Грамотность во все времена считалась неотъемлемым качеством образованного человека, занимающего достойное место в обществе. Развитие современных технологий, появление социальных сетей и массовое общение в онлайн-режиме для многих современных детей и взрослых стало оправданием для безграмотной письменной речи. Однако ошибочно полагать, что умение грамотно преподнести свою точку зрения в устном или письменном виде – это бесполезный навык, которым можно пренебречь.
Ошибки при заполнении деловых бумаг, составлении отчетов или общении с клиентами по электронной или обычной почте могут нанести весомый урон вашей репутации как специалиста. В повседневной жизни также в любой момент может возникнуть необходимость черкнуть пару строк родственникам, друзьям или соседям, а краснеть за досадные ошибки в словах и знаках препинания не захочется ни одному взрослому человеку.
Если у вас есть проблемы с соблюдением норм орфографии, пунктуации или лексики не нужно падать духом. В любом возрасте не поздно учиться писать без ошибок и работать над своей грамотностью, главное подойти к проблеме со всей серьезностью и регулярно совершенствовать свои навыки.
Одновременно с правописанием успешный человек должен поддерживать в тонусе интеллектуальные функции мозга. В этом ему поможет ресурс фитнесса для мозга BrainApps, занятия на котором предполагают прохождение ежедневных индивидуальных тренировок. Даже самый занятой человек сможет найти 15 минут в день для улучшения собственного интеллекта.
Существует распространенное заблуждение, что грамотность является одним из врожденных качеств человека, то есть способность к правильному письму и устной речи в той или иной степени с рождения заложена в каждом человеке. Некоторые школьники и взрослые люди отказываются работать над правописанием после нескольких неудач и считают, что у них просто нет врожденных навыков к красивой и правильной письменной речи.
Однако грамотным может стать абсолютно любой человек, не имеющий отклонений с медицинской точки зрения. И хотя грамотность является доступной для каждого, неутешительная статистика последних лет показывает снижение ее уровня среди детей и подростков. Причинами этого неприятного явления считаются:
Написание текстов без ошибок и правильная речь дают массу преимуществ в любом возрасте. Вы всегда сможете произвести приятное впечатление на собеседника, коллегу или руководителя, без труда оформите любой документ и сможете помочь своему ребенку с уроками. Остается только узнать, как именно стать грамотным по русскому языку <>и сколько времени для этого потребуется. В идеале необходимо уделять должное внимание правильному письму со школьной скамьи или даже с дошкольного возраста. Но если этот момент упущен, то на помощь придут регулярные самостоятельные занятия, которые не требуют огромных финансовых вложений, но зато требуют дисциплинированности и систематичности.
Не существует волшебного метода, следуя которому вы через две недели забудете об ошибках в словах и неправильно расставленных знаках препинания. Только самообразование и длительная кропотливая работа над собой даст желаемый результат, который останется с вами на всю жизнь.
Существует несколько действительно эффективных способов приучить себя к грамотному письму. Чтобы писать без ошибок вы можете:
Если вы будете систематически пользоваться этими простыми способами, как самостоятельно научиться писать без ошибок, то в скором времени заметите положительные сдвиги. Однако поддерживать грамотность на должном уровне необходимо всю жизнь, поэтому все вышеперечисленные рекомендации актуальны для любого человека, который активно занимается саморазвитием.
Некоторые дети гораздо легче осваивают правописание, чем другие их сверстники. Чтобы понять, как научились грамотно писать такие дети, необходимо в первую очередь обратить внимание не на их школьную успеваемость, а на занятия с родителями в домашней обстановке. Ребенка можно постепенно приучать к чтению с трех лет и для этого не обязательно заставлять кроху интенсивно запоминать буквы и слоги. Сначала следует пробудить интерес к увлекательному миру литературы, каждый день читать сказки и детские рассказы.
Чтение и письмо нужно развивать параллельно, в игровой, доступной для ребенка форме. С детьми школьного возраста обязательно нужно проводить работу над ошибками, дополнительно объяснять непонятные или сложные моменты. Родители, которые всю ответственность за грамотность ребенка перекладывают на учителей, вряд ли останутся довольны результатом его образования. Поэтому следует знать, как ребенку научится писать без ошибок и активно помогать ему, преодолевая трудности в обучении вместе.
