Как делаются аллергопробы детям. Проведение корректурной пробы среди младших школьников

Основное упражнение для тренировки концентрации внимания – «корректурная проба».
Приготовьте текст, книгу, газету или журнал (чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт, чтобы не напрягались сильно глаза). Предложите ребенку в течение 3 минут находить буквы и зачеркивать их определенным образом. Покажите образец. Например: букву А – зачеркивать по диагонали, букву Г – подчеркивать, букву Р – обводить в кружок.
Задание можно усложнять: находить слоги или буквосочетания, предлоги или определенные окончания.

Пока ребенок занимается поиском важно не помогать ему и следить, чтобы он искал буквы по строчкам.
В 7 лет дети должны успевать за 3 минуты просмотреть примерно 300-350 знаков. Чем меньше ошибок или пропусков, тем лучше. Заниматься следует ежедневно, можно делать по 2-3 подхода в течение дня.

В качестве материала для тренировки можно использовать не только тексты, но и специально сделанные изображения с символами, картинками и пр. Количество объектов увеличивайте постепенно.


Набор упражнений 2.

Усидчивость и внимательность - важные качества для успешного усвоения знаний. Особое значение они имеют для младших школьников, только начинающих получать образование. Задача учителей и родителей - помочь малышу научиться сосредотачивать внимание, для чего взрослым необходимо знать, насколько сформирована у ребёнка способность к концентрации. Определить это поможет корректурная проба (тест Бурдона).

Суть методики диагностики

Внимательность - основа успешной учёбы в начальных классах

Английский литературный деятель XVIII века Сэмюэл Джонсон говорил: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным».

Удобный способ исследования концентрации внимания был предложен французским психологом Бенжаменом Бурдоном в конце XIX века. Корректурная проба очень удобна для тестирования школьников, так как позволяет проводить диагностику внимания одновременно нескольких учащихся. Испытуемым предлагается за определённое время вычеркнуть заданные элементы на специальных бланках с изображёнными на них буквами, цифрами или фигурами, при этом учитель каждые 60 секунд даёт команду «Черта!», по которой дети проводят вертикальную линию в том месте, где они остановились. Время для работы с бланком - 10 минут. За этот период у педагога появляется возможность проанализировать, как меняется концентрация и насколько быстро ребёнок утомляется.

По итогам теста также можно сделать вывод о:

  • способности школьника долго концентрироваться на выполнении одного задания;
  • устойчивости внимания испытуемого;
  • умении переключаться с одной задачи на другую.

Проведение корректурной пробы среди младших школьников

В процессе проведения теста нужно следить за тем, чтобы дети не отвлекались от работы с бланком

Инструкция:

  1. Учитель (или психолог) раздаёт бланки с рисунками и объясняет правила выполнения теста: взрослый называет предметы, а ребята вычёркивают соответствующие элементы в каждой строке, двигаясь слева направо, по команде «Черта!» испытуемые проводят прямую линию, отделяющую пройденный блок от ещё не рассмотренных.
  2. Дети берут в руки карандаши (ручки лучше не использовать, так как неожиданно закончившиеся чернила собьют малыша с толку и отвлекут от теста) и по сигналу педагога начинают работать.
  3. Через 10 минут ученики откладывают пишущие предметы, а учитель собирает бланки ответов.

Для младших школьников диагностику Бурдона рекомендуется проводить на бланках с изображёнными человечками (ребёнку потребуется вычеркнуть всех девочек (мальчиков), рожицы с тёмными волосами или с грустными лицами) или геометрическими фигурами. Дети могут запутаться в буквах алфавита или цифрах, поэтому результаты окажутся не вполне объективными.

Если стимульный материал состоит из букв, то для усложнения задания можно вычёркивать целые сочетания (например, «ко», «ла» и так далее).

Фотогалерея: Образцы стимульного материала (бланки с буквами, геометрическими фигурами и так далее)

Изначально тест имел только буквенное оформление Для совсем маленьких разработан бланк с простейшими фигурами Листики и домики - самый понятный стимульный материал для младших школьников Дети с удовольствием работают с бланком, на котором изображены девочки

Обработка и интерпретация результатов теста Бурдона

Оценка работы школьников производится по количеству пропущенных элементов за единицу времени и общему числу проанализированных знаков. Также учитель может сделать выводы о качестве и темпе выполнения задания по сумме отработанных строк и количеству допущенных в них ошибок за 60 секунд.

Для оценки концентрации внимания используется следующая формула:

К = 2С/О (К - концентрация, С - просмотренные строки, О - ошибки, к которым относятся пропуски и неверно зачёркнутые элементы).

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

При определении устойчивости внимания используется формула:

А = S/t х 10 (S - общее число просмотренных элементов, t - период времени (60 секунд)).

Расшифровка показателей:

Для анализа переключаемости внимания используется такая формула:

С = (So/S) х 100 (Sо - число строк с ошибками, S - общее количество отработанных строчек).

Обратите внимание, что для исследования переключаемости задания даются в немного усложнённом виде: детям нужно зачёркивать заданные элементы в разных строчках - чётных или нечётных.

