Егэ по русскому диагностическая работа 5 марта. Методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему: Диагностическая работа в форме ЕГЭ по русскому языку

МБОУ Греково-Степановская СОШ

Диагностическая работа в форме ЕГЭ по русскому языку

в 11 классе

Дата проведения:20.01.2017

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Взаимопонимание разных народов в процессе межкультурной коммуникации возможно, если эти народы знают и уважают язык, культуру и обычаи друг друга.

2) Проблему межнационального общения необходимо решать как на бытовом уровне, так и на уровне приобщения людей к культуре.

3) Чтобы достичь взаимопонимания, представителям одной национальности необходимо знать язык другой национальности.

4) Цель межкультурной коммуникации - изучение обычаев разных народов.

5) Только при условии, что народы знают и уважают язык, культуру и обычаи друг друга, возможно взаимопонимание между ними в процессе межкультурной коммуникации.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово

Во-первых,

Потому что

Наверное,

Однако

Только

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУ́РА , -ы, жен.

1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков.

2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры.

3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда.

4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани.

5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). К. речи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вручАт

клАла

цЕпочка

завИдно

чЕрпать

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

До выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо в целях безопасности ОГОРОДИТЬ опасную зону.

Введение новых требований поставит разработчиков нового проекта в ЗАТРУДНЁННОЕ положение.

Необходимая принадлежность многих игр - это ИГРАЛЬНЫЙ кубик.

Информационная служба городской телефонной сети опубликовала итоги перехода АБОНЕНТОВ на новые тарифные планы.

КОРЕННЫЕ жители полуострова живут обособленно многие века, и их быт практически не изменился.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

дерево ЗАСОХНУЛО

пять КАСТРЮЛЬ

НАПОИВ чаем

банка КОНСЕРВОВ

чистых ПОЛОТЕНЕЦ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода.

2) Уподобляя занятия наукой игре, психологи подчёркивают творческое начало в научной работе.

3) В повести ХVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющих значение слова «Москва».

4) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».

5) Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко.

6) Те, кто читал критическую статью Н. А.Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства».

7) В жизни случаются разочарования, и неприятности были – их нужно научиться преодолевать.

8) Толстой очень хорошо понимал то, что своей «Исповедью» наживёт себе врагов, в том числе и среди священников.

9) Многие из тех, кто читал произведения С.Д. Довлатова, восхищались тонким чувством юмора писателя.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оч..ровательный

р..весник

реп..тиция

г…рдиться

заг..релый

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

чре..мерный, и..подтишка;

пр..градить, пр..страстный (судья)

при..ткрытый, п..становка;

раз..ехаться, сер..ёзный;

с..чувствие, р..сположение.

рул..вой

выдерж..вать

услужл..вый

наде..лся

раскашл..лся

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

немысл..мый

тревож..шься

наточ..шь

разреша..мый

вид..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

План был (не)выполнен.

Лесник (не)доумевал по поводу внезапного исчезновения палаточного лагеря.

В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.

(Не)замеченный контролёром изъян.

Пение (не)веселое, а грустное.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Вы не правы, (ПО)ТОМУ что нельзя осуждать человека только (ЗА)ТО, что вы не разделяете его убеждений.

(ПО)ТОМУ, что говорил дед, ясно было, что он доволен Витькой, и (ОТ)ЭТОГО хорошо становилось на душе.

Чуть уловимый, (ПО)ВЕЧЕРНЕМУ душистый дымок тянул ОТКУДА(ТО) в остывающем воздухе.

Вода в заливе отличается чрезвычайной солёностью, а ТАК(ЖЕ) плотностью, (ПО)ЭТОМУ удары волн здесь гораздо сокрушительнее, чем в море.

По ночам филины орут в буераке, КАК(БУДТО) КОГО(НИБУДЬ) душат разбойники.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.

2) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.

3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

4) Слушай тишину и тогда осень лесная покажет тебе все свои богатства.

5) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.

16. Расставьте все знаки препинания:

Лошади (1) вытянувшие чёрные головы (2) и (3) согнувшиеся над ними всадники (4) показывались на мгновение на белом фоне неба.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В Академии художеств В. И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сертификат (1) для получения (2) которого (3) мне пришлось пройти двухгодичное обучение (4) впоследствии пригодился при устройстве на новую работу.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я иду вперёд с верой (1) что достигну желаемой цели (2) и что (3) если захочет Бог (4) оправдаюсь в глазах тех (5) кого люблю.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) С мальчиком, которого встретила рассказчица, никто из сверстников не хотел дружить.

2) По мнению рассказчицы, многие взрослые расценивают отсутствие наивности у ребёнка как шаг вперёд в развитии юного поколения.

3) Родители ребёнка, о котором идёт речь, испытывали чувство недоумения от вопросов своего сына.

4) Рассказчицу радует тот факт, что дети сегодня другие, не такие, как раньше, а более смышлёные и развитые.

5) Мальчика интересовало всё вокруг, он беспрестанно задавал вопросы, которые были гораздо глубже, чем могли показаться на первый взгляд.

