Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Комплекс производящий конструкционные материалы и химические вещества

Цели урока: дать представление о комплексе по производству конструкционных материалов, как о части межотраслевых комплексов народного хозяйства; показать его роль и значение в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Задачи урока :

    Развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности обучающихся на уроках обобщения полученных знаний.

    Развитие познавательного интереса, элементов исследовательской, проектной деятельности на уроках и в ходе совместной подготовки уроков обобщения.

    Совершенствование практических умений и навыков в работе с учебником, ресурсами Интернет, мультимедийными средствами.

    Применение новых форм и приемов обучения для повышения мотивации обучающихся, развития их творчества, инициативности, вовлечение в активный познавательный процесс.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;
– репродуктивный;
– частично-поисковый.

Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие учеников, выявление отсутствующих, психологический настрой на работу.

2. Проверка домашнего задания. Ученикам раздаются дифферинцированные карточки с заданием.

3. Актуализация знаний.

Учитель задает вопросы к классу.

какие комплексы народного хозяйства вам известны?

существует ли связь между ними?

машиностроительный комплекс производит машины и оборудование, что является основным сырьем для получения продукции машиностроения?

правильно: металл, пластик, пластмасс, стекло и т.д., а какой комплекс производит данную продукцию? Верно. Это комплекс по производству конструкционных материалов.

4. Объяснение новой темы. Записываем число и тему урока.

Объяснение целей урока.

«Производство конструкционных материалов и химических веществ»

Отрасли, занимающиеся производством конструкционных материалов и химических веществ, относятся к вторичному сектору экономики и являются важнейшими базовыми отраслями современной промышленности.

Примечание: Отрасль промышленности - это объединение предприятий, добывающих или производящих специфическую или однородную продукцию с использованием однотипных технологий.

Конструкционные материалы - природные или искусственно созданные материалы, использующиеся для дальнейшего применения при изготовлении деталей конструкций машин и сооружений.

К этим отраслям относят: металлургическую, химическую, а также лесную промышленность.

Работа в группах.

Задание: с помощью интернет ресурсов, текста в учебнике, изучить самостоятельно и выразить свою тему в виде рисунка-схемы. Время на задание дается 7-8 минут.

Темы: металлургия, химическая промышленность, лесная промышленность.

Заслушиваются отчеты по рисункам.

Усвоение новой темы: (ученики должны найти ответы на вопросы)

Обобщающий тест по теме “Комплекс по производству конструкционных материалов”

1. Основными продуктами черной металлургии являются:

А) чугун;
Б) чугун и сталь;
В) чугун, сталь и прокат.+

2. Группа металлургических заводов, использующих общие источники сырья и топлива, называются:

А) топливная база;
Б) сырьевая база;
В) металлургическая база.+

3. К местам дешевой энергии и топлива тяготеет производство:

А) цветной металлургии;+
Б) черной металлургии.

4. Из отраслей химической промышленности на сырье ориентировано производство:

А) калийных удобрений;+
Б) серной кислоты;
В) пластмасс.

5. Более энерго- и водоемким является производство:

А) пластмасс, химических волокон;+
Б) серной кислоты и удобрений.

6. Из отраслей химической промышленности на потребителя ориентировано производство:

А) калийных удобрений;
Б) серной кислоты.+

7. Железная руда является сырьем металлургического предприятия:

А) полного цикла; +
Б) передельной металлургии

8. Бокситы, нефелины являются сырьем для получения:

А) меди;
Б) алюминия;+
В) цинка.

9. Где находятся годные к эксплуатации лесные массивы России:

А) северные районы;+
Б) юг Западной и Восточной Сибири.

10. В состав лесного комплекса входят:

А) заготовка древесины;
Б) механическая обработка;
В) химическая переработка;
Г) все перечисленное выше.+

11. Эксплутационные леса занимают от всех лесных ресурсов:

А) 8%;
Б) 70%;+
В) 22%.

12. Основная масса лесных ресурсов расположена:

А) в Западной части страны;
Б) в Восточной части страны.+

13. К комплексу по производству конструкционных материалов относятся отрасли:

А) черная металлургия;
Б) химическая промышленность;
В) цветная промышленность;
Г) лесная промышленность;
Д) все ответы верны.+

(Самоконтроль по данному ключу)

Ключ к тесту:

1. В

8. Б

12 – 13 б – “5”

2. В

9. А

9 – 11 б – “4”

3. А

10. Г

6 – 10 б – “3”

4. А

11. Б

0 – 5 б – “2”

5 А

12. Б

6. Б

13. Д

7. А


Рефлексия. Продолжи предложение…

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

Домашнее задание: Обозначить на контурной карте промышленность конструкционных материалов.

Проставление и комментирование оценок.

>> Состав и значение комплексов

Комплексы, производящие конструкционные

материалы и химические вещества

§ 21. Состав и значение комплексов

Некоторые межотраслевые комплексы настолько сильно взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, что их объединяют в более крупные системы. Подобную систему образуют комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества . Их объединение целесообразно по ряду причин. Во-первых, все они участвуют в производстве материалов, именуемых конструкционными.

Конструкционными называют материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений.

Таблица 22

Классификация конструкционных материалов

Во-вторых, их продукция часто взаимозаменяема. Например, вместо металла и строительных материалов все шире используют пластики и полимеры. Они дешевле, обладают лучшими свойствами, значительно снижают вес изделий. Например, 1 т пластмасс заменяет 10т стали, 5 т меди, 16 т древесины.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

на тему: «Комплекс конструкционных материалов и топливно-энергетический комплекс России»

КОМПЛЕКС КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

В условиях НТП межотраслевые комплексы тесно взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, образуя крупные системы, примером которых является комплекс, перерабатывающий природные ресурсы в конструкционные материалы и химические вещества.

