Жаргон - примеры, особенности употребления и виды. Литературный язык (1)

Жаргонная лексика - это слова и словосочетания, свойственные социальным диалектам, т.е. группам лиц, объединенных общей профессиональной или антиобщественной деятельностью. Такие социальные диалекты называют чаще жаргонами, а особые лексические единицы, присущие им, жаргонизмами. Жаргоны имеют общенародную грамматическую и фонетическую основу, а отличаются только некоторым набором специфических слов и выражений. Например: бабки и башли - деньги, лимон - миллион рублей, баки и баксы - доллары США, башлять - платить кому-либо деньги (и немалые), бугор - начальник, западать - испытывать особое наслаждение от чего-либо, любить кого-, что-либо очень сильно.

Как свидетельствует классическая русская литература, в XIX в. жаргоны были присущи некоторым слоям дворянского сословия ("смесь российского с нижегородским"), купеческого, что нашло отражение в пьесах А. Островского, семинаристам ("Очерки бурсы" Н. Помяловского), отдельным группам ремесленников.

В современной российской действительности можно говорить о профессиональных и социальных жаргонах.

Так, жаргонизмы используют: компьютерщики (взлом - преодоление защиты данных компьютера, компьютерных программ, взломать , взломщик; висеть - не реагировать на запросы извне, не выдавать результаты работы компьютера; грузиться - использовать операционную систему при включении компьютера), музыканты (металл - тяжелый рок, металлист - исполнитель рок- музыки в стиле хеви-метал, металлисты - любители этой музыки, металлический ), спортсмены (качалка - тренажер для занятия бодибилдингом, зал с такими тренажерами, качок - о человеке атлетического телосложения с сильноразвитой, "накачанной" мускулатурой), коммерсанты (комок - комиссионный магазин, комковый ), военнослужащие (дед - старослужащий по отношению к молодым солдатам, новобранцам; дембель - демобилизация), наркоманы (дурман , дурь - наркотик; герыч - героин; сесть на иглу ). Безотносительно к социальному положению прибегает к жаргонизмам молодежь: байк - мотоцикл (обычно дорогой, иностранного производства), видак - видеомагнитофон и т.д.

В стилистическом плане жаргонизмы относятся к сниженной лексике, употребляются как разговорные или просторечные слова и выражения в устной обиходной речи, причем не только теми, кто входит в ту или иную социальную группу, но и другими носителями языка, хотя, строго говоря, это противоречит языковой норме. Но свойственная жаргонизмам экспрессивность и эмоциональная оценочность "провоцирует" их использование в непринужденной, дружеской обстановке для того, чтобы выразить какие- либо чувства, подчеркнуть свое "неотставание" от речевой моды.

К тому же жаргонизмы привязаны не только к определенной профессиональной и социальной среде, но и ко времени - они скоротечны. Например:

В годы Великой Отечественной войны меховая безрукавка называлась в разных воинских частях по-разному: "рапсодия" , "самурайка" и бог знает как еще - в приличном обществе и не произнесешь (О. Кожухова ); Матросы любят выражаться по-своему. Брюки у них - "шкары" , на корабле они не служат, а "огребают полундру"; оставаться на флоте пожизненно на их языке означает: "трубить до деревянного бушлата" (М. Гордиенко ).

Жаргонизмы, связанные с определенной социальной средой, могут использоваться в языке художественной литературы для того, чтобы проиллюстрировать особенности быта, поведения, речи тех или иных групп людей, их менталитета. У В. Липатова, например, читаем:

  • - Вот она, милушка! - говорит Никита Федорович, рассматривая на свет чекушку водки, которую он сохранял на случай. - Лучше штуки для сугреву и непридумаешь!
  • - Дарья, стакан!

Она приносит стакан. Никита Федорович наливает его до краев, отрезает от буханки хлеба здоровенную краюху, горкой солит ее - на это идет полсолонки - затем мажет горчицей на полпальца толщины и уже поверх всего этого сыплет злой черный перец, тоже толстым слоем...

Огромную луковицу он режет на две части и ими прикрывает горбушку хлеба с мешаниной соли, перца, горчицы, которая теперь выглядит так аппетитно, что многие из наблюдающих за стариком сглатывают слюну. То, что делает Никита Федорович, называется в нарымских краях "граната". Есть еще "бомба" - это то же самое: хлеб, соль, лук, горчица, перец, но к ним не чекушка, а пол-литра водки. Нарымские мужики после "гранаты" опьянения почти не чувствуют, а после "бомбы" , бывает, бегут за второй бутылкой: "То ли проняло, то ли нет, не пойму что-то!"

На этом примере употребления жаргонизмов в определенной социальной среде, в данном случае лесорубами, видно отличие их от профессионализмов. Последние связаны с трудовой, точнее профессиональной, деятельностью людей, а жаргонизмы - с бытом, повседневной жизнью.

Особую разновидность жаргонизмов составляют арготизмы - слова и выражения, употребляемые представителями преступного мира, деклассированными элементами, к которым относятся бродяги, бомжи, в старину босяки, беспризорники, нищие и т.п. В совокупности такие лексические единицы называются арго.

Обычно рассматривают три вопроса, связанных с арго: его происхождение и состав, функционирование и возможности влияния на общенародный русский язык.

Возникновение элементов арго относится к ранней феодальной эпохе (XI-XII вв.) и связано прежде всего с появлением на территории Древней Руси как бы центров преступности, к которым принадлежали Дон, Поволжье, крупные города. По мере создания централизованного Русского государства формировалась и общеуголовная лексика. Окончательно арго сформировалось в XVIII в.

Для тех далеких времен были характерны такие арготизмы, как костаръ - мошенник, подноготник - соглядатай, подорожник - разбойник с большой дороги, пустить рыбу кормить - утопить, тянуть заповедное серебро - делать фальшивые деньги.

Арго регулярно пополнялось во многом переосмысленными лексическими единицами из литературного языка, просторечия, территориальных и социальных диалектов, из других языков. Так, литературное арбуз получило значение "голова", скрипка - пила, используемая для перепиливания решетки, стрелок - высококвалифицированный нищий.

Просторечия пополнили арго такими словами и выражениями: елочки - бутылка водки, зенки - глаза, кокнуть - убить, деревянный тулуп - гроб и др. Из территориальных диалектов попали в арго жмурик - покойник, баланда - тюремная похлебка (диал. "ботвинья, холодец"), кайстра - место хранения денег (диал. "сумка") и др. Социальные диалекты представлены в арго прежде всего офенскими словами и выражениями. Офенями в царской России называли торговцев вразнос, продававших галантерейные товары, книжки, лубочные картинки. Офенским называли их условный язык, например: жулить означало "резать", кимать - "спать", троить - "есть, питаться", вытерка - "грамота". Офени пользовались еще так называемым тарабарским (условным) языком, в котором шур значило "вор", шуровка - "воровка", шустрый - "острый" и т.д.

