Учебные пособия по фонетике. Фонетическая система русского языка

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный университет

Современный русский язык

Фонетика

Учебно-методическое пособие

Владивосток

Издательство Дальневосточного университета


Современный русский язык. Фонетика: Учебно-методическое пособие / Сост. Г.М. Крылова. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. -

Методическое пособие по курсу «Фонетика», подготовленное в соответствии с учебной программой на кафедре современного русского языка, включает программу курса, список рекомендуемой учебной литературы и словарей, контрольную работу и методические указания к ней с образцами выполнения, список основных понятий и терминов.

Для студентов 1 курса отделения заочного обучения Института русского языка и литературы. Может быть использовано студентами 1 курса дневной формы обучения в качестве дополнительного учебного пособия.

© Крылова Г.М.,

составление, 2010


Введение

Программа курса

Вопросы к экзамену

Литература

Контрольная работа № 2

Глоссарий


Введение

Методические указания

Фонетика – часть курса «Современный русский язык». Фонетика изучает звуковую сторону языка, центральное место в фонетике занимает учение о звуках речи, их артикуляционной, акустической и функциональной характеристиках. Кроме того, изучаются звуковое строение слогов и слов, фонетическое членение речи, ударение и интонация.

2) изучить теоретический материал по учебникам, которые указаны в списке основной литературы, и по предлагаемому методическому пособию, делая необходимые записи и анализируя имеющиеся в учебниках и пособии примеры;

3) выполнить контрольную работу и сдать её на проверку преподавателю до начала экзаменационной сессии. При возникновении трудностей можно обратиться за консультацией к преподавателю.



Аттестация по данному курсу проходит в форме экзамена . Каждый экзаменационный билет включает два теоретических вопроса, которые формулируются в соответствии с предложенной Программой курса, и текст для фонетического анализа. Во время анализа студент должен выполнить фонетическую транскрипцию и разделить текст на синтагматические отрезки, объяснить отражённые в транскрипции позиционные изменения гласных и согласных звуков в речевом потоке; провести фонологический анализ одного из слов текста и установить его фонемный состав.

Допуском к экзамену является выполненная и зачтенная контрольная работа .

ПРОГРАММА

Фонетика как научная и учебная дисциплина

Фонетика общая, описательная, историческая, сопоставительная. Акустико-артикуляционный и функциональный аспекты фонетики. Методы изучения произношения.

Артикуляционный аспект изучения звуковых единиц

Устройство речевого аппарата. Активные и пассивные органы произношения. Понятие артикуляции.

Артикуляционная классификация звуков русского языка. Гласные и согласные. Классификация гласных звуков по ряду и степени подъёма языка, по наличию или отсутствию лабиализации и по другим признакам.

Классификация согласных звуков по уровню шума, по месту и способу образования, по наличию или отсутствию палатализации и по другим признакам. Методы исследования речевой артикуляции.

Акустический аспект изучения звуковых единиц

Акустические свойства звуков. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Тоны и шумы. Акустическая классификация звуков русского языка. Соответствия между артикуляционной и акустической артикуляциями. Методы исследования акустической стороны речи.

Сегментные и суперсегментные единицы

Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока. Слоговые качества звуков. Ударение, интонация как суперсегментные единицы.

Слог с акустической и артикуляционной точек зрения. Различные теории слога. Типы слогов. Правила слогораздела.

Ударение, его основные характеристики. Отличие ударных слогов от безударных. Особенности русского ударения: разноместность и подвижность. слитность русского произношения. Энклитики и проклитики.

Интонация. Функции интонации. Понятие об интонационной конструкции (ИК). Типы ИК в русском языке. Смыслоразличительная и эмоциональная функции интонации.

Фонология

Звуки речи и звуки языка. Понятие фонемы. Основные функции фонемы: отождествительная и различительная.

Понятие позиции в фонетике и фонологии. Позиции сильные и слабые. Позиционная мена звуков. Позиционные и непозиционные чередования. Параллельные и пересакающиеся ряды позиционной мены звуков.

Оппозиция фонем. Признаки фонемы и признаки звуков. Самостоятельные и позиционно обусловленные признаки звуков, реализующих фонему. дифференциальные признаки фонемы как условие выполнения ею различительной функции. Нейтралицация фонем. Понятие о гиперфонеме.

Фонема и морфема. Структура фонемы. Синтагматика и парадигматика в фонетической системе русского языка. Фонема и совокупность реализующих её аллофонов. Основной представитель и различные модификации фонемы 9вариации и варианты).

