Диета дикарей. Древние люди не болели, пока не научились готовить? Лучшая диета для похудения – как у первобытных людей

Сегодня очень модно вести здоровый и естественный образ жизни. Люди стремятся быть ближе к природе. И, конечно, предпочтение отдается всему натуральному.

Достаточно большой популярностью в настоящее время пользуется так называемая «диета каменного века ». Особую популярность она обрела в странах Европы и в Америке. На нее подсели даже многие звезды Голливуда. Одним из основателей данного направления является профессор Государственного Университета Колорадо Лоран Кордэйн.

Основную суть диеты каменного века легко понять уже из ее названия. Так, она подразумевает употребление в пищу только тех продуктов, которые входили в рацион древних людей, живших в каменном веке. Как известно, пищу древние люди добывали путем собирательства и охоты. Земледелие и скотоводство были у них еще в зачаточном состоянии.


Многие ученые считают, что такое питание очень полезно для здоровья современного человека. Соблюдение диеты каменного века не требует постоянного подсчета калорий. Также не ограничивается общее количество пищи, что для нас женщин, привыкших хорошо и часто питаться очень важно.

Соблюдать этот вид диеты можно долго. И связано это с тем, что все предлагаемые продукты диеты каменного века являются разнообразными, в них имеются все вещества, которые необходимы нашему организму ежедневно.

Рацион первобытного человека: диета каменного века

Как это не удивительно звучит, но рацион первобытного человека был достаточно разнообразным. В пищу употреблялось много клетчатки, витаминов и антиоксидантов. Люди эпохи палеолита каждый день ели большое количество овощей и фруктов. В этих продуктах содержатся фитонутриенты и антиоксиданты. Данные вещества защищают от различных заболеваний, даже от рака и проблем с сердечно-сосудистой системой.

Бобы также являлись отличным источником клетчатки, необходимой для хорошего пищеварения. Древние люди охотились на диких животных и птиц и ели их мясо. Количество белка в их рационе составляло около 35%. Причем, это мясо являлось более сухим и содержало полезные жиры омега-3.

Употребление в пищу орехов снабжало организм полезными жирами и различными питательными веществами. Также наши далекие предки ели разнообразные травы, коренья и клубни. В качестве подсластителя использовался только полезный дикий мед.

Нужно отметить, что все эти продукты употреблялись в необработанном виде. Понятное дело, в них также абсолютно отсутствовали какие-либо химические добавки.


Важно, что тогда было другое соотношение растительной и животной пищи. 65% всей энергии древние люди получали с животной пищей, а 35% - с растительной.

В их рационе доля белка составляла 37%, жиров - 22%, а углеводов - 41%. Сегодня же мы получаем 15% белка, 34% жиров и 49% углеводов. Можно сказать, что современный человек употребляет в полтора раза больше жиров. Нужно отметить, что большая их часть является вредными насыщенными жирами.

Клетчатки люди эпохи каменного века в сутки получали более 100 гр. Современный человек не дотягивает даже до нормы в 25-30 гр. Кроме того, в древности люди не солили еду, не ели майонез и не использовали сахар. Все это очень благотворно сказывалось на их здоровье.

Что нужно и не нужно есть: диета каменного века


В основе правильного питания, согласно диете каменного века , лежит употребление в пищу большого количества клетчатки. Ее можно получить из неочищенных овощей и фруктов, а также из трав, бобовых, зерновых и корнеплодов. Мясо, рыба, яйца допускаются только в маленьких количествах.

Нужно есть как можно больше натуральных продуктов, без всяких красителей, консервантов, ароматизаторов и вкусовых добавок.

В первую очередь, необходимо отказаться от сахара и других подсластителей. Нужно избегать растительных жиров и простых углеводов.

От молочных продуктов совсем отказаться нельзя, хотя их и не было в рационе древних людей. Избегать нужно только насыщенных молочных жиров. Есть нужно максимально обезжиренные продукты.

Примерное меню на сутки по диете каменного века

На завтрак - каша овсяная на воде, в которую можно добавить изюм, тертое яблоко или концентрированный яблочный сок, а также немного корицы. Подойдет также нежирный натуральный йогурт, свежие ягоды и орехи. Можно съесть пару вареных яиц, яблоко и зеленый салат, заправленный оливковым маслом.

Обед - густой овощной суп, салат из зеленых овощей, нежирный творог. Можно съесть, к примеру, грибы, потушенные с зеленью. Допускается черный хлеб, немного орехов.

Ужин - запеченная индейка или курица с тушеными овощами, овощное карри с нешлифованным рисом. Подойдет салат, можно поесть фруктов или ягод.

Польза диеты каменного века для здоровья

Эта диета помогает в профилактике и лечении диабета, ожирения и ряда других заболеваний. улучшает работу всего желудочно-кишечного тракта. Избавляет от запоров. также уменьшает риск появления онкологических заболеваний. Положительное воздействие оказывает на сердечно-сосудистую систему. Позволяет эффективно бороться с аллергическими заболеваниями. Повышает иммунитет, делает человека более энергичным и активным.

Борьба с лишним весом: диета каменного века

Позволяет также избавиться от ожирения. Она помогает сбросить лишний вес. При этом человек не испытывает постоянного голода и не впадает в уныние из-за необходимости все время считать съеденные калории. Клетчатка тормозит усвоение углеводов, регулирует уровень инсулина. Все это приводит к избавлению от излишков жира в организме. Клетчатка также способствует возникновению чувства сытости.

