Эссе «Моя педагогическая философия». Быть воспитателем-значит любить? Что добавляет читательский опыт жизненному опыту

Галина Сотникова
Воспитатель детского сада - это не профессия, а состояние души

Воспитатель детского сада – это не профессия , а состояние души .

Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд , а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Он полностью заменяет родителей, пока они на работе. Воспитатель оденет , накормит, объяснит что хорошо, что плохо, поиграет, пожалеет и похвалит. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей : игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Образование :

Требования, предъявляемые к современным воспитателям , очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо . Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы , навыки проведения занятий по физической культуре. Приветствуется опыт ухода за маленькими детьми (братьями, сёстрами, собственным ребёнком) . Будущий воспитатель должен знать содержание и принципы организации дошкольного воспитания .

Функциональные обязанности :

1. Организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе.

2. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами.

3. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.) .

4. Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи.

5. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т. п.).

6. Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей , укрепления их здоровья.

Навыки и умения /личные качества :

Для воспитателя важно умение работать с детьми и их родителями. Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужна общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом. Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система : работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.

Воспитатель детского сада должен обладать следующими качествами :

Творческое и абстрактно-логическое мышление;

Образная и оперативная память;

Эмоциональная устойчивость;

Выдержка;

Доброта;

Чуткость;

Наблюдательность распределение и переключение внимания;

Зрительное и слуховое восприятие ;

Терпение;

Самоконтроль;

Искренность;

Внимательность;

Ответственность.

Профессиональные умения :

1. Конструктивная деятельность :

Аналитические умения :

Разделять педагогические явления на соответствующие элементы (условия, приемы, мотивы и т. д.)

Осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса

Находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления

Правильно диагностировать педагогическое явление

Вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения

Рефлексия

Прогностические умения :

Умение прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений

Умение прогнозировать развитие личности (ее качеств, чувств, отклонений в поведении и т. п.)

Умение прогнозировать ход педагогического процесса : трудности обучающихся, результаты применяемых методов и т. п.

Проективные умения :

Переводить цель и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи

Учитывать потребности и интересы воспитанников , возможности материальной базы, свой опыт и личностно – деловые качества

Определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса

Отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел

Планировать индивидуальную работу с детьми

Отбирать содержание, формы и методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании

Планировать систему приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений в поведении

Планировать способы создания личностно – развивающей среды поддержания связей с родителями и общественностью

2. Организаторская деятельность :

Мобилизационные умения :

Умение привлечь внимание к учению, труду, другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, создание специальных ситуаций для совершенствования воспитанниками нравственных поступков

Информационные умения :

Умение изложить учебный материал, работать с источниками, дидактически преобразовывать информацию

Развивающие умения :

Определение ЗБР

Ориентационные умения :

Формирование ценностных установок, привитие устойчивого интереса окружающему миру

3. Коммуникативная деятельность :

Перцептивные умения :

Умение понимать других, их личностные особенности и ценностные ориентации

Умение общения :

Умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки воспитанников и управлять инициативой в общении

Педагогическая техника :

Совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как индивидов, так и коллектива в целом, личностные качества педагога (гуманное отношение к детям, доброжелательность, рассудительность; правильная дикция, опрятный внешний вид и т. п.)

Плюсы и минусы :

Работа воспитателя приносит радость от общения с детьми, непосредственная близость и работа с детьми продлевает молодость и годы жизни.

К минусам можно отнести огромную ответственность, которую несёт воспитатель за жизнь и здоровье детей.

Несмотря на все трудности, работа воспитателя очень интересная , многообразная и почётная.

Эссе

«Воспитатель – профессия души»

Задумывалась ли я когда-нибудь над этим?

В повседневной и бесконечной работе воспитателя остаётся не так много сил и времени (вернее, совсем не остаётся!), чтобы определить не для других – для себя – основные «маяки», ориентиры педагогической деятельности.

Итак, каковы же они, «источники и составные части» моего внутреннего профессионального кодекса?

Взяв на вооружение крылатую фразу Антона Павловича Чехова о родстве краткости и таланта, после долгих и нелёгких размышлений попробую сформулировать сверхкратко:

Отношение к детям - уважительно-реалистичное.

