Дети с недостатком внимания. Игры для снятия эмоционального напряжения

Синдром дефицита внимания – как справиться с гиперактивным ребенком?

Капризные, непоседливые дети для родителей и педагогов сущее наказание. Им сложно не только вести себя тихо на занятиях, но и просто спокойно сидеть на одном месте. Они болтливы, несдержанны, меняют настроение и вид деятельности чуть ли не каждую минуту. Завладеть вниманием непоседы практически невозможно, так же как и направить его бурную энергию в нужное русло. Является ли это обычной невоспитанностью или нарушением психики, установить может только специалист. В чём проявляется дефицит внимания у детей и чем лечить данную патологию? Как родителям и педагогам справляться с такой проблемой? Обо всем, что касается СДВГ, расскажем далее.

Признаки заболевания

Синдром дефицита внимания – расстройство поведения, впервые описанное психоневрологом из Германии еще в позапрошлом веке. Однако о том, что это патология, связанная с незначительными нарушениями мозговой деятельности, заговорили только в середине 60-х прошлого столетия. Лишь в середине девяностых болезнь заняла своё место в медицинской классификации, и получила название «Синдром дефицита внимания у детей».

Патология рассматривается неврологами, как хроническое состояние, эффективный способ лечения которого еще не найден. Точный диагноз ставится только в дошкольном возрасте или при обучении в младших классах. Для его подтверждения необходимо, чтобы ребёнок проявил себя не только в быту, но и в процессе обучения. Медицинская статистика показывает, что гиперактивность встречается у 5-15% школьников.

Характерные симптомы поведения ребенка при СДВГ условно можно разбить на 3 категории.

  • Невнимательность

ребенок легко отвлекается от занятий, забывчив, не способен сосредоточится. Он будто не слышит, что говорят родители или педагоги. У таких детей постоянно возникают проблемы с выполнением заданий, соблюдением инструкций, организацией свободного времени и учебного процесса. Они делают слишком много ошибок, но не потому, что плохо соображают, а по невнимательности или из-за торопливости. Производят впечатление слишком рассеянных, поскольку все время что-то теряют: личные вещи, игрушки, предметы одежды.

  • Гиперактивность

дети с подобным диагнозом никогда не бывают спокойными. Они постоянно срываются с места, куда-то бегут, карабкаются на столбы и деревья. В сидячем положении конечности такого ребенка не перестают двигаться. Он обязательно болтает ногами, передвигает на столе предметы или совершает другие ненужные движения. Даже ночью малыш или подросток слишком часто вертится в кровати, сбивая постельное бельё. В коллективе они производят впечатление чересчур общительных, разговорчивых и суетливых.

  • Импульсивность

о таких детях говорят, что у них язык опережает голову. Ребенок на уроке выкрикивает с места, даже не дослушав вопрос, мешает отвечать другим, перебивая и вылезая вперед. Он совсем не умеет ждать или откладывать получение желаемого хотя бы на минуту. Зачастую подобные проявления родителями и учителями рассматриваются, как черты характера, хотя это яркие признаки синдрома.

Психологи и неврологи отмечают, что проявления патологии у представителей разных возрастных категорий различается.

  1. Малыши непослушны, излишне капризны, плохо управляемы.
  2. Школьники забывчивы, рассеяны, болтливы и активны.
  3. Подростки склонны драматизировать даже незначительные события, постоянно проявляют тревогу, легко впадают в депрессию, часто ведут себя демонстративно.

Ребенок с таким диагнозом может проявлять нежелание общаться со сверстниками, выказывать грубость в отношении ровесников и старших.

Когда начинает проявляться синдром дефицита внимания у детей.

Признаки патологии обозначаются в раннем возрасте

Уже у малыша 1-2 года наблюдают отчётливые симптомы заболевания. Но большинство родителей принимает такое поведение за норму или обычные детские капризы. К врачу с подобными проблемами никто не обращается, упуская важное время. У детишек отмечается задержка речи, чрезмерная подвижность при нарушенной координации.

Трехлетний малыш переживает возрастной кризис, связанный с личностным осознанием. Капризы и упрямство – обычные спутники подобных перемен. Но у ребенка с отклонениями такие признаки выражены ярче. Он не реагирует на замечания, и демонстрирует гиперактивность, попросту ни секунды не сидит на месте. Уложить спать такого «живчика» очень сложно. Формирование внимания и памяти у малышей с синдромом заметно отстает от сверстников.

У детишек младшего дошкольного возраста признаками СДВГ служит неспособность сконцентрироваться на занятиях, слушать воспитателя или просто сидеть на одном месте. В возрасте пяти-шести лет дети уже начинают подготовку к школе, нагрузка, физическая и психологическая, возрастает. Но поскольку малыши, у которых наблюдается гиперактивность, немного отстают от сверстников в освоении новых знаний, у них развивается заниженная самооценка. Психологические нагрузки приводят к развитию фобий, проявляются физиологические реакции, такие как тик или ночное недержание (энурез).

Школьники с диагнозом СДВГ имеют низкие показатели успеваемости, не смотря на то, что они совсем не глупы. С коллективом и учителями у подростков отношения не складываются. Педагоги частенько записывают таких детей в неблагополучные, поскольку они бывают резки, грубы, часто конфликтуют с одноклассниками, не реагируют на замечания или критику. Среди сверстников подростки с СВДГ тоже частенько остаются изгоями, поскольку излишне импульсивны, склонны к проявлению агрессии и асоциальному поведению.

