Конструкционные материалы. Комплекс производящий конструкционные материалы и химические вещества

Главная > Реферат

Тема: Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. 8 часов 5 Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. 2урока Задачи:

    Дать представление о комплексах, производящих конструкционные материалы и химические вещества, их составе и значении в хозяйстве страны. Сформировать понятие «конструкционные материалы», показать многообразие конструкционных материалов. Совершенствовать умение работать с учебником, картосхемами, таблицами.
Оборудование: слайды современных конструкционных материалов.

ХОД УРОКА

    Организация класса. Приветствие, психологический настрой. Проверка знаний и умений по теме «Электроэнергетика».
      Тестирование

Вариант 1

1. Какое место в мире занимает Россия по добыче нефти? а) первое;б) второе;в) седьмое;г) входит во вторую десятку стран-лидеров
2. По добыче какого топливного полезного ископаемого Россия занимает первое место в мире? а) каменный уголь;б) природный газ;в) торф;г) нефть
3. Выберите месторождение нефти а) Ямбургское;б) Уренгойское;в) Самотлор;г) Ромашкинское;д) Штокмановское
4. Астрахань, Оренбург, Ямбург – это центры добычи… а) природного газа;б) нефти;в) каменного угля;г) торфа
5. Самыми распространенными электростанциями, вырабатывающими большую часть энергии, являются… а) тепловые;б) гидравлические;в) геотермальные;г) атомные
6. «Сияние Севера» - это… а) атомный ледокол;б) магистральный газопровод;в) крупнейший в мире алмаз;г) ненецкий фольклорный ансамбль
7. ¾ добываемого угля в России используется… а) в качестве сырья для химической промышленности;б) в качестве кокса в металлургии;в) в качестве топлива на ТЭС;г) в качестве топлива на транспорте
8. Выберите угольный бассейн, где добыча осуществляется только открытым способом а) Канско-Ачинский;б) Кузнецкий;в) Печорский;г) Подмосковный
9. Найдите неверную пару а) Рефтинская ГРЭС – Свердловская область;б) Усть-Илимская ГЭС – Республика Хакассия;в) Билибинская АЭС - Чукотский АО;г) Рыбинская ГЭС – Ярославская область
10. Укажите, какая из перечисленных электростанций - тепловая а) Сургутская;б) Братская;в) Кислогубская;г) Ленинградская
11. Укажите, какая из перечисленных электростанций - атомная а) Рефтинская;б) Саяно-Шушенская;в) Балаковская;г) Братская
12. Выберите верное утверждение, относящееся к электроэнергетике России а) большая часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС;б) вся территория страны покрыта единой энергосистемой;в) крупнейшие ГЭС построены на реках Лена, Обь и ее притоках;г) две АЭС располагаются за северным полярным кругом
13. Выберите города, являющиеся центрами нефтепереработки а) Самара;б) Новгород;в) Пермь;г) Рязань;д) Челябинск;е) Ростов-на-Дону
Ответы: 1-а, 2-б, 3-б, 4-г, 5-а, 6-б, 7-в, 8-а, 9-б, 10-а, 11-в, 12-г, 13-а, в, г.

Вариант 2

Выберите правильный вариант ответа:

1. Какое производство не относится к ТЭК? а) нефтедобыча;б) нефтепереработка;в) газопроводный транспорт;г) производство удобрений
2. Укажите главный район добычи нефти в России а) Север;б) Западная Сибирь;в) Урало - Поволжье;г) Северный Кавказ
3. Выберите субъект России, в котором находится Кузнецкий угольный бассейн а) Кемеровская область;б) Ростовская область;в) Красноярский край;г) Республика Коми
4. Укажите электростанцию, которая входит в тройку наиболее мощных теплоэлектростанций России а) Саратовская;б) Балаковская;в) Приморская;г) Костромская
5. Укажите основной регион добычи нефти в Урало - Поволжье а) Татарстан;б) Самарская область;в) Удмуртия;г) Оренбургская область
6. Из какого бассейна, коксующийся уголь экспортируется в Японию а) Печорский;б) Иркутский;в) Кузнецкий;г) Южно-Якутский
7. Укажите ошибку в перечне атомных электростанций России а) Тверская;б) Костромская;в) Смоленская;г) Курская
8. Выберите крупнейшие газовые месторождения а) Медвежье и Самотлор;б) Уренгой и Ямбург;в) Оренбургское и Астраханское;г) Березовское и Качканар
9. К исчерпаемым природным ресурсам относится… а) солнечная энергия;б) воздух;в) почва
10. Топливными ресурсами не обеспечена база… а) Урало-Поволжская;б) Центральная;в) Северо-Европейская
11. Крупнейшие общегеологические запасы угля находятся в бассейне… а) Тунгусском;б) Печорском;в) Ленском;г) Канско-Ачинском
12. Найдите ошибку в перечне недостатков тепловых электростанций а) сильно загрязняют атмосферу;б) используют невозобновимые исчерпаемые ресурсы;в) высокая себестоимость электроэнергии;г)могут быть построены только возле месторождений топливных ресурсов
13. укажите экономические районы России, в которых построены АЭС а) Поволжье;б) Урал;в) Западная Сибирь;г) Восточная Сибирь;д) Дальний Восток
Ответы: 1-г, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-б, 7-б, 8-б, 9-в, 10-б, 11-а, 12-г, 13-а, б, д.
      Письменная работа по карточкам с заданиями.
        Чем ТЭЦ отличается от КЭС? Каковы принципы размещения ТЭС?
(КЭС – тепловая электростанция, вырабатывает только электроэнергию. ТЭЦ – тепловая электроцентраль, вырабатывает не только электроэнергию, но и тепло (пар и горячая вода). Свободное размещение: и у потребителя, и у источников топливных ресурсов.)
        Чем ГЭС отличается от ГРЭС? назовите крупнейшие ГЭС в России.
(ГЭС – гидроэлектростанция, использующая энергию падающей воды. ГРЭС – государственная районная электростанция. Она тепловая, использует любое топливо и обеспечивает электричеством большую территорию. Саяно - Шушенская, Красноярская, Братская.)
        Назовите ГЭС, расположенные на Волге. В чем состоят преимущества и недостатки ГЭС? (Угличская, Рыбинская, Чебоксарская, Горьковская, Волжская им. В.И. Ленина, Волжская им. XXII съезда КПСС. Преимущества: Высокий КПД, экономичность, простота управления, длительные сроки эксплуатации, низкая себестоимость электроэнергии, возможность строительства каскадов ГЭС. Недостатки: длительное строительство, большие капиталовложения в период строительства, отрицательное экологическое влияние на окружающую территорию.) Назовите АЭС, расположенные в Европейской части России. Какой принцип размещения АЭС является основным? (Кольская, Ленинградская, Калининская, Смоленская, Курская, Нововоронежская, Балаковская. Основной принцип размещения АЭС - потребительский) Где и с какой целью необходимо располагать электростанции, использующие энергию ветра? Обоснуйте ответ. (В прибрежных районах Севера России для электроснабжения малых и временных населенных пунктов. Именно там среднегодовая скорость ветра составляет более 6-9 м/с.) Где и с какой целью необходимо располагать электростанции, использующие энергию солнца? Обоснуйте ответ. (В южных районах России с большим количеством солнечных дней в году, в малых и временных населенных пунктах. Именно там суммарная солнечная радиация превышает 100 ккал/см.)
    Изучение нового материала.
      Вступительное слово учителя: на первом этапе урока учитель знакомит учащихся с комплексами, производящими конструкционные материалы и химические вещества. Схема конструкционных материалов:

Лесная промышленность


Черная и цветная металлургия


Конструкционные материалы

Химия и нефтехимия

Промышленность стройматериалов


Учитель: Объединение данных комплексов в единую систему целесообразно, так как:
    между комплексами существуют довольно тесные взаимосвязи, в частности значительная часть химических веществ служит исходным сырьем для производства конструкционных материалов;
    продукция комплексов часто взаимозаменяема;
    объемы производства металла на перспективу все более определяются параметрами развития химической промышленности и новыми технологиями обработки древесины;
    в комплексах основу из нижних этажей составляют добывающие производства, с развитием которых тесно связаны проблемы рационального использования природных ресурсов и формирования ресурсосберегающей политики, а также эколого-экономические аспекты хозяйствования.
      Работа с учебником
Пропорции между рассматриваемыми комплексами, их доля в российской промышленности анализируется по таблице 4 (стр. 25 учебника). Учащиеся также отвечают на вопросы к этой таблице.Понятие «конструкционные материалы» учащиеся записывают в тетрадь (стр. 23 учебника). Учитель организует работу учащихся с таблицей 3 (стр. 23 учебника).
    На какие группы делятся конструкционные материалы по своему происхождению? На какие группы делятся конструкционные материалы по степени новизны? Производство каких конструкционных материалов связано с добывающей промышленностью? Как вы считаете, производство каких конструкционных материалов занимает первое место?
Учитель предлагает учащимся составить схему связей комплексов с основным потребителями конструкционных материалов.
    Закрепление.
Просмотр слайдов о новейших неметаллических и композиционных материалов Итог урока.Подготовить сообщения о широко используемых в строительстве материалах.VI . Домашнее задание: §4

Тема: Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Цели урока:
    Учащиеся должны знать понятие конструкционных материалов, отраслевой состав комплекса, его значение;
    Учащиеся должны уметь приводить примеры конструкционных материалов.
Тип урока: комбинированный.Методы обучения: эвристическая беседа, частично-поисковый, самостоятельная работа.Оборудование: технологические карты урока, учебники, атласы.Структура урока :
    Организационный этап. Проверка знаний по ранее изученным темам. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Усвоение новых знаний. Закрепление новых знаний. Итоги урока, домашнее задание.

Ход урока:

    Организационный этап :
    Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания.
    Проверка знаний. Дифференцированный опрос по ранее изученным темам.
      Тест

Цели урока: дать представление о комплексе по производству конструкционных материалов, как о части межотраслевых комплексов народного хозяйства; показать его роль и значение в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Задачи урока :

    Развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности обучающихся на уроках обобщения полученных знаний.

    Развитие познавательного интереса, элементов исследовательской, проектной деятельности на уроках и в ходе совместной подготовки уроков обобщения.

    Совершенствование практических умений и навыков в работе с учебником, ресурсами Интернет, мультимедийными средствами.

    Применение новых форм и приемов обучения для повышения мотивации обучающихся, развития их творчества, инициативности, вовлечение в активный познавательный процесс.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;
– репродуктивный;
– частично-поисковый.

Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие учеников, выявление отсутствующих, психологический настрой на работу.

2. Проверка домашнего задания. Ученикам раздаются дифферинцированные карточки с заданием.

3. Актуализация знаний.

Учитель задает вопросы к классу.

какие комплексы народного хозяйства вам известны?

существует ли связь между ними?

машиностроительный комплекс производит машины и оборудование, что является основным сырьем для получения продукции машиностроения?

правильно: металл, пластик, пластмасс, стекло и т.д., а какой комплекс производит данную продукцию? Верно. Это комплекс по производству конструкционных материалов.

4. Объяснение новой темы. Записываем число и тему урока.

Объяснение целей урока.

«Производство конструкционных материалов и химических веществ»

Отрасли, занимающиеся производством конструкционных материалов и химических веществ, относятся к вторичному сектору экономики и являются важнейшими базовыми отраслями современной промышленности.

Примечание: Отрасль промышленности - это объединение предприятий, добывающих или производящих специфическую или однородную продукцию с использованием однотипных технологий.

Конструкционные материалы - природные или искусственно созданные материалы, использующиеся для дальнейшего применения при изготовлении деталей конструкций машин и сооружений.

К этим отраслям относят: металлургическую, химическую, а также лесную промышленность.

Работа в группах.

Задание: с помощью интернет ресурсов, текста в учебнике, изучить самостоятельно и выразить свою тему в виде рисунка-схемы. Время на задание дается 7-8 минут.

