Скачать презентацию на тему культура древней руси. Культура

Слайд 2

Исторические условия формирования

Наследие восточных славян (древние мифы и сказания,традиции резьбы по дереву и камню,искусство кузнецов) Достижения соседей (финноугорских, балтских племен, кочевников, хазар) Влияние Византии (принятие христианства, каменное строительство, иконопись, фрески) Патриотическая идея (объединение народных сил против внешних врагов)

Слайд 3

Устное народное творчество

Былина – поэтическое сказание о подвигах русских богатырей (идея освобождения родной земли, ее защита от врагов; нелегкий труд пахаря-земледельца)

Слайд 4

«Вы постойте-тко за веру, за отечество,Вы постойте-тко за славный стольный Киев град»

Герои древнерусских былин – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.. Васнецов. Микула Селянинович

Слайд 5

Письменность и грамотность

Византийские монахи Кирилл Философ и Мефодий – создатели славянской азбуки Глаго́лица - однаизпервыхславянских азбук длязаписицерковныхтекстовнаславянскомязыке.

Слайд 6

Кириллица43 буквы (19 гласных). Каждая буква имеет своё название, похожее на обычные слова:

Слайд 7

Крещение Руси – развитие грамотности

Скрипторий – мастерские по переписыванию книг и оформлению их в переплеты Ярослав Мудрый – развитие просвещения в Киевском Соборе (около1037 г.) Ярослав Мудрый основал книгохранилище. В нем было представлено самое полное собрание памятников Древней Руси. Здесь была представлена не только богослужебная книга, но и нравоучительная, образовательная, медицинская, историческая литература. Каждая книга была шедевром. Двух одинаковых книг быть не могло. Святая София

Слайд 8

Школав Древней Руси

  • Слайд 9

    Первыерусские книги – произведение искусства

    Материал – пергамент Шрифт – каллиграфия Правила написания – устав Иллюстрации – миниатюры Орнамент Красная строка Переплет – кожаный, деревянный (прочесть «от корки до корки») Инкрустация – золото, драгоценные камни

    Слайд 10

    Древнерусская литература

    Летописи – запись исторических событий по годам. Житие кн.Владимира Слово – торжественное и поучающее обращение Жития – литературные описания жизни людей, причисленных к лику святых

    Слайд 11

    Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу

    IX в. – выписки из летописи князя Аскольда Летопись Ольги и Святослава 997 г. – летописный свод князя Владимира Святославовича 1113 г. - «Повесть временных лет»

    Слайд 12

    «Слово о законе и благодати»1049 г. митрополит Илларион

    1 часть – восхваление идеи христианства 2 часть – «Похвала князю Владимиру», крестителю Руси 3 часть – Ярослав Мудрый – достойный продолжатель дела христианизации Общая идея: величие Руси, особая роль Руси в христианском мире

    Слайд 13

    Русь – страна городов «Гардарики»

  • Слайд 14

    Торжок, торг

  • Слайд 15

    Зодчество –искусство строить и украшать здания

    Деревянное зодчество

    Слайд 16

    Жилые помещения - хоромы

    Боярские хоромы Княжеские хоромы (каменные) Чернигов.

    Слайд 17

    Избы крестьян

  • Слайд 18

    Каменное стоительство. к.X в.

    Приезжие византийские мастера византийская архитектурная традиция 989 г. – Десятинная церковь Успения Богородицы (Владимир Святославович) 1036 г. – Софийский собор (Ярослав Мудрый)

    Слайд 19

    Софийский собор в Новгороде Киево-Печерский монастырь Золотые ворота в Киеве Стены древнего Изборска

    Слайд 20

    Искусство украшения храмов

    Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку разноцветных стекляных камушков (смальты) Фрески – роспись водяными красками по сырой штукатурке Иконопись – изображение Бога, Богородицы, святых апостолов

    Слайд 21

    Художественное ремесло

    Скань – (от старославянского глагола «съкати» - сучить, свивать в одну нить несколько прядей) орнамент, нанесенный тонкой золотой или серебряной проволокой, напаянной на металлическую. поверхность Ювелирное дело – тонкая обработка драгоценных металлов и камней «Трактат о разных ремеслах» историограф, пресвитер Теофил, XI-XII вв

    Слайд 22

    Скань, зернь, филигрань (от латинских слов filum – нить и granum – зерно.)

    Слайд 23

    Височные кольца

    Колты – полые височные кольца гривны

    Слайд 24

    Рясны (цепи из круглых или квадрофолийных бляшек) и колты – головной убор

    Слайд 25

    Техника черни

    Обычно черневые украшения делали из тонкого листа серебра. Для получения из тонкого листа полого изделия применялся очень древний способ - ручная выколотка, когда лист серебра под ударами деревянного молотка принимал необходимую форму.Вторая стадия в изготовлении ювелирного произведения с чернью - гравировка на металле

    Слайд 26

    Перегородчатая эмаль

    На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволокой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок – эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастера.

    – это социально
    значимый опыт, накопленный
    человечеством и передаваемый из
    поколения в поколение, при этом
    постоянно изменяющийся. Она
    включает в себя традиции и
    обычаи, нормы, идеалы.
    Культура
    Ценности,
    унаследованные от
    прошлого
    Заимствования у
    других народов
    Вклад
    современников
    Культура
    От лат. Cultura –
    возделывание,
    воспитание,
    образование,
    развитие,
    почитание

    Культура
    Совокупность материальных и духовных ценностей
    Материальные ценности:
    Духовные ценности:
    Техника производства
    Технологии
    Ремесло
    Орудия труда
    Предметы быта
    Идеология
    Наука
    Образование
    Литература
    искусство
    Искусство – художественное творчество
    Пространственные
    Архитектура
    Временные
    Музыка
    Декоративноприкладное искусство
    Театр
    Изобразительное
    искусство (живопись,
    скульптура)
    Кинематограф
    Танцы
    Телевидение

    Особенности древнерусской
    культуры
    ее синкретический (смешанный) характер. Она
    сочетала в себе элементы культур различных этносов,
    участвовавших в формировании древнерусского общества;
    традиционализм и консерватизм. Это была культура,
    преимущественно обращенная в прошлое, именно там
    находившая большую часть своих идеалов и ценностей;
    религиозный характер. Культура Киевской Руси
    опиралась на многовековую историю развития
    восточнославянского язычества. При этом испытывала все
    усиливавшееся влияние византийской христианской
    традиции;
    анонимность. Мы не знаем авторов подавляющего
    числа культурных памятников Древней Руси. Это связано
    не только с тем, что от средневековья нас отделяет
    несколько столетий, но и с тем, что христианское
    мировоззрение расценивало смертного автора как
    инструмент в «руце Божьей». Анонимность в данной
    ситуации являлась естественным проявлением «страха
    Божьего» и смирения.