Эффективной борьбе с ожирением помогает также отказ от употребления в пищу вредных жиров и сахара. Такое похудение абсолютно не вредит организму. Наоборот, диета каменного века направлена на общее оздоровление. Примерная убыль веса составляет 1-2 кг в неделю. Вес снижается медленно, но стабильно.

Череп неандертальца со сточенными зубами

Рацион людей каменного века состоял преимущественно из растительной пищи. По найденным черепам древних людей специалисты-антропологи могут сказать об их пище. Например, этому черепу неандертальца более 60 тысяч лет. Его зубы не гнилые, ведь в то время сладкая пища была очень редка. Но вот от постоянного жевания твёрдой растительной пищи зубы стачивались. Это говорит о том, что в рационе преобладали твёрдые семена и орехи, а перемолотые в муку зёрна, возможно, содержали большое количество песка, который также стачивал зубы.

Собирательство

Съедобные растения

Уже готовую пищу можно было буквально найти под ногами, нужно только было понять, что из найденного было съедобным, а что — нет. Древние собиратели постепенно обнаружили множество съедобных растений и узнали, где они чаще всего встречаются. Собирательством занимались, как правило, женщины и дети. Летом и осенью можно было найти семена, ягоды, орехи, съедобные коренья. В ветвях деревьев и в траве собиратели искали птичьи гнезда и лакомились яйцами. В низинах и болотах находились улитки, гусеницы.

Дикий мед

На сладкое были соты диких пчёл. Чтобы добыть их, возможно, древние люди использовали огонь, а точнее, дым от огня, как это делают до сих пор. На этой фотографии — человек из народности мбути, проживающей на территории Конго, выкуривает дымом пчёл из их гнезда.

У каждого рода или племени была собственная территория, на которой они кормились. В тех местах обитания людей, где была смена времён года (в тропиках и у экватора чёткой выраженной смены сезонов не было), возможно, собиратели перемещались на новые места вслед за появлением съедобной пищи. Весной они собирали побеги одуванчиков и листья крапивы на лесных полянах, к середине лета - плоды фруктов и ягоды, а осенью находили съедобные грибы.

Личинки насекомых

Личинки некоторых насекомых, а также кузнечики, жуки, термиты употреблялись в пищу и были ценным источником белка. До сих пор насекомые входят в рацион аборигенов Австралии.

Птичья яйца

В меню людей каменного века входили яйца самых разных птиц — от маленьких перепелиных до гигантских яиц страусов. Яйца были одним из самых ценных продуктов, которые употребляли собиратели. Скорлупа от яиц шла на украшения.

Рыбалка

После последнего ледникового периода, около 12 тысяч лет назад, климат стал более тёплым и удобным для жизни. Благодаря талым ледниковым водам, которые заполнили низины, котловины и долины, возникли озёра и широко разлились реки. Рыба, моллюски, ракообразные стали новой пищей древних людей. На побережьях начали возникать поселения людей, которые промышляли рыбной ловлей, ловили рыбу с примитивных лодок и с берегов, собирали на отмелях крабов и мидий, черепах, охотились на водоплавающих птиц. Использовали и сплетённые из гибких веток ивы садки-ловушки, в которые попадала плывущая рыба.

Побережье было источником пищи для человека круглый год. Вдоль песчаных берегов и на скалах, затопляемых водой во время приливов, можно было найти вкусных мидий — моллюсков, обитающих внутри сомкнутых створок раковин. На отмелях обитали морские гребешки, улитки, среди камней ползали крабы, в пищу шли и листья водорослей.

При археологических раскопках в прибрежных районах на стоянках древних людей нередко находят скопления остатков раковин съедобных моллюсков, рыбьи кости и скелеты — так называемые «кухонные кучи». Эта «доисторическая помойка» может много рассказать об образе жизни, пристрастиях в пище древних людей. Иногда в этих же кучах находят сломанные орудия труда, черепки разбитой посуды.

Охота на животных

Как и чем охотились

Во время ледникового периода у края ледника простирались тундры и холодные степи. По ним перемещались в поисках корма стада бизонов, лошадей, северных оленей, шерстистых мамонтов. Древние охотники использовали копья, каменные топоры, а иногда строили ловушки для животных, например, ямы, или загоняли стада в западню. После ледникового периода стало теплее, и с распространением лесов охотники начали изготавливать стрелы и луки, что позволяло убивать животных с какого-то расстояния. Около 12 тысячелетия до н.э. древние охотники привлекали прирученных собак. Добычу использовали целиком: и мясо, и шкуры, и кости. Мясо использовали в пищу и заготавливали на «черный день». Из шкур животных шили одежду и изготавливали пологи и крыши для жилищ, похожих на вигвамы индейцев. Животный жир использовали для освещения в примитивных лампах, жилами сшивали одежду и скрепляли части орудий труда. Из рогов и костей делали орудия труда, гарпуны, оружие.

Охотники на мамонтов

Чтобы охотиться на гигантского мамонта, требовались совместные усилия нескольких охотников. Мамонты были огромны — они достигали 5 м в высоту и весили больше 10 т. Если охота была удачной, одна туша этого животного могла помочь прокормиться роду в течение нескольких месяцев. Некоторые учёные полагают, что во время потепления после ледникового периода именно охота доисторических людей привела практически к полному уничтожению и вымиранию мамонтов. По другой теории, мамонты исчезли из-за изменения климата и бескормицы, как и многие другие представители мегафауны.