(1)Сегодня я увидела ребёнка... (2)Многие говорят, что дети сегодня стали другие, и с большой радостью объясняют: они ведут себя совсем как взрослые. (3)И ещё говорят, что теперь дети более «смышлёные» и усваивают всё гораздо быстрее. (4)Взрослые радуются их вопросам не к месту, а потерю - если не сказать отсутствие - наивности расценивают как шаг вперёд в развитии юного поколения. (5)Именно поэтому ребёнок, которого я сегодня увидела, привлёк моё внимание. (6)Он на самом деле был ребёнком - доверчивым и бесхитростным, как и должно быть в его возрасте, с сияющими, любопытными глазами, с живыми и лёгкими движениями, естественными для человечка, не так давно появившегося на свет. (7)Я видела, как он идёт, пытливо глядя на всё вокруг и стараясь раскрыть тайну, спящую за внешней стороной предметов и событий. (8)С его губ беспрестанно слетали вопросы - так велика была в нём жажда познания.

(9)Вопросы, которые он задавал, были простыми и одновременно глубокими именно благодаря своей простоте. (Ю)Он хотел знать всё о небе, о звёздах, о границах Вселенной. (11)Он хотел знать, почему насекомые летают и почему у человека нет крыльев. (12)Он хотел знать, отчего люди плачут и почему ему иногда хочется смеяться и кричать... (13)Но родители ответили ему лишь улыбкой и шутками. «(14)И в кого только пошёл этот малыш? (15)Он ни в чём не похож на нас... (16)И мне даже стыдно за его вопросы, такое впечатление, что он совсем ничего не понимает... (17)Почему ты не такой, как остальные твои товарищи? (18)Почему ты не играешь с друзьями? (19)Сынок, что ещё я могу рассказать тебе про луну, если не знаю больше того, что уже рассказал?»

(20)Прежде сияющий и счастливый взгляд ребёнка сделался хмурым, как осенние небеса, на него легла тень, которая лучше тысячи словарей могла бы рассказать, что такое грусть. (21)И мне кажется, что именно в этот миг он утратил свою доверчивость и непосредственность и, сам того не желая и не понимая, раньше времени повзрослел. (22)Он усвоил жестокий жизненный урок: надо молчать, сталкиваясь с непониманием, прятать в глубине души свои сокровенные мечты, не говорить о прекрасном, а высказывать лишь то, что другие хотят услышать.

(23)И если сначала я увидела ребёнка, то теперь передо мной был взрослый человек, на чьих плечах лежал груз пережитого, груз боли и грусти. (24)Почему мы обрекаем на гибель красоту и невинность? (25)Где тот ребёнок, который когда-то жил в нас и чей голос до сих пор должен был бы звучать в нашем сердце, пробуждая неисчерпаемое любопытство и потребность в любви? (26)Неужели мы больше не способны воспринимать доброе и чистое? (27)Неужели наше взросление обязательно связано с потерей детского умения удивляться?

(28)Печальным оказался тот день, когда я увидела этого ребёнка.

(29) Теперь я неустанно буду всматриваться в лица окружающих в поисках другого такого же взгляда, который поведает мне о бесхитростности первых идеалов, ещё не загрязнённых разгулом современного ритма жизни.

(30) Я буду искать юные, пытливые и нежные глаза; глаза, в которых отражается тоска по небу и вечным вопросам, что находят ответ лишь в глубине человеческой души, спящей сегодня в ожидании лучших времён.

(По Д. С. Гусман) *

* Делия Стейнберг Гусман (род. в 1943 году) - аргентинский и испанский музыкант, философ, культуролог, писатель, автор множества работ, книги «Сегодня я увидела...».

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 6 содержится описание.

2) Предложения 10-12 поясняют, раскрывают содержание предложения 9.

3) В предложениях 14-19 представлено повествование.

4) В предложении 21 представлено рассуждение.

5) Предложение 28 указывает на следствие того, о чём говорится в предложениях 29-30

В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.

22. Из предложений 17-18 выпишите синонимы (синонимическую пару).

23. Среди предложений 4-8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Делия Стейнберг Гусман в представленном фрагменте текста заставляет читателя задуматься над очень важными вопросами. Тесно переплетая собственные рассуждения с описанием встречи рассказчицы с ребёнком, автор использует большое количество средств выразительности, чтобы максимально глубоко вовлечь нас в размышления над этими вопросами. На уровне синтаксиса следует отметить обильно используемые (А)_______ (предложения 10, 22), а также такой лексико-синтаксический приём, как (Б)_______ (предложения 26-27). Среди многочисленных тропов можно выделить (В)_______ ("сияющий... взгляд" в предложении 20, "жестокий... урок" в предложении 22, "нежные глаза" в предложении 30) и (Г)_______ (в предложении 20)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов предложения

2) парцелляция

3) сравнение

4) разговорные слова

5) метонимия

6) фразеологизм

7) эпитеты

8) оксюморон

9) анафора

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Желаем успеха!

Часть 1

(1)Единственной мерой, которую в середине XIX века лондонцы приняли против пыли, уже тогда изрядно им досаждавшей, было запрещение пользоваться каменным углём для отопления. (2) пыли в городе оставалось немало и помимо той, что была от угля. (3)Именно в то время молодой физик Джордж Габриэль Стокс, заложивший позже основы газоочистки, впервые задумался над тем, что в скором будущем мельчайшая пылинка вырастет для человека в проблему угрожающих размеров.

    ГЛАВНАЯ

    В XIX веке лондонцы боролись с надоевшей пылью, запрещая топить печи и камины каменным углём, однако до конца справиться

    проблемой им не удалось.

    В XIX веке пыли на улицах Лондона было много, и это было связано

    • тем, что дома лондонцев отапливались каменным углём.