    Славянский поселок
    Изучаем карту и иллюстрации. Какую особенность расположения древних
    городов вы заметили. Как это можно объяснить?

    Основным
    строительным
    материалом у жителей лесной
    полосы было дерево. Постройки
    сооружались из бревен, крышу
    покрывали
    соломой
    или
    камышом. Бревенчатые дома
    образовывали круг или стояли
    рядом по одну и другую сторону
    мощенной бревнами улицы.

    Сельскохозяйственная культура славян
    Основным занятием славян было земледелие. Орудиями
    труда служили борона – суковатка для того, чтобы боронить
    вспаханную сохой землю. Зерно толки в деревянной ступе
    или мололи на ручных жерновах.
    ?
    3
    1
    5
    7
    2
    4
    6

    1
    3
    2
    2
    1
    4
    3

    Слово «скот» означало деньги. Костные остатки выявлены при раскопках многих
    поселений и дают представление о составе стада. Первое место всюду должно
    быть отведено крупному рогатому скоту. Кости крупного рогатого скота составляют
    до 50% остеологического материала, связанного с домашними животными Стада
    крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Второе
    место принадлежит костям свиньи, третье - мелкого рогатого скота, четвертое лошади.

    Охотились на кабана, оленя, медведя,
    бобра, лисицу, куницу, зайца и других
    животных. На охоту брали лук со
    стрелами и копья
    Охота в лесу была не только важной
    отраслью хозяйства, но и местом, где
    молодые соплеменники проявляли
    свою силу, храбрость, охотничью
    сметку. Добыча пушного зверя давала
    мех, необходимый для пошива
    зимней одежды и для торговли.
    Занятия славян

    Ловили в реках щуку, сазана, судака,
    леща, сома, осетра и других рыб. Рыбу
    ловили крючками, сетями, неводами и
    разнообразными плетёными
    приспособлениями
    Для ловли рыбы, в изобилии
    водившейся в прозрачных водах рек и
    озер, применялись гарпуны, остроги,
    плетеные сети и верши.

    Лес, где охотился человек, река, где он
    удил рыбу, в представлениях наших
    предков, были частью живого мира.
    Белку или волка надо
    было бить стрелой точно
    в глаз. И не только для
    того, чтобы не испортить
    шкуру, но и для того,
    чтобы не доставить
    мучений животному.
    В лесу охотник мог брать
    ровно столько, сколько нужно
    для прокорма семьи. Лишнего
    зверя убивать нельзя, ибо в
    этом случае недобрый хозяин
    чащобы - леший, не только
    уведет с пути охотника лесных
    зверей и птиц, но и самого
    заведет в чащу, откуда уже не
    будет возврата. Нельзя было
    ловить
    рыбу
    больше
    необходимого - водяной мог
    принести несчастье.

    Борть –
    природный пчелиный
    улей в дупле дерева.
    ?
    Одним из важных занятий славян
    было бортничество –
    сбор меда диких пчел.
    Какое значение имел этот вид
    деятельности?

    Бессилие и
    страх человека
    перед
    таинственными
    явлениями
    природы
    Складывание
    пантеона
    языческих
    богов у
    восточных
    славян
    Сварог (бог неба и огня)
    Перун
    (бог грома и молнии)
    Язычество
    Человек стал
    связывать явления
    природы с некими
    невидимыми
    всемогущими
    сверхъестественными
    силами
    Выделение
    прослойки
    языческих
    жрецов
    (волхвов)
    Создание
    капищ с
    идолами
    Зарождение
    веры в
    природных
    духов и богов
    (язычество)
    Даждьбог (бог солнца)
    Стрибог (бог ветра)
    Род
    (бог плодородия и семей)
    Макошь (богиня земли,
    покровительница женщин)
    Ритуальные
    праздники,
    жертвоприношения,
    магические
    заклинания,
    ношение амулетов
    Неумение
    древнего
    человека найти
    естественное
    объяснение
    явлениям
    природы
    Вера восточных
    славян в
    существование
    злых и добрых
    духов (домовых,
    русалок, леших,
    водяных,
    упырей,
    берегинь,
    кикимор,
    вурдалаков)

    Языческие обряды

    Капище – круглое языческое святилище на холме («капь» - идол –
    изображение бога из глины, камня, дерева); место для костров;
    требище – место для принятия жертвенной пищи;
    жрецы – волхвы (кудесники)– совершали обряды, изготовляли
    идолов, произносили языческие заклинания…
    погребальный обряд – с покойником клалось все необходимое для
    загробной жизни – зажигали священный костер – делали
    погребальную насыпь - курган, проводили тризну – поминки.

    Устное народное творчество Киевской Руси
    Песни и пляски на
    праздновании Коляды и Купалы,
    Масленицы, русалиях.
    Причитания во время
    поминального обряда («плач»).
    Бытовые пословицы («Не
    погнетши пчел, меду не едать»).
    Исторические пословицы
    («Погибли аки обры»).
    Загадки (этот жанр создавался
    не для развлечения, а как
    тайный иносказательный язык,
    понятный далеко не всем).
    Сказки.
    Местные сказания.
    Заговоры, заклинания
    Были и былины.
    Былины -
    героические
    сказания о
    защитниках родной
    земли от врагов.
    Народные сказители
    воспевают подвиги
    Ильи Муромца,
    Добрыни Никитича,
    Алеши Поповича,
    Вольги, Микулы
    Селяниновича и
    других былинных
    богатырей (всего в
    былинах действуют
    более 50 главных
    героев). К ним
    обращают они свой
    призыв: «Вы
    постойте-тко за веру,
    за отечество, вы
    постойте-тко за
    славный стольный
    Киев-град!»

