Философские проблемы экономических наук лебедев. Философия науки общий курс

В учебном пособии рассмотрены основные положения общей философии науки, после чего дано решение большинства частных проблем современной философии науки, которое показано в виде дидактических схем, сопровождающихся терминологическими разъяснениями. Такая структура пособия способствует более эффективному усвоению и запоминанию сущности рассматриваемых философских проблем.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. пособие для вузов

    ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

    ОБЩИЙ КУРС

    Под ред. С.А. Лебедева

    Академический Проект 2 0 0 7

    УДК 1/14 ББК 87 Ф56

    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) - доктор филос. наук, профессор - предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения. А.Н. Авдулов - доктор филос. н. - раздел V В.Г. Борзенков VIII Г.В. Бромберг - канд. техн. н. - раздел VI В.В. Ильин - доктор филос. н., проф. - раздел I Ф.В. Лазарев - доктор филос.н., проф. - раздел II Л.В. Лесков - доктор физ.-мат. н., проф. - раздел VII Э.М. Мирский - доктор филос. н. - раздел III Б.Г. Юдин - чл.-корр. РАН, проф. - раздел IV

    Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Ф56 Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. - 731 с.- Gaudeamus »).

    ISBN 978-5-8291-0860-1 (Академический Проект)

    ISBN 978-5-902766-40-7 (Альма Матер)

    Учебное пособие написано коллективом ученых и преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова и Российс-кой Академии Наук. Оно адресовано прежде всего ас-пирантам всех специальностей для подготовки к экза-мену по новому кандидатскому минимуму «История и философия науки». Учебное пособие апробировано на кафедре философии Института переподготовки и повы-шения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.

    © Академический Проект, оригинал-ISBN 978-5-8291-0860-1 макет, оформление, 2007 ISBN 978-5-902766-40-7 © Альма Матер, 2007

    Предисловие

    В настоящее время для всех российских аспиран-тов и соискателей степени кандидата наук (независи-мо от конкретной специальности) введено требование сдачи экзамена по новой дисциплине кандидатского минимума, которая назвается «История и философия науки». Уже издана Программа нового кандидатского минимума, утвержденная Министерством образования и науки, а также ряд учебников и учебных пособий по трем основным структурным компонентам этого мини-мума 1) общая философия науки, 2) современные фи-лософские проблемы различных отраслей науки (есте-ствознание, математика, технические науки, социаль-но-гуманитарное знание), 3) история науки в целом и история отдельных научных дисциплин. Содержанием первой компоненты кандидатского минимума являет-ся рассмотрение общих философских вопросов науки как целого: понятие науки (и соответственно, обсужде-ния критериев научности), структура научного знания (его уровней, типов, видов и т. п.), развитие научного знания (характера, движущих сил, направленности и т. п.), функционирование науки как особого социаль-ного института, взаимодействие науки и общества и др. В центре внимания авторов данного учебника были именно эти общие проблемы философии науки.

    Второй компонентой содержания нового кандидат-ского минимума является история науки. Ясно, что здесь тоже существуют свои варианты. Прежде всего это общая история науки, дающая представление о ге-незисе и основных исторических этапах развития на-уки как целого. В небольшом объеме такое изложение общей истории науки представлено в первой главе дан-ного учебника. Возможно, что в каких-то вузах история науки может быть ограничена или только общей исто-рией естествознания, либо историей технического, либо историей гуманитарного знания. Знакомство аспиран-тов с историей науки может быть где-то сведено к более подробному изложению профильной для вуза конкрет-ной науки (физики, химии, биологии, истории, педаго-гики, математики, менеджмента и т. д.). Наконец, тре-тьей компонентой содержания нового кандидатского минимума является знание аспирантами философс-ких проблем одной из конкретных наук, близкой им по профилю вуза (философия физики, философия биологии, философия математики, философия психо-логии и т. п.).