Часть арготизмов ведет свое происхождение от иностранных слов: мотя - доля краденого (фр. moitie - половина), шопник - вор, специализирующийся по кражам из магазинов (англ. shop - магазин), фляшник - убийца (нем. Fleisch - мясо). Некоторые заимствования прошли в арго сложный путь трансформаций. Так, польский арготизм marwicher zlodziej - высококвалифицированный вор-карманник - в русском арго начала XX в. звучал как мара-вихер в том же значении, в 1960-е гг. стал произноситься маравъи-хорь , а в 1970-1980-е гг. - муравей.

Фонетическая трансформация - одно из распространенных средств создания арготизмов от общеупотребительных слов: милиционера называют ментом , пятерку - петухом , червонец - червяком , конного милиционера - ментавром. Малограмотность, а то и неграмотность деклассированных элементов еще больше способствуют фонетическому искажению общеизвестных слов при их освоении в арго. По этой причине браслеты называют брушлатами в значении "наручники", граммофон - маргофоном и т.д.

При образовании арготизмов морфологическим способом используются аффиксы, которые в русском языке имеют экспрессивно-оценочные свойства: глотарь - наркоман, использующий таблетки, содержащие наркотическое вещество, дубак - сторож, дворник, нюхач - работник милиции, штопорило - грабитель. В арготизмах встречаются суффиксы, вообще немыслимые в общенародных словах: -бан (гужбан -легковой извозчик), -ман (кичман - тюрьма), -олян (мордолян -фотограф), -ис (фигарис - сыщик, лазутчик), -ифан (корифан - товарищ). Любопытны многие аббревиатуры, появившиеся в арго (жир - жена изменника родины), сокращения-татуировки, в расшифрованном виде представляющие собой лозунги, клятвы, призывы и т.п. (ВОЛК - волю очень любит колонист, СЭР - свобода - это рай, ИРА - иди, режь актив), а также аббревиатуры, которые расшифровываются при чтении как в прямом порядке, так и обратном: КОТ - "коренной обитатель тюрьмы" и "теперь он колонист".

Можно выделить четыре функции арготизмов: конспиративную, номинативную, мировоззренческую и опознавательную. Конспиративная функция обусловлена естественными обстоятельствами; непонятностью их происхождения и смысла в отличие от конспиративной функции тарабарского и вообще условных языков, которые специально создавались для тайных целей. Действительно, речевая игра деклассированных элементов часто так сильно изменяет внешний облик слов, что бывает трудно и даже невозможно восстановить его первоначальный вид. Этим арго служит разъединению социума, обособлению деклассированных элементов, что отличает его от искусственных языков, например эсперанто, которые способствуют объединению и народов, и законопослушных граждан. Кроме того, конспиративность арго используется для совершения противоправных действий, а условных языков - для защиты их носителей от враждебных действий со стороны.

Первоначальной функцией арго была номинативная, так как его создатели стояли когда-то перед необходимостью называния неких реалий, которые имели место в их жизни, но отсутствовали в окружающей. По мере осознавания себя особой группой в социуме, не похожей на другие, деклассированные элементы стали использовать арго и в мировоззренческой функции, т.е. для выражения и даже называния своих взглядов на окружающий мир и отношения людей между собой и властями, для утверждения своих традиций и правил поведения в обществе. Через арго выражается отрицательное отношение к человеческим ценностям и личности; к блюстителям порядка (легавый , вертухай - надзиратель, кум - начальник оперативной части), к крестьянам (укроп ), к добросовестно работающим заключенным (дурында ).

Наконец, желание опознать среди окружающих людей своих единомышленников, стремление не допустить в свои ряды чужаков породили опознавательную функцию арго. Речь представителей преступного мира отличается, в частности, особым произношением звуков (например, мягкого [ж ]), ударением, интонацией, не говоря уже о лексике. В арго существует немало лексических единиц, не имеющих эквивалентов в общенародном языке, по которым посвященный может опознать "свояка". Так, откуда знать непосвященным, что гусиная лапка - это воровское приспособление в виде консервного ножа большого размера для вскрытия сейфов, случайность - умышленный проигрыш в карты для завлечения жертвы, подмастерье - тот, кто подделывает подписи с помощью переводной бумаги и оттисков, садок - карманная кража при посадке пассажиров в общественный транспорт и т.п.

О функционировании арготизмов в общенародном русском языке можно говорить в трех планах:

■ пополнение пласта сниженной лексики: разговорной (централка - центральная тюрьма, баланда - тюремная похлебка, сидеть от звонка до звонка ), но больше всего просторечной (грохнуть - убить, бормотель -дешевое красное вино, облапошить - обмануть, тырить - воровать). Основная причина использования такой лексики носителями языка - присущие ей экспрессивность и оценочность. Кроме того, весьма значительная часть населения прошла через исправительно-трудовые учреждения - тюрьмы, колонии, лагеря. Только в настоящее время пенитенциарной системой охвачен (по официальным данным) миллион российских граждан - следовательно, столько же их вольно или невольно обучается арго преступного мира. Что уже тогда говорить о недалеком прошлом;

■ обсуждение проблем криминального мира, пенитенциарной системы в средствах массовой информации. Если журналист рассуждает об этих проблемах, он, естественно, использует в своих очерках и статьях арготизмы, с которыми успел познакомиться за время работы над темой;

■ использование в художественных произведениях. Речевая характеристика представителей преступного мира редко обходится без вкрапления в их высказывания соответствующих словечек и выражений:

Слабым казаться стеснялся. Ножичек себе завел, блат напустил на сапоги. - Какой блат? - спросил геологический парень. - Это когда голенища для форсу завертываются и на них брюки с выпуском (Е. Евтушенко ); - Хоть бы не нажрался, скотина! Койла вырву и кишками обмотаю. Все ведь знает, а положиться все равно нельзя! - скрипя зубами, думал про себя Закон (В. Барковский ).

Еще чаще арготизмы используются при описании ситуаций, связанных с уголовщиной, чтобы придать им правдоподобность:

Достаточно шепнуть собратьям по Уголовному миру или просто заслать "маляву" - и парней достанут не только в "зоне" (там-то скорей всего!), но хоть в Новом Орлеане; первая же заява в ментовскую от доведенного до отчаяния торгаша - и все... Прощай, свобода! Сколько уже корешей так сгорело" (В. Барковский ).