Отношение к делу , которым занимаюсь (и увлечена!) – добросовестное, ответственное.

Отношение к «рабочему месту» и «инструментам» (педагогическим технологиям) – рациональное.

Моё педагогическое кредо:

Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук.

Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу.

Твердят друзья: «Есть нивы тише», но не за что не отступлю.

Я этих милых ребятишек, как собственных детей люблю…

И каждый день, как на премьеру вхожу в притихший детский сад:

Иду сюда не для карьеры – здесь каждый мне ребёнок рад,

Быть в гуще радостных событий…

И так на протяженье лет –

Судьба моя - ребячьи души! Нет лучшей доли на земле…

…Но я не Чехов, поэтому продолжу расставлять все точки над «i».

Дети. Уильям Чэннинг заметил: « Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством». С этими словами трудно не согласиться. Действительно, к аждый ребёнок индивидуален, а значит, к нему необходим особый подход, забота, любовь и понимание его личностных особенностей, иначе он не достигнет совершенства в своем развитии. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого воспитанника, раскрывается его внутренний мир.

Говорят, что глаза – это зеркало души. Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то - пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, своё настроение, свой особый мир, которому нужно помочь раскрыться. Ребенок - это самая главная ценность в моей деятельности и я как педагог несу ответственность за то, чтобы этот ребенок состоялся как личность, то есть не был сломан, унижен, чтобы он узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет, чего хочет.

Корней Чуковский писал: «Детство осияно, и любое столкновение с ним – счастье».

Отношение к делу и педагогическим технологиям. Сократ сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.

Убеждена, что воспитатель объединяет в себе эти три профессии.
Потому как хороший воспитатель - это врач, для которого главный закон: «Не навреди!» Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием. Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, нужно постоянно находиться в творческом поиске, уметь вносить в работу что-то новое.

Хороший воспитатель - это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей. Он не разделяет, чтобы властвовать, но, как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить.
Хороший воспитатель - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие. «Творчество - вот лучший учитель!» Вырастить человека в полном смысле слова - это значит, совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми.

Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников.

«Детство – каждодневное открытие мира», - писал В.А. Сухомлинский. Я уверена, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него.

Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено. Я учу детей доброте, заботе о близких, уважению к взрослому и сверстникам.

С раннего детства формирую такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и достойным гражданином. Воспитываю любовь и уважение к малой Родине: родному дому и улице, детскому саду, городу; формирую чувства гордости за достижения страны. Развиваю у детей интерес к доступным для их возраста явлениям общественной жизни.

Хороший воспитатель должен помнить слова Руссо: «Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,- мне все равно… Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук... он будет, прежде всего, человеком». Хочется дерзнуть и продолжить мысль великого философа Жан - Жака Руссо, что это под силу только воспитателю с широкой душой:

Достучаться до каждого сердца

Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!