    С принятием
    христианства азбука,
    письменность, книга стали для
    крещеных славян священными,
    Слово, текст должны были
    раскрывать христианские истины,
    приобщать к Божественному, к
    религии. Отсюда – равнодушие к
    мирской, светской литературе,
    отношение к ней, как к
    «неполезной» - этим объясняется
    отсутствие в древнерусских
    рукописях любовной лирики,
    романов, поэм, драм. Не было и
    поэзии: фольклорные лирические
    и богослужебные тексты пелись,
    но не являлись поэзией в
    общепринятом смысле слова.
    Отсутствовали и сатирические,
    пародийные сочинения – к смеху
    относились настороженно.

    Материал для строительства:
    Дерево (+: много лесов;
    легко поддается
    Архитектура – искусство проектировать и строить
    обработке; быстрое
    сооружения и их комплексы в соответствии с их
    строительство; легко
    разобрать и перевезти на
    назначением, современными техническими
    место;
    возможностями, эстетическими воззрениями общества.другое
    гигиеничность – дышит
    зимой, в прохладное
    Формула архитектуры:
    время – тепло, летом –
    прохладно; - - влага,
    Прочность
    Польза
    Красота
    огонь).
    Плинфа – тонкий
    Технологичность Функциональность
    Эстетичность
    плиткообразный плоский
    большой кирпич (40 х 40 х
    3 см) + раствор (известь,
    Ветрувий
    песок, толченый кирпич).
    Архитектурные
    Камень: серый известняк
    сооружения
    (Новгород), белый
    известняк (Владимир,
    Суздаль).
    памятники
    произведения искусства Кирпич (глина, песок,
    материальной культуры
    вода) 30 х 14 х 7 см
    Архитектура Древней Руси.
    (точные расчеты общих габаритов, толщины
    стен, формата камней или кирпичей,
    радиусов арок; использование различных
    материалов, конструкций, приемов и
    технологий)
    (архитектурные особенности, пропорции,
    вовлеченность в окружающий ландшафт,
    единение с природой)
    В настоящее время известны 150 памятников архитектуры
    домонгольского периода.До конца Х века на Руси не было
    монументального каменного строительства, постройки были
    деревянные или деревянно-земляные.

    Первые деревянные
    церкви:
    церковь Ильи в
    Киеве,
    собор в Ростове,
    Церковь Бориса и
    Глеба в Вышгороде,
    13-главая
    деревянная София
    Новгородская.
    Первые известные мастерадреводели (зодчие):
    Миронег (нач. ХI в.), Ждан-Никола
    (конец ХI в.).
    Дворцы
    Часовни
    Хоромы
    Избы
    Храмы
    Палаты
    Монастыри
    Культовые
    Жилые
    Строительные
    сооружения
    Защитные
    Крепости
    Кремли
    (детинцы)
    Хозяйственные
    Трапезные
    Конюшни
    Амбары
    Мельницы

    Архитектурные детали
    купол
    барабан
    пилястра
    закомара
    аркатурный
    пояс

    Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 г.

    Святая София Киевская.
    Когда построена?
    В честь какого события?
    При каком князе?
    Перестроена в XVII
    веке в
    псевдоукраинском
    стиле

    Каменные сооружения:
    конец Х в. – 25-главая Десятинная церковь в
    Киеве в честь Богородицы
    1037 г. – Софийский собор в г. Киеве – 13 куполов
    Золотые ворота в Киеве.
    Церковь Спаса на Нередице в Новгороде
    Храм Святой Софии в Новгороде
    Золотые ворота во Владимире
    Успенский собор во Владимире
    Дмитровский собор во Владимире
    Остатки светского дворца князя Андрея в
    Боголюбове
    Церковь Покрова на Нерли
    Соборы в Переяславле-Залесском, Суздале,
    Юрьеве-Польском.
    Русские мастера
    внесли в каменное
    строительство
    элементы
    национального
    деревянного
    зодчества:
    многоглавие,
    пирамидальность,
    башенность.

    «Что слово сообщает через
    слух, то живопись
    показывает молча, через
    изображение».
    фреска
    Мозаика
    Формы
    живописи
    Миниатюра
    Инициал
    Иконопись
    Заставка

    Живопись
    в Древней Руси
    Фреска
    Фреска – живопись водяными красками по сырой
    штукатурке.
    Требует быстроты и точности в работе.
    Зависит от качества штукатурки (известь
    + вода).
    Известь готовили тщательно: в течение лета ее денно и
    нощно мыли, меняя воду каждые 5-6 часов, зимой
    выдерживали на морозе, а весной снова мыли; цель –
    вывести «емчугу» - светлый налет, который мог
    проступить на поверхности штукатурки и испортить
    фрески.
    Красками для фрески служили мелко
    растертые цветные глины и камни, растворенные в
    известковой воде. Писать – только пока не высохла
    штукатурка, иначе краска плохо впитывалась в грунт,
    приходилось высохшую штукатурку сбивать и
    начинать сначала.
    Недостаток: со временем известь частично
    съедает цвет, и фрески выглядят поблекшими.

    Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты.
    Очень сложная и дорогостоящая техника.
    Только 5 древнерусских храмов были украшены мозаикой, и лишь в одном (Киевской Софии) она
    сохранилась.
    Сырье: смальта (цветное стекло) – выплавляли в специальных мастерских. В стеклянную массу
    добавляли окислы различных металлов, чтобы придать смальте окраску.
    Техника: стены и своды метр за метром в несколько слоев покрывали цементирующим
    раствором. Поверх него наносили рисунок, по которому мастера вдавливали в раствор кусочки смальты (1
    кв.дм = 400 кусочков).
    Самое ценное качество мозаики – светоносность. В дневное время лучи солнца, проникая через
    окна в храм, зажигали мозаику и она искрилась всеми цветами радуги. У смальты Софии Киевской 177
    оттенков различных цветов (34 – зеленого, 25 – коричневого, 23 – желтого, 21 – синего, 25 – золотого).
    Во время вечернего богослужения при мерцающем свете лампад и свечей мозаики горели
    мистическим огнем. Эффект «оживания» изображения.
    Богоматерь Оранта. Мозаика
    Софийского собора в Киеве. ХI в.

    Миниатюра – от лат. мinium – красная краска, которой расцвечивали
    рукописи.
    Миниатюра = книжная иллюстрация.
    Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью
    и красками. Чаще всего это были портреты заказчиков или авторов книги
    (евангелистов), иллюстрации к тексту.
    Сильное влияние иконописи. Меньшие размеры (по сравнению с
    иконами) требовали большей тонкости художественного исполнения. Книги,
    содержащие множество миниатюр, назывались лицевыми и особенно
    ценились.

    Иконопись – с греч. –
    «изображение, образ» (на Руси –
    «образа») – изображения ликов
    святых на деревянных досках.
    Предмет культа,
    поклонения.
    Первые на Руси иконы написали
    греческими мастерами.
    Развешивались по стенам,
    углам, составлялись в
    иконостасе. В домах – в красном
    углу. У развилок дорог, у
    колодцев, на воротах при
    въезде в город. Нельзя
    «купить» - только «выменять на
    деньги». Нельзя по ветхости
    уничтожать --- закопать,
    пустить по воде.

    Изображения святых
    Христианское имя при крещении
    покровительство святого.
    Покровительство различным
    категориям населения:
    Св. Георгий – воинам и
    земледельцам
    Параскева Пятница –
    торговцам и купцам
    Николай – плотникам,
    строителям,
    путешественникам, купцам
    Федор Тирон – колодцам
    Святой Христофор – хранит
    от эпидемий, от мора
    Козьма, Демьян – кузнецам,
    лекарям
    Фрол, Лавр – коневодам…
    Мерные иконы (в рост родившегося
    царевича + образ святогопокровителя)

    Иконопись

    Иконопись – работа сложная
    и трудоемкая
    Плотник:
    а) Дерево: липа (мало
    сучков), сосна, ель,
    лиственница.
    б) Долго (несколько лет)
    высушивали.
    в) Выглаживали топором.
    г) Вырезали ковчег –
    неглубокую прямоугольную
    выемку.
    д) На тыльной стороне –
    поперечные пазы + шпонки
    (брусочки) – чтобы не
    коробилась.
    Мастера: ХI в. –
    Алимпий, Олисей,
    Георгий
    Самые известные
    ранние иконы:
    «Петр и Павел»,
    «Святой
    Георгий», «Ангел
    Золотые Власы»,
    «Богоматерь
    Владимирская»,
    «Богоматерь
    Оранта», «Спас
    Нерукотворный».

    Иконопись

    Иконописец:
    а) Холстина (паволока)
    наклеивалась на лицевую сторону,
    защищала живопись от трещин на
    дереве.
    б) Левкас – грунт – рыбий клей +
    толченый мел
    в) Полировка пемзой, медвежьим
    зубом, хвощем – до блеска
    г) Краска – темпера: яичный желток
    + красочный пигмент – цветные
    глины и минералы. Сочные,
    звучные цвета – на века.
    Иконопись
    Требования к
    иконописцу:
    должен быть
    праведником (писание
    икон – богоугодное
    дело),
    иметь
    талант художника и
    знания богослова. Не
    допускались
    женщины и еретики.
    «Стоглав»: «подобает бо
    бытии живописцу смирну
    и кротку, благоговейну,
    не празднослову, не
    смехотворцу, не
    сварливу, не завистливу,
    не пьяницы, не убийцы,
    но же всего хранити
    чистоту душевную и
    телесную со всяким
    опасением… в посте же
    и молитве пребывати…»

    Особо почитаема
    на Руси иконопись,
    изображающая
    богоматерь с
    младенцем.
    Владимирская
    Богоматерь ХII в.
    Греческий
    художник – радость
    материнства,
    нежное любование
    своим ребенком,
    предвидение мук,
    ожидающих ее
    дитя.
    Иконопись
    Перед началом работы
    над иконой художник
    постился, воздерживался
    от хмельного, накануне
    ходил в баню, облачался в
    чистую рубаху. Приступая
    к работе, иконописец
    возносил молитву Богу,
    испрашивая у него
    благодати на труды свои.
    Артели художников, получая заказ, распределяли
    работу между собой. Порядок работы: набросок
    обугленной лучиной общей композиции,
    подмастерья золотили фоны и нимбы, элементы
    пейзажа, одежды святых; в последнюю очередь –
    лики, руки, ноги святых. Покрывали олифой –
    конопляным маслом: живой блеск, защита от пыли
    и сырости. Несколько месяцев – на свет – сохнуть.
    Через 60-80 лет потемнение иконы – черная доска:
    несколько новых слоев – расчистка икон.

    Народное музыкальное творчество

    Обрядовое пение
    и танцы во время
    языческих
    ритуалов,
    сопровождавшие
    ся игрой на
    различных
    музыкальных
    инструментах, о
    которых можно
    судить по
    фрескам и
    книжным
    миниатюрам –
    это дудки,
    деревянные
    рожки, трубы,
    бубны, гудки,
    свирели и гусли.
    Носителями народной музыкальной
    традиции выступали скоморохи –
    бродячие музыканты, акробаты,
    фокусники, танцоры и сказители. Свое
    искусство скоморохи могли
    демонстрировать и на деревенском
    празднике и при княжеском дворе.
    Несмотря на усиливавшиеся гонения
    со стороны церкви они были любимы
    и популярны во всех слоях
    древнерусского общества.

