Оздоровительный час в старшей группе. "Оздоровительно-игровой час в ДОУ" методическая разработка (младшая группа) на тему

Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях Александр Георгиевич Швецов

Оздоровительно-игровой час

Оздоровительно-игровой час

Движение является одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека. Движение есть основная функция маленького ребенка; через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и его физическое развитие.

Наблюдения врачей говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность, как правило – страдающим каким-либо недугом. К сожалению, не зная этого, детей нередко заставляют вести себя спокойно, подолгу сидеть на одном месте, чем задерживают их физическое и психическое развитие. «Функция творит орган» – это биологический закон, который должны знать все.

Упражнения скелетных мышц обеспечивают производство энергии, необходимой для поддержания температуры тела и высокого уровня обменных процессов. Чем выше деятельность скелетных мышц, тем гармоничнее обмен, полноценнее функция органов и систем. Умеренная, но систематическая мышечная деятельность закаливает организм, повышает его сопротивляемость вредным факторам, инфекции, благоприятно влияет на регуляцию физико-химических процессов в тканях.

Движение – средство гармоничного развития личности. Это не только путь к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движение, особенно пальцев рук, стимулирует развитие и деятельность мозга, различных его отделов. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

Развитие двигательных умений и их качество имеют значительный диапазон и зависят не только от индивидуально-типологических особенностей ребенка (генетические свойства), но и от условий воспитания, от правильного режима сна, бодрствования, питания, занятий гимнастикой.

Для ребенка раннего возраста характерна склонность к усилению процессов возбуждения и торможения. Оптимальная возбудимость головного мозга, способствующая нормальному протеканию физиологических процессов, во многом зависит от развития двигательного анализатора, от его совершенства, от двигательной активности. Особую роль в поддержании оптимальной возбудимости коры головного мозга играет положительный эмоциональный тонус (радостное состояние), наилучшим образом реализуемый в игре.

Игровая деятельность в сочетании с контрастными воздушными ваннами, дополнительные физические нагрузки на игровой площадке положены в основу оздоровительных методик, предлагаемых Н.Д. Гореликом, Ю.Ф. Змановским, Б.С. Годуном и др. Авторы отмечают хороший оздоровительный эффект таких занятий, проявляющийся в снижении заболеваемости детей, улучшении их нервно-психического состояния, физического развития, физической подготовленности. Данные исследований показывают, что улучшение условий физического воспитания в ДОУ позволяет в 2 раза снизить заболеваемость ОРВИ, облегчить ее течение у заболевших, в 1,5 раза уменьшить число нарушений опорно-двигательного аппарата.

В основе традиционных методик физического воспитания в дошкольных учреждениях лежит схема формирования двигательных навыков, заложенная еще в первой трети XX столетия (учение И.П. Павлова). Взрослый демонстрирует движение-дети многократно его воспроизводят, образуется динамический стереотип (навык) с переносом усвоенного образца в новые ситуации и окончательным его закреплением. Положительный результат – прочно усвоенный моторный навык. Культура как элемент «физической культуры» присутствует в традиционной теории и практике физического воспитания детей номинально. Ценностным ориентиром традиционного физического воспитания в ДОУ были и остаются принятые в нем нормативные способы организации двигательной активности. Педагогическая работа фактически подменяется тренерской, которую и осуществляет более или менее успешно инструктор по физическому воспитанию, хотя более необходима квалификация воспитателя-инструктора. Альтернативой такому спортивному воспитанию предложены и вошли в практику дошкольного воспитания подвижные игры, но они нередко превращаются в способ моторного натаскивания детей.

Сосредоточивая свои усилия на моторном тренаже, традиционная практика, по существу, снимает задачу одушевления движений, развития двигательного воображения, представляющего собой проекты будущих движений, которые ребенку предстоит воплотить в новых, нестандартных ситуациях.

Полезна в таких случаях сюжетно-ролевая игра, которая периодически прерывает двигательную деятельность детей. В ней дети сталкиваются с необходимостью оперативно перестраивать образы или создавать новые. Образ несет в себе специфический код того целостного психосоматического состояния, которое должно сопутствовать построению и творческому выполнению какого-либо движения. Свободное построение ребенком двигательного образа способствует развитию его двигательных навыков. Задача педагога – подобрать эти образы в предлагаемой игре.

В дни плановых физкультурных занятий движение обусловливает около 10 % времени активного состояния ребенка; 22–25 % времени занимают подвижные игры во время прогулок, еще 10–15 % дают активные перемещения, утренняя гигиеническая гимнастика, трудовые процессы и т. д., обусловливая в совокупности с вышеперечисленными режимными моментами около 45–50 % времени пребывания в детском саду. Без активного движения дети проводят более 50 % времени, в то время как оптимальной опорной плотностью движений для них является 70–75 %. В структуре малоподвижных моментов около 25 % занимает дневной сон, около 10–12 % – питание, 6–8% – вынужденное ожидание при подготовке к еде, 15–17 % – занятия за столом.