Детям обычно тяжело дается запоминание множества правил грамматики и пунктуации, поэтому совместно с правописанием рекомендуется развивать память и внимательность. Для этого существует ресурс BrainApps, игры которого подойдут как для взрослых, так и для детей.
», призванная напомнить нам о существовании орфографии и пунктуации. По этому случаю в новом выпуске образовательной рубрики «Новые знания» мы вместе с экспертами разбираемся, существует ли врождённая грамотность и как её развить, если с рождения всё-таки не повезло.
А что такое грамотность? На мой взгляд, это история не только про -тся/-ться
и отсутствие запятых. Это и выразительность речи: уместная стилистика, понятная лексика, способность видеть второй (метафорический) смысл текста, работать словом как инструментом, передавать эмоцию и отношение. Грамотность - признак образованности и маркер, который определяет профессиональную и общественную деятельность человека.
А вот степень «врождённости» напрямую зависит от любви к литературе и навыка чтения. Чтобы стать грамотным, достаточно быть начитанным: много, а главное, систематически читать, расширять словарный запас. Тогда вкупе
с интересом к содержанию срабатывает и зрительная память.
Никто не станет грамотным оттого, что знает все правила и ничего, кроме учебников, не читает. Даже изощрённые приёмы обучения тут не помогут.
Люди пишут «заЯвление» о приёме на работу не потому, что «безударная гласная в корне, ищем проверочные слова», а потому, что сотни раз видели это слово на бланках и не один раз писали его. Причина проблемы - в противоестественной системе обучения грамотности. Она тяжела и скучна для детей и вызывает у них лишь отторжение.
Разумеется, правила тоже нужны, чтобы понимать логику правописания, но сама методика их усвоения должна быть принципиально другой. Для этого в том числе есть мнемонические рифмы. Как запомнить правильное ударение в склонении слова «договОры»? Придумали стих: «Мы не жулики, не вОры, подписали договОры». Для взрослого этого более чем достаточно.
Так как мы чаще всего работаем с корпоративным сектором, я вижу большую проблему не в орфографии с пунктуацией, а в неспособности формулировать мысли, определять уместный стиль общения, писать на живом, человеческом языке, оставаясь при этом в рамках этических норм конкретной среды. Типичных ошибок очень много, и касаются они не только орфографии и пунктуации, но и стилистики, значения употребляемых слов и даже неуместного использования капслока:«Доброго времени суток», «С надеждой на понимание
и быстрый отклик», «договорА», «квАрталы», «попушить», «зафакапить» и так далее.
Повсеместно люди считают устную и письменную речь без ошибок признаком образованности. При этом все в разной степени толерантны. Часть людей считает, что главное - донести мысль, тогда можно простить другие ошибки. Другие уверены, что излишняя эмоциональность, длинные письма и небрежность оформления - явный признак либо неуважения, либо невежества.
Марина Королёва
Почти настоящий учебник, только написанный доступным языком. Журналист и филолог Марина Королёва разбирает слова и выражения, в которых мы чаще всего делаем ошибки. Правила она сопровождает занятными историями из жизни, чтобы запомнить их можно было быстрее и легче.
Нора Галь
Книга, которая внесла значительный вклад в борьбу за чистоту русского языка. Переводчица и редактор Нора Галь разбирает писательские и речевые ошибки, которые мы допускаем, даже не задумываясь. Подойдёт и тем, кто думает, что говорит правильно.
Оперативно восполнить пробелы в знаниях можно и на сайте «Тотального диктанта». За шесть видеоуроков предлагается вспомнить правила пунктуации при однородных членах и вводных словах; правила написания корней и приставок, частицы «не» с прилагательными, а также другие моменты, на которых чаще всего спотыкаются участники. Для закрепления материала после каждого урока есть несколько коротких заданий.
