Боковое зрение. Как развить периферическое зрение

У каждого из нас есть два уровня зрительного восприятия – прямое и периферическое (боковое). Прямое зрение отличается тем, что охватывает небольшое поле, на котором сфокусирован взгляд, и при этом позволяет различать даже самые мелкие детали. Периферическому зрению остается все остальное – мы видим множество предметов, находящихся за зоной фокуса, но их очертания размыты.

Но прежде, чем говорить о том, как развить периферическое зрение, давайте выясним, почему оно так важно и зачем вообще нужно.

Прямое и периферическое зрение отвечают за абсолютно разные сферы деятельности животных, в том числе и человека. Прямое зрение нужно для активной деятельности – охоты или поиска. Поэтому у хищников глаза находятся на передней части морды, чтобы фокусироваться на выслеживании и погоне за добычей. У человека такое расположение глаз связано с активной интеллектуальной, созидательной и творческой деятельностью.

А вот у травоядных животных и птиц глаза расположены по бокам – это необходимо для большего угла обзора, чтобы вовремя заметить приближающегося хищника. Но за все нужно платить, и за широкое боковое зрение тоже. Животные, у которых глаза расположены по бокам, намного хуже видят предметы, находящиеся перед ними, чем мы с вами.

Качество периферического зрения человека - не постоянная величина. Оно может ухудшаться и улучшаться в зависимости от того, насколько активно мы им пользуемся. И, конечно же, его можно развить с помощью специальных упражнений.

Но зачем нужно развитие периферического зрения? Во-первых, благодаря ему человек может одновременно охватывать и анализировать большее количество объектов. Расширив границы зрения, можно быстрее сориентироваться в ситуации. Одновременно с боковым зрением мы развиваем и мышление, поскольку заставляем мозг оперировать большим количеством информации.

Развитие периферического зрения может даже спасти жизнь, поскольку благодаря ему мы замечаем опасность раньше и можем вовремя принять решение. Это очень важно для тех, кто водит транспорт, занимается экстремальными видами спорта, живет в быстром ритме. В общем, боковое зрение – крайне полезный инструмент, и им нужно уметь владеть на достаточном уровне, чтобы оно приносило пользу.

Тренировка периферического зрения

Существует множество упражнений для тренировки периферического зрения,здесь приведены лишь самые интересные.Некоторые можно делать прямо на улице по пути на работу или в транспорте, для других понадобится спокойная домашняя обстановка, позволяющая сосредоточиться. Приятно то, что практически все эти упражнения не требуют большого количества времени и особых усилий.

Помните, что с этими упражнениями не нужно слишком усердствовать – уделяйте им по 15 минут в день (кроме упражнения с маской, для него достаточно 1-2 занятий в неделю). Поначалу у вас будут немного болеть глаза, а может, и голова – не стоит бояться. В нашей зрительной системе немало мышц, в том числе и для фокусировки взгляда. Когда мы начинаем тренироваться в спортзале, наше тело сначала отзывается болью, и мы называем это крепатурой. Здесь так же – мы нагружаем разленившиеся мышцы, заставляем их работать, поэтому появляется небольшая боль. Внимательно следите за своим состоянием: небольшой дискомфорт – это нормально. Если же вы чувствуете резь в глазах, появляется слезливость, трудно двигать глазными яблоками, значит, вы все же перестарались. Дайте глазам отдохнуть несколько дней.

Эти предупреждения написаны здесь не для того, чтобы напугать вас – в тренировке глазных мышц нет ничего опасного. Похожие упражнения на изменение фокуса прописывают при близорукости, поэтому, развивая периферическое зрение, вы можете заодно «подтянуть» его общее качество. Зато уже через несколько дней вы начнете замечать, насколько шире стала картина окружающего мира, а через месяц ваши глаза превратятся в широкоформатный экран, на котором вы будете видеть намного больше, чем видели раньше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Боковое зрение — это способность человека видеть все, что находится по сторонам от центрального зрения. Угол обзора составляет по 10-20º справа и слева от того кругозора, который мы охватываем при взгляде прямо. У каждого человека показатель индивидуальный и зависит от пола, состояния здоровья зрительных органов и развития данного свойства.

Психологи считают, что из-за насыщенной домашними делами и заботой о семье жизни слабый пол из поколения в поколение развивал боковое периферическое видение. Поэтому боковое зрение у мужчин и женщин значительно отличается. У девушек оно, как правило, лучше.

Не сторонники эволюционной теории придерживаются мнения, что это связано с физиологическими особенностями — с юных лет девочки проявляют больше внимания к деталям, разбираются в цветах и текстурах. К тому же, в отличие от парней, они не станут себя защищать, поэтому инстинктивно повышают бдительность, становятся более аккуратны, таким образом обеспечивая себе безопасность.

Особенности бокового зрения мужчин

Боковое зрение у мальчишек слабее, что объясняет обилие шишек, ссадин и травм с малого возраста. Их взгляд направлен вперед и вдаль, по этой причине периферийные зоны сетчатки становятся менее активны и со временем теряют свою силу. По этому поводу ученые заговорили о туннельном зрении у мужчин — глаза сосредоточены на цели впереди и ничто не отвлекает их по сторонам.

