Особенности профессионального общения медицинского работника (фельдшера бригады скорой и неотложной медицинской помощи). Медицинская этика и деонтологии в психиатрии Этика и деонтология в работе фельдшера

Введение

Медицинская этика (лат. ethica , от греч. ethice - изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon - долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), - совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

·научный - раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;

·практический - область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

·медицинский работник - пациент,

·медицинский работник - родственники пациента,

·медицинский работник - медицинский работник.

Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи. Прежде чем приступать к обсуждению применения принципов на практике, дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип милосердия гласит: "Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда". Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Главное, чтобы любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента!

Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости/не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса. Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

Глава 1. Современный подход к процессу ухода за психически больным

Анализируя содержание кодексов медицинской этики (начиная с клятвы Гиппократа и заканчивая национальными кодексами, в том числе Этическим кодексом российского врача, 1995, Этическим кодексом медсестры России, 1997), нельзя не заметить трансформации их содержания.

Во- первых. Увеличен перечень лиц, взаимоотношения с которыми подвергаются этической регламентации. Сегодня наряду с больными, врачами и медсестрами он включает обслуживающий персонал и общество.

Во-вторых. Качественно по-новому формулируются обязанности врача, медсестры. Их нельзя уже выразить просто и однозначно «помогать и не вредить». Необходимо обеспечить качественную медицинскую помощь (уход), основанную на чувстве сострадания, уважения человеческого достоинства, стремясь к терапевтическому сотрудничеству с пациентом, его окружением; уважать права своих коллег, младшего медицинского персонала. Эта трансформация отражает изменения, которые произошли в общественном самосознании за последние два десятилетия.

.1 Терапия средой

В большинстве новых лечебных психиатрических учреждений учтены не только требования эстетики и гигиены, здесь стремятся помочь больному человеку, создав вокруг него приятную, поистине домашнюю атмосферу, все возможные удобства. Для современного психиатрического отделения не новость шторы на окнах, картины на стенах, во многих местах ношение больными их личной одежды. Имеется радио, телевидение, библиотека. Однако у всего этого были свои противники: для чего эстетика, современность в психиатрическом отделении, где в большинстве своем пребывают люди, оторвавшиеся от действительности, психически больные, в значительной части страдающие шизофренией? Сейчас уже доказана полнейшая несостоятельность такого подхода, поскольку влияние среды имеет чрезвычайное значение именно на таких больных, именно оно способствует их возвращению к действительности. Большие достижения в области трудотерапии и психотерапии, использование современных методов медикаментозного лечения привели ко многим принципиально новым выводам, которые создали возможность более эффективного лечения психически больных.

.2 Терапия поведением

.3 Отношения с родственниками

Встреча с лицами, сыгравшими значительную роль в возникновении или обострении заболевания, не безразлична для больных. Поэтому разрешение на посещение или запрещение посещений в психиатрических отделениях являются одним из средств лечения. Вторым существенным различием служит то, что значительная часть родственников душевнобольных в большей или меньшей мере и сами больные люди. Если даже они и не сыграли роли в возникновении заболевания у их близкого, то своим несоответствующим поведением, обусловленным болезнью, они могут нарушить покой больного, которого посетили, и помешать его успешному лечению. Если окружение больного благоприятно, нет никакой необходимости запрещать его посещения родными или даже можно разрешить короткие визиты его домой. Если же посещение больного родными чревато опасностью резких столкновений, то следует подумать о запрете. Споры с близкими, упреки, обвинения и пр. оказывают вредное воздействие на больного. Особого внимания заслуживает и деятельность больного, связанная с внешним миром. Параноидный пациент с синдромом сутяжничества может продолжать начатое им дело устно или письменно, ревнивый муж и посещения будет использовать для того, чтобы вернуть "утраченные" чувства жены. Известны и различные реакции родственников больных, связанные с закрытым отделением. Часто они всеми силами сопротивляются тому, чтобы сюда доставили близкого им человека (прежде всего те, кто испытывает чувство собственной вины). "Нет причин помещать туда ребенка"... "Его состояние там только ухудшится"... Свое поведение, продиктованное чувством вины, они часто компенсируют тем, что предъявляют обвинения врачам, сестрам, всему лечащему коллективу. Они считают их ответственными за то, в чем виноваты сами: "С ним плохо обращаются"... "Он не получает нужных лекарств", "Делается далеко не все, что нужно"... Характерно, что часто те, кто вначале так сопротивлялись и возмущались, не спешат забирать выздоровевших домой... Несмотря на все перечисленные трудности, несмотря на то, что нередко работа с родственниками больных означает большую нагрузку, от них мы можем получить очень ценные данные, аналитические сведения, касающиеся больного. Конечно, если можно, лучше заниматься со всей семьей сразу, а не по отдельности с ее членами. Таким путем перед специалистом открывается возможность групповой (семейной) терапии. Важность этого для лечения и реабилитации больного, для предупреждения рецидивов заболевания очевидна.

.4 Отношение между пациентами

Обычно больной поступает в палату предварительного наблюдения, откуда его затем переводят, куда следует. Естественно, что и в таких случаях должно учитываться спонтанное стремление больного к установлению контактов, отношений с окружающими, к группировке с другими больными. А потому, если это возможно, то не следует помещать вместе людей противоположных взглядов, различного темперамента, разных типов личности. При возникновении столкновений, трений между больными следует перегруппировать больных в палате, перевести некоторых из них оттуда; конечно, провести это следует так, чтобы больные видели в этих мероприятиях не наказание, а общую перестройку, которая коснулась и их. И здесь следует остановиться на вопросе о посещении психически больных родными и близкими.

.5 Отношения с коллегами

Медицинская сестра обязана поддерживать вежливые, уважительные отношения с коллегами.

Громкие разговоры, ссоры между персоналом в присутствии больных недопустимы, они способствуют увеличению напряженности и двигательного возбуждения у больных, а главное подрывают авторитет у персонала. При общении с коллегами медсестра должна соблюдать субординацию (подчинение младшего по должности старшему). Комплименты в деловом общении приветствуется: сказать человеку хорошие слова никогда не вредно. Не всегда отношения в коллективе складываются гладко. Бывают обиды и огорчения. Но даже если это так, требования этикета необходимо соблюдать независимо от настроения или состояния отношений с тем или иным членом коллектива.

Глава 2. Требования, предъявляемые в наше время к личности человека, работающего с психически больным

психический больной медицинский деонтология

Основываются они на следующем: специальные знания, постоянный интерес к выполняемой работе, постоянно растущий уровень подготовки и, конечно, здоровая личность. В специальной литературе много раз указывалось на вред, который могут причинить в работе с психически больными люди с нездоровой психикой, ищущие в этой работе разрешения своих личных психических конфликтов. Нельзя забывать о том, что работа людей, осуществляющих уход за психически больными, в корне отличается от работы по уходу за больными иного профиля, поскольку наряду с навыками по физическому уходу за больными они должны освоить и навыки психического воздействия. Кроме привычных задач по уходу за больными (измерение температуры, раздача лекарств, заправка постелей) им приходится проводить и работу совсем иного качества. Многие из них осваивают определенные методы занятий с психически больными, становясь, например, специалистами по трудовой терапии. Личность санитаров и сестер может воздействовать на состояние психически больных по-разному. Сильные, решительные личности вызывают у незрелых, инфантильных больных чувство уверенности, в то время как параноидные больные могут вступать с ними в резкие столкновения. Человек шизотимного склада легче, чем кто-либо другой, может понять страдающего шизофренией. Однако все это не освобождает людей, осуществляющих уход за психически больными, от необходимости постоянно развивать, расширять и совершенствовать свои знания, свои личные качества. Работающие с психически больными наиболее удовлетворяют запросам своей профессии, если способны понять переживания доверенных им больных, соответственно откликнуться на них, охватить их во всей полноте и сложности.