    Церковно-певческое
    искусство
    Единственным
    музыкальным
    инструментом,
    допускаемым восточным
    христианством в храме,
    был живой
    человеческий голос.
    Особое место в русской
    музыкальной культуре
    традиционно занимает
    колокол. Еще в языческие
    времена люди использовали
    колокольчики для того, чтобы
    отгонять злых духов. Перезвон
    церковных колоколов смирял
    беса, прославлял Господа,
    объединял людей во время
    праздников и бедствий.

    Письменность

    До появления на Руси славянской
    азбуки, во времена язычества у
    восточных славян была своя
    письменность. Известны знаки-символы
    в виде рисунков («Черты» пиктографическое письмо: круг –
    солнце, волнистая линия – вода, крест огонь) и зарубок («Резы») на коре или
    дощечках, а также «русськие письмена»
    на буквенно-звуковой основе.
    Болгарский писатель Черноризец Храбр
    называет славянское письмо «Черты и
    ризы».
    О наличии у восточных славян
    письменных навыков
    упоминают древнегреческие
    и арабские авторы.
    922 г. – договор Олега с
    Византией – на греческом и
    русском языках.
    1\2 Х в. – Гнездово (под
    Смоленском) – найден
    сосуд с надписью
    «гороухча» (много версий:
    «горчица», «Горух писал»).

    Берестяные грамоты

    В 1951 г. в Новгороде найдены
    берестяные грамоты. Горожане для
    записей пользовались не дорогим
    пергаменом, а берестой. Значительное
    количество берестяных грамот найдено
    археологами при раскопках в Новгороде,
    Пскове и других городах.
    История письменности и образования на
    Руси связана с распространением
    христианства.

    Кирилл и Мефодий

    Во второй половине IX в.
    Болгарские монахимиссионеры Кирилл (в миру
    Константин) и Мефодий
    создали первую славянскую
    азбуку для перевода
    священных христианских
    текстов с греческого. Самые
    ранние сохранившиеся до
    нашего времени образцы
    применения этого письма
    относятся к началу X в.
    Договор между Византией и
    Олегом был написан на
    двух языках - греческом и
    славянском.

    Кирилл и Мефодий

    Существовали две азбуки - глаголица и
    кириллица. Глаголица имеет более
    раннее происхождение и происходит из
    греческой скорописи VIII-IX вв., а также
    древнееврейских и других восточных
    алфавитов. Вероятно, именно глаголица
    была создана Кириллом.
    Кириллица имеет в своей основе
    греческое уставное письмо с
    добавлением нескольких букв.
    Создавалась она, как считают ученые,
    учениками Кирилла и Мефодия в конце
    IX - начале X в. Названа в честь св.
    Кирилла, оставшегося в памяти славян
    создателем славянской азбуки.

    Кириллица
    До появления на Руси
    арабских цифр (XVI век) для
    счета использовались
    буквы.
    Чтобы отличить цифры
    от букв, сверху ставился
    особый знак - ~ - титло
    (отсюда и пошло слово
    «число»).
    Особым образом
    записывались числа от 11
    до 19: в них вначале
    писались единицы, а затем
    – десятки (например, 16 =
    SI, 18 – NI, 19 – ДI).
    Остальные числа писались
    так же, как сейчас: вначале
    десяток, затем единицы (NД
    – 54, ЛА = 31).
    Чтобы отличать буквы от
    цифр, на письме с обеих
    сторон ставились точки.
    Знак ‡ обозначал одну
    тысячу (.‡ АЦГ.= 1903)

    Центры образования

    Центрами
    образования в
    Древней Руси
    были монастыри
    (в первую
    очередь КиевоПечерская
    обитель).
    Центры образования
    При них
    создавались
    школы, в них
    переписывались
    книги и возникали
    библиотеки.
    При Владимире Святом начали
    переводиться и переписываться
    книги.
    Его сын Ярослав Мудрый возвел
    это дело в ранг государственного. В
    построенном при нем Софийском
    соборе в Киеве создали
    мастерскую по переписке книг и
    книгохранилище при ней –
    библиотеку.

    Грамотность

    До принятия христианства
    умеющих читать и писать на Руси
    было мало, но с 988 г. грамотность
    начала быстро распространяться.
    Грамотным было духовенство,
    выучились писать князья, многие
    бояре и горожане.
    Учить на Руси в школах
    стали при Владимире I. Ярослав
    Мудрый повелел создавать школы
    для мальчиков «из лучших людей»
    и поповичей. Первую в
    средневековой Европе школу для
    девочек основала сестра
    Владимира Мономаха Янка,
    монахиня Андреевского
    монастыря. В школе учили писать,
    считать и читать. Княжеских детей
    обучали дома.
    Специального образования
    не существовало. Зодчие,
    художники, военные, врачи
    учились на практике.

    Всю древнерусскую
    литературу можно
    разделить на переводную
    и оригинальную. Выбор
    С принятием христианства в X в.
    переводных книг был
    началась история русской
    обусловлен религиозным
    литературы, складывался единый
    древнерусский язык.
    влиянием.
    Первые книги были рукописными,
    написанными на пергамене
    (выделанная кожа) с помощью
    чернил или киновари (красная
    краска из минералов) гусиными
    перьями. Переплет наиболее
    ценных (как, например,
    «Остромирова Евангелия» XI в. и
    «Мстиславова Евангелия» XII в.)
    оковывался серебром и золотом,
    украшался драгоценными
    камнями и финифтью (эмалью).
    Высокая стоимость книг делала
    их доступными только для
    высших слоев общества.

