Национальный вопрос этой эпохи стоял очень остро не только в России, но и в Европе. В это время были совершены революции в Греции, Хорватии и в других регионах. Общая волна либеральных идей и революций не могла не затронуть Россию, которая была многонациональной страной, и многие народы которой тайно или явно мечтали о самостоятельности. Поэтому национальная политика Александра 1 строилась таким образом, чтобы давать народам, особенно проживающим на окраинах, такое количество свобод и прав, которые бы соответствовали и их интересам и интересам России.
Национальные европейские революции 40-х годов 19 века побуждали Российскую Империю искать особые пути управления своими окраинами. Наиболее ярко это выразилось в национальной политике Александра 2 в Финляндии. Этот император продолжил политику Николая 1 и Александра 1, которые наделили этот регион обширной автономией. При Александре 2 активно начал работать финский сейм, который при Николае 1 созывался всего несколько раз. Для решения национальных проблем в данном регионе, император наделил Финляндию широкими правами и полномочиями:
Александр Второй дал Финляндии огромную самостоятельность. Если раньше можно было говорить о том, что автономия имела только ряд привилегий, то сейчас Финляндия была полноценным государством в государстве. Она никак не зависело от Петербурга и могла отлично существовать самостоятельно.
Национальная политика России этого периода в Польском царстве заключалась в усиление контроля над регионом. Если в Финляндии расширялись права автономии, то в Польше, наоборот, шло ужесточение центральной власти. Это связано не с отсутствием последовательности в руководстве страны, а с очень сильными националистическими идеями поляков. Ещё при Александре 1 они высказывали недовольство очень либеральной для своего времени Конституцией, которую император даровал этому региону, а при Николае 1 случилась первая польская революция. При Александре 2 прошла вторая польская революция.
События в Европе, когда в целом ряде государств произошли революции, нашли отражение во взглядах Польши. Местное дворянство по-прежнему вынашивало идею создания независимой Речи Посполитой. В это время всю элиту и всё население Польши можно было разделить на два больших лагеря:
В 1863 году в Польше вспыхнуло восстание. Его поддержали и Правые и Левые, но Правые очень быстро объявили себя Временным правительством, объявили о полной свободе крестьян и о свободе Польши. Это был очень тонкий ход, поскольку они не просто освободили крестьян, а сделали их собственниками своих земельных участков. Это делалось для того, чтобы крестьяне встали на сторону Революции и поддержали польское дворянство в борьбе с Россией . Нужного эффекта это не привело, поскольку Александра 2 сработал на опережение. Он признал все положение, изданные в Польском царстве. Он признал крестьян свободными и наделил их земельными участками. В результате крестьяне в Революцию не были вовлечены, а дворянство без поддержки населения очень быстро проиграло. Революция была подавлена в 1864 году.
Польское восстание оказало огромное влияние на политику Империи не только в польских землях, но и во всех центральных районах страны. Понимая, что националистические идеи Польши очень сильные, Александр 1 после подавления восстания ещё больше урезал самостоятельность этого региона:
Основные центры западных губерний Российской Империи эпохи правления Александра 2:
Оба региона были пограничными, в результате чего здесь принимались особенные законы и особенные положения. Начнем с того, что крепостное право здесь было полностью отменено в 1863 году. Политика власти в отношении данного региона в 1860-70 годы имела следующие особенности: правительство старалось создать максимально комфортные условия для жизни простого населения, чтобы исключить здесь польский сценарий с революцией. Для этого было отменено было отменено крепостное право, крестьяне были наделены землей, барщина и оброк по-прежнему сохранялись, но величина их была снижена на 20%. Другими словами, здесь также как и в Финляндии шло расширение прав местного населения. Но если Финляндия воспринимала это как способ развития собственного государства, то Западные губернии, особенно украинские, использовали это исключительно для поднятия национальных и националистических движений.
