В соответствии с Федеральным Законом, действующим на территории России, все коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности, оказывающие платные услуги населению или реализующие в розницу товары народного потребления, обязаны при проведении расчетов задействовать контрольно касс. технику (ККТ). Такие аппараты в обязательном порядке подлежат государственной регистрации, в противном случае их использование будет считаться не законным. В статье мы рассмотрим порядок применения контрольно-кассовой техники.
Президентом Российской Федерации 04.07.2016 года были утверждены изменения в закон ФЗ №54 «о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Внесенные инновации в Федеральное законодательство принуждают всех коммерсантов-субъектов предпринимательской деятельности модернизировать контрольно касс. аппараты или заменить новыми моделями задействованную технику.
Стоит отметить, что в 2017 году коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям будет позволен применять только ту ККТ, которая обладает способностью через ОФД передавать данные о продажах на серверы Федеральной Налоговой Службы.
Предприниматели, которые попадают под действие Федерального Закона о контрольно кассовой технике, должны будут соблюдать его регламент:
Разработчики нового ФЗ №54 ожидают от внесенных изменений в порядок применения контрольно кассовой техники следующего:
Благодаря вступившему в силу Федеральному Закону субъекты предпринимательской деятельности получили возможность регистрировать в Федеральной Налоговой Службе контрольно касс. технику без личного присутствия. Им не придется даже передавать фискалам ККТ, если они решать провести его электронную регистрацию.
Коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности должны помнить о сроках, которые определены Федеральным Законом №54:
Содержание | Сроки |
Коммерческие фирмы и индивидуальные предприниматели могут в добровольном порядке пройти регистрацию используемой ККТ, оснащенную сертифицированным ФН (фискальным накопителем) | с 01/02/2016 года |
Обязательная регистрация контрольно касс. техники с функцией передачи данных в ФСН | с 01/02/2017 года |
Обязательная передача данных о каждой продаже через ОФД | с 01/02/2017 года |
Запрещается устанавливать новый ЭКЛЗ | с 01/02/2017 года |
Допускается использование только ФН | с 01/02/2017 года |
Требования Федерального Закона №54 должны соблюдать все коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности, попадающие под его регламент | с 01/02/2017 года |
Требования Федерального Закона №54 должны соблюдать все коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности, которые до этого времени входили в льготную группу налогоплательщиков | с 01/07/2018 года |
Начиная с 1 февраля 2017 года вся используемая на территории Российской Федерации контрольно касс. техника должна передавать оператору фискальных данных чеки в электронной форме. В соответствии с регламентом ФЗ №54 (статья 2. п. 2), коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности обязаны сделать следующее:
Под действие Федерального Закона №54 попадают следующие категории физических и юридических лиц:
Руководители коммерческих организаций и индивидуальные предприниматели могут провести подготовку к вступлению в силу инноваций: проведя модернизацию имеющейся контрольно кассовую техники или купить новую.
Если организации и индивидуальные предприниматели в 2017 году продолжат эксплуатировать старые контрольно касс. аппараты, им нужно быть готовым к неприятным последствиям:
Содержание | Должностные лица | ИП и юридические лица |
Если контрольно касс. техника будет использоваться в неустановленном порядке | штраф от ¼ до ½ размера суммы расчёта (сумма должна превышать 10 000 рублей) | штраф от ¾ до целого расчёта (сумма должна превышать 30 000 рублей) |
При систематическом нарушении регламента Федерального законодательства | Запрет на осуществление коммерческой деятельности сроком 1-2 года | Приостановка деятельности на срок, не превышающий 90 дней |
Использование контрольно касс. техники, которая не соответствует требованиям ФЗ | ||
Если потребителю коммерсант-субъект предпринимательской деятельности не предоставит электронный или бумажный чек, даже по требованию | штрафные санкции до 2 000 рулей (возможно предупреждение) | штрафные санкции до 10 000 рулей (возможно предупреждение) |
Если представителям контролирующих органов индивидуальный предприниматель или коммерческая организация несвоевременно или вовсе не передала информацию о продажах и соответствующую документацию | административный штраф от 1 500 руб. до 3 000 руб. (возможно предупреждение) | административный штраф от 5 000 руб. до 10 000 руб. (возможно предупреждение) |
Вопрос №1. В связи с вступлением в силу Закона 54-ФЗ (ст.2 п.2) многие коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности обязаны будут с 2017 года вести онлайн-кассы. Какие коммерческие фирмы и индивидуальные предприниматели не попадают под эту категорию?