    Стыковка всех трех компонент в кандидатском минимуме может быть осуществлена самым различным образом (на это нет никаких официальных ограниче-ний) и потенциально содержит в себе огромное содер-жательное разнообразие вариантов. Во многом это будет определяться и профилем вуза, и составом лек-торов, их интересами и знаниями, и, наконец, желани-ями самих слушателей. При всем возможном содержа-тельном разнообразии читаемых аспирантам различ-ных вузов курсов по истории и философии науки мы убеждены в том, что между ними должно существовать некое сходство, некое единство. Таким объединяющим всех их началом и должна стать общая философия науки, изложению основного содержания которой и по-священ настоящий учебник.

    При этом мы с самого начала должны отдавать себе ясный отчет в том, что в истории мировой философии никогда не существовало некоей единой, одинаково по-нимаемой всеми философии науки (для философии плю-рализм - абсолютно естественное и необходимое усло-вие ее бытия). Точно так же и в современной философ-ской и научной мысли существует огромное разнообразие концепций истории и философии науки. И это есть след-ствие того, что каждая концепция философии науки (кан-таганская, гегельянская, марксистско-ленинская, позити-вистская, натурфилософская, гуссерлианская, прагмати-стская, радикально-конструктивистская, аналитическая, постмодернистская и т. д.) есть всегда применение объяс-нительного ресурса той или иной общей философской доктрины к пониманию науки и научного познания. Конечно, это не простое механическое наложение об-щих философских схем на материал науки, а всегда некий творческий синтез философского и конкретно-научного знания, осуществляемый конкретным фило-софом иди ученым. Суть от этого не меняется: опреде-ляющим элементом той или иной философии науки всегда является предпочтение, выбор, оказанный ее представителями некоторой общей философии (мате-риализму, идеализму, эмпиризму, трансцендентализму, философии культуры, философии жизни, структурализ-му, аналитической философии, прагматизму, рациональ-ной теологии и телеологии и т. д.). Так что ожидать, что существует, возможна или должна быть какая-то еди-ная, всеми приемлемая «научная философия науки» - есть верный путь загнать себя в тупик иллюзий.

    С другой стороны, закономерно возникает вопрос: а можно ли как-то «обойти» плюрализм «философий науки» и разработать общую, инвариантную часть со-держания последней? Мой ответ- утвердительный. Однако сформировать такую максимально консенсуаль-но приемлемую часть философии науки можно только путем соблюдения двух следующих условий: 1) ориен-тация на обсуждение такого списка проблем филосо-фии науки, который постоянно воспроизводится в боль-шинстве «философий науки», независимо от их конк-ретных решений; 2) ориентация на обсуждение таких общих проблем философии науки, которые являются актуальными для понимания не только ее истории, но и ее сегодняшнего состояния и возможного будущего.

    Представляется, что введение нового кандидатско-го минимума по истории и философии науки безуслов-но повысит общую философско-методологическую культуру российских ученых. Российскую науку все-гда, как известно, отличала тяга к теоретичности и фундаментальности. Вместе с тем за последние два десятилетия в связи с уходом с политико-идеологичес-кой арены России марксистско-ленинской философии как «всеобщей методологии науки» стремление наших ученых к новым философским берегам еще не получи-ло достаточной определенности. Это - скорее время переосмысления, ожидания и нового философского «созревания». Однако, полагаю, не за горами то дос-тойное российской науки и философии время, когда курсы лекций крупных российских ученых по филосо-фии науки станут частым культурно значимым собы-тием в нашей жизни.

    Первое издание данного учебника вышло в 2004 г. За последние годы издательство «Академический Про-ект» опубликовало также серию наших учебных посо-бий: «Философия естественных наук», «Философия социальных и гуманитарных наук», «Философия тех-нических наук, математики и информатики», «Филосо-фия науки: словарь основных терминов». В этих рабо-тах дана конкретизация положений общей философии науки, изложенных в данном учебнике применительно к различным направлениям и областям современного научного знания.

