Бухарова Марина Васильевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ " Детский сад №34 "Теремок"
Населённый пункт:
город Димитровград
Наименование материала:
Перспективный план
Тема:
"Перспективный план по образовательной области речевое развитие в средней групп"
Дата публикации:
11.07.2018
Раздел:
дошкольное образование
Перспективный план по образовательной области речевое развитие в средней группе
Развитие речи.
Задачи НОД
Материал
Литература
Сентябрь
Описание
игрушек-кошки и
Учить составлять рассказ об игрушках с
описанием их внешнего вида,
активизировать слова, обозначающие
действия и состояния (глаголы), учить
существительными в роде и числе.
Закреплять произношение пройденных
звуков (у), (а), (г),(к), (в); учить правильно
произносить в словах звуки (с)-(с
), выделять
Игрушки: кошка, собака, машина,
слон, лиса, гусь, лягушка.
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Сентябрь
Составление
рассказа по
картине «Кошка с
котятами»
совместно с воспитателем и самостоятельно,
учить соотносить слова, обозначающие
названия животных, с названиями их
детенышей, активизировать в речи слова,
обозначающие действия.
Картина «Кошка с котятами»,
игрушки или картинки кошки котят,
собаки и щенят, курица и цыплят,
утка и утята, сорока.
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Описание
игрушек-собаки и
Составление
сюжетного
рассказа по
набору игрушек.
Учить при описании игрушки называть её
признаки, действия, связывать между собой
предложения.
Закреплять умение соотносить названия
животных с названиями их детенышей.
Упражнять в использовании форм
единственного и множественного числа,
формировать представления о предлогах
за,под,на,в. Навыки их применения в речи.
Укреплять артикуляционный аппарат,
отрабатывать навыки правильного
произношения звуков (с)- (с
). Отчетливо и
понятно произносить слова с этим звуком.
Картинки и предметы в названии
которых есть звук (с) и нет заданного
звука по 8 штук ширма, большой
кубик, картинки либо игрушки
собаки, лисы, крольчихи и крольчата,
белки и бельчата, слон и слонята,
свинья и поросята.
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Составление
описательного
рассказа о
питомцах
называть характерные признаки и действия,
подводить к составлению короткого рассказа
на тему из личного опыта. Обогащать
словарь правильными названиями
окружающих предметов (игрушек), учить
согласовывать прилагательные с
существительными в роде и числе. Закрепить
произношение звука (с).
Игрушки: кошка и собака.
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Составление
сюжетного
рассказа по
набору игрушек
«Таня, Жучка и
котенок»
Учить составлять рассказ исходя из набора
игрушек. Активизировать в речи слова
обозначающие качества и действия
предметов. Закрепить правильное
произношение звука (з), учить различать на
слух различные интонации, выделять в
словах заданный звук.
Картинки или игрушки: кукла, собака,
блюдце, котенок.
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Составление
сюжетного
рассказа по
Формировать навыки диалогической речи,
учить самостоятельно задавать вопросы и
отвечать на них. Активизировать в речи
слова обозначающие качества и действия
предметов. Учить подбирать точные
сравнения. Учить понимать и активно
использовать различные интонации
(удивления, радости, вопроса), выделять в
словах заданный звук.
Картинки с изображением козленок,
коза, корова, зайчонок.
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Составление
рассказа по
картине «Собака
со щенятами»
Учить составлять рассказ по картине
самостоятельно, из личного опыта,
соотносить слова, обозначающие названия
животных, с названиями их детенышей,
активизировать в речи слова, обозначающие
действия, учить правильно образовывать
формы родительного падежа
существительных.
Картина «Собака со щенятами»,
игрушки или картинки: собаки и щенят,
курица и цыплят, утка и утята, сорока.
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Составление
рассказа по
лексической
теме «Мебель»
Учить высказываться на тему из личного
опыта, предложенную воспитателем. Учить
правильно называть предметы мебели,
уточнить понятие мебель, учить правильно
использовать предлоги и наречия с
пространственным значением (посередине,
около, у, сбоку, перед.). Активизировать в
речи сложноподчиненные предложения.
Магнитная доска или фланелеграф:
геометрические фигуры плоскостные
из бумаги.
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Описание
игрушки: белки,
зайчика и
Учить составлять короткий описательный
рассказ об игрушке, учить ориентироваться
на окончания слов при согласовании
прилагательных с существительными в роде,
образовывать слова при помощи суффиксов с
уменьшительным и увеличительным
значением.
Учить слышать и правильно произносить
звук (ш), подбирать слова сходные по
звучанию.
Большой медведь мягкая игрушка,
картинки с предметами, в которых есть
звук (ш): шкаф, чашка, кувшин,
лягушка, лошадь, груша, вишня.
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Составление
рассказа о
Учить описывать и сравнивать кукол,
правильно называть наиболее характерные
признаки, строить законченные
предложения. Активизировать в речи
прилагательные, учить пользовать словами с
противоположным значением. Закрепить
представление о понятие "мебель", развивать
выразительность в речи.
Две куклы: большая и маленькая. Два
комплекта карандашей и бумаги.
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Составление
рассказа –
описания по
лексической
теме «Зимняя
Учить давать описание зимней одежды,
учить правильно называть зимнюю одежду.
Формировать представление о её назначении,
учить пользовать в речи
сложноподчиненными предложениями,
согласовывать прилагательные с
Кукла в зимней одежде, картинки-жук,
медвежонок,
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
существительными в роде и числе, выделять
на слух и правильно произносить звук (ж),
Составление
рассказа по
картине «Не
боимся мороза»
Учить составлять из 2-3 предложений
рассказ. Отражающий содержание картины,
по плану предложенному воспитателем,
учить подбирать определения к словам снег,
зима, снежинки, продолжать учить выделять
звуки в словах и правильно произносить.
Картина «Не боимся мороза»,
бумажные снежинки на нитках.
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Составления
описания
внешнего вида.
Учить составлять описания друг у друга
внешнего вида, одежды. Учить образовывать
единственного и множественного числа
глагола: хотеть, формы повелительного
наклонения глаголов рисовать, танцевать и
др. Дать представление о том что звуки в
словах идут последовательно друг за другом.
Кукла-петрушка, демонстрационная
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Описание
потерявшихся
зайчат по
картинкам
Учить составлять описание предмета
изображенного на картинке, выделяя
существенные признаки, упражнять в
подборе глагола к существительному, учить
четко и правильно произносить звук (щ),
выделять этот звук в словах.
Картинки с изображением разных
зайчат, три щетки-зубная, обувная,
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Составление
описания по
лексической
теме «Овощи и
Учить описывать овощи и фрукты правильно
их называть. Уточнять представления о
фруктах и овощах, где они растут, правильно
классифицировать овощи и фрукты.
Выделять звуки в словах.
Блюдо с овощами и фруктами. Картина
«Овощи и фрукты», картина «Брат и
сестра на качелях»
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Употребление в
речи слов с
пространственн
ым значением.
Продолжать учить составлять описание
предметов и игрушек. Учить правильно
употреблять слова обозначающие
пространственные отношения ближе-
правильно произносить звуки и определять
первый звуке в слове.
Игрушки в названии которых есть
звуки (л)-(л
Картинки с изображениями домашних
и диких животных.
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Описание
внешнего вида
животных.
Учить составлять описание предметов.
Упражнять в образовании форм глагола
хотеть (хочу-хочет,хотим-хотят),
закреплять правильное произношение звуков
), выделять этот звук в речи и
подбирать слова на заданный звук.