Благодаря этому парни видят хорошо отдаленные предметы без особых усилий и могут подолгу следить за движущимся на большой расстоянии объектом. Однако все, что касается мелких деталей, близко расположенных элементов, здесь им приходится сложнее. Мужчинам свойственна быстрая утомляемость зрительного аппарата. Глазу постоянно приходится фокусироваться и адаптироваться заново при переводе взгляда, например, с коробки передач на панель управления.

Нарушение бокового зрения

Развитие периферийного зрения может замедлить глазное заболевание, а при осложнениях его потеря бесповоротна. В связи со снижением остроты, то есть при близорукости и дальнозоркости, существенных изменений не происходит. Но есть более сложные отклонения, влияние которых необходимо как можно скорее остановить.

Глаукома

Болезнь спровоцирована нарушениями циркуляции крови внутри глаза:

  • высокое давление оказывает негативное воздействие на главный нерв;
  • нарушается выведение жидкости, которая скапливается у роговицы;
  • в хрусталике собирается водянистая влага, которая препятствует проникновению на зрачок света и негативное влияет на способность видеть.

Недуг может быть вызван как врожденными патологиями, так и стрессовыми ситуациями, стероидными препаратами, физическим травмированием головы, особенно лицевой части. Признаками называют смену цвета радужки — в зеленоватый, изумрудный цвета или образование на ней белесой оболочки. Больной часто чувствует:

  • слабость;
  • головную боль;
  • радужное свечение при ярком освещении;
  • ухудшение зрения в темном помещении или вечером на улице.


Скотома

Так называют отклонение в форме частичной потери зрения в виде темных пятен. Причиной возникновения становятся различные заболевания: катаракта, глаукома, врожденные аномалии, а также частые неврозы. Под действие недуга попадает и центральное, и боковое зрение, поэтому пациент ощущает нарушение координации, головокружение и дезориентацию. Лечение от недуга начинается с устранения первопричины, только так симптомы начинают постепенно уходить.

Глазная мигрень

Нарушение зрения в виде приступов визуальных образов, мешающих ясно видеть. Под атаки отклонения попадает специфическая категория людей, не старики, среди которых распространены глазные болезни, а:

  • молодежь;
  • беременные женщины;
  • люди среднего возраста.

Дефект представляет собой неровные фигуры, волны белой или разноцветной окраски. Особенностью является эффект свечения вокруг появившегося образа. Источником возникновения проблемы становятся частые стрессы, нервозность и резкие эмоциональные скачки.

Кроме его отсутствия, называют отклонением также помутнение бокового видения. Человеку может казаться, что проскользнувшая сбоку тень, это призрак, дух, знакомый человек и прочее. Случаются и другие галлюцинации, особенно часто в темных помещениях и в присутствии зеркал.

Диагностическое обследование

В домашних условиях проверить здоровье бокового зрения просто. Для этого возьмите в руки по карандашу белого или другого контрастного, яркого цвета, и разведите их по сторонам. Нужно смотреть в одну точку на расстоянии трех метров прямо перед собой, а в это время разводить руки дальше в бок. Пока вы видите и прямостоящий предмет, и карандаши, расположенные на максимально возможном расстоянии, зрение в норме.

В медицинском учреждении с этой целью применяется специальный аппарат. Как и в большинстве случаев, в этом оборудовании исследуется каждый глаз отдельно. Пациент помещает голову в фиксатор, а перед глазами монитор симулирует движение фигур в периметре. Пока человек переводит взгляд, техника запоминает возможности и анализирует состояние.

Зная о физиологических особенностях мужчин, которые связали себя со спортивной или военной карьерой, задаются вопросом как развить периферическое зрение. Также без данного навыка не освоить скорочтение, поэтому тема становится интересна все большему числу людей. Существует немало методик, благодаря которым активность сетчатки, отвечающей за него, стимулируется и со временем возрастает. В число разработок входят:



Понять друг друга

Разобравшись у кого лучше развито боковое зрение, становится очевидно, что еще одно отличие, которое приводит к раздорам в отношениях мужчины с женщиной. И это неудивительно, ведь бытовые примеры являются доказательством того, как тесно связаны наши физиологические особенности и повседневная жизнь. Вспомним как часто слышали от мужа, что он не может найти что-то в холодильнике, а вы в считанные секунды обнаруживали «пропажу». А ведь все дело в боковой дверце, которая девушкам помогает хранить продовольственные мелочи, а для парней является черной дырой, в которой «исчезают» необходимые продукты.

Это касается и тех анекдотичных случаев, когда жена находит вещь, которая лежала «на самом видном месте», а вы ее в упор не заметили. Просто взгляд был прикован к зоне, которая находится прямо перед вами, а не в стороне, хоть и всего на пару градусов о доступного кругозора. Данной особенностью объясняются и заинтересованные взоры на проходящих мимо дам. То, что женщина уже заметила и оценила, мужчина разглядывает только полностью повернувшись в нужном направлении.

Поэтому и существуют сугубо женские профессии, такие как медсестра, которым нужно быть внимательной при ассистировании во время операций, наблюдением за состоянием больного и формировании лекарственного состава.

