Введение. Хрестоматия по истории России

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

КЛАССИЧЕСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

Челябинск Издательство Челябинского государственного университета

ББК Т3(0)я7 Х917

Серия основана в 2008 году

Печатается по решению редакционно-издательского совета Челябинского государственного университета

Рецензенты:

кафедра общественных и художественно-эстетических дисциплин Челябинского института переподготовки

и повышения квалификации работников образования;

И. В. Сибиряков , доктор исторических наук, профессор

Составители:

Г. А. Гончаров (модули 3, 6, 7, 8); З. Н. Анохина (модули 3, 5, 6);

С. А. Баканов (модули 4, 7, 8, 9); Н. В. Гришина (модули 1, 8, 9);

П. Ф. Назыров (модули 1, 3, 4, 5); А. М. Скворцов (модуль 2);

А. А. Фокин (модули 4, 7, 8)

Х917 Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней: учеб. пособие / сост. Г. А. Гончаров [и др.]. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2012. 410 с. (Классическое университетское образование).

ISBN 978-5-7271-1122-2

Хрестоматия является сборником систематически подобранных материалов, охватывающих все периоды человеческой истории. Составленная в соответствии с требованиями ФГОС ВПО хрестоматия имеет модульную структуру. Предназначена для организации практической и самостоятельной работы студентов.

Адресована студентам различных направлений и специальностей, изучающим дисциплины «История», «История России», «Отечественная история».

ББК Т3(0)я73-3

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Предлагаемая хрестоматия является сборником систематически подобранных материалов, охватывающих все периоды человеческой истории с древнейших времен до наших дней. Она предназначена для организации практической и самостоятельной работы студентов

с целью наиболее полного осмысления лекционных материалов, эффективной подготовки к выполнению контрольных заданий и сдаче экзамена.

Составленная в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, хрестоматия имеет модульную структуру. Авторы предлагают девять модулей, включающих тексты исторических источников, выдержки работ историков, философов, общественных и государственных деятелей, где содержатся оценки тех или иных событий. Особо следует выделить модуль, посвященный истории и ее месту в системе социально-гуманитарных наук. Большинство документов приведено в извлечениях и отрывках. Часть документов публикуется под их исторически сложившимся названием, часть - под официальным, часть - под заголовком, отражающим проблемно-тематический характер их содержания.

Хрестоматия призвана помочь студенту выработать способ исторического мышления на основе следующих принципов:

проблемно-хронологический принцип, дающий возможность

с помощью сопоставления сходных явлений, относящихся к разным временным рамкам и различным регионам мира, выявить закономерности и тенденции исторического развития;

компаративный принцип постижения истории, позволяющий осознать органическое взаимопроникновение процессов отечественной и зарубежной истории;

принцип использования как формационного, так и цивилизационного подходов, позволяющий постичь мировую историю в целом и познать специфику, свойственную развитию каждого народа.

Такой подход позволяет обучаемому получить комплексное представление о всемирных исторических процессах, роли России

в мировой истории. С другой стороны, работа с предложенными

в хрестоматии материалами способствует становлению и развитию таких учебно-познавательных и профессиональных компетенций, как овладение навыками исследовательской деятельности, целеполагание, планирование, анализ и рефлексия в процессе познания, расстановка приоритетов, нахождение оптимальных решений и др.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

Фернан Бродель

История и общественные науки. Историческая длительность (извлечение)

Фернан Бродель (1902–1985) - известный французский историк, представитель французской школы «анналов». В его методологической статье «История и социальные науки: время большой

проблема значимости исторических свидетельств для всех об-

ластей социогуманитарного знания.