    Английский физик XIX века Дж. Г. Стокс понял, какую серьёзную угрозу представляет пыль для человечества, когда занимался вопросом очистки лондонского воздуха от пыли, досаждавшей горожанам.

    Наличие пыли в Лондоне не особенно беспокоило горожан, над этой проблемой впервые задумался физик Дж. Г. Стокс, заложивший позже основы газоочистки.

    О том, что пыль в недалёком будущем может превратиться в мас-штабную проблему для человека, впервые задумался английский физик Дж. Г. Стокс, когда в XIX веке занимался проблемой очистки воздуха в Лондоне, где количество пыли было немалым.

Поэтому Так что Однако Из-за этого Кроме того,

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕРА. Определите, в каком значении это слово употреблено в пер-вом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МЕРА , -ы,ж .

      Единица измерения. М. веса.

      Предел, в котором осуществляется, проявляется что-н. Знать меру.

      Средство для осуществления чего-н., мероприятие. Меры предосторож-

ности.

4) Русская народная единица ёмкости измерения сыпучих продуктов, а также сосуд для измерения их. М. овса.

Ответ: ___________________________.

    НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово. корЫсть прожИвший навралА сливОвый донЕльзя

Ответ: ___________________________.

    НЕВЕРНО Исправьте ошибку и запишите это слово правильно. Учёный был ЗАЧИНАТЕЛЕМ физики твёрдого тела и физики низких температур в Кембридже.

Перед нами был некогда ДОБРОТНЫЙ офицерский дом с парком и фонта-нами, с видом на Неву.

Нет, у неё не совсем зелёные глаза, у неё такие… зеленовато-карие, БОЛОТИСТОГО цвета.

Юрка выгреб всю имеющуюся в его карманах скудную НАЛИЧНОСТЬ, но этого было мало для совершения желанной сделки.

Приз ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий достался самой молодой участнице творче-ского конкурса.

Ответ: ___________________________.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

    Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

столы для КУХОНЬ в ТЫСЯЧА ВОСЬМИСОТОМ году много МАКАРОН

БОЛЕЕ КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж ИХ дача

Ответ: ___________________________.

    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предло-жениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного

с предлогом

Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Разбуженный Алёша грохотом грома потом долго не мог заснуть.

    Не успев закончить один рассказ, Василий тут же принялся за другой.

    Тот, кто пришёл на репетицию вовремя, успели выбрать костюмы по своему вкусу.

    Благодаря грамотной политике руководства, предприятие сумело выстоять в кризисный период.

    Вопреки настойчивых уговоров родственников, Дмитрий принял решение о переезде в Саратов.

    В отличие от других современников, В.С. Миролюбов признавал писа-тельский талант Лазаревского и охотно печатал его произведения в своих изданиях.

    В кинотеатре «Октябре» состоялся премьерный показ фильма и встреча с режиссёром картины.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

    Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ст..лизовать проск..чить отв..рить (овощи) прим..чание л..гический

Ответ: ___________________________.

о..делка, (немного) по..красить (забор) и..пытал, не..дешний пр..крыл, пр..строил пр..образ, р..ссыпал от..скать, спорт..гра

Ответ: ___________________________.

    Е . застр..вать перекле..вать заш..вать обидч..вый масл..це

Ответ: ___________________________.

    Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е . услыш..нный бор..шься натерп..шься замет..вший неча..нный

Ответ: ___________________________.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

    СЛИТНО

Стоял уже далеко (НЕ)ЖАРКИЙ, но солнечный сентябрьский день, мы с егерем отправились на болота понаблюдать за птицами.

В (НЕ)ЗАШТОРЕННЫЕ даже тюлем окна лился холодный лунный свет. Когда Елизавета, муза писателя, уехала от него, черпать вдохновение ему стало (НЕ)ОТКУДА.

Ценя в людях искренность и (НЕ)ПРИЕМЛЯ более всего фальшь, этот дворянин предпочитал дружить с крестьянами, нежели с людьми своего сословия.

Ольга, узнав о приезде Саши, выбежала с (НЕ)ПОКРЫТОЙ ничем головой на заснеженный двор.

Ответ: ___________________________.

    СЛИТНО .

(ПО)ТОМУ спокойствию, что царило (ПО)ВСЮДУ, нам казалось, что дождя больше не будет.

Парус обыкновенно подворачивали внизу и приспускали только (ВО)ВРЕМЯ сильной бури, ЧТО(БЫ) уменьшить площадь парусности.

(В)ТЕЧЕНИЕ дня мы (В)ВОЛЮ налюбовались утками и потому возвра-щались домой в бодром расположении духа.

Сложив сумку (В)ДВОЕ, Арсений быстро запрыгнул в лодку, она от его веса

наклонилась (В)БОК, но скоро выправилась.

(ПО)НАЧАЛУ Егорке было очень страшно, но он сумел собрать волю в кулак, ТАК(ЧТО) никто не заметил его короткого смятения.

Ответ: ___________________________.

    НН .

Анна Ахматова позволяла себе иронизировать по поводу своих знаменитейших стихов, и это ничуть не противоречило её царстве(1)ости, не нарушало её внутре(2)ей поэтической гармонии, а только обогащало её образ, сообщало ему то «четвёртое измерение», по которому Мандельштам отличал подли(3)ую поэзию от рифмова(4)ых строк.

Ответ: ___________________________.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

    Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения,в которых нужнопоставить ОДНУ

1) Книга Н. Заболоцкого «Столбцы» стала заметной вехой не только

в творчестве самого поэта но и в поэзии того времени в целом.

