Конспект НОД по обогащению и активизации словаря детей подготовительной группы «Все мы знаем обо всем. Дидактическая игра как средство обогащения словаря дошкольников

Валентина Кочергина
Конспект НОД по обогащению и активизации словаря детей подготовительной группы «Все мы знаем обо всем»

Цель:

Обогащение и активизация словаря.

Задачи:

Совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстом в физкультминутках;

Закреплять знания о разнообразии животных;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Составлять коллективный рассказ по мнемотаблице;

Расширять и активизировать словарный запас;

Развивать моторику, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, память, мышление;

Сохранять правильную осанку в положении сидя, стоя, в движении.

Предварительная работа:

Беседы, составление рассказов о животных, чтение художественной литературы о природе и животных, рассматривание иллюстраций и т. д.

Оборудование:

Мнемотаблица, картинки с изображением животных, конверты, ноутбук, презентация, магнитофон, аудиозапись с фоновой музыкой, палочки Кюизенера, колокольчики, маракасы, указка, фишки.

Методические приемы:

составление рассказа по мнемотаблице,

игровые ситуации,

физ. минутка,

просмотр презентации,

анализ (подведение итогов).

Ход занятия

Воспитатель: ребята, сегодня у нас будет интересное занятие. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по странам и континентам, и поговорим о животных, которые там обитают. Давайте не будем терять ни минуты и отправимся в путь.

Первая наша станция называется «Путешествие по странам и континентам», а остановимся мы в Жарких странах. Нам надо будет вспомнить, какие животные здесь обитают.

Дети делятся на две команды и отвечают на вопросы. За правильный ответ команда получает фишку.

Воспитатель: вторя остановка – Холодные страны. Мы с вами вспомнили животных, обитающих в жарких странах, а теперь нам предстоит вспомнить животных, которые обитают в холодных странах.

Воспитатель: Ну вот, мы вспомнили с вами некоторых животных и увидели их, но только на картинках. А мы можем встретить этих животных здесь, в Москве, наяву?

Ответ детей.

Воспитатель: правильно, вот сейчас мы с вами и отправимся в зоопарк и посмотрим на разнообразие животных.

Папа, мама, я и брат -

Мы ходили в зоосад.

Любовались и гуляли.

Много нового узнали.

Столько разных там зверей,

Птиц красивых, даже змей.

Я еще хочу успеть

Крокодила посмотреть.

Льва и тигра, и шакала.

Жаль, что мамочка устала -

Кенгуру бы поглядеть

И как плавает медведь.

В воскресенье вновь пойдем,

Только с папою - втроем.

Он животных тоже любит

И домой спешить не будет.

На столе у каждой команды лежит конверт с изображением животных (по 5 картинок). От каждой команды вызывается по 5 человек и дается задание:

1 команда – встать по росту в порядке возрастания;

2 команда – встать по росту в порядке уменьшения.

Воспитатель: молодцы! Обе команды справились с этим заданием. Ну что, отправляемся дальше?

Ответы детей.

Воспитатель: следующая наша станция называется «Угадай-ка». Здесь вам надо будет потрудиться.

На столе у каждой команды лежат счетные палочки Кюизенера. Ребятам каждой команды надо сложить животное (его контур) из этих палочек. После чего другой команде надо назвать это животное и рассказать немного о нем.

Физкультминутка – веселый массаж «Дождик»

Дождик бегает по крыше – бом, бом! (похлопывают ладонями)

По веселой звонкой крыше – бом, бом! (постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите – бом, бом! (поколачивают кулачками)

Никуда не выходите, – бом, бом! (растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте – бом, бом! (растирают плечи)

А уйду, тогда гуляйте – бом, бом! (поглаживают ладонями)

Воспитатель: ну, после такого массажа работать вы будете еще лучше. Вот сейчас мы это и проверим на нашей следующей станции, которая называется «Загадки».

На столе перед каждой командой лежат колокольчики и маракасы. Если у команды есть ответ на загадку, то она подает свой сигнал и говорит ответ. За правильный ответ команда получает фишку. Если сигнал был дан не вовремя, то ответ автоматически переходит к другой команде.

Воспитатель: молодцы! Отгадали все загадки, а теперь пришла пора потрудиться всей команде. Готовы?

Ответы детей.

Воспитатель: сейчас вам надо будет составить рассказ о животном по мнемотаблице. Как вы думаете, о чем мы должны сообщить в своем рассказе, т. е. с чего должны начать рассказ?

Обсуждение таблицы: Кто это? Какого цвета шубка? Какие части тела? Чем покрыто его тело? Как оно общается (какие звуки издает? Чем питается? Где живет (как называется его жилище? Как называются его детеныши?

На столе лежит 2 картинки с изображением животных. Капитаны команд подходят и выбирают одну картинку и составляют рассказ, с помощью таблицы.