Я уже говорил о своем отрицательном отношении к чисто событийной истории. Но если быть справедливым, то необходимо признать, что в этой «чистой» описательности виновна не одна только история. Все общественные науки склонны попадаться в эту ловушку. Экономисты, демографы и географы уделяли значительно больше внимания настоящему, чем прошлому. Восстановление известного равновесия в этом отношении было бы крайне желательным. Это легко и даже необходимо сделать демографам. Это почти самоочевидно для географов (особенно для французских, воспитанных на Видаль де Ла Блаше). Но это очень редко среди экономистов, которые стали пленниками чрезмерно кратковременной перспективы. Их исследования проводятся во временном интервале, ограниченном, с одной стороны, 1945 годом, а с другой - настоящим моментом, к которому планирование и прогнозы могут прибавить

несколько месяцев, в лучшем случае лет. Я смею утверждать, что все ограничения во времени сдерживают развитие экономической мысли. Экономисты возразили бы мне в том отношении, что это задача историка - выйти за пределы 1945 года в поисках прошлого экономических систем. Но, отказавшись от прошлого, они тем самым по собственной доброй воле сокращают данное им великолепное поле для наблюдений, отнюдь не отрицая его ценности. Экономисты стали жертвой привычки служить самым непосредственным нуждам и современным правительствам.

Позиция этнографов и антропологов не столь резко очерчена и не столь тревожна. Правда, некоторые из них продолжают твердо настаивать на невозможности и бесплодности введения истории в их науку. <…> Как же антропология может перестать интересоваться историей? Клод Леви-Стросс любит говорить, что антрополог и историк участвуют в одном и том же интеллектуальном предприятии <…>. Сколь бы примитивным ни было общество, «когти событий» всегда оставляют на нем свои следы. Не было общества, следы истории которого были бы полностью утеряны. Вот почему несправедливо жаловаться на отсутствие внимания к истории со стороны этих наук.

Напротив, можно очень основательно критиковать кратковременную перспективу подхода к событиям, доведенную до крайности тем типом социологии, который ограничивается обследованием настоящего. Все, что оказывается на границах социологии, психологии и экономической науки, может стать предметом такого обследования. Оно модно не только во Франции и по своему характеру представляет некую постоянную игру по уникальной значимости настоящего с его «вулканическим» жаром и изобилием деталей. Зачем возвращаться к прошлому, к этой обедненной, заброшенной, схематизированной, погруженной в молчание стране? Но мертво ли это прошлое и действительно ли его следует реконструировать, как вам это пытаются доказать? Несомненно, историк иногда слишком легко извлекает из прошлого то, что ему представляется существенным для данного периода. Как часто говорил Анри Пиренн, историк не испытывает затруднений при отборе «важных событий», иными словами, «тех событий, которые имели последствия». Нельзя не видеть опасности такого упрощения. Но чего не отдал бы наблюдатель настоящего за возможность углубиться в прошлое (или, скорее, уйти вперед - в будущее) и увидеть современную жизнь упрощенной,

лишенной масок, вместо той непонятной, перегруженной мелочами картины, которая является вблизи? Клод Леви-Стросс утверждает, что один час беседы с современником Платона сказал бы ему о монолитности (или же, наоборот, разобщенности) древнегреческой цивилизации больше, чем любое современное исследование. <…> И я вполне с ним согласен. Но он прав только потому, что в течение многих лет слушал голоса многих греков, спасенных от забвения. Историк подготовил его путешествие. Час в сегодняшней Греции не сказал бы ему ничего или почти ничего о монолитности или раздробленности современного греческого общества.

Более того, исследователь настоящего может проникнуть в глубинные элементы существующих социальных структур только с помощью аналогичного процесса реконструкции, выдвигая гипотезы

и объяснения и отказываясь принимать реальность такой, какой она представляется. Он проникает в глубины, либо упрощая, либо добавляя к существующему нечто свое. Все это способы отступить от материала, чтобы лучше овладеть им. Я сомневаюсь, что современная социологическая фотография более «истинна», чем историческая картина прошлого. Чем больше она уходит от «реконструкций», тем менее истинной она становится.

Филипп Арьес подчеркивал, что в историческом объяснении важную роль играет чувство новизны объекта. Вступая в XVI столетие, вы попадаете в странное окружение, странное для вас, человека XX века <…>. Почему это окружение кажется вам странным? Это как раз тот вопрос, который вы должны решить. Но я бы также сказал, что чувство удивления, незнакомости, удаленности (а все это необходимо для познания) в равной мере нужны и для понимания непосредственного окружения: если оно очень хорошо знакомо вам, то вы теряете способность ясно видеть его. Француз, проживший год в Лондоне, не узнает многого о жизни Англии. Но путем сравнения и под влиянием чувства удивления, которое охватит его там, он внезапно осознает некоторые наиболее фундаментальные

и специфические особенности Франции, которых он не видел ранее именно потому, что они постоянно были у него перед глазами. Как прошлое, так и настоящее познается на расстоянии.