Темы: металлургия, химическая промышленность, лесная промышленность.

Заслушиваются отчеты по рисункам.

Усвоение новой темы: (ученики должны найти ответы на вопросы)

Обобщающий тест по теме “Комплекс по производству конструкционных материалов”

1. Основными продуктами черной металлургии являются:

А) чугун;
Б) чугун и сталь;
В) чугун, сталь и прокат.+

2. Группа металлургических заводов, использующих общие источники сырья и топлива, называются:

А) топливная база;
Б) сырьевая база;
В) металлургическая база.+

3. К местам дешевой энергии и топлива тяготеет производство:

А) цветной металлургии;+
Б) черной металлургии.

4. Из отраслей химической промышленности на сырье ориентировано производство:

А) калийных удобрений;+
Б) серной кислоты;
В) пластмасс.

5. Более энерго- и водоемким является производство:

А) пластмасс, химических волокон;+
Б) серной кислоты и удобрений.

6. Из отраслей химической промышленности на потребителя ориентировано производство:

А) калийных удобрений;
Б) серной кислоты.+

7. Железная руда является сырьем металлургического предприятия:

А) полного цикла; +
Б) передельной металлургии

8. Бокситы, нефелины являются сырьем для получения:

А) меди;
Б) алюминия;+
В) цинка.

9. Где находятся годные к эксплуатации лесные массивы России:

А) северные районы;+
Б) юг Западной и Восточной Сибири.

10. В состав лесного комплекса входят:

А) заготовка древесины;
Б) механическая обработка;
В) химическая переработка;
Г) все перечисленное выше.+

11. Эксплутационные леса занимают от всех лесных ресурсов:

А) 8%;
Б) 70%;+
В) 22%.

12. Основная масса лесных ресурсов расположена:

А) в Западной части страны;
Б) в Восточной части страны.+

13. К комплексу по производству конструкционных материалов относятся отрасли:

А) черная металлургия;
Б) химическая промышленность;
В) цветная промышленность;
Г) лесная промышленность;
Д) все ответы верны.+

(Самоконтроль по данному ключу)

Ключ к тесту:

1. В

8. Б

12 – 13 б – “5”

2. В

9. А

9 – 11 б – “4”

3. А

10. Г

6 – 10 б – “3”

4. А

11. Б

0 – 5 б – “2”

5 А

12. Б

6. Б

13. Д

7. А


Рефлексия. Продолжи предложение…

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

Домашнее задание: Обозначить на контурной карте промышленность конструкционных материалов.

Проставление и комментирование оценок.

Черная металлургия - одна из важнейших отраслей хозяйственного комплекса России, служит фундаментом для развития многих отраслей промышленности и в первую очередь машиностроения. По производству черных металлов Россия занимает 4-е место. Подавляющую часть чугуна, стали и проката здесь дают крупные предприятия с полным технологическим циклом - металлургические комбинаты. В составе металлургического комплекса страны есть также заводы, выпускающие только чугун и сталь или отдельно чугун, сталь и прокат. Особую группу образуют предприятия малой металлургии, производство стали и проката на машиностроительных заводах и предприятия с электрометаллургическим производством стали и ферросплавов. На размещение предприятий черной металлургии полного цикла решающую роль оказывают сырьевой и топливно-энергетический фактор. Большое значение имеет также наличие водных ресурсов.

По добыче железной руды лидирует Центрально-Черноземный район, где находится КМ А с ее месторождениями и горно-обогатительными комбинатами мирового значения. Далее следует Урал, Северный район, Восточная и Западная Сибирь.

Цветная металлургия России характеризуется сложностью структуры производства, высокой обеспеченностью собственными ресурсами. Характерна также экспортная направленность отрасли. Особенно велика доля России в мировом производства и экспорте алюминия, никеля, меди, титана, олова, золота и алмазов. Высок уровень территориальной концентрации производства - большая часть объема продукции отрасли приходится на Уральский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Северный районы. В размещении цветной металлургии особая роль принадлежит сырьевому и топливно-энергетическому факторам. Медная промышленность в основном получила раз­витие в районах, располагающих крупными запасами медных руд, - Уральском, Восточно-Сибирском и Северном. В Восточной Сибири на севере Читинской области близи ст. Чара осваивается уникальное по запасам и качеству Удоканское месторождение медных руд. Норильский горно-металлургический комбинат использует медно-никелевые руды местных месторождений и производит наряду с выплавкой меди никель, кобальт, платину и др. металлы.

