Анатомо-физиологические механизмы речи. Речевой аппарат: как происходит формирование звуков речи

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:


Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены - воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи - та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Специальных органов, от природы предназначенных для производства и восприятия речевых звуков, у человека как биологического вида нет. Ротовая и носовая полости, зубы, язык, губы и др. - это такие органы, которые выполняли и выполняют прежде всего другие, чисто биологические функции. Однако в ходе длительной эволюции эти органы приспособились для производства и восприятия звуков речи. В речевой аппарат} при широком понимании этого термина, включают также центральную нервную систему, органы дыхания и слуха.

Рис. 4.1.

Управление моторикой речи - это одна из функций центральной нервной системы, за которую «отвечает» центр Брока , а восприятие речи обеспечивает слуховой центр Вернике 1 . Нарушение хотя бы одного из мозговых центров речи приводит к более или менее серьёзным речевым расстройствам - афазиям.

Для того чтобы состоялся речевой звук, необходима работа дыхательных органов. Дыхательные органы - это лёгкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Лёгкие и бронхи - источник и проводник воздушной струи, которая вызывает колебания органов произносительного аппарата, и в первую очередь, голосовых связок.

Артикуляторный аппарат. В узком смысле это органы речи, обеспечивающие за счёт различных движений и положений (артикуляций) всё качественное многообразие звуков человеческой речи.

Речевой (произносительный, артикуляторный) аппарат, таким образом, - это система органов человека, расположенных

в гортани, глотке и ротовой полости и приспособленных для производства звуков речи.

Строго говоря, придыхание немецкого и английского языков не является собственно согласным: буква Ь в англ, him обозначает лишь то, что гласный имеет придыхательное начало. Поэтому недопустимо заменять английское [h] русским [х]. Кстати, англичанам на слух кажется, что русское [х] есть [к], произнесенное с сильным придыханием. Поэтому при транслитерации содержащих звук [х] русских фамилий в английском языке используется буквосочетание kh, напр.: Харламов - Kharlamov.

По характеру участия в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные.

Активные органы - это органы, которые совершают различные движения, необходимые для образования речевых звуков.

Движения некоторых активных органов мы достаточно хорошо ощущаем (губы, язык), а движения других, более глубоких, - не ощущаем (мягкое нёбо, голосовые связки). Активными органами являются голосовые связки, язык (наиболее активный орган речи, в особенности его передняя часть => [с.], губы, мягкое нёбо, язычок (лат. увула), задняя спинка зева (греч. фаринкс).

Активная работа губ (округление, вытягивание, смыкание или сближение) обеспечивает образование огубленных (от лат. labia - лабиализованных ) гласных (например, рус. [о] и [у]) и губных согласных (например, рус. [б] и [п], англ. [w]).

Очень важную (но совсем не замечаемую говорящим) роль в образовании гласных и согласных звуков в любом языке играет мягкое нёбо, называемое также нёбной занавеской ; оно действительно открывает и закрывает носовую полость: при опущенной нёбной занавеске, когда воздушная струя свободно проникает в полость носа, возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных (во французском, польском, старославянском и некоторых других языках) и согласных - во всех языках. При поднятой нёбной занавеске мягкое нёбо закрывает для воздушной струи проход в носовую полость; при этом возникают неносовые (чистые) звуки речи, которые численно преобладают в любом языке.

В отличие от мягкого нёба, работа которого актуальна для всех языков, увула , представляющая собой его оконечность, используется для образования увулярных согласных лишь в некоторых языках, например [R] во французском.

Пассивные органы неподвижны, но они взаимодействуют

с активными, создавая смычку или щель в месте образования

звука речи.

Пассивные органы - это зубы, альвеолы (бугорки у корней верхних зубов, от лат. alveolus - желобок), твёрдое нёбо.

Артикуляция звука речи. Для образования каждого речевого звука необходим комплекс работ органов речи, т.е. вполне определённая артикуляция (от лат. articularis - суставный, членораздельный). Таким образом, артикуляция - это совокупная работа органов речи, необходимая для произнесения звука.

Артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, при этом количество и характер совершаемых движений при образовании разных типов звуков - гласных или согласных - неодинаковы => [см. табл. 4.9].

При артикулировании гласных главным является вертикальное и горизонтальное движение языка в полости рта, хотя дополнительно возможна работа губ и нёбной занавески, участие носовой полости. Так, при артикулировании русского [и]:

  • 1)голосовые связки сомкнуты, напряжены и дрожат;
  • 2) нёбная занавеска поднята;
  • 3)язык максимально продвинут по горизонтали вперёд и достаточно высоко поднят к твёрдому нёбу в своей средней части.

Все эти движения не создают речевых шумов, но меняют форму резонатора и - как следствие - тембр гласного.