Заключение

Безусловно, отличие в боковом зрении у мужчин и женщин очевидно. Поэтому теперь, зная весь объем информации, стоит толерантно и с уважением относиться противоположному полу. Ведь причиной многих поступков, которые не понятны одному партнеру, становятся абсолютно закономерные решения для другого. Прежде, чем начать конфликт, следует вспомнить отчего так происходит и есть ли вина вашего супруга в случившемся.

А хорошей новостью является то, что развить это качество периферического зрения может каждый, занимаясь согласно описанным в статье методиками. Секрет успеха в их применении кроется в стабильности и разумной периодичности. Не стоит перегружать глаза разово, лучше ежедневно уделять тренировкам 10-15 минут. Тогда положительный результат не заставит вас долго ждать.

Перемещение фокуса зрения

У нас есть склонность фокусировать внимание на том объекте, о котором мы думаем. Это неэффективно, так как наибольшее количество информации мы фиксируем при первом взгляде на объект, и поэтому дальнейшее его рассмотрение не имеет смысла. Куда больше информации мы можем почерпнуть, если будем часто перемещать фокус зрения. Следует научиться делать это сознательно, для того чтобы получать больше разнообразной информации. Где бы вы ни были, старайтесь осмотреться, поочередно останавливая взгляд на окружающих вас предметах и людях.

К примеру, если вы идете по улице, то не смотрите постоянно перед собой или себе под ноги, а рассматривайте витрины магазинов, автомобили, остановившиеся у обочины, деревья и небо, проглядывающее между домов. Точно так же, если вы едете в автобусе или в поезде, то рассматривайте пассажиров. Старайтесь перемещать фокус два раза в секунду. Не останавливайте взгляд на лицах людей, рассматривайте также их грудь, руки, ноги и т. д. Это упражнение не только улучшит вашу способность воспринимать информацию, но и даст отдых глазам.

Развитие бокового зрения

Хотя основную массу информации мы получаем благодаря прямому зрению, но боковое зрение также вносит свой вклад. Для того чтобы убедиться в этом, вы можете провести следующие эксперименты. Возьмите книгу и держите ее прямо перед собой, потом, продолжая смотреть в прежнем направлении, медленно отодвигайте книгу в сторону до тех пор, пока вы не сможете отчетливо видеть, что это книга. После этого помашите ею, и хотя вы не сможете видеть книгу, но заметите, что сбоку что-то колышется.

Вы также можете попробовать провести другой эксперимент. Сожмите ладонь в кулак прямо перед собой и потом, продолжая смотреть вперед, медленно отодвигайте кулак до тех пор, пока он не пропадет из вашего поля зрения, затем снова медленно переместите его так, чтобы можно было едва видеть его. После этого разожмите кулак и попытайтесь различить все пять пальцев. Наверняка вам не удастся отчетливо увидеть их. Эти два эксперимента показывают, как плохо использует ваш мозг получаемую с помощью бокового зрения информацию. Поэтому необходимо развивать эту способность зрения, чтобы расширить возможности восприятия информации, что в свою очередь приведет к более разумным действиям с вашей стороны.

Вы можете попытаться развить у себя боковое зрение с помощью следующих упражнений. Выполнять эти упражнения достаточно утомительно, поэтому мы советуем вам делать это не более пятнадцати минут подряд и отдыхать всякий раз, когда почувствуете усталость. Для выполнения упражнений сядьте в удобное кресло напротив пустой стены, имеющей точку фиксации на уровне глаз. Вам нужно сфокусировать взгляд на этой точке, а для снятия усталости глаз поморгайте, и это наряду с перемещением фокуса снимет с глаз усталость, так же, как и перемещение фокуса.

Упражнение :
Остановите взгляд на точке фиксации, расположенной на стене на уровне ваших глаз, и постарайтесь сконцентрировать внимание на том, что находится сбоку от вас. Сначала вы, скорее всего, ничего не увидите, но если будете выполнять это упражнение в течение нескольких дней, то, без сомнения, заметите, что ваше боковое зрение стало острее.

Упражнение:
Приготовьте листки бумаги размером двадцать на двадцать пять сантиметров и напишите на них буквы алфавита и (или) цифры от одного до десяти. Раскрасьте буквы в яркие цвета, а потом перетасуйте листки, как колоду карт. После этого садитесь в кресло и положите пачку карточек на столик так, чтобы вы могли легко их достать. После этого берите по одной карточке, держите ее вне поля прямого зрения и старайтесь увидеть с помощью бокового зрения написанную на ней букву или цифру. Как только вы добьетесь определенного прогресса при выполнении этих упражнений, можете увеличить угол, под которым вы смотрите на карточки, до семидесяти или восьмидесяти градусов, что является внешним пределом зрения. После того как вы сможете выполнять данное упражнение под углом в семьдесят градусов, рекомендуется начать делать третье упражнение, при выполнении которого вам придется иметь дело с более мелкими предметами.

