Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными красивые примеры. Готовимся к ГИА «СПП с несколькими придаточными

Многочленные сложноподчинённые предложения (СПП) подразделяют на два типа. К первому типу относятся СПП, в которых все придаточные предложения относятся к главному предложению. В зависимости от значения придаточных предложений и их отношения к главному, разделяют однородные предложения и неоднородные .

Однородные и неоднородные

Однородными называют придаточные предложения, относящиеся к одному и тому же члену главного предложения, либо к главному предложению в целом. Между собой они связываются сочинительной или бессоюзной связью и называются придаточными соподчинёнными.

Примеры : Я видел, как она уходила, и как он долго смотрел ей вслед.

Ещё недавно мы вспоминали, что были очень с ним дружны и что при любой возможности старались увидеться друг с другом.

Неоднородными называются придаточные предложения, относящиеся к разным типам по значению, а также придаточные одного типа, но относящиеся к разным членам главного предложения.

Примеры : Когда он подошёл, я спросил, куда надо идти дальше.

Он объяснил, что нам придётся уйти как можно скорее, и добавил, что даст нам немного еды в дорогу.

Второй тип образуют СПП, в которых придаточные предложения образуют логическую цепочку, то есть первое относится к главному, второе – к первому, третье – ко второму и т.д. Такое подчинение называется последовательным, а придаточные – соответственно, придаточными первой степени, придаточными второй степени и т.д.

Пример: Я подумал, что пора уже двигаться, чтобы быть к вечеру там, где мы должны были встретиться.

Также сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными могут объединять оба типа.

Например: Вчера он рассказывал, что люди покидают свои жилища, и что скоро некому будет растить пшеницу, и что никто не знает, что нужно делать.

Нам сказали, что мы должны будем быть там, когда придут гости, чтобы открыть дверь, и чтобы принять верхнюю одежду.

В первом примере первые три придаточных предложения относятся к главному предложению, а последнее придаточное (что нужно делать) – к придаточному предложению «что никто не знает». Во втором первое придаточное является придаточным первой степени (второй тип СПП), а остальные три придаточные, являются не только придаточными второй степени, но и неоднородными (первый тип СПП).

Также к многочленным сложноподчинённым предложениям относятся такие, в которых к одному придаточному задаётся вопрос от двух и более главных предложений . В этом случае главные предложения связаны между собой бессоюзной или сочинительной связью.

Пример: Ему явно было больно, он задыхался, и сердце его бешено стучало, когда, наконец, приехала скорая.

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида:

1) последовательное подчинение,
2) параллельное подчинение,
3) однородное подчинение.

Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Пример: [Она пришла в ужас"], (когда узнала), (что письмо нёс отец) (Ф. Достоевский) - , (с. когда глаг.), (с. что).


придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Пример: Параллельное подчинение

(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня) (В. Брю­сов) - (союз если), [ сущ.], (с.слово которая).

Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении.

Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

Пример: [Но грустно думать], (что напрасно была нам мо­лодость дана), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она)... (А. Пушкин) - [глагол], (союз что), (союз что), (союз что)...


Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с" помощью интонации).

Цели:

  • Обучающие : углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; усвоить понятие неоднородное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;
  • Развивающие : совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение;
  • Воспитывающие : продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.

Установка урока: организация учебного процесса с целью обеспечения достижения всеми учащимися базового уровня по теме, создание условий для усвоения материала на более высоком уровне для определенной группы учащихся.

Оформление к уроку: плакат "Изучаем сложноподчиненное предложение" (определены задачи, практические навыки при изучении темы); дидактический материал - карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

1. Организация учащихся на урок. Цели и задачи урока; оформление записей в рабочей тетради.

Слово учителя:

Мы продолжаем изучать тему "Сложноподчиненное предложение". Задачи урока: углубить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Практически по этой большой теме мы работали на предыдущих уроках, дома вы отработали теоретический материал по теме (209, Учебник В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова "Русский язык. Теория. 5-9класс" - Просвещение, М. 2005)

Итак, сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, характер подчинения, виды подчинения; отрабатываем практические навыки и умения слышать, видеть и графически воспроизводить структуру предложения; попутно повторим материал по анализу, синтаксической характеристике сложного предложения.

