Характеристика функционально-смысловых типов речи. Функционально-смысловые типы речи

Презентация к уроку















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Когда порою не дается слово,



Григорий Кукарека

Цель:

  • систематизировать знания об описательном типе речи;
  • продолжить работу по формированию умений логически мыслить, - сравнивать сходные и отличительные черты текстов - описаний;
  • содействовать развитию духовно-нравственных ориентиров учащихся: чувство патриотизма, любви к родному краю.

Оборудование: иллюстрации зимних пейзажей, закрытая запись темы и задач урока, распечатка текста И. Соколова-Микитова, Григория Кукареки.

Метод обучения : проблемно-поисковая деятельность.

Форма проведения : работа в микрогруппах, деловая игра НИЛ (научно-исследовательская лаборатория).

Тип урока : обобщающий.

Технология обучения : анализ художественных текстов (исследовательская деятельность) на основе работы в микрогруппах. Поэтапное освоение материала и приращение одних знаний к другим.

Ход урока

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Анализируя художественные тексты, мы сравним сходные и отличные черты текстов-описаний, создадим опорную таблицу по теме и попробуем создать собственные тексты-описания, черпая красоту слога, любование уголками родной земли у мастеров художественного слова. Как сказал замечательный поэт Калмыкии Григорий Кукарека:

Когда порою не дается слово,
В котором чувств моих и мыслей суть,
К словам отцов я обращаюсь снова,
Вбираю их, как сухостой, росу.

Обращаясь “к словам отцов”, прочитайте выразительно стихотворения поэта и выполните следующие задания.

I. Этап мотивации. Индуктор (прием, помогающий вызвать чувство, включить воображение).

Запишите словосочетание “зимняя степь” и свои слова-ассоциации по смыслу, по созвучию, по цвету, по слуху, по осязанию.

Прочитайте свои ассоциации, дополните свои ряды услышанными понравившимися словами.

1. Расширение “вербального облака” смысла словосочетания “зимняя степь”.

Послушайте небольшой текст и запишите то, что понравилось, запавшие в душу, необычные слова.

(Распутан пушистый клубок снегопада, рассветное оконце, румяное яблоко-солнце, белые созвездия снежинок, а на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят.)

ЗИМНИЙ ЭТЮД

По балкам, лиманам, распадкам
Распутан по степи ночной
Пушистый клубок снегопада
Метели холодной рукой.

Стремительный стрепет рассвета
Лишь крыльями тени взмахнет -
Проснусь на меже тьмы и света,
Услышав бесшумный полет.

Увижу в рассветном оконце:
Над белой равниной полей
Румяное яблоко-солнце
На дымчатых ветках лучей.

Замела метелица ложбинки,
Разметала руки, сладко дремлет.
Белые созвездия снежинок
Снова опускаются на землю.
И в селе намного стало тише,
Загрустил о лете старый сад.
А на плечи зябнущие вишен
Все летят снежинки и летят.
А за садом звонкий скрип полозьев -
Кони снег взметают на бегу.
И так пахнет молодым морозом,
Что вкусней представить не могу!
Г.Кукарека

Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите словосочетания, которые передают это состояние.

(Распутан по степи ночной пушистый клубок снегопада метели холодной рукой; над белой равниной полей румяное яблоко-солнце на дымчатых ветках лучей; белые созвездия снежинок снова опускаются на землю; на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят; пахнет молодым морозом.)

Какие синтаксические конструкции использует автор?

(Предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами. Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.)

Какие образные средства языка встретились в тексте?(Эпитеты, метафоры.)

2. “Вбирание” впечатлений через зрительный канал восприятия.

Выберите для себя одну из репродукций зимней степи, продолжите расширение ассоциативного ряда.

II. Этап конструирования.

Создайте собственный небольшой текст, включив в него накопленный материал.

III. Этап демонстрации (предъявление текстов).

Прочитайте получившийся текст.

Читается 2-3 текста. Даются комментарии.

Организующее ядро.

Какого типа речи получились тексты?(Описание)

Как вы это определили? (По словам одной тематической группы, эмоционально-экспрессивная структура текста, предложения в основном без подлежащего, с обратным порядком слов, большое количество однородных членов, описательных оборотов.)

Это тема сегодняшнего урока.

IV. Этап актуализации имеющихся знаний.

Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами при изучении этой темы.

Высказывания учащихся.

Сравните ваши высказывания с планом на доске.

Это круг вопросов сегодняшнего урока.

(Открывается запись на доске)

Функционально-смысловые типы речи. Описание.