    Персонажи в произведении бывают главными или второстепенными сквозными или эпизодическими а по своим характерам делятся на положительных и отрицательных.

    Лесные тропинки прыгали по твёрдым корням дубов и лип и моя некованая лошадь начала спотыкаться.

    Ни один экзамен по литературе ни одно сочинение не должны обходиться без использования специального языка литературоведения его терминов и понятий.

    Сад у тётки славился соловьями да цветами да яблоками.

    Расставьте знаки препинания .Укажите цифру(-ы),на месте которой(-ых)

Петровская реформа решила национальные задачи (1) создав государст-венность (2) обеспечившую России (3) двухсотлетнее существование в ряду главных европейских держав (4) и построив одну из самых ярких культур в истории человеческой цивилизации.

Ответ: ___________________________.

    Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы),на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Каким-то загадочным образом творчество Чехова (1) по словам К. Чуковского (2) было для современников писателя моральной проповедью, и этой проповеди они подчинялись так охотно и радостно, как не подчинялись бы (3) пожалуй (4) самым громким нраво-учительным лозунгам.

Ответ: ___________________________.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

    Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы),на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Большой художественный талант Шолохова (1) увядание (2) которого (3) оказалось неизбежным под воздействием советских идеологических догм (4) в полной мере сумел проявиться в романе «Тихий Дон».

Ответ: ___________________________.

    Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы),на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда он говорил о медицине (1) это производило какое-то новое и особенное впечатление (2) и после таких разговоров мне казалось (3) что (4) если бы он захотел (5) то мог бы стать настоящим учёным.

Ответ: ___________________________.

1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче.

(2) Он и раньше садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (3)Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился – он задумался. (6)А когда он задумался – он открыл великую тайну природы.

(22)Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. (23)Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. (24)Они не умели бы выращивать хлеб, летать в космос. (25)И, кроме того, они не умели бы создавать музыку, сочинять стихи, рисовать картины.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

(по Л.И. Лиходееву *)

* Леонид Израилевич Лиходеев (1921–1994) русский писатель, автор

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

    Какие из высказываний соответствуют

    Закон Архимеда появился благодаря тому, что Архимед, принимая ванну, почувствовал, что в воде он становится легче.

2) Суть закона Архимеда заключается в том, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость.

    Каждый, кто способен увидеть краски природы, её цвета, становится художником.

    Люди, которых ничто не удивляет, не знают закона Ньютона.

    Человек должен думать над словами, учиться выбирать самые точные и правильные слова, чтобы обогащать свою речь.

Ответ: ___________________________.

    верными ? Укажите номера ответов.

      В предложениях 1–6 ведущий тип речи – описание.

      В предложениях 7–10 представлено рассуждение.

      В предложениях 11–17 представлено описание.

      Предложение 16 противопоставлено по смыслу содержанию предло-жения 15.

      Предложение 33 указывает на причину того, о чём говорится в предло-жениях 31–32.

Ответ: ___________________________.

    Из предложений 24–25 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Ответ: ___________________________.

    Среди предложений 4454 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

    «Представленный текст – это гимн автора человеческому умению удивляться. Автор сплетает в единое целое сказку, основанную на способности удивляться, и науку, которая, казалось бы, далека от фантазий и наивных догадок. Он стремится пробудить в читателе интерес к познанию и каждодневным открытиям. Избегая тяжеловесной назидательности, Л.И. Лиходеев обращается к своему читателю как к другу, равному собеседнику, и это отражается на художественном своеобразии текста.

На синтаксическом уровне стоит отметить весьма часто используемое автором средство – (А)_____________ (предложения 17, 24, 50). Атмосферу непринуждённой беседы поддерживает и такой приём, как (Б)_______

(предложения 9–10).

На протяжении всего текста Л.И. Лиходеев применяет такое лексическое средство, как (В)__________ (" когда он " в предложениях 5, 6). А понять мысль автора помогает такой приём, как (Г)_______ (предложения 37– 39)».

Список терминов

    фразеологизмы

    антитеза

    парцелляция

    риторические обращения

    лексический повтор

    СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного

согласия СтатГрад запрещена

Часть 2

поставленных автором текста.

Вашему мнению, важны для

понимания

проблемы исходного текста

читательский опыт, а также

на знания

и жизненные наблюдения

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

Диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 класс

Выполнена: ФИО_________________________________ класс ______

Инструкция по выполнению работы

Работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит одно задание.

На выполнение работы отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число), слово (несколько слов), словосочетание или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листе.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Определение степени ценности архитектурного наследия старинных городов имеет основополагающее значение при решении вопросов их современной застройки. (2) в зависимости от такого исследования город подлежит либо сохранению и специальной реставрации (Суздаль, Хива), либо, если наследие скромно, реконструкции. (3)Таким образом, именно указанная экспертиза безвозвратно определяет архитектурную судьбу города.

    Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

      От результатов экспертизы архитектурного наследия зависит, будет ли город сохранён и отреставрирован или же будет реконструирован и застроен современными зданиями.

      При реконструкции и современной застройке старинные города часто становятся безликими.

      Суздаль и Хива были сохранены и специально отреставрированы, так как это города-музеи.

      Архитектурные судьбы городов определяет экспертиза ценности их архитектурного наследия.

      Ценность архитектурного наследия старинных городов играет важную роль в планировании их современной застройки.

    Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

Между тем Вопреки этому, Вероятно, Ведь Однако

Ответ: ___________________________.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

Русский язык. 11 класс. Вариант РЯ10202

Прочитайте фрагмент словарной

статьи, в которой приводятся

значения

слова ВОПРОС. Определите, в

каком значении это слово употреблено

в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВОПРОС , -а,м .

    Словесное обращение, требующее ответа. Задать в.

    Та или иная задача, требующая решения, проблема. Поднять в.

    Дело, зависящее от чего-н. В. чести.

    разг. Нечто неясное, до конца неизвестное. Поедём мы туда или нет – это ещё большой в.

Ответ: ___________________________.

    В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово. зАняли намЕрение осведомИться бАнты углубИть

Ответ: ___________________________.

    В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Вместо обычного гудка, который слышит АБОНЕМЕНТ, набравший номер, мобильный оператор предлагает слушать мелодию – рингтон.

Задачи ЭСТЕТИЧЕСКОГО воспитания личности могут быть успешно решены лишь в случае их тесной связи с практическими задачами, выдвигаемыми самой жизнью.

Микеланджело создал статую Давида из ЦЕЛЬНОГО куска мрамора.

В честь праздника Настенька НАДЕЛА нарядное новое платьице с бантиками на плечах.

Известно, что каратиноиды – особые КРАСЯЩИЕ вещества – придают цвет пищевым продуктам.

Ответ: ___________________________.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

шесть ВИШЕН (правая) ТУФЛЯ

НАИВЫСШЕЕ наслаждение здоровые ДЁСНЫ ЧЕТЫРЁХСТАМИ людьми Ответ: ___________________________.

    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложе-ниями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом В) нарушение в построении сложного предложения Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Охваченный в тот период «революционными» настроениями, Блок

    Спор о Серебряном веке вылился как в затяжные культурологические дискуссии на Западе, так и в нашей стране.

    Вчитываясь в рассказы Чехова, можно за видимой простотой находить глубину смысла и сложность художественного построения.

    Семейный конфликт в комедии «Лес» отражает огромные сдвиги, происходившие в русской жизни той эпохи.

    Вопреки прогнозов синоптиков, погода в сентябре стояла тёплая и сухая.

    Я спросил у старшего брата, что могу ли я взять его конструктор.

    Из монологов Печорина мы узнаём, что он испорчен светом, что ему

    детства не верили, видели в нём несуществующие пороки.

    Опомнившись и схватив рюкзак, ноги понесли Сергея прочь от этой тёмной улочки.

    Жуковский принял деятельное участие в смягчении участи декабристов, помогает их жёнам.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

    Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заж..галка приподн..мать зак..ляться бл..стеть сув..ренитет

Ответ: ___________________________.

    Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..мета, пр..мудрый под..скал, с..грал о..дирал, по..стелил

бе..вкусен, ..жать (в ладони)

пр..ступил (к делу), пр..рвать (молчание)

Ответ: ___________________________.

    Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И . заносч..вый щавел..вый забол..вать мешоч..к коч..вали

Ответ: ___________________________.

    Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е . посе..нный колебл..шься движ..мый расстро..вшись ненавид..мый

Ответ: ___________________________.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

    Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

В годы Великой Отечественной войны появилось (НЕ) МАЛО поэм, но наиболее значимым произведением стал «Василий Тёркин» Твардовского.

Основой сюжета становится далеко (НЕ)НОВОЕ в литературе столкновение сильной личности и толпы.

«Порой важнее (НЕ)ЧТО сказано, а как сказано!» – этой фразой Игорь завер-шил наш спор.

Дверь оказалась (НЕ)ЗАПЕРТА, и я осторожно вошёл в дом.

(НЕ)БРИВШИЙСЯ почти неделю, со взъерошенными волосами, осунувшийся, мой брат представлял собой жалкое зрелище.

Ответ: ___________________________.

    Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО .Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Струя свежего воздуха пробежала (ПО)МОЕМУ лицу, и я открыл глаза: в окне застыло (ТЁМНО)СЕРОЕ небо.

Этот город – такой большой, хвастливо чистый – неуютен, (КАК)БУДТО он создан не для людей, а (НА)ПОКАЗ.

Выйти из саней было нельзя: снегу навалило (ПОЛ)АРШИНА; я (НА)СИЛУ дождался, когда мы подъедем к постоялому двору.

ЧТО(БЫ) меня не сочли слабым, я, (НЕ)СМОТРЯ на крайнюю усталость, не решался попросить о передышке.

Яков вошёл в зал, я решил поступить ТАК(ЖЕ) – оказалось, там собралось (НЕ)МАЛО народу.

Ответ: ___________________________.

    Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН .

Омары уже были прода(1)ы, и теперь старик мог спокойно стоять хоть до вечера, с величестве(2)ой повадкой поглядывать вокруг, рисуясь своей глиня(3)ой трубкой и красным беретом, спуще(4)ым на одно ухо.

Ответ: ___________________________.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

    Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения,в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

      Горького интересует не столько социальный аспект противостояния героев сколько их неготовность реально осмыслить своё положение.

      Течение времени в платоновском «Котловане» то почти останавливается то стремительно но ненадолго ускоряется.

      В пьесе «Дни Турбиных» Булгаков сумел утвердить идею человечности и самоценности жизни и непреложность традиционных нравственных ценностей.