Овцебыки

В отличие от мамонтов, овцебыкам (или мускусным быкам) удалось выжить после ледникового периода. В настоящее время это одни из самых крупных представителей фауны, обитающих в тундре. Овцебыков отличают косматая тёмная шерсть, свисающая с боков до земли, закруглённые острые рога, кряжистое тело. Бизоны Многочисленные пещеры нередко украшены изображениями бизонов почти в натуральную величину, как, например, в пещерах на юго-западе Франции, на севере Испании. Этим изображениям почти 18 тысяч лет! Как раз в то время, наверное, древние люди и охотились на бизонов, которые были многочисленны в Евразии. Сейчас из того разнообразия видов бизонов остались только американский бизон (он также практически был истреблён, но уже к концу XIX в.) и европейский зубр, обитающий исключительно в запо ведниках.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Они не ели пиццу и карри. Они не знали вкуса торта. Они охотились, чтобы добыть мясо, ловили рыбу и собирали орехи и ягоды в лесах. И, если верить некоторым источникам, люди палеолита, жившие между 2,5 млн и 10 тыс. лет назад, соблюдали самую подходящую для современной жизни диету.

Аргумент в пользу так называемой палеолитической диеты таков: человеческий организм адаптировался к жизни в течение каменного века, и, поскольку наша генетика с тех пор изменилась очень мало, с биологической точки зрения нам гораздо больше подходит диета охотников и собирателей, существовавшая до сельскохозяйственной революции.

Частности могут меняться в зависимости от варианта диеты, но в целом рекомендуется воздерживаться от молочных продуктов и пищи на основе злаков, такой как паста, хлеб или рис, а в некоторых версиях запрещены также чечевица и фасоль. Сторонники этой диеты утверждают, что новые заболевания - сердечная недостаточность, диабет и рак - возникли, в первую очередь, из-за несовместимости наших современных пищевых привычек с доисторической анатомией.

Но каковы свидетельства в пользу того, что пища первобытных людей подходит нам больше? Здесь следует ответить на два вопроса. Во-первых, правда ли, что мы биологически идентичны людям каменного века? И если да, то, во-вторых, означает ли это, что мы должны питаться так же? Будет ли такая диета для нас полезнее?

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Перед древним человеком стояло две задачи: найти пищу и не стать пищей

Последователи палеолитической диеты говорят, что причина, по которой мы должны ее придерживаться, состоит в том, что наш организм, в особенности наша пищеварительная система, приспособился именно к этой пище. Утверждается, что употребление молочных и прочих продуктов, которые были недоступны до появления сельского хозяйства, бросает вызов одновременно и эволюции, и нашему организму. По оценкам польского исследования 2012 года, 70% энергии, необходимой нам ежедневно, человек западного мира получает из пищи, которую первобытные люди ели очень редко или не ели вовсе: молочных продуктов, злаков, рафинированного сахара и переработанных жиров.

Биологи-эволюционисты придерживаются другой точки зрения. Марлин Зук из университета Миннесоты в США, автор книги Paleofantasy, говорит, что из-за того, что разные гены изменяются с разной скоростью, нет никаких оснований считать, что мы генетически идентичны людям, жившим в эпоху плейстоцена. Эволюция работает не так - она не останавливается, создав "совершенного человека". Люди никогда не прекращали своего развития. Как объясняет Зук, "некоторые из генов, которые мы имели еще в плейстоцене - это те же гены, которые достались нам от живых существ, чьей средой обитания был океан. Тем не менее, никто не предлагает нам питаться, как это делают животные-биофильтраторы".

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Доисторические люди такое не ели. Но не факт, что это им не понравилось бы

Примером относительно недавних генетических изменений, произошедших примерно 7 тыс. лет назад, является так называемая персистенция лактазы. Младенцы питаются исключительно молоком, но для древнего человека после прекращения материнского кормления оно становилось непривычной пищей и могло вызывать желудочные боли и диарею. Люди начали разводить рогатый скот скорее ради мяса и шкур, нежели ради молока. Но те, кому удавалось переваривать молочные продукты, не испытывая дискомфорта, могли пить коровье молоко. Это дало им эволюционное преимущество: они получили не только дополнительный источник пищи, но и чистый напиток. И они выжили, передав своим детям вариант гена, помогающий усваивать молоко. Все большее количество взрослых могло пить молоко, в разных местах - в разной степени.

Так или иначе, идентичны мы пещерным людям генетически или нет, есть вероятность того, что палеолитическая диета все-таки для нас полезней. Мало кто будет спорить с тем, что постоянно питаться рафинированными продуктами не очень полезно, или с тем, что мы только выиграем, если будем есть больше фруктов и овощей.

Грубо говоря, если сравнивать джанкфуд с палеолитической диетой, последняя, несомненно, выиграет. Но что если сравнить ее со здоровой диетой?

Лишь малая часть исследований посвящена именно этому. Из них следует, что на палеолитической диете мы склонны быстрее терять вес, но большинство из этих исследований охватывает короткий промежуток времени, предлагая участникам придерживаться диеты три недели или около того, да и самих испытуемых не очень много.

В одном обзоре приводятся выборки, состоящие всего из 10, 29, 14 и 13 человек. Не всегда просто убедить людей попробовать эту диету. Одно из исследований закончилось раньше времени, потому что за шесть месяцев не удалось найти ни одного нового участника.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Доисторические люди не портили себе зрение компьютером

В начале нынешнего года появились публикации, утверждающие, что наконец найдено доказательство того, что мы должны питаться как люди каменного века. Причиной для таких заявлений послужили результаты долгосрочного рандомизированного контролируемого исследования. Оно заняло два года, но, по сравнению с предыдущими, - и это достаточно долгий срок. Выборка также была больше, чем раньше. В исследовании приняло участие 70 женщин после менопаузы, страдающих ожирением, средний возраст которых составил 60 лет.

