Основные технические приемы арт терапии. Арт-терапия для детей

Арт-терапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Оно основано на применении изобразительного искусства для помощи пациентам. Термин «арт-терапия» изначально применялся в англоязычных государствах. Он появился примерно в первой половине двадцатого столетия. Данным термином обозначались различные методы реабилитационной и терапевтической практики, использующие в своей основе искусство.

Сегодня арт-терапия являет собой лечебное использование изобразительного творчества пациента, которое предполагает трех стороннее направленное взаимодействие между пациентом, его работой и психотерапевтом. Сотворение визуальных образов на бумаге считается важнейшим средством межличностных коммуникаций и является формой когнитивной деятельности клиента, помогающей ему выражать прошлые или актуальные на сегодня переживания, которые клиенту довольно тяжело передать при помощи слов.

Методы арт-терапии

Основная цель арт-терапевтических методов лежит в создании гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. С позиции последователей классического психоанализа, стержневым инструментом психокоррекционного воздействия в арт-терапии считается механизм сублимации. К. Юнг внес предположение о ведущей роли искусства для облегчения процессов индивидуализации формирования личности, которое базируется на установлении баланса между «Я» бессознательным и «Я» сознательным. Важнейшим приемом арт-терапевтического воздействия Юнг считал технику активного воображения, которая направлена на столкновение друг с другом «Я» сознательного и «Я» бессознательного, на их примирение между собой при помощи аффективного взаимодействия.

Арт-терапию можно использовать в качестве основного метода или в качестве вспомогательного метода.

Сегодня можно выделить два, свойственных для метода арт-терапии, основополагающих приема коррекционного воздействия на психику человека.

Искусство помогает в специфически-символичной форме воссоздать травмирующую конфликтную ситуацию и позволяет найти пути ее разрешения посредством преобразования такой ситуации, используя творческо-креативные способности клиента. Это является первым приемом арт-терапии.

Второй прием тесно связан с природой возникновения эстетической реакции, которая позволяет видоизменить действие аффекта с негативного на позитивное.

К методам арт-терапии относят рисование, ваяние, музыку, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню, литературное творчество, пение, танцы и т.д.

Арт-терапевтические занятия могут проводиться двумя способами. Первый способ заключается в предоставлении клиенту возможности изготовления поделки из определенного материала по образцу на заданную тему. Это позволяет увидеть поразительные необыкновенные сочетания цветов, самобытное выражение сюжета и его своеобразную форму. Все перечисленное имеет непосредственную связь с особенностями мировосприятия пациента, его эмоциями, переживаниями, волнениями, которые отражают утаенные от сознания символы, что позволяет получить дополнительную информацию для диагностики, свидетельствующую о наличии и качестве проблем клиента.

Второй способ представляет собой неструктурированное занятие, на котором клиентам предлагается самим выбрать тему или сюжет поделки, материал, инструменты. Заключительным этапом данного способа является обсуждение темы или сюжета, манеры исполнения, выбора материала и др.

Многие известные психотерапевты подчеркивают ведущую роль арт-терапии в приумножении адаптационных способностей в повседневной жизни.

Разнообразие арт-терапевтических методов создает специфическую ситуацию с целью получения безболезненного подступа к глубинам клиентского сознания, позволяет стимулировать прорабатывание его бессознательных тревог и переживаний, помогает развивать ранее блокированные или слаборазвитые перцепционные системы, отвечающие за восприятие окружающего мира, формировать ассоциативно-образное мышление. Для опытного психолога или психотерапевта арт-терапия является бесценным диагностическим материалом. Разнообразие арт-терапевтических методов открывает невиданный ранее простор для творческих изысков.

Одним из ведущих методов арт-терапевтического воздействия считается метод Мандала, что в переводе означает центр или круг. Рисунок мандалы симметричен и представляет собой обычно окружность с выраженным центром. Основные ориентиры, число которых может варьироваться, обозначены внутри круга. Однако в сложной геометрической структуре мандалы можно встретить и другие элементы, такие как квадрат, всевозможные овалы или кривые линии, прямоугольники и треугольники. Таким образом, мандала – это циркулярный рисунок, который может являться продуктом самопроизвольной творческой деятельности индивида или рисоваться в соответствии с заданной инструкцией. Рисунки, вписанные в окружности, зародились еще в античных цивилизациях и сохранились в современном мире. Округлая вариация мандал всегда сопутствовала человечеству, так например, круг является центральным акцентом многих священных культов богов и доисторических мест поклонения. Изображение мандал встречается в различных народностях и культурах, например, во всевозможных архитектурных композициях, на бубнах шаманов Сибири, в схемах лабиринтов.

Мандала издревле несет духовный смысл условного отражения мироустройства и психической гармонии. Человечество интуитивно научилось успокаивать душу и ум при помощи рисунков в круге при этом, используя их в качестве возможности сблизиться с природой.

К. Юнг был одним из первых ученых Европы, кто с пристальным вниманием изучал идеи мандалы. В своем труде «Воспоминания, сны, размышления», он рассказал о своем первом изображении мандалы в 1916 году, после которого он уже каждый день зарисовывал новые мандалы в своем блокноте. Юнг сделал вывод, что каждое новое изображение отражает его душевную жизнь на конкретный момент. Затем он стал использовать свои рисунки для фиксации собственной «психической трансформации». В конечном итоге Юнг выдвинул гипотезу, что арт-терапия метод Мандала является своеобразной прямой на пути к центру личности, к открытию ее уникальной природы и индивидуальности. Он полагал, что мандала представляет собой безмерно мощный символ, который является видимой проекцией мира психики человека и выражает Самость индивида.

Сегодня многие знатоки в сфере искусства, антропологии, археологии, психологии и психотерапии продолжают изучать мандалы. Работа с мандалами помогает личности упрочить связь между «Я» сознательным и «Я» бессознательным. Потребность в рисовании мандал, особенно в кризисных ситуациях, может означать, что «Я» бессознательное стремится защитить сознательного «Я». Подтверждением этого могут быть закорючки, зачастую рисуемые детьми и взрослыми в моменты кризисов, когда «Я» наполнено бессознательным тревожным содержимым.

Мандалами могут быть абстрактные рисунки, которые люди бессознательно рисуют на бумаге, пока находятся наедине с собой, например, на совещании или лекции, которая неинтересна для них, или в процессе телефонного разговора. Такие рисунки представляют собой попытку компенсации умственной рассеянности. Если проанализировать бессознательные рисунки, то можно сделать вывод, что из них ядром большинства являются геометрические фигуры, такие как квадрат, окружность.

Одним из важнейших преимуществ практик с мандалами является раскрытие себя при помощи собственного «внутреннего ребенка», путем созерцания, использования цветных карандашей, красок и свободного времени.