Основная часть из 70 видов добываемого в России минерального сырья (не считая топливных ресурсов), а также древесина используются в производстве конструкционных материалов. В современном производстве многие виды природных материалов активно заменяются на искусственные: металл и строительные материалы -- пластмассами и полимерами, которые более дешевы, имеют лучшие свойства и требуют меньших затрат труда. Таким образом, применение прогрессивных конструкционных материалов снижает стоимость и вес изделий, повышает их прочность.

Однако Россия, обладая крупнейшим природно-ресурсным потенциалом, каждые 8--10 лет удваивает потребление минерального сырья. Если в начале 90-х годов на долю добычи и первичной переработки сырья приходилось 30% всей промышленной продукции РФ, то уже к середине 90-х годов -- почти половина. До недавнего времени в добывающие отрасли направлялось до 40% всех капиталовложений, было занято 30% промышленных рабочих. Добывающая промышленность дает основную часть валютных поступлений от экспорта минерального сырья и древесины.

Конструкционные материалы -- природные и искусственные материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений. Они подразделяются на новые (пластмассы, полимеры, металлокерамика, стеклопластик, металлопластик, стеклобетон) и традиционные (чугун, сталь, глина, песок, древесина, натуральный каучук, натуральные волокна).

Россия производит разнообразные конструкционные материалы, особенно традиционные: черные и цветные металлы (прежде всего алюминий, цинк, медь, никель), цемент, древесина. Выпуск новейших материалов (пластмасс и синтетических смол), некоторых видов цветных металлов пока недостаточен, а в современных условиях их производство сокращается. Необходимо не только наращивать объемы выпуска конструкционных материалов, но и экономно использовать природные ресурсы, необходимые для их производства. Комплексы добывающих отраслей и конструкционных материалов -- крупнейшие загрязнители окружающей среды. В связи с этим возникает необходимость учета экологического фактора и создания безотходных технологий при строительстве предприятий.

Основными принципами размещения отраслей комплекса являются концентрация и комбинирование. Высокая концентрация и неравномерность распределения минерального сырья предопределяют создание на территории страны крупных баз с высокой мощностью по его переработке (концентрация), а комплексный характер сырья -- использование его различными отраслями комплекса (комбинирование). В черной металлургии преобладает комбинирование на основе последовательной переработки исходного сырья (руда--чугун--сталь--прокат), в цветной -- на основе его комплексного использования: например, из полиметаллических руд получают несколько металлов. Высокая концентрация ведет к обострению экологических проблем, в свою очередь комбинирование дает широкие возможности для утилизации отходов.

Факторы размещения комплекса конструкционных материалов

1. Сырьевой 4. Близость к воде

2. Энергетический 5. Экологический

3. Потребительский 6. Трудоемкость

Металлургический комплекс -- совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. 90% всех металлов, применяемых в современном производстве, -- черные металлы (железо и получаемые на его основе сплавы). Однако число цветных металлов гораздо больше, они обладают очень ценными свойствами, поэтому цветная металлургия имеет огромное значение для отраслей, обеспечивающих развитие НТР в народном хозяйстве.

Россия -- одна из ведущих стран мира по производству металлических руд и выплавке металла. В металлургическом комплексе страны занято 1,3 млн рабочих, сосредоточена г / 8 часть всех производственных фондов.

Современный кризис связан с обеспечением комплекса сырьевыми ресурсами: добыча железной руды сократилась на 7%, заготовка металлолома -- на 38%, снизился экспорт руд цветных металлов из республик бывшего СССР и соцстран (Монголия, Куба). Конверсия оборонного комплекса также привела к снижению спроса на металлургическую продукцию.

На этом фоне происходит спад производства черных и цветных металлов. Так, в 1993 г. по сравнению с предыдущим годом было выпущено 87% чугуна и стали, 83% рафинированной меди, 76% никеля, 69% титана. В 1993 г. получено 148 т золота, что на 6% меньше, чем в предыдущем году.

Главной формой территориальной организации металлургического комплекса являются металлургические базы, в пределах которых сосредоточен весь процесс производства металлов -- от добычи, подготовки руд и топлива до выпуска металла, производства вспомогательных материалов (огнеупоров, кислорода и т. п.). Основу металлургических баз составляют крупные комбинаты -- предприятия нескольких технологически и экономически связанных между собой производств различных отраслей. Комбинаты дают весь чугун, основную часть стали и цветных металлов. Затраты на создание металлургических предприятий огромны -- стоимость металлургического комбината с учетом затрат на обеспечение его сырьем, топливом и транспортом может достигать десятки миллиардов рублей. Для металлургических баз характерна большая материалоемкость: на производство 1 т стали расходуется до 7 т сырья и топлива, поэтому они ориентируются на источники сырья.

Металлургические базы -- крупнейшие загрязнители окружающей среды. На их долю приходится 20% всех промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод. Только один медеплавильный завод, производящий в год 125 тыс. т меди, выбрасывает в атмосферу 2 млрд м 3 газов и 43 тыс. т пыли.

Химико-лесной комплекс -- система технологически взаимосвязанных предприятий лесной и химической промышленности, где последней принадлежит ведущая роль. Значение химической промышленности определяется широким применением химических технологий и материалов во всех отраслях народного хозяйства. Химическая промышленность обладает обширной сырьевой базой: различные полезные ископаемые, древесина, вода, воздух, производственные отходы. Сейчас трудно найти химический элемент, который не нашел бы применение в производстве, но основным сырьем для него становятся продукты нефтепереработки, коксование угля, т. е. специально подготовленное сырье. По запасам химического сырья и древесины Россия занимает ведущее место в мире.

Химико-лесной комплекс -- это около 10 тыс. предприятий, на которых занято 2,8 млн работников. Возможности комбинирования и использования разнообразного сырья велики, что позволяет строить предприятия комплекса повсеместно. Но это нецелесообразно из-за высокой энерго- и водоемкости ее производств, а главное -- из-за негативного воздействия на экологию региона.