Ежемесячные колонки популяризатора русского языка Ксении Турковой, в которых она разбирает важные явления и популярные мемы с точки зрения лексикологии. Например, в последних выпусках можно узнать, как пишется слово «кипеж», а также о появлении «кадыринга» и феномене слова «Шарли».
Ещё одна возможность улучшить свой русский - доступные лекции специалистов о тонкостях языка. На этой встрече лингвист Ирина Левонтина говорит о том, насколько по-разному люди воспринимают слова, как меняются языковые нормы и почему слова «сосуля», «кушать» или многие уменьшительно-ласкательные формы так раздражают.
курс
Полноценный курс из 12 занятий, на которых слушателям помогут улучшить навыки орфографии и пунктуации. Программа включает в себя два уровня сложности в зависимости от результатов вступительного теста. Участники занимаются по разработанным специально для программы учебникам и рабочим тетрадям, а проходят занятия два или три раза в неделю -
в общем, всё серьёзно.
образовательный центр «Интенсив»
СКОЛЬКО
24 000 рублей
Курс
Обучение в «Специалисте» в большей степени посвящено проблемным моментам в русской грамматике: использованию знаков препинания, слитному и раздельному написанию слов, построению словосочетаний и предложений, ошибкам в управлении и родах существительных. Слушателей обещают научить не только грамотной письменной речи, но и устному языку.
центр компьютерного обучения «Специалист»
СКОЛЬКО
3 900 рублей
курс
Для тех, кто не любил русский в школе и до сих пор не уверен в правильном написании -ться и -тся, есть интенсивный курс школы Capable People. За шесть часов здесь обещают освежить ваши знания и пройтись по самым сложным случаям русской грамматики.
ГДЕ
школа Capable People
CКОЛЬКО
5 000 рублей за одно занятие
Курс
Ещё одна основательная программа для тех, кто решил всерьёз заняться своей грамотностью. За два месяца здесь обещают рассказать чуть ли не всю школьную программу по орфографии и пунктуации, параллельно развив у слушателей языковое чутьё.
ГДЕ
сеть школ иностранных языков Alibra
СКОЛЬКО
1 600 рублей за одно занятие
Проблема глубоких и прочных знаний учащихся всегда актуальна для школы. Успешное решение ее определяет, в частности, уровень орфографической подготовки школьников. Однако не секрет, что снижение уровня речевой культуры нашего общества негативно сказывается на качестве письма учащихся. Поэтому повышение орфографической грамотности - одна из главных задач, стоящих перед учителями - словесниками.
Что делать, если время идёт, а ребёнок продолжает ошибаться в хорошо знакомых словах, хотя правила давно выучены наизусть, написаны десятки диктантов и сделаны все упражнения из школьного учебника?
Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.
Главной целью современного образования определяется - достижение учащимся уровня, достаточного для обеспечения его самореализации и гарантирующего прогресс в развитии и поступательное движение современного общества.
Реализация данной цели возможна через решение трех основных задач:
- достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие его личности и возможность продолжения образования, в том числе и путем самообразования.
Формирование у каждого учащегося опыта творческой, социально значимой деятельности в реализации своих способностей.
Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия, основанных на гуманистических отношениях.
Под уровнем образования (образованности) понимается - качество личности, которое определяется способностью решать задачи познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.
Основой любого уровня образованности является, прежде всего - ГРАМОТНОСТЬ. В данном случае:
грамотность - уровень образованности, характеризующийся способностью использовать основные способы познавательной деятельности, через восприятие и текстовую передачу лингвистической информации.
Грамотное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка. Орфографический навык - это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:
1) навык письма;
2) умение анализировать слово с фонетической стороны;
3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;
4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Еще в первые годы работы в школе на индивидуальных консультациях я рекомендовала ребятам и вдумчивое ежедневное чтение вслух, и переписывание абзацев с последующей самопроверкой. Не отказываюсь от этих форм индивидуальной работы и сейчас. На первых этапах работы в 5 классе много внимания уделяю игровым, занимательным формам работы. Необходимо пробудить интерес и веру в свои силы в каждом ученике. Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть пятиклассники, является умение обосновать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению орфограмм. Помогают формировать этот навык различные виды работ: орфографи-ческий, словарный, объяснительный, выборочный, распределительный диктанты, использование сигнальных карточек, дидактических игр, алгоритмов и т.д.