Фонологические школы: Московская, Санкт-Петербургская (Ленинградская), Пражская. Определение фонемы, её функций, сильных и слабых позиций, проблема нейтрализации фонем в концепциях различных фонологических школ.

Фонетическая система современного русского литературного языка

Позиционная мена гласных звуков в зависимости от соседства твёрдых и мягких согласных и от положения по отношению к ударению. Позиционная мена согласных звуков по глухости/ звонкости, твёрдости/ мягкости, по месту и способу образования.

Состав гласных фонем. Дифференциальные признаки гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем. Реализации гласных фонем в сильных и слабых позициях.

Состав согласных фонем. Дифференциальные признаки согласных фонем. Система согласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных фонем, противопоставленных по глухости/ звонкости, твёрдости/ мягкости, по месту и способу образования. Соотносительные ряды согласных фонем, парных по глухости/ звонкости и твёрдости/ мягкости.

Орфоэпия

Предмет орфоэпии. Орфоэпические нормы. Варианты орфоэпических орм. Старшая и младшая нормы. Территориально обусловленные произносительные варианты русского языка. Стили произношения.

Справочники по орфоэпии.

Теория письма

Графема и буква. Состав современного русского алфавита. Соотношение букв и звуков.

Обозначение на письме фонемы . Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Значения букв ъ и ь. Соотношение букв а-я, о-ё, у-ю, и-ы, особое соотношение букв э-е. Различные функции этих букв после согласных и во всех остальных случаях.

Орфография.

Разделы русской орфографии. Передача буквами фонемного состава морфем и словоформ.

Орфограмма. Типы орфограмм.

Принципы орфографии: фонетический, фонематический, традиционный. Основной принцип русской орфографии с точки зрения Московской и Ленинградской фонологических школ. Анализ главных правил русской орфографии с точки зрения её основного принципа. Дифференцирующие написания.

Основные изменения в русской графике и орфографии в ХХ веке. Реформа русского письма в 1917-1918гг. Упорядочение правописания в 30-50-е гг.. Возможности усовершенствования русской орфографии. Вопрос о необходимости новой реформы русского письма.

Современные орфографические словари и справочники.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Фонетика как наука. Предмет фонетики. Методы изучения звукового строя.

2. Классификация фонетических единиц. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы.

3. Аспекты изучения звуковых единиц. Акустические и артикуляционные свойства звуков речи.

4. Артикуляция гласных звуков. Отличие артикуляции гласных от артикуляции согласных. Артикуляционная классификация гласных звуков.

5. Артикуляция согласных звуков. Артикуляционная классификация согласных звуков по месту образования. Артикуляционная классификация согласных звуков по способу образования.

6. Слог как фонетическая единица. Сонорная теория слога. Виды слогов. Принципы слогоделения.

7. Ударение как суперсегментная фонетическая единица. Особенности русского ударения. Словесное, фразовое, логическое ударение. Функции ударения.

8. Интонация как суперсегментная фонетическая единица. Интонационная конструкция. Типы интонационных конструкций. Функции интонации.

9. Понятие фонетической позиции. Основные законы фонетических позиций в области гласных, в области согласных.

10. Функциональный аспект изучения звуковых единиц. Понятие фонемы. Свойства фонемы.

11. Позиционные чередования звуков, их отличие от непозиционных.

12. Классификация позиций. Перцептивно сильные и слабые позиции. Понятие об основном виде и вариации фонемы.

13. Классификация позиций. Сигнификативно сильные и слабые позиции. Понятие о варианте фонемы. Нейтрализация фонем. Гиперфонема.

14. Состав гласных фонем русского языка. Перцептивно сильные и слабые позиции гласных.

15. Реализации гласных фонем в безударных слогах. Особенности реализации гласных фонем в первом предударном слоге: «Акающая», «экающая», «икающая» системы произношения.

16.Состав согласных фонем русского языка. Место мягких заднеязычных в системе согласных фонем русского языка.

17.Парные согласные фонемы по глухости-звонкости. Сильные и слабые позиции по глухости-звонкости. Сильные и слабые позиции по месту образования.

18. Парные согласные фонемы по твердости-мягкости. Сильные и слабые позиции по твердости-мягкости.

19. Внепарные согласные фонемы по глухости-звонкости, по твердости-мягкости. Их реализации.

20. Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы русского языка. Измерения орфоэпических норм. «Старшая» и «младшая» орфоэпические нормы.

21. Разделы теории письма. Графика. Три принципа графики. Фонемный принцип как ведущий.

22. Состав русского алфавита. Обозначение фонем русского языка: обозначение гласных фонем, твердых и мягких, глухих и звонких согласных фонем. Обозначение фонемы /й/.

23. Разделы теории письма. Орфография. Три принципа русской орфографии. Фонемный принцип как ведущий принцип русской орфографии.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Касаткин Л.Л. Фонетика. Графика и орфография // Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. 3-е изд. М., 1996

Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979.

Панов М.В. Фонетика // Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. 2-е изд. М., 1989.

Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии: Очерк. Хрестоматия. М., 1970.

Дополнительная

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. 6-е изд. М., 1984 (и др. издания).

Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика. Т. I. М., 1980.

Ганиев Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия. М., 1990.

Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. 2-е изд. М., 1995.

От издателя.Предлагаемая книга сложилась на основе лекций автора по общим и специальным курсам фонетики современного русского литературного языка, читавшимся в течение нескольких лет в Московском университете, и характеризует собой не столько окончательные результаты исследования, сколько один из его этапов. Она заключает в себе изложение на материале русского языка теории фонем, существенно отличающейся от ранее изложенной в работах автора концепции и представляющей результат дальнейшей его работы и наблюдений.Автор продолжает свою работу и надеется в скором времени дать более полное и основательное изложение предмета. Он надеется изложить не только результаты дальнейшего исследования теоретических проблем, но также и пополнить свое изложение данными экспериментальных исследований, которые в настоящее время ведутся рядом лиц. Основные материалы книги:ПредисловиеВведение§ 1. Предмет фонетики. § 2. Значение фонетики. § 3. Понятие фонемы. § 4. Две задачи описательной фонетики. § 5. Общая и экспериментальная фонетика. § 6. Фонетическая и фонологическая транскрипция.Кратчайшая звуковая единица в составе слова и морфем.§ 7. О месте фонетической системы в структуре языка. § 8. Фонетика и фонология. § 9. Понятие кратчайшей звуковой единицы. § 10. Кратчайшая звуковая единица и ударение.§ 11. Два типа позиционных чередовании и обусловленный ими характер фонетической системы. § 12. Понятие сильной и слабой фонемы. § 13. Понятие фонемного ряда. § 14. Тождество и различие словоформ и морфем в их отношении к своим звуковым оболочкам. § 15, Фонетическая система в ее отношении к структуре языка в целом. § 16. К вопросу о причинах разных точек зрения на фонему.О слогоразделе и строении слога в русском языке.§ 17. Постановка проблемы. § 18. Основной закон слогоораздела в русском языке. § 19. Закрытые наконечные слоги. § 20. Открытые неконечные слоги. § 21. Несколько замечаний о теории слогораздела акад. Л. В. Щербы. § 22. Особенности слогораздела, связанные с лексико-грамматическим членением речи. § 23. Особенности слогораздела на стыке предлога и следующего слова и приставки и корня. § 24. Слогораздел на стыке корня и суффикса. § 25. Особенности начального и конечного слогов слова. § 26. Некоторые итоги.Ударение§ 27. Звуковое членение речи. § 28. Ударение слова, речевого такта, фразы. § 29. Ударение как признак слова. § 30. Ударение слова и его свойства. § 31. Долгота и краткость гласных. § 32. Музыкальная сторона ударения. § 33. Разноместность ударения. § 34. Ударение подвижное и неподвижное. § 35. Ударение и звуковое оформление слова. § 36. Безударные и слабоударяемые слова. § 37. Слова с побочным ударениемВокализмУдарные гласные. § 38. Состав гласных фонем. § 39. Классификация гласных. § 40. Образование отдельных гласных. § 41. Сильные гласные фонемы в разных фонетических условиях. § 42. Основной вид и позиционные варианты сильных гласных фонем.Безударные гласные. § 43. Редукция. § 44. Слабые гласные фонемы. § 45. Слабые гласные фонемы 1-го предударного слога. § 46. Образование отдельных гласных в 1-м предударном слоге. § 47. Слабые гласные фонемы 2-го предударного слога. § 48. Гласные заударных слогов. § 49. Фонемные ряды гласныхКонсонантизм. Состав согласных фонемКлассификация согласных. § 50. Принципы классификации. § 51. Участие голоса и шума. § 52. Место образования шума. § 53. Способы образования шума. § 54. Отсутствие или наличие палатализации (твердость-мягкость).Образование отдельных согласных фонем. § 55. Губные. § 56, Переднеязычные. Зубные. Нёбно-зубиые. § 57. Среднеязычные. § 58. Заднеязычные.Система согласных фонем§ 59. Общие сведения о системе согласных.Соотносительный, ряд глухих и звонках согласных фонем. § 60. Состав сильных согласных фонем в отношении глухости-звонкости. § 61. Сильные по глухости-звонкости парные согласные фонемы. § 62. Слабые по глухости-звонкости парные согласные фонемы. § 63, О вариантах некоторых слабых по глухости-звонкости парных согласных фонем. § 64, О вариантах некоторых глухих согласных фонем. § 65. О вариантах сонорных согласных фонем.Соотносительный ряд твердых и мягких согласных фонем. § 66. Состав сильных согласных фонем в отношении к твердости-мягкости. § 67. Сильные позиции согласных фонем по твердости-мягкости. § 68. Слабые полиции согласных по твердости-мягкости. § 69. О характере противопоставлении по твердости-мягкости и глухости-звонкости в связи с историей русского консонантизма. § 70. О вариантах согласных по твердости-мягкости согласных. § 71. Фонема [j]. § 72. Система согласных фонем с учетом всех соотносительных рядов в их взаимосвязи. § 73. Фонемные ряды согласных.Типы научно-лингвистической транскрипции.§ 74. Звуковая система и звуковое письмо. § 75. О трех типах научно-лингвистической транскрипции.Фонетическая транскрипция.§ 76. Словофонематическая транскрипция. § 77. Морфофонематическая транскрипция. § 78. Сочетания согласных в словофонематической и морфофонематической транскрипциях. § 79. Нулевые члены фонемных рядов в морфофоиематической транскрипции. § 80. Образец трех типов транскрипции. § 81. Морфофоиематическая транскрипция и орфографическое письмо