При образовании согласных очень важно взаимодействие различных активных и пассивных органов, смыкание или образование щели, что создаёт различный тип шума, составляющий основу в тембре согласного. Например, артикуляция звука [б] складывается из совокупной работы четырёх активных органов:

  • 1)голосовые связки напряжены и дрожат (шумный звонкий);
  • 2) нёбная занавеска поднята (неносовой, или чистый);
  • 3) средняя часть спинки языка опущена , т.е. не приподнята к твёрдому нёбу (непалатализованный, или твёрдый);
  • 4) губы сомкнуты (губно-губной, или билабиальный), воздушная струя с силой размыкает преграду , образованную сомкнутыми губами (смычно-взрывной).

Это и есть те движения и состояния органов речи, которые образуют артикуляционно-акустическое единство, воспринимаемое всеми говорящими как типовой звук данного языка.

Приведённые артикуляционные характеристики обеспечивают также различие акустических свойств этих звуков.

Фазы артикуляции. Речь человека на любом языке представляет собой своеобразный звуковой поток. Иначе говоря, те или иные совокупности звуков, которые образуют материальную оболочку слов и морфем как значимых частей в структуре слова, представляют собой отнюдь не простую последовательность изолированных друг от друга единиц. Процесс артикуляции - это процесс комплексный: когда мы говорим, звуки тончайшим образом, и при этом с большой скоростью, приспосабливаются, «притираются» друг к другу. Фактически любой речевой звук, попадая в окружение других звуков, т.е. находясь в окружении разных «соседей», непременно видоизменяет своё звучание. Так, начальный согласный С неодинаково звучит в русских словах сАжа, сТужа, сЛом, сКат, сМолк, сПор, сЫро, (Варка и т.д., потому что за ним следуют различные согласные и гласные (они выделены заглавными буквами в ряду предложенных примеров), каждый из которых будет по-своему воздействовать на этот согласный С.

Приведём ещё ряд примеров: согласные Д, Р, С и др. перед огубленными (лабиализованными) гласными У и О (док, рок, сок, дух, рук, суд) артикулируются не совсем так, как перед гласными А или Ы (дар, раз, сад, дыр, рысь, сыр)] гласные А и О между носовыми М и Н произносятся несколько иначе, чем между неносовыми (чистыми) Б и Д.

В чём же заключаются эти различия и чем они вызваны?

Дело в том, что артикуляция изолированного звука речи осуществляется в три этапа, которые принято называть фазами артикуляции (и эго, в принципе, можно попытаться «отследить», просто сосредоточившись на движениях органов речи, т.е. без специальной аппаратуры).

Первая фаза - экскурсия (от лат. excursio - вылазка, выбегание вперёд), или приступ , - это фаза, при которой органы речи выходят из состояния покоя, совершая движения и занимая положения, необходимые для произнесения соответствующего гласного или согласного.

Допустим, нам нужно произнести русский согласный [з]. Для этого на этапе экскурсии одновременно совершаются следующие артикуляторные действия: голосовые связки смыкаются, напрягаются и начинают дрожать; нёбная занавеска поднимается, закрывая вход в носовой резонатор (носовую полость); средняя часть спинки языка опускается; передняя часть языка сближается с верхними зубами.

Вторая фаза - выдержка, или экспозиция, при которой органы речи сохраняют (выдерживают) в течение необходимого времени определённое - в зависимости от артикулируемого звука - «рабочее состояние».

Третья фаза - рекурсия (от лат. recursus - возвращение), или отступ, при которой органы речи возвращаются в исходное состояние покоя.

Подчеркнём, что так выглядят фазы артикуляции применительно к произношению изолированного звука. В реальности же, в процессе коммуникации, как уже отмечалось выше, имеет место так называемый поток речи, а это означает, что после выдержки первого звука органы речи не возвращаются в состояние покоя. Фактически в зоне контакта любых звуков происходит своеобразное соединение, или, точнее, взаимодействие звуков, при котором одна из фаз, например предыдущего звука, как бы становится исходным положением для артикуляции последующего. Таким образом, в потоке речи происходит тесное переплетение контактирующих звуковых единиц, причём «последствия» такого взаимодействия не только в принципе разнообразны, но могут быть к тому же сугубо специфичными для отдельных языков.

Фазовый характер артикуляции объясняет не только взаимодействие звуков в потоке речи => [с. 130], но и наличие в языке звуков сложной артикуляции (аффрикат и дифтонгов) => [с. 122, 125].

Характер озвучивания слов, а значит, характер и степень глубины взаимодействия звуков внутри и/или на стыке «звукокомплексов», может зависеть как от стиля произношения и типа произнесения (полного, т.е. тщательного и медленного, или нейтрального, или быстрого, т.е. разговорного и даже небрежного), так и от интонации и выражаемого содержания и коммуникативного намерения (интенции ) говорящего.

Носители языка, по объективным причинам, не в состоянии фиксировать всё возможные нюансы звукового видоизменения. Не только потому, что ограничены возможности нашего слуха, но и потому, что отсутствует психологический настрой на их восприятие. Однако некоторые звуковые различия говорящими замечаются и осознаются.

