Конспект урока "правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел". Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел

Тема урока: Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел.

(2009-2010)

Девиз урока: «Просто всем на удивление — выполняем мы сложение».

Цели урока:

    познавательные : закрепление умений и навыков по сложению чисел с одинаковыми и разными знаками, умений применять и переносить свои знания в новую, нестандартную ситуацию, развитие вычислительных навыков, грамотной устной математической речи.

    развивающие : помогать овладению математической терминологией, развивать творческую, речевую, мыслительную активность, используя различные формы работы; развивать интерес к предмету.

    воспитательные : воспитание внимательности, активности, самостоятельности в работе

Оборудование:

    компьютер, проектор;

    презентация (см.

    Мы очутились во Франции в 1484 году у математика Никола Шюке.(слайд 14)

    Историческая справка : “ В Европе с сознанием уверенности в справедливости своих вычислений начал оперировать с отрицательными числами французский математик Никола Шюке. В своих трудах в 1484 г. Он рассматривает задачи, приводящие к уравнениям с отрицательными корнями. Шюке заявляет, что “это вычисление, которое иные считают невозможным, правильно”.

    Корень первого уравнения подскажет нам следующую остановку. (слайд 15)

    2. Решите уравнения:

    I экипаж. a ) 4-х=16 ;

    б) х + 3 = -8,1.

    II экипаж. а) 4,31 –х=5,18;

    б) х -2,9 =- 7,8.

    III экипаж. а) ⃓х+1⃓=2 ;

    б) ⃓х-2⃓=5 .(слайд 16)

    Наша остановка- Чехия 1489 год. Ученый математик Ян Видман.(слайд 17)

    Историческая справка : Чех Ян Видман ввел знаки “+” и “ — ” для обозначения положительных и отрицательных чисел и изложил это в соей книге в 1489 году, которая называлась « Быстрый и красивый счет».

    Физкультминутка.

    Наша машина перегрелась.

    Мы тоже отдохнем и сделаем зарядку.

    Учитель называет положительное число – руки вверх, отрицательное прыжок на месте.

    Наше путешествие подходит к концу. Ответы следующего задания помогут установить место нашего последнего пребывания.(слайд 18)

    3. Найдите значение выражения:

    I
    . х+у+16, если х= -5,7; у= -2,9

    I


    I
    . (х+у)-z ,если х= ; у= ; z = -5

    III . (х+у)+(z +c ),если x = ; y = ; z = ; c =

    (слайд 19)

    Германия

    Дания

    1753

    1544

    Пифагор

    Штофель

    — 4

    7,5

    7,4

    — 4

    Завершается наше путешествие в Германии в 1544 году у математика Михеля Штофеля.

    (слайд 20)

    Историческая справка : Немецкий ученый Михель Штофель написал “Полную Арифметику”, которая была напечатана в1544 году. В ней встречаются такие записи для чисел: 0 – 2; 0 + 2; 0 – 5; 0 + 7. Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XIX в., когда была развита строгая теория положительных и отрицательных чисел.

    I . Выполнение тестовых заданий

    Для благополучного возвращения домой, необходимо выполнить тест.(Приложение)

    Самопроверка.

    (Сдается тест и лист самооценки)

    Ответы:

    Итак, наше путешествие закончено.

    . Подведение итогов. Задание на дом. (слайд 21)

    283,321 (а;б), 328 (в;г)

    Составить 5 примеров, на применение правила вычисления значения алгебраической суммы двух чисел.

    Лист самооценки.

    Устная работа.

    Фамилия:

    2. Запишите корень уравнения: ___________

    3. Расположите числа в порядке возрастания:⃓.

    Числа

    Буквы

    Письменная работа.

    МОУ Цнинская сош №2

    Тема урока:

    Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел.

    6 класс.