Существует великое множество таблиц - сводных правил, справочных материалов, всевозможных "подсказок", различных пособий по русскому языку. Но как ученику сориентироваться в них? Как научить каждого школьника безошибочно применять правила русского языка? В последние годы в практику работы учителя прочно входят алгоритмы. Как правило, в 5-й класс приходят ученики с разным уровнем подготовки по всем предметам, и в частности, по русскому языку. Моя задача - подтянуть отстающих и дать импульс для повышения уровня грамотности тем учащимся, кто видит себя в будущем человеком высокого социального статуса. Существенно повысить уровень грамотности ребят, стремящихся к этому, помогают алгоритмы.
Что же такое алгоритм? В Советском Энциклопедическом Словаре читаем: "Алгоритм - способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными". Говоря проще, алгоритм на уроке русского языка - это способ действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило. Например, часто сталкиваешься с неумением учеников определять склонение существительного и спряжение глагола. Очень хорошо выручают алгоритмы.
Есть совсем простенькие алгоритмы, включающие в себя 1 - 2 шага, но и они дисциплинируют работу мысли ученика. Например, многие школьники не сразу усваивают, как определить, сложное или простое предложение им дано. Помогает алгоритм
Есть алгоритмы, в которых содержится по 3 - 4 "шага", позволяющих добраться до решения данной задачи. Кому-то, возможно, это покажется слишком громоздким, но результат применения таких алгоритмов превосходит все ожидания: ошибки практически полностью исчезают.
Как вводить алгоритм на уроке? Конечно, после знакомства с правилом. Первый способ: дать готовый алгоритм целиком. Второй способ: постепенно, шаг за шагом. Третий способ: путём наводящих вопросов вывести учеников на составление алгоритма. Я предпочитаю последний, поскольку он позволяет развивать логическое мышление, заставляет ученика думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя.
После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий. Здесь всё зависит от фантазии учителя, от приёмов его работы над закреплением темы. Вначале, конечно, устная работа (фронтальная и индивидуальная), затем письменные упражнения (комментирование, выборочный диктант, выборочно-распределительная работа и т.д.).
Чтобы писать без ошибок,
Важно, чтобы ученики научились совершать логические операции, предложенные алгоритмом, чтобы видели в слове или предложении то место, где нужно применить правило. Как же добиться того, чтобы орфограмма была увидена и не спутана с другой?
Учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:
1.определить место, где возникла орфографическая задача;
2.к какой группе правил относится данная орфограмма;
3.в какой части слова находится орфограмма;
4.установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
5.определить в слове ударение;
6.определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;
7.написать слово в соответствии с правилом.
Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.
Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.
"Подбери буквы": Красивы русские л:са! Л:са пошла по пушистому снегу. Докажите, почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Применяю в своей деятельности различные письменные работы:
Выборочное списывание;
Зрительный диктант;
Диктант "Угадай словечко" - учитель дает толкование, дети записывают само слово (Часто такие диктанты составляют сами учащиеся.);
- "немой" диктант - учитель показывает рисунок, ученики записывают слово;
Лексический диктант - диктуемым словам дети должны дать толкование;
Диктант "Для друга" (словарный диктант из 15-20 слов, подготовленный учащимися на определенную тему,) помогает выявить сомневающихся в написании той или иной орфограммы, сигнал учителю о том, что над этой орфограммой нужно продолжить работать;
Задание "Объясни разницу" - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (это помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванных незнанием их точного значения);
Составление словосочетаний и предложений.
Следующий этап словарной работы - диагностический словарный диктант. В результате такой работы выявляются слова, наиболее трудные для учеников. Над ними работаем в течение последующих уроков. И лишь после этого дается контрольный словарный диктант.
Как правило, систематическая работа дает положительные результаты: увеличивается количество хороших и отличных оценок, значительно меньше двоек.
Систематическая, тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа не только вырабатывает орфографическую зоркость, грамотность, но и расширяет словарный запас учащихся, развивает речь, а также дисциплинирует детей, способствуя устойчивости внимания. И как следствие - уважение к родному языку, повышение интереса к предмету.