В Северном районе на Кольском полуострове осуществляется добыча и обогащение медно-никелевых руд. Вне районов получения черновой меди, ориентируясь на потребителя, расположились предприятия по рафинированию меди в Москве, Санкт-Петербурге, Кольчугино и других городах. Никель-кобальтовая промышленность также тесно связана с районами добычи сырья. Помимо вышеназванных мест добычи и центров переработки медно-никелевого сырья в Северном районе и в Восточной Сибири, никелевые руды добывают и перерабатывают на Урале. Свинцово-цинковая промышленность развита также в основном вблизи мест залегания и добычи сырья - в Белово, Нерчинске, Дальнегорске. Алюминиевая промышленность представлена в России всеми стадиями производства: добычей и обогащением сырья, производством глинозема, выплавкой металлического алюминия. Сырьевую базу отрасли образуют бокситы и нефелины. Производство глинозема находится на Урале, в Восточной Сибири, в Северном районе. Отечественное производство обеспечивает только около половины имеющихся потребностей в глиноземе, остальное количество глинозема экспортируется. Из общего объема производства алюминия в России почти 80% приходится на один Восточно-Сибирский район. Производство титана и магния осуществляется у источников сырья на Урале. Оловянная промышленность. Добыча и обогащение олова осуществляются в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.


Ведущая отрасль химического комплекса России - промышленность полимерных материалов - включает в себя производство синтетических смол и пластических масс, химических волокон, синтетического каучука. Промышленность химических волокон и нитей наиболее широко представлена в районах развитой текстильной промышленности - Северо-Западном, Центральном, Поволжском. Более 2/3 общего производства химических волокон и нитей приходится на европейскую часть. Производство синтетического каучука размещается в районах добычи природного газа и нефти, нефтепереработки. В Восточной Сибири синтетический каучук получают из синтетического спирта путем гидролиза древесины. Промышленность минеральных удобрений, серно-кислотная, содовая и другие отрасли основной химии России располагают мощной сырьевой базой: ресурсы поваренной и калийной солей, апатитов в фосфоритов, серного колчедана и самородной серы, уголь, природный газ, газы черной и цветной металлургии, коксовые газы и пр.

Лесная промышленность - традиционная для России отрасль специализации хозяйства.
Для отраслей лесной промышленности характерны высокие удельные расходы сырья и огромные отходы производства. Поэтому важнейший фактор размещения лесной промышленности - сырьевой. Крупные центры лесопиления и деревообработки расположены в низовьях и устьях сплавных рек, в местах пересечения лесосплавных рек железнодорожными магистралями. На размещение отдельных отраслей лесной промышленности помимо сырьевого фактора влияют также близость потребителя, условия водо- и электроснабжения. Мебельная промышленность развита практически повсеместно. Целлюлозно-бумажная промышленность наибольшее развитие получила в районах лесозаготовок, располагающих крупными источниками водоснабжения и электроэнергии.

Тема урока: Состав и значение комплексов, производящих

конструкционные материалы и химические вещества.

Задачи:

Дать представление о комплексах, производящих конструк­ционные материалы и химические вещества, их составе и значении в хозяйстве страны.

Сформировать понятие «конструкционные материалы», по­казать многообразие конструкционных материалов.

Выявить особенности и значение металлургического ком­плекса, показать его место в хозяйстве России, рассмотреть совре­менные проблемы российской металлургии и их географические следствия.

Совершенствовать умение работать с учебником, картосхе­мами, таблицами.

Оснащение: карта «Металлургия России», тесты для про­верки знаний, презентация

Ход урока

    Оргмомент

    Проверка знаний и умений

Тестирование

Вариант I

Варианты ответов

    Какое место в мире занимает Россия по добыче нефти?