.1 Вопрос о речи

Вопрос о речи медицинских работников требует отдельного внимания. Все медики должны знать, что речь работника любого статуса должна соответствовать нормам русского литературного языка, излишняя насыщенность речи терминами в общении с пациентом не приветствуется. Но не приветствуется и использование просторечной или жаргонной лексики. Это обезличивает пациента и делает его тождественным болезни («интересная шизофрения», «банальный суицид»). Недопустимо также ведение беседы с больными и родственниками с трудно скрываемым раздражением и демонстрацией собственной значимости и загруженности работой («вас много, а я на посту одна»), «награждение» пациентов обидными прозвищами («вязкий эпилептик», «слабоумная старуха»). Речь любого медицинского работника является очень яркой характеристикой специалиста, не стоит недооценивать ее значение. При обучении пациента следует проявлять терпение. Повторить информацию нужное число раз. Удостовериться, что ее правильно поняли. Для этого лучше использовать такие фразы как: «Давайте проверим, все ли Вы поняли», «Какие вопросы у Вас возникли?». А реплики «Повторяю для особо одаренных» или «Слушать надо ушами!» нельзя произносить даже в шутку.

При письменном способе передачи информации пациентам или их родственникам (памятки, информационные стенды, объявления и пр.) также необходимо помнить об этике. Различные памятки, листовки начинаются с вежливого обращения (например, «Уважаемый пациент!»). Тексты, адресованные пациентам или их родственникам, не должны быть категоричны («Не курить!», «Из палаты после 22 часов не выходить!» и др). Лучше заменить их на фразы с позитивным звучанием: «У нас не курят», «Просьба соблюдать тишину». Следуя этим правилам, выражается уважение и к пациенту, и к себе.

Недопустимо обсуждение состояния здоровья или личной жизни пациента с коллегами и тем более с другими пациентами. Это является нарушением медицинской тайны и влечет за собой уголовную ответственность.

.2 Деловой этикет в профессиональной деятельности медицинской сестры

Первое впечатление, которое производят на нас люди или учреждения, оказывается наиболее живучим. Знакомство с медицинским учреждением начинается, как правило, со среднего медицинского персонала. Каждый из нас - кто реже, кто чаще - оказывается пациентом служб охраны здоровья, при этом человек вверяет медику самое ценное, чем он располагает, - своё здоровье, достоинство, саму жизнь, с полным правом рассчитывая на определенный уровень квалификации и мастерства профессионала. Именно поэтому, уже с древних времен, общество предъявляло высокие требования к моральным, нравственным качествам сестринского персонала.

Обращаться к пациенту лучше по имени-отчеству, доброжелательно и спокойно. Если вы не знаете, как зовут пациента, используйте безличные конструкции: «Пройдите, пожалуйста», «Будьте добры» и пр. Недопустимы обращения «больной», «мужчина», «женщина». Эти, казалось бы, очевидные истины, к сожалению, пока не стали нормой.

При проведении процедур медсестра комментирует свои действия для пациента. Такой комментарий призван, не только реализовать право пациента на информацию, но и снять психологическое напряжение. При этом необходимо говорить на понятном пациенту языке, сведя к минимуму специальную терминологию.

.3 Психологическая тактика работы медсестры с психически больными

Прежде всего медсестра должна уметь выслушать пациента. Понять психически больного, его мысли, особенности реагирования, противоречащие трезвому рассудку, суметь разобраться в них, определить патологический строй мыслей, поступков - задача весьма сложная. Поэтому в психиатрии предъявляется повышенное требование к личности медсестры, к развитию и формированию профессиональных навыков общения с психически больными. Естественно, следует избегать снисходительности, пренебрежительности в беседе с пациентами.

Глава 3. Общие правила ухода и наблюдения за психически больными

Правильный подход к психически больным и установление необходимого контакта между ними и медицинским персоналом, помогающем в уходе за больными и в лечении не возможны без достаточной выдержки, такта, терпения и чуткости по отношению к больному, которые в одинаковой степени должны проявлять и врач, и фельдшер, и медицинская сестра, и санитар, и санитарка.

Основное правило, которого постоянно должен придерживаться средний и младший обслуживающий персонал, - честное выполнение назначений врача. Без назначения врача нельзя давать ни добавочное успокаивающее средство (например, снотворное), ни переводить больного из одной палаты в другую или с кровати на кровать, ни разрешать прогулку.

Правильный подход к психически больным и учет всех особенностей ухода за ними не мыслимы без знания основ психиатрии. Высокомерие, зазнайство, переоценка своих знаний персоналом, долгие годы работающим в стенах психиатрической больницы могут принести огромный вред больному. Ложное убеждение в возможности без назначения врача изменить режим содержания больного может быть причиной несчастного случая. В практике одного психиатрического лечебного учреждения был такой случай. Больная формально вела себя правильно, отвечала на все вопросы, не нарушала режима, отрицала какие-либо мрачные мысли и другие болезненные переживания, т.е., другими словами, диссимулировала (преднамеренно скрывала) свои переживания. Фельдшер несерьёзно отнесся к своим обязанностям, переоценил свои познания в психиатрии и без согласия с врачом, по собственному усмотрению разрешил больной прогулку без усиленного надзора. Больная, воспользовавшись этим, убежала с прогулки и бросилась с целью самоубийства под поезд.

Недопустимо, чтобы к больному в силу неприятных особенностей его психического состояния персонал относился неприязненно, с антипатией. Всякое проявление злобности, враждебности и даже агрессии со стороны больного должно рассматривать и расценивать только как проявление болезненного состояния и не должно вызывать у персонала отрицательного или боязливого отношения к нему.

Нельзя ни в коем случае повышать голос, быть резким и злобным в обращении с больными, недопустимы грубые окрики, запугивания больного. Необходимо помнить и о том, что больные при кататоническом синдроме, находящиеся в состоянии полного ступора и как будто бы не реагирующие на происходящее вокруг них, в то же время все очень тонко и четко фиксируют и запоминают. Всякое неосторожно сказанное слово, касающееся таких больных (например, «в колонию его надо, он хроник» и т.п.) надолго остается в их сознании. По выходе из кататонического состояния больные с удивительной точностью рассказывают о поведении персонала.

Иногда установление контакта больного с врачом бывает более трудным, чем со средним и младшим персоналом. Больные, больше общаясь с ними, привыкают к ним, их отношения расценивают как доброжелательные. Часто больные делятся со средним и младшим персоналом такими переживаниями, о которых совершенно не говорят врачу, обращаются к ним за советом. Надо уметь поддерживать это доверие больного. Оно часто помогает врачу в распознавании скрываемых больным переживаний.

Вся корреспонденция больных (письма, заявления), передаваемые через персонал, должна поступать врачу для ознакомления. Нельзя больного обманывать. В случае, если больной спрашивает об исходе болезни, степени ее излечимости, о сроке выписки, о способе лечения и действии лечебных средств на организм, нужно успокоить его, не убеждая ни в чем ложном. Обман больного, не выполнение того или иного обещания не только подрывают авторитет персонала, но и увеличивают недоверие, напряженность, бредовую настроенность больного.

Не все просьбы больного должны выполняться, так как самая невинная на первый взгляд просьба (дать остро отточенный карандаш или ручку с пером, для того чтобы написать письмо) может скрывать за собой стремление больного использовать эти предметы для нанесения физического повреждения себе или окружающим. С другой стороны все просьбы больного, не противоречащие правилам больничного отделения, например, дать почитать газету, книгу, должны выполняться в обещанный срок. Больные, поведение которых остается формально правильным, но которые кажутся апатичными, безразлично относящимся к происходящему вокруг них требуют постоянного наблюдения. Нельзя разрешать больному накрываться с головой одеялом, так как в таком положении незаметно для окружающих он может затянуть на шее петлю из рукава сорочки, простыни, полотенца. Дежурящий в палате персонал должен строго следить затем, чтобы полотенце всегда висело на видном месте. Больные с бредом часто скрывают свои болезненные толкования окружающей действительности и свои мысли, считают себя здоровыми, без достаточных оснований помещенными в больницу. Такие больные могут совершать побеги из больницы, неожиданно проявлять агрессивные действия в отношении других больных и обслуживающего персонала, включая их в свои бредовые переживания. Никогда не следует подтверждать бредовые умозаключения больных и соглашаться с ними, также как совершенно неуместны и вредны всякие шутливые замечания персонала, небрежно брошенные слова. Необходимо избегать с больными разговоров, которые их раздражают, возбуждают и способствуют развитию бреда. Так обычно действует активное возражение персонала на высказанные больным бредовые убеждения. Требуется выдержка, спокойствие и терпение во всех случаях, когда больной испытывает потребность рассказать о волнующих его переживаниях. Грубое, резкое, нетерпеливое обращение с такими больными создает благоприятные условия для развития и углубления бреда. Мягкий, тактичный подход к больному, отвлечение его каким-нибудь занятием, как правило, способствует его успокоению. Облегчает состояние больного отвлечение его каким-нибудь трудовым процессом. При умелом, терпеливом, сердечном отношении к психически больным следует считать совершенно недопустимым излишнюю слащавость и простоватость в разговоре с ними.