Упражнение:
Для выполнения этого упражнения приготовьте новые карточки с буквами алфавита и цифрами, которые должны быть на одну треть меньше предыдущих. Затем продолжайте выполнять уже описанное выше упражнение. После того как вы научитесь различать буквы и цифры на новых карточках, можно еще уменьшить их размер и поступать так до тех пор, пока вы не дойдете до достаточно маленьких карточек. Если вы будете усердно выполнять это упражнение, то даже сможете научиться читать с помощью бокового зрения книги, напечатанные крупным шрифтом. Разумеется, вам более привычно читать с помощью прямого зрения, и вышеизложенное упражнение не ставит своей целью научить вас читать с помощью бокового зрения, а просто помогает развивать его, способствуя увеличению объема получаемой вами информации и пробуждая к жизни дремавшие до этого момента участки мозга, которые от бездействия теряют все свои качества. Помните, что развитие бокового зрения важно для сохранения физического здоровья мозга и увеличения объема получаемой информации.

Развитие способности к улавливанию деталей

Помимо того, что мы не улавливаем детали, попадающие в область бокового зрения, мы также иногда пропускаем мелочи и при рассматривании предметов, находящихся прямо перед нами. Вспомните, как часто вас просили описать что-либо, и вы отвечали, что не заметили, как это выглядит. Для того чтобы научиться улавливать детали при обычных обстоятельствах, попробуйте выполнять следующее упражнение один или два раза каждый день в течение хотя бы одной минуты.

Упражнение:
Возьмите в руки любой предмет и внимательно осмотрите его со всех сторон. Осмотр продолжайте до тех пор, пока у вас не появится уверенность, что вы запомнили предмет во всех деталях. Допустим, что вам в руки попался карандаш. Обратите внимание на то, какой он длины, цвета, сколько граней составляют его поверхность, что на нем написано, каким цветом выполнена надпись, каким образом прикреплен к нему ластик (металлическим или пластиковым ободом), какой узор выполнен на металлическом ободе, какую форму имеет прикрепленный к карандашу ластик и т. д. Вас наверняка удивит то, сколько нового вы узнаете о простом карандаше, чего раньше не замечали. То же самое вы можете проделать и с любым другим предметом, попавшимся вам на глаза. Способность улавливать детали вы можете также развить путем увеличения скорости восприятия информации. Мы предлагаем вам попробовать следующее упражнение, для выполнения которого вам понадобится помощник.

Упражнение:

Купите или сделайте сами карточки, аналогичные тем, которые вы использовали для развития бокового зрения, и напишите на них простые слова или числа. После этого ваш помощник должен стать перед вами и быстро показывать вам эти карточки в произвольном порядке. Он не должен позволять вам смотреть на карточки дольше промежутка времени, который требуется для того, чтобы быстро пронести ее перед вашими глазами. Понятно, что сначала у вас не получится рассмотреть изображенное на карточке слово или число, но потом, после нескольких упражнений, вам будет все легче и легче разбирать написанные на карточках слова.

Развитие способности следить за движущимися объектами

Многие люди сталкиваются с трудностями при слежении за движущимися объектами. Это более всего заметно на стадионе во время матча, когда зрители видят только момент, когда игроки отбивают мяч. Мяч же в полете они не видят. Если вы сталкиваетесь с трудностями при слежении за движущимися объектами, то можете попробовать различные упражнения. Например, вы можете следить за тем, как соседские дети играют в баскетбол, или пытаться прочитать номера проезжающих мимо автомобилей. А для серьезной работы дома вы можете использовать следующее упражнение.

Упражнение:
Для выполнения этого упражнения вам понадобится старый проигрыватель виниловых пластинок. Поставьте пластинку на проигрыватель, включите его и попытайтесь прочесть надпись на пластинке. Если это покажется вам слишком сложным (а, вероятно, так и будет), то возьмите лист плотной бумаги подходящего размера и сделайте на нем какую-либо надпись крупными буквами. Приготовьте несколько таких «пластинок» с разными надписями и в произвольном порядке (чтобы не знать, какую именно) ставьте на проигрыватель, включайте его и пытайтесь прочесть сделанную вами надпись. Вы можете начать с маленькой скорости, а потом постепенно увеличивать ее.

Эта страница сделана на Flash технологиях.
Новая версия тренинговскорочтения вот здесь:

Упражнение выявляет резервы зрения для вхождения в состояние скорочтения (быстрого чтения). Легко убедитесь, что вы можете без каких либо тренировок различать объекты, находящиеся в 100 пикселей от центра концентрации взгляда. Позвольте себе здесь и читать или скоро-читать группами слов. Все возможности этого у вас уже есть. Остается малое - начать тренироваться и приобретать новые привычки.

Этот тренинг развивает периферическое зрение, которое необходимо при чтении зигзагообразным способом и при чтении по диагонали. Так же хорошо развитое периферическое зрение помогает увеличить скорость чтения за счет того, что читатель схватывает сразу несколько слов и находит информацию, которая требует внимательного прочтения, а мусорную информацию пропускает мимо.

Чтение хороших книг есть как бы беседа с
почтеннейшими людьми прошлых веков -
их авторами, и причем ученая беседа,
в которой они открывают нам только
лучшие из своих мыслей.
(Декарт)

Описание тренинга на развитие навыка скорочтения

Нажми на стрелку в нижнем правом углу. Концентрируй взгляд на точке в центре экрана и одновременно старайся увидеть все цифры на поле. Этого можно добиться рассеянным взглядом. Смотрите сквозь экран.