Superlinguist - это электронная научная библиотека, посвященная теоретическим и прикладным вопросам лингвистики, а также изучению различным языков.

Как устроен сайт

Сайт состоит из разделов, в каждой из которых включены еще подразделы.

Главная. В этом разделе представлена общая информация о сайте. Здесь также можно связаться с администрацией сайта через пункт «Контакты».

Книги. Это самый крупный раздел сайта. Здесь представлены книги (учебники, монографии, словари, энциклопедии, справочники) по различным лингвистическим направлениям и языкам, полный список которых представлен в разделе "Книги".

Для студента. В этом разделе находится множество полезных материалов для студентов: рефераты, курсовые, дипломные, конспекты лекций, ответы к экзаменам.

Наша библиотека рассчитана на любой круг читателей, имеющих дело с лингвистикой и языками, начиная от школьника, который только подступается к этой области и заканчивая ведущим ученым-лингвистом, работающим над своим очередным трудом.

Какова основная цель сайта

Основная цель проекта - это повышение научного и образовательного уровня лиц, интересующихся вопросам лингвистики и изучающих различные языки.

Какие ресурсы содержатся на сайте

На сайте выложены учебники, монографии, словари, справочники, энциклопедии, периодика авторефераты и диссертации по различным направлениям и языкам. Материалы представлены в форматах.doc (MS Word), .pdf (Acrobat Reader), .djvu (WinDjvu) и txt. Каждый файл помещен в архив (WinRAR).

(1 Проголосовало)

Аванесов Р.И.

Фонетика современного русского литературного языка

Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. - М.: Московского университета, 1956. - 240 с. Электронная книга . Славянские языки. Русистика. Русский язык

Аннотация (описание)

Д анная монография сложилась на основе лекций автора по общим и специальным курсам фонетики современного русского литературного языка, читавшимся в Московском университете, и характеризует собой не столько окончательные результаты исследования, а один из его этапов. Книга заключает в себе изложение на материале русского языка теории фонем, отличающейся от ранее изложенной в работах автора концепции и представляющей результат дальнейшей его работы и наблюдений.
Аванесов продолжает работу и надеется в скором времени дать более полное изложение предмета. Он хочет изложить не результаты дальнейшего исследования теоретических проблем, а пополнить свое изложение данными экспериментальных исследований, которые в настоящее время ведутся рядом лиц.