Заключение

Таким образом, знание основ психиатрии, строжайшая дисциплина, выдержка, постоянное наблюдение за поведением больных, отсутствие зазнайства и самоуспокоения являются основными требованиями, предъявляемыми к среднему и младшему персоналу психиатрического лечебного учреждения.

Умение наладить правильный контакт с психически больными также является важным и необходимым условием работы персонала. От персонала требуется ровное, спокойное, внимательное, чуткое и в то же время строгое отношение, одинаковое ко всем больным. Также, не следует забывать, что юридический максимум применяется к тем, кто не соблюдает этический минимум.

Список используемой литературы

1.Андрусенко А.И. Психологические аспекты работы медсестры психиатрического стационара. А.И.Андрусенко, О.Б.Куклина//Главная медсестра, 2013, №6 - с.31-332

Врачебная этика и медицинская деонтология- Режим доступа к изд.: URL: http://screens.fatal.ru/etica

Петухов Ю.Л. Организация обучения этико-деонтологическим аспектам деятельности младшего медицинского персонала психиатрической больницы./Ю.Л.Петухов, В.В.Чукавина, О.А.Ведерникова//Главная медсестра, 2014, №3 с 30-48

Филаткина Н.В. Роль медицинской сестры в создании комфортных условий пребывания инвалидов в психо-неврологическом интернате/ Н.В.Филаткина// Главная медсестра.-2014 №6 с54-61

ЧерновВ.Н. Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии. Часть 1. - 2-е изд., доп. И перераб. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2012. - 224с.

Яшина Е.С. Этика и деонтология в деятельности медсестры / Е.С.Яшина, Е.В.Карпова // Медсестра - 2013 - №1 - с. 32-40

  • 2.2.2. Стерилизация и дезинфекция горячим воздухом
  • 2.2.4. Обжигание
  • 2.3. Лучевая стерилизация
  • 2.4. Ультрафиолетовое облучение
  • 2.5. Стерилизация ультразвуком
  • 2.6. Стерилизация газами и парами химических веществ
  • 2.7. Стерилизация и дезинфекция растворами химических веществ или сыпучими химическими веществами
  • 2.7.1. Спирты
  • 2.7.2. Галоидные препараты
  • Режимы дезинфекции различных объектов рабочими растворами средства Пресепт при инфекциях бактериальной кроме туберкулеза) и вирусной этиологии (включая гепатиты и вич-инфекцию)
  • Режимы дезинфекции различных объектов средством «жавель солид» (кроме туберкулеза)
  • 2.7.3. Кислородсодержащие соединения
  • 2.7.4. Глютаровые альдегиды
  • Ингредиенты для приготовления рабочих растворов стераниос
  • Режимы дезинфекции и стерилизации «стераниос» 20% концентрированный
  • 2.7.5. Четвертичные аммониевые соединения (час)
  • 2.7.6. Препараты надуксусной кислоты
  • 2.7.7. Фенолсодержащие препараты
  • Приготовление рабочих растворов «лизоформин-3000»
  • Режимы дезинфекции препаратом «лизоформин-3000»
  • 2.7.8. Гуанидины
  • 2.7.9. Красители
  • 2.7.10. Композиционные антисептики
  • Режимы дезинфекции
  • Режимы стерилизации
  • 2.7.11. Основные характеристики препаратов для химической дезинфекции
  • 2.8. Дезинфекция и стерилизация перчаток
  • 2.9. Методы и режимы дезинфекции и стерилизации эндоскопов и инструментов к ним
  • Режимы дезинфекции эндоскопических аппаратов и инструментов к ним
  • Режимы стерилизации эндоскопов химическими растворами
  • 2.10. Дезинфекция медицинских объектов и изделий
  • 2.11. Меры предосторожности при работе с дезинфектантами
  • 2.12. Первая помощь при попадании дезинфектантов на кожу, слизистые оболочки, дыхательные пути, пищеварительный тракт
  • 2.13. Фильтрация воздуха
  • Критерии микробной обсемененности воздуха в хирургических отделениях
  • Глава 3. Значение ухода за больными в хирургической клинике
  • Глава 4. Медицинская этика и деонтология при уходе за больными
  • Глава 5. Гигиена медицинского персонала в хирургии
  • Клиническая гигиена тела медицинского работника
  • Глава 6. Гигиена тела хирургического больного
  • Глава 7. Питание хирургических больных
  • 7.1. Способы питания хирургических больных
  • 7.1.1. Питание через рот
  • 7.1.2. Энтеральное (искуственное) питание
  • 7.2. Организация питания больных
  • 7.3. Санитарно-эпидемиологический режим в столовой
  • 7.4. Проверка передач больным
  • Глава 8. Больничный и санитарный режимы
  • Примерный распорядок работы персонала хирургического отделения
  • Глава 9. Лечебно-охранительный режим
  • Глава 10. Двигательный режим в до- и послеоперационном периодах
  • Двигательные режимы хирургических больных
  • Двигательный режим в раннем послеоперационном периоде в зависимости от вида операции
  • Глава 11. Уход за областью оперативного вмешательства
  • Глава 12. Гигиена выделений
  • Глава 13. Уход за дренажами
  • 13.1. Способы дренирования
  • 13.2. Области применения пассивного дренирования
  • 13.3. Уход за назогастральным зондом
  • 13.4. Уход за назоинтестинальным зондом
  • 13.5. Уход за дренажами для наружного отведения желчи
  • 13.6. Дренирование плевральной полости по бюлау
  • 13.7. Трансанальное дренирование
  • 13.8. Чрезкожное катетерное дренирование
  • 13.9. Аспирационное дренирование
  • 13.10. Дренирование с помощью тампонов
  • Глава 14. Клизмы
  • 14.1. Очистительная клизма
  • 1. Вода в кишечник не поступает:
  • 2. Распирающие боли в животе при постановке клизмы
  • 3. Ранение слизистой оболочки или перфорация прямой кишки
  • 4. Разрыв стенки толстой кишки
  • 14.2. Сифонная клизма
  • 14.3. Гипертоническая клизма
  • 14.4. Масляные клизмы
  • 14.5. Клизма по огневу
  • 14.6. Лекарственные микроклизмы
  • 14.7. Общее промывание желудочно-кишечного тракта
  • Глава 15. Применение газоотводной резиновой трубки
  • Глава 16. Помощь больному при рвоте
  • Глава 17. Уход за больными с наружными свищами желудка и кишечника
  • Глава 18. Манипуляции на мочевых путях
  • 18.1. Катетеризация мочевого пузыря
  • 1 Этап – дезинфекция
  • 2 Этап – предстерилизационная очистка
  • 3 Этап – стерилизация
  • 18.2. Надлобковая капиллярная пункция мочевого пузыря
  • 18.3. Троакарная надлобковая эпицистостомия
  • Глава 19. Инъекции
  • Внимание!!!
  • Внимание!!! Если на ампуле или флаконе нет надписи или она неразборчива, лекарственный препарат вводить нельзя!!!
  • Внимание!!! Недопустимо идти к больному со шприцем, игла которого закрыта спиртовым ватным шариком. Это может привести к образованию инфильтратов и абсцессов в области инъекции.
  • 19.1. Внутрикожные инъекции
  • 19.2. Подкожные инъекции
  • 19.3. Внутримышечные инъекции
  • 19.4. Внутривенные инъекции
  • 19.5. Внутривенные вливания
  • 19.6. Катетеризация магистральных вен (подключичной, наружной яремной, бедренной)
  • Система цифрового и цветового кодирования различных типов катетеров и зондов по Шарьеру
  • Наружный доступ к внутренней яремной вене:
  • 19.7. Веносекция
  • 19.8. Внутрисердечное введение лекарственных веществ
  • 19.9. Введение лекарств в язык
  • 19.10. Аллергические реакции и лекарственный анафилактический шок после инъекций и вливаний
  • Глава 20. Организация и проведение ухода за больными в приемном отделении хирургического стационара
  • Глава 21. Санитарно-гигиенический режим в отделении хирургического профиля
  • Глава 22. Санитарно-гигиенический режим в палатах для больных с газовой гангреной
  • Глава 23. Организация работы и санитарно-гигиенический режим в операционном блоке
  • Глава 24. Организация работы и санитарно-гигиенический режим в перевязочной
  • Глава 25. Особенности санитарно-гигиенического режима в процедурном кабинете
  • Глава 26. Особенности ухода за больными и санитарно-гигиенический режим в отделении реанимации и интенсивной терапии (орит)
  • Глава 27. Безопасность медицинских работников при уходе за больными
  • Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную
  • Глава 28. Констатация смерти и правила обращения с трупом
  • Глава 29. Тесты для самоподготовки
  • 29.1. Асептика
  • 29.2. Значение ухода за больными в хирургической клинике
  • 29.3. Медицинская этика и деонтология при уходе за больными
  • 29.4. Гигиена медицинского персонала в хирургии
  • 29.5. Гигиена тела хирургического больного
  • 29.6. Питание хирургических больных
  • 29.7. Больничный и санитарный режимы
  • 29.8. Лечебно – охранительный режим
  • 29.9. Двигательный режим в до- и послеоперационном периодах
  • 29.10. Уход за областью оперативного вмешательства
  • 29.11. Гигиена выделений
  • 29.12. Уход за дренажами
  • 29.13. Клизмы
  • 29.14. Применение газоотводной резиновой трубки
  • 29.15. Помощь больному при рвоте
  • 29.16. Уход за больными с наружными свищами желудка и кишечника
  • 29.17. Манипуляции на мочевых путях
  • 29.18. Инъекции
  • 29.19. Организация и проведение ухода за больными в приемном отделении хирургического стационара
  • 29.20. Санитарно – гигиенический режим в отделении хирургического профиля
  • 29.21. Санитарно-гигиенический режим в палатах для больных с анаэробной инфекцией
  • 29.22. Организация работы и санитарно-гигиенический режим в операционном блоке
  • 29.23. Организация работы и санитарно – гигиенический режим в перевязочной
  • 29.24. Санитарно-гигиенический режим в процедурном кабинете
  • 29.25. Констатация смерти и правила обращения с трупом
  • Литература
  • Иллюстрации
  • Глава 2. Асептика 12
  • Глава 3. Значение ухода за больными в хирургической клинике 87
  • Глава 20. Организация и проведение ухода за больными в приемном отделении хирургического стационара 327
  • Оскретков Владимир Иванович основы асептики и ухода за хирургическими больными
  • Глава 4. Медицинская этика и деонтология при уходе за больными

