Учебник написан в соответствии с университетской программой изучения истории русской философии. Охватывает период с XI по XX вв. Содержит концептуальный обзор основных направлений отечественной мысли и трудов их главных представителей. Для студентов гуманитарных специализаций.
§ 1. Крещение Руси и византийское духовное наследие
.
1. Пробуждение философских стремлений в средневековой Руси началось с принятием христианства; до этого она пребывала в язычестве, погруженная в стихию поклонения бесчисленным богам и богиням. У славян не было ни письменности, ни сколько-нибудь оформленной культурной традиции. В Начальной летописи сказано: «Имяху бо обычаи свои, и закон отец своих и преданья, кождо свой нрав» . Захватившие власть в Киеве варяги сознавали необходимость религиозной реформы для сплочения разрозненных славянских племен. Это и пытался сделать князь Владимир Святославич, установив культ своего дружинного бога войны Перуна (980). Однако слишком скоро стала очевидна бесперспективность данной инициативы. Во-первых, возвышение Перуна ничего не меняло в общем раскладе межплеменных отношений; просто сама власть превращалась в одно из соперничающих этно-политических образований. Во-вторых, языческая реформа обособляла Русь не только от таких великих держав средневекового мира, как Византия и Рим, но также и от других славянских стран, ставших к тому времени христианскими. Все это в конечном счете убедило Владимира Святославича в необходимости разрыва с традиционным язычеством и проведении новой религиозной реформы - крещения Руси (988).
Содержание
Введение (А. Ф. Замалеев).
Раздел первый. ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКАЯ МЫСЛЬ РУССКОГО
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ § 1. Крещение Руси и византийское духовное наследие (А.Ф. Замалеев).
§ 2. Богословская экзегеза древнекиевской эпохи (А.Ф. Замалеев).
§ 3. Исихазм и московское нестяжательство (А.Ф. Замалеев).
§ 4. Политико-идеологические течения (А.Ф. Замалеев).
§ 5. Философия православного возрождения (А.Ф. Замалеев).
§ 6. Киево-Могилянская академия и восточнославянский перипатетизм (А.Ф. Замалеев).
Раздел второй. РУССКИЙ ЕВРОПЕИЗМ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.
§ 1. Идейно-философская специфика русского европеизма (А.Ф. Замалеев).
§ 2. Философия природы (А.В. Молимое).
§ 3. Учение о человеке (А.В. Молимое).
§ 4. Социально-философские теории (А.В. Молимое).
§ 5. Моральная философия (А.В. Молимое).
Раздел третий. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (XIX - первая треть XX вв.)
§ 1. Основные черты русской классической философии (А.Ф. Замалеев).
§ 2. Славянофильство: истоки и эволюция (А.Ф. Замалеев).
§ 3. Политическая философия русского радикализма (А.Ф. Замалеев).
§ 4. Философия всеединства и русский духовный ренессанс (A.M. Бродский).
§ 5. Позитивная философия (А.Е. Рыбас).
§ 6. Философия языка (П.П. Безлепким).
§ 7. Либерально-правовые концепции (И.И. Еелампиев).
Раздел четвертый. РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
§ 1. Сущность и направления советской философии (А.Ф. Замалеев).
§ 2. Наука и философия ноосферы (А.Е. Рыбас).
§ 3. Философская антропология (А.Е. Рыбас).
§ 4. Философия культуры (А.Е. Рыбас).
§ 5. Этнофилософия (А.Е. Рыбас, С.А. Троицкий).
§ 6. Идеология диссидентства (И.Д. Осипов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (А.Ф. Замалеев).
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История русской философии, Замалеев А.Ф., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
Александр Фазлаевич Замалеев (13 ноября 1943, Эшвейлер) — российский философ, доктор философских наук, заведующий кафедрой истории русской философии факультета философии и политологии СПбГУ.