Уже в 1860 году в Украине начинается нелегальное издание националистических книг и журналов на украинском языке. Это были откровенно националистические вещи, которые призывали бороться за независимость, за отмену русского языка и за отчуждение от России. Здесь важно отметить, что националистические идеи Украины возникли не из-за политики Александра 2. Это процессы, которые складывались десятилетиями и столетиями. Достаточно сказать, что еще в период Северной войны, немалая часть украинцев воевало на стороне шведов против России.
Либеральная политика в национальных вопросах, проводимая Александром 2, затронула и еврейскую проблематику. Правительство изменило свою политику в отношении к евреям и предприняло новую попытку приобщение их к русской культуре и к русскому языку. Были предприняты попытки ввести для еврейского населения русский язык, русскую культуру, русские традиции и обычаи. В массе своей результата это не дало, лишь незначительная часть молодежи откликнулась на эти идеи.
Начиная с 1860 года был принят закон о проживания евреев вне черт оседлости. Теперь купцы 1 гильдии с еврейским происхождением получали право жить где угодно. Аналогичную привилегию получили ученые с присвоенной ученой степенью, а также некоторые ремесленники. Большие послабления для евреев были сделаны в плане проживания в Польше. В этом регионе они могли селиться где угодно.
Вместе с политикой определенных послаблений, шла и политика ограничений:
Изучая кавказскую политику России в плане национальных отношений, следует понимать, что в этот момент шла Кавказская война. Россия на десятилетия застряла в кровавых сражениях с горными народами за право присоединить их территории к Российской империи. Национальная политика здесь была сформулирована военным министром Милютиным, который заявил, что несмотря на то, что Россия хочет присоединить себе эти регионы, необходимо сохранить интересы горных народов в плане их религиозных верований, традиций и обычаев . Поэтому Даже несмотря на то, что Кавказскую войну выиграла Россия, горные народы сохранили свою самобытность.
Национальная политика России на Кавказе распространялось только на те регионы, которые удавалось отвоевать. Здесь сразу же строились крепости, а также частично происходило переселение народов из других областей.
Во многих учебниках говорится, что на кавказских приграничных землях при Александре 2 были созданы казачьи войска, чтобы поддержать порядок, а также разбавить местное население. Это является верным утверждением, но нужно отметить, что кавказские войска здесь были основаны еще в 1832 году. При Александре 2 произошло разделение казачества на Кубанское и Терское, которые располагались в регионе Кавказа. Сложность в управлении кавказскими народами и землями, на которых эти народы обитали, заключалась в том, что здесь проживало огромное количество различных народностей, которые каждый по-своему и вместе оказывали сопротивление. Если на войне с другим государствам достаточно захватить его столицу, чтобы одержать победу, то для победы на Кавказе, требовалось полностью захватить каждый народ, здесь проживающий. Борьба шла за каждый аул. Поэтому здесь и была предпринята попытка ведения политики, когда на освобожденных землях появляются другие народы, которые должны своей культурой, традициями и обычаями разбавить местное население.
По словам вождя мировой революции В. И. Ленина, во время правления Александра II Российская империя превратилась в «тюрьму народов». Ленину было свойственно преувеличивать действительность, особенно в вопросах касающихся монархической системы.
Национальная политика Александра II была весьма двойственной, в первую очередь это объясняется тем, что государство населяли представители множеств народностей и этносов, имеющих резкие отличия в культурном, духовном и общественном развитии.
Главным стержнем национальной политики Александра II была либеральная унификация национальных окраин, которая сопровождалась русификацией и обращением вправославие. Стоит отметить, что в отличие от своих предшественников, Александр II запрещал внедрять православие в насильственной форме, скорее это носило рекомендативный характер.
После многочисленных восстаний 1863-1864гг против русской короны в Польше, Александр II вынужден был продолжить реакционную политику своего отца: польские чиновники смещались со своих должностей, на их место приходили доверенные лица императора. Делопроизводство, учебный процесс, юриспруденция с 1865 года были переведены на русский язык.