§ 8. Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел - Учебник по Математикe 6 класс (Зубарева, Мордкович)

Краткое описание:

Вы уже знакомы с понятием модуля числа, так вот эти знания понадобятся вам и в данном параграфе. В этом параграфе учебника вы сможете разобраться с правилом вычисления значения алгебраической суммы двух чисел. В этом нам опять поможет координатная прямая.
Вы наверняка помните, что сложение чисел происходит вправо по координатной прямой, а вычинание – влево. Чтобы понять, как вычислять значение алгебраической суммы двух чисел, рассмотрим с вами пример двух выражений: — 5 – 8 и + 5 + 8. Отметим на координатной прямой первое число – “-5”, от него отложим влево 8 отрезков и поставим точку. Координата новой точки будет “-13”. Теперь отметим на координатной прямой точку 5 и от нее отложим вправо 8 единичных отрезков и получим новую координату – “+13”. По рисунку видно, что значения выражений имеют одинаковые числа, только с разными знаками. Отсюда может последовать несколько выводов: сумма вычисления имеет тот же знак, что и слогаемые, так как они имеют одинаковые знаки внутри одного выражения; модули этих выражений будут равны между собой. Но не всегда математические выражения будут содержать числа с одинаковыми знаками. Когда знаки разные, сумма будет иметь знак большего числа, а модуль будет равен разнице большего и меньшего числа. Теперь самое время изучить материал подробнее и проверить себя в том, как хорошо вы разобрались с темой!


Класс: 6

Учитель Ширшицкая Л.И.

Тема урока

«ПРАВИЛО ВЫЧИСЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ СУММЫ ДВУХ ЧИСЕЛ»

Цель урока: вывести правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел и научить применять это правило при нахождении значений выражений.

Задачи

Образовательные:

  • формировать умения применять данное правило при вычислении значений алгебраической суммы;
  • добиться сознательного усвоения материала;
  • активизировать мышление через интересные и нестандартные формы работы;

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, внимание, память, логическую и математическую речь.
  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и последовательность мыслей;

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, взаимоуважение;
  • воспитывать интерес к изучению предмета;
  • формировать положительное отношение к добру.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, демонстрационные материалы, карточки с заданиями.

Применяемые методы обучения:

  • поисковые;
  • исследовательские;
  • объяснительно-иллюстративные;
  • репродуктивные.

Дидактические приёмы: использование поискового метода.

Формы работы на уроке:

1. Фронтальная.

2. Групповая.

3. Парная.

4. Индивидуальная.

Структура урока: 1. Организационный момент 1 мин

2. Мотивация урока 2 мин

3. Проверка д/з. 2 мин

4. Устная работа 3 мин

5. Поисково – эвристическая деятельность 3 мин

6. Изучение нового материала 7 мин

7. Физкультминутка 1 мин

8. Закрепление нового материала 6 мин

9. Решение задач по учебнику 7 мин

10. Самостоятельная работа 6 мин

11. Домашнее задание 2 мин

12. Рефлексия 3 мин

13. Итог урока 2 мин

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент

(приветствие, подготовка учащихся к уроку).

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок.

Ребята, сегодня нам с вами предстоит важная и ответственная работа. Желаю всем трудолюбия, успехов в работе.

Итак, друзья, вперед за дело!

Звонок уже дан, работа ждет.

И будем мы решительны и смелы,

Ведь в путь нас математика зовет.

2.Мотивация урока

Я надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет успешным. И хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач.

  • Какую главную тему мы начали изучать в 6-м классе?
  • Что мы изучали на прошлых уроках?
  • Какие приемы вычисления алгебраической суммы вы знаете?

Вы научились складывать числа с помощью перемещения точки по координатной прямой. Рассмотрели алгебраическую сумму и её свойства, используя законы арифметических действий.

3.Проверка д/з.

Проверяем домашнее задание (правильно/неправильно с помощью сигнальных карточек).

Общение по вопросам, возникших при выполнении домашнего задания. Обсуждение затруднений.

У вас есть сигнальные карточки, где ЗЕЛЕНЫЙ – правильно, ЖЕЛТЫЙ – сомневаюсь, КРАСНЫЙ – неправильно.

№ 244

а) а + в + (-18) = 15 – 17 -18 = - 20 в) - 40 + 25 – 18 = - 33

№ 248

а) 4 2 / 9 + 3 5 / 9 = 7 7 / 9 б) - 4 2 / 9 - 3 5 / 9 = -7 7 / 9

№ 249

а) - 7 / 15 + 13 / 30 = - 1 / 30 в) 5 / 6 - 3 / 8 = 11 / 24

4.Устная работа.