2. Реализация домашнего задания. Уплотненный опрос:

а) 4 ученика работают с карточками индивидуального задания у доски(карточки № 1, 2, 3, 4 - <Приложение 1 >)

б) Класс работает в парах. Задание: опрос - проговаривание изученного теоретического материала по теме урока (Параграф 209 учебного пособия), чертят, объясняют графические схемы сложноподчиненного предложения с разными типами подчинения.

Контроль осуществляется учащимися, оценки дети выставляют друг другу, затем передают листочки с оценками учителю. Учитель контролирует опрос, затем обращает внимание учащихся класса на доску - схемы предложений карточки № 2.

Проверим себя, умеем ли мы на слух определить вид подчинения, структуру предложения, вид придаточного; примеры карточек № 1, 3, 4.

Выводы по проверке домашнего задания и повторению готовят учащихся к следующему виду работы.

3. Графический диктант.

1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Однородное подчинение с придаточными дополнительными (изъяснительными).

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным (времени) и дополнительным.

3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

Последовательное подчинение с придаточными дополнительным (I ст.), обстоятельственным - места(II ст.)

4. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Комбинированное подчинение с однородным и последовательным подчинением.

Контроль этого вида работы: на оборотной стороне доски заранее начерчены схемы продиктованных предложений. Дети меняются тетрадями, проверяя друг у друга схемы предложений, сверяя их со схемами, написанными на доске, выставляют друг другу отметки за графический диктант. Затем учитель просит прокомментировать составленные схемы, обращая внимание на четвертую схему с комбинированным типом подчинения и отсутствием запятой перед союзом И при однородном подчинении.

Подводится итог работы:

Мы выполняли работу с отдельными предложениями, учились на слух анализировать структуру предложений, графически воспроизводить ее. Следующий вид работы - с текстом. Работаем в двух группах. На столах учащихся заранее разложены карточки с текстом и заданием к нему (Вариант "А" и "Б").

4. Работа с текстом (Вариант "А" и "Б" - <Приложение 2 >).

  • Задания № 1, 2, 3 выполняются устно.
  • Задание № 4 - письменно.

Контроль: по окончании выполнения работы, заслушиваем ответы учащихся группы "А", затем группы "Б"

Выводы по работе, связанной с анализом текстов (комплексный анализ текста). Особо подчеркиваем выводы по материалу, изучаемому на уроке - сложноподчиненное предложение с несколькими видами придаточных.

5. Следующий вид работы связан с умением пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, умением их конструировать; при этом отрабатывается навык в умении ставить знаки препинания, выделять смысловые части предложений, выразительно их читать.

Итак, развитие речи. Работаем в группах № 1, 2, 3. Находим карточки-задания "Развитие речи" <Приложение 3 >. По окончании работы с карточкой заслушиваем ответы учащихся из групп. Учитель обязательно обращает внимание детей на смысловую сторону текста в любом виде работы по теме.

Выводы: сложные предложения с несколькими придаточными обогащают нашу речь, делают ее ярче, образнее, доказательнее. Обратим внимание на то, что сложноподчиненные предложения используются в рассуждении в текстах публицистического характера.

6. Самостоятельная работа с текстом в двух вариантах (карточки-задания для самостоятельной работы и домашнего задания - варианты "А" и "Б" - <Приложение 4 >)

Предлагается, выполняя самостоятельную работу по тексту, понаблюдать за использованием сложных предложений в художественном стиле речи.

Учащиеся, не закончившие работу на уроке, берут ее в качестве домашнего задания, сдают на следующий урок.

7. Итоги урока. Учащиеся подводят итоги урока, говорят, что нового узнали они на уроке, чему научились.

Учитель обобщает выводы, комментирует оценки, выставленные за урок (оценки получили все учащиеся за теоретический материал и практическую работу, за самостоятельную работу - после проверки ее на следующем уроке)

В СПП с несколькими придаточными возможны 2 типа отношений между объединенными частями: 1. Все придаточные относятся к главной части предложения: к отдельному слову или всей главной части в целом. В зависимости от значения придаточных и их отношения к главной части они могут быть однородными подчиненными частями и неоднородными.

