Новый закон о главном. Поправка Джексона-Веника: выгодна ли она США

В 1972 году Совет министров СССР, испытывая давление мировой общественности, решил открыть границы для миграции. Чтобы затруднить «утечку мозгов», эмиграцию интеллектуальной элиты, было издано постановление, по которому желающие эмигрировать должны были уплатить «компенсацию за полученное образование». Эта сумма была очень большой, поэтому только единицы могли ее осилить и получить разрешение на выезд. По архивным данным, за семь месяцев действия налога на образование 1450 человек выплатили советскому государству около 7 миллионов рублей.

В мире такой налог назвали «рабством двадцатого века». Двадцать один лауреат Нобелевской премии выступили с публичным заявлением, обвинив советское руководство в «массовых нарушениях прав человека». Через некоторое время денежный сбор был отменён, но его сменили дополнительные ограничения, которые означали запрет на эмиграцию даже для воссоединения с семей. Отделения виз и регистраций МВД могли годами рассматривать заявления на выезд. Самой распространённой причиной отказов в выдаче выездных виз так называемым «отказникам» был «доступ к государственным тайнам».

Такая виза давалась людям, которые получили разрешение покинуть СССР навсегда

Спустя месяц после скандального постановления, американский сенатор Генри Джексон в 1974 году подготовил поправку к закону о торговле, которая увязывала ограничения во внешней торговле со свободой эмиграции из страны. Одновременно конгрессмен от штата Огайо Чарльз Вэник внес в Палату представителей подобный законопроект.

Сенатор Генри Джексон

Т екст самой поправки:

Действия стран с нерыночной экономикой, ставящие их вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий, либо коммерческих соглашений.

Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 года, независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какие-либо коммерческие соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна —

1) отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

2) облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо
3) облагает более чем номинальным налогом, сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию, и заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3).

Чарльз Вэник (третий слева)

Никсон и госсекретарь Генри Киссинджер приложили много усилий, чтобы провалить принятие этой поправки в Конгрессе. 3 января 1975 года поправка все же была подписана, только уже президентом Джеральдом Фордом. Реакция Кремля последовала быстро, и налог на образование сняли.

Чарльз Вэник

В марте 2012 года американские сенаторы во главе с республиканцем Джоном Маккейном выступили за отмену поправки Джексона — Вэника в обмен на принятие конгрессом закона под названием «списка Магнитского». К этому времени поправка давно потеряла свою актуальность. В том же году президент США Барак Обама подписал этот закон, а 21 ноября 2012 года действие поправки в отношении России было официально отменено конгрессом.

Поправка Джексона-Вэника (The Jackson-Vanik Amendment) содержится в главе IV "Закона о торговле" США. Поправка была названа в честь ее авторов - сенатора Генри Джексона (был членом палаты представителей конгресса США в 1941-1953 гг., членом сената - в 1953-1983 гг.) и члена палаты представителей Чарльза Вэника (избирался в конгресс в 1955-1981 гг.). Оба законодателя были членами Демократической партии США.

Поправка связывала предоставление кредитов и статуса наибольшего благоприятствования любой "коммунистической стране" и, в частности, будущее торгово-экономических соглашений между США и СССР с требованием соблюдения этими странами гражданских прав и свобод, включая свободный выезд за границу желающих эмигрировать.

Поводом к принятию поправки послужила, в частности, практика ограничения выезда лиц еврейской национальности из СССР. Условия, содержавшиеся в принятом законе, были охарактеризованы правительством СССР как вмешательство во внутренние дела страны и отвергнуты, в результате чего СССР было отказано в режиме наибольшего благоприятствования.

Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом Фордом 3 января 1975 г. Из-за отсутствия благоприятствования советский экспорт в США облагался пошлинами, в 10 раз превышающими обычные.