Изменения, внесенные в Федеральное законодательство, предусматривают поэтапный переход на онлайн-кассы. Контрольно касс. технику могут не применять коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности, которые ведут бизнес и соответственно проводят расчеты с клиентами в труднодоступных или отдаленных местностях (кроме ПГТ и районных центров). Они вместо фискальных чеков должны выдавать покупателям документы (например, бланки БСО), подтверждающие факт оплаты за товар.
Вопрос №2. Если индивидуальный предприниматель на упрощенной системе налогообложения, оказывающий парикмахерские услуги на основании патента (не использует кассу), планирует осуществлять розничную торговлю косметикой, он должен применять ККТ?
В Федеральном Законе №54 четко сказано, что использовать в своей работе зарегистрированную в Государственном Реестре контрольно касс технику обязаны все коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности, которые продают товары или оказывают услуги за наличный расчет. Закон делает исключение для некоторых категорий налогоплательщиков, в частности для юридических и физических лиц работающих на патенте или использующих режим ЕНВД (эта льгота будет действовать только до 01.07.2018 года).
Вопрос №3. Когда нужно будет перейти на использование онлайн-касс?
Не смотря на то, что Федеральный Закон №54 вступил в силу еще в июле 2016 года, коммерсанты-субъекты предпринимательской деятельности должны осуществить переход на новые правила использования ККТ с 01.02.2017 года.
Вопрос №4. Если в феврале 2017 года индивидуальный предприниматель принесет на регистрацию обычную кассу, ему откажут в постановке на учет?
Если коммерсант-субъект предпринимательской деятельности не модернизировал до февраля 2017 года свою ККТ, то он не сможет ее зарегистрировать. Ему в любом случае придется купить либо новую онлайн-кассу, либо модернизировать старый аппарат. Это нужно сделать не позже 01.07.2017 года.
Вопрос №5 . Если индивидуальный предприниматель проживает и осуществляет коммерческую деятельность в районе, в котором отсутствует возможность подключить интернет, как ему быть с ККТ в 2017 году?
Законодатели предусмотрели этот момент и позволили физическим и юридическим лицам в регионах с отсутствием интернет-покрытия использовать старые контрольно касс. аппараты. В скором времени в специализированных средствах массовой информации будет опубликован список таких районов.
Субъекты предпринимательской деятельности от вступления в силу Федерального Закона № 54 получат массу преимуществ. Это можно рассмотреть на нескольких примерах:
Если коммерческие фирмы и индивидуальные предприниматели выполнят все требования Федерального законодательства, они смогут максимально сократить ежегодные расходы на обслуживании контрольно касс. техники. Как подсчитали эксперты, за 6 лет использования новых ККТ их издержки снизятся на 35%.
Переход на новые правила использования контрольно касс. техники позволит организациям и предпринимателям избавиться от налоговых проверок. Начиная с 2017 года, Федеральная Налоговая Служба будет в автоматическом режиме получать всю информацию относительно проданных товаров или оказанных услуг.
Заключение
Каждый коммерсант-субъект предпринимательской деятельности, который оказывает услуги населению или продает в розницу товары за наличный расчет, обязан выполнить требование Федерального Закона №54. В этом случае юридическим и физическим лицам удастся избежать серьезных проблем с Федеральной Налоговой Службой, которая за любые нарушения кассовой дисциплины применяет большие штрафные санкции. Если коммерческие фирмы и индивидуальные предприниматели проигнорируют требования вступившего в силу закона, они будут привлечены к административной ответственности.
В соответствии с Федеральным законом № 290-ФЗ, в текст Федерального закона № 54-ФЗ о применении онлайн-касс постепенно вносятся изменения, направленные на поэтапный переход всех организаций и ИП к использованию новейших касс на предприятиях. Некоторые перемены вступили в законную силу совсем недавно – с 1 июля 2018 года. Об этом и будет рассказано в данной статье про применение ККТ в медицинской организации.
Прежде чем переходить в вопросу применения ККТ медицинскими центрами, следует разобраться с основными понятиями, связанными с онлайн-кассами.