При выполнении диктанта, в процессе письма, разрешаю подчёркивать сомнительные буквы.
Очень любят ребята игру "Найди лишнее слово". Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока.
Чтобы правильно написать слово, ученик должен распознать "грамматическую природу орфограммы и подвести ее под соответствующее правило". Большинство буквенных орфограмм имеет опознавательные признаки (буквы о-ё после шипящих в корне слова, -н- и -нн- в именах прилагательных, правописание приставок на з, с и мн. др.). У слов с корневой безударной гласной таких явных признаков нет. Поэтому около 30% учащихся не умеют вычленять слова с безударной гласной в корне из ряда слов. Причина столь низкого уровня сформированности навыка видения этой орфограммы заключается, вероятно, в том, учащиеся зрительно не ощущают корня, выделяют его "в уже написанном слове" и "выделяют его формально" (М. М. Разумовская), не связывают этот корень с его вещественным значением. И при подборе проверочных слов обращают внимание лишь на внешнюю похожесть проверяемого и проверочного слова, не учитывая главного: нужно выделять корень, опираясь на его значение.
Поэтому основным в процессе закрепления правописания проверяемых гласных в корне должно стать формирование двух умений: 1) видение названной орфограммы и 2) опора на семантику.
Рекомендую пользоваться простым приемом, при использовании которого в процессе проверки орфограммы происходит активное пополнение словаря школьников. Это привлечение максимального количества проверочных слов либо однокоренных слов, среди которых затем отбираются те, которые пригодны для проверки орфограммы. Обычно учитель удовлетворяется тем, что ребенок верно назвал одно проверочное слово. Например: садовый - сад. Если же он обратится к классу с просьбой привести другие проверочные слова (кто больше?), то собирается целое гнездо однокоренной лексики: садик, посадки, усадьба, приусадебный и т. д. При этом привлекаются родственные слова, осознаются смысловые связи между ними, при необходимости толкуются значения некоторых из них с опорой на однокоренные слова. Постоянное применение этого доступного и эффективного приема формирует у школьников привычку оперировать однокоренной лексикой, воспитывает языковое чутье, развивает мышление, активизирует познавательную деятельность, помогает включить каждого ребенка в коллективную работу. Такой подход вносит в учебный процесс элементы творчества, создает мотивацию (Вот для чего мы учились толковать слова, разбирать их по составу!).
Одной из существенных причин низкого уровня орфографической грамотности является то, что наши дети перестали читать. Чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, что немаловажно для грамотного письма. В процессе чтения срабатывает зрительное запоминание языковых единиц, а это играет огромную роль для становления орфографического навыка. Значит, задача учителей и родителей - привить младшим школьникам любовь к книге, сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия, а не по принуждению. Это, на мой взгляд, - еще один из путей решения проблемы повышения уровня грамотности учащихся.
Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. И наибольшее внимание здесь должно быть уделено правописанию проверяемых безударных гласных в корне и словам с непроверяемыми орфограммами, так как именно эти написания дают, по данным М. М. Разумовской, высокий (30 - 50% от общего числа) процент ошибок даже в старших классах.
Использование методов и форм, описанных в этой работе, позволяет сократить число ошибок в словах с указанными орфограммами, и, следовательно, повысить орфографическую грамотность учащихся.
Конечно, работа не завершена и требует дальнейшей доработки, но формы и методы, описанные в ней, не только повышают грамотность, но и развивают речь учащихся, расширяют их кругозор, пробуждают интерес к предмету. Думаю, что эта работа может быть полезна начинающим учителям.
Я хочу поддержать молодежь нашего проекта (от 10 и выше – моему внуку скоро будет как раз 10 лет, и потому я хорошо понимаю эту аудиторию) – эта инструкция вам в помощь.
Умение грамотно писать – поможет вашей карьере.
А здесь – отличное место, где можно потренироваться (но не во вред читателям).
Вот как тренироваться, я и напишу в этой инструкции.