Воспитатель: молодцы! Со всеми заданиями вы сегодня справились. И я хотела бы задать вам несколько вопросов: Вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним, на каких станциях мы с вами сегодня побывали? А на какой станции вам понравилось больше? Почему? Какое у вас было настроение, когда мы только начинали свое путешествие? А сейчас какое?

В конце образовательной деятельности все ребята получают настоящие дипломы ученых.

Публикации по теме:

«Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». Сценарий познавательной игры в подготовительной группе «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». Познавательная игра в подготовительной группе. Цель игры: Выявить знания детей, полученные.

По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий становятся сами дети. Дети очень активны и в то же время рассеяны,.

Конспект логопедической викторины в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о животных» Тема: «Что я знаю о животных» Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о домашних и диких животных наших лесов,.

Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №134» КОНСПЕКТ Познавательного.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Измеряем всё и всем» Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Измеряем всё и всем»Цель:.

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «Правила движения - всем без исключения» Конспект занятия с интеграцией образовательных областей по ПДД в подготовительной группе Тема: «Правила движения - всем без исключения»Интеграция.

Литературная викторина в подготовительной группе «Сказки любим, сказки знаем» Цели: Закрепить и расширить знания детей о сказках, формировать запас литературных художественных впечатлений; приобщить детей к чтению;.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе. Тема: Что мы знаем о воздухе? Образовательная область:Познавательное.

Игры на обогащение и активизацию словарного запаса .

(Советы в помощь родителям) " Все наоборот"

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

"Говори наоборот"

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Ход игры.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий – узкий

"Я начну, а ты закончи"

Цель : учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

Мальчик сначала подошел к дому, а потом... (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером... (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом... (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они... (выбежали).

" Веселые автомобили ".

(Подвижная игра со словами).

Цель: активизация в речи глаголов движения.

Выезжая, по сигналу, каждый "автомобильчик" должен сказать глагол движения (н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).

" Родная природа в стихах и загадках"

Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.

Ход игры.

1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы.

Круглое и яркое,

Дарит всем тепло.

Встало утром рано,

По небу пошло.

Закатилось вечером

За леском.

Угадайте, дети,

Говорю о ком? (Солнце)

Вьется, словно лента,

В дымке голубой,

Может быть спокойной,

Может бить волной

Темной и глубокой ,

Что не видно дна.

Мелкой и прозрачной

Может быть она,

А в жару купает

Нас в своей волне.

Что это такое,

Подскажите мне. (Река)

Что за птица?

Черная, большая.

Над землей повисла,

Солнце закрывая.

Крупными слезами

Эта птица плачет,

Мама дочку прячет.

Как она примчится,

Все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:

черная....

большая....

темнеет....

скорее....

3. Найди слова-синонимы:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится

Кто сказал, что дубу страшно простудиться

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый

Значит дуб выносливый, значит закаленный.

"Скажи похоже"

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

Думать - ....(размышлять), открыть - ..... (отворить), отыскать - ... (найти), зябнуть - ... (мерзнуть), поразить - ... (удивить), шалить - ... (баловаться), забавлять - .... (развлекать), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать), реветь - ... (плакать), мчаться - ... (нестись), вертеться - ... (крутиться), опасаться - ... (бояться), бросать - .... (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

Этот дом большой, а этот.... (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем.... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня..... (жаркий).

" Подбери подходящее слово"

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

Ручей мелкий, а речка..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники..... (крупные).

Кашу варят густую, а суп.... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда... (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду.... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим.... (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

Худое ведро, худое платье, худой человек.

Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

"Надо сказать по-другому"

Цель : учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Послушайте стихотворение:

"Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники - Снегурочкины слезы."

Т. Белозерова "Подснежники".

Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".

Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет . Дождь идет....(льет). Снегурочка идет...(шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет... (едет).

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий ), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая) ; самолет сел (приземлился) , солнце село (зашло) ; река бежит (течет, струится ), мальчик бежит (мчится, несется ).

"Найди другое слово"

Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: "Нет, эта веревка не годится, она оборвется". Папа взял другую веревку: "А вот эта ни за что не оборвется". Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

Послушайте два предложения: "Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед".

Что значит слово крепкий ? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий .

Аналогично рассматриваются предложения: " Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха".

"Игра с мячом"

Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря противоположное.

Длинный - ..... короткий, глубокий - ...... мелкий, мягкий - ....... твердый, легкий - ..... тяжелый, тонкий - ....толстый, густой - ..... редкий, жидкий, сильный - ...... слабый.

Говорить - ...... молчать, смешить - ..... довести до слез, разрешить - ..... запретить, падать - ..... вставать, смеяться - .... плакать, зажечь - .... потушить, помогать - ..... мешать

"Найди противоположное слово"

Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а лимон.....(кислый ). Луна видна ночью, а солнце....(днем ). Огонь горячий, а лед.....(холодный ). Тополь высокий, а шиповник..... (низкий ). Река широкая, а ручей....(узкий ). Камень тяжелый, а пух..... (легкий ). Редька горькая, а груша..... (сладкая ).

Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный. ) Если в комнате не светло, то в ней...(темно ). Если сумка не тяжелая, то она.... (легкая ). Если нож не тупой, то он....(острый ).

В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.

Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра. Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Обучающие игры-занятия помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Выполняя игровые задания каждый ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!


Цель-практически использовать дидактические игры и игровые приемы во время логокоррекционной работы, направленной на наиболее эффективную активизацию, уточнение, обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста, страдающих моторной алалией.

Задачи:

- обогащение, уточнение и активизация словообразования словаря детей ;

Обогащение, уточнение и активизация глагольного словаря детей;

Обогащение, уточнение и активизация словаря существительных у детей;

Обогащение, уточнение и активизация словаря прилагательных у детей;

Обогащение, уточнение и активизация числительного у детей;

Обучение пониманию и использованию в речи предлогов и частиц;

Специально подобранные и разработанные нами дидактические игры и игровые приемы отвечают задачам, которые решают указанные ранее направления и приемы логокоррекционной работы.

Комплекс игр, представленных ниже, предлагает игровые приемы-для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, знакомит детей с понятием «слово», учит детей различать понятие «живое»-«неживое». В то же время игра дает логопеду возможность наметить себе дополнительную цель, например, группирование предметов по их признакам или назначению, работу над разными видами значения слова (понятийным, ситуативным, эмоциональным). Эти игры учат детей использовать множественное число существительных, различать род существительных, а также направлены на создание и закрепление обобщающих понятий. Также эти игры учат использованию падежных форм.

Кто это? Что это?

Цель: уточнение, обогащение словообразования словаря детей, обучение детей правильному пользованию в речи словами, обозначающими живой и неживой предмет.

Оборудование: живые или неживые предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)

Описание игры: Логопед обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом из них мы можем спросить. Я буду вас спрашивать, а вы мне отвечайте вопросом: Что это?» Логопед указывает на разные неодушевленные предметы: книги, игрушки, стол. «Как можно спросить про эти предметы?» (Что это?).

Логопед говорит: «А сейчас я спрошу вас иначе: кто это?» Логопед указывает на живые предметы: птицу, рыбку, няню, детей - и спрашивает детей: «как можно спросить? (кто это?). Я вам буду называть разные предметы, а вы мне к этим предметам будете задавать вопросы». Логопед называет живые предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом логопед постепенно подводит детей к понятиям «живой» - «неживой».

Логопед ставит рядом девочку и куклу и спрашивает, чем девочка отличается от куклы. Дети называют разницу и вместе приходят к выводу, что кукла неживая, игрушка, а девочка - живое существо. Далее сравнивают медведя-игрушку, и живого медведя, нарисованного на рисунке. Проясняется, что игрушка-медведь - неживая, а рисунок изображает живого медведя. Подводя итог, логопед делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы - на вопрос «кто?».

Рассмотри рисунки.

Цель: закрепление в речи детей слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Оборудование: предметные рисунки, изображающие живые и неживые предметы, фланелеграф.

Описание игры: Логопед выставляет на фланелеграф все предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. После этого логопед дает задания:

1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к ним вопросы;

2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос.

Усложнение игры: игра проводится, не опираясь на рисунки. Логопед подбирает разные слова (живые и неживые) и называет их вперемешку. Дети должны поставить вопрос к этим словам. Наиболее активные отмечаются в конце игры.

Что спрятали?

Цель: обогащение, активизация и уточнение словообразования словаря детей и верное применение существительных в речи.

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, цветы.

Описание игры: На столе раскладываются цветы, овощи и фрукты (2-3 штуки). Детям предлагают внимательно рассмотреть, что лежит на столе, и запомнить, что где лежит. Затем дети отворачиваются, а логопед прячет один предмет. Ребенок должен ответить, что спрятано. (можно отвечать одним словом).

Назови то, на что укажу.

Цель: обогащение и активизация словообразования словаря детей и обучение их верному использованию существительных.

Оборудование: настоящая и игрушечная мебель.

Описание игры: педагог рассаживает детей так, чтобы они видели перед собой отдельные предметы мебели, и предлагает назвать их. Если это затруднительно, логопед сам называет предмет и предлагает кому-нибудь из детей перенести, например, куклу, на диван и т.д. После можно предложить загадку: «Пришел мальчик в детсад, сел и предложил другому мальчику присесть около него. На чем они сидели? (на скамейке, на диване).

Кто быстрее принесет предметы?

Цель: уточнение и активизация словообразования у детей. Развитие навыков классификации лексических тем «Овощи-Фрукты».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.

Описание игры: игроки садятся на стулья, напротив ставится 2 стула, на них кладутся 5-6 предметов из двух разных категорий: овощи - морковь, капуста, огурец; фрукты - яблоко, груша, вишня. На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды становятся возле стульев с предметами и по сигналу: один, два, три - овощи бери! - начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто вернее и раньше перенесет все предметы, которые относятся к названной категории, и назовет их.

Как мы одеваемся?

Цель: активизация словообразования словами по лексической теме «Одежда». Обучение верному использованию существительных в речи.

Оборудование: предметы детской одежды.

Описание игры: каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например, платок, юбку, трусики, майку и тихо называет его логопеду, чтобы другие дети не подслушали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Затем педагог рассказывает о чем-то, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя....» прерывая рассказ, он указывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, который задумал. Другие дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик.

Что с чем?

Цель: уточнение словообразования детей и обучение правильному использованию существительных в речи. Развитие фразового языка.

Оборудование: различные предметы, необходимые в быту. (ключ, тарелка, молоток и т. п.)

Описание игры: ребенку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают замок, чем забивают гвозди и т.д.

Образец речи детей: Суп едят из тарелки. Замок открывают ключом.

Парные рисунки.

Цель: активизация словаря, словообразования у детей.

Оборудование: парные рисунки предметов быта.

Описание игры: 1 вариант. Логопед показывает ребенку рисунок, а ребенок должен отыскать у себя такой же и правильно его назвать. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не назовет и не отдаст все рисунки.

Найди то, что надо.

Цель: активизация словообразования, словаря детей.

Оборудование: Набор предметных рисунков.

Описание игры: Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Логопед говорит: «Вова пошел кататься с горы. Что он взял с собой? (Санки). Ребенок, имеющий нужный рисунок, должен ответить словом или фразой.

Чьи дети?

Цель: закреплять в активном словаре детей существительные

Формирование нравственно - ценной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания. В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Знания о нормах и правилах морали, вербализирующиеся в слове, рассматриваются как один из критериев оценки уровня морального развития индивида. В игре ребенку легче усвоить сложные морально - нравственные категории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

Дидактические игры и приложения направленные на обогащение нравственно - ценного словаря дошкольников

"Добавь словечко"

Правило игры:

Ведущий называет несколько слов, а игроки называют синонимический ряд.

Например:

Добрый - доброжелательный, добросердечный...

Испуганный - боязливый, трусливый...

Храбрый - отважный, смелый...

Скупой - скаредный, жадный...

"Скажи наоборот"

Правило игры : кому брошу мяч, тот отвечает.

Воспитатель называет слово, а ребёнок подбирает антоним.

Например: Трудолюбивый - ленивый.

"Найди себе пару"

Правило игры: Дети превращаются в слова.

Ведущий говорит, кто каким словом стал. Дети бегают, прыгают, по команде находят свою пару.

В этой игре необходимо использовать разные части речи, а также обращать внимание, на соответствие части речи, предлагаемой взрослым и называемой ребёнком.

Например: доброта - злость, злой - добрый, быть добрым - злиться.

Надо стимулировать ребёнка к использованию в речи не только отдельных слов, но и словосочетаний.

Например: скупой купец - щедрый купец; скупая девочка - щедрая девочка.

"Что бывает...(добрым, злым, щедрым, лживым...)"

Цель: формирование умения подбирать слова, лексически сочетающиеся с заданным.

Правило игры : дети должны назвать слова по цепочке.

Добрым бывают не только человек, какое-либо животное (кошка, собака), но и руки, глаза, солнце, ветер. улыбка, книга и т.д.

"Найди ошибку"

Цель: закреплять умение подбирать нравственно - ценную лексику, адекватную смысловому содержанию предложения.

Правило игры : кто быстрее найдёт ошибку.

Примерные варианты заданий :

Вежливая девочка грубо разговаривала с бабушкой.

Сегодня праздник, поэтому мальчик хвастается новой игрушкой.

Мама обрадовалась, так как дочка не хотела ей помогать.

Трусливый мальчик заступился за слабого и т.д.

"Кто что делает? или Кого как называют?"

Цель: Активизировать нравственно - ценный словарь (глаголы, имена существительные)

Правило игры: кому брошу мяч, тот отвечает.

Используемая лексика:

плакса - ...(плачет); смельчак - ...(никого не боится);

лгун -...(лжёт); трудолюбивый -...(любит трудиться);

храбрец -...(никого не боится) и т.д.

Вариант:

Как называют человека, который всего боится? (трус) А если это девочка? (трусиха)

Как называют девочку, которая все время жадничает? (жадина) А мальчика? (тоже жадина)

и т.д.

"Живая радуга"

Цель : определение нравственных качеств человека: хвастливость, лживость, справедливость, доброжелательность, смелость, щедрость - и их роль в жизни людей.

Правило игры: перед детьми раскладываются карточки разных цветов. Воспитатель называет нравственные качества человека. Детям необходимо подумать и подобрать к каждому качеству свой цвет, объяснить свой выбор.

"Две страны"

Вместе с ребёнком вырежьте из раскрасок, детских журналов персонажей из разных сказок (как положительных, так и отрицательных).

Подготовьте два листа цветной бумаги: светлый и тёмный. Разместите положительных героев на светлом листе - это страна хороших поступков , а отрицательных персонажей - на тёмном листе - это тёмное царство .

Обсудите, почему ребёнок помещает героев в ту или иную страну. После того, как две страны обретут своих жителей, спросите, в какой стране лучше, почему?

Пожалейте тех персонажей, которые попали в тёмное царство , и предложите совершить чудо. Пусть ребёнок станет добрым волшебником . Ему нужно будет наделить отрицательных героев хорошими манерами и обменять их плохие качества на хорошие.

Ребёнку предстоит изменить образы этих персонажей, например, нарисовать им улыбки, украсить их цветами, дорисовать их таким образом, чтобы они превратились в хороших и добрых героев.

"Добро победит зло"

Для игры нужны

  • карточки-таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь и т.п.
  • мелкие игрушки, бусины - добрые дела
  • весы

Чтобы победило добро нужно постараться. Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашку свою капельку (игрушку).

"Коврик мира"

Цель : научить детей стратегии переговоров.

Для игры необходим коврик (кусок тонкого пледа).

Беседа : Что такое спор? Ссора?

Как возникает спор? Что может послужить поводом? Что может произойти после спора? Ссоры? и т.д.

Коврик мира - место где "противники" могут сесть и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.

(Поставьте на середину коврика игрушку, предложите решить (проиграть) ситуацию.

Два ребёнка хотят взять игрушку, но она одна. Помогите им договориться.)

"Сказка"

Водящий называет сказочного героя, а участники определяют добрый он или злой.

Если добрый - хлопают в ладоши, если злой - закрывают лицо руками.

"Народная мудрость"

Предложите объяснить смысл пословицы (поговорки).

Делай другим добро - будешь сам без беды.

Доброе смолчится, худое молвится.

Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

Добро не лихо - ходит тихо.

Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.

Красота до вечера, а доброта навеки.

Учись добром - худое на ум не пойдёт.

Добро поощряй, а зло порицай.

Делая зло на добро не надейся.

Доброму гостю хозяин рад.

Доброму человеку весь мир - свой дом, злому - и своя хата чужая.

Сказка о щедрости и жадности

Хорошо живётся белкам в лесу летом. Так много вокруг разных грибов, ягод, орехов, которые можно есть самим, угощать других зверят и собирать на зиму про запас!

Бельчонок Пушистик набрал полное дупло разных вкусностей. Чего в нём только не было! И лесные орешки, и жёлуди, и семена, и разные сушёные ягоды! Пушистик ел их сам, а порой и приглашал в гости белочку по имени Кисточку с её бельчатами, чтобы угостить их. Кисточка была очень благодарна щедрому Пушистику - ведь она сама не могла собрать в своё дупло столько разной еды, так как нянчила маленьких бельчат и редко выбиралась из своего жилища. Когда наступила холодная, суровая зима, Пушистик охотно делился своими запасами с синицами и снегирями, которым так трудно найти корм под снегом. Птицы прилетали к дуплу бельчонка каждое утро, клевали семена и ягоды, а потом весёлым свистом благодарили своего щедрого друга.

По соседству с Пушистиком жил зверь-бурундук по прозвищу Сундук. Этот бурундук Сундук только и делал всё лето, что тащил в своё жилище орехи и складывал их в сундук про запас. Он никогда никого не угощал, ничем ни с кем не делился. Звери его не любили, в гости к нему не ходили и называли жадиной. сундук- бурундук всю долгую зиму сидел в дупле один. И хотя у него было много еды, одному, без друзей, ему было очень скучно коротать длинные тёмные вечера.

Однажды в домик бурундука постучалась птичка-клёст по прозвищу Хохолок. Хохолок очень проголодался, так как ёлки после снегопада покрылись ледяной корой, и до шишек ему было никак не добраться. Хохолок совсем ослабел от голода и решил попросить немного еды у Сундука. Но жадный Сундук высунул из дупла толстые щёки и сказал: "Пошёл прочь, попрошайка! Ничего тебе не дам! Самому мало!"

Эти слова услышал Пушистик и крикнул:"Лети ко мне, Хохолок! Я с тобой поделюсь! Никто не должен голодать!" Хохолок обрадовался, склевал угощение повеселел. В благодарность он спел Пушистику весёлую песенку о том, что совсем скоро наступит весна. Так подружились Хохолок с Пушистиком!

Вопросы для обсуждения:

  • Кто из сказочных зверей тебе нравиться и почему?
  • Кого из них можно назвать щедрым и почему?
  • А кого жадным? Почему?
  • А каким словом ещё можно назвать бурундука?
  • На кого бы ты хотел быть похожим?
  • Как ведёт себя Щедрый человек?
  • Как поступает жадный?

Дополнительное задание

Нарисуйте две картинки с названиями "Щедрость" и "Жадность".

Сказка о бережливости и скупости.

У каждого из двух светлячков, живущих в дремучем тёмном лесу, было по два хрустальных фонарика с разноцветными стёклами.

Светлячок Ойля зажигал свои фонарики каждый вечер, чтобы освещать дорогу всем жителям леса. Он берёг свои фонарики - часто протирал тряпочкой хрупкие цветные стёклышки, чтобы фонарики ярче светили тёмной ночью. Днём он аккуратно убирал их в коробку, чтобы не разбились. Когда к Ойле кто-нибудь приходил, чтобы попросить фонарик для освящения тёмных тропинок, то Ойля всегда с радостью откликался на просьбу и давал свои фонарики.

А светлячок Охля был скупой. Он никому не позволял брать свои фонарики. Он так их берёг, что сам никогда ими не пользовался и не доставал их из коробки. Фонарики лежали в ней без дела и даже запылились так, что перестали блестеть их хрустальные цветные стёклышки.

Однажды тёмным вечером Охля возвращался от Ойли, у которого был в гостях на дне рождения. Он не заметил в темноте пенёк, споткнулся, подвернул лапку и упал. Охля закричал, стал звать на помощь. Сбежались звери и стали помогать Охле подняться и добраться до дома. А ведь в это время в коробке под кроватью у Охле лежали прекрасные фонарики, которые могли бы помочь быстро и легко добраться домой в темноте.

Вопросы для обсуждения

  • Кого из светлячков можно назвать скупцом, а кого просто бережливым?
  • Кто из светлячков вам понравился больше? С кем из них вы хотели бы дружить?
  • Как был назван Охля за свою скупость?
  • Кого люди называют скупцами?
  • Что такое скупость?

Дополнительное задание

Нарисуйте бережливого Ойлю и скупого Охлю и их фонарики.

Сказка о бережливости и экономности

Все знают про полосатого кота Матроскина. Он умный, бережливый. Пёс Шарик тоже бережливый. В избушке у Матроскина с Шариком чисто, аккуратно. Все вещи лежат по местам. Кот и пёс берегут свои вещи, заботятся о них: чистят свои серые шубки, просушивают их, если они намокли от снега и дождя; протирают каждый вечер свои сапожки и аккуратно ставят их в угол избушки. После ужина они всегда моют посуду и аккуратно расставляют её по полочкам. Шарик так же протирает и чистит своё ружьё для фотоохоты, а Мтроскин начищает большой бидон для молока, которое даёт его любимая корова Мурка. Так кот и пёс берегут свои вещи, чтобы они дольше прослужили, и не пришлось тратить деньги на покупку новых. Эти деньги Матроскину с Шариком ещё пригодятся для разных покупок в будущем.

Атроскин не только бережливый, он ещё и очень экономный. Он не тратит неразумно и сразу все деньги от продажи молока. Он их экономит: тратит только часть, а другую складывает в копилку, чтобы потом купить для всей семьи: для себя, Шарика и Дяди Фёдора - новый большой телевизор. Вот он какой экономный, кот Матроскин!

Вопросы для обсуждения

  • Тебе нравиться Матроскин? Почему? А Шарик?
  • Кого из них можно назвать бережливым? А кого экономным?
  • Что это значит экономить?
  • Что такое бережливость?
  • Чем похожи бережливые и экономные люди?

Дополнительное задание

А теперь составьте рассказ о том, кто в вашей семье лучше всех умеет экономить.


Ирина Ревина
Конспект подгруппового занятия по обогащению словарного запаса «Домашние животные»

Форма работы : Подгрупповое занятие .

Группа : Старшая.

Время занятия : 25 минут.

Тема : «Домашние животные » .

Цель : Обогащение словаря детей .

Задачи :

коррекционно-образовательные :

- Обогащать словарный запас ;

Закреплять знания детей о домашних животных , их образе жизни;

Активировать словарь существительных и глагольный словарь ;

Формировать представления о сложных словах и их значениях ;

Учить употреблять существительные в винительном падеже, образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Учить понимать нелепый смысл;

Формировать умение отвечать на вопрос.

коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у детей инициативность и дисциплину на занятии ;

Воспитывать любовь к животным .

коррекционно-развивающие :

Развивать мелкую и общую моторику;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление, пространственные представления;

Развивать фразовую речь.

Оборудование : письмо, предметные картинки, карточки с животными и жилищами , разрезные картинки, аудиозаписи, магнитофон, доска, указка.

Речевой материал : слова , загадки, колыбельная, небылица.

План занятия :

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Введение в тему занятия , развитие логического мышления (2 мин.)

3. Упражнение «Кто что даёт» (3 мин.)

4. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (2 мин.)

5. Физминутка (2 мин.)

6. Работа со сложными словами (2 мин.)

домашних животных , развитие мелкой моторики (4 мин.)

8. Игра «Кто как кричит» (3 мин.)

9. Игра «Кто что ест» (3 мин.)

10. Итог занятия (3 мин.)

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, сейчас на своё место пройдут те ребята, которые стоят рядом с (Логопед называет имя ребёнка) .

Сядьте правильно, стульчики пододвиньте поближе к столикам, ножки поставьте ровненько, ручки положите на столы, спинки выпрямите. Начинаем наше занятие .

2. Введение в тему занятия , развитие логического мышления.

Ребята, сегодня утром мне пришло письмо. Послушайте, что в нём написано.

Наш хозяин Емеля выгнал нас из дома . Он сказал, что мы совершенно бесполезны, поэтому мы не нужны ему. А мы так любим нашего хозяина, куда же мы теперь пойдём жить? Помогите нам, пожалуйста.

Кто написал это письмо, вы узнаете, отгадав загадки.

1. Ест траву, жуёт, молчит…

А потом полдня мычит :

Мне погладите бока –

Дам парного молока! (Корова)

2. «М-е-е!» - Ребяток кто зовёт?

Головою кто трясёт?

У кого витые рожки

И как ягодки глаза?

Это к деткам по дорожке

Приближается. (коза) .

3. Блеет жалобно : «Б-е-е, б-е-е!»

Травку щипет во дворе,

Шубка в завитых колечках,

А зовут её … (овечка) .

4. У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?. (Лошадка)

5. Этот зверь живет лишь дома

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлычет на окошке.

Только мышь его боится.

Угадали? Это -. (кошка) .

6. У меня есть к вам вопрос –

Кто испачкал рот и нос?

Кто в луже целый день сидит?

Хрюкая, на вас глядит.

Подскажите мне друзья –

Как зовут её?. (Свинья) .

7. Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает. (Собака)

Ребята, как одним словом назвать всех , кого вы видите на доске? (Домашние животные ) . А почему их называют домашними ? (Они живут рядом с человеком, помогают человеку, он их приручил) . Значит, Емеля выгнал своих домашних животных из дома . А может правильно Емеля поступил, может действительно домашние животные бесполезны ? (Нет) . Давайте разберёмся в этом сложном деле.

3. Упражнение «Кто что даёт» .

Емеля всё время лежит на печи и не знает, какую пользу приносят человеку домашние животные . Давайте ему расскажем. Смотрите на картинки.

Что это? (Молоко) . Кто даёт молоко? (Корова, коза) . Ребята, лошадь тоже даёт молоко. А что делают с животными , чтобы получить молоко? (Доят) . Посмотрите на следующую картинку, что это? (Мясо) . От каких животных мы получаем мясо ? (От коровы, козы, свиньи, овцы, лошади) . Что это? (Сало) . Кто даёт нам сало? (Свинья) . Что это? (Шерсть) . Кто даёт нам шерсть? (Овца) . Что мы делаем из шерсти? (Носки, свитера, шали) . Как из шерсти получают носки или свитера? (Вяжут) . Ребята, но ведь домашние животные не только дают нам продукты и вещи, они ещё делают нам другое добро. Например, лошадь может нести тяжёлые вещи, пахать землю. Человек может поехать верхом на лошади туда, куда ему будет нужно. А что же для человека делает кошка? (Ловит мышей) . А что делает собака? (Охраняет дом) .

Вот, Емеля, сколько пользы приносят домашние животные , как ты мог назвать их бесполезными!

4. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Емеля всё понял, он зовёт животных вернуться домой . Но животные так сильно обиделись, что не хотят возвращаться к Емеле. Емеле нужно задобрить животных , знаете, что он придумал. Он сочинил стихотворение, послушайте.

Котя, котенька-коток,

Котя серенький хвосток.

Приди, котя, ночевать,

Емелю покачать.

Вот как ласково Емеля называет кота, чтобы он пришёл и помурлыкал – котя, котенька, коток, серенький хвосток. Но Емеля пока ещё не придумал ласковые стихотворения про других животных . Помогите Емеле, назовите каждого животного ласково .

Лошадь - лошадочка.

Корова - коровушка.

Овца – овечка.

Коза - козочка.

Свинья – свинка.

Собака - собачка.

Кошка - кошечка.

Животным понравилось , как ласково вы с Емелей их назвали, они согласны вернуться домой.

5. Физминутка.

А мы пойдём вместе с животными домой к Емеле , чтобы он их снова не обидел. Давайте покажем это. Повторяйте за мной движения.

Мы пришли на скотный двор, (дети идут обычным шагом)

Для животных здесь простор . (руки в стороны)

Рядом степь с густой травой (показывать руками высокую траву)

И прекрасный водопой.

Превратимся мы в коней, (идут с высоко поднятыми коленями)

Грациозных, стройных, (выпрямить спину, руки положить на пояс)

И гуляем по степям

Светлым и привольным.

На пригорках и на балках

Овцы мирно щиплют травку, (пальцами делать щепотки и «щипать» )

Наклоняются к земле, (делать наклоны вниз)

Звонко блеют они : «Бе-е-е» .

Живет в свинарнике свинья, (руки приставить к бокам, показать толстую свинью)

А с нею поросята. (руками показать худеньких поросят)

«Хрю-хрю» , - свинья им говорит.

В ответ визжат ребята. (поворачивать туловище вправо-влево и улыбаться)

6. Работа со сложными словами .

Ребята, а вы знаете, что такое водопой? (Дети отвечают) . (На доску логопед вывешивает картинки с изображениями реки и животных на водопое около реки и объясняет, что животные пьют воду из водоёмов и, когда они все вместе собираются попить воду, это называется водопой). Ребята, это слово образовано от слов «вода» , «пить» , то есть пить воду.

7. Актуализация знаний о жилищах домашних животных , развитие мелкой моторики.

Ребята, вы запомнили, куда мы пришли? (На скотный двор) . Скотный двор, это двор, в котором живут домашние животные , по-другому домашних животных называют скот .

А вы знаете, где во дворе живёт каждое животное ? (Ответы детей) .

Свинья, корова, лошадь, овца, коза – живут в хлеву, это небольшой домик, в котором у каждого животного есть своя комната . Собака живёт на улице около дома в конуре , ещё её называют будка. Кошка живёт в доме у человека.

Вот беда, пока животных не было Емеля совсем не убирался во дворе, всё покрылось грязью и пылью, животные не знают , кому куда нужно идти. Возьмите со столов карточки и проведите линию от каждого животного к его жилищу .

8. Игра «Кто как кричит» .

Ребята, животные пришли в свои домики и кричат Емелю каждый своим голосом. Внимательно слушайте запись и называйте, кто так подаёт голос. (Логопед включает аудиозаписи с голосами разных животных ).

Ребята, а теперь я назову животное , а вы должны ответить, как это животное подаёт голос , что оно делает. Собака? (Лает) . Корова? (Мычит) . Кошка? (Мяукает) . Овца? (Блеет) . Коза? (Блеет) . Свинья? (Хрюкает) . Лошадь? (Ржёт) .

9. Игра «Кто что ест» .

Ребята, Емеля услышал, как животные его зовут , он хочет пойти и порадовать своих животных вкусным угощением .

Но Емеля не знает, чем кормить животных , помогите ему, накормите животных . Возьмите в своих пеналах картинки, по очереди выходите к доске и отдавайте корм тому животному , которое это кушает. (Картинки с изображением сена, травы, кастрюли с кашей, мяса, косточки, молока).

10. Итог занятия .

Домашние животные очень довольны . Они простили Емелю. Теперь Емеля ухаживает за животными , помогает им, а они помогают ему. Емеля всё знает о домашних животных .

Послушайте, какую смешную историю рассказал мне Емеля.

Стучит, бренчит на улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке -

Туда же по дорожке.

Подумайте, почему эта история смешная? (Ответы детей) . (Если дети не догадываются, логопед задаёт им вопросы, приводит к самостоятельному ответу). Такое бывает, чтобы человек ехал на курице или кошке? (Нет) . Какое животное может везти человека? (Лошадь) .

О ком мы сегодня говорили на занятии ? домашних животных ) . Почему их называют домашними ? (Ответы детей) . Какую пользу приносят домашние животные человеку ? (Ответы детей) .

Кроме того, что домашние животные дают человеку продукты питания, шерсть на одежду, помогают ему, они просто дарят радость человеку, ведь человек приручил животных , и животные очень любят человека. Поэтому и человек должен любить животных . Нельзя выгонять животных из дома , нельзя их обижать, ведь они наши друзья. Если вы будете относиться к животным с добром , они отплатят вам тем же.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо занимались. Домашние животные и Емеля благодарят вас за помощь и дарят подарки. (Разрезные картинки с изображением домашнего животного ). Дома соберите эти картинки и узнаете, от какого животного этот подарок . Спасибо! Наше занятие закончено .