После 1985 г. и в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 г. - Российской Федерации) поправка утеряла свое значение, но официально не была отменена, хотя ее действие в контексте Закона о торговле может ограничиваться или вообще отменяться в каждом конкретном случае специальным решением президента США.

21 сентября 1994 г. президент США Билл Клинтон подписал и направил в конгресс послание, в котором уведомил законодателей о своем решении гарантировать России автоматическое продление режима наибольшего благоприятствования в торговле. Решение Клинтона устранило необходимость в ежегодном выведении России из-под действия поправки Джексона‑Вэника, что на протяжении предыдущих пяти лет специальными указами делали президенты США.

Поправка Джексона-Вэника долгое время омрачает отношения России и США. Ныне это один из символов былого противостояния двух государств и "холодной войны".

Попытка отменить поправку в отношении России была предпринята Соединенными Штатами только однажды - в 2002 г. Тогда президент США Джордж Буш просил конгресс решить данную проблему. Но как только вопрос вышел на "финишную прямую", Россия запретила импорт куриного мяса из США, и процесс был остановлен.

3 февраля 2011 г. глава комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов по итогам встречи с американскими сенаторами сообщил, что конгресс США может отменить поправку Джексона-Вэника уже весной нынешнего года.

Глава международного комитета СФ также рассказал, что отмену поправки Джексона-Вэника также активно поддерживает крупная лоббистская организация Американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC).

Без отмены поправки Джексона-Вэника делегация США формально не имеет права голосовать за принятие России в ВТО.

Поправка Джексона-Вэника также действует в отношении Вьетнама, Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Молдовы.

В 2000 г. поправка перестала действовать в отношении Китая. Тогда же ограничения в торговле были сняты в отношении Грузии, Кыргызстана и Албании.

В 2006 г. поправка Джексона-Вэника была отменена в отношении Украины.

Наглые они, американцы, не зря их у нас «пиндосами» называют. Почему «пиндосы»? Не знаю, но согласитесь: хорошего человека «пиндосом» не назовут. То есть - не любит их наше население.

А за что их любить-то? Пакостят они нам всю дорогу. Вспомните, ещё при совке ихние сенаторы Джексон и Веник придумали подлянку: мол, немыслимо нам торговать со странами, которые живых людей из своей страны не выпущают - при этом про СССР прямо не говорят, но паскудно так подмигивают и на нас пальцем показывают. Заявляют, что мол мы, демократы и гуманисты, в этом вопросе не можем «поступиться принципами».

Ага, принципами. Учить нас вздумали. Мы им говорим: на себя посмотрите! Ладно, Джексон он и в Африке Джексон. А у второго сенатора фамилия вообще дурацкая - Веник. Типа чайник. Или тазик. И этот "тазик" жить нас учит! Заявляем официально: мы великая страна и сами знаем, кого нам впущать на свою территорию, а кого выпущать: вы нам не указ. Нет! Продавили эти два чувака поправку, запрещающую Америке торговать с СССР. Поправка "Джексона - Веника"! Так что этот Веник не простой Веник, а тот ещё Веник: Веник в овечьей шкуре... Хотя, если честно, Родина наша в те героические годы и впрямь неохотно народ из страны выпущала. А если кого и выпущали, то кричали им вслед: «Предатели, падла!», «Отщепенцы, мать вашу!», «Убирайтесь на свой клёпанный Запад!». Ну, и так далее.

Но сейчас-то не так! Хочешь уехать из страны – уезжай. Наоборот, скажут тебе на прощание хорошие, задушевные слова, езжай, мол, дорогой товарищ, у нас недовольных и без тебя чересчур достаточно: задолбали своими "болотными" протестами, ни вздохнуть от вас, ни охнуть. Вот тебе, милый, загранпаспорт, и - ветер в спину...

Так что, кто хотел, тот уехал.