      Природа в лирике Н. Заболоцкого жива и бесконечно многообразна изменчива и противоречива.

      В Дубечне тем временем штукатурили и окрашивали внутри станцию и велось строительство её верхнего деревянного этажа.

    Расставьте знаки препинания .Укажите цифру(-ы),на месте которой(-ых)

Большинство читателей и критиков (1) опубликованных глав романа «Герой нашего времени» (2) восприняли Печорина как героя отрицательного. Император Николай I (3) знакомясь с первой частью произведения (4) решил, что «героем наших дней» будет непритязательный и честный Максим Максимыч.

Ответ: ___________________________.

    Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы),на месте которой(-ых)в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У этого человека наблюдалось постоянное стремление окружить себя оболочкой, создать себе (1) так сказать (2) футляр. Действительность раздражала его, и (3) может быть (4) для того, чтоб оправдать своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое.

Ответ: ___________________________.

    Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы),на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Отечество есть тот таинственный живой организм (1) очертания (2) которого (3) ты не можешь отчётливо для себя определить и при этом непрерывно чувствуешь его прикосновение к себе (4) ибо ты связан с этим организмом неразрывной связью.

Ответ: ___________________________.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

    Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы),на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Звёзды безмятежно сияли на тёмно-голубом своде (1) и (2) когда я вспомнил (3) что были некогда люди, думавшие (4) будто светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли (5) мне стало смешно.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20–24.

(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и раньше садился в ванну, и многие до него тоже в неё садились.

(3)Но до этого исторического случая никому и в голову прийти не могло, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)И Архимед удивился. (5)Когда он удивился – он задумался. (6)А когда он задумался – он открыл великую тайну природы.

(7)Может быть, всё это происходило и не так. (8)Но факт остаётся фактом: закон Архимеда существует, и те, кто получает «двойки» за незнание его, могут это подтвердить.

(9)Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди неравнодушны. (10)Что они умеют удивляться.

(11)Скажем, сидел себе Ньютон в саду. (12)Смотрит – упало яблоко. (13)Ну, упало и упало. (14)Подыми и съешь. (15)Никого не удивляло это никогда. (16)А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» (17)Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.

(18)Конечно, всё это гораздо сложнее. (19)Всё это требовало огромного труда, огромных знаний. (20)Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. (21)И потом я хочу сказать, что, если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.

(22)Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. (23)Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. (24)Они не умели бы строить дома, выращивать хлеб, летать в космос. (25)И, кроме того, они не умели бы сочинять музыку, писать стихи, рисовать картины.

(26)Вот идёт в лесу человек. (27)Слышит: поют птицы. (28)Ну, поют и поют, эка невидаль! (29)А иной удивится: очень необыкновенно и сладко поют. (30)И задумается...

(31)А другой человек удивится краскам и цветам природы. (32)И начнёт сам пробовать сочетать эти краски. (33)Получается картина.

(34)Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивится, как увлекательно и точно или, наоборот, нудно и неверно люди излагают свои мысли. (35) И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, примерять к действительности, искать самые точные и нужные слова.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

(36)Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. (37)Они смотрят на мир как-то однобоко: чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? (38)У них явные расхождения с Ньютоном. (39)Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. (40)Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. (41)Они цветами корову накормят, птицу и перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания на то, о чём болтают.

(42)Очень скучные люди. (43)Прямо жалко их и даже как-то стыдно за

(44)А ты попробуй удивиться. (45)Всё в этом мире непросто. (46)Всё находится во взаимосвязи. (47)Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. (48)Поэтому существуют мечты и реальность. (49)Поэтому существуют дружба и борьба. (50)И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.

(51)И поэтому люди бывают счастливы.

(52) Жизнь удивительна. (53)И люди тоже удивительны. (54)И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.

(по Л.И. Лиходееву *)

* Леонид Израилевич Лиходеев (1921–1994) – русский писатель, автор очерков, фельетонов, романа-эпопеи «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала».

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

      Каждый раз, когда Архимед садился в ванну, он удивлялся тому, что ему как будто становится легче.

      Те, кто получает двойки за незнание закона Архимеда, не умеют удивляться, а значит – не способны сделать открытие.

      Люди, которых ничто не способно удивить, не могут видеть мир во всей его красоте и разнообразии.

      В мире всё устроено очень непросто и всё находится в тесной взаимосвязи.

      Умение удивляться даёт человеку возможность мечтать, без мечты жизнь разобьётся о жестокую реальность.

Ответ: ___________________________.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

    Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

      В предложениях 19–21 представлено повествование.

      Предложения 23–25 поясняют, раскрывают содержание предложения 22.

      В предложениях 38–41 представлено описание.

      Предложения 47–50 содержат следствие того, о чём говорится в предло-жениях 45–46.

      В предложениях 52–54 представлено повествование.

Ответ: ___________________________.

    Из предложений 1–4 выпишите фразеологизм.

Ответ: ___________________________.

    Среди предложений 16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с пре-дыдущим(-ими) с помощью союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

    «Л.И. Лиходеев в представленном тексте ведёт непринуждённый разговор с читателем о таком важном человеческом качестве, как умение удивляться. Авторская речь в данном фрагменте подвижная, естественная, она меняет форму и краски, оттого возникает ощущение присутствия автора, ощущение живой устной беседы.