Однородными являются одноименные, относящиеся к одному и тому же слову главной части предложения или к главной в целом. Между собой они связаны сочинительными и подчинительными союзами. Однородные придаточные имеют разные союзы и разные союзные слова. Неоднородными являются придаточные разноименные, т. е. разные по семантике, но одинаковые по значению. Придаточные части образуют цепь: первая относится к главной, вторая к первой придаточной, третья ко второй придаточной. Такое подчинение называется последовательным, а придаточные – придаточными первой степени, придаточными второй степени. Каждая из придаточных при последовательном подчинении выступает в роли главной части по отношению к следующей придаточной. Придаточные части в СПП с последовательным подчинением могу располагаться так, что образуют стечение союзов: придаточная вторая помещается после союза первой придаточной: Я спал долго, потому что, когда проснулся, была уже ночь. СПП могут одновременно иметь как последовательное подчинение, так и соподчинение: Она не понимала, когда встала и что подсказало ей, что надо и можно встать.

I. Последовательное подчинение придаточных

Подчинение, при котором первое придаточное подчиняется главному, а остальные – последовательно друг другу.

Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы (почему?), так как боялись отца (какого?), который, со своей стороны, был тоже несколько смущён (несмотря на что?), хотя старался этого не показать.

II. Параллельное подчинение придаточных

Подчинение, при котором придаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения.

Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал (когда?) к себе первого мужика (какого?), который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.

III. Однородное подчинение придаточных

Подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

Видел Егорушка (что?), как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки.

IV. Неоднородное подчинение придаточных

Подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы.

Я должен был нанять быков (зачем?), чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, (почему?) потому что была уже осень и гололедица.

V. Комбинированное подчинение придаточных

Подчинение, при котором одни придаточные последовательно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно.

В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Основные виды СПП с несколькими придаточными
9 класс
Цели урока:
1) определение значений, способов и последовательности
присоединения нескольких
придаточных предложений к главному;
2) развитие навыков составления схем СПП с несколькими
придаточными; развитие навыков пунктуационной зоркости в
указанных видах предложений;
3) развитие творческих способностей учащихся, ораторского
мастерства.
Наглядность урока: интерактивная доска, презентация
Ход урока.
І. Оргмомент (слайд 2)
Добрый день, ребята, садитесь, пожалуйста. Запишите в
тетрадях число, классная работа. Сегодня 14 февраля. Во многих
странах мира в этот день отмечается День святого Валентина или
День всех влюбленных. И на Руси был свой праздник влюбленных,
вот только отмечался он не зимой, а в начале лета. Он был связан с
легендарной историей любви Петра и Февронии. В какое бы время
года его не отмечали, хорошо, что есть такой прекрасный праздник
Любви. Ведь, говорят, что любовь ­это счастье.
ФИЛЬМ (СЛАЙД 3)
­Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами на уроке будем
говорить?
1

(Сегодня мы поговорим о счастье)
­­Вы бы смогли узнать в толпе счастливого человека? А как?
(По улыбке). Правильно. Поэтому эпиграфом к нашему уроку и
будут слова голландского философа Бенедикта Спинозы: «Если вы
хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое
хорошее настроение».
Давайте и мы с вами друг другу улыбнёмся и подарим
прекрасное настроение.
ІІ. Проверка усвоенного материала.
1. Беседа:
­ Что такое счастье? (слайд 5)
­Ребята, найдите в словарях ответ на данный вопрос. Я
предлагаю вам толкование данного слова из Википедии.
аа
Сч стье - душевное состояние человека, при котором он
испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего
бытия, полноту и осмысленность жизни, а также осуществление
своего назначения. (Википедия)


докажите (СПП с придаточным определительным.)
А вот афоризм. Счастье – это бабочка, которую никак не
поймаешь. Но когда перестаешь за ней гоняться, она вдруг
сама садится тебе на плечо.
Задание: с позиции изучения СПП определите, какое это
предложение, назовите вид придаточного, обоснованно
докажите
1. (СПП с придаточным определительным.)
2. СПП с придаточного времени)
2

2. Составление кластера «Что же такое счастье?» (на
листах) (слайд 7)
o Что для вас значит понятие счастье?