1) Вычислите устно:

  1. -8 + 6 = -2 5) 8 + (-3) = 5
  2. -5 + (-3) = -8 6) -11+ 11 = 0
  3. 24 + (-4) = 20 7) 0 +(-9) = - 9
  4. 5 + (-5) = 0 8) -14 + 10 = - 4

На экране проверяем ответы.

2) Прочитайте слева направо числа (-8, -7, -3, -2, 0, 1,9)

Ребята, а как называют все перечисленные вами числа? (Целые)

3) Даны числа: -15; -2; -17; -9

8; -16; -26; 28

3,2; -1,9; -3,9; 0

а) назовите модуль каждого числа;

б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;

в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше.

Хорошо, открываем тетради, записываем число.

5. Поисково – эвристическая деятельность

Вычислите следующее задание: (самостоятельно, затем проверяем)

1) 3714+226=? (3940)

2) 23,5+0,3=? (23,8)

3)357+(-3299)=? (-2942)

Третий пример вызвал затруднение. Вы пока затрудняетесь его выполнить. Для вас это проблема?

Давайте зафиксируем эту проблему (подчеркиваем данный пример).

А в чем же заключается трудность? Чего вы не можете?

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Надо найти правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел).

Записываем тему урока: «ПРАВИЛО ВЫЧИСЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ СУММЫ ДВУХ ЧИСЕЛ».

6.Изучение нового материала .

Девизом нашей работы будут слова « Не стыдно чего - нибудь не знать,

но стыдно не хотеть учиться» (Сократ)

А как вы понимаете смысл этого девиза?

Нам необходимо научиться складывать числа без помощи координатной прямой.

А) Когда одно из слагаемых «0», то всё очень просто:

0 + а = а, 0 + (-а) = -а, при любом значении а.

Б) Остается рассмотреть только 2 случая:

1) оба слагаемых положительные или оба отрицательные;

2) слагаемые имеют разные знаки.

– 6 – 8 = - 14

6 + 8 = 14

6 + 8 = 2

6 – 8 = -2

– 6 – 8 = (– 6) + (– 8) = - 14

6 + 8 = (+6) + (8) = 14

Представьте данные выражения в виде суммы

6 + 8 = (-6) + (+8) = 2

6 – 8 = (+6) + (-8) = -2

Что можно сказать о знаках?

Знаки слагаемых - одинаковые

Что можно сказать о знаках?

Знаки слагаемых - разные

Знак суммы совпадает со знаками слагаемых

Знак суммы имеет знак слагаемого с большим модулем

Для данных выражений найдем модуль суммы и сумму модулей

│(- 6) + (-8)│ = │-14 │ = 14

│– 6│ +│ – 8│= 6+8 = 14

Найдем модуль суммы и разность модулей слагаемых, вычитая из большего модуля меньший

│(-6) + (+8)│ = │2│ = 2

│8│ – │-6│ = 8-6 = 2

Вывод: модуль сумы равен сумме модулей

Вывод: модуль суммы равен разности модулей

Если слагаемые имеют одинаковые знаки, то сумма имеет тот же знак, что и слагаемые, а модуль суммы равен сумме модулей слагаемых

Если слагаемые имеют разные знаки, то сумма имеет тот же знак, что и слагаемое с большим модулем, а модуль суммы равен разности слагаемых при условии, что из большего модуля вычитается меньший.

Еще раз повторим данные правила (работа с учебником с. 58)

ЗАДАНИЕ (групповое)

Разделитесь на две группы, каждой группе необходимо придумать по 1 примеру на 2 правила и предложите решить его другой группе.

1 группа когда оба слагаемых отрицательны и имеют разные знаки

2 группа когда оба слагаемых положительны и имеют разные знаки.

7. Физкультминутка

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать -

Раз-два-три-четыре-пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движени ем опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)

8.Закрепление нового материала

Используя правило, найдем значения выражений:

Задание № 1

  • (+16) + (+4) =
  • (+16) + (-4) =
  • (+8) + (+2) =
  • (-7) + (-12) =
  • (-16)+ (+4) =
  • (-16) + (-4) =
  • (-8) + (-2) =
  • (-8) + (+2) =
  • (+8) + (-2) =
  • (+7) + (+12) =
  • (+7) + (-12) =

Учащиеся проговаривают правило в каждом примере:

  • (+16) + (+4). Оба слагаемых имеют один и тот же знак - “+”, значит сумма имеет тот же знак “+”, далее складываем модули 16 + 4 = 20, в итоге получаем +20;
  • (+16) +(-4) Слагаемые имеют разные знаки, причем слагаемое с большим модулем имеет знак “+”, поэтому и сумма имеет знак “+”, далее, вычитаем из большего модуля меньший (или находим разность модулей) 16 – 4 = 12, получаем +12 и т.д.