Этот эмоциональный фон на протяжении всего текста поддерживается целым набором средств художественной выразительности. В синтаксисе это, например, (А)_________ (предложения 10, 32), а также такой приём, как (Б)______ (предложения 45–46, 47–49). А на лексическом уровне –

(В)________ (" эка невидаль ", " болтают" ) и такой троп, как (Г)_______

(великую тайну природы, волшебный ковёр-самолёт, прекрасные

сказки)».

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

Список терминов

    антонимы

    неполные предложения

    разговорная лексика

    ряды однородных членов предложения

    восклицательные предложения

    лексический повтор

    метонимия

Часть 2

Для ответа на задание этой части используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, 25, а затем напишите сочинение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в коммен-

тарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по

Вашему мнению, важны для

понимания

проблемы исходного текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также

на знания

и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный

или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

© СтатГрад 2016−2017 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

Диагностическая работа по русскому языку, 11 класс (октябрь)

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Антарктида - самый южный, самый холодный и самый высокий материк Земли (если за его поверхность принять территорию ледника, достигающего толщины 4 км). (2)Антарктида - зона, свободная от политики и правительств, материк, где царят наука и любознательность, самоотверженность и мужество. (3) ______ только любознательные, самоотверженные и мужественные люди во имя науки могут отправиться в экспедицию в этот суровый край.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Антарктида - самый южный, самый холодный и самый высокий материк Земли.

2. Только любознательные, самоотверженные и мужественные люди во имя науки могут отправиться в Антарктиду, поэтому Антарктида - материк, на котором царят наука, любознательность и мужество.

3. Антарктида - материк, где царят наука и любознательность, самоотверженность и мужество.

4. Антарктида - это материк, на котором царят наука, любознательность и мужество, поскольку туда отправляются только любознательные и мужественные люди.

5. Только любознательные, самоотверженные и мужественные люди во имя науки могут отправиться в Антарктиду.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1. Конечно

2. Потому что

3. По-видимому,

4. К счастью

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СУРОВЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СУРОВЫЙ, -ая, -ое; -ов.

1. Холодный, неблагодарный для жизни. С. климат. Суровая зима.

2. Очень тяжёлый, трудный, тяжкий. Суровые дни войны. Суровое испытание.

3. Угрюмый, сердитый. С. взгляд.

4. Очень строгий, серьёзный. С. приговор. Подвергнуть суровой критике.

5. полн. ф. О ткани: грубый, небелёный. Суровое полотно. Суровая скатерть.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прозорлИва

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Он малообразованный человек, в общем - полный НЕВЕЖДА.

2. Наша соседка очень ДОВЕРЧИВА и легко поддаётся обману.

3. НЕСТЕРПИМЫЙ холод заставляет всех сидеть дома.

4. Его НЕОГЛЯДНАЯ храбрость в бою вызывала уважение и восхищение однополчан.

5. БОЛОТНАЯ растительность не богата.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРЕНЕРЫ детских спортивных школ

ДВУХСТАМ посетителям

ЛЯГТЕ на спину

ИЗОБРЕТШИЙ эту модель

пара ЧУЛОК

7. Найдите и исправьте ошибки в каждом предложении

1) Гости поздравили Бульбу и обоих юношей и сказали им, что вы делаете доброе дело.

2) Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

3)На графиках показаны двадцать один этап соревнований.

4) Герб с изображением льва, держащий в лапах щит, символизирует доблесть.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

созн..вать

разг..реться

мен..джмент

выст..лить

оп..раясь

гуттаперч...вый

9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Мороз украшает всё вокруг жемчугами и алмазами и рисует белые узоры на оконных стёклах.

2. В домах были открыты настежь окна и горели лампы.

3. В течение месяца мы так ни разу и не увидели солнечного света.

4. Где-то вверху открылось окно и вскоре послышался голос Светланы Васильевны.

5. Георгия Ивановича все знали как умного и решительного смелого и бескомпромиссного человека.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди очень высоких и тенистых деревьев (1) росших вокруг дома (2) переходя далее в густой лес (3) мы не сразу были замечены единственным человеком (4) гулявшим здесь.

11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Вольтеровская сатира жива ещё и потому, что она наполнена храброй мыслью этого удивительного человека, ставшего знаменем своей эпохи и бросившего семена свободомыслия и скепсиса в далёкое будущее.

Прочитайте текст и выполните задания 12-14.

12. Среди предложений 24-27 найдите такие , которые связаны с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номера этих предложений.

13.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

(1)Казалось бы: красота - понятие широкое, и не всегда ясно, что именно оно означает.

(2)Когда великий Фёдор Михайлович говорил о том, что эта самая красота спасёт мир, он, наверное, меньше всего имел в виду красивых людей и красивые виды. (З)Речь шла о красоте поступка, о красоте мужества и женственности, о красоте веры, прозрачной и честной.

(4)Добро красиво, милосердие красиво, подвиг красив. (5)Красива молитва, честность красива, нежность красива.

(6)Мир преисполнен красотой как счастьем. (7)Другой вопрос, что красота, наверное, никого уже не спасёт.

(8)Со времён позапрошлого века мы научились использовать красоту так, как нам удобно.

(9)Выворачивать подлость и пошлость наизнанку, делая красивыми любые слабости и непотребства.

(10)В своё время красота была бесконечно дальним центром мироздания - и к этому центру стремилось любое страстное и честное сердце. (11)Наивысшую точку красоты, её средоточие, можно было называть гармонией. (12)Мир искал гармонии.

(13)Сегодня красота стала служанкой человека с его бесконечным стремлением наделить благородством и смыслом любой свой неприглядный поступок.