Арготизмы, как и жаргонизмы, - нежелательный компонент при речевом общении. Запретить их употребление законодательным путем невозможно, но можно и должно ставить задачу его ограничения в речи. Пора прекратить культивирование такой лексики в прессе и литературе. Словесная экзотика в публицистике и художественных писаниях оборачивается в конечном счете мусором в повседневной речи представителей всех поколений, но в первую очередь молодежи как наиболее восприимчивой к экстравагантным словам и выражениям. Нет необходимости также самим носителям языка прибегать без особой надобности к жаргонной лексике, заведомо зная, что она снижает культуру речи и недопустима среди уважающих себя людей.

В последнее десятилетие вышел ряд словарей, отражающих жаргонную лексику:

Толковый словарь уголовных жаргонов / под ред. Ю. П. Дубягина и А. Г. Бронникова. М., 1991.

Быков В. Русская феня. Смоленск, 1994.

Елистратов В. С. Словарь московского арго. М., 1994.

Никитина Т. Г. Так говорит молодежь: Словарь молодежного сленга. СПб., 1998.

Мокиенко В. М. , Никитина Т. Г. Большой словарь русского жаргона. СПб., 2000.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

######## ## ## ######## #######
## ## #### #### ## ## ##
## ## ## ## ##
## ## ## ####### ########
## ## ## ## ## ##
## ## ## ## ## ## ##
## ###### ###### ###### #######

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Жаргон в системе русского языка. Общая характеристика жаргонной лексики, история ее возникновения. Виды и языковые особенности молодежного жаргона, причины его использования. Результаты лингвистического исследования особенностей школьного жаргона.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2015

    Общенародный русский язык и его разновидности. Классификация жаргонов русского языка. Молодежный жаргон в компьютерной жаргонной лексике. Особенности компьютерного жаргона. Функциональная и семантическая характеристика лексики компьютерного жаргона.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2012

    Жаргонная лексика и место в ней испанского молодежного жаргона "El cheli". Специфика жаргонной лексики и её употребление. Особенности формирования и функционирования молодежного жаргона. Практический анализ мадридского городского жаргона "El cheli".

    курсовая работа , добавлен 06.12.2015

    Характеристика и особенности молодежного "сленга". Пути формирования молодежного жаргона в Англии, Америке, Австралии и Канаде в ХХ веке. Употребление жаргона российскими студентами и школьниками. Английские эквиваленты жаргона молодежи в России.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2009

    Молодёжный жаргон как форма существования языка. Понятие жаргонизированной лексики. Общая характеристика молодежного жаргона. Структурный анализ бытовой жаргонизированной речи молодёжи. Лексико-семантические группы французского молодёжного жаргона.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2014

    Понятие социолекта, жаргона, сленга и арго. Понятие компьютерной коммуникации. Мотивация участия и функции блогов. Появление компьютерного жаргона и его языковые функции. Специфические черты акронимов как одной из составляющих компьютерного жаргона.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2012

    Жаргон как социальный диалект, его отличие от общеразговорного языка специфической лексикой и экспрессивностью оборотов. Собственная фонетическая и грамматическая система жаргона. Виды жаргонов, их особенности. Объединение людей с помощью жаргона.

    Формы существования языка. Литературный язык. Стилистические ресурсы русского литературного языка Функциональные стили.

    Литературный язык – высшая (образцовая и обработанная) форма национального языка. По своему культурному и социальному статусу литературный язык противостоит территориальным диалектам, просторечию, социальным и профессиональным жаргонам, сленгу. Литературный язык формируется в процессе развития языка, поэтому является исторической категорией. Литературный язык – это язык культуры, он оформляется при высоком уровне её развития. На литературном языке создаются литературные произведения, а также говорят культурные люди. Заимствованные слова, жаргонизмы, штампы, канцелярит и т. п. засоряют язык. Поэтому существует кодификация (создание норм), создающая упорядоченность и сохраняющая чистоту языка, показывая образец. Нормы закреплены в словарях современного русского языка и грамматических справочниках. Современный русский литературный язык находится на высокой ступени своего развития, как развитый язык он имеет разветвлённую систему стилей.

    Процесс формирования и развития национального литературного языка характеризуется тенденцией к расширению его социальной базы, сближению книжно-письменного и народно-разговорного стилей. Не случайно русский литературный язык в широком понимании определяется во времени от А. С. Пушкина и до наших дней: именно А. С. Пушкин сблизил народно-разговорный и литературный язык, положив в основу различных стилей литературной речи язык народа. И. С. Тургенев в речи о Пушкине указывал, что Пушкину «одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу». Здесь следует отметить огромное влияние, которое в целом оказывают выдающиеся писатели на формирование национального литературного языка. Существенный вклад в становление английского литературного языка внёс У. Шекспир, украинского – Т. Г. Шевченко и т. п. Для развития русского литературного языка важным стало творчество Н. М. Карамзина, о котором, в частности говорил А. С. Пушкин. По его словам, этот славный историк и литератор русский «обратил его (язык) к живым источникам народного слова». В целом все русские писатели-классики (Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.) в той или иной степени участвовали в развитии современного русского литературного языка.

    Литературный язык обычно является национальным языком. Он основывается на какой-то из ранее существовавших форм языка, обычно диалекте. Становление литературного языка в период формирования нации обычно происходит на основе одного из диалектов – диалекта главного политического, экономического, культурного, административного, религиозного центра страны. Этот диалект представляет собой синтез различных диалектов (городское койне). Например, русский литературный язык складывался на основе московского диалекта. Иногда основой литературного языка становится наддиалектное образование, например язык королевского двора, как во Франции. Русский литературный язык имел несколько источников, среди них отметим церковнославянский язык, московский приказной язык (деловой государственный язык Московской Руси), диалекты (особенно московский диалект), языки великих русских писателей. Значимость церковнославянского языка в формировании русского литературного языка отмечали многие историки и лингвисты, в частности Л. В. Щерба в статье «Современный русский литературный язык» говорил: «Если бы русский литературный язык не вырос в атмосфере церковнославянского, то немыслимо было бы то замечательное стихотворение Пушкина «Пророк», которым мы восторгаемся и до сих пор». Говоря об источниках современного русского литературного языка, важно сказать и о деятельности первоучителей славянских Кирилле и Мефодии, создании ими славянской письменности, переводе богослужебных книг, на которых воспитывались многие поколения русских людей. Изначально наша русская письменная культура была христианской, первыми книгами на славянских языках были переводы Евангелия, Псалтырь, деяния Апостолов, апокрифы и т.п. Русская литературная традиция в основе своей имеет православную культуру, что, несомненно, отразилось не только на произведениях художественной литературы, но и на литературном языке.