  1. Цель, задача, содержание текстов описательного характера.
  2. Виды текстов-описаний.
  3. Особенности текстов-описаний:
    1. композиционные;
    2. лексические;
    3. морфологические;
    4. синтаксические.

V. Этап практической деятельности и созидания (творения нового знания).

Попробуем определить, каково содержание текстов-описаний, с какой целью создаются подобные тексты.

Выслушиваются версии учащихся, можно использовать материал учебника.

Вывод 1. Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель: читатель должен увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.

Вспомните виды текстов-описаний.

(Портрет (внешность), описание внутреннего состояния, описание состояния окружающей среды, описание места, описание действий (процессов), архитектурных сооружений.

Познакомимся с особенностями текстов описательного характера на примере текста Ивана Сергеевича Соколова - Микитова.

Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек.

С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов”.

Прочитайте текст про себя, а затем вслух, передав настроение автора, эмоциональный настрой текста.

Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).

Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).

Подберите синонимы к слову “состояние”. (Настроение, самочувствие, расположение духа).

Как можно сформулировать основную мысль текста? (Красив и чуден русский лес зимою).

Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите слова, которые передают это состояние. (Глубокие, чистые; кружевные белые арки; согнулись под тяжестью инея; тяжелые шапки снега; темно-зеленые ветви; ветки, унизанные ожерельями лиловых шишек).

А какое настроение у субъекта повествования этого текста? (Любование, восхищение, умиление, умиротворение).

Чем вызвано такое настроение? (Состояние природы передается человеку, самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).

Меняется ли состояние природы и человека в описываемый момент?(Нет).

Вывод 2. В текстах-описаниях представляется постоянная на данный момент картина мира (какого-либо явления действительности).

Что является “данным” в этом тексте?(Лес, человек)

Что является “новым”?(Признаки леса, чувства человека)

Как взаимосвязаны “данное” и “новое”? Какой тип связи используется?(Параллельный)

Изобразите этот тип связи на схеме.

Что характерно для этого вида связи?(В первом предложении задается тема, которая развертывается в последующих предложениях)

Вывод 3. Для текстов описательного характера используется параллельная связь. В текстах, как правило, одно “данное” или общая тема. Сведения о “данном” и будут “новым”.

Попробуйте выделить характерные элементы композиции текстов описательного характера.

  1. Общее представление о предмете.
  2. Отдельные признаки предмета. (Остальные предложения)
  3. Авторская оценка, вывод, заключение. (Отсутствует)

Вывод 4. Характерные элементы композиции описания: общее представление, отдельные признаки, вывод, оценка.

Выясним, какие языковые особенности характерны для текстов описаний. Назовите предметно-логическую структуру текста. (Лес, сугробы, березы, ели, стайки клестов)

Это слова одной тематической группы “лес зимой” - наиболее распространенное лексическое средство связи текстов описаний.

Назовите эмоционально-экспрессивную структуру текста. (Красив, чуден, глубокие, чистые, кружевные, белые, молодые, тяжелые шапки, темно-зеленые, любуешься, с восторгом смотришь, весело посвистывают)

Это слова, обозначающие качества и свойства предметов. Какие это части речи? (Прилагательные, краткие прилагательные, наречия на –о, причастия)

А в какой форме стоит большинство глаголов? (Несовершенный вид, настоящее время)

Что позволяет эта форма глагола выразить? (Особую наглядность, постоянство во времени)

Это основные морфологические особенности текстов описаний.

Какие синтаксические конструкции использует автор? (Предложения без подлежащего, предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами)

Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.

Какие образные средства языка встретились в тексте? (Эпитеты, метафоры, сравнения)

Сделайте вывод о языковых особенностях текстов описаний.

Вывод 5. В текстах описательного характера используются такие морфологические средства, как..., такие синтаксические средства, как... и образные средства языка.

VI. Этап рефлексии.

Заполните в таблице “Функционально-смысловые типы речи” графу “Описание”.

(Заполнение, чтение, дополнение и корректировка записанного.)

ФУНКЦИОНАЛЬНО - СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

Повествование Описание Рассуждение
Цель Сообщить о развивающихся действиях.

Раскрыть связанные между собой явления

действительности, происходящие в виде некой цепочки событий в прошлом.

Дать представление о внешних сторонах объекта путем перечисления его характерных

Признаков.

Сообщить о причинах или следствиях.

Разъяснить и подтвердить какую-либо мысль.

Углубить знания об окружающем мире.