В центре экрана вы видите цифру. Посчитайте количество цифр того же достоинства на круге и нажмите на соответствующее число на панели справа. Если вы правильно отгадали, то радиус круга увеличится, и в центре круга появится зеленый кружок. Если вы ответили не верно, то появится красный кружок, и радиус круга, по которому плывут цифры уменьшится.

Как работает тренинг на восприятие количества цифр.

Сконцентрируйте взгляд на центр экрана. Боковым зрением посчитайте сколько цифр крутится того же достоинства, что в центре. Наберите число на клавиатуре. Если все правильно, то загорится зеленый кружок. Если не правильно, то красный. Постепенно круг сужается или расширяется в зависимости от ваших успехов.

Вывод:

Ваш угол зрения гораздо шире, чем вы думаете. Вы можете уже сейчас, без каких либо тренировок читать группы слов за одну концентрацию взгляда или можете читать самое важное слово в строке текста и тем самым повысить скорость чтения.

Поломайте психологический барьер. Разрешите себе читать несколько слов за одну фиксацию взглядом.

Онлайн флеш тренинги для освоения навыка быстрого чтения

Таблицы Шульте - случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки скоростного их нахождения объектов в соответствии с правилами. Таблицы применяются для, тренировки, развития исследования, темпа восприятия информации, скорости зрительных поисковых движений. Поисковые движения являются основой быстрого чтения. Таблицы Шульте позволяют увеличить поле зрения. Широкое поле зрения значительно уменьшает время обнаружения информативных фрагментов текстов.

Как сделать таблицу Шульта самому

Таблица Шульте представляет собой листок, на котором изображен квадрат со сторонами 20см. Поле квадрата разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа.

Немного физиологии

    Широкое поле зрения сокращает поиск информативных фрагментов информации.

    Максимальная зона видения человека занимает 35 градусов. Зона ясного видения равняется 14 градусам. Область сто процентного видения занимает 1.4 градуса.

    При движении взгляда наибольшая острота зрения случается в центральной зоне сетчатки. Все, что лежит за пределами зоны, на периферии, человеком видится не ясно. Поле, с которого происходит съем информации, можно значительно расширить, например, использованием .

При регулярном использовании Таблицами, совершенствуется периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения за счет охвата большего пространства читаемого текста, так и за счет применения одномоментного режима анализа печатных символов.

Правила работы таблицами Шульте.

  • Перечислять цифры необходимо беззвучным счётом в возрастающем порядке. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть около 20 сек.
  • Время и периодичность занятий нужно выбирать так, чтобы не уставать.
  • Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре таблицы Шульте, чтобы видеть всю таблицу целиком.
  • При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз не допустимы. Расстояние от таблицы до глаз как обычно.
  • При работе с таблицами следует помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное - расширить поле зрения.

Как правильно подобрать для чтения материал?

Руководствуйтесь при выборе литературы следующими принципами:

  • Перед чтением, просмотрите текст и отметьте, на сколько понятен язык автора.
  • Выпишите незнакомые слова. Чем больше будет непонятных слов, тем меньше будет скорость чтения.
  • Обратите внимание на примеры, которые приводит автор.

Если выбор книг не велик, то придерживайтесь следующего алгоритма чтения:

  1. Просмотрите книгу с пятого на десятое.
  2. Отложите текст на несколько дней.
  3. Прочитайте углубленно текст.
  4. Делайте заметки в блокноте.

Книги с непонятной терминологией читайте в два прохода. В первый раз вы знакомитесь с непонятными словами. Читая второй раз, вы подчищаете и усваиваете материал, при этом более полно усваивая структуру знаний.

А что делать, если психологически трудно убедить себя читать книгу второй раз?

Выберете 3-5 книг в нужной вам области и последовательно ускоренно прочитайте их. Такой алгоритм чтения позволит преодолеть психологический барьер «повторного чтения».

Как на работу мозга влияют посторонние раздражители?

Если вы "аудиалист" – то воспринимаете информацию через звуковые каналы, посторонний шум для вас будет представлять серьезную проблему во время чтения.

Вот несколько советов для тех, кого раздражают посторонние разговоры:

  1. Занимайтесь в библиотеке или там, где уровень шума минимален.
  2. Используйте во время занятий наушники. Включите спокойную музыку или шумы природы (крик чаек, или шелест листвы).
  3. Занимайтесь поздно вечером, когда все легли спать или рано утром.

Как отключить навязчивые мысли

Кроме аудиальных раздражителей существуют раздражители, засевшие в сознании, и требующие к себе внимания. Навязчивые мысли крутятся по кругу и не дают сосредоточиться на важном деле.

О боковом зрении спортсмена

Баскетболист стремительно прорывается к щиту. Защита противника не дает ему возможности пройти. Нападающий высоко прыгает, смотрит на кольцо (без этого, как правило, невозможно сделать результативный бросок!), замахивается и... отдает мяч своему партнеру, тоже проходящему под щит. Бросок. Два очка!
На ринге - боксеры. Оба внимательно смотрят в лицо друг другу. Один из боксеров наносит резкий удар правой рукой. Но его перчатка поразила... пустое место, ибо соперник увидел направление удара и ловко от него уклонился.
Теннисист направляет сильный удар к задней линии площадки и выходит к сетке. Его противник, внимательно следя за полетом мяча, быстро перемещается к месту его предполагаемого отскока. Увидев, что соперник вышел к сетке, игрок выполняет высокую «свечу». Выход к сетке не принес успеха!