Примеры практики

Носителям русского языка, в частности, довольно хорошо известны примеры различного, ситуативно обусловленного озвучивания таких слов (и это едва ли исчерпывающий список вариаций), как здравствуйте [здраствуйт’и], [здрас’т’и]; сейчас ([с’ич’ас], [ш’ч’ас], [ш’ш’ас] и [пГш’аз!]); сегодня ([с’ивод’н’а], [с’од’н’а]); пятьдесят ([п’ид’:ис’ат], [и ’ии’сат], [пс’ат]); что ([што], [ч’о], [то]);рубль ([рубл’], [руп’]> [руб’эл’]) и др.

Приведите примеры реальных ситуаций выбора того или иного варианта произношения. => [Хр:..., Бондарко, фрагмент 2, а также Хр. к гл. 12, О произносительной манере Реформатского).

  • Центр Брока - участок коры головного мозга, названный по имени французского антрополога и хирурга П. Брока, находящийся в задненижней частитретьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается моторная организация речи и который представляет собой своегорода речевой анализатор (Словарь медицинских терминов).
  • Центр Вернике - участок коры головного мозга, названный по именинемецкого невропатолога и психиатра К. Вернике, расположенный в заднемотделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи и представляющий собойсобственно вербальный анализатор (Словарь медицинских терминов).
  • Придыхательные согласные, или аспираты (от лат. aspnratio - придыхание),образуются трением воздуха о голосовые связки вследствие сужения междусвя-зочной щели без напряжения мускулатуры. В русском языке таких согласных нет.
Составляющие голосового аппарата:

— дыхательный аппарат (механизм дыхания)
— речевой аппарат (артикуляционный)
— гортань с голосовыми связками и резонаторы

В механизм дыхания входит полость носа и глотки (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое.

Легкие состоят из нежной пористой ткани. Эта нежная ткань представляет собой скопление пузырьков (альвеол). Трахея вместе с бронхами образует бронхиальное дерево. Внизу трахея переходит в бронхи, вверху – в гортань.
Легкие вмещают около пяти-шести литров воздуха. Обычный спокойный вдох — приблизительно пол-литра воздуха, а глубокий – полтора литра.

Речевой аппарат включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык, зубы.

Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.
Посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки.

Голосовые связки – это две мышечные складки. В отличие от других мышц, мышцы связок сокращаются в различных направлениях. Благодаря этому связки приобретают упругость и эластичность, и могут колебаться не только полностью, но и краями, серединой.

Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации.
В здоровом состоянии связки напоминают цвет перламутра, цвет слоновой кости, а когда голос не в порядке – связки краснеют.
Связки – нежная и хрупкая часть голосового аппарата. К ним нужно относиться бережно, чтобы голос не уставал.

У мужчин и женщин длина и толщина связок разная. У низких басов толщина связок – около пяти миллиметров, длина – двадцать четыре-двадцать пять миллиметров. Длина голосовых связок у высоких сопрано – четырнадцать-девятнадцать миллиметров, а толщина – около двух миллиметров.

Голосовые резонаторы

Резонаторы, которые находятся выше гортани – верхние (головные) . Сюда входит полость глотки, рта, носа.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – нижние (грудные) . Это трахея и бронхи.

Если мы правильно пользуемся резонаторами, правильно посылаем звук, то при звучании более низких звуков вибрирует грудная клетка, а при звучании высоких звуков – вибрирует переносица.

Атака звука

Звук появляется в тот момент, когда воздух прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Самый первый момент после взятия дыхания и появления звука – это атака звука.

Бывает три вида атаки звука:
— твердая
— мягкая
— придыхательная

Твердая атака
Твердая атака – полное смыкание связок до возникновения звука, а затем – энергичный прорыв связок воздухом. Твердая атака дает возможность точно переходить от звука к звуку без всяких «подъездов». Для выработки точной интонации помогут произведения, исполняемые на твердой атаке – волевые, маршеобразные, энергичные.

Мягкая атака
Мягкая атака – это смыкание связок в момент возникновения звука. Поэтому появляется едва заметное, спокойное пение. На мягкой атаке поются лирические, напевные произведения, например, колыбельные. Такие произведения рекомендованы для исполнения, если у вокалиста звук не «льется», не «тянется».

Придыхательная атака
Придыхательной атакой пользуются иногда, как средством художественной выразительности, как окраской. Звук появляется при не полном смыкании связок, а потом, как бы запаздывая, происходит полное смыкание связок.
В пении пользуются твердой и мягкой атакой. И лишь редко, например, для передачи интонаций вздоха, плача используют придыхательную атаку.

Знание строения и функциональной организации речевой деятельности позволяет представлять сложный механизм речи в норме, анализировать речевые патологии и правильно определять пути коррекционного воздействия. Речь является одной из высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой ведущая роль принадлежит головному мозгу. Основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, расположенные в различных областях центральной нервной системы, на различных уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Речь - это совершенная форма общения, которой обладает только человек. В процессе коммуникации люди обмениваются мыслями, воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка.

Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Отбираются необходимые для выражения мысли слова, связываются по правилам грамматики языка и произносятся путем артикуляции речевых органов. Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными, автоматическими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Говорящий следит только за ходом мысли, а не тем, какое положение занимает язык во рту. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата. Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.