Неблагоприятная картина гипокинезии у воспитанников ДОУ еще более усугубляется при скрытом хронометраже, когда воспитатель не знает, что является объектом исследования. В 7 случаях из 10 имеет место необоснованный отказ от второй прогулки (наблюдения проводились в ноябре-декабре месяце), в 4 случаях из 10 – сознательное ограничение подвижности: воспитатель усаживает детей на стульчики в каре и заставляет смирно сидеть, пока отсутствует по каким-либо делам, оставляя одного из детей старшим, который потом сообщает, кто и как себя вел. Для ребенка обездвижение – самое страшное наказание. Оно может продолжаться от 10 до 30 мин и неблагоприятно отражается не только на физическом, но и нервно-психическом состоянии детей.

Проведенный хронометраж показал также уменьшение почти на треть двигательной активности детей за счет отсутствия тех режимных моментов, которые должны быть двигательно насыщенными. Это касается прогулок без организации подвижных коллективных игр, пока воспитатели смежных групп на участке обмениваются последними новостями. Часть детей при этом отказывается от активного отдыха, предпочитая пассивные прогулки.

Необходимо дополнительно искать пути профилактики гипокинезии у детей в ДОУ. Борьба с гиподинамией в детстве – важное звено в первичной профилактике ожирения, атеросклероза, остеохондроза, ишемической болезни сердца и других хронических неспецифических заболеваний взрослых. Доказано, что формирование их начинается в детстве. Чем раньше будут приняты меры к сохранению и укреплению здоровья, тем они будут эффективнее.

Помимо общеорганизационного совершенствования проведения плановых режимных мероприятий (утренней гигиенической гимнастики, уроков физкультуры, прогулок и пр.), советуем обратить внимание на возможность использования для целенаправленной игровой деятельности периода от дневного сна до усиленного полдника, отодвинутого по режиму на 1 час. Этот полуторачасовой промежуток времени естественно вписывается в режим дня как оздоровительно-игровой час, позволяющий провести обязательные закаливающие процедуры, повысить двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельной, а также вызвать у ребенка за счет активных энергозатрат аппетит к моменту приема усиленного полдника.

Тема: Поможем великану.

Цель: Создать условия для формирования и укрепления свода стопы

У детей через комплекс специальных упражнений.

Создать условия для занятий специальными упражнениями, направленными на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп.

Задачи: Формировать интерес к выполнению упражнений, знать о пользе их для здоровья.

Развивать основные функции стоп.

Упражнять детей правильной постановке стоп при ходьбе.

Улучшать кровообращение стоп, координацию движений, мелкую моторику пальцев ног.

Оборудование:

Ребристая доска, канат, ортопедический коврик, коврик с пуговицами, и коврик с крышками на следах. Таз с горохом.

Для упражнений: платочки, ленточки, резиночки, пробки, гимнастические палки, мячики, обручи.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

    Вводная часть.

(Дети заходят в группу, обращаю внимание детей на следы, которые лежат на полу).

Воспитатель: Ребята, пока мы переодевались в спортивную форму, кто-то у нас в группе походил и оставил следы. Странно кто бы это мог быть? Как вы думаете?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Следы огромные, похожи на великана. А давайте спросим у наших гостей, может они видели.

Да действительно приходил великан, ходил, топал здесь. Посмотрел, что вас нет в группе, и оставил вам электронное письмо.

Воспитатель: Интересно, что за электронное письмо. Давайте прослушаем его.

Текст письма, озвученный на экране: «Ребята, врач поставил мне диагноз плоскостопие и сказал, что мне могут помочь специальные упражнения, которым вы меня можете научить»

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь великану? А каким упражнениям вы его будите учить, вы их знаете?

Дети: ответы

Воспитатель: Помните, мы с вами договаривались, что я вас научу этим упражнениям. Давайте сначала сами научимся, а потом научим великана. Нам с вами необходимо разуться, мы будем выполнять упражнения босиком. И начнём наши упражнения с ходьбы.

    Основная часть.

    Быть красивым, быть здоровым

помогает нам ходьба.

Грудь вперёд, смелей идите,

Ровно, прямо голова

Руки машут, посмотрите

Вы ребята хоть куда!

(обычная ходьба)

    На носочки встанем все

И вот так пойдём.

Спинка прямо - взгляд вперёд

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

А на пятках мы идём

Как можно выше пальцы ног мы задерём.

(Ходьба на носках, руки на поясе, ходьба на пятках, руки на поясе)

    Идём на внешнем своде стопы

и сильно поджимаем пальчики ног.

Идём теперь на внутреннем своде стопы.

(ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе, на внутренней стороне стопы)

    Идём, высоко поднимая ноги

И носочек тянем вниз.

(ходьба с высоко поднятыми коленями, оттягивая носок к полу)

    Этот коврик необычный ортопедический

Наши ножки разомнёт

Их к здоровью приведёт

(ходьба по ортопедическому коврику)

    Руки в стороны разведём

По какой доске пройдём?