Текст. М.П. Алпатов
(1)Результат воспитания кажется подчас обескураживающим человеку, редко задумывающемуся над причинно-следственными связями. (2) Все знают, что воспитание - сложнейший из всех процессов изменения личности в сторону совершенствования. (З)Воспитывает все: родители, школа, враги, друзья - словом, окружающая среда. (4)Это трюизм - всем известная и порядком избитая истина.
(5)На вопрос, что более действенно в воспитании: семья или школа, - ответить или трудно, или невозможно, ибо воспитывает действительно все.
(6)Возьмем, например, семью. (7)Эта «ячейка общества» несет прямую ответственность за нравственное состояние и судьбу человека, в ней родившегося. (8)Вспоминается такая история. (9)Заботливый, любящий отец, пекущийся о своем чаде, отслеживающий каждый шаг отпрыска. (Ю)Когда сын был еще в колыбели, отец, военный инженер, твердо решил сделать из него человека в погонах и настойчиво, целенаправленно готовил мальчика к военной карьере. (1 ^Послушный ребенок, нерешительный в собственном выборе, во всем доверяя отцу и видя его искреннюю заботу, знал, что родитель плохого не посоветует. (12)Военное училище, куда был определен юноша и где проучился положенное число лет, оказалось для его медлительной, рассеянной натуры ни уму ни сердцу. (13)Он выучился, начал работать - не заладилась служба, да и отношения с сослуживцами не клеились. (14)Под нажимом отцовской воли сын долго преодолевал себя - все безрезультатно. (15)Время же шло быстро. (16)Светлое будущее уходило безвозвратно, ускользало, оборачиваясь безликой, серой прозой.
(17)Ставший со временем зрелым человеком сын боялся что-либо делать самостоятельно, без отцовской поддержки. (18)С ним произошло несчастье такого толка: из-за отцовского нажима и опеки он не узнал ни себя, ни своих истинных возможностей, не нашел своего призвания и места в жизни.
(19)Неуверенность в себе, страх перед принятием собственных решений - такой финал ждет каждого, кому не пришлось жить своим умом.
(20)Но что же, вообще отказаться от вторжения в жизнь подрастающего человека? (21)Все пустить на самотек? (22)Не вмешиваться в естественный ход развития? (23)Вряд ли это верно. (24)Положительную среду, а с нею и нравы надо формировать. (25)Формировать прежде всего в семье. (26)Если этого не делать нам, любящим, то это сделают другие, нелюбящие, и будет хуже.
(27)3десь нет мелочей, здесь каждый нюанс может сыграть огромную роль. (28)3десь важно все: и высказываемые родителями мнения по существенным и самым ничтожным вопросам, и их конфликты, не ускользающие от детей, и их предпочтения. (29)При этом самое главное - позитивный личный пример, а не поучения, не наставления, хотя и они имеют значение.
(ЗО)Положим, вы говорите детям мудрые слова о милосердии, о самоотдаче, о духовной пользе жертвенности. (31)Но ваши слова - только слова, если дети ваши не видят проявляемое вами милосердие, как-то: защиту бездомных животных, раздачу милостыни бедным, помощь болящим и так далее.
(32)Если вы говорите о щедрости, а сами стяжаете, беспокоясь, как вы утверждаете, исключительно о будущем своего семейства, то вряд ли дети ваши в недалеком будущем не пожалеют для нищего свою, пусть даже не востребованную никогда вещь. (ЗЗ)Они припрячут ее, думая о своем будущем.
(34)Если вы делите мир на две части: свою семью, для которой вы готовы многим пожертвовать, и всех остальных, которых можно и в жертву иной раз принести, вы рискуете получить эгоистичных, циничных обывателей в лице собственных детей. (35)И настанет день, когда их эгоизм будет обращен не к кому-нибудь, а именно к вам. (Зб)Именно вы станете для них никому не нужным «отработанным материалом», обузой на их жизненном празднике.
(М.П. Алпатов)

Сочинение
В предлагаемом для анализа тексте М.П. Алпатова ставится проблема воспитания. Автор статьи задается вопросом: следует ли наставнику вмешиваться в развитие своего подопечного или лучше отдать предпочтение «естественному» становлению личности?
Говоря о важности семейного воспитания, автор высказывает мнение, что воспитатель, безусловно, должен воздействовать на ребенка. Однако это воздействие должно быть деликатным и аккуратным, не допускающим насилия над личностью. М. Алпатов приводит пример того, как любящий отец, желая, чтобы его сын непременно стал офицером, препятствовал свободному духовному развитию своего «чада». В результате тот вырос несамостоятельным человеком, не нашел своего места в жизни и не был счастлив. В то же время автор полагает, что положительная семейная среда чрезвычайно важна в воспитании и ее следует формировать. Причем, как подчеркивает автор, позитивная среда может быть сформирована личным примером воспитателя, а не одними словесными поучениями.
Главная мысль текста М. Алпатова сводится к тому, что если мы хотим иметь достойный результат воспитания, нам следует бережно относиться к личности ребенка и самим демонстрировать исключительно нравственное поведение.
Соглашаясь с автором, подчеркну, что процесс воспитания нельзя пускать на самотек и слова воспитателя никогда не должны расходиться с делами.
Справедливость высказанной мысли подтверждается примерами из произведений русской литературы.
Обратимся к повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Сын богатого судьи, юноша Вася, сдружившись с бедными детьми - Марусей и Валеком, совершает «кражу»: он выносит из дома семейную реликвию - куклу, подаренную его покойной матерью Васиной младшей сестре. Вася отдал куклу умирающей от туберкулеза Марусе. Судья, узнав о проступке сына, собирается наказать его. Однако он полностью прощает сына, когда выясняет, что тот хотел порадовать тяжко болеющую бедную девочку. Итак, непритворное участие отца в делах сына, несомненно, способствовало формированию благородства в характере Васи, его нравственному взрослению.
Другим примером может служить поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», в которой описывается детство Павлуши Чичикова - главного героя произведения. Атмосфера детства была тяжелой и грустной - ни друга, ни товарища рядом. Лишь больной суровый отец, строго обращавшийся с ребенком. Наставление отца «беречь и копить копейку» Чичиков выполнил, став героем-приобретателем, идущим по человеческим судьбам, как по лестнице, вверх. Не получив достойного семейного воспитания, не имея нравственной основы в своей душе, герой сделался «подлецом», несмотря на то, что обладал и положительными качествами, которые не были должным образом развиты.
В заключение подчеркну мысль, что, воспитывая, следует уважать в ребенке личность и развивать лучшее, что в нем заложено.