Историки и представители общественных наук, без сомнения, могут спорить до бесконечности относительно сравнительных преимуществ безжизненных документов и свидетельских показаний, слишком близких к жизни; относительно достоинств прошлого,

которое слишком отдалено, и настоящего, которое слишком близко. Я не считаю это главной проблемой. Прошлое и настоящее всегда проливают взаимный свет друг на друга. Если изучать только то, что вблизи, внимание неизбежно концентрируется на том, что быстро движется, блестит (хотя это не обязательно золото), меняется, производит шум и вообще поражает. Опасность простой каталогизации событий в этих условиях так же велика, как и в исторических науках. Ей в равной мере подвержены и антрополог, проведший три месяца среди какого-либо полинезийского племени, и промышленный социолог, гордый моментальными зарисовками последнего обследования и верящий в то, что удачно составленная анкета и набор перфорированных карт могут дать полное описание социального механизма. Социальную дичь поймать не так просто.

Например, какое значение для наук о человеке может иметь карта маршрута молодой девушки, когда она выходит из своего дома в XVI округе Парижа и направляется на урок музыки и научно-по- пулярную лекцию <…>. Очень милая карта. Но если бы эта девушка изучала агрономию и занималась воднолыжным спортом, треугольник ее маршрута выглядел бы совершенно иначе. Я рад предоставленной мне возможности познакомиться с картой расположения жилищ служащих крупной парижской фирмы. Но если у меня нет карты прошлого расположения их жилищ или если интервалы времени между сбором тех или иных данных слишком малы для того, чтобы можно было установить какую-то связь, то я вообще не вижу здесь никакой проблемы. Исследование в таком случае теряет свой смысл. Обследования ради обследований представляют интерес только в том отношении, что они накапливают информацию. Но это не значит, что все они обязательно пригодятся для будущих исследователей. Будем остерегаться искусства ради искусства.

Точно так же я сомневаюсь, что можно социологически обследовать отдельно взятый город вне связи с более широкой исторической перспективой. <…> Каждый город, в определенном смысле целостное общество со своим внутренним ритмом, кризисами, внезапными изменениями и с постоянной потребностью в планировании, должен вместе с тем рассматриваться в комплексе с окружающими его сельскохозяйственными районами и архипелагом соседних городов. <…> Следовательно, развитие города нельзя изучать в изоляции от исторического развития всего этого сложного комплекса, который часто своими корнями уходит в далекое прошлое. И разве при изу-

чении каких-то конкретных форм обмена между городом и деревней, промышленной или торговой конкуренции не чрезвычайно важно знать, имеем ли мы дело с новым и бурным процессом или

с завершающей фазой старого, давно возникшего явления, или же

с монотонно повторяющимся феноменом?

В заключение мне хотелось бы привести слова, которые Люсьен Февр любил повторять в последнее десятилетие своей жизни: «История - это наука о прошлом и наука о будущем». И действительно, разве история, эта диалектика времени, не является объяснением социальной реальности во всей ее полноте - как непосредственно переживаемого момента, так и прошлого? Она учит нас бдительности в отношении событий. Мы же должны мыслить исключительно категориями краткосрочной перспективы.

Примечания

Видаль де Ла Блаш (1845–1918) - географ, основатель французской геополитической научной школы.

Клод Леви-Стросс (1908–2009) - французский этнограф, социолог и культуролог.

Анри Пиренн (1862–1935) - бельгийский историк, специалист по экономической истории западноевропейского средневековья.

Филипп Арьес (1914–1984) - французский историк, автор работ по истории повседневности, семьи и детства, самая известная работа - «Человек перед лицом смерти».

Люсьен Февр (1878–1956) - французский историк, один из основателей французской школы «анналов», автор работы «Бои за историю».

Источник : Философия и методология истории / под ред. И. С. Кона. [Переизд. 1963]. Благовещенск: РИО Благовещ. гуманит. колледжа им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. С. 115–142.

