Примерная программам по литературе коровина фгос. По литературе

МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

УЧЕБНИКОВ,

АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ,

В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Лекция

1. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Литература как школьный предмет познает литературу как искусство и как науку одновременно.

В разработке методологии преподавания литературы за основу взято «развивающее образование». В построении программ предпочтение отдано идее концентрического построения.

Уже в 1-4 классах учитель стремится воспитать читателя, способного к личностному восприятию, чуткому к слову автора. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников.

В средней ступени (5-9 классы) литература является самостоятельным предметом. Выделяются 2 звена: 5-7 и 8-9 классы. В 5-7 классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию. В 8-9 классах усложнен материал по теории литературы, даны большие художественные произведения, этим создается готовность к изучению курса 10-11 классов. Программы 5-9 классов построены по хронологическому принципу в сочетании с жанровым и тематическим.

Материал 10-11 классов построен на историко-литературной основе.

Развитие читательской активности – одна из важнейших задач школы. Существование различных программ и учебных пособий при наличии государственного стандарта литературного образования помогает установить содержание предмета «литература», его ядро, которое сохраняется при многообразии вариантов обучения. Оно включает в себя характеристику уровней литературного развития школьников по окончании основной (9-летней) и средней (11-летней) школы и средства, с помощью которых эти уровни могут быть достигнуты.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение выписанных из Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе целей изучения литературы на ступени основного общего образования.

Комментарии дают студенты.

3. Домашнее задание

Дать анализ программ по литературе, учебников, методических пособий.


Лабораторное занятие № 1

Анализ школьных программ по литературе

Вопросы для анализа программы

  1. Каковы цель, задачи, концепция программы?
  2. Каковы принципы структурирования программы (хронологический, историко-литературный, линейный, концентрический, тематический, жанровый, линейно-ступенчатый)?
  3. Каковы принципы отбора литературных произведений (изучение образцовых авторов, включение литературы второго и третьего рядов, художественные показатели и др.), теоретического и критического материала?
  4. Каковы принципы изучения литературных произведений?
  5. Монографические и обзорные темы в программе.
  6. Каковы функции разделов программы (теория литературы, внеклассное чтение и др.)?
  7. Насколько программа способствует формированию знаний, умений, навыков учащихся, читательских и литературно-творческих способностей, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей, выбору способов освоения текста, изучению вопросов теории литературы, развитию речи и т.д.
  8. Аппарат программы: пояснительная записка к программе, пояснительные записки к каждому классу, аннотации к темам, списки для внеклассного чтения, тематическое планирование, анкеты для педагогического диагностирования, контрольные работы, списки для заучивания наизусть, списки учебников и пособий, перечень основных видов устных и письменных работ, перечень общих требований к учащихся того или иного возраста и др.).
  9. Системность программы.
  10. Соответствие программы требованиям стандарта.

Практическое задание



Познакомиться со школьными программами по литературе; выполнить анализ одной из программ;

Литература

  1. Школьные программы по литературе.
  2. Общеобразовательный стандарт основного и полного общего образования по литературе (Литература (Приложение к газете "1 сентября", № 7/ 2004) (сравнить с предшествующими стандартами).

Программа по литературе под ред. Г. И. БЕЛЕНЬКОГО

  • 5 – 7 кл.
  • 8 – 9 кл.
  • 10 – 11 кл.

Это позволяет к концу основной школы на доступном материале выработать у учащихся целостный взгляд на развитие отечественной литературы, чему способствует программа 8-9 кл., построенная как своеобразное завершение курса предшествующих классов и пролог к изучению литературы на историко-хронологической основе в старшем звене.

5 – 7 кл. Основные образовательно-воспитательные задачи - расширить и углубить жизненный и художественный опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведения, поднимая восприятие школьников от наивно-реалистического до художественно-эстетического. Иными словами, формировать читательскую культуру учащихся. Знакомясь с многообразием жизненного содержания литературы и форм ее отображения, осознавая изображенные писателем конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров литературных героев, учащиеся формируют тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для самостоятельного чтения и продолжения образования в следующих классах. Программы 5-7 кл. строятся по концентрическому принципу и на хронологической основе (каждый раз от литературы устного народного творчества, от литературы прошлых веков к нашему времени). Однако это не исключает и других принципов объединения изучаемых произведений: например, в 5 классе хронологический принцип объединяется с жанровым и проблемно-тематическим.