    Летопись – погодная запись событий («год» - «лето») - "Повесть временных лет"
    историческое повествование, в котором события
    условное название
    расположены по определенным годам. В Европе –
    общерусского
    хроники, анналы.
    летописного свода,
    летописи – хронологические записи с основными
    составленного во втором
    датами, событиями, героями, воспоминаниями
    десятилетии XII века
    очевидцев. Занимались этим обученные монахи
    монахом Киеволибо по своей воле, либо по поручению князя.
    Печерского монастыря
    Летописи: общерусские и местные.
    Нестором.
    Дошли до нас в более поздних списках.
    Авторы – чаще всего монахи. Писали по
    повелению князя или епископа или по
    благословению настоятеля монастыря.
    Каждый летописец по традиции начинал
    повествование с глубокой древности и затем
    переходил к событиям последних лет.
    «Се повести временных лет, откуда есть
    пошла земля русская, кто в Киеве начал
    править первее и откуда Русская земля
    стала есть»
    Нестор закончил свой труд, доведя повествование
    до современных ему событий первого десятилетия XII в.
    "Повесть временных лет" легла в основу большинства
    дошедших
    до нас русских летописных сборников XIV-XVI веков.

    Оригинальная древнерусская литература
    Самым известным литературным памятником домонгольской
    Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.)..
    Автор призывает к единству русских
    земель, выступает против усобиц. Его
    называют эпической поэмой,
    исторической повестью, политическим
    трактатом - в нем сплелись все
    жанры древнерусской литературы
    Хождения («хожения») описание
    путешествий,заморских земель,
    впечатления, перечисление
    «святынь» (гора Афон,
    Царьград). Рассказ о
    путешествиях,
    достопримечательностях,
    природе, обычаях других стран
    («Хожение игумена Даниила в
    Палестину»).

    Жития святых
    жития (агиография) –
    жизнеописания
    духовных и светских
    лиц,
    канонизированных
    (признанных святыми)
    христианской
    церковью.
    «Сказание о Борисе и
    Глебе»
    Жития святых –
    сборники,
    содержащие
    назидательные
    рассказы о
    добродетелях и
    пороках, праведности
    и неправедности,
    описание жизни,
    страданий и подвигов
    людей,
    канонизированных
    церковью.
    В Житиях прославляется
    кротость,
    самоотречение,
    духовная чистота.
    Описываются чудеса –
    исцеления больных.
    Жизнь святых
    уподобляется жизни
    Иисуса Христа.
    «Житие Феодосия
    Печерского»

    Поучения

    «Слова» («поучения»)
    - произведения,
    относящиеся к
    риторическому жанру.
    «Поучения» - о
    необходимости
    покаяния, о суетности
    мирской жизни,
    Страшном суде,
    обличении пьянства,
    жадности, лени, лжи и
    других пороков.
    «Слово о Законе и Благодати»
    митрополита Илариона,
    обосновывающее значимость
    принятия христианства и
    прославляющее Русскую землю и
    князей.

    «Поучение Владимира Мономаха» написано одним из самых известных князей
    Древней Руси в зрелом возрасте. Это единственный в древнерусской литературе
    пример политического и морального наставления, написанного не духовным
    лицом, а князем, политическим деятелем.
    Требования соблюдать христианскую
    мораль (кротость, покорность старшим),
    мир между князьями, без притеснений и
    кровопролития, не поддаваться
    гордыни, лени…
    Содержит
    две
    части:
    обращение
    к
    сыновьям
    и
    грамоту
    (письмо) к черниговскому
    князю Олегу.

    Летосчисление

    Система счета больших промежутков времени
    На Руси в древности – до 1700 г.
    византийская система
    от сотворения мира
    5508 лет до Рождества Христова
    С 988 г. до конца ХV в.
    мартовские годы
    С конца ХV в. –
    сентябрьские годы
    Вычисления:
    С 1 января до 31 августа – 5508 лет;
    С 1 сентября до 31 декабря – 5509 лет.

    Развитие ремесла
    В этот период – более 60 специальностей
    Деревообработка (+ резьба):
    Посуда (ложки, чашки, ковши)
    Наличники, коньки на крыше
    Корабли (нос и корма)
    Узорная мебель
    Игрушки
    Кузнечное дело.
    Замки из 40 деталей –
    пользовались спросом даже
    в Европе.
    Самозатачивающиеся ножи
    (из 3 металлических
    пластин).
    Литье колоколов.
    Гончарное ремесло.
    Производство многоцветной
    керамики: посуды, кирпич,
    плитки для декора.
    Орнамент – линейноволнистый.
    Резьба по камню:
    Иконы
    Плиты (рельефы)
    Производство
    стекла.
    Стеклянные
    браслеты.
    Секреты были
    утеряны после
    нашествия
    монголо-татар.

    Оружейное дело
    Производство
    кольчуг, колющих
    мечей, сабель.
    ХII в. – появление
    арбалетов (арбалет
    – стальной лук,
    укрепленный на
    деревянном станке,
    тетива натягивалась
    воротом.

    Зернь – покрытие
    Ювелирное ремесло
    ювелирного изделия
    миниатюрными
    Украшения: колты (подвески к
    металлическими шариками
    головному убору, полые внутри – (до 0,5 мм в диаметре)
    пахучие травы, ароматизированные
    вещи), бармы (роскошные оплечья),
    медальоны, кресты, перстни,
    широкие браслеты, ожерелья,
    Чернь –
    диадемы, оклады книг…
    черные или темно-серые
    Техники: литье, чеканка, зернь,
    изображения, нанесенные
    скань, чернь, разные виды эмали,
    на металл (золото,
    резьба, гравировка.
    серебро) путем
    гравировки и заполнения
    штрихов так называемым
    черным сплавом
    (серебро, медь, сера…).
    Эмаль –
    особый сплав стекла, окрашенный в
    различные цвета окислами металлов
    (прозрачные и непрозрачные)
    Скань –
    ажурный узор,
    выполненный
    из тонкой
    золотой или
    серебряной
    проволоки,
    скрученной из
    двух нитей

    Вывод
    Ремесло Киевской Руси было очень развито и
    находилось на высокой ступени развития,
    изделия русских ремесленников находили
    широкий спрос по всей Европе.
    Высоко развитая культура Киевской Руси погибла в
    пламени монгольского нашествия: горели города, рушились
    храмы, население угонялось в далекие каракорумские
    степи. Дальнейшее развитие культуры было прервано,
    прежде всего, внешними факторами. Но культура не
    исчезла.
    В период феодальной раздробленности в русских
    княжествах появились разные школы живописи и
    архитектуры, появились памятники, ставшие
    сокровищницами мировой культуры.
    Культура была сохранена, сбережена народом и стала
    воссоздаваться вновь, но уже вокруг другого центра –
    Москвы.