По доске ребристой мы пройдём

И ножки свои разомнём.

(ходьба по ребристой доске)

    По канату мы пойдём

приставным шажочком.

(ходьба, по канату приставляя пятку одной ноги к носку другой, руки на поясе)

Воспитатель: Ребята, прошу вас пройти к коврикам (стульчикам), встаньте на коврик (у стульчика). Ребята, вы загадки любите отгадывать?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы их попробуйте отгадать и отгадки нарисуем мы ногами, как художники - руками. Слушайте загадки.

    За домом у дорожки висит пол лепешки (месяц)

(Нарисовать полукруг правой, левой стопой)

    В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит. (Солнце)

(Нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой)

    По небу ходила, солнышко закрыла (туча)

(нарисовать очертания тучи)

Воспитатель: Давайте сядем на стульчики и послушаем следующую загадку.

    Если солнце не смеётся, что с небес на землю льётся (дождь)

(сидя на стульчике постукивать о пол носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно, оставляя пятки плотно прижатыми к полу). Тоже, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу.

Воспитатель: Ребята, возьмите гимнастическую палку. Поставим ножки на палку и покатаем её назад-вперёд. Хорошо, теперь сожмём её пальчиками, а теперь походим по ней. Убрали палочки.

Ребята, ещё у меня есть мячики, платочки, ленточки, крышечки, резиночки давайте поиграем с ними. Возьмите платочек расправьте его на полу.

Игра «Силачи»

Мы платочки в ножки взяли,

И немного помахали.

И.П. стоя, руки на поясе, разложенный платочек на полу перед ногой. Под музыку захватить платочек одной ногой, помахать им, положить. То же другой ногой. Убрали платочки.

Ребята, теперь берём крышечки и высыпаем их на пол. А соберём мы рассыпанные крышечки ногами. Три крышки одной ногой и три другой.

Игра с крышками «Сборщик»

Собирают пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой.

Садимся на стульчики. Берём мячик.

Игра с мячиком

Мячик мы возьмём

Ножкой мячик мы прижмём

Начнём его катать,

Будем весело играть!

Назад - вперёд, назад - вперёд

А потом круговорот.

Если вдруг нога устала

Мы начнём сначала

Но уже другой ногой,

Назад - вперёд, назад - вперёд.

Назад - вперёд, назад - вперёд!

И опять круговорот!

Тише. Тише остановка.

Мы прижмём его слегка

И шепнём ему: пока!

Вот и кончилась игра!

Убрали мячики.

И остались у нас резиночки. Одеваем резиночку на пальчик и растягиваем её.

Но, что ребята, устали ваши ножки, отдохнуть хотят немножко. Погладим одной ножкой другую.

Ножкой ножку я ласкаю

Быть здоровой ей желаю

А теперь меняемся - гладим, улыбаемся.

Самомассаж

Ногу на ногу кладем, и стопу свою берем.

Сидя на стуле, удобно положить левую стопу на ногу. Пододвинуть стопу поближе к себе.

Чтобы ножки нам размять, мы их будем растирать.

массировать подошву от пальцев к пятке.

Так, от пальчиков до пятки, массируем, ребятки.

вот теперь, наоборот, трем от пяточки вперед.

Массировать подошву от пятки к пальцам.

А сейчас на каждый пальчик

Мы наденем свой кафтанчик.

разминать каждый пальчик.

Ножку левую размяли и нисколько не устали.

Ножку правую берем, на коленочку кладем,

И теперь для этой ножки снова мы массаж начнем.

Повторить все действия для правой стопы.

Ребята чувствуете как тепло ножкам. Отдохнули ножки.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ну, вот и всё ребята, посмотрите, сколько мы с вами сделали упражнений, вам понравилось? Сможете теперь научить великана этим упражнениям? Теперь нам с вами осталось только пригласить его. Как будем приглашать?

Наталья Богатырева

Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.

Задачи:

Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника.

Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма.

Повышение умственной и физической работоспособности.

Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Развитие физических качеств: силы, ловкости, гибкости, ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия, двигательного творчества.

Развитие моторно-волевой сферы и игровой деятельности детей.

Воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях «оздоровительно-игровыми часами».

Основные элементы занятий:

Двигательная разминка и образно-игровая

Игровые упражнения

Подвижные игры

Игры с предметами

Кинезиологические упражнения

Эстафеты и соревнования

Физкультминутки

Двигательные упражнения

Дыхательная гимнастика

Логоритмика

Элементы стретчинга

Игровые задания

Пальчиковая гимнастика

Октябрь-Ноябрь

1. «В сказочной стране».

Двигательная разминка «Добрый лес».

2. Коммуникативная игра «Волшебный клубок» (по принципу игры «Передал – садись» с использованием мячей Су-Джок).

3. Игра «Паучок».

Паучок-паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

Мы тебя растили.

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

4. Кинезиологическое упражнение в виде игры «Солнечный зайчик».

Ребятам предлагается отгадать загадку:

Ежедневно по утрам

Он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел,

Значит, день уже пришел.