Совет: Вызывающее поведение означает, что ваше чадо хочет привлечь к себе внимание, но пока не знает как сделать это по-другому.

О синдроме дефицита внимания, как о неврологическом заболевании, в России заговорили не слишком давно и у врачей еще недостаточно опыта в постановке диагноза. Патологию иногда путают с умственной отсталостью, психопатией и даже шизофреническими расстройствами. Диагностика затрудняется еще и тем, что некоторые указанные признаки характерны для обычных детей. Без тщательного анализа и долгого наблюдения сложно определить, почему ребенок невнимателен во время урока или слишком активен.

Причины заболевания

Европейские и американские медики ведут исследования синдрома уже не одно десятилетие. Между тем причины его пока достоверно не установлены. Среди основных факторов возникновения патологии принято называть:

  • генетическую предрасположенность,
  • родовые травмы,
  • никотин и алкоголь, употребляемые будущей мамой,
  • неблагоприятное течение беременности,
  • стремительные или преждевременные роды,
  • стимуляцию родовой деятельности,
  • травмы головы в раннем возрасте,
  • менингит и другие инфекции, затрагивающие ЦНС.

Возникновению синдрома способствуют психологические проблемы в семье или болезни неврологического характера. Некоторый отпечаток могут накладывать и педагогические ошибки родителей, излишняя строгость в воспитании. Но основной причиной болезни называют все же недостаток гормонов норадреналина и дофамина. Последний считается родственником серотонина. Уровень дофамина повышается в моменты занятий, которые человек считает приятными для себя.

Интересный факт: поскольку дофамин и норадреналин человеческий организм способен получать из некоторых пищевых продуктов, существуют теории, что причиной СДВГ у детей является неправильное питание, к примеру, жесткие вегетарианские диеты.

Принято выделять три типа заболевания.

  1. Синдром может быть представлен гиперактивным поведением, но без признаков дефицита внимания.
  2. Дефицит внимания, не сопряженный с гиперактивностью.
  3. Гиперактивность в сочетании с дефицитом внимания.

Коррекция гиперактивного поведения проводится комплексно и включает различные методики, среди которых есть как медикаментозные, так и психологические. Европейцы и американцы, при обнаружении дефицита внимания у детей, для лечения применяют психостимуляторы. Такие препараты эффективны, но непредсказуемы в последствиях. Российские специалисты рекомендуют преимущественно методики, не включающие фармакологические средства. Лечить синдром с помощью таблеток начинают, если все прочие способы не дали результата. При этом используются препараты ноотропного действия, стимулирующие мозговое кровообращение или натуральные успокоительные.

Что делать родителям, если у ребенка обнаружен синдром дефицита внимания.

  • Двигательная активность. Но спортивные игры, включающие соревновательные элементы, им не подходят. Они лишь способствуют излишнему перевозбуждению.
  • Статические нагрузки: борьба или тяжелая атлетика так же противопоказаны. Хорошо влияют на нервную систему аэробные упражнения, но умеренные. Лыжи, плавание, катание на велосипеде позволит израсходовать лишнюю энергию. Но родителям надо следить за тем, чтобы ребенок не переутомился. Это приведет к снижению самоконтроля.
  • Работа с психологом.

Психологическая коррекция при терапии синдрома направлена на снижение тревожности и повышение коммуникабельности малыша или подростка. Для этого используются техники модулирования всевозможных ситуаций успеха, благодаря чему специалист имеет возможность наблюдать ребенка и подбирать наиболее подходящие для него области деятельности. Психолог использует упражнения, способствующие развитию внимания, памяти, речи. Родителям общение с такими детьми дается нелегко. Нередко мамы, у которых растет ребенок с синдромом, сами имеют признаки депрессивного расстройства. Поэтому семьям рекомендуются совместные занятия со специалистом.