ККТ (контрольно-кассовая техника) – электронные вычислительные машины, другие устройства и комплексы устройств, способные записывать и хранить фискальные данные в фискальных накопителях, выводить на печать бумажные фискальные документы, формировать фискальные документы, осуществлять их отправку в ФНС посредством оператора фискальных данных (ОФД), с которым компания заключала договор на оказание услуг. Все упомянутые действия касса должна выполнять в соответствии с требованиями Федерального закона № 54-ФЗ .
Кассовый чек – первичный учетный документ, напечатанный в бумажном виде или сформированный в электронной форме с использованием ККТ в момент расчета между предпринимателем и клиентом, включающий в себя информацию о расчете, доказывающий факт совершения сделки и отвечающий требованиям ФЗ № 54 .
Автоматизированная система для БСО (бланков строгой отчетности) – ККТ, применяемая с целью формирования БСО в электронной форме и для печати их на бумажных носителях.
Бланк строгой отчетности – первичный учетный документ, который приравнивается по значению к кассовому чеку, отпечатанный в бумажном виде или сформированный в электронной форме с использованием автоматизированной системы для БСО в момент совершения наличного или безналичного расчета между налогоплательщиком и клиентом за оказанные последнему услуги. БСО должен отвечать требованиям актуальной версии закона № 54-ФЗ .
В момент осуществления расчета между налогоплательщиком и его клиентом необходимо в подтверждение факта совершения сделки выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности в:
На адрес электронной почты или на номер мобильного предприятие может направить следующие сведения:
Если медицинская организация расположена в труднодоступной местности, включенной в специальный перечень отдаленных районов (утв. органом гос. власти субъекта РФ), ею может не применяться контрольно-кассовая техника на основании п. 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ . Однако, имеется условие – если покупатель требует выдать ему документ, доказывающий факт совершения оплаты, необходимо оформить бланк строгой отчетности, в котором были бы указаны:
Точно так же право на отказ от применения ККТ получают следующие медицинские организации:
Важно! Медицинские учреждения, применяющие для проведения расчетов с покупателями автоматическое устройство для расчетов, или продают подакцизные товары, обязаны устанавливать на предприятии ККТ в соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ .
Когда учреждение здравоохранения уплачивает налог по системе ЕНВД и занимается каким-либо видом деятельности, включенным в перечень п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса , получают право осуществлять расчеты (наличные и безналичные) без применения контрольно-кассовой техники. С 1 июля 2018 года при этом перестают действовать старые требования относительно выдачи чека, квитанции или иного подтверждающего оплату документа.
Медицинские организации на ЕНВД, получающие доход от деятельности, описанной в пп. 1-5, 10-14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (например, ветеринарии) могут не устанавливать контроль-кассовую технику только до 1 июля текущего года.
Электронное средство платежа – средство и/или метод, дающий возможность клиенту оператора по переводу денег составлять, удостоверять и передать распоряжения ради осуществления перевода средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с применением (п. 19 ст. 3 Федерального закона № 161-ФЗ):
При осуществлении оплаты путем перевода денег в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства клиента перед продавцом считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о перечислении денег, с момента подтверждения его исполнения банком.
При проведении расчета между продавцом и покупателем с применением электронных средств платежа (включая те, что исключают возможность прямого взаимодействия клиента с владельцем ККТ или продавцом) налогоплательщик обязан использовать ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о перечислении оговоренной суммы банком.
Учреждения здравоохранения, принимающие расчеты через электронные средства платежа (кроме платежных карт), применение которых не предусматривало использование ККТ на основании положений закона № 54-ФЗ в старой редакции, должны начать применять кассовую технику с начала июля 2018 года.
Начиная с 1 июля 2018 года, медицинские учреждения обязуются выдавать клиентам бланки строгой отчетности только при соблюдении условий:
Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 | О защите прав потребителей |
Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ | О национальной платежной системе |
Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ | О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ | О внесении изменений в Федеральный закон № 54-ФЗ |
Ошибка: Был осуществлен расчет между двумя ИП посредством электронных средств платежа без его предъявления. При этом применялась ККТ.
Согласно требованиям Федерального закона 84 аптеки на общей и упрощенной системе налогообложения должны перейти на онлайн кассы до 1 июля 2017 г. Вмененщики и предприниматели на патенте вправе работать на старом режиме до 1 июля 2018 года. При выборе подходящего кассового оборудования для аптеки нужно учитывать как требования закона, так и объем товарных позиций, проходимость заведения, наличие дополнительной техники.