В течение двух лет они следовали либо палеолитической диете, либо скандинавской диете с низким содержанием жиров, которая не исключает какие-либо блюда, но делает акцент на обезжиренные молочные продукты и на продукты, богатые клетчаткой, такие как цельнозерновые хлопья. Внутри каждой из диет испытуемым следовало придерживаться заданных идеальных пропорций протеина, жиров и углеводов.

И что же? Участницы обеих групп похудели, но после шести месяцев женщины на палеолитической диете потеряли больше веса, и их талии стали тоньше, чем у женщин на скандинавской диете. Казалось, что эта диета лучше, но потом все изменилось.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Человек с айпадом - это не конечное звено эволюции, утверждают ученые

По прошествии двух лет между двумя группами не обнаружилось никакой разницы в весе. Единственное отличие было в уровне содержания вредных жиров в крови, триглицеридов, но в пределах безопасной нормы. Участницы обеих групп признали, что этих диет довольно сложно придерживаться, и большинство не смогло соблюсти заданный баланс питательных веществ.

Так что пока не существует убедительных доказательств того, что мы должны питаться как доисторические люди.

Конечно, нет ничего полезного в том, чтобы придерживаться рациона, состоящего в основном из рафинированных продуктов, таких как белый хлеб и сладкие хлопья. Но это не значит, что надо избегать всех молочных продуктов и злаков, если у вас нет из-за них каких-либо особых проблем.

В трехнедельном исследовании 2011 года люди признали, что с палеолитической диетой трудно поддерживать рекомендуемый ежедневный уровень потребления кальция, железа и клетчатки. Но исследования трудно сравнить, поскольку не все они изучают в точности одну и ту же диету.

Если речь идет о снижении веса, то совет всегда будет скучен: меньше есть и больше заниматься спортом. Возможно, поэтому любая диета, предлагающая альтернативу, выглядит для нас привлекательно. Но, к сожалению, волшебная пилюля до сих пор не изобретена.

Правовая информация. Эта статья содержит только общие сведения и не должна рассматриваться в качестве замены рекомендаций врача или иного специалиста в области здравоохранения. Би-би-си не несет ответственности за любой диагноз, поставленный читателем на основе материалов сайта. Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов, ссылки на которые присутствуют на эту странице, а также не рекомендует коммерческие продукты или услуги, упомянутые на этих сайтах. Если вас беспокоит состояние вашего здоровья, обратитесь к врачу.

По-видимому, с этим связано появление и использование сначала естественных, а потом, и главное – искусственных орудий: от примитивных до очень совершенных (отщепы, ручные рубила, палки-копалки, каменные ножи и топоры, копья, бумеранги, духовые трубки, луки и т. д.). Пралюди занимались собирательством (занятие преимущественно женщин и детей), охотой, а там, где были водоемы – рыболовством (дела мужчин).

Постепенно осуществляется переход от присваивающего хозяйства к воспроизводящему, то есть от собирательства к огородничеству и полеводству, от охоты к скотоводству. Этот переход ознаменовывается еще и переходом некоторой части первобытных племен к оседлому образу жизни.

Жизнь, основанная на потреблении продуктов, взятых у природы, необходимо должна быть жизнью бродяжьей. Смена места поселения была связана с тем, что нужно было поспеть к урожаю тех или иных плодов, или с особенностями перемещений животных и рыб. Надо сказать, что меню первобытного человека было весьма разнообразно и включало все, что можно потреблять: не только грибы или ягоды, не только травы и молодые побеги некоторых деревьев. Ели насекомых, личинок, червей, мхи, разнообразные коренья, плоды самых разных деревьев и все, что только можно себе вообразить. Африканский континент богат флорой. Казалось бы, дикари должны были бы жить в сытости, однако это далеко не так. В лучшие, наиболее сытые, времена первобытные люди питались не более одного раза в день. А ведь бывали и не лучшие времена. Может потому, и жили в первобытности в среднем около 20 лет.

Довольно долго женщина поставляла основное количество продуктов, и именно ее усилиями племя как-то выживало. Собирательство, хотя и не самый эффективный по количеству произведенного продукта вид деятельности, отличается, тем не менее, все-таки довольно большим постоянством. Худо ли, бедно ли женщина всякий раз что-то приносит, чтобы можно было хоть как-то накормить голодную семью. “Когда после неудачной охоты мужчина, молчаливый и усталый, возвращается в лагерь и бросает рядом с собой лук и стрелы, воспользоваться которыми ему не пришлось, женщина извлекает из своей корзины трогательный набор: несколько оранжевых плодов пальмы бурити, двух крупных ядовитых пуков-птицеедов, нескольких ящериц и их крошечные яйца, летучую мышь. Маленькие плоды пальмы бакаюва или уагуассу и горсть кузнечиков... Потом вся семья весело истребляет обед, которого не хватило бы для утоления голода одного белого” . Охота же, конечно, много богаче по результатам, но результаты-то не часты. В особенности до изобретения первого дистанционного оружия – лука. Практически безоружный, не обладающий ни одним превосходящим животного качеством, наш далекий предок испытывал громадные трудности на охоте. Успех не преследовал его. Хотя, когда ему удавалось добиться своего, то это бывал праздник. Наверное, ни один цивилизованный человек не в состоянии понять, что значила еда в те далекие времена, в особенности – изобильная еда.