    «Основы нормализации русского литературного языка заложены великим русским ученым и поэтом М. В. Ломоносовым. Ломоносов объединяет в понятии «российского языка» все разновидности русской речи – приказный язык, живую устную речь с её областными вариациями, стили народной поэзии – и признаёт формы российского языка конструктивной основой литературного языка, по крайней мере двух (из трёх) основных его стилей» (Виноградов В.В. «Основные этапы истории русского языка»).

    Литературный язык в любом государстве распространяется через школы, где детей учат в соответствии с литературными нормами. На протяжении многих столетий большую роль здесь играла и Церковь.

    Понятия литературного языка и языка художественной литературы не тождественны, т. к. литературный язык охватывает не только язык художественной литературы, но и другие реализации языка: публицистику, науку, государственное управление, ораторскую речь, некоторые формы разговорной речи. Язык художественной литературы в лингвистике рассматривается как более широкое понятие по той причине, что в художественные произведения могут включаться как литературные языковые формы, так и элементы территориальных и социальных диалектов, жаргон, арго, просторечие.

    Основные признаки литературного языка:

      Наличие определённых норм (правил) словоупотребления, ударения, произношения и т.д. (причём, норм более строгих, чем в диалектах), соблюдение этих норм имеет общеобязательный характер независимо от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности носителей данного языка;

      Стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследия и литературно-книжных традиций;

      Приспособленность литературного языка для обозначения всей суммы знаний, накопленной человечеством и к осуществлению отвлечённого, логического мышления;

      Стилистическое богатство, заключающееся в обилии синонимичных средств, позволяющих достигать наиболее эффективного выражения мысли в различных речевых ситуациях.

    Средства литературного языка появились в результате длительного и искусного отбора наиболее точных и весомых слов и словосочетаний, наиболее целесообразнх грамматических форм и конструкций.

    Основным отличием литературного языка от других разновидностей национального языка является его жёсткая нормативность.

    Обратимся к таким разновидностям национального языка как диалект, просторечие, жаргоны, арго и сленг, постараемся выявить их особенности.

    Диалект (от греч. dialektos – разговор, говор, наречие) – разновидность определённого языка, употребляемая в качестве общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью. Различают территориальные и социальные диалекты.

    Территориальный диалект – часть единого языка, реально существующая его разновидность; противопоставлен другим диалектам. Территориальный диалект обладает различиями в звуковом строе, грамматике, словообразовании, лексике. Эти различия могут быть небольшими (как в славянских языках), тогда говорящие на разных диалектах люди понимают друг друга. Диалекты таких языков, как немецкий, китайский, украинский сильно отличаются друг от друга, поэтому общение между людьми говорящими на таких диалектах затруднено или невозможно. Примеры: сковорода (Восточная Украина) – патення (Западная Украина); названия аиста в разных частях Украины: чорногуз , лелека , боцюн , боцян и др.

    Территориальный диалект определяется как средство общения населения исторически сложившейся области со специфическими этнографическими особенностями .

    Современные диалекты – результат многовекового развития. На протяжении истории в связи с изменением территориальных объединений происходит дробление, объединение, перегруппировка диалектов. Наиболее активное формирование диалектов происходило в эпоху феодализма. С преодолением территориальной раздробленности ломаются старые территориальные границы внутри государства, происходит сближение диалектов.

    В разные эпохи меняются взаимоотношения между диалектами и литературным языком. Памятники феодального времени, написанные на основе народного языка, отражают местные диалектные черты.

    Социальные диалекты – языки определённых социальных групп. Например, отличающиеся от общенародного языка только лексикой профессиональные языки охотников, рыболовов, гончаров, торговцев, групповые жаргоны или сленги учащихся, студентов, спортсменов, солдат и др., главным образом молодёжных коллективов, тайные языки, арго деклассированных элементов.

    К социальным диалектам относятся и отличные от общенародного языка варианты языка определённых экономических, кастовых, религиозных и т.п. групп населения.

    Профессионализмы – слова и обороты, свойственные людям одной профессии и являющиеся, в отличие от терминов, полуофициальными названиями понятий данной профессии. Профессионализмы отличаются большой дифференцированностью в обозначении специальных понятий, предметов, действий, связанных с данной профессией, родом деятельности. Таковы, например, употребляющиеся у охотников названия некоторых свойств собак: аппелистость, вежливость, верхнее чутье, вязкость, глубокий полаз, копотливая, неслух, отдира, перека, пешая, позывистость, пруткость и т.д.

    Просторечие – народно-разговорный язык, одна из форм национального языка, представляющая собой устную некодифицированную (ненормативную) сферу общенациональной речевой коммуникации. Просторечие имеет наддиалектный характер. В отличие от говоров и жаргонов – общепонятная для носителей национального языка речь, существует в каждом языке и коммуникативно значима для всех носителей национального языка.

    Просторечие противопоставлено литературному языку. В просторечии представлены единицы всех языковых уровней.

    Противопоставление литературного языка и просторечия прослеживается в области ударения :

    прОцент (простор.) – процЕнт (лит.),

    договорА (простор.) – договОры (лит.),

    углУбить (простор.) – углубИть (лит.),

    звОнит (простор.) – звонИт (лит.),

    форзАц (простор.) – фОрзац (лит.) и т.д.

    В области произношения:

    [щас ] (простор.) – [сейчас ] (лит.),

    [пшол ] (простор.) – [пашол ] (лит.)

    В области морфологии:

    хочут (простор.) – хотят (лит.),

    выбора (простор.) – выборы (лит.),

    ездиют (простор.) – ездят (лит.),

    ихний (простор.) – их (лит.),

    здеся (простор.) – здесь (лит.)

    Для просторечия характерны экспрессивно «сниженные» оценочные слова с гаммой оттенков от фамильярности до грубости, к которым в литературном языке есть нейтральные синонимы:

    «шарахнуть » – «ударить »

    «ляпнуть » – «сказать »

    «дрыхнуть » – «спать »

    «драпануть » – «убежать »

    Просторечие – исторически сложившаяся речевая система. В русском языке просторечие возникло на базе московского разговорного койне. Становление и развитие просторечия связано с формированием русского национального языка. Само слово образовалось из употреблявшегося в ХVI-XVIIвв. словосочетания «простая речь» (речь простолюдина).

