Высшие психические функции восприятие. Высшие психические функции

1. Понятие высших психических функций. Значение знака в развитии ВПФ


Понятие «высшие психические функции» - центральное для нейропсихологии - было введено в общую психологию и в нейропсихологию Л.С. Выготским, а затем подробно разработано А.Р. Лурия и другими авторами.

В нейропсихологии, как и в общей психологии, под высшими психическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.

Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским (1896-1934). Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского - о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе «Развитие ВПФ». В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы.

Высшие психические функции возникли при помощи знака. Знак - это орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления своим поведением и поведением других.

История развития человечества - это история развития знака. Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ. Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Маленькие дети уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком.

Выгодский считал, что у человека есть 2 линии развития:

) натуральная;

) культурная (историческая).

Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

В соответствии с этим он выделял психические функции - натуральные - это ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память и высшие психические функции - культурные - абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия - действиями произвольными.

Объяснительные принципы теории Л.С. Выготского дают ответы на ряд теоретических вопросов:

В чем заключается отличительная особенность развития психики человека от развития психики животных. Между человеком и миром стоит социальная (культурная) среда, через которую преломляются все внешние взаимодействия человека с миром и все формы организации его поведения. В онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство. Культурное развитие человека представляет собой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций.

ВПФ формируются по мере овладения субъектом культурно-историческим опытом путем включения в организацию естественных психических функций орудийных и знаково-символических средств. ВПФ обеспечивают произвольные, рефлексивные и осознаваемые формы организации субъектом поведения и психики.

Каков основной источник формирования и развития высших психических функций. Источник развития человеческой психики находится во внешней «идеальной форме» - в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения, которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурно-исторического опыта человечества, что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. Развитие человеческой психики необходимо предполагает:

овладение способами использования предметов человеческой культуры.

овладение приемами использования и изготовления орудий, которые увеличивает возможности естественных органов, и выступают средствами преобразования предметного мира.

овладение способами активного использования языковых (знаково-символических) средств, которые увеличивают возможности естественных психических функций и обеспечивают организацию сознания и произвольное управление психическими процессами.

овладение способами произвольной организации собственного поведения и психических процессов на основе использования орудийных и знаково-символических средств.

овладения средствами и способами реализации межличностных и социальных отношений.

Как у человека формируются и развиваются высшие психические функции. Исходно новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Поэтому психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром. И чем богаче и насыщеннее разнообразными формами общения, поведения, действий условия развития ребенка, тем более интенсивно и всесторонне будет протекать его индивидуальное психическое развитие.

При этом особое значение в развитии человеческой психики имеет овладение способами и средствами использования знаково-символических средств: сначала это овладение жестами, позднее способами использования языка, и еще позднее - разнообразными искусственными знаково-символическими системами и способами их применения для решения самых разнообразных задач.

Как в организацию высших психических функций включаются языковые и другие знаково-символические средства. Знаки языка (а также другие знаки и символы) по мере овладения ими субъектом приобретают две важнейшие характеристики: а) предметную отнесенность - обозначают и замещают объективно существующие предметы и явления; б) значение - актуализируют фиксированные в психике людей сходные представления, обобщения, понятия. Значения исходно существуют вне субъекта - в предметах, вовлеченных человечеством в сферу своей деятельности.

Знак напоминает человеку о необходимости выполнить определенную систему операций, в которых могут в определенном сочетании участвовать все психические функции.

Верное использование языковых и других знаково-символических средств выступает необходимым условием для формирования и развития познавательных психических функций человека, а также для овладения современными научными знаниями. Именно различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают человеку возможности произвольно и преднамеренно фиксировать в умственном плане различные представления и понятия, выполнять над ними всевозможные преобразования и фиксировать получаемые результаты.

2. Свойства высших психических функций


Высшие психические функции - сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого». Основные характеристики высших психических функций:

сложность;

социальность;

опосредованность;

произвольность.

Данные основные характеристики представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологические системы».

Рассмотрим их подробнее.

Сложность проявляется в том, что высшие психические функции многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Кроме того, сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека (сохраняющихся в современной культуре) с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов. За время исторического развития человеком созданы уникальные знаковые системы, позволяющие осмыслить, интерпретировать и постигать сущность явлений окружающего мира. Эти системы продолжают развиваться и совершенствоваться. Их изменение определенным образом сказывается и на динамике самих психических процессов человека. Таким образом, осуществляется диалектика психических процессов, знаковых систем, явлений окружающего мира.