Уровень сложности: Несложно
Я, как и многие из вас, вероятно слишком много гонял собак в детстве. И потому с грамотностью у меня были большие проблемы. А когда я стал много писать, моя “грамотность” мне сильно мешала.
Но как-то мне попала в руки тоненькая книжка (возможно она называлась как эта инструкция). Я уж был взрослый – и в этой книжке “про грамотность за 5 минут” многое совпадало с тем, что я уже знал, в частности с моими знаниями и опытом про запоминание и память.
Итак, совет первый – может быть, вам тоже повезет – нужно поискать такую- книжку.
В этой книжечке (такая она была тоненькая, что я ее так ласково назвал) говорилось примерно следующее:
“Мы очень много читаем. Но в большинстве своем книги, которые мы читаем, написаны грамотно – в любом случае, тексты этих книг правил грамотный редактор. И именно это мы используем здесь “для постановки грамотности за 5 минут”.
Итак шаг второй – не перечитывайте до дыр свои безграмотно написанные личные дневники (или такие же по качеству инструкции), а читайте хорошие книги – чем больше, тем лучше для вашей грамотности. Вы ПРИВЫКНИТЕ ЧИТАТЬ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ.
Вот, идете вы на работу или в школу одной и той же дорогой, и если ничего на дороге не меняется, то вы старое не замечаете. Но если вдруг там, где еще вчера ничего не стояло, вы обнаружите прямо по центру вашего пути, скажем, зеленую елку – вы сразу ее заметите, остановитесь, как бы споткнетесь.
Так и при чтении текстов: когда написано все без ошибок, это как старая дорога на работу или в школу. Но если вы при чтении встретите ошибку – обязательно споткнетесь. Итак – ошибка – это как та елка на дороге.
Итак, шаг третий – споткнулся при чтении текста, остановись – посмотри – не ошибка ли.
Шаг четвертый.
Вот теперь набирайте свой текст. Затем обязательно его перечитайте, там, где споткнулись – там ошибка. С ней нужно разобраться.
(Здесь, надеюсь ПОКА, встречаются инструкции, которые не только автор не проверял на наличие ошибок, но, судя по всему, вообще не читал после набора текста – это неуважение к читателям и во вред своему рейтингу.)
Само собой, используйте проверку ошибок в редакторе, там где ошиблись – подумайте почему, а если не споткнулись при первом чтении – опять подумайте.
Пятый шаг.
Это уже продвинутый уровень.
В том месте, где споткнулись, например, неверно написано слово, но вы не знаете как правильно – лезем в словарь. После 3-4 таких лазаний сможете запомнить правильное написание слова.
Шаг шестой, хотя его полезно сделать первым – это мотивация к повышению вашей грамотности.
Например, описанная методика, которая меня в одно мгновенье перевела из малограмотного в более-менее грамотного, мне была нужна, чтобы за мои многочисленные тексты мне элементарно не было стыдно.
Однако относительно недавно у меня появилась дополнительная мотивация. При изучении иностранного языка без грамматики русского языка – очень сложно, лучше сказать – невозможно (если, например, вы путаете части речи с членами предложения – скажем, глаголы со сказуемым.)
Да, вот следующий шаг к постижению грамматики – изучайте грамматику (если вы еще учитесь в школе – относитесь к русскому как к любимому предмету – от него зависит ваша карьера, то есть – вся жизнь.
Если вы уже работаете – можно взять пособие по грамматике потолще.
Экология жизни: Что же такое грамотность. Только ли безошибочное написание слов и правильное употребление знаков препинания? Уверена, что это нечто большее.
Важна ли грамотность для человека? А для писателя? Идти ли в писатели, если имеются проблемы с грамотностью – ошибки в словах и знаках препинания, сумбур в формулировке мыслей на бумаге?
Данная статья о том, что чаще всего умение красочно и точно излагать на бумаге мысли идет рука об руку с грамотностью..
Важно понять, как подтянуть личную грамотность, можно ли это сделать, какие шаги для это предпринять. Польза грамотности очевидна, так как в век небывалого развития технологий и виртуального общения люди частично утратили чувство родного языка, забыли языковые правила.