    Медицинская этика – наука о морали и нравственности в деятельности медицинских работников. Медицинская деонтология является составной частью медицинской этики. Деонтология (от греческих слов «deon» – долг, должное и «logos» – учение) – наука о профессиональном долге медицинских работников, о том, как должны они себя вести между собой (врач – медсестра-санитарка), по отношению к больному, его родственникам, близким и сослуживцам.

    Первое знакомство больных, их родственников с медицинскими работниками начинается с регистратуры поликлиник, приемных отделений больниц, медсестер и санитарок. Отсюда вытекает необходимость повышения общей культуры лечебных учреждений и их работников.

    Основные деонтологические принципы:

      «Не навреди»;

      «Все, что применяется, должно приносить пользу».

    Личностные качества, необходимые медицинскому работнику при уходе за больным:

      высокий профессионализм;

      заботливость и внимание к больным;

      терпеливость;

      вежливость и тактичность;

      высокое чувство ответственности за судьбу больных;

      владение своими чувствами.

    Основные принципы взаимоотношений между медицинскими работниками:

      субординация (система подчинения младшего по должности старшему). Врачебные назначения медицинская сестра должна выполнять неукоснительно, соблюдать дозировку лекарственных веществ, время и последовательность их введения. Небрежность и ошибка могут оказаться опасными для жизни больного и привести к непоправимым последствиям. Недопустимо, чтобы медицинская сестра сама отменяла назначения врача, делала их по своему усмотрению. Она не должна брать на себя ответственность постановки диагноза и лечения больного без назначения врача. Если в состоянии больного наступили изменения, требующие отмены лекарственных веществ или назначения новых препаратов, об этом следует проинформировать врача, который даст соответствующие распоряжения. В экстренных ситуациях при отсутствии врача распоряжения дает медицинская сестра соответствующего подразделения. Средний и младший медицинский персонал других подразделений отделения их должен выполнять немедленно и беспрекословно;

      тактичность, вежливость. Недопустима критика своих коллег в присутствии больных и посетителей. Это подрывает авторитет критикуемого, лишает дальнейшего доверия больных, которые могут преувеличивать значение допущенной ошибки.

      доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручка. Если врач или медицинская сестра чувствуют себя недостаточно подготовленными для выполнения некоторых лечебных или диагностических манипуляций, они должны обратиться за помощью и советом к более опытным коллегам. Вместе с тем, более подготовленные медицинские работники должны помогать осваивать технику различных манипуляций менее опытным коллегам. Зазнайство и высокомерие в отношениях между медицинскими работниками не допустимы.

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

    МЕЖДУ МЕДИЦИНСИМИ РАБОТНИКАМИ И БОЛЬНЫМИ

      Вежливость. Обращаться к больному следует на «Вы» и по имени, отчеству. В разговоре с больным необходимо следить за содержанием своей речи, интонацией, мимикой, жестикуляцией. Благожелательное отношение к больному не должно переходить в фамильярность.

      Терпеливость. Иногда больные негативно относятся к врачебным назначениям (диагностическим манипуляциям и лечению). В общении с такими пациентами необходимо проявить так и терпение. Недопустимо вступать с ними в пререкания. Необходимо убедить их в необходимости проведения назначенных процедур и выполнить их наиболее щадяще.

      Заботливое отношение к больному способствует восстановлению с ним должного контакта. Реакция медицинского персонала на зов больного должна быть немедленной с быстрым выполнением его обоснованной просьбы.

      В критических ситуациях (профузное кровотечение, остановка сердца и пр.) нельзя допускать паники и растерянности. Действия должны быть четкими, целенаправленными, без суеты.

      Недопустимы крики медицинского персонала на все отделение при обращении друг к другу на большом расстоянии. Необходимо подойти на расстояние, при котором возможен не громкий разговор.

      Поддерживать тишину в отделении, особенно в ночное время. Щадящий режим является обязательным условием успешного лечения. Никакие лекарства не помогут больному, если он не может заснуть из-за громких разговоров, стука каблуков, скрипа каталки.

      Контроль за выполнением пациентами больничного режима.

      У отдельных больных в связи с проведением обследования, операций, перевязок этот порядок может изменятся, но общая схема распорядка остается. Индивидуальный режим поведения каждого больного устанавливает лечащий врач, за соблюдением которого следит палатная медицинская сестра. Нередко отдельные больные, чаще всего выздоравливающие, нарушают лечебный режим: курят в палатах, употребляют спиртные напитки, грубят, ведут себя агрессивно. В таких случаях медицинский персонал должен решительно пресекать нарушения дисциплины, проявлять строгость (но не грубость!). Иногда достаточно объяснить больному, что его поведение вредит не только ему, но и другим.

      Вселять больному уверенность в выздоровлении.

      Отсутствие чувства брезгливости.

      Наибольшие трудности представляет уход за тяжелобольными с обширными гнойно-гнилостными ранами, желудочными и кишечными свищами, пролежнями, параличами. Такие больные требуют применения специальных способов ухода, частой смены постельного и нательного белья, кормлении и отправлении физиологических потребностей в постели и т.д. Все это необходимо выполнять квалифицированно, не причиняя пациенту дополнительных болей. При этом медицинский персонал не должен проявлять брезгливость, показывать, что ему неприятно выполнения той или иной процедуры.

      Чуткость, душевная теплота, приветливость.