Задание № 2.

Вычислить: (рядом с ответом ставим соответствующую букву)

6 -3 = -9 Р 2- 8 = -6 Б -1,5 - 1,5 =-3 М

2 + 11=13 Х -3 + 6= 3 У 4,5- 6,5 = -2 А

5- 7,5 = -12,5 Г -7,2+ 10 = 2,8 П 7 – 12 = - 5 Т

12,5

Какое получилось слово? А причем здесь Брахмагупта?

БРАХМАГУПТА – индийский математик, живший в YII веке, пользовался отрицательными числами. Положительные представлял как “имущества”, отрицательные числа как “долги”. Правила сложения положительных и отрицательных чисел выражал так:

  • “Сумма двух имуществ есть имущество” “+” + “+” = “+”
  • “Сумма двух долгов есть долг” “ - ” + “ - ” = “ - ”

А теперь вы попробуйте с помощью знаков и символов изобразить правило сложения алгебраической суммы с разными знаками. Какой знак имеет в этом случае и почему?

“+” + “-” = “+” , если ¦ + ¦ > ¦ - ¦

“+” + “-” = “ - ”, если ¦ - ¦

Задание №3

А теперь вернемся к нашему примеру, который вызвал у вас затруднение и решим его:

357+(-3299)=? (-2942)

Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:

Поставить знак слагаемого с большим модулем, (-)

Из большего модуля вычесть меньший 3299-357=2942

ОТВЕТ: -2942

9. Решение задач по теме урока

Учебник стр. 59

Письменно:

№262(а,б) как называются такие числа?

А) 5,3 + (- 5,3) = 0 в) 3,2 + (-3,2) = 0

Вывод: а + (- а) = 0

Задача (Работаем в парах).

У одного квартиросъемщика 2 долга: 300 рублей за электричество и 250 за газ. Какова сумма его долга?

У второго квартиросъемщика тоже 2 долга: 200 рублей за телефон и 350 за Интернет. Какова сумма его долга? Сравните долг первого и второго квартиросъемщика?

1)(-300) + (-250) = - 550(р) долг первого

2)(-200) + (-350) = - 550 (р) долг второго.

550 = -550

На примере данной задачи, нужно ли уметь находить значение алгебраической суммы двух чисел?

10.Самостоятельная работа (проверка в парах)

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по заданию на карточках. Работы проверяются по эталону(соседом по парте). Анализируются и исправляются ошибки.

1 вариант

16-18; -9+24; -9-24; -16-18; -47+52; -47-52; 3-13; 5-87.

№2. Вычислите:

а) -34-72+34-18;

б) 96-45-26+15.

2 вариант

№1. Запишите выражения, значения которых положительны, в правый столбик, а выражения, значения, которых отрицательны, в левый столбик

15-24; -8+32; -6-27; -15-24; -39+81; -39-81; 9-19; 6-27.

№2. Вычислите:

а) -72-65+72-14;

б) 86-38-52+44.

11. Домашнее задание.

$8, правило № 258 (3,4 стол), 264(в, г)

Придумать 5 примеров на алгебраическую сумму 2-х чисел.

12. Рефлексия.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал (активно / пассивно)

2. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

3. Урок для меня показался (коротким / длинным, интересным / неинтересным)

4. За урок я (не устал / устал)

5. Мое настроение (стало лучше / стало хуже)

6. Материал урока мне был (понятен / не понятен, интересен / скучен, полезен / бесполезен)

7. Домашнее задание мне кажется (легким / трудным).

13.Итог урока. Выставление оценок.

Сегодня на уроке мы сформулировали правило вычисления алгебраической суммы двух чисел и применяли его при решении примеров. Выполняя задания, мы повторили понятие противоположных чисел. Вы показали умение самостоятельно мыслить, делать выводы, правильно оформлять решение примеров. Сегодня за урок вы получаете следующие оценки:…………………Спасибо за урок!