Задача Пространственно-временное представление ситуации. Статичное представление элемента (фрагмента) ситуации, указание на ряд признаков предмета, отнесенных к определенному моменту речи Аргументация признаков, состояний; отношений; передача хода развития мыслей.
Служит Для передачи последовательности различных событий, явлений, действий Для воссоздания мира предметов и установления связей между ними Для получения нового знания о предмете, объекте
Соотноше-ние С миром “вещей”, предметов С миром “вещей”, предметов С миром понятий, суждений
Иерархия Первичный Вторичный по отношению к повествованию
Субъект по-вествования Проявление незаметно (но может быть, например, сказ) Большие возможности проявления Обязательно эксплицирован
Содержание Действия, события, поступки, процессы. динамика. Образности мало Свойства, внутреннее состояние, статика. (когда повествование переключается на описание, время останавливается - процесс ретардации). Средоточие образности. Причины, следствия (рупор авторских идей, минуя образную форму)
Хронотоп Время + пространство Пространство (сосуществование признаков во времени) Нет ни времени, ни пространства (объекты в причинно-следственных связях)
Композиция Эпизод; фабула (совокупность эпизодов) Внефабульные элементы (портрет, пейзаж, интерьер) Внефабульные элементы (лирические отступления, внутренние монологи, потоки сознания, обращенные к читателю)
Грамматика Конструкции последовательности действии.

Обычно предложения не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры: соблюдается повествовательный порядок слов, когда сказуемое стоит после подлежащего и обозначает конкретное действие (чаще глаголы совершенного вида)

Конструкции описания, перечисления (чаще глаголы несов. Вида, настоящего и прошедшего времени) Важны слова, обозначающие свойства, качества предмета Конструкции доказательства: абстрактная лексика, связанная не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений; сложные предложения, которые могут передавать различные логические отношения
Схема Повеств. = событие 1 + событие 2 + событие 3 Опис. = признак 1 + признак 2 + признак 3 . . Рассужд. = тезис - суждение 1 - суждение 2 – суждение 3

Обязательно ли описание выполняется в художественном стиле?

Слово учителя: Очень важно, ребята, чтобы ваши творческие работы (стихи, сочинения, пейзажные этюды) были не просто красивой фотографической карточкой картины природы, а главное, чтобы каждая строчка, написанная вами, дышала любовью к родной земле, ее, может быть, неброской красоте, которая живет в сердце каждого из нас.

VII. Д.З. Вопрос по теме урока (устно):

Чем отличается описание научное, деловое от художественного? Подберите образцы текстов. Найдите особенности описания в этих текстах.

Упражнение 309 - по учебнику - (базовый уровень);

- *творческая работа “Нетленная краса родной земли” (жанр работы, тип речи по выбору учащихся) – индивидуальное задание.

ОПИСАНИЕ ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3 + … ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3 + … В описательных жанрах признаки предмета перечисляются без их развития, без изменения. В описательных жанрах признаки предмета перечисляются без их развития, без изменения. статичностью. Описание = перечисление одновременных или постоянных признаков предмета; противопоставлено повествованию и отличается статичностью.


Описание В семи верстах от Ларса находится Дариальский пост. Ущелье носит то же имя. Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Здесь так узко, так узко, пишет один путешественник, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты мелкими и разбрызганными струями, напоминали мне похищение Ганимеда, странную картину Рембрандта. К тому же ущелье освещено совершенно в его вкусе. В иных местах Терек подмывает самую подошву скал, и на дороге в виде плотины навалены каменья. Недалеко от поста мостик смело переброшен через речку. На нём стоишь, как на мельнице. Мостик весь так и трясётся, и Терек шумит, как колёса, движущие жернова. (А.С.Пушкин. «Путешествие в Арзрум»)


ПОВЕСТВОВАНИЕ СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 + … СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 + … Произведения повествовательного типа строятся, как правило, по одной универсальной схеме: начало события (завязка) – развитие события – кульминация – конец события (развязка). Произведения повествовательного типа строятся, как правило, по одной универсальной схеме: начало события (завязка) – развитие события – кульминация – конец события (развязка). Событие может передаваться а) в прямой хронологической последовательности и б) обратной, когда сообщается сначала развязка, а потом рассказывается о самом действии. Событие может передаваться а) в прямой хронологической последовательности и б) обратной, когда сообщается сначала развязка, а потом рассказывается о самом действии.