Главным идейным противником Александра II была польская шляхта, поэтому первый удар император нанес именно по ее ней: в 1964 года в Польше была проведена аграрная реформа, в результате которой польская элита лишилась половины своих владений и крепостных. Даже название государства - «Польша» - было выведено из оборота и заменялось «Привислинским краем».
Если в противостоянии с польским национализмом император не чуждался жестких методов борьбы, то отношение к народностям Средней Азии и Кавказа было кардинально противоположным. Во времена правления Александра II строго запрещалось ущемлять в национальных правах эти народы.
Культурные и национальные традиции в этих регионах активно поощрялись царской властью. Местная элита смогла сохранить за собой все должностные места, не проводились также репрессии против мусульманского духовенства. Верующие, исповедовавшие ислам, не только не поддавались обращению в христианство, но и получали существенные скидки в налогообложении за сохранение своих национальных традиций и верований.
Подобный либерализм был основан на необходимости предотвращения новых военных конфликтов с этими народами, в частности жителей Северного Кавказа.
После довольно жестких ограничений еврейского населения, которые был предпринятые в первой половине 19 века, в период царствования Александра II народ был уравнен в правах и свободах с русским населением. В результате политики, направленной на ассимиляцию иудеев, представители этого народа начали массово покидать маленькие города и переселятся в села, все чаще они вступали в смешанные браки с русскими, а также активно вливались в торговые отношения.
Евреи получали беспрецедентное право частного владения землей и торговли алкогольными напитками. Конец национального либерализма в Российской империи наступил сразу после смерти Александра II. Его сын, Александр III, в знак мести за смерть отца отменил все национальные прерогативы, которыми одарил народы император.
Личность Александра II выделяется на фоне других императоров России XIX века. Он унаследовал трон сразу после поражения империи в Крымской войне. Сын консерватора Николая I провел в стране серию либеральных реформ. За отмену крепостного права Александра II назвали императором-освободителем. Судебная, земская, городская и другие реформы 1860-1870 гг. дали толчок развитию страны.
Во внешней политике императору и его сподвижникам пришлось столкнуться с серией вызовов. Главной задачей стала ликвидация последствий проигранной Крымской войны и преодоление международной изоляции империи. В 1863-1864 гг. шло восстание в Царстве Польском. В правление Александра II прошла победоносная война против Турции, и были освобождены народы Балкан.
Логичным завершением внешне- и внутриполитических начинаний Александра II была попытка конституционной реформы Российской империи. Трагическая гибель императора прервала либеральный курс. Император Александр III вернулся к консервативной политике и свернул конституционные начинания отца и его соратников.
Конференция в Лондоне 1871г. – подписана конвенция, которая отменяла статьи о нейтрализации Черного моря. Россия получила право иметь военный флот на Черном море, укреплять южную границу. Началось возрождение Севастополя как главной военно-морской базы (отмена статей Парижского мирного договора)
«Союз трех императоров» (Россия, Германия, Австро-Венгрия) 1872г. – соглашение династических монархов, которые объединились для борьбы с республиканскими и революционно-социалистическими идеями. Подчеркивалась изоляция Парижа, который недавно доминировал в европейских делах.