Содержание (оглавление)

П редисловие
Введение
§ 1. Предмет фонетики.
§ 2. Значение фонетики.
§ 3. Понятие фонемы.
§ 4. Две задачи описательной фонетики.
§ 5. Общая и экспериментальная фонетика.
§ 6. Фонетическая и фонологическая транскрипция.
Кратчайшая звуковая единица в составе слова и морфем.
§ 7. О месте фонетической системы в структуре языка.
§ 8. Фонетика и фонология.
§ 9. Понятие кратчайшей звуковой единицы.
§ 10. Кратчайшая звуковая единица и ударение.
§ 11. Два типа позиционных чередовании и обусловленный ими характер фонетической системы.
§ 12. Понятие сильной и слабой фонемы.
§ 13. Понятие фонемного ряда.
§ 14. Тождество и различие словоформ и морфем в их отношении к своим звуковым оболочкам.
§ 15, Фонетическая система в ее отношении к структуре языка в целом.
§ 16. К вопросу о причинах разных точек зрения на фонему.
О слогоразделе и строении слога в русском языке.
§ 17. Постановка проблемы.
§ 18. Основной закон слогоораздела в русском языке.
§ 19. Закрытые наконечные слоги.
§ 20. Открытые неконечные слоги.
§ 21. Несколько замечаний о теории слогораздела акад. Л. В. Щербы.
§ 22. Особенности слогораздела, связанные с лексико-грамматическим членением речи.
§ 23. Особенности слогораздела на стыке предлога и следующего слова и приставки и корня.
§ 24. Слогораздел на стыке корня и суффикса.
§ 25. Особенности начального и конечного слогов слова.
§ 26. Некоторые итоги.
Ударение
§ 27. Звуковое членение речи.
§ 28. Ударение слова, речевого такта, фразы.
§ 29. Ударение как признак слова. § 30. Ударение слова и его свойства.
§ 31. Долгота и краткость гласных.
§ 32. Музыкальная сторона ударения.
§ 33. Разноместность ударения.
§ 34. Ударение подвижное и неподвижное.
§ 35. Ударение и звуковое оформление слова.
§ 36. Безударные и слабоударяемые слова.
§ 37. Слова с побочным ударением
Вокализм
Ударные гласные.
§ 38. Состав гласных фонем.
§ 39. Классификация гласных.
§ 40. Образование отдельных гласных.
§ 41. Сильные гласные фонемы в разных фонетических условиях.
§ 42. Основной вид и позиционные варианты сильных гласных фонем.
Безударные гласные.
§ 43. Редукция.
§ 44. Слабые гласные фонемы.
§ 45. Слабые гласные фонемы 1-го предударного слога.
§ 46. Образование отдельных гласных в 1-м предударном слоге.
§ 47. Слабые гласные фонемы 2-го предударного слога.
§ 48. Гласные заударных слогов.
§ 49. Фонемные ряды гласных
Консонантизм. Состав согласных фонем
Классификация согласных.
§ 50. Принципы классификации.
§ 51. Участие голоса и шума.
§ 52. Место образования шума.
§ 53. Способы образования шума.
§ 54. Отсутствие или наличие палатализации (твердость-мягкость).
Образование отдельных согласных фонем.
§ 55. Губные.
§ 56, Переднеязычные. Зубные. Нёбно-зубиые.
§ 57. Среднеязычные.
§ 58. Заднеязычные. Система согласных фонем
§ 59. Общие сведения о системе согласных. Соотносительный, ряд глухих и звонках согласных фонем.
§ 60. Состав сильных согласных фонем в отношении глухости-звонкости.
§ 61. Сильные по глухости-звонкости парные согласные фонемы.
§ 62. Слабые по глухости-звонкости парные согласные фонемы.
§ 63, О вариантах некоторых слабых по глухости-звонкости парных согласных фонем.
§ 64, О вариантах некоторых глухих согласных фонем.
§ 65. О вариантах сонорных согласных фонем. Соотносительный ряд твердых и мягких согласных фонем.
§ 66. Состав сильных согласных фонем в отношении к твердости-мягкости.
§ 67. Сильные позиции согласных фонем по твердости-мягкости.
§ 68. Слабые полиции согласных по твердости-мягкости.
§ 69. О характере противопоставлении по твердости-мягкости и глухости-звонкости в связи с историей русского консонантизма.
§ 70. О вариантах согласных по твердости-мягкости согласных.
§ 71. Фонема [j].
§ 72. Система согласных фонем с учетом всех соотносительных рядов в их взаимосвязи.
§ 73. Фонемные ряды согласных.
Типы научно-лингвистической транскрипции.
§ 74. Звуковая система и звуковое письмо.
§ 75. О трех типах научно-лингвистической транскрипции. Фонетическая транскрипция.
§ 76. Словофонематическая транскрипция.
§ 77. Морфофонематическая транскрипция.
§ 78. Сочетания согласных в словофонематической и морфофонематической транскрипциях.
§ 79. Нулевые члены фонемных рядов в морфофоиематической транскрипции.
§ 80. Образец трех типов транскрипции.
§ 81. Морфофоиематическая транскрипция и орфографическое письмо.