Для чего нужна история (извлечение)

Джон Тош - современный британский историк, автор известной работы «Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка».

Впадая в одну крайность, можно предположить, что история скажет нам почти все, что необходимо знать о будущем. Великая траектория исторического развития - это и наши судьбы, сегодняшний мир в его подлинном виде и будущий ход событий. Осознание этого требует строго схематичной интерпретации развития человечества, обычно называемой метаисторией. До XVII в. в западной культуре господствовала ее религиозная версия. Средневековые мыслители считали, что история развивается в соответствии с Божественным провидением: от дня творения к искупительной жертве Христа и далее вплоть до Страшного суда; изучение прошлого позволяет до некоторой степени понять промысел Божий и сосредоточиться на грядущей расплате за грехи. По мере постепенной секуляризации европейской культуры начиная с XVIII в. эта точка зрения уже не казалась столь очевидной. Появились новые формы метаистории, связывающие поступательный ход развития человечества с действиями людей, а не с Божьим промыслом. Именно к ним относилась идея эпохи Просвещения о моральном совершенствовании человечества. Однако самой влиятельной формой метаистории в новое время можно считать марксизм. Движущей силой истории стала борьба общества за удовлетворение своих материальных потребностей (именно поэтому марксистская теория называется «историческим материализмом»). Маркс трактовал историю человечества как движение от низших способов производства к высшим; в его время высшей формой был промышленный капитализм, но ему на смену неизбежно должен был прийти социалистический строй, и именно на этой стадии потребности людей будут удовлетворяться полностью и поровну. <…> После краха международного коммунистического движения число сторонников исторического материализма резко сократилось, но метаисторическое мышление сохраняет свою популярность: некоторые теоретики свободного рынка переворачивают марксизм с ног на голо-

Отечественная история черпает свою информацию из многих исторических источников, среди которых одним из важнейших являются письменные. Это труды древних авторов, художественные произведения прошлых веков, летописные своды, заметки путешественников и ученых, своды законов и записи современников событий и многое другое. Именно письменные исторические источники позволяют нам восстановить хронологию событий, получить информацию от очевидцев тех или иных явлений, дают возможность живо и красочно представить себе обстановку в отдельные периоды истории нашей страны.

Настоящая хрестоматия включает в себя основные письменные свидетельства об истории Российского государства: от первых упоминаний о славянских народах до событий начала XXI века. Всего в данном пособии приводится более 140 документов. Структура материала построена по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет сконцентрировать внимание студентов на важнейших вопросах Отечественной истории.

Ознакомление с подлинными документами позволит студентам учиться делать выводы о тех или иных исторических событиях самостоятельно, освоить азы работы с письменными источниками и выработать умение анализировать тексты, оценивать достоверность и важность содержащейся в них информации. Работа с текстами источников из данной хрестоматии должна стать началом приобретения полезных навыков для студентов любых специальностей.

Хрестоматия по Отечественной истории (с древнейших времен до начала XXI века) Учебное пособие для студентов всех специальностей сгту

Булкин И. Ю.,

Вострикова Н. Ю.,

Емельянов А. В.

Тема: Начальный этап отечественной истории

Первые упоминания о славянах (VI в.)

О расселении древних славян

Тема: Киевская Русь

О россах (около 949 г.)

О призвании варягов на Русь

Об основании Киева

О киевских князьях Аскольде и Дире

Из условий договора князя Олега с Византией 907 г.

О князе Святославе

О князе Владимире

О Ярославе Мудром

Из свода законов «Русская Правда»

О половцах

О княжеском съезде в Любече (1097 г.)

Тема: Русские земли в XII - XIII вв.

О разгроме Киеве в 1171 г. суздальскими князьями

Эпическое описание Руси XIII в.

Тема: Русь и Орда

О происхождении монголо-татар

Первое появление монголо-татар на Руси и битва на Калке (1223 г.)

О нашествии Батыя на Русь

О последствиях разорения Руси монголо-татарским нашествием

О Невской битве и Ледовом побоище

О Московском княжестве при Иване Калите

О Куликовской битве 1380 года

О походе хана Ахмата на Русь в 1480 году

Тема: Московская Русь

Из Судебника Ивана III (1497 года)

Из Судебника Ивана IV Грозного (1550 года).