Арт-терапия метод Мандала одинаково успешен, как в работе с детьми, так и с взрослыми. В психокоррекционной, реабилитационной и развивающей практике с детьми младшего и подросткового возраста мандалы можно применять с целью:

— коррекционной работы эмоциональных состояний, нормализации поведенческих реакций, например, при помощи раскрашивания готовых мандал-раскрасок;

— диагностики актуального эмоционального состояния и настроения, например, при помощи раскрашивания белого круга;

— изучения групповых взаимоотношений детей, например, при помощи создания индивидуальных мандал в коллективе с последующим созданием групповой композиции;

— диагностической и коррекционной работы с конкретной проблемой, например, при помощи раскрашивания круга, который может символизировать, школу, окружение ребенка, семью, его образ «Я», дружбу и т.д.

Также арт-терапия метод Мандала может применяться и в других актуальных направлениях коррекционной, диагностической, реабилитационной, развивающей и терапевтической работы с малышами, детьми подросткового возраста и взрослыми. К таким направлениям можно отнести проблемы с самооценкой, внутренний дисбаланс, утратить контроль над собой, активизацию ресурсных состояний индивида, гиперчувствительность или алекситимию, фобии, помощь при адаптации, личностные и возрастные кризисы, семейные и психосоматические проблемы, расстройства мелкой моторики, сплочение коллектива и др.

Мандалы трансформируют силы врожденных психических структур подсознательного в сознательное «Я». Поэтому в ходе работы с мандалами интерпретация творческого результата может быть такой же, как и при работе с другими проективными методиками. Цвета, выбираемые для изображения мандалы, могут раскрыть различные стороны личности, обратившегося человека, который будет интуитивно склоняться к выбору актуального на данный момент или любимого цвета. Такой выбор может варьироваться в зависимости от внутреннего состояния , от возрастного или жизненного этапа и т.п. Дети при выборе цвета обычно обладают большей спонтанностью, чем взрослые. Ведь взрослыми индивидами управляет разум, поэтому они огромным значением наделяют эстетические критерии. Многие индивиды, впервые рисующие мандалу, подавляют открытое истинное выражение чувств, они раздумывают о том, как лучше расположить и подчеркнуть цвета, чтобы рисунок получился гармоничным и красивым. Однако когда в процессе творчества пробуждается «внутренний ребёнок», начинается непосредственно процесс «исцеления». Любая мандала – это продукт индивидуальной творческой деятельности человека, создаваемый в определенный промежуток времени и в конкретном месте. Именно поэтому она всегда будет уникальной и никогда не сможет быть повторена в точности.

Виды арт-терапии

Для человеческой личности творчество является одной из самых простых возможностей постигнуть собственный внутренний мир, понять и узнать себя. Оно обращено к лучшим сторонам людской души, к ее самым светлым и искренним аспектам. Когда человек рисует, поет, музицирует или находит самовыражение в других видах творчества, это помогает ему расслабиться, успокоиться, раскрыться и оказаться в гармонии с собственной душой. Выделяют следующие разновидности арт-терапии: изотерапию, танцевальную и игровую терапию, фототерапию, музыкотерапию, фототерапию, сказкотерапию.

К изотерапии относят прикладные виды творчества, такие как живопись, различные виды росписи, лепка и др. Данный вид арт-терапии является одним из наиболее востребованных и распространенных сегодня. Врачи, специализирующиеся на изотерапии рекомендуют проявлять собственные эмоции и волнения с максимально возможной самопроизвольностью (спонтанностью). Главным достоинством и преимуществом изотерапии считается устранение барьеров самоцензуры, что открывает двери к подсознанию клиента. Творчество обладает уникальным свойством, способствующим выносу на поверхность всех сокрытых и неосознанных тайн, желаний, проблем, которые постоянно оказывают давление на личность. В процессе лепки или рисования задействовано правое полушарие мозга. Именно благодаря этому и обходится цензура ума, старающегося отфильтровывать негативные мысли и отрицательные эмоции. Однако перед выбором цветовой палитры, перед появляющимися образами, ум человека делается бессильным. В изотерапии также довольно часто используются техники по воссозданию собственных сновидений и рисование мандал.

Танцевальная терапия заключается в выражении собственного настроения, эмоций и чувств при помощи танца. Занятия танцевальной терапией считаются очень действенными и целительными. Психотерапевты полагают, что данный метод арт-терапии способствует трансформации взглядов на мир. Родоначальник телесно-ориентированной терапии В. Райх утверждал, что если любым эмоциям, например, гневу или радости, не давать долго выхода, они будут накапливаться в клетках человеческого тела при этом, образуя так называемый мышечный панцирь. При помощи танцевальной терапии можно предотвратить такой процесс. В случаях, если это уже случилось – разбить. Танцевать нужно до момента ощущения полной свободы. Однако не следует путать танцевальную терапию с занятиями в танцевальной студии, так как в студии все движения определены тренером, а не спонтанно выражаются.

Бетховен относился к музыке, как к откровению более высокому, чем мудрость или любая другая философия. Множество проведенных исследований доказывает, что музыкотерапия приносит огромную пользу. Она эффективна при болезни Альцгеймера, депрессивных состояниях, стрессах и нарушениях сна. В процессе прослушивания музыкальных произведений внутреннее состояние индивида видоизменяется. Человек, слушая музыку, подстраивается под ритм мотива, впитывает позитивные вибрации.

Игровая терапия также оказывает целебный эффект на человеческую психику. Доступ к подсознанию открывается при помощи проигрывания трудных жизненных ситуаций, обращения к потайным уголкам психики в поиске важных эмоций. В процессе театральной игры активизируется память, улучшается внимание, повышается воля, ярче становится воображение и совершенствуется способность владеть своим телом. Одной из разновидностью данного вида арт-терапии считается песочная терапия. Ее основы заложил К. Юнг.

Для решения различных психологических проблем, саморазвития и самопознания успешно последние 10 лет применяется фототерапия. Данный вид арт-терапии считается довольно молодым, развитие его началось в конце 70-х годов 20-го столетия в США. В фототерапии также могут применяться и дополнительные изобразительные методики, например, коллаж, инсталляция готовых снимков в интерьер, произведение из снимков макетов и дальнейшее взаимодействие с ними и др.

Арт-терапия Копытин предложил использовать фотографию в качестве терапевтического, коррекционного, развивающего и здоровье сохраняющего средства. Доступность фотографии, а также разнообразие форм и вариаций проведения сеансов фототерапии позволяет использовать данную методику в работе с людьми разного возраста (начиная с трех лет), вне зависимости от уровня их развития и потребностей.

Арт-терапия Копытин отмечал положительное влияние фотографии на личность пациента и ее взаимоотношения с окружающей средой. Такой эффект может проявляться, как при самостоятельных индивидуальных занятиях, так и в ходе создания фотоснимков и их дальнейшего обсуждения со специалистом.