(Солнечный лучик)

Солнечный лучик дружит с солнечным (зайчиком).

Играем в игру «Солнечный зайчик».

Дети лежат на спине, телами образуя круг – зеркало (в центре зала-обруч). У капитана в руках мяч – «солнечный зайчик». По сигналу взрослого ребенок-капитан садится и передает мяч в руки партнеру, а сам принимает и. п. Игра заканчивается, когда мяч опять попадает в руки капитана. Отмечаются дети, быстро и красиво выполнившие движение.

5. Массаж «Мельник».

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют указанные ниже движения.

Белый, белый мельник

Сел на облака.

(Хлопают ладонями по спине.)

Из мешка посыпалась

Белая мука.

(Поколачивают кулачками.)

Радуются дети,

Лепят колобки. (Поглаживают пальчиками.)

Заплясали сани,

Лыжи и коньки. (Растирание ребром каждой ладошки)

Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз.

6. Рефлексия «Звездочка дружбы».

Девиз: «Кто нашим часом занимается, тот в жизни улыбается.

Здоров и весел он всегда, не унывает никогда».

Давайте на память о нашей встрече построим «Звездочку дружбы» из наших ладошек.

Примечание

Разминочный комплекс направлен на разогрев всех групп мышц.

Данная игра направлена на формирование интереса к двигательной активности и выполняет общеукрепляющие функции.

Игра будет полезна для гиперактивных детей.

Развивает ориентировку в пространстве, координацию движений, самоконтроль.

Развивать у детей силу, выносливость, гибкость, ловкость, координационные способности.

Закреплять навыки массажа.

Снятие психологического напряжения, создание позитивного настроя. Создание атмосферы радости и успеха.

2. «Веселые человечки».

1. Танцевальная разминка «Кукутики».

2. Игровые задания: «Полоса препятствий».

1. Ходьба по канату различными способами.

2. Прыжки – «классики».

3. Ползание по-пластунски под дугами различной высоты.

3. Игровые упражнения с обручем.

4. Игра «Шатер».

Участники игры делятся на три-четыре подгруппы. Каждая образует свой круг по углам площадки. В центре каждого круга – обруч, а в нем платки с узорами. Дети берутся за руки, приговаривают и выполняют соответствующие движения:

Мы веселые ребята, (Прыгают)

Соберемся все в кружок,

(Берутся за руки)

Поиграем, и попляшем, (Танцевальные движения)

И помчимся на лужок. (Бег к центру зала)

С окончанием текста дети перестраиваются в общий круг. Взявшись за ленточки карусели, подскоками двигаются по кругу под музыку. По сигналу «Строим шатер!» бегут к своим кругам-обручам, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «шатер».

5. Физкультминутка «Воробьишка».

Воробьишка потянулся, распрямился, встрепенулся.

Головой кивнул три раза, подмигнул он правым глазом.

Лапки в стороны развел и по жердочке пошел.

Прогулялся и присел, свою песенку запел: «Чик-чирик-чик-чирик».

6. Рефлексия.

Девиз: «Кто спортом занимается, тот в жизни улыбается».

«Дерево нашего творчества».

По окончании «оздоровительно-игрового часа» дети прикрепляют на дерево (яблоня) листики, цветочки, плоды:

Плоды – час прошел успешно, мне все удалось.

Цветок – «я доволен».

Листики – не все получалось.

Примечание

Разминка направлена на развитие воображения и улучшения физического и психического состояния в целом.

Упражнять ребят в умении действовать по сигналу.

Развивать ловкость, силу, быстроту.

Создание атмосферы радости, комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Упражнять детей в умении прокатывать обруч в прямом направлении, вращении. Закреплять приемы захвата предмета.

Способствовать созданию жизнерадостного, активного настроения.

Развивать умение согласовывать движения со всеми участниками игры.

Формировать культуру движений.

Способствовать восстановлению дыхания после двигательной активности.

Снятие психологического напряжения, настрой на творческую деятельность.

3. «Витаминки для детей».

1. Разминка образно-игровая «Апельсин»

2. Кинезиологические упражнения в парах («банан», «виноград», «лимон» и др. по желанию детей).

3. Игра-соревнование «Варим борщ и компот».

Одной команде нужно выбрать и перенести овощи для борща, а другой - фрукты для компота. После проведения задания можно поменять.

4. Пальчиковая гимнастика «Помощник».

Посуду моет наш Антошка. (Потирать ладони друг о друга).

Моет вилку, чашку, ложку. (Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

Вымыл блюдце и стакан.

И закрыл покрепче кран. (Имитирующие движения кистью руки).

5. Игра «Совершенно верно!»

Ведущий читает ребятам четверостишия о различных продуктах. Если в них говорится о пользе для здоровья, дети все вместе говорят: «Правильно, правильно, совершенно верно!» и хлопают в ладоши. А если о том, что для здоровья вредно, дети молчат и топают ногами.

1. Ешь, побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить.