  • Поведенческая коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей предполагает положительные изменения в их окружении. По мере того, как ребенок добивается успехов в занятиях с психологом, окружение сверстников лучше сменить.
  • С новым коллективом дети проще находят общий язык, забывая старые проблемы и обиды. Родителям тоже необходимо сменить линию поведения. Если до этого в воспитании практиковалась излишняя строгость, нужно ослабить контроль. На смену вседозволенности и свободе должно придти четкое расписание. Родителям необходимо компенсировать недостаток позитивных эмоций, чаще хвалить чадо за старания.
  • При воспитании таких детей запреты и отказы лучше свести к минимуму. Конечно, грани разумного переходить не стоит, но «табу» накладывайте лишь на то, что действительно опасно или вредно. Положительная модель воспитания предполагает частое использование словесной похвалы и других поощрений. Хвалить малыша или подростка нужно даже за небольшие достижения.
  • Необходимо нормализовать отношения между членами семьи. Не следует ссориться при ребенке.
    Родителям нужно стремиться завоевать доверие сына или дочери, поддерживать взаимопонимание, спокойное общение без криков и приказного тона.
  • Совместный досуг для семей, где воспитываются гиперактивные детишки, тоже весьма важен. Хорошо если игры будут носить развивающий характер.
  • Ребята с подобными проблемами нуждаются в четком распорядке дня, организованном месте для занятий.
  • Ежедневные хозяйственные поручения, которые дети выполняют самостоятельно, весьма дисциплинируют. Поэтому непременно найдите несколько таких дел и контролируйте их выполнение.
  • Выставляйте ребенку адекватные требования, соответствующие его способностям. Не нужно занижать его возможности или, напротив, завышать их. Разговаривайте спокойным голосом, обращайтесь к нему с просьбой, а не с приказом. Не старайтесь создать тепличные условия. Он должен уметь справляться с нагрузками, соответствующими его возрасту.
  • Таким детям необходимо посвящать времени больше, чем обычным. Родителям тоже придется подстраиваться под образ жизни младшего члена семьи, придерживаясь распорядка дня. Не стоит запрещать ребенку что либо, если на всех прочих это не распространяется. Малышам и детям среднего возраста лучше не посещать людные места, это способствует перевозбуждению.
  • Гиперактивные дети способны сорвать учебный процесс, но при этом воздействовать на них проверенными способами невозможно. К окрикам, замечаниям и плохим отметкам такие дети относятся индифферентно. Но найти общий язык с не в меру активным школьником всё равно нужно. Как же вести себя педагогу, если в классе присутствует ребенок с СДВГ?

Несколько советов, которые помогут держать под контролем ситуацию:

  • Во время урока устраивайте небольшие физкультурные паузы. Это пойдет на пользу не только гиперактивным, но и здоровым детям.
  • Классы должны быть оборудованы функционально, но без отвлекающего декора, в виде поделок, стендов или картин.
  • Чтобы лучше контролировать такого ребенка, его лучше посадить на первую или вторую парту.
  • Займите активных детей поручениями. Попросите их протереть доску, раздать или собрать тетрадки.
  • Чтобы материал усваивался лучше, преподносите его в игровой форме.
  • Творческий подход результативен в обучении всех без исключения детей.
  • Разбивайте задания на небольшие блоки, так детям с СВДГ будет проще ориентироваться.
  • Позвольте детям с поведенческими проблемами проявить себя в чем-то нужном, показать себя с лучшей стороны.
  • Помогайте такому ученику наладить контакт с одноклассниками, занять место в коллективе.
  • Зарядку во время урока можно провести не только стоя, но и сидя. Для этой цели хорошо подойдут пальчиковые игры.
  • Необходим постоянный индивидуальный контакт. Нужно помнить, что они лучше реагируют на похвалу, именно с помощью позитивных эмоций закрепляются необходимые положительные модели поведения.

Заключение

Родителям, в семье которых растет гиперактивный ребенок, не стоит отмахиваться от советов врачей и психологов. Даже если со временем проблема станет менее острой, диагноз СДВГ скажется в будущем. В зрелом возрасте он станет причиной плохой памяти, неумения контролировать собственную жизнь. Кроме этого, больные с подобным диагнозом склонны к разного рода зависимостям и депрессиям. Родители должны стать примером для своего чада, помочь ему найти место в жизни, обрести веру в свои силы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение неврологически-поведенческого развития у детей, течение этого заболевания — хроническое. Как правило, первые симптомы этого заболевания появляются в позднем дошкольном и школьном возрасте. Многие симптомы СДВГ не являются «специфическими» для данного заболевания, и в той или иной мере могут проявляться абсолютно у всех детей. Дети с СДВГ имеют, прежде всего трудности концентрации внимания, повышенную двигательную активность (гиперактивность), и у них наблюдается импульсивность поведения (практически неуправляемая).

Причины развития

СДВГ является стойким и хроническим синдромом, излечения которого в современной медицине нет. Считается, что дети могут « перерасти» этот синдром, или приспособиться к его проявлениям во взрослом возрасте.

В семидесятых годах прошлого столетия существовало много споров по поводу СДВГ среди медицинских работников, педагогов, родителей, политиков. Одни говорили, что этого заболевания не существует вообще, другие доказывали, что СДВГ передается генетически, и есть физиологические основы для проявления этого состояния. Ряд ученых доказывает влияние условий климата на развитие СДВГ.

Есть основания полагать, что острые или хронические интоксикации (употребления алкоголя, курение, наркотических веществ) во время беременности и кормления грудью в дальнейшем могут оказать свое влияние на проявление СДВГ у детей. Гестоз, токсикоз, эклампсия в родах, преждевременные роды, задержка внутриутробного развития плода, кесарево сечение, затяжные роды, позднее прикладывание к груди, искусственное вскармливание с рождения и недоношенность -также являются факторами риска развития этого синдрома.

Черепно-мозговые травмы и перенесенные инфекционные заболевания могут влиять на развитие гиперактивности у детей. При гиперактивности нарушена нейрофизиология головного мозга, у таких детей находят дефицит дофамина и норадреналина.

Признаки

Принято выделять три типа СДВГ: случай с дефицитом внимания, случай с гиперактивностью ребенка и импульсивностью, а также смешанный тип.

По статистике американских ученых, это нарушение наблюдается в среднем у 3-5% американских детей, чаще всего признаки этого заболевания проявляются у мальчиков. Многие признаки СДВГ у детей выявляются не всегда. Первые симптомы гиперактивности манифестируют еще в детском садике и в начальных классах школы. Психологи должны наблюдать за детьми на уроках в школе, и как они ведут себя дома и на улице.