    Просторечная лексика , с одной точки зрения, – это область неграмотной речи, целиком находящаяся за пределами литературного языка и не представляющая собой единой системы. Примеры: мамаша , мамка , одёжа , одеколончик , деловой (с отрицательным значением), склизкий , хворый , вертаться , серчать , издаля , намедни .

    С другой точки зрения, просторечная лексика – слова, имеющие яркую сниженную стилистическую окраску. Эти слова составляют две группы: 1) обиходно-бытовое просторечие, слова, входящие в литературный язык и имеющие сниженную (по сравнению с разговорными словами) экспрессивно-стилистическую окраску. Примеры: балбес , дохлятина , оплеуха , задрипанный , толстопузый , дрыхнуть , орать , сдуру ; 2) грубая, вульгарная лексика (вульгаризмы), находящаяся за пределами литературного языка: сволочь , стерва , хамло , харя , паскудный , слямзить и др.

    Существует также литературное просторечие , служащее границей литературного языка с народно-разговорным языком – особый стилистический пласт слов, фразеологизмов, форм, оборотов речи, наделённых яркой экспрессивной окраской «сниженности». Норма их употребления состоит в том, что они допускаются в литературный язык с ограниченными стилистическими заданиями: как средство социально-речевой характеристики персонажей, для «сниженной» в экспрессивном плане характеристики лиц, предметов, событий. В литературное просторечие входят лишь те речевые элементы, которые закрепились в литературном языке вследствие их длительного использования в литературных текстах, после длительного отбора, семантической и стилистической обработки. Состав литературного просторечия подвижен и постоянно обновляется, многие слова и выражения приобрели статус «разговорных» и даже «книжных», например: «всё образуется », «нытик », «зануда ».

    Разговорная лексика – слова, имеющие несколько сниженную (по сравнению с нейтральной лексикой) стилистическую окраску и характерные для разговорного языка, т.е. устной формы литературного языка, выступающей в условиях непринуждённого неподготовленного общения. К разговорной лексике относят некоторые существительные с суффиксами – ач , – тяй , – ул(я) , – ун , – ш(а ), – ыш , – яг(а) , – як и др. (бородач, лентяй, грязнуля, крикун, кондукторша, малыш, бедняга, толстяк ); некоторые прилагательные с суффиксами – аст –, – ат –,

    –оват – (зубастый, волосатый, красноватый ); ряд глаголов на – ничать (ехидничать, модничать ); некоторые глаголы с приставками за –, на – и постфиксом – ся (заболтаться, заглядеться, наваляться, наведаться ); существительные и глаголы, образованные из словосочетаний: безбилетник < без билета , зачётка < зачётная книжка , бюллетенить < находиться на бюллетене , а также многие другие. В словарях эти слова с пометой «разговорное». Все они неупотребительны в официально-деловом и научном стилях.

    Жаргон – разновидность речи, используемой в общении (чаще устном) отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон шофёров, программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в XIXв.), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодёжный жаргон). От общенародного языка жаргон отличается специфической лексикой и фразеологией и особым использованием словообразовательных средств. Часть жаргонной лексики – принадлежность не одной, а многих (в том числе исчезнувших) социальных групп. Переходя из одного жаргона в другой, слова «общего фонда» могут менять форму и значение. Примеры: «темнить » в арго – «скрывать добычу », позднее – «хитрить » (на допросе), в современном молодёжном жаргоне – «говорить неяс но», «увиливать от ответа ».

    Лексика жаргона пополняется разными способами:

    за счёт заимствований из других языков:

    чувак – парень (цыг.)

    башка – баш по-татарски голова

    шузы – туфли от shoes (англ.)

    бан (компьютерный жаргон) – программный запрет на пользование определённый Интернет-ресурсом, накладывается администратором от англ. to ban : изгонять, ссылать

    гамать – играть в компьютерные игры от англ. game

    шпилить – играть в компьютерные игры от нем. spiel

    путём сокращений:

    баскет – баскетбол

    литра – литература

    физра – физкультура

    заруба – зарубежная литература

    дисер – диссертация

    путём переосмысления общеупотребительных слов:

    «рвануть » – пойти

    «отстегнуть » – дать часть денег

    «тачка » – автомашина

    Жаргон может носить открытый и закрытый характер. По мнению О. Есперсена, в открытых группах (молодёжь) жаргон – это коллективная игра. В замкнутых группах жаргон – также сигнал, отличающий своего и чужого, а иногда и средство конспирации (тайный язык).

    Выражения жаргона быстро заменяются новыми:

    50-60-е годы ХХ века: деньги – тугрики

    70-е годы ХХ века деньги – монеты , мани(ы)

    80-е годы ХХ века и в настоящий момент – бабки , зелёные , капуста и др.

    Лексика жаргона проникает в литературный язык через просторечие и язык художественной литературы, где она используется как средство речевой характеристики.

    Жаргон – средство противопоставления себя остальному обществу.

    Арго – особый язык ограниченной социальной или профессиональной группы, состоящий из произвольно избираемых видоизменённых элементов одного или нескольких естественного языка. Арго употребляется чаще как средство сокрытия предметов коммуникации, а также как средство обособления группы от остальной части общества. Арго считается средством общения деклассированных элементов, распространённой в среде преступного мира (воровское арго и др.).

    Основа арго – специфический словарь, широко включающий иноязычный элементы (в русском – цыганский, немецкий, английский). Примеры:

    феня – язык

    перо – нож

    хвост – слежка

    стоять на стрёме, стоять на шухере – стоять на стpаже при совершении преступления, пpедупpеждая о пpиближающейся опасности

    баксы – доллары, иностранная валюта

    в натуре – правильно

    отстойник – место, где осуществляется предпродажная подготовка угнанного автомобиля

    шевельни со своей девочкой – угони машину

    коробка – гараж

    прописка – незаконное подключение к охранной системе автомобиля

    прадедушка – Ленд Крузер Прада

    поработать лошадью – переправить награбленное из кватиры владельца вещей.

    Сленг – 1) то же, что жаргон, сленг чаще употребляется по отношению к жаргону англоязычных стран; 2) совокупность жаргонизмов, составляющих слой разговорной речи, отражающий фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи. Употребляется в условиях непринуждённого общения: мура, муть, блат, кайф .

    Элементы сленга быстро исчезают, заменяясь другими, иногда переходят в литературный язык, приводя к возникновению семантических и стилистических отличий.