И видят пиндосы, что с этой стороны к нам больше не подступиться, а гадость хочется сделать. Придумали новую «фишку»: у вас, мол, живые люди в тюрьме часто умирают, и умирают не просто так, а при очень подозрительных обстоятельствах. Да, было однажды такое: заболел у нас в тюрьме один то ли юрист, то ли финансист, да и умер. Его, конечно, лечили, но он всё равно умер. Ну, а раз умер, закопать его, чего на него смотреть? А они давай его рассматривать, и гундят что, мол, выглядит этот юрист так, как будто его отбойным молотком лечили. То есть - политическая подоплёка в этом умирании есть. И заявляют: мириться с таким вашим "лечением" мы не собираемся, поэтому примем закон, по которому чиновников российских не всех впущать к себе в Америку будем, а по списку: некоторые, особо старательные ребята, американской визы больше не получат.

Вот так.

Наглость какая, а? Мы говорим - а у вас что, «на зоне» народ вообще не умирает, что ли? Умереть-то в наше время проще простого: шёл человек по делам, хотел, к примеру, в дверной проём пройти, равновесие потерял и об косяк головой. Хрясь. Ну а дальше сам он идти не может – только на носилках и вперёд ногами. Что, не бывает у вас такого? А они делают вид, что вопроса не слышат и фамилии наших людей записывают: вот этих, мол, будем впущать к себе, а вот этих – ни за что...

Совсем стыд потеряли. Ведь товарищи-то, которые в запретный список попали, не трактористы-машинисты-фрезеровщики, а государственные люди, при должностях. У них в Америке серьёзные интересы имеются: деньги в банках из-под огурцов хранятся, детишки там учатся, кое - кто и дом «пятистенку» успел в городе Майами «срубить». А теперь что – без визы, «по-пластунски» в собственный дом пробираться? Повторяю: наглость с их стороны неимоверная.

Наши говорят – ладно. Мы вам такого Джексона с Веником устроим, не возрадуетесь. Ответим симметрично: перестанем ваших чиновников и "бизнесов" к себе в страну впущать. Во-первых, наши несметные природные богатства целее будут, а во-вторых, полноценно отдохнуть и развлечься вашим людям негде теперь будет. Ибо на планете лучше чем у нас в Подмосковье мест для отдыха нет. Нету! То есть, захочет какой-нибудь Джексон или Веник пару недель у нас в Доме отдыха провести, а не тут-то было...

Думаете, не захочет? Захочет: у нас в Доме отдыха не хухры-мухры, а отдельная комната, четырёхразовое питание, кефир на ночь, танцы-шманцы и всё такое прочее. Да и просто с удочкой посидеть на берегу тихой речки любому мужику охота - вот и попросится он к нам в Подмосковье, чтобы отдохнуть от ужасной американской суеты. Он к нам за визой, а мы в ответ складываем фигуру из трёх пальцев и говорим:

Вот тебе Дом отдыха!
Вот тебе четырёхразовое питание!
Вот тебе удочка с крючком!
Ноги твоей у нас в Подмосковье не будет!

Жестоко? А вы как думали? Только так. Симметрично. Они там у себя в Америке пусть хоть закричатся, что, мол, отказ в российской визе «политически мотивирован». Плевать. Тыщу раз мы им говорили и говорить будем: нельзя с нами «с позиции силы» разговаривать, мы не банановая, понимаешь, республика.

Учить вас, пиндосов, дипломатии и учить!

Рецензии

"То есть, не любит их наше население. Хотя - за что их любить-то?" - знакомый американец говорит: "Ошибка нашей внешней политики состоит в том, что мы исходим из предположения, что нас, американцев, все, везде и очень любят" :)
С уважением, Максим

Поему пиндосы?
пиндос на Балканах - пингвин.
вначале так называли амер.солдат с полной выкладкой(похоже!),
и постепенно злые языки это распространили на всех.
как-то так.

Поправка Джексона - Вэника

Поправка Джексона-Вэника (англ. Jackson-Vanik amendment) - поправка 1974 года конгрессменов Генри Джексона (en) и Чарльза Вэника (en) к Закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами социалистического блока, препятствующими эмиграции евреев и других своих граждан.