Сказкотерапия довольно эффективна при работе с мечтателями. Она успешно используется для понимания психического состояния, разрешения различных конфликтных ситуаций, для внутренних трансформаций. Сказкотерапия считается незаменимым методом помощи совсем маленьким детям и более взрослым. Она может проходить двумя путями: методом прослушивания сказки, которую рассказывает терапевт или дети могут сами придумать собственную историю. Самостоятельно придумывая сюжет, малыш раскрывает внутренний мир, сообщает о своих чувствах и мечтах, обучается нахождению выхода из любых ситуаций.

Арт-терапия для детей

Арт-терапия занятия для детей сегодня являются наиболее увлекательным, эффективным и довольно экономным способом психологической помощи детям. Она основана на творчестве и игровой деятельности.

Психика малыша характеризуется ранимостью, вследствие чего требует к себе более бережного отношения. Ведь ребенок только учится познавать самого себе, он только начинает знакомиться с окружающей средой и другими людьми. Поэтому на своем еще пока небольшом жизненном пути перед малышами очень часто возникают серьезные для них трудности, например, в семье или детском саду. Родители очень хотят помочь своим малышам, но зачастую просто не знают, как это сделать. Ведь объяснения или убеждения, чтение нотаций и предупреждения не помогают, а ребенок самостоятельно не в состоянии внятно объяснить, что стало причиной их состояния и что конкретно с ним происходит. Например, почему он отказывается идти в садик или чего он опасается в темноте. Именно в этих случаях будут незаменимы арт-терапевтические практики.

Арт-терапия занятия для детей проходят обычно в более свободной форме. Обсуждение и разрешение различных психологических трудностей и проблем происходит на фоне игровой или творческой деятельности. На таких занятиях малыш одновременно с получением удовольствия от игры или творчества раскрывает собственные творческие способности, является центром внимания взрослого, осиливает психологические трудности, изменяет персональную психологическую реальность.

Главным условием всех занятий, разработанных для детской арт-терапии, является понятность и безопасность для малышей, доступность средств и привлекательность.

Самым распространенным и любимым методом арт-терапии для детей, отвечающим всем перечисленным требованиям, считается песочная терапия. Все, что необходимо для проведения песочной арт-терапевтической практики – это обычная песочница или ящик с песком. С помощью рисования песком, создания песочных замков или других фигур у ребенка развиваются тактильные ощущения, он становится более раскрепощенным. Таким образом происходит самовыражение малыша.

Самым доступным упражнением, для выполнения которого понадобятся всего лишь листок бумаги и карандаш, является рисование каракулей. Ребенок абсолютно свободно при этом, не задумываясь о конечном результате, рисует клубок линий на листе бумаги, а затем пытается разглядеть в нем какой-то образ с последующим его описанием. В ходе описания ребенок может уже осознанно дорисовать его, выделить контуры, акцентировать линии, заштриховывать некоторые участки и т.п.

Еще одной довольно интересной разновидностью изотерапии является монотипия, что в переводе означает «один отпечаток». Ребенок должен создать рисунок (пятна, линии и т.д.) на поверхности, которая не будет впитывать краску, например, на пластике или линолеуме, при помощи чернил, туши, акварели и пр. Затем к поверхности прикладывается листок бумаги, как бы промокая. Получившееся на бумаге зеркальное отображение следует дать ребенку, чтобы он смог рассмотреть его, описать то, что получилось, дополнить или дорисовать образ.

Арт-терапия упражнения

Основным отличием арт-терапии от других видов психотерапевтических практик является использование невербальных коммуникаций как основного механизма донесения до людей информации. Ее базис составляют практические упражнения, помогающие индивиду находить ответы на всевозможные вопросы, справляться с внутренними тормозящими факторами, одолевать в себе страхи.

Упражнения в арт-терапевтической практике являются своеобразным инструментом, позволяющим исследовать идеи, события, чувства, развивать межличностные отношения, умения и навыки, повышать самооценку и уверенность в силах, создать новый, более успешный образа собственного «Я».

Сессия арт-терапии состоит из двух частей. Первая часть охватывает творческое выражение клиента, носит невербальный характер, не включает в себя конкретную структуру проведения. Главным инструментом самовыражения пациентов в этой части является творческая деятельность, например, рисование или лепка. Во второй части главенствуют вербальные механизмы. Она идет сразу после первой и заключается в словесном активном обсуждении плодов творческой деятельности.

Наиболее популярным методом арт-терапии среди ведущих психотерапевтов считается коллаж, так как он дает возможность врачу оценить актуальное психическое состояние пациента, выявить наиболее волнующие его переживания. Основные характеристики данного упражнения заключаются в акцентировании на положительных эмоциональных переживаниях клиента, возможности для самовыражения любого человека, даже совершенно далекого от искусства, раскрытия максимум потенциала. Коллаж считается очень действенным инструментом работы с личностью.

Создание фигур из глины позволяет индивиду дать выход собственным эмоциям, переживаниям через лепку. Существует огромное множество вариантов этого упражнения, начиная от сотворения глиняных сосудов и заканчивая лепкой частей тела. Арт-терапия с детьми и их упражнения направлены на увеличение работоспособности, снятия напряжения, развитие творческих способностей. Наиболее актуальными сегодня являются музыкотерапия, танцевальная и драматическая терапия, сказкотерапия и др.

Прослушивание музыки, игра на различных инструментах, постукивание и хлопки в соответствии ритмом мелодии – все это значительно увеличивает детскую работоспособность, снимает стресс, способствует развитию художественных способностей. Драматическая терапия учит общению, способствует формированию адекватной самооценки. Арт-терапия с детьми и упражнения танцевальной терапии направлены на профилактику неврозов и комплексов.

Арт-терапия методики

Современная арт-терапия имеет бесконечное множество направлений и методик. Поэтому сегодня достаточно легко подобрать индивидуальный метод арт-терапии, который будет наиболее полно отражать состояние психики личности, и, наряду с этим, будет хорошо ею восприниматься.

Выделяют две основные методики арт-терапии: пассивную и активную.

Пассивная методика заключается в потреблении клиентом творческих произведений, созданных другими индивидами. Например, можно рассматривать изображения, читать художественные произведения, прослушивать музыкальные творения и т.д. Активная методика основана на создании творческих продуктов самостоятельно клиентом, при этом эстетическая ценность и красота их творений не оценивается.

Методы арт-терапии позволяют психотерапевту оптимально объединить в себе индивидуальный подход к пациенту и групповые формы работы. Арт-терапевтические методики, как правило, присутствуют во всех программах пихокоррекции при этом, дополняя и обогащая их.