В 1968 году окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета. Затем два года работал в Новгороде над архивами по истории древнерусского церковного зодчества. Кандидатская диссертация «Мировоззрение декабриста М. А. Фонвизина», докторская — «Философская мысль в Средневековой Руси(XI-XVI вв.)».С 1989 года профессор, а с 1991 — заведующий кафедрой истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Редактор научного альманаха «Вече», посвящённого истории русской философии и культуры, а также нескольких академических издательских серий. Автор монографий и учебников по истории русской философии и социально-политической мысли. Награждён юбилейной медалью«1500-летиеКиева».
Самосознание России
Исследования по русской философии, политологии и культуре.
В книге известного историка русской философии освещается процесс зарождения и развития отечественной мысли в ее диалоге с философскими и политическими учениями Запада, рассмотрены основные этапы и принципы культуротворчества в России.
Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.)
В книге на основе многочисленных письменных памятников XI— XVI вв. систематически анализируются учения крупнейших отечественных мыслителей-книжников прошлого (Иллариона, Климента Смолотила, Нила Сорского, Андрея Курбского и др.), а также идейно-теоретическое содержание наиболее значительных философских сборников и флорилегиев.
Особое внимание уделяется изучению национального своеобразия русской средневековой мысли, ее взаимодействия с византийской и болгарской интеллектуальной традицией. Дается разбор идеалистических концепций «соборности», «экклезнастичности» духовной культуры Древней Руси, имеющий актуальное значение для критики буржуазной и клерикально-националистической идеологий.
Фонвизин
Книга представляет собой одно из первых в советской историко-философской литературе монографических исследований теоретического наследия М.А. Фонвизина — известного декабриста-мыслителя.
Его взгляды, явившиеся последовательным развитием идей Пестеля, Н. Муравьева, Н. Бестужева, автор рассматривает как попытку создания революционно-демократической идеологии в России.
Степан Степанович / 17.10.2014 Беседа Подолеца о Замалееве есть на "YouТube". Мне понравилась. В нашей философии сплошной бардак. Ни к чему не зовет, ни чему не учит.
Подолец В.В. Российская идея - / 22.07.2013 Очередной перл ЗамалеевА.Ф. – питерский профессор выдал на вопрос анонимного журналиста, прозвучавший с явной ехидцей: «Если россиеведение составляет главный предмет русской философии, то каковы ее достижения в этой области?
- «Достижения? – отвечает ЗамалеевА.Ф. на вопрос вопросом, и важно добавляет: «В философии достижений не бывает. Это прерогатива науки. Философия же, как известно, не наука. Все развитие философии заключается в смене метафизических ракурсов видения проблемы» -
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» - вот, что можно сказать по этому поводу… - Грамотному и умному человеку, даже не философу. ЭТОГО ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО.
Я же добавлю: Господин Замалеев, утверждая это, явно, как всегда по-хлестаковски заговаривается…
Ну, если Вы, многоуважаемый Алекса́ндр Фазла́евич, считаете что философия не связана с наукой, то почему Вы отказываете мне, к примеру, в священном праве свободного человека, связать философскую диалектику с научным знанием, опираться на него при развитии онтологии, гносеологии и всеобщих методов познания! Не смотря на смену исторических вех, общественных формаций, заслоны границ, религиозных концепций и т.д. диалектика 25, или даже более, реализует и реализует успешно это право, оставаясь живой и молодеющей. Она словно огромный, могучий слон, мерно покачивая телом, шествует среди субъективно-идеалистических мосек, которые в силу короткой своей жизни, чуть-чуть потявкают, иногда даже громко, и погибают.
В книге профессора Санкт-Петербургского государственного университета А.Ф.Замалеева прослеживается развитие русской философии с момента ее зарождения в эпоху Средневековья до XX столетия. Книга рекомендована Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.
Рассчитана на широкий круг читателей.