Суть поправки
Поправкой Джексона-Вэника запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию. Поправкой также предусматривалось применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов.

Формально эта норма была введена из-за ограничений на эмиграцию советских граждан, однако действовала она и в отношении других стран - КНР, Вьетнама, Албании.

Текст поправки
Действия стран с нерыночной экономикой, ставящие их вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий, либо коммерческих соглашений.

Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 г., независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какого-либо коммерческого соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна -

(1) отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

(2) облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо

(3) облагает более чем номинальным налогом сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию,

И заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3).

История
Для выезда из СССР недостаточно было получить въездную визу государства, в которое уезжаешь. Требовалось получить также выездную визу - которую выдавали не всем желающимВ 1972 году, на фоне продолжающейся холодной войны и арабо-израильского конфликта, советскими властями было введено положение, согласно которому потенциальные эмигранты, имеющие высшее образование, были обязаны оплатить затраты государства на их бесплатное обучение в вузах (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 года "О возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное жительство за границу, государственных затрат на обучение" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1972 г., N 52, ст.519)). Размер компенсации для выпускника МГУ составлял (по официальному курсу) около 20 тысяч долларов США. Указ отменён 20 мая 1991 года, но фактически сбор денег был прекращён ранее.

Данная мера была, в частности, призвана остановить или затруднить так называемую «утечку мозгов» - эмиграцию интеллектуальной элиты, в основном еврейской национальности, из Советского Союза в страны Запада.

Это решение советских властей вызвало волну протестов на Западе. 21 лауреат Нобелевской премии выступил с публичным заявлением, обвинив советское руководство в «массовых нарушениях прав человека». Вскоре денежный сбор был отменён, однако его сменили дополнительные ограничения, практически означавшие запрет на эмиграцию, даже для воссоединения семей. Отделения виз и регистраций МВД (ОВиРы) могли годами рассматривать заявления на выезд - самой распространённой причиной отказов в выдаче выездных виз так называемым «отказникам» был «доступ к государственным тайнам».

После 1985 года, с введением в СССР свободы эмиграции, поправка утратила своё первоначальное значение. В связи с этим, начиная с 1989 года, в США ежегодно накладывался мораторий на действие поправки в отношении СССР, а затем и стран СНГ, однако официально поправка не была отменена.

В 1994 году, при президенте Клинтоне, Россия получила гарантии автоматического продления режима благоприятствования в торговле, в связи с чем была устранена необходимость ежегодного подтверждения моратория на действие поправки.

Поправка Джексона-Вэника была отменена для четырех стран СНГ:

2000 - Киргизия - в связи с её присоединением к американской инициативе 1998 года «О восстановлении Великого шёлкового пути», имевшей целью создание евроазиатского транзитного коридора в обход России, Ирана и Ирака;
2000 - Грузия - в связи с её «продвижением к демократизации» и присоединением к проекту «шёлкового пути»;
2004 - Армения;
2005 - Украина.

Россия и Украина
18 января 2002 президент США Джордж Буш предложил конгрессу полностью прекратить действие поправки в отношении России и ещё восьми стран СНГ, но это предложение не было принято.

Вскоре после победы «оранжевой революции» был поднят вопрос о необходимости отмены поправки для Украины. 18 ноября 2005 года отмену поправки поддержал сенат. 9 марта 2006 действие поправки Джексона-Вэника в отношении Украины отменила палата представителей конгресса США. В ближайшее время ожидается повторное переутверждение сенатского решения, после которого решение вступит в силу.