Арт-терапевтическое воздействие основано на механизме сублимации, заключающееся в перенаправлении энергии психики от травмирующего фактора к приемлемому выходу – творчеству. Другими словами, если у субъекта накопились тревожные переживания, он может попытаться их выразить посредством творческой деятельности и почувствовать облегчение. В этом и заключается целительное влияние арт-терапии. Однако создать образ того, что волнует, является всего лишь первым шагом. Вторым шагом будет трансформация образа в позитивное русло. Одновременно с изменением образа происходит и трансформация внутреннего представления, благодаря чему индивид находит выход из, казалось бы, ранее безвыходной ситуации.

Психокоррекционные занятия с применением арт-терапевтических методик и техник особенно эффективны при работе с младшими школьниками, так как они не утомляют детей, у них сохра­няется работоспособность и активность на протяжении всего занятия.

Сагайдак Анастасия Андреевна Учитель ИЗО и Технологии
г. Ростов Школа № 115

Аннотация : В данной статье рассмотрены особенности Арт - терапии как метода психокоррекции. Предложена к рассмотрению история развития данного метода, исследованы основные элементы и направления Арт-терапии. Исследованы виды Арт-терапии и особенности течения данного метода.

Особенности арт-терпии

Арт-терапия - метод психокоррекции. Термин арт-терапия ввел в 1938 г. А.Хилл. Данный метод утверждает возможность с помощью символа исследовать чувства. Арт-терапия - это метод изменения сознательных и бессознательных психологических сторон индивида с помощью различных видов искусства.

Цель арт-терапии нахождение баланса внутреннего состояния пациента. Задача арт-терапии:

  1. Выделить ощущение и чувства;
  2. Создать условия, при которых индивид сможет вербализовать те мысли, которые подавляются им;
  3. Помощь поиска выхода позитивным и негативным чувствам.

Основная техника арт-терапевтического воздействия - техника усиленного воображения («активного»), которая показывает неограниченные возможности для самовыражения в творчестве.

К.Юнг использовал понятие «активное воображение» для показа процесса, в котором может наблюдать за ходом собственной фантазии, сознательно не воздействуя на нее.

Приемы арт-терапии позволяют любому человеку преобразовать свои внутренние конфликты в зрительные образы. Арт-терапия обладает коррекционными возможностями: достижение позитивных психокоррекционных результатов, которые в арт-терапии достигаются с помощью: концентрации внимания к собственным чувствам и переживаниям; процесса творчества (выражение чувств в виде продукта искусства); возможность пересмотреть прошлые конфликты с помощью языка символов; появление чувства внутреннего порядка (творчество требует необходимости организации окружающего пространства).

Понятие символа для арт-терапии имеет важное значение, та как символы представляют собой мост, соединяющий сознательные и бессознательные элементы психики обучаемого.

Основы психодиагностического понимания символы были развиты З. Фрейдом. Он утверждал, что символы постепенно помогают человеку осознать свои потребности, а также помогают осуществить взаимодействие с окружающим миром.

Иной точки зрения придерживался К. Юнг, который считал, что символы - естественный способ психического яркого проявления чувств. К. Юнг утверждал, что психика сама поддерживает равновесие с помощью включения компенсаторных процессов, с помощью который преодолевается психическая дисгармония. Символы способствуют личностному росту, восстановлению психического баланса.

Дальнейшее представление о символическом мышлении было развито представителями теории объективных отношений (М.Кляйн, М. Милнер, Д. Винникот и др.). Они утверждали, что психологические процессы имеют приспособительное значение и помогают адаптироваться к окружающему миру.

Достижение положительных психокоррекционных результатов в арт-терапии происходит за счет следующий аспектов:

  • Развитие внимания к собственным чувствам;
  • Процесс творчества, который дает возможность выразить чувства и фантазии в продуктах творчества (рисунка, скульптуры, танца и т.д.);
  • Возможность с начала пережить психологические конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке;
  • Так как творчество приводит к необходимости организации окружающего пространства, возникновение у обучаемых чувства внутреннего контроля;
  • Освоение новых форм опыта .

При выборе художественного материала необходимо рассматривать их физические свойства и ориентировать на цель занятия. Выбор материалов влияет на ход художественного занятия. Одни материалы (карандаши, фломастеры) могут позволить «усилить» контроль, другие (пастель, краска, глина) позволяют свободно самовыражаться. Если ребенок устал, или не уверен в себе, то ему будет комфортнее работать с материалами, которые легче контролировать. Такой же системы индивидуального или группового обучения стоит придерживаться в работе с детьми. Некоторые не уверены в творческих способностях, в этом случае возможно создание коллажа, который поможет ребенку /подростку присоединиться к работе. При работе с «выразительными» материалами, возможно воздействие и психокоррекционой функции.

Например, при рисовании пальчиковыми красками, ребенок напрямую контактирует с материалом, без карандаша или кисточки. Акварель и пастель также позволяют выразить «текучесть» психический процессов. Разнообразие цветовой гаммы, позволяет изобразить оттенки конфликта.

С помощью фломастеров возможно изобразить определенные структуры, границы. Использование фломастеров говорит о нежелании более глубокого эмоционального выражения конфликтных ситуаций.

Простой карандаш, не имея цветовой гаммы, обладает ахроматическим цветом. Если пациент выбирает карандаш, то это означает, что вследствие какого-либо барьера он не может выразить свои эмоции.

Арт-терапия - это метод изменения сознательных и бессознательных психологических сторон индивида с помощью видов искусства, цвета. Цвет - это признак видимых предметов, который осознаваем с помощью зрительного ощущения. Индивидум реагирует на отдельные цвета по-разному, в зависимости от восприятия, так как цветовая среда особым образом влияет на его сознание, формируя особое состояние-настроение.

Существуют цвета, которые избегаются людьми, так как вызывают чувство раздражения и дискомфорта, другие цвета являются наиболее предпочтительными в социальной среде.

Восприятие цвета - цветоощущение, или цветовая чувствительность глаза - это сложный процесс, который обусловлен физическими и психологическими стимулами. Цвет особенно переплетается с социальной средой человека, он становится частью нашего языка. Люди применяют свойства цвета для описания эмоций, чувства, физических состояний: «это было золотое время», «она вся серая от усталости», «вы все видите в розовом цвете».

Из внешнего мира человек воспринимает раздражители (сигналы) и в зависимости от реакции строит собственный мир. Ощущение цвета происходит с помощью волн определенной длины. В зависимости от выбора цвета, указывается та частота волновых колебаний, содержащаяся внутри данных цветов и имеющая конкретные характеристики.

Свет представляет собой цветовой поток частиц, которые воздействует на эпифиз (шишковидную железу), которая выделяет мелотин - это вещество, выполняющее важную роль в формировании иммунных и гормональных процессов.

Психологи, которые исследовали свойства цвета установили, что орган зрения вызывает потребность к целостности, тем самым вызывая последующую потребность противоположного, то есть, для того чтобы увидеть цельность и удовлетворить себя, глаз ищет рядом с цветным пространством бесцветное, чтобы вызвать на нем требуемый цвет.

