Синтаксический разбор восклицательного предложения. Пример синтаксического разбора предложения

Разбор предложения по членам, или синтаксический разбор предложения, - это обязательная часть учебной программы по русскому языку. Тому, кто не справится с этим заданием, не стоит и мечтать об отличных оценках в табеле и/или аттестате. Причем, в отличие от многих новомодных методик, совсем недавно появившихся в учебниках и методических пособиях, синтаксическим разбором предложений и словосочетаний занимались еще наши бабушки и дедушки – и на уроках, и в качестве домашнего задания. Да и контрольные работы по лингвистике не обходятся без этого задания.

Наверняка вы знакомы с ним не понаслышке. Но даже самым смышленым ученикам никогда не мешает закрепить и/или углубить свои знания. Поэтому, независимо от успеваемости в школе, предлагаем вам подробно обсудить и запомнить, как разобрать предложение по членам правильно и без ошибок.

Синтаксический состав предложения. Члены предложения
Начнем с того, что сверим терминологию. Синтаксический разбор и разбор предложения по членам – это равнозначные названия одного и того же процесса, который заключается в анализе состава предложения и определении принадлежности каждого слова к той или иной части речи. Разница между ними заключается только в объеме работы: синтаксический разбор подразумевает более глубокий анализ параметров предложения, а разбор по членам – это, как правило, только часть общего синтаксического анализа. Тем не менее, именно разбор предложения по членам вызывает у большинства школьников основные затруднения. Возможна причина: в вариативности роли слов в предложении. Дело в том, что даже относящиеся к одной части речи слова могут выполнять в предложении разные роли. Причем различаться они будут и в рамках одного, и в нескольких разных предложениях. Фигурально выражаясь, можно было бы назвать каждый член предложения некой должностью, на которой «работает» слово. Перейдя на другое место работы, то есть в другое предложение, оно может сменить свою должность и, соответственно, выполнять уже другие функции. Более того: членом предложения может быть не только одно слово, но и словосочетание.

Именно поэтому многие ученики школ и даже студенты высших учебных заведений порой путаются и неверно идентифицируют члены предложения. Помочь им восстановить понимание можно, если прояснить базовые понятия синтаксического состава предложения. Начать можно с простых упражнений, постепенно усложняя задания и вводя в них новые, сбивающие с толку и тренирующие навыки синтаксического разбора, элементы. Например, для начала следует запомнить, что все члены предложения, даже самого короткого, делятся на:

  1. Главные члены предложения. Их всего два: подлежащее и сказуемое. Вместе они образуют так называемую грамматическую основу предложения. Не в каждом предложении одновременно присутствуют оба главных члена, но один из них необходим всегда.
  2. Второстепенные члены предложения. Их три: определение, дополнение и обстоятельство. Могут наличествовать в предложении в любых сочетаниях и количествах, все вместе или по одному.
И главные, и второстепенные члены предложения имеют собственные, четко определенные характеристики, по которым их и становится возможным определить и отличить друг от друга. Даже опытные филологи иногда ведут споры о том, какую функцию выполняет в предложении то или иное слово, но то касается лишь частных случаев авторского синтаксиса в очень сложных, длинных предложениях художественных и научных текстов. В школах обычно даются задания на основе типичных и наглядных примеров, для анализа которых нужно лишь один раз как следует запомнить те параметры, которые определяют члены предложения. Для успешного выполнения задания достаточно всего двух таких параметров: это вопрос, на который отвечает каждый член предложения, и та часть речи, которая чаще всего выступает в этой роли:
  • Подлежащее обозначает (называет) тот предмет, объект или явление, о котором идет речь в предложении. Соответственно, оно логично становится ответом на вопросы «Кто?» и/или «Что?». В большинстве случаев в роли подлежащего выступает имя существительное или местоимение, а также числительное в сочетании с существительным (напр., «множество вариантов»).
  • Сказуемое рассказывает о том, что делает или что происходит с подлежащим. Чтобы найти в предложении сказуемое, задайте вопрос: «Что делает?» (делал/сделает) объект. Не удивительно, что сказуемым обычно бывает глагол. В отдельных случаях в качестве сказуемого может выступать имя существительное или другие части речи.
  • Определение описывает предмет и сообщает его признаки, поэтому отвечает на вопросы «Какой?» (какая/какое/какие), «Чей?» и т.п. Как правило определениями бывают прилагательные и причастия.
  • Дополнение раскрывает содержание предложения в связи с предметом (подлежащим). Оно может отвечать на любой вопрос косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного): «Кого?» («Чего?»), «Кому?», («Чему?»), «Кем?», («Чем?»), «Откуда?» и т.п. Дополнениями бывают как деепричастия, так и другие части речи вместе с предлогами.
  • Обстоятельство раскрывает подробности действия и обозначает его место, время, способ и другие характеристики. В предложении обстоятельство – это тот член, который отвечает на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?», «Где?» и «Как?». Обстоятельствами часто бывают существительные, наречия, реже – другие части речи.
Сам факт наличия в предложении тех или иных членов позволяет говорить о делении предложений еще на две категории. Это может показаться усложнением учебной работы, но на самом деле понимание этой характеристики помогает легче определять актуальную каждого слова в предложении. Поэтому важно запомнить, что по составу предложения делятся на:
  1. Нераспространенные предложения – то есть не имеющие других слов, кроме подлежащего и/или сказуемого (грамматической основы).
  2. Распространенные предложения – то есть включающие в себя, помимо грамматической основы, и второстепенные члены. Их количество не важно: если они есть, то предложение автоматически считается распространенным.
Предложение может быть полным, если в нем присутствуют оба главных члена, или неполным – если один из них отсутствует и угадывается лишь по контексту. Эти параметры обязательно указываются при разборе предложения по членам, в противном случае учитель при проверке задания наверняка снизит оценку. Кроме того, необходимо научиться различать две и большее количество грамматических основ в рамках одного предложения. Такое явление не редко – на практике сложные (содержащие больше одной грамматической основы) предложения встречаются намного чаще, чем простые (включающие только одну грамматическую основу).

Как сделать разбор предложения по членам
Теперь давайте практической работой закрепим теоретические знания о том, как разобрать предложение по членам. Для этого нам понадобится система условных обозначений, с помощью которых маркируются разные члены предложения. Традиционным способом является подчеркивание слов в предложении фигурными линиями в зависимости от синтаксической роли. Эти обозначения общепризнаны и н письме, и в печатном тексте, поэтому запомните их один раз, чтобы впредь всегда использовать при разборе предложения по членам:

  • Подлежащее подчеркивают одной линией.
  • Сказуемое подчеркивают двумя линиями.
  • Определение подчеркивают волнистой линией или горизонтальным зигзагом.
  • Дополнение подчеркивают пунктиром.
  • Обстоятельство подчеркивают пунктиром с точкой.
Для примера возьмем задание средней сложности: простое предложение (одна грамматическая основа), распространенное и полное:

Вечером небо осветила полная луна.