Социальность высших психических функций определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения - интериоризация, т.е. перенос («вращивание») социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Здесь ВПФ проходят две стадии развития. Сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия). Затем как внутреннее явление (интрапсихическая стадия). Обучение ребенка говорить и мыслить - яркий пример процесса интериоризации.

Опосредованность высших психических функций видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ. В процессе функционирования ВПФ рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы.

Произвольными высшие психические функции являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливает сознательную регуляцию деятельности и поведения. Можно сказать, что идея ВПФ исходит из представления о формировании и развитии волевых механизмов в человеке.

Высшие психические функции развиваются только в процессе воспитания и социализации. Они не могут возникнуть у ферального человека (феральные люди, по определению К Линнея, - это индивидуумы, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных). У таких людей отсутствуют основные качества ВПФ: сложность, социальность, опосредованность и произвольность. Конечно, некоторые элементы данных качеств мы можем найти и в поведении животных. Например, обусловленность действий дрессированной собаки можно соотнести с качеством опосредованности функций.

Однако, высшие психические функции развиваются только в связи с формированием интериоризированных знаковых систем, а не на уровне рефлекторной деятельности, даже если она приобретает обусловленный характер. Таким образом, одним из важнейших качеств ВПФ является опосредованность, связанная с общим интеллектуальным развитием человека и владением многочисленными знаковыми системами.


3. Основные составляющие высших психических функций


К высшим психическим функциям относятся: память, мышление, восприятие, речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции.

Рассмотрим их подробнее.

) Восприятие. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие - это отражение комплексного раздражителя.

Восприятие включает в себя четыре как бы четыре этапа: обнаружение, различение или собственно восприятие, идентификация, опознание.

В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на: непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей - воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д.

Различают следующие виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Различные виды восприятия имеют специфические закономерности.

Это во-первых целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета, во-вторых, константность восприятия - благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. В-третьих, структурность восприятия - восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. В-четвертых, осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. И в-пятых, избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. В-шестых, это апперцепция-то есть зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности.

) Мышление. В процессе ощущения и восприятия человек познает определенные свойства окружающего мира в результате непосредственного чувственного отражения этих свойств. Однако сущность вещей не может отразится в сознании непосредственно, мир всегда отражается опосредованно: путем сопоставления фактов. Таким образом первый признак мышления состоит в том, что оно является процессом опосредованного сопоставительного отражения действительности. Мышление - это опосредованное выявление устойчивых существенных связей и отношений между вещами.

Другой существенный признаку мышления заключается в том, что оно является обобщенным познанием действительности. Таким образом, мышление - это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения устойчивых, закономерных связей действительности, существенных для решения проблемных задач.

В современной психологии выделяют в основном три вида мышления: 1) наглядно-действенное; 2) наглядно-образное; 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития: человек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение.

Наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими раньше.

Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений.

) Память. Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Память один из важнейших компонентов психических процессов, он тесно связан со всем комплексом психических процессов человека и особенно с восприятием и мышлением.

Различаются формы памяти: произвольная и непроизвольная. Произвольная память - характеризуется обязательным наличием специальной цели при запоминании. А непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, при котором отсутствует специальная цель на запоминание.

Виды памяти подразделяются на:

образную - память на представления; запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

эмоциональную - это память на различные эмоции и чувства, ее содержанием является эмоциональные состояния, которые пережил человек в прошлом.

словесно-логическую память - подлинно человеческий вид памяти. Это память на мысли, выраженные в понятиях. Именно благодаря словесно-логической памяти знания становятся достоянием человека, тем, что им не просто заучено, а глубоко продумано, принято.

двигательную память - память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде деятельности.

) Речь. Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Из сказанного следует, что речь не только сама является высшей психической функцией, но и способствует переходу в эту категорию других психических функций.

Заслуга определения специфики речи как высшей психической функции принадлежит Л.С. Выготскому. «Вклад Выготского в… последующий прогресс был обусловлен обращением к особому непсихологическому объекту - слову. Сквозь призму преобразованного и в силу этого запечатлевшего более высокий уровень постижения психической реальности категориального аппарата Л.С. Выготский смог прозреть в не психологическом объекте - слове - глубинные слои душевной жизни личности, ее незримую динамику».