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Марусе и Даниле всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь, побольше витаминов, с болезнями не знайся.

6. Рефлексия «Солнышко»

Моё настроение похоже на: солнышко,

солнышко с тучкой,

Примечание

Разминка с предметом направлена на улучшение гибкости.

Активизация мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, согласованность действий.

Развивать внимание, быстроту, логическое мышление, умение ориентироваться в окружающем.

Развивать умение детей воспроизводить действия и проговаривать соответствующие слова.

Данная гимнастика способствует развитию речи и движений воспитанников.

Поднять настроение и на позитиве завершить встречу.

4. «Задоринки».

1. Двигательная разминка «Зарядка на диване».

2. Музыкально-двигательная игра «Утро начинается».

3. «Большая эстафета».

Задание. Преодолеть полосу препятствий (проползти по скамейке верхом, продеть обруч и обратно проползти по скамейке, передать эстафету следующему игроку.)

4. Соревнование «Перенеси – не урони».

Две команды, у каждой по большой ложке. Нужно добежать с ложкой до гнезда (обруча с малыми мячами). Участник добегает до гнезда, берет мячик, кладет его на ложку, бежит до обруча на другом конце зала, кладе мячик и бегом возвращается обратно. Передает ложку другому участнику в команде.

5. Игра «Четыре шага».

6. Рефлексия

«Ладошки успеха».

Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей группы и начинаю аплодировать. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Примечание

Способствует повышению функциональных возможностей физической и двигательной подготовленности детей.

Формирует правильную осанку, культуру движений, пантомимические способности.

Развивать мышечный тонус, подвижность суставов и гибкость позвоночника.

Развивать силу мелкой мускулатуры руки.

Воспитывать чувство общности и делового партнерства.

Развивать умение действовать сообща в соответствии с текстом игры и успевать выполнять соответствующие движения.

Способствовать созданию устойчивого, жизнерадостного настроения.

Декабрь-Январь

5. Страна «Игралочка».

1. Двигательная разминка «Паровоз - букашка».

2. Игра «Иголочка с ниточкой».

Две команды берутся за руки и за капитаном «иголочкой» пробегают «змейкой» вокруг кеглей и возвращаются обратно.

3. Кинезиологические упражнения с мячами.

Игровые упражнения: «Футболист», «Баскетболист», «Жонглер», «Веселые пары».

4. Физкультурная минутка «Играем с удовольствием».

Вот большой стеклянный чайник (надули животик)

Очень важный он начальник (одна рука на поясе, второй – изобразить носик чайника).

Вот фарфоровые чашки (присели, руки на поясе).

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг).

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки (вытянули руки вверх, сомкнули).

Вот пластмассовый поднос, он сюрпризы нам принес.

5. Гимнастика ума.

Двигайся больше (проживешь дольше).

Где здоровье - … (там и красота.

Ешь чеснок и лук - … (не возьмет недуг).

Здоровье сгубишь, (новое не купишь).

6. Рефлексия.

«Наш девиз не позабудь – Дружба освещает путь!»

«Светофор».

Дети сигналят карточками на слова инструктора по физкультуре:

Зелёный – замечательный час.

Жёлтый – понравилось, но не всё.

Красный – дело не понравилось.

Примечание

Способствует созданию у ребят бодрого, жизнерадостного настроения.

Развивает внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве.

Продолжать формировать навык ориентировки в пространстве, используя различные варианты двигательных действий детей.

Корректировать движения детей с дыхательными движениями грудной клетки.

Упражнять в выполнении выразительных движений в соответствии с текстом.

Способствовать познавательному развитию, активизировать мыслительную деятельность воспитанников.

Получать радость от общения и совместной деятельности.

Оздоровительно-игровой час в ДОУ

Здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования, где протекает большая часть жизни детей.

Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста.

К актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и др. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положение (за столом, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы,

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.

Особое внимание следует уделять рациональной организации двигательного режима, так как движения способствуют развитию физиологических систем и определяют темп и характер нормального функционирования растущего детского организма.

От двигательной активности во многом зависит состояние здоровья ребенка, развитие физических качеств, умственная работоспособность, а также настроение.

В режиме дня ДОУ предусмотрено 3 занятия в неделю физической культуры в спортивном зале и 1 занятие на воздухе (5-7 лет). Но учитывая погодные условия с октября по апрель, нет возможности проводить занятия на воздухе. А в актированные дни (Актированный день - день, в который по каким-то причинам (например, погодным) запрещено проводить занятия вне помещений, на открытом воздухе) дети и вовсе не могут выйти на улицу, и по этой причине уменьшается двигательная активность детей. Дети находятся в непроветренном помещении и чаще всего статистической позе. (Такое положение тела, которое сохраняется неизменным напротяжении длительного времени без видимых движений и мускульных сокращений). Вследствие всего выше сказанного, рационально и актуально построение гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду), организация "прогулки" в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей.

Все эти виды деятельности объединили в такую инновационную форму как "оздоровительно-игровой час", который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в разных видах деятельности.

Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников

Задачи

  • Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника;
  • Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;
  • Повышение умственной и физической работоспособности.

Оздоровительно-игровой час в ДОУ с детьми раннего и младшего возраста.

С детьми раннего и младшего дошкольного возраста помимо общеорганизационного совершенствования проведения плановых режимных мероприятий (утренней гимнастики, физкультуры, прогулок и пр.), советуем обратить внимание на возможность использования для целенаправленной игровой деятельности периода от дневного сна до полдника. Этот промежуток времени естественно вписывается в режим дня как оздоровительно-игровой час , позволяющий провести обязательные закаливающие процедуры, повысить двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельности, а также вызвать у ребенка за счет активных энергозатрат аппетит к моменту приема полдника.

Общие требования к проведению оздоровительно-игрового часа.

Оздоровительно-игровой час проводится воспитателем группы ежедневно после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой в холодный период года и на участке – в теплый период года. Занятия групповые, несколько большей, чем занятие физкультуры, продолжительности до 20 мин. У детей раннего и младшего возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой, показом.

Структура оздоровительно-игрового часа

  • пробуждающая гимнастика
  • ходьба по дорожкам здоровья
  • массаж активных точек
  • подвижные игры
  • дыхательная гимнастика

В дни проведения оздоровительно-игрового часа занятие физкультуры не исключать. Несколько снижают двигательную игровую нагрузку и обращают особое внимание на специальные закаливающие процедуры (влажные обтирания, контрастные ножные ванны и пр.).

У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре.

Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны:

Влиять на психофизиологическое развитие детей;

Развивать моторные умения;

Организовывать детей для коллективного действия;

Легко усваиваться детьми;

Легко усваиваться педагогами для проработки с детьми;

Не требовать особых приспособлений и пособий.

Хочется отметить Основные положения применения физических упражнений в виде подвижных игр и закаливающих процедур :

Подвижные игры и упражнения должны вовлекать в действие одновременно большую группу мышц.

Желательны упражнения в выполнение которых вовлекаются сразу все дети, а не по очереди;

Упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. Следует давать такие задания, которые дети сразу смогут выполнить после показа воспитателем или которые им уже знакомы;

Важно вызвать у детей интерес к этим занятиям, вызвать желание закаляться;

Во время занятий ценятся те задания, которые ребенок выполняет с радостью, не подозревая о том, что он подчиняется желанию взрослых;

Закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях.

Оздоровительно-игровые часы с детьми должны проводиться ежедневно. Ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.

Оздоровительно-игровой час в старшей группе.

"Оздоровительно-игровой час" организуется в группе в актированные дни в первой половине дня. Его длительность составляет в средней группе и в старшей группе 35-45 минут. В содержание "оздоровительно-игрового часа" входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.

Составляется тематический план. Подбирается и систематизируется материал по использованию оздоровительных технологий в ДОУ, и определяется с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа.

На каждую тему оздоровительно-игрового часа составляется план мероприятий, в виде таблицы, где помимо содержания и целей, и примечания (рекомендации по проведению и применению тех или иных здоровьесберегающих технологий).

Н-Р: Тема: В мире сказок

Примечание

  1. Комплекс ОРУ «Поросята»
  2. Дыхательные упражнения: «Ветер», «Шорох листьев» , массаж
  3. Упражнения с обручами (Дети строят себе домики)
  4. Подвижная игра «Найди свой домик»

Развитие образности движений, развитие координации и ориентировки в пространстве, упражнения для профилактики верхних дыхательных путей.

По сказке «Три поросенка».

  1. Разминка образно – игровая «Буратино»
  2. Танцевальный этюд «Фонарики»

Разминочный комплекс направлен на разогрев всех групп мышц.Танцевальный этюд направлен на позитивный настрой и общеукрепляющее состояние организма.

  1. Психогимнастика

«В кукольном театре» (гимнастика)

  1. Создание простых конусных игрушек по мотивам сказок.

Дать ребенку возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога

Развитие мелкой моторики рук.

Проводится совместно с педагогом

Обыгрывание изготовленных игрушек

Артикуляционная гимнастика «Сказка о Веселом язычке»

Развития подвижности органов артикуляции.

Мастер-класс

Оздоровительно-игрового часа

(в группе раннего возраста)

Подготовила и провела:

Воспитатель Качкалова Т.А.

Основные задачи , решаемые с помощью комплекса Оздоровительно-игрового часа после сна:

Развивать двигательную активность, формировать культуру движений, способствовать повышению эмоционального тонуса, укрепления здоровья.

Предварительная работа:

Пока дети спят, педагог готовит условия для проведения гимнастики и закаливания детей: массажные коврики, дорожки здоровья, гимнастические палки, массажные мячики, игрушка - ежа.

Ход мастер-класса :

Воспитатель: Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на мастер-классе «Оздоровительно-игровой час» после сна.