    Культура Древней Руси

    учитель истории

    МАОУ СОШ д. Ореховно


    Особенности культуры:

    1.Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян:

    Древние мифы и сказания

    Традиции резьбы по дереву и камню

    Искусство кузнецов и гончаров.

    2.Влияние Византии

    На культуру.


    • Песни
    • Сказки
    • Былины (поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей)
    • Русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, ее защиты от врагов.

    • Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович.


    • Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине 9 века проникла на Русь.

    • Кири́лл (в миру Константи́н по прозвищу Фило́соф, 827-869, Рим) и Мефо́дий (в миру Михаи́л; 815-885, Моравия) - братья из города Солуни (Салоники), создатели славянской азбуки, создатели языка и проповедники христианства.
    • Однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов.
    • Царь вызвал к себе двух учёных братьев Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю.
    • Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность.

    • «Повесть временных лет»:
    • … Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их…

    • Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности, грамотности.На Русь стали приезжать церковные грамотеи. При церквях и монастырях были открыты школы. Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету.

    • Книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам- уставу. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст,- миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только очень богатые люди.

    • письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI-XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей.
    • Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород.

    • Иларион- первый киевский митрополит- уроженец Руси, крупный литератор. Он создал целый ряд произведений в жанре слова- торжественного и поучающего обращения.
    • « Слово о законе и благодати», впервые произнесенное в 1049 году в честь завершения строительства оборонительных сооружений Киева. Через все произведение красной нитью проходит идея величия Руси.

    • была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор воссоздал широкую картину исторических событий. В первых строках своей летописи он поставил вопрос: « Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить?» Отвечая на этот вопрос, летописец повествует о становлении Древнерусского государства с центром в Киеве, о деятельности первых его князей, об отношениях с другими народами.

    • Литературные описания жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах, совершенных святыми при жизни и после смерти.

    • Деревянное зодчество- искусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество имело свои традиции Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек- клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву украшала деревянные строения.

    • Каменное строительство началось на Руси в конце 10 века после принятия христианства. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы.
    • «В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек.»
    • («Повесть временных лет»)
    • Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором.
    • Руины Десятинной церкви

    • Софийский собор в Киеве, собор св. Софии (заложен в 1037), выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главное культовое и общественное здание Киевской Руси; главный храм киевских митрополитов. Софийский собор сочетал в себе славянские и византийские традиции.
    • Внутреннее убранство
    • Современный вид храма

    • Софийский собор в Новгороде, собор св. Софии (построен в 1045-50), выдающийся памятник русской архитектуры. Был кафедральным собором (ныне музей). Построен в "Детинце" (кремле; в основном из камня, плинфа использована преимущественно в кладке сводов).
    • Это единственное сооружение того времени, дошедшее до наших дней почти без изменений.
    • София стала символом Великого новгорода.

    • Фрески- картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке.
    • Мозаика-картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

    • Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами- копья, мечи, щиты, кольчуги.

    искусство русских ювелиров

    Отличалось высоким уровнем. Ювелиры- это мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду.. Для изготовления украшений использовалась очень сложная техника:

    • Зернь- на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков- зернышек.
    • Скань- рисунок нанесен тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность.

    • Древнерусского государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей-государств, формируя свои самобытные культурные традиции.
    • Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

    Список литературы : Данилов А.А. Косулина Л.Г «История России. С древнейших времен до конца XYI века» М.,2013 информационные источники : http://www.google.ru/search?q= древняя+русь+картинки & newwindow =1&biw=1280&bih=887&tbm= isch&imgil =zG-fZxfhAItFYM%253A%253B8mvf2f5azxkd8M%253Bhttp%25

    Фольклор Обрядовый фольклор Жизнь в Древней Руси сопровождали различные обряды: свадебные, похоронные, календарные, магические (заговоры) и др. Обряды и сопровождавшие их фольклорные произведения обнаруживают такие черты мышления древнего человека: анимизм (вера в духов и существование души), антропоморфизм (очеловечивание животных, растений, явлений природы, смерти, болезней) и магизм (вера в то, что специальные действия и слова влияют на события в жизни человека).


    Сказки Фольклор Сказки содержат в себе удивительные и таинственные события приключенческого характера, в них показаны идеальные герои, фантастические существа, волшебные предметы, чудесные явления. В сказках отображаются мечты о справедливости, о победе добра над злом, об облегчении тяжелых условий жизни (ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка и т.д.). Сказки Бытовые ВолшебныеО животных


    Эпические песни с героическими сюжетами – былины – особый жанр древнерусского фольклора. В центре сюжета – богатырь и его подвиг, поединок с врагом и победа. В богатыре воплощена мощь и патриотизм русского народа. В былинах изображены свойственные Древней Руси военно-политические и социально-бытовые ситуации. Основной идеей, объединяющей все былины, является необходимость единства Руси и ее защита от врагов. Врагов олицетворяли фантастические персонажи: Змей, Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище поганое. Былины были особенно актуальны во времена бесконечных набегов кочевников и монголо-татарского ига. Былины Фольклор




    Фольклор Другие жанры древнерусского фольклора: пословицы, поговорки, загадки, предания, легенды, мифы, былички и др. Одной из ключевых особенностей русского фольклора – его устность. Собирать устное народное творчество, то есть записывать, начали только в 18 веке. «Гусляры» ВАСНЕЦОВ


    Древнерусская литература С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. А обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции. Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. «Поучения Детям»


    Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIVXV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Древнерусская литература Нестор


    Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 годуновгород- северского князя Игоря Святославовича. Древнерусская литература Владимир Мономах








    Древнерусское Зодчество Звонница московского Кремля Колокольня Ивана Великого в Кремле 14 век. Она состоит из 3 ярусов и похожа на древнюю деревянную сторожевую башню. На каждом ярусе находится галерея звона. Её высота – 81 метр. Наполеон взорвал её, но она устояла. Звонница была установлена в году.