    С.А. Лебедев, заслуженный профессор Московского университета

    Введение. ПОНЯТИЕ НАУКИ

    Существуют два возможных способа философско-го осмысления такого когнитивного конструкта (и со-ответствующей ему реальности) как «наука». Пер-вый - трансцендентально-аналитический. Он состоит, во-первых, в задании «науки» как специфической структуры сознания в ее знаниевой и познавательно-процессуальной определенности. Во-вторых, в ответе на вопрос: как возможна такая структура с точки зре-ния общих характеристик сознания, имеющихся в нем оснований и когнитивных средств? Данный подход является имманентно-философским, так как опирает-ся в первую очередь на категориальные ресурсы са-мой философии и только во вторую - на исследова-ние эмпирического бытия науки. Начало трансценден-тально-аналитической традиции осмысления «науки» было положено древнегреческими философами (Пар-менид, Платон, Аристотель). Она была господствующей в истории философии вплоть до начала XIX века, одна-ко наиболее четкую формулировку получила у И. Кан-та в виде поставленных им вопросов: как возможна математика, как возможно теоретическое естествозна-ние и др. Поэтому данный способ философского ис-следования «науки» можно было бы назвать «кантов-ской» парадигмой философии науки.

    Второй логически возможный способ философско-го анализа науки - синтетически-обобщающий. По преимуществу он опирается на эмпирическое иссле-дование науки как особой социокультурной реальнос-ти, имеющей специфические когнитивные, коммуни-кационные и практические механизмы функциониро-вания и воспроизводства. Философия науки в таком ее понимании существенно опирается на метанаучные разработки (история науки, социология науки, логика науки, науковедение и др.). Исследуя конкретно-исто-рические формы существования науки, ее дисципли-нарное многообразие, данный подход имеет целью обобщение ее логико-методологического, предметного и операционального своеобразия, выявление структу-ры общих закономерностей, тенденций развития «на-уки». Этот тип «философии науки» впервые был отчет-ливо заявлен в работах О. Конта, и поэтому его можно назвать «контовским».

    Если кантовская философия науки идет от вопро-са, как наука возможна, к ответу, как она «реально есть», то контовская имеет противоположный иссле-довательский вектор: от вопроса, как она «реально есть», к ответу, как она возможна. В первом случае мы имеем дело с философией науки как элементом фило-софской теории, во втором - как с генерализирующей науковедческой дисциплиной. Вопрос «стыковки» этих парадигм - одна из актуальных и слаборазработанных проблем современной философии.

    В данном учебном пособии при изложении основ-ных проблем истории и философии науки мы остано-вимся на трех главных проблемах философии науки: понятие науки, структура научного знания, динамика научного знания. При этом мы не будем себя жестко связывать рамками ни кантовской, ни контовской па-радигм, используя при решении заявленных проблем язык и ресурсы обеих.

    Дать ответ на казалось бы ясный вопрос, что такое наука, оказывается не так просто. Дело в том, что наука представляет собой очень сложный и во многих отно-шениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект. Это относится и к историческому бытию науки, к ее, так сказать, диахронному аспекту и к ее синхрон-ному бытию, имея в виду ее современное состояние.

    Так весьма противоречивым, логически несовмес-тимым является диахронное (историческое) многооб-разие форм «науки»: 1) древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская); 2) античная наука; 3) средневековая европейская наука; 4) новоевропейская классическая наука; 5) неклассическая наука; 6) постнеклассическая наука.

    Особенностями восточной преднауки являлись: непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям (искусству измерения и счета - математика, составлению календарей и обслу-живанию религиозных культов - астрономия, техни-ческим усовершенствованиям орудий производства и строительства - механика и т. д.); рецептурность (ин-струментальность) «научного» знания; эмпирический характер его происхождения и обоснования; кастовость и закрытость научного сообщества.

    Прямо противоположные свойства обретает то, что называется «наукой» в Древней Греции: теоретичность (источник научного знания - мышление), логическая доказательность, независимость от практики, откры-тость критике, демократизм. Образцом античного по-нимания научности, безусловно, являются «Начала» Евклида.

    Сущностные черты средневековой «науки»: теоло-гизм, непосредственное обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества, схоластика, догматизм. В средневековой религиозной культуре наука вынуждена была выполнять роль слу-жанки богословия и согласовывать с ним свои утвер-ждения. Научные истины («истины разума») имели подчиненный, более низкий гносеологический статус, чем религиозные истины («истины веры»). Астрология, алхимия, религиозная герменевтика были парадиг-мальными образцами средневековой науки. Ясно, что средневековая «наука» противоречила по своим зна-ниевым и операциональным характеристикам как ан-тичной «науке», так и древней «преднауке».