8 – 9 кл. составляют завершающее звено средней ступени образования, единое по своим целям и задачам: обогащая школьников новым жизненным и эстетическим опытом, они как бы подводят итоги тому, что учащиеся узнали и над чем задумывались в предшествующие годы, и вместе с тем готовят их к будущим встречам с литературой - самостоятельным или в рамках старшей школы. Программа 8-9 кл. строится по концентрически-хронологическому принципу - от древности до наших дней.

Хронологическое построение курсов 8-9 классов:

  • биографические сведения о писателях;
  • обобщение (в 9 кл.) того, что известно об их творчестве по предыдущим годам обучения;
  • выяснение в ряде случаев общественного и литературного значения изучаемых произведений;
  • усложнение разборов и обсуждаемых нравственно-этических проблем;
  • создание предпосылок к изучению курса на историко-хронологической основе в старших классах.

При изучении теории литературы особое внимание уделяется вопросам образности художественной литературы, строения художественного произведения (8 кл.) и личностном характере художественного творчества, в частности способам выражения авторского сознания.

Произведения зарубежной литературы предлагается изучать параллельно с родной, устанавливая временные и проблемно-тематические связи. (Это касается и концентра 5-7 кл., и концентра 8-9 кл.) Например, "Дубровский" Пушкина и "Ванина Ванини" Стендаля близки по романтическому пафосу, по сопоставимым ситуациям.

К основным темам и разделам программы даются краткие аннотации. Их назначение - общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать его изучение и намечать объем предстоящей работы; в аннотации же включены теоретико-литературные понятия.

Программа по литературе под ред. Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ
для средних общеобразовательных школ

Эта программа была распространена в российских школах с 1994 года.

Достижение этой цели, по мнению составителей, может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь читателю в осознании окружающего мира.

Эта программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

(Модель структуры курса каждого из средних классов - литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.)

Класс Модель структуры курса Ведущие аспекты реализации модели Теоретическое оснащение
Первое знакомство с моделью курса литературы. Демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения - сюжет. Знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения.
Литературный процесс от древности до наших дней Герой художественного произведения. Часто герой-подросток - активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа - герой. Дальнейшее освоение теоретических понятий на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связанные с раскрытием образа героя. Представление о детской и юношеской литературе.
Литературный процесс от древности до наших дней Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа - жанр. Систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике. Сведения об истории некоторых жанров.
Литературный процесс от древности до наших дней История в произведениях искусства. Исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен. В центре анализа - связь жизни с искусством. Определение специфики использования знакомых теоретических понятий при анализе произведений исторической тематики. Некоторые сведения из истории терминов теории литературы, связанных с исторической тематикой.
Литературный процесс от древности до наших дней Шедевры родной литературы. В центре анализа - отражение жизни на страницах русской классики. Систематизация сведений по теории литературы. Общее представление о логике развития русской литературы. Теоретические понятия, связанные с осмыслением связей искусства и жизни.

Особенностью программы под ред. Курдюмовой является небольшое количество зарубежных произведений.

Каждая тема в программе включает список произведений для изучения, краткую аннотацию, и те теоретические понятия, которые должны быть отработаны.

Программа оснащена учебными хрестоматиями (для средних классов). В начале каждого раздела помещена очень краткая теоретическая статья, подготавливающая к восприятию текстов и сообщающая необходимые сведения по биографии того или иного автора, по теории литературы. В этих учебниках помимо вводных статей к каждому разделу, текстов, вопросов и иллюстраций, мы обнаруживаем и краткие словари литературоведческих терминов.


Программа по литературе под ред. А. Г. КУТУЗОВА
для средних общеобразовательных школ и гуманитарных классов

Создана в 1995 году. В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Цель литературного образования - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы.

Базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими принципами программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие.

Предлагаемая в программе система изучения теории литературы, по мнению авторов программы, направлена на формирование читательской квалификации. Выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурных является обязательным: именно они обеспечивают ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

  • 5 кл. – переход от литературного чтения к изучению литературы (учебная цель – обучение эстетическому анализу);
  • 6 – 9 кл. – изучение литературы как искусства слова (учебная цель – интерпретация текстов);
  • 10 – 11 кл. – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах (учебная цель – усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте).

9 кл. занимает особое место в литературном образовании: он интегрирует знания и умения, усвоенные ранее, и готовит к изучению историко-литературного курса. Поэтому в программу 9 кл. включены вершинные произведения русской и мировой литературы.