      Только при искреннем сочувствии к больному, понимании его положения возможно доверие больного. Равнодушных, неуровновешанных людей, не способных к состраданию, нельзя допускать к работе в медицинских учреждениях, особенно в хирургических отделениях. Чёрствость, формальное отношение к труду, самоуверенность, зазнайство, высокомерие и грубость – недопустимые качества для медицинского персонала.

      Должный внешний вид.

    Не менее важно также чтобы высокий профессиональный уровень и высокие моральные качества медицинских работников сочетались с их должным внешним видом. Неопрятная одежда, грязный халат, злоупотребление косметикой заставляет больного усомниться в профессионализме медработника. И эти сомнения нередко бывают справедливыми.

    Сохранение врачебной тайны – профессиональная обязанность всех медицинских работников. Все, что занесено в историю болезни, доступно и медицинской сестре – история заболевания, результаты обследований и консультаций, протокол операции и пр. Поэтому о характере заболевания осведомлен не только врач, но и палатная медицинская сестра. Нередко больной спрашивает медицинских сестер о своём диагнозе, предстоящей операции, возможных осложнениях. Надо твердо усвоить, что кроме лечащего врача или заведующего отделением никто не должен давать больному объяснений по поводу его заболевания и лечения. Ни в коем случае нельзя сообщать больному о наличии у него неизлечимого заболевания, особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза болезни, то всегда надо высказывать твердую уверенность о благоприятном исходе. Наша задача заключается в том, чтобы душевным, внимательным отношением успокоить больного и вселить ему веру в благоприятный исход предпринимаемого лечения. Гиппократ писал: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении того, что ему угрожает».

    Все сведения, которые медицинская сестра дает больным, должны быть согласованы с врачом. Если сведения полученные от медицинской сестры, будут отличаться от сведений данных врачом, то это вызовет сомнение в достоверности его сообщений и недоверие к нему.

    Нередко пациенты вступают в разговор о своей болезни и с младшим медицинским персоналом, получая от него ненужную, иногда вредную информацию, касающуюся неблагоприятных исходов при подобном заболевании у ранее находившихся в отделении больных. Медицинская сестра должна пресекать подобные беседы.

    В клятве Гиппократа сказано: «Что бы я не видел, что бы я не слышал при общении с людьми во время отправления своей профессии или даже вне ее, я умолчу о том, что не следует разглашать, считая молчание в данном случае своим долгом».

    От сохранения врачебной тайны медицинский работник освобождается при заболеваниях, угрожающих здоровью других людей (сведения об инфекционных и венерических заболеваниях, ВИЧ-инфицировании, заболевании СПИДом, отравлениях и пр.).

    Медицинские документы с результатами исследований должны быть недоступны для больного. Неправильная их интерпретация больным может привести к возникновению боязни того или иного заболевания («фобия») – боязни заболевания раком (канцерофобия), заболевания сердца (кардиофобия) и пр. Неумелая беседа, особенно с мнительным больным, может вызвать у него болезненное состояние или заболевание, которое называется ятрогенным заболеванием (от греческого jatros– врач,genes– порождаемый).

    Необходимо постоянно стремиться к повышению своей квалификации.

    Взаимоотношения медицинских работников с родственниками и близкими больных

    Медицинскому персоналу постоянно приходится общаться с родственниками и близкими людьми больного. Скрывая от больного наличие у него неизлечимого заболевания или наступившее ухудшение состояния, это необходимо сообщить близким родственникам пациента в доступной для них форме. При этом следует помнить, что и среди них могут оказаться больные, для которых эта информация может вызвать ухудшение их состояния. Эту беседу с родственниками проводит только лечащий врач или заведующий отделением.

    Особенно осторожно надо давать информацию по телефону, лучше вообще не сообщать каких-либо серьезных, особенно, печальных сведений, лучше попросить родственника приехать в больницу и поговорить с врачом лично. Подробная информация о состоянии больного сослуживцам и знакомым не дается.

    Нередко родственники просят помочь в уходе за больным. Близким родственникам можно разрешить посещение тяжелобольного, но нельзя допускать, чтобы они выполняли какие-либо процедуры.

    Деонтологические аспекты обучения студентов

    С дентологических позиций недопустимо обучаться сразу на больных выполнению сложных манипуляций, плохое владение которыми может привести к серьезным осложнениям: инъекции, клизмы, промывание желудка, катетеризация мочевого пузыря и пр. Вначале эти навыки необходимо освоить на тренажере и только затем применять в клинической практике.

    Современная медицинская деонтология включает ком­плекс юридических, профессиональных и моральных обя­занностей и правил поведения медицинских работников по отношению к пациенту, его родственникам и коллегам.

    Медицинская этика и деонтология - принадлежности всей медицины, всех ее отраслей и дисциплин, особенно кли­нических.

    К медицинскому персоналу, работающему в системе скорой медицинской помощи, предъявляются особенно высокие требования. Вопросы деонтологии здесь имеют зна­чение не только для самого больного, но и для окружаю­щих его лиц. Медицинским работникам должны быть при­сущи следующие качества: крепкое здоровье, физическая и психологическая выносливость, уравновешенная нервная система; особая профессиональная наблюдательность; чув­ство оптимизма, основанное на достаточно большом прак­тическом опыте и хорошем знании специальности; уме­ние сохранять спокойствие, собранность и постоянная го­товность к решению новых задач в любое время суток;

    умение быстро и легко входить в контакт с любым боль­ным и его родственниками, несмотря на наличие у паци­ента, тяжелого или неизлечимого заболевания; способность понять больного, вселить в него веру в выздоровление, рассеять его сомнения и опасения; поддержать его при любых обстоятельствах.

    Перечисленные особенности, характеризующие работни­ков скорой медицинской помощи, не могут полностью от­ражать их повседневный труд. Несмотря на сложность, от­ветственность, ложащуюся на плечи медицинских работ­ников скорой помощи, им необходимо четко и скрупулез­но соблюдать правила медицинской этики и деонтологии.

    Большую роль играют межличностные психологиче­ские отношения в бригаде. Старшим в бригаде является врач, и его распоряжения фельдшером бригады должны исполняться беспрекословно и быстро.

    Значение проблемы деонтологии для учреждений ско­рой медицинской помощи заключается в необычности си­туации, в которой оказывается медицинская помощь забо­левшему или пострадавшему. В этом случае кроме обще­принятых принципов медицинской этики и деонтологии возникает необходимость в реализации принципов деонто­логии в экстренных условиях.

    Бригаду ожидают с нетерпением, и время ожидания пациенту или его окружающим кажется вечностью. При­ход фельдшера, его поведение, выражение лица, первые слова очень важны.

    Выйдя из машины скорой помощи, фельдшер должен быстро пройти к больному, провести опрос целенаправ­ленно, без сутолоки и многословия. Речь его должна быть спокойной и неторопливой, тон - доброжелательным. Не­обходимо найти тот контакт с больным и родственниками, который поможет снять атмосферу настороженности и тра­гизма. Ласковые слова вселяют надежду и уверенность в больного. Однако в беседе с родственниками не стоит да­вать каких-либо гарантий по дальнейшему состоянию и лечению пациента.

    Многие внезапно пострадавшие или заболевшие испы­тывают страх смерти. Фельдшеру по возможности необходимо рассеять это мучительное чувство. Снятие трево­ги, страха смерти достигается не только медикаментоз­ными, но и психотерапевтическими средствами.

    " Особую сложность представляет оказание медицинской помощи в общественных местах, на улице. Прежде всего не должно быть суеты, нервозности и толчеи. По возмож­ности необходимо освободить побольше места. Лицам, да­ющим советы или критикующим, лучше не отвечать и не вступать с ними в пререкания. Необходимо помнить, что люди, не привыкшие видеть кровь, часто ведут себя неадекватно, - им приходится оказывать медицинскую помощь наряду с пострадавшим.

    Специфика работы медицинского персонала скорой по­мощи заключается в постоянном столкновении с чело­веческим горем, трагизмом ситуации, тяжелым состоянием больного и пострадавшего, внезапной смертью. Большое психологическое значение имеет внешний вид фельдшера, выезжающего на вызов. Он должен быть подчеркнуто оп­рятен, - неряшливый вид крайне негативно воспринима­ется больным и его окружением.