Все цвета разделяются на две группы:

  • Ахроматические цвета - белый, черный и все оттенки серого.
  • Хроматические цвета - все цвета, кроме черного, белого и серых (красный, оранжевый и т.д.)

Семь основных цветов спектра изображают в виде цветового круга, в котором цвета расположены в радужной последовательности. Теплые цвета: красные, желтые и все цвета в которых имеется хотя бы частица этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет огня, солнца, другими словами то, что в природе дает тепло.

Холодные цвета: голубые, синие, фиолетовые и те цвета, которые можно получить от смешения с данными цветами. Холодные цвета вызывают у нас представление природного холодного: льда, снега.

Особое место занимает зеленый цвет. Он состоит из двух цветов:желтого и синего, иначе говоря, он дуален, в нем сочетаются два противоположных по свойству цвета .

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что

  1. В арт-терапии активно используется цветовая палитра, помогающая педагогу правильно формировать личность, страдающую ЗПР;
  2. Символический язык рисунка представляет собой связь учитель-обучаемый;
  3. Арт-терапия развивает эмпатические качества: сострадание, сопереживание, доброту;
  4. «Язык цвета» является средством самопонимания в восприятии и самовыражении

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, −1987.−199 с.
  2. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе.− М.: Речь, − 2007. — 336 с, илл.
  3. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.razym.ru/
  4. Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие—СПб.:Речь,−2007—144 с.
  5. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. - М.: Педагогика, −1990.−184 с.

Терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения. Арт-терапия основана на использовании визуальной и пластической экспрессии, что особенно актуально в ситуации неспособности ребенка выразить с помощью слов собственное эмоциональное состояние.

Арт-терапия является совокупностью методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии .

Методологическую основу арт-терапевтического направления в психологии заложили такие известие психологи и психотерапевты, как О. Постальчук, М. Мауро, К. Тисдейла, К. Кейз, Т. Боронска, М. Либманн, К. Дрюкер, С. Льюис, Д. Байере, П. Луззатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Кейз и Т. Дэлли, Д. Вудз, Д. Энли.

История возникновения арт-терапии для коррекции эмоционально-личностных проблем детей уходит истоками ко второй мировой войне, когда данные методы применялись к детям, испытавшим стресс в фашистских лагерях. Адриан Хилл является родоначальником термина "арттерапия" (терапия искусством). Концептуальной базой арт-терапии служили теоретические идеи З. Фрейда и К. Г. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу. Сущность арт-терапии по мнению ученых заключается в гармонизации личностного развития посредством самовыражения и самопознания в продуктах творчества. Создаваемые личностью продукты способствуют налаживанию конструктивных взаимоотношений с окружающими.

Механизмы коррекционного воздействия арт-терапии многообразны. С помощью искусства в особой символической форме происходит реконструкция травмирующей ситуации, ее разрешение посредством переструктурирования, в основе чего лежат творческие способности личности.

Целями арт-терапии являются следующие:

1. При работе над рисунками, скульптурами и т.д. происходит выброс негативных эмоций и напряжения, что является и социально приемлемым выходом и агрессии.

2. Посредством зрительных образов разрешаются неосознаваемые внутренние конфликты.

3. Проявление в невербальных средствах мыслей и чувств личности.

4. Развитие чувства внутренного контроля, экспериментирование с кинестетическими и зрительными ощущениями.

Кроме того, арт-терапия направлена на развитие познавательных и созидательных навыков, способствует повышению самооценки, нормализации эмоционального состояния. В психологии арт-терапия представлена пассивными и активными формами. При пассивной форме личность является потребителем картин, книг, музыкальных произведений, созданных другими людьми. Активная форма направлена на создание самим клиентом продуктов творчества.

В настоящее время применяются всевозможные варианты применения метода арт-терапии:

Использование уже существующих произведений искусства посредством их анализа и интерпретации участниками;

Побуждение личности к самостоятельному творческому процессу;

Самостоятельное творчество на основе использования уже существующих произведений искусства.

Направления арт-терапии достаточно многообразны. Динамически ориентированная арттерапия основывается на психоанализе - выражении внутренних конфликтов посредством создания визуальных образов. М. Наумбург считала, что сформированные в подсознании первичные мысли и переживания способны выражаться в форме образов и символов. При этом образы художественного творчества являются отражением всей совокупности подсознательных процессов - страхов, внутренних конфликтов, воспоминаний, сновидений. В рамках динамически ориентированной арт-терапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арт-терапии. К средствам арт-терапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание .

В качестве целей гештальториентированной терапии выступают: восстановление "Я - функции", осознание и интерпретация личностью переживаний на основе образов-символов; развитие творчества, оригинальности, гибкости. Приемами арт-терапии являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела .

Арт-терапия служит источником активизации положительных эмоций, снятию напряженности, повышению самооценки. Эмоциональная заинтересованность создает предпосылки для эффективного коррекционного воздействия. Поскольку ведущая цель арт-терапии заключается в самовыражении и самопознании личности через искусство, важнейшим принципом метода служит одобрительное принятие продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от формы, качества и представленного содержания.

При использовании арт-терапии в форме рисунка существуют возрастные ограничения, поскольку до 6 летнего возраста происходит формирование символической деятельности дошкольников, детьми только начинают осваиваться материалы и способы изображений. В данном возрасте изобразительная деятельность служит в качестве игрового экспериментирования и не является формой коррекции .

В соответствии с характером и продуктом творческой деятельности существуют такие виды арт-терапии, как рисуночная, библиотерапия, музыкотерапия, хореотерапия, драмтерапия и т.д.

Музыкотерапия - метод арт-терапии, основанный на использовании музыки как средства коррекции. Метод широко применяется при коррекции эмоциональных отклонений и развития эмоциональной сферы при индивидуальном и групповом прослушивании музыкальных произведений. Музыка служит средством, способствующим снижению и устранению эмоционального напряжения за счет клинического эффекта воздействия. Так, Альтшулер доказала, что музыка способствует установлению словесного контакта при соответствии эмоциональному тонусу личности. Соответственно должен быть определен правильный подбор музыкальной программы, соответствующий выбору необходимого темпа и тональности музыкальных произведений, для получения сильной эмоциональной реакции. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний .

Эмоциональная окраска образов, возникающих у дошкольников при восприятии музыки, дифференцируется в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки. Доказана эмоциональная значимость музыкальных элементов, что доказывает способность ритма и тональности музыки вызывать у ребенка состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы - возбуждают, консонансы - успокаивают. Л. С. Брусиловским, В. Ю. Завьяловой, К. Швабе описаны различные эмоциональные отреагирования в процессе использования музыкотерапии.

Основными коррекционными направлениями музыкотерапии являются:

Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей;

Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

Повышение эстетических потребностей приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.