Если вам будет сложно сразу разобрать предложение по членам самостоятельно, сделайте это с помощью пошаговой инструкции:
  1. Вдумчиво прочтите предложение, обращая внимание не только на его содержание, но и на форму: порой именно в ней скрываются каверзные моменты и сложности анализа.
  2. Найдите подлежащее: в данном предложении на вопрос «Что?» отвечает слово «луна». Подчеркните его одной прямой линией.
  3. Найдите сказуемое, отталкиваясь от подлежащего: «Что сделала луна?». Луна осветила (небо). Значит, сказуемое в том предложении: «осветила». Подчеркните этот глагол двумя параллельными прямыми линиями.
  4. Найдите определение (признак подлежащего): «Луна какая?». Луна полная. Слово «полная» - это определение, подчеркните его волнистой линией.
  5. Найдите дополнение: «Что осветила луна?». Луна осветила небо. «Небо» - то дополнение в данном предложении, подчеркните это слово пунктиром.
  6. Найдите обстоятельство: «Когда луна осветила небо?». Луна осветила небо вечером. Соответственно, «вечером» - это определение, которое следует подчеркнуть пунктиром с точкой.
  7. В процессе выполнения задания записывайте вопросы, которые связывают слова в единую по смыслу систему. Пишите их прямо над предложением, сопровождая стрелками от одного слова к другому. Например: Стрелка от слова «луна» к слову «полная» должна быть подписана вопросом «Какая?». Стрелка от слова «осветила» к слову «небо» должна быть подписана вопросом «что?». Это дает возможность преподавателю при проверке задания видеть, каким образом вы его выполняли, и в какой последовательности развивался анализ предложения.
Сложные, неполные предложения требуют еще большей внимательности при синтаксическом разборе. Не забывайте, что одним членом предложения словосочетания могут быть целые словосочетания – и тогда они подчеркиваются именно так, как единый член. Это же правило распространяется на устойчивые выражения и обособленные второстепенные члены предложений. Например, в предложении «Они вернулись, не солоно хлебавши» «они вернулись» – это грамматическая основа, а «не солоно хлебавши» - обстоятельство. Что касается сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, то при их разборе главное – найти и не перепутать каждую из грамматических основ. Для удобства разбора и проверки на письме разделите простые предложения в составе сложного косой чертой – это покажет преподавателю, что вы в совершенстве владеете инструментами синтаксического разбора, и наверняка повысит вашу оценку. Умение правильно разобрать предложение по членам приходит с опытом и практикой, поэтому выполняйте как можно больше подобных заданий самостоятельно, не бойтесь совершать ошибки и учитесь на них. Удачи вам и отличных оценок!

Синтаксический разбор предложения – обычная школьная задача. Ее еще называют разбором предложения по членам. К сожалению, машинный интеллект пока не может разбирать корректно все предложения. Поэтому в статье:

  • Рассмотрим по пунктам, как его сделать вручную.
  • Сравним онлайн-сервисы, которые все-таки найдены. Заранее скажу, что делают они не то .
  • Можете задать вопрос здесь в комментариях внизу страницы – вам ответят.
Отличные упражнения онлайн на синтаксический разбор!
Шпаргалка с примерами
Шпаргалка без примеров
Много примеров
Сухая справка
Интересный сервис анализа качества текста
Форумы Спросите на форуме https://rus.stackexchange.com ,
http://lingvoforum.net
Спросите прямо на этой странице в внизу в комментариях

Правила синтаксического анализа предложений

  1. Определите вид предложения по цели высказывания:
  2. Определите тип предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное.

    Например, следующее предложение хоть и побудительное, но не восклицательное.

    Шла бы ты домой, Настя.

    А следующее восклицательное:

    Настя, срочно или домой!

  3. Простое или сложное

Если предложение простое

  1. Односоставное или двусоставное.
  2. Осложнено ли предложение однородными членами, вводными словами, обращением.
  3. Подчеркните члены предложения и укажите части речи. Определить части речи можно с помощью .

Пример синтаксического разбора простого предложения

Настя и Петя идут домой .

  1. повествовательное
  2. невосклицательное
  3. простое
  4. двусоставное; грамматическая основа – Настя и Петя идут
  5. распространенное
  6. осложнено однородными членами Настя и Петя

Если предложение сложное

  1. Укажите, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
  2. Укажите средство связи в предложении: сочинительный союз, подчинительный союз или интонация.
  3. На основе предыдущих двух пунктов сделайте вывод о том, какое это предложение: сложносочиненное, сложносочиненное или бессоюзное. Очевидно, что если союза нет, то связь бессоюзная. Если союз сочинительный, то сложносочиненное. А если подчинительный, то сложноподчиненное.
  4. Подчеркните члены предложения и укажите части речи.

Пример синтаксического разбора сложного предложения

Стемнело , и Настя пошла домой .

  1. повествовательное
  2. невосклицательное
  3. сложное
  4. связь союзная
  5. сочинительный союз и
  6. сложносочиненное предложение

Первое простое предложение: Стемнело. Односоставное, грамматическая основа – стемнело . Нераспространенное. Не осложнено.

Второе простое предложение: Настя пошла домой. Двусоставное, грамматическая основа – Настя пошла . Распространенное. Не осложнено.