Дети с СДВГ не только не внимательны, они и очень импульсивны. У них отсутствует контроль поведения в ответ на какие-то требования. Такие дети быстро и самостоятельно реагируют на какую-либо возникшую ситуацию, не дожидаясь указаний и рекомендаций со стороны родителей и других взрослых. Такие дети не правильно оценивают требования учителей и задания. Дети с гиперактивностью не могут правильно оценить результаты своих действий, и какое разрушительное или отрицательное влияние они могут оказывать. Такие детки очень капризны, у них отсутствует чувство страха, подвергают себя не нужному риску, чтобы показать себя перед ровесниками. Дети с гиперактивностью очень часто получают травмы, отравления, портят чужое имущество.

Диагностика

Согласно международным критериям, диагноз СДВГ можно поставить детям при наличии у них соответствующих симптомов не ранее чем в 12 лет (по данным зарубежных изданий этот диагноз правомочен и в шестилетнем возрасте). Признаки СДВГ должны проявляться в разных обстановках и ситуациях. Для постановки диагноза СДВГ необходимо наличие шести основных симптомов (из ниже перечисленного списка), а если признаки заболевания сохраняются и старше 17 лет – достаточно 5-ти симптомов. Признаки заболевания должны проявляться стабильно в течение полугода и более. Существует определенная градация симптомов. Для синдрома невнимательности и для синдрома гиперактивности существуют свои симптомы, и они считаются отдельно.

Невнимательность


Повышенная активность у детей с СДВГ

Гиперактивность у детей с СДВГ проявляется всегда и везде.

Поведение при СДВГ может быть для родителей, учителей и других членов семьи «невыносимым». Чаще всего, именно родителей винят в плохом воспитании своего чада. Самим родителям очень трудно с такими детьми, и они постоянно испытывают чувство стыда за поведение своего сына или дочери. Постоянные замечания в школе на гиперактивность дочери или сына, на улице — от соседей и друзей.

Наличие у ребенка диагноза СДВГ не означает, что родители его плохо воспитали и не научили как правильно себя вести. Родители таких детей должны понять, что СДВГ — это заболевание, которое требует правильного лечения. Родители и внутренняя обстановка в семье помогут мальчику или девочке избавиться от повышенной гиперактивности, стать более внимательными, лучше учиться в школе, и в дальнейшем адаптироваться к взрослой жизни. Каждый маленький человек должен открыть свой внутренний потенциал.

Дети очень сильно нуждаются в родительском внимании и опеке. В мире современных технологий и при наличии денег, родители могут купить своему чаду любую игрушку, самый современный телефон, планшет и компьютер. Но, никакие современные «игрушки» не подарят вашему малышу душевного тепла. Родители должны не только кормить и одевать своих детей, они обязаны посвящать им все свое свободное время.

Очень часто родители устают от своих детей с гиперактивностью и пытаются переложить все заботы о воспитании на бабушку и дедушку, но это не выход из сложившейся сложной ситуации. Родители таких « особенных» детей должны обратиться к психологу и решать эту проблему совместно с педагогами и медицинскими работниками. Чем раньше родители осознают всю серьезность СДВГ, и чем раньше обратятся к специалистам, тем лучше прогноз для излечения этого заболевания.

Родители должны вооружиться знаниями об этом заболевании. Существует много литературы на эту тему. Только в тесном взаимодействии с врачом и педагогом можно достичь хороших результатов в лечении этого заболевания. СДВГ — это не «ярлык» и не стоит бояться этого слова. Нужно поговорить с учителями в школе о поведении своего любимого чада, обсудить с ними все проблемы, и убедиться, что учителя понимают, что происходит с их мальчиком или девочкой.

За последнее десятилетие увеличилось количество заболеваний, обычно называемых гиперактивностью, а по-научному: синдром дефицита внимания у детей. Как понять: малыш болен или педагогически запущен?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - медицинский диагноз, определяется как неврологическо-поведенческое расстройство развития. Характеризуется трудностями сосредоточения, чрезмерной двигательной активностью, пренебрежением принятыми общественными нормами, агрессивностью, неспособностью контролировать эмоции.

Первые признаки появляются в дошкольном детстве, однако по утверждению Американской Ассоциации Психиатров, постановка диагноза разрешается только с двенадцатилетнего возраста. Согласно исследованию 2006 года, заболевание имеют 3–5% населения Америки, включая взрослых.

Способ лечения неврологической причины расстройства не найден. У 30% детей с возрастом проходят симптомы, или дети приспосабливаются к ним. В случае неприспособленности наблюдается снижение интеллектуальных способностей и восприятия информации. Существуют методы коррекции поведенческого отклонения.

С 70-х годов прошлого века идут споры относительно реальности этой болезни. Множество общественных деятелей, политиков, врачей и родителей считают её фикцией. Комитет по правам ребёнка ООН подтвердил увеличение случаев ошибочной диагностики и рекомендовал дополнительные исследования методов распознавания СДВГ.