Исследованием влияния музыки на детей занимались У. Грюс, З Мюллер, И. Медераке, К. Ульбрих, детально рассматривавшие разные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму, рисование под музыку. Данными авторами описана методика обучения детей распознаванию эмоций на музыкальных уроках с усложнением заданий. На первом уроке дети получают 6 карточек с изображением детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости. Авторы методики назвали их «картами настроения». Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают по настроению с настроением музыки, то эмоции, изображенные на них, не называются. На последующих трех уроках дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с «картами настроения». Так как мимика на «картах настроения» решена неоднозначно, то дети могут сразу после прослушивания одного и того же произведения показать две разные карты. Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучания музыки дети пользуются наборами полярных определений (веселый -- грустный; медленный -- быстрый; ясное -- мрачное; и т.д.) .

Библиотерапия, согласно В. М. Мясищеву, представляет совокупность книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции. Данный метод представляет собой коррекционное воздействие на ребенка посредством специально подобранной литературы в целях оптимизации психического состояния. Методика библиотерапии представлена следующими этапами:

Составление библиотерапевтической рецептуры;

Ориентировка в возможностях жанров библиотерапии;

Составление списка;

Определение приоритетных направлений и жанров, составление читательского дневника.

Метод применяется при работе с детьми, имеющих проблемы эмоционального и личностного плана. Групповая форма проведения представлена занятиями с несколькими детьми, с которыми проводятся чтения, дискуссии, направленные на выявление отношения к чтению. Дошкольники, отождествляя переживания литературных героев со своими собственными, учатся контролировать эмоциональные реакции, анализировать эмоциональный опыт. Ребенок, проявляя личные эмоции, может сравнивать и сопоставлять их с эмоциями других людей, учиться избавляться от негативных эмоциональных состояний. В воображении детей проигрываются диалоги, альтернативные по сравнению с главными литературными героями поведение и переживания. Ребенок получает новый опыт, знания о новых формах поведения, опыт эмоциональной проработки конкретных жизненных ситуаций. Чтение сюжетов, совпадающих с реальными жизненными сюжетами, позволяет ребенку предвидеть возможный выход в идентичных ситуациях, и адекватно эмоционально на них отреагировать.

Танцевальная терапия применяется при работе с детьми, у которых имеются эмоциональные расстройства, проблемы коммуникативного плана. В ходе танцевальной терапии ребенок осознает собственное тело, формирует в сознании позитивный образ тела, исследует собственные чувства в процессе приобретения группового опыта. Танцевальные движения, физический контакт и взаимодействия способствуют формированию и развитию глубоких чувств.

Существуют различные техники танцевально-двигательной терапии: кинестетическая эмпатия; преувеличение движения; трансформация движения в коммуникацию. Задачей танцевальной терапии служит формирование спонтанных движений, свободы, выразительности движений, отражающих личностные черты ребенка. Основная установка заключается в акценте на том, что эмоциональные сдвиги способны изменить самочувствие и настроение, что соответственно приводит и к изменению характера танцевальных движений. Помимо этого, танцевальная терапия направлена на:

Оптимизацию эмоционального состояния дошкольников;

Совершенствование двигательного репертуара тела за счет нивелирования изъянов и выбора соответствующих движений;

Выработку позитивного образа тела у детей, связанного с позитивным образом "Я";

Обучение дошкольников социально приемлемому поведению посредством установления взаимосвязи между танцевальными движениями и окружающими, создания условий для творческого взаимодействия;

Высвобождение подавляемых чувств через экспрессию танца и исследование латентных конфликтов, являющихся источниками психологического напряжения;

Повышение двигательной, эмоциональной активности, раскрепощение.

Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строго определенным образом.

Выделяют следующие способы использования ребенком художественного материала: манипуляции исследования материала; деструктивное поведение; стереотипное воспроизведение рисунков; изображение графических пиктограмм; создание адекватных образов, выражающих потребность ребенка в самовыражении.

Сочинение историй, рассказов применяется для оживления и вербализации чувств путем поиска вдохновения в творчестве. Данный метод способствует освобождению от негативных переживаний. Р. М. Стиртцингером был описан метод "общего сочинения историй" ребенком и взрослым: в начале ребенок рассказывает какую-либо историю, а затем ее продолжает взрослый, дополняя ее более продуктивными методами разрешения противоречий и конфликтов. Этот метод способствует осознанию ребенком собственного "Я", осознанию гнева и агрессии, и безопасного их выражения .

Сказкотерапия - метод арт-терапии, основанный на использовании сказочной формы для развития эмоциональных качеств и творческих способностей ребенка. Тексты сказок способны вызывать эффективный эмоциональный резонанс у детей. В качестве коррекционных функций сказки рассматривается: психологическая подготовка ребенка к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности . При работе со сказкой используются следующие приемы: использование сказки как метафоры, рисование по мотивам сказки, обсуждение мотивов действий персонажа, проигрывание эпизодов сказки, использование сказки как притчи-нравоучения, творческая работа по мотивам сказки . Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий .

Эмоциональное восприятие сказок является сложной и динамичной внутренней деятельностью, с привлечением всех познавательных процессов ребенка. Сказки не только расширяют знания и представления детей об окружающей действительности, они вводят ребенка в мир глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Сопереживание персонажам сказок представляет собой комплекс чувств, представленных состраданием, осуждением, гневом, удивлением. Отдельные эмоции согласно каждому индивидуальному комплексу занимают соответствующее место по приоритетности, значимости, продолжительности, устойчивости и интенсивности. Внутреннее сопереживание и желание содействовать героям произведений формирует у ребенка не только новые знания и представления, но и новое отношение к людям, предметам, явлениям . Во время прослушивания сказки происходит активное общение детей с ее героями, что способствует обогащению эмоционального опыта детей, формированию образно-эмоционального обобщения художественного материала, поскольку эмоциональное отношение к героям всегда ярко окрашено .

Сказки заставляют ребенка испытывать волнение, сопереживание, что предполагает формирование моральных оценок у ребенка. В соответствии с этим у ребенка вырабатываются и закрепляются правильные эмоциональные оценки и чувства . В сказках у ребенка существует возможность постигнуть первые эмоциональные открытия чувствами и эмоциями. При эмоциональном восприятии книг ребенок, проходя с героями произведений весь воображаемый путь, описываемый в книге, настраивается на сочувствие и сопереживание, чему в значительной степени способствует композиционная основа сказок и произведений. В сказках для детей очень привлекательным является противопоставление добра и зла, фантастические и наделенные особой смысловой нагрузкой нравственные образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, результаты поступков. В роли слушателя дошкольнику очень трудно подчас оставаться, поскольку захватывающие описания способствуют активному действию детей, которым хочется вмешиваться в ход повествуемых книгой событий: плачут, смеются, злятся, разочаровываться, в чем проявляется эмоциональная подвижность. В результате у детей вырабатывается новое отношение к окружающему . Сказка предоставляет ребенку возможность именно в сказочной и доступной форме осознать такие сложные чувства, как любовь и ненависть, гнев и сострадание. Известно, что в дошкольном детстве эмоции отличаются нестойким характером, сопровождаясь резким переходом от одного эмоционального состояния к другому. В этом смысле в сказке заключено огромное количество возможностей для эффективной гармонизации и стабилизации эмоциональной сферы ребенка. При восприятии ребенком сказок происходит воздействие на процесс формирования у него нравственных идеалов и представлений, процесс формирования нравственных качеств личности, составляющих внутренний мир ребенка. Сказка дидактична по содержанию, но эмоциональна по форме, отчего эта дидактичность не замечается ребенком и воспринимается на эмоциональном уровне. Это воздействие сказки поддерживается яркостью восприятия, "наивным реализмом", впечатлительностью детей, навсегда оставаясь в эмоциональной памяти .