ПОВЕСТВОВАНИЕ действия, движения Изобразительная и выразительная сила повествования – в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. глаголам, особенно совершенного вида в форме прошедшего времени Особая роль в этом отводится глаголам, особенно совершенного вида в форме прошедшего времени. Такие глаголы обозначают последовательно сменяющие друг друга события и помогают развёртыванию повествованию.


ПОВЕСТВОВАНИЕ разновременный план В повествовании может быть разновременный план, то есть последовательность может выражена разными временными формами глаголов: За семь лет я объехал весь север, а теперь объезжаю Великолукскую область. Я даю концерты по сёлам и маленьким городам… (К.Паустовский. «Беглые встречи»).


ПОВЕСТВОВАНИЕ третьего лица Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование, когда образ рассказчика отсутствует. первого лица Может также идти от первого лица, и в этом случае повествователь назван или обозначен местоимением «я» и первым лицом глагольных форм.


ПОВЕСТВОВАНИЕ СЮЖЕТ ПОВЕСТВОВАНИЯ СЮЖЕТ ПОВЕСТВОВАНИЯ – цепочка событий, составляющая содержание действия литературного произведения. ФАБУЛА ФАБУЛА – последовательность, цепочка главных выделенных и изображаемых событий. М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Пример несовпадения фабулы и сюжета – роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Фабула: Фабула: «Тамань» (4) > «Княжна Мери» (3) > «Бэла» (2) > «Фаталист» (5) > «Максим Максимыч» (1). Сюжет: Сюжет: «Максим Максимыч» (5) > Бэла» > (3) «Княжна Мери» (2) > «Тамань» (1) > «Фаталист» (4). «Княжна Мери» (3) > «Бэла» (2) > «Фаталист» (5) > «Максим Максимыч» (1). Сюжет: Сюжет: «Максим Максимыч» (5) > Бэла» > (3) «Княжна Мери» (2) > «Тамань» (1) > «Фаталист» (4).">




СР.: ОПИСАНИЕ (ГЛАГОЛЫ НЕСОВ. В.): Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекой тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. Здесь представлено так называемое динамическое описание. ПОВЕСТВОВАНИЕ (ГЛАГОЛЫ СОВ. В.) … по ней прошли нагруженные баржи под натянутыми парусами и промелькнули рыбачьи лодки. За рекою потянулись холмы и поля, несколько деревень оживило окрестность.


РАССУЖДЕНИЕ СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 + … СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 + … Композиционные элементы рассуждения: Композиционные элементы рассуждения: 1) тезис – высказывание мысли; 1) тезис – высказывание мысли; 2) доказательство или опровержение этой мысли (аргументация); 2) доказательство или опровержение этой мысли (аргументация); 3) вывод, итог, заключение. 3) вывод, итог, заключение.


Рассуждение Когда произносится имя Ивана Сергеевича Тургенева, сразу возникают в сознании не только «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», не только «Стихотворения в прозе» и «Вешние воды», не только Спасское-Лутовиново, но сразу возникают также Париж и Полина Виардо. Можно подсчитать, сколько лет в общей сложности провёл русский писатель за границей. Говорят, чуть ли не полжизни. Возможно, возможно… Однако я смею утверждать, что Тургенев не уезжал от России ни на один день. Из России уезжал, а от России – нет. Если человек сидит за рабочим столом над листом бумаги и пишет «Записки охотника», позволительно спросить, где же он находится на самом деле – в Париже, на улице Дуэ, или около костра с крестьянскими детьми, среди ночного бежина луга?... (В.Солоухин «Уроки Тургенева»).


ОПИСАНИЕ Характеристика Татьяны Лариной 1. Татьяна в детстве печальна, молчалива, она не ласкается к родителям, не играет с детьми, целыми днями просиживает молча у окна. 2. Татьяна в юности много читает, она любит природу; она искренна в своих чувствах, не легкомысленна, как ее сестра Ольга и другие «уездные барышни». РАССУЖДЕНИЕ Рассуждение о Татьяне Лариной 1. Татьяна в детстве – необычный ребенок, так как она печальна, молчалива, не ласкается к родителям, не играет с детьми. 2. Татьяна в юности не похожа на уездных барышень- кокеток, потому что она много читает, близка к народу, любит уединение в природе, искренна в своих чувствах.