Расстройство делится на 3 типа:

  1. Собственно дефицит внимания (СДВГ - ДВ). Трудности концентрации и запоминания.
  2. Гиперактивность и импульсивность (СДВГ - ГИ, СДВГ - Г). Наблюдаются двигательная расторможенность, неусидчивость, необдуманность поступков.
  3. Смешанный тип (СДВГ - С). Сочетание трёх признаков.

Симптоматика недуга

Часто гиперактивными называют детей, не имеющих этого заболевания. Причина кроется в том, что признаки расстройства в небольшом проявлении присущи детскому возрасту: непоседливость, трудность в концентрации внимания при слабой мотивации, торопливость. А при недостатке воспитания они имеют свойство обостряться. Возможно, это является причиной врачебной или родительской ошибки.

Согласно установленным в 2007 году правилам постановки диагноза СДВГ:

  • Диагностика поведения должна проходить минимум в двух средах пребывания (школа – дом – кружок) ребёнка старшего школьного возраста;
  • Необходимо длительное наблюдение для определения устойчивости симптомов (минимум полгода);
  • Если развитие ребёнка отстаёт от сверстников;
  • Нарушению поведения сопутствуют сложности обучения и общения.

Основные признаки заболевания

Рассеянность:

  • Ребенку трудно удерживать внимание на задании, заниматься деятельностью, требующей долгой концентрации, он легко отвлекается.
  • Часто старается избежать выполнения поручений, связанных с длительным умственным трудом (помощь по хозяйству, школьные домашние задания).
  • Сложно самостоятельно организовать осуществление какой-то деятельности.
  • Часто теряет нужные вещи, рассеян.
  • Не может концентрироваться на деталях.

Импульсивность - недостаточное управление действиями при выполнении инструкции. Важный симптом, сопровождающий дефицит внимания у детей:

  • Быстрая реакция на реализацию задания при игнорировании или недооценке сопутствующих указаний.
  • Неумение предвидеть плохие последствия своих действий или обстановки.
  • Стремление произвести впечатление на окружающих (особенно сверстников) опасными для их здоровья и жизни поступками (частые отравления, травмы).

Гиперактивность:

  • Двигательная расторможенность. Постоянно скачет, ёрзает на стуле, вертится.
  • Ребенку трудно усидеть на одном месте, когда это необходимо. Во время уроков бегает по классу.
  • Громко играет, разговорчив.

Симптомы СДВГ проявляются, начиная со старшего дошкольного возраста. Ребёнок непоседлив, делает много бесцельных движений, бесцеремонно перебивает взрослых. Сложно усадить кроху заниматься подготовкой к школе. Под маминым нажимом усевшись за уроки, постоянно отвлекается.

У детей школьного возраста возникает проблема с усвоением материала вследствие низкой способности к сосредоточению. Успеваемость ниже среднего, сложности во взаимоотношениях со сверстниками. Провести урок в классе, где присутствует ребёнок с дефицитом внимания, трудно. Он постоянно отвлекает других, крутится, перебивает учителя, торопится выполнить задание. Книжки, тетрадки забываются в классе. Несмотря на расторможенное поведение, младшие школьники не проявляют агрессивности.

Подростковый возраст видоизменяет симптомы. Внешняя импульсивность переходит во внутреннюю тревожность, суетливость. Неспособность самостоятельно планировать время и организовать деятельность приводит к безответственности. Слабая успеваемость и проблемы в общении с одноклассниками влияют на самооценку, что приводит к депрессивному состоянию, вспыльчивости. Стремление занять значимое положение среди сверстников может толкать на необдуманный риск, часто заканчивающийся травмами и ушибами.

Если подросток не перерастает заболевание, оно переходит во взрослый возраст. Сохраняются эмоциональная нестабильность, раздражительность. Хроническая непунктуальность, забывчивость, неумение доводить начинания до конца, высокая чувствительность к критике делают из него плохого работника. Низкая самооценка препятствует реализации потенциала. Люди, страдающие этим недугом, нередко находят отдушину в разнообразных зависимостях: алкоголь, наркотики. Если не займётся саморазвитием, рискует оказаться на дне жизни.

Причины патологии

Специалистами пока точно не установлены провоцирующие факторы возникновения СДВГ. Предположительными называют:

  • Генетические предпосылки. Предполагается, что расстройство является врождённым и связано с нарушением работы центральной нервной системы. Именно в этом видят учёные неврологический корень заболевания.
  • Ухудшающаяся экология. Отравление воздуха выхлопными газами, загрязнение воды вредной бытовой химией.
  • Особенности течения беременности. Инфекционные и хронические заболевания матери, употребление алкоголя, курение.
  • Осложнения во время родов: долгие, стремительные, стимулирование родовой деятельности, интоксикация наркозом, обвитие пуповиной плода.
  • Болезни в первый год жизни, сопровождающиеся высокой температурой, и приём сильнодействующих лекарств.

Методы диагностики

Медицинская общественность полвека ведёт споры об эффективных способах распознавания СДВГ. Учёные канадского Университета Макмастера подтвердили, что на сегодняшний день отсутствуют специальные тесты или медицинское оборудование, напрямую диагностирующее СДВГ. К тому же критерии диагностики заболевания менялись за время существования диагноза и отличаются в разных странах.