Сервисы для синтаксического разбора предложения

Школьный Ассистент

Руяз

Та же самая схема синтаксического разбора, в деталях описано построение схемы предложения, а примеров нет. Эта шпаргалка разбора находится .

Язнайка

Та же схема разбора, очень много примеров с подчеркнутыми членами предложения. Особенно много подчеркнуто простых предложений. Находится шпаргалка .

Главсправ

А это сухая справка по синтаксическому разбору без примеров.

ГлавРед

Здесь нет синтаксического разбора предложения по школьной схеме. Но есть проверка текста на качество с анализом синтаксиса. Так что сервис находит и выделяет синим цветом некачественные конструкции, а также предлагает их изменить. Он может выделить неопределенно-личное предложение, причастие, залог, указать на чересчур сложный синтаксис. Примерно так же, как это делает редактор Word, подчеркивая синтаксические ошибки зеленым цветом. Только здесь больше конструкций захвачено, и акцент не на правильности пунктуации, а на самой структуре предложения.

Этот сервис нужен журналистам, редакторам и всем тем, кто следит за качеством письменного текста.

Чтобы воспользоваться сервисом:

  1. Откройте сайт glvrd.ru .
  2. Вставьте текст в пустое поле.
  3. Перейдите на вкладку «Синтаксис».
  4. Некачественные места в тексте будут выделены цветом.
  5. Если на них щелкнуть мышью, справа появится объяснение.

Синтаксический анализ текста в Главреде

При работе с различными текстами многим требуется разобрать предложение по его составу. Осуществление такого разбора обычно предполагает наличие у человека соответствующих филологических знаний, способных помочь в корректном анализе нужного ему текста. При этом в сети также существуют сервисы, выполняющие операции по синтаксическому разбору предложения онлайн. После досконального изучения правил по разбору разных предложений по составу я решил изложить все свои наработки в данной статье.

В начале отмечу, что выражение «разбор предложения по составу» несколько некорректно, так как по составу обычно разбирают слова, а то, что нас интересует в данном случае, называется «синтаксическим разбором предложения».

При этом указанный синтаксический разбор (в школе его ещё называют «разбор по членам») обычно выполняется следующим образом:

  • Определитесь, какое анализируемое предложение по цели его высказывания (повествовательное, вопросительное или носит побудительный характер);
  • Обозначьте эмоциональную окраску предложения (оно восклицательное или не восклицательное);
  • Отметьте количество грамматических основ в данном предложении (если предложение простое – то одна основа, если сложное – две и более);

Если предложение простое:


Пример простого предложения:

«Это был необыкновенный осенний день!»

Проведя синтаксический анализ мы можем видеть, что это предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, полное, не осложнено.

Если предложение сложное:

  • Определитесь со связью в сложном предложении – союзная или бессоюзная;
  • Обозначьте связь, используемую в предложении – интонация, подчинительная, сочинительная;
  • Укажите на тип сложного предложения — бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое.

Пример сложного предложения:

«В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.»

Проведя синтаксический анализ данного предложения мы можем видеть, что это предложение имеет повествовательный характер, не восклицательное, сложное, обладает союзной связью, сложносочинённое. Первое предложение здесь двусоставное, грамматической основой выступают слова «розы и лилии были», оно распространённое, и осложнено однородными подлежащими.

Второе предложение в этом сложном предложении двухсоставное, его грамматической основой являются слова «тюльпаны нравились», предложение распространённое, и не осложнено.

Сервисы для разбора предложения по составу онлайн

В связи с богатством грамматических конструкций, и сложностью создания мощного сетевого инструмента для синтаксического анализа текста, представленные в сети сервисы (коих немного) имеют довольно слабые возможности для проведения полноценного синтаксического разбора предложений. Тем не менее, я бы выделил следующие ресурсы:

Seosin.ru

Среди русскоязычных ресурсов для проведения семантического анализа онлайн (de facto они практически не представлены) я бы выделил сервис seosin.ru. Он позволяет определять синтаксические и морфологические ошибки, демонстрирует общую ассоциативность текста, выполняет другие виды анализа. К сожалению, сервис не всегда работает стабильно, в его работе часто наблюдаются дисфункции.