9 марта 2006 года американский посол в Москве Уильям Бернс заявил, что Администрация США намерена добиться отмены поправки Джексона-Веника в отношении России. В сообщении, которое вскоре было размещено на сайте посольства, говорилось, что поправки не имеют никакого практического действия на Россию. Также, 21 февраля 2007 года на пресс-конференции, проходившей в Москве, председатель международного комитета американского парламента Том Лантос заявил о готовности Конгресса США отменить эту поправку и для России. О намерении Администрации США отменить эту поправку высказался 4 апреля 2007 и министр торговли США Карлос Гутьеррес. Несмотря на это многие другие заявления различных представителей администрации США носили противоречивый характер. Так, на торговых переговорах по вступлению России в ВТО 10 апреля 2007 торговый представитель США Сюзан Шваб заявила, что пока США не готовы отменить данную поправку в отношении России.

7 июля 2009 года на Российско-Американском бизнес-форуме, проходившем в Москве, президенту США Бараку Обаме был задан вопрос о его отношении к поправке Джексона-Вэника. Шохин А.Н., президент Российского союза промышленников и предпринимателей, заявил в частности, что Россия и Израиль отменили визовый режим в отношении друг друга и, что если для отмены поправки требуется отменить визовый режим с США, то российский бизнес к этому готов. Барак Обама ответил, что отмена поправки Джексона-Вэника является его приоритетным вопросом.
Википедия.

У меня три вопроса.
1. Правомерно ли действие ПДВ в отношении России сегодня?
2. Почему она до сих пор не отменена?
3. Есть ли у России подобные действующие антиамериканские законы?

В ближайшие дни нижняя палата американского Конгресса может наконец-то одобрить отмену так называемой поправки Джексона - Вэника, введенной в 1970-е годы для защиты права советских евреев на эмиграцию. Но отменять рудимент "холодной войны", который на практике не применяется уже долгие годы, будут вместе с введением в отношении Москвы новых санкций, куда больше отвечающих современным реалиям: речь идет о так называемом "законе Магнитского".

О том, что отмену поправки Джексона - Вэника необходимо увязать с принятием закона, карающего российских чиновников, уличенных в ущемлении прав человека, американские парламентарии говорят уже давно. Во вторник, 13 ноября, комитет Палаты представителей по регламенту дал добро на объединение двух законодательных инициатив. Ожидается, что уже в четверг аналогичное решение будет принято всей Палатой и в пятницу единый законопроект будет поставлен на голосование.

Пресловутая поправка к федеральному закону о торговле носит имена двух политиков-демократов и убежденных борцов с коммунизмом - сенатора Генри Джексона и конгрессмена Чарльза Вэника. Именно они в 1974 году выступили инициаторами ограничения на торговлю со странами, мешающими своим гражданам уезжать за границу. Хотя санкции коснулись разных социалистических держав (к примеру, Китая), основной мишенью был, конечно же, Советский Союз.

К началу 1970-х советское государство в значительной степени лишилось своего революционного стержня, прежде составлявшего весь смысл его существования, и стало костенеть в брежневском застое. Ни насаждение пышных ритуалов вроде парадов на Красной площади, ни наивная борьба с империализмом, ради которой накачивали деньгами и оружием "прогрессивные" режимы и движения, заполнить возникший смысловой вакуум не могли.

Между тем сравнительно молодое государство Израиль набирало мощь, превращалось в центр силы на Ближнем Востоке и успешно противостояло превосходящим силам арабов. Понятно, что среди советских евреев находилось немало желающих отправиться в землю обетованную. Многих, впрочем, больше манил Запад, представлявшийся из-за "железного занавеса" сказочным пространством свободы и открытых возможностей.

Среди потенциальных эмигрантов оказались в немалом количестве ценные кадры, с которыми Советский Союз расставаться не хотел. В 1972 году в надежде остановить "утечку мозгов" советские власти обязали лиц с высшим образованием, отправляющихся на постоянное место жительства за рубеж, возместить государству средства, потраченные на их обучение. Именно эта мера и послужила поводом для инициативы сенатора Джексона.