А) первое;

Б) второе;

В) седьмое;

Г) входит во вторую десятку стран-лидеров.

    По добыче какого топливного полезного ископаемого Россия занимает первое место в мире?

А) каменный уголь;

Б) природный газ;

    Выберите месторождение нефти.

А) Ямбургское;

Б) Уренгойское;

В) Самотлор;

Г) Ромашкинское;

Д) Штокмановское.

    Астрахань, Оренбург, Ямбург – это центры добычи…

А) природного газа;

В)каменного угля;

    Самыми распространёнными электростанциями, вырабатывающими большую часть энергии, являются…

А) тепловые;

Б) гидравлические;

В) геотермальные;

Г) атомные.

    «Сияние Севера» - это …

А) атомный ледокол;

Б) магистральный газопровод;

В) крупнейший в мире алмаз;

Г) ненецкий фольклорный ансамбль.

    ¾ добываемого угля в России используется…

А) в качестве сырья для химической промышленности;

Б) в качестве кокса в металлургии;

В) в качестве топлива на ТЭС;

Г) в качестве топлива на транспорте.

    Выберите угольный бассейн, где добыча осуществляется только открытым способом…

А)Канско-Ачинский;

Б) Кузнецкий;

В)Печорский;

Г) Подмосковный.

    Найдите неверную пару

А) Рефтинская ГРЭС – Свердловская область;

Б) Усть-Илимская ГЭС – Республика Хакасия;

В) Билибинская АЭС – Чукотский АО;

Г) Рыбинская ГЭС – Ярославская область.

    Укажите, какая из перечисленных электростанций - тепловая

А) Сургутская;

Б) Братская;

В) Кислогубская;

Г) Братская.

    Укажите, какая из перечисленных электростанций - атомная

А) Рефтинская;

Б) Саяно-Шушенская;

В) Балаковская;

Г) Братская.

    Выберите верное утверждение, относящееся к электроэнергетике России

А) большая часть электроэнергии вырабатывается на ГЭС;

Б) вся территория страны покрыта единой энергосистемой;

В) крупнейшие ГЭС построены на реках Лена, Обь и их притоках;

Г) две АЭС располагаются за северным полярным кругом.

    Выберите города, являющиеся центрами нефтепереработки

А) Самара;

Б) Новгород;

Г) Рязань;

Д) Челябинск;

Е) Ростов-на-Дону.

Вариант II

Варианты ответов

1. Какое производство не относится к ТЭК?

А) нефтедобыча;

Б) нефтепереработка;

В) газопроводный транспорт;

Г) производство удобрений.

2. Укажите главный район добычи нефти в России

Б) Западная Сибирь;

В) Урало-Поволжье;

Г) Северный Кавказ.

3. Выберите субъект России, в котором находится Кузнецкий угольный бассейн

А) кемеровская область;

Б) Ростовская область;

В) Красноярский край;

Г) Республика Коми.

4. Укажите электростанцию, которая входит в тройку наиболее мощных теплоэлектростанций России

А) Саратовская;

Б) Балаковская;

В) Приморская;

Г) Костромская.

5. Укажите основной регион добычи нефти в Урало-Поволжье

А) Татарстан;

Б) Самарская область;

В) Удмуртия;

Г) Оренбургская область.

6. Из какого бассейна коксующийся уголь экспортируется в Японию?

А) Печорский;

Б) Иркутский;

В) Кузнецкий;

Г) Южно-Якутский.

7. Укажите ошибку в перечне атомных электростанций России

А) Тверская;

Б) Костромская;

В) Смоленская;

Г) Курская.

8. Выберите крупнейшие газовые месторождения

А) Медвежье и Самотлор;

Б) Уренгой и Ямбург;

В) Оренбургское и Астраханское;

Г) Берёзовское и Качканар.

9. К исчерпаемым природным ресурсам относится…

А) солнечная энергия;

Б) воздух;

10. Топливными ресурсами не обеспечена база…

А) Урало-Поволжская;

Б) Центральная;

В) Северо-Европейская.