  1. Для работы с данным сервисом перейдите на сайт seosin.ru .
  2. Введите в соответствующее окно ваше предложение, и нажмите на «Анализировать».

Lexisrex.com

Любителям английского языка в синтаксическом анализе может помочь мощный лингвистический ресурс lexisrex.com. Его возможности позволяют проводить анализ предложения по его членам. При этом на данном сайте также имеются другие вспомогательные инструменты для осуществления различных видов лингвистического анализа онлайн.

  1. Для работы с данным ресурсом выполните вход на сайт lexisrex.com .
  2. Вставьте ваше предложение в соответствующее окно, и нажмите на кнопку «Analyze».

Форумы лингвистов

В синтаксическом разборе предложения в режиме онлайн можно обратиться к помощи «человеческого фактора», и отправиться на разнообразные форумы лингвистов (уровня gramota.turbotext.ru , rusforus.ru и аналогам). Зарегистрируйтесь там, задайте свой вопрос, и вам обязательно помогут.

Заключение

Сетевые ресурсы, позволяющие выполнить разбор предложений по составу, имеют довольно скудный характер, что связано со сложностями создания подобных ресурсов. Тем не менее, в сети представлены несколько таких инструментов (большинство из них англоязычны), позволяющие легко провести нужный нам анализ текста. Воспользуйтесь функционалом данных сервисов для разбора нужных предложений, и проведения синтаксического анализа онлайн.

Вконтакте

Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.

Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.

По цели высказывания предложения разделяются на:

  • повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
  • вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
  • побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).

Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.

Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.

Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.

Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.

На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:

  • восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
  • невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).

Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.

Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:

  • простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
  • сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).

В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.

Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.

Этап 4 для простого предложения : Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:

  • односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
  • двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).

Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).

Этап 5 для простого предложения : Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.

По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:

  • распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице» (И. Бунин);
  • нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).

Этап 6 для простого предложения : Определите, полное предложение или неполное.

Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.

  • полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
  • неполное предложение – «Как тебя зовут? - Меня Аночкой» (К. Федин).

При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.

Этап 7 для простого предложения : Определите, осложнено предложение или не осложнено.

Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:

  • «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
  • «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).

Этап 8 для простого предложения

Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.

Этап 9 для простого предложения

При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.

Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
  • Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.

Этап 4 для сложного предложения : Определите, как связь существует между частями сложного предложения.

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:

  • союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
  • бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).

Этап 5 для сложного предложения : Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:

  • интонация;
  • сочинительные союзы;
  • подчинительные союзы.

Этап 6 для сложного предложения : На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.

Классификация сложных предложений:

  • сложносочиненное предложение (ССП) - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
  • сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
  • сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
  • предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.

Этап 7 для сложного предложения : Охарактеризуйте связи частей предложения.

Определите:

  • к чему относится придаточная часть;
  • посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
  • на какой вопрос отвечает.

Этап 8 для сложного предложения : Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:

  • последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
  • параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
  • однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)

Этап 9 для сложного предложения : Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Этап 10 для сложного предложения : Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.

Этап 11 для сложного предложения : Составьте схему предложения.

При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

Заключение

Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.

Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.

Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Как сделать синтаксический разбор грамотно

Разбор предложения и составление схемы входят в базовый комплекс знаний школьной программы. Поэтому такие задания даются ученикам уже в начальной школе, где они учатся делать синтаксический анализ простой конструкции текста.

В 5–8 и 9–11 классах задача усложняется: появляются новые термины и дополнительные характеристики. Полный набор признаков дается уже в 7–8–м классах. Чтобы правильно составлять схему, надо понять суть анализа и запомнить несколько правил.

Что такое синтаксический разбор предложения

Ответ кроется в самом термине. Синтаксис – это система правил соединения между собой разных единиц. Соответственно, цель синтаксического анализа конструкции текста – показать связи между его компонентами.

Обратите внимание

Для разбора текст или нужная его часть выписывается в тетрадь через строчку, чтобы осталось место для подчеркиваний и помет над словами.