В соответствии с поправкой Джексона - Вэника, любое государство с нерыночной экономикой, которое лишает граждан права на эмиграцию или облагает эмиграционные процедуры какими-либо неоправданными пошлинами, лишается права на нормальные торговые отношения с США. В Америке, где существовала давняя традиция внешнеполитического изоляционизма, законопроект вызвал серьезные споры, зато советские диссиденты восприняли его как драгоценный жест поддержки. В частности, за принятие поправки выступил такой видный борец за права человека, как Андрей Сахаров.

Трудно оценить масштабы собственно экономического вреда, который нанесла поправка Джексона - Вэника Советском Союзу, но идеологическое воздействие ее оказалось огромно. Заступничество Вашингтона вдохновило и консолидировало антисоветские силы, и по примеру евреев об ущемлении своих прав стали громче заявлять другие этнические и религиозные группы. Неудивительно, что свобода эмиграции стала одним из первых установлений начавшейся при Михаиле Горбачеве "перестройки".

Поскольку с середины 1980-х формального повода для применения поправки к СССР не оставалось, ее использование заморозили: санкции перестали действовать на Советский Союз, а после окончания "холодной войны" - на государства СНГ. Сначала продление моратория согласовывали ежегодно, но с середины 1990-х это стало делаться автоматически. Со временем, наблюдая за развитием демократических тенденций и руководствуясь различными геополитическими соображениями, для некоторых республик - Киргизии, Грузии, Армении, Украины - поправку отменили окончательно.

Примечательно, что в случае с Украиной к отмене поправки американские правозащитники отнеслись скептически, причем необходимость сохранения санкций объясняли не ограничениями свободы передвижения, как это прописано в изначальном документе, а более глобальными соображениями. В частности, влиятельная Антидиффамационная лига заявляла , что на Украине евреи подвергаются нападкам, немыслимым в демократическом обществе, а власти предпринимают недостаточно усилий для искоренения антисемитизма.

На этом примере видно, что в 2000-х поправка Джексона - Вэника рассматривалась не как "узкопрофильное" средство защиты эмигрантов, а как универсальный символический инструмент воздействия на государства, не следующие западным стандартам гражданских прав и свобод. Разумеется, под этим углом зрения особую значимость поправка имела в случае с Россией, власти которой американские критики обвиняют в авторитаризме, попрании демократических институтов и преследовании инакомыслящих.

Потому-то перспективу формального освобождения России от действия поправки Джексона - Вэника, несмотря на все ее юридическое устаревание, скептики в США расценивали как возмутительную капитуляцию в борьбе за права человека. И именно поэтому столь остро встала необходимость замены поправки другой, более современной мерой воспитания демократии. Эта мера носит имя российского юриста Сергея Магнитского, скончавшегося в "Матросской тишине".

Магнитский занимался аудитом в британской консалтинговой фирме Firestone Duncan, которая в числе прочих компаний обслуживала британский же инвестиционный фонд Hermitage Capital Management. В 2007 году российские власти обвинили этот фонд в уклонении от уплаты налогов и фактически изгнали его из страны. Проводя собственное расследование, Магнитский установил, что давление на Hermitage Capital и другие работавшие в России фирмы велось в рамках масштабной коррупционной схемы, которая позволила злоумышленникам не только отнять активы у иностранцев, но и увести огромные средства из российского бюджета.

Разоблачения Магнитского, в частности, оказались направлены против начальника 28-й московской налоговой инспекции Ольги Степановой: как заключил аудитор, чиновница в сговоре со своим мужем, предпринимателем Владленом Степановым, сумела колоссально обогатиться при помощи преступных махинаций с налогами. Впоследствии высказывались предположения и о том, что в преступных схемах были замешаны куда более высокопоставленные лица, в частности уволенный недавно министр обороны Анатолий Сердюков.

Интересно, что российский Следственный комитет буквально только что расследованием деятельности Степановой. Источники в правоохранительных органах подтверждают, что произошло это не без связи со скандальным коррупционным делом "Оборонсервиса", которое пока что стоило Сердюкову министерского портфеля.