К сырью тяготеют те производства, где значительны затраты исходных материалов и велики отходы их переработки, потребительский фактор существен для предприятий, производящих сложнотранспортируемую (кислоты), громоздкую и легко повреждаемую продукцию (мебель, пластмассовые изделия).

Достаточно редко встречается сочетание больших запасов сырья, водных ресурсов и дешевой электроэнергии. Поэтому ориентирующиеся на эту систему факторы производства могут размещаться только в ограниченном числе районов.

Без учета влияния производств химической и лесной промышленности на экологию их размещение в настоящее время немыслимо.

Состав химической и лесной промышленности очень сложен. Обе отрасли имеют большие возможности для комбинирования. Это связано с тем, что их технология позволяет комплексно использовать сырье и из одних и тех же ее видов получать различные продукты. Комбинирование ведет к созданию предприятий, комплексно использующих сырье, воду, энергию и дающих разнообразный спектр химической продукции -- комбинатов, являющихся центрами химико-лесных баз, в основном ориентированных на сырье.

Североевропейская база обладает богатейшими запасами химического сырья и леса, крупными запасами топливно-энергетических и водных ресурсов. Предприятия химической промышленности -- лидер по производству фосфорных (на основе апатитового концентрата в Хибинах и Кингисеппе) и азотных удобрений (Череповец, на основе продуктов коксования угля), переработка полимерных материалов (Санкт-Петербург). Крупнейшие центры целлюлозно-бумажной промышленности находятся в республиках Карелия (Сегежа, Кондопога, Суоярви) и Коми (Сыктывкар) и Архангельской области (Архангельск, Коряжма, Кодино, Новодвинск).

Центральная база -- ресурсодефицитная, сформировалась с ориентацией на потребителя, из местного сырья производят только фосфорные удобрения (Воскресенск). На основе переработки углеводородного сырья сложился целый комплекс химических производств: азотных удобрений на основе природного газа (Новомосковск, Щекино, Дорогобуж) и продуктов коксования угля (Липецк); синтетического каучука и автомобильных покрышек (Ярославль, Воронеж, Ефремов), пластмасс (Орехово-Зуево) и химических волокон (Тверь, Мытищи, Клин, Рязань).

Урало-Поволжская база по разнообразию и величине запасов сырья, комбинации и мощности возникших на их основе производств наиболее сбалансирована. Главные богатства -- огромные запасы калийных и поваренных солей, серы, нефти и природного газа.

Урало-Поволжье -- лидер в производстве калийных удобрений (Соликамск, Березники), а также азотных (Тольятти, Магнитогорск, Нижний Тагил) и фосфорных (Балаково, Красноуральск). Широкое развитие получили отрасли основной химии: производство солей, кислот, щелочей (Волгоград, Пермь, Красноуральск, Первоуральск, Челябинск, Стерлитамак).

В пределах базы сосредоточен самый мощный в России комплекс производств на основе нефтегазопереработки: пластмасс и смол (Казань, Самара, Волгоград, Нижний Тагил, Уфа, Салават), химических волокон (Балаково, Волжский, Саратов, Энгельс), синтетического каучука и резинотехнических изделий (Казань, Нижнекамск, Тольятти, Волжский, Стерлитамак), переработки полимеров (Нижнекамск, Волжский, Екатеринбург).

Лесные ресурсы Урала достаточно исчерпаны, однако в Пермской и Свердловской областях размещены крупные целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) (Соликамск, Пермь, Краснокамск, Красновишерск, Туринск, Новая Ляля).

Сибирская база относится к числу перспективных, по запасам и разнообразию ресурсов она не только не уступает Урало-Поволжской, но даже ее превосходит. Химической переработке здесь подвергают нефть, газ и уголь Западной Сибири, соли (Усолье-Сибирское). Особенно интенсивное развитие в последние десятилетия получили нефтехимия (Тобольский и Томский комплексы, Омск, Ангарск) и углехимия (Кемерово, Черемхово).

Основа развития лесной промышленности - таежные леса, которые являются не только промышленным сырьем. В санитарных (вокруг городов), заповедных, полезащитных и лесоохранных зонах промышленная рубка запрещена. Территория России на 45% покрыта лесом, на каждого россиянина приходится около 5 га леса, запасы составляют 22% мировых, основная часть -- в Сибири и на Дальнем Востоке. Крупнейшие ЦБК находятся в Красноярске, Брапске, Усть-Илимске, Байкальске, Амурске.

Дальнейшее развитие комплекса конструкционных материалов связано прежде всего с углубленной переработкой сырья и охраной природной среды.

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ТЭК -- комплекс производств, охватывающий добычу и переработку всех видов топлива выработку, распределение и передачу электроэнергии.

ТЭК России -- один из ведущих межотраслевых комплексов, базируется на отечественны: энергетических ресурсах, по запасам которые страна занимает ведущее место в мире. На дол* ТЭК приходится х / 4 всей промышленной продукции, х /з всех производственных фондов значительная часть валютных поступлений Рос сии. Основу комплекса составляет крупнейшая в мире Единая энергетическая система, разветленная сеть нефте- и газопроводов, обширные площади и запасам угольные бассейны, крупнейшие месторождения нефти, газа, торфа, ура новых руд. ТЭК потребляет 2 / 3 производимы: в стране труб, проката цветных металлов значительную часть продукции машиностроения. Транспортный комплекс в значительно! степени занят перевозкой грузов ТЭК -- х / 2 грузов морского транспорта, 1 /з грузооборота железных дорог.

Факторы размещения ТЭК

1. Сырьевой

2. Близость к воде

3. Энергетический

4. Экологический

Наибольшее значение в топливной промышленности России принадлежит трем отраслям -- нефтяной, газовой и угольной.

Нефтяная и газовая промышленность. Современное хозяйство не может развиваться без нефти и газа, при их переработке получают различные виды топлива и новые химические продукты.