Сейчас смотрят:

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» по праву считается вершиной творчества Н. А. Некрасова. В своем произведении поэт нарисовал яркую картину жизни России пореформенного периода, отобразил все перемены, которые происходили в стране в это время. Автор ведет свое повествование от лица мужиков, поспоривших о том, кому «вольготно, весело живется на Руси». Перед нами предстают унылые места, из которых вышли странники: Семь временно-обязанных,

«Демон» Лермонтова, особенно в его наиболее последовательной и цельной шестой редакции,- значительнейшее произведение активного романтизма, где трагический образ типического героя того времени нарисован с большим сочувствием. К образу Демона обращался и Пушкин («Демон», 1823), еще раньше Гете (Мефистофель в «Фаусте», 1774-1831) и Байрон (Люцифер в «Каине», 1820). Но лермонтовский Демон резко отличен от них. Он не всеотрицающий скептик,

Александр Андреевич Чацкий - один из главных персонажей комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума",борющийся против фамусовского общества. Фамусовское общество- это явление, исходящее от самой интеллигенции России и охватывающее весь ее народ. Здесь ценится материальное богатство, а не духовное. Если ты обеспечен, имеешь хорошее происхождение и высокий чин, то тебе открыты все двери, окружающие будут тебя уважать и прислушиваться к твоему мне

На рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе. В стихотворении"Разговор с фининспектором о поэзии"Маяковский ре- шает волнующий и его и каждого писателя вопрос "о месте поэта в рабочем строю",о значении поэзии. По его мнению, место совет

Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова: оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике: в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрываетс

Над балладой "Светлана" Жуковский работал четыре года - с 1808 по 1812 год. Она посвящена Александре Александровне Воейковой (в девичестве - Протасовой) и была свадебным подарком ей. Главная героиня - "милая Светлана" - рисуется в окружении таких же "милых" девушек. Все, что связано с ними, вызывает ласковое отношение поэта: "башмачок", "песенки", "локоток", "крещенский вечерок", "подружки", "подруженьки". Жуковский воспроизводи

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и стихотворения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман «Герой нашего времени» (1838 – 1841). Это произведение можно назвать образцом социально-психологической прозы. Через образ главного героя романа Григория Печорина автор передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века. С большой п

Пятигорск, Елисаветинский источник, где собирается "водяное общество". Идя бульваром, Печорин встречает "большею частию семейства степных помещиков", которые провожали его взглядами "с нежным любопытством", но, "узнав армейские эполеты... с негодованием отвернулись". Местные дамы благосклоннее, они "привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум. Эти дамы очень милы; и долго м