Речь, чтение, письмо, счет, рисование входят, по Л.С. Выготскому, в систему внешних высших психических функций наравне со всеми другими высшими психическими процессами. Практический интеллект, восприятие, память относятся к их внутренней «линии», представляя собой следствия культурно-исторического развития.


Заключение


Таким образом, изучив понятие и сущность высших психических функций можно сделать следующие выводы:

Высшие психические функции - это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.

Высшие психические функции, по Выготскому, противопоставлялись низшим, или натуральным (природным), психическим функциям, которые есть у животных и которые человек имеет с рождения. Высшие психические функции он приобретает в процессе жизни в результате обучения и воспитания.

В роли психологического орудия выступает знак. Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека.

Высшие психические функции обладают четырьмя основными характеристиками: сложность, социальность, опосредованность, произвольность. Данные основные характеристики представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологические системы».

К основным высшим психическим функциям относятся: память, восприятие, мышление и речь - они являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.


Литература

психический животное человек высший

1. Введение в психологию. Учебник / под ред. петровского А.В. - М.: НОРМА, ИНФРА - М, 1996. - 496 с.

Гамезо М.В. Общая психология. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2008. - 352 с.

Дубровина И.В. Психология. Учебник для вузов. - М.: Кнорус, 2003. - 464 с.

Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. - М.: ТК Велби, 2008. - 285 с.

Калягин В.А. Логопсихология. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия. 2006. - 655 с.

Лукацкий М.А. Остренкова М.Е. Психология. Учебник. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 592 с.

Немов Р.С. Общие основы психологии. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2008. - 455 с.

Общая психология. Учебник / под ред. Тугушева Р.Х. - М.: КНОРУС, 2006. - 560 с.

Психология. Учебник / под ред. В.Н. Дружинина - М.: ЮНИТИ, 2009. - 656 с.

Сорокун П.А. Основы психологии. Учебник. - М.: Спарк, 2005. - 312 с.

Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

Ярошевский М.Г. История психологии. Учебник. - М.: Гардарики, 1996. - 611 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Если объяснять научными терминами, что такое высшие психические функции, то получится скучно и непонятно. Поэтому немного упростим. ВПФ — это процессы, свойственные только человеку. Мы приобрели их в ходе эволюции. Самым главным завоеванием является речь. Такой сигнальной системой не обладает больше никакой другой биологический вид. Кроме этого, в активе человека есть эмоционально-волевая сфера, которая отвечает за поведение индивидуума, а также мы можем мыслить, то есть перерабатывать информацию, получаемую из окружающего мира,

способны запоминать и впоследствии применять заложенные в памяти образы. Все вышеперечисленные высшие психические функции не могут существовать по отдельности, они тесно связаны между собой и в развитии тянут друг друга. Для их осуществления необходимы определенные механизмы и условия, при которых они действуют.

Механизмы ВПФ

Психические процессы человека — это составная часть ВПФ, механизмы ее реализации. То есть с их помощью происходит вся деятельность психики. Они делятся на физиологическую часть, нейронную связь, отвечающую за передачу сигналов между участками мозга, и познавательную часть — сами действия. Образно это можно изобразить так: в одном участке мозга что-то произошло, об этом надо оповестить другие отделы, чтобы совершаемое действие вышло на внешний план.

Виды психических процессов

Все процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. К первому виду относятся наши ощущения, за это отвечают органы чувств. Из информации, поступающей от них, у нас возникает представление об окружающей действительности, недостающие детали мы можем вообразить. Все это

венчает внимание, оно может быть непроизвольным (неконтролируемым) или произвольным, когда мы на чем-то концентрируемся по своей воле. Все они связаны с процессами, осуществляющими высшие психические функции. Начинается это с восприятия — то, как мы приняли сигналы от органов чувств. Этот процесс сугубо индивидуален, поэтому говорят, что на вкус и цвет товарищей нет, вся эта информация перерабатывается мыслительными процессами с использованием речи (думаем мы словами). Далее подключается память. Все, что туда попадает, раскладывается по «хранилищам», что-то в ближайшие, что-то совсем в «погреб». Но даже оттуда при определенных условиях образы могут всплывать. Следующая группа - это эмоциональные процессы. Самые примитивные из них - эмоции,они быстротечны, но рождают чувства - более устойчивые формы, которые побуждают нас к различным действиям. Но есть еще процессы, у которых амплитуда выражения зашкаливает — это аффекты (также скоротечны) и стрессы — они могут быт довольно продолжительными.