Реферат по русскому языку

«Фонетическая система русского языка»


Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.

Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

1.Фонетические средства русского языка

К фонетическим средствам русского языка относятся:

Ударение (словесное и фразовое)

2) на стыке предлога и слова: [аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [б"и е аръ], [би е аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по"ъ] (позже), (езжу); [во "и], [дро "и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие ["], : [Λ"от] (отчет), (фкра ъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных . Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны], [познъ], [ш"и е сл"ивы], [г"иганск"и], [ч"уствъ], [с"ердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных . При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра ор"ит"] (раз+ссорить), [ылкъ] (с ссылкой), [кΛло ы] (колонна+н+ый); [Λд"е ки] (Одесса+ск+ий).

v Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных:

1) степень подъема языка

2) место подъема языка

3) участие или неучастие губ.

Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

Таблица гласных звуков современного русского литературного языка


Звуковой закон в области гласных звуков.

Редукция гласных . Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [б"и е да] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пърлвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п"ьл"и е на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.


Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам. Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.

1.3 Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?). Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.

Интонация имеет объективное лингвистическое значение: независимо от функциональной нагруженности интонация всегда объединяет слова во фразы, и без интонации фразы не существуют. Субъективные различия в интонации фразы не имеют лингвистической значимости.


Интонация тесно связана с другими уровнями языка, и, прежде всего, с фонологией и синтаксисом.

С фонологией интонацию роднит то, что она принадлежит к звуковой стороне языка и что она функциональна, однако от фонологии ее отличает то, что интонационные единицы имеют семантическую значимость сами по себе: например, восходящая интонация в основном соотнесена с вопросительностью или незавершенностью высказывания. Отношения между интонацией и синтаксисом предложения не всегда однозначны. В одних случаях грамматические образцы, по которым строится высказывание, могут иметь типичное интонационное оформление. Так, предложения с частицей

[и е ]
[л"и е сок]

[ы э ]
[шы э сток]

[и]
[итак]

[ы ]
[пы л"ит]

[u]
[п"uл"ит"]

[ы]
[жырок]

[у]
[урок]

[у]
[туда]

[у]
[с" уда]

[у]
[шум"eт"]


Варианты фонем <а>, <о>, <е> первого предударного слога после твердых согласных совпадают с вариантами этих фонем в абсолютном начале слова. Это звуки [Λ], [ы э ].

Исключением является фонема <и>, которая в абсолютном начале слова реализуется звуком [и]: [Иван], а в первом предударном слоге после твердых согласных - звуком [ы]: [с-ыванъм].

Варианты гласных фонем второго предударного слога . Во всех предударных слогах, кроме первого, слабые гласные фонемы оказываются в слабой позиции второй степени. Эта позиция имеет две разновидности: I - после парного твердого согласного и II - после мягкого согласного. После твердого согласного гласные фонемы реализуются звуками [ъ], [ы], [у]; после мягкого - звуками [ь], [и], [у]. Например: [ъ] - [бърΛбан], [кълъкΛла], [ы] - [выручат"], [у] - [мурΛв"ê], [ь] - [пьтΛчок], [и] - [к"ислΛта], [ у] - [л" убΛпытны].

Варианты гласных фонем заударных слогов . Слабые гласные фонемы заударных слогов различаются по степени редукции: наиболее слабая редукция наблюдается в конечном открытом слоге. Различаются две позиции слабых фонем в заударных слогах: после твердых согласных и после мягких согласных.


Система вариантов гласных фонем заударных слогов представлена в таблице.