    Наконец, в эпоху Возрождения и Новое время в Европе возникает совершенно новое по своим когни-тивным и социальным характеристикам явление, кото-рое можно назвать прообразом современной «науки». Что ее отличает от того, что прежде именовалось «на-укой»? Во-первых, совершенно отличная от средневе-ковой идеология. Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Р. Де-карт, Ф. Бэкон полагали главными ценностями новой науки светский характер, критический дух, объектив-ную истинность, практическую полезность. Провозг-лашенный лорд-канцлером Англии лозунг «Знание - сила» был направлен не только против средневековой схоластической науки, но и по-своему против антич-ной науки с ее ангажированной независимостью от практических потребностей общества. В основе проек-та науки «модерна» лежало стремление ученых эпохи Возрождения и Нового времени соединить, синтезиро-вать рациональность античной науки с техно-инстру-ментальным характером восточной преднауки. Но для того, чтобы служить потребностям практики, увеличе-нию господства человека над окружающей действи-тельностью и прежде всего - природой, новая наука, по мнению ее архитекторов, должна: 1) сосредоточить-ся на изучении отдельных процессов и явлений с тем, чтобы использовать впоследствии полученное знание о свойствах и законах этих процессов в технических и технологических целях; 2) сама наука должна быть не созерцательно-наблюдательной, а экспериментальной в своей основе, т. е. предметом науки должна быть не сама по себе природа в своей естественности и цело-мудренной объективности, а «вырванные» из природы как тотальности или искусственно созданные в лабо-раториях материальные системы. Такие «рукотворные» системы легче поддаются исследовательскому контро-лю, чем природные системы в их естественном состо-янии. Они в принципе воспроизводимы неограничен-ное число раз. Относительно них гораздо легче достиг-нуть точного, логически связанного и количественного описания. Количественное описание свойств, отноше-ний и законов функционирования таких систем пред-полагает использование языка математики, языка функций. Последние, в силу континуального характера области их значений, позволяют в принципе неограни-ченно увеличивать интервал точности, однозначности и определенности научного языка. Онтологическое обоснование такого подхода было четко сформулиро-вано Галилеем: «Книга природы написана языком математики» и еще решительнее: «Бог- математик». Парадигмальными образцами новой науки явились аналитическая геометрия (Р. Декарт), механика (Г. Га-лилей, И. Ньютон) и математический анализ (И. Нью-тон, Г. Лейбниц, О. Коши, К. Вейерштрасс). Для обо-значения новой науки - экспериментально-математи-ческого изучения действительности - был предложен новый термин «science».

    Однако и новая (модернистская) наука претерпела за 300 лет своего существования и развития существен-ные изменения, пройдя в ходе своей эволюции ряд качественно различных этапов, которые по целому ряду параметров противоречат друг другу. Среди этих эта-пов выделяют классическую, неклассическую и пост-неклассическую науку (B.C. Степин). Эти типы «науки» отличаются друг от друга не только своим предметным содержанием и дисциплинарным объемом, но и свои-ми основаниями (онтологическими, гносеологически-ми, социальными и др.).

    Так, онтологическими основаниями классической науки являлись: антителеологизм, однозначный детер-минизм, механицизм. Гносеологические основания классической науки: объективные методы исследова-ния, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматический способ построения тео-рии. Ее социальные основания: дисциплинарная орга-низация, создание научных и учебных заведений но-вого типа (исследовательские лаборатории, институты, академические и инженерные сообщества, политехни-ческие и естественно-научные вузы и кафедры, испы-тательные стенды, научные журналы), востребован-ность науки обществом, усиление связи науки с про-изводством, создание промышленного сектора науки, возникновение массовой, «большой» науки. Осознание ограниченности когнитивных ресурсов классической науки приходится на конец XIX - начало XX века, время начала кризиса ее основ (период создания тео-рии относительности, квантовой механики, конструк-тивной логики и математики и др.).