    Фельдшер выездной бригады видит больного один раз и непродолжительное время, в которое ему необходимо правильно оценить состояние больного, установить кон­такт с родственниками, не дать повода к необоснованным жалобам, оставить хорошее впечатление у окружающих, так как порой даже по единичному случаю судят о работе всей службы скорой медицинской помощи.

    Еще по теме Медицинская этика и деонтология в работе фельдшера скорой медицинской помощи:

    1. Особенности работы фельдшера скорой медицинской помощи в очаге с большим количеством пострадавших
    2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР И ФЕЛЬДШЕРОВ «СКОРОЙ ПОМОЩИ»
    3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ФЕЛЬДШЕРА НА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И В СОСТАВЕ ФЕЛЬДШЕРСКО-ВРАЧЕБНОЙБРИГАДЫ

    Современная медицинская деонтология - это комплекс юридических, профессиональных и моральных обязанностей и правил поведения врача по отношению к больному, его родным и близким, коллегам. Это учение о дол­ге врача перед больным и его родственниками. На его основе определяются взаимоотношения между медработниками. Медицинская деонтология как научная дисциплина является стержневой основой врачебной этики.

    Вопросы воспитания, профессиональной учебы, деонто­логии и врачебной этики должны занимать одно из ведущих мест в форми­ровании личности квалифицированного врача скорой медицинской помощи.

    Прежде чем изложить основные положения медицинской этики и деон­тологии, их применение и использование в повседневной практической работе врача скорой медицинской помощи, следует, хотя бы в общих чертах, дать характеристику особенностей работы этого специалиста.

    Профессия врача скорой помощи - это специальность героическая. Ра­боту врача скорой помощи в полном объеме и безошибочно может выпол­нить только прекрасно и всесторонне подготовленный врач общего профиля. Врачу скорой помощи, исходя из особенностей его работы, должны быть в полной мере присущи следующие качества:

    Крепкое здоровье, высокоорганизованная, уравновешенная и подвиж­ная нервная система, достаточно крепкая физическая и психологическая выносливость;

    Особая профессиональная врачебная наблюдательность, определяемая хорошо развитыми органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осяза­нием, вкусовыми ощущениями;

    Высокое чувство оптимизма, которое основывается на достаточно бо­гатом практическом опыте и хорошем знании своей специальности;

    Умение сохранять спокойствие, собранность и постоянную готовность к решению новых задач по диагностике и лечению неотложных патологиче­ских состояний у больных и пострадавших в необычно складывающейся об­становке в любое время суток, при наличии высокого нервного и психиче­ского напряжения;

    Высокая профессиональная подготовленность, а именно: знание всех неотложных состояний, которые могут встретиться на догоспитальном эта­пе, принципов и приемов их распознавания, способность быстро и квалифи­цированно проводить экстренные лечебные мероприятия, выбирать опти­мальную тактику;

    Умение быстро и легко входить в контакт с любым больным и его родственниками, несмотря на наличие у пациента тяжелого, порой неизлечи­мого заболевания;

    Обладание логическим мышлением и рассуждениями, способностью убедить больного и родственников в правильности своих умозаключений;

    Способность понять больного, вселить в него веру в выздоровление, рассеять его сомнения и опасения, поддержать его при любых об­стоятельствах, как бы они неблагоприятно ни складывались для пациента;

    Исключительная дисциплинированность, скромность, чистоплотность, высокая порядочность; особая предупредительность в отношениях с больны­ми и их родственниками;

    Глубокое знание профессиональной подготовленности своих коллег и среднего медперсонала; становление и постоянное поддержание высокого авторитета коллег и среднего медперсонала у больных и их родственников.

    Перечисленные особенности, характеризующие врача скорой помощи, не могут полностью отражать его повседневный труд.

    Несмотря на сложность и большую ответственность повседневной прак­тической деятельности врача скорой помощи, ему нужно четко и скрупулезно соблюдать правила медицинской этики и деонтологии.

    Работа врача скорой помощи постоянно связана с обследованием и ле­чением большого числа больных. Отсюда самое главное в деятельности вра­ча - завоевать доверие пациента. Бесспорно, врачу всегда следует быть спо­койным, вежливым, избегать высокомерия и торопливости. Больной же, в свою очередь, будет доверять врачу, если поверит в его искренность, до­бросовестность, убедится в компетентности и квалифицированности, если он будет чувствовать, что врач его понимает и расположен к нему дружелюбно.

    Одним из важных элементов медицинской этики является сохранение врачебной тайны. Врач по окончании медицинского института, принимая Присягу врача, дает обет всегда хранить врачебную тай­ну. Особенно тщательно и пунктуально этот обет должен соблюдать врач скорой медицинской помощи. По роду своей деятельности ему приходится беседовать не только с больными, но и с их родственниками, близкими им людьми, соседями. И вот в беседах с последними врачу скорой помощи сле­дует быть крайне осторожным, так как даже самым близким родственникам не всегда можно подробно сообщать о состоянии здоровья только что осмо­тренного больного. Академик Н. Н. Блохин считает, что широкое оповеще­ние знакомых, да и родных больного о состоянии его здоровья, когда в этом нет необходимости или это сопряжено с сохранением врачебной тайны,- реальный путь к ее рассекречиванию.

    В духе педантичного отношения к сохранению врачебной тайны необхо­димо воспитывать всех членов бригады скорой медицинской помощи. Врачу скорой помощи следует периодически напоминать членам своей бригады, что профессиональные разговоры после осмотра больного ни в коем случае не должны вестись в квартире, на кухне, в коридоре, на лестничной площад­ке и лестнице, так как никогда нет полной уверенности в том, что они не мо­гут быть случайно или намеренно услышаны посторонними лицами. О со­стоянии здоровья больного нужно очень тактично и кратко, без лишних подробностей, сообщить только его самым ближайшим родственникам в от­сутствие посторонних лиц.

    Врачу скорой помощи также необходимо очень осторожно формулиро­вать свой доклад ответственному врачу или старшему смены врачей о вы­полнении вызова, особенно, если он это делает, используя домашний теле­фон больного.

    Выполняя визит к больному, врач скорой помощи никогда не должен показывать вида, что у него мало времени, масса других вызовов и он спе­шит. Это, как правило, производит очень нехорошее впечатление. Беседа врача с больным должна протекать без какой-либо спешки, в атмосфере до­брожелательности, инициатором должен быть врач, который направляет ее в необходимое русло. Откровенный разговор помогает больному выгово­риться, раскрыться. Беседа должна проводиться на языке, понятном пациенту, и соответствовать уровню его знаний и интеллекта. Врач всегда должен стремиться к тому, чтобы, внимательно следя за ходом беседы, сделать больного в какой-то степени помощником, способным содействовать уточне­нию диагноза и успеху лечения.

    Врачу скорой помощи следует знать о том, что в настоящее время в свя­зи с ростом общей культуры и образованности населения, повышением у не­которых людей интереса к медицине, особенно вследствие заботы о состоя­нии своего здоровья, а также близких и родных значительно увеличилось число «просвещенных пациентов», особенно из числа «воинствующих диле­тантов». В беседе с такими больными врачу нужно быть особенно чутким и терпеливым. Перед ними врач скорой помощи выступает в роли полно­мочного представителя медицины и терпеливо убеждает их в правильности поставленного диагноза и необходимости проведения назначенного лечения.

    Совершенно другой характер должна носить беседа врача скорой помо­щи с мнительными больными, которые уже заранее предполагают у себя на­личие тяжелого и неизлечимого заболевания. С такими пациентами о их бо­лезни нужно всегда говорить с известной долей оптимизма. Если это возможно, то такому больному нужно точно сообщить диагноз его заболе­вания, в простом изложении раскрыть сущность этой болезни и тем самым постараться привлечь его к активному участию в лечении.