Есть некоторые странности в наших современных обычаях. В частности – наше отношение к еде: почему люди все время едят? Едят, собираясь вместе на праздник, едят, когда, похоронив и еще не оплакав близкого человека, садятся за стол. Нет ни одной религии, которая бы не обращала внимание на то, как, сколько, когда и что должен есть человек. Не является ли это наше столь пристальное внимание к еде – реакцией на долгие и долгие времена постоянного голода, который испытывало человечество?

Еда была праздником, торжеством жизни над смертью, наслаждением, не сравнимым ни с каким другим. Еда была индивидуальной победой над всеми силами зла, собравшимися, чтобы изничтожить человека. К. Леви-Строс в “Печальных тропиках” так описывает состояние сытости после голода. Он был в экспедиции, стоял период засухи, вся дичь ушла и люди голодали. Однажды удалось подстрелить дикую свинью. “Недожаренное с кровью мясо произвело на нас более возбуждающее действие, чем вино. Каждый съел не меньше фунта, и тогда я понял, чем объясняется распространенное среди многих путешественников мнение о прожорливости “дикарей”. Достаточно хоть немного пожить их жизнью, чтобы испытать ненасытный голод и понять, что его утоление приносит нечто большее, чем насыщение, – счастье”. Там же он пишет, что вскоре они попали во влажный лес, откуда доносились звуки животных. “В течение трех дней мы ходили на охоту в лес и возвращались в лагерь, нагруженные дичью. Нас охватило какое-то исступление: мы только и занимались тем, что готовили пищу и ели” .

В отличие от животных, первобытные люди стали обрабатывать природные продукты для употребления их в пищу. Большую роль в этом (и не только в этом) сыграло добывание и использование огня. Первоначально приспособляя для жизни пещеры, постепенно человек научился строить жилища (общие дома, вигвамы, чумы и т. д.). При освоении особых климатических зон стала развиваться и одежда, в том числе и в довольно сложных формах.

Таким образом, вся жизнедеятельность людей была специально и разнообразно обработанной, оформленной и совершенствуемой, в сравнении с тем, что было у природных существ. В использовании и производстве пищи, вещей, и в самих создаваемых предметах явно воплощался духовный опыт, которого не могло быть без развития мышления (хотя бы так называемого “ручного”), а также форм общения, знаковой (языковой) деятельности.

Все это говорит о том, что появились определенные приемы обработки, создания и использования вещей и знаков, чего нет в природе. Появились и неприродные, негенетические способы хранения и передачи приемов и навыков. Это ведь были не наследственные программы поведения, как у пчел или муравьев. Возникла вроде бы примитивная (по нашим, не всегда верным меркам), но явно духовная активность.

В жизни родоплеменных сообществ огромную роль играли разные формы научения различным видам деятельности, в том числе, формы ритуальные и игровые. В этих сообществах появились устойчивые неприродные формы быта, отношений между людьми, связывающие их, нормы действий.

Фактически для всех изученных сообществ были характерны специальные захоронения умерших, особые верования, изобразительная деятельность, развитые ритуалы, мифологическое сознание, разнообразная магия.

То есть, жизнь первобытного человека в сравнении с жизнью природных существ, оказывается специфически (неприродно) оформленной. В ней появляются формы, которые уже можно считать формами культуры, благодаря которым люди искусственно встроились в окружающую среду, на иной, чем природные существа, основе.

Это состояние стало возможным и пригодным к дальнейшему развитию, ибо пралюдьми, первобытными людьми была преодолена может быть самая большая трудность в их встраивании в окружающий мир. Эта трудность состояла в необходимости преодоления, или, лучше сказать, выявления, своего ценностного статуса, своего места в мире.

Для чисто природного существа такой трудности нет и быть не может. Животное тождественно себе и природе в себе, потому ничего подобного не возникает. Прачеловек же оказался отчужден от природы в самом себе, и чтобы это отчуждение снять, он должен был построить некоторый конструкт, определяющий или задающий ему место в мире. Иначе говоря, конструкт определяющий ценностную значимость его актуального присутствия. А создание такого конструкта, несущего в себе функцию отнюдь не объяснительного, но в первую очередь, организовывающего и ценностно-образующего характера, и создает реальную возможность “встраивания” прачеловека в мир, определения там своего места, в том числе в деятельностных и пищевых рядах.

Здесь происходит обратный обычному процесс – не от места в природном мире зависит ценность, а от определения ценности прачеловека образуется то или иное его место в мире. Но такого рода “обратность” вполне обычное для человеческого мира явление. На протяжении всей человеческой истории мы будем видеть, как именно этим путем человечество движется все дальше и дальше.

Таким образом, отчуждение человека от природы может быть снято путем создания собственной ценности за счет искусственного конструкта, определяющего значение прачеловека в бытии. Этот конструкт не может не носить искусственного характера.

Первой вехой на этом пути, как отмечает И. Н. Лосева , было создание общности на некоей единой основе. А в связи с этим внутренним конституированием, становится возможным и выделение данной общности как чего-то определенного из аморфной неструктурированной действительности. Основой общности выступает некий ритуал, который содержит в себе базовые позиции бытия первобытного человека, как то: восприятие своей слитности, выраженной в самоидентификации по типу “мы”; отделение этого “мы” от остальных “они”, которые воспринимаются обычно враждебно (как писала О. М. Фрейденберг: “Борьба – единственная категория восприятия мира в первобытно-охотничьем сознании, единственное семантическое содержание его космогонии и всех действ, ее воспроизводящих” ); закрепление и передача опыта, включающего моменты как хозяйственной (охота, возделывание земли, способы

собирательства, изготовление орудий труда и др.), так и социальной деятельности (способы организации общины, брачные отношения, властные структуры и пр.).