Самая сложная группа — это волевые процессы. Для того чтобы они осуществлялись, подключаются все наши высшие психические функции. К волевым актам относятся: борьба мотивов, постановка целей и, наконец, принятие решения. Именно воля заставляет нас двигаться вперед, преодолевать трудности.

Командный центр

Чтобы управиться со всем этим сложным хозяйством, человеку необходима психическая саморегуляция: осознанные действия человека, направленные на регулирование и контролирование своего состояния. Последнее время этому вопросу уделяется много внимания. Человек испытывает огромные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки. И если не научиться способам регуляции своего состояния, то рано или поздно произойдет взрыв.

Считается, что высшие психические функции (ВПФ) своим появлением обязаны натуральным психическим функциям. Каждый психический процесс происходит на двух уровнях — «натуральном» и «высшем»: неосознанное – осознанное, неопосредованное знаками –опосредованное знаками, непроизвольное – произвольное, биологическое – культурное и т.д. Различие между высшими и низшими психическими функциями имеет методологическое значение, поскольку определяет неоднородность (гетерогенность) психики, а сам психический процесс характеризует с точки зрения качественных изменений.

Понятие высших психических функций характеризует специфические процессы, происходящие с человеческой психикой. К ним относятся речь, мышление, память, восприятие. Впервые понятие ВПФ было определено в середине XIX века Вильгельмом Максимилианом Вундтом, немецким врачом, специалистом по человеческой физиологии и экспериментальной психологии.

В России основателем теории о высших психических функциях считается психолог Лев Семенович Выгодский, его последователями в этом направлении стали исследователи: нейропсихолог Лурия А.Р., психологи Леонтьев А.Н, Запорожец А.В, Эльконин Д.Б. и Гальперин П.Я., именуемые «кругом Выгодского». Эти исследователи дали более широкое объяснение понятию ВПФ.

Признаки ВПФ и факторы, влияющие на их развитие

Основными признаками высших психических функций считаются:

  • социальность;
  • опосредованность;
  • произвольный характер;
  • системность.

Существуют два фактора, влияющих непосредственно на развитие ВПФ:

  • биологический;
  • социальный.

Биологический фактор объясняется тем, что для осуществления человеком психической деятельности необходим мозг, который имеет наибольшую пластичность. Биологическим развитием человека определяется только условие для формирования его культурного развития. Характерной особенностью процесса является то, что структура его задается извне.

Социальный фактор характеризуется развитием человеческой психики, которое невозможно без присутствия окружающей культурной среды. Именно в ней ребенок осваивает специфические приемы психологии в соответствии с понятием высших психических функций.

Формирование высших функций психики человека

Изначально каждая высшая функция психики есть форма взаимодействия между людьми. Так объясняется интерпсихический процесс общения. На этом этапе организации понятию высших психических функций соответствует развернутая форма предметной деятельности, которая основана на простых моторных и сенсорных процессах. В процессе формирования внутренних структур психики человека через усвоение внешней социальной деятельности (интериоризации) внешние средства опосредования взаимодействия переходят во внутренние. В результате внешний психический процесс становится внутренним, умственные действия автоматизируются.

Возникновение высших психических функций относится к конкретным структурам головного мозга. Их стоит рассматривать с точки зрения сложных системных образований, формирующихся прижизненно, они имеют произвольный характер и опосредованы речью. Физиологическую основу психических функций составляют функциональные системы, состоящие из динамичных и взаимозаменяемых звеньев. Каждое такое звено связано с определенной мозговой структурой. Различные функциональные системы могут иметь общие звенья, участвовать в сопровождении других психических функций. Нейропсихологические поражения этих звеньев провоцируют возникновение нарушений функций психики, которые могут проявляться как некоторые нейропсихологические синдромы.

Развитие высших психических функций в филогенезе и онтогенезе

Одной из основ т. Выготского послужил тезис о соц происхождении ПФ у чела. Но поскольку ПФ есть уже у новорождённого, то следует различать низшие (натуральные) ПФ и ВПФ, которые являются соц. К натур формам поведения Выготский относил усл и б/усл рефлексы, а также инстинкты, дрессуру, IQ.

А.Р. Лурия. Высшие психические функции — это сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования.

То есть можно выделить такие основные свойства ВПФ:

1. социальны по существу, разделяемы между людьми,

2. опосредованы по характеру,

3. произвольны по формированию (произвольность – результат опосредованности),

4. системны по строению (созданы на основе нескольких натуральных функций; взаимосвязаны).