Как сделать синтаксический анализ предложения правильно? Ответить на этот вопрос поможет иллюстрированный примерами план.

Алгоритм анализа и характеристика

Существует четкий порядок синтаксического разбора. Если его придерживаться, проблем не возникнет.

Простое предложение – единица системы синтаксиса, обладающая только одной предикативной частью. Это значит, что в нем может быть выделена только одна грамматическая основа (двусоставное) или только один главный член (односоставное). Порядок его разбора таков:

1. В двусоставном найти и подчеркнуть подлежащее (то, о чем говорится) и сказуемое (то, что говорится); в односоставном – главный член:

2. Определить тип по содержанию задачи говорящего, или по цели высказывания:

  • Повествовательное: Дремлет взрытая дорога. (С. Есенин)
  • Вопросительное: Что делать нам в деревне? (А. Пушкин)
  • Побудительное: Поедем в Царское Село! (О. Мандельштам)

3. Синтаксический разбор предложения не обходится без нескольких характеристик:

3.1. По составу:

Двусоставное – присутствуют и подлежащее, и сказуемое:

Односоставное отличается тем, что субъект (то, о чем говорится) и предикат (то, что говорится) выражены одним членом. Его не называют «подлежащим» или «сказуемым», как в двусоставном, потому что его значение не сводится ни к одному из этих компонентов. Для обозначения этой единицы используют термин «главный член односоставного предложения» (ГЧОП).

Также нужно указать тип односоставного:

  • Определенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 1-го и 2-го лица ед. ч. Наиболее близко к двусоставному: неназванный субъект действия восстанавливается слушающим по форме глагола.
    Примеры:
    Люблю песчаный косогор (А. Пушкин)
    Что делаешь, милая? (А. Островский)
    Уходи, пожалуйста, от них, уходи скорее. (Ю. Домбровский)
  • Неопределенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 3-го лица множ. ч. При синтаксическом разборе предложения важно понимать связь формы и смысла: здесь такой глагол используется, потому что субъект действия не так важен или выражен коллективно.
    Примеры:
    «Не везём мы автоматов! нет у нас оружия!» – кричат со стороны грузовиков. (В. Маканин).
    Кирпичные, бетонные поверхности стен отделывают штукатуркой (Ландшафтный дизайн. 2003. No2)
  • Обобщенно-личное – ГЧОП выражается глаголом 2-го лица ед. ч. (реже – формой 1-го лица ед. и множ. ч.). Значение – обобщение личного или коллективного опыта.
    Примеры:
    Что-то для его-то делаешь, бьешься, как муха в паутине… (А. Волков)
    Без беды друга не узнаешь (посл.)
    В чужой монастырь со своим уставом не ходят (посл.)
  • Безличное – выражает проявление процессов или состояний, протекающих или существующих независимо от активного деятеля. Независимость действия от субъекта, невозможность изменить ход событий – ключевая особенность этого типа. В ходе синтаксического разбора предложений к безличным относят такие единицы, ГЧОП которых выражен категорией состояния, наречием или инфинитивом.
    Примеры:
    Мне стало страшно – так и быть….
    С Татьяной нам не ворожить. (А. Пушкин)
    Еще с вечера ему было не по себе, не то знобило, не то ломало. (А. Солженицын)
  • Номинативное (назывное) – обозначает предмет в пространстве, указывает, дает оценку. Чаще всего ГЧОП выражается именем существительным, которое стоит в именительном падеже.
    Примеры:
    Ветра теплого порывы,
    Дальний гром и дождь порой… (Ф. Тютчев)

3.2. По распространенности

  • нераспространенное – есть только главные члены: Уезжали. (Р. Рождественский)
  • распространенное – есть и главные, и второстепенные: Отговорила роща золотая // Березовым, веселым языком. (С. Есенин)

3.3. По полноте

  • полное – самодостаточно по смыслу: Люблю грозу в начале мая (Ф. Тютчев)
  • неполное – смысл непонятен вне контекста: Ты любишь шахматы? – Не очень. (С. Довлатов). Понять смысл ответа вне контекста вопроса невозможно.