В программе широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

Значительное место в программе занимают разделы "Мифы" и "Фольклор", без которых невозможно увидеть генезис культурных и ментальных традиций. Введен сквозной курс "Духовная литература", представляющий одну из важнейших пограничных областей искусства слова.

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество - сотворчество - знание и умение, составители программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, обозначенных как "Творческая мастерская", "Творческий практикум", "Творческое задание" и т. п.

В средних классах литературный материал располагается по хронологическому и жанрово-тематическому принципу, в старших - по хронологическому.

Программа оснащена учебниками-хрестоматиями "В мире литературы".

Программа по литературе под ред. В. Г. МАРАНЦМАНА
для средней общеобразовательной школы

Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина.

Авторы этой программы видят цель школьного образования в том, что школа, как социальный институт призвана помочь преодолеть расстояние между биологическим возрастом ребенка и историческим опытом человечества. Школа должна позволить человеку "догнать" человечество. Если попытаться буквально построить курсы гуманитарных предметов на прямом повторении исторического развития и пути научного знания, осуществить эту задачу невозможно, потому что периоды развития ребенка прямо не повторяют эпохи развития человечества.

Школа должна воспитать творца, а не специалиста в какой-то узкой области не обладающего достаточными сведениями о мире.

Объединяющим началом уроков гуманитарного цикла становится творчество. Литературное творчество учеников обостряет их интерес к работе писателя и позволяет реализовать добытые аналитическим путем представления о стилях и жанрах словесного искусства. Общая цель предметов гуманитарного цикла - развить в ученике способность отличать подлинное от мнимого в искусстве, жизни, науке, сформировать критерии высокого и низкого в сознании и поведении человека, его ценностные ориентации.

В этой программе выделяются четыре стадии отношения к искусству школьника (учету возрастных и психологических особенностей здесь уделяется повышенное внимание):

  1. Для начальной школы характерно отношение к искусству как к волшебной игре, которая в привычном позволяет увидеть незнакомое. Искусство - способ свободного, ассоциативного открытия мира.
  2. Наивный реализм (5 - 6 кл.). Ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения, но у них отсутствует внимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, и это затрудняет логическую аргументацию впечатлений.
  3. Пора нравственного самоуглубления (7 - 9 кл). Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственным личностным проблемами, где на первом плане оказываются нравственные категории. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к "отлету" от текста, произвольному его истолкованию.
  4. Эпоха познания связей, осознания причин и следствий. В этом возрасте заметен сдвиг интересов школьника в мир общий. Я и МИР - центральная проблема. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают теперь их, возникает потребность понять целостную картину мира, его исторического развитие, за фактом видеть закон.

Целью литературного образования авторы программы считают не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, обработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми.

Чтобы осуществить задачи гуманитарного цикла, обучение должно не только опираться на свойственное возрасту отношение к искусству, языку, истории, что в значительной степени определяет состав программы, но и противостоять ограничительным возрастным особенностям ученика.

Необходимость создания новой программы по литературе авторы объясняют современными задачами образования, связанными с социальным развитием общества. В основе этой программы лежат следующие принципы:

  1. Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста, что определяет отношение к предмету.
  2. Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.
  3. Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства, что способствует формированию целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.
  4. Ориентация программы на социальные потребности времени, общественную психологию поколения.

Вот какие задачи преподавания литературы в каждом классе выделяются в программе:

Класс Задачи
5 – 6 Формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения.
7 – 9 Открытие законов литературы как особого вида искусства. Теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства выдвигаются на первый план. Необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства - живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино ("интермедиальное чтение").
10–11 Изучение исторических эпох развития искусства. Суммарное представление о каждой из них, поддержанное подробным изучением одного-двух текстов, создает системный взгляд на развитие искусства в исторически далекие эпохи Античности, Средневековья, Возрождения и т. д.

В программе выделен особый раздел - "Литературное творчество", который предлагает осваивать в эстетическом действии опыт знакомства учеников с классическим текстами и, овладевая разными стилями, пластически передавать собственные впечатления от жизни и искусства. Например, при изучении темы "М. Ю. Лермонтов. "Бородино", "Два великана"" ученикам предлагается поупражняться в звукописи: "Шум дождя", "Скрип снега" и т. п. Литературное творчество может включать в себя элементы художественной деятельности, связанной другими видами искусства.