Однажды, когда я была маленькой девочкой, отец взял меня на археологические раскопки неподалеку от Азов-ского моря. Ученые отрыли там древнегреческий город Танаис, датируемый пятым столетием до нашей эры. Нам было удивительно, что этот древний город оказал-ся глубоко под землей. За последние 25 столетий он по-степенно покрылся почти 10 метрами земли. Нам при-шлось долго спускаться по ступеням, чтобы попасть на его узкие улицы и увидеть крошечные каменные дома, окруженные каменными оградами. Танаис так хорошо сохранился, что нетрудно было представить его полным людей. Я была заворожена ощущением физической бли-зости к античной жизни.

Нам позволили не только побродить по улицам Танаиса, но и потрогать некоторые свежевыкопанные предметы. Множество мелких черепков и других незначительных вещей осталось лежать в стороне после того, как ученые тщательно все осмотрели. Мы обнаружили среди них множество кусочков керамических блюд, покрытых любопытными узорами. Но особенно мне запомнилась очень необычная окаменевшая рыба, которая выглядела так, словно ее недавно засушили. Я сразу же представи-ла, как я принесу с собой в школу эту рыбу, которой два тысячелетия, но как только я к ней прикоснулась, она рассыпалась в порошок.

Не так давно я испытала неменьшее волнение, читая о недавних археологических открытиях. Статья расска зывала о 13 самых древних останках людей, найденных в Восточной Африке. Ученые определили их возраст в 3,6 миллионов лет и назвали их «первой семьей». Эти первобытные люди имели округлые фаланги пальцев и, по-видимому, хорошо лазали по деревьям. Их крупные коренные зубы покрывал прочный слой эмали, подобно зубам животных, которые жуют много зелени. Ученые полагают, что первые люди проводили большую часть своего времени на деревьях, где они были лучше защи-щены от хищников и вдоволь снабжены пищей - фрук-тами и листвой. Поэтому они приспособились лазать по деревьям.

Эти первые люди, известные как австралопитеки, оби-тали в Восточной Африке. В то время эта местность была покрыта тропическими лесами. Понятно, почему наши предки жили в тропиках - частые дожди, вы-сокая влажность и теплая погода круглый год обеспе-чивали обилие еды. От людей, побывавших в тропиче-ских лесах, я слышала удивительные истории о бесчис-ленном разнообразии фруктов - об их причудливых формах, размерах и цветах. Говорят, некоторые из них даже растут прямо из стволов деревьев. Разнообразие фруктовых растений в тропических лесах достигает почти 300 видов, причем очень немногие из них были культивированы.

Сладкие сочные плоды привлекают не только птиц и зве-рей, но даже рыбу, когда фрукты случайно скатываются в воду. Благодаря такому изобилию многие наземные животные тропиков живут в кронах деревьев. Там для них круглый год такая благодать, что некоторые живот-ные никогда не утруждают себя поиском пищи на земле. (Я думаю, я бы тоже смогла так жить, если бы только смогла взять с собой компьютер!)

Опираясь на существующие исследования, логично предположить, что пища первых людей состояла из сле-дующих компонентов:

* фрукты, в силу их изобилия и разнообразия;

* зеленые листья, поскольку тропические растения в своем большинстве - вечнозеленые, имеют широкие листья, съедобные и исключительно богаты пита-тельными веществами;

* соцветия, поскольку большинство фруктовых деревь-ев цветут яркими цветами, сладкими и питательны-ми;

* семена и орехи, поскольку они - важный источник протеина;

* насекомые, так как они составляют боее 90% всех видов животных тропического леса,и большинство из них съедобны и питательны. Часть насекомых по-падала в пищу первобытных людей непосредственно с фруктами;

* кора, поскольку тропические деревья имеют исклю-чительно тонкую и гладкую кору, которая зачастую съедобна и ароматна (один из примеров - популяр-ная у нас корица).

Первобытные люди были более разумны, чем другие обитатели тропических лесов, - они забирали наиболее ценные плоды и другие виды пищи, чем могли добыть себе остальные животные. Поскольку еды у людей было больше, они размножались быстрее. С ростом числа лю-дей неизбежно наступала нехватка еды. По мере того как растительная пища становилась все более скудной, первобытные люди стали есть сначала мелких живот-ных, а затем перешли и на крупных.

Инстинктивное стремление обладать пищевыми ресур-сами глубоко заложено в сознании большинства жи-вых существ на нашей планете. Мы можем найти массу примеров рефлекторной защиты территории у самых различных обитателей Земли. Не так давно я посетила одну птицеферму в Калифорнии. Меня удивило то, что кончики клювов у птиц были обрезаны. Фермеры мне объяснили, что такая мера была необходима, так как всякий раз, когда курам становится тесно в клетке, они начинают беспрестанно жестоко клевать друг друга. Я обратила внимание, что, даже несмотря на принятые меры, некоторые птицы продолжали драться и многие из них истекали кровью. Я вспомнила, как в детстве на-блюдала за курами во дворе моей бабушки. У них было достаточно места, и они никогда не клевали друг друга.