11. Крупнейшие общегеологические запасы угля находятся в бассейне

А)Тунгусском;

Б)Печорском;

В) Ленском;

Г) КанскоАчинском.

12. Найдите ошибку в перечне недостатков тепловых электростанций

А) сильно загрязняют атмосферу;

Б) используют невозобновимые исчерпаемые ресурсы;

В) высокая себестоимость энергии;

Г) могут быть построены только возле месторождений топливных ресурсов

13. Укажите экономические районы России, в которых построены АЭС

А) Поволжье;

В) Западная Сибирь;

Г) Восточная Сибирь;

Д) Дальний Восток.

Ответы

вопроса

I вариант

II вариант

2. Письменная работа по карточкам с заданиями.

Карточка №1

Чем ТЭЦ отличается от ТЭС? Каковы принципы размещения ТЭС?

(ТЭС - тепловая электростанция, вырабатывает только электроэнергию. ТЭЦ - тепловая электроцентраль, вырабатыва­ет не только электроэнергию, но и тепло (пар и горячая вода). Свободное размещение: и у потребителя, и у источников топлив­ных ресурсов.)

Карточка №2

Чем ГЭС отличается от ГРЭС? Назовите крупнейшие ГЭС в России.

(ГЭС - гидроэлектростанция, использующая энергию падающей воды. ГРЭС - государственная районная электростан­ция. Она тепловая, использует любое топливо и обеспечивает электричеством большую территорию.) С течением времени тер­мин «ГРЭС» потерял свой первоначальный смысл («районная») и в современном понимании означает, как правило, конденсацион­ную электростанцию (КЭС) большой мощности (тысячи МВт), ра­ботающую в объединённой энергосистеме наряду с другими круп­ными электростанциями. Однако следует учитывать, что не все станции, имеющие в своём названии аббревиатуру «ГРЭС», явля­ются конденсационными, некоторые из них работают как теплоэлектроцентрали.

Карточка №3

Назовите ГЭС, расположенные на Волге. В чем состоят пре­имущества и недостатки ГЭС? (Угличская, Рыбинская, Чебоксарская, Горьковская, Волжская им. В. И. Ленина, Волжская им. XXII съезда КПСС. Преимущества: высокий КПД, экономичность, простота управления, длительные сроки эксплуатации, низкая себестои­мость электроэнергии, возможность строительства каскадов ГЭС. Недостатки: длительное строительство, большие капита­ловложения в период строительства, отрицательное экологиче­ское влияние на окружающую территорию.)

Карточка №4

Назовите АЭС, расположенные в Европейской части России. Ка­кой принцип размещения АЭС является основным?

(Кольская, Ленин­градская, Калининская, Смоленская, Курская, Нововоронежская, Балаковская. Основной принцип размещения АЭС - потребительский.)

Карточка №5

Где и с какой целью необходимо располагать электростан­ции, использующие энергию ветра? Обоснуйте ответ.

(В прибреж­ных районах Севера России для электроснабжения малых и вре­менных населенных пунктов. Именно там среднегодовая скорость ветра составляет более 6-9 м/с.)

Карточка №6

Где и с какой целью необходимо располагать электростан­ции, использующие энергию солнца?

(В южных районах России с большим количеством солнечных дней в году, в малых и времен­ных населенных пунктах. Именно там суммарная солнечная радиа­ция превышает 100 ккал/см 2 .)

3. Устный фронтальный опрос.

1) Каково значение электроэнергетики? Почему электроэнерге­тику обычно рассматривают вместе с топливной промышленно­стью и объединяют их в единый комплекс?

2) От чего зависит себестоимость электроэнергии? Почему важно получение электроэнергии с низкой себестоимостью?

3) Объясните принципы размещения электростанций разных типов.

4) Что такое ЕЭС России? В чём её значение и экономическая выгода?

5) Какие типы ТЭС вы знаете?

6) Назовите преимущества и недостатки ГЭС?

7) В чём проблемы развития атомной энергетики в России?

8) Каковы возможности использования альтернативной электроэнергетики?