Доподлинно не известно, насколько влиятельных коррупционеров побеспокоил Магнитский, но так или иначе в ноябре 2008 года его арестовали по обвинению в уклонении от налогов в особо крупном размере. Следствие утверждало, что консультант содействовал противозаконной деятельности Hermitage Capital. В заключении состояние здоровья Магнитского ухудшилось. Все жалобы на то, что ему создали невыносимые условия жизни и не обеспечивали должной медицинской помощи, не принесли никаких результатов, и 16 ноября 2009 года он умер в тюремной больнице - то ли от острого панкреатита, то ли от сердечной недостаточности.

Одиночный пикет "Против судебного произвола в деле Магнитского". Фото Коммерсантъ, Максим Поляков

Друзья и сотрудники Магнитского сделали все возможное, чтобы придать его судьбу широкой огласке на Западе. К примеру, глава Hermitage Capital Билл Браудер нередко выступает на телевидении как главный разоблачитель российской коррупции - ее он отождествляет с Владимиром Путиным, которому когда-то симпатизировал. Был составлен список лиц, предположительно причастных к преследованию, пыткам и смерти Магнитского: туда в числе прочих попала Степанова, а также судьи и сотрудники различных государственных ведомств, включая МВД, ФСБ и прокуратуру.

В американскую большую политику этот перечень предполагаемых правонарушителей ввел в 2010 году сенатор-демократ Бенджамин Кардин. Хотя "черный список" не подкреплялся никакими судебными решениями, власти США применили к его фигурантам визовые санкции. О закреплении "списка Магнитского" на законодательном уровне стали активно говорить именно в связи с необходимостью компенсировать отмену поправки Джексона - Вэника, которой требует бизнес: корпорации сомневаются, что без "постоянных нормальных торговых отношений" с Россией им удастся извлечь всю возможную выгоду из вступления России в ВТО.

В ходе прений в разных комитетах обеих палат Конгресса появилось несколько версий предполагаемого "закона Магнитского", который официально именуется "Актом об ответственности за поддержание верховенства закона имени Сергея Магнитского" (Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act). Все они предусматривают запрет на въезд в США российских должностных лиц, причастных к гибели Магнитского, и замораживание их активов. Кроме того, аналогичным образом разрешается наказать и других людей, уличенных в ущемлении прав человека на территории России. Пополняться "черный список" может по инициативе законодателей, а исполнительная власть имеет право хранить его в секрете в интересах национальной безопасности.

Последний вариант законопроекта, утвержденный комитетом Палаты представителей по регламенту, в отличие от более ранней сенатской версии, не распространяется на другие страны помимо России. Впрочем, идеологи "закона Магнитского" явно рассматривают его в контексте глобальной миссии Соединенных Штатов. "Санкции Джексона - Вэника, которые мы готовы отменить, давно уже пережили свою функциональность, - пишут в совместной статье сенатор Кардин и его коллега-республиканец Джон Кайл, - но сохраняется острая необходимость в дополнительных инструментах, которые помогут защитить лишенных голоса людей от деспотов, автократов и диктаторов - будь то в Москве, Хараре или Тегеране".

В период разработки этих дополнительных инструментов российский МИД заявлял об их "контрпродуктивности" и призывал Вашингтон к "здравому смыслу", зато оппозиционные силы, как и при Брежневе, встретили инициативу американских законодателей с энтузиазмом. Более того, оппозиционеры даже передавали Конгрессу свои пожелания о дополнении "черного списка" новыми лицами - в частности, речь шла о главе ЦИК Владимире Чурове и руководителе Следственного комитета Александре Бастрыкине. А ветеран правозащитного движения Людмила Алексеева посоветовала включить в список авторов нашумевшего закона об НКО, который предписал некоторым некоммерческим организациям носить статус иностранных агентов.