Требование ФЗ-84, касающееся в целом перехода бизнеса на онлайн-кассы, коснулось и владельцев аптек. Особых преференций оптовые аптеки и ритейл точки на законодательном уровне не получили.
В тоже время сроки и процесс перехода для аптечного бизнеса на новую кассовую дисциплину варьируются, в зависимости от системы налогообложения:
Важно!
На отсрочку предприниматели на ЕНВН и ПСН, а также организации оказывающие услуги имеют право только в случае возможности выдачи клиентам бланков строгой отчетности старого образца.
При этом онлайн кассы в аптеках могут использоваться как чекопечатающие машинки без применения ФН до обязательного перехода на электронный учет.
Таблица 1. Сроки перехода аптек на ККТ
Фармацевтическую деятельность нельзя рассматривать только в разрезе применяемого вида налогообложения. По причине разнообразия типов реализации, расположения торговых точек, форм расчетов такой подход не дает развернутых ответов на вопрос, нужна ли онлайн касса при реализации лекарств, сопутствующих товаров. Поэтому появилась необходимость рассказывать о частных случаях в аптечном бизнесе.
Реализация любых товаров через , в том числе и фармацевтической продукции, с применением дистанционной, наличной, карточной оплаты осуществляется с применением онлайн касс нового образца.
Справка!
При осуществлении электронных платежей продавец вправе ограничиться отправкой клиенту только электронной версии чека.
Если организация работает в сельской местности как полноценный аптечный пункт, она не освобождается от регистрации ККМ нового образца и передачи электронных данных. Однако в п. 2ст. 5 ФЗ 84 четко прописано, что аптечные организации, расположенные на фельдшерским и других различных медицинских пунктах, реализующие продукцию населению в сельской местности, при условии отсутствия стационарных аптек, имеют право не использовать онлайн-кассы.
Важно!
Право применять кассовое оборудование в автономном режиме имеют аптеки, расположенные в труднодоступных и отдаленных от интернет сетей местах. То есть они не освобождены от выдачи покупателям БСО или чеков, но могут безболезненно отказаться от приобретения новой техники.
Нередко аптечные организации прибегают к методу распространения определенных товаров через своих торговых представителей. В этом случае применение кассового оборудования является обязательным. Причем у каждого курьера, торгового представителя должен быть свой аппарат автономного типа.
Онлайн кассы в аптеках должны соответствовать требованиям законодательства, то есть должны обеспечивать возможность формирования кассового чека для переноса его на бумажный носитель и отправки в электронном варианте в адрес клиента, а также контролирующих органов. Для фиксации данных применяется фискальный накопитель:
Именно это требование необходимо учитывать при выборе кассового аппарата.
Учитывая многообразие товарных позиций в аптеке, стоит отдавать предпочтение КММ, имеющим объемную память и способным формировать расширенный номенклатурный учет, вносить расширенную информацию.
Для стационарных объектов торговли лучше изначально приобретать ККМ в комплекте со сканером и другим вспомогательным оборудованием, что значительно снизит расходы и упростит дальнейшую адаптацию техники.
Таблица 2. Обзор онлайн касс для аптек
Наименование | Фото | Цена | Производитель | Особенность |
| 54, 7 – 58 тыс. руб. | ООО «Дримкас» |
|
|
| От 14, 49 тыс. руб. | ООО «Дримкас» |
|
|
Эвотор Стандарт Плюс ФН36 | | 36 – 38 тыс. руб. | Эвотор |
|
| 24 – 39, 4 тыс. руб. | ООО «АТОЛ» |
|
|
| 30 – 33 тыс. руб. | АО «Штрих-М» |
|
|
| 15 – 23 тыс. руб. | ООО «АСТОР ТРЕЙД» | портативный компактный аппарат; память на 2 000 позиций; имеет встроенный аккумулятор; RS232 (опция – GPRS); подходит для интернет торговли |
|
| 17,5 – 25 тыс. руб. | ООО «Пионер –Инжениринг» |
К работе на кассовой машине допускаются лица, освоившие правила эксплуатации ККТ в объеме технического минимума и изучившие Типовые правила. С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности.