Важнейшие критерии литературного развития, определяющие задачи школьного курса литературы:

  1. Начитанность учащегося, направленность читательских интересов.
  2. Любовь к чтению, постоянство потребности в книге. Актуальная для школьника социально-нравственная проблематика произведений искусства, умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы.
  3. Объем историко-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста, определять его ценность в общем потоке литературы.
  4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость, активность и объективность читательского воображения, постижение содержания произведения на разных уровнях, осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
  5. Связанные с анализом художественного произведения умения (находить эмоциональный лейтмотив; проследить развитие сюжета, конфликта, смену чувств в разных родах литературы; оправдать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования и т. д.).
  6. Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся:
  • Умение оправдать чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения;
  • Умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа;
  • Умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;
  • Умение оценить игру актеров в отдельной сцене, сравнить эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией;
  • Умение составить киносценарий и подготовить инсценировку по фрагменту литературного текста. И т. д.

В соответствии с выделенными в программе критериями литературного развития должны быть изменены формы опроса и учета знаний и умений учащихся. Например, в 5-6 классах читательские качества учеников могут быть проявлены в анализе отдельного произведения, раскрывающем его тему, идею, сюжет, композицию. Литературно-творческие способности учеников проявляются сочинениями типа описания эпизода по жизненным впечатлениям. А в 9-11 основным видом проверки становятся сочинения на историко-литературную тему; литературно-творческие способности проверяются сочинениями типа диалога, написанием рассказа-сценки, лирического стихотворения, рецензии.

Круг чтения учащихся выявляется путем проведения викторин, читательских конференций, изучения читательских дневников.

Внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках. Это, по мнению авторов программы, не фон, а основа литературного развития. Заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта, поэтому часто уроки внеклассного чтения в программе опережают уроки литературы.

Теория литературы сопряжена в программе с конкретным изучением художественных явлений. От микроэлементов текста (тропы) к освоению структуры художественного произведения (5-6 кл.) - роды и жанры, наблюдения над микро- и макроструктурой художественного произведения (7-8 кл.) - связь литературы и других видов искусства (9 кл.) - проблема жанра и художественной индивидуальности (10 кл.) - доступная историческая поэтика (11 кл.).

Принципы расположения литературного материала разные: жанрово-тематический (5, 7, 8, 9 кл.), хронологический (6, 10-11 кл.).

Программа обеспечена учебниками. В средних классах это учебники-хрестоматии. Разделы, посвященные творчеству писателей, включают в себя следующее:

  • Сведения о жизни и творчестве писателя.
  • Одно или несколько наиболее важных произведений (или отрывки из них).
  • Вопросы и задания (в том числе и творческие) по тексту, помещенному в хрестоматию или по рекомендованному для самостоятельного чтения.
  • "Теория литературы". Теория, каким-то образом связанная с изучающимся с текстом. Например, в тему "А. П. Чехов" в 6 классе в этот раздел входит статья "Авторское отношение к героям в эпических и драматических произведениях", где на примере пьесы "Свадьба" и рассказе "Свадьба с генералом" выявляются различия в способах выражения авторской позиции в разных родах литературы.

Начиная с 9 класса тексты произведений не включаются в учебник.

Каждый учебник открывается статьей, одноименной проблеме, которая является общей для того или иного класса. Например, в 6 кл. это "Человек и его поступок", в 7 кл. - "В поисках смысла жизни". Вступительные статьи позволяют направить восприятие школьниками литературы (и как предмета, и как текстов) в нужное русло.

В учебниках для старших классов добавлен раздел "Как писать сочинение?", с его помощью осуществляется подготовка к экзамену по литературе. Эти разделы включают образцы разных типов анализов, с элементами обучающего анализа.

Справочное пособие предназначено учащимся общеобразовательных школ. В наглядных таблицах и схемах изложен весь материал школьной программы по русскому языку, английскому языку, литературе, истории, географии и обществознанию. Книгу можно использовать для подготовки к урокам, контрольным и самостоятельным работам. Предложенная форма подачи материала удобна для старшеклассников и абитуриентов при подготовке к экзаменам, т. к. позволяет систематизировать знания, облегчает понимание сложных определений, понятий и формул.