Что же позволяет баскетболисту, смотревшему на кольцо, увидеть проход своего партнера под щит? Что помогает боксеру, наблюдавшему за лицом соперника, уловить движение его руки, а теннисисту, следящему за полетом мяча, заметить, куда перемещается противник?
Во всех этих примерах мы встречаемся с одним и тем же явлением - спортсмены устремили взор на определенное место (например, баскетбольное кольцо), но одновременно от них не ускользает и то, что находится в стороне. Это возможно благодаря важной особенности нашего зрения. Она называется боковым (периферическим) зрением.

Хорошо развитое периферическое зрение - существенный фактор успеха во многих видах спорта.
Чтобы лучше уяснить сущность бокового зрения, напомним об особенностях строения сетчатки - самой глубинной оболочки глаза. Сетчатка состоит из множества дифференцированных по своему строению и назначению нервных клеток, в том числе и таких, которые выполняют светочувствительную функцию. Эти клетки называются (по своей форме) «палочки» и «колбочки». Благодаря таким клеткам глаз получает способность воспринимать свет, форму предметов и цвет. Палочки более чувствительны к свету, чем колбочки. В свою очередь, колбочки являются носителями цветного зрения и обладают способностью к восприятию форм. Распределение палочек и колбочек по сетчатке неравномерно: в боковых отделах преобладают палочки, в средней части - колбочки.

Глазное яблоко имеет, как известно, сферическую форму. В области заднего полюса глаза находится так называемое желтое пятно - наиболее чувствительная к восприятию формы часть сетчатки. Желтое пятно резко отличается от всей остальной сетчатки; в нем расположены преимущественно колбочки, а центральная его часть состоит исключительно из колбочек. Этот участок сетчатки имеет самые утонченные кол-бочковые элементы и обладает самой высокой остротой зрения.

Обычным раздражителем сетчатки является свет. Зрительный акт начинается с того, что свет, пройдя через светопреломляющую среду глаза,-воздействует на сетчатку. Нервное раздражение, возникшее в палочках и колбочках, передается зрительным центрам в затылочную долю мозга, где уже и возникает ощущение. Однако это ощущение различно, в зависимости от того, какой участок сетчатки раздражается. Если изображение падает на область желтого пятна (в частности на ее центральную ямку), мы отчетливо видим мельчайшие дзтали предмета. Такое зрение называется центральным. Если же световое лучи падают на периферические отделы сетчатки, они вызывают менее отчетливое изображение, и такое зрение называется периферическим (боковым). Центральное зрение необходимо для различения деталей предметов, периферическое - для ориентировки в пространстве.
Специальные упражнения для тренировки периферического зрения могут значительно повысить его чувствительность.

Золотое правило волейбола гласит: «Взор игрока все время должен быть направлен на мяч!» Возможно только одно исключение из этого правила: в момент удара блокирующий должен в прыжке следить за действиями нападающего. Если волейболист, выполняющий тот или иной прием, нарушит это правило, мяч будет проигран.
Некоторые волейболисты непосредственно перед выполнением приема смотрят на площадку противника. Может показаться, что это хорошо, так как последующие действия игрока будут строиться на основе того, что он видит. И если затем такому игроку действительно удается провести хороший удар, он может решить, что и впредь все внимание нужно направлять на площадку соперников. На самом же деле это далеко не так!
Эффект достигнут игроком лишь внешний, а на самом деле качество выполнения приема ухудшилось. Резко уменьшается время на подготовку игрока к выполнению приема, значительно хуже становится координация движений. К тому же противник свои основные перемещения и действия выполняет в момент, непосредственно предшествующий выполнению того или иного приема. Смотреть в этот миг на площадку противника некогда, надо смотреть на мяч! Но тем не менее действия противника надо оценить, чтобы предпринять успешные контрмеры. Как же это сделать? Как осуществить контроль за противником, одновременно смотря на мяч? При помощи периферического зрения.

Но, разумеется, еще до подачи необходимо оценить расстановку игроков противника и в соответствии с этим принимать тактически правильное решение.
Вот несколько примеров таких решений.
Нападающий получает первую передачу на удар в зону 4. До подачи он определил, что у противника в зоне 3 расположен сильнейший блокирующий, а в зоне 2 -менее опасный. Предварительное тактическое решение намечалось такое: удар проводить по зоне слабейшего блокирующего. Однако в момент прыжка нападающий за счет периферического зрения увидел, что оба блокирующих приняли участие в блоке и выполнили его качественно. Тогда игрок выполняет откидку одному из своих партнеров, который получает возможность провести удар против одиночного блока. Так предварительное решение было коренным образом изменено данными, полученными за счет хорошо развитого периферического зрения. Действия игрока тактически оправданы.
Второй пример. Игрок зоны 3 еще до подачи определил, что слабейший блокирующий противника в данной расстановке располагается в зоне 4. Следовательно, выгоднее всего нападение вести через своего правого нападающего. Противник сделал сильную подачу. Принимая ее с падением, игрок зоны 2 направил передачу в зону 3, но встать и подготовиться к нападающему удару не успел. Видя это (опять-таки за счет периферического зрения!), средний нападающий направляет передачу на удар в зону 4.