По запасам газа (160 трлн м 3) Россия занимает 1-е место в мире (более 40% мировых запасов газа), а по запасам (более 20 млрд т) и добыче нефти Россия занимает 2-е место в мире после Саудовской Аравии.

Основные нефтегазоносные провинции Российской Федерации: Западносибирская с шельфом Карского моря, Волго-Уральская, а также перспективная Баренцево-Печорская, с большими ресурсами на морском шельфе. Главные месторождения газа находятся на Тюменском Севере (Уренгойское и Ямбургское).

Потенциальные ресурсы нефти выявлены в Восточной Сибири, Якутии (Вилюйская котловина), а также на шельфе Охотского, Берингова, Чукотского морей. В перспективе усилится роль месторождений п-ва Ямал, европейского Севера, в том числе шельфовой зоны Баренцева моря.

В настоящее время уровень добычи нефти падает (1988 г. -- 569 млн т), а добычи газа, напротив, с 1970 по 1993 г. возрос в 6 раз. Газ -- экономичный вид топлива, его добыча обходится в 2 раза дешевле нефти, он меньше загрязняет атмосферу. Доля нефти в топливно-энергетическом балансе сократилась в 1993 г. до 36% против 42% в 1990 г., а газа увеличилась до 50% против 42%, угля практически не изменилась.

Угольная промышленность -- важное звено ТЭК, дает лишь 14% топливных ресурсов; 3 / 4 добываемого угля используется в промышленности как топливо, на тепловых электростанциях, г / 4 -- как технологическое сырье и топливо в черной металлургии и химической промышленности.

Основные районы добычи угля в России сосредоточены в Сибири (64%), на Дальнем Востоке (12%), Урале (7%) и в европейской части страны (18%).

Добыча угля открытым способом преобладает в Канско-Ачинском бассейне, в Кузбассе, на месторождениях Урала, Дальнем Востоке и в Подмосковном бассейне. Подземная (шахтная) добыча ведется только в Печорском и Донецком бассейнах.

Электроэнергетика обеспечивает производство электроэнергии, а также пара и горячей воды для потребителей. Энерговооруженность страны во многом определяет уровень развития НТП в стране. Россия занимает 2-е место в мире по производству электроэнергии, вырабатывает 66% электроэнергии СНГ, однако показатели на душу населения и энергоемкость производства еще далеки от уровня развитых стран. Электростанции объединены в энергосистемы.

Около 72% электроэнергии в стране вырабатывают тепловые электростанции (ТЭС), что обусловлено большим разнообразием и запасами топливных ресурсов, быстротой и относительной дешевизной строительства, возможностью размещать их непосредственно у потребителя -- вблизи крупных промышленных районов и городов, особенно теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), вырабатывающие как электроэнергию, так и тепло.

Крупнейшие ТЭС России: Сургутская (мощность 4,8 млн кВт), Костромская, Рефтинская. Среди недостатков ТЭС -- загрязнение атмосферы. Поэтому предусматривается внедрение новых технологий сжигания угля, перевод ТЭС на использование газа. ТЭС используют исчерпае-мые ресурсы, а себестоимость производимой энергии выше, чем на ГЭС.

Гидроэлектростанции (ГЭС) экономически наиболее выгодны с точки зрения выработки электроэнергии, но их строительство на реках с большим падением и расходом воды чрезвычайно капиталоемко. Создание крупных ГЭС на равнинных реках привело к затоплению больших площадей, замедлению стока и загрязнению водохранилищ.

Россия обладает огромным гидроэнергетическим потенциалом, особенно велики гидроэнергоресурсы в ее Азиатской части. Крупнейшие ГЭС России построены на Енисее (Саянская -- 6,4 млн кВт, Красноярская -- 6 млн кВт) и Ангаре (Братская и Усть-Илимская). В перспективе предусматривается переход к созданию средних по мощности ГЭС на притоках крупнейших рек Сибири и повсеместное строительство малых ГЭС.

Атомные электростанции (АЭС) строились в районах высокого энергопотребления, где нет достаточных энергетических ресурсов или они дороги. Большинство АЭС построено в европейской части России. В Российской Федерации работает 9 крупных АЭС: Курская (4 млн кВт),

Смоленская, Тверская, Нововоронежская, Ленинградская АЭС близ Санкт-Петербурга, Балаковская (в Поволжье), Белоярская (на Урале) и Кольская (на Кольском полуострове). Небольшая атомная ТЭЦ создана на северо-востоке России. Предполагается построить ряд АЭС нового типа в Центре и на Дальнем Востоке. Особое внимание будет уделено безопасности АЭС -- предусмотрено создание новых ядерных реакторов. Перспективы развития энергетики связаны с созданием новых видов электростанций -- ветровых, солнечных, геотермальных.

Подобные документы

    Топливно-энергетический комплекс, его понятие, состав, особенности развития в России, структура. Роль отраслей топливно-энергетического комплекса в экономике страны. Размещение и развитие газовой, нефтяной, угольной и электроэнергетической промышленности.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2009

    Значение и роль топливно-энергетического комплекса в системе производительных сил Украины. Территориально-отраслевая структура топливно-энергетического комплекса. Влияние мирового экономического кризиса. Проблемы развития ТЭК Украины и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2009

    Современное состояние и структура топливно-энергетического комплекса России. Развитие и размещение нефтяной, газовой, угольной промышленности в России. Электроэнергетика. Перспективы развития ТЭК. Возможные пути решения энергетических проблем.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2007

    Удельный вес отраслей промышленности топливно-энергетического комплекса в структуре производства в России, крупнейших странах мира и СНГ. Общая оценка политики стран "Большой восьмерки", межотраслевая деятельность, основные рекомендации МЭА для России.