Картинки-лошадь, волк, лиса козленок,
белка, ослик, коза, котенок,
медвежонок.
Д/И «Наряди елочку»
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Определение
специфических
признаков
предмета.
Учить составлять описание игрушки,
называя её характерные признаки предмета,
упражнять в образовании форм родительного
падежа множественного числа
существительных, закреплять понятия о том
что слова состоят из звуков, что звуки в
словах разные, учить определять последний
Игрушки – кукла, матрешка, фишка,
пирамидка, ленточки шарики, лошадки,
колечки, башенки.
Картинка «Избушка на курьих ножках»
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Определение
предмета по его
специфическим
признакам.
Закреплять умение составлять описание
предмета, рассказывать о его внешнем виде,
качестве и свойствах. Учить согласованию
прилагательных и местоимений в роде.
Закреплять правильное произношение звуков
), учить слышать этот звук в словах и
подбирать слова с заданным звуком.
Познакомить с чистоговорками, учить
произносить чистоговорки с разным темпом
и интонацией.
Д/И «Чудесный мешочек»
наполняемость длинными модулями
овощей, круглыми модулями фруктов.
Картинки с изображениями предметов
в которых есть звук (р) и нет его.
О.С Ушакова
«Развитие речи детей 3-5
Ведущей задачей педагогической работы воспитателей детского сада является формирование у воспитанников высокого уровня владения родным языком. Развитая речь - необходимое условие гармоничной социализации, комфортного психического самочувствия, выстраивания полноценных отношений со сверстниками и окружающими взрослыми, достижения отличных результатов в учёбе. Овладение словом очень важно для развития мышления, обретения творческой свободы самовыражения и познания окружающего мира. Чем раньше, с учётом возрастных особенностей, мы поможем ребёнку научиться грамотно и полно выражать свои мысли, тем свободнее и увереннее он будет чувствовать себя в дальнейшем.
Работа по речевому развитию - сложный педагогический процесс, базирующийся на комплексе методических приёмов и специальных упражнений, нацеленных на совершенствование речевых навыков ребёнка и формирование у него высокой культуры речи: умения слушать, сдерживать спонтанную эмоциональную реакцию, проявлять тактичность и дружелюбие.
Одна из основных задач для дошкольного возраста - развитие речи и навыков общения, включающее выработку чёткого произношения звуков и слов, обогащение словарного запаса
Государственные и частные образовательные организации должны ориентироваться на указанные в ФГОС программные требования, относящиеся к области речевого развития:
Задания включают в себя одновременно решение разных задач, которые тесно переплетаются между собой: после определения звукового или слогового состава слова
При подборе инструментов педагог должен учитывать нормативные возрастные характеристики своих воспитанников:
Как правило, воспитатель проводит специальные плановые занятия по развитию речи, предусмотренные общеобразовательными программами. Рекомендуемая норма по стандартам - раз в неделю по 20 минут. Однако педагогическая работа по развитию речи не ограничивается этими рамками. Она идёт и во время занятий познавательного, художественно-эстетического характера, общения с детьми во время прогулок, физкультурных пауз, а также трудовой или игровой деятельности ребёнка, которую моделирует педагог . Широкий кругозор, логическое мышление, эстетическое восприятие мира способствуют становлению образной, лексически богатой и грамматически правильной речи.
В случае обнаружения у ребёнка во время логопедического обследования (прежде всего детей 5–6 лет, остальных воспитанников в течение года) речевой патологии коррекционные занятия будет проводить учитель-логопед. Логопед занимается исключительно с детьми, имеющими речевые дефекты.
Хороший специалист поможет ребёнку устранить или компенсировать речевые недочёты
При дошкольном учреждении может быть организована работа специализированной логопедической группы (не более 12 детей) или логопедического пункта (20–25 детей в течение года). Состав воспитанников, занимающихся на логопедическом пункте, может меняться, занятия проходят каждый день в индивидуальной или подгрупповой форме, продолжительность зависит от индивидуальной потребности детей. Для своей коррекционной работы учитель-логопед забирает детей с любого занятия, которое проводит основной воспитатель.
Функционирование отдельной логопедической группы регулируется самостоятельным положением, подготовленным и подписанным в форме внутреннего приказа заведующей детского сада. Отличаются они от обычных групп в садике, во-первых, меньшим наполнением, что позволяет осуществлять полноценный индивидуальный подход, во-вторых, вместе с двумя педагогами ежедневно работает учитель-логопед, который проводит самостоятельные занятия с детьми и оказывает консультативную помощь воспитателям. Зачисление в специализированную группу производится на основе заявления родителей и заключения ПМПК (комиссия в составе психолога, медика, педагогов). Для каждого воспитанника отводится отдельная карточка с указанием срока и плана проведения необходимых коррекционных мероприятий в зависимости от сложности ситуации.
Основания для зачисления в логопедическую группу:
Серьёзность задач, стоящих перед педагогом в рамках требований речевого развития, вынуждает самого вдумчивого подхода к используемым средствам.
Уровень речевого развития является важным показателем психического состояния ребёнка, овладение речью - залог успешной адаптации малыша в социуме
Дидактическая игра помогает научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком, научить относить единичные предметы к определённым тематическим группам
Правильная речь помогает ребёнку освоиться в обществе
К пяти годам ребёнка важно научить правильному произношению всех звуков, для реализации этой цели необходимо ежедневно практиковать дыхательную гимнастику (5–10 минут во время физкультминутки), которая позволит добиться большей артикуляционной подвижности голосового аппарата. В качестве дыхательной гимнастики можно использовать такие упражнения:
Формирование грамматически правильной речи включает упражнения на согласованность, при этом необходимо замечать и исправлять ошибки ребёнка, тренировать и закреплять правильный ответ путём многократного повторения.
Примеры игр для тренировки и закрепления:
Согласно требованиям ФГОС для детей необходимо создать комфортную и эстетически привлекательную обстановку, специальную предметно-развивающую среду, которая будет стимулировать самостоятельность, а также неформальное игровое общение детей. Дидактические и наглядные пособия и материалы воспитатель использует во время проведения занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр. В свободное время дети могут самостоятельно играть в речевом уголке, но необходимо воспитывать бережное отношение к настольным играм, приучать малышей поддерживать порядок.
Расположить речевой уголок целесообразно в хорошо освещенном месте, несколько удаленном от игровой зоны
Раздел | Содержание |
Артикуляционная гимнастика в картинках | Картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах. Их можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». |
Дыхание | Вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. |
Мелкая моторика | Волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. |
Высшие психические функции | Разрезные картинки, домино, «Четвёртый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и другие. Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом. |
Фонематический слух | Игры на дифференциацию звуков - например, игры с парными карточками З.Т. Бобылевой; |
Звукопроизношение | Альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л. А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.); |
Лексика | Картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовёт», «Часть и целое» и др.; |
Грамматический строй речи | Игры Е.М. Карповой, Е.В. Соловьёвой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.. |
Связная речь | Сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др. |
Грамота | Схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др. |
Игры, способствующие закреплению полученных знаний в свободное время
На сайте Федерального института развития образования (ФИРО) размещены проекты более чем двадцати программ дошкольного образования. Каждая из рекомендованных программ разработана в соответствии со всеми необходимыми требованиями образовательного стандарта, формулирует задачу по становлению речевой культуры дошкольников, при этом имеет свои особенности по масштабу содержательной части и приоритетной направленности. Закон «Об образовании» Российской Федерации подчёркивает, что педагогический коллектив ДОУ имеет возможность самостоятельно отдавать предпочтение какой-либо из имеющихся программ, если она наиболее полным образом соответствует принципам и условиям работы данного образовательного учреждения. Все программы условно можно разделить на две большие типологические группы.
Рабочая программа по реализации общеобразовательной программы разрабатывается педагогами дошкольного учреждения на основе одной из комплексных или парциальных программ и утверждается заведующей детского сада.
Составители комплексных программ придерживаются принципа целостности подхода к образованию с учётом существующих психолого-педагогических норм, т. е. обучение, воспитание и развитие осуществляются во всех направлениях, способствуя всестороннему и гармоничному развитию воспитанников.
К таким программам относятся:
Программа речевых занятий расширяется, в результате ребёнок вырабатывает чистоту звукопроизношения, а также учится правилам речевого поведения
В парциальных программах акцент делается на одно направление в обучении и воспитании ребёнка. При таком подходе перед педагогом будет стоять задача реализации грамотного комбинирования нескольких узких целевых программ. Примеры:
Методические пособия разрабатываются для того, чтобы помочь воспитателю, особенно начинающему, в организации его работы. Кроме того, все они проходят рецензирование, соответствуют современному уровню научных знаний в области детской психологии и физиологии, общеобразовательным программам и требованиям государственного стандарта дошкольного образования. Как правило, методические рекомендации являются дополнением к конкретной комплексной или парциальной программе, поэтому целесообразно отдать предпочтение авторским пособиям, включённым в единый учебно-методический комплекс вместе с общеобразовательной программой, по которой работает садик. Пособия носят рекомендационный характер, поэтому необязательны (обязательны только нормативные документы), воспитатель может свободно выбирать пособия исходя из приоритетных образовательных задач, которые решает дошкольное учреждение.
Стоит всё же заметить, что методические пособия призваны значительно облегчить и ускорить процесс подготовки педагога к занятиям, избавив его от необходимости затрачивать время на поиск и проработку большого массива информации. Наиболее удачные разработки, подтвердившие свою эффективность на практике, молодому воспитателю обычно советует более опытный коллега, например, старший воспитатель, который отвечает за сектор методической литературы и комплектует методический уголок.
Автор и наименование издания | Аннотация |
Ефросинина Л.А. От буквы к букве. Пособие для детей 4–5 лет. В 3-х частях. М.: Вентана-Граф | Пособие знакомит детей 4–5-летнего возраста с русским алфавитом. Малыши научатся правильно называть буквы, узнавать их в слове и писать печатным шрифтом. Упражнения направлены на развитие речи, внимания, мышления и памяти детей. В первой части пособия представлены буквы от А до З; во второй - от И до С; в третьей - от Т до Я. |
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа. М.: Мозаика - Синтез | В пособии предлагаются комплексные занятия с детьми средней группы на весь учебный год, которые помогут педагогам построить систему развивающего образования на основе требований ФГОС ДО. Содержание организованной образовательной деятельности, включающей игры, слушание, чтение и обсуждение программных произведений, наблюдения и т. д. |
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС | В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.; даются примерные конспекты занятий. |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе. М.: Мозаика - Синтез | В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 4–5 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий. |
Нищева Н.В. Если ребёнок плохо говорит. Спб.: ООО «Издательство « Детство - Пресс» | Прочитав книгу, мамы и папы дошколят узнают, как развивается речь ребёнка в первые шесть лет жизни, каковы причины нарушений речевого развития, куда обращаться, если речевое развитие малыша явно не соответствует норме, какие исследования проводят специалисты для того, чтобы выявить причины возникших нарушений. Пособие пригодится и педагогам дошкольных образовательных организаций, как воспитателям, так и учителям-логопедам. |
Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Волгоград: Учитель | Предложенная в пособии картотека пальчиковых игр ориентирована на ведущую деятельность ребёнка - игровую. Планирование работы педагога по развитию детей осуществляется через систематизированный в тематических блоках материал: «Я и моя семья, имя», «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Фрукты», «Весёлый счёт», «Сказки, сказочные персонажи» и др. Организуя игры с пальчиками, воспитатель сможет эффективно и занимательно развивать психические процессы, связанные с формированием речи. |
Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3–7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. Волгоград: Учитель | В пособии представлен опыт построения коррекционно-обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики, раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приёмами пальчиковой гимнастики и массажа. |
Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х книгах. Москва: АСТ | Книга может быть использована для каждодневного чтения детям. Весь материал в книге разделён на три части: первая - для детей четырёх-пяти лет, вторая - до семи лет. Хрестоматия составлена в соответствии с Государственными стандартами, каждый раздел снабжён методическим аппаратом: вводными статьями, предназначенными для взрослых, контрольными вопросами для детей и методическими советами для взрослых. |
Планируя как единичное занятие, так и годовой курс, необходимо придерживаться методических рекомендаций.
Целью такого упражнения является выработка согласованности произношения слов и движений
Задачи |
|
Ход занятия | |
Введение | Дети рассматривают иллюстрацию с зимним пейзажем и отвечают на вопросы воспитателя. - Какое время года на картине? - По какому признаку вы догадались, что это зима? (Снег). - Какой снег? (Белый, пушистый, блестящий, холодный, серебристый). - Назовите снег ласково. (Снежок). - Как мы назовём явление природы, когда снег падает? (Снегопад). - А если снега намело огромную кучу, как мы её назовём? (Сугроб). - А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (Метель, вьюга). - Что происходит со снегом зимой? (Падает, кружится, летает, порхает, сыплется, тает). - Какой праздник бывает зимой? (Новый год). - А вам нравится этот праздник? Чем? (Приходят сказочные герои, Дед Мороз и Снегурочка приносят подарки, надеваем красивые костюмы и т. д.) - За что вы ещё любите зиму? (Дети начинают фантазировать, рассказывая о том, что можно делать зимой, несмотря на мороз и холод, и в результате оказывается, что зима - самое интересное и весёлое из всех времён года. |
Рассказ по картинкам | Детям демонстрируют несколько картинок, изображающих зимние игры и забавы, предлагают составить рассказ. Образец: «На картине изображён мальчик. Он катается на лыжах. Лучше всего это делать зимой, когда мороз и пушистый снег. Мальчик одет в лёгкую куртку и вязаную шапку. Если бы он надел шубу, ему было бы очень жарко, а также неудобно двигаться». |
Физкультминутка | Лыжи надеваем мы, (Дети идут друг за другом) И идём кататься. (Подражая движениям лыжников) Посмотри-ка, как на них Можно быстро мчаться. Санки с горки ледяной (Разбиваются на пары, один ребёнок встаёт впереди, другой сзади) Быстро мчатся сани. (Дети берутся за руки и бегут друг за другом) Впереди большой сугроб Бах! – застряли сани. (Останавливаются и приседают) |
Загадки | Старик-шутник на улице стоять не велит, За нос домой тянет. (Дед Мороз) Одеяло белое не руками сделано.- Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег) 5. Пальчиковая игра. Мы лепили снежный ком (Имитация движений) Ушки сделали потом (Показать ушки) И как раз вместо глаз (Указательными пальцами касаться) Угольки нашлись у нас. (уголки глаз) Зайчик вышел, как живой! (Поджать руки к груди, кисти опущены) Он с хвостом и головой! (Показать хвост, потом обе руки положить на голову) За усы не тяни (Погрозить пальцем) Из соломинки они! Длинные, блестящие (Развести руки от носа в стороны) Точно настоящие! (Покачать головой) |
Задачи |
|
Методическое обеспечение | Иллюстрации и силуэтные картинки зимней одежды, куклы, зимние вещи, снежинки. |
Ход занятия | |
Вводная часть | Чтение стихотворения на тему зимы. Проведение беседы: О каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему вы думаете, что это зима? (потому что все покрыто снегом и на речке лёд). А зимой тепло или холодно? (Холодно) Что делают люди, чтобы не замёрзнуть? (надевают тёплую одежду) |
Точечный массаж рук и ног | (Согласование слов и движений) Мы купили Вареньке (поглаживать правую, затем левую руку) Варежки (от пальцев к запястью) И валенки (одновременное поглаживание ног снизу вверх). Шубку тёплую наденем (имитация движений) И пойдём гулять скорее. |
Игра на запоминание слов | - Шапка, шуба, шарф, штаны, варежки, валенки. Воспитатель спрашивает двух-трёх детей. - Наши куклы Таня и Ваня собираются на прогулку, а мы будем им помогать. Какие вещи им надеть, чтобы они не замёрзли? (Рейтузы, кофточку, шапку, шарф, шубу, куртку, варежки, валенки). |
Дыхательная гимнастика | Упражнение на дыхательную гимнастику «Полёт снежинок». Детям раздаются «снежинки» - небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети, изображая ветер, спокойно дуют на снежинки. |
Игра с мячом | Дети образуют круг в игровой зоне. Воспитатель берёт в руки мяч, и становиться в центр круга. Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой. Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди. Дети отвечают (покупать, мять, терять, рвать, чинить, дарить, вешать, стирать, чистить и т. д.) |
Игра на закрепление новых слов | Воспитатель: У меня есть картинки, на которых изображены предметы зимней одежды. Рассмотрите их. Художник забыл нарисовать кое-какие детали. Дорисуйте их. |
В целях долгосрочного планирования педагогом разрабатываются планы. Календарный план охватывает короткий временной период (от одного занятия до одной недели) и включает:
Перспективный план - стратегическое распределение образовательного процесса на длительный временной период (от 1 месяца до 1 года).
План базируется на программном документе, в котором для каждой возрастной категории указывается объём знаний, умений и навыков.
Дата | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Наша группа» | Познакомить детей с группой комнатой. Учить детей ориентироваться в групповом пространстве. Развивать чувство любви и гордости за свою группу. Воспитывать у детей желание считаться с интересами друг друга. |
«Знакомим куклу Дашу с нашей группой» | Учить детей составлять короткий рассказ вместе с воспитателем; учить правильно называть предметы, согласовывать существительное с прилагательным по роду и числу; закрепить правильное произношение (д), (д`). | |
«В нашем детском саду» | Расширять и систематизировать представления о детском саде, прививать детям любовь к своему детскому саду, симпатию к товарищам. Расширять словарный запас за счёт имён существительных; вводить в словарь детей прилагательные, активизировать глагольный словарь; познакомить детей с предлогом «между». Совершенствовать звукопроизношение - воспроизводить звукоподражания и изолированные звуки. Развивать слуховое внимание и память. | |
«Осенняя картина» | Систематизировать представления о временах года, знакомить с признаками осени, названиями осенних месяцев; расширять словарь за счёт глаголов; за счёт качественных прилагательных и притяжательных прилагательных, ввести в речь детей сложное слово «листопад». Учить составлять коллективный рассказ по картине; различать близкие по звучанию звуки (с) и (ш); развивать умение отгадывать загадки. | |
Октябрь | «В гостях у Чиполлино» | Познакомить с названиями овощей; познакомить со сказкой Джанни Родари «Чиполлино»; Расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных и глаголов. Учить согласовывать имена существительные с числительными; закрепить употребление предлогов «в» - «из» и «на» - «с»; учить составлять рассказ по картинному плану. |
«В саду у Вишенки» | Познакомить детей с фруктами; расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных и глаголов. Учить образовывать множественное число имён существительных в именительном и родительном падежах, образовывать имена существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить строить предложения с однородными членами; составлять рассказ по картинному плану. | |
«В гостях у Лесовичка» | Знакомить детей с названиями грибов и ягод; расширять словарь за счёт прилагательных, а также антонимов. Учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать имена прилагательные с существительными; уточнить значение предлогов «на», «под», «за», «между», «перед» и «около». Стимулировать детей произносить звукоподражания с шипящими звуками. | |
«Музыкальные игрушки» | Закрепить знания детей о местонахождении каждой игрушки. Запомнить правило: «Каждой игрушке своё место». Учить детей осваивать элементарные ролевые и сюжетные игры. Вызывать гуманное отношение к игрушкам. Развивать фантазию детей. Составлять описания игрушек, пользуясь планом, предложенным воспитателем. | |
«Пожарная машина» | Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия предметов. Закреплять звукопроизношение звуков (ш), (р), (у). Активизировать использование предлогов, глаголов в предложениях. |
Двигательная гимнастика является полноценной частью занятия
Тематическую проверку работы педагогического коллектива по речевому развитию проводит администрация садика, психолог и учитель-логопед трижды в течение учебного года. В сентябре осуществляется мониторинг стартового уровня речевого развития детей и проверка документации (планирование), в середине - уточняется и анализируется динамика, в конце - подводятся итоги, делаются выводы о степени эффективности произведённой педагогической работы. Задачами проверки являются:
Формы контроля:
Обследование проводится строго индивидуально с каждым ребёнком в течение 15–20 минут, ответы фиксируются в протоколе и оцениваются. Итоговый подсчёт баллов позволит определить уровень речевого развития малыша (высокий, средний, низкий). По результатам тестирования готовятся рекомендации для воспитателей и родителей с указанием проблемных аспектов, которым стоит уделить внимание.
воспитанник проявляет самостоятельность и активность в игровой деятельности, решении бытовых задач посредством общения со взрослыми и другими детьми, свободно выражает эмоциональное состояние, формулирует желания и просьбы, старается уходить от конфликта, демонстрирует вежливость и воспитанность в речи;
К концу учебного года дети должны владеть определённым набором навыков.
Словарный запас:
Грамматические навыки:
Фонетический строй речи:
Связная речь:
Успех педагогических усилий, направленных на речевое развитие воспитанников, во многом зависит от организации жизни детского сада и атмосферы, в которой пребывают малыши; от заботливо созданной и продуманной развивающей среды. Дети этого возраста чрезвычайно активны, открыты к познанию нового, но часто проявляет поспешность, поэтому допускают ошибки и при этом довольно болезненно воспринимают критическую оценку. Поэтому важно, чтобы педагог проявлял терпение, дружелюбие и тактичность по отношению к детям, что, в свою очередь, вызовет у ребёнка ответное стремление работать и позволит добиться высокого образовательного результата.
Патимат Багомедова
Перспективный план по развитию речи в средней группе (сентябрь - февраль)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СЕНТЯБРЬ .
1 Тема : «Надо ли учиться говорить?»
Цель : Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи .
2 Тема : «Звуковая культура речи : звуки с и сь.
Цель : Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи ) .
3 (художественная литература) : Тема : «Листопад» чтение стихотворения.
Цель : продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух .
4 Тема : «Обучению рассказыванию : Наша неваляшка» .
Цель : учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.
1 (художественная литература) : Тема : «Наша неваляшка»
Цель : Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помои педагога.
2 (развитие речи ) Тема : «ЗКР : звуки з – зь»
Цель : Упражнять детей в произношении изолированного звука «з» (в слогах и словах) ; учить произносить звук «з» твёрдо и мягко; различать слова со звуком «з, зь» .
3 (художественная литература) : Тема : Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»
Цель : Порадовать детей чтением весёлой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.
4 развитие речи ): Тема : «Белки» Рассматривание картины
Цель : Расширять представления о жизни диких животных в природных условиях. Продолжать совершенствовать диалогическую речь, упражнять детей в составлении рассказов по картине, обогащать словарь детей. Развивать внимание , мышление, совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес к жизни диких животных, желание знать о них как можно больше.
1 (художественная литература) : Тема : «Осень» Заучивание стихотворения.
Цель : Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отмечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста. Развивать внимание речи . Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.
2 (развитие речи ) : Тема : «Звук (Ц) » ЗКР
Цель : Упражнять детей в произнесении звука (ц, (изолированного в слогах, в словах) . Совершенствовать интонационную выразительность речи . Учить различать слова, начинающиеся со звуком (ц, ориентируясь не на смысл, а на его звучание.
3 (художественная литература) : Тема : «Зайчик» Заучивание
Цель : Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний. Развивать память речи . Воспитывать любовь к поэзии.
4 (развитие речи ) : Тема : «Кролики»
Цель : Учить рассматривать картину, понимать её содержание, рассказывать по её фрагментам. Развивать внимание , наблюдательность, мышление, совершенствовать диалогическую речь : отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать интерес к природе, любовь к домашним животным, желание ухаживать за ними.
1 (развитие речи ) : Тема : «Осень спросим»
Цель : Расширять представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе, активизировать природоведческий словарь. Развивать мышление , память, интонационную выразительность речи . Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
2 (развитие речи ) : Тема : «Таня не боится мороза»
Цель : Учить детей рассматривать картину, понимать её содержание, рассказывать по фрагментам. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, используя распространённые предложения. Развивать внимание , мышление, активизировать словарь детей. Воспитывать интерес к природе, эстетические чувства.
3 (художественная литература) : Тема : «Зима»
Цель : Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из стихотворения. Развивать память , воображение, интонационную выразительность речи . Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.
4 (развитие речи ) : Тема : «Вот это снеговик»
Цель : Учить детей составлять рассказы по картине, без повторов и пропусков существительной информации. Обучать умению придумывать название картины. Воспитывать интерес к занятию.
1 (художественная литература) : Тема : «Колобок»
Цель : Учить детей пересказывать знакомую сказку по опорным сигналам. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, рассказывать- развивать связную речь . Развивать память , воображение, интонационную выразительность речи . Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
2 (развитие речи ) : Тема : «Зайцы»
Цель : Учить рассматривать картину, рассказывать по её фрагментам. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию картины, активизировать природоведческий словарь. Развивать внимание , мышление, память, совершенствовать отчётливое произношение слов. Воспитывать интерес к жизни зверей, воспитывать эстетические чувства.
3 (художественная литература) : Тема : «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель : Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать её содержание, характеризировать героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространёнными предложениями, активизировать словарь детей прилагательными. Развивать внимание , мышление, память, интонационную выразительность речи .
4 (развитие речи ) : Тема : «Моя любимая игрушка»
Цель : Учить детей описывать предмет по памяти по образцу, заданному воспитателем. Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложных предложений, согласовывать слова в предложении. Развивать память , воображение, интонационную выразительность речи . Воспитывать любовь к игрушкам, умение за ними ухаживать, убирать на место после игры.
ФЕВРАЛЬ .
1 (развитие речи ) : Тема : «Зимующие птицы»
Цель : Продолжать знакомить с зимующими птицами. Учить описывать птиц по картинке; что есть у птицы, какого цвета перья, повадки. Активизировать природоведческий словарь детей. Развивать внимание , мышление, память, интонационную выразительность речи . Воспитывать любовь к птицам, желание за ними ухаживать, помогать зимой.
2 (развитие речи ) : Тема : «Мини- викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»
Цель : Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе» .
3 (развитие речи ) : Тема : «ЗКР звук «Ч» »
Цель : Объяснить детям, как правильно произносится звук «Ч» , упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах) . Развивать фонематический слух детей.
4 (развитие речи ) : Тема : «Составление рассказов по картине «На полянке»
Цель : Помогать детям рассматривать и описывать картину в определённой последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.
Ведущей задачей педагогической работы воспитателей детского сада является формирование у воспитанников высокого уровня владения родным языком. Развитая речь - необходимое условие гармоничной социализации, комфортного психического самочувствия, выстраивания полноценных отношений со сверстниками и окружающими взрослыми, достижения отличных результатов в учёбе. Овладение словом очень важно для развития мышления, обретения творческой свободы самовыражения и познания окружающего мира. Чем раньше, с учётом возрастных особенностей, мы поможем ребёнку научиться грамотно и полно выражать свои мысли, тем свободнее и увереннее он будет чувствовать себя в дальнейшем.
Работа по речевому развитию - сложный педагогический процесс, базирующийся на комплексе методических приёмов и специальных упражнений, нацеленных на совершенствование речевых навыков ребёнка и формирование у него высокой культуры речи: умения слушать, сдерживать спонтанную эмоциональную реакцию, проявлять тактичность и дружелюбие.
Одна из основных задач для дошкольного возраста - развитие речи и навыков общения, включающее выработку чёткого произношения звуков и слов, обогащение словарного запаса
Государственные и частные образовательные организации должны ориентироваться на указанные в ФГОС программные требования, относящиеся к области речевого развития:
Задания включают в себя одновременно решение разных задач, которые тесно переплетаются между собой: после определения звукового или слогового состава слова
При подборе инструментов педагог должен учитывать нормативные возрастные характеристики своих воспитанников:
Как правило, воспитатель проводит специальные плановые занятия по развитию речи, предусмотренные общеобразовательными программами. Рекомендуемая норма по стандартам - раз в неделю по 20 минут. Однако педагогическая работа по развитию речи не ограничивается этими рамками. Она идёт и во время занятий познавательного, художественно-эстетического характера, общения с детьми во время прогулок, физкультурных пауз, а также трудовой или игровой деятельности ребёнка, которую моделирует педагог . Широкий кругозор, логическое мышление, эстетическое восприятие мира способствуют становлению образной, лексически богатой и грамматически правильной речи.
В случае обнаружения у ребёнка во время логопедического обследования (прежде всего детей 5–6 лет, остальных воспитанников в течение года) речевой патологии коррекционные занятия будет проводить учитель-логопед. Логопед занимается исключительно с детьми, имеющими речевые дефекты.
Хороший специалист поможет ребёнку устранить или компенсировать речевые недочёты
При дошкольном учреждении может быть организована работа специализированной логопедической группы (не более 12 детей) или логопедического пункта (20–25 детей в течение года). Состав воспитанников, занимающихся на логопедическом пункте, может меняться, занятия проходят каждый день в индивидуальной или подгрупповой форме, продолжительность зависит от индивидуальной потребности детей. Для своей коррекционной работы учитель-логопед забирает детей с любого занятия, которое проводит основной воспитатель.
Функционирование отдельной логопедической группы регулируется самостоятельным положением, подготовленным и подписанным в форме внутреннего приказа заведующей детского сада. Отличаются они от обычных групп в садике, во-первых, меньшим наполнением, что позволяет осуществлять полноценный индивидуальный подход, во-вторых, вместе с двумя педагогами ежедневно работает учитель-логопед, который проводит самостоятельные занятия с детьми и оказывает консультативную помощь воспитателям. Зачисление в специализированную группу производится на основе заявления родителей и заключения ПМПК (комиссия в составе психолога, медика, педагогов). Для каждого воспитанника отводится отдельная карточка с указанием срока и плана проведения необходимых коррекционных мероприятий в зависимости от сложности ситуации.
Основания для зачисления в логопедическую группу:
Серьёзность задач, стоящих перед педагогом в рамках требований речевого развития, вынуждает самого вдумчивого подхода к используемым средствам.
Уровень речевого развития является важным показателем психического состояния ребёнка, овладение речью - залог успешной адаптации малыша в социуме
Дидактическая игра помогает научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком, научить относить единичные предметы к определённым тематическим группам
Правильная речь помогает ребёнку освоиться в обществе
К пяти годам ребёнка важно научить правильному произношению всех звуков, для реализации этой цели необходимо ежедневно практиковать дыхательную гимнастику (5–10 минут во время физкультминутки), которая позволит добиться большей артикуляционной подвижности голосового аппарата. В качестве дыхательной гимнастики можно использовать такие упражнения:
Формирование грамматически правильной речи включает упражнения на согласованность, при этом необходимо замечать и исправлять ошибки ребёнка, тренировать и закреплять правильный ответ путём многократного повторения.
Примеры игр для тренировки и закрепления:
Согласно требованиям ФГОС для детей необходимо создать комфортную и эстетически привлекательную обстановку, специальную предметно-развивающую среду, которая будет стимулировать самостоятельность, а также неформальное игровое общение детей. Дидактические и наглядные пособия и материалы воспитатель использует во время проведения занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр. В свободное время дети могут самостоятельно играть в речевом уголке, но необходимо воспитывать бережное отношение к настольным играм, приучать малышей поддерживать порядок.
Расположить речевой уголок целесообразно в хорошо освещенном месте, несколько удаленном от игровой зоны
Раздел | Содержание |
Артикуляционная гимнастика в картинках | Картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах. Их можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». |
Дыхание | Вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. |
Мелкая моторика | Волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. |
Высшие психические функции | Разрезные картинки, домино, «Четвёртый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и другие. Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом. |
Фонематический слух | Игры на дифференциацию звуков - например, игры с парными карточками З.Т. Бобылевой; |
Звукопроизношение | Альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л. А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.); |
Лексика | Картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовёт», «Часть и целое» и др.; |
Грамматический строй речи | Игры Е.М. Карповой, Е.В. Соловьёвой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.. |
Связная речь | Сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др. |
Грамота | Схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др. |
Игры, способствующие закреплению полученных знаний в свободное время
На сайте Федерального института развития образования (ФИРО) размещены проекты более чем двадцати программ дошкольного образования. Каждая из рекомендованных программ разработана в соответствии со всеми необходимыми требованиями образовательного стандарта, формулирует задачу по становлению речевой культуры дошкольников, при этом имеет свои особенности по масштабу содержательной части и приоритетной направленности. Закон «Об образовании» Российской Федерации подчёркивает, что педагогический коллектив ДОУ имеет возможность самостоятельно отдавать предпочтение какой-либо из имеющихся программ, если она наиболее полным образом соответствует принципам и условиям работы данного образовательного учреждения. Все программы условно можно разделить на две большие типологические группы.
Рабочая программа по реализации общеобразовательной программы разрабатывается педагогами дошкольного учреждения на основе одной из комплексных или парциальных программ и утверждается заведующей детского сада.
Составители комплексных программ придерживаются принципа целостности подхода к образованию с учётом существующих психолого-педагогических норм, т. е. обучение, воспитание и развитие осуществляются во всех направлениях, способствуя всестороннему и гармоничному развитию воспитанников.
К таким программам относятся:
Программа речевых занятий расширяется, в результате ребёнок вырабатывает чистоту звукопроизношения, а также учится правилам речевого поведения
В парциальных программах акцент делается на одно направление в обучении и воспитании ребёнка. При таком подходе перед педагогом будет стоять задача реализации грамотного комбинирования нескольких узких целевых программ. Примеры:
Методические пособия разрабатываются для того, чтобы помочь воспитателю, особенно начинающему, в организации его работы. Кроме того, все они проходят рецензирование, соответствуют современному уровню научных знаний в области детской психологии и физиологии, общеобразовательным программам и требованиям государственного стандарта дошкольного образования. Как правило, методические рекомендации являются дополнением к конкретной комплексной или парциальной программе, поэтому целесообразно отдать предпочтение авторским пособиям, включённым в единый учебно-методический комплекс вместе с общеобразовательной программой, по которой работает садик. Пособия носят рекомендационный характер, поэтому необязательны (обязательны только нормативные документы), воспитатель может свободно выбирать пособия исходя из приоритетных образовательных задач, которые решает дошкольное учреждение.
Стоит всё же заметить, что методические пособия призваны значительно облегчить и ускорить процесс подготовки педагога к занятиям, избавив его от необходимости затрачивать время на поиск и проработку большого массива информации. Наиболее удачные разработки, подтвердившие свою эффективность на практике, молодому воспитателю обычно советует более опытный коллега, например, старший воспитатель, который отвечает за сектор методической литературы и комплектует методический уголок.
Автор и наименование издания | Аннотация |
Ефросинина Л.А. От буквы к букве. Пособие для детей 4–5 лет. В 3-х частях. М.: Вентана-Граф | Пособие знакомит детей 4–5-летнего возраста с русским алфавитом. Малыши научатся правильно называть буквы, узнавать их в слове и писать печатным шрифтом. Упражнения направлены на развитие речи, внимания, мышления и памяти детей. В первой части пособия представлены буквы от А до З; во второй - от И до С; в третьей - от Т до Я. |
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа. М.: Мозаика - Синтез | В пособии предлагаются комплексные занятия с детьми средней группы на весь учебный год, которые помогут педагогам построить систему развивающего образования на основе требований ФГОС ДО. Содержание организованной образовательной деятельности, включающей игры, слушание, чтение и обсуждение программных произведений, наблюдения и т. д. |
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС | В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.; даются примерные конспекты занятий. |
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе. М.: Мозаика - Синтез | В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 4–5 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий. |
Нищева Н.В. Если ребёнок плохо говорит. Спб.: ООО «Издательство « Детство - Пресс» | Прочитав книгу, мамы и папы дошколят узнают, как развивается речь ребёнка в первые шесть лет жизни, каковы причины нарушений речевого развития, куда обращаться, если речевое развитие малыша явно не соответствует норме, какие исследования проводят специалисты для того, чтобы выявить причины возникших нарушений. Пособие пригодится и педагогам дошкольных образовательных организаций, как воспитателям, так и учителям-логопедам. |
Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Волгоград: Учитель | Предложенная в пособии картотека пальчиковых игр ориентирована на ведущую деятельность ребёнка - игровую. Планирование работы педагога по развитию детей осуществляется через систематизированный в тематических блоках материал: «Я и моя семья, имя», «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Фрукты», «Весёлый счёт», «Сказки, сказочные персонажи» и др. Организуя игры с пальчиками, воспитатель сможет эффективно и занимательно развивать психические процессы, связанные с формированием речи. |
Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3–7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. Волгоград: Учитель | В пособии представлен опыт построения коррекционно-обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики, раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приёмами пальчиковой гимнастики и массажа. |
Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х книгах. Москва: АСТ | Книга может быть использована для каждодневного чтения детям. Весь материал в книге разделён на три части: первая - для детей четырёх-пяти лет, вторая - до семи лет. Хрестоматия составлена в соответствии с Государственными стандартами, каждый раздел снабжён методическим аппаратом: вводными статьями, предназначенными для взрослых, контрольными вопросами для детей и методическими советами для взрослых. |
Планируя как единичное занятие, так и годовой курс, необходимо придерживаться методических рекомендаций.
Целью такого упражнения является выработка согласованности произношения слов и движений
Задачи |
|
Ход занятия | |
Введение | Дети рассматривают иллюстрацию с зимним пейзажем и отвечают на вопросы воспитателя. - Какое время года на картине? - По какому признаку вы догадались, что это зима? (Снег). - Какой снег? (Белый, пушистый, блестящий, холодный, серебристый). - Назовите снег ласково. (Снежок). - Как мы назовём явление природы, когда снег падает? (Снегопад). - А если снега намело огромную кучу, как мы её назовём? (Сугроб). - А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (Метель, вьюга). - Что происходит со снегом зимой? (Падает, кружится, летает, порхает, сыплется, тает). - Какой праздник бывает зимой? (Новый год). - А вам нравится этот праздник? Чем? (Приходят сказочные герои, Дед Мороз и Снегурочка приносят подарки, надеваем красивые костюмы и т. д.) - За что вы ещё любите зиму? (Дети начинают фантазировать, рассказывая о том, что можно делать зимой, несмотря на мороз и холод, и в результате оказывается, что зима - самое интересное и весёлое из всех времён года. |
Рассказ по картинкам | Детям демонстрируют несколько картинок, изображающих зимние игры и забавы, предлагают составить рассказ. Образец: «На картине изображён мальчик. Он катается на лыжах. Лучше всего это делать зимой, когда мороз и пушистый снег. Мальчик одет в лёгкую куртку и вязаную шапку. Если бы он надел шубу, ему было бы очень жарко, а также неудобно двигаться». |
Физкультминутка | Лыжи надеваем мы, (Дети идут друг за другом) И идём кататься. (Подражая движениям лыжников) Посмотри-ка, как на них Можно быстро мчаться. Санки с горки ледяной (Разбиваются на пары, один ребёнок встаёт впереди, другой сзади) Быстро мчатся сани. (Дети берутся за руки и бегут друг за другом) Впереди большой сугроб Бах! – застряли сани. (Останавливаются и приседают) |
Загадки | Старик-шутник на улице стоять не велит, За нос домой тянет. (Дед Мороз) Одеяло белое не руками сделано.- Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег) 5. Пальчиковая игра. Мы лепили снежный ком (Имитация движений) Ушки сделали потом (Показать ушки) И как раз вместо глаз (Указательными пальцами касаться) Угольки нашлись у нас. (уголки глаз) Зайчик вышел, как живой! (Поджать руки к груди, кисти опущены) Он с хвостом и головой! (Показать хвост, потом обе руки положить на голову) За усы не тяни (Погрозить пальцем) Из соломинки они! Длинные, блестящие (Развести руки от носа в стороны) Точно настоящие! (Покачать головой) |
Задачи |
|
Методическое обеспечение | Иллюстрации и силуэтные картинки зимней одежды, куклы, зимние вещи, снежинки. |
Ход занятия | |
Вводная часть | Чтение стихотворения на тему зимы. Проведение беседы: О каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему вы думаете, что это зима? (потому что все покрыто снегом и на речке лёд). А зимой тепло или холодно? (Холодно) Что делают люди, чтобы не замёрзнуть? (надевают тёплую одежду) |
Точечный массаж рук и ног | (Согласование слов и движений) Мы купили Вареньке (поглаживать правую, затем левую руку) Варежки (от пальцев к запястью) И валенки (одновременное поглаживание ног снизу вверх). Шубку тёплую наденем (имитация движений) И пойдём гулять скорее. |
Игра на запоминание слов | - Шапка, шуба, шарф, штаны, варежки, валенки. Воспитатель спрашивает двух-трёх детей. - Наши куклы Таня и Ваня собираются на прогулку, а мы будем им помогать. Какие вещи им надеть, чтобы они не замёрзли? (Рейтузы, кофточку, шапку, шарф, шубу, куртку, варежки, валенки). |
Дыхательная гимнастика | Упражнение на дыхательную гимнастику «Полёт снежинок». Детям раздаются «снежинки» - небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети, изображая ветер, спокойно дуют на снежинки. |
Игра с мячом | Дети образуют круг в игровой зоне. Воспитатель берёт в руки мяч, и становиться в центр круга. Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой. Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди. Дети отвечают (покупать, мять, терять, рвать, чинить, дарить, вешать, стирать, чистить и т. д.) |
Игра на закрепление новых слов | Воспитатель: У меня есть картинки, на которых изображены предметы зимней одежды. Рассмотрите их. Художник забыл нарисовать кое-какие детали. Дорисуйте их. |
В целях долгосрочного планирования педагогом разрабатываются планы. Календарный план охватывает короткий временной период (от одного занятия до одной недели) и включает:
Перспективный план - стратегическое распределение образовательного процесса на длительный временной период (от 1 месяца до 1 года).
План базируется на программном документе, в котором для каждой возрастной категории указывается объём знаний, умений и навыков.
Дата | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Наша группа» | Познакомить детей с группой комнатой. Учить детей ориентироваться в групповом пространстве. Развивать чувство любви и гордости за свою группу. Воспитывать у детей желание считаться с интересами друг друга. |
«Знакомим куклу Дашу с нашей группой» | Учить детей составлять короткий рассказ вместе с воспитателем; учить правильно называть предметы, согласовывать существительное с прилагательным по роду и числу; закрепить правильное произношение (д), (д`). | |
«В нашем детском саду» | Расширять и систематизировать представления о детском саде, прививать детям любовь к своему детскому саду, симпатию к товарищам. Расширять словарный запас за счёт имён существительных; вводить в словарь детей прилагательные, активизировать глагольный словарь; познакомить детей с предлогом «между». Совершенствовать звукопроизношение - воспроизводить звукоподражания и изолированные звуки. Развивать слуховое внимание и память. | |
«Осенняя картина» | Систематизировать представления о временах года, знакомить с признаками осени, названиями осенних месяцев; расширять словарь за счёт глаголов; за счёт качественных прилагательных и притяжательных прилагательных, ввести в речь детей сложное слово «листопад». Учить составлять коллективный рассказ по картине; различать близкие по звучанию звуки (с) и (ш); развивать умение отгадывать загадки. | |
Октябрь | «В гостях у Чиполлино» | Познакомить с названиями овощей; познакомить со сказкой Джанни Родари «Чиполлино»; Расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных и глаголов. Учить согласовывать имена существительные с числительными; закрепить употребление предлогов «в» - «из» и «на» - «с»; учить составлять рассказ по картинному плану. |
«В саду у Вишенки» | Познакомить детей с фруктами; расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных и глаголов. Учить образовывать множественное число имён существительных в именительном и родительном падежах, образовывать имена существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить строить предложения с однородными членами; составлять рассказ по картинному плану. | |
«В гостях у Лесовичка» | Знакомить детей с названиями грибов и ягод; расширять словарь за счёт прилагательных, а также антонимов. Учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать имена прилагательные с существительными; уточнить значение предлогов «на», «под», «за», «между», «перед» и «около». Стимулировать детей произносить звукоподражания с шипящими звуками. | |
«Музыкальные игрушки» | Закрепить знания детей о местонахождении каждой игрушки. Запомнить правило: «Каждой игрушке своё место». Учить детей осваивать элементарные ролевые и сюжетные игры. Вызывать гуманное отношение к игрушкам. Развивать фантазию детей. Составлять описания игрушек, пользуясь планом, предложенным воспитателем. | |
«Пожарная машина» | Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия предметов. Закреплять звукопроизношение звуков (ш), (р), (у). Активизировать использование предлогов, глаголов в предложениях. |
Двигательная гимнастика является полноценной частью занятия
Тематическую проверку работы педагогического коллектива по речевому развитию проводит администрация садика, психолог и учитель-логопед трижды в течение учебного года. В сентябре осуществляется мониторинг стартового уровня речевого развития детей и проверка документации (планирование), в середине - уточняется и анализируется динамика, в конце - подводятся итоги, делаются выводы о степени эффективности произведённой педагогической работы. Задачами проверки являются:
Формы контроля:
Обследование проводится строго индивидуально с каждым ребёнком в течение 15–20 минут, ответы фиксируются в протоколе и оцениваются. Итоговый подсчёт баллов позволит определить уровень речевого развития малыша (высокий, средний, низкий). По результатам тестирования готовятся рекомендации для воспитателей и родителей с указанием проблемных аспектов, которым стоит уделить внимание.
воспитанник проявляет самостоятельность и активность в игровой деятельности, решении бытовых задач посредством общения со взрослыми и другими детьми, свободно выражает эмоциональное состояние, формулирует желания и просьбы, старается уходить от конфликта, демонстрирует вежливость и воспитанность в речи;
К концу учебного года дети должны владеть определённым набором навыков.
Словарный запас:
Грамматические навыки:
Фонетический строй речи:
Связная речь:
Успех педагогических усилий, направленных на речевое развитие воспитанников, во многом зависит от организации жизни детского сада и атмосферы, в которой пребывают малыши; от заботливо созданной и продуманной развивающей среды. Дети этого возраста чрезвычайно активны, открыты к познанию нового, но часто проявляет поспешность, поэтому допускают ошибки и при этом довольно болезненно воспринимают критическую оценку. Поэтому важно, чтобы педагог проявлял терпение, дружелюбие и тактичность по отношению к детям, что, в свою очередь, вызовет у ребёнка ответное стремление работать и позволит добиться высокого образовательного результата.
Яруллина Ляйсан Фаритовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ ДС №16 "Родничок"
Населённый пункт:
Башкортостан, г. Янаул
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Перспективный план по развитию речи в средней группе"
Дата публикации:
13.03.2017
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 «Родничок» г. Янаул
Перспективное планирование деятельности
по образовательной области
«Речевое развитие: Развитие речи»
Средняя группа
2016-2017 уч.год
Составила: Нурокова Е. Р. воспитатель
Согласовано:
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Сентябрь
Тема:«Составление
рассказов об
игрушках» (Кошка,
собака, лиса)
Цель:
Формировать
умение
рассматривать
предметы, выделяя их
признаки,
качества
и
действия.
Формировать умение
составлять
с о в м е с т н ы й
с
воспитателем
описательный рассказ
о б
и г р у ш к а х.
Закрепить
правила
о б р а щ е н и я
с
игрушками.
Развивать
сосредоточенность
внимания.
. Тема: Звуковая культура
речи: звуки с и сь
Цель. Объяснить детям
артикуляцию звука с,
поупражнять в правильном,
отчетливом его произнесении
(в словах, фразовой речи).
Ход:Гербова. В.В
Занятия по развитии речи в
средней группе детского сада.
План занятий. – М.: Мозайка –
Синтез,2009. – 27с.з2
Тема: Чтение стихотворений об
осени. Составление рассказов –
описаний игрушек
Цель. Приобщать детей к
восприятию поэтической речи.
Продолжать учить рассказывать
об игрушке по определенному
плану (по подражанию педагогу).
Ход: Гербова. В.В
Занятия по развитии речи в
средней группе детского сада.
План занятий. – М.: Мозайка –
Синтез,2009. – 33с.з4
Тема: Чтение стихотворения И. Бунина
«Листопад». Составление рассказа о кукле
Цель. Продолжать учить детей составлять
рассказы об игрушке. Познакомить со
стихотворением о ранней осени, приобщая к
поэзии и развивая поэтический слух.
Предварительная работа. Накануне во время
прогулки «поискать» приметы осени: описать ее
цвета, послушать шуршание листьев и, если
удастся, отметить, что «воздушной паутины
ткани блестят, как сеть из серебра».
Ход:Гербова. В.В
Занятия по развитии речи в средней группе
детского сада. План занятий. – М.: Мозайка –
Синтез,2009. – 29с.з4
Октябрь
Тема:
С о с т а вл е н и я
рассказа
картинке
«Мой любимый город»
Ц е л ь: Дать
п е р в ы е
представления о стране и
городе,
в
котором
мы
живём.
В о спит ыват ь
л ю б о в ь
к
р о д н о м у
городу,
гордо с ть
(я
саратовец). Формировать
Тема
:
Звуковая культура речи:
звуки з и зь
Цель. Упражнять детей в
произношении изолированного
звука з (в слогах, словах); учить
произносить звук з твердо и
мягко; различать слова со
звуками з, зь.
Ход: Гербоава. В.В
Тема: Тема: «Овощи»
Ю.Тувим.Рассматривание
предметов
Цель: продолжать учить детей
различать и называть овощи,
отмечая их характерные
признаки, группировать по
одному признаку.
Развивать наблюдательность,
Диагностика педагогического процесса
Ноябрь
Тема: «Как научиться
дружить. Или секреты
дружбы»
Цель: формирование у
дошкольников
доброжелательного
отношения друг к другу;
воспитание
дружественных,
толерантных отношений
между детьми.
Ход: В.В.Гербова.
Занятия по развитию
речи в старшей группе,
с.38;
Тема:
Чтение
сказки
«Три
поросенка»
Цель.: Познакомить детей с
английской
сказкой
«Три
п о р о с е н к а »
(п е р.
С.
Михалкова), помочь понять ее
смысл
и
выделить
слова,
передающие страх поросят и
с т р а д а н и я
о ш п а р е н н о г о
кипятком волка.
Ход:Гербоава. В.В
Занятия
по
развитии
речи
в
средней группе детского сада.
План занятий. – М.: Мозайка –
Тема: Составление рассказов по
картине «Разные
автомобили»
Цель: продолжать
з н а ком и т ь
детей с предметами ближайшего
о к р у ж е н и я,
р а с ш и р я т ь
представления о них.
Развивать
мышление,
память,
воображение,
познавательные
интересы у детей.
Воспитывать
интерес
к
разным
видам транспорта, к профессиям
людей.
Ход:Г.Я.Затулина
«Конспекты
ко м п л е к с н ы х
з а н я т и й
п о
развитию речи» - стр.33
Тема: «Моя улица» (ознакомление с предметами)
Цель: знакомить детей с предметами ближнего
окружения, формирование умение активно
участвовать в беседе, использовать в речи наиболее
употребительные прилагательные, глаголы,
предлоги, наречия.
Развивать наблюдательность, память, умение
определять место положения предметов.
Воспитывать интерес к объектам ближайшего
окружения.
Ход
:
Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий
по развитию речи» - стр.123
Т е м а:
О б у ч е н и е
рассказыванию
Тема: Чтение детям русской
народной сказки «Зимовье»
Тема: Чтение и заучивание
стихотворений о зиме
Тема: Составление рассказа «Как мы готовимся
к Новому году» (Использование моделей)