Однажды я участвовала в семинаре, посвященном пове-дению диких шимпанзе. Докладчик Хоган Шерро имел докторскую степень Йельского университета по антропо-логии. Он описывал, как жил в джунглях Африки, на-блюдая за поведением этих животных. Шимпанзе оказа-лись любящими и заботливыми в повседневной жизни, но все менялось, когда дело доходило до защиты своей территории. Приблизительно каждые 10 дней самцы шимпанзе отправлялись «в дозор», обходя границы сво-их «владений» и жестоко убивали любых пришельцев из других семей шимпанзе, которые посягали на их тер-риторию. Я полагаю, что подобным образом вели себя и первые люди.

По мере того как численность первобытных людей уве-личивалась, количество потребляемой пищи стреми-тельно росло. В течение 3 000 000 лет некогда обильные источники питания истощились, а территории Восточ-ной и Центральной Африки стали сильно перенаселены. В конце концов люди были вынуждены перемещаться во всех направлениях, за пределы тропических лесов. Ко времени формирования вида человека разумного (Homo sapiens ), около 120 000 лет назад, наши предки были вынуждены мигрировать на Средний Восток, в Южную Африку, Европу, Центральную Азию и, наконец, в Но-вый Свет. Это перемещение длилось много веков. Иссле-дователи подсчитали, что люди мигрировали на новые территории, перемещаясь примерно на 1,5 км каждые 8 лет.

Чем дальше люди отдалялись от тропиков, тем скуднее становилась наиболее питательная растительность, к тому же ее наличие стало зависеть от времен года. По-добно всем живым существам, пытающимся выжить, организм первобытных людей стал приспосабливаться к изменяющемуся климату и доступной пище. Часто можно услышать дисскуссии по поводу того, ели ли пер-вобытные люди мясо. В том, что они ели мясо, сомне-ний быть не может. Думаю, мы с вами тоже бы ели, если бы нам пришлось столкнуться с подобными жестокими условиями.

В наши дни мы время от времени слышим истории вы-живания людей, которым случилось затеряться в дикой природе. Из этих рассказов мы узнаем, как тем, кому удалось выжить, пришлось есть непривычную пищу - насекомых, ящериц, сырую рыбу, грибы, а иногда даже собственную обувь. Большинству этих людей удалось продержаться всего несколько недель. Для сравнения, 200 000 лет назад людям приходилось выживать длин-ные, холодные зимние месяцы год за годом. Они были вынуждены преодолевать длительные периоды голода, и многие из них умирали от истощения. У древних людей не было выбора, кроме как использовать любую пищу, чтобы выжить. Нет сомнения в том, что они пытались есть все, что ползало, летало, бегало или плавало. Пой-мать птицу (или полакомиться ее яйцами), насекомое или другое мелкое животное было намного легче, чем добыть крупного зверя, но мелкой добычи было недоста-точно даже для того, чтобы прокормить одного человека, не говоря уже о многочисленной семье. Мяса крупного животного хватало, чтобы прокормить большую группу людей в течение несколько дней. Так древние люди вы-нуждены были овладеть различными навыками охоты.

Тем не менее первые люди всегда инстинктивно тяго-тели к растительной еде, когда она становилась доступ-ной, потому что растения, особенно зелень, как доказы вает современная наука, являются жизненно-важным источником питательных веществ для человека К тому же, сбор растений был не таким трудным и опасным, как охота. Люди собирали и употребляли в пищу боль-шое количество различных растений, включая листья, фрукты, корнеплоды, орехи, семена, ягоды, соцветия, грибы, ростки, кору, водоросли и многое другое. Мы мо-жем только гадать, сколько разных растений они упо-требляли, возможно, тысячи. Профессор антропологии Даниел Моерман в своей книге «Этническая ботаника американских индейцев» описывает 1649 видов съедоб-ных растений, которые использовались американскими индейцами Вот почему в учебниках истории первобыт-ных людей называют не только «охотниками», но и «со-бирателями».

Чтобы представить, как первые люди открыли злаки, а позже и хлеб, я воображаю себя в лесу 200 000 лет на-зад. Я босая, мне холодно, голодно и страшно. Что бы я делала? После неудачной охоты на насекомых я, навер-ное, просмотрела бы сухую траву. Пожалуй, я нашла бы там несколько разных зернышек. Я, наверное, их попро-бовала бы на вкус. Наверное, эти зерна были бы лучше, чем ничего, но некоторые из них могли быть слишком твердыми, чтобы жевать. Если бы я была достаточно сообразительной, я бы нашла камень и попробовала бы раскрошить зерна, чтобы их было легче съесть. Если бы мне случилось проделать это под дождем, со временем я бы поняла, что раздробленные зерна, смешанные с во-дой, вкуснее. Я повторяла бы этот процесс снова и снова, пока не изобрела бы лепешку, хлеб, кашу и другие про-дукты. Тысячелетиями люди ели свой «хлеб» сырым. Первый хлеб был не чем иным, как толчеными семена-ми трав, смешанными с водой и «запеченными» на кам-нях, нагретых солнцем.

Поскольку первобытные люди имели ограниченные средства хранения растительной пищи в холодное вре мя года, они были вынуждены зимой охотиться боль-ше. Я предполагаю, что большая часть мяса достава-лась самцам, в то время как самки, которые были почти всегда беременны или кормили грудью, не могли много охотиться (как не могли и маленькие дети). Если они не наедались остатками мяса после самцов, им приходи-лось дополнять свой рацион растительной пищей даже зимой, когда она была скудной и менее питательной.

