Функциональные обязанности тифлопедагога доу. Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога с детьми младшего дошкольного возраста

РАБОТА ТИФЛОПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

По последним данным (Материалы Всероссийской научно-практической конференции) в настоящее время 1,6 млн.детей, проживающих в Российской Федерации, нуждаются в коррекционном образовании, из них 353 тыс.детей посещают группы и учреждения дошкольного образования компенсирующего вида.

Большая часть детей имеют функциональные нарушения зрения (косоглазие и амблиопия), эти нарушения называют еще функциональным слабовидением. У части детей наблюдаются органические поражения зрительного анализатора, и они относятся к группе истинно слабовидящих детей.

По определению «Слабовидящие – дети, у которых вследствие аномалий рефракции, заболеваний сред глаз, сетчатки и зрительного нерва острота зрения (с коррекцией) понижена до 0,05-0.4.

Наряду со снижением остроты зрения, наблюдаются также разные по степени нарушения других зрительных функций - световой и контрастной чувствительности, временной разрешающей способности, цветоразличения, поля зрения и другие. При всем этом у большого количества детей имеется сложная структура дефекта, то есть сочетание двух-трех нарушений развития (зрения и речи, зрения – речи - психических функций, зрения- опорно-двигательного аппарата).

Очевидно, что снижение зрительных функций приводит к нарушению нормального взаимодействия ребенка со средой, притом, что опыт взаимодействия играет важную роль в развитии ЦНС.

Теория и практика обучения детей с нарушением зрения указывает на то, что нарушение зрения неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижает количество и качество воспринимаемой информации.

Доказано, что снижение функций обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, снижает уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира.

Дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, пространственного расположения предметов, в выполнении практических действий, в ориентировании в малом и большом пространствах.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия обуславливают формирование нечетких образов – представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций, что значительно затрудняет их познавательную деятельность.

Наблюдаются нарушения памяти, внимания, без чего невозможно восприятие информации о внешнем мире. Сформированные, но не включенные в разные виды деятельности, представления быстро распадаются.

Для детей с нарушением зрения является характерным низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать сюжетные изображения, а также переводить зрительную информацию в речевой план. У детей возникают трудности, связанные с темпом работы, с качеством выполнения заданий, наблюдается быстрая истощаемость нервной системы.

На основании вышеизложенного понятно, что дети с нарушением зрения нуждаются в специальной помощи, суть которой заключается в ее комплексности, то есть в тесном взаимодействии тифлопедагогов, логопедов, педагогов-психологов, воспитателей.

Специфика работы логопедов, психологов, воспитателей в детском саду для детей с нарушением зрения заключается в том, что от них требуются знания в области офтальмологии: знание диагноза, остроты зрения каждого ребенка, очковой коррекции, использование приемов снятия зрительного напряжения, соблюдение требований гигиены зрения, в области тифлопедагогики: владение соответствующими приемами обучения, применение специальных средств наглядности (чучел, муляжей, рельефных картинок, цветных изображений определенной величины и интенсивности окраски).

Специалисты строят работу с детьми не только с учетом коррекции выявленных нарушений, но и с учетом развития механизмов компенсации, то есть способности в условиях зрительной недостаточности эффективно, на полисенсорной основе обрабатывать информацию.

Координатором в системе взаимодействия и преемственности в коррекционной работе является тифлопедагог, так как в его ведении находится глобальная проблема.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ТИФЛОПЕДАГОГА.

Тифлопедагог планирует и проводит коррекционную работу по исправлению выявленных отклонений.

Развивает у детей компенсаторные возможности познания окружающего мира. Консультирует воспитателей по проведению занятий, посещает занятия воспитателя и анализирует усвоение детьми программы, на основании чего организует индивидуальную работу с детьми.

Обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе со всеми специалистами и воспитателями.

Проводит работу с родителями.

ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА.

    Карты обследования, индивидуальные карты сопровождения, протоколы МПК.

    Перспективный план.

    Календарный план

    План работы с родителями.

    Взаимодействие с воспитателями и специалистами.

ТИПЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ТИФЛОПЕДАГОГОМ.

Занятия по совершенствованию сенсорных эталонов.

Расширение знаний о сенсорных эталонах; закрепление представлений о

системе сенсорных эталонов; расширение умения пользоваться сенсорными

эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

Формирование умений пользоваться сенсорными эталонами при анализе

свойств и качеств предметов;

Расширение представлений о свойствах и качествах предметов реального мира;

Занятия по расширению способов обследования предметов.

Уточнение предметных представлений,

Формирование умения узнавать предметы в разных модальностях;

Формирование умения выделять признаки опознания,

Формирование навыков зрительного, осязательного и полисенсорного

восприятия объектов.

Занятия по расширению и коррекции представления о предметах и явлениях окружающего мира..

Расширение и углубление знаний о предметах;

Формирование способов обследования предметов на полисенсорной основе;

Закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира за

счет включения их в новые виды деятельности.

Занятия по совершенствованию глубины пространства.

Развитие пространственного восприятия за счет формирования

нестереоскопических способов восприятия глубины пространства,

Формирование умений переносить знания в свободное пространство и

практическую деятельность.

Занятия по развитию пространственного ориентирования.

Формирование пространственных представлений,

Обучение ориентировке на основе представлений.

Расширение опыта ориентировки в окружающем мире.

Занятия по совершенствованию умения воспринимать сюжетное изображение.

Формирование и закрепление умения детально, последовательно и целостно

воспринимать сюжетное изображение;

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и

отношения на основе выделения информативных признаков;

Развитие связной речи.

Занятия по развитию зрительно-моторных координаций.

Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;

Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул;

Развитие умения пользоваться ручкой, карандашом (проводить линии,

соединять точки, писать цифры, буквы) .

Занятия по развитию сохранных анализаторов.

Развитие осязательного восприятия;

Развитие слухового восприятия

Развитие обоняния.

Занятия по развитию психических функций:

Развитие внимания;

Развитие памяти (зрительной, слуховой, осязательной)

В работе с детьми с нарушением зрения должны соблюдаться определенные условия проведения занятий:

    Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями зрительной системы (снижение чувствительности к свету или ее повышение- светобоязнь);

    Поза ребенка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку;

    Оптимальное расстояние от глаз наглядного материала 20-30 см;

    Не допущение зрительного утомления Длительность зрительной работы не должна превышать 10-15 минут.

    В перерывах для отдыха – визуальная фиксация удаленных объектов или же адаптация к белому или зеленому фону средней яркости.

Определенные требования к наглядному материалу.

    Каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст с фоном (до 60-100%).Лучше воспринимается отрицательный контраст (темное на белом, светло-желтом, светло-зеленом), чем положительный (белое на черном).

    Важно ограничивать информационную емкость изображений и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество и плотность изображений, степень их расчлененности.

    Учет педагогом индивидуального темпа зрительной работы ребенка.

    Увеличение времени экспозиции наглядных пособий (особенно когда объект воспринимается осязательно-зрительным путем).

    Расположение иллюстрационного материала в вертикальной плоскости перед взором ребенка.

    Подключение руки для обведения формы или контура для прослеживания, использование рельефных (выпуклых) контуров.

    Не допускается расположение объектов для рассматривания на фоне окна, фоне одежды педагога.

    Не допускается расположение объектов на фоне бликующих поверхностей (окрашенных)

    Включение в процесс зрительного восприятия слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых ощущений, что позволяет сформировать у детей стойкие, качественные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

РАБОТА ТИФЛОПЕДАГОГА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ.

Работа тифлопедагога с воспитателями не ограничивается помощью в проведении занятий, в посещении занятий. Для улучшения качества работы, осуществления специфики воспитатели должны быть вооружены специальными знаниями. Помочь им в этом должен тифлопедагог. Для этого, исходя из потребностей воспитателей, тифлопедагогом готовятся консультации.

Примерный перечень:

    Памятка для воспитателей по зрительной патологии группы, в которой дается:

    название и краткое описание нарушения

    возможности видения при данной патологии

    факторы. влияющие на ухудшение зрения

Особенности работы со слепыми детьми

Особенности работы со слабовидящими детьми

Особенности работы с детьми с амблиопией и косоглазием.

Коррекционная среда группы и перечень пособий по развитию сохранных анализаторов.

Требования к организации зрительной работы с детьми

Особенности работы по формированию навыков ориентировки в пространстве со слепыми и слабовидящими детьми

Дидактические игры в воспитании и обучении детей с нарушением зрения.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Работа тифлопедагога с родителями направлена на вовлечение родителей в домашний педагогический процесс по развитию зрительного или осязательного (в зависимости от патологии) восприятия. Для осуществления домашнего педагогического процесса родители должны быть соответствующим образом подготовлены.Для этого тифлопедагогом проводятся для них индивидуальные консультации, показательные занятия. Широко используется настенная информация в виде статей с конкретными рекомендациями по вопросам семейного воспитания детей.

Задействуются возможности интернета. Создаются закрытые группы в социальной сети, где выкладываются фото-, видеоматериалы и текстовые документы для ознакомления родителей с работой педагогов, проводятся онлайн-консультации.

Тематика консультаций для родителей.

    Семейное воспитание детей с нарушением зрения.

    Помогайте детям познавать окружающий мир.

    Косоглазие и амблиопия, причина их возникновения.

    Правильное питание для глаз.

    Отдых для глаз, лечение солнцем.

    Коррекционные игры и упражнения, способствующие развитию зрения.

    Как помочь ребенку с нарушенным вниманием.

    Что такое осязательное восприятие и как его развивать.

    Развиваем тактильные ощущения у детей дома и на улице

    Слабовидящий ребенок в семье.

ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.

    От рождения до школы.

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под ред. Л.И.Плаксиной М., 2003 г.

    Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. Научный рук-ль. В.А.Феоктистова.СПб., «Образование» 1995 г.

ЛИТЕРАТУРА.

    Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. СПб.,1995 г.

    Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб., РГПУ им.А.И.Герцена,2003 г.

    Охраняем и развиваем зрение.Г.В.Никулина,Л.В.Фомичева,СПб., 2002 г.

    Развиваем восприятие у ребенка.М.Э.Бернардская, И.В.Блинникова, О.Г.Солнцева, М., Просвещение, 2001г.

    Сборник научных трудов «Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих»,Ленинград,1982 г.

Тифлопедагог (греч. «typhlós» — слепой) — профессиональный педагог, обучающий слабовидящих или слепых детей.


Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Работа тифлопедагога востребована в специализированных образовательных учреждениях, школах-интернатах или специальных классах обычных средних школ.

Обязанности

Большую часть информации из окружающего мира люди принимают через зрение. Если ребёнок слепнет, или он слеп с рождения, то ему требуется особенная помощь в восприятии информации и процессе познания.

Тифлопедагог, применяя различные методики, учит ребёнка считать, читать и писать, прививает навыки самообслуживания, помогает ориентироваться в пространстве. Важную роль играет нравственное и этическое воспитание.

Главная задача педагога — полностью подготовить ребёнка к сознательной жизни, в которой ему придётся искать работу, создавать семью и заводить детей.

Важные качества

Для успешного выполнения обязанностей тифлопедагогу требуются любовь к детям, желание помочь слабому, ответственность и доброжелательность.

Отзывы о профессии

«Успехи в обучении и хорошие взаимоотношения со сверстниками помогут ребенку развить такие важные личностные качества как самоуважение, стремление к признанию среди соучеников и родных, потребность в самовыражении. Как помочь ребёнку достичь всего этого? Самое главное, что должен понимать слепой ребенок и его родители, — то, что малышу придется жить в мире, приспособленном для зрячих людей».

Владимир Устинов,
вице-президент Российского благотворительного фонда для слепых и слабовидящих детей.

Стереотипы, юмор

На должности чаще всего можно встретить женщин, как более склонных к помощи больным детям, а также более приемлемых с точки зрения самих детей и их родителей.

Обучение

Чтобы стать тифлопедагогом, необходимо получить высшее профильное образование в педагогическом вузе. Направление представлено в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена.

Педагогические вузы Москвы: Московский социально-педагогический институт, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский государственный областной университет, Московский педагогический государственный университет, Московский городской педагогический университет.

2.1. Тифлопедагог:

§ проводит профилактическую коррекционно-развивающую работу с детьми в соответствии с выявленными нарушениями и управляет деятельностью коллектива сотрудников группы:

§ участвует в методической работе детского сада и города;

§ осуществляет работу с родителями.

2.2. Тифлопедагог организует свою работу в соответствии с контингентом детей с нарушенным зрением специального дошкольного учреждения:

§ в группе слепых и слабовидящих детей планирует и проводит коррекционную работу по исправлению выявленных отклонений в учебные часы, предусмотренные штатным расписанием, и развивает у детей специальные компенсаторные возможности познания окружающего мира, частично проводит занятия по развитию речи, математике, тифлографике; консультирует воспитателя по проведению занятий, посещает занятия воспитателя и анализирует усвоение детьми программного материала. В соответствии с этими наблюдениями организует индивидуально по подгруппам работу с детьми, испытывающими трудности в обучении;

§ в группе для детей с амблиопией и косоглазием консультирует и направляет работу воспитателя, присутствует на отдельных занятиях воспитателя, наблюдает за детьми, осуществляя координацию коррекционной и воспитательной работы, определение эффективных методов по развитию зрительного восприятия; проводит по подгруппам и индивидуально работу по оформлению способов познания окружающего мира в условиях зрительной депривации в соответствии с этапами лечения (плеоптика, ортоптика, стереоптика) и рекомендациями врача офтальмолога.

2.3 В начале учебного года тифлопедагог совместно с психологом проводит развернутое обследование детей в детском саду и по результатам обследования планирует работу в зависимости от уровня развития ребенка и диагноза, программных требований и прогноза об улучшении зрения.

2.4. Тифлопедагог обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе с воспитателем группы, психологом, родителями и медицинским персоналом.

2.5 Тифлопедагог систематически повышает свою квалификацию, посещая курсы, методические объединения, лекции, семинары, консультации, изучает самостоятельно психолого-педагогическую литературу и делает сообщения по различным темам. Для обмена опытом и повышения квалификации тифлопедагог принимает активное участие в работе педагогических советов в детском саду, проводит открытые занятия, консультации по организации коррекционной работы для педагогических работников детского сада, обобщает свой опыт работы, оформляет пособия и методический кабинет в детском саду.

2.6. Тифлопедагог участвует в родительских собраниях, проводит групповые и индивидуальные консультации по работе с детьми дома, готовит материалы для уголка родителей, выступает перед родителями с докладами по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушенным зрением.

23. Содержание работы по развитию осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук.

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Развитием осязания и мелкой моторики следует заниматься не только на специальных занятиях, но и на общеобразовательных занятиях.

Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия. При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания. Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать материал конкретных учебных предметов (родного языка, математики, изобразительного искусства и др.). Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия. Для восприятия навыков осязательного восприятия у детей с нарушением зрения могут быть использованы разные педагогические приёмы. Наряду с развитием непосредственного осязания на коррекционных занятиях детей необходимо познакомить с некоторыми приёмами опосредованного, т.е. инструментального осязания (например, обследование и узнавание предметов с помощью палочки). Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей: 1. упражнение для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.); они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость. 2. ознакомление детей с приёмами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование, лепка и др.). По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с предметами тифлопедагог на одном занятии может объединять различные виды деятельности, исходя из познавательных возможностей детей и степени овладения ими материала программы.Задачи и содержание работы. Основная задача развитие двигательных и познавательных способностей . Она реализуется через развитие:1. Двигательной области коры головного мозга: - формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми); - умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя); - формирование зрительно-моторных координаций.2. Речевой области коры головного мозга: - формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями. 3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.4. Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков. 5. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве. 6. Формирование навыков учебной деятельности: - умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; - умение действовать правильно, повторяя показанный образец. Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.Основные направления формирования осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения. 1. Коррекция осязания. Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности.Лепка . Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры.Мозаики и конструкторы. Также развивают мелкую моторику и осязание. Используются мозаики, конструкторы разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики.Работа со штампами. В процессе работы со штампами развиваются сила руки, переключаемость (напряжение – расслабление – напряжение), развивается щепоть руки, что необходимо для подготовки руки к письму.2. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации . У детей, страдающих содружественным косоглазием, чаще, чем у нормальновидящих сверстников, как уже было сказано, можно наблюдать отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений. А это сказывается на согласованности действий рук и глаз. Cистема коррекционно- педагогичесокй работы направлена на формирование у детей автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в различных видах деятельности. Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. Овладения движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе речи, а для детей с нарушением зрения является эффективным средством формирования бисенсорного восприятия окружающего мира.Пальчиковые игры . Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры - своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.3. Коррекция изобразительных навыков. Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время работы в тетрадях или альбомах, используются разные виды коррекции изобразительных навыков. а) Коррекция точности направления руки. б) Коррекция размаха движений руки при рисовании. г) Коррекция формообразующих движений. д) Коррекция изображения мелких предметов

Система работы в тетрадях в клетку состоит из следующих этапов: 1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой. 2. Задание «Продолжи узор»; вертикальные и горизонтальные прямые палочки и комбинации из них: дуги, волнистые линии, круги, овалы. 3. Печатание букв по клеточкам. 4. Печатание цифр. 5. Графические диктанты. 6. Рисование фигур сложной формы путем подсчета клеточек на образце (нарисуй рядом такую же фигуру и раскрась её).

В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память. Вся эта работа сопровождается забавными стихами – чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строки из них. Таким образом идет оречевление производимых действий.

Для закрепления приобретенных графических навыков задания даются на дом. Кроме этого, повторяется соответствующий речевой материал (словарь по теме, стихотворные тексты и т.д.). Так осуществляется подготовка к письму будущих школьников, отрабатывается звукопроизношение, а параллельно идет работа над лексико-грамматическим строем речи.

«Кто такой тифлопедагог?» – с таким вопросом на улицы Минска вышли студенты педагогического университета. Прохожие недоуменно пожимали плечами. О том, что тифлопедагог – это специалист, который осуществляет воспитание и обучение детей с нарушениями зрения, а также реабилитацию поздноослепших, из опрошенных не знал никто. Что ж, это действительно редкая, штучная профессия. Портал расспросил белорусских тифлопедагогов об их повседневных обязанностях, трудностях и радостях; в сотрудничестве с психологом составил портрет идеального специалиста для работы со слабовидящими и незрячими детьми; узнал, где в Беларуси готовят тифлопедагогов.

Будни и праздники тифлопедагогов

Людмила Михайловна Гутырчик работает учителем-дефектологом в ГУО «Специальные ясли-сад №19 г. Минска для детей с нарушениями зрения». Ее путь в тифлопедагогику был извилистым. Окончив технический вуз, она 12 лет трудилась инженером, любила свое дело и не помышляла о смене профессии. Однако в трудные 90-е, лишившись работы и отчаявшись найти вакансию по специальности, пришла в детский сад на место помощника воспитателя. Немного освоившись на новом месте, Людмила Михайловна, которой к тому времени исполнилось 38 лет, решила поступать в педагогический институт. Приемная комиссия долго отказывалась принимать документы: «Вы, зрелая женщина, мать двоих детей, собираетесь сдавать вступительные экзамены вместе со вчерашними школьниками?!» Но Людмила Михайловна была настойчива в своем стремлении и все-таки стала студенткой дефектологического факультета. Тифлопедагогом она работает уже 19 лет. О своих профессиональных обязанностях, трудностях и победах Людмила Гутырчик рассказала порталу

«Ставка тифлопедагога – 20 часов в неделю, рабочий день длится 4 часа, это время отведено для непосредственных занятий с детьми. Оформление документации, подготовка методических пособий, чтение специальной литературы осуществляется в свободное от занятий время. В начале и конце учебного года тифлопедагог проводит педагогическую диагностику детей по четырем направлениям: познавательная деятельность, пространственное ориентирование, зрительное восприятие, социально-бытовая ориентировка. Детей, в зависимости от диагнозов, возраста и индивидуальных особенностей, распределяют по подгруппам – в каждой не более 4 человек. Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно по коррекционной программе для детей с нарушениями зрения, индивидуальные занятия с каждым ребенком – 2-3 раза в неделю. Для каждого занятия полагается подготовить план-конспект. При составлении календарных планов своей работы тифлопедагог ориентируется на требования и стандарты Проекта программы коррекционно-развивающей работы «Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения». (Ознакомиться с этим документом можно на сайте www.asabliva.by – интересующиеся старшеклассники и абитуриенты получат достаточное представление о профессии тифлопедагога.) В свои занятия тифлопедагог также включает специальные игры и упражнения, направленные на подготовку детей к лечению на ортоптических аппаратах и закрепление результатов лечения глаз».

Людмила Михайловна Гутырчик признается: «Всегда радуюсь, когда дети справляются с заданиями»

Людмила Гутырчик уверена: «Тифлопедагогу очень важно быть увлеченным своим делом, гореть желанием научить подопечных тому, что выведет их на более высокую ступень развития – личностного, интеллектуального. Порой приходится быть строгой, но дети не обижаются. Они всегда безошибочно чувствуют, как к ним относится взрослый – с искренней любовью, уважением, заботой об их благе или с завуалированным равнодушием… Общаясь с детьми на занятиях, всегда стремлюсь получить обратную связь – убедиться, что они услышали меня, правильно поняли, усвоили преподанную информацию. Для этого прошу повторить, рассказать своими словами, объяснить, почему они так думают, иногда намеренно предлагаю неверное решение задачи – как ликуют дети, когда им удается «уличить» меня в ошибке! Вообще, желание и умение вести с ребенком диалог ценны для любого педагога, а для тифлопедагога особенно... Бывает, на занятиях дети отвлекаются, шалят – в подобных случаях замечание может быть неэффективным, поэтому я обычно переключаю их внимание, предлагая сыграть в какую-нибудь спокойную игру или выполнить увлекательное упражнение за столом. Если два воспитанника повздорили друг с другом, обязательно беседую с обоими и помогаю найти путь к примирению... Я открыта к общению с родителями, всегда готова оказать поддержку, помочь советом. Увы, не все взрослые проявляют интерес к достижениям и трудностям своих детей, некоторые закрывают глаза на объективные ограничения своего ребенка, ждут и требуют от него невозможного. В таких ситуациях не навязываюсь, но считаю своим долгом сделать шаг навстречу, демонстрирую готовность к сотрудничеству, диалогу. И если до родителей удается достучаться, найти с ними взаимопонимание, расцениваю это как важную победу – ведь если родители и педагог действуют сообща, ребенок только выигрывает… Поскольку я работаю в детском саду, в мои обязанности не входит обучение слабовидящих и незрячих детей чтению и письму шрифтом Брайля, это программа специальной школы. Однако если родители не возражают, с радостью даю уроки. Незрячие дети, приходя в школу уже обученными шрифту Брайля, чувствуют себя намного увереннее, быстрее адаптируются. И узнавать об успехах бывших воспитанников, когда они звонят или приходят в гости, это огромная, ни с чем не сравнимая радость».

Не только Артему и Катюше весело и интересно на занятиях у Людмилы Михайловны Гутырчик

Валентина Валентиновна Масловская пришла в педагогику по стопам своей бабушки, много лет вдохновенно проработавшей учительницей начальных классов. Валентину Валентиновну с детства привлекало общение с малышами, поэтому после окончания школы она поступила в педагогическое училище на факультет дошкольного воспитания, а затем начала работать воспитателем в детском саду для детей с нарушениями зрения. Стремление приносить максимальную пользу слабовидящим и незрячим детям, их родителям побудило молодого педагога продолжить обучение в педагогическом вузе и получить специальность «тифлопедагогика». С 2006 года Валентина Масловская – учитель-дефектолог столичного детского сада №19 для детей с нарушениями зрения, она рассказала порталу о том, за что любит и ценит свою работу: «Профессия тифлопедагога очень творческая и, на мой взгляд, подходит для тех, кто, искренне любя детей, умеет сочинять увлекательные истории, сказки, стихи, хорошо рисует, не лишен актерского дара. Литературные и художественные способности, умение выразительно и эмоционально произносить текст, искусство перевоплощения в различные образы помогают превратить любое занятие в яркое, запоминающееся действо. По своему опыту знаю: сумеешь заинтересовать детей, вовлечь их в обучающую игру – и они будут ловить каждое твое слово, легко впитают нужную информацию и прочно запомнят ее. Например, недавно мы с детьми 3-4 лет изучали тему «Овощи». Усвоить, какие овощи в огороде открыты взору, а какие прячутся под землей, ребятам помогал крот. Сначала они строили подземный ход зверька, старательно обходя препятствия – картошку, свеклу, морковь, редиску, репу. Потом, выглянув из «норы», рассказали кроту, что на грядках растут огурцы, помидоры, капуста, кабачки, тыквы. Глаза у маленьких исследователей горели от восторга, и к концу занятия ребята были настоящими экспертами по овощам… Безусловно, у начинающего тифлопедагога должна быть добротная теоретическая подготовка. С теплотой и признательностью вспоминаю преподавателей кафедры тифлопедагогики Белорусского государственного педагогического университета – благодаря им я получила глубокие знания для уверенного старта в профессии. Совершенствовать педагогическое мастерство помогает самообразование и общение с коллегами – с удовольствием и большой пользой для себя посещаю конференции, круглые столы тифлопедагогов, участвую в заседаниях методических объединений… Особенно много души и труда я, как и любой другой тифлопедагог, вкладываю в занятия с незрячими детьми. Порой бывает непросто научить таких ребят элементарным бытовым навыкам: мыть руки, завязывать шнурки, пользоваться ложкой. Но все трудности забываются, когда видишь положительные результаты своей работы – в такие моменты за спиной вырастают крылья. А как приятно, когда на улице сталкиваешься с бывшими воспитанниками, и они бурно радуются встрече, набрасываются с объятиями – не передать словами!»

На занятиях у Валентины Валентиновны Масловской Саша и Данила – тифлопедагог для каждого воспитанника находит интересное задание

Татьяна Маратовна Терро – учитель коррекционных занятий в столичной специальной школе для детей с нарушениями зрения №188, работает там с 1996 года. Будучи старшеклассницей, от любимой учительницы она узнала о том, что в педагогическом институте начинают готовить специалистов для работы с детьми с нарушениями зрения, и заинтересовалась. Татьяна Маратовна вспоминает: «Вообще, я собиралась учиться на логопеда, но услышав о новой специальности на дефектологическом факультете, подумала: «Логопедом я всегда успею стать…» – и была первой абитуриенткой, подавшей документы на тифлопедагогику. О том, что найду себя в профессии тифлопедагога, я поняла во время первой выездной практики в Гродненскую школу-интернат. Мы, первокурсники, быстро и легко подружились с воспитанниками, каждый вечер они приходили к нам в гости, играли на баяне. Я осознала тогда, что незрячие дети, в сущности, такие же, как и обычные... Преподаватели во главе с Зоей Григорьевной Ермолович, первым заведующим кафедрой тифлопедагогики Минского пединститута, окружили нас, студентов, родительской заботой и вниманием, всегда были готовы поддержать, помочь в трудной ситуации. Мы ценили такое отношение к себе и старались оправдывать надежды своих наставников… Работа тифлопедагога – это постоянный творческий поиск оптимальных для конкретного ребенка заданий, упражнений, а также стимулов для преодоления трудностей. Налить в чашку жидкость, заварить чай, сделать бутерброд, разогреть пищу в микроволновке, почистить картошку, приготовить салат, сварить кашу, пришить пуговицу, поутюжить одежду – для того чтобы обучить незрячих детей этим навыкам, иногда требуются месяцы. Бывает, ребенок опускает руки – в таких ситуациях важно ободрить его, вдохнуть веру в собственные силы и возможности. И как это здорово – разделить радость, а порой настоящее ликование ребенка, который с твоей помощью маленькими шагами пришел к своей очередной победе! Такие минуты для меня дорогого стоят. Но особое воодушевление я испытываю, когда незрячие воспитанники, преодолевая свои страхи и нередко стеснение, оказываются способны проделывать путь из дома в школу и обратно без сопровождающих лиц. Попытайтесь представить, сколько мужества требуется таким детям, чтобы в одиночку пройти по узкому тротуару рядом с оживленной трассой; перейти дорогу по пешеходному переходу, который не оборудован звуковым устройством, дублирующим сигналы светофора; добраться до остановки и обратиться к прохожим с просьбой сообщить, когда к остановке подъедет автобус или троллейбус, идущий по нужному маршруту; зайти в салон и найти свободное место; выйти на нужной остановке, если их названия не объявляют… В начале учебного года для родителей первоклассников я провожу мастер-классы, на которых учащиеся старших классов демонстрируют, каким социально-бытовым умениям и навыкам они научились в школе. Вместе с коллегами я стремлюсь вселить в родителей надежду на то, что их слабовидящий или незрячий ребенок будет способен позаботиться о себе, сможет приобрести востребованную профессию, его жизнь будет насыщенной и интересной».

Татьяна Маратовна Терро учит Яну пришивать пуговицы

«Совершенствуем умение воспринимать макет школы», – объясняет цель занятия Татьяна Маратовна Терро

Элеонора Ивановна Ковалько пришла в специальную школу для детей с нарушениями зрения №188 г. Минска после окончания географического факультета БГУ. Она с детства мечтала работать в школе – как ее отец, беззаветно преданный учительскому труду, Иван Семенович Королевич. Элеонора Ивановна уверена: «Любовь к детям и профессии я унаследовала от отца. Он научил меня получать удовольствие не только от открытий и достижений, но и от преодоления трудностей, неминуемых в работе педагога. Мое намерение начать вхождение в профессию с должности воспитателя группы продленного дня отец поддержал. Я быстро сблизилась с учащимися, почувствовала, что они мне очень интересны, как младшие друзья. Стремление понимать своих воспитанников, быть им полезной, передавать им свои знания, развивать их способности потребовало знаний их особенностей. Для начала мне пришлось освоить чтение и письмо шрифтом Брайля. Через несколько лет я стала дипломированным тифлопедагогом... В школе я являюсь учителем географии и воспитателем группы продленного дня 2 «А» класса. Каждое утро ребята встречают меня с неподдельной радостью, наперебой делятся новостями, рассказывают о своих успехах и проблемах, порой доверяют секреты и тайны – все это наполняет меня ощущением счастья... У слабовидящих и незрячих детей чрезвычайно высока потребность в признании их достижений, поэтому мы с коллегами стараемся создавать для наших учащихся ситуации успеха, целенаправленно развиваем их творческие способности. Так, воспитанники нашей школы занимаются музыкой, танцами, декламируют и сочиняют стихи и рассказы, конструируют, рисуют, делают аппликации. Радость творчества окрыляет детей, делает сильнее духом, а общественное признание, победы в состязаниях возвышают их в собственных глазах, приносят радость их родителям... В нынешнем году учащаяся 3 «А» класса нашей школы Марианна Бабич заняла 1-е место на районном, а затем и на городском конкурсе «Маленькая фея». Сколько усилий, кропотливого труда, времени было затрачено со стороны девочки, ребят из группы поддержки, педагогов, родителей! Репетиции были ежедневными, длились по несколько часов – дети, которые участвовали в хореографическом номере, в буквальном смысле валились с ног от усталости. Маленькие артисты очень волновались, ведь им предстояло продемонстрировать свое мастерство на большой, незнакомой и, главное, невидимой для многих из них сцене. Соперниками были учащиеся массовых общеобразовательных школ, гимназий. И тем слаще оказалась для всех нас неожиданная победа... С первого класса наши воспитанники ходят на экскурсии по Минску, многие ребята нашей школы ездят по достопримечательным местам Беларуси – в этом есть и моя заслуга. Поначалу возникали трудности в организации экскурсий. Но первые поездки прошли настолько увлекательно, у начинающих экскурсантов было столько ярких впечатлений и положительных эмоций, что к нам потянулись другие воспитанники, в том числе незрячие, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Я окончила курсы экскурсоводов, разрабатываю вместе с учащимися, их родителями и педагогами экскурсионные и краеведческие проекты и очень рада, что наши ребята с интересом знакомятся с богатой историей, культурой, природой страны, учатся ценить красоту нашей прекрасной Беларуси».

Элеонора Ивановна Ковалько и учащиеся 2 «А» класса в группе продленного дня

Элеонора Ивановна Ковалько проверяет, как Яна, Влад и Ульяна справились с домашним заданием

Психологический портрет идеального тифлопедагога

Какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы найти себя в тифлопедагогике? Кто может получать истинное удовлетворение от работы с особенными людьми и способен действительно помогать им? На вопросы портала ответила медицинский психолог Надежда Георгиева.

«Хорошим тифлопедагогом станет тот, кто искренне считает, что люди с физическими нарушениями – это вовсе не больные, обделенные или ущербные члены общества, которые являются обузой для здоровых соотечественников и обречены на полное лишений, страданий, совершенно безрадостное существование. Они просто немного другие – как представители иных рас, и жизнь каждого из них так же уникальна и бесценна, как жизнь любого другого человека. Тифлопедагог с этим убеждением общается со своими подопечными не из позиции «сверху», а на равных, чем быстро завоевывает их доверие и расположение, а значит, в его распоряжении оказываются более широкие возможности для помощи незрячим и слабовидящим детям. Он ориентируется не на нарушения своих воспитанников, а на ресурсы – внимателен к их интересам, склонностям, способностям, мечтам и с воодушевлением стремится развивать потенциал каждого ребенка.

Я твердо убеждена, что для тифлопедагога очень полезен личный опыт страданий – физических или моральных. Если мучения не ожесточили человека, а, наоборот, сделали более чутким, отзывчивым, терпеливым, он лучше понимает окружающих, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, и способен оказывать им реальную поддержку и помощь. Так, слабовидящие и незрячие дети склонны к депрессивным состояниям, у них могут возникать суицидальные мысли. Для тифлопедагога, закаленного собственными страданиями, не составит труда ободрить и обнадежить ребенка, который начал раскисать, пал духом. А вот людям, выросшим в тепличных условиях и не имевшим возможности научиться действенному состраданию, обычно трудно найти общий язык с теми, кто имеет серьезные нарушения здоровья. Поэтому обладателей синдрома принца (принцессы) работа со слабовидящими и незрячими детьми часто тяготит, разочаровывает.

Для эффективной работы с особенными людьми недостаточно страстного желания помогать им, готовности отдавать другим много сил и душевного тепла. Тифлопедагогу необходимо быть эмпатичным – понимать и принимать чужие позитивные и негативные переживания, уметь вместе с подопечными радоваться и грустить. Также важно, чтобы он был коммуникабельным – не испытывал серьезных затруднений в общении с разными людьми и, главное, получал удовольствие от самого процесса взаимоотношений, обмена эмоциями. Тифлопедагог регулярно общается с родителями учащихся, дает рекомендации по физической и психологической адаптации слабовидящих и незрячих детей в социуме. Конечно, родители смогут почерпнуть больше полезной информации, если специалисту нравится курировать группы взаимоподдержки, организовывать праздники, встречи семей, и он без сожаления готов тратить на эти мероприятия личностные ресурсы и свободное время.

Еще одно условие успеха в профессии – неутолимое желание постоянно обновлять свои специальные знания и внедрять их в практику, живой интерес к опыту коллег. Большинство современных исследований по тифлопедагогике не переведены на русский язык, и для того чтобы быть по-настоящему компетентным, необходимо хорошо знать иностранные языки, прежде всего английский. Владение международными языками позволяет тифлопедагогу знакомиться в Интернете с научными статьями, описаниями новых методик работы, недублированными тематическими видео о людях с сенсорными ограничениями, а также делает возможным общение с зарубежными коллегами.

Очень важно, чтобы тифлопедагог трудился с ощущением, что ему по силам делать мир незрячих детей добрее и ярче. Поэтому здорово, если он инициативен и смекалист – не ожидая денежных дотаций, умеет воплощать свои профессиональные идеи и задумки по принципу дешево и сердито. Например, проводит занятия с детьми, активно применяя бесплатно скачанные из Интернета аудиоматериалы; организует в учебном заведении зооуголок с питомцами, уход за которыми не требует больших затрат; обустраивает сенсорную комнату, используя подручные материалы. Много полезного для себя извлечет специалист, который регулярно читает книги и публицистические материалы, смотрит художественные и документальные фильмы о незрячих и слабовидящих людях.

И последнее. Тифлопедагог обязательно должен заботиться о своем психологическом комфорте и здоровье, чтобы не допустить эмоционального выгорания и профессиональной деформации. Так, в общении с учащимися ему следует устанавливать четкие рамки и правила, знать, как действовать в случае агрессивного поведения ребенка. Желательно, чтобы в распоряжении тифлопедагога было несколько проверенных способов отключиться от работы и восстановить душевные силы. Это может быть творчество, рукоделие, спорт, общение с животными и др.

Где учат на тифлопедагога?

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка – единственный в стране вуз, где можно получить специальность «тифлопедагогика». Подготовка тифлопедагогов осуществляется на факультете специального образования, где также готовят логопедов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов – специалистов, которые работают с детьми с особенностями психофизического развития. К этой группе относятся дети с нарушениями зрения, слуха, интеллектуальной сферы, речи, трудностями в обучении, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, аутистическими нарушениями. Для поступления необходимо сдать 3 экзамена в форме централизованного тестирования: белорусский / русский язык, история Беларуси, биология. Обучение может быть бюджетным и платным, на дневной форме длится 4 года, на заочной – 5 лет.

Преподаватели кафедры тифлопедагогики БГПУ имени Максима Танка

Как и все будущие педагоги, наши студенты изучают общую и специальную педагогику и психологию, возрастную и педагогическую психологию, методики работы с детьми различных нозологических групп, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом, тяжелыми и множественными нарушениями развития и др. Также они постигают основы логопедии и в будущем могут работать с детьми с нарушениями речи. Конечно, наиболее пристально наши студенты изучают тифлопедагогику и тифлопсихологию, осваивают методики коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, и специальные методики обучения и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Среди специфических дисциплин – обучение чтению и письму рельефно-точечным шрифтом Брайля, тифлографика (создание и умение «читать» рельефные изображения), краткопись и плоское письмо, тифлотехника (приборы и специальные средства, которые помогают незрячим людям ориентироваться в быту и окружающем мире). Кстати, все нуждающиеся в жилье студенты-бюджетники дневной формы обучения с первого курса получают место в общежитии.

Наши выпускники не испытывают сложностей с поиском рабочего места. Полученные профессиональные знания и практические навыки позволяют им работать учителями-дефектологами дошкольных учреждений, в которых созданы условия для воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития, специальных общеобразовательных школ для детей с нарушениями зрения и классов интегрированного обучения средних общеобразовательных школ, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в общеобразовательных дошкольных учреждениях и школах (на пунктах коррекционно-педагогической помощи). Специальные детские сады для детей с нарушениями зрения находятся в Минске, Гомеле, Гродно, Жлобине, Лиде, Пинске, Мозыре, Речице. Школы-интернаты для слабовидящих и незрячих детей есть в Гродно, Молодечно, Шклове, Жабинке, Василевичах. В Минске расположена специальная общеобразовательная школа №188 для детей с нарушениями зрения».

Должностные обязаности коррекционного педагога (тифлопедагога) в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения

Коррекционный педагог организует, возглавляет и непосредственно осуществляет проведение коррекционно-педагогической работы (коррекционно развивающей, коррекнионно-воспитательной и психокоррекционной) в грзтше детей с нарушениями зрения.

Участвует (по необходимости) в работе психолого-медико-педагогической консультации (в психолого-педагогическом исследовании зрительных особенностей ребенка и составлении заключения, отражающего педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него зрительных возможностей).

Проводит психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения (в начале учебного года - исходного уровня развития, в конце - динамики развития) и на его основе составляет характеристику и индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения и воспитания для каждого ребенка группы, обеспечивающую адекватное взаимосвязанное развитие отдельных сторон познавательной деятельности , эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Комплектует группы и подгруппы детей для организации коррекционной работы. Планирует проводит подгрупловые, малогрулповые и индивидуальные занятия с детьми(с косоглазием и амблиопией, слабовидением. слепотой, сложной структурой дефекта) по развитию зрительного восприятия, развитию осязания мелкой моторики, ориентировке в пространстве и мобильности, социально-бытовой ориентировке, тифлографике, развитию невербальных средств обаяния. Осуществляет подбор и использование разнообразного наглядно-дидактического материала, специальных тифлотехннческих и вспомогательных оптических средств в соответствии с этапами лечения, рекомендациями врача-офтальмолога, индивидуальными возможностями у детей и программным содержанием занятий.

Обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе с воспитателем группы, логопедом , психологом, музыкальным работником, инструктором по лечебной физкультуре и медицинским персоналом (врачом-офтальмологом, психиатром , медсестрами-ортоптистками). Учитывает рекомендации специалистов при индивидуально-дифференцированном подходе в процессе коррекционной работы с детьми.

Совместно с другими специалистами проводит работу с родителями (индивидуальные консультирования; индивидуальные практикумы по поучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящим коррекционную направленность; открытые индивидуальные и подгрупповые занятия, участия в родительских собраниях с докладами по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения).

Ведет документацию (карту обследования на каждого ребенка, индивидуальные планы работы, перспективный и календарный планы и др.); для обмена опытом и повышения квалификации принимает участие в работе педагогических советов и методического кабинета ДОУ, методических объединений округа и города.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагога-психолога

Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и
региональных органов управления образованием по вопро­сам образования;

Декларацию прав и свобод человека;

Конвенцию о правах ребенка;

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда , здравоохранения, профориентации, занятости обу­чающихся (воспитанников) и их социальной защиты ;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;

Основы доврачебной медицинской помощи.

1.5.Педагог-психолог подчиняется непосредственно руководителю учреждения.

1.6. Во время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь
и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное прика­зом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соот­ветствующие права и несет ответственность за качественное и
своевременное исполнение возложенных на него обязаннос­тей.

II . Должностные обязанности

Педагог-психолог:

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществле­ния своей деятельности, - в пределах, определенных админист­ративным, уголовным и гражданским законодательством Россий­ской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, опре­деленных трудовым и гражданским законодательством Россий­ской Федерации.

ВОСПИТАТЕЛЬ (ВКЛЮЧАЯ СТАРШЕГО)

7-14й разряды

Должностные обязанности. Планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с обучающимися (воспитанниками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников, детей), проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье. Организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования , вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

Организует с учетом возраста обучающихся (воспитанников, детей) работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде. Способствует проявлению интереса у обучающихся (воспитанников, детей) к определенному роду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива обучающихся (воспитанников, детей). Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся (воспитанников, детей), их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями обучающихся (воспитанников, детей) или лицами, их заменяющими. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса. При выполнении обязанностей старшего воспитателя руководит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с обучающимися (воспитанниками, детьми) в тесном контакте с советом образовательного учреждения и детскими организациями. Организует работу актива обучающихся (воспитанников, детей). Планирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу , обеспечивает и контролирует ее выполнение. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческой инициативы. Максимально использует возможности микрорайона для развития разносторонней общественно полезной деятельности обучающихся (воспитанников, детей). Привлекает к участию в работе с коллективом обучающихся (воспитанников. Детей) представителей общественных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования. Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы; основы государственной молодежной политики, гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.