После твердых согласных

После мягких согласных

В неконечном слоге

В конечном слоге

В неконечном слоге

В конечном слоге

[ы] - [и]
[выжытъ] - (выжита)
[выжътъ] - (выжата)

[ы] - [ъ]
[голым] - (голым)
[голъм] - (голом)

[и] - [ъ]
[буд"ûт"ь] - (будите)
[буд"ьт"ь] - (будете)

[и] - [ь]
[с"ûн"им] - (синим)
[с"ûн"ьм] - (синем)

[ь] - [ъ]
[кл"äч"ьм"и] - (клячами)
[кл"äч"ъм"и] - (клячами)

[ь] - [ъ]
[кл"äч"ьм] - (клячам)
[кл"äч"ъм] - (клячам)

[у]
[корпусу] - (корпусу)

[у]
[корпус] - (корпус)

[ у]
[пΛпол" ушку] - (по полюшку)

[ у]
[попъл" у] - (по полю)


Как показывает таблица, после твердых согласных различаются гласные [ы], [ъ], [у]; причем звуки [ы] и [ъ] слабо противопоставлены. После мягких согласных различаются гласные [и], [ъ], [ь], [ у]; причем слабой разграниченностью отличаются звуки [и] - [ь], [ъ] - [ь].

Мена фонем, сильной и слабой, занимающих одинаковое положение в морфеме, образует фонемный ряд . Так, гласные фонемы, тождественные по месту в морфеме кос-, образуют фонемный ряд <о> - <Λ> - <ъ>: [косы] - [кΛса] - [късΛр"и], а согласная фонема <в> морфемы став- начинает фонемный ряд <в> - <в"> - <ф> - <ф">: [уставы] - [устав"ит"] - [устаф] - [устаф"].

Фонемный ряд является существенным элементом структуры языка, так как на нем основано тождество морфемы. Состав фонем одной и той же морфемы всегда соответствует определенному фонемному ряду. Флексии творительного падежа в словах окн-ом и сад-ом [Λкном] - [садъм], вод-ой и мод-ой [вΛдо ] - [модъ] произносятся по-разному. Однако эти флексии ([-ом] - [-ъм], [-o] - [ъ]) являются одной и той же морфемой, так как в их составе меняются фонемы <о> и <ъ>, входящие в один фонемный ряд.

Вывод

Таким образом, фонетическая система русского языка состоит из значимых единиц речи:

§ форм слова

§ словосочетаний и предложений

для передачи и различения, которых служат фонетические средства языка:

Ø ударение

Ø интонация.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Предлагаемое учебное пособие ориентировано на программу раздела «фонетика» общего курса «Современный русский язык» филологических факультетов университетов и педагогических институтов. В нем учтены последние достижения фонетической науки, объективно излагаются разные концепции и способы описания одного и того же объекта. Для студентов филологических факультетов высших учебных заведений.

НАЗНАЧЕНИЕ ЯЗЫКА.
Человеческое общество не может существовать без общения, без обмена информацией. Обмен информацией, то есть ее передача и прием, называется коммуникацией. Для обеспечения общения между людьми, для обмена мыслями и предназначен человеческий язык, его основная функция - коммуникативная: язык должен позволять передавать и получать любую информацию наиболее рациональным способом.

В любом общении принято выделять два плана - план содержания (то, что передается) и план выражения (как передается содержание). Изначально информация разного рода существует в сознании человека в образном, не материальном виде и не может быть непосредственно передана от одного человека к другому. Чтобы обеспечить передачу и прием информации, ее нужно преобразовать в такую форму, в какой она могла бы быть отправлена одним человеком и получена другим - ведь передавать сами по себе мысли обычные люди не способны. Этой формой в человеческом обществе является звуковой сигнал, то есть колебания давления во внешней среде, которые могут быть произведены и восприняты человеком (хотя существуют и другие, менее распространенные способы общения - например, при помощи жестов или прикосновений).