«Оздоровительно-игровой час» после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Вашему вниманию предлагаются:

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна:

  • пробуждающая гимнастика
  • ходьба по дорожкам здоровья
  • массаж активных точек
  • подвижные игры
  • игры с водой (в теплый период года)
  • дыхательная гимнастика

Виды гимнастики после дневного сна.

Разминка в постели и самомассаж;

Гимнастика игрового характера;

Гимнастика с использованием тренажеров;

Пробежки по массажным дорожкам.

Мы покажем гимнастику КОМПЛЕКСНОГО ХАРАКТЕРА куда входят все перечисленные виды гимнастик.

Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Время подъема можно успешно использовать для закаливания организма, для создания положительных эмоций у детей. Чтобы дети легко просыпались, можно включить негромкую плавную музыку.

Воспитатель : Ребята, тихонько просыпаемся. Пока вы спали, к нам в группу пришел ёжик. Покажем ему нашу гимнастику.

«Гимнастика для ребят»

Сон прошел, и мы проснулись,

Улыбнулись, потянулись, (Дети потягиваются, лежа на спине)

Ладошки друг о дружку трем (Потирают одну руку о другую)

И в ладошки громко бьем. (Хлопают)

А теперь поднимем ножки, (Поочередно поднимают ноги)

Левая и правая - мы ребята бравые.

Сели на кроватке, (Сидя в кровати)

Почесали пятки,

Погладили немножко, (Ладошками гладят ножки)

Набирайтесь силы, ножки!

Мы топаем ногами, (стоя около кроваток)

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

И прыгаем кругом. (повторить 2 раза)

Сил набрались наши ножки,

И пошли мы по дорожке,

(Ходят по дорожке здоровья, руки в стороны)

По дорожке не простой,

По неровной - вот какой!

(На паласе выполним дыхательное упражнение )

И.п. – о.с.
1 – сделать «уточек», поднять плечи вверх, носиком вдохнули;

2 – и выдыхаем -опустить плечи вниз, произнося звукоподражания «кря-кря-кря». (3-раза)

И снова пошли мы по дорожке!

По дорожке непростой,

По неровной-вот какой!

(Ходят по дорожке здоровья)

А теперь мы будем с вами лягушатами носиком вдохнули, плечи подняли и выдыхаем,плечи опускаем, «ква-ква-ква», еще раз носиком вдохнули и выдыхаем «ква-ква-ква», и последний раз носиком вдохнули и выдыхаем «ква-ква-ква».

Проходим на стульчики, садимся и массируем стопы (катают стопами гимнастические палки)

(Воспитатель по окончании упражнения убирает палки)

А теперь мы ежиков возьмем

И катать между ладошками начнем!

Вверх вниз его катаем,

Наши ручки развиваем.

(массаж ладошек мячиками)

Воспитатель собирает мячики о корзинку.

Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.

Мы потрем себе бока,

Надо их размять слегка.

Потом погладим ножки,

А потом обратно,

Чтобы было нам приятно!
Спит щеночек,

Спит котенок.
Улыбается ребенок.

Воспитатель предлагает поиграть с ежиком.

За грибами в лес идем,

Прыгаем по кочкам

А в лесу колючий еж,

Стережет грибочки.

Ты нас ежик не коли,

А скорее догони (повт.2-3 раза)

Заканчивается гимнастика четверостишием:

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

А раз кончилась игра,

Одеваться нам пора.

Затем дети одеваются и идут в умывальную комнату.

Список использованных источников

1. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» /

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка /

Конспект оздоровительно - игрового часа в старшей группе

Тема: «Зов Джунглей»

Цель: организация активного отдыха детей. Улучшение физического воспитания дошкольников, повышение двигательной активности.

Задачи:

    Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению детей к физкультуре и спорту.

    Доставить детям удовольствие от спортивных мероприятий.

    Способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.

    Развивать умение взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь и поддержку в группе в решении основных задач в достижении цели.

(Видео телепередачи «Зов джунглей»)

Выходят две команды.

Воспитатель:

Вас сегодня встретят джунгли,

Где хищники и травоядные живут.

И всех, детей и взрослых,

Приключения и испытания зовут!

Итак, все гости собрались,

Спортсмены заждались.

Наш праздник начинается, команды представляются.

1.Хищники, 2.Травоядные.

1 команда:

Рысь, Пантера, Тигр, Леопард, Лев, Крокодил.



Девиз:

Хоть с виду мы и грозные,

В душе мы очень добрые,

Травоядным всем привет,

Не уйти нам без побед.

2ая команда:

Слон, Панда, Коала, Зебра, Кенгуру, Мартышка.



Девиз:

Мы команда травоядных,

Все красивы и стройны.

Ну, а шансы на победу

У нас очень велики!

Воспитатель: Джунгли…..

Дети: Зовут!!!

Воспитатель:

Перед началом наших испытаний давайте разомнемся.

Утром рано спозаранку вышли звери на полянку

Расправляют дружно спинки

Будем делать мы разминку

Капитан краб: «Разминка» !(видео разминка)

Воспитатель:

Ребята, скажите все ли из вас любят приключения?