Американские психиатры используют две шкалы: Коннорса и Йеля-Брауна, предлагающие родителям или преподавателям оценить поведение ребёнка по характерным для расстройства параметрам: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Однако специалисты, выступающие с критикой методов постановки диагноза, утверждают, что оценка поведения по этим шкалам слишком предвзята, а критерии диагностики настолько расплывчаты, что возможно поставить СДВГ любому здоровому ребёнку с «неудобным» поведением.

Во избежание врачебной ошибки необходима консультация нескольких специалистов, включая педиатра, психолога и детского невропатолога. Потребуются дополнительные медицинские обследования: МРТ головного мозга, допплерография, ЭЭГ, которые будут являться основой постановки психиатром диагноза СДВГ.

Лечение недуга

Для коррекции дефицита внимания у детей необходим комплексный подход, включающий искоренение нейропсихологических и поведенческих проблем. Учитывая особенности и тип СДВГ ребёнка, подбирается личная программа реабилитации. При своевременном обращении к специалисту и проведении лечения возможно уменьшение симптомов СДВГ вплоть до выздоровления.

Медикаментозная терапия

Необходимо отметить, что назначение фармакологической коррекции приемлемо в случае, когда восстановление когнитивных функций невозможно достичь немедикаментозным лечением.

Принятие лекарственных препаратов для улучшения работы мозга у детей с дефицитом внимания — достаточно распространённая практика в США. Медикаменты делятся на несколько групп:

  1. Психостимуляторы (Риталин (метилфенидат), Амфетамин, Дексамфетамин). Оказывают мощное стимулирующее действие на центральную нервную систему: улучшают концентрацию, снижают проявления импульсивности. В США распространено использование Риталина для лечения СДВГ, хотя нет доказательств результативности применения. Многие специалисты считают его спорным, поскольку при долгосрочном принятии Риталин приводит к развитию психозов, параноидальных и шизофренических склонностей (зрительные и слуховые галлюцинации, агрессивность), вызывает привыкание. Австралийское исследование, охватившее 2868 семей и длившееся 20 лет, показало неэффективность лечения СДВГ психостимуляторами. В ряде стран, включая Россию, метилфенидат (Риталин) запрещен.
  2. Антидепрессанты: Имипрамин, Тиоридазин, Дезипрамин. Существенно улучшают внимание, снижают гиперактивность, но дают побочные эффекты на физическое здоровье при долгосрочном применении.
  3. Ноотропные препараты (Ноотропил, Церебролизин, Пирацетам). Нейрометаболические стимуляторы, воздействующие на кору головного мозга и повышающие когнитивные процессы. Считаются малоопасными психофармакологическими препаратами, но могут давать осложнения. Широко используются в государствах постсоветского пространства.

Существенным недостатком медикаментозной терапии СДВГ является краткосрочность результатов лечения: состояние ребёнка улучшается только во время принятия препарата и совершенно не оказывает влияние на выздоровление. Употребление психостимуляторов подростками с дефицитом внимания развивает склонность к принятию наркотических средств.

Нефармакологическая терапия

Лечить СДВГ можно без применения лекарственных препаратов. Существуют два нелекарственных метода коррекции неврологической стороны расстройства:

  1. Нейропсихологический подход. Утверждает, что определённые физические упражнения влияют на работу корковых структур мозга, активизируют, наполняют энергией психические процессы. Основывается на учении А.Р. Лурии о «нейропсихологической петле развития». Данное сопровождение детей с дефицитом внимания помогает формированию самоконтроля, произвольности, повышению эффективности обучения.
  2. Синдромный метод. Восстановление повреждённого при родовых травмах шейного отдела позвоночника, которое нормализует кровоснабжение головного мозга.

Помимо вышеописанных методов лечения, специалисты рекомендуют:

  • Занятия йогой, медитации. Помогают расслабиться, снижается импульсивность, улучшается кровоснабжение всего тела, включая головной мозг.
  • Специальная диета. Исключение сахара, аллергенов, кофеина.

Коррекция поведения при СДВГ состоит из следующих методов:

Когнитивная психотерапия - самое эффективное лечение, использующееся в коррекции душевных расстройств (неврозов, фобий, депрессий). Помогает успешно социализироваться детям с дефицитом внимания, имеющим проблемы в общении со сверстниками. Импульсивность вместе с недостатком умений взаимодействовать приводит к отторжению, усугубляющему изоляцию.

Терапия включает личные и групповые занятия. Тренировки навыков общения помогают развить такие коммуникативные способности: умение строить отношения, решать конфликты, понимать других, контролировать отрицательные эмоции. Для успешного усвоения навыков необходимо посетить минимум 20 занятий группы, состоящей из 6–8 человек. Личная когнитивно-поведенческая терапия избавляет от неэффективных шаблонов действий и мышления. Помогает детям с дефицитом внимания закрепить нужное поведение.

  • Семейная психотерапия. Обязательно должна присутствовать при лечении СДВГ у детей. Проводится со всей семьёй. Родители встречаются со своим чувством вины за «не такого» ребёнка, учатся правильно реагировать в разыгрываемых жизненных обстоятельствах.

При синдроме дефицита внимания у детей лечение должно объединить врачей, родителей и учителей. Наибольшая нагрузка ложится на семью, члены которой должны хорошо владеть информацией касательно особенностей и методов лечения СДВГ, создать дома условия, способствующие выздоровлению ребёнка:

  • Любовь. Проявляйте нежность, заботу. Малышу необходимо чувствовать поддержку близких.