Еще один пример. У противника на передней линии находятся трое блокирующих, примерно равные по силе. Игрок, выходящий с задней линии на переднюю для передачи мяча, получая пас, умело имитирует передачу в зону 2. Это увлекает двух блокирующих к этой зоне. Увидев боковым зрением их пеое.«е-щения, выходящий игрок выполняет передачу на удар левому нападающему которому будет противопоставлен лишь одиночный блок.
Словом, периферическое зрение играет важную роль, позволяя игрокам правильно оценивать игровую сбстановку и тактически грамотно выполня^» пс**-емы в соответствии с этой обстановкой Наибольшее значение бокового зрения проявляется при передаче мв-а -а-а-дающем ударе, проведении та
Выполняя передачу, волейболист за счет бокового зрения ориентир7е*-ся в том, как он сам расположен по отно_е-нию к сетке, к нападающему, которому надо направить передачу. Вь.пог-яя асе нападающий удар, игрок за сьв-" бокового зрения выбирает место толчка по отношению к сетке. Все это показываем что периферическое зрение - действ тельно одна из основ высокого -а*-- веского мастерства.

Упражнения для тренировки бокового зрения должны занять достойное место 8 учебной работе волейболистов.
Вот несколько подготовительных упражнений.
1. Игроки построились в две шеренги. У каждого в руке волейбольный (баскетбольный) мяч. По сигналу тренера он подбрасывают и ловят мяч, на глядя на него. 8 последующих уроках высота подбрасывания постепенно увеличивается.
2. Упражнение такого же типа, но игроки перебрасывают мяч из руки в руку.
3. Аналогичное предыдущему упражнение выполняется теннисным мячом.
4. Игроки располагаются в двух-трех шагах от гладкой стенки. У каждого - мяч. Не глядя на мяч, игроки ударяют им о стенку и ловят. Постепенно расстояние до стенки увеличивается.
5. Перебрасывание и ловля мяча в парах, не глядя на мяч. Это упражнение выполняется двумя руками, затем одной. В последующих уроках расстояние между игроками увеличивается.
6. Игроки делятся на тройки. Для каждой тройки на площадке чертится круг диаметром в один метр. На расстоянии 2-3 метров от круга располагаются два игрока. Один из них выполняет верхнюю передачу на партнера, который должен выполнить высокую ответную передачу так, чтобы мяч ушел в круг. Третий игрок, после удара мяча о пол, выполняет верхнюю передачу на первого игрока. Как только кто-либо не попадет мячом в круг, игроки меняются местами. На следующих уроках можно менять расположение игроков по отношению к кругу (ставить их справа, слева).

7. Игроки располагаются в метре от гладкой стенки (см. рис.). На высоте двух метров от пела на стенке чертится круг д**ме~ром йЛ ме~ре. а в стороне от него, -а ресстояммя одного ме*ра, на-носится мамшп ируиця. Первый игрок ш«- верхние передачи е большой круг спа-ала смотря иа мяч, а затем геоемося свой взор на маленький кружок, ""осте ошибки (игрок из попал в кру- м»ч на землю), упражнение вь~о*-*е- следующий игрок. Это упражнение -е соответствует по своему характеру -"рееей обстановке (волейболист во время и-ры должен смотреть на мяч), но с-э является одним из способов трен-сов»- периферического зрения.
- “3 баскетбольной площадке игро-** располагаются в две шеренги, так, -~с6ы первые игроки в шеренгах находились на.ровне линии штрафного броска (6с«ом к щиту). Один из игроков песвсй пары выполняет верхнюю переда-. -а своего партнера, а тот, нэ поворачиваясь лицом к щиту, верхней передачей старается попасть в кольцо За-’«** то же делает следующий игрок и д- Упражнение можно проводить в виде соревнования - кто больше мячей забросит в кольцо (из 10 попыток).
9. Игроки в парах, посылая мяч друг другу верхними передачами, перемещаются по контурам площадки, проходя с мячом под сетку и преодолэвая другие препятствия: гимнастические скамейки, «коридоры» из стульев и т. д.
Игроки движутся сначала по часовой стрелке, затем - против нее.
10. Игроки становятся в колонну по одному на расстоянии 3-4 метров от баскетбольного щита и под небол.ы- *-углом к нему. Тренер находится на расстоянии одного метра за кольцом. О-располагается так, чтобы находиться мв продолжении прямой линии между »*--роками и кольцом. По сигналу тренера первый игрок, глядя на кольцо, подбегает к щиту и делает высокий прьжок. Если тренер поднял обе руки вверх (блок!), игрок должен имитировать откидку в прыжке, если же этого движения тренер не сделал, надо пальцами достать кольцо.