Тема: Век «Просвещения» в России

Из «Табеля о рангах» Петра I

Устав о наследии престола Петра I

Грамота на права, вольности и преимущества

благородного российского дворянства

Тема: Политический, идеологический, социальный контекст реформирования российского общества

Из «Русской правды» П. Пестеля

Из «Конституции» Н. М. Муравьева

Из Программы организации «Земля и воля». Май 1878 г.

Тема: Социально-экономические проблемы модернизации в России ХIХ столетия

Манифест 19 февраля 1861 года. О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей.

Тема: Россия в начале ХХ века

Об усовершенствовании государственного порядка

Из Программы российской социал-демократической партии

Из Программы конституционно-демократической партии (партии народной свободы)

Тема: Политические события 1917 года и опыт становления советской государственности

Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти

Об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти впредь до установления в Учредительном собрании образа правления и новых основных законов государства Российского

Декларация Временного правительства о его составе и задачах

От Временного правительства

О введении восьмичасового рабочего дня, организации фабрично-заводских комитетов и примирительных камер

Об организации и задачах крестьянских Советов

Из ноты Временного правительства правительствам союзных держав («нота Милюкова»)

О вопросах экономической политики

Об июньской демонстрации рабочих, солдат и трудящихся Москвы, прошедшей под лозунгами большевиков

Об июльских событиях в Петрограде

«О власти»

О подготовке вооруженного восстания в Петрограде

Приложение

О приходе к власти партии большевиков

«Об организации власти»

Декларация прав народов России

«Об уничтожении сословий и гражданских чинов»

«Об учреждении Высшего совета народного хозяйства»

«О национализации банков»

«О свободе совести, церковных и религиозных обществах»

Из «Основного закона о социализации земли»

О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию

Об организации продовольственных отрядов

Из Декрета о мире, принятого II Всероссийским съездом Советов

О контрреволюционном выступлении чехословацкого корпуса

О мобилизации трудящихся в Красную Армию

«О строительстве Красной Армии»

«О международном и внутреннем положении Советской республики, о текущем моменте и Красной Армии»

О превращении Советской республики в военный лагерь

Об аннулировании Брест-Литовского договора

Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской Обороны

О стратегическом положении Республики в начале 1919 г.

О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства

«Об отношении к казачеству»

Об организации интервенции в России

О борьбе с Колчаком

О борьбе с Врангелем

Об успешном наступлении в Крыму

«Богатство крестьян - это богатство Республики»

«О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»

«Об обмене»

«О новой экономической политике и промышленности»

О помощи голодающим Поволжья

Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик

Из Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик 31 января 1924 г.

Тема: Социально-экономическое развитие и политические процессы в Советском Союзе в 1928-1940 гг.

По отчету Центрального Комитета

«О хозяйственном положении страны и задачах партии»

О настроении рабочих в городе

«О выполнении государственного народнохозяйственного плана 1939 г.»

«О задачах партийных организаций в области промышленности и транспорта»

«Об итогах и дальнейших задачах колхозного строительства»

Об отборе передовых рабочих для работы в деревне в счет 25 тысяч

О политике коллективизации

Об ошибках в ходе коллективизации

О деятельности «Промпартии»

О необходимости борьбы с диктатурой Сталина

О предоставлении льгот участникам строительства Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина

О судебном процессе над антисоветским троцкистским центром

«О культе личности и его последствиях»

Тема: СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны

О создании в Европе системы коллективной безопасности

О взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Чехословацкой

О присоединении Судетской области Чехии к Германии

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом

Договор о дружбе и границе между СССР и Германией

О международном положении и внешней политике СССР накануне второй мировой войны

О состоянии Вооруженных сил СССР накануне Великой Отечественной войны

О подготовке фашистской Германии к нападению на СССР

О сроках нападения Германии на СССР

О германо-советских экономических отношениях накануне войны

О первом дне Великой Отечественной войны

О значении Смоленского сражения

О провале немецкого плана окружения и взятия Москвы

О причинах военных неудач Красной Армии в 1941 г.