    Качественно новый этап в осуществлении проек-та науки «Science» - неклассическая наука, основан-ная на существенно отличном от классической фун-даменте. Онтология неклассической науки: реляти-визм (пространства, времени, массы), индетерминизм (фундаментальных взаимосвязей объектов), массо-вость (множество объектов любого рода - статичес-кая система), системность, структурность, организо-ванность, эволюционность систем и объектов. Гносео-логия неклассической науки: субъект-объектность научного знания, гипотетичность, вероятностный ха-рактер научных законов и теорий, частичная эмпири-ческая и теоретическая верифицируемость научного знания. Методология неклассической науки: отсут-ствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм. Социология неклассической науки: «зернистая» структура научного сообщества, много-образие форм научной кооперации, наука - объект экономического, правового, социального и государ-ственного регулирования, противоречивое многообра-зие норм научного этоса.

    Неклассический этап развития «новоевропейской» науки проходит пик развития в 70-е годы XX века. Ему на смену приходит парадигма «постнеклассической» науки (фиксация, выделение и описание особеннос-тей которой основательно осуществлено в работах B.C. Степина). Лидеры постнеклассической науки - биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке. Преимущественный предмет исследова-ния постнеклассической науки - сверхсложные си-стемы, включающие человека в качестве существен-ного элемента своего функционирования и развития (механические, физические, химические, биологичес-кие, экологические, инженерно-технические, техноло-гические, компьютерные, медицинские, социальные и др.). Идеология, философские основания и методо-логия постнеклассической (современной) science су-щественно отличаются и во многом несовместимы с принципами и «духом» не только «классического» этапа развития модернистской (новоевропейской) науки, но и ее «неклассического» этапа. Принципы онтологии постнеклассической science: системность, структурность, органицизм, нелинейный (многовариан-тный) эволюционизм, телеологизм, антропологизм. Ее гносеологические основания: проблемная предметность, социальность (коллективность) научно-познавательной деятельности, контекстуальность научного знания, по-лезность, экологическая и гуманистическая ценность научной информации. Методология постнеклассической науки: методологический плюрализм, конструктивизм, консенсуальность, эффективность, целесообразность научных решений.

    Мы не будем здесь фиксировать внимание на том, что постнеклассическая наука - это, видимо, пере-ходное состояние от исторического таксона «мо-дернистская наука» с ее представлениями о научной рациональности к качественно новому историческому таксону науки, который может быть назван «постмо-дернистская наука» с совершенно иными представле-ниями о «научности» и «рациональности». Нам важно лишь подчеркнуть ту мысль, что исторические формы бытия того, что именовалось и именуется «наукой», настолько разнообразны и настолько противоречат друг другу, что не поддаются простому эмпирическо-му обобщению.

    Наряду с диахронным («историческим») плюрализ-мом «науки» имеет место и ее синхронный плюрализм. Он обусловлен существенным различием предметов и методологического арсенала разных научных дисцип-лин, реализуемых в них идеалов и норм научного ис-следования, а также форм организации деятельности. При анализе современной науки можно выделить по крайней мере четыре совершенно различных класса наук, по ряду параметров существенно различающих-ся друг от друга: 1) логико-математические; 2) есте-ственно-научные; 3) инженерно-технические и техно-логические; 4) социально-гуманитарные. Трудно на-звать то общее, что всех их объединяет (тем более, что в каждом классе есть весьма различные дисциплины и теории, в том числе альтернативные, эмпирический и теоретический уровни знания и т, п.). В самом деле, что общего между «математикой» и «историей», или даже между «математикой» и «физикой» ? Гораздо лег-че сформулировать отличия и даже противоположность между математическими, физическими и гуманитарны-ми «науками» и по предметам, и по способам констру-ирования знания, и по способам обоснования знания, критериям его приемлемости («истинности»), и даже по способам организации научных сообществ и их ценностным ориентациям. Доказательством существен-ной несхожести этих видов «наук» является, в частно-сти, частое непонимание друг другом представителей различных наук. Ярким его примером является серь-езно обсуждаемый Е. Вигнером вопрос о непостижи-мой эффективности чистой математики в применении ее к описанию физической реальности. Об этом же свидетельствует «шоковая реакция» историков на мас-сированное применение математических моделей и методов к истории, осуществляемое академиком-мате-матиком Л. Фоменко и его школой.