СЧАСТЬЕ
3. Творческая работа (Слайд 8).
Микроцель: составить СПП с разными видами придаточных на
тему: «Счастье». Указать вид придаточного.
­А какое вам нужно составить СПП, вы узнаете, если
возьмёте в руки валентинки.
Что такое счастье?
Определительное Человека, который..., можно назвать
1
счастливым.
2 Изъяснительное Мое счастье в том, чтобы...
3 Условия
Причины
Если вы..., то тогда, вы ­ счастливы.
Для меня это было настоящим счастьем,
4
5 Времени
потому что...
Человек счастлив, когда он...
3

6 Цели
7 Места
Для того чтобы быть счастливым всегда, ...
Человек может быть счастлив только там, где...
2. Проверка выполненной творческой работы: обучающиеся
читают свои предложения, называя виды придаточных (слайд9).
ІІІ. Погружение в тему урока.
3. Работа с эпиграфом (слайд 10).
­Вернёмся к нашему эпиграфу.
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей
сначала свое хорошее настроение.
Б. Спиноза
4.Синтаксическая пятиминутка.
­Спишите это предложение
Микроцель:
1) подчеркните
(эпиграф);
грамматическую основу предложения
2) расставьте знаки препинания;

3) выделите схематически главное и придаточное
предложения.
3) определите количество придаточных;
4) указажите виды придаточных предложени;
­В чём различие от предыдущих предложений, структуру которых
мы изучали ранее?(не одно придаточное, а несколько).
4

­Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
(СПП с
несколькими придаточными.)
Запишите тему урока.
Какую цель для себя вы поставите на этом уроке?
­Выяснить
особенности сложноподчинённых предложений с
несколькими придаточными.
А задачи?

1) узнать о типах СПП с несколькими придаточными;

2) научиться определять значения СПП с несколькими

3) строить такие предложения; составлять схемы СПП
4) развитие навыков пунктуационной зоркости в
5) развитие творческих способностей учащихся
предложениями;
предложениями;
с несколькими придаточными;
с несколькими придаточными;
указанных видах предложений;
указанных видах предложений;
А для чего нам необходимо изучать данные виды предложений?
(зад. 13 на ОГЭ)
Итак, сегодня на уроке мы начинаем работу над СПП с
несколькими придаточными.
5. Актуализация темы, работа с учебником (чтение
теоретической части) (слайд 11 – 17).
­В с.п. предложении с несколькими придаточными возможны разные
виды подчинительной связи. А какие? Это вы узнаете, выполнив
небольшое исследование. Когда вы заходили на урок, вам
предложено было выбрать карточку по цвету. Итак, пересядьте,
согласно цвету карточек.
Ваша задача. Выберите куратора группы.
5

6. Рефлексия.
V. Подведение итогов.
Давайте вспомним, какие виды предложений мы исследовали?
Рефлексия Микроцель: закончить предложения (на рефлективных
листах.).
Подумайте, что сегодня у вас получилось, а над чем ещё нужно
поработать, запишите свои выводы на рефлективных листах.
Оцените свою работу на уроке
Сегодня я
узнал об
СПП…
Об СПП с
несколькими
придаточными
в дальнейшем
хочу узнать…
Интересной
была мысль
Было
легко….
Было
трудно…
о…
Сочинение 15.3 «Что такое
VI. Домашнее задание: Сочинение 15.3 «Что такое
счастье? » (по тексту варианта 2 сайт
Захарьиной), дополнительно зад.13 сайт
«Незнайка».
«Незнайка».
Резерв. Выход на
тему
следующег
о урока
Сопоставим 2 предложения.
[Бывает], (что, (если не повезло
с утра), не везёт весь день).
[ …. ], (что, (если …), …).
[Бывает], (что (если не повезло
с утра), то не везёт весь день).
[ …. ], (что (если …), то …).
­ Почему на стыке союзов в
первом предложении стоит
запятая, а во втором нет?
Фронтальна
я работа
7

Тема следующего урока
«Пунктуация в СПП с
несколькими придаточными».