Но для понимания развития ВПФ необходима более тонкая дифференциация форм поведения.

Интерпсихическая функция

В первом приближении ее можно понимать как генетически исходную форму культурного (знако-опосредствованного) поведения, имеющую социальный характер, т.е. взаимодействия, а иногда и сотрудничества двух и более субъектов. Л.В. Выготский сближал «понимание» человеческой речи животными и «быстро пробегаемую в младенческом возрасте аналогичную стадию в речевом развитии ребенка»: эти явления объясняются «пассивным образованием связи на звуковые сигналы». В своей классической форме интерпсихическая функция выступает как одна из сторон совместной или квазисовместной деятельности взрослого и ребенка.

Экстрапсихическая функция

Эту высшую форму поведения (типа эгоцентрической речи) Л.С. Выготский относил к промежуточной стадии развития между интерпсихической и интрапсихической функциями.

Интрапсихическая функция

В генетическом смысле эта высшая форма поведения является результатом интериоризации экстрапсихической функции. Существенным является различение двух видов интрапсихической функции — спонтанной и произвольной.

Спонтанное поведение

Л.С. Выготский признавал, что «ряд действий, которые всегда в психологии рассматриваются как типично волевые, на самом деле не обнаруживают природу подлинно волевых действий, а лишь близко стоят к ним».

ФИЛОГЕНЕЗ ВПФ

Т.к. человек изменял природу, то его действие должно было подчиняться какому-то плану, целям. А, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т.е. управлять собой. Овладение же собственным поведением происходит, опосредовано, с помощью знаков. Т.к. человек трудился совместно, то ему необходимо было общаться. Общение же в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Сначала все функции приказывающего и исполнителя были разделены, и весь процесс был интерпсихическим , т.е. межличностным. Затем человек начинает сам себе приказывать, и эти отношения превращаются в отношения с самим собой, т.е. интрапсихические . Этот процесс превращения внешних средств-знаков (зарубки, узелки, жребий и т.д.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и т.д.) автор назвал интериоризацией . Таким образом, по Выготскому всякая функция появляется на сцену дважды сначала во внешнем плане между людьми, а затем во внутреннем.

ОНТОГЕНЕЗ ВПФ

Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва – в социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая .

в «Педологии подростка» дается ряд из трех законов:

1. Закон перехода от натуральных к культурным (опосредствованных орудиями и знаками) формам поведения. Его можно назвать «законом опосредствования» .

2. Закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения (средства социальной формы поведения в процессе развития становятся средствами индивидуальной формы поведения). Это закон социогенеза.

3. Закон перехода функций извне внутрь. Этот процесс перехода операций извне вовнутрь Выготский называет законом вращивания ».

4. «Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Они возникают поздно». Очевидно, его можно назвать «законом осознания и овладения ».

В итоге развитие высших психических функций можно представить на такой схеме :

№ 8. ПРИНЦИП СИГНАЛЬНОСТИ И ПРИНЦИП СИГНИФИКАЦИИ. ИХ СООТНОШЕНИЕ И РОЛЬ В ПОВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Специфическое своеобразие чел поведения, кот проявляется не только в усложнении и развитии, количественном и качественном совершенствовании БП, а прежде всего в соц природе чел и в ином, по ср-ю с жив, сп-бе приспособления.

Самая общая основа пов-я, одинаковая у чел и жив, — сигнализация. Павлов: «основная и самая общая деятельность больших полушарий есть сигнальная, с бесчисленным количеством сигналов и с переменной сигнализацией». Это наиболее общая формулировка всей идеи условных рефлексов, лежащей в основе физиологии ВНД.

Но пов-е чела отличает то, что он создаёт искусственные раздражители (прежде всего речь), и т. о. овладевает сигнальной Д. БП. Сигнификация – создание и употребление знаков, т. е. искусственных сигналов.

Этот новый принцип Д. (сигнификацию) нельзя противопоставлять сигнализации, т. к. сигнализация – основа сигнификации.

Сигнализация - отражение природной связи явлений, всецело созданная природными условиями, не может быть адекватной основой поведения человека. Для человеческого приспособления хар-но активное изменение природы. Активное приспособление человека к среде, изменение природы человеком не могут основываться на сигнализа-ции, пассивно отражающей природные связи всевозможных агентов. Оно тре-бует активного замыкания такого рода связей, которые невозможны при чисто натуральном, т. е. основанном на природном сочетании агентов, типе поведения. Человек вводит искусственные стимулы, сигнифицирует поведение и при помощи знаков создает, воздействуя извне, новые связи в мозгу.