    Рассмотрим возможности использования для отве-та на вопрос, что такое «наука», философского метода. Последний предполагает конструирование всеобщего содержания «науки» в качестве особого теоретическо-го объекта («категории»), который имеет основания во всеобщих характеристиках сознания. С этой точки зре-ния наука, во-первых, есть результат деятельности рациональной сферы сознания (а не чувственной и тем более- иррациональных его сфер). Во-вторых, на-ука- это объектный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт. В-третьих, наука в равной степени относится как к познаватель-ной, так и к оценочной сфере рационального сознания.

    Итак, с точки зрения всеобщих характеристик со-знания наука может быть определена как рациональ-но-предметная деятельность сознания. Ее цель - по-строение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Источником рационально-го знания не может быть ни чувственный опыт сам по себе, ни художественное воображение, ни религиоз-но-мистическое откровение, ни экзистенциальные пе-реживания, а только мышление - либо в форме пост-роения эмпирических моделей чувственного опыта, либо в форме конструирования теоретических объек-тов (мира «чистых сущностей» или мира идеальных объектов).

    Полученное в результате деятельности мышления рациональное знание должно отвечать следующим требованиям: понятийно-языковой выразимости, опре-деленности, системности, логической обоснованности, открытости к критике и изменениям. Требование оп-ределенности мышления - главное условие его раци-ональности. Оно имеет адаптивно-практический смысл, составляя необходимую основу поведения, всегда пред-полагающего и осуществляющего некоторый выбор между А и не-А Логическим репрезентантом требова-ния определенности в мышлении выступает закон тож-дества - основной закон рационального мышления. Два других фундаментальных закона мышления - за-кон непротиворечивости и закон исключенного третье-го - являются скорее следствием закона тождества, обеспечивая его реализацию.

    Необходимо подчеркнуть, что рациональное мыш-ление (и рациональное знание) - более широкое по-нятие, чем научное знание. Хотя всякое научное зна-ние рационально, не всякое рациональное знание на-учно. Многие пласты обыденного и философского знания - рациональны, но не-научны. Научная раци-ональность - это, так сказать, «усиленная» рациональ-ность. Основные свойства научной рациональности: объектная предметность (эмпирическая или теорети-ческая), однозначность, доказанность, проверяемость (эмпирическая или аналитическая), способность к улуч-шению. Важно отметить, что реализация каждого из указанных выше необходимых свойств научной раци-ональности может быть достигнута и достигается су-щественно различным образом в разных типах наук (логико-математических, естественно-научных, инже-нерно-технологических и социально-гуманитарных). Это зависит как от предметной специфики соответству-ющего типа науки, так и от средств когнитивной дея-тельности с релевантным этим предметам внешним опытом.

    Можно говорить о существовании четырех основ-ных типов научной рациональности. Логико-матема-тическая рациональность: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальная доказатель-ность, аналитическая верифицируемость. Естественно-научная рациональность: эмпирическая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность (за счет потенциально-бесконечной воспроизводимости результатов наблюдения), частичная логическая доказа-тельность, опытная верифицируемость (подтверждае-мость и фальсифицируемость). Инженерно-технологи-ческая рациональность: «вещная» предметность, конст-руктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность. Социально-гуманитарная рациональность: социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полез-ность. Следование каждому из типов научной рацио-нальности приводит к порождению соответствующего вида знания, которое, впрочем, только частично зависит от содержания конкретно выделенной «объектной» сфе-ры. Ибо возможны геометрия как физика, физическая биология, социальная технология, философия матема-тики, история техники и т. д. и т. п.

    курсу философия науки (общие проблемы) - владеть содержанием дисциплины «История и философия науки» и иметь представление...

  3. Философия науки в информационном обществе актуальные проблемы

    Автореферат диссертации

    Образовании в курсе философии науки рассматриваются темы: наука в культуре современной цивилизации; возникновение науки и основные... М., 2003 и др. 2 Стёпин В. С. Философия науки . Общие проблемы. М., 2006; Основы философии науки : Книга для чтения по...