    Изучение нового материала

    На первом этапе урока

промышленность

Чёрная и цветная металлургия


Конструкционные материалы


нефтехимия

Промышленность

    Просмотр презентации

Учитель. Объединение данных комплексов в единую систе­му целесообразно, так как:

1) между комплексами существуют довольно тесные взаимосвязи, в частности, значительная часть химических веществ служит исходным сырьем для производства конструкционных материалов;

2) продукция комплексов часто взаимозаменяема;

3) объемы производства металла на перспективу все более оп­ределяются параметрами развития химической промышленности и новыми технологиями обработки древесины;

4) в комплексах основу их нижних этажей составляют добы­вающие производства, с развитием которых тесно связаны пробле­мы рационального использования природных ресурсов и формиро­вания ресурсосберегающей политики, а также эколого-экономические аспекты хозяйствования.

Пропорции между рассматриваемыми комплексами, их доля в рос­сийской промышленности анализируются по таблице 4 (с. 25 учебни­ка). Учащиеся также отвечают на вопросы к этой таблице.

2. Понятие «конструкционные материалы» учащиеся записы­вают в тетрадь (с. 23 учебника). Учитель организует работу уча­щихся с таблицей 3 (с. 23 учебника, рис. 7 на с. 24).

    На какие группы делятся конструкционные материалы по своему происхождению?

    На какие группы делятся конструкционные материалы но степени новизны?

    Как вы считаете, производство каких конструкционных материалов занимает первое место?

    Как производство конструкционных материалов связано с добывающей промышленностью?

Учитель предлагает учащимся составить схему связей комплек­сов с основными потребителями конструкционных материалов. Схема может иметь следующий вид.

Комплексы конструкционных материалов

Машиностроительный Транспортный Строительный

комплекс комплекс комплекс

Агропромышленный ТЭК Комплекс по производству товаров

комплекс народного потребления

3. Следующий этап урока посвящен металлургическому ком­плексу России. Определение учащиеся записывают в тетрадь. Зна­чение металлургического комплекса можно обсудить в совместной беседе после того, как учащиеся поработают с текстом учебника (§5, с. 25). Учитель дополняет ответы учеников.

Учитель. Российская металлургическая отрасль промышлен­ности является второй отраслью в стране после топливно-энергетического комплекса по наполнению федерального бюджета и ведущей по внесению вклада в валютные поступления страны. От работы металлургических предприятий во многом зависит соци­ально-экономическое развитие как страны в целом, так и регионов. Кроме того, продукция российской металлургии по-прежнему остается одной из крупнейших составляющих мирового рынка ме­таллопродукции.

Металлургический комплекс можно назвать основой хозяйства страны. Он является фундаментом машиностроения, которое вме­сте с электроэнергетикой и химической промышленностью обеспе­чивает развитие научно-технического прогресса. Многие другие комплексы являются потребителями продукции металлургии.

Особенности металлургического комплекса

3. Сложность техноло­гического цикла

Технологический цикл состоит из ряда по­следовательных процессов: добыча руд ме­таллов - обогащение -+ выплавка метал­ла -* производство проката

4. Комплексообразую-щее и районообразую-щее значение в терри­ториальной структуре хозяйства России

Предприятия обладают большим комплексо-образующим значением, так как могут быть объединены технологическими связями с другими отраслями хозяйства. Например, при коксовании угля часто организуется производство азотных удобрений; отходы доменного и сталеплавильного производства используются как строительные материалы; к металлургическим заводам тяготеют пред­приятия металлоемкого машиностроения. Многие предприятия имеют градообразую­щее значение

5. Отрицательное влия­ние на окружающую среду

На долю металлургии приходится 20 % всех промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод. Ежегодно металлургические предприятия выбрасывают в атмосферу до 10 млн т вредных веществ, в том числе 80 % всех выбросов свинца. При открытой добыче руд из хозяйственного оборота изы­маются десятки тысяч гектаров земли

    Закрепление

Выполнение задания №1 стр. 8 в рабочей тетради

    Итог урока

    Д/з; § 21, с.106-107, вопросы с.107