    Основные проблемы современного русского языка в коммуникативной сфере: обсценная лексика (сквернословие), неоправданные заимствования, жаргонизмы, арготизмы, вульгаризмы.

    Жаргонная лексика (жаргонизмы, социальные диалекты) - это слова и словосочетания, свойственные людям, принадлежащим к одной и той же социальной среде, профессии, одному и тому же возрасту, поколению, объединенных совместным времяпрепровождением, общностью интересов и т.д.

    Вообще жаргон может возникнуть в любом достаточно устойчивом коллективе. Например, выделяют жаргон

      школьников,

      студентов

    хвост - ‘задолженность, не сданный вовремя экзамен или зачёт’

    засыпаться - ‘не выдержать экзамен’

    корочки - ‘диплом, удостоверение’

    пара - ‘двухчасовое занятие’

      молодежный жаргон (байк ‘мотоцикл (обычно дорогой), видак ‘видеомагнитофон’, западать ‘испытывать особое наслаждение от чего-либо, любить кого-, что-либо очень сильно’); потрясно, обалденный, клевый, балдеть

      армейский жаргон (дед ‘старослужащий по отношению к молодым солдатам, новобранцам’, дембель ‘демобилизация’),

      компьютерный жаргон (взлом ‘преодоление защиты данных компьютера, компьютерных программ’, взломать, взломщик , грузиться ‘использовать операционную систему при включении компьютера’),

      жаргон музыкантов (металл ‘тяжелый рок’, металлист ‘исполнитель рок-музыки в стиле хевиметал’)

      спортсменов и любителей спорта (качалка ‘тренажер для занятия бодибилдингом, зал с такими тренажерами’, качок ‘человек атлетического телосложения с сильноразвитой, «накаченной» мускулатурой’)

    качаться - ‘наращивать мускульную массу’

    обруч - ‘упражнения с обручем’ (в соревнованиях по спортивной гимнастике);

    мир - ‘чемпионат мира’

    кубок - ‘соревнования на кубок’

    зима - зимние виды спорта

    вода - ‘дорожка в бассейне’

    серебро - ‘второе место в соревнованиях’

    железо - ‘штанга (и другие снаряды в тяжелой атлетике)’

    горчичник - ‘желтая карточка’ (наказание игрока в футболе)

      автомобилистов

    баранка - ‘рулевое колесо’

    кирпич - ‘дорожный знак, запрещающий проезд’

    дворники - ‘стеклоочистители’

    резина - ‘шины’

    зебра - ‘пешеходный переход’ (с разметкой на асфальте)

    лысый - ‘гладкий, стершийся’ (о шинах)

    поцеловаться - ‘столкнуться с другим автомобилем’

    карман - ‘площадка для съезда с дороги и остановки транспорта’

      полиграфистов: концовка ‘ графическое украшение в конце книги, хвост ‘нижнее наружное поле страницы, а также нижний край книги, противоположный головке книги’

      уголовников,

      торговцев, коммерсантов (комок ‘комиссионный магазин’, комковый ) и т.д.

    Жаргоны (социальные диалекты) также представлены многочисленными фразеологизмами. Приведем примеры из издания «Жаргон-энциклопедия московской тусовки» (1997): видюшное порево ‘порнофильм’, Дунька с мыльного завода ‘провинциальная женщина’, закатать банку с огурцами ‘ освоить какую-либо редкую профессию’, канать под братков ‘ игра для ребят с улицы’.

    Вставить фитиль (во флотском жаргоне) ‘дать взбучку, сделать выговор’.

    Колоть бухаря в воровском арго ‘обокрасть пьяного’.

    Значительное количество жаргонных выражений включено в «Большой словарь русского жаргона», составленный В.М. Мокиенко и Т.Г. Никитиной (2000).

    По сравнению с общенародными словами, которые живут столетиями, жаргонная лексика отличается большой подвижностью, изменчивостью. Жаргонные слова скоротечны, они быстро умирают, уступая место новым обозначениям.

    Например, в годы Великой Отечественной войны меховая безрукавка называлась в разных воинских частях по-разному: «рапсодия», «самурайка» и бог знает как еще - в приличном обществе и не произнесешь» (О.Кожухова).

    Причины использования жаргонизмов :

            По сравнению с общенародной лексикой, жаргонная лексика более экспрессивна и эмоциональна. Жаргонизмы выражают особое, чаще всего иронически-фамильярное отношение к реалиям действительности и к самим словам, эти реалии обозначающим.

            Жаргонная лексика является средством языкового обособления, языковой конспирации.

            Следование речевой моде.

    Особую разновидность жаргонизмов составляют арготизмы - слова и выражения, употребляемые представителями преступного мира, деклассированными элементами, к которым относятся бродяги, бомжи, в старину беспризорники, нищие и т.п. В совокупности такие единицы называются арго (арго от фр. argot - замкнутый, недеятельный).

    Например, в дореволюционном обществе существовало арго торговцев-коробейников, или офеней (так, речи офеней - бродячих торговцев, существовавших в России XIX в., - были присущи слова рым "дом", мелех "молоко", сары "деньги", зётить "говорить", мастырить "строить", мась я ‘мать’, скр ы пы ‘дверь’ и др.); профессиональных сборщиков пожертвований, или ла борей; ремесленников-охотников, т.е. уходящих из мест постоянного жительства на так называемый отхожий промысел, и др.

    В настоящее время арго - это лексика преступного мира: общеуголовная и специализированная, «распределенная» по видам преступлений.

    Арго (арготизмы) выполняют конспиративную и опознавательную функции.

    Необходимо помнить, что жаргонная лексика находится за пределами литературного языка, и употреблять жаргонизмы без цели не следует.

    Жаргонная лексика (и арготизмы в том числе) постоянно взаимодействует с лексикой общенародной. Так, современная литературная речь, особенно в устно-разговорной ее разновидности, испытывает значительное влияние асоциальных жаргонов. Лексика, которая раньше была уделом замкнутой человеческой среды - уголовников, мафиози, проституток, наркоманов и др., в 80-90-е гг. XX в. нередко звучит из уст носителей литературного языка, попадает в прессу, слышится с киноэкрана и с экрана телевизора. Таковы, например, слова бабки "деньги", баксы "доллары", врубиться "начать понимать что-либо", достать "надоесть, утомить разговорами, просьбами и т.п., кайф "удовольствие", отмороженный "тот, кто не признает никаких правил и авторитетов и ничего не боится (обычно о человеке, нарушающем закон, преступнике), отмывать (деньги) "легализовать незаконно полученные доходы путем вложения их в благотворительные акции, в промышленное производство и т.п.", тащиться "возбуждаться, испытывать приятное чувство от чего-либо", тусовка "собрание людей, объединенных общими интересами" и др.