9 класс
Классификация литературных направлений 4
Жанры литературного произведения 9
"Слово о полку Игореве" 12
Комедия Фонвизина "Недоросль" 15
Комедия Грибоедова "Горе от ума" 21
Роман Пушкина "Евгений Онегин" 30
Роман Лермонтова "Герой нашего времени" 40
Поэма Гоголя "Мертвые души" 52

10 класс
Роман Гончарова "Обломов" 66
Пьеса Островского "Гроза" 69
Роман Тургенева "Отцы и дети" 73
Поэзия "чистого искусства". Фет, Тютчев. 76
Роман Достоевского "Преступление и наказание" 80
Роман-эпопея Толстого "Война и мир" 90
Чехов. Пьеса "Вишневый сад" 102

11 класс
Бунин. Тема любви в прозе. 105
Куприн. Тема любви в прозе. 107
Произведения Горького. 110
Блок. Основные темы лирики. 114
Маяковский. Темы и образы в ранней лирике. 118
Есенин. Тема родины и природы в лирике. 120
Ахматова. Основные темы лирики. 123
Цветаева. Основные темы в лирике. 126

Тема любви в творчестве Бунина.
Наиболее глубокое раскрытие нашла в цикле рассказов «Темные аллеи».
Цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина состоит из 38 рассказов, написанных во время второй мировой войны. Среди них «Натали», «Ворон», «Визитные карточки», «В Париже» и многие другие.

Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви.
Образ любви в творчестве Бунина - это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти.

Любовь в произведениях Бунина - это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно и смело.
Любовь у Бунина в некотором смысле преступна - это переступание нормы, выход за рамки обыденности.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Литература, Весь курс школьной программы в схемах и таблицах, 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Основы баллистики и аэродинамики, Учебное пособие, Балаганский И.А., 2017
  • Полная энциклопедия для начальной школы, Русский язык, Математика, 1-4 класс, Узорова О.В., Нефедова Е.А., 2009
  • Английский язык, Восковская А.С., Карпова Т.А., 2011 - Учебник подготовлен по целевому и тематическому принципу, включает курс повторения, позволяющий в предельно короткий срок повторить, обобщить и систематизировать правила … Книги по английскому языку
  • Классный самоучитель английского языка для начинающих и начавших, Драгункин А.Н., 2002 - В наши дни произошло событие, которое, судя по всему, через некоторое время также будет названо этапным, “цивилизационным”. Этим событием является … Книги по английскому языку
Приложение №1

ПРОГРАММЫ


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
ЛИТЕРАТУРА

5-11 классы (Базовый уровень) 10-11 классы (Профильный уровень)


Под редакцией В. Я. Коровиной
Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации
9-е издание
Москва
«Просвещение»
2007

УДК 372,8:82/821 ББК 74.26

П78
Авторы программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень):
В, Я. Коровина, В. П. Журавлев, В, И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина
Авторы программы по литературе для 10-11 классов (профильный уровень):

В. Я, Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин
Варианты примерного тематического планирования уроков в 5-11 классах (базовый уровень)
и в 10-11 классах (профильный уровень) подготовлены Н. В. Б е л я е в о й.

Предлагаемое переработанное и дополненное издание


программ под редакцией В. Я. Коровиной полностью соответ-ствует федеральному компоненту Государственного образова-

тельного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ


  • 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования России

  • 1312 от 9 марта 2004 года). Учебники и учебные пособия,
соответствующие данным программам, издательство «Просве-щение» выпускает с 2006 года.

ISBN 978 - 5 - 09 - 016449 - 8 © Издательство «Просвещение», 2002, 2005, 2006


  • Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2006
Все права защищены

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ


5-11 классы
Базовый уровень
Пояснительная записка
Важнейшее значение в формировании духовно бога-той , гармонически развитой личности с высокими нрав-ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-куль-турных сведений, нравственно-эстетических представ-лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали-зировать художественные произведения, овладения бо-гатейшими выразительными средствами русского лите-ратурного языка.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской класси-ческой и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных про-изведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, не-обходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чте-ния, уровня восприятия и глубины проникновения в ху-дожественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения ли-тературы в школе. «Чтение - вот лучшее учение», - утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интерес-ным, продуманным, воздействующим на ум и душу уче-ника, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитан-ного художественного произведения, развить потребно-сти в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.
Отсюда возникает необходимость активизировать худо-жественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, ко-торые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали до-стоянием отечественной и мировой литературы. Сле-довательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с класси-ческими образцами мировой словесной культуры, обла-дающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистиче-ские идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего .
Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого чи-тателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и сво-бодно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда - к изучению и анализу образцов художественной литературы без поте-ри того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих та-лантливых, чутких, обладающих творческим воображени-ем читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.
Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением ху-дожник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Первая
группа активно воспринимает прочитанный текст, но не-достаточно владеет собственно техникой чтения, вто-рая - владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению худо-жественной литературы, со второй - активному чтению вслух и углублению толкования художественных произве-дений. В 9 классе изучение литературы идет на принци-пиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Гри-боедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лер-монтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмысле-нию прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
В 10-11 классах предусмотрено изучение художест-венной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков рус-ской литературы.
Объектом изучения литературы являются произведе-ния искусства слова, в первую очередь тексты произведе-ний русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Необходимость переработки и переиздания предла-гаемой программы была обусловлена изменением учеб-ного плана и переходом на базовый и п р о ф и л ь н ы й уровни изучения предмета в средней (полной) школе. Программа предполагает изучение литературы в стар-ших классах на базовом уровне. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе следующим образом определяет специфику изучения литературы на базовом уровне: «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ис-торическом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи».
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской


правленность: от освоения различных жанров фольк-лора в средних классах к проблеме «Фольклор и ли-тература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних клас-сах к изучению творчества поэта в целом; от зна-комства с отдельными сведениями по истории соз-дания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из клас-сов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчест-ва отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.
Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, под-нимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и че-ловеческой жизни, роль и значение книги в жизни писа-теля и читателя и т. д.).
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ве-дущих проблем (например, в 5 классе - внимание к книге; в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе - лите-ратура в духовной жизни человека , шедевры родной литературы. В 10 и 11 классах - линейный курс на ис-торико-литературной основе (русская литература XIX и XX веков).
Чтение и изучение произведений зарубежной лите-ратуры желательно в конце курса в каждом классе, но возможна и некоторая перестановка в изучении того или иного текста (например, как это сделано в учебнике 6 класса).
Авторы программы избегают жесткой регламента-ции, предоставляя право творческому учителю опреде-лить, какие произведения следует читать и изучить, ка-


Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могуг свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотво-рении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют м е ж п р е д м е т н ы е и в н у т р и п р е д м е т - ные с в я з и к у р с а л и т е р а т у р ы, обращение к дру-гим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литера-турных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.
Анкетирование учащихся школ многих регионов Рос-сии показало, как важны иллюстрации для понима-ния изучаемого текста художественных произведений. Художественные тексты во всех учебниках-хрестомати-ях данной программы сопровождаются рисунками луч-ших художников -иллюстраторов. Очень важно, чтобы у школьников год от года накапливались опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся русских ху-дожниках, об их творчестве. Материалы о художниках, композиторах, литературоведах, философах, имена ко-торых встречаются на страницах учебников-хрестома-тий, ученики найдут в именных указателях и словарях , помещенных в конце учебной книги. Расширению пред-ставлений о биографии писателя, истоках его творчест-ва, жизненной основе его произведений послужат мате-риалы о литературных местах, помещенные в учебниках и учебниках-хрестоматиях, в линии книг под общим за-головком «Читаем, думаем, спорим...».

Аннотации тем программы составлены так, чтобы учитель мог верно определить ориентиры, необходимые аспекты изучения произведения, подготовить план, кон-спект урока, найти оптимальные формы работы по изу-чению художественного произведения или творчества писателя.


П р и н ц и п к о н ц е н т р и з м а, осуществляемый дан-ной программой, предполагает последовательное воз- * вращение к определенным авторам и даже иногда к од-
ному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, услож-нить анализ, раскрыть образ автора (например, по-знакомиться с отрывком из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоно-сова в 7 классе и изучить оду в 9; обозначить штрихи к портретам на основе рассказа учителя, подготовленных сообщений учащихся и их выразительного чтения сти-хотворений Ахматовой, Цветаевой, Твардовского, Забо-лоцкого и других поэтов в 9 классе, пробудить интерес к личности поэта, а затем изучить их творчество в 11 классе).
Авторы программы считают необходимым «вернуть» важные для учащихся произведения (А. Пушкин. «Дуб-ровский», «Сказка о мертвой царевне...»; И. Тургенев. «Бежин луг»; В. Короленко. «В дурном обществе» и др.), традиционно изучавшиеся в школе и незаслуженно иск-люченные из многих альтернативных программ. В то же время предлагаются для изучения ранее не входившие в программы произведения писателей Русского зарубе-жья и другие художественные тексты, необходимые для учащихся того или иного возраста, расширяющие их чи-тательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской и зарубежной ли-тературы.
Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5-9 классов, ре-шая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. По-добный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого пе-риода и осознать, что развитие литературы - это жи-вое поступательное движение. Решению этих задач бу-дет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе (особенно в програм-ме курсов 10-11 классов), к истории создания отдель-ных произведений, к литературным и фольклорным ис-токам художественных образов, к вопросам теории
литературы (от усвоения отдельных теоретико-литера-турных понятий к осмыслению литературных направле-ний, художественных систем).
Одним из признаков правильного понимания текста является в ы р а з и т е л ь н о с т ь ч т е н и я у ч а щ и м и - ся. Именно поэтому формирование навыков вырази-тельного чтения должно проводиться учителем в проду-манной системе: от осмысления содержания и прочте-ния строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чте-нию (в классе, школе, районе, городе). Именно поэто-му в учебники-хрестоматии включены рубрики о художе-ственном чтении , содержащие рекомендации известных актеров (Яков Смоленский, Всеволод Аксенов, Васи-