Об образовании Государственного Комитета Обороны

О перестройке оборонной промышленности

О разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом

О сроках открытия второго фронта

Об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства

О сотрудничестве США, СССР и Англии в войне против гитлеровской Германии

Об окончательном разгроме Германии и послевоенных отношениях

Тема: Теория и практика реформирования социализма в СССР

«О фальсификации так называемого дела о врачах-вредителях»

«О преступных антипартийных и антигосударственных действиях Берия»

«О деле Кузнецова, Попкова, Вознесенского и других»

«Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

«О реабилитации лиц, осужденных по делу Еврейского антифашистского комитета»

«Об антипартийной группе Маленкова Г. М., Кагановича Л. М., Молотова В. М.»

«О наличии, движении и составе заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР за 1953-1955 гг.»

«Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР»

«О запуске первого советского спутника Земли»

«О Пастернаке»

О событиях 1962 г. в Новочеркасске

«О положении сельского хозяйства СССР»

О построении развитого социалистического общества в СССР

О необходимости изменении политической системы в СССР

О совершенствовании межнациональных отношений в СССР

«Об итогах I съезда независимых рабочих движений и организаций в Новокузнецке»

О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

О создании движения «Демократическая Россия»

О реабилитации репрессированных народов

Тема: Кризис Советской системы

Из Обращения Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР к советскому народу

Заявление М. С. Горбачева о сложении обязанностей Генерального секретаря ЦК КПСС

О проблемах духовной жизни страны

О создании Содружества Независимых Государств

Из Декларации Независимых Государств

Тема: Российская Федерация в 90-е годы

Об особом режиме управления до преодоления кризиса власти

«О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»

«О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б. Н.»

«К гражданам России!»

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Выступление Президента РФ В. В. Путина на церемонии вступления в должность


Введение
Отечественная история черпает свою , среди которых одним из важнейших являются письменные. Это труды древних авторов, художественные произведения прошлых веков, летописные своды, заметки путешественников и ученых, своды законов и записи современников событий и многое другое. Именно письменные исторические источники позволяют нам восстановить хронологию событий, получить информацию от очевидцев тех или иных явлений, дают возможность живо и красочно представить себе обстановку в отдельные периоды истории нашей страны.

Настоящая хрестоматия включает в себя основные письменные свидетельства об истории Российского государства: от первых упоминаний о славянских народах до событий начала XXI века. Всего в данном пособии приводится более 140 документов. Структура материала построена по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет сконцентрировать внимание студентов на важнейших вопросах Отечественной истории.

Ознакомление с подлинными документами позволит студентам учиться делать выводы о тех или иных исторических событиях самостоятельно, освоить азы работы с письменными источниками и выработать умение анализировать тексты, оценивать достоверность и важность содержащейся в них информации. Работа с текстами источников из данной хрестоматии должна стать началом приобретения полезных навыков для студентов любых специальностей.

Хрестоматия по Отечественной истории

(с древнейших времен до начала XXI века)

Учебное пособие для студентов всех специальностей СГТУ
Авторы-составители:

Булкин И. Ю.,

Вострикова Н. Ю.,

Емельянов А. В.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Первые упоминания о славянах (VI в.)

Тема: Киевская Русь

О россах (около 949 г.)

О призвании варягов на Русь

Об основании Киева

О киевских князьях Аскольде и Дире

Из условий договора князя Олега с Византией 907 г.

О князе Святославе

О князе Владимире

О Ярославе Мудром

Из свода законов «Русская Правда»

О половцах

О княжеском съезде в Любече (1097 г.)

Тема: Русские земли в XII-XIII вв.

О разгроме Киеве в 1171 г. суздальскими князьями

Эпическое описание Руси XIII в.

Тема: Русь и Орда

О происхождении монголо-татар

Первое появление монголо-татар на Руси и битва на Калке (1223 г.)

О нашествии Батыя на Русь

О последствиях разорения Руси монголо-татарским нашествием

О Невской битве и Ледовом побоище

О Московском княжестве при Иване Калите

О Куликовской битве 1380 года

О походе хана Ахмата на Русь в 1480 году
Тема: Московская Русь

Из Судебника Ивана III (1497 года)

Из Судебника Ивана IV Грозного (1550 года).