Возможность подобного регуляторного принципа содержится в строении усл рефлекса. Средства психоло-гической связи по самой природе и функции своей суть знаки, т. е. искусственно созданные стимулы, назначение которых состоит в воздействии на поведение, в образовании новых условных связей в мозгу человека.

Переход от социального воздействия вне личности к социальному воздей-ствию внутри личности. Соединение в одном лице активной и пассивной роли, заключается просто в установлении наличия этой формы поведения, в подчеркивании и выдвижении на передний план того, что нами уже найдено в анализе рудиментарных функций. Человек, завязывающий узелок на память или бросающий жребий, реально, на деле являет пример по-добного соединения ключа и аппарата в одних руках.

Если вдуматься глубоко в тот факт, что человек в узелке, завязываемом на память, в сущности конструирует извне процесс воспоминания, заставляет внешний предмет напоминать ему, т.е. выносит процесс запоминания наружу, превращая его во внешнюю деятельность. В одном случае нечто запоминается (временная связь устанавливается благодаря совпадению двух раздражителей, одновременно воздействующих на организм), в другом – человек запоминает нечто (человек сам создает с помощью искусственного сочетания стимулов временную связь в мозгу).

Человек активно запоминает с помощью знаков.

Понятие высших психических функций, их специфические признаки

Человек активно вмешивается в свои отношения со средой и через среду сам изменяет свое поведение, подчиняя его власти. Сама сущность цивилизации – мы нарочно воздвигаем памятники, чтобы не забыть. В узелке и в памятнике проявляется самое глубинное, самое характерное, самое главное, что отличает память человека от памяти животного.

В общем, так:

Сигнальность – пассивное образование связей на внешние биологические раздражители.

Сигнификация – активное образование опосредованных речь связей на небиологические раздражители с целью регуляции поведения.

Буриданов осёл и иже с ним.

Высшие психические функции - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. - одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским. Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия). Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» - знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Структура ВПФ

Для Выготского знак (слово) – это то «психологическое орудие», посредством которого строится сознание.

Высшие психические функции. Формирование высших функций психики человека.

Знак играет важную роль в структуре ВПФ. Он становится средством опосредования между одним актом деятельности человека и другим (например, для того, чтобы запомнить что-то мы используем систему кодирования информации, чтобы потом ее воспроизвести). При этом сам характер строения высших психических функций можно обозначить как системный. ВПФ представляет собой систему, имеющую иерархический характер, т.е. одни части этой системы подчинены другим. Но система ВПФ не является статичным образованием, на протяжении жизни человека она меняется как теми частями, из которых состоит, так и отношением между ними.

Отличительные свойства ВПФ

Произвольность (человек сам управляет своей психической функцией, т.е. человек ставит задачи, цели)

— осознанность ВПФ;

Опосредованность (используются средства). Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности.

Социальность по происхождению. ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения — интериоризация, т.е. перенос ("вращивание") социальных форм поведения во внутренний план.

Системность.

Возникновение ВПФ

В отличие от низших психических функций, которые врожденны, неопосредствованы, непроизвольны и изолированы одна от другой, высшие формируются социально, опосредствованы, произвольно управляемы и объединены в системы. Среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Согласно Выготскому, ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Процесс развития психики в онтогенезе Л.С. Выготский рассматривал как процесс интериоризации отношений управления и знаковых средств, т.е. перевод их из межличностной сферы во внутриличностную в ходе освоения культуры через речевое общение.

Развитие ВПФ

Законы формирования. Выготским были выделены законы формирования ВПФ:

— Закон перехода от натуральных к культурным (опосредствованных орудиями и знаками) формам поведения. Его можно назвать "законом опосредствования".

— Закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения (средства социальной формы поведения в процессе развития становятся средствами индивидуальной формы поведения).

— Закон перехода функций извне внутрь. "Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом вращивания".

— "Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Они возникают поздно". Очевидно, его можно назвать "законом осознания и овладения" (интеллектуализация)

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 887 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Понятие ВПФ (Выготский). Их специфика, строение и развитие.

e-shpora.ru — шпаргалки онлайн

Понятие интериоризации.

Л.С. Выготский утверждал, что необходимо другое, не биологическое, понимание развития высших психических функций человека. Он не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но стремился выявить конкретный механизм этого влияния.