Речь развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария (у левшей правого). Лобные извилины являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи. Височные извилины являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. Поэтому мы можем воспринимать чужую речь. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи. Кора головного мозга связана с органами речи двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга. От периферии к центру, то есть от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. Они иннервируют мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть, мимическую мускулатуру, мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба, а также мышцы шеи, мышцы языка. Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного. Дыхательный отдел - это грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного. Выдох намного длиннее вдоха, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном дыхании. Голосовой отдел - гортань и находящиеся в ней голосовые складки. Артикуляция - это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов составляющих слоги, слова.

Органы речевой артикуляции - органы, которые обеспечивают движение ротовой полости. Уклад (артикуляционный) - положение, которое органы занимают (принимают) при движении. Значение для артикуляции имеют органы ротовой полости и сама ротовая полость. Именно в ней голос многократно усиливается и дифференцируется на определенные звуки, обеспечивая возникновение фонем. Здесь же, в ротовой полости, образуются звуки нового качества - шумы, из которых впоследствии формируется членораздельная речь. Способность дифференцировать голос в определенные фонемы происходит потому, что органы ротовой полости и образующие ротовую полость структуры находятся в движении. Это приводит к изменению размера и формы ротовой полости, к образованию определенных затворов, которые замыкают или сужают ротовую полость. При замыкании поток воздуха задерживается, потом с шумом прорывается через этот затвор. Это способствует возникновению одних определенных звуков речи. При суживании возникает достаточно длительный шум, происходящий в результате трения воздушного потока о стенки суженной полости. Это вызывает возникновение другого рода речевых звуков.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. В анатомическом соотношении рот делится на две части: преддверие рта и собственно полость рта. Преддверие рта представляет собой щелевидное пространство, ограниченное снаружи губами и щеками, изнутри - зубами и альвеолярными отростками челюстей.

В толще губ и щек заложены мимические мышцы; снаружи они покрыты кожей, а со стороны преддверия полости рта - слизистой оболочкой. Слизистая оболочка губ и щек переходит на альвеолярные отростки челюстей, при этом на серединной линии образуются складки - уздечки верхней и нижней губы. На альвеолярных отростках челюстей слизистая оболочка плотно сращена с надкостницей и называется десной. Собственно полость рта ограничена сверху твердым и мягким небом, снизу - диафрагмой рта, спереди и с боков - зубами и альвеолярными отростками, я сзади через зев сообщается с глоткой. Губы представляют собой подвижное образование. Они образованы круговой мышцей рта, которая обеспечивает определенное состояние ротовой полости (открытое, закрытое) и обеспечивает способность удовлетворить потребность в пище (сосание).

Губы в своем составе имеют еще несколько мышц - это квадратная мышца нижней губы, подбородочная мышца, резцовая мышца, треугольная, квадратная мышца верхней губы, скуловая мышца (собачья), мышцы, поднимающие верхнюю губу и угол рта. Эти мышцы обеспечивают подвижность круговой мышцы - они одним концом прикрепляются к кости лица черепа, а другим концом они вплетаются а определенном месте в круговую мышцу рта. Не образуя основу губ, они обеспечивают подвижность губ в разном направлении. Губы являются специальным затвором определенной группы звуков, активно участвуют в артикуляции других звуков, которым соответствует тот или иной уклад языка. Очертания губ также обеспечивают артикуляцию. Губы способствуют изменению размера и формы преддверия рта, тем самым оказывая влияние на резонирование всей ротовой полости. Большое значение в речевой деятельности имеет шейная мышца (мышца трубачей). Являясь достаточно мощным образованием, замыкающим ротовую полость по бокам, она играет достаточную роль в артикуляции звуков. Она образует определенный уклад совместно с круговой мышцей рта для произнесения некоторых звуков, изменяет величину и форму ротовой полости, обеспечивая изменение резонанса при артикуляции.

Щеки являются мышечным образованием. Щечная мышца покрыта снаружи кожей, а изнутри - слизистой оболочкой, являющейся продолжением слизистой оболочки губ. Слизистая оболочка покрывает изнутри всю полость рта, за исключением зубов. К системе мышц, изменяющих форму ротового отверстия, следует отнести также группу жевательных мышц. К ним относятся жевательная мышца, височная мышца, внутренняя и наружная крыловидные мышцы. Жевательная мышца и височная мышца поднимают нижнюю челюсть.

Крыловидные мышцы, сокращаясь одновременно с обеих сторон, выдвигают челюсть вперед. При сокращении этих мышц на одной стороне челюсть движется в противоположную сторону. Опускание нижней челюсти при открывании рта происходит главным образом в силу ее собственной тяжести (жевательные мышцы при этом расслаблены) и отчасти вследствие сокращения шейных мышц. Мышцы губ и щек управляются лицевым нервом. Жевательные мышцы получают команды от двигательного корешка тройничного нерва. К органам артикуляции относится также и твердое небо.