В процессе чтения сказок у детей происходит эмоциональное объединение со сказочным персонажем, соответственно вместе с ним ребенок ищет выходы из различных сложных ситуаций пополняет эмоциональный багаж новыми переживаниями героя. Сказки делятся на художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные. Сказки способствуют накоплению ребенком эмоционального опыта, снимают психоэмоциональное напряжение.

Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого (воспитателя) и детей, происходит развитие эмоциональной сферы детей. Выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» - все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.

Куклотерапия представляет собой метод идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки. Кукла является промежуточным объектом взаимодействия ребенка и взрослого, по мере разворачивания спектакля (сюжета) происходит нарастание эмоционального напряжения у ребенка, которое, достигнув пика, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями, и соответствующим снятием нервно-психического напряжения. Куклотерапия представлена как в отечественной, так и в зарубежной практике - Ф. Зимбардо, И. Г. Выгодская, А. И. Захаров, А. Спиваковская и др. Процесс куклотерапии представлен следующими этапами: изготовлением кукол, использованием кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы .

Психогимнастика - является средством оптимизации перцептивной сферы личности посредством применения этюдов и игр, основанных на двигательной экспрессии. Психогимнастика, являющаяся невербальным методом групповой работы, направлена на коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка через выражение эмоциональных состояний и переживаний с помощью движений, мимики и пантомимики.

Задачами психогимнастики являются: снятие эмоционального напряжения, страхов; сокращение эмоциональной дистанции между участниками; развитие способностей к выражению собственных чувств, эмоциональных состояний.

Занятия психогимнастики включают мимические и пантомимические этюды на выражение эмоциональных состояний и социально окрашенных чувств; этюды и игры на выражение отдельных эмоций; психомышечную тренировку на снятие эмоционального напряжения и внушение желательного настроения. Особое значение М. И. Чистякова придает положительным эмоциям. Поэтому все игры и этюды на вызывание выражения эмоций должны обязательно включать эмоции радости, которые являются заключительными для каждого этюда. Полностью занятие заканчивается обучением детей саморегуляции и их успокоением .

Рисуночная терапия, являясь разновидностью арттерапии, применяется для преодоления дошкольниками трудностей эмоционального развития, депрессии, пониженном эмоциональном тонусе, импульсивности эмоциональных реакций, переживаниях эмоционального отвержения, трудностях в межличностных взаимоотношениях, повышенной тревожности, страхах, дисгармоничной самооценке и т.д. Данный метод арттерапии широко применяется для коррекции эмоциональных нарушений детей, преодолении коммуникативных барьеров, излишней стеснительности при использовании продуктивного воображения и активного восприятия ребенка.

Изотерапия - предполагает терапию с помощью изобразительного творчества. Среди техник изотерапии выделяют следующие: техника медитативного рисунка (создание циркулярных композиций); техника направленной визуализации; марания (спонтанные рисунки в абстрактной манере); штриховка (хаотичное нанесение линий); рисунок на стекле; рисование пальцами; рисование сыпучими материалами и продуктами; и т.д.

В результате происходит эффективное эмоциональное отреагирование, облегчается процесс коммуникации, организуется невербальный контакт посредством создаваемого продукта творческой деятельности, развивается способность к саморегуляции. В целом ребенком осознаются собственные чувства, состояния и переживания, что создает основу для регуляции эмоциональных реакций.

Рисование - является методом отражения в сознании окружающей действительности и ее моделирование в процессе творческого акта. В процессе рисования развивается чувственно-двигательная координация, мышление ребенка. Рисование служит и специфическим способом выражения различных эмоций, методом снятия страхов и психического напряжения. Задачей рисования является осознание проблем, не поддающихся вербализации, переключение внимания ребенка на положительные эмоции. Рисование позволяет интерпретировать всевозможные эмоциональные проблемы дошкольников, выражаемые графическим путем. Неосознаваемые ребенком по разным причинам чувства и эмоции могут быть проработаны при использовании проективного рисования.

Согласно классификации С. Кратохила проективное рисование представлено следующими методиками: свободным рисованием, коммуникативным рисованием, совместным и дополнительным рисованием. В детском возрасте применение рисуночной терапии особенно эффективно. В ходе таких занятий создается атмосфера психологической безопасности для ребенка, осуществляется эмоциональная поддержка ребенка, происходит вербализация чувств и переживаний ребенка в процессе создания рисунка.

На занятиях рисуночной терапией ребенку предоставляется возможность свободно выражать собственные мысли и чувства, дать выход негативным эмоциям, чувствам и переживаниям, перестроить отношение к травмирующим образам. Рисуночная терапия направлена на эмоциональную поддержку детей и достижение желаемых изменений в эмоционально-психологическом плане, позволяет ребенку пережить психотравмирующие его ситуации и восстановить эмоциональный баланс . Именно посредством рисунка происходит коррекция и профилактика негативных эмоциональных состояний. Через динамику изменения рисунка осуществляется диагностика эмоциональных проблем ребенка, требующих коррекции.

Песочная терапия является невербальной формой психокоррекции, основанной на творческом самовыражении, способствующем отреагированию внутреннего напряжения на бессознательно-символическом уровне. Данный метод арт-терапии комбинирует невербальный процесс построения композиции и рассказ о смысле созданной композиции через выражение экспрессии . Игровая терапия является арт-методом коррекции эмоциональных расстройств у детей. Метод базируется на свойственном способе взаимодействия детей с окружающим миром игре. В ходе игры дети переживают чувства контроля над ситуацией, самореализуются, выражают чувства посредством моделируемых в игре реальных жизненных ситуаций.

Задачами игровой терапии являются: развитие способностей эмоциональной саморегуляции; развитие чувства самоценности; оптимизация взаимоотношений с окружающими; коррекция "Я - концепции".

Таким образом все рассмотренные арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей посредством развития способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка посредством соприкосновения с искусством.