Июнь 1877г. | Русские войска форсировали Дунай и вступили в Болгарию. Отряд генерала И.В.Гурко перешел Балканы и занял Шипкинский перевал. Окончились неудачей попытки русской армии овладеть сильной турецкой крепостью Плевна. |
Август-декабрь 1877г. | Русские войска и болгарские ополченцы в ожесточенных и кровопролитных боях отстояли свои позиции на Шипкинском перевале. |
Август 1877г. | Началась планомерная осада Плевны, которая привела к капитуляции турецкого гарнизона (28 ноября 1877г.) |
И.В.Гурко разгромил 42-тысячную турецкую группировку и занял Софию. |
|
В сражении под Шейново войска под командованием генералов Ф.Ф.Радецкого и М.Д.Скобелева нанесли поражение тридцатитысячной турецкой армии. |
|
Начало января 1878г. | Пали города Филиппополь (Пловдив) и Адрианополь |
Берлинский конгресс 1878г. – Англия и Австро-Венгрия под предлогом защиты Турции отказались принять условия Сан-Стефанского мира и добились их пересмотра:
Внутренний кризис на рубеже 1870-1880-х гг. М.Т.Лорис-Меликов и его программа:
Появление программы (которая получила название «Конституция Лорис-Меликова») относится к началу 1881г. Оно было обусловлено:
Для преодоления «крамолы» необходимо и полезно призвать общество к разработке нужных мероприятий, то есть сотрудничество власти и общества
Проект Лорис-Меликова – это был первый шаг к построению конституционной системы в России, начало подготовки к созданию парламента. Проект был одобрен Александром II, однако в тот же день – 1 марта 1881г. – император был убит. Проект был отклонен Александром III, вследствие чего М.Т.Лорис-Меликов вынужден был уйти в отставку.
Национальная политика Александра II
9 класс
Цели :
Образовательные
формировать у учащихся знания об особенностях национальной политики правительства Александра II
подвести к пониманию проблем России как многонационального и многоконфессионального государства
создавать у школьников представление о положении некоторых народов, входящих в состав Российской империи (поляки, евреи, украинцы, белорусы, горцы)
обеспечить усвоение новых понятий и терминов: "сепаратизм", "антисемитизм", "громады"
напомнить и закрепить такие понятия и термины как: "империя", "имам", "имамат", "Сейм"
Развивающие
продолжить формировать умение сравнивать и обобщать
развивать память, внимание и воображение учащихся
развивать и обогащать речь учеников
Воспитательные
воспитывать толерантное отношение к другим народам
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Этап урокаМетодические приемы
Хронометраж
Основное содержание
Деятельность учеников
Примечания
(для самоанализа)
Орг. Момент
Приветствие
Перекличка
Настрой
(1 мин.)
Добрый день! Я рада вас видеть! Присаживайтесь.
Ребята, кто сегодня отсутствует? (отмечаю)
приветствие
сообщают, кто отсутствует
слушают, достают всё необходимое, успокаиваются, настраиваются
Домашнее задание
(1 минута)
Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание
ДЛЯ ВСЕХ: параграф 20, устно ответить на вопросы после него
ПО ЖЕЛАНИЮ: письменно выполнить творческое задание "Петиция к царю" (напишите прошение императору от лица польского, украинского народа, с просьбой о тех или иных привилегиях; обязательно обоснование)
Отвечаю на вопросы
Записывают, задают вопросы
Проверка д/з
(проверка – 7 мин плюс 1 мин. инструктаж по выполнению работ = 8 мин)
Уплотненный опрос:
тестирование
работа по карточкам
контрольная беседа
Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, проверим то, как вы усвоили предыдущий. Сделаем это следующим образом: часть будет решать тесты, часть работать по карточкам, и с троими "счастливчиками" мы побеседуем. Делать это мы будем одновременно. Я раздаю вам работы, вы их подписываете, пишете в этих же листах. Читайте внимательно, там все написано: где подписать, сколько времени дается на выполнение, сколько правильных вариантов. Один раз я озвучу, потом читайте сами, чтобы не было лишних вопросов. Показываю бланк и комментирую: здесь подписываете, вариантов ответа может быть несколько, выполняете в течение 7 минут. Варианты разные, вопросы разные, отсюда вас всех прекрасно видно, после 2-ух замечаний я, не принимая вашей, работы ставлю "2", поэтому лучше худо бедно, но зато сами.
Убираем всё со столов, оставляем только пишущую ручку.