    Русская икона сумела создать свой особый способ отражения действительности, несущий человеку ощущение радости и полноты земной жизни. Икону богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол-самое почётное место в доме. Иконы украшали роскошные княжеские палаты и величественные своды белокаменных соборов, маленькие часовни для молитвы вдоль проезжих дорог и деревянные церквушки, затерявшиеся среди бесконечных лесов. Иконопись Благовещение «Устюжское» XII век.


    Основные направления и школы древнерусской иконописи Иконы, написанные в Ростове Великом, представляют его как центр, своего рода академию для живописцев Северо-восточной Руси. Они подтверждают значительность и яркую самобытность среднерусской древней живописи и ее важную роль в общественном искусстве. Иконы ростово-суздальской школы поражают нас яркостью и чистотой света, выразительностью строгого рисунка. Им свойственна особая гармония ритмически построенной композиции, мягкие теплые оттенки цвета. Ростово-суздальская школа Ангел златые власы. Конец XII века


    Московская школа Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись мос­ковской школы в 14 в. представляла синтез местных тра­ диций и передовых течений византийского и южнославянского искусства. Расцвет московской школы в конце 14 начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофа­на Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Ди­онисия, привлекающих изысканностью пропорций, деко­ративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций. Богоматерь. Икона из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля гг.


    Наиболее полно сохранились древние памятники новгородской живописи. В отдельных произведениях прослеживаются влия­ния византийского искусства, что говорит о широких художест­ венных связях Новгорода. Обычен тип неподвижно стоящего святого с крупными чертами лица и широко раскрытыми глаза­ми. Новгородская школа Спас Нерукотворный. Новгородская школа иконописи, ок г.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Составил: Бердник С.В. учитель истории Гродековской МСПШ Благовещенского района Амурской области 2005 г. Источник: В.Э. Штейнберг Дидактические многомерные инструменты М., «Народное образование» «Школьные технологии» 2002

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    5 слайд

    Описание слайда:

    Оно в значительной степени предопределило идейную направленность и художественные особенности письменной литературы на Руси. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Схема

    6 слайд

    Описание слайда:

    ПИСЬМЕННОСТЬ Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, "чертами и резами", а также руническим письмом... Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками - глаголицей и кириллицей. Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. В основу кириллицы было положено греческое торжественное (уставное) письмо. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии. Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Создатели славянской письменности КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ Схема

    7 слайд

    Описание слайда:

    ЛИТЕРАТУРА Книги в то время были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным. В качестве недорогого материала для письма использовалась береста. Вся древнерусская литература делится на переводную (религиозную, историческую) и оригинальную. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести, например «Слово о полку Игореве». К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их. Схема

    8 слайд

    Описание слайда:

    9 слайд

    Описание слайда:

    ЛЕТОПИСАНИЕ Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца. Древнейшая русская летопись - «Повесть временных лет», составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют 1113 г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них - Лаврентъевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения - единство и величие Русской земли. С XII в. расцвет получает летописание местных центров. НЕСТОР – летописец, автор «Повести временных лет» НАЗАД

    10 слайд

    Описание слайда:

    ЖИТИЯ, ПОУЧЕНИЯ, ХОЖДЕНИЯ Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.). Слово (поучение, речи) - произведение, относящееся к жанру красноречия. Яркий образец нравоучительного красноречия - «Поучение Владимира Мономаха», представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии. Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) - разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение - рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра - «Хожение игумена Даниила» в Палестину. НАЗАД

    11 слайд

    Описание слайда:

    Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества - мир и войну. Своеобразие «Слова о полку Игореве» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. «Слово о полку Игореве» НАЗАД ИТОГИ

    12 слайд

    Описание слайда:

    Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. После крещения Руси распространяется каменное строительство. С конца Х в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. ЗОДЧЕСТВО Золотые ворота в Киеве Схема

    13 слайд

    Описание слайда:

    Каменное строительство начинается в конце Х в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (2) (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол (1). В восточной части здания (алтарной)(3) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой (5), украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон-хоры(4), где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану здания и символике его частей. В первой половине XI в. были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве и Новгороде, сохранившиеся до наших дней. Русские мастера, позаимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавье и пирамидальность, башенность. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, например Владимиро-Суздальская и Новгородско-Псковская. КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Схема

    14 слайд

    Описание слайда:

    15 слайд

    Описание слайда:

    16 слайд

    Описание слайда:

    17 слайд

    Описание слайда:

    ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Владимиро-Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличается ярко выраженным декоративизмом. Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире. Церковь Покрова на Нерли Золотые ворота во Владимире. Успенский собор на р. Клязьме Дмитриевский собор во Владимире НАЗАД

    18 слайд

    Описание слайда:

    19 слайд

    Описание слайда:

    20 слайд

    Описание слайда:

    21 слайд

    Описание слайда:

    22 слайд

    Описание слайда:

    НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Новгородский кремль Церковь Спаса на Нередице Георгиевский собор в Юрьевом монастыре Псковский кремль НАЗАД

    23 слайд

    Описание слайда:

    24 слайд

    Описание слайда:

    25 слайд

    Описание слайда:

    26 слайд

    Описание слайда:

    27 слайд

    Описание слайда:

    ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники более 100 специальностей. Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится и кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины Х в. было широко развито изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева. Народное прикладное искусство являлось основой для дальнейшего развития архитектуры, живописи. Схема

    28 слайд

    Описание слайда:

    ПОНЯТИЯ СХЕМА ЗЕРНЬ – ювелирная техника, узоры из маленьких металлических шариков. ЭМАЛЬ – стекловидная масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает тот или иной цвет. СКАНЬ – ювелирная техника, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой или серебреной проволоки в виде гладкой или свитой верёвочки. НАЗАД

    29 слайд

    Описание слайда:

    МУЗЫКА В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение. Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи - первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором. Богослужебная музыка распространяется после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах. Схема