В психотерапии и психологии существуют различные техники устранения психологических проблем. Одной из самых интересных и действенных является арт-терапия. «Art» переводится как «творчество», «искусство». Следовательно, арт-терапия – лечение искусством, творчеством. Это альтернативный способ решения многих психических расстройств. Также это способ разобраться с какими-либо проблемами при помощи творческого процесса, прийти в ресурсное состояние, повысить настроение, побороть хандру, осеннюю или . Появилось данное направление не так давно – в первой половине ХХ века, и благодаря своей доступности и быстрому положительному эффекту оно заняло важное место в психокоррекции.

Как работает арт-терапия

Очень часто при наличии подавленного состояния или неврологических заболеваниях, люди замыкаются в себе. Помочь им становится довольно-таки сложно. Арт-терапия же посредством творчества помогает выносить свое состояние в материальную реальность на бумагу или посредством любого другого материала. Благодаря этому и происходит некое облегчение — человек «выговорился».

Важно учесть, что необязательно будет «воплощаться» именно внутренне состояние. Возможно человек наоборот неосознанно захочет «рисовать» то, чего ему хочется, тем самым погружаясь в свои грезы, мечты. Таким способ он отвлекается от своей хандры или какой-либо проблемы.

Кроме того, рисуя какую-либо картину, у многих людей наблюдается смена внутреннего состояния: приходит расслабление, проходит головная боль (от тяжелых дум), повышается настроение. Таким образом, суть лечения искусством заключается в трансформировании негативной энергии человека в позитивную посредством творческой деятельности. Такой вид терапии широко применяется в разных социальных и возрастных группах: пользуется успехом в коррекции психологического состояния детей, подростков, пожилых людей, беременных женщин, зависимых и др.

Польза арт-терапии

Арт-терапия дает положительные результаты в лечении как психологических, так и физических недугов. Творчество помогает организму справиться с тяжелыми болезнями и быстрее восстановиться после полученных травм. Это объясняется тем фактом, что физическое состояние организма во многом определяется психологическим здоровьем, позитивным настроем. Об этом говорится и в .

  • ускоряет лечение различных физических и психических заболеваний,
  • повышает интеграцию личности в общественную жизнь,
  • успокаивает нервную систему,
  • гармонизирует внутренний мир,
  • учит контролировать свои эмоции,
  • помогает осознать психологические проблемы,
  • снимает напряжение, раздражительность, агрессию,
  • повышает настроение, заряжает энергией,
  • помогает справиться с сонливостью, вялостью, унынием,
  • улучшает работу головного мозга,
  • развивает творческое мышление, фантазию.

Особенности применения арт-терапии

Одной из важных особенностей арт-терапии является полное отсутствие побочных эффектов и противопоказаний. Творчество никак не способно навредить человеку. Напротив – оно вносит гармонию в его психологическое состояние и дарит душевное равновесие. Но при выборе метода арт-терапии следует учитывать тонкости характера и темперамента человека. Так, стеснительному и зажатому пациенту не подойдет актерское мастерство или вокальные выступления на публике, а подвижному и активному – монотонный процесс рисования или шитья.

В первую очередь выбранный для лечения вид искусства должен приносить радость пациенту и ни в коем случае не вызывать негативных эмоций, чувство неловкости, скуки или раздражения. Если метод провоцирует подобные отрицательные реакции, следует незамедлительно изменить род занятий.

Методы и виды арт-терапии

Основные направления, применяемые в качестве терапии искусством:

  • живопись красками или песком,
  • раскраски мандал, рисование по номерам (),
  • лепка (работа с глиной, пластилином и т.д.),
  • фотоискусство,
  • плетение браслетов, декоративных узлов,
  • раскрашивание,
  • скрапбукинг,
  • декупаж,
  • составление коллажей,
  • вязание, шитье,
  • другие виды рукоделия,
  • занятия танцами,
  • занятия вокалом (вокалотерапия),
  • моделирование,
  • игра на музыкальных инструментах,
  • пантомима, актерская деятельность,
  • чтение,
  • письмо (сочинение рассказов, стихов, очерков),
  • сказкотерапия.

Эти направления арт-техник наиболее широко применяются психологами в работе с клиентами. Такие занятия направлены на улучшение эмоционального состояния пациента. Они помогают снять напряжение, поднять жизненный тонус, избавиться от стресса, апатии, различных страхов, побороть агрессию. Практически всегда у пациентов отмечается стабилизация настроения, снижается уровень тревожности.

Выбрать направление можно самостоятельно и заниматься им в домашних условиях. Но в серьезных случаях совместная работа со специалистом намного улучшит результат.

Принципы арт-терапии

Начинать лечение нужно с чего-то легкого: задания ни в коем случае не должны вызывать затруднение у пациента. Если человек впоследствии сам изъявляет желание развиваться в выбранном направлении, целесообразно углубиться в тот или иной вид искусства, повышая уровень мастерства. Однако на начальном этапе чрезмерно замысловатые задания будут ошибкой и дадут лишь негативный эффект.

Так, для склонных к агрессивному поведению людей хорошо подходит рисование – оно успокаивает нервы, повышает концентрацию. Любительский театр поможет развить навыки социального общения и адаптации в новом окружении, а также научит выражать свои эмоции. Вязание и шитье развивает внимательность, усидчивость, положительно сказывается на мелкой моторике.

Выбрать направление арт-терапии можно самостоятельно, занимаясь дома. Но в серьезных случаях совместная работа с квалифицированным психотерапевтом значительно улучшит результат.

Примеры упражнений в арт-терапии

«Каляки-маляки». Надо рисовать бессмыслицу, то есть не думать какие цвета использовать, как они между собой сочетаются, что именно рисовать. По завершению следует оценить и осмыслить результат, возможно будет просматриваться какой-то персонаж, образ или сюжет. На основании этого рисунок можно дорисовать и затем уже описать.

Коллаж. Можно использовать вырезки из журналов, лепить и рисовать те или иные сюжеты, фигуры и т.п. Анализ результата проводится на основании размеров, цветов, сюжета и расположения «вырезок» относительно друг друга.

Сочинение. Особенно актуально для детей. Вместе со своим ребенком сочиняйте сказку. Начинаете вы. Необходимо в завуалированном виде начать сочинять сказку, основанную на каком-нибудь домашнем бытовом случае, ситуации в садике или школе и т.п. Затем просите продолжить свое чадо. Как правило, они не догадываются и говорят, что у них крутится в голове. Благодаря этому способу вы сможете узнать об его переживаниях.

Арт-терапия является прекрасным способом расслабиться и отвлечься от насущных проблем. Пение, рисование, рукоделие, цветотерапия и т.п. способны не только поднять жизненный тонус, но и познать себя, избавиться от многих болезней, посредством гармонизации внутреннего состояния. Ведь как известно, все болячки из головы.

А вы пробовали арт-терапию? Как она на вас повлияла? Какой вид использовали? :)

Видео Арт-терапия. Раскраски-антистресс