3. 3. Татьяна – жена богатого и влиятельного генерала. Она светская дама в Петербурге. Однако светскую жизнь она называет «ветошью маскарада» и мечтает о полке книг, о диком саде в поместье, она не изменяет и своим чувствам. Здесь описательный жанр монологического высказывания, так как в характеристике перечисляются внутренние черты человека, но не устанавливается причинно-следственная связь между явлениями. 3. Татьяна самобытна и в период жизни в петербургском светском обществе. Она не подверглась чуждым влияниям и осталась верна мечтам о полке книг. 4. Татьяна – идеал русских женщин 1-й трети 19 в. в изображении Пушкина, потому что она необычна с самого детства, не похожа на светских барышень. Здесь выявляются причинно-следственные связи между явлениями и присутствует вывод, что свойственно рассуждению.


ЗАДАНИЕ Определите ФСТР: Определите ФСТР: 1. «Знойный душный полдень. На небе ни облачка» (А.П. Чехов «Егерь»). 2. «Утро. Бьёт одиннадцать» (М.Е. Салтыков- Щедрин «Господа Головлёвы»). 3. «Зима. Что делать нам в деревне?» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»). 4. Двенадцать… Сейчас, наверно, прошёл он через пост… (К.Симонов «Сын артиллериста). 5. «Сибирь… Она в Сибирь… Приехала сама, вызвалась добровольно… (Г.Марков «Сибирь»).




ЗАДАНИЕ (продолжение) 1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А.С.Пушкин). 2. Максим Максимыч один ушёл на охоту. Я один сижу у окна. Стану продолжать свой журнал, прерванный столькими странными событиями (М.Ю.Лермонтов). 3. Вдруг рванул ветер и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожку, встрепенувшись, рогожка рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом пронёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум (А.П.Чехов).


ЗАДАНИЕ 4. Музыка притихла, старички улетели, куропаток не видно. Над поблеклой травой носятся грачи (А.П.Чехов). 5. Ночью первым из колонны, обломав у края лёд, погрузился на понтоны первый взвод. Погрузился, оттолкнулся и пошёл. Второй за ним (А.Т.Твардовский). 6. На дворе отец запрягал в сани. Падал тихий снежок, небо было снежное, на высоком тыну сидели галки, и здесь не так студёно, как в сенях (А.Н.Толстой).


ОТВЕТ 1-е пример 1-е пример – описание (статическое); 2-й пример 2-й пример – повествование; 3-й пример 3-й пример – повествование; 4-й пример 4-й пример – описание (динамическое); 5-й пример 5-й пример – повествование; 6-й пример 6-й пример – описание (динамическое).


ЗАДАНИЕ (продолжение) Мы приехали туда в сумерки. Северное море шумело у широкой дамбы. Тусклый туман расползался под водой. Из этого тумана доносился печальный звон колоколов на плавучих бакенах. В тесной гавани на рыболовных ботах были развернуты для просушки разноцветные паруса, штабелями лежали пустые бочки из-под рыбы…(К Паустовский. Уснувший мальчик). Ответ: смешанный тип речи (описание и повествование) Ответ: смешанный тип речи (описание и повествование)



Слайд 2

Систематизировать и обобщить знания по теме. Научить различать тексты каждого типа речи и аргументировать свой ответ. Цели презентации:

Слайд 3

Это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

Слайд 4

Описание - это мир в покое (одна фотография)

Слайд 5

Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.

Слайд 6

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн) Примеры:

Слайд 7

Типичнаякомпозиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете 2) отдельные признаки предмета 3) авторскую оценку, вывод, заключение

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания - и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы - определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.

Слайд 11

Повествование - это мир в движении (один кадр сменяет другой)

Слайд 12

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Слайд 13

И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн) Пример:

Слайд 14

Типичнаякомпозицияповествовательных текстов включает: 1) завязку (начало событий) 2) развитие действия 3) кульминацию 4) развязку (итог событий)

Слайд 15

Разновидностиповествования: 1) изобразительное 2) информативное

Слайд 16

Слайд 17

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).

Слайд 18

Рассуждение - это мысли о мире, а не сам мир

Слайд 19

Слайд 20

Пример: Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К. Г. Паустовский)Слайд 24

Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

Посмотреть все слайды

Конспект урока «Функционально-смысловые типы речи. Текст» 10 класс
Учитель Бокатая В.А.
14.12 2016г.
Цели урока: обобщить знания по темам «Текст. Типы речи», привести в систему ранее изученное по данной теме, совершенствовать навыки анализа текста.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверить степень готовности класса к уроку, наличие необходимых учебных материалов и принадлежностей, рекомендации по использованию учебного пособия и тетрадей, сообщение о том, что в ходе урока будет составляться краткий конспект изучаемого материала.
2.Работа по теме урока.
1)Объявление и запись темы урока.
2)Реализация мотивационных и метапредметных задач урока:
-Все ли в объявленной теме урока понятно? Как следует понимать во взаимосвязи понятия «функция» и «смысл»? (Деятельность и содержание деятельности)
-При изучении каких предметов вам приходилось применять данные понятия? (Физика, химия, математика, литература)
-Сегодня на уроке литературы вы получили творческое задание по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Какие затруднения вы ощутили перед выполнением этого задания? (Необходимость тщательного изучения художественных текстов, их интерпретация и создание на этой основе собственных аналитических текстов).
Запись на доске: интерпретация – восприятие и истолкование чужого текста с целью создания текста вторичного, собственного)-Так каковы же цели вы видите в рассмотрении сегодняшней темы урока, исходя из того, о чем мы сейчас говорили? (Систематизировать знания о тексте, подходах к его анализа и совершенствовать умения создавать собственные тексты не только на уроках русского языка и литературы, но и других уроках, а также в будущей жизни)
3)Слово учителя.
Несколько лет назад в США проводился конкурс среди старшеклассников, ваших ровесников, представлявших страны Америки, Европы, Азии, Австралии, на лучшее понимание и интерпретацию текстов. Текст же представлял собою обычную инструкцию по использованию холодильной установки для дома. Конкурсанты должны были на время изучить инструкцию, включить установку и написать свой отзыв о прочитанной ими инструкции.
Как вы думаете, ребята из какой страны были лучшими? (Таиланд, Индия, Китай)
Этот пример говорит о том, что текст необходимо не только умело читать, но и вникать в его смысл для того, чтобы быстро и правильно извлекать из него необходимую информацию, выделять главное, эффективно использовать эту главную информацию и уметь оценить как достоинства, так и недостатки чужого текста посредством своего собственного текста любого стиля и типологии.В нашей школьной практике – это сочинение.
Отсюда вытекает еще более прагматичная для нас с вами задача: подготовиться к написанию сочинения по заданному тексту на ЕГЭ по русскому языку в следующем году, поскольку КИМы такую работу на экзамене и предусматривают.
-Помните, какое это задание в КИМ? (25-е)
4)Беседа с классом по материалу учебного пособия, просмотренного учащимися дома.
-Что такое текст? (Несколько предложений, соединенных общей мыслью и темой и связанных грамматически)
По ходу формулировки ответов производится краткая запись положений на доске и в тетрадях
-Каковы основные признаки текста? (Законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, членимость, логическая и грамматическая связь между частями и предложениями)
-Что такое тема текста? (То, о чём или о ком говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий).
Учитель: Помните, ребята, что единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Именно темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывая ее.
-Что такое основная мысль, идея текста? (То главное, что хотел сказать автор, ради чего он и создал текст)
Учитель: Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль (идею) нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.
-Примеры: название изученных нами произведений выражают тему или идею произведений? («Гроза» Островского, «Отцы и дети» Тургенева, «Обломов» Гончарова)
-Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные для понимания проблематики и идеи текста)
-Какие смысловые отношения между предложениями в тексте вам известны? (Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или его части. Содержание предложений может быть противопоставлено друг другу, сопоставлено. По смыслу могут быть связаны и предложения, отделенные друг от друга частью текста).-Расскажите о видах грамматической связи в тексте. (Цепная связь подразумевает сцепление предложений с предыдущим при помощи лексического или грамматического повтора, местоименной или синонимической замены, перифразы, ассоциации, одинаковых форм членов предложения. Параллельная связь происходит за счет сопоставления или противопоставления предложений. Этому могут служить одинаковый порядок слов, анафора, антонимы, одинаковая цель высказываний и даже интонация).-Переведите данные схемы в словесную форму:

Повтор местоим. синоним

==========

Какие типы речи вам известны? (Повествование, рассуждение, описание)
-Охарактеризуйте каждый из типов речи, приведите примеры из упражнений учебника.
Учитель: типы речи: описание, повествование, рассуждение – могут сочетаться в одном тексте в различных пропорциях. Попытаемся представить себе, какие картины запечатлены в памяти после прочтения любого текста. Что вы можете мысленно представить, обрисовать? Если память «сфотографировала», зафиксировала образы, которые вы можете описать, перед нами описание.
-Где функционирую описания (При создании портрета, пейзажа, создания психологического портрета персонажа, интерьера, трудовых процессов, движений и стихий в природе и т.д.)
Повествование должно рассматриваться не как рассказ вообще, а как последовательность во времени каких-то событий. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т.е. повествование, мысленно прокручиваем «киноплёнку» памяти.- А что нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки или фото? Ход мыслей. Речь идет о рассуждении. Надо помнить, что рассуждение бывает нескольких видов: просто размышление (обычно в жанре эссе), объяснение (инструктаж), доказательство. Если автор размышляет, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым оппонентом, оценивает, выражает свою точку зрения, доказывает (Аргументирует, иллюстрирует свои доводы), делает выводы, значит, мы имеем дело с логикой мысли, с рассуждением. Композиция рассуждения классическая:
Тезис (высказывание, утверждение какой-либо мысли);
Доказательство или опровержение мысли с помощью определенных доводов, аргументов, фактов, примеров;
Вывод, который следует из всего сказанного или написанного выше. Любое сочинение рассуждение можно представить в образе «конфеты», «вкус» и «начинка» которой и есть структура рассуждения: вступление- тезис, основная часть – аргументы, заключение-выводНа доске:

Особенности каждого типа речи мы подробнее рассмотрим на следующем уроке, которое пройдет в форме практического занятия.
А сейчас мы попытаемся поработать с текстами и определим их типологии.
3. Закрепление изученного (практические задания) Работа с раздаточным материалом (см. на отдельном листе), который размещается на каждую парту. Вопросы и задания к текстам – под текстами.
4.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Что необходимо знать о тексте?
-Как связаны между собой тема, идея и проблематика текста?
-Какова композиция рассуждения?
-Полезны ли были вам те сведения, которые вы получили в ходе урока.
6.Оценка учителем работы класса.
Домашнее задание по группам: 1 группа – описание, стр.156-167, упр.299; 2 группа – повествование, стр.152-156, упр.199; 3 группа – рассуждение, стр.167-176, упр.311\s

Предмет: русский язык.

Тип: урок повторения, обобщения и углубления знаний, применения знаний, умений на практике.

Метод: частично-поисковый, наглядный, практический, интерактивный, объяснение нового.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Техническое оборудование: проектор, компьютер, экран.

Инновационные технологии: личностно-ориентированный, элементы критического мышления, ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бориченко Людмила Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Должность: учитель русского языка и литературы.

Предмет: русский язык.

Класс: 10

Тип: урок повторения, обобщения и углубления знаний, применения знаний, умений на практике.

Метод: частично-поисковый, наглядный, практический, интерактивный, объяснение нового.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Техническое оборудование: проектор, компьютер, экран.

Инновационные технологии: личностно-ориентированный, элементы критического мышления, ИКТ.

Тема: Обучение определению функционально-смысловых типов речи.

Цели:

Образовательные:

повторить типы речи;

Отработать алгоритм определения типов речи;

Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

развивающие:

Развитие логического мышления;

Овладение навыками анализа текста;

Развитие монологической речи;

воспитательные:

Воспитание любви к языку, привитие интереса к его познанию;

Воспитание эстетического отношения к слову.

Ход урока:

1.Организационный момент. Постановка учебной проблемы. Формулировка темы урока обучающимися. Слайд 2.

2. Повторение изученного о типах речи в основной школе. Работа с текстами.

3 слайд

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёночка. И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапу – и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б.Жидков)

Задания к тексту:

Объясните знаки препинания;

Укажите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения;

Определите стиль и тип речи, обоснуйте свой ответ.

4 слайд

Деревня Маниловка (не)многих могла зан_мать своим (место)положением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета по_стриж_(нн,н)ым дерном. На ней были разброса(н,нн)ы (по)английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз (не)большими купами (кое)где возносили свои (мелко)листные жиденькие вершины. (Н.Гоголь)

Задания к тексту:

Вставьте пропущенные буквы;

Выпишите словосочетания с подчинительной связью примыкание, согласование, управление;

Найдите метафоры и эпитеты;

5 слайд

Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Всё прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон», и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Задания к тексту:

Объясните пунктуацию;

Выпишите все частицы;

Определите тип речи, обоснуйте свой ответ.

3. Обобщение .

1) Работа с таблицей.

6 слайд

Тип речи

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния

Каков предмет?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщать о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходит потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события

Почему?

В чём причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

2) Композиция

Текста-описания (7 слайд );

Текста-повествования (8 слайд );

Текста-рассуждения (9 слайд ).

4. Углубление знаний по теме урока.

Задание: определите, к какому типу речи относится данный фрагмент текста.