Далее следуют более сложные, специальные упражнения.
1. Игроки располагаются попарно: один у сетки, второй - на шаг от него в глубь площадки. Оба игрока находятся несколько под углом по отношению к сетке. Задний игрок выполняет верхние передачи на удар игроку, стоящему у сетки, который, в свою очередь, делает передачу в обратном направлении. Задний игрок, выполнив передачу, удаляется с исходной позиции назад и в сторону, постепенно доходя до лицевой линии и возвращаясь обратно. Эти перемещения должны учитываться игроком, стоящим у сетки. Последний стремится точно выполнять передачи заднему игроку.
2. Игроки в трех колоннах в зонах 6, 4 и 2. Игрок зоны 6 выполняет первую передачу на удар в зону 4. Игрок этой зоны без прыжка делает вторую передачу на удар в зону 2. Правый нападающий направляет мяч в зону 6. В этот момент левый нападающий меняет свое место: уходит к краю сетки или перемещается ближе к ее середине. Игрок зоны 6 получает передачу из зоны 2, располагаясь лицом к этой зоне. Оставаясь в этом положении, он должен за счет периферического зрения разобраться в характере перемещений игрока зоны 4 и выполнить ему точную скрытую передачу на удар (без поворота туловища в его сторону). После выполнения передачи игроки перемещаются в «хвост» другой колонны (по часовой стрелке).
3. Аналогичное упражнение, но направление движения мяча обратное - вторая передача из зоны 2 в зону 4, из зоны 4 в зону 6 и из зоны 6 скрытая передача на удар в зону 2. В момент передачи из зоны 4 в зону 6 правый нападающий выбирает исходное место для удара по своему усмотрению.
4. Игроки располагаются в зонах 2, 3, 4. Тренер по очереди бросает игрокам мячи так, чтобы они принимали их в падении. Например, мяч принимает с падением игрок зоны 3 и направляет его в зону 2. Если средний нападающий успевает встать и приготовиться к удару, игрок зоны 2 должен выполнить передачу на удар в его сторону, если же не успевает- передача на удар должна быть произведена в зону 4. Упражнение выполняется с ударом и противодействием одиночного блока (на другой стороне площадки располагаются трое блокирующих).
5. Игроки располагаются в колонну по одному в зоне 3. В зоне 2 находится передающий игрок. Передача на удар сразу выполняется в зону 2. В этот момент средний нападающий по своему усмотрению выходит для удара с откидки за голову или перед игроком. Откидывающий игрок должен периферическим зрением увидеть направление разбега своего партнера и выполнить в нужном направлении откидку. Перемещения игроков: нападающие после удара уходят в зону 2, игроки этой зоны в конец колонны нападающих.
6. По одну сторону сетки располагаются трое блокирующих, по другую - трое нападающих и игрок зонь1 1, выходящий с задней линии на переднюю для передачи мяча. Средний нападающий выполняет передачу в зону 2, куда перемещается выходящий. В этот момент средний блокирующий по своему усмотрению подтягивается к зоне 2 или 4. Выходящий игрок должен увидеть это и выполнить передачу на удар в зону, где остался один блокирующий.
Такое упражнение целесообразно применять не только для выходящих, но и для тренировки всех игроков команды, чт"обы с ни научились хорошо оценивать расположение блокирующих игроков противника.
7. В зоне 3 располагаются игроки в колонне по одному. Первый игрок в колонне находится у сетки в исходном положении для блокирования. По другую сторону сетки находятся три игрока задней линии. Тренер бросает встречный мяч игроку, стоящему у сетки. В этот момент один из игроков задней линии выполняет без мяча падение на грудь. Нападающий должен увидеть незащищенную зону и провести в этом направлении удар. Расположенный ближе к направлению удара игрок задней линии должен принять мяч. Затем упражнение выполняет следующий игрок.
8. Одна группа игроков в зоне 3, вторая - в зоне 2, третья - в зоне 4 с противоположной стороны площадки (блокирующие). Игрок зоны 3 выполняет передачу сразу на удар в зону 2. Игрок этой зоны, если блокирующий не прыгнул на блок, должен произвести напа-
дающий удар, а если блок состоялся - выполнить откидку в зону 3. На первых занятиях блокирующие при выполнении таких упражнений должны поднимать руки вверх только тогда, когда они решили прыгать на блок. Со временем, когда у игроков разовьется периферическое зрение и они хорошо будут различать действия блокирующих, можно разрешать имитацию блока (приседание для прыжка, поднятие рук вверх и т. д). В последующих уроках рекомендуется выполнять такое же упражнение в зонах 3 и 4.
9. Аналогичное упражнение, но против двойного блока. Если на блок прыгнули два игрока, нападающий должен сделать откидку, а при одном блокирующем -проводить нападающий удар.
10. На одной стороне площадки нападающие в зоне 4, передающие игроки в зоне 3. На другой стороне - три игрока задней линии. В момент передачи на удар игрок зоны 6 выбирает по своему усмотрению место для страховки - у лицевой линии или в зоне нападения. Нападающий должен учитывать характер этих перемещений. Например, если страхующий занял исходное положение у лицевой линии, нападающий должен произвести обманный удар в зону 3. Если исходное положение страхующего в зоне нападения, надо произвести нападающий удар по задней части зоны 6.
В последующем рекомендуется проводить такие же упражнения в зонах 2 и 3. Затем эти же упражнения проводятся против одиночного и группового блока.