    дипломная работа , добавлен 31.07.2012

    Состояние энергетического хозяйства России и возможные перспективы его развития. Топливно-энергетический комплекс, его состав, роль в экономике страны и современные проблемы развития. Анализ производства и потребления топливно-энергетичеких ресурсов в РФ.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2010

    Понятие и структура топливно-энергетического комплекса. Сущность программ "Энергетическая стратегия России до 2020 года". География основных нефтяных, газовых, угольных месторождений по субъектам РФ и РО. Место России в мировой торговле энергоносителями.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Значение и место топливно-энергетического комплекса в экономике России. Состояние основных фондов. Отраслевая структура комплекса. Показатели объемов и эффективности производства продукции. Основные факторы развития комплекса, их наличие и состояние.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2008

    Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Казахстана. Перспективы нефтяной и газовой промышленности. Состояние угольной отрасли страны, основные месторождения крупных запасов угля. Электроэнергетическая база Казахстана, этапы реформирования энергосистемы.

    реферат , добавлен 17.09.2012

    Топливно-энергетические минеральные ресурсы. Топливно-энергетический баланс. Добыча нефти в России. Перспективы развития нефтяной промышленности. Газовые месторождения. Металлорудные минеральные ресурсы. Неметаллические минеральные ресурсы.

    реферат , добавлен 09.07.2002

    Топливно-энергетический комплекс Украины - нефтяная, угольная промышленность и электроэнергетика. Металлургический и машиностроительный комплексы. Агропромышленный комплекс - уникальные природно-ресурсные возможности для развития сельского хозяйства.

Урок 19

Тема урока: Состав и значение комплексов, производящих

конструкционные материалы и химические вещества.

Задачи:

Дать представление о комплексах, производящих конструкционные материалы и химические вещества, их составе и значении в хозяйстве страны.

Сформировать понятие «конструкционные материалы», показать многообразие конструкционных материалов.

Выявить особенности и значение металлургического комплекса, показать его место в хозяйстве России, рассмотреть современные проблемы российской металлургии и их географические следствия.

Совершенствовать умение работать с учебником, картосхемами, таблицами.

Оснащение: карта «Металлургия России», тесты для проверки знаний, презентация

Ход урока

    Оргмомент

    Проверка знаний и умений

Тестирование

Вариант I

А) первое;

Б) второе;

В) седьмое;

Г) входит во вторую десятку стран-лидеров.

    По добыче какого топливного полезного ископаемого Россия занимает первое место в мире?

А) каменный уголь;

Б) природный газ;

В) торф;

Г) нефть.

    Выберите месторождение нефти.

А) Ямбургское;

Б) Уренгойское;

В) Самотлор;

Г) Ромашкинское;

Д) Штокмановское.

    Астрахань, Оренбург, Ямбург – это центры добычи…

А) природного газа;

Б) нефти;

В)каменного угля;

Г) торфа.

    Самыми распространёнными электростанциями, вырабатывающими большую часть энергии, являются…

А) тепловые;

Б) гидравлические;

В) геотермальные;

Г) атомные.

    «Сияние Севера» - это …

А) атомный ледокол;

Б) магистральный газопровод;

В) крупнейший в мире алмаз;

Г) ненецкий фольклорный ансамбль.

    ¾ добываемого угля в России используется…

А) в качестве сырья для химической промышленности;

Б) в качестве кокса в металлургии;

В) в качестве топлива на ТЭС;

Г) в качестве топлива на транспорте.

    Выберите угольный бассейн, где добыча осуществляется только открытым способом…

А)Канско-Ачинский;

Б) Кузнецкий;

В)Печорский;

Г) Подмосковный.

    Найдите неверную пару

А) Рефтинская ГРЭС – Свердловская область;

Б) Усть-Илимская ГЭС – Республика Хакасия;

В) Билибинская АЭС – Чукотский АО;

Г) Рыбинская ГЭС – Ярославская область.

    Укажите, какая из перечисленных электростанций - тепловая

А) Сургутская;

Б) Братская;

В) Кислогубская;

Г) Братская.

    Укажите, какая из перечисленных электростанций - атомная

А) Рефтинская;

Б) Саяно-Шушенская;

В) Балаковская;

Г) Братская.

    Выберите верное утверждение, относящееся к электроэнергетике России

А) большая часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС;

Б) вся территория страны покрыта единой энергосистемой;

В) крупнейшие ГЭС построены на реках Лена, Обь и их притоках;

Г) две АЭС располагаются за северным полярным кругом.

    Выберите города, являющиеся центрами нефтепереработки

А) Самара;

Б) Новгород;

В) Пермь;

Г) Рязань;

Д) Челябинск;

Е) Ростов-на-Дону.

Вариант II

А) нефтедобыча;

Б) нефтепереработка;

В) газопроводный транспорт;

Г) производство удобрений.

2. Укажите главный район добычи нефти в России

А) Север;

Б) Западная Сибирь;

В) Урало-Поволжье;

Г) Северный Кавказ.

3. Выберите субъект России, в котором находится Кузнецкий угольный бассейн

А) кемеровская область;

Б) Ростовская область;

В) Красноярский край;

Г) Республика Коми.

4. Укажите электростанцию, которая входит в тройку наиболее мощных теплоэлектростанций России

А) Саратовская;

Б) Балаковская;

В) Приморская;

Г) Костромская.

5. Укажите основной регион добычи нефти в Урало-Поволжье

А) Татарстан;

Б) Самарская область;

В) Удмуртия;

Г) Оренбургская область.

6. Из какого бассейна коксующийся уголь экспортируется в Японию?

А) Печорский;

Б) Иркутский;

В) Кузнецкий;

Г) Южно-Якутский.

7. Укажите ошибку в перечне атомных электростанций России

А) Тверская;

Б) Костромская;

В) Смоленская;

Г) Курская.

8. Выберите крупнейшие газовые месторождения

А) Медвежье и Самотлор;

Б) Уренгой и Ямбург;

В) Оренбургское и Астраханское;

Г) Берёзовское и Качканар.

9. К исчерпаемым природным ресурсам относится…

А) солнечная энергия;

Б) воздух;

В) почва.