ский, С. А. Есенин, А. Т. Твардовский и др.). Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в Приложениях к программе Выбор предложенных текстов зависит от учителя и уча-щихся.
Серьезным результатом плодотворной работы учите-ля на уроках литературы является умение учащихся вер-но понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение резуль-татов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской рабо-ты в профильном классе и пр.), особое внимание важ-но обратить на с о в е р ш е н с т в о в а н и е р е ч и уча - щ и х с я, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи в средних классах первого концентра и на уроках риторики в старших классах. В учебниках и учебниках -хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь»,. «Будьте внимательны к слову» и т. п.). В программу включен перечень необходимых видов работы по разви-тию речи: словарная работа, различные виды переска-за, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин,
стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Слово учите-ля, которое звучит на любом уроке литературы, являет-ся не только информативным, направляющим, вдохнов-ляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

У р о к и в н е к л а с с н о г о ч т е н и я имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение чи-тательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на осно-ве перенесения в сферу самостоятельного чтения опор-ных литературных знаний, читательских умений и на-выков.


  • Приложении 1 даны примерные списки произве-дений для заучивания наизусть.

  • Приложении 2 даны списки произведений, реко-мендованных для самостоятельного чтения.

  • Приложении 3 дано примерное тематическое планирование в 5-11 классах.

Большую помощь учителю и учащимся окажут посо-бия «Читаем, думаем, спорим...», «Практикум», подго-товленные авторами учебников к каждому классу дан-ной программы.


Программа первого концентра (5-9 классы) рассчи-тана на 2 часа в неделю (5-8 классы) и 3 часа в неделю (9 класс).
Примерное планирование (см. Приложение 3) дает еще один вариант расчасовки (3 часа в неделю в 5- 8 классах) для школ, которые добавляют один час на ли-тературу из школьного компонента.
Планирование в 10-11 классах соответствует Ба - зисному учебному плану на базовом уровне обучения.
ПЯТЫЙ КЛАСС
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения друго-му. Структурные элементы книги (обложка, титул, фор-зац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, ху-дожник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество
Фольклор - коллективное устное народное творче-ство.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните-ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви-дуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы-бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народ-ное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче-ские). Нравоучительный и философский характер ска-зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Вели-чественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся-каемой любви сердце, спокойная готовность жертво-вать собою ради торжества своей мечты - вот духов-ные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Ба-бы -яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ-ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика вол-шебной сказки. Связь сказочных формул с древними

мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.


«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшеб-ная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - кресть-янский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказ-ки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - на-родные представления о справедливости , добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказка. Виды сказок (за-крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипер-бола (начальное представление) . Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представ-ления). Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возник-новение древнерусской литературы. Культурные и лите-ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памят-ник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои ста-ринных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на род-ной земле.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (начальные пред-ставления).
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало лите-ратурной деятельности). Ломоносов - ученый, поэт, ху-дожник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» -

научные истины в поэтической форме. Юмор слихотво-рения.


Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные пред-ставления).

Из литературы XIX века
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафон-тен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно-писце (детство, начало литературной деятельности)

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразитель-ное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсцени-рование).


Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представ-лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке .
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказоч-ник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур-ной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные пред-

ставления).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюже-тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю-жеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты-рях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противо-стояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и бога-
тыри. Соколко. Сходство и различие литературной пуш-кинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.