Интересным является тот факт, что окультуривание растений началось на четыре с лишним тысячи лет раньше, чем одомашнивание животных, несмотря на то что процесс выращивания растений был намного более сложным, чем приручение зверей. У первых людей не было ни грабель, ни лопат, не говоря уже о средствах орошения полей. Собранные семена было очень труд-но защитить от грызунов и птиц. Но каким-то образом первые люди ухитрялись и пахать, и сеять, и полоть, и поливать, и жать, и переносить выращенное задолго до того, как они смогли воспользоваться помощью до-машних животных. Сравните, насколько проще было бы приручить несколько диких козлят.

Тем не менее первые признаки культурного огородниче-ства относятся к XI веку до нашей эры, а возможно, и раньше, в то время как животных стали приручать на 4000 лет позже, в VII веке до нашей эры.

Таким образом, растительная пища, скорее всего, яв-лялась наиболее существенным компонентом рациона наших предков. Антропологические исследования по-казывают, что сельское хозяйство быстро развивалось одновременно в разичных регионах. Это подтверждает ценность растительных продуктов для древних людей. Например, в XI веке до нашей эры для сбора диких зла-ков люди стали использовать деревянные косы, окайм-ленные кремнием.

Восемь тысяч лет назад в Древнем Египте выращивали дикую пшеницу и ячмень. В это же самое время обита тели (современной) Швейцарии выращивали чечевицу, а на острове Крит древние фермеры выращивали мин-даль). Семь тысяч лет назад мезоамериканцы начали выращивать тыкву, перец и авокадо. Пять тысяч лет на-зад китайцы начали культивировать сою. В своей кули-нарии они использовали 365 видов трав (что примерно в 10 раз больше, чем может предложить наш местный магазин здоровой пищи). Четыре тысячи лет назад фер-меры Месопотамии выращивали лук, репу, фасоль, лук- порей и чеснок.

Растительная пища, особенно зелень, оставалась важ-нейшим компонентом рациона человека с древнейших времен до недавнего прошлого, особенно для людей с ограниченным достатком. Крестьяне употребляли в пищу большое количество зелени. Классик русской ли-тературы Лев Толстой в своей известной книге «Война и мир» писал: «Русский крестьянин не тогда голода-ет, когда нет хлеба, а когда нет лебеды» (сейчас лебеда считается сорняком). Еще один пример можно найти в книге немецкого поэта И.-В. Гете, который сделал такое наблюдение: «Крестьяне повсюду едят чертополох».

В русском и болгарском языках человек, который про-давал зелень, назывался «зеленщик». В настоящее вре-мя это слово полностью забыто и может быть найдено только в старых книгах и словарях. Тот факт, что тер-мин все еще присутствует в словарях, указывает на его относительно недавнее употребление. Из классической литературы известно, что зеленщики процветали всего лишь 150 лет назад, а сейчас они исчезли.

Можно найти множество других фактов, которые непо-средственно указывают на популярность свежих расте-ний в рационе наших предков вплоть до недавних столе-тий, когда употребление вареной и рафинированной еды резко возрасло.

На протяжении многих веков люди считали мясо самой здоровой пищей, возможно, из-за его стимулирующее го вкуса и длительного чувства сытости. Однако боль-шинство людей не могли позволить себе мяса и ели его только изредка. Люди высшего сословия ели животную пищу - дичь, рыбу, говядину, свинину, баранину, пти-цу и яйца почти ежедневно; поэтому они часто имели избыточный вес и страдали многими дегенеративными заболеваниями. Но даже самые богатые люди употреб-ляли большое количество фруктов, овощей и зелени в разных видах, что очевидно из приведенного ниже ре-цепта XIV века.

Перевод рецепта

Салат. Возьмите петрушку, шалфей, зеленый чеснок, лук-шалот, салат латук, лук-порей, шпинат, огуречник, мяту, примулу, фиалки, зеленый лук, молодой лук-по-рей, фенхель и садовый кресс-салат, руту, розмарин, портулак; чисто их вымойте. Почистите (удалите стебли и т. д.). Порвите руками на мелкие кусочки и хорошо смешайте с сырым растительным маслом; добавьте ук-сус и соль и подайте к столу.

Этот рецепт, дошедший до нас из XIV столетия, являет-ся самым ранним примером, составленны на английском языке. Большинство рецептов в то время создавалось для меню высшего сословия. Согласно строгому этике-ту, который соблюдался в Средневековье, меню включа-ло необходимую «последовательность подачи к столу», согласно которому большинству домочадцев полагалась только первая перемена блюд. Наиболее деликатесные блюда подавались только для главных членов семьи. Любопытно, что естественным было есть наиболее по-лезную еду вначале (салаты), оставляя более тяжелую и сладкую еду на конец трапезы.

В дополнение к свежим фруктам и овощам, которые в Средние века люди употребляли в пищу в летнее вре-мя, они заполняли свои погреба фруктами и овощами на зиму. Они заквашивали бочки капусты, мариновали грибы, засаливали помидоры, огурцы, морковь, яблоки, свеклу, репу, клюкву, чеснок, и даже арбузы. Заготов-ленные овощи обычно хранились в деревянных бочках в погребах. Как богатые, так и бедные люди запасали корнеплоды, сушеные грибы, сушеные травы, яблоки, орехи и сухофрукты на зиму. Из животной пищи заго-тавливали сушеную рыбу, вяленое мясо и соленое сало. Важным источником витаминов были соки различных моченых фруктов и ягод и вина. Большинство продук-тов в погребах были сырыми.