Твердое небо - это костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости и являющаяся одновременно крышей полости рта и дном носовой полости. В передней своей части твердое небо образуется небными отростками верхнечелюстных костей, а в заднем отделе - горизонтальными пластинками небных костей. Слизистая оболочка, покрывающая твердое небо, плотно сращена с надкостницей. По средней линии твердого неба виден костный шов. По своей форме твердое небо представляет собой выпуклый кверху свод. Размер небного свода у разных людей значительно различается.

В поперечном сечении он может быть более высоким и узким или более плоским и широким, а в продольном направлении небный свод может быть куполообразным, пологим или крутым. Твердое небо является пассивным компонентом язычно-небного затвора. Конфигурация твердого неба отмечается многообразием. Существует определенная классификация твердого неба. В горизонтальном сечении различают три формы неба: овальная форма, притупленный овал и заостренный овал яйцевидной формы. Для речевой артикуляции особенно существенна кривизна небного свода в сагиттальном направлении. При различных формах свода существуют определенные методики формирования различных укладов.

Мягкое небо - это образование, служащее продолжением твердого неба, образованного костями. Мягкое небо представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого неба называется небной занавеской. При расслаблении небных мышц небная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается наверх и назад. В середине небной занавески имеется удлиненный отросток - язычок. Мягкое небо находится на границе ротовой полости и глотки и служит вторым язычковым затвором. По своей структуре мягкое небо представляет собой эластичную мышечную пластинку, которая очень подвижна и при определенных условиях может закрывать вход в носоглотку, поднимаясь наверх и назад и открывая ее. Это регулирует величину и направление воздушного потока из гортани, направляя этот поток либо через носовую полость, либо через ротовую полость, при этом голос звучит по-разному. Когда мягкое небо опущено - воздух попадает в носовую полость, голос звучит приглушенно. Когда мягкое небо поднято - оно соприкасается со стенками глотки и обеспечивает отключение звукообразования из носовой полости, резонируют только ротовая полость, полость глотки и верхняя часть гортани.

Язык - это массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована и носит название корня языка. Различают кончик и передний край языка, боковые края языка и спинку языка. Спинка языка условно делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Это деление носит чисто функциональный характер, и никаких анатомических границ между указанными тремя частями не имеется. Большинство мышц, составляющих массу языка, имеет продольное направление - от корня языка к его кончику. Вдоль всего языка по средней линии проходит волокнистая перегородка языка. Она сращена с внутренней поверхностью слизистой оболочки спинки языка.

Мышцы языка делят на две группы. Мышцы одной группы начинаются от костного скелета и заканчиваются в том или ином месте внутренней поверхности слизистой оболочки языка. Мышцы другой группы обоими своими концами прикрепляются к различным участкам слизистой оболочки. Сокращение мышц первой группы обеспечивает движение языка как целого, при сокращении мышц второй группы изменяются форма и положение отдельных частей языка. К первой группе мышц языка относятся подбородочна-язычная мышца, подъязычно-язычная мышца, шило-язычная мышца. Во вторую группу мышц языка входят верхняя продольная мышца языка, расположенная под слизистой оболочкой спинки языка, нижняя продольная мышца языка, представляющая собой длинный узкий пучок, располагающийся под слизистой оболочкой нижней поверхности языка, поперечная мышца языка, состоящая из нескольких пучков, которые, начавшись на перегородке языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к внутренней поверхности слизистой оболочки бокового края языка. Сложно переплетенная система мышц языка и разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и напряжение языка, что играет большую роль в процессе произношения звуков речи, а также в процессах жевания и глотания.

Дно полости рта образуется мышечно-перепончатой стенкой, идущей от края нижней челюсти к подъязычной кости. Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полости рта, образует на средней линии складку - уздечку языка. Подъязычная кость выполняет активную роль в процессе моторики языка. Она располагается по средней линии шеи, чуть ниже и сзади от подбородка. Эта кость служит местом прикрепления не только скелетных мышц языка, но и мышц, которые образуют диафрагму или нижнюю стенку ротовой полости. Подъязычная кость вместе с мышечными образованиями обеспечивают изменение ротовой полости по ее форме и величине, а значит, принимают участие в резонаторной функции.

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам, которые расположены во всей надставной трубе. Надставная труба - это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость. У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных полости глотки и рта связанны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку - надставную трубу, которая благодаря своему строению может меняться по объему и форме. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения надставной трубы и создают явление резонанса.

В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие - заглушаются. Возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при произнесении звука «а» ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука «и», наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется. Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом, носовом). Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани). Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные. Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата. Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы.

Артикуляторная программа реализуются в исполнительной части речедвигательного анализатора. В дыхательной, фонаторной и резонаторной системах. Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируются устная (или экспрессивная) речь. Подведем краткий итог о функциях разных составляющих речевого аппарата в артикуляции звуков. Особенность надставной трубы голосового аппарата человека состоит в том, что она не только усиливает голос и придает ему индивидуальную окраску (тембр), но и служит местом образования звуков речи.

Одни части надставной трубы (полость носа, твердое небо, задняя стенка глотки) неподвижны и называются пассивными органами произношения. Другие части (нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо) - подвижны и называются активными органами произношения. При движениях нижней челюсти происходит открывание или закрывание рта.