Выготский выделял низшие, элементарные психические функции (фаза натурального развития) и высшие психические функции (фаза «культурного» развития). Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения психических функций - элементарных и высших. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности , т.е. натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями (ВПФ) люди могут сознательно управлять. Выготский пришел к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером ВПФ.

Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических функций, - «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Брошенный человеком жребий представляет, по Выготскому, средство, с помощью которого чело- век преобразует и разрешает данную ситуацию.

Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено -стимул-средство, или знак .

Знаки (или стимулы-средства ) - это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак - это любой условный символ, имеющий определенное значение. В отличие от стимула- средства, который может быть изобретен самим человеком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Универсальным знаком является слово. Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, - это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности.

Интериоризация - фундаментальный закон развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. В этом состоит гипотеза Выготского о происхождении и природе высших психических функций. Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Выготский:«Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая» .

Например, если говорить о произвольном внимании как высшей психической функции, то последовательность этапов его формирования такова: сначала взрослый в общении привлекает и направляет внимание ребенка; постепенно сам ребенок усваивает указательный жест и слово - происходит вращивание, интериоризация способов организации чужого и собственного внимания. Также и речь: первоначально выступая внешним средством общения Между людьми, она проходит промежуточную стадию (эгоцентрической речи), начинает выполнять интеллектуальную функцию, и Постепенно становится внутренней, интериоризированной психической функцией. Таким образом, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания.

В общее понятие «развитие высших психических функций» Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»: - процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления, - процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.).

Отличительные признаки высших психических функций : опосредованность, произвольность, системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов.

Выделяя два исторических этапа развития человечества, биологическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие, Выготский считает, что важно различить и своеобразно противопоставить их как два типа развития и в онтогенезе. В условиях онтогенетического развития обе эти линии - биологическая и культурная - находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс. Как подчеркивал A.M. Матюшкин, для Выготского «главная проблема и предмет исследования в том, чтобы понять "сплетение" двух типов процессов, проследить их конкретное своеобразие на каждой ступени развития, раскрыть возрастную и индивидуально-типологическую картину развития на каждом из этапов и по отношению к каждой высшей психической функции. Трудность для Выготского состоит не в том, чтобы проследить и понять отдельный процесс культурного развития, но в том, чтобы понять его особенности в сложном сплетении процессов».

Высшие и низшие психические функции. Развитие высших психических функций в онтогенезе. Интериоризация.

Разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной, культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции. Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики.

Высшие психические функции-сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего существования (произвольные процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, воли, осознания себя и своих действий). Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредственность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высшие психические функции представляет собой наиболее универсальный способ и формирование. Основные характеристики высших психических функций – опосредственность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологически системы». Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально она существует как форм взаимодействия между людьми (т.е как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интерпсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренний психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций,- их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования высшей психической функции представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарное сенсорные и моторные процессы; затем эти действия процессы свертываются, приобретают характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.

Психофизиологической основой высшей психической функцией является сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную и горизонтальную организацию. Часть звеньев функциональной системы «жестко закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в постройке функциональных систем в целом. Таким образом, высшие психические функции не связаны с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного и эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговой структурой принимают дифференцированное участие.

В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Возможно, животные такой способностью не обладают и не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие.

Высшие психические функции

Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдалённых от него на сотни и тысячи километров. Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским. По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека. В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования.

Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками . К высшим психическим функциям относят восприятие , воображение , память , мышление и речь .

Понятие высших психических (психологических) функций было введёно в научный дискурс Вундтом в середине XIX века, а в русскоязычной психологической традиции ассоциируется в первую очередь с именем Л. С. Выготского . Тем не менее, у самого Выготского в его прижизненно опубликованных работах выражение «высшие психические функции» не встречается никогда. Вместо этого Выготский в своих текстах использовал фразу «высшие психологические функции» и сходные с ней выражения «высшие психологические процессы», «высшиe процессы поведения», «высшие формы поведения», «высшие интеллектуальные функции», «высшие характерологические образования» и т. п., а массовая редакторская замена слова психологические на психические наблюдается в посмертно изданных его текстах начиная уже с середины 1930-х годов . По оценке современников, разделение на «высшие» и «низшие» функции и процессы устарело уже к началу 1930-х годов , а критику такого резкого разделения можно найти как в психологической литературе того времени , так и в работах самого Выготского, в начале 1930-х осознавшего методологическую ошибочность своего подхода периода 1920-х годов .