При первом включении кассы необходимо войти в режим программирования ККМ и настроить необходимые параметры функционирования :
В течение смены кассир-операционист или другое материально-ответственное лицо обязаны:
Основные реквизиты кассового чека:
В ККМ предусмотрены следующие виды отчетов:
В отчетах формируются только те операции, которые выполнялись. В разных типах ККМ предусмотрены определенные виды отчетов, например, сменный отчет, отчет по кассирам, отчет по отделам (услугам); отчет по продажам через коды товаров (услуг), почасовой отчет и т.п.
Чеки на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю . Если покупатель по какой-либо причине возвращает чек, то кассир вправе выдать по нему деньги только при наличии на чеке подписи руководителя организации или его заместителя. Деньги по неиспользованным чекам возвращаются покупателям обязательно той кассой, которая выдала чек.
В конце смены кассиром совместно с администрацией составляется "Акт о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам", где перечисляются номера и суммы каждого чека. После этого чеки погашаются, наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию.
Сумма по акту на возвращенные покупателям чеки заносятся в "Журнал кассира-операциониста". В ней также указывается количество напечатанных за день нулевых чеков. При возврате покупателем товара (кроме ЛП,), а также при ошибочном наборе на чеке кассового аппарата неправильной суммы выдается "сторнированный" чек.
Эти операции должны оформляться следующим образом. Возврат покупателю денежных средств происходит при предъявлении им товара (кроме ЛП) и документа, подтверждающего его приобретение в аптеке, т.е. чека кассового аппарата. При приеме товара и выдаче денег покупателю выписывается приемная накладная, а покупатель в своем заявлении указывает причину возврата. Заявление подписывается также лицами, уполномоченными руководителем осуществлять прием возвращенного товара и выдачу денежных средств.
При выдаче "сторнировочного" чека может возникнуть ситуация, когда выручка за текущий день, отраженная в кассовом аппарате, окажется меньше суммы, которую должен получить покупатель за возвращенный товар. В этом случае возврат денежных средств покупателю должен осуществляться через главную кассу аптеки путем выписки расходного кассового ордера.
Если кассовый аппарат пробил чек на неправильную сумму, ошибочно выданный чек должен сторнироваться, после чего составляется акт, в котором указывается номер чека, сумма и причина ошибки. В объяснительной записке кассира, пробившего этот чек, должна быть указана причина ошибки, после чего акт заверяется членами комиссии, назначенной приказом директора аптеки.
Акт, два чека кассового аппарата (ошибочный и "сторнировочный") и объяснительная записка подкладываются к отчету кассира за тот день, в который была произведена ошибка.
При приеме наличных денежных средств от юридического лица кроме чека ККТ обязательно должны быть выданы счет-фактура и корешок приходного кассового ордера. В конце дня распечатываются отчеты Z (с гашением) и контрольная кассовая лента. По показаниям счетчиков (регистров) отделов на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленты. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку и данными отчета Z.
После определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста за подписями кассира и представителя администрации аптеки. Итоги по контрольным лентам должны регистрироваться в книге продаж по окончании дня.
В приказе об учетной политике можно сделать запись о том, что итоги по операциям с физическими лицами учитываются в книге продаж, а с юридическими лицами - нет, т.к. им выдается счет-фактура, которая заносится в книгу продаж.
Использованные контрольные ленты хранятся в упакованном или опечатанном виде в бухгалтерии предприятия в течение 15 дней после подписания результатов последней инвентаризации, а в случае недостачи - до окончания рассмотрения дела. После окончания установленного срока хранения контрольные ленты, рас¬печатка сдаются по Акту об их списании (уничтожении) организациям по заготовке вторичного сырья.
Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов обязаны применять ККТ только в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, ряд юридических фактов или занятие видами деятельности, которые не предполагают продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, исходя из положений Федерального закона, не требуют применения ККТ.
В случае ошибки кассира-операциониста: - при вводе суммы и невозможности погашения чека в течение смены неиспользованный чек актируется в конце смены; - в выдаче сдачи покупателю при возникновении спора покупатель имеет право потребовать у администрации снятия кассы.
Кассир-операционист не имеет права:
В случае установки кассы в отделе аптеки - на рабочем месте провизора (фармацевта) на него распространяются обязанности кассира-операциониста.
Кассир -операционист имеет право:
Кассиру -операционисту запрещается:
Кассир не должен иметь в кассе личных денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).
При закрытии аптеки или по прибытии инкассатора , если он по графику прибывает до закрытия аптеки, кассир должен :