4. Следующий этап синтаксического разбора предложения – выделение случаев осложнения:

Однородными членами:

Я блуждал в игрушечной чаще // И открыл лазоревый грот… (О. Мандельштам) – осложнение однородными сказуемыми.

Обособленными членами:

  • Причастным оборотом: Прадеда Красовых, прозванного на дворне Цыганом, затравил борзыми барин Дурново. (И. Бунин)
  • Деепричастным оборотом: … глядя на него, как не вспомнить лошадку? (А. Голяндин)
  • Обособленным приложением: Я позвонил еще одному своему другу, очень крупному фермеру из Аргентины … (А. Тарасов)
  • Обращением: Тётя Вася, меня оставили задание переделывать, а Таня меня дожидалась… (Л. Улицкая)
  • Вводными конструкциями:
    Ты сам сказал, что ты мой друг. (А. Вампилов)
    А бывает же, вот так утром побреешься, умоешься, оденешься – заглянешь в зеркало – останешься довольным… (Е. Гришковец)
  • Вставными конструкциями:
    Неужели – даже если ты не хочешь – ты не мог бы сделать это для меня?

5. Выделить члены предложения – то есть установить синтаксическую функцию компонентов и сделать соответствующее подчеркивание. Это самый большой по объему раздел. На этом этапе нужно быть особенно внимательным, потому что одна неловкая ошибка в начале может привести к неправильным синтаксическим построению и оценке простой конструкции.

Новичкам стоит делать анализ на основе этой статьи или учебника. Материал для анализа можно подбирать самому или брать заданные на дом упражнения. Опытные ученики могут подсматривать в теорию только там, где нужно. Для закрепления навыка надо сделать несколько разборов самостоятельно и потом проверить их. Для сверки лучше обратиться к учителю, а при отсутствии такой возможности – сделать синтаксический анализ предложения по составу онлайн.

После грамматической основы надо найти члены предложения группы подлежащего (то есть те, к которым задается вопрос от подлежащего) и группы сказуемого. Каждый член подчеркивается по-своему:

Над словами подписывают тип члена и часть речи, которой он выражен. Пример: с ожесточением – обстоятельство образа действия, выражено сущ. с предлогом в твор. падеже.

Синтаксический разбор сложного предложения будет нетрудно освоить после изучения предыдущего материала. План такой:

  1. Выделить все грамматические основы, посчитать их и определить, сколько простых частей составляют сложное. Сколько основ, столько и частей.
    Папа сел на лошадь, и мы поехали. (Л. Толстой). В этом сложной единице две простых.
  2. Найти союзы и союзные слова.
    Мне жалко, что теперь зима (О. Мандельштам) – подчинительный союз “что”.
    Когда Черубина разоблачила себя, Маковский приехал к ней с визитом (М. Волошин) – подчинительный союз “когда”.
    Бессонные ночи и полусонные дни летели чередой, но не было помощи ниоткуда. (Н. Помяловский) – противительный союз “но”.
    В отличие от союзов, союзные слова всегда будут полноправными членами предложения, на них может падать логическое ударение.
    Россия сходится с Западом, который до того времени был совершенно чужд ей. (А. Хомяков)
    При затруднениях в анализе можно обратиться к поисковику и бесплатно разобрать предложение в интернете. Но если есть возможность поговорить с учителем, лучше решить проблему таким способом. В русском синтаксисе много трудных мест, разобраться в которых можно только в разговоре с преподавателем.
  3. Указать значение союзов и, соответственно, обозначить характер связи частей между собой. Они бывают трех типов:
    Сочинительные состоят из двух и более равноправных компонентов: Она подала ему свою руку, и оба отправились по дороге в ее усадьбу. (И. Тургенев)
    В подчинительных выделяют главную и зависимую части, при этом от первой ко второй задают вопрос и по нему определяют тип зависимого (придаточного) компонента: Через полтора часа я просыпаюсь, потому что солнце начинает мне жечь щеку (М. Волошин). Задаем вопрос: просыпаюсь почему, по какой причине? Тип зависимой части – придаточное причины.
    Суть бессоюзных ясна из самого термина. В таких единицах отсутствуют какие-либо лексические средства связи: Кольцов не есть только народный поэт: нет, он стоит выше. (В. Белинский)
  4. Этот этап синтаксического разбора сложного предложения актуален только для сложноподчиненных конструкций. Его содержание – определение значения придаточных частей.
    Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег (М. Лермонтов) – придаточное времени.
    Сейчас прибегала к жене соседка, сказывала, что старики собрались у мечети и хотят остановить тебя (Л. Толстой) – придаточное изъяснительное.
    К нему тоже шло названье Моргача, хотя он глазами не моргал более других людей (И. Тургенев) – придаточное уступки.
    Дальнейшего князь не услышал, потому что камердинер начал шептать. (Ф. Достоевский) – придаточное причины.
  5. Разбор каждого простого компонента в составе сложного.