10. Топливными ресурсами не обеспечена база…

А) Урало-Поволжская;

Б) Центральная;

В) Северо-Европейская.

11. Крупнейшие общегеологические запасы угля находятся в бассейне

А)Тунгусском;

Б)Печорском;

В) Ленском;

Г) КанскоАчинском.

12. Найдите ошибку в перечне недостатков тепловых электростанций

А) сильно загрязняют атмосферу;

Б) используют невозобновимые исчерпаемые ресурсы;

В) высокая себестоимость энергии;

Г) могут быть построены только возле месторождений топливных ресурсов

13. Укажите экономические районы России, в которых построены АЭС

А) Поволжье;

Б) Урал;

В) Западная Сибирь;

Г) Восточная Сибирь;

Д) Дальний Восток.

Ответы

2. Письменная работа по карточкам с заданиями.

Карточка №1

Чем ТЭЦ отличается от ТЭС? Каковы принципы размещения ТЭС?

(ТЭС - тепловая электростанция, вырабатывает только электроэнергию. ТЭЦ - тепловая электроцентраль, вырабатывает не только электроэнергию, но и тепло (пар и горячая вода). Свободное размещение: и у потребителя, и у источников топливных ресурсов.)

Карточка №2

Чем ГЭС отличается от ГРЭС? Назовите крупнейшие ГЭС в России.

(ГЭС - гидроэлектростанция, использующая энергию падающей воды. ГРЭС - государственная районная электростанция. Она тепловая, использует любое топливо и обеспечивает электричеством большую территорию.) С течением времени термин «ГРЭС» потерял свой первоначальный смысл («районная») и в современном понимании означает, как правило, конденсационную электростанцию (КЭС) большой мощности (тысячи МВт), работающую в объединённой энергосистеме наряду с другими крупными электростанциями. Однако следует учитывать, что не все станции, имеющие в своём названии аббревиатуру «ГРЭС», являются конденсационными, некоторые из них работают как теплоэлектроцентрали.

Карточка №3

Назовите ГЭС, расположенные на Волге. В чем состоят преимущества и недостатки ГЭС? (Угличская, Рыбинская, Чебоксарская, Горьковская, Волжская им. В. И. Ленина, Волжская им. XXII съезда КПСС. Преимущества: высокий КПД, экономичность, простота управления, длительные сроки эксплуатации, низкая себестоимость электроэнергии, возможность строительства каскадов ГЭС. Недостатки: длительное строительство, большие капиталовложения в период строительства, отрицательное экологическое влияние на окружающую территорию.)

Карточка №4

Назовите АЭС, расположенные в Европейской части России. Какой принцип размещения АЭС является основным?

(Кольская, Ленинградская, Калининская, Смоленская, Курская, Нововоронежская, Балаковская. Основной принцип размещения АЭС - потребительский.)

Карточка №5

Где и с какой целью необходимо располагать электростанции, использующие энергию ветра? Обоснуйте ответ.

(В прибрежных районах Севера России для электроснабжения малых и временных населенных пунктов. Именно там среднегодовая скорость ветра составляет более 6-9 м/с.)

Карточка №6

Где и с какой целью необходимо располагать электростанции, использующие энергию солнца?

(В южных районах России с большим количеством солнечных дней в году, в малых и временных населенных пунктах. Именно там суммарная солнечная радиация превышает 100 ккал/см 2 .)

3. Устный фронтальный опрос.

1) Каково значение электроэнергетики? Почему электроэнергетику обычно рассматривают вместе с топливной промышленностью и объединяют их в единый комплекс?

2) От чего зависит себестоимость электроэнергии? Почему важно получение электроэнергии с низкой себестоимостью?

3) Объясните принципы размещения электростанций разных типов.

4) Что такое ЕЭС России? В чём её значение и экономическая выгода?

5) Какие типы ТЭС вы знаете?

6) Назовите преимущества и недостатки ГЭС?

7) В чём проблемы развития атомной энергетики в России?

8) Каковы возможности использования альтернативной электроэнергетики?

    Изучение нового материала

    На первом этапе урока

Учитель. Объединение данных комплексов в единую систему целесообразно, так как:

1) между комплексами существуют довольно тесные взаимосвязи, в частности, значительная часть химических веществ служит исходным сырьем для производства конструкционных материалов;

2) продукция комплексов часто взаимозаменяема;

3) объемы производства металла на перспективу все более определяются параметрами развития химической промышленности и новыми технологиями обработки древесины;

4) в комплексах основу их нижних этажей составляют добывающие производства, с развитием которых тесно связаны проблемы рационального использования природных ресурсов и формирования ресурсосберегающей политики, а также эколого-экономические аспекты хозяйствования.

Пропорции между рассматриваемыми комплексами, их доля в российской промышленности анализируются по таблице 4 (с. 25 учебника). Учащиеся также отвечают на вопросы к этой таблице.

2. Понятие «конструкционные материалы» учащиеся записывают в тетрадь (с. 23 учебника). Учитель организует работу учащихся с таблицей 3 (с. 23 учебника, рис. 7 на с. 24).

    На какие группы делятся конструкционные материалы по своему происхождению?

    На какие группы делятся конструкционные материалы но степени новизны?

    Как вы считаете, производство каких конструкционных материалов занимает первое место?

    Как производство конструкционных материалов связано с добывающей промышленностью?

Учитель предлагает учащимся составить схему связей комплексов с основными потребителями конструкционных материалов. Схема может иметь следующий вид.

Комплексы конструкционных материалов

Машиностроительный Транспортный Строительный

комплекс комплекс комплекс

Агропромышленный ТЭК Комплекс по производству товаров

комплекс народного потребления

3. Следующий этап урока посвящен металлургическому комплексу России. Определение учащиеся записывают в тетрадь. Значение металлургического комплекса можно обсудить в совместной беседе после того, как учащиеся поработают с текстом учебника (§5, с. 25). Учитель дополняет ответы учеников.