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 7
Язык как предмет лингвистики 7
Назначение языка 7
Устройство языка. Знак 9
Язык и речь 10
Разновидности языковых систем 13
Лингвистика 14
Фонетика: предмет, задачи и разделы.
Виды фонетических описаний 16
Звуковые средства языка 18
ЧАСТЬ I. СУБСТАНЦИОНАЛЬНАЯ ФОНЕТИКА 25
СЕГМЕНТНАЯ ФОНЕТИКА 27
Артикуляционный аспект фонетических описаний 27
Устройство речевого аппарата 28
Звук речи. Гласные и согласные 31
Основные компоненты речепроизводства 32
Инициация 32
Артикуляция 33
Фонация 41
Артикуляционная классификация звуков русского языка 48
Контекстные изменения фонетических единиц 54
Транскрипция 58
Фонетическая транскрипция 59
Транскрипция и экспериментальная фонетика 60
Транскрипция и орфоэпия 61
Русская фонетическая транскрипция 62
Знаки фонетической транскрипции 65
Обозначение гласных звуков 66
Обозначение согласных звуков 72
Акустический аспект фонетических описаний 75
Предмет акустической фонетики 75
Физическая природа звука 76
Виды колебаний. Периодические и непериодические колебания 77
Объективные свойства звуков и их субъективные корреляты 78
Распространение звуковых волн 79
Простой (чистый) тон - гармоническое колебание 80
Комплексные звуки. Спектральное разложение Фурье 85
Резонанс 89
Акустическая теория речепроизводства 91
Форманта. F-картина 93
Основные способы изучения акустических свойств речи 94
Образование гласных звуков 96
Соотношение артикуляционных и акустических характеристик гласных 99
Коартикуляционные изменения гласных 104
Акустические свойства согласных 105
Преобразование акустического сигнала в цифровую форму (оцифровка) 108
Алгоритм анализа спектрограмм 110
Перцептивный аспект фонетических описаний 110
Этапы процесса восприятия 110
Прием и преобразование акустического сигнала 111
Полезные признаки звукового сигнала (акустические ключи) 117
Лингвистический этап восприятия 123
Методы изучения восприятия 127
СУПЕРСЕГМЕНТНАЯ ФОНЕТИКА 129
Сегментные и суперсегментные единицы 129
Слог 131
Структура слога 132
Функции слога 133
Признаки слога 133
Шкала сонорности 136
Универсальные принципы организации слога 139
Основные теории слогоделения в русском языке 140
Иерархическая упорядоченность универсальных принципов строения слога 146
Алгоритм слогоделения в русском языке 149
Фонетическое слово (такт) 156
Ударение 157
Функции ударения 157
Фонетические корреляты ударения 158
Словесное ударение в русском языке 159
Побочное ударение 163
Структурные типы ударения 163
Синтагма 165
Интонация 166
Просодические средства и их реализация 166
Интонационная система Е.А. Брызгуновой 171
Перцептивная интонология С. Оде 177
Комбинаторная модель интонации 179
Сильные и слабые фразовые позиции 184
Пограничные сигналы 186
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ БАЗА РУССКОГО ЯЗЫКА 189
ЧАСТЬ II. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА (ФОНОЛОГИЯ) 191
Звук речи. Звукотип 193
Фонема 197
Фонологические идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ 203
Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа 206
Фонологическая теория Пражской лингвистической школы 212
Московская фонологическая школа 219
Состав фонем русского языка 229
Сильные и слабые позиции 231
Фонетическая реализация согласных фонем русского языка 235
Фонетическая реализация гласных фонем 243
Фонологическая теория Р.И. Аванесова (1956) 246
Фонематическая транскрипция МФШ 249
Морф офонематическая транскрипция 250
Сповофонематическая транскрипция 272
Динамические модели в фонологии 277
Стандартная модель порождающей фонологии 278
Современные фонологические модели 284
Интегральная модель звукового поведения 289
ЧАСТЬ III. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ 295
Суперсегментные особенности разговорной речи 300
Сегментные особенности разговорной речи 303
Статус разговорной речи 308
ЧАСТЬ IV. ОРФОЭПИЯ 313
Произносительные варианты в области вокализма 322
Произносительные варианты в области консонантизма 326
Произношение отдельных грамматических форм 333
Хронологические варианты орфоэпической нормы 337
Произношение и написание 339
Ударение 341
Территориальные разновидности орфоэпической нормы 349
ЧАСТЬ V. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ 355
ГРАФИКА 361
Основные положения теории графики 361
Графическая система русского языка 365
Из истории русской графики 370
ОРФОГРАФИЯ 376
Основные понятия теории орфографии. Принципы орфографии 376
Орфографическая система русского языка 382
Из истории русской орфографии 386
УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ 395
ПРИЛОЖЕНИЯ 401
Приложение А. Артикуляционные профили некоторых звуков русского языка 403
Приложение Б. Акустика 407
Приложение В. Динамические спектрограммы 418
Приложение Г. Интонограммы 422
Приложение Д. Транскрипционная система IPA 424.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу Современный русский литературный язык, Фонетика, орфоэпия, графика и орфография, Князев C.B., Пожарицкая С.К., 2011 - pdf - Яндекс.Диск.