  4. Кандидатский экзамен по истории и философии науки

    Учебно-методическое пособие

    ... ОБЩИМ ПРОБЛЕМАМ ФИЛОСОФИИ НАУКИ Введение Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" ... . и доп. – Москва: КНОРУС, 2008. - 584 с. Философия науки : общ . курс : учеб. пособие / под ред. С.А.Лебедева...

  5. Общие положения (1)

    Программа

    М. : Гардарики, 2006. – 639 с. Степин B.C. Философия науки . Общие проблемы. М, 2004. Философия науки / под ред. Лебедева С.А. М., 2004 ... переломе эпох. -СПб., 2002. Лебедев С.А. Философия науки . Общий курс . – М., 2007. Могильницкий Б. Г. История...

  6. Под ред. С.А. Лебедева

    Академический Проект 2 0 0 7

    УДК 1/14 ББК 87 Ф56

    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) - доктор филос. наук, профессор - предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения. А.Н. Авдулов - доктор филос. н. - раздел V В.Г. Борзенков VIII Г.В. Бромберг - канд. техн. н. - раздел VI В.В. Ильин - доктор филос. н., проф. - раздел I Ф.В. Лазарев - доктор филос.н., проф. - раздел II Л.В. Лесков - доктор физ.-мат. н., проф. - раздел VII Э.М. Мирский - доктор филос. н. - раздел III Б.Г. Юдин - чл.-корр. РАН, проф. - раздел IV

    Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Ф56 Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. - 731 с.- Gaudeamus »).

    ISBN 978-5-8291-0860-1 (Академический Проект)

    ISBN 978-5-902766-40-7 (Альма Матер)

    Учебное пособие написано коллективом ученых и преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова и Российс­кой Академии Наук. Оно адресовано прежде всего ас­пирантам всех специальностей для подготовки к экза­мену по новому кандидатскому минимуму «История и философия науки». Учебное пособие апробировано на кафедре философии Института переподготовки и повы­шения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.

    © Академический Проект, оригинал-ISBN 978-5-8291-0860-1 макет, оформление, 2007 ISBN 978-5-902766-40-7 © Альма Матер, 2007

    Предисловие

    В настоящее время для всех российских аспиран­тов и соискателей степени кандидата наук (независи­мо от конкретной специальности) введено требование сдачи экзамена по новой дисциплине кандидатского минимума, которая назвается «История и философия науки». Уже издана Программа нового кандидатского минимума, утвержденная Министерством образования и науки, а также ряд учебников и учебных пособий по трем основным структурным компонентам этого мини­мума 1) общая философия науки, 2) современные фи­лософские проблемы различных отраслей науки (есте­ствознание, математика, технические науки, социаль­но-гуманитарное знание), 3) история науки в целом и история отдельных научных дисциплин. Содержанием первой компоненты кандидатского минимума являет­ся рассмотрение общих философских вопросов науки как целого: понятие науки (и соответственно, обсужде­ния критериев научности), структура научного знания (его уровней, типов, видов и т. п.), развитие научного знания (характера, движущих сил, направленности и т. п.), функционирование науки как особого социаль­ного института, взаимодействие науки и общества и др. В центре внимания авторов данного учебника были именно эти общие проблемы философии науки.

    Второй компонентой содержания нового кандидат­ского минимума является история науки. Ясно, что здесь тоже существуют свои варианты. Прежде всего это общая история науки, дающая представление о ге­незисе и основных исторических этапах развития на­уки как целого. В небольшом объеме такое изложение общей истории науки представлено в первой главе дан­ного учебника. Возможно, что в каких-то вузах история науки может быть ограничена или только общей исто­рией естествознания, либо историей технического, либо историей гуманитарного знания. Знакомство аспиран­тов с историей науки может быть где-то сведено к более подробному изложению профильной для вуза конкрет­ной науки (физики, химии, биологии, истории, педаго­гики, математики, менеджмента и т. д.). Наконец, тре­тьей компонентой содержания нового кандидатского минимума является знание аспирантами философс­ких проблем одной из конкретных наук, близкой им по профилю вуза (философия физики, философия биологии, философия математики, философия психо­логии и т. п.).

