n., рецензирование
Это незаменимый, прекрасный и очень нужный навык. Но не навык на самом деле — это черта характера, как и коммуникабельность, например. Можно научиться бороться со стрессом, но скорее всего, применяя к себе эту характеристику, вы хотите сказать о том, что можете работать под давлением, в условиях дедлайнов и при быстрых темпах. Так скажите об этом!
Пишем:
умение (ОПЫТ!) работы в режиме дедлайна, способность быстро принимать решения, знание рынка, понимание особенностей конкуренции в отрасли, умение справляться с кризисными ситуациями
Больше карьерных советов, акуальных вакансий и полезных ресурсов -
в Telegram-канале
Введение
Глава 1. Знания, навыки и умения в процессе обучения
Глава 2. Функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике
Глава 3. Практические аспекты усвоения знаний и умений
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность . Как известно, переход из состояния необученности в состояние определенной обученности осуществляется через овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, и каждый дидактический процесс обладает вполне определенными принципиальными возможностями по качеству их формирования у обучающихся за заданное время.
До 80-х гг. ХХ столетия традиционно считалось, что содержание подготовки специалиста сводится только к этим компонентам. Позже были выделены еще два – опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.
В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Вопросами общеучебных умений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, однако, до сих пор главный недостаток современного образования, в том числе и начального, связывают с неумением школьников учиться.
Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации структуры и содержания образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность.
По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками.
Эффективность обучения заметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.
Цель исследования – рассмотреть проблему формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний и умений.
Задачи исследования :
1. Рассмотреть особенности знаний, навыков и умений в процессе обучения.
2. Проанализировать функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике.
3. Определить практические аспекты усвоения знаний и умений.
Объект исследования – основополагающие характеристики знаний и умений в процессе обучения. Предмет исследования - определение особенностей формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний и умений.
Гипотеза исследования : мы исходили из того, что усвоение знаний и умений – процесс сложный, включающий в себя овладение совокупностью разнообразных операций и действий.
Знания, навыки и умения в процессе обучения
Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области.
Знания - это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром.
Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность.
Структурируемость - наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.
Интерпретируемость знаний (интерпретировать - значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний исо способами их использования.
Связность знаний - наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально.
Активность знаний - способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.
Наряду со знаниями существует понятие данные. Хотя четкую грань между данными и знаниями можно провести не всегда, тем не менее, между ними есть принципиальные отличия.
Данные - это элемент знаний, т.е. изолированные факты, отношения которых с внешним миром и между собой в них самих не фиксированы.
Различают знания декларативные - утверждения об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между ними и процедурные - описывают правила преобразования объектов предметной области. Это могут быть рецепты, алгоритмы, методики, инструкции, стратегии принятия решений. Различие между ними состоит в том, что декларативные знания - это правила связи, а процедурные знания - это правила преобразования.
Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний.
Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.
Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
Прочность усвоения знаний - одна из целей обучения. Результатом прочного усвоения является образование устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. Однако на практике эта цель достигается не всегда. Всем известен студенческий девиз – «Сдать (экзамен) и забыть, как страшный сон» .
Но если знания забываются, то зачем тратить время (и деньги) на их усвоение?
Целью обучения являются профессиональные умения и навыки.
Исследования психологов показали, что приобретенные навыки остаются навсегда, а умения – на годы, а теоретические (декларативные) знания быстро забываются. Тем не менее, во многих случаях именно прочность усвоения знаний является целью промежуточных этапов обучения.
Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет сформулировать ряд рекомендаций.
В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.
Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что учащийся сам легко может прибавить.
Помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью. Собственное воспроизведение материала учащимся целесообразно не приурочивать к моменту, непосредственно следующему за восприятием материала, а дать ему сначала несколько отлежаться. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что наилучшее воспроизведение имеет по большей части место не непосредственно вслед за первым восприятием материала, а через некоторое время (2-3 дня) после него.
Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не давайте прямых заданий или указаний: лучше заинтересуйте учащихся, время от времени «подогревайте» возникший интерес.
Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
Следите за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
Опирайтесь на установленный наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися.
Следите за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний. Предоставьте возможность учащимся рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.
Так как прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах.
В практике обучения ещё нередко средством прочного усвоения знаний служит многократное повторение изложенного учебного материала. Однако опора преимущественно на механическое запоминание, без глубокого осознания внутренних закономерностей и логической последовательности в системе усваиваемых знаний,- одна из причин формализма в обучении. Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения личности к нему (например, заинтересованность ученика в знаниях). Важным условием прочного усвоения знаний является правильная организация повторения и закрепления знаний. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий.
Заинтересовать работодателя можно, если сразу же в резюме написать о том, что вы умеете делать. Это поможет ему определиться с тем, насколько вы сможете быстро адаптироваться и вникнуть в нюансы работы.
Чтобы понять, как правильно написать о своих умениях, вы можете посмотреть пример профессиональных навыков в резюме. Только обязательно делайте поправку на ваш личный опыт, требования работодателя и специфику будущей должности.
Стоит понимать, что в этом разделе резюме нужно указать свои основные умения. Если у вас нет еще стажа работы, то можно вписать результаты преддипломной практики. Практически во все резюме можно вписать такие навыки:
Но их стоит использовать в тех случаях, если у вас нет практического опыта и каких-либо достижений.
Отсылая резюме на появившуюся вакансию продавца-консультанта необходимо расписать свой опыт и указать то, что вы умеете делать. Профессиональными навыками продавца могут быть следующие:
Вам надо убедить работодателя, что вы можете общаться с людьми и продавать товары.
А вот для психолога будут уже другие требования. Ему можно указать то, с чем он работал и что умеет делать лучше всего. У него могут быть такие профессиональные навыки:
Подбор кандидатов начинается с оценки резюме. Если хотите, чтобы вам назначили собеседование, то указывайте свои основные умения, не надеясь, что пары общих фраз будет достаточно. Вы можете посмотреть пример профессиональных знаний для резюме системного администратора, чтобы понять, что надо указывать. Можно выделить такие умения:
Не переусердствуйте с перечислением! Слишком много заявленных программ могут взывать сомнения в уровне вашего владения каждой из них. Ведь реальная компетенция приобретается даже не за один месяц.
А вот профессиональные навыки в резюме бухгалтера могут выглядеть так:
Не стоит писать те навыки, которыми вы не обладаете. Ведь это можно будет выявить на собеседовании или в первый рабочий день.
Для работника или начальника правового отдела надо уметь работать с документами и искать нужную информацию.
В отношении юриста, как правило, ожидаются следующие профессиональные навыки:
Указав такие умения, будьте готовы на собеседовании подтвердить их.
Работодатель может попросить привести конкретные примеры или поставить вам практическую задачу, для решения которой будут необходимы эти навыки.