Что такое схема предложения

Финальный аккорд анализа – чертеж схемы. Это графическое отображение основной информации: количества частей, их взаимоотношений, средств связи и типов зависимых частей.

Рисунок – это абстракция синтаксических отношений, отграниченная от конкретного лексического наполнения. Правильно составленный чертеж показывает высокое понимание раздела «Синтаксис и пунктуация» и грамотное освоение синтаксического разбора предложения.


Границы единицы обозначаются квадратными скобками; после закрывающей скобки ставится точка. Однородные члены в схеме обводят кружками, а деепричастный оборот берется в круглые скобки.

В схеме сложного, соответственно, выделяется две и более частей. В самом тексте их разделяют скобками, чтобы перенести это отображение в схему, и нумеруют по порядку. В схему переносится только основа. Поскольку рисовать придется много, для ровности чертежа используют трафарет и остро отточенный карандаш.

В бессоюзном и сложносочиненном используют только квадратные скобки, чтобы показать равноправность частей:

Для синтаксического анализа предложений с главной и зависимой (зависимыми) частями, то есть сложноподчиненных конструкций, существует два вида схемы – горизонтальная и вертикальная:

Синтаксический разбор простых и сложных предложений в интернете

Очевидно, что такой анализ занимает много времени и сил, требует определенных знаний и навыков. Поэтому многие ученики предпочитают делать анализ синтаксической конструкции по составу онлайн. Это хорошее средство для самопроверки, но только в том случае, если качество сервиса заслуживает уважения.

Сделать разбор можно на сайте Главред (glvrd.ru). Анализ синтаксиса здесь не соответствует школьному, но подскажет названия частей речи и определит некоторые члены предложения. Для использования:

  1. Вставить текст в окно на главной странице.
  2. Выбрать вкладку “Синтаксис” над верхней левой частью окна.
  3. Навести на подсвеченное слово и получить информацию в белом поле справа от окна.

Еще один ресурс – Школьный помощник (school-assistant.ru). Его преимущество – краткость в изложении материала. Путь к информации по анализу таков:

  1. В левом меню кликнуть “Русский”.
  2. Выбрать нужный класс (5, 6, 7).
  3. Выбрать интересующий раздел.

На странице появится краткая теоретическая справка и задания, которые после выполнения пройдут автоматическую проверку. Чтобы сохранять результаты, надо зарегистрироваться в личном кабинете.

Составить схему онлайн

Сопоставление результатов с разных сайтов со своим анализом поможет проверить работу электронного интеллекта и выбрать лучший среди них. Обращаться к интернет-помощнику лучше после самостоятельного разбора и выполнения чертежа, чтобы сторонняя информация не помешала тренироваться.

Разобраться в структуре можно также через форумы лингвистов, где опытные специалисты помогут решить спорные вопросы. К ним тоже лучше обращаться после того, как какая-то часть задания уже сделана, чтобы был предмет для обсуждения.

Большую поддержку окажут также таблицы и схемы, в большом количестве размещенные в интернете. Все указанные ресурсы и материалы помогут составить синтаксический разбор (схему) предложения и бесплатно разобрать его по составу онлайн. Залог успеха – понимание теории и регулярная практика.