Этот текст призван напомнить о пользе чтения, о важности поддержки чистоты языка; расскажет о способах повышения собственной грамотности не только для того, чтобы начать писать корректные статьи, а также для общего личностного развития. Без высокого уровня знания родного языка нет полноценного, состоявшегося и культурного человека.
«Если культура – это дом, говорил он, то язык – ключ и
к входной двери, и ко всем комнатам внутри.
Без языка, говорил, заплутаешь, останешься бездомной,
без полноценной самоидентичности».
Х. Хоссейни «И это летит по горам»
В конце прошлого года коллега спросила меня, как же стать грамотной. Она пытается писать посты для социальных сетей, у нее всегда много интересных идей роится в голове, но с грамотностью заметны огромные проблемы! И не только со знаками препинания, но и с формулировкой самих фраз. И насколько я вижу по тем людям, с кем общаюсь на работе, это общее больное место.
К сожалению, сегодняшняя тенденция – люди все чаще и чаще ошибаются, все чаще и чаще не могут быстро и четко сформулировать свои мысли для того, что изложить их на бумаге. Люди не умеют писать лаконичные письма, а потом удивляются, что им на эти письма никто так и не ответил. Общая грамотность сильно ухудшилась.
У меня был «смешной» случай. Когда почти 10 лет назад мы в отделе ЗАГС с будущим мужем заполняли заявление на вступление в брак, работник загса не смогла скрыть своего восторга и удивления, приняв наше заполненное заявление. Видя наше недоумение, она сразу пояснила, что за долгое время мы – первая пара, которая с первого раза корректно заполнила заявление. Грустно.
Вспомним наш главный вопрос – стоит ли начинать что-то писать, задумываться о будущем писательстве, если ты не в ладах с грамотностью? Мой однозначный ответ – стоит. Но только начинать нужно писать для себя, не грезя славой писателя. Для начала нужно обязательно прийти в определенную форму (как у спортсменов), которая позже позволит уже писать для других, а не в стол. Но чтобы в форму войти, нужно серьезно, до седьмого пота, трудиться.
И прежде чем перейти к сути нашего вопроса, я предлагаю сформулировать для себя, что же такое грамотность. Только ли безошибочное написание слов и правильное употребление знаков препинания? Уверена, что это нечто большее.
Да, отсутствие ошибок важно, безусловно. И желательно иметь врожденную грамотность или какое-то внутреннее чутье, которое помогает правильно писать слова и верно выбирать запятые. Но это еще не всё, что для меня входит в обширное понятие «грамотность. Важно чувствовать язык, понимать, в каких ситуациях или контекстах нужно и можно употреблять те или иные слова, фразы и выражения. Также сюда входит жизненный опыт, начитанность, наблюдательность, любознательность. Без этого человек не может быть всецело грамотным.
Итак, можно ли повысить свой уровень грамотности и как это сделать?
Да, можно и нужно это делать на протяжении всей своей жизни.
Я предлагаю следующие 10 шагов для повышения личной грамотности:
1. Постоянно обращаться к специальным ресурсам-помощникам.
3. Завести себе в формате настольной книги словарь русского языка.
4. Решать кроссворды и головоломки.
5. Писать диктанты.
6. Посещать курсы для повышения грамотности.
7. Запускать написанные тексты на проверку грамотности
8. При сомнении в написании слов лучше заменить слово , фразу на близкую по смыслу, или уточнить написание у коллег, друзей.
9. Нужно много тренироваться в написании текстов. Начинать лучше с простых коротких рассказов обо всем. Тут можно взять правило акына – что вижу, то пою. Главное, простота. Не выдумывайте темы, не берите слишком сложные предметы для описания, просто оглянитесь вокруг. Для разнообразия можно свои сны записывать. Это вдвойне полезно
10. Пишите изложения. Помните из школы, что это такое? Это письменный пересказ короткого рассказа собственными словами. Полезно совмещать чтение с изложением. Прочитали небольшой по объему рассказ, переписали его своими словами, потом сравнили с оригиналом.
Главное, упражняться ежедневно, тогда прогресс не заставит себя ждать. Успехов!