10 слайд

Французский врач Ален Бомбар решил в одиночку пересечь Атлантический океан без запаса воды и пищи на маленькой надувной лодке, названной в знак вызова судьбе «Еретик». Он питался планктоном и рыбой, которую ловил в море, жажду утолял соком, выжатым из рыб, или очень небольшими дозами морской воды, собирал в пути дождевую воду. За 65 дней плавания А. Бомбар потерял 25 кг веса, у него резко упало содержание гемоглобина в крови. Но он выжил и доказал миру, что, сохраняя присутствие духа, управляя своими эмоциями, можно преодолеть тяжёлый стресс и благодаря уверенности в победе выжить даже в таких экстремальных условиях.

Варианты ответов:

1.описание;

2.повествование и описание;

3.повествование и рассуждение;

4.описание и рассуждение.

Обсуждение с классом вариантов ответа. Вопросо - ответная форма работы.

Информация для учителя. Ведущий тип речи в данном тексте повествование, так как передаётся последовательность событий (событие 1, событие 2, событие 3). Однако во втором предложении глаголы несовершенного вида, а в первом, третьем и четвёртом предложениях глаголы совершенного вида. Во втором предложении время как бы остановилось, автор занял позицию наблюдателя. Второе предложение-описание. Вывод: правильный вариант ответа №2. В споре между текстом-описанием и текстом-повествованием главным «аргументом» является глагол. Глагол совершенного вида обозначает, что действие было активным и в настоящее время уже завершилось, актуализирует временные отношения. Глагол несовершенного вида обозначает действие незавершенное, продолжающееся и предполагает некоего наблюдателя этого действия со стороны.

5. Слово учителя. Анализ текста на основе только языковых средств, на которые опирались в основной школе (в текстах-описаниях - наличие большого количества прилагательных, в текстах-повествованиях – ключевая часть речи - глагол, в текстах-рассуждениях – вводные слова, сложноподчинённые предложения со значением уступки, причины, следствия), не позволяет однозначно, быстро и правильно определить тип речи. При таком подходе сложно разграничить повествование и описание.

Для правильного и быстрого разграничения типов речи целесообразно

действовать по алгоритму.

6.Алгоритм действий.

11 слайд

1).Какова коммуникативная целеустановка автора?

Возможные варианты ответов:

А) Предъявить информацию (гипотезу, точку зрения, определение) и аргументировать её; реализуется в трехчастной модели: тезис – аргументы – вывод. Это рассуждение.

Б) Рассказать о событиях, охарактеризовать явление, констатировать факт. Это повествование или описание.

12 слайд

2)Имеется ли в тексте действие?

Возможные ответы.

А)Нет и не предполагается или предполагается, но оно не названо. Текст состоит из безглагольных предложений. Это описание.

Б)Имеется. Выражено глаголами.

При получении ответа Б необходимо задать следующий вопрос.

13 слайд

3)Какова степень активности этого действия?

Возможные ответы.

А)Активное, завершённое. В тексте ключевые слова – глаголы совершенного вида. Автор, герой, читатель являются соучастниками этого действия. Это повествование.

Б)Пассивное, наблюдаемое со стороны. Герой действует, а автор и читатель находятся в «наблюдательном пункте». В тексте ключевые слова глаголы несовершенного вида и прилагательные. Это описание.

7. Закрепление. Самостоятельная работа по тексту (текст в печатаном варианте у каждого обучающегося).

Задания к тексту:

Определить композицию текста;

Определить виды глаголов;

Определить тип текста, используя алгоритм.

Чтение текста учителем.

14, 15 слайды

В этот вечер не спалось. Бывает же так: как из природы томление находит, как неоконченное что-то, зацепившееся не даёт ощущения ко сну. Вздыхала, ворочалась Наталья; постанывала, крутилась Вика. То принималась играть с котёнком, то сбрасывала его на пол. За беленькими тонкими занавесками в двух окнах, глядящих на Ангару, мерцал под ранним месяцем ранний вечер.

Сбилось со своего сияния электричество – и опять увидели небо, запотягивались, как всякая божья тварка за солнышком. Стали замечать, когда скобочка молодого месяца, когда полная луна.

День отстоял на славу – солнечный, яркий, искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух. За Ангарой после заката долго горело растекающееся зарево и долго томилось, впитываясь внутрь, долго потом уже новым, не зимним. Мягким пологом лежала по белому полю нежная синева. Но ещё до темноты взошло и разгорелось звёздное небо с юным месяцем во главе и пролился на землю капельный, росистый сухой свет.

Нет. Не брал сон, ни в какую не брал. Истомившись, бабушка и внучка продолжали переговариваться. (В.Распутин)

8. Обсуждение ответов. Вопросо- ответная форма работы.