Тем не менее, в послевоенный период выражение «высшие психические функции» активно используется группой советских исследователей «круга Выготского »: А. Р. Лурия , А. Н. Леонтьевым , А. В. Запорожцем , Д. Б. Элькониным и П. Я. Гальпериным . Этими исследователями содержание понятия было несколько расширено и формализовано, в результате чего был выделен ряд основных признаков ВПФ. В разных источниках упоминается от трех до пяти таких основных характеристик, таких как: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Вопреки заблуждениям, высшие психические функции не являются специфически человеческим приобретением. Их наличие показано у высших приматов, китообразных, некоторых птиц (например, у попугаев и врановых) и даже головоногих моллюсков. Они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы:

    Здесь при натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память большинства животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

    А --> X --> Б

    Высокоорганизованная память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы.

    К исследованию высших психических функций ученые обращались еще на начальных этапах становления науки. Но впервые это понятие использовал в научной терминологии видный советский психиатр Л.С. Выготский в ходе научной полемики с французом Ж. Пиаже по вопросу приоритета сфер развития человека.

    Понятие высшие психические функции отражает комплекс сложных и процессов, которые определяются психофизическими и социальными факторами, а проявляются исключительно как социальные. Именно этой асимметрией проявления указанных явлений обусловлено их возможное произвольное протекание. Согласно утверждениям психические процессы человека имеют 2 основных источника своего генезиса. Одни из них определяются генетическими факторами, которые формируются и проявляются на протяжении поколений. Генезис других происходит исключительно под влиянием социальных факторов. Причем, формирование социальных функций идет путем их «наслоения» на генетические, а потому весь комплекс, которые представляют собой высшие психические функции, является результатом длительного развития.

    Одной из важнейших психических функций является человеческая речь. Эта функция не просто обеспечивает коммуникации между людьми, а и придает всему обществу, как системе, основное его свойство - социальность. С другой стороны, именно социальность опосредует реализацию этих функций в деятельности. К числу важнейших психических функций относят также восприятие, память и мышление.

    Процесс развертывания функции - довольно сложное явление, включающее в себя ряд последовательных этапов. Они относительно автономны, и каждый из них является обособленным психическим и деятельностным процессом.

    На первом этапе имеет место интерпсихологизация, т.е. простое взаимодействие между людьми. Затем происходит интрапсихологизация - явление характеризующее осознание человеком своей деятельности направленной во внешнюю среду. И потом наступает интериоризация - внешние факторы, которые опосредуют деятельность человека и преобразуются во внутренние. Интериоризация превращает некоторые человеческие виды деятельности в набор автоматических моторных действий, навыков, которые в большинстве своем, совершаются неосознанно, являясь, тем не менее, вполне значимой социальной практикой. Примером такого процесса может выступать, например, процесс обучения чему-нибудь, когда человек, владея определенными знаниями, в ходе многократного повторения их на практике постепенно преобразует их в навыки.

    Важнейшей проблемой является то, как высшие психические функции проявляются в повседневной жизни людей. Повседневная психическая саморегуляция имеет своей целью не только социальную коррекцию поведения человека, но сама выступает в качестве психической функции, чем, собственно, и обусловлено отличие человека от иных биологических видов. Рассматривая ее в этом контексте, следует понимать, что саморегуляция функционирует на уровне психики, обеспечивая гармоничную адаптацию всего организма человека к динамичным изменениям внешней природной и социальной среды. Она представляет собой процесс коррекции психоэмоционального состояния, которое реализуется с помощью воздействия человеком на самого себя различными способами. Таковыми могут быть слова (речь), обращение к каким-либо образам, памяти, управление физическим состоянием организма. Достаточно широко применяемые и хорошо знакомы всем такие методы, как сон, смех, воспоминания о приятном, наблюдение за природой, расслабления, потягивания и другие.

    Специалисты, которые исследуют высшие психические функции и природу их реализации, утверждают, что именно активное участие самого человека в регуляции эмоциональных состояний дает наибольший эффект для процесса социализации, гармоничного приспособление его к изменяющимся условиям социальной среды.

    Роли этих функций трудно переоценить в жизни человека. Они приносят нам знания, умения, навыки, обеспечивают нормальное включение в сложные процессы социальных взаимодействий, которыми наполнено современное общество.