Существуют специальные программы для компьютера или мобильного устройства, позволяющие провести тест. Разработчики предлагают стимульные таблицы, элементы на которых нужно вычёркивать кликом мышки или движением пальца. После завершения работы приложение подсчитывает баллы, показывает ошибки и рекомендует подходящий уровень для тренировки.

Сложно учиться, работать, трудно достичь успеха как в карьере, так и в личной жизни. Хотя чтобы определить уровень внимания и его характеристики даже у ребенка, достаточно пройти небольшой и несложный тест. А зная "врага в лицо", проще его победить.

Для определения устойчивости внимания, умения его концентрировать, наличия утомляемости применяется корректурная проба Бурдона.

Эта методика была разработана и предложена к использованию психологом из Франции Б. Бурдоном еще в 1895 году. Она и по сей день пользуется большой популярностью в силу своей простоты и универсальности, тем более что совершенствовалась другими докторами несколько раз.

Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также Есть только два условия: человек должен быть зрячим и способным удержать в руках ручку или карандаш.

Методика. Корректурная проба (тест Бурдона)

Для того чтобы все прошло правильно, вам необходимы специальные бланки и секундомер.

На бланках (лист А4) напечатаны буквы кириллицы в произвольном порядке построчно. Испытуемым предлагается зачеркивать или подчеркивать одну или несколько букв из этого бланка по очереди в каждой строке.

Например, задание может звучать так: сейчас необходимо подчеркивать каждую букву Л и зачеркивать каждую букву Я, просматривайте каждую строчку, как при чтении, выполнять задание нужно максимально быстро, но внимательно, начинайте работать по команде. Когда услышите "Черта!", поставьте вертикальную линию там, где в этот момент работаете.

Задание, как и очередность букв в бланке, устанавливается произвольно. Тестирующий через каждые тридцать или шестьдесят секунд (для этого и нужен секундомер) дает команду "Черта!". Весь опыт проходит 10 минут. "Отчеркивание" дает возможность проследить, как меняется внимание с течением времени, то есть утомляемость.

По окончании теста участников опрашивают, узнают их субъективное мнение о тесте, его прохождении, количестве предполагаемых ошибок, это даст возможность более точно интерпретировать численные данные.

Проверка результатов

Корректурная проба Бурдона дает нам данные для таблицы, когда проверяющий сверяет бланки испытуемых с правильными ответами (зачеркиваниями).

Коэффициенты правильности и продуктивности рассчитываются, исходя из данных таблицы, по формулам:

В = (С - Р) / (С + О)

Для оценки способности тестируемого к существует такая формула:

К = (∑С - ∑О - ∑Ю) / ∑Р х 100%.

Результаты сравнивают со шкалой:

Результаты по минутам помогают нам понять установку испытуемого, способности его умственной деятельности концентрировать, или же расслаблять и утрачивать.

Модификации методики

Будучи успешной и часто используемой, корректурная проба Бурдона развивается, разные ученые приносят в нее новшества и дополнения. К настоящему моменту набралось уже три модификации:

  1. Кольца Ландольта. Бланк для исследования представляет собой ряды колец с разрывами в разных направлениях. Разработан метод для людей, не знающих алфавит, детей.
  2. Метод В.Я. Анфимова. Отличается тем, что в определенное время исследователь начинает вслух в течение 15 секунд произносить различные буквы в хаотичном порядке. Это позволяет проверить степень устойчивости внимания по отношению ко внешним раздражителям.
  3. Метод

Метод «Корректурная проба» для исследования внимания впервые был предложен Б. Бурдоном в 1895 году. Корректурная проба, предложенная Бурдоном состоит из нескольких тестов различного характера. Здесь вашему вниманию предложен только один вариант. Методика предназначена для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания. П рименяя тест для взрослых, необходимо провести предварительную беседу с испытуемым – многие заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной систем и т.д., снижают возможность концентрации.

Разработанный Бурдоном бланк представлял собой ряды букв русского алфавита. Испытуемый, просматривая бланк, ряд за рядом, отыскивает буквы «к» и «р» и должен вычёркивать их. Задание нужно выполнять быстро и точно.

Применять методику можно для взрослых и для детей.

Однако, в случае работы с детьми, более подходящей является разновидность методики “Кольца Ландольта”, поскольку, дошкольникам легче работать с рисунком, чем с буквами.

Оборудование:

  • стандартный бланк теста “Корректурная проба”;

На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р». Всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

  • секундомер.

Процедура проведения:

Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, в готовности испытуемого начать исследование. Атмосфера исследования должна быть доброжелательной и комфортной, чтобы у испытуемого не создалось впечатления, что его экзаменуют. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!» – он должен поставить вертикальную черту в том месте строки, где его застала команда. Последней считается буква, зачеркнутая перед (или с) последними словами “Черта”. Проведение методики занимает 10 минут.

Как правило, за это время, в норме, обычный человек делает 10-15 ошибок.

Инструкция: “Последовательно рассматривая строки, вычеркивайте буквы “к” и “р”. Когда я скажу:”Черта!”, Вы должны провести вертикальную черту в том месте бланка, где в этот момент находитесь.