Сосед по подъезду Виталий Павлович долгое время портил нам жизнь. Его квартира находится над нами. Человек он непоседливый, всегда куда-то торопится и, уходя, забывает закрыть водопроводный кран. Из-за его забывчивости нашу квартиру часто «подтапливало».Как-то мы обратили внимание, что сосед куда-то исчез. Оказалось, что нарушителя нашего покоя положили в больницу. Ему предстояла серьезная операция.Вечером папа поднялся в квартиру сосед

Предисловие В жизни человека бывают такие моменты, когда ни одна человеческая душа не может облегчить то нравственное страдание, которое убивает сердце, ни один разговор не сможет быть облегчением, потому что бывают чувства и ситуации, когда чужие, пусть может быть и близкого человека, но все же чужие, глаза не смогут разглядеть в сбивчивой исповеди всю глубину горя или страдания… Именно в такие моменты помогает лист бумаги, девственно

Проблема воспитания любви к поэзии. Сочинение ЕГЭ

Евгений Александрович Евтушенко - советский и российский поэт. Один из удивительнейших мастеров художественного слова. В своих произведениях поэт затрагивает самые разные темы, в том числе и политические. «Поэт в России - больше, чем поэт» - пожалуй, каждый знает эту знаменитую строчку из его манифеста.

В данном тексте в центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека. Е.А. Евтушенко предлагает своим читателям задуматься над проблемой поэзии, её ценности и значимости в жизни каждого человека. Поэзия - больше, чем поэзия. Под этим термином понимается все прекрасное,что вдохновляет и придает нам мудрости и жизненного опыта.

С мнением Е.А. Евтушенко трудно не согласиться. Благодаря поэзии, мы можем выразить, понять и принять многое, что в жизни не дает нам покоя. Но не всякий, кто может писать стихи, - поэт. Я согласна с автором, что мало иметь совесть, ум, смелость, любить не только свои стихи, но и чужие. «Поэта вне народа нет, как сына нет без отчей тени».

Размышляя на эту тему, мне хотелось бы вспомнить цитату Фредерико Гарсиа Лорки - испанского поэта и драматурга: «Миссия у поэта одна: одушевлять в буквальном смысле - дарить душу» . Иосиф Бродский посвятил стихотворение памяти поэта, которое начинается словами о легенде, когда перед расстрелом Лорка увидел как поднимается солнце и произнес: «А все-таки восходит солнце…» ,что, возможно, было началом стихотворения.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве. Так например тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью.

В заключение хотелось бы сказать о том, что как бы человек не был обогащен биографией «внешней», как говорит Е.А. Евтушенко в данном тексте, только книги могут помочь лучше понять мир, свою страну, других людей и самого себя, тем самым обогащая биографию «внутреннюю» .

По тексту Е. А. Евтушенко

(1) Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. (2)Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
(3)Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. (4)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5)Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.
(6)Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю... только не стихи». (7)Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией — это воспитание вкуса к литературе вообще. (8)Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (9)Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.
(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня...». (11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная строчка!» (12)Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. (13)Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.
(14)И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (15)Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16)Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. (17)Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. (18)Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему.
(19) В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20)Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.
(21)Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. (22)Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23)Как читатель я опередил себя, поэта.
(24)Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. (25)«Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26)Но такое эхо может и воспитать. (27)Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.
(28)Я резко отделяю читателей от почитателей. (29)Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (ЗО)Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (31)Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов.
(32) Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...
(33) Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.
(34) Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35)Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.
36) Таких качеств, пожалуй, пять.
37 Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.
38 Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.
39 Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.
40 Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.
41 Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо
Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.
42 Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. (43)«Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».

(По Е. А. Евтушенко*)

Виктория Лукомская
Эссе «Моя педагогическая философия». Быть воспитателем-значит любить?

Великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал : «Воспитатель – это , прежде всего, обычный человек, который любит детей . Верит в абсолютно каждого, верит, что тот сможет стать хорошим человеком. Человеком, который просто любит дружить с детьми , и которому искренне нравится с ними общаться. А также он никогда не забывает, что когда-то и сам был таким». Эти слова, на мой взгляд, лучше всего характеризуют профессию воспитателя . Прежде всего, воспитателем может быть только тот человек , который любит . Любит детей , природу, свою работу, семью… Весь мир! Но, прежде всего, он любит детей .