    Некоторые жаргонизмы не только проникли в общенародную лексику, но и закрепились в ней, например, это такие слова, как жулик, липа "фальшивка", шустрый и некоторые другие.

    Функционально-стилистическая роль жаргонной лексики

    В художественных произведениях жаргонные и арготические слова могут использоваться для того, чтобы проиллюстрировать особенности быта, поведения, речи тех или иных групп людей, их менталитета, т.е. жаргонизмы и арготизмы могут употребляться в целях стилизации.

    Например, И. Падерин в книге «Ожоги сердца» описывает такой эпизод:

    - Захвати с собой « феньки » на двоих, - посоветовал Графчиков. - С ними будет уютнее в трубах.

    « Фенька »... Все мы были влюблены в нее. Там, в руинах Сталинграда, она была незаменимой подругой в ближнем бою. Удобная, послушная, ее можно было швырнуть в узкий пролом стены, в темный угол, даже в форточку окна, и она успешно делала свое дело... Бывало, погладишь ребристые бока ее, назовешь поласковее - ну, « фенечка », выручай»! - и она летит из твоей ладони точно в цель. Главным калибром «карманной артиллерии» считали ее. Это граната Ф-1 - лимонка ...

    Пополнив противогазную сумку « феньками », я хвастливо показал этот запас Графчикову: дескать, теперь нам сам черт не страшен.

    Функции арго в художественной литературе и публицистике сводятся, прежде всего, к речевой характеристике действующих лиц, обычно с темным прошлым, в некоторых случаях их используют при описании обстановки, в которой происходит действие, а иногда и для большей выразительности. Приведем отрывок из повести Б. Акунина «Алтын-Толобас»:

    Николас положил неприятному человеку руку на плечо, сильно стиснул пальцы и произнес нараспев:

    - Борзеешь, вша поднарная! У папы крысячишь? Ну, смотри, тебе жить . [Борзеть - терять чувство меры, зарываться; вша поднарная (оскорб.) - низшая иерархия тюремных заключенных; папа - уважаемый человек, вор в законе; тебе жить (угрож.) - тебе не жить.]

    - Братан, братан ... - зашлепал он губами и попытался встать, но Фандорин стиснул пальцы еще сильней. - Я же не знал... В натуре не знал! . Я думал, лох заморский . Братан!.

    Тут вспомнилась еще парочка уместных терминов из блокнота, которые Николас с успехом и употребил:

    - Сыскан тебе братан, сунара . [Сыскан - сотрудник уголовного розыска, шире - милиционер; сучара - вор, поддерживающий контакты с милицией.]

    Здесь важно было не сфальшивить, не ошибиться в словоупотреблении, поэтому Николас ничего больше говорить не стал...

    Так, например, в романе Д.Гранина «После свадьбы» в речи героев - молодых людей (рабочего и инженера) встречаются такие, жаргонные по своему характеру, слова и обороты: «Это я в порядке трепа»; «Поехал бы сам вместо Игоря, и кончики»; «Танцует она - блеск!»; «Пойдет совсем другая житуха»; шарашка, вкалывать и др.

    «- Слабым казаться стеснялся. Ножичек себе завел, блат напустил на сапоги . - Какой блат? - спросил геологический парень. - Это когда голенища для форсу завертываются и на них брюки с выпуском » (Е.Евтушенко).

    Встречаются жаргонные слова - и в диалогах, и в авторской речи - в произведениях таких известных русских писателей, как Л.Леонов, В.Шукшин, В.Аксёнов, С. Каледин, в поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко и других.

    Употребление жаргонизмов и арготизмов в художественном тексте должно быть оправдано и общим замыслом произведения, и стилистически.

    В художественной и публицистической речи жаргонные слова могут выполнять две функции. Прежде всего они служат средством стилизации речи той социальной среды, о которой рассказывает автор. В повести Василия Аксенова "Золотая наша железка", описывая одного из героев, сохраняющего верность вкусам и эстетическим пристрастиям своего прошлого, автор характеризует его так; "Павел Слон был представителем стареющего поколения научных суперменом, которые лет двадцать-пятнадцать назад стали героями публики под лозунгом "что-то лирики в загоне, что-то физики в почете". Эти загадочные небожители, пионеры новых видов спорта, давно уже никого не интересовали... но Слон всё еще держался в образе: грубыми словами камуфлировал нежность к своей подружке, сохраняя в душе святыню юности - "хэмовскии айсберг", на четыре пятых скрытый под водой, изнурял себя аквалангом, часами слушал устаревшие бибопы, скалил зубы на манер покойного Збышека Цибульского". Здесь читатель погружается в атмосферу середины 50-х - начала 60-х годов. В те времена запрещенный тогда джаз для многих молодых людей стал эстетическим идеалом и оказывал не менее могущественное, чем современная рок-музыка, влияние на формирование и стиля одежды, и манеры поведения, и манеры речи значительной части молодежи ("стиляг", как их называли). И в процитированном отрывке находим слова, популярные у молодых людей того времени: держаться в образе - музыкально-сценический профессионализм, перешедший в молодежный лексикон; бибóпы - от бибоп - официальное название стиля джаза, здесь - в форме множественного числа - произведения, написанные в этом стиле (аналогичное современному хиты̀ от хит). Наконец, здесь же употребленное прилагательное хэмовский напоминает о модном в те годы сокращенном Хэм - жаргонном синониме к фамилии американского писателя Эрнеста Хемингуэя, бывшего тогда кумиром для многих молодых людей.

    Жаргон современной армии отражен в повести С. Каледина "Стройбат", где жаргонная лексика употребляется как в авторском повествовании, организованном с точки зрения героев, так и в речи самих героев: "Вдруг Костя услышал возле своей головы цокот подков, не стройбатовский цокот... Задевая за куст, на плац выносились губари, на бегу сдергивая с плеч автоматы. Раздались короткие очереди. Костя впервые в жизни слышал настоящие выстрелы. Драка замерла. "Губа-а!.." Все бросились врассыпную". Выделенные слова: стройбатовский от стройбат - строительный батальон, губари - те, кто служит на гауптвахте, губа - гауптвахта - представляют собой армейские жаргонизмы. В этой же повести находим слова салабон, дед, дембель ("Костя впал в тоску: ладно был бы салабон, по первому году... но ведь дед, дембель на носу, да и товарищи по оружию что скажут?"), дисбат (дисциплинарный батальон), пэша ("- Принести из каптерки пэша, сапоги, носки и плавки. В чемодане моем... Повтори. Что такое пэша? - Бабай задумался, но повторил правильно: - Полушерстяное") и т.д.