(14)Гармоничное существование, гармоничный взгляд на вещи, гармоничное бытие сплошь и рядом подменяются чем-то иным. (15)Для современного человека гармония - это комфорт. (16)Нынешний гармоничный взгляд на вещи - это устойчивая привычка видеть и знать то, что хочется видеть и знать, и отказ от знания о вещах трудных, сложных и неопрятных. (17)Подлинность, которая, безусловно, является главным содержанием и кровеносной системой красоты, стала несколько непристойной, стыдной, странной.

(18)Подлинное милосердие почти не слышно, почти затеряно среди пышных и пошлых жестов людей очевидно и насквозь немилосердных. (19)Человеку, совершившему подлинный подвиг, проще умереть три раза подряд, чем обрести внимание признательных ему людей. (20)Подвига уже нет. (21)Он стал, по сути, неполиткорректен - оттого, что оскорбляет человека, не склонного к подвигам. (22)Естественно, нет и национальных героев. (23)Вернее сказать, в национальных героях ходят редкие проходимцы, которым ещё неизвестно где место.

(24) Подобно тому, как гармония с извлечённой сутью стала комфортом, так и подлинность заменил имидж. (25)Имидж - это подлинность с вырезанными сердцем и лёгкими. (26)Остался манекен - с приклеенной улыбкой, с пустыми стеклянными глазами... (27)Но если к нему приглядеться внимательно - сразу заметишь, что у него глаза не моргают.

(28)Мир всё больше становится триединым, и наше нынешнее триединство - это имидж, комфорт, гламур. (29)Они неразрывны и взаимосвязаны. (З0)Имидж и комфорт создают гламур. (31)Гламур и комфорт делают имидж. (32)Где тут, в этих тупиках, под нарисованными эмульсией небесами, протиснуться красоте, как ей проявиться на свет Божий?

(33)Красота всё не приходит, всё никак не наступает. (34)Как ей протиснуться в наш новый, чудесный мир? (35)У нас тут и так вокруг много приятных и гладких на ощупь вещей.

(36)А отвлечённые понятия занимают слишком много места. (37)Отвлечённые понятия занимают слишком много сердца. (38)Отвлечённые понятия заставляют слишком часто дышать и при этом всё равно иногда задыхаться от непостижимости бытия. (39)Мы изгнали их. (40)Мы желаем жить конкретно. (41)По конкретным понятиям.

(42)Но, изгнав отвлечённые понятия, мы отлучили себя от красоты.

(43)Красота неконкретна. (44)Её нельзя сформулировать, расфасовать, а потом использовать по мере необходимости.

(45)Надо отвлечься от конкретных понятий. (46)Слишком много серьёзных людей вокруг. (47)Слишком мало красивых.

(По 3. Прилепину *)

***Задание составлено на основе теста с сайта https://neznaika.pro/ege/russian/

№ задания

Ответы

Потому что

Безоглядная

Двумстам

    Гости поздравили Бульбу и обоих юношей и сказали им, что они делают доброе дело.

    Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.

    На графиках показан двадцать один этап соревнований.

    Герб с изображением льва, державшего в лапах щит, символизирует доблесть.

Сознавать

1)Проблема красоты. Проблема определения понятия красоты (В чем заключается подлинная красота?)

2)Проблема злоупотребления понятием красоты (Чем сегодня подменяется красота?)

1)Подлинная красота неразрывно связана с добром, честностью, милосердием, подвигом.

2)Люди извращают подлинное содержание красоты. Под маской красоты прячутся пошлость, подлость; гармония подменяется комфортом, подлинность – имиджем.

Примечания:

За выполнение заданий № 2-5, 8, 10-11 может быть выставлен 1 балл

За выполнение задания №7 может быть выставлено максимум 4 балла

За выполнение заданий № 1, 9, 13-14 может быть выставлено максимум 2 балла

Шкала переводов баллов в оценку:

Баллы

Оценка

Максимальный балл за работу - 21

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Уровень сложности (базовый, высокий, повышенный)

Информационная переработка текста различных стилей и жанров.

Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста (уметь выделять в тексте главную информацию).

Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.

Лексическое значение слова

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.

Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов.

Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов (уметь правильно ставить ударение в слове).

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов (уметь находить неверно употребленный пароним и заменять на правильное слово).

Морфологические нормы (образование форм слова)

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов (уметь находить ошибку в образовании формы слова и исправлять ее).

Синтаксические нормы. Нормы управления. Нормы согласования.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов (уметь находить грамматическую ошибку в предложении и исправлять ее).

Правописание корней

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов (уметь находить определенную орфограмму в слове и исправлять ее).

Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами предложения). Пунктуация в сложном предложении и простом предложении с однородными членами предложения

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов (уметь разграничивать простое осложненное ОЧП предложение и сложное предложение).

Знаки препинания в предложении с обособленными членами предложения (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов (уметь видеть границы причастных и деепричастных оборотов).

Лексические нормы

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов (уметь находить слово в несвойственном ему значении в контексте предложения).

Средства связи предложений в тексте

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.

Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов (уметь находить средства связи предложений – лексический повтор, повтор однокоренных слов, местоимения).

Информационная обработка текста. Формулировка проблем текста

Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста (уметь формулировать проблему (ы) текста).

Информационная обработка текста. Формулировка авторской позиции.

Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста (уметь формулировать авторскую позицию на основе текста).

Начало формы