Разнообразные движения языка и губ изменяют форму полости рта, образуют в разных местах ротовой полости смычки или щели. Мягкое небо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает вход в нос, опускаясь -- открывает его. Деятельность активных органов произношения, которая называется артикуляцией, и обеспечивает образование звуков речи, т. е. фонем. Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции. Рассмотрим особенности артикуляции гласных звуков. Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Возникший в гортани звук в надставной трубе усиливается и воспринимается в виде чистого голоса без примеси шумов. Звук голоса, как было сказано, состоит из основного тона и целого ряда добавочных тонов - обертонов.

В надставной трубе происходит усиление не только основного тона, но и обертонов, причем не все обертоны усиливаются одинаково: в зависимости от формы резонирующих полостей, главным образом полости рта и отчасти глотки, одни области частот усиливаются больше, другие - меньше, а некоторые частоты и вовсе не усиливаются. Эти усиленные области частот, или форманты, и характеризуют акустические особенности различных гласных. Каждому гласному звуку соответствует особое расположение активных органов произношения - языка, губ, мягкого неба. Благодаря этому один и тот же звук, возникший в гортани, приобретает в надставной трубе, главным образом в полости рта, характерную для того или иного гласного окраску.

В том, что особенности звучания гласных зависят не от звука, возникшего в гортани, а только от колебаний воздуха в соответственно установленной ротовой полости, можно убедиться путем простых опытов. Если придать полости рта ту форму, которую она принимает при произнесении того или иного гласного, например «а», «о» или «у», и в это время пропускать мимо рта струю воздуха из мехов или щелкать пальцем по щеке, то можно ясно услышать своеобразное звучание, вполне отчетливо напоминающее соответственный гласный звук. Форма полостей рта и глотки, характерная для каждого гласного, зависит в основном от положения языка и губ. Движения языка вперед и назад, большее или меньшее его поднятие к определенной части неба изменяют объем и форму резонирующей полости. Губы, вытягиваясь вперед и округляясь, образуют отверстие резонатора и удлиняют резонирующую полость.

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом: 1) участия или неучастия губ; 2) степени подъема языка и 3) места подъема языка. Отличительной особенностью артикуляции согласных является то, что при их образовании на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая эти препятствия, воздушная струя производит шумы, которые и определяют акустические особенности большинства согласных. Характер звучания отдельных согласных зависит от способа образования шума и места его возникновения. В одних случаях органы произношения образуют полное смыкание, которое с силой разрывается струей выдыхаемого воздуха.

В момент этого разрыва (или взрыва) получается шум. Так образуются смычные, или взрывные, согласные. В других случаях активный орган произношения лишь приближается к пассивному, так что между ними образуется узкая щель. В этих случаях шум возникает в результате трения воздушной струи о края щели. Так образуются щелевые согласные. Если органы произношения, образовавшие полную смычку, размыкаются не мгновенно, путем взрыва, а путем перехода смыкания в щель, то возникает сложная артикуляция со смычным началом и щелевым концом. Такая артикуляция характерна для образования смычно-щелевых (слитных) согласных, или аффрикат. Воздушная струя, преодолевая сопротивление преграждающего ей путь органа произношения, может привести его в состояние вибрации (дрожания), в результате чего возникает своеобразный прерывистый звук. Так образуются дрожащие согласные, или вибранты. При наличии полного смыкания в одном месте надставной трубы (например, между губами или между языком и зубами) в другом ее месте (например, по бокам от языка или позади опущенного мягкого неба) может оставаться свободный проход для воздушной струи.

В этих случаях шума почти не возникает, но звук голоса приобретает характерный тембр и заметно приглушается. Согласные, образующиеся при такой артикуляции, носят название смычно-проходных. В зависимости от того, куда направляется воздушная струя -- в полость носа или в полость рта, смычно-проходные согласные подразделяются на носовые и ротовые. Особенности характерного для согласных шума зависят не только от способа его образования, но и от места возникновения. Как шум взрыва, так и шум трения может возникать в разных местах надставной трубы. В одних случаях активным органом произношения, образующим смычку или щель, является нижняя губа, и возникающие при этом согласные носят название губных. В других случаях активным органом произношения является язык, и тогда согласные называются язычными. При образовании большинства согласных к основному способу артикуляции (смычке, сужению, вибрации) может присоединяться дополнительная артикуляция в виде подъема средней части спинки языка к твердому небу, или так называемой палатализации, акустическим результатом палатализации согласных является их смягчение.

В основе классификации согласных лежат следующие признаки: 1) участие шума и голоса; 2) способ артикуляции; 3) место артикуляции; 4) отсутствие или наличие палатализации, иначе говоря - твердость или мягкость. Согласные, образуемые при помощи голоса и при слабо выраженном шуме, называют сонорными. Сонорные согласные противопоставляются всем остальным согласным, которые называют шумными. В отличие от сонорных они образуются с участием достаточно сильных и ясно различаемых шумов. Шумные согласные делятся на две группы. Одна группа - согласные, образуемые без участия голоса, при помощи одного лишь шума. Они называются глухими. При их произнесении голосовая щель раскрыта, голосовые связки не колеблются.