    Врач скорой помощи обязан обращать постоянное внимание на отноше­ния между членами бригады скорой помощи. Между членами бригады дол­жны быть нормальные товарищеские взаимоотношения, которые строятся на взаимном уважении и поддержании авторитета друг друга, товарищеской взаимопомощи. Такие взаимоотношения определяют здоровый психологиче­ский климат в бригаде, поддерживают хорошее бодрое настроение у всех ее членов. Врачу скорой помощи следует понимать, что особенно нетерпимым является высокомерное и пренебрежительное отношение врача, руководите­ля бригады, к младшим и средним медработникам. Возмутительны факты, когда врач обращается на «ты» и называет только по имени санитарку, мед­сестру, фельдшера, водителя, которые гораздо старше его по возрасту, В этом проявляется не только неуважительное отношение к человеку, но и непонимание той важной роли, которую играет в обеспечении работы бригады скорой помощи младший, средний и технический персонал.

    Известно, что одна из первейших обязанностей любого врача - поддер­живать авторитет своего коллеги. К сожалению, еще встре­чаются врачи, которые могут сказать больному «Вас не так лечили», или «Да у Вас совсем другое заболевание, Вам неправильно поставили диагноз», или «И зачем только Вас оперировали?» Воспитанный, высококвалифициро­ванный, знающий врач скорой помощи никогда не позволит себе этого. Долг каждого врача - проявлять разумную терпимость к мнению своего коллеги. Попытки создать себе авторитет на принижении авторитета другого врача никогда не увенчивались успехом.

    Врачу скорой помощи, который правильно, грамотно, с соблюдением всех законов чести, морали и врачебной этики строит свою работу и взаи­моотношения с коллегами, средним и младшим медперсоналом, больными и родственниками и соблюдает все основные принципы и правила медицин­ской деонтологии, как правило, работается легко. Если при неблагоприят­ном исходе при лечении тяжелобольного соблюдались все правила деонто­логии, то родственники погибшего часто становятся защитниками врача, оказывавшего помощь. И напротив, при несоблюдении этих правил между больным и родственниками, с одной стороны, и врачом - с другой может возникнуть конфликт даже в случаях совершенно правильно проведенного лечения и выздоровления больного.

    В то же время не следует оправдывать тех пациентов, которые, начитав­шись научно-популярной литературы, заразились самоуверенным скепсисом, что весьма осложняет взаимоотношения больных с врачами. Отношение та­кого больного к врачу нередко принимает форму грубости и недоброжела­тельности. Здесь врачу необходимо проявить решительную, хотя и выдер­жанную по форме нетерпимость. Надо уметь давать отпор любому проявлению высокомерия и пренебрежения к личности врача со стороны пациентов.

    Врач скорой помощи не должен никогда приходить в отчаяние даже в самой неблагоприятной обстановке. Опираясь на профессиональную под­готовку, он всегда может рассчитывать на лучшее и находить правильный выход из самых сложных обстоятельств.

    Следует также подчеркнуть, что требования к профессиональной подго­товке и ответственности врача скорой помощи всегда были повышенными. Поведение его у постели больного должно служить примером для подража­ния. Быстрый в действиях, врач должен быть осторожным в суждениях и ни в коем случае не проявлять поспешности в своих умозаключениях и выво­дах. Ему необходимо соблюдать все, без какого-либо исключения, правила деонтологии в разговоре с больным и при его обследовании.

    В заключение необходимо подчеркнуть, что обладание в полной мере такими качествами, как скромность, кристальная честность, уважение, взаим­ная выручка и поддержка, позволяет врачу скорой помощи в полном объеме выполнять требования медицинской деонтологии и врачебной этики, а это, в свою очередь, оказывает большую помощь в его повседневной и много­трудной практической работе.

    ОРГАНИЗАЦИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ

    ВВЕДЕНИЕ

    Неотложная медицинская помощь - вид и система экстренной медицинской помощи, оказываемой больным при внезапных острых заболеваниях и обострениях хронических болезней в местах их проживания: на дому, в гостинице, общежитии и др.

    Неотложная медицинская помощь оказывается круглосуточно отделениями неотложной помощи территориальных медицинских учреждений или объединений для взрослого и детского населения по месту жительства, и врачи неотложной помощи вызываются на дом при вышеуказанных заболеваниях и состояниях.

    Отделение неотложной помощи может быть структурным подразделением территори­ального медицинского учреждения (объединения) или самостоятельным учреждением с непосредственным подчинением местным органам здравоохранения.

    На отделение неотложной помощи возлагается выполнение следующих задач:

    Оказание экстренной медицинской помощи при всех случаях острых хронических заболеваний и при их обострениях, обеспечение по показаниям (жизнеугрожающие состояния и т.д.) вызова бригады скорой помощи по профилю заболевания (повреждения);

    Организация в необходимых случаях госпитализации больных через станцию скорой помощи или санитарным транспортом;

    Обеспечение преемственности в работе с участковыми врачами и врачами-специалистами в проведении лечения и наблюдения за больными;

    Своевременное оповещение СЭС о случаях выявленных инфекционных заболеваний.

    По ходу выполнения своих обязанностей врач неотложной помощи может столкнуться

    с развитием состояний, требующих или предполагающих возможность проведения реанимационных мероприятий. Поэтому еще до прибытия бригады скорой помощи он должен оценить состояние функций жизненно важных органов и систем, а при необходимости провести сердечно-легочную реанимацию (СЛР).

    Врачи неотложной помощи имеют право выдавать больным листки временной нетрудоспособности сроком до трех дней в установленном порядке и рецепты на медикаменты.

    Врачам неотложной помощи запрещается проводить освидетельствование на алко­гольное и наркотическое опьянение, а также выдавать судебно-медицинское заключение.

    Взаимоотношение функций скорой и неотложной помощи в нашей стране имеет длительную и противоречивую историю. Объединение обеих служб способствовало переводу неотложной помощи на организационные рельсы аварийной службы, каковой является скорая помощь, но вместе с тем отвлекало силы скорой помощи от выполнения прямых задач, вело к задержкам с выполнением вызовов и другим неблагоприятным последствиям, среди которых не последнее место занимали нарушения преемственности в работе с территориальными амбулаторно-поликлиническими учреждениями. С другой стороны, разъединение этих служб в прошлом и передача функций неотложной помощи поликлиникам не обеспечивали постоянную круглосуточную готовность неотложной помощи, что, в конечном счете, становилось дополнительной нагрузкой для службы скорой помощи.

    Переход к методам экономического управления позволил материально заинтересовать медицинский персонал догоспитального этапа в количестве, качестве и оптимальных результатах своего труда. Это позволило, в свою очередь, организационно разграничить задачи и функции скорой и неотложной помощи.

    Скорая медицинская помощь - вид и система экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим при угрожающих их жизни и здоровью состояниях и травмах, оказываемой в местах происшествия: на улице, в общественных местах, на дому и в пути следования при доставке пациента в больницу.

    Это вовсе не означает, что бригады скорой медицинской помощи, линейные и специализированные, не оказывают больным и пострадавшим помощи на дому при неотложных состояниях, угрожающих их жизни. Взаимодействие в работе служб скорой и неотложной помощи существует постоянно.

    В заключение следует подчеркнуть, что при разделении служб скорой и неотложной медицинской помощи с переходом на новые методы экономического управления были достигнуты положительные результаты. Возросла преемственность в работе служб и неотложной медицинской помощи. Неотложная медицинская помощь приблизилась к больным, стала оказываться в короткие сроки в условиях преемственности и сов работы со специалистами поликлиник. Значительно уменьшилось число обращений за скорой медицинской помощью, что позволило ей выполнять свои прямые обязанности по оказанию экстренных пособий больным и пострадавшим вне квартиры.

    Задачей настоящего руководства является систематизация накопленного в стране и, в частности, в Санкт-Петербурге опыта работы службы неотложной помощи, отделенной от скорой помощи, и превращение этого опыта в достояние всей системы практического здравоохранения.


    Похожая информация.


    Условием успешной работы фельдшера-лаборанта является любовь к своей профессии, профессии медицинского работника. Целью его работы является помощь врачу в постановке диагноза, поэтому фельдшер-лаборант должен владеть не только профессиональными знаниями и умением по клинической лабораторной диагностики, но и вопросами медицинской этики и деонтологии.

    Наука о медицинской этике – это наука о роли моральных качеств медицинского работника, о высокогуманном отношении к человеку. Основные этические нормы, которые формулировались в процессе оказания медицинской помощи больным, было обобщено и сформулировано учеными-врачами разных эпох. Так в древнеиндийской книге «Аюрведа» находим достаточно четкий портрет врача: «Он должен иметь чистое, сочувствующее сердце, спокойный темперамент, быть правдивым, выделяться знаниями и порядочностью, постоянным стремлением делать добро».