Тема: Век «Просвещения» в России

Из «Табеля о рангах» Петра I

Устав о наследии престола Петра I

Грамота на права, вольности и преимущества

благородного российского дворянства

Тема: Политический, идеологический, социальный контекст реформирования российского общества

Из «Русской правды» П. Пестеля

Из «Конституции» Н. М. Муравьева

Из Программы организации «Земля и воля». Май 1878 г.

Тема: Социально-экономические проблемы модернизации в России ХIХ столетия

Манифест 19 февраля 1861 года. О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей.

Об усовершенствовании государственного порядка

Из Программы российской социал-демократической партии

Из Программы конституционно-демократической партии (партии народной свободы)

Тема: Политические события 1917 года и опыт становления советской государственности

Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти

Об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти впредь до установления в Учредительном собрании образа правления и новых основных законов государства Российского

Декларация Временного правительства о его составе и задачах

От Временного правительства

О введении восьмичасового рабочего дня, организации фабрично-заводских комитетов и примирительных камер

Об организации и задачах крестьянских Советов

Из ноты Временного правительства правительствам союзных держав («нота Милюкова»)

О вопросах экономической политики

Об июньской демонстрации рабочих, солдат и трудящихся Москвы, прошедшей под лозунгами большевиков

Об июльских событиях в Петрограде

«О власти»

О подготовке вооруженного восстания в Петрограде

Приложение

О приходе к власти партии большевиков

«Об организации власти»

Декларация прав народов России

«Об уничтожении сословий и гражданских чинов»

«Об учреждении Высшего совета народного хозяйства»

«О национализации банков»

«О свободе совести, церковных и религиозных обществах»

Из «Основного закона о социализации земли»

О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию

Об организации продовольственных отрядов

Из Декрета о мире, принятого II Всероссийским съездом Советов

О контрреволюционном выступлении чехословацкого корпуса

О мобилизации трудящихся в Красную Армию

«О строительстве Красной Армии»

«О международном и внутреннем положении Советской республики, о текущем моменте и Красной Армии»

Об аннулировании Брест-Литовского договора

Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской Обороны

О стратегическом положении Республики в начале 1919 г.

О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства

«Об отношении к казачеству»

Об организации интервенции в России

О борьбе с Колчаком

О борьбе с Врангелем

Об успешном наступлении в Крыму

«Богатство крестьян - это богатство Республики»

«О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»

«Об обмене»

«О новой экономической политике и промышленности»

О помощи голодающим Поволжья

Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик

Из Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик 31 января 1924 г.

Тема: Социально-экономическое развитие и политические процессы в Советском Союзе в 1928-1940 гг.

По отчету Центрального Комитета

«О хозяйственном положении страны и задачах партии»

О настроении рабочих в городе

«О выполнении государственного народнохозяйственного плана 1939 г.»

«О задачах партийных организаций в области промышленности и транспорта»

«Об итогах и дальнейших задачах колхозного строительства»

Об отборе передовых рабочих для работы в деревне в счет 25 тысяч

О политике коллективизации

Об ошибках в ходе коллективизации

О деятельности «Промпартии»

О необходимости борьбы с диктатурой Сталина

О предоставлении льгот участникам строительства Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина

О судебном процессе над антисоветским троцкистским центром

«О культе личности и его последствиях»

Тема: СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны

О создании в Европе системы коллективной безопасности

О взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Чехословацкой

О присоединении Судетской области Чехии к Германии

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом

Договор о дружбе и границе между СССР и Германией

О международном положении и внешней политике СССР накануне второй мировой войны

О состоянии Вооруженных сил СССР накануне Великой Отечественной войны

О подготовке фашистской Германии к нападению на СССР

О сроках нападения Германии на СССР

О германо-советских экономических отношениях накануне войны

О первом дне Великой Отечественной войны

О значении Смоленского сражения

О провале немецкого плана окружения и взятия Москвы

О причинах военных неудач Красной Армии в 1941 г.