Учитель. Российская металлургическая отрасль промышленности является второй отраслью в стране после топливно-энергетического комплекса по наполнению федерального бюджета и ведущей по внесению вклада в валютные поступления страны. От работы металлургических предприятий во многом зависит социально-экономическое развитие как страны в целом, так и регионов. Кроме того, продукция российской металлургии по-прежнему ос тается одной из крупнейших составляющих мирового рынка металлопродукции.

Металлургический комплекс можно назвать основой хозяйства страны. Он является фундаментом машиностроения, которое вместе с электроэнергетикой и химической промышленностью обеспечивает развитие научно-технического прогресса. Многие другие комплексы являются потребителями продукции металлургии.

Особенности металлургического комплекса

3. Сложность технологического цикла

Технологический цикл состоит из ряда последовательных процессов: добыча руд металлов - обогащение -+ выплавка металла -* производство проката

4. Комплексообразую-щее и районообразую-щее значение в территориальной структуре хозяйства России

Предприятия обладают большим комплексо-образующим значением, так как могут быть объединены технологическими связями с другими отраслями хозяйства. Например, при коксовании угля часто организуется производство азотных удобрений; отходы доменного и сталеплавильного производства используются как строительные материалы; к металлургическим заводам тяготеют предприятия металлоемкого машиностроения. Многие предприятия имеют градообразующее значение

5. Отрицательное влияние на окружающую среду

На долю металлургии приходится 20 % всех промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод. Ежегодно металлургические предприятия выбрасывают в атмосферу до 10 млн т вредных веществ, в том числе 80 % всех выбросов свинца. При открытой добыче руд из хозяйственного оборота изымаются десятки тысяч гектаров земли

    Закрепление

Выполнение задания №1 стр. 8 в рабочей тетради

    Итог урока

    Д/з; § 21, с.106-107, вопросы с.107

Главная > Реферат

Тема: Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. 8 часов 5 Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. 2урока Задачи:

    Дать представление о комплексах, производящих конструкционные материалы и химические вещества, их составе и значении в хозяйстве страны. Сформировать понятие «конструкционные материалы», показать многообразие конструкционных материалов. Совершенствовать умение работать с учебником, картосхемами, таблицами.
Оборудование: слайды современных конструкционных материалов.

ХОД УРОКА

    Организация класса. Приветствие, психологический настрой. Проверка знаний и умений по теме «Электроэнергетика».
      Тестирование

Вариант 1

1. Какое место в мире занимает Россия по добыче нефти? а) первое;б) второе;в) седьмое;г) входит во вторую десятку стран-лидеров
2. По добыче какого топливного полезного ископаемого Россия занимает первое место в мире? а) каменный уголь;б) природный газ;в) торф;г) нефть
3. Выберите месторождение нефти а) Ямбургское;б) Уренгойское;в) Самотлор;г) Ромашкинское;д) Штокмановское
4. Астрахань, Оренбург, Ямбург – это центры добычи… а) природного газа;б) нефти;в) каменного угля;г) торфа
5. Самыми распространенными электростанциями, вырабатывающими большую часть энергии, являются… а) тепловые;б) гидравлические;в) геотермальные;г) атомные
6. «Сияние Севера» - это… а) атомный ледокол;б) магистральный газопровод;в) крупнейший в мире алмаз;г) ненецкий фольклорный ансамбль
7. ¾ добываемого угля в России используется… а) в качестве сырья для химической промышленности;б) в качестве кокса в металлургии;в) в качестве топлива на ТЭС;г) в качестве топлива на транспорте
8. Выберите угольный бассейн, где добыча осуществляется только открытым способом… а) Канско-Ачинский;б) Кузнецкий;в) Печорский;г) Подмосковный
9. Найдите неверную пару а) Рефтинская ГРЭС – Свердловская область;б) Усть-Илимская ГЭС – Республика Хакассия;в) Билибинская АЭС - Чукотский АО;г) Рыбинская ГЭС – Ярославская область
10. Укажите, какая из перечисленных электростанций - тепловая а) Сургутская;б) Братская;в) Кислогубская;г) Ленинградская
11. Укажите, какая из перечисленных электростанций - атомная а) Рефтинская;б) Саяно-Шушенская;в) Балаковская;г) Братская
12. Выберите верное утверждение, относящееся к электроэнергетике России а) большая часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС;б) вся территория страны покрыта единой энергосистемой;в) крупнейшие ГЭС построены на реках Лена, Обь и ее притоках;г) две АЭС располагаются за северным полярным кругом
13. Выберите города, являющиеся центрами нефтепереработки а) Самара;б) Новгород;в) Пермь;г) Рязань;д) Челябинск;е) Ростов-на-Дону
Ответы: 1-а, 2-б, 3-б, 4-г, 5-а, 6-б, 7-в, 8-а, 9-б, 10-а, 11-в, 12-г, 13-а, в, г.

Вариант 2

Выберите правильный вариант ответа:

1. Какое производство не относится к ТЭК? а) нефтедобыча;б) нефтепереработка;в) газопроводный транспорт;г) производство удобрений
2. Укажите главный район добычи нефти в России а) Север;б) Западная Сибирь;в) Урало - Поволжье;г) Северный Кавказ
3. Выберите субъект России, в котором находится Кузнецкий угольный бассейн а) Кемеровская область;б) Ростовская область;в) Красноярский край;г) Республика Коми
4. Укажите электростанцию, которая входит в тройку наиболее мощных теплоэлектростанций России а) Саратовская;б) Балаковская;в) Приморская;г) Костромская
5. Укажите основной регион добычи нефти в Урало - Поволжье а) Татарстан;б) Самарская область;в) Удмуртия;г) Оренбургская область
6. Из какого бассейна, коксующийся уголь экспортируется в Японию а) Печорский;б) Иркутский;в) Кузнецкий;г) Южно-Якутский
7. Укажите ошибку в перечне атомных электростанций России а) Тверская;б) Костромская;в) Смоленская;г) Курская
8. Выберите крупнейшие газовые месторождения а) Медвежье и Самотлор;б) Уренгой и Ямбург;в) Оренбургское и Астраханское;г) Березовское и Качканар
9. К исчерпаемым природным ресурсам относится… а) солнечная энергия;б) воздух;в) почва
10. Топливными ресурсами не обеспечена база… а) Урало-Поволжская;б) Центральная;в) Северо-Европейская
11. Крупнейшие общегеологические запасы угля находятся в бассейне… а) Тунгусском;б) Печорском;в) Ленском;г) Канско-Ачинском
12. Найдите ошибку в перечне недостатков тепловых электростанций а) сильно загрязняют атмосферу;б) используют невозобновимые исчерпаемые ресурсы;в) высокая себестоимость электроэнергии;г)могут быть построены только возле месторождений топливных ресурсов
13. укажите экономические районы России, в которых построены АЭС а) Поволжье;б) Урал;в) Западная Сибирь;г) Восточная Сибирь;д) Дальний Восток
Ответы: 1-г, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-б, 7-б, 8-б, 9-в, 10-б, 11-а, 12-г, 13-а, б, д.
      Письменная работа по карточкам с заданиями.
        Чем ТЭЦ отличается от КЭС? Каковы принципы размещения ТЭС?
(КЭС – тепловая электростанция, вырабатывает только электроэнергию. ТЭЦ – тепловая электроцентраль, вырабатывает не только электроэнергию, но и тепло (пар и горячая вода). Свободное размещение: и у потребителя, и у источников топливных ресурсов.)
        Чем ГЭС отличается от ГРЭС? назовите крупнейшие ГЭС в России.
(ГЭС – гидроэлектростанция, использующая энергию падающей воды. ГРЭС – государственная районная электростанция. Она тепловая, использует любое топливо и обеспечивает электричеством большую территорию. Саяно - Шушенская, Красноярская, Братская.)
        Назовите ГЭС, расположенные на Волге. В чем состоят преимущества и недостатки ГЭС? (Угличская, Рыбинская, Чебоксарская, Горьковская, Волжская им. В.И. Ленина, Волжская им. XXII съезда КПСС. Преимущества: Высокий КПД, экономичность, простота управления, длительные сроки эксплуатации, низкая себестоимость электроэнергии, возможность строительства каскадов ГЭС. Недостатки: длительное строительство, большие капиталовложения в период строительства, отрицательное экологическое влияние на окружающую территорию.) Назовите АЭС, расположенные в Европейской части России. Какой принцип размещения АЭС является основным? (Кольская, Ленинградская, Калининская, Смоленская, Курская, Нововоронежская, Балаковская. Основной принцип размещения АЭС - потребительский) Где и с какой целью необходимо располагать электростанции, использующие энергию ветра? Обоснуйте ответ. (В прибрежных районах Севера России для электроснабжения малых и временных населенных пунктов. Именно там среднегодовая скорость ветра составляет более 6-9 м/с.) Где и с какой целью необходимо располагать электростанции, использующие энергию солнца? Обоснуйте ответ. (В южных районах России с большим количеством солнечных дней в году, в малых и временных населенных пунктах. Именно там суммарная солнечная радиация превышает 100 ккал/см.)
    Изучение нового материала.
      Вступительное слово учителя: на первом этапе урока учитель знакомит учащихся с комплексами, производящими конструкционные материалы и химические вещества. Схема конструкционных материалов:

Лесная промышленность


Черная и цветная металлургия


Конструкционные материалы

Химия и нефтехимия

Промышленность стройматериалов


Учитель: Объединение данных комплексов в единую систему целесообразно, так как:
    между комплексами существуют довольно тесные взаимосвязи, в частности значительная часть химических веществ служит исходным сырьем для производства конструкционных материалов;
    продукция комплексов часто взаимозаменяема;
    объемы производства металла на перспективу все более определяются параметрами развития химической промышленности и новыми технологиями обработки древесины;
    в комплексах основу из нижних этажей составляют добывающие производства, с развитием которых тесно связаны проблемы рационального использования природных ресурсов и формирования ресурсосберегающей политики, а также эколого-экономические аспекты хозяйствования.
      Работа с учебником
Пропорции между рассматриваемыми комплексами, их доля в российской промышленности анализируется по таблице 4 (стр. 25 учебника). Учащиеся также отвечают на вопросы к этой таблице.Понятие «конструкционные материалы» учащиеся записывают в тетрадь (стр. 23 учебника). Учитель организует работу учащихся с таблицей 3 (стр. 23 учебника).
    На какие группы делятся конструкционные материалы по своему происхождению? На какие группы делятся конструкционные материалы по степени новизны? Производство каких конструкционных материалов связано с добывающей промышленностью? Как вы считаете, производство каких конструкционных материалов занимает первое место?
Учитель предлагает учащимся составить схему связей комплексов с основным потребителями конструкционных материалов.
    Закрепление.
Просмотр слайдов о новейших неметаллических и композиционных материалов Итог урока.Подготовить сообщения о широко используемых в строительстве материалах.VI . Домашнее задание: §4

Тема: Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Цели урока:
    Учащиеся должны знать понятие конструкционных материалов, отраслевой состав комплекса, его значение;
    Учащиеся должны уметь приводить примеры конструкционных материалов.
    Учащиеся должны уметь самостоятельно работать с разными источниками информации.
Тип урока: комбинированный.Методы обучения: эвристическая беседа, частично-поисковый, самостоятельная работа.Оборудование: технологические карты урока, учебники, атласы.Структура урока :
    Организационный этап. Проверка знаний по ранее изученным темам. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Усвоение новых знаний. Закрепление новых знаний. Итоги урока, домашнее задание.

Ход урока:

    Организационный этап :
    Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания.
    Проверка знаний. Дифференцированный опрос по ранее изученным темам.
      Тест