Дети : Да!

Воспитатель: В джунглях нам предстоит много испытаний.

А сейчас послушайте загадку.

Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками.

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками.(Рюкзак)

Дети : Рюкзак.

Воспитатель: Правильно, рюкзак.

Но перед тем как собраться в путешествие мы должны собрать рюкзаки и положить в них самое необходимое, что нам понадобиться в путешествие.

1 испытание « Собери рюкзак»

Воспитатель: Джунгли..

Дети : зовут!

Слушайте правила:

Каждый из участников должен с рюкзаком добежать до стола, где лежат предметы, взять предмет положить его в рюкзак, последний участник берет предмет складывает его в рюкзак, закрывает его и надевает на плечи.

Побеждает та команда кто быстрее соберет и наденет рюкзак!

Атрибуты – стола, 2 рюкзака

Предметы: 2 бутылки воды, 2 аптечка, 2 коврика, головной убор, кружка, 2 ложки, 2 термос, 2 пачки печенья.

За каждую победу травоядные получают банан, а хищники кость.

Воспитатель : Команды вы готовы?

Дети : да!

Воспитатель: На старт, внимание марш!

Подведение итогов по первому испытанию.

Воспитатель: Рюкзаки собраны, погода прекрасная, вокруг пальмы и бамбук.

По деревьям скачут обезьяны, слышны голоса птиц. И мы с вами вышли к реке. Вам сейчас нужно аккуратно и быстро преодолеть препятствие.(голоса птиц)

Воспитатель : Джунгли!

Дети: Зовут!

2 испытание « Полоса препятствий»

Необходимо преодолеть дикие заросли и переплыть через реку.

(Первые участники, по команде, бегут преодолевая полосу препятствий, состоящую из и гимнастической скамейки («река»)туннеля («заросли») и кочек.

Обегают ориентир (стоящий на полу и выполняющий роль тропического дерева) и возвращаются к своей команде и т. д. Побеждает команда первая преодолевшая полосу препятствий.

Воспитатель: Джунгли!

Дети: Зовут!

Воспитатель : Команды готовы?

Дети: Да!

Воспитатель : На старт внимание,марш!

Воспитатель:

3 испытание « тропические лягушки»

По тропическим лесам лягушки скачут тут и там

Как лягушки вы скачите лягушат своих везите!

Участники делятся на пары (мальчик, девочка), мальчики лягушки а девочки маленькие лягушата! Мальчики должны довезти девочек на листочке(коврик и небольшой канат) и вернутья назад. Побеждает та команда кто быстрее добежит!

Воспитатель: Джунгли!

Дети: Зовут!

Воспитатель : На старт внимание,марш!

Подведение итогов после испытания.

Воспитатель:

А сейчас музыкальная пауза для всех. Болельщики выходите вместе с нами.

Арам зам зам(видео)

И участники и болельщики.

Воспитатель:

Для достижения успеха

Нам усталость не помеха

Чтобы пройти все состязания

Мы продолжаем испытания.

4 испытание «Невод».

Участник одной команды (остальные сидят) ловит на время игроков другой команды «неводом» (обручем) за сколько поймал.(кого поймал садятся на скамеечку). Затем игрок второй команды. Кто больше поймает, тот и выиграл. (секундомер)

Воспитатель: Джунгли!

Дети: зовут!

Подведение итогов после испытания.

5 испытание « Собери пальму»

Стояли пальмы тут и там,

Вдруг развалились по частям.

Ствол и листья соберите,

Пальмы те восстановите!

Дети и по очереди бегут на другую сторону зала, берут по коробке, бегут назад. Нужно установить коробки так, чтобы получился ствол пальмы. В последнюю коробку воткнуть листья. Кто построит пальму первым, тот и выигрывает.

Воспитатель : Джунгли!

Дети зовут!

Подведение итогов после испытания

6 испытание «Бой вожаков» (конкурс капитанов)

Участники становятся на длинную дощечку. Берут в руки мягкую подушку и по команде « Джунгли зовут » , стараются ударить соперника «подушкой» и сбить его на пол.

Кто сошел с доски тот проиграл.

Подведение итогов после испытания.

7 испытание « затонувшие корабли»

Корабли зашли в шлюзы(шлюзами служат - емкость для воды).

Дети носят ведерками воду в шлюзы, побеждает та команда чей кораблик поднимется быстрее из шлюза.

Воспитатель: Джунгли.

Дети: Зовут!

Воспитатель : Ну что ж, закончилось наше путешествие по джунглям. Пора подсчитать, сколько костей у хищников, сколько бананов у травоядных.

Со счетом 5\4 победила команда « Хищники»

Однако все команды достойны похвалы за активность, взаимовыручку, желание к победе

Поэтому призы получают все участники игры « Зов джунглей»!

До свидания, до новых встреч!

Джунгли зовут!

Приложение 1


Оздоровительно - игровой час

«Зов джунглей»