    Стыковка всех трех компонент в кандидатском минимуме может быть осуществлена самым различным образом (на это нет никаких официальных ограниче­ний) и потенциально содержит в себе огромное содер­жательное разнообразие вариантов. Во многом это будет определяться и профилем вуза, и составом лек­торов, их интересами и знаниями, и, наконец, желани­ями самих слушателей. При всем возможном содержа­тельном разнообразии читаемых аспирантам различ­ных вузов курсов по истории и философии науки мы убеждены в том, что между ними должно существовать некое сходство, некое единство. Таким объединяющим всех их началом и должна стать общая философия науки, изложению основного содержания которой и по­священ настоящий учебник.

    При этом мы с самого начала должны отдавать себе ясный отчет в том, что в истории мировой философии никогда не существовало некоей единой, одинаково по­нимаемой всеми философии науки (для философии плю­рализм - абсолютно естественное и необходимое усло­вие ее бытия). Точно так же и в современной философ­ской и научной мысли существует огромное разнообразие концепций истории и философии науки. И это есть след­ствие того, что каждая концепция философии науки (кан­таганская, гегельянская, марксистско-ленинская, позити­вистская, натурфилософская, гуссерлианская, прагмати-стская, радикально-конструктивистская, аналитическая, постмодернистская и т. д.) есть всегда применение объяс­нительного ресурса той или иной общей философской доктрины к пониманию науки и научного познания. Конечно, это не простое механическое наложение об­щих философских схем на материал науки, а всегда некий творческий синтез философского и конкретно-научного знания, осуществляемый конкретным фило­софом иди ученым. Суть от этого не меняется: опреде­ляющим элементом той или иной философии науки всегда является предпочтение, выбор, оказанный ее представителями некоторой общей философии (мате­риализму, идеализму, эмпиризму, трансцендентализму, философии культуры, философии жизни, структурализ­му, аналитической философии, прагматизму, рациональ­ной теологии и телеологии и т. д.). Так что ожидать, что существует, возможна или должна быть какая-то еди­ная, всеми приемлемая «научная философия науки» - есть верный путь загнать себя в тупик иллюзий.

    С другой стороны, закономерно возникает вопрос: а можно ли как-то «обойти» плюрализм «философий науки» и разработать общую, инвариантную часть со­держания последней? Мой ответ- утвердительный. Однако сформировать такую максимально консенсуаль-но приемлемую часть философии науки можно только путем соблюдения двух следующих условий: 1) ориен­тация на обсуждение такого списка проблем филосо­фии науки, который постоянно воспроизводится в боль­шинстве «философий науки», независимо от их конк­ретных решений; 2) ориентация на обсуждение таких общих проблем философии науки, которые являются актуальными для понимания не только ее истории, но и ее сегодняшнего состояния и возможного будущего.

    Представляется, что введение нового кандидатско­го минимума по истории и философии науки безуслов­но повысит общую философско-методологическую культуру российских ученых. Российскую науку все­гда, как известно, отличала тяга к теоретичности и фундаментальности. Вместе с тем за последние два десятилетия в связи с уходом с политико-идеологичес­кой арены России марксистско-ленинской философии как «всеобщей методологии науки» стремление наших ученых к новым философским берегам еще не получи­ло достаточной определенности. Это - скорее время переосмысления, ожидания и нового философского «созревания». Однако, полагаю, не за горами то дос­тойное российской науки и философии время, когда курсы лекций крупных российских ученых по филосо­фии науки станут частым культурно значимым собы­тием в нашей жизни.

    Первое издание данного учебника вышло в 2004 г. За последние годы издательство «Академический Про­ект» опубликовало также серию наших учебных посо­бий: «Философия естественных наук», «Философия социальных и гуманитарных наук», «Философия тех­нических наук, математики и информатики», «Филосо­фия науки: словарь основных терминов». В этих рабо­тах дана конкретизация положений общей философии науки, изложенных в данном учебнике применительно к различным направлениям и областям современного научного знания.

    С.А. Лебедев, заслуженный профессор Московского университета