Обработка и интерпретация результатов теста корректурная проба:

При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с ключом к тесту и заполняет соответствующие графы в протоколе.

Обработка:

Расчет продуктивности внимания: количество просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле: К = m:n x 100 % , где К – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________
Показатели Результаты

Продуктивность Точность Продуктивность Точность
знаки баллы % баллы знаки баллы % баллы
менее 1010 1 менее 70 1 2660-2825 16 84-85 12
1010-1175 3 70-72 2 2825-2990 17 85-87 13
1175-1340 5 72-73 3 2990-3155 18 87-88 14
1340-1505 7 73-74 4 3155-3320 19 88-90 15
1505-1670 9 74-76 5 3320-3485 20 90-91 16
1670-1835 10 76-77 6 3485-3650 21 91-92 17
1835-2000 11 77-79 7 3650-3815 22 92-94 18
2000-2165 12 79-80 8 3815-3980 23 94-95 20
2165-2330 13 80-81 9 3980-4145 24 95-96 22
2330-2495 14 81-83 10 4145-4310 25 96-98 24
2495-2660 15 83-84 11 более 4310 26 более 98 26

Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по следующей таблице.

Таблица перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки

Шкальныеоценки Устойчивостьвнимания Переключениевнимания Объемвнимания Шкальныеоценки Устойчивостьвнимания Переключениевнимания Объемвнимания
19 более 50 более 217 менее 115 9 25-27 172-181 216-235
18 8 23-24 158-171 236-265
17 48-49 214-216 116-125 7 20-22 149-157 266-295
16 46-47 211-213 126-135 6 16-19 142-148 296-335
15 44-45 208-210 136-145 5 14-15 132-141 336-375
14 39-43 205-209 146-155 4 12-13 122-131 376-405
13 36-38 201-204 156-165 3 9-11 114-121 406-455
12 34-35 195-200 166-175 2 110-113
11 31-33 189-194 176-185 1
10 28-30 182-188 186-195 0 менее 9 менее 109 более 456

Шкальная оценка (ШО) интерпретируется следующим образом:
ШО Характеристика уровня устойчивости внимания
0-3 Низкая устойчивость внимания
4-7 Ниже среднего устойчивость внимания
8-11 Средняя устойчивость внимания
12-15 Выше среднего устойчивость внимания
16-19 Высокая устойчивость внимания

Коротко обобщим алгоритм:

1. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.
В формуле М – количество правильно вычеркнутых за время работы букв;
Н – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
2. По таблице показатель К переводим в балльную оценку точности – критерий С.
3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С.
По таблице переводим показатель А в шкальную оценку.

Всем Доброго дня!

Сегодня я хочу рассказать вам о корректурных пробах.
Что это такое, для чего они используются и как можно их применять в играх с детьми.

«Корректурная проба» – это метод исследования внимания, который был создан в 1895 году Б. Бурдон.

Испытуемому в эксперименте предъявляется страница, которая заполнена какими-нибудь знаками. Знаки обязательно располагаются в случайном порядке. Это могут быть буквы, цифры, рисунки-миниатюры, геометрические фигуры. Испытуемый должен найти определенный знак и как-нибудь его выделить – зачеркнуть, подчеркнуть, обвести, поставить внутри фигуры определенный знак.
Как именно выделить знак, и какой это должен быть знак задаётся в инструкции.

С помощью данного метода можно оценить разные параметры внимания:переключение, распределение, устойчивость, концентрация.
Применять корректурную пробу можно с дошкольного возраста до пенсионного.
То есть, для использования теста возрастных ограничений практически нет, все зависит от правильности стимульного материала.



Проводить тест мы не будем, вы можете легко скачать его, набрав в строке поисковика «Корректурная проба».
Мы будем использовать «пробы» для тренировки внимания.
Тесты можно использовать как в обычном виде, так сказать стандартном, который уже прилагается к исследованию.
Бланки с корректурными пробами, которая я нашла в интернете вы можете скачать
в нашей группе ВКонтакте . Я специально создала отдельный фотоальбом.

А можно подойти творчески, немного видоизменить и …..вот что у меня получилось))
Увлекательные игры для развития внимания!

Зашифрованные стихотворения А.Барто. Нужно зачеркнуть буквы, которые выделены в первой строчке, затем переписать оставшиеся и прочитать стихотворение.
Конечно, для детей постарше можно и усложнить задание, не переписывать буквы, а сразу прочитать стихотворение.

Ответы не пишу. Буду рада, если вы разместите их в комментариях.
Внизу поста можно скачать данные стишки для распечатки в формате PDF.


Еще варианты для заданий:

Подчеркнуть каждую четную букву, выписать эти буквы, расставить знаки препинания и разделить на слова.
-пропустить первую букву, вторую зачеркнуть, третью пропустить, четвертую зачеркнуть и т.д. Все не зачеркнутые выписать, разделить на слова и прочитать.
-две первых буквы зачеркнуть, вторые две подчеркнуть. Слова составлять из подчеркнутых букв.