    Специфические жаргонные слова помогают читателю более явственно ощутить иную по сравнению с гражданской жизнь, с иными законами, по которым живут в армии молодые герои повести.

    Жаргонная лексика может быть также средством, помогающим установить контакт с читателем - носителем того же жаргона. В этом случае реализуется указанное выше свойство жаргонных слов - служить средством языкового обособления, неким сигналом, отличающим "своего" от "чужого". В этой функции жаргонные слова часто используются в текстах, адресованных молодежной аудитории: прежде всего в материалах газет и журналов, в молодежных радиопередачах. Иллюстрацией к этому может служить, например, журнал "Контр Культ Ура", выходивший некоторое время в издательстве Има-Press и адресованный любителям современной рок-музыки. Вот отрывки из опубликованной в третьем номере журнала (за 1991 год) "Дискретной энциклопедии рок-самиздата", содержащей информацию обо всех журналах, выпускавшихся различными рок-группами нашей страны: "ИД". Первый новосибирский рок-н-ролльный самиздат, рожденный под воздействием тусовок Академгородка и Университета. "ИД" представлял из себя ксерокопированную рок-газету хиппистской ориентации, которую выпускала редакция из двух человек. Литературно-музыкальные стихи, рок... и просто веселый стёб, то есть "разрисованная пресса"; "БУЭНОС-АЙРЕС"- тюменское товарищество с одноименным названием; воспользовавшись наличием халявных ксероксов и морем государственной техники, в течение трех месяцев изводили город собственным еженедельником..."; "БИТ-ЭХО". Существует достаточно большая вероятность того, что "Бит-Эхо" и был первым отечественным рок-н-ролльным журналом. Выпущен в Харькове в связи с появлением в городе рок-групп и первым сейшеном в ДК железнодорожников...". Выделенные слова являются жаргонизмами, распространенными в первую очередь в среде музыкантов и поклонников рок-музыки и переходящими оттуда в жаргон молодежи (стёб, сейшен). Прибегая к ним, автор публикации А. Кушнир использовал ту речевую маску, ту форму речевого поведения, которая принята и у самих рок-музыкантов, и у тех, кто является адресатом журнала.

    Следует отметить, что в упомянутом журнале, несмотря на его узкую специализацию, в редакционных материалах жаргонная лексика употребляется весьма умеренно. А вот массовую газету "Московский комсомолец" можно назвать чемпионом по использованию внелитературной лексики, в том числе и жаргонизмов. Пестрит ими "Звуковая дорожка", также публикующая материалы о современной музыке. Так, в одной только небольшой по объему корреспонденции "Письма от фанатов все-таки дождутся IRON MAIDEN" (заголовок) читаем: "Все 150 писем к Iron Maiden, присланные фэнами в "ЗД" еще в марте, были заботливо сохранены", "Радостное известие, что "мэйдены" не заставили себя долго ждать и прибудут в Москву как живые, в начале июня... вновь вернуло на повестку дня приятные хлопоты в связи с грядущим эпохально-металлическим событием"; "...Уже в следующей "Звуковой дорожке" станут известны пять счастливчиков, которые получат бесплатные билеты на концерты. Поистине царский жест со стороны устроителей, учитывая весьма скромные финансовые возможности основной массы фанатов, сильно перенапрягшихся еще на концертах "Accent" (где все выделенные слова являются жаргонизмами) и здесь же: "усилия двух монстров шоу-бизнеса", "в Москве будет представлен совершенно смертельный трэш американской суперкультовой команды", "несомненно, что "Iron Maiden"- это, пожалуй, самое чумовейшее из чумовейшего, что могло произойти".

    Жаргонная лексика используется в "Московском комсомольце" в материалах самой разной тематики: "Местом разборок между мафиями стали Лужники" (1993. 25 мая); "Не исключено, что разборки смогут произойти вновь, но уже в другом месте" (там же); "Большие разборки у маленького "Савоя" (1993. 27 апр.); "На какой почве возникли разборки, даст ответ следствие" (там же) - информации о происшествиях; "Пролистав эту "умную и полезную игру для детей" и выпав в осадок - желтый и творожистый, - я поняла, что нам не жить друг без друга" (1993. 27 апр.) - ироническая рецензия на неудачную книгу; "Роскошные бальные платья с волочащимися подолами и перчатками по локоть... - по сотне "штук" (1993. 27 мая) - материал о подготовке московских школ к выпускному балу; "Просто нарядные платья с мыслью о последующем донашивании - 15 - 50 "кусков" (там же); "По результатам опроса десятки тысяч школьников в среднем с носа тысяч по пять... Недостаток скомпенсируют предки непосредственно перед торжеством" (там же) и т.п.

    Зачастую жаргонные слова используются в материалах, содержание которых никак не связано с жизнью молодежи: "После открытия второго ресторана "Макдональдс" на ул. Огарева некоторые журналисты, видимо, сразу же побежали в химчистку. Ретивые фотокоры, спеша запечатлеть историческое событие... сели в огромный торт, выставленный на открытии. Потусовавшись в толпе, они наградили кремовыми отметинами спины и животы прочих гостей" (1993. 2 июля), или: "Забастовал "старик" МХАТа имени Горького - Михаил Горюнов. Больше месяца он не ходил на спектакль "Синяя птица", таким образом пытаясь привлечь внимание к тому, что творится в "бункере" на Тверском бульваре. А происходит там явно что-то неладное: то гэкачеписты на свою тусовку собираются, то конфликты у артистов с хозяйкой театра Г.В. Дорониной" (1993. 2 июня) и т.п. Думается, что столь частое употребление жаргонной лексики и в газете, которую покупают и выписывают не только молодые люди, нельзя считать оправданным. Обращаясь к жаргонной, внелитературной лексике, журналисты забывают, что и сейчас, в наше деидеологизированное время, любая массовая газета продолжает выполнять пропагандистские функции. И пропагандирует она не только идеи, взгляды, политические и эстетические пристрастия, но и язык, посредством которого она общается с читателем. А постоянное употребление жаргонных слов придает изложению развязный, запанибратский тон, который прививает молодежи дурной вкус, понижает и без того зачастую низкую речевую культуры юных читателей и одновременно отталкивает от газеты читателей старшего поколения.

    Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.