Важно! Чувство жалости – плохой союзник. Не освобождайте школьника от разнообразных домашних дел, подпитывая его статус «особенного». Он начнёт жалеть себя, что отрицательно скажется на динамике лечения.


Совместными усилиями можно скорректировать поведение ребенка, помочь выздоровлению.

Что это?

Специалисты называют термином «СДВГ» неврологическое расстройство поведения, которое начинается уже в раннем детстве и проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Синдром гиперактивности - это где возбуждение всегда преобладает над торможением.


Причины

Ученые педагоги и медики предполагают, что появление симптомов СДВГ зависит от влияния разных факторов. Так, биологические факторы делятся на пренатальный и постнатальный период.

Причинами возникновения органических поражений могут быть:

  • употребление в большом количестве в период беременности алкоголя и курения;
  • токсикозы и иммунная несовместимость;
  • преждевременные, затяжные роды, угроза выкидыша и попытка прервать беременность;
  • последствие наркоза и кесарево сечения;
  • обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода;
  • стрессы и психологические травмы мамы во время беременности, нежелание иметь ребенка;
  • любые заболевания ребенка в период младенчества, сопровождающиеся высокой температурой, тоже могут влиять на формирования и развитие головного мозга;
  • неблагоприятное психосоциальное окружение и наследственная предрасположенность;
  • эмоциональные расстройства, повышенная тревожность, травмы.

Есть еще и социальные причины - это особенности воспитания в семье или педагогическая запущенность - воспитание по типу «кумир семьи».


На появление СДВГ влияет много социальных факторов, как самого ребенка, так и матери будущего малыша

Признаки

Как же определить родителям, есть ли гиперактивность у их ребенка. Думаю, на начальном этапе определения это сделать очень просто. Достаточно отметить те симптомы, которые присутствуют у вашего ребёнка на протяжении определенного времени.

Признаки невнимательности:

  • не любит шумные помещения;
  • ему трудно концентрировать внимание;
  • он отвлекается от выполнения задания, реагирует на внешние стимулы;
  • с большим удовольствием хватается за дело, но часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
  • плохо слышит и не воспринимает инструкции;
  • испытывает трудности в самоорганизации, часто теряет свои вещи в садике или дома.


Гиперактивные дети отличаются особой невнимательностью

Признаки гиперактивности:

  • залезает на стол, тумбы, шкафы, на улице на деревья, заборы;
  • чаще бегает, крутится и вертится на месте;
  • во время занятий ходит по комнате;
  • наблюдаются беспокойные движения рук и ног, как бы подергивание;
  • если что-нибудь делает, то с шумом и криком;
  • ему постоянно нужно, что то делать (играть, мастерить и рисовать) не умеет отдыхать.


СДВГ также проявляется чрезмерной активностью у детей


Гиперактивность сказывается на неумении сдерживать эмоции

О синдроме СДВГ можно говорить только тогда, когда у вашего ребенка на протяжении очень долгого времени присутствуют почти все вышеперечисленные симптомы.

Умственная деятельность детей с синдромом СДВГ отличается цикличностью. Ребёнок может хорошо активно работать в течение 5-10 минут, затем наступает период, когда мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не слышит никого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов снова к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее внимание», отсутствие сосредоточения без дополнительной двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании».

Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети при помощи двигательной активности активизируют центры равновесия. Например, отклоняются на стуле назад так, что пола не касаются задние ножки. Если их голова будет неподвижна, у них снизится активность.

Как отличить СДВГ от избалованности?

Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.

Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, - чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.

Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает истерики в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.

А вот о гиперактивности можно говорить только тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, в садике и дома поведение одинаковое. То есть иногда симптомы темперамента действительно могут перекликаться с симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.


СДВГ у детей распознается, как высокая двигательная активность, быстрая возбудимость и чрезмерная эмоциональность

Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  1. смешанный - это сочетание гиперактивности с нарушением внимания - встречается наиболее часто особенно у мальчиков;
  2. невнимательный - преобладает дефицит внимания, чаще встречается у девочек с бурной фантазией;
  3. гиперактивный - доминирует гиперактивность. Может быть последствием как индивидуальных особенностей темперамента детей, так и некоторыми нарушениями ЦНС.


Симптомы у детей разного возраста

Симптомы гиперактивности могут появляться еще до рождения ребенка. Такие дети могут быть очень активными в утробе матери. Чрезмерно подвижный ребенок - явление очень опасное, ведь его активность может спровоцировать обвитие пуповиной, а это чревато гипоксией.


У малышей до 1 года

  1. Очень активная двигательная реакция на разные действия.
  2. Чрезмерная крикливость и гипервозбудимость.
  3. Возможна задержка речевого развития.
  4. Нарушение сна (редко находятся в состоянии расслабления).
  5. Высокая чувствительность к яркому свету либо шуму.
  6. Следует помнить, что капризность малыша в таком возрасте может быть вызвана от неправильного питания, растущих зубов, колик.


У малышей 2-3-х лет

  • Неусидчивость.
  • Нарушения мелкой моторики.
  • Хаотичные движения малыша, а также их избыточность.
  • В этом возрасте признаки СДВГ активизируются.