Звенит звонок, урок окончен

И всем желаю я, друзья,

Пусть будут знанья ваши прочны,

Ведь вам без математики нельзя!


Урок математики для 6 класса «Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел»

План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел" с использованием презентации.

Второй урок в теме "Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел" по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича "Математика 6 класс".

Этот материал будет полезен учителям математики, работающим в среднем звене.

Цель урока: способствовать выработке умений и навыков сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками, проверить усвоение материала в ходе выполнения заданий.

Учебные задачи, направленные на достижение:

Личностного развития:

    продолжить развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,

    развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач,

    развивать интерес к математическому творчеству и математических способностей.

Метапредметного развития:

Предметного развития:

    формировать умения и навыки применения правила вычисления значения алгебраической суммы в ходе выполнения упражнений.

Тип урока: урок закрепления материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Структура и ход урока:

I . Организационный момент (слайд №1). Сообщение темы урока, настрой учащихся на работу.

II . Устная работа. Повторим правило вычисления значения алгебраической суммы.

1. На слайде №2 приведены десять примеров, по которым надо выполнить задания учителя.

1) -7+(-5)

2) -20+60

3) -9+9

4) 30+(-50)

5) 5-8

6) 7-(-11)

8) -8-(-5)

9) 19-10

10) 0+(-12)

Задания по этим примерам:

    назовите знаки, которые получаются при выполнении примеров (с 1 по 10 пример и с 10 по 1 пример),

    назовите номера примеров, в которых получаются положительные ответы, отрицательные ответы, ни положительные и ни отрицательные,

    назовите ответы с 1 по 10 пример и с 10 по 1 пример,

    назовите номера примеров, в которых получаются одинаковые ответы,

    учитель называет ответ, а ученики называют номер примера, в котором этот ответ получается.

Мы переходим к следующему заданию, а несколько "слабых" учащихся эти примеры решают в тетрадях.

2. Учитель предложил ребятам найти сумму всех целых чисел от -397 до 402. Ученики весь урок выполняли это задание. Увы, ответ не получили. Дома к его выполнению присоединились мамы, папы, бабушки и дедушки. Все ругали учителя, который задает детям такие сложные примеры. А как бы Вы делали это задание? (Слайд №3).

3. На слайде №4 примеры. Учащиеся должны сформулировать правило и решить примеры.

180+(-7)

180-(-7)

180+(-7)

180-(-7)

III . А теперь поработаем письменно. Кто идет быстрее, тот выполняет № 273 из учебника "И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович "Математика 6".

1. Все начинаем выполнять упражнения (по выбору):

1 уровень

4+(-20)+6+(-7)+8-(-5)

2 уровень

6 1 / 3 -(-8,75)+(-5 2 / 3)+1,25+(-1,25)-(-1,25)

2. Задание по вариантам.

Найти значение выражения m+a-b-m+m, если

1 вариант: m=-2, а=3, b=-8.

2 вариант: m=4, а=-7, b=-3.

IV . В жизни человека всегда есть минуты, когда ему нужно быстро сосредоточиться, чтоб выполнить какое-нибудь дело. Для этого надо быть очень внимательным и находчивым.

Учитель предлагает несколько заданий, на решение каждого из которых отводится 25 секунд.

Попробуйте сосредоточиться и догадаться.

1) Слайд №5. Даны три числа, два из них противоположны. Найдите третье число, если сумма всех трех чисел равна -19.

2) Слайд №6. Запишите число, которое надо вычесть из -8, чтоб получилось 8.

3) Слайд №7. Сколько целых чисел от -400 до 400 включительно?

4) Слайд №8. Запишите вместо пустых клеточек числа, чтоб получилось верное равенство.

Ученики поменялись тетрадками. Проверяем. Кто все сделал? Кто не сделал ни одного примера?

Кто сделал №273? Проверяем решение.

V . Подведение итогов.

    Чем мы сегодня занимались на уроке?

    Что нового Вы сегодня узнали?

    Какие задания сегодняшнего урока Вам понравились больше всего? Почему?

Домашнее задание: §8, № 265(а), № 266(б), № 269(а,б).

Придумать пять интересных примеров с числами: -6; -3; -2; -1; 1; 2; 3; 0.

Спасибо за урок! Всего хорошего! (Слайд №9).