Вопросы есть? Работайте внимательно, аккуратно и тихо. Можете начинать.оценку по пройденной теме.
Одновременно:
Часть учащихся пишет тест,
часть - работает по карточкам, 3-4 человека (первые парты второго ряда) беседуют со мной (контрольная беседа)
.
Особо напряженная ситуация сохранилась в Польше, где появились многочисленные тайные организации. Современники разделили их на два типа - «красные» (боровшиеся за интересы крестьянства) и «белые» (помещики и крупная буржуазия, выступавшие против решения крестьянского вопроса). Обе партии, тем не менее, объединяло стремление восстановить Польшу в границах 1772 года. Антирусское настроение в польской среде были настолько сильны, что даже инициатива начальника гражданского управления маркиза А.Велёпольского о восстановлении конституции 1815 года была сочтена слишком умеренной национальной программой и не удовлетворяла ни «красных» ни «белых». Маркиз решил при помощи специального рекрутского набора призвать в армию революционно настроенную молодежь, что привело к вооруженному восстанию в конце января 1863года. К маю 1864 года восстание было окончательно подавлено, после чего последние остатки польской автономии были ликвидированы, а название Царства Польского заменено на безликое «Привисленский край». Польские дворяне были лишены права избирать предводителей дворянства, которые теперь назначались из Петербурга. Полякам-католикам было запрещено покупать и арендовать земли в девяти западных губерниях.
При Александре II продолжилась политика, начатая Николаем I по отношению к Кавказским народам. Главнокомандующий кавказской армией А.И. Барячтинский считал необходимым начать активное заселение Кавказа терскми казаками, «чтобы постепенно стеснять горцев и лишать их средств к жизни». Результатом такой политики стало насильственное переселение в Турцию около 100 тысяч черкесов (при этом, однако, на освободившиеся земли переселялись не только казаки и крестьяне, но и греки и армяне, бежавшие от притеснений из Турции).
Однако, существовали и другие мнения относительно решения национального вопроса на Кавказе. Военный министр Д.А. Милютин призывал к проведению более гибкой национальной политики, считая необходимым оставить в неприкосновенности религию, обычаи и образ жизни кавказских народов. В русле этой политики действовало правительство, оказывая поддержку высшему и среднему духовенству. На Кавказе был введен особый суд, который состоял из выборных представителей горных народов решавших дела «в духе народных воззрений».
Изменилось отношение правительства и к еврейскому населению. В 1860-е годы были введены различные льготы, разрешавшие проживание вне «черт оседлости» купцам 1 гильдии, обладателям ученых званий, некоторым категориям ремесленников. Более гибкую политику правительство Александра II стало проводить и к народам Поволжья (политика насильственной христианизации в этом регионе показала свою полную несостоятельность; многие новокрещенные народы возвращались к своим прежним верованиям). Вторая половина XIX века стала для многих из них временем формирования национальной интеллигенции, были заложены основы литературного татарского языка, открыты первые татарские и чувашские школы. В то же время, были уничтожены административно-политическая самостоятельность и национальное самоуправление немецких колоний в Поволжъе и национальная школа в них. Все это вызвало исход немецкого населения из России в Америку.
Атмосфера либеральных реформ способствовала подъему национального самосознания в рядах украинской и белорусской интеллигенции. Но если по отношению к прочим народам правительство допускало определенные послабления. То в Малороссии (Украине) и губерниях Северо-Западного края (Белоруссии) правительство видело исконно русскую часть населения страны и отказывалось признавать самостоятельное существование украинского и белорусского народов, их национального языка и культуры.
Таким образом, правительство Александра II проводило избирательную национальную политику. Но избирательность эта проявлялась лишь в выборе различных методов для осуществления единственной цели - укрепление единой и могучей Российской империи.
В этом же русле действовал и следующий правитель - Александр III, видевший одной из своих главных задач сохранение единства многонационального российского государства.