    Первые научные обобщения научного опыта лечения и правил поведения возле кровати больного находим в работах Гиппократа. В «Клятве» Гиппократа четкое сформулированы обязанности врача: «Честно и добросовестно служить больному, быть искренним, удерживаться от причинения ему какого-либо вреда».

    Во время общения с больным необходимо помнить, что он по складу своего мышления, глубине переживаниий, силе психоэмоционального напряжения, отношению к себе и к окружающим отличается от здорового человека. Особенно длительная болезнь для многих людей является тяжелой травмой, которая сама по себе ухудшает самочувствие, физическое состояние, а так же причиняет серьезные нарушения в психоэмоциональной сфере. Все мысли больного, который доверяет медикам свое здоровье, а иногда и жизнь, направлены на то, чтобы как можно скорее получить квалифицированную медицинскую помощь. Больной должен быть уверен в высоком профессионализме специалистов, а так же в их порядочности, доброте и сочувствии. И поэтому с древней поры общество предъявляло высокие требования к моральным качествам людей, которые занимались медицинской деятельностью.

    Науку, которая занимается профессиональными обязанностями медицинских работников, называют медицинской деонтологией. Медики должны постоянно бороться за физическое и психическое здоровье человека, проводить профилактическую и санитарно-просветительную работу, хранить врачебную тайну, оказывать медицинскую помощь независимо от национальной и расовой принадлежности, политического и религиозного мировоззрения.

    Основой деонтологии являются административно-регламинтирующие формы (приказы, инструкции) поведения, профессиональных обязанностей в организации лечебно-диагностического процесса. После завершения образования в медицинском университете молодые врачи дают клятву врача Украины, так называемую «Клятву Гиппократу». Выпускники медицинских училищ и колледжей дают торжественное обещание – клятву Флоренс Найтингейл.(основательницы всемирного медсестринства):

    Перед Богом и перед лицом собрания

    я торжественно обещаю честно жить и честно выполнять свои профессиональные обязанности.

    Я никогда сознательно не дам и не назначу лекарство, которое может причинить вред.

    Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии.

    Я буду хранить в тайне всю информацию, которая оказалась в моем распоряжении

    во время работы с пациентами их родственниками.

    Я буду самоотверженно помогать врачу в его работе

    и посвящу себя неусыпной заботе о

    благополучии всех порученных моим заботам.

    Медработник должен быть собранным, спокойным, уравновешенным, не нервничать. В случае ухудшения состояния здоровья больного не паниковать. Надо помнить, что невнимательность, злость подрывают авторитет медработников. Большое значение для создания доброжелательной атмосферы в лечебном учреждении имеет внешний вид медперсонала. Спецодежда должна быть чистой и аккуратной, косметикой нужно пользоваться умеренно.

    Важной обязанностью медработника является сохранение профессиональной тайны. Фельдшер-лаборант не имеет права информировать больного о результатах лабораторных исследований.

    Неэтично в присутствии больного обсуждать и критиковать профессиональный уровень врачей и других медработников. В процессе работы фельдшер-лаборант общается с больными и их родственниками. Необходимо создавать благоприятный микроклимат с оптимистическим настроением. Больных необходимо ограждать от неблагоприятных сообщений, которые могут их разволновать, привести в возбужденное или угнетенное состояние. Всеми доступными средствами следует поддерживать бодрое настроение, отвлекать от мыслей о заболевании.

    Основой взаимоотношений фельдшера-лаборанта и врача является субординация, означающая служебную подчиненность младшего по должности старшему. Фельдшер-лаборант должен выполнять лабораторные исследования и докладывать о результатах.

    В отношениях с младшим медперсоналом фельдшер-лаборант должен быть тактичным, замечания (по надобности) делать корректно.

    Для обеспечения условий по поддержанию правил деонтологии, установлению приятных отношений с больными, медработники должны иметь четкую картину его психологического состояния. Во время болезни возникает эмоциональная реакция больного на факт заболевания: страх, тревога, депрессия. Проблемы больного занимают особое место в его сознании. У людей слабовольных заболевания могут привести к развитию состояния депрессии, а у людей сильной воли – к принятию решений, направленных на борьбу с болезнью. Больной должен адекватно относится к ней, сотрудничать с медперсоналом, поставить цель – выздоровление. Поведение больного необходимо подчинять достижению цели лечения.

    Сирийский врач Абу-ль-Фарадж говорил: «Нас трое – ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вы будете вдвоем, а я останусь один – вы меня победите. Если ты будешь со мной, болезнь будет одна – мы ее победим»

    Варианты неадекватного отношения к болезни:

    1) отрицательное (игнорирование факта заболевания, влияния фактора риска);

    2) недооценка важности болезни;

    3) уход в болезнь;

    4) ипохондрическое отношение (неоправданный страх за состояние здоровья и жизни);

    5) утилитарное (получение выгоды от болезни, материальной или моральной);

    Отрицательное влияние на психику, эмоции и поведение больного могут оказывать больничная обстановка, особенно если нарушен гигиеничный или больничный режим, нарушение норм этики и эстетики. Пациент из разных источников может получить информацию о своей болезни, что часто его дезинформирует, становиться причиной сомнений относительно правильности лечения. Во время госпитализации необходимо учитывать совместимость пациентов. Нарушить психологический покой больного может ятрогения – его болезненное состояние, обусловленное деятельностью медработников. Отвечая на вопросы больного относительно его недомогания, медработник должен помнить, что ответы могут привести к развитию фобий (например, канцерофобий – страха заболеть раком). Документы, которые отражают результаты лабораторных исследований, должны быть недоступны больным.

    Фельдшер-лаборант работает в лечебных учреждениях, в которых обследуют и лечат пациентов разного возраста, поэтому он должен знать особенности характера, психики, темперамента. Больничная обстановка негативно влияет на психику, эмоции и поведение людей разного возраста, особенно ребенка. В условиях стационара дети чувствуют себя одинокими среди незнакомых людей, страдают от нехватки внимания, ласки. Дети не умеют формулировать жалобы. На отдельные симптомы (болевой), вид крови они реагируют достаточно бурно. У детей дошкольного возраста отсутствует осознание болезни в целом. Даже при легком течении болезни у детей появляются симптомы раздражительности и т. п. В период болезни ярко проявляются недостатки в воспитании ребенка, его эгоизм, несдержанность, привередливость, требовательность относительно удовлетворения своих пожеланий. Это объясняется тем, что у больного ребенка ослабевают тормозные процессы в коре головного мозга, развивается эмоциональная нестойкость, несдержанность в поведении, слабый контроль разума над чувствами. Обычно на помощь детям приходят родители и медперсонал. У большинства детей одной из причин отрицательных эмоциональных реакций является чувство страха перед возможной болью и непонятными им медицинскими манипуляциями. Необходимо помочь ребенку преодолеть страх.

    Во время работы с пациентами старшего возраста фельдшеру-лаборанту нужно учитывать их возрастные особенности. Психологической доминантой данной категории больных является осознание приближения смерти, проходящей жизни. Люди старшего возраста особенно чувствительны к наименьшим недостаткам в работе медперсонала, очень впечатлительные, ценят доброту, нуждаются во внимании к себе. Необходимо помнить, что в таком возрасте пониженные физиологические функции организма: зрение, слух, ухудшается память, сужаются жизненные интересы. У них часто отсутствует мотивация выздоровления, причиной неизлечимости болезни является возраст.

    Чувство тревоги и страха возникают у больных перед незнакомыми процедурами. Накануне процедуры больного необходимо убедить в необходимости ее проведения. Манипуляции необходимо проводить в условиях относительного комфорта в назначенный день и час, нельзя откладывать их, потому что больной к ним готовился. Отрицательное влияние на больного оказывают окровавленные инструменты, тампоны, ватные шарики, поэтому их надо своевременно убирать.

    Общество традиционно выдвигало высокие требования к морали медицинских работников. Профессиональная этика учит их усваивать нормы соответственного отношения к пациентам и друг к другу. Одной из особенностей медицинской профессии является то, что деятельность медицинского работника регламентируется юридически.