Об образовании Государственного Комитета Обороны

О перестройке оборонной промышленности

О разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом

О сроках открытия второго фронта

Об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства

О сотрудничестве США, СССР и Англии в войне против гитлеровской Германии

Об окончательном разгроме Германии и послевоенных отношениях

Тема: Теория и практика реформирования социализма в СССР

«О фальсификации так называемого дела о врачах-вредителях»

«О преступных антипартийных и антигосударственных действиях Берия»

«О деле Кузнецова, Попкова, Вознесенского и других»

«Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

«О реабилитации лиц, осужденных по делу Еврейского антифашистского комитета»

«Об антипартийной группе Маленкова Г. М., Кагановича Л. М., Молотова В. М.»

«О наличии, движении и составе заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР за 1953-1955 гг.»

«Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР»

«О запуске первого советского спутника Земли»

«О Пастернаке»

О событиях 1962 г. в Новочеркасске

«О положении сельского хозяйства СССР»

О построении развитого социалистического общества в СССР

О необходимости изменении политической системы в СССР

О совершенствовании межнациональных отношений в СССР

«Об итогах I съезда независимых рабочих движений и организаций в Новокузнецке»

О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

О создании движения «Демократическая Россия»

О реабилитации репрессированных народов

Из Обращения Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР к советскому народу

Заявление М. С. Горбачева о сложении обязанностей Генерального секретаря ЦК КПСС

О проблемах духовной жизни страны

О создании Содружества Независимых Государств

Из Декларации Независимых Государств

Тема: Российская Федерация в 90-е годы

Об особом режиме управления до преодоления кризиса власти

«О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»

«О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б. Н.»

«К гражданам России!»

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Выступление Президента РФ В. В. Путина на церемонии вступления в должность

Тема: Начальный этап отечественной истории
Первые упоминания о славянах (VI в.)

§ 33. В Скифии первым с запада живет племя гепидов, окруженное великими и славными реками; на севере и северо-западе [по его области] протекает Тизия (совр. Тиса); с юга же [эту область] отсекает сам великий Данубий (совр. Дунай), а с востока Флютавзий (совр. Олт или Прут); стремительный и полный (§ 34) водоворотов, он, ярясь, катится в воды Истра. Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпы. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами (славянами) и антами.

§ 35. Склавены живут от города Новиетуна (традиционно отождествляется с г. Новиодуном, совр. Исакча, на правом берегу Дуная, Румыния) и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра (совр. Днестра), и на север - до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшие из обоих [племен] - распространяются от Данастра до Данапра (совр. Днепра), там, где Понтийское (Черное) море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов. (…)

§ 119. После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племен, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха.

Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Пер. Е. Ч. Скржинской. СПб., 1997.
О расселении древних славян

… Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи лутичи, иные мазовшане, иные поморяне.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима , а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским». (…)

…Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов Радим, а другой Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь».

Повесть временных лет. Ч. 1. Текст и перевод / Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.-Л., 1950.
Тема: Киевская Русь
О россах (около 949 г.).

§ 9 ...Зимний и суровый образ жизни этих самых руссов таков: когда наступит ноябрь месяц, князья их тот час выходят со всеми руссами из Киева и отправляются в «полюдье», т.е. круговой объезд и именно в славянские земли Древлян, Дреговичей, Кривичей, Северян и остальных славян, платящих дань руссам. Прокармливаясь там, в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию. (…).

…Корабли-однодревки, приходящие в Константинополь и внешней Руси , идут из Новгорода, в котором сидел Святослав, сын русского князя Игоря, а также из крепости Смоленска, из Любеча, Чернигова и Вышеграда. Все они спускаются по реке Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой «Самвата» (?). Данники pyссов - славяне, называемые Кривичами, Полочанами и прочие славяне рубят однодревки в своих горах в зимнюю пору и, обработав их, с открытием навигации, когда растает лед, вводят в ближние озера. Затем, так как озера впадают в Днепр, то оттуда и сами входят в ту же реку, приходят в Киев, вытаскивают ладьи на берег для оснастки и продают руссам. (…) В июне месяце, двинувшись по реке Днепру, они (русы) спускаются в Витечев, крепость, подвластную Руси. Подождав там 2-3 дня, пока подойдут все ладьи они двигаются в путь и спускаются по названной реке Днепру.

Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991.