В этой профессии я оказалась не случайно. Любовь к детям, желание с ними дружить и общаться – это наша семейная традиция. Моя мама была воспитателем , тётя – учитель начальных классов, сестра тоже стала учителем.

Окончив школу, я уже точно знала, кем я буду в этой жизни. Я прекрасно понимала и осознавала, что такое работать воспитателем в детском саду . У меня перед глазами всегда был пример – это моя мама, она работала воспитателем . Добрая, ласковая, внимательная, она любила и отдавала себя полностью своей работе. Я смотрела на неё и думала : «Вот и я стану такой же, и меня будут так же любить дети ».

После окончания педагогического института , войдя в стены детского сада уже не как гостья, а как будущий воспитатель , слыша детскую песенку из музыкального зала, почувствовав запах свежеиспечённых булочек, окунувшись в атмосферу этого маленького мира, я поняла – вот то место, где мне всё так знакомо, близко, вот то, чем я хочу заниматься всю свою жизнь.

Первый набор трехлетних детишек. Ужасно боялась и переживала, смогу ли я, а получится ли у меня… И я смогла, и получилось. С первых же дней работы с малышами я полюбила их , с радостью шла на работу.

В нашем детском саду все группы носят названия цветов. Моя группа называется «Фиалки» . Ещё Максим Горький говорил : «Дети – живые цветы земли» . И я полностью с ним согласна, своих детей могу сравнить с этими удивительными цветами. Приходят они в младшую группу, кто из группы раннего развития, кто из дома маленькими-маленькими, как листочки фиалок, а потом на протяжении четырёх лет растут, набираются сил и «расцветают» , кто какими цветочками, все такие разные, красивые. А мы всё это время рядом, стараемся обогреть их материнским теплом и лаской, сделать детский сад вторым домом. Ведь цветы требуют бережного отношения, внимания, ухода и любви.

Педагогическая деятельность – творческая деятельность. Воспитатель должен уметь петь , танцевать, знать возрастные и индивидуальные особенности, все развивающие методики и активно использовать их в деятельности с детьми в детском саду. Всё это помогает воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.

Воспитатель должен быть терпеливым и доброжелательным, ведь нам приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением. Только благодаря нашему совместному взаимодействию, а это сейчас важнейшее требование современного детского сада, мы сможем способствовать полноценному развитию возможностей и способностей ребёнка.

Каждый мой день начинается с мысли о том, что нового, интересного я могу показать и рассказать своим ребятишкам, чему новому я могу их научить, чем дивить. Увлечённый, интересующийся всем воспитатель – это счастье для ребёнка. Поэтому я делаю всё, чтобы моим детям было со мной интересно, весело, комфортно. Мы играем, фантазируем, сочиняем, много читаем, наблюдаем, слушаем музыку, рисуем, лепим, занимаемся ручным трудом.

Целью своей педагогической деятельности считаю максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости и раскрытие потенциальных способностей. Я стараюсь воспитать детей чуткими и внимательными, разбудить в них интерес к познанию мира, учу задавать множество вопросов и пытаться самим находить на них ответы, уважать старость и взрослых, научить ценить и любить прекрасное , любить свою Родину .

Не всегда получается достичь всего и сразу, но со временем многому учишься. В наше стремительное время нельзя стоять на месте, я учусь, стараюсь узнавать и не отставать от важных событий в области дошкольного воспитания , самообразовываться и повышать свой профессиональный статус. Я – вечный ученик, чтобы вместе с детьми еще лучше познавать мир, открывать новое, творить и каждый раз радоваться этим открытиям.

Вот уже 15 лет я работаю воспитателем и думаю , это не просто моя профессия, но и моё призвание, мой образ жизни. За эти годы я никогда не пожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Эта профессия заставляет меня забывать все проблемы и огорчения, ощущать себя всегда здоровой, энергичной и всегда находиться в мире неповторимого, сказочного детства.

«В любой профессии любовь к ней является одним из условий успеха» , - писал Жолио-Кюри Ирен. Я люблю свою профессию и нашла в ней своё призвание. Я – воспитатель , а ещё я - обычный человек, который просто любит детей .