У дошкольников

  1. Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру).
  2. На занятиях путает задания, быстро забывает заданный вопрос.
  3. Тяжело уложить спать.
  4. Непослушание и капризы.
  5. Малыши в 3 года очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются.


У школьников

  • Отсутствует сохранность внимания на уроках.
  • Отвечает быстро, не задумываясь, перебивает взрослых.
  • Испытывает неуверенность в себе, низкую самооценку.
  • Страхи и тревожность.
  • Неуравновешенность и непредсказуемость, перемены в настроении;
  • Энурез, жалобы на боль в голове.
  • Появляются тики.
  • Не способен длительное время спокойно долго ждать.


К каким специалистам обращаться за помощью?

Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ.

Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены.

Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.

Для уточнения диагноза гиперактивному ребенку назначаются дополнительные анализы, так как за подобным синдромом могут скрываться и различные заболевания.


Для установки или опровержения диагноза СДВГ следует обратиться к специалисту

Коррекция и лечение

Реабилитация ребенка с СДВГ включает в себя как индивидуальное сопровождение, так и психолого-педагогическую и медикаментозную коррекцию.

Детский психолог и невролог на первом этапе проводят консультации, индивидуальные обследования, используются БОС-технологии, где ребенка учат правильно дышать.

В коррекции СДВГ должна взаимодействовать вся социальная и родственная среда гиперактивного ребенка: родители, воспитатели и педагоги.


Для лечения СДВГ у детей используются психологические приемы

Медикаментозное лечение является дополнительным, а иногда и основным методом коррекции СДВГ. В медицине детям выписывают ноотропные средства (кортексин, энцефабол), они благотворно влияют на активность головного мозга и эффективны в случаях невнимательности. Если же, наоборот, преобладает гиперактивные симптомы, то тогда применяют препараты, которые содержат гаммааминомаслянную кислоту, пантогам, фенибут, они отвечают за торможение процессов в головном мозге. Необходимо помнить, что все вышеперечисленные лекарства можно принимать только по назначению врача невролога.


Какие-либо медицинские препараты даются ребенку только по назначению врача

Родителям важно следить за питанием ребенка.

  • Обязательным является прием 1000 мг кальция, который необходим для развития растущего организма.
  • Потребность в магнии составляет от 180 мг до 400 мг в сутки. Он содержится в гречке, пшенице, арахисе, картофеле и шпинате.
  • Омега 3 - особый вид жирных кислот, который обеспечивает прохождение импульсов к клеткам сердца, головного мозга, поэтому он тоже важен при лечении СДВГ.

Главное - чтобы в питание малыша еще присутствовали такие витамины, как «холин» и «лецитин» - это защитники и строители нервной системы. Продукты, в которых содержится эти вещества очень полезны (яйца, печень, молоко, рыба).

Очень хороший эффект наблюдается после использование кинезиотерапии - это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения. Полезны будут и своевременные курсы массажа (ШОП) шейного отдела позвоночника, начиная с раннего возраста.

Полезна будет и песочная терапия, работа с глиной, крупой и водой, но эти игры должны проводиться под строгим контролем взрослых. Особенно если ребенок маленький. Сейчас на прилавках детских магазинов можно встретить готовые наборы для таких игр, например «Кинестетический песок», стол для игр с водой и песком. Наилучший результат может быть достигнут, если родители своевременно начнут лечение и коррекцию еще в раннем возрасте, когда симптомы еще только начинают появляться.

Полезные приобретения очень хорошо повлияют на психику ребенка


  • Научитесь соблюдать распорядок дня, для ребенка с СДВГ это очень важно, выполняйте все режимные моменты в одно и тоже время.
  • Создавайте ребенку комфортные условия, где он сможет во благо себе проявлять свою активность. Запишите в спортивные секции, кружки и плаванье. Оберегайте от переутомления, старайтесь, чтобы он высыпался.
  • Запрещая одно, взамен всегда предлагайте альтернативу. Например, дома нельзя играть с мячом, а на улице можно, предложите вместе поиграть.
  • Если есть возможность, родители могут посещать поведенческие программы, которые проводятся в центрах. Там их научат правильно взаимодействовать с детьми, поделятся секретами воспитания и развития таких детей. Также такие занятия проводятся и с детьми, как индивидуально, так и в групповой форме.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, картинки с изображением действий.
  • Дети очень любят поглаживания, делайте друг другу массаж, рисуйте на спине руками.
  • Слушайте музыку. Давно доказано, что классическая музыка помогает детям сосредоточиться и сконцентрироваться.
  • В. Бетховен "Концерт для фортепиано с оркестром № 5-6" контролирует все части мозга вашего ребенка одновременно, стимулирует речевые навыки, моторность.
  • А. Моцарт: "Симфония № 40 соль минор" тренирует мышцы в ухе, звук активизирует моторные и слуховые функции.
  • Родители в домашнем окружении могут сами корректировать детей при помощи игр, направленных на тренировку одной функции.


Научитесь создать для ребенка с СДВГ комфортные условия


Полезные игры

Игры на внимательность

"Лови - не лови". Эта аналог на всеми любимой игры "Съедобное - несъедобное". То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.

Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».


Игры для снятия эмоционального напряжения

  • "Прикоснись". При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
  • "Торт". Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.