Настоящее учебное пособие, не претендуя на полноту охвата имеющегося материала, главную задачу видит в том, чтобы дать целостный концептуальный обзор русской философии за почти тысячелетний период ее существования. Подобная работа во многом предпринимается впервые, хотя, разумеется, автор учитывал опыт всей прежней историографии.
В ней изначально определились два противоборствующих направления: православно-консервативное и просветительско-западническое.
У истоков первого направления стоял архим. Гавриил (В.Н. Воскресенский). Вышедшая в 1840 г. в Казани его "Русская философия" стала своего рода барометром зарождающегося славянофильства. Ставя развитие философии в зависимость от "степени образованности отечественной", "духа времени" и "направления умственных сил" общества, автор признавал за ней роль индикатора психологии и миросозерцания народа. На основании своей философии германец представлялся Гавриилу идеалистом, неутомимым в изысканиях, но часто односторонним в "построении умственной теории". Напротив, англичанин "во всей деятельности ищет пользы, одинаково к тому употребляя и скептицизм… и материализм". Русский человек "богобоязлив, до бесконечности привержен вере, престолу и отечеству, послушен, нерешителен и даже недеятелен там, где подозревает какое-либо зло от поспешности, трудолюбив, хитр, непобедим в терпении, рассудителен, по отношению к любомудрию отличительный характер его мышления есть рационализм, соображаемый с опытом". Сущность русского ума - стремление сочетать рассудочность с набожностью, веру со знанием, что и придает особый колорит, настроение русскому характеру. Основными деятелями русской мысли, по мнению Гавриила, всегда выступали "духовные лица", занимавшие высшие места в церковной иерархии.
Влияние схемы Гавриила, захватив славянофильское "самобытничество" (И.В. Киреевский), перекинулось и на "веховскую" историографию. Особенно это заметно у Н.А. Бердяева, который утверждал, что русская философия не имеет никакого отношения ни к социализму, ни к политике и занята исключительно "нормировкой" мистики "в интересах русской культуры". Такова, на его взгляд, отличительная черта "нашего национального философского творчества". Эту же идею вслед за ним проводили Н.О. Лосский и В.В. Зеньковский. Согласно Лосскому, со времени славянофилов, давших "начало самостоятельной философской мысли в России", все наше любомудрие было ни чем иным, как "попыткой опровергнуть немецкий тип философствования на основании русского толкования христианства"."…Русская мысль, - заявлял также Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой…". Православно-консервативная историография изображала русскую философию преимущественно в виде некоей константы, alter ego православия. Данная тенденция полностью сохраняется и в новейших церковно-апологетических изданиях (митр. Иоанн, Л. Савельев и др.).
Противостоящее православно-консервативной историографии просветительско-западническое направление восходит к петровским временам (В.Н. Татищев); вершина этого направления - труды А.П. Щапова. В первую очередь это касается его классического исследования "Социально-педагогические условия умственного развития русского народа" (1870). По мнению автора, интеллектуальная жизнь России не знала "подготовительного", средневекового периода. До европеизации у нас все пребывало в "умственном застое". И все потому, что русский народ в интересах самосохранения на протяжении целых веков был вынужден вести борьбу с дикой природой. Господство физического труда способствовало сложению особого идеального типа древнерусского человека; это не ученый, не мыслитель, а богатырь, трудник, вроде Ермака, Хабарова и проч. Щапов приходил к заключению, что "без возрождающего гения передовых наций наш народ своими собственными умственными силами не мог бы выйти из этого застоя". Потребовались реформы Петра I. В Россию проникает западное просвещение, давшее начало самобытной мысли. Русская философия, не имеющая корней в прошлом, зародилась "на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки" и представляет собой "зачаток и развитие нового европейского интеллектуального типа". Суждения Щапова нашли самый живой отклик в просветительско-западнической историографии, представленной такими именами, как А.И. Введенский, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет.
Всего последовательнее позиции просветительского западничества выявились в методологии В.О. Ключевского. На его взгляд, история русской мысли - это вообще "история усвоения чужой мысли". Сперва она трудилась над освоением византийского материала, не давшего ей никаких позитивных результатов. Приблизительно с XVI или XVII в. намечается поворот к Западу. Как же "приручалась русская мысль к знанию научному, добиралась до него какими шагами?" - спрашивал Ключевский и отвечал:
"Первое внимание возбуждалось житейскими плодами знания: технические удобства, ремесла, мастерства. Утилитарность понимания пользы знания - первый шаг… Изумление перед размерами, количествами цивилизации. Первые путешественники: их сходство с паломниками. Патология. Гастрономия цивилизации, вкус личного комфорта. Ученики, посланные за границу отведать культуры. Знание, как средство гражданского воспитания для служения государству и обществу".
Русская мысль, приобщаясь к западноевропейской цивилизации, приняла ее "за свой исконный и вечный образец". Она ничего не прибавила к содержанию последней, "кроме разве ошибок и искажений". "Но одними вкладами в умственный капитал человеческой образованности, - утешался Ключевский, - не ограничивается история мысли: она есть вместе и история мышления, формального развития народной мысли в работе над готовым чужим материалом".
В контексте западнической методологии складывалась и советская историография отечественной мысли. Ее высшим достижением, вне всякого сомнения, должен быть признан труд А. А. Галактионова и П.Ф. Никандрова "Русская философия IX–XIX вв." (1989). Авторы отчасти пытались снять остроту противостояния двух историографических традиций. Одной из особенностей русской философии они считали "более длительное, чем на Западе, господство в ней религиозных форм сознания". Это, по их мнению, обусловило то, что она "вплоть до XVII в. развивалась замкнуто, если не считать архаического влияния афонских монахов". Только с XVII в., благодаря усвоению "западноевропейских культурных ценностей", русская мысль "в кратчайшие сроки" принялась наверстывать "упущенное". Так возникают основные направления материализма и идеализма. На рубеже XIX и XX столетий начинается возрастающее воздействие марксизма, совершившего "коренную перестройку" всего русского философского миросозерцания. Отныне "старые доктрины обнаружили свою архаичность", и русская мысль устремилась "в направлении к диалектическому материализму, материалистическому объяснению истории и пролетарскому социализму…". Именно такой представлялась авторам внутренняя логика истории отечественного любомудрия.
Даже из беглого историографического обзора видно, что в отношении к русской философии превалирующей тенденцией всегда оставался идеологизм . Историко-философский процесс в России сводился либо к эволюции "по пути к марксизму", либо к идиллической "встрече философии и православия". В результате русская философия превращалась в подмостки для идеологических декораций, которые менялась в зависимости от политической конъюнктуры.
профессор, д.филос.н., профессор.
Родился 13 ноября 1943 г. в г. Эшвелер Рейнской области (Германия). В 1968 г. окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина по специальности «журналистика». В течение двух последующих лет работал научным сотрудником Новгородской научно-реставрационной производственной мастерской, занимаясь сбором и систематизацией архивного материала по истории древнерусского церковного зодчества.
С 1971 по 1973 гг. учился в аспирантуре философского факультета Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию «Мировоззрение декабриста М. А. Фонвизина», а в 1988 г. - докторскую диссертацию «Философская мысль в Средневековой Руси (XI-XVI вв.)». До 1991 г. занимался преподавательской деятельностью в вузах и академических учреждениях Ленинграда.
В 1989 г. присвоено ученое звание профессора. С 1991 по 2017 гг. работал заведующим кафедрой истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета. После реорганизации кафедры занимает должность профессора.
C 1994 г. издает журнал русской философии и культуры .
Разработал учебно-теоретические курсы по истории русской философии, политологии и истории русской культуры.
Награждён юбилейной медалью «1500-летие Киева» и другими правительственными наградами.
Контакты: [email protected]
Основные научные труды:
I . Монографии, исследования
II . Учебно-методические издания