Другая группа - согласные, образуемые при помощи шума и в сопровождении голоса. Они называются звонкими. Большинство шумных согласных составляет пары глухих и звонких. По способу артикуляции, т.е. по способу образования преграды между активными и пассивными органами произношения, согласные делятся на пять групп. Шумные согласные образуют три группы. Первая - смычные, или взрывные. Вторая - щелевые (проторные), или фрикативные.Третья - смычно-щелевые (слитные), или аффрикаты. Сонорные согласные по способу артикуляции делятся на две группы: смычно-проходные и дрожащие, или вибранты. По месту артикуляции согласные прежде всего делятся на две группы в зависимости от активного органа произношения, участвующего в их образовании, а именно на губные и язычные. Губные согласные, в свою очередь, делятся на две группы в зависимости от пассивного органа, относительно которого артикулирует нижняя губа: губно-губные и губно-зубные.

Язычные согласные в зависимости от пассивного органа, по отношению к которому артикулирует язык, делятся на пять групп: язычно-зубные, язычно-альвеолярные, язычно-передненебные, язычно-средненебные, язычно-задненебные. Палатализованные согласные (т. е. согласные, образуемые при помощи описанной выше дополнительной артикуляции, заключающейся в поднятии средней части спинки языка к твердому небу) называют мягкими в отличие от непалатализованных, или твердых согласных. Большинство согласных составляют пары твердых и мягких.

Теперь обратимся к строению периферического речевого аппарата (исполнительного).

В состав периферического речевого аппарата входят: органы ротовой полости, нос, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего).

Дыхательный аппарат

Дыхательный аппарат - это грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена, т. е. доставка в организм кислорода и выведение углекислого газа, а также он осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.

Движение стенок грудной клетки при вдохе осуществляется благодаря действию так называемых вдыхательных мышц. Одни из них расширяют грудную клетку, главным образом в стороны и вперед (наружные межреберные мышцы и подниматели ребер), другие - вниз (диафрагма), третьи - вверх (мышцы, прикрепляющиеся одним концом к верхним ребрам и ключицам, а другим - к основанию черепа).

Диафрагма - плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной, имеет куполообразную форму; при вдохе она идет вниз и делается более плоской, что дает возможность легким расширяться, а при выдохе она опять поднимается вверх (рис. 2).

Рис. 2.

Положение грудной клетки, передней стенки живота и диафрагмы:

  • ****** во время спокойного выдоха; --- во время вдоха при реберном дыхании;
  • ------- во время вдоха при диафрагмальном дыхании; ......во время вдоха и при ключичном дыхании.

Кроме основных дыхательных мышц, имеются еще вспомогательные (например, мышцы плечевого пояса и шеи). Участие вспомогательных мышц в акте дыхания обычно говорит о том, что основные мышцы не могут обеспечить необходимую подачу воздуха (при беге, тяжелой физической нагрузке).

Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.

Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох-выдох - остановка, вдох-выдох - остановка. Вдох является наиболее активным звеном всего процесса. Сразу после него наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. У взрослого здорового человека в минуту происходит 16-18 полных дыхательных движений. Время, затрачиваемое на вдох и выдох, приблизительно одинаково (4:5); вдох происходит через нос, выдох - через рот. Количество выдыхаемого за один раз воздуха равняется примерно 500 см3, но легкие никогда не освобождаются от воздуха полностью, всегда остается так называемый остаточный воздух. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии.

Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев: слогов, их групп и синтагм, которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими. Таким образом, моменты вдоха (речевой паузы), количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не могут следовать в однообразной ритмической последовательности друг за другом.

В речевом дыхании выдох является самым главным и активным звеном всего процесса, он значительно длиннее вдоха - 1:20 или даже 1:30; последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох - остановка - выдох. Вдох будет происходить главным образом через рот (путь вдыхаемого воздуха через рот короче и шире, чем через нос, поэтому происходит быстрее и незаметнее). Кроме того, при вдохе через рот нёбная занавеска остается поднятой, что соответствует ее положению при произнесении большинства речевых звуков.

Весь процесс дыхания становится более произвольным. Во время остановки происходит задержка воздуха в груди, а затем постепенный управляемый выдох. Важна не только длительность выдоха, но и его плавность и легкость. Для того чтобы то или другое движение было плавным, эластичным, необходимо, чтобы в этом движении принимали участие как агонисты (в данном случае вдыхатели, которые остаются по окончании вдоха напряженными), так и антагонисты, т. е. мышцы, действующие в противоположном направлении (в данном случае выдыхатели). Описанное явление носит название опоры дыхания.

Длительность речевого выдоха регулируется произвольно и зависит от содержания и сложности речевого выказывания, которое собирается реализовать говорящий. Но произвольность речевого выдоха определяет возрастом говорящего: дети раннего возраста не могут осуществлять этот контроль, поэтому их речь членится на короткие отрезки. Дети дошкольного возраста регулируют длительность речевого выдоха не в полной мере, поэтому усложнение их речи, повышенные требования со стороны взрослых могут привести к нарушению речевого дыхания.

Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания, и только в процессе речевого развития под влиянием речи окружающих у него вырабатывается речевое дыхание. В случаях рано возникающей речевой патологии дыхание часто остается на уровне жизненного. В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной - газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Понятно, что для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани (рис. 3). Гортань вверху граничит с глоткой, а внизу с трахеей и представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Всю переднюю и большую часть задней поверхности гортани образуют щитовидный и перстневидный хрящи. Они соединены между собой связками и мышцами. Гортань посредством различных мышц прикреплена сверху к глотке и подъязычной кости и снизу к грудине. Подъязычная кость, в свою очередь, прикреплена мышцами внизу к гортани и к грудной кости, а вверху к нижней челюсти и височной кости черепа. Таким образом, движения гортани, глотки, нижней челюсти и языка могут оказывать влияние на положение каждого из этих органов.

Отверстие, ведущее в гортань из полости глотки, называется входом в гортань. Оно образовано спереди надгортанником, сзади черпаловидными хрящами, а с боков черпаловидно-надгортанными складками (мышцами).

Рис. 3.

1 - надгортанник; 2 - черепало-надгортанная складка; 3 - щитовидный хрящ;4 - ложная голосовая связка; 5 - морганиев желудочек; 6 - истинная голосовая связка;7 - перстневидный хрящ; 8 - трахея.

Надгортанник состоит из хрящевой ткани, имеющей форму листа. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит клапаном: опускаясь при глотательном движении кзади и книзу, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

Внутри гортани, на некотором расстоянии от входа в нее, находится голосовая щель, образуемая голосовыми связками. Голосовые связки находятся на уровне основания черпаловидных хрящей. Они образованы толстой щито-черпаловидной мышцей, расходящейся по обе стороны просвета гортани (в горизонтальном направлении). Своей массой голосовые связки почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель (рис. 4а). При вдохе голосовая щель расширяется и принимает вид треугольника (рис. 4б), обращенного своей вершиной вперед, а основанием - назад. При выдохе щель сужается.

Кнаружи от голосовых связок, несколько выше их, в том же направлении идут так называемые ложные голосовые связки, представляющие собой две складки слизистой оболочки, покрывающие подслизистую ткань и небольшой мышечный пучок. В норме ложные голосовые связки принимают некоторое участие при смыкании и размыкании голосовой щели, но они двигаются вяло и не сближаются друг с другом.

Рис. 4.

а - во время звучания: 1 - надгортанник; 2 - голосовые связки сближены; 3 - голосовая щель замкнута; б - при спокойном дыхании: 1 - надгортанник; 2 - голосовые связки расходятся под углом; 3 - голосовая щель раскрыта для свободного тока воздуха.

Голосовые связки имеют особое мышечное строение, отличное от строения других мышц. Вследствие особого строения мышц голосовые связки могут колебаться как всей своей массой, так и одной какой-нибудь частью, например половиной, третью, краями и т. д. В то время как часть голосовой мышцы вибрирует, остальная масса мускула может находиться в состоянии полного покоя. Те мышечные волокна голосовых связок, которые идут в косом направлении, сжимают определенный участок голосовой мышцы и заставляют колебаться только тот или иной ее отрезок (играют роль глушителей). Деятельность всех указанных внутренних гортанных мышц обеспечивает зарождение звука.

Внешние гортанные мышцы окружают гортань и удерживают ее на определенном уровне, что крайне необходимо, так как воздух, выдыхаемый из легких с той или иной силой, стремится поднять гортань кверху, а без фиксации гортани в низком положении голосообразование делается невозможным. Фиксация гортани возможна благодаря напряжению взаимопротивоположно действующих мышц, прикрепляющих ее к подъязычной и грудинной костям. Низкое ее положение зависит от положения нижней челюсти, языка и степени натяжения мышц зева и глотки: а) при недостаточно опущенной нижней челюсти подъязычная кость, а вместе с ней и гортань поднимаются кверху; б) горбящийся и отодвинутый от передних зубов язык также тянет подъязычную кость и гортань кверху благодаря мышце, соединяющей язык с подъязычной костью; в) поднятию гортани способствует и излишнее напряжение нёбно-глоточной мышцы.

У детей до начала пубертатного периода (т. е. периода полового созревания) различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается.

Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост ее происходит в возрасте 5-7 лет, а затем - в пубертатный период: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. В это время размеры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, а у мальчиков на две трети, голосовые складки удлиняются; у мальчиков начинает обозначаться кадык.

У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная. По мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.

Механизм голосообразования реализуется следующим образом. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии (рис. 5). Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т. д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т. е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.


Рис. 5.

А - при дыхании; Б - при фонации; В - при шепоте

При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.

Голос обладает силой, высотой и тембром. Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. Значительное влияние на силу голоса оказывают также резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.

Